Фотографическая память. Как развить, что это такое, упражнения, как работает

Многие ещё в школе мечтали не заучивать часами стихотворения, а запоминать их сразу после первого прочтения. На самом деле люди с такой феноменальной памятью существуют, и называется она эйдетической, фотографической или зрительной. Для окружающих они являются настоящими талантами, ими восхищаются, на них хотят быть похожими. А вот психологи и особенно психотерапевты далеко не все разделяют такие восторги, потому что считают данную способность серьёзным отклонением.

Так что же на самом деле такое эйдетическая память — признак гениальности, которым стоит гордиться, или патология, которую нужно лечить?

Виды памяти

Информация, поступающая в мозг, группируется под влиянием особенностей психической деятельности, мер осознания образов, от вида целей функционирования, по продолжительности.

Отталкиваясь от органов восприятия объектов, по особенностям умозаключающей деятельности память разделяется на виды:

  • Образная (создается благодаря ощущениям) различается согласно органам чувств:
  1. зрительная;
  2. слуховая;
  3. вкусовая;
  4. обонятельная;
  5. тактильная.
  • Двигательная форма проявляется в виде сохранения и воспроизведения операций, связанных с движениями (навыки плавания, катания на коньках, велосипеде, футбол).
  • Эмоциональный вид выявляется в чувствах, он относится к наиболее достоверному процессу фиксации объектов. Это сохранение пережитых эмоций (страх, стыд, радость, гнев).
  • Смысловая (семантическая) группа, где запоминание основывается на процессах мышления и словах. Такая память бывает механического (вырабатывается в процессе многократного повторения информации без осмысления) и логического (основывается на выработке логических связей) типа.

Исходя от соотношения степеней осознанности, разделяют следующие виды памяти:

  • имплицитная форма – это сохранение образов, излагаемых неосознанно;
  • эксплицитный подвид основывается на умышленном применении добытой информации.

В связи с целями активности разделяют следующие виды памяти:

  • бессознательное мышление, появляющееся в уме независимо от поставленных задач;
  • сознательное запоминание, включающееся благодаря умеренному сохранению объектов, связанное с конкретными задачами.

По длительности удерживания в памяти картин определяются типы:

  • мгновенный (сенсорный) вид, который удерживает информацию, полученную от органов чувств, не обрабатывая ее;
  • кратковременная форма, характеризующаяся непродолжительным восприятием и воспроизведением образов в первые секунды после осознания;
  • оперативный вид, функционирующий только в момент выполнения конкретных задач, потом информация стирается спустя некоторое время;
  • долговременная форма относится к продолжительному хранению информации, характеризуется многократным использованием.

По целям исследования память делят на типы:

  • генетический (передается по наследству);
  • биологический;
  • эпизодичный (сохранение отдельных фрагментов образов);
  • реконструктивный (исправление разрушенных цепочек);
  • репродуктивный (постоянное повторение воспроизведения сохраненного объекта);
  • ассоциативный (создание связок между сохраняемым и существующими объектами);
  • автобиографический (запоминание событий из личной жизни).

Способы и методы развития памяти

Для начала стоит отметить, что мы часто тренируем нашу память и внимание, используя различные бытовые ситуации в повседневной жизни. Мы запоминаем, что хотим купить в магазине, стараемся помнить дни рождения родственников, друзей и знакомых, пересказываем содержание недавно прочитанной книги или учебника – все это и многое другое является хорошей тренировкой памяти

Мы запоминаем, что хотим купить в магазине, стараемся помнить дни рождения родственников, друзей и знакомых, пересказываем содержание недавно прочитанной книги или учебника – все это и многое другое является хорошей тренировкой памяти.

Однако использование специальных упражнений дает нам возможность сконцентрироваться на конкретной цели развития определенной способности нашей памяти.

Говоря о тренировке памяти, важно понимать, что напрямую тренировать конкретную способность заучивать материал практически невозможно

Память всегда развивается в тесной связи с нашим вниманием, восприятием, мышлением, органами чувств и другими явлениями человеческой природы

Поэтому большинство приведенных ниже упражнений производят комплексный эффект на наше мышление, а также на нашу память как важную составляющую мышления.

Для удобства упражнения разбиты на 2 группы: зрительные и слуховые, и в своей совокупности они составляют важную часть нашего тренинга по улучшению памяти.

Исследование феномена

В 1907 г. был открыт феномен эйдетической памяти словенским ученым Виктором Урбанчичи.

Теория данной разновидности способностей исследовалась на протяжении 1920-1940 гг.:

  • Ученым Эрихом Йеншем был сделан большой вклад в развитие науки, его исследования проводились в университете города Марбурга (Германия).
  • Большой вклад в развитие направления сделали советские ученые: Лев Выготский, Павел Блонский, Сергей Рубинштейн, Борис Теплов, Анатолий Шемякин, Полина Эфрусси.
  • Первые упоминания о феномене были опубликованы в книгах Павла Блонского «Педология» и Сергея Кравкова «Очерки психологии» (издание 1925 г.).

Ученые и исследователи обычно не обращали внимания на теоретическое изучение феномена: основное время уделялось практическому применению. В трудах ученых очерчено большое количество информации, касающейся перечисления основных проблем работы с одаренными детьми, описание результатов экспериментов, содержание протоколов исследований, оценивание проделанных работ.

63-й том «Большой Советской энциклопедии» был выдан в 1963 г., в него вошла статья Александра Лурия «Эйдетизм». Автор описывает в ней редкость феномена в чистом виде и его распространение в детском возрасте, угасание во взрослой жизни, причины, по которым это происходит.

Исследования эйдетики были полностью заброшены после Великой Отечественной войны. В 1936 г. вступило в силу направление в педагогике, которое поставило своей целью объединить различные подходы науки и методики образования ребенка.

Причины плохой памяти

Простые народные способы для улучшения памяти Фенибут для улучшения памяти Как развить фотографическую память

Плохо развитая зрительная память не обязательно станет ключом всех бед

Это не принципиально важно. Но все же, большинство информации проходит как раз через глаза

И чтобы максимально охватить всю полноту окружающего нас мира, нужно иметь развитый зрительный анализатор. Хорошо развитая зрительная память — залог адекватного обучения и хорошей запоминаемости. Уровень развития этого вида памяти влияет на скорость обучаемости и ее качество.

Отсутствие или недостаточное внимание малышу, отсутствие развивающих игр и занятий обязательно скажется на дальнейшей обучаемости и активности. Но существуют и приобретенные причины ухудшения и снижения качества «работы» зрительного анализатора

До этого память была хорошая, никто не жаловался, а со временем стали рассеянными, плохо запоминаете и слабо обращаете внимание на детали. Каковы причины?

  • Черепно-мозговые травмы, перенесенные нейроинфекции и нарушения мозгового кровообращения — данные патологические состояния обязательно повлекут за собой разрушение большого количества нервных синапсов и самих нервных клеток. Травма может повредить как раз тот отдел, который отвечает за зрительный анализ.
  • Возрастные изменения — у каждого человека в той или иной степени развивается энцефалопатия. Это происходит из-за постепенного запустевания кровеносных сосудов, образования в просвете мелких тромбов и нарушении питания глиальных клеток и самих нейронов. Клетки головного мозга постепенно отмирают, и количество активно работающих резко сокращается. Оставшиеся нервные клетки не могут справиться с прежним потоком информации и все силы направляют на более важные дела — витальные функции. А зрительная память остается на втором плане для тех клеток, которые не задействованы в важных процессах обеспечения нормальной жизнедеятельности организма.
  • Интоксикация и вредные привычки — любое проявление эйфории без лекарственного вмешательства соответствующей группы препаратов влечет за собой гибель огромного количества нервных волокон. Происходит замещение ткани и настройка работы мозга на обеспечение более важных функций. Поэтому зрительная память страдает.
  • Недостаток полезных веществ в еде — нервным клеткам нужен не только кислород. Но и питательные элементы, которые приходят с пищей. Например, недостаточное потребление жирных кислот и витаминов, глицина приводят к ухудшению работы головного мозга.
  • Эмоциональная и умственная перегрузка — нервные клетки находятся на грани истощения, поэтому решили беречь себя. Они включили lite-режим, в котором берегут себя и не работают в полную силу. В таком случае хороший отдых вернет все на свои места.


Если зрительная память плохо развита у детей, это может привести к проблемам с запоминанием, обучаемостью, на этом фоне — нарушению поведения в целом. Иногда плохо развитая зрительная память может стать причиной плохой адаптации в окружающей среде и социуме.
Резкое ухудшение памяти у взрослого человека приводит к рассеянности, снижению запоминания, сложности во временной адаптации, психологическим проблемам.

Как работает эйдетизм у ребенка, взрослого?

Фотографическая память является возрастной особенностью у детей дошкольного возраста. Обычно при переходе в подростковый возраст она теряется. Ученые определили, что эйдетические образы возникли в начале зарождения человеческой культуры, но одновременно с развитием цивилизации феномен исчезал, а на его место пришло отвлеченное мышление.

Наиболее часто феномен встречается у детей младшего и подросткового возраста и является редкостью у взрослых. Ученые полагают, что процесс потери эйдетизма связан с взрослением человека и обучению навыкам получения информации другими способами.

Профессор Хейбер в 1969 г. в ряде многочисленных экспериментов над детьми вывел правила, с помощью которых эйдетики управляют образами и их запоминанием:

  • Они не смотрят долго на объект.

  • Образ стирается путем интенсивного мигания глаз или их отводом.
  • Информация сохраняется в виде зрительных или словесных образов. При этом люди с феноменом не имеют одновременно двух способностей.

Таким людям для процесса запоминания и удерживания образов необходима эмоциональная подоплека, понимание предметов или явлений и, в качестве мотивации, интерес к происходящему. При соблюдении всех аспектов память может опускать или корректировать некоторые детали увиденной картины.

Процесс запоминания основывается на создании картинки, к которой постепенно присоединяются другие виды памяти: слуховая, тактильная, обонятельная. Такую память нельзя воспринимать как объективное явление, так как она подвержена личной интерпретации человека с последующим таким же воспроизведением деталей.

Что надо знать о фотографической памяти

Для того, что чтобы правильно и эффективно подходить к тренировкам, необходимо разобраться в этом виде памяти.

На самом деле учеными не обозначен такой вид памяти, как фотографическая. В начале прошлого века проводились исследования эйдетической памяти. Эйдос переводится с греческого как образ, внешний вид.

Эйдетическая память — это способность моментально запоминать информацию, но это запоминание отличается от обычного. Эйдетик продолжает видеть этот образ.

Если спросить у него сколько было пуговиц на рубашке у его друга. Она ответит: «Сейчас посчитаю. Так.. раз, два, три, четыре, пять. Пять пуговиц, они белого цвета.»

Образы могут быть зрительные (фотографическая память). Но и других модальностей тоже. Человек может чувствовать запах, вкус, ощущать, слышать звуки.

Так, А. Р. Лурия, описывая в Маленькой книжке о большой памяти удивительную память Шерешевского, упоминает, что слова для него были образами.

Если ему предлагали запомнить звук, то этот образ сопровождался цветовым сопровождением. К запоминаемым им образам всегда были добавлены вкусовые, осязательные и зрительные ощущения.

Его память не имела границ, он запоминал любой длинный или короткий ряд слов. Он мог их воспроизвести через год, через 15 лет без единой ошибки и без предупреждения о проверке.

Поэтому развитие образной памяти, силы образов, играют в фотографической памяти первостепенное значение. И с них мы и будем начинать.

К слову сказать, это достигается за счет идеального взаимодействия обоих полушарий головного мозга.

Почему дети с рождения — гении? Потому что у них до 3-х как раз и наблюдается эта удивительная синхронность. И те взрослые, которые владеют ею, считаются гениальными людьми.

Чтобы сохранить ее у детей, играйте с ними вот в эти игры и читайте нашу статью (откроется в новой вкладке).

А взрослым как быть? Чтобы наладить такое взаимодействие у нас, взрослых, проходите и скачивайте упражнение здесь (ссылка откроется в новом окне). Плюс — оно мощно расслабляет уставшее от сидение в гаджетах зрение.

Основные характеристики

Фотографическая память, развить которую можно при наличии желания, характеризуется продолжением визуализации образов после того, как они исчезли. Картинка, появляющаяся перед взором настолько реальна, что ее можно исследовать детально.

Основными свойствами фотографической памяти служат:

  • запоминание зрительных образов;
  • продолжительный отпечаток картин в памяти;
  • возможность вернуться к запомненному материалу в любой момент;
  • присоединение к зрительному образу органов других чувств (слухового, сенсорного, обонятельного);
  • субъективная интерпретация картин.

Тренировка зрительно-образной памяти

Предлагаем вашему вниманию четыре признанных и наиболее эффективных техник тренировки своей зрительной памяти. Вы сможете выбрать наиболее подходящий для вас вариант или использовать техники поочередно для получения максимального эффекта.

Черная комната

Методика может напомнить сцену из фильма о тайных агентах, где на допросе герой сидит в темной комнате с одной лампой, а перед ним только стол. Это идеальное пространство, лишенное отвлекающих факторов, максимально позволяющее сконцентрироваться на предмете запоминания. В качестве такого предмета предлагается взять простой лист бумаги формата А4 с напечатанной информацией.

Техника следующая: вы садитесь за стол, на котором только этот лист и выключаете свет, после этого включаете свет на определенное время и концентрируетесь на этом листе, снова выключаете свет и по памяти воссоздаете в темноте этот лист в своей голове, пытаетесь прочитать то что на нем. Для удобства источником света может послужить настольная лампа. Такое упражнение направлено на развитие зрительной памяти и концентрации, что приближенно напоминает фотографическую память.

Таблица Шульте

Данная таблица представлена в разделе тренажеров, и хотя она позиционируется как упражнение на внимательность, в изначальном варианте без усложнений, она позволяет увидеть все поле таблицы и запомнить расположение цифр на нем. Данная тренировка эффективна для развития зрительной памяти.

Метод художника

Данной методикой пользуются многие художники, увлекающиеся пейзажной живописью, однако она стала известной благодаря И.Айвазовскому, который для воссоздания реалистичных волн на полотне, долгое время наблюдал за морем, а потом, закрыв глаза, пытался воссоздавать эту картину в памяти.

По его методу можно наблюдать любую картину происходящего, главное замечать множество деталей, а потом, закрыв глаза, тренироваться воссоздавать то же самое в памяти.

Предметы на столе

Для упражнения понадобится два идентичных набора предметов любого характера и размера, помещающихся на столе. Один из них нужно хаотично бросить или разложить на стол, другие же понадобятся чтобы повторить расположение первых в другом месте.

Сначала вы наблюдаете за положением предметом и мельчайшими деталями их размещения, после чего уходите в другую комнату и пытаетесь повторить ту же картину другим набором предметов. По началу, можно повторно давать себе время наблюдения и корректировать расположение второй группы.

Как видите, фактически, невозможно тренировать феноменальные типы памяти, вызванные особенностью функций головного мозга, однако занимаясь тренировкой памяти и саморазвитием, можно добиться желаемого результата, хоть это и будет называться другими терминами, главное чтобы польза от этих умений качественно изменила вашу жизнь.

Степени

Классификацию степеней выраженности феномена составили совместно ученый Э. Йенш и его сотрудники.

Разделение на группы происходит по 6 степеням, начиная с 0-й до 5-й меры:

  1. Во время этапа в памяти возникает послеобраз (продолжение увиденного) после исчезновения объекта. Степень характеризуется кратковременностью.

  2. Далее осуществляется визуализация объекта (придание образу более четких границ). К картине послеобраза добавляются сильные ощущения зрительного восприятия.
  3. Продолжение фиксирования образа не только с помощью зрения, но и воздействием звуковых сигналов. Происходит корректировка отклонений величины и формы запоминаемых объектов.

  4. Запоминание зрительных образов не сложных объектов. При этом уже не требуется фиксация, сложные объекты запоминаются частично.
  5. Внесение ясности и полноты в зрительный образ сложных объектов.
  6. Полная визуализация сложных образов со всеми мелкими деталями.

Согласно степеням выраженности феномена происходит классификация людей, имеющих способности к логическому представлению, которые делятся на 2 типа:

  • «Т-тип» представляет собой людей, у которых появляются стойкие и продолжительные представления образов, не требующие стимуляции.
  • «В-тип» представляет вид людей, которые имеют способности к произвольному пробуждению феномена и сознательной корректировке образов.

Ассоциации

Ассоциативное мышление — ещё один ключ к развитию фотографической памяти. Нужно создать свой собственный список ассоциативных картинок, которые психологи называют «список-якорь». Слова из этого списка должны, по замыслу психологов, связываться с любым произвольным словом, вызывая стойкую ассоциацию в вашем представлении.

Таким образом, к каждому слову из вашего списка можно «присобачить» по два-три слова. После двух недель подобных упражнений можно запоминать целые тексты. То же самое с цифрами. Любую комбинацию цифр можно разбить на такие числа, которые будут вызывать у вас определённую ассоциацию с каким-то событием в вашей жизни или жизни других людей (даже в масштабах целой страны).

Чем отличается зрительная и фотографическая память, какую нужно развивать?

Зрительная память заключается в способности запоминать визуальные образы. Если же она способна запоминать объекты надолго и точно, то переходит в область эйдетического вида.

Фотографическая память, развить которую можно в течение продолжительных тренировок, отличается от зрительной непринужденным запоминанием, то есть отсутствием заинтересованности в сохранении информации.

В случае наличия феномена процесс откладывания информации в мозг максимально приближен к фотосъемке, то есть буквальной фиксации картинки: такой, как она есть со всеми деталями.

Зрительная память запечатлевает объект, не сосредотачиваясь на деталях, и возможно их искажает.

На подсознательном уровне специалисты рекомендуют развивать фотографическую память путем расширения возможностей зрительного осязания. Существуют разработанные методики тренировок и упражнений, выполнять которые можно в домашних условиях в свободное время.

Парные изображения

Такая игра считается детской, поэтому разыскать её можно в рубрике детских он-лайн игр. Чаще всего называется она «Парные картинки». Изначально подобные игры считались настольными. Суть игры в том, чтобы как можно быстрее собрать пары одинаковых картинок.

Для этого игроки открывают по две любых карточки, которые раскладываются «рубашкой» вверх в четыре или восемь рядов. Нужно перевернуть две любых картинки: если они совпали, то убираются в сторону. Если нет — нужно запоминать, где какая картинка остаётся, чтобы потом при открывшейся паре быстро вспомнить, где был первоначальный вариант, и открыть обе одинаковые картинки.

В электронном варианте можно играть очень быстро, тогда игра в одиночку действительно превращается в тренировку. Попробуй-ка сразу запомни 64 картинки, пусть даже и в парах!

Как подготовить свой мозг?

Мозг, как любая другая часть тела человека, нуждается в сбалансированной пище, в достаточном количестве отдыха, в умеренных физических нагрузках. Приведя в норму свой образ жизни, поддерживая его на одном уровне, можно значительно увеличить умственные способности, улучшить память.

Сон

Здоровый сон помогает мозговой деятельности перезагрузиться. Таким образом орган «раскладывает по полочкам» всю информацию, которую принимает в течение суток, а от не нужной избавляется.

Во время сна нервные волокна производят сортировку воспоминаний, анализируют, что важно, а что не нет. Далее мозг сохраняет в определенных областях памяти полученную информацию. Этот процесс носит название консолидации.

Ученые рекомендуют следить за количеством и качеством сна. Продолжительность часов отдыха должна составлять в норме 7-8 часов.

Питание

На функционирование нервной системы влияет в большой мере правильность питания. В норме, когда в рацион включается достаточное количество витаминов, клетчатки, белков и полезных жирных кислот.

Следует учитывать, что усилители вкуса и консерванты снижают умственные возможности, а также красное мясо и алкоголь, поэтому рекомендуется включать в меню больше натуральной еды. Летом особенно полезна Средиземноморская диета.

В обязательном порядке в рацион должны входить:

  • свежие фрукты;
  • молочные продукты;
  • блюда из цельных злаков;
  • макаронные изделия;
  • бобовые растения;
  • орехи, семечки;
  • растительное масло;
  • рыба;
  • птица.

Физические нагрузки

Физиологическая сторона вопроса подразумевает не только наличие правильного питания и рационального режима бодрствования и сна, но также и физические умеренные нагрузки в виде:

  • утренней зарядки;
  • пеших прогулок на свежем воздухе;
  • бега;

  • танцев.

Исследования показали, что регулярные физические нагрузки способствуют улучшению когнитивных функций. Во время занятий в мозге вырабатывается вещество, способствующее восстановлению нейронов и реконструкции связей между ними.

Эксперименты с текстами

Попробуйте выполнить следующие упражнения. На одном листе печатается текст в обычном формате с буквами средней величины (14 кегль). На другом листе с таким же текстом ваш помощник должен впечатать какое-нибудь лишнее слово. Прочитав первый лист, нужно сразу перевести взгляд на второй и быстро найти лишнее слово.

Дальше таких слов может становиться всё больше и больше, а время их поиска — меньше и меньше. Кстати, помочь такой работе может, как ни странно, игра из серии «Найди кота» или «Найди собаку» в Интернете. Играя в неё, вы развиваете у себя способность быстро находить «лишнее» на картинке. Согласитесь, кот среди школьных принадлежностей выглядит неуместно. Ваш глаз научиться «цепляться» за такие мелочи, и тренировка по поиску лишних слов тексте будет продвигаться успешнее.

Развитие фотографической памяти без сложных тренировок. Практические приемы

Люди, обладающие хорошими способностями зрительного запоминания информации, могут тренироваться для усовершенствования эйдетической памяти. Также необходимо заниматься тем людям, у которых нет особых способностей, но приемы помогут им развить мозговую деятельность.

Осуществлять тренировки можно в любом местонахождении: по дороге на работу или учебу, на прогулке, в очереди в магазине, на остановке общественного транспорта.

Практические приемы основываются на следующей методике:

  1. Необходимо смотреть в течение 30 сек. на объект (явление, человека).
  2. Затем, отведя глаза, попытаться воспроизвести все детали увиденного в памяти.

В качестве материалов для запоминания можно рассматривать рекламные объявления, информацию для посетителей. Навык нужно периодически проверять: насколько все пробелы образа заполнены. Не следует ожидать, что результат появится быстро, но, проявляя упорство, можно все-таки улучшить эйдетизм без специальных упражнений.

Известные люди, которые обладали фотографической памятью:

  1. Рональд Рейган американский президент он мог за несколько секунд запомнить целую страницу текста, просто посмотрев на нее.
  2. Шерешевский Соломон писатель артист журналист обладал хорошей фотографической памятью.
  3. Библиотекарь в Италии, который жил в 17 веке прочитал свыше 40000 книг и знал их наизусть.

Фотографическую память можно развивать, как и любую другую память. Вы выбираете объект, который хотите запечатлеть фотографируете его и затем воcпроизводите его в своей памяти. Фотографическая память, как фотоаппарат навели камеру, щелкнули и все.

Тренировать фотографическую память можно везде дома, на работе, на улице, в магазине, в театре и так далее.

Например, вы идете по улице и навстречу, вам идет человек, сфотографируйте этого человека и перестаньте смотреть на него, создайте его образ у себя перед глазами опишите мысленно этого человека. Какой он? Во что одет? Какие черты лица? Что у него у руках? И так далее.

Возможно, у вас не получится качественно сфотографировать и описать образ человека, полностью для этого нужны постоянные тренировки. Со временем вы сами заметите улучшения.

Тренировки должны проходить в хорошем положительном настроении положительный настрой всегда помогает добиться нужного результата.

Тренинги для освоения эйдетизма

Фотографическая память (развить процесс запоминания помогут практические приемы) может тренироваться в домашних условиях. Существует множество методик, развивающих эйдетизм за небольшой промежуток времени.

К ним относятся:

  • таблицы Шульте;

  • специальные игры;
  • нейробика;
  • способ Айвазовского.

Чтобы процесс тренировок проходил продуктивнее, необходимо искать ассоциации в увиденных образах.

Простые упражнения на развитие фотографической памяти

Существует ряд простых упражнений, которые позволяют улучшить показатели мышления и памяти:

  • Необходимо найти 2-3 математических, химических или физических формул. На каждую формулу нужно смотреть в течение 15-20 сек. и представлять, как она прописывается в памяти. Затем следует прикрыть глаза и проверить, что же запомнилось. Тренировки необходимо начинать с легких формул, систематически их усложнять.
  • Нужно рассматривать часть текста, не читая, вместо этого пробовать сфотографировать его (охватить взглядом). Далее книгу следует закрыть, записать материал, который запомнился. Тренинг выполняется такое количество раз, которое понадобится для воспроизведения всего текста.
  • Необходимо запомнить наибольшее количество чисел, которые написаны в столбик или в строчку. Количество чисел постепенно должно увеличиваться.

Упражнения с таблицами Шульте

Развить фотографическую память могут помочь специальные таблицы со случайным расположением чисел, имеющие размеры от 3х3 и больше, состоящие из цифр или букв.

С помощью метода, разработанного немецким ученым Шультом, получится улучшить периферийное зрение и как следствие память. Таблицы можно скачать бесплатно из Интернета, распечатать или найти в специальных приложениях (программах, работающих в онлайн режиме).

Суть метода заключается в выполнении условий:

  • Смотреть необходимо строго в центр таблицы и боковым зрением находить цифры или буквы в порядке их возрастания. При этом нужно учитывать скорость нахождения символов.
  • Во время тренировки нельзя ничего говорить про себя (проговаривать).
  • Для достижения хороших результатов следует заниматься ежедневно, но не более чем по несколько раз.
  • Если становится понятно, что с выполнением каждого следующего упражнения падает скорость прохождения теста, то процесс необходимо остановить и отдохнуть на протяжении 15-20 мин. Во время отдыха нельзя читать, смотреть телевизор или осуществлять любую умственную работу.

Для начала тренировок подойдут маленькие таблицы размерами 3х3, 4х3. Постепенно величина объектов должна увеличиваться.

Игры

Японский профессор Макато Шичида известен тем, что разработал много игр для детей и взрослых на развитие фотографической памяти.

Игры, предлагаемые профессором, сведены в таблицу:


Фотографическая память. Как развить с помощью игр

НаименованиеРеквизитОписание
Что пропало, а что появилось?Карточки с разными изображениямиНеобходимо выложить 3 карты, рассмотреть их в течение 10-20 сек. и закрыть глаза. Затем увеличить ряд или убрать одну карту. В результате нужно отследить, что пропало или появилось. Игра начинается с 3 карт, постепенно увеличивается до 10-20. Можно усложнить упражнение, если выкладывать или убирать 2-3 дополнительные карты.
Правильно сложить блоки.Блочный конструктор разных форм и цветовНеобходимо сложить двухуровневую конструкцию, имеющую по 3 кубика в каждом ряду. Далее сооружение нужно разобрать и правильно сложить. Изначальную конструкцию можно не собирать, а нарисовать на бумаге и потом сделать по памяти. Игра усложняется через введение в сооружение блоков разных форм и цветов, увеличением количества уровней и элементов в рядах.
Найди совпадения пар.Игральные карты или с изображениями, которые дублируютсяСледует взять из колоды 3 карты, рассмотреть и положить лицом вниз. Затем необходимо выбрать из колоды 3 идентичные карты и разложить их на соответствующие перевернутые изображения. Пары должны совпадать. Постепенно количество карт можно увеличить до 10-20.

Нейробика

Комплекс упражнений, помогающих развивать умственную деятельность, называется нейробикой.

Метод был разработан американским ученым Лоуренсом Катсом, он подразумевает вовлечение всех 5 органов чувств человека, причем каждый из них должен научиться работать в новом для себя контексте. Во время выполнения упражнений происходит выработка нейротропина – вещества, которое способствует образованию новых связей в клетках мозга.

В комплекс входят следующие упражнения:

  • Изучение новых запахов (следует вдыхать сразу же после пробуждения). Метод объясняется тем, что обоняние служит единственным проводником, который связан с эмоциональными центрами мозга.
  • Чтение журналов не по интересам. Необходимо разнообразить получаемую информацию.
  • Упражнения для ног. Ученые доказали, что на стопах ног находится большое количество нервных окончаний, взаимодействующих с мозгом. Для того чтобы реализовать тренировки, необходимо научиться выполнять некоторые действия ногами (поднять упавшую с дивана подушку).
  • Чтение вслух.
  • Высказывание своих мыслей с помощью новых слов, то есть формирование одинаковых идей разными словами.
  • Изменение привычного темпа жизни и действий (людям, привыкшим быстро работать необходимо себя замедлять и наоборот).
  • Тренировки другой рукой (если рабочая рука правая, то следует переходить на выполнение задач левой).
  • Поиск взаимосвязей между несвязанными предметами (найти нечто общее между яблоком и грушей).

Метод Айвазовского

Комплекс упражнений, развивающих фотографическую память, основывается на особенностях восприятия великого русского художника, который мог представить себе волну в определенное время и запечатлеть ее на холсте, сохраняя ощущения движения.

Упражнения по И. К. Айвазовскому заключаются в следующем алгоритме:

  1. Необходимо выбрать объект, который рассматривается на протяжении 3-4 мин.
  2. Далее нужно закрыть глаза, и мысленно в уме воспроизвести образ.
  3. Полученную картину следует сравнить с оригиналом.
  4. Упражнение необходимо повторять каждый день по 1-3 раза до тех пор, пока в памяти не удастся создать образ, совпадающий даже в деталях с выбранным объектом.

Упражнения для развития фотографической памяти в сочетании с играми, специальными тренировками доступными в сети, могут помочь развить свои способности и открыть новые горизонты в профессиональном или творческом плане.

Тренироваться можно ежедневно при помощи упражнений

Упражнение 1. Сфотографируйте предмет

Возьмите какой-нибудь предмет, например, статуэтку посмотрите на нее десять секунд, сфотографируйте ее, затем закройте статуэтку и расскажите или нарисуйте по памяти.

Проверьте свой рассказ с оригиналом статуэтки и сравните, все вы сфотографировали или нет.

Упражнение 2. Сфотографируйте картину

Возьмите картину, если нет картины, можно взять картинку в книге, посмотрите на нее десять секунд, сфотографируйте ее, затем закройте картину и расскажите по памяти что изображено на этой картине.

Проверьте свой рассказ с оригиналом картины и сравните, все вы сфотографировали или нет.

Упражнение 3. Сфотографируйте ковер

Посмотрите на ковер, если нет ковра, можно взять картинку ковра, посмотрите на нее десять секунд, сфотографируйте ее, затем отвернитесь от ковра и расскажите по памяти что изображено на этом ковре.

Проверьте свой рассказ с оригиналом ковра и сравните, все вы сфотографировали или нет, сравните правильность описания узоров и цветов.

Упражнение 4. Сфотографируйте формулу

Возьмите любую сложную математическую или химическую формулу.

Сфотографируйте ее, затем закройте эту формулу и попробуйте написать ее по памяти. Откройте формулу и проверьте правильно, вы написали или нет.

Упражнение 5. Сфотографируйте абзац в книге

Возьмите любой абзац в книге от пяти до десяти строчек, посмотрите на него внимательно в течение тридцати секунд, сфотографируйте его, затем закройте книгу и расскажите по памяти, что написано в этом абзаце.

Проверьте свой рассказ с абзацем в книге и сравните, все вы сфотографировали или нет. Повторите упражнение снова.

Упражнение 6. Сфотографируйте ряд чисел

Возьмите любой ряд чисел, посмотрите на него внимательно в течение тридцати секунд, сфотографируйте его, затем закройте его и напишите по памяти. Запомните сначала первую строчку и напишите ее, затем запомните вторую строчку и запишите ее и так далее.

92374859

4758603647

95736247596745

9837564424237587977

34868708846241315756879

Проверьте то, что вы написали, и написанный ряд чисел и сравните, все вы сфотографировали правильно или нет. Повторите упражнение снова, чтобы не было ошибок.

Упражнение 7. Сфотографируйте слова

Возьмите любые слова, посмотрите на них внимательно в течение тридцати секунд, сфотографируйте их, затем закройте слова и напишите по памяти. Запомните сначала первые две строчки и напишите их, затем запомните вторые две строчки и запишите ее и так далее.

Машина, заяц, малина, медуница, плутон, горностай, черемуха, черепаха, датчик, вселенная, медведь, океан, формула, кинотеатр, флора.

Дача, полисадник, динозавр, артикул, двадцатигранник, кружка, рога, деньги, картина, кровать, ребус, двигатель, жаворонок, карусель, дельфин.

Проверьте то, что вы написали, и написанные слова и сравните, все вы сфотографировали правильно или нет. Повторите упражнение снова, чтобы не было ошибок.

Упражнение 8. Сфотографируйте спички

Возьмите спички двадцать штук и бросьте их на стол, чтобы получился какой-нибудь рисунок, посмотрите внимательно на рисунок из спичек, который у вас получился.

Сфотографируйте его отвернитесь от него и попробуйте выложить точно такой же, как вы сфотографировали.

Проверьте эти два рисунка посмотрите, отличаются они или нет. Если они одинаковые, то возьмите тридцать спичек и сделайте тоже, самое.

Лучшие советы от врачей и коучей, как развить память

Память человека можно развить при помощи упражнений и систематических тренировок. Они улучшают способности к запоминанию. Это подтверждено участниками чемпионата из разных стран мира. Многие из них утверждали, что не обладали феноменальными способностями к запоминанию, пока не начали тренироваться постоянно.

Для повышения эффективности упражнений следует отдавать предпочтение тем из них, которые приятно выполнять. Если какие-либо упражнения вызывают дискомфорт или раздражение во время их выполнения, не стоит их практиковать.

Развитие логического мышления играет важную роль в процессе запоминания. Формирование памяти основано на системном восприятии информации

Решение логических задач поможет повысить концентрацию, усилить внимание и активизировать умственные процессы

Для развития памяти и внимания необходимо позаботиться об улучшении мозгового кровообращения. Для этого рекомендуется больше времени проводить на свежем воздухе, выполнять дыхательные упражнения и практики, совершать пробежку и пр.

Как развить память взрослому человеку

Для того, чтобы сохранять хорошую память на протяжении многих лет, необходимо выполнять 1 простое условие: постоянно загружать свой мозг новой информацией. Не получая свежих эмоций и ощущений, мозг перестает работать в правильном режиме. Выполняя ежедневно одну и ту же рутинную работу, он привыкает к ней, а действия выполняются автоматически без концентрации внимания.

Как только человек перестает учиться и усваивать много новой информации, его мозг начинает медленно стареть вне зависимости от биологического возраста. Чтобы предотвратить этот процесс, необходим интеллектуальный труд: изучение иностранных языков, приобретение новых навыков и т.п. Таким образом будет развиваться не только профессиональная память, но и эмоциональная, ментальная память. Любознательность станет толчком к новым познаниям.

Развитие памяти у детей

Для развития навыков запоминания у детей не требуется применения специальных методик и техник. Начинать развивать память можно уже с 6 месяцев. Для этого необходимо играть с ребенком в увлекательные игры.

По достижении им 10 месяцев — 1,5 лет можно практиковать такую игру: прятать при нем различные игрушки, которые ему необходимо отыскать. Затем нужно перекладывать их на другие места.

В 2 года рекомендуется усложнить игру: ставить перед ребенком 3-4 предмета, а затем убирать 1 из них. Ребенок должен запомнить, что представлял собой исчезнувший предмет.

В 3 года рекомендуется активно разучивать песни, стихи, скороговорки, танцы. В таком возрасте можно развивать все виды памяти.

Как быстро развить свою память

Нейробика представляет собой зарядку для мозга, которая помогает активизировать все процессы в нем, способствующие развитию памяти; психология ее формирования зависит от многих факторов.

Непривычные действия — лучшая тренировка мозговой деятельности. Для ее активизации нужно выполнять следующие несложные упражнения:

  • чистить зубы или расчесывать волосы другой рукой;
  • использовать различные ароматы парфюмов;
  • регулярно вносить новые действия в свой утренний ритуал (есть фрукты, делать зарядку и т.п.);
  • чаще использовать новые кулинарные рецепты;
  • слушать непривычную музыку и выполнять под нее привычные действия;
  • совершать перестановку мебели;
  • обновлять гардероб.

Виды памяти в зависимости от того, что мы запоминаем

Люди сталкиваются с самой разной информацией, которая оказывается в мозге разными путями. Специалисты выделяют формы запоминания исходя из того, какие процессы психики были задействованы.

Образная память

Наибольший объем имеет отдел памяти, который должен хранить образы, полученные с помощью органов чувств.

Зрение обеспечивает визуальную информацию, в т.ч. и в виде напечатанного текста. Речь людей, звуки природы, музыка проходят через слуховой канал. Тактильные ощущения человек получает посредством осязания, запахи — обоняния и т. д.

Картины происходящего вокруг поступают в мозг человека непосредственно после рождения, чему способствует образная память. Некоторые люди обладают особенным видом запоминания, благодаря которому могут детально воспроизвести то, что увидели, услышали или почувствовали.

Моторная или двигательная память

Эта способность была свойственна людям еще на заре эволюции. Человек часто не осознает, насколько важен для него моторный вид памяти. Благодаря ему он может не только заниматься спортом, танцевать, но и выполнять более простые действия, например делать записи в блокноте, наливать воду и пр.

Эмоциональная память

Часто человек мало придает значения воспроизведению чувств или эмоций. Однако без этого процесса жизнь людей утратила бы смысл. Эмоциональная память всегда связана с ассоциациями, т. е. воспоминание происходит при полном или частичном повторении того или иного события. Иногда, чтобы возникли эмоции, хватает одной детали. Однако в воспоминаниях они будут выражены менее интенсивно, чем в момент их получения.

Сведения, имеющие эмоциональную окраску, всегда запоминаются лучше.

Словесно-логическая память

Словесно-логический вид свойственен только человеку. Даже если животное запоминает какие-то слова, то только как звуковые сочетания, которые связаны с образом зрительного, слухового или обонятельного характера. Человеку же присущ процесс осмысления.

Наилучшим образом запоминание идет в процессе восприятия текста, а не отдельных слов. Логическая память относится к самым молодым видам психических процессов. Она требует осознанности, развить которую можно только целенаправленно.

Как быстро разработать свою память, чтобы лучше запоминать

1.

Метод, который способен не только улучшить память, но и неплохо развить фантазию! Наверняка, перед тем, как идти в магазин вы нередко составляете список покупок. Изучив перед выходом перечень, попробуйте придумать короткую сказочную историю, героями которой будут все ваши потенциальные покупки. Такое упражнение может быть интересно не только взрослым, но и детям. Придя в магазин, постарайтесь сделать покупки, на основе своей «сказки». Конечно же, перед уходом из супермаркета сверьтесь со списком, проверьте, насколько хорошо вы запомнили свое же произведение.

2.

Еще один интересный способ, который можно использовать, взяв за основу обычный список продуктов. Помните запомнить его, предварительно разделив на группы – пять продуктов из овощного отдела, три продукта из молочного отдела, два продукта из мясного отдела. Убедитесь, что группируя список, вы его запомните быстрее.

3.

Это упражнение можно регулярно делать перед сном. Вспомните все детали прошедшего дня, прокрутите его в голове. вспомните, что вы делали сегодня, начиная с самого утра – что ели, с кем беседовали, чем занимались и так далее. Теперь попробуйте вспомнить прошедший день от текущего момента и до пробуждения – то есть, в обратном порядке. Это может оказаться сложно, но очень эффективно для разработки памяти.

4.

Если вы хотите развить память, то помните, что для этого вам необходимо достаточно спать, дабы обеспечить полноценную работу мозга. При отсутствии нормального сна, память никак не сможет работать «на полную мощность». Кроме того, человеческий мозг настроен на биологический ритм, при котором день сменяется ночью, поэтому спать следует именно в темное время суток, не менее семи-восьми часов!

5.

Желая иметь отличную память, избегайте употребления алкоголя. Давно известно, что прием спиртных напитков способствует значительному ослаблению памяти. К слову, чем больше алкоголя вы употребляете, тем слабее фиксация вашего внимания, и, соответственно – сама память. Особенно прием спиртных напитков нежелателен, если вас ждет важная встреча, участие в конференции и так далее.

6.

Постарайтесь исключить из своей жизни курение, если оно имеет место быть. По мнению ученых, табак негативно действует на память, что подтвердили многочисленные исследования. Если вы задались целью улучшить память, то это замечательный повод бросить курить.

— Мнемоника или «искусство запоминания». Пример

______

Тем не менее, существуют специальные техники, которые позволяют значительно улучшить память за очень короткое время и практически навсегда запомнить большой объем информации: несвязанных данных, цифр, текстов, иностранных слов. Это возможно благодаря методам мнемоники (слово «mneumonica» происходит из греческого языка и означает «искусство запоминания»).

Практически все мнемонические методы основаны на создании для запоминаемой информации ассоциаций с очень яркими, гротескными образами, которые сложно стереть из памяти.

4 шага для запоминания ассоциативным методом:

1) Кодировать информацию в яркие образы.

2) Создавать гротескные ассоциативные связи между образами. 3) Запоминать последовательность связей через гротескный сюжет или сцену. 4) Мысленно визуализировать сюжет или сцену для закрепления последовательности связей.

Этот метод используется для запоминания такой информации как не связанные между собой данные, длинные номера, исторические даты. Освоив эту технику, вы можете запомнить все эти данные в считанные секунды и практически навсегда сохраните их в памяти. Чудо? Нет, это просто еще одна врожденная способность нашего мозга – возможность создавать ассоциативные связи между воспоминаниями.

Память запоминает простые образы, которые используются в качестве точек опоры, чтобы воссоздать более сложные изображения или сцены. Говоря на языке информатики, такие образы являются корневым каталогом для нашей памяти.

Чем более простыми и гротескными являются образы, в которые кодируется информация, тем лучше они будут удерживаться в памяти и никогда не смешаются с похожими изображениями. Можно проиллюстрировать применение этого метода на практике с помощью наглядного примера. Вам необходимо запомнить, каким клиентам вашей фирмы и в каком порядке нужно позвонить в течение дня. Даже если вы запомните имена клиентов, все еще будет трудно вспомнить, в какой последовательности вы должны пообщаться с ними. Тут вам могут помочь упражнения по улучшению памяти и работе мозга.

Предположим, вы потратите немалое время для того, чтобы выучить последовательность телефонных звонков, но уже на следующий день не сможете точно вспомнить всю информацию, а через неделю забудете даже последовательность из четырех клиентов. Если же вы проявите креативность и создадите яркие образы, которые ассоциируются с каждым из клиентов, а затем придумаете ассоциативную связь, то без труда вспомните все спустя месяц и даже год.

Предположим, в списке телефонных звонков клиенты находятся в такой последовательности: Мария (домохозяйка), Петр (адвокат в юридической фирме), Люсия (продавец цветов), Андрес (пилот самолета), Моника (секретарь консалтингового холдинга), Николас (инженер), Изабель (водитель автобуса), Кармен (профессор психологии).

Шаг первый: кодируем информацию в образы.

Мария (домохозяйка): можно представить себе девушку в купальнике с огромной МАРкой на спине (начальные буквы слова помогают запомнить имя), летящую на метле вдоль берега (метла ассоциируется с ведением домашнего хозяйства). Редко можно увидеть на море девушку с метлой, не так ли? Это и есть гротескный образ, который воспринимается нашим сознанием очень легко. Его не спутать с реальным изображением из жизни.

Теперь нужно построить гротескный образ для следующего клиента, Петра. Можно представить одетого в старинную мантию мужчину с ПЕТухом в руке (ассоциация по начальным буквам имени). Одежда, в которой мы представляем Петра, сразу ассоциирует его с профессией адвоката. Чтобы еще лучше запомнить образ, можно добавить больше деталей (например, необычная прическа или выражение лица).

Шаг второй: создаем ассоциативную связь между созданными образами.

Например, Петр хочет поймать и защитить Марию, так как ее разыскивает инквизиция по подозрению в колдовстве. Это гротескная связь, которая вряд ли бы была возможна в реальном мире, поэтому наша память не сможет спутать ее с реальным событием.

Шаг третий: запоминаем последовательность связей путем построения сюжета.

Теперь нужно придумать конкретное действие, которое свяжет персонажей в определенной последовательности. Это должно быть именно действие, а не статичное изображение, если мы хотим надолго запомнить всю цепочку клиентов в определенной последовательности. Например, мы можем представить, что Петр бежит вдоль береговой линии, выпустив впереди себя петуха, чтобы догнать Марию, которая летит впереди на метле.

Шаг четвертый: мысленно визуализируем сцену.

Представляем придуманный сюжет как кино на экране. Получившаяся сцена должна быть яркой, со всеми деталями, которые мы придумали для персонажей. Это позволит запомнить всю цепочку на очень долгое время, если не навсегда.

Метод может показаться сложным, но если каждый раз, когда необходимо запомнить не связанную информацию с разными параметрами (как в описанном примере), вместо зубрежки использовать образы и связи, вы сможете развить свою креативность настолько, что на продумывание сюжета будет уходить несколько минут. Кроме улучшения памяти, это еще и развивает творческие способности, что высоко ценится сегодня в любой профессии.

Также вас может заинтересовать тема о развитии зрительной памяти.

_______

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]