Что такое ценность с точки зрения психологии: разбираемся вместе

Обновлено 22 июля 2022 587 Автор: Дмитрий Петров
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

Материальное и духовное в жизни человека – это две составляющие его бытия.

Каждый человек индивидуален, поэтому и приоритеты у людей разные: для кого-то основной ценностью является материальный достаток, для кого-то – работа души.

Сегодня поговорим о том, что такое материальные и моральные ценности. Немного подробней остановимся на толковании ценностей, относящихся к духовной сфере.

Определение и роль в психологии личности

Ценности – это значимые для человека объекты, явления, идеалы, которые во многом определяют его поведение и деятельность. Говоря простым языком, это то, что ценно и приоритетно для конкретного индивида.

Ценность – один из основополагающих компонентов личности. В отечественной психологии высшим уровнем структуры личности является направленность. Она отвечает за направление активного внимания человека, т. е. его деятельности. Направленность состоит из трех составляющих: ценностей, установок и убеждений.

Жизненные ценности человека – это фундамент, на котором базируется вся его жизнь.

Альберт Эйнштейн

У каждого человека свой индивидуальный набор ценностей. Формироваться они начинают еще в детстве под воздействием родительского воспитания. По мере взросления на их становление начинает накладывать отпечаток социум. Что-то ребенок перенимает от учителей, что-то берет от сверстников, а что-то заимствует из СМИ и интернета.

К взрослому возрасту основной костяк приоритетов, как правило, уже сформирован. Но это не значит, что он останется неизменным до конца жизни. Некоторые жизненные события могут заставить человека пересмотреть систему значимых для него объектов и категорий. Например, токсичные болезненные отношения, закончившиеся неудачно, могут привести к снижению значимости такой ценности, как любовь.

Чем гармоничнее и сбалансированнее организована система жизненных приоритетов, тем успешнее и счастливее человек.

Функции ценностей

Ценности в нашей жизни значат очень многое. Они формируют своего рода скелет личности, на котором держатся все жизненные цели, определяют наши принципы, приоритеты, модели поведения.

Давайте рассмотрим основные функции подробно.

Регулятивная

Ценности позволяют личности регулировать свое поведение. Для того чтобы чувствовать себя полноценным членом общества, человек должен вписывать свои действия в рамки общепринятых человеческих норм. Если поведение соответствует нормам культуры и морали, человек чувствует себя полноправной и полноценной единицей социума.

Если же действия индивида выбиваются из социально приемлемых моделей, он испытывает тревогу и дискомфорт, которые впоследствии могут перерасти в психические расстройства. Бесполезно отрицать общечеловеческие ценности, ведь они прочно закреплены на уровне коллективного бессознательного.

Прогностическая

На основе ценностей индивид выстраивает жизненную программу, расставляет приоритеты, планирует свою деятельность. Другими словами, он прогнозирует свое будущее. Силы и ресурсы на осуществление этой жизненной программы человек также получает через них.

Оценочная

Система ценностей – универсальный инструмент для оценки объектов и явлений. Она помогает ориентироваться в сложном и противоречивом мире и выбирать наиболее эффективные стратегии поведения. Через призму собственных приоритетов мы оцениваем все подряд, зачастую даже не замечая этого.

Например, ваш знакомый сообщает, что отправил свою пожилую мать в дом престарелых вопреки ее желанию. В вашей системе приоритетов семья стоит на первом месте, поэтому его поступок кажется вам аморальным и беспринципным. Вы принимаете решение не общаться с этим человеком, потому как он больше не вызывает у вас доверия.

Защитная

Ценности являются своеобразным фильтром, защищающим психику от ненужной информации, способной серьезно пошатнуть картину мира человека.

Как известно, мозг воспринимает информацию избирательно. Он просто неспособен переварить все, что попадает в поле нашего зрения. Специальные инструменты помогают ему упростить восприятие.

Например, мы можем просто не замечать чего-то, пропускать мимо ушей, сознательно или бессознательно игнорировать. Особенно это касается той информации, которая противоречит нашим принципам и мировоззрению.

Адаптивная

Ценности помогают индивиду удовлетворять свои потребности социально приемлемым способом. Они играют существенную роль в процессе социализации. Сначала человек приобщается к общечеловеческим ценностям, а затем уже на основе них формирует свои.

Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга

Начать развиваться

Мотивационная

Ценности являются мощным источником мотивации. Делая что-то во имя своих приоритетов, мы получаем мощный заряд побудительной энергии. В процессе достижения жизненных целей она помогает уверенно двигаться вперед и не сходить с дистанции раньше времени.

Эта функция заложена в некоторых техниках тайм-менеджмента.

Самый яркий пример – пирамида Франклина. Ценности являются основанием пирамиды, а над ними располагается все остальное: глобальные цели, долгосрочные планы, краткосрочные планы, планы на каждый день. В идеале каждое свое действие человек должен соотносить со своими жизненными приоритетами. Тогда у него всегда будет высокий уровень мотивации.

Взаимосвязь ценностей с такими понятиями, как оценка, истина и целеполагание.

Для обнаружения и анализа проявления ценностей в действительности, соединения ценностей с действительностью в философии существует такая категория как оценка. Впервые ее ввел немецкий философ Генрих Риккерт (1863 – 1936). По его мнению, оценка – это психологический субъективный акт, выражающий отношение субъекта к ценности. Оценка рассматривает развитие феноменов культуры с точки зрения ценностей. Поскольку культура находится в процессе развития, поэтому понятие, характеризующее культуру в перспективе человеческой истории не может ограничиваться определенной исторической ситуацией.

Все разнообразие культуры до соотнесения с ценностями представляет собой необозримое многообразие прошлого. В историю входит только то, что связано с вневременным — с воплощением ценностей.

Риккерт приходит к двойственному пониманию ценности: с одной стороны, ценность ограничена прошлым и будущим, и, следовательно, связана с определенной исторической традицией, с другой стороны, ценность вневременна и формальна по отношению к историческому материалу.

Вопрос о соотношении истины и ценности является одним из аспектов более общей проблемы взаимосвязи созерцания и действия, теории и практики.

Вместе с тем между истиной и ценностью имеется определенная асимметрия.

Во-первых, установление истинного отношения мысли и действительности чаще всего особо не отмечается. К примеру, высказывание: «человек – разумное животное» равнозначно высказыванию: «истинно, что человек – разумное животное». Устаановление ценностного отношения всегда требует специальных языковых средств: «хорошо, что человек — разумное животное».

Во-вторых, слово «истинный» употребляется, как правило, только применительно к утверждениям.

В-третьих, если идея соответствует своему объекту, то истиной считается идея, если же объект соответствует идее, хорошим считается сам объект.

То, что истина и ценность представляют собой отношение соответствия между мыслью и действительностью, долгое время было основанием для отождествления истины и ценности. В частности у Канта неоднократно встречается мысль, что истина двойственна: она означает соответствие мысли тому предмету, которого она касается и, вместе с тем, соответствие самого предмета той мысли, что высказана о нем.

Человеческая жизнь немыслима без обозначения целей, целеполагания. С рождения и на протяжении всей жизни человек находится в культуре и обществе, и в процессе жизни воспринимает ценности, которые закодированы в культуре. Ориентируясь на эти ценности, человек ставит цели.

Но, зачастую, цели (если говорить о более глобальных, стратегических целях) уже включены в культурное воспитание и воспринимаются как данность: вырастить дерево, построить дом и воспитать сына. Однако, зачастую невозможно сразу разграничить цели и ценности. При разговоре о целях необходимо представляется важным, что цель – это не всегда некое будущее. В определенном смысле, цель является неуловимым настоящим.

Целью может быть наличие процесса с определенными характеристиками. Например, я хочу сохранять хорошее здоровье как можно дольше. Или – я хочу получать определенный доход в течение определенного промежутка времени (в месяц, например). Целями могут быть также сохранение или приобретение определенного состояния или качества (цель стать – свободным, быть уверенным, спокойным). Разумеется, достижением цели в таком случае будет постоянная работа. При осознании и понимании собственных ценностей мы существенно облегчаем целеполагание и выбор альтернатив в различных неопределенных ситуациях.

В целеполагании не менее важным является расстановка приоритетов, создание своеобразной иерархии целей. При этом главные ценности диктуют и главные цели. При расстановке приоритетов необходимо учитывать, что злободневное(срочное) и важное – это разные вещи. Нельзя жертвовать главными целями, а значит, и главными ценностями во имя сиюминутных проблем. Вообще, можно сказать, что в случае стратегических, процессных целей существует максимальное соответствие «цель – ценность».

Классификация

В психологии есть несколько классификаций ценностей.

По содержанию они делятся на материальные и нематериальные.

  • Материальные

К ним относятся объекты материального мира, которые являются частью человеческого быта и культуры. Некоторые из них жизненно необходимы и универсальны: еда, одежда, кров. Другие же служат повышению комфорта и улучшению качества жизни: бытовая техника, автомобиль, различные аксессуары, предметы роскоши и т. п.

Вторые становятся ценностью только тогда, когда нет проблем с первыми. Голодный человек не будет мечтать о собственном автомобиле, пока не сможет обеспечить себе полноценное и регулярное пропитание.

  • Духовные

Не имеют конкретного материального эквивалента и существуют только у человека в голове. Их часто противопоставляют материальным и манифестируют как более важные и продвинутые. Однако это не совсем верно.

Очень часто духовные ценности неразрывно связаны с материальными и даже опосредованы ими. Например, общественное признание может выражаться через обладание предметами роскоши: дорогими автомобилями, элитной недвижимостью, брендовой одеждой, украшениями.

Их значимость определяется в первую очередь морально-этическими нормами, сложившимися в обществе, культурными традициями, общественными идеалами. Какие-то из них меняются с течением времени, а какие-то остаются неизменными на протяжении тысячелетий, например: семья, любовь, дружба, свобода.

Духовные ценности сформировались позже материальных. Они также делятся на несколько видов:

  1. Общечеловеческие жизненные ценности, которые прочно закрепились в коллективном сознании: здоровье, любовь, семья, свобода. Те самые, что не меняются со временем.
  2. Морально-этические отражают представления человека о добре и зле и формируют нравственность. К ним относится честность, верность, чувство долга, уважение и почтение к старшим, сострадание.
  3. Эстетические связаны с переживанием чувства прекрасного.

Следующая классификация делит ценности в соответствии с их осознаваемостью.

  • Осознаваемые

Это те, что человек хорошо осознает, потому что сам их провозгласил. Например, вы говорите себе: “Семья для меня – главное в жизни”. Это значит, что каждый свой жизненный выбор вы будете делать исходя из этой установки.

Чем лучше человек осознает свои приоритеты, тем гармоничнее и счастливее его жизнь. Его не раздирают внутренние конфликты и противоречия, он твердо знает свои цели и желания и целенаправленно движется к ним.

  • Неосознаваемые

Некоторые значимые для нас категории могут скрываться в бессознательном. Они оказываются там в результате действия психологических защит. Человек не хочет признавать в себе какие-то слабости и несовершенства, поэтому старается вытеснить их в глубинные слои психики.

Например, у человека проблемы с самооценкой, он сильно зависит от мнения окружающих. Признавать такое не очень приятно, поэтому он старается всеми силами этот факт от себя скрыть. Но важность чужого одобрения от этого не становится меньше, а лишь перестает осознаваться. При этом она так же продолжает влиять на поведение человека.

Он делает все, чтобы получить одобрение, но прикрывает это другими мотивами. Например, берет кредит на покупку смартфона последней модели, потому что у всех его друзей и коллег такой же. А себе может врать, что старый телефон перестал нормально работать и не держит заряд батареи.

Все неосознанные ценности нужно стараться переводить на уровень сознания. Только тогда с ними можно будет работать.

По направленности ценности делятся на терминальные и инструментальные. Эту классификацию ввел американский психолог Милтон Рокич.

  • Терминальные

Это категории, значимые сами по себе. Среди них есть как духовные категории, так и материальные объекты. Сюда можно отнести любовь, дружбу, свободу, творчество, здоровье, семью, карьеру, комфорт и пр. Это то, к чему человек стремится, вокруг чего строятся его жизненные цели.

  • Инструментальные

Являются средствами достижения терминальных. То есть они значимы не сами по себе, а лишь как инструмент на пути к жизненно важным целям. К ним можно отнести социально одобряемые качества личности, такие как трудолюбие, сила воли, упорство, целеустремленность, стрессоустойчивость, любознательность, креативность. Люди стремятся развить их, потому что они помогают достичь благополучной и счастливой жизни.

Здоровье

Здоровье для многих людей, особенно в зрелом возрасте, становится на первые ступеньки пьедестала ценностей. В то же время для некоторых людей на первом месте – дом, деньги, автомобили и отдых на дорогих курортах. И эти некоторые подчас не очень хорошо понимают, что больному человеку уже ничего не важно, кроме здоровья, он готов отдать все материальные блага взамен на выздоровление, но это далеко не всегда возможно. Нужно бережней относиться к своему физическому состоянию, не убивать себя вредными привычками и чрезмерным трудолюбием, давать разгрузку своему организму и отводить достаточное время на отдых и сон. Чрезвычайно важным является осознание того, что здоровье – самое ценное в жизни любого человека, потому что именно здоровье необходимо всем без исключения.

Иерархия ценностей

В психике каждого человека ценности выстраиваются в иерархию в соответствии с их значимостью. Для кого-то на первом месте может быть карьера, для кого-то главнее семья, а для кого-то важнее всего духовное развитие. Зная, как выглядит его иерархия значимых объектов и категорий, человек с большей эффективностью может прогнозировать свои действия.

Для диагностики ценностно-смысловой сферы личности используется тест Милтона Рокича. Он позволяет проранжировать основные терминальные и инструментальные ценности индивида. Мы с вами ограничимся терминальными.

Давайте определим, из чего состоит ваша система ценностей. Возьмите лист бумаги и ручку. Запишите с левой стороны в столбик 18 пунктов:

  1. Активная, деятельная жизнь.
  2. Здоровье.
  3. Мудрость.
  4. Интересная работа.
  5. Любовь.
  6. Красота природы и искусства.
  7. Материальный достаток.
  8. Наличие верных друзей.
  9. Общественное признание.
  10. Познание.
  11. Личная продуктивность.
  12. Саморазвитие.
  13. Свобода.
  14. Счастливая семейная жизнь.
  15. Счастье других людей.
  16. Творчество.
  17. Уверенность в себе.
  18. Удовольствия и развлечения.

Теперь вам нужно вдумчиво и внимательно прочитать список и выбрать одну самую важную для вас ценность. Запишите ее справа от списка, а в левом столбике зачеркните.

Проделайте процедуру еще раз уже с оставшимися 17 пунктами. Выберите самый важный и запишите его справа под первым. Затем еще и еще, пока в левом столбике не будут зачеркнуты все пункты, а справа не появится новый столбик. Он и будет вашей иерархией ценностей.

Первые 6 пунктов в вашей иерархии – самые значимые для вас объекты и категории, которые по большей части формируют картину мира и определяют поведение. Пункты с 7-го по 12-й – индифферентные для вас ценности, которые не оказывают особого влияния на личность. С 12-го пункта и ниже располагаются отвергаемые ценности. Вы либо совсем игнорируете их, либо относитесь с предубеждением.

Творчество

Ценность творчества заключается в уникальной возможности реализации своих идей. Творчество дает полнейшую свободу самовыражения автору, позволяет путем создания конечного продукта воплотить в жизнь самые смелые свои мысли, эмоции, образы. Творческие люди – это люди с тонкой душевной организацией, это художники, музыканты, скульпторы, дизайнеры, модельеры и многие другие люди искусства. Они стараются реализовать себя в творчестве, совмещая свое призвание, свой талант с повседневной деятельностью и бытовыми обязанностями. Муза – самая главная ценность в их развитии. Процесс создания очередного шедевра становится смыслом жизни, а вдохновение делает этот процесс невероятно легким и приятным.

Меняются ли ценности в течение жизни

Во взрослую жизнь человек, как правило, входит с уже сформировавшейся системой ценностей. Но это не значит, что до конца его дней она будет оставаться неизменной. Жизнь меняется – меняются приоритеты, накапливается опыт. Все это накладывает отпечаток на ценностно-смысловую сферу.

Как меняются приоритеты человека? Чаще всего это происходит без его сознательного участия. Например, в силу возрастных изменений. Вчерашний подросток и человек, перешагнувший 30-летний рубеж, сильно отличаются во взглядах, образе жизни, привычках. Если для первого главными в жизни могут быть удовольствия и развлечения, то второй уже больше ориентирован на семью и карьеру.

Также к слому сложившейся системы приоритетов может привести накопленный негативный опыт. Например, человек длительное время состоял в отношениях, строил планы создать семью, но партнер его предал. Испытав сильную боль и боясь повторения ситуации, наш герой решает снизить для себя значимость ценности “любовь” и сосредоточиться на карьере. Вернее, это решает за него мозг, а сам он просто чувствует фрустрацию в этой сфере жизни.

Проблемы в ценностно-смысловой сфере

Если в ценностно-смысловой сфере личности не все в порядке, будут страдать и другие структуры психики. А самое главное – существенно понизится качество жизни. Давайте рассмотрим возможные проблемы.

  • Конфликт нескольких ценностей

Бывают ситуации, когда жизненные приоритеты приходят в противоречие друг с другом. Это может привести к острому внутриличностному конфликту, который будет истощать человека.

Например, у молодого человека есть два жизненных приоритета: любовь и творчество. Он играет в рок-группе и состоит в отношениях с любимой и любящей девушкой. Но возникает ситуация, в которой ему приходится делать выбор между ними. Парню предлагают пятилетний контракт в другой стране с большими перспективами, но его девушка не может поехать с ним. Выбор для него будет очень сложным и мучительным.

  • Реализация чужих ценностей

Выше я писала, что человек сначала усваивает коллективную систему ценностей, а затем на основе нее формирует свою. Очень важно, чтобы не было перекосов ни в одну, ни в другую сторону. То есть личные не должны идти вразрез с коллективными, а коллективные не должны подавлять личные.

Например, девушка выросла в религиозной семье, где родители очень серьезно относились ко всем правилам и обрядам. Но девушка не чувствовала в душе такой же потребности. Ей хотелось жить обычной светской жизнью, радоваться и развлекаться, как делали все ее сверстники. Но страх и чувство вины перед родителями заставили принять их образ жизни и ограничить себя в желаниях.

  • Деструктивные способы реализации ценностей

Способы, с помощью которых человек реализует свои приоритеты, не должны идти вразрез с законом и нормами морали, а также не должны приносить вред самому человеку, другим людям и природе.

Например, реализовывать ценность “материальный достаток” нельзя с помощью кражи, ценность “удовольствия и развлечения” – с помощью приема наркотиков.

Саморазвитие

Очень ценно развитие самой личности. Человек зреет, становится мудрее, приобретает полезный жизненный опыт, делает правильные, осознанные и взвешенные выводы и, соответственно, принимает правильные решения в любых жизненных и профессиональных вопросах. Он владеет своими эмоциями, культурен в общении, развивает свой кругозор, становится правильным ориентиром для подрастающего поколения. Всесторонне развитый человек уделяет внимание своему здоровью, физической подготовке и внешнему виду, аккуратен во всем, чистоплотен как в мыслях, так и в отношениях. Человек, прилагающий максимальные усилия для личностного роста и самосовершенствования, стремится к изменению своего отношения к жизни, к осознанию своей роли в мире, к улучшению отношений с окружающими людьми.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]