Самоанализ: что это такое и как его проводить? 5 причин начать анализировать самого себя

Самоанализ — это психологический прием, помогающий человеку понять самого себя, изучить собственный внутренний мир, осознать причины поступков и реакций на определенные события жизни. В самоанализе большую роль играет имеющийся опыт, система ценностей и переживаний человека. Но существуют и препятствия, мешающие провести качественный самоанализ — проекции, особенности личностного восприятия фактов, переживания.

Определение

Самоанализ – это анализ собственных переживаний, поступков, размышлений и потребностей. Человек изнутри познает глубины собственной психики и свой внутренний мир. Сегодня самоанализ является неотъемлемой частью психотерапевтической и психологической работы. Благодаря этому процессу удается рассмотреть различные виды неврозов и психологических травм.

Очень часто человеческая память отказывается принимать и воспроизводить травмирующие факторы прошлого. Вот только апатия, тоска и общее недовольство жизнью начинают давить на человека со всех сторон. Так психика реагирует на событие, с которым индивид не в состоянии справиться. В результате психика разделяется на две части, одна из которых переходит в «замороженное» состояние, а другая пытается выжить. И все бы ничего, но со временем начнут проявлять себя психосоматические расстройства, а появившаяся вдруг из ниоткуда депрессия загонит в тупик.

Чтобы вернуться к нормальному образу жизни, нужно прорабатывать старые травмы и даже вполне безобидные ситуации, после которых могли остаться неприятные ощущения. Именно здесь на первое место выходит самоанализ.

Цели

Во время самоанализа может возникнуть чувство сопротивления, требующее проработки

В такие моменты важно понимать, что временные ухудшения – это часть процесса самопознания. Во время раскрытия подавленных, травмирующих ситуаций человек всегда ощущает тревогу

Главная цель самоанализа — раскрывать скрытые ранее от сознания эмоции, потребности и чувства. Только столкнувшись с правдой, человек может освободиться и начать действовать.

В повседневной жизни самоанализ нужен в первую очередь для самореализации. Он помогает принимать ответственные решения и отстаивать свои позиции.

Самоанализ урока. Виды

В педагогике принято выделять несколько видов самоанализа урока. Образцы для их написания имеют похожую основную структуру, разница заключается только в описании главной составляющей части всего урока.

Итак, какие они — основные виды самоанализа:

Краткий. Педагог дает уроку обобщенную оценку, описывая цели, задачи и результаты выполнения.

Поэтапный. Здесь нужно анализировать каждый элемент урока и их взаимосвязь с другими этапами проведения занятия.

Структурно-временной. Учитель анализирует количество времени, потраченное на конкретный этап занятия, и рационализирует использование отведенного времени. Он пытается понять, не была ли затянутой проверка домашнего задания или не мало ли было отведено внимания на практическое применение полученных знаний.

Комбинированный. Педагог должен дать оценку дидактическим целям урока и его структурным элементам.

Дидактический. В этом подходе самоанализа урока рассматриваются методы и приемы, использованные для достижения дидактической цели.

Аспектный. Проводится подробный анализ каждого аспекта урока. То есть использование обучающих материалов, проверка ЗУН (знаний, умений, навыков) и т. д.

Полный самоанализ. Педагогу нужно провести дидактический, аспектный анализ, проверить ЗУН учеников и оценить результативность занятия.

Психологический

Проводится оценка того, насколько учащимся уделяется внимание и как проходит индивидуальная работа.

Комплексный. Состоит из всех перечисленных видов самоанализа урока.

Способы

Раз мы уже разобрались, что такое самоанализ, приступим к практике.

Для проведения подобного типа аналитики предполагается специальная обстановка, позволяющая человеку раскрыться и искренне поведать самому или другим о своих мыслях по поводу той или иной жизненной ситуации. Цель — развить умение самоанализа у индивида. Способов проведения самоанализа два.

Через игру. Вам могут предложить провести исследование через психологические тесты, например, нарисовать что-либо на листке бумаги, а далее специалист делает свои предположения о вашей личности, опираясь на данные вашего рисунка. Благодаря данному роду занятий человек может открыть в себе что-то новое, задуматься.

Можно попробовать самостоятельно анализировать свои сновидения, ведь именно через сновидения психика дает о себе знать, выявляются проблемы и переживания. Это связано с тем, что во время сна человек не контролирует себя, и тот сон, который пришел к нему ночью, почти всегда символизирует какой бы то ни было внутренний конфликт. Для этого заносите данные о своем сне туда, куда вы всегда имеете возможность «залезть». После того как сведений занесено достаточно (в районе 5-10 сновидений), можете приступать к аналитике. Анализируйте, какие люди снятся, как вы с ними контактируете, как проявляете себя, обратите внимание на окружающую обстановку. Повторяются ли события во снах? Если ответ «да», то в психике происходит внутренний конфликт, решение которому вы не очень-то спешите найти. Ваша задача — добраться до истины и разобраться в этом конфликте, понять и отпустить назревшую проблему.

Через дискуссию также можно осуществить личностное развитие. Самоанализ в данном случае вы можете провести самостоятельно, наедине с собой, или обратиться к специалисту, который в нужный момент давал бы толчок и наставлял на правильный путь развития. Следует быть в нейтральном состоянии, дабы не придавать жизненным ситуациям преувеличенную эмоциональную окраску. Выяснить причины возникновения данных обстоятельств, возможные следствия и последствия.

Задачи

Перед каждым человеком, решившимся посетить занятия самоанализа, стоит ряд определенных задач:

  1. Выражать себя как можно полнее и искреннее.
  2. Попытаться понять бессознательные движущие силы и то, как они влияют на жизнь.
  3. Научиться менять установки, что нарушают отношения с собой и окружающим миром.

Очень часто человек сталкивается с ситуациями, которые вынуждают его делать то, чего он в конкретный момент не хочет. Например, нередко можно столкнуться с эпизодом, когда человек поддался уговорам друзей и идет с ними в кино, хотя на самом деле он в этот конкретный момент хочет почитать книгу. Одно дело, если он пообещал пойти в кино – свои обещания нужно выполнять, об этом говорят даже гуру психиатрии. И совсем другое, когда человек идет на поводу желаний других людей. В этом случае он отказывается от себя, своих чувств и желаний, что в конечном итоге может превратиться в очередное психосоматическое расстройство.

Практика качественного самоанализа

Посмотрите свое расписание, выделите на неделе несколько часов свободного времени, в идеале пусть это будет целый вечер, целый день или полдня. Час времени может оказаться недостаточным, и если практику прервать не завершенной, то от нее просто не будет смысла, поэтому выделяйте время с запасом. Закончите раньше, останется много свободного времени и вдохновения для начала действий.

Далее определите место, где вы сможете быть в полном одиночестве, чтобы вас никто в это время не беспокоил. Возьмите с собой блокнот и ручку. Отключите телефон, социальные сети, интернет, компьютер, телевизор и прочее. Вас ничего не должно отвлекать в этот момент, никаких внешних помех вашим мыслям.

Переведите мозг в альфа-состояние. Для этого успокойтесь, постарайтесь отключить внутренний диалог, расслабьтесь, и попробуйте просто ощутить состояние радости, вспомните самые счастливые моменты из своей жизни. Далее усильте это состояние радости и спокойствия, после чего снова отключите внутренний диалог и воспоминания. Просто позвольте физическому и мысленному покою пролиться на все ваше тело. Далее переходите к вопросам.

Самоизучение и его методики


Для начала стоит понять, что самоизучение — это исследование бессознательного в самом себе. Вы сами выступаете в роли пациента и специалиста, например, психотерапевта. Возникает вопрос: а возможно ли такое, что человек сам, со своими комплексами, недостатками и сопротивлениями смог бы объективно изучить себя и свой характер? Ответ прост — не только возможно, но является основой психотерапии. Без работы над самим собой, невозможна помощь конкретной личности со стороны кого бы то ни было.
Возникает другой вопрос: а какую методику самоанализа лучше всего выбрать, какая из них лучше? И также ответ достаточно прост. Нет лучшей школы самодиагностики личности, есть Ваше желание, и ничего более. Конечно, школ много, и главным в них выступает не собственно, метод или школа, а умение донести знание до человека и побудить его к достижению гармонии с самим собой.

Здесь стоит упомянуть школу Фрейда и неофрейдистов. В последнее время это направление исследования бессознательного с довольно специфических позиций стало модным. Думаю, не стоит доверять ни фрейдистам, ни неофрейдистам больше, чем другим школам. Несомненно, сексуальное влечение оказывает существенную роль на личность и ее поступки, однако навряд ли эта роль является главенствующей. Но здесь, как говорится, дело вкуса.

Пример из моей жизни

В школьные годы, я занимался спортом, часто наблюдал за звездами спорта по телевизору, и хотел стать таким же. Так же меня привлекало то, как встречают известных музыкантов и актеров, их многие узнают, хотят сфотографироваться на память и часто просят оставить автограф. Тогда мне казалось, что стремиться к известности это мое личное желание, и поэтому оно не покидало меня долгое время даже после школы. Я хотел стать богатым и известным человеком, но известность меня привлекала больше.

Со временем, я заметил, что стремление стать богатым выросло, а жажда известности стала меньше. Но позже я понял, почему так произошло.

Как я позже понял, меня привлекала не сама известность, а возможности которая она приносит. Позже меня привлекала мысль стать богатым, но моим истинным стремлением было получить те возможности, которые приносит богатство. Это комфорт, безопасность, чувство спокойствия.

А что такое хорошая жизнь?

Наверное, большинству современных людей при слове «научиться жить» приходит на ум «хорошо жить, стать богатым» и так далее. Но это не так. Вернее, не совсем так. Богатство, слава и прочие призрачные элементы «верха счастья» на поверку оказываются не такие уж и счастливыми. Скорее наоборот. Все это настолько осложняет человеку жизнь, что большинство богатых людей мечтает быть счастливыми. Потому что это точно не тождественно друг другу.

Психологический аспект отношения к тому, что называется «счастье» — вещь настолько глубокая и индивидуальная, что описать ее довольно трудно.

Моя задача не в том, чтобы подарить всем счастье, моя задача состоит в том, чтобы вы сами с моей помощью нашли его. А для этого вы сначала должны найти себя самого.

Профессиональный психотерапевт, коучинг или психолог учит человека не методике повышения интеллекта, таланта и способностей. А тому, чтобы сам человек смог сделать себя более умным, талантливым или способным

И здесь не важен объективный уровень — здесь важно, насколько вы сами оцениваете этот уровень и насколько ваш уровень поможет вам стать счастливым, жить в гармонии с самим собой

Определения самопознания

В философской и научной литературе представлен ряд определений понятия самопознания. Под самопознанием понимается:

  • познание своего Я в его индивидуальности, условиях и способах реакции, характерных только для него, в склонностях и способностях, силах и пределах собственного Я;
  • сложный и многоуровневый процесс познания себя в качестве субъекта деятельности и общения, построения и коррекции образа Я, наполнение содержанием самосознания личности;
  • динамичный, качественный, интегративный процесс Я-концепции личности, развёрнутый во времени, направленный на познание себя в качестве субъекта деятельности и общения, характеризующий мотивационно-ценностное отношение к овладению системой знаний о себе, своих психофизических и морфофункциональных возможностях, их творческом использовании для саморазвития и самосовершенствования.

Польза

Самоанализ урока помогает учителю посмотреть на работу со стороны, оценить плюсы и минусы своей педагогической деятельности. Это своего рода рефлексия, которая помогает выделить неучтенные резервы, выработать свой педагогический стиль и сформировать профессиональное кредо.

Здесь все происходит точно так же, как и в психологии. Только теперь учителю нужно спрашивать не «Кто я?», а «Какова цель моих действий?» Определившись с ней, можно найти эффективные пути к ее достижению. Самоанализ нужен каждому человеку, чтобы становиться лучше. Только осознав свои способности, он перестанет переделывать других под свои представления и станет по-настоящему свободным, успешным и счастливым, что, собственно, отразится и на его профессиональной деятельности.

Изучение трудовой деятельности

Человек всегда стремится заниматься именно тем, что ему нравится. В идеале его увлечение превращается в высокооплачиваемую трудовую деятельность.

Через самоанализ работы индивид подогревает интерес к своему роду деятельности, воодушевляет других. После осмысления важности своего призвания получает порцию вдохновения и необходимую каждому гармонию, вырабатывает стимул продолжать развиваться.

В интернете существует огромный набор подобных статей, где учителя, доктора и прочие представители профессий повествуют о своих мыслях насчет своей работы. При желании можете почитать или написать свою собственную.

Ваши чувства как ключ

Вернемся к основам самоанализа. Главное в методике самоизучения своего подсознательного — это максимально снизить сопротивление.

Необходимо пытаться забыть про свои привычки и пристрастия, отнестись к самому себе как будто к другому человеку. Нужно забыть свои чувства на данный момент, и сконцентрироваться на своих чувствах ранее, в какой-то определенный момент

Здесь важно ваше желание. Чем выше желание постичь себя, тем меньше должно быть сопротивление

Например, вы испытываете страдания от того, что расстались с некогда близким вам человеком. Вы не можете полноценно спать, работать, общаться и мысли Ваши направлены только на это.

Для того чтобы понять, что же произошло с Вами, вы должны успокоиться и вспомнить свои чувства к этому некогда близкому вам человеку на разных этапах. Вспомните, что вы чувствовали, когда он дарил вам цветы, когда Вы вместе смотрели интересный фильм, когда первый раз поссорились из-за Вашего флирта на вечеринке со своим знакомы. Вспомните, как Вы читали гороскопы и один из гороскопов Вам внушил, что Вы якобы «водолей», а Ваш близкий человек — «рак», поэтому «водолей» всегда флиртует, а «рак» замкнут и эти два «знака» несовместимы. Если Вы честно и объективно попытаетесь провести самоанализ, вспомните слова Вашей мамы по поводу Вашего близкого человека. Вспомните, что флиртовать со знакомым на вечеринке, собственно, и не хотели, но гороскоп просто обязывал Вас вести себя в полном соответствии с Вашим «знаком».

Углубитесь в себя:

  • Что вы чувствовали, когда первый раз встретились?
  • Страх одиночества?
  • Страх показаться толстой?
  • Страх запаха изо рта утром, когда вы один раз встали позже обычного и не успели почистить зубы?
  • Какие были Ваши чувства, когда Вы первый раз остались наедине?

Сопротивление и Ваше Я обязательно направит Вас по ложному следу, и заставит отторгнуть попытку самоанализа. Да, Ваш близкий совершенно точно чрезмерно ревнивый. Он ведь должен войти в ваше положение, признать Вашу свободу.

А теперь представьте все, что Вы чувствовали в те моменты, но с точки зрения стороннего наблюдателя. Как бы Вы отнеслись к другой девушке, которая на вечеринке открыто флиртует со знакомым, заранее зная, что ее близкому человеку это не нравится. И вы наверняка увидите, что Ваше поведение было не просто некрасивым, но не к месту и не ко времени. Что Ваше поведение спровоцировала та бредятина, которую выдумывают люди и называют «гороскоп». Что эти «гороскопы» противоречат друг другу, потому что являются не более чем выдумкой человеческой в силу фантазии и маркетинга…

Мы поверхностно рассмотрели лишь самый первый метод самоанализа самого себя и своего поведения, дали поверхностный взгляд на самоизучение. Чтобы вы поняли, что это такое и в каком направлении вам идти.

Далее мы рассмотрим с вами, какие методики для самоанализа существуют и что выбрать конкретно вам.

Обязательно подпишитесь на обновления моего блога и расскажите о нем друзьям!

Постановка целей: при чем тут самообман?

Самообман — одна из форм психологической защиты личности. Американский психоаналитик и психотерапевт Рой Шефер в своем труде «Новый язык для психоанализа» описывает самообман как способ «неосознанной защиты» от неприятных или вызывающих стыд переживаний (открытий). Посредством самообмана человек стремится выглядеть лучше и в своих глазах, и в глазах общества. Именно это мешает ему впоследствии грамотно ставить цели.
Иногда, чтобы соответствовать собственным ожиданиям и взглядам общества, человек занимает абсолютно невыгодную для себя позицию: начинает заниматься тем, что не нравится, берет на себя слишком сложные задачи, не дает себе остановиться и отдохнуть. Сам по себе «самообман» — выражение ненаучное, примерно как «токсичность». Под ярлыком самообмана скрывается несколько разных стратегий действия.

Синдром постоянной занятости

Когда человек с головой погружается в работу, а если у него нет возможности работать — он прокрастинирует. Такой трудоголизм помогает отвлечься от сильных потрясений (например, от разлуки, болезни и потери близких). «Работа не оставляет времени на депрессию», при этом она, возможно, не будет приносить удовольствия, а просто станет поедать время жизни, которое иначе было бы наполнено болью или тревогой.
Как справиться? Признать источник настоящей тревоги и встретиться с ним лицом к лицу. Если причина такого состояния — стресс, то вам нужно завершить цикл стресса, пройти через него, как через туннель. Возможно, вам понадобится помощь специалиста.

Отрицание действительности

«Я хороший специалист, мне не нужно дополнительное образование, и вовсе не важно, что моя индустрия постоянно развивается» — это пример отрицания действительности. Некоторые люди считают, что признание собственных недостатков или запрос на получение новых навыков сделает их менее уважаемыми, понизит градус профессионализма. Однако это не так.
Помните: обращаясь за помощью и признавая собственные недочеты, вы открываете новые точки роста для себя как для личности и профессионала.

Рационализация

«Если бы мне нравилась эта работа, результаты были бы лучше, но я пока просто набираю опыт, и лучше предложения я не найду» — попахивает отчаянием, с которым может столкнуться любой человек. Кто-то уверенно шагнет в неизвестность и отправится на поиски новой работы, а кто-то менее решительный (что тоже нормально!) станет объяснять свое присутствие на нелюбимой работе. Рационализация, как пупырчатая пленка, обматывает неприятные факты так, чтобы они не слишком выпирали и травмировали нас в очередной раз.

Проекция

Когда человек винит в неприятных обстоятельствах не себя и внешние обстоятельства, а окружающих людей. «Родители сказали мне пойти учиться на врача, а я хотел стать иллюстратором детских книг» — примерно так звучит проекция. Но ответственность за решения человека всегда будет лежать на нем, и зачастую на дне такого самообмана лежит неготовность брать ее на себя.

Нарушение обязательств «в кредит»

Например, человек решает бегать каждое утро, но пропускает тренировки, обещая наверстать в следующий раз. Пробежать в два раза больше, отказаться от сладкого «в наказание». Если ему не удается выполнить новое обязательство, он испытывает фрустрацию. Часто это состояние возникает из-за изначально завышенной планки.
Важно ставить себе цели и задачи, ориентируясь только на свое состояние, не оглядываясь на чужие установки.

Воодушевляясь самой целью, человек начинает жить в идеальной картинке и забывает о реальных действиях. Профессор маркетинга из Школы бизнеса при Висконсинском университете Робин Таннер говорил, что люди представляют свое будущее идеальным и полагают, что когда-нибудь у них будет гораздо больше времени и сил, чтобы выполнить все задуманное. Они ждут подходящего момента, но он может не наступить, потому что сам человек не сделал ни одного шага навстречу ему.

В процессе самообмана человек не просто попадает в иллюзорный мир, но и создает воображаемую лучшую версию себя. Как следствие, он не принимает себя настоящего, не прислушивается к себе, ставит ложные цели, не получает удовольствия от работы и не стремится реализовать себя.

Качественный анализ себя начинается с признания своих истинных желаний, а не навязанных со стороны или построенных в соответствии с идеальной картинкой. Для достижения своих целей необходимо отбросить иллюзии и работать с собой настоящим. Поэтому в первую очередь нужно научиться не обманывать себя.

Алгоритмы

Не всегда нужно анализировать все аспекты урока. Многое зависит от того, ради каких целей было проведено занятие: был ли это фестиваль, урок, проведенный в рамках недели по предмету, или занятие на категорию. Самоанализ можно составить, опираясь на простые алгоритмы действий. К примеру, можно руководствоваться такими позициями:

  • В чем заключается педагогическое кредо и как вам помогают уроки его отразить?
  • Объясните выбор содержания урока и технологии проведения занятия.
  • Какие методы и приемы использованы на уроке, оцените их эффективность.
  • Что получилось и не получилось осуществить.
  • Что можно было бы изменить в ходе занятия. Нужны ли эти изменения и почему?

Профессор

Самоанализ – это то, что большинство людей воспринимают как депрессивное самокопание. Хотя на деле это процесс, что позволяет осмыслить, кем человек является на самом деле

Важно ли это? Очень, потому что о себе нам практически ничего не известно

Однажды один профессор читал лекции студентам и, войдя в аудиторию, сразу же задал вопрос: «Кто я?» Студенты не знали, что ответить. Самые смелые из присутствующих начали выдвигать предположения: «профессор», «ученый», «мужчина», «человек» и т. д. Кто-то из особенно смекалистых нагло заявил, что профессор – никто. Когда варианты закончились, профессор объяснил, что это не более чем роли, которые он играет в обществе.

У каждого человека есть множество ролей: быть родителем, директором, мужчиной (женщиной) и т. д. Но это не сам человек. Если начать отсеивать эти роли, которые приходится играть ежедневно, то вполне вероятно, что под ними человек окажется никем. Чтобы не оказаться в итоге пустым местом с определенным ролевым набором, нужно научиться задавать себе вопросы и находить ответы. В простом вопросе «Кто я?», над которым редко кто задумывается, заключается суть самоанализа. Это процесс, помогающий понять человеку, кем он в действительности является.

Самоанализ урока по ФГОС. Образец

Начинающие учителя достаточно часто испытывают трудности, когда дело доходит до составления схемы самоанализа урока и его написания. Поэтому не лишним будет привести образец самоанализа, точнее, план, по которому его можно написать:

  1. Обозначить тему занятия.
  2. Привести краткую характеристику класса. То есть указать общее число детей, количество сильных и слабых учеников, какие психологические особенности учащихся учитывались в ходе проведения занятия.
  3. Указать тип урока по ФГОС.
  4. Указать универсальные учебные действия (УУД), запланированные на урок, и способы для их формирования.
  5. Перечислить методы и формы, выбранные для проведения каждого учебного этапа. Описать, почему был сделан такой выбор и какие от него ожидались результаты.
  6. Сформулировать главный этап урока и как другие части занятия на него работают.
  7. Проанализировать рациональность распределения выделенного времени.
  8. Какие были использованы наглядные, дидактические материалы в ходе занятия.
  9. Проконтролировать уровень усвоения ЗУН (на каком этапе занятия проводился и в какой форме).
  10. Оценить результат занятия. Были ли достигнуты поставленные цели? В чем причина возможных затруднений.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]