Практически каждый человек хоть раз в жизни сталкивался с тщеславными людьми, которые привыкли упиваться собственным признанием и всеобщей популярностью. Неспроста тщеславие считается отрицательной чертой характера, а в православии является одним из главных смертельных грехов, присущих человечеству. Однако среди специалистов существует и другая точка зрения, согласно которой эта черта характера может стать прекрасным помощником на пути к успешной карьере и самореализации.
Тщеславие – порок или добродетель для человека?
Что такое тщеславие
Многие люди не знаю правильное значение слова тщеславия. Термин тщеславие берет свое начало от двух слов «тщетность» и «слава». Один из величайших исследователей русского языка В.И. Даль описал данную черту характера, как стремление человека к всевозможным почестям и похвалам, пустой славе и признанию даже самых мнимых, а порой и несуществующих достоинств. Особенно актуальной данная проблема стала в современном обществе, где практически каждый человек норовит взобраться на вершину пьедестала не самыми благими и хорошими способами.
Достаточно часто жертвами тщеславия становятся талантливые, творческие и публичные люди.
Заприметить такого человека среди толпы достаточно легко, ведь он всегда стремиться быть в эпицентре внимания и обсуждения. Таким образом, данная черта может означать как положительную, так и отрицательную сторону личности.
Что это такое
Многие направления рассматривают, что такое тщеславие и, несмотря на разницу подходов религии и психологии, социальных и философских наук, остается единым восприятие данного качества в разделе недостатков. Причем от многих черт личности, являющихся неугодными только кому-то одному, тщеславие наносит вред и персоне и окружению. Во многом тщеславная личность даже не осознает своей проблематики, поскольку механизмы, запускающие такое отношение к миру являются в большей степени подсознательными. В итоге могут разрушаться значимые личностные связи, стопориться карьерное развитие и прочие социальные стороны жизни, при этом сама личность, упуская свой вклад, находится в растерянности, не зная, что предпринять.
Пустое тщеславие подразумевает незаслуженную похвалу, причем независимо от первоначального уровня. Так художник, чья выставка однажды прогремела на весь мир, будет ожидать такого же поклонения всем своим работам, даже если в них нет объективного момента творчества. Но и человек, чье самомнение раздуто, может ожидать оваций и восхищения от любого своего шага, даже в профдеятельности, где у него нет минимальных знаний.
Функционирует тщеславие через увеличение других недостатков, например, когда человек не видит желаемого отклика от окружающих, он может начать использовать хвастовство и ложь, а чтобы обеспечивать себе постоянную подпитку положительными эмоциями окружает себя лгунами и льстецами. Такой способ существования в итоге оказывается довольно фрустрирующим, ведь льстецы обычно ищут свою выгоду и оставят при неблагоприятной возможности, а собственная ложь и хвастовство могут разрушить последние искренние связи.
На деле может показаться, что тщеславие движет человека в сторону развития и достижения, ведь эти люди не прощают себе промахов и хотят показывать высокие результаты в любой сфере. Это претензия на идеальность, где амбиции настолько высоки, что невозможны в достижении, не будучи сказочным персонажем или божеством. Высокопоставленные посты, умение танцевать, уровень энергии и способность в молекулярной химии – все это должно быть на высоте (или как минимум так должны заявлять окружающие). Вот и получается, что как двигатель начала новых достижений и стремлений тщеславие вполне подходит, вот только оно не прекращается и после, изменяя всю жизнь человека.
Что значит тщеславный человек
Многие специалисты придерживаются мнения, что на первый взгляд тщеславный человек – это яркая и неординарная личность, которая выделяется среди толпы и привлекает внимание окружающих. Однако самолюбование такого человека может заполнить его внутреннее пространство до такой степени, в которой для других там попросту не останется свободного места.
Каким образом может проявляться данная черта характера:
- Тщетные попытки выставить напоказ собственных чувств и эмоций, чтобы захватить как можно больше внимания.
- Унижение чести и достоинства другого человека, позволяющее ощутить собственное превосходство.
- Постоянное стремление поделиться с окружающими собственными достоинствами и преимуществами.
- Доминирующая потребность в пустом успехе, звездности и публичности.
- Зависимость от мнения других людей.
Люди, которым присуще тщеславие, всеми силами стараются скрывать собственные недостатки и становятся агрессивными, когда кто-либо позволяет себе указать на них.
Признак тщеславия — неспособность воспринимать критику и замечания
Ключевой момент тщеславия заключается в том, что человек не старается стать лучше, единственная его цель – это всеобщее признание и ощущение собственного превосходства. Для таких людей важно лишь то, как они выглядят в глаза окружающих, а не насколько это соответствует реальности.
Часть 11. Тщеславие
Тщеславие – это стремление к тщетной, то есть суетной, пустой славе. Почему пустой, тщетной? Ведь люди порой стремятся к действительно весьма высокому положению в обществе, их амбиции безграничны.
Слово «тщетная» имеет также значение «тленная, скоропроходящая». Любая слава земная, по сравнению с той, что уготовал Господь любящим Его, лишь прах и пепел, пар, поднимающийся от земли и тут же исчезающий. Но слава земная тщетна не только в масштабах вечности. Даже в краткий период нашей земной жизни слава, высокий пост, должность, известность – вещи самые ненадежные и недолговечные. Но, тем не менее, очень многие люди стремятся к славе, почету и уважению. А некоторые делают из этого идола, превращая тщеславие в самоцель. Но не только всецело одержимые этой страстью страдают от тщеславия. К сожалению, в разной степени тщеславие присуще всем нам. Каждому хочется выглядеть в своих глазах, а главное – в глазах окружающих лучше, чем он есть на самом деле. Любому из нас приятно, когда его хвалят, ценят, а не ругают. Почти каждый стремится занять не последнее положение в том социуме, в котором он вращается. Но не этому учит нас Господь.
Однажды приступили ко Христу «мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. Он сказал ей: “Чего ты хочешь?”. Она говорит Ему: “Скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем”. Иисус сказал в ответ: “Не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь?”. Они говорят Ему: “Можем”. И говорит им: “Чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим”. Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев. Иисус же, подозвав их, сказал: “Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть бо
льшим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих”». (Мф. 20: 20–28).
Ни эта женщина, ни апостолы не знали еще, что должен претерпеть Господь в земной жизни. Они, как и все тогдашние иудеи, представляли мессию как земного царя, который освободит их от ненавистного римского владычества, восстановит израильское царство, где даст евреям власть и привилегии.
Тщеславие прикровенное и явное
Тщеславие может быть страстью, смыслом жизни, а может быть мелким, бытовым, но это не значит, что оно не опасно, ведь и могучее дерево вырастает из маленького семечка, и «с голубого ручейка начинается» большая река.
Нередко на исповеди можно наблюдать такую картину. Приходит человек, ходивший в храм всю сознательную жизнь, и начинает вроде бы исповедоваться, а вроде бы и нет: «Да, я, конечно, грешен (как и все) тем-то, тем-то и тем-то. Словом, делом и помышлением, но это все так, по чистой случайности, по недоразумению, а вообще-то я примерный христианин, хожу в церковь, читаю Евангелие, делаю добрые дела». Притом такой человек, естественно, знает тот отрывок из Евангелия от Луки, который читается в церкви в Неделю о мытаре и фарисее, перед Великим постом. Фарисей говорит о себе: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Лк. 18: 11–12), но к себе он эти евангельские слова, конечно, не относит. Или похожая ситуация: женщина, пожилая, на исповеди называет грех, например: «Раздражаюсь, гневлюсь», а потом со всеми подробностями описывает, как и кто ее к этому греху подтолкнул: «Ну, как тут не согрешишь, опять зять пришел выпивши, мусор не вынес, вот и поругались. А так я хорошая, да и вообще это не я, а он меня прогневал». Такая исповедь, конечно, никакой пользы не принесет. Ибо построена она на тщеславии. Человек боится даже у аналоя, перед священником показаться хоть чуть-чуть хуже, чем он про себя думает. Но перед Богом-то мы не покажемся чище, чем мы есть!
В таких ситуациях даже молодым батюшкам все ясно: человек находится в плену мелкого тщеславия, боится уронить свое имя (или, как сейчас модно говорить, имидж) благочестивого христианина или усердного прихожанина: не дай Бог сказать что-нибудь лишнее, что может бросить на него тень и изменить мнение о нем.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что одним из проявлений тщеславия является «стыд исповедовать грехи свои, сокрытие их перед людьми и отцом духовным. Лукавство, самооправдание».
Почему святые отцы, подвижники, победившие, казалось бы, все страсти, видели свои грехи бесчисленные, как песок морской? Именно потому, что они побороли тщеславие и стяжали смирение. Им незачем было казаться в своих глазах и глазах других людей менее грешными, чем они есть. Приближаясь к Богу, они видели себя ничтожными перед величием Творца. Помните, как авва Дорофей спросил одного из знатных горожан городка Газы: кем он будет почитать себя, когда приблизится к императору Византийской империи? И тот ответил: «Почти бедняком». Чем ближе человек к Богу, тем объективнее он оценивает себя.
От тщеславия прикровенного, тайного перейдем к открытому. Тщеславие является очень мощным стимулом, помогающим людям добиться больших успехов. Посмотрим на так называемых «звезд», людей знаменитых, чья деятельность связана с искусством, шоу-бизнесом или спортом. Эти люди почти всегда служат идолу тщеславия. Они кладут на алтарь этого божества лучшие годы жизни, здоровье, семейное счастье, материнство. Все, что обычно для человека составляет огромную ценность, приносится в жертву тщеславию. Все ради одного: еще немного побыть на гребне славы, погреться в ее лучах. Известного оперного певца, который не так давно развелся с женой, спросили, что для него выше: семья или карьера, успех; он уверенно ответил, что ради роста в своей профессии принесет в жертву даже семью. Пение, музыка для него главное в жизни. Правильно говорил преподобный Амвросий Оптинский: «Где голосок – там и бесок». Бесок тщеславия.
А профессиональный спорт? Это же сплошное тщеславие. Детство, молодость, здоровье, все свободное время отдается для того, чтобы повесить на грудь позолоченный или посеребренный кружок из далеко не драгоценного металла. Усилия прилагаются нечеловеческие, организм работает на износ. Мне приходилось общаться с профессиональными спортсменами, почти каждая ночь для них – пытка, все тело, все старые травмы и переломы начинают болеть. Существует даже шутка: «Если у спортсмена с утра ничего не болит – значит, он уже умер». А сколько интриг, зависти и преступлений вокруг шоу-бизнеса, спорта и политики!
Если человек уже укоренился в страсти тщеславия, он не может жить без славы, жизнь теряет всякий смысл. Стареющие «звезды» используют любой скандал, даже сами их режиссируют и создают, чтобы еще хотя бы пару лет продержаться на вершине звездного олимпа. Хотя, казалось бы, уже все, что можно было, достигнуто, все награды, звания, регалии, богатства получены. Тщеславие – это наркотик, без него их жизнь невозможна. Тщеславие рука об руку ходит с завистью. Тщеславный не терпит конкуренции, соперничества. Он всегда первый и единственный. И если кто-то его в чем-то опережает, его начинает грызть черная зависть.
С человеком тщеславным, самовлюбленным, подверженным хвастовству, очень тяжело общаться. Ведь слово общение
означает, что мы имеем с собеседником что-то
общее
, а тщеславного интересует только собственная персона. Его «эго», самолюбие превыше всего. Местоимение «я» и его падежные формы «у меня», «мне» занимают в его речи первое место. Это все, в лучшем случае, вызывает усмешки окружающих, а в худшем – раздражение, зависть и отчуждение. Наоборот, человек скромный, относящийся к себе с самоиронией, всегда приятный собеседник, у него много друзей, с ним приятно общаться. В разговоре он больше слушает, чем говорит, избегает многословия и никогда не выпячивает свое «я». Тщеславный, зараженный «звездной болезнью» человек рискует остаться один, ибо любит только себя и свое тщеславие.
Тщеславие может иметь не только грубые, прямые формы, но и рядиться в одежды смиренные, даже монашеские. Парадоксально, но тщеславный может даже совершать аскетические подвиги и гордиться своим «смирением». Питаемый тщеславием и врагом рода человеческого такой горе-монах может весьма преуспеть в своих «подвигах», но Господь обязательно смирит его. В Константинополе жили два брата, мирянина, они были весьма набожны и много постились. Один из них ушел в монастырь и стал иноком. Его навестил оставшийся в миру брат. Тут он увидел, что инок принимает пищу в обеденное время, и, соблазнившись, сказал ему: «Брат, в миру ты не вкушал пищу до заката солнца!». Монах ответил ему: «Это правда! Но в миру я насыщался через уши: пустые людские слова и похвала немало питали меня и облегчали труды подвижничества».
Когда мы затеваем какое-либо хорошее дело, нужно особенно быть настороже, чтобы не быть плененным тщеславием. Ведь очень часто, когда мы помогаем людям, нами в глубине души движет самолюбие и тщеславие, и, вроде бы совершив доброе дело, мы можем ожиданием суетной похвалы испортить весь труд. Трудящийся ради тщеславия и похвалы уже получает награду здесь, а значит, не получит ее из рук Творца. Иногда мы можем наблюдать, как легко и быстро идет дело, если нами движет тщеславие, и, наоборот, с каким скрипом и какими искушениями продвигается иной раз по-настоящему доброе дело, затеянное без тайного желания получить похвалу и самоудовлетворение. Если же мы в чем-либо преуспели, нужно почаще вспоминать слова пророка Давида: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу» (Пс. 113: 9). И особенно полезно, если за труд нас не только не отблагодарят, но даже, наоборот, будут поносить. Преподобный Исаак Сирин говорит: «Пей поношения как воду жизни». Вот такое дело, действительно, принесет пользу душе. А «за неблагодарных Бог благодарит», как говорил один мой хороший товарищ, ныне уже покойный.
Один святой отец сказал, что воздаяние бывает не добродетели, не труду ради нее, а рождающемуся от этого смирению.
Тщеславие святитель Феофан Затворник называет «домашним вором», оно подкрадывается незаметно и похищает у нас тот труд, которые мы затеяли ради Бога и ближнего, и награду за него. То же происходит, когда мы из хвастовства начинаем рассказывать про свои добрые дела другим людям, сами у себя похищая возможность получить награду от Господа за них. Тщеславие может похитить и молитвенные труды, если они совершаются без смирения.
Борьба со страстью
Как же бороться с этим хитрым змием, который исподволь пролезает в душу и похищает наши труды, сводя их на нет?
Как уже неоднократно говорилось, противопоставлением ему противоположной добродетели – смирения. Например, известно, что самолюбие, обидчивость есть порождение тщеславия. Человек, не терпящий критики, легко ранимый, мгновенно обижается и как бы говорит себе: «Как они смеют? Ведь я не такой, я хороший! Как они могут так говорить?». И хотя нам это и неприятно будет услышать, но скорее всего, наши обидчики, критики правы. Ну, пусть не на все 100%. Ведь со стороны виднее. Мы представляем себя всегда лучше, чем мы есть на самом деле, прощаем себе многое, чего не потерпели бы в других. Так что есть о чем задуматься. Обидчивого критика повергает в уныние, а для умного человека она является стимулом для роста. Критика вообще бодрит и не дает почивать на лаврах, понуждает к исправлению. Мы должны не только не обижаться, но поклониться в ноги обидчикам как нашим воспитателям, которые вовремя «дают нам по носу» и подрезают крылья нашему тщеславию.
Обиду, как и гнев, нужно гасить, когда она еще является маленьким угольком, искрой, пока пламя обиды не разгорелось. Если в костер не подкладывать поленьев, он потухнет. Если обиды не «солить», ее не лелеять, а постараться поскорее забыть (или просто изменить свое отношение к критике, то есть принять ее к сведению), обида быстро пройдет.
Люди духовные, подвижники не только не боятся поношений, но и с радостью принимают, как будто напрашиваются на них, тем самым скрывая свои подвиги.
Старец Паисий Афонский рассказывал: «В одном монастыре Греции был обычай: за трудную работу давать братиям немного денег. Монахи хотели потрудиться побольше, а полученные деньги раздать бедным. Так делали все. Только один монах поступал по-другому. Никто никогда не видел, чтобы он подал милостыню хотя бы одному бедняку. И его прозвали Жадиной. Проходили годы. Все оставалось по-прежнему. “Вот скупердяй!” – думали другие монахи. Но вот пришло время перейти монаху, прозванному Жадиной, в жизнь иную, и он умер. Когда в окрестных селениях узнали про его смерть, в монастырь стали стекаться все жители, чтобы попрощаться с умершим. Они оплакивали его и сожалели о его смерти. А братия удивлялась. “Что сделал вам доброго этот человек, если вы так оплакиваете его?” – спросили они. Один крестьянин сказал: “Он спас меня!”. А другой добавил: “И меня!”. Оказывается, монах, которого прозвали Жадиной, копил деньги и покупал волов самым бедным крестьянам, чтобы они могли пахать землю и их дети не сидели бы без хлеба. Так он спасал их от голода и бедности. Как же были удивлены все те, кто считал монаха жадиной!».
У святителя Феофана также находим совет, как побеждать тщеславие смирением. Одной женщине он пишет: «Не присадиться в церкви хорошо. А придет тщеславие, нарочно присядьте, чтоб сказать помыслу, когда станет тщеславиться: сидела ведь и сама. Один отец, когда пришел помысл тщеславия, что много постится, вышел рано туда, где много народу бывает, сел и начал есть хлеб».
Итак, будем помнить, что начинается тщеславие с мелочей: кому-то похвастались добрым делом, где-то с радостью приняли похвалу и лесть. А там уже недалеко до того, чтобы страсть поселилась в нашей душе. Чтобы этого не произошло, будем отслеживать тщеславие в самом начале, относиться к своей персоне критично и почаще произносить: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему».
Окончание
Тщеславие – это хорошо или плохо
Как известно, у любого явления существует 2 стороны, которые характеризуются как положительными, так и отрицательными аспектами. Таким образом, определение тщеславия также может быть двояким. Здоровое тщеславие может положительно сказываться на жизни человека, поскольку именно эта черта характера помогает стать более популярным, узнаваемым и успешным. Именно стремление к реализации и признанию становится главным пусковым механизмом для какого-либо начинания человека: учебы в престижном университете, развитии в карьере или открытии собственного бизнеса.
Правильно мотивированный человек будет прилагать все усилия, чтобы добиться высоких результатов и произвести нужно впечатление. Здоровое тщеславие поможет человеку обзавестись полезными знакомствами и расширить собственный круг общения.
Самолюбование
Тем не менее у данной черты характера существует и ряд отрицательных характеристик. При патологическом типе тщеславие не несет в себе какой-либо позитивной функции, поскольку человек не стремиться стать лучше или полезнее в той сфере, которой он занимается. Такие люди часто слишком сильно зацикливаются на собственной персоне, поэтому постепенно отдаляются от близких, начинают с ними конфликтовать и ссориться. При самых тяжелых формах данная черта характера может перерасти в настоящую страсть собственным «я» и манию величия.
Примеры тщеславия из жизни
Жизнь богата на события, и примеры тщеславия в ней можно встретить куда чаще, чем это может показаться на первый взгляд:
- Парень всем рассказывает, что отлично танцует спортивные танцы, очень успешен в этой стезе. На самом же деле он знает только базовые, примитивные движения, просто любит похвалу и лесть.
- Офисный сотрудник похваляется перед коллегами, что он к своим 25 годам имеет машину, квартиру и загородный участок, а они являются лузерами, так как снимают квартиры и ездят на общественном транспорте. Вот только блага, которыми человек так похваляется, достались ему в наследство от родителей.
- Человек, уже давно закончивший школу, продолжает всем приводить себя в пример, хвастаться собственными хорошими оценками и грамотами за участие в региональных олимпиадах.
- Женщина поссорилась с мужем, так как он не заметил ее новую прическу и не сказал ей нужного количества комплиментов.
- Ребенку очень хотелось заслужить похвалу родителей, поэтому он начал выдумывать истории о добрых делах, которые он якобы совершил (перевел бабушку через дорогу, помог девочке найти потерявшегося котенка, подсказал дорогу заблудившемуся прохожему). Родители не могут проверить подлинность его слов, поэтому верят ребенку, хвалят его. В итоге он решает регулярно выдумывать добрые дела, чтобы заслужить одобрение родителей.
- Бизнесмен хотел произвести впечатление на своих друзей, решил купить лучшую яхту. Он так увлекся, что потратил на корабль весь свой капитал. В итоге, бизнес пришел в упадок.
А какие примеры тщеславия из собственного жизненного опыта знаете вы? Может тщеславие проявляли вы или ваши друзья. Поделитесь в комментариях.
Что такое тщеславие в православии
В православной религии тщеславность является одним из семи смертных грехов. Именно этот порок особенно любим Дьяволом, поскольку оно часто лишает человека всякой морали и нравственности. Такие люди легко поддаются земным искушениям, веди их души остаются совершенно беззащитными перед любыми соблазнами темных сил. В древних писаниях данная черта характера имеет достаточно короткие трактовки и описывается следующим образом:
- тщеславие всегда исходит от Дьявола;
- всякий, кто свершает благие поступки только ради мирской славы и признания является тщеславным человеком;
- душа тщеславных людей сродни безводной яме.
Священники отмечают, что тщеславие способно свести на нет все труды людской души, поэтому каждому человеку необходимо особенно внимательно следить за чистотой помыслов каждодневных поступков.
Что такое тщеславие и почему о нем не имела представления знать?
Тщеславие — пустое высокомерие, кичливость, желание быть предметом славы, почитания.
Толковый словарь Ушакова
Определившись с терминологией, обратимся к биологии. Чувство, которое толкает нас на поступки ради признания окружающих, вызывается потребностью доминировать в сообществе. Чем больше влияния в группе имеет самец или самка, тем больше их шансы удачно спариться и наплодить детишек-альфачей, а значит, помимо силы и ловкости, нужно уметь лучше всех надувать грудь колесом, иметь самую яркую расцветку и звонкий голосок.
У наших далеких предков с развитием общественных отношений изменился и характер «показухи». Теперь вожак должен был иметь не только развитую мускулатуру, но и солидную кость в носу и самую роскошную шкуру на плечах.
Именно в этот момент, с появлением внешних ритуальных атрибутов, у остальных членов группы появляется почтение к «статусу», его отдельным признакам, и, следовательно, обостренное желание его получить. Тысячелетиями эти элементы усложнялись, проходя этапы племенного, рабовладельческого и феодального развития человечества.
В период Средневековья, когда «старая» знать заняла основные привилегированные посты, а «новая» еще не появилась, различные слои общества пришли к странному равновесию в восприятии друг друга. Нет, желание быть «выше» других никуда не делось, однако само положение аристократии, по сути, еще военной, на какое-то время исключило из обихода в верхах само понятие тщеславия.
Изысканные одежды, дорогая амуниция и прочие недоступные простым смертным вещи, стали показателем элиты. Достаток людей определял их внешний вид, по которому невооруженным глазом вычислялся статус-кво.
Мечтать о более высоком положении не возбранялось, однако складывающаяся система отношений среди феодалов исключала попытки «запрыгнуть наверх». Ты тот — кто ты есть, и другим тебе не быть. Ты не заработаешь больше князя и можешь повлиять лишь на то, что свойственно твоему статусу.
К вещам, быть может менее всего доступным пониманию знатного человека, относится тщеславие: он пытается отрицать его даже там, где люди другого сорта не сомневаются в его очевидности. Для него является проблемой представить себе таких людей, которые стараются внушить о себе хорошее мнение, хотя сами о себе его не имеют — и, стало быть, также не «заслуживают», — и которые затем сами проникаются верой в это хорошее мнение. […] Только с большим усилием, в особенности с помощью истории, может знатный человек сделать доступным своему представлению тот факт, что с незапамятных времен во всех сколько-нибудь зависимых слоях народа заурядный человек был только тем, чем его считали: вовсе не привыкший сам устанавливать цену, он и себе не придавал никакой другой цены, кроме назначенной ему его господами (создавать ценности — это истинное право господ).
Фридрих Ницше, «По ту сторону добра и зла»
Положение это сохранялось недолго. Развитие государств рождало новые «социальные лифты», которые поднимали наверх, к примеру, зажиточных торговцев или священнослужителей. С крестьянами, периодически поднимавшими бунты из-за грабительских налогов и отвратительного отношения знати, тоже начали считаться.
В этот период именно клирики, как имевшие обширное влияние на массовое сознание, ударили по тщеславию наотмашь.
Тщеславие с точки зрения психологии
Психологи утверждают, что существует 2 вида тщеславия:
- здоровый;
- патологический (деструктивный).
При здоровом тщеславии человек осознает собственную ценность и важность. Такие люди стремятся к справедливости, развитию и самореализации. При такой форме стремление к некому совершенству и признанию не приносит каких-либо негативных оттенков в жизнь человека, а также никоим образом не отражается на его карьере и взаимоотношениях с окружающими людьми. При здоровом тщеславии человек может проявлять лидерские качества, активность и мотивированность.
Человек, тщеславие которого приобрело форму болезни, зачастую даже не осознает возникшей проблемы. Восприятие собственных недостатков и себя как личности – это достаточно сложный, а часто и противоречивый процесс, разобраться в котором под силу не каждому человеку.
Нездоровая любовь к всемирной славе и признанию может сыграть плохую шутку и привести к достаточно губительным последствиям. Деструктивная форма тщеславия характеризуется тем, что человек всеми способами старается понравиться окружающим, завевать их симпатию и восхищение. Для достижения поставленной задачи такие люди могут «идти по головам» и использовать «грязные» методы. К сожалению, для таких людей перестают существовать такие понятие, как хорошо или плохо.
Тщеславие с точки зрения психологии
С точки зрения психологии тщеславие часто порождает и другие негативные качества: гордыню, эгоизм и надменность. Главная проблема тщеславия заключается в том, что его достаточно трудно искоренить, поскольку такому человеку сложно осознать собственные недостатки и их пагубное воздействие.
Признаки
Тщеславие, как черта характера определяется несколькими признаками:
- Любовь к лести. Тщеславные люди обожают, когда их хвалят и часто делают это по отношению к окружающим и всему миру. Им совсем неважно будет ли это правдивая похвала или же попытка «бросить пыль в глаза».
- Резкая реакция на любую критику. Люди, которым присуще нездоровое тщеславие, крайне негативно реагируют на критику в собственный адрес, даже если она конструктивна и подкреплена неоспоримыми аргументами.
- Стремление быть в эпицентре внимания. Такие люди часто ведут себя крайне эмоционально и несдержанно, пытаясь привлечь всеобщее внимание и обсуждение.
- Склонность к унижениям. Зачастую люди используют унижения, чтобы самоутвердиться за чей-либо счет. Человек, который тщеславен, всегда использует возможность поглумиться над чужими промахами и ошибками.
- Надменность. Во время общения с таким человеком у всех собеседников невольно создается впечатление, что он ставит себя выше остальных и практически не интересуется мнением других людей.
- Частая зависть по отношению к другим.
Помимо этого, тщеславная женщина или мужчина могут долго и много рассказывать о собственных достижениях и умениях, чтобы собеседник был буквально сражен наповал. Однако зачастую мнимые победы не подкреплены какими-либо реальными успехами.
Как проявляется тщеславие и как его побороть
Тщеславие может проявиться и как мелкое хвастовство, и как пагубная страсть, которая поражает психику человека, в результате чего все свои силы он тратит, чтобы доказать собственную исключительность.
Признаки тщеславия
Доктор психологических наук, профессор Сергей Гарькавец объясняет, что узнать тщеславие можно по:
- нетерпимости к критике;
- зависимости от чужого мнения;
- стремлению постоянно находиться в центре внимания;
- подверженности лести;
- болтливости, несоответствию слов и поступков;
- мстительности, склонности изображать из себя жертву.
Человек, которого поразило тщеславие, становится зависимым от мнения окружающих. Целью его поведения становится хорошее внешнее впечатление. Такой человек будет делать громкие заявления, вести себя вызывающе, всячески подчеркивая собственную значимость.
Как проявляется тщеславие: Freepick
Любую критику тщеславные люди воспринимают крайне болезненно, так как они совершенно не готовы признавать собственные недостатки. Вместо этого они падки на лесть, которая удовлетворяет их потребность в постоянном восхвалении.
Причины
Психологи утверждают, что данная черта характера закладывается в человеке еще в детском возрасте, когда у ребенка начинает формироваться идентификация личности и самооценка. Для любого малыша важно быть признанным и ценным в кругу семьи, независимо от каких-либо факторов. Важно, чтобы окружение ребенка здраво оценивало его достижения и победы. Родителям не следует излишне хвалить дочку или сына если они того не заслуживают, поскольку это может привести к завышенной самооценке, а впоследствии и к тщеславию.
Данное правило работает и в другую сторону. Если ребенку не хватает похвалы и признания, он будет всеми силами стараться завоевать любовь и внимание окружающих, не осознавая собственного восхваления.
Другие возможные причины появления тщеславия:
- неразрешенный внутренний конфликт;
- детские травмы и семейные проблемы;
- нехватка других чувств и эмоций;
- неоцененность;
- травля со стороны сверстников или взрослых;
- протест и защита.
Как влияет на человека — примеры из жизни
Такая черта характера, как тщеславие оказывает сильно влияние на жизнь человека. Самые частые формы тщеславия – это гордыня, высокомерие и звездная болезнь. Существуют определенные примеры тщеславия, которые могут негативно сказаться на карьере или реализации человека. Так, например, выпускник престижного университета, которому с легкостью давались даже самые сложные предметы, в новом коллективе будет непременно считать себя восходящей звездой. Сотрудники столь спесивого молодого человека вряд ли найдут с ним общий язык, будут сторониться и остерегаться. Однако стоит помнить, что рано или поздно может произойти ситуация, которая «собьет всю спесь» и хвастовство с юноши.
Достаточно часто тщеславием обладают творческие люди с выдающимися способностями. Такой человек начинает мнить себя лучше других, поскольку сумел взобраться на самую вершину. Его самооценка начинает зашкаливать, он ожидает, что остальные будут восхвалять его персону, восхищаться и поклоняться. При этом у человека может сформироваться настоящая зависимость, а впоследствии и психологическое расстройство.
Иногда тщеславие реализуется и в форме имитации саморазвития. Человек может упорно убеждать окружающих его людей в том, что он активно развивается, обучается, посещает различные курсы и тренинги. На самом же деле зачастую такие люди проводят большую часть своей жизни в стагнации и на самом деле стараются «казаться, а не быть». Именно данный вариант тщеславия предполагает стремление выглядеть лучше на фоне других.
Тщеславие негативно сказывается на карьере
Тщеславие и гордыня — в чем разница
Любые негативные качества характера формируются на базе человеческого эгоизма. Тем не менее тщеславие считается менее порочным и грубым качеством нежели гордыня. Тщеславная личность способна осознать пагубность собственного «я», в гордыне же человек полностью пренебрегает другими на фоне собственного восхваления и возвеличивания.
Ася Рахович
Психолог со стажем более 8 лет. Консультант по вопросам межличностных и супружеских отношений, поиску себя.
Задать вопрос
Как избавиться от тщеславия
Чтобы избавиться от такого негативного качества, как тщеславие, человеку придется проделать большую работу:
- Признать собственные недостатки.
- Нормализовать самооценку.
- Снизить уровень тщеславных проявлений.
- Отказаться от любых оценочных суждений.
- Сосредоточиться на деятельности, а не пустых словах.
- Проявлять здоровую скромность и некоторое смирение.
- Признать заслуги окружающих.
Также тщеславному человеку важно определиться с жизненной целью и мотивацией. Все намеченные планы должны быть обусловлены благородным и полезным для общества делом. Благодаря четко поставленной жизненной цели, человек сможет получить моральное удовлетворение от ее выполнения и при этом сохранить собственное достоинство и честь.
В преодолении столь негативного качества первым делом необходимо сосредоточиться именно на действии, а не разбрасываться пустыми словами. Как только одна цель будет достигнута, человеку следует составить новый, более глобальный и масштабный план на будущее.
Избавление от мнимой короны