Вы суеверный человек? Кто-то из нас ответит на этот вопрос утвердительно, некоторые задумаются, а самые смелые или те, кто понимает истинный смысл этого слова, скажут категоричное «нет». Мы знаем, что такое быть суеверным, и можем растолковать понятие «суеверие» – примета, поверье. Черная кошка, упавшая вилка, пустые ведра… Эту цепочку каждый может продолжить.
Мы привыкли жить в мире по законам суеверий, сами не отдавая себе в этом отчета.
Откуда берутся суеверия?
Одна из наиболее частых причин возникновения суеверий – малая воцерковленность. Как правило, суеверные люди довольно редко ходят в храм, а если и ходят, то не развиваются правильно в духовном отношении: редко молятся, редко читают духовную литературу, редко исповедуются и причащаются Святых Христовых Таин. Или вовсе этого не делают. Можно сказать, что они будто бы «заземлились», зациклились на материальном. Но и они в своих невзгодах и неурядицах ищут спасения, как они это понимают. Таким якорем спасения для них являются материальные вещи, которым придается таинственное мистическое значение. Происходит страшное и воистину сатанинское дело: человек (образ и подобие Божье) начинает поклоняться материальным вещам, судьба которых: обратиться в прах. Так рождается суеверие – вера всуе, то есть напрасная суетливая вера, не приносящая никакого духовного плода. Так развивается современное неоязычество. Можно сказать, суеверие подобно кривому стеклу, искажающему наш взгляд.
Можно ли есть с ножа?
Считается, что употребление пищи таким образом сделает человека злым. Это обосновано тем, что издавна нож использовали в качестве орудия для добычи еды. К тому же его воспринимали как средство защиты не только от реальной опасности, но и от нечистой силы. Такой сильный магический инструмент заслуживает к себе особого отношения, поэтому кушать с него – значит злить духов.
Но брать нож в рот опасно и по другой, более реальной и «земной» причине: он очень острый и легко может нанести травму. Поэтому в процессе приема пищи целесообразнее пользоваться более привычными столовыми приборами, такими как вилка и ложка. А нож использовать по назначению.
Какие бывают суеверия?
Все суеверия делятся на несколько групп. К наиболее значительной группе принадлежат языческие суеверия. Эти суеверия напрямую связаны с антихристианским языческим миросозерцанием. Они имеют свои истоки в политеистических религиях, которые отрицают бытие Единого и Единственного Бога, отвергают Его как Единственного Творца мира. Вместо Бога они обожествляют созданные Богом явления тварного мира, наделяя их свойствами Божества. Так возникает масса мелких «божков», которые будто бы обладают атрибутами всеведения, вездесущия, всемогущества, способностью создавать мир и др., но в то же время являются частью самого преходящего и изменчивого мира.
Например, астрология обожествляет безличные космические объекты, наделяя их способностью влиять на жизнь людей, контролировать и определять человеческие судьбы. Но такой способностью в полной мере может обладать лишь Создатель человека, Который знает его жизнь от момента зачатия до смерти.
Оккультизм учит о «скрытых силах», способных влиять на человеческую жизнь, обожествляет их, категорически отрицая благодатную силу Самого Творца Вселенной.
Не объясняя вразумительно природу скрытых сил, оккультизм оправдывает сомнительную практику целительства, якобы избавляющую человека от всех плохих жизненных ситуаций. Причем избавление происходит вне всякого обращения к Богу, создавшему человека и всегда способного прийти ему на помощь.
К наиболее модным оккультным доктринам можно отнести фэн-шуй, который с помощью скрытых сил помогает человеку обустроить свой дом вплоть до определения даты покупки мебели и материала интерьера.
К языческим суевериям несомненно принадлежит и уфология, смыкающаяся с оккультизмом. Она развертывает сомнительное учение о творении человека неведомыми пришельцами. Последние, согласно доктринам уфологов, уже давно превратились в скрытые оккультные силы, манипулирующие человеком и даже космосом, что позволяет рассматривать их как языческих богов, создавших человека и управляющих миром.
Менее значительные суеверия – это суеверия, распространенные в народе. От языческих их отличает то, что они не представляют целостного языческого миросозерцания, а существуют отрывочно и обособленно, не включаясь в какую-либо целостную систему миропонимания.
Для удобства их лучше назвать народными, поскольку их передача осуществляется не от некоего «эксперта» языческих знаний (целителя, колдуна, оккультиста, экстрасенса или уфолога), а от простого, неосведомленного в религии человека к такому же человеку.
Вместе с тем эти суеверия, несомненно, связаны с язычеством. Их можно охарактеризовать как неосознанное язычество, а некоторые как фетишизм, поскольку безотчетный страх человека перед числами, датами, поступками, предметами представляет собой тот или иной аспект языческого мировоззрения, языческое или фетишистское отношение к миру. Так, вера в завязанные узелки, платочки, счастливые или несчастливые дни предполагает веру во всемогущество вещей и чисел, а значит, ведет к их обожествлению.
Языческие суеверия всегда стремились проникнуть в Церковь. Но Церковь твердо противостоит им своим догматическим учением, утверждающим первопричину мира только во всемогущем Боге. Тем не менее, для языческого сознания остается возможность использовать религиозную практику Церкви для своих нехристианских целей. Такое использование Церкви не по назначению рождает околоцерковные суеверия.
Например, использование богослужебной практики с нехристианскими (недушеспасительными) целями ведет к обрядоверию. Здесь уже нет места Богопознанию и Богопочитанию, поскольку богослужение используется для достижения сиюминутных выгод, а не для наставления души и стяжания Божественной благодати. Околоцерковные суеверия – всегда псевдохристианство. Они не имеют ничего общего с христианской религией, а только прикрывают церковной практикой не преодоленное языческое мировоззрение.
Некоторые «церковные» суеверия:
- Подобрал потерянный крестик – взял на себя «крест» или грехи человека.
- Беременную в храме могут сглазить, и в ребенка вселится бес.
- Крещение дает ребенку «небесную защиту» и исцеляет от болезней.
- Падение иконы в доме – к смерти кого-то из близких.
- Если человеку стало плохо в храме – это потому, что он грешник.
- Умерший на Светлой седмице (или умерший в храме) сразу попадает в рай.
- Если заказать поминальную службу по живому человеку, он умрет.
- На 40‑й день нужно открыть форточку, чтобы отпустить душу умершего.
- Встал во время отпевания между гробом и алтарем – скоро умрешь.
- Со лба покойного слетел венчик, а ты рядом – опять умрешь.
- Посмотрел из окна на катафалк и процессию, наступил на «покойничью» елку – считай, что уже помер.
- За мытье полов после выноса тела покойного сорок грехов прощается.
- Если перед погребением усопшему на лицо блин положить, а после похорон на поминках этим блином накормить священника, покойнику Царствие небесное будет.
- Если батюшка во время исповеди порвал бумажку «с грехами», грехи простятся.
- Икона или крестик в машине защитит от аварии, в кошельке – от кражи денег, в доме – от пожара.
- Если поставленная вами свеча потухла или чадит – это к несчастью.
- Если в святое место поместить записочку с желанием, оно исполнится.
- Встретил на улице священника или монаха – быть беде.
- Будешь есть вилкой в день Причастия, благодать проткнешь.
- После соборования три дня нельзя умываться, чтобы таким образом «закрепить» действие елея.
- Венчался в мае – маяться будешь.
Некоторые «мирские» суеверия:
- Нож со стола упадет – придет мужчина, вилка упадет – придет женщина, чайная ложка упадет – придет девочка (на счет мальчиков суеверия нет)
- Попала навстречу женщина с пустыми ведрами – удачи не будет.
- Чтобы избежать «сглаза» (например, после похвалы), нужно постучать по дереву.
- Если посыпать молодоженов монетами и зерном, в доме будут водиться деньги и всегда будет достаток.
- Если умер близкий, занавешивать зеркала, чтобы не увидеть там душу покойника.
- Если потрясти или подбросить гроб с покойником, душа покойного становится ближе к небу и попадет в рай.
- Если положить в гроб деньги, пачку сигарет, бутылку водки, то умерший ни в чем не будет нуждаться «на том свете».
Суеверия вокруг «пресловутой» кошки:
- Черная кошка перешла дорогу – быть беде.
- Черная кошка перебежала дорогу – быть скорой беде.
- Если одна и та же черная кошка дважды перешла дорогу, значит: вариант 1 – второй переход кошкой дороги отменяет беду, которая должна случиться вследствие первого перехода; вариант 2 – второй переход кошкой дороги, наоборот, усиливает беду.
- Белая кошка перешла дорогу – к счастью.
Когда выносить мусор?
Одной из самых популярных примет считается та, которая гласит, что нельзя выносить мусор после заката. Наши предки были уверены, что если человек так поздно выносит сор, значит, ему есть что скрывать.
Второе объяснение связано с верой в духов, которые могут быть как добрыми, так и злыми. Чтоб первые могли беспрепятственно входить в дом, нужно заранее вынести из него весь сор и навести порядок. Если не сделать это при свете дня, то на ночлег придут только злые духи.
Изречения афонских святых и старцев о суевериях
прп. Паисий Святогорец: «Человеку невнимательному и ведущему рассеянный образ жизни представляется, что все течет своим чередом. Все события являются результатом случайного стечения обстоятельств… Такие люди обычно бывают в то же время суеверными. Большое значение придают влиянию звезд на человеческую жизнь, следят за всякими глупыми предметами, например: чтобы кошка не перебежала дорогу, чтобы не рассыпать соль на столе, не здороваться через порог, не спать ногами к дверям и так далее. У некоторых суеверных людей количество таких примет достигает огромного числа. Но напрасно эти люди только усложняют свою жизнь. Если на все эти глупые суеверные приметы не обращать внимания, то будет лучше всего, ибо всем миром вообще и жизнью каждого человека, в частности, управляет Бог». «…чтобы диавол не прельстил нас с помощью фантазий, воображения. Воображение — вещь хорошая, и если она используется с толком, то обладает великой силой. Люди, подверженные прелести, воображают увиденное или прочитанное ими так, как им хочется. А потом верят, что картина, нарисованная их воображением, является действительной. Для того чтобы эти несчастные получили помощь, им следует находиться под постоянным [духовным] наблюдением, потому что диавол постоянно обводит их вокруг пальца».
прп. Иосиф Исихаст: «Человек становится посмеянием для бесов. И тогда они издеваются над ним с помощью картин и видений, явлений и откровений, символов и чисел, предрассудков и гаданий и целой кучи суеверий. Бог да сохранит от такого извращения!». «Итак, ум — это эконом души, который приносит пищу — то, что дашь ему ты. Итак, когда он мирен и ты даешь ему что-то хорошее, что ему нужно, он переносит это в сердце. Сначала он очищается от всех предрассудков, в плену которых находился в миру».
прп. Никодим Святогорец: «Многие животные оказываются мудрее и умнее вас, ибо они, не изучая астрономию и не исследуя движение звезд, по своей природе от рождения способны предвидеть будущее …».
архимандрит Филофей, игумен монастыря Каракал, ученик старца Ефрема Филофейского: «Лукавый водит людей за нос. Он стремится заставить человека боятся собственной тени, чтобы он перестал чувствоваться себя свободным. Вместо того, чтобы пойти в церковь, он начинает метаться по колдунам, экстрасенсам, гадалкам и медиумам, тем самым губя свою душу». «Сатана делает людей посмешищем. Зачем нам зависеть от каких-то смехотворных «примет»? Мы должны оставаться такими как нас сотворил Бог – свободными. Господь наш Иисус Христос освободил нас от тирании диавола и смерти. Когда мы наконец это поймём?». «Мы не должны бояться того, чего нам не стоит бояться. Очень печально, когда люди (порой, образованные и учёные мужи) имеют такие фобии и психологические зависимости».
старец Иосиф Ватопедский: «Труднее отречься от страстных представлений, желаний и «предрассудков», как называют отцы действенные грехи, которые существуют как привычки и воспоминания в разумной части нашего существа, а главным образом, в самом нашем сердце».
cвт. Игнатий (Брянчанинов): Тогда только вера свята и истинна, когда она – вера в святую Истину, когда она – вера, принесенная на землю вочеловечившейся Божественной Истиной, Господом нашим Иисусом Христом. Всякая другая вера, кроме веры в святую Истину, есть суеверие. Плоды суеверия – погибель. Такая вера осуждена Богом: ею веруют идолопоклонники в своих кумиров, мусульмане в лжепророка Магомета и Коран, еретики в свои богохульные догматы и в своих ересиархов, рационалисты в падший разум человеческий. Ею будут веровать в антихриста его последователи.
Чем опасны перекрестки?
Если спросить у людей, какие им известны суеверия, многие сразу же вспомнят о перекрестках. Пересечения дорог считаются мистическим местом, где соприкасаются параллельные миры. Поэтому перекрестки «участвуют» в многочисленных магических ритуалах, которые не всегда несут в себе положительную энергетику.
Поднимая вещь на таком участке, можно принять на себя чужую неудачу и проблемы. Чтобы этого не случилось, ни в коем случае не стоит дотрагиваться до любого изделия, которое лежит на перекрестке, каким бы ценным оно ни было.
Не суеверные
Так человек, считающий всяческие ритуалы и талисманы глупыми и ненужными суевериями, вероятнее всего стремится самостоятельно отвечать за все, что с ним происходит. Он строит свою судьбу собственными руками, стремясь во что бы то ни стало добиться поставленных целей. Он прагматичен, в любом явлении пытается найти смысл или пользу. Любую неудачу такой человек обдумывает до тех пор, пока не просчитает все предпосылки и закономерности, послужившие причиной нарушения запланированного хода событий. Одним словом, людям из этой группы часто свойственен “математический склад ума”.
Суеверия, связанные с числами
А вдруг это болезнь?
Хочется обратить внимание читателя на еще одну немаловажную деталь – склонность придумывать разнообразные приметы является признаком нервного истощения. Если человек начинает отслеживать, во что был одет в тот день, когда выиграл значительную сумму в лотерею, за какой партой сидел, когда удачно сдал экзамен, или какая цепочка мелких событий предшествовала повышению по службе, то ему не мешало бы обратиться к психологу. Стремление воспринимать жизнь, как обилие мелких цепочек событий, приводящих к верному или неверному результату, свойственно человеку чувствительному, неуравновешенному, склонному драматизировать ситуацию и “раздувать из мухи слона”. У него часто бывают резкие перепады настроения, его посещают ощущения потерянности, нестабильности и неспособности влиять на то, что происходит вокруг. Поэтому, если вы слишком часто задаете себе вопрос – ”к чему бы это?”, то вам пора развеяться и сменить обстановку.