17 самых странных суеверий со всего света (18 фото)

Вы суе­вер­ный чело­век? Кто-то из нас отве­тит на этот вопрос утвер­ди­тель­но, неко­то­рые заду­ма­ют­ся, а самые сме­лые или те, кто пони­ма­ет истин­ный смысл это­го сло­ва, ска­жут кате­го­рич­ное «нет». Мы зна­ем, что такое быть суе­вер­ным, и можем рас­тол­ко­вать поня­тие «суе­ве­рие» – при­ме­та, пове­рье. Чер­ная кош­ка, упав­шая вил­ка, пустые вед­ра… Эту цепоч­ку каж­дый может продолжить.

Мы при­вык­ли жить в мире по зако­нам суе­ве­рий, сами не отда­вая себе в этом отчета.

Откуда берутся суе­ве­рия?

Одна из наи­бо­лее частых причин воз­ник­но­ве­ния суе­ве­рий – малая воцер­ко­в­лен­ность. Как пра­вило, суе­вер­ные люди довольно редко ходят в храм, а если и ходят, то не раз­ви­ва­ются пра­вильно в духов­ном отно­ше­нии: редко молятся, редко читают духов­ную лите­ра­туру, редко испо­ве­ду­ются и при­ча­ща­ются Святых Хри­сто­вых Таин. Или вовсе этого не делают. Можно ска­зать, что они будто бы «зазем­ли­лись», зацик­ли­лись на мате­ри­аль­ном. Но и они в своих невзго­дах и неуря­ди­цах ищут спа­се­ния, как они это пони­мают. Таким якорем спа­се­ния для них явля­ются мате­ри­аль­ные вещи, кото­рым при­да­ется таин­ствен­ное мисти­че­ское зна­че­ние. Про­ис­хо­дит страш­ное и воис­тину сата­нин­ское дело: чело­век (образ и подо­бие Божье) начи­нает покло­няться мате­ри­аль­ным вещам, судьба кото­рых: обра­титься в прах. Так рож­да­ется суе­ве­рие – вера всуе, то есть напрас­ная сует­ли­вая вера, не при­но­ся­щая ника­кого духов­ного плода. Так раз­ви­ва­ется совре­мен­ное неоязы­че­ство. Можно ска­зать, суе­ве­рие подобно кри­вому стеклу, иска­жа­ю­щему наш взгляд.

Можно ли есть с ножа?

Считается, что употребление пищи таким образом сделает человека злым. Это обосновано тем, что издавна нож использовали в качестве орудия для добычи еды. К тому же его воспринимали как средство защиты не только от реальной опасности, но и от нечистой силы. Такой сильный магический инструмент заслуживает к себе особого отношения, поэтому кушать с него – значит злить духов.

Но брать нож в рот опасно и по другой, более реальной и «земной» причине: он очень острый и легко может нанести травму. Поэтому в процессе приема пищи целесообразнее пользоваться более привычными столовыми приборами, такими как вилка и ложка. А нож использовать по назначению.

Какие бывают суе­ве­рия?

Все суе­ве­рия делятся на несколько групп. К наи­бо­лее зна­чи­тель­ной группе при­над­ле­жат язы­че­ские суе­ве­рия. Эти суе­ве­рия напря­мую свя­заны с анти­хри­сти­ан­ским язы­че­ским миро­со­зер­ца­нием. Они имеют свои истоки в поли­те­и­сти­че­ских рели­гиях, кото­рые отри­цают бытие Еди­ного и Един­ствен­ного Бога, отвер­гают Его как Един­ствен­ного Творца мира. Вместо Бога они обо­жеств­ляют создан­ные Богом явле­ния твар­ного мира, наде­ляя их свой­ствами Боже­ства. Так воз­ни­кает масса мелких «божков», кото­рые будто бы обла­дают атри­бу­тами все­ве­де­ния, вез­де­су­щия, все­мо­гу­ще­ства, спо­соб­но­стью созда­вать мир и др., но в то же время явля­ются частью самого пре­хо­дя­щего и измен­чи­вого мира.

Напри­мер, аст­ро­ло­гия обо­жеств­ляет без­лич­ные кос­ми­че­ские объ­екты, наде­ляя их спо­соб­но­стью влиять на жизнь людей, кон­тро­ли­ро­вать и опре­де­лять чело­ве­че­ские судьбы. Но такой спо­соб­но­стью в полной мере может обла­дать лишь Созда­тель чело­века, Кото­рый знает его жизнь от момента зача­тия до смерти.

Оккуль­тизм учит о «скры­тых силах», спо­соб­ных влиять на чело­ве­че­скую жизнь, обо­жеств­ляет их, кате­го­ри­че­ски отри­цая бла­го­дат­ную силу Самого Творца Все­лен­ной.

Не объ­яс­няя вра­зу­ми­тельно при­роду скры­тых сил, оккуль­тизм оправ­ды­вает сомни­тель­ную прак­тику цели­тель­ства, якобы избав­ля­ю­щую чело­века от всех плохих жиз­нен­ных ситу­а­ций. Причем избав­ле­ние про­ис­хо­дит вне вся­кого обра­ще­ния к Богу, создав­шему чело­века и всегда спо­соб­ного прийти ему на помощь.

К наи­бо­лее модным оккульт­ным док­три­нам можно отне­сти фэн-шуй, кото­рый с помо­щью скры­тых сил помо­гает чело­веку обу­стро­ить свой дом вплоть до опре­де­ле­ния даты покупки мебели и мате­ри­ала инте­рьера.

К язы­че­ским суе­ве­риям несо­мненно при­над­ле­жит и уфо­ло­гия, смы­ка­ю­ща­яся с оккуль­тиз­мом. Она раз­вер­ты­вает сомни­тель­ное учение о тво­ре­нии чело­века неве­до­мыми при­шель­цами. Послед­ние, согласно док­три­нам уфо­ло­гов, уже давно пре­вра­ти­лись в скры­тые оккульт­ные силы, мани­пу­ли­ру­ю­щие чело­ве­ком и даже кос­мо­сом, что поз­во­ляет рас­смат­ри­вать их как язы­че­ских богов, создав­ших чело­века и управ­ля­ю­щих миром.

Менее зна­чи­тель­ные суе­ве­рия – это суе­ве­рия, рас­про­стра­нен­ные в народе. От язы­че­ских их отли­чает то, что они не пред­став­ляют целост­ного язы­че­ского миро­со­зер­ца­ния, а суще­ствуют отры­вочно и обособ­ленно, не вклю­ча­ясь в какую-либо целост­ную систему миро­по­ни­ма­ния.

Для удоб­ства их лучше назвать народ­ными, поскольку их пере­дача осу­ществ­ля­ется не от неко­его «экс­перта» язы­че­ских знаний (цели­теля, кол­дуна, оккуль­ти­ста, экс­тра­сенса или уфо­лога), а от про­стого, неосве­дом­лен­ного в рели­гии чело­века к такому же чело­веку.

Вместе с тем эти суе­ве­рия, несо­мненно, свя­заны с язы­че­ством. Их можно оха­рак­те­ри­зо­вать как неосо­знан­ное язы­че­ство, а неко­то­рые как фети­шизм, поскольку без­от­чет­ный страх чело­века перед чис­лами, датами, поступ­ками, пред­ме­тами пред­став­ляет собой тот или иной аспект язы­че­ского миро­воз­зре­ния, язы­че­ское или фети­шист­ское отно­ше­ние к миру. Так, вера в завя­зан­ные узелки, пла­точки, счаст­ли­вые или несчаст­ли­вые дни пред­по­ла­гает веру во все­мо­гу­ще­ство вещей и чисел, а значит, ведет к их обо­жеств­ле­нию.

Язы­че­ские суе­ве­рия всегда стре­ми­лись про­ник­нуть в Цер­ковь. Но Цер­ковь твердо про­ти­во­стоит им своим дог­ма­ти­че­ским уче­нием, утвер­жда­ю­щим пер­во­при­чину мира только во все­мо­гу­щем Боге. Тем не менее, для язы­че­ского созна­ния оста­ется воз­мож­ность исполь­зо­вать рели­ги­оз­ную прак­тику Церкви для своих нехри­сти­ан­ских целей. Такое исполь­зо­ва­ние Церкви не по назна­че­нию рож­дает око­ло­цер­ков­ные суе­ве­рия.

Напри­мер, исполь­зо­ва­ние бого­слу­жеб­ной прак­тики с нехри­сти­ан­скими (неду­ше­спа­си­тель­ными) целями ведет к обря­до­ве­рию. Здесь уже нет места Бого­по­зна­нию и Бого­по­чи­та­нию, поскольку бого­слу­же­ние исполь­зу­ется для дости­же­ния сию­ми­нут­ных выгод, а не для настав­ле­ния души и стя­жа­ния Боже­ствен­ной бла­го­дати. Око­ло­цер­ков­ные суе­ве­рия – всегда псевдо­хри­сти­ан­ство. Они не имеют ничего общего с хри­сти­ан­ской рели­гией, а только при­кры­вают цер­ков­ной прак­ти­кой не пре­одо­лен­ное язы­че­ское миро­воз­зре­ние.

Неко­то­рые «цер­ков­ные» суе­ве­рия:

  • Подо­брал поте­рян­ный кре­стик – взял на себя «крест» или грехи чело­века.
  • Бере­мен­ную в храме могут сгла­зить, и в ребенка все­лится бес.
  • Кре­ще­ние дает ребенку «небес­ную защиту» и исце­ляет от болез­ней.
  • Паде­ние иконы в доме – к смерти кого-то из близ­ких.
  • Если чело­веку стало плохо в храме – это потому, что он греш­ник.
  • Умер­ший на Свет­лой сед­мице (или умер­ший в храме) сразу попа­дает в рай.
  • Если зака­зать поми­наль­ную службу по живому чело­веку, он умрет.
  • На 40‑й день нужно открыть фор­точку, чтобы отпу­стить душу умер­шего.
  • Встал во время отпе­ва­ния между гробом и алта­рем – скоро умрешь.
  • Со лба покой­ного слетел венчик, а ты рядом – опять умрешь.
  • Посмот­рел из окна на ката­фалк и про­цес­сию, насту­пил на «покой­ни­чью» елку – считай, что уже помер.
  • За мытье полов после выноса тела покой­ного сорок грехов про­ща­ется.
  • Если перед погре­бе­нием усоп­шему на лицо блин поло­жить, а после похо­рон на помин­ках этим блином накор­мить свя­щен­ника, покой­нику Цар­ствие небес­ное будет.
  • Если батюшка во время испо­веди порвал бумажку «с гре­хами», грехи про­стятся.
  • Икона или кре­стик в машине защи­тит от аварии, в кошельке – от кражи денег, в доме – от пожара.
  • Если постав­лен­ная вами свеча потухла или чадит – это к несча­стью.
  • Если в святое место поме­стить запи­сочку с жела­нием, оно испол­нится.
  • Встре­тил на улице свя­щен­ника или монаха – быть беде.
  • Будешь есть вилкой в день При­ча­стия, бла­го­дать про­ткнешь.
  • После собо­ро­ва­ния три дня нельзя умы­ваться, чтобы таким обра­зом «закре­пить» дей­ствие елея.
  • Вен­чался в мае – маяться будешь.

Неко­то­рые «мир­ские» суе­ве­рия:

  • Нож со стола упадет – придет муж­чина, вилка упадет – придет жен­щина, чайная ложка упадет – придет девочка (на счет маль­чи­ков суе­ве­рия нет)
  • Попала навстречу жен­щина с пустыми вед­рами – удачи не будет.
  • Чтобы избе­жать «сглаза» (напри­мер, после похвалы), нужно посту­чать по дереву.
  • Если посы­пать моло­до­же­нов моне­тами и зерном, в доме будут водиться деньги и всегда будет доста­ток.
  • Если умер близ­кий, зана­ве­ши­вать зер­кала, чтобы не уви­деть там душу покой­ника.
  • Если потря­сти или под­бро­сить гроб с покой­ни­ком, душа покой­ного ста­но­вится ближе к небу и попа­дет в рай.
  • Если поло­жить в гроб деньги, пачку сига­рет, бутылку водки, то умер­ший ни в чем не будет нуж­даться «на том свете».

Суе­ве­рия вокруг «пре­сло­ву­той» кошки:

  • Черная кошка пере­шла дорогу – быть беде.
  • Черная кошка пере­бе­жала дорогу – быть скорой беде.
  • Если одна и та же черная кошка дважды пере­шла дорогу, значит: вари­ант 1 – второй пере­ход кошкой дороги отме­няет беду, кото­рая должна слу­читься вслед­ствие пер­вого пере­хода; вари­ант 2 – второй пере­ход кошкой дороги, наобо­рот, уси­ли­вает беду.
  • Белая кошка пере­шла дорогу – к сча­стью.

Когда выносить мусор?

Одной из самых популярных примет считается та, которая гласит, что нельзя выносить мусор после заката. Наши предки были уверены, что если человек так поздно выносит сор, значит, ему есть что скрывать.

Второе объяснение связано с верой в духов, которые могут быть как добрыми, так и злыми. Чтоб первые могли беспрепятственно входить в дом, нужно заранее вынести из него весь сор и навести порядок. Если не сделать это при свете дня, то на ночлег придут только злые духи.

Изре­че­ния афон­ских святых и стар­цев о суе­ве­риях

прп. Паисий Свя­то­го­рец: «Чело­веку невни­ма­тель­ному и веду­щему рас­се­ян­ный образ жизни пред­став­ля­ется, что все течет своим чере­дом. Все собы­тия явля­ются резуль­та­том слу­чай­ного сте­че­ния обсто­я­тельств… Такие люди обычно бывают в то же время суе­вер­ными. Боль­шое зна­че­ние при­дают вли­я­нию звезд на чело­ве­че­скую жизнь, следят за вся­кими глу­пыми пред­ме­тами, напри­мер: чтобы кошка не пере­бе­жала дорогу, чтобы не рас­сы­пать соль на столе, не здо­ро­ваться через порог, не спать ногами к дверям и так далее. У неко­то­рых суе­вер­ных людей коли­че­ство таких примет дости­гает огром­ного числа. Но напрасно эти люди только услож­няют свою жизнь. Если на все эти глупые суе­вер­ные при­меты не обра­щать вни­ма­ния, то будет лучше всего, ибо всем миром вообще и жизнью каж­дого чело­века, в част­но­сти, управ­ляет Бог». «…чтобы диавол не пре­льстил нас с помо­щью фан­та­зий, вооб­ра­же­ния. Вооб­ра­же­ние — вещь хоро­шая, и если она исполь­зу­ется с толком, то обла­дает вели­кой силой. Люди, под­вер­жен­ные пре­ле­сти, вооб­ра­жают уви­ден­ное или про­чи­тан­ное ими так, как им хочется. А потом верят, что кар­тина, нари­со­ван­ная их вооб­ра­же­нием, явля­ется дей­стви­тель­ной. Для того чтобы эти несчаст­ные полу­чили помощь, им сле­дует нахо­диться под посто­ян­ным [духов­ным] наблю­де­нием, потому что диавол посто­янно обво­дит их вокруг пальца».

прп. Иосиф Исих­аст: «Чело­век ста­но­вится посме­я­нием для бесов. И тогда они изде­ва­ются над ним с помо­щью картин и виде­ний, явле­ний и откро­ве­ний, сим­во­лов и чисел, пред­рас­суд­ков и гада­ний и целой кучи суе­ве­рий. Бог да сохра­нит от такого извра­ще­ния!». «Итак, ум — это эконом души, кото­рый при­но­сит пищу — то, что дашь ему ты. Итак, когда он мирен и ты даешь ему что-то хоро­шее, что ему нужно, он пере­но­сит это в сердце. Сна­чала он очи­ща­ется от всех пред­рас­суд­ков, в плену кото­рых нахо­дился в миру».

прп. Нико­дим Свя­то­го­рец: «Многие живот­ные ока­зы­ва­ются мудрее и умнее вас, ибо они, не изучая аст­ро­но­мию и не иссле­дуя дви­же­ние звезд, по своей при­роде от рож­де­ния спо­собны пред­ви­деть буду­щее …».

архи­манд­рит Фило­фей, игумен мона­стыря Кара­кал, ученик старца Ефрема Фило­фей­ского: «Лука­вый водит людей за нос. Он стре­мится заста­вить чело­века боятся соб­ствен­ной тени, чтобы он пере­стал чув­ство­ваться себя сво­бод­ным. Вместо того, чтобы пойти в цер­ковь, он начи­нает метаться по кол­ду­нам, экс­тра­сен­сам, гадал­кам и меди­у­мам, тем самым губя свою душу». «Сатана делает людей посме­ши­щем. Зачем нам зави­сеть от каких-то сме­хо­твор­ных «примет»? Мы должны оста­ваться такими как нас сотво­рил Бог – сво­бод­ными. Гос­подь наш Иисус Хри­стос осво­бо­дил нас от тира­нии диа­вола и смерти. Когда мы нако­нец это поймём?». «Мы не должны бояться того, чего нам не стоит бояться. Очень печально, когда люди (порой, обра­зо­ван­ные и учёные мужи) имеют такие фобии и пси­хо­ло­ги­че­ские зави­си­мо­сти».

старец Иосиф Вато­пед­ский: «Труд­нее отречься от страст­ных пред­став­ле­ний, жела­ний и «пред­рас­суд­ков», как назы­вают отцы дей­ствен­ные грехи, кото­рые суще­ствуют как при­вычки и вос­по­ми­на­ния в разум­ной части нашего суще­ства, а глав­ным обра­зом, в самом нашем сердце».

cвт. Игна­тий (Брян­ча­ни­нов): Тогда только вера свята и истинна, когда она – вера в святую Истину, когда она – вера, при­не­сен­ная на землю воче­ло­ве­чив­шейся Боже­ствен­ной Исти­ной, Гос­по­дом нашим Иису­сом Хри­стом. Всякая другая вера, кроме веры в святую Истину, есть суе­ве­рие. Плоды суе­ве­рия – поги­бель. Такая вера осуж­дена Богом: ею веруют идо­ло­по­клон­ники в своих куми­ров, мусуль­мане в лже­про­рока Маго­мета и Коран, ере­тики в свои бого­хуль­ные дог­маты и в своих ере­си­ар­хов, раци­о­на­ли­сты в падший разум чело­ве­че­ский. Ею будут веро­вать в анти­хри­ста его после­до­ва­тели.

Чем опасны перекрестки?

Если спросить у людей, какие им известны суеверия, многие сразу же вспомнят о перекрестках. Пересечения дорог считаются мистическим местом, где соприкасаются параллельные миры. Поэтому перекрестки «участвуют» в многочисленных магических ритуалах, которые не всегда несут в себе положительную энергетику.

Поднимая вещь на таком участке, можно принять на себя чужую неудачу и проблемы. Чтобы этого не случилось, ни в коем случае не стоит дотрагиваться до любого изделия, которое лежит на перекрестке, каким бы ценным оно ни было.

Не суеверные

Так человек, считающий всяческие ритуалы и талисманы глупыми и ненужными суевери­я­ми, вероятнее всего стремится самостоятельно отвечать за все, что с ним происходит. Он строит свою судьбу собственными руками, стремясь во что бы то ни стало добиться поставленных целей. Он прагматичен, в любом явлении пытается найти смысл или пользу. Любую неудачу такой человек обдумывает до тех пор, пока не просчитает все предпосылки и закономерности, послужившие причиной нарушения запланированного хода событий. Одним словом, людям из этой группы часто свойственен “математический склад ума”.


Суеверия, связанные с числами

А вдруг это болезнь?

Хочется обратить внимание читателя на еще одну немаловажную деталь – склонность придумывать разнообразные приметы является признаком нервного истощения. Если человек начинает отслеживать, во что был одет в тот день, когда выиграл значительную сумму в лотерею, за какой партой сидел, когда удачно сдал экзамен, или какая цепочка мелких событий предшествовала повышению по службе, то ему не мешало бы обратиться к психологу. Стремление воспринимать жизнь, как обилие мелких цепочек событий, приводящих к верному или неверному результату, свойственно человеку чувствительному, неуравновешенному, склонному драматизировать ситуацию и “раздувать из мухи слона”. У него часто бывают резкие перепады настроения, его посещают ощущения потерянности, нестабильности и неспособности влиять на то, что происходит вокруг. Поэтому, если вы слишком часто задаете себе вопрос – ”к чему бы это?”, то вам пора развеяться и сменить обстановку.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]