.
Успех деятельности любой организации зависит от многих факторов. Одним из них является грамотное управление. Лидерство в организации определяет вектор развития компании, побуждает работников трудиться для достижения результата. Но представление о функциях лидера в конкретной компании определено не до конца. Даже человек, претендующий на это звание, часто плохо понимает, что от него требуется.
Характеристика лидера
Лидер — человек, обладающий набором определенных качеств, позволяющих ему оказывать влияние на членов коллектива для достижения целей организации.
В качестве основных качеств лидера выделяют:
- ответственность — способность доводить до конца взятые на себя обязательства, отвечать за их выполнение;
- коммуникабельность — способность находить общий язык с руководством компании и с ее сотрудниками;
- гибкость — способность быстро приспосабливаться к меняющимся условиям в организации;
- широкий кругозор и стремление постоянно получать новые знания;
- дружелюбность — умение выстраивать взаимоотношения со всеми членами коллективами, быть приветливым;
- трудолюбие — желание работать при любых обстоятельствах;
- целеустремлённость и настойчивость — умение ставить цели и достигать их; терпение — умение ждать результатов.
Лидерами в организациях становятся различными путями:
- благодаря наличию лидерских способностей, которые имеются у человека изначально; благодаря активному развитию индивидуальных лидерских качеств;
- из-за удачного стечения обстоятельств, позволивших проявить себя и выдвинуться вперед.
В большинстве случаев сотрудники сами выбирают из своего круга человека, подходящего на роль лидера.
Впоследствии этого человека могут назначить на руководящую должность.
Кто такой лидер и что такое лидерство
Лидер от англ. leader — ведёт.
Представьте, автобус (жизнь) несётся по дороге (времени), а водителя нет. И если никто не сидит за рулём, автобус всё равно несётся, только непонятно куда. Так вот лидер — это человек, который сел за руль. Он взял ответственность на себя, он выбирает путь, и конечный маршрут.
Нужно понимать, что, если вы не сядете за руль автобуса, он всё равно несётся вперёд, ведь время жизни идёт. И вы всё равно отвечаете за то, куда приедете. Только вы приедете совсем не туда куда хотите.
Даже если вы пассажир, вы всё равно отвечаете за то, куда приедете, так как вы в любой момент, можете пересесть в другой автобус, идущий по другому маршруту, с которым вам по пути. Или купить свой автомобиль, и ехать по своему личному маршруту, или купить свой автобус, и брать попутчиков (единомышленников).
Характеристика лидерства
Лидерство — это сложный процесс воздействия людей с целью достижения поставленных в организации целей. Выделяют несколько важных признаков лидерства:
- оно призвано воздействовать на сотрудников для побуждения их к активной деятельности;
- призвано вызвать у других сотрудников желание работать;
- сконцентрировано на достижении общей цели, объединяющей всех членов коллектива;
- формирует последователей, которые в дальнейшем смогут стать самостоятельными лидерами;
- стремится к самоорганизации внутри коллектива, упорядочиванию всех процессов; чутко улавливает потребности лиц, вовлечённых в зону влияния.
Виды лидерства
Лидерство бывает эмоциональным, деловым и информационным.
Эмоциональное
Возникает на основе симпатий в группе между участниками и лидером. Эмоциональный лидер создает благоприятный психологический климат, вызывает доверие, снимает напряжение, вселяет уверенность. Это сердце группы. К нему всегда можно обратиться. Как правило, эмоциональный лидер возникает в неформальных группах.
Деловое
Такое лидерство встречается в формальных коллективах. Деловой лидер отличается высокой компетентностью, умением решать задачи, организовывать деятельность. Это руки коллектива. Деловой лидер налаживает отношения, тесно общается с руководством.
Информационное
Информационный лидер – мозг коллектива. Он хорошо ориентируется в потоках информации, высоко эрудирован. К информационному лидеру обращаются за помощью, советом. Он помогает искать информацию или сам отвечает на вопросы.
Идеальный вариант – сочетание всех трех типов в одном лидере, но такое бывает редко. Чаще встречается сочетание делового лидера и эмоционального или информационного.
По направленности лидерство может быть:
- Конструктивное. Помогает достигать целей организации.
- Деструктивное. Стремления лидера наносят ущерб организации.
- Нейтральное. Не влияет на производительность.
Типология лидерства
Существуют различные модели лидерства в организациях. Разделение проводится по нескольким критериям.
В зависимости от используемых механизмов влияния выделяют:
- формальное лидерство — лидерами становятся по назначению, это понятие тождественно с официальным руководством, в его руках реальная власть, которую он осуществляет в рамках имеющихся у него полномочий, воздействие на коллектив производится через дисциплинарные меры;
- неформальное лидерство — влияние на людей оказывается не через административные ресурсы, а благодаря личностным особенностям лидера.
По стилю поведения выделяют:
- авторитарное — все управление в организации сосредотачивается в руках одного человека, который ожидает беспрекословного подчинения и выполнения своих распоряжений, инициатива других членов коллектива не поощряется;
- демократическое — предполагает распределение обязанностей и ответственности между всеми членами коллектива, развиты коммуникативные связи внутри коллектива, ключевые решения принимаются сообща;
- либеральное — лидер передает большую часть полномочий своим последователям, часто устраняясь от решения поставленных задач, возлагая их на членов коллектива.
В зависимости от особенностей личности лидера:
- харизматическое — у лидера есть способности, которые он использует для организации работы коллектива;
- ситуационное, при котором лидер умеет легко приспосабливаться к постоянным изменениям в организации, может заняться реформированием, не боится новаторских идей;
- атрибутивное, предполагающее выстраивание детальных причинно-следственных связей, их анализ, аналитический склад ума, склонность к кропотливой и монотонной работе.
В зависимости от направленности лидерство подразделяют:
- направленное на людей, при котором превыше всего ставится благополучие сотрудников, их удовлетворённость работой, много внимания уделяется психологическому климату в коллективе;
- направленное на интересы организации, когда все силы и средства направлены на достижение поставленных целей.
Формальное и неформальное лидерство
Лидерство может проявляются в двух сферах жизни:
- в работе, то есть сфера бизнеса и деловодства
- в отношениях
Лидерство также представлено в двух типах его проявления:
- формальное
- неформальное
Первый тип и его лидеры характеризуются тем, что их призначают официально по определенной процедуре и присваивают специальную должность по типу руководителя и т.д.
Второй тип существует в тех случаях, когда лидер выделяется от остальных членов группы благодаря своим умениям и личностным способностям направлять людей. Неформальным лидером является тот человек, который устраивает и принимается всеми членами группы из-за своих лидерских качеств.
Замечание 2
Второй тип лидеров можно назвать неофициальным, так как они не являются официальным должностным руководящим лицом, но считаются лидерами благодаря своим способностям влиять на окружающих, а также выделяются своими личностными качествами и поведением.
Можно сделать вывод, что формальные лидеры – это те, кто назначаются на определенную руководительскую деятельность, неформальные – избираются коллективом неосознанно.
Базой первого типа является личный авторитет в организации, а второго – должностное положение.
Все вышеперечисленные типы важны. Нельзя выделить из них одну, которая будет более важна, нежели другая. Обычно они функционируют параллельно. Иногда бывают случаи, когда один индивид выполняет функции сразу и формального типа, и неформального.
Роль лидерства в организации
Роль лидерства трудно переоценить, без него организация обречена в лучшем случае на стагнацию, в худшем случае — на прекращение своего существования. Лидерство координирует все процессы, происходящие внутри, направляет их в наиболее благоприятное для всех русло. Оно часто эффективнее воздействует на работников, чем четко организованная вертикаль власти в компании.
Лидер полноценно участвует в функционировании организации, ставя цели, формулируя задачи, находя пути их решения.
Иногда со стороны лидерства истинные потребности организации видятся в ином ракурсе, что позволяет удовлетворить их быстрее.
Объединяет управленцев и подчиненных, побуждая сосредотачивать усилия для решения единых задач. Не исключено, что обеим сторонам будет сложно, лидерское влияние должно сгладить все шероховатости, найти компромиссы, помочь избежать конфликтов или найти верные пути выхода из конфликтных ситуаций.
Активно участвует в подборе персонала. От этого зависит успех и продвижение организации, поэтому неформальная оценка потенциального работника приносит пользу всем сторонам рабочего процесса.
Лидерство неотъемлемо связано с корпоративной культурой. Оно формирует и развивает ее, создает и поддерживает корпоративные ценности в коллективе.
Лидерские роли не всегда четко регламентированы, они могут выражаться в спонтанно организованных мерах поддержки, позитивном влиянии, вдохновении на новые свершения, разрядке рабочей обстановки. Настроение сотрудников является одной из основных сил, позволяющих им справляться с трудностями, идти к намеченной цели.
Как стать лидером – пример из жизни
Помните растиражированный случай с Дмитрием Медведевым, когда ему какой-то учитель пожаловался на низкую зарплату. Дмитрий Анатольевич ответил: «Учитель – это не профессия, учитель – это призвание. А если вам нужны деньги, идите в бизнес!» Вот показательное отличие лидера от обывателя.
Лидер сам строит свою жизнь, а не ждёт подачек от государства. Ему даже мысль не приходит в голову, что кто-то заработает ему денег, он истинно убеждён, что он сам выстроит свою жизнь как хочет.
А этот учитель полное ничтожество, если терпит безденежье. А какой пример он показывает детям, попрошайничать? Не быть независимым? Не брать ответственность за свою жизнь в свои руки? Ниже я дам пример, как учитель профессионал легко может делать деньги.
Лидер – это ни от кого не зависящий, ничего не просящий, сам всё решающий и не зависящий от оценки окружающих, человек. Но есть важный момент, лидер должен опираться на других людей.
Как сделать, чтобы люди его поддерживали? Лидер должен быть полезен и для себя, и для других, чтобы исключить так называемый «эффект краба».
Справка, что такое «эффект краба»:
Если положить одного краба в ведро с водой, он без труда вылезет оттуда. Если положить несколько крабов, то, как только один начнёт выползать, остальные будут цепляться за него и скинут обратно, то есть погибнут все.
Как бы я поступил, на месте того учителя, который жаловался Дмитрию Анатольевичу? Ведь при одном упоминании, что я хочу заняться бизнесом, коллеги бы набросились на меня. Говорили бы:
- Зачем это тебе? Ведь там нет стабильности, здесь зарплата маленькая, но стабильная;
- Бизнес – это опасно;
- А что если не получиться, на что жить?
То есть проявляли бы тот самый «эффект краба».
Я бы начал с того, что максимально прокачал свои преподавательские навыки, то есть приёмы и методы обучения, которые бы давали близкий к 100% результат. После того как методы были выявлены и отработаны, я бы занялся параллельно с основной работой, репетиторством. Допустим, подготовкой школьников к ЕГЭ.
Так как мои методы и приёмы были уже отточены, процент поступления в топовые Московские вузы моих учеников был бы близок к 100%, а сарафанное радио мгновенно бы разнесло эту новость среди родителей будущих выпускников.
А теперь подумайте, сколько готовы были заплатить родители выпускников, если бы они были уверены, что их ребёнок, после моего обучения со 100% гарантией поступит в любой Московский вуз? Я думаю мои доходы, выросли бы в разы, тем более можно обучать школьников и из других регионов не выходя из дома, по скайпу.
Таким способом я бы соединил своё призвание с бизнесом, и исключил «эффект краба», так как получил бы поддержку в лице родительского комитета школы, ведь они крайне заинтересованы в жизненном успехе своих детей, а я им могу помочь в этом, причём гарантированно.
Техника, как соединить своё призвание с ростом доходов, в этой статье: «Практическая польза понимания смысла жизни и своего предназначения».
Таким образом, лидерство – это способность достичь своей цели, и при этом помочь другим, а не жаловаться на жизнь.
Лидерство, власть, управление
Лидерство, власть и управление близкие, но не тождественные понятия. Власть ассоциируется с руководством, она всегда направлена сверху вниз. Лидерство может идти снизу и охватывает все слои организации. Оно может сливаться с властью, обладать ее чертами, частично использовать ее методы, но внешнюю силу старается никогда не применять.
Менеджмент — это система управления, реализующая задачи, поставленные руководством организации.
Менеджеры действуют согласно составленным планам и графикам. Задачи менеджера: выполнить предписания, достигнуть определенных показателей. Они действуют в силу необходимости, а не в силу собственных пожеланий. Менеджмент использует действенные рычаги воздействия на сотрудников, он осуществляет контроль над всеми процессами.
Теория лидерства
Самой популярной является теория о том, что лидерами рождаются, а не становятся, то есть теория характера, или «великого человека». Под этим подразумеваются врожденные задатки и способности личности, помогающие человеку стать лидером.
Вторая теория – ситуационная. Согласно ей, одних врожденных особенностей недостаточно, нужны еще определенные условия внешнего мира и взаимосвязи этих условий и данной личности. То есть роль играет то, насколько ситуация позволяет лидеру проявлять себя.
Управление лидерством в организации
Управление лидерством организации включает в себя несколько важных элементов:
- Действия, направленные на выявление лидеров в организации. Необходимо найти тех, кто уже обладает достаточным набором знаний и умений или потенциально готов развивать их в себе.
- Налаживание взаимодействия с сотрудниками для того, чтобы узнать их потребности, пожелания, дать мотивацию.
- Создание условий для углубления и развития лидерских качеств.
- Обеспечить возможности получения дополнительного образования, углубления знаний.
Особенности лидеров
Самая главная особенность лидеров – харизма. Подробнее об этом читайте в статье «Харизма: что это в человеке и как ее развить». К другим отличительным чертам лидера относится:
- высокий уровень притязаний;
- высокая самооценка;
- самоуважение;
- самосознание;
- адекватная оценка слабых и сильных сторон своей личности;
- стремление к успеху (важность и ответственность), признанию, власти (управление людьми, направление их в определенное русло).
Конечно, без определенных компетенций и способностей набор таких качеств может дать совсем другой результат. Потому к другим качествам лидера относится:
- интеллект выше среднего, умение решать сложные и абстрактные задачи;
- самостоятельность, находчивость, деловая активность, готовность к действию, инициативность;
- умение видеть ситуацию широко, рассматривать выше частного;
- знания и опыт в конкретной сфере;
- хорошее здоровье, развитое воображение, внимание, память, мышление;
- эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость;
- способность к саморегуляции (умение снимать напряжение);
- коммуникабельность;
- способность к психоанализу;
- красноречивость;
- визуальность (внешняя привлекательность).
Таким образом, все качества лидера можно поделить на общие, конкретные, личностно-деловые и психолого-педагогические.
Лидерство в организации
Введение
Лидерство в организации основывается на взаимодействии всех структур и элементов. Этот процесс более сложный, требующий высокого уровня взаимозависимости всех участников. В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Синонимами слов лидер и лидерство являются слова руководитель, руководство. Лидерство — одно из составляющих эффективного управления организацией, представляющее собой координацию отношений членов социальной группы и реализующие процессы социального влияния в коллективе [1, с. 12].
Анализ природы лидерства показывает, что оно проистекает из определенных потребностей людей и их объединений, которые и призваны удовлетворять лидеры. Более детально природу лидерства раскрывают его различные теории. Теория черт объясняет феномен лидерства выдающимися качествами человека, такими как ум, воля, целеустремленность, организаторские способности, компетентность и др. Согласно концепциям харизматического лидерства последователи испытывают вдохновение от лидера и стремятся во всем ему подражать.
Значимость лидерства для руководства организацией поднимает вопрос о влиянии на данное явление. Лидерством необходимо управлять (насколько это возможно), т.е. выделять лидеров, развивать конструктивных и устранять деструктивных лидеров. Важная роль отводится лидеру в создании и управлении организационной культурой. В зависимости от типа организационной культуры лидер выполняет различные функции.
Эффективность лидерства непосредственно связана со способностью лидеров руководить организационной и межличностной коммуникацией, воздействуя на ее характер. Роль лидера в управлении персоналом определяется его усилиями по отбору достойных претендентов на членство в рабочей группе, он должен направлять групповую энергию на решение организационных целей. Лидерство также находит выражение в воздействии на членов группы, побуждает их проявлять свои сильные личностные качества и сдерживать проявление слабых черт характера. Результативность работы лидера проявляется в его способностях управлять социальными конфликтами [4, с. 7].
Актуальность данной темы также обуславливается тем, что в современном мире существует огромное количество различных компаний, которые нуждаются не только в четкой иерархии управления, но и в хороших лидерах, способных в дальнейшем вывести эти организации на новый уровень, внести какие-нибудь изменения.
Объект исследования
. Лидерство в организации и его влияние на людей.
Предмет исследования.
Организация как система взаимосвязанных элементов.
Целью
контрольной работы является — изучение и анализ лидерства в организации.
Задачи
контрольной работы заключается в следующем:
. Дать характеристику понятию лидерство.
. Исследовать типологию лидерства в организации.
. Рассмотреть управление лидерством в организации.
Методологическую базу
составляют труды отечественных и зарубежных авторов, изучающих лидерство в организации, а именно: Н.П. Беляцкого, Г.В. Бендаса, О.С. Виханский, А.И. Наумов, П.Ф. Друкер и других.
Методы исследования:
изучение документов, анализ, синтез.
Контрольная работа состоит из введения, 3 разделов, заключения, библиографического списка.
1. Основные определения понятия лидерства
Лидерство — это тип управленческого взаимодействия (в одном случае между лидером и последователями), основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого и других определений лидерства следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных перемен [6, с. 42].
Изучение понятия лидерства началось со времен Ф. Тейлора. Было проведено множество исследований, но, тем не менее, все еще не существует полного согласия по поводу того, что такое лидерство и как оно должно изучаться. В связи с этим, изучение данного вопроса является актуальным. Для организации управления компанией требуется не просто хороший специалист, а настоящий лидер. В ходе изучения проблемы лидерства ученными было предложено много различных определений данного понятия. Согласно Дж. Терри, лидерство — это воздействие на группы людей, побуждающее их к достижению общей цели [3, с. 367]. П.Ф. Друкер определяли лидерство как межличностное взаимодействие, проявляемое в определенной ситуации с помощью коммуникационного процесса и направленное на достижение специфической цели или целей [5, с. 89]. Г. Кунц и С.О. Доннел считают, что лидерство связанно с воздействием на людей, преследующим достижение общей цели [3, с. 368].
В практике управления лидерство — это способность эффективно использовать все имеющиеся источники власти для превращения созданного для других видения в реальность. Лидеры используют власть как средство в достижении целей группы или организации. Если лидеры достигают цели, то власть как средство используется ими для ускорения этого достижения. По мнению Р.Л. Кричевского лидерство — это, прежде всего, способность побуждать людей, влиять на их поведение для достижения личных целей и целей организации [7, с. 174].
Все ученые сходятся во мнении, что ни один фактор не обеспечивает большую выгоду и пользу для организации, чем эффективное лидерство. Лидеры нужны для определения целей и задач, для организации, координации, обеспечения межличностных контактов с подчиненными и выбора оптимальных, эффективных путей решения тех или иных проблем. Очевидно, что организации, где наличествуют лидеры, могут достичь всего этого гораздо быстрее, чем организации без лидеров.
Слово лидер происходит от английского lead (вести). Значит, лидер — это ведущий, идущий впереди. Лидер — член организации, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций. Лидерство определяют как процесс социального влияния, при котором лидер ищет добровольного участия подчиненных в деятельности по достижению организационных целей или как процесс оказания влияния на групповую активность, которое направлено на достижение целей [1, с. 26].
Феномен лидерства коренится в самой природе человека и общества. Явления, во многом схожие с лидерством встречаются в среде животных, ведущих коллективный, стадный образ жизни. Здесь всегда выделяется наиболее сильная, достаточно умная, упорная и решительная особь — вожак, руководящий стадом (стаей) в соответствии с его неписаными законами, которые диктуются взаимоотношениями со средой и являются биологически запрограммированными [1, с. 27].
Лидерство основывается на определенных потребностях сложно организованных систем. К ним относится, прежде всего, потребность в самоорганизации, упорядочении поведения отдельных элементов системы в целях обеспечения ее жизненной и функциональной способности. Такая упорядоченность достигается благодаря вертикальному (управление — подчинение) и горизонтальному (коррелятивные одноуровневые связи, например, разделение труда и кооперация) распределению функций и ролей, и, прежде всего выделению управленческой функции и осуществляющих ее структур, которые для своей эффективности обычно требуют иерархической, пирамидальной организации. Вершиной такой управленческой пирамиды и выступает лидер.
Четкость выделения лидирующих позиций зависит от типа общности, составляющей систему, и ее взаимоотношений с окружающей средой. В системах, характеризующихся низкой групповой интеграцией и высокой степенью автономии и свободы различных элементов и уровней организации, функции лидера выражены слабо. По мере же усиления потребностей системы, самих людей в сложно организованных коллективных действиях и осознания этих потребностей в форме коллективных целей спецификация функций лидера и его структурное, институциональное обособление повышаются [7, с. 41].
Анализ природы лидерства показывает, что оно проистекает из определенных потребностей людей и их объединений, которые и призваны удовлетворять лидеры. Быть менеджером и быть лидером в организации — это не одно и то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство как специфический тип отношений управления основывается больше на процессе психологического воздействия. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников. В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Собственно отношения «начальник — подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление заменяются отношениями «лидер — последователь».
Таким образом, в современных условиях эффективное лидерство — это не железная или твердая рука, а высокая чувствительность к потребностям последователей, которая проявляется в развитии работников, во включении их в групповую работу, в оказании им помощи в достижении личных целей. В практике управления лидерство — это способность эффективно использовать все имеющиеся источники власти для превращения созданного для других видения в реальность. Лидеры используют власть как средство в достижении целей группы или организации. Если лидеры достигают цели, то власть как средство используется ими для ускорения этого достижения.
. Типология лидерства в организации
лидерство управление власть
Сложность в изучении лидерства и его неоспоримая важность привели к появлению различных типологий лидерства в организации. Наиболее простой и широко распространенной классификацией лидерства в организации является выделение его трех типов (иногда их называют ролями лидера) [9, с. 16]:
. Деловое лидерство. Оно характерно для групп, возникающих на основе производственных целей. В его основе лежат такие качества, как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, опыт и т.п. Деловое лидерство наиболее сильно влияет на эффективность руководства.
. Эмоциональное лидерство. Оно возникает в социально-психологических группах на основе человеческих симпатий, притягательности межличностного общения. Эмоциональный лидер вызывает у людей доверие, излучает теплоту, вселяет уверенность, снимает психологическую напряженность, создает атмосферу психологического комфорта.
. Ситуативное лидерство. Строго говоря, по своей природе оно может быть и деловым, и эмоциональным. Однако его отличительной чертой является неустойчивость, временная ограниченность, связь лишь с определенной ситуацией Ситуационный лидер может повести за собой группу лишь в определенной ситуации, например при всеобщей растерянности во время пожара.
Имеются и другие классификации лидерства в зависимости от типов лидера. Так, Л.И. Уманский выделяет шесть типов (ролей) лидера [9, с. 21]:
.лидер-организатор (выполняет функцию групповой интеграции);
.лидер-инициатор (главенствует при решении новых проблем, выдвигает идеи);
.лидер-генератор эмоционального настроя (доминирует в формировании настроения группы);
.лидер-эрудит (отличается обширностью знаний);
.лидер-эталон (является центром эмоционального притяжения, соответствует роли «звезды», служит образцом, идеалом);
.лидер-мастер, умелец (специалист в каком-то виде деятельности).
По содержанию разделяют [4, с. 18]:
-лидеров-вдохновителей, разрабатывающих и предлагающих программу поведения;
-лидеров-исполнителей, организаторов выполнения уже заданной программы;
-лидеров, являющихся одновременно и вдохновителями и организаторами.
По стилю различают [4, с. 19]:
Авторитарный. Это лидер, требующий монопольной власти. Он единолично определяет и формулирует цели и способы их достижения. Связи между членами группы сведены до минимума и проходят через лидера или под его контролем.
Демократический. Этот стиль, по мнению большинства исследователей, оказывается более предпочтительным. Подобные лидеры обычно тактичны, уважительны, объективны в общении с членами группы. Социально-пространственное положение лидера — внутри группы.
Пассивный — такого лидера характеризует отсутствие похвалы, порицаний. Он старается уйти от ответственности, перекладывая ее на подчиненных. Установка подобного лидера — по возможности незаметное пребывание в стороне. Многие исследователи не выделяют этот стиль как особый, ограничиваясь противопоставлением авторитарного и демократического стилей, так как пассивного лидера трудно назвать лидером.
По характеру деятельности различают [2, с. 48]:
-универсальный тип, т.е. Постоянно проявляющий качества лидера;
-ситуативный, проявляющий качества лидера лишь в определенной ситуации.
Помимо названных, нередко используется классификация лидеров в зависимости от их восприятия группой. Согласно такому критерию выделяются следующие типы лидеров [11, с. 415]:
) «один из нас». Лидер этого типа особо не выделяется среди членов группы. Он воспринимается как «первый среди равных» в определенной сфере, наиболее удачливый или волею случая оказавшийся на руководящей должности. В целом же он, по мнению группы, живет, радуется, страдает, принимает правильные решения, делает ошибки и т.п., как и все другие члены коллектива;
) «лучший из нас». Лидер, принадлежащий к данному типу, выделяется из группы по многим (деловым, нравственным, коммуникационным и иным) параметрам и в целом воспринимается как образец для подражания;
) «хороший человек». Лидер такого типа воспринимается и ценится как реальное воплощение лучших нравственных качеств: порядочности, доброжелательности, внимательности к другим, готовности прийти на помощь и т.п.;
) «служитель». Такой лидер всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и группы в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени.
На практике типы восприятия лидера отдельными членами группы часто не совпадают или накладываются друг на друга. Так, один сотрудник может оценивать лидера как «одного из нас», другие же воспринимают его одновременно и как «лучшего из нас», и как «служителя» и т.п. Лидерство различается по силе влияния на членов группы (организации). Одного лидера люди слушаются беспрекословно, советам же или указаниям другого следуют лишь до тех пор, пока они не вступают в противоречие с их собственными интересами и установками [11, с. 419].
Таким образом, проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воз действует на других, с другой лидерство — это процесс преимущественно несилового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Подходы к изучению типологии лидерства различаются комбинацией трех основных переменных, привлекающих внимание исследователей: лидерские качества, лидерское поведение и ситуация, в которой действует лидер.
3. Управление лидерством в организации
Первостепенная значимость лидерства для эффективности руководства, его позитивное и негативное воздействие на управление персоналом придают задаче влияния на этот феномен особую практическую важность. Проблема управления лидерством в организации включает пять аспектов [11, с. 512]:
. Выявление лидеров: выявление лиц с прирожденными и (или) сформировавшимися лидерскими качествами и их, привлечение для занятия руководящих позиций, постов. Это направление деятельности может исходить как из тезиса «лидерами рождаются», так и из признания возможности целенаправленного формирования лидеров. В первом случае речь идет об обнаружении лидерских способностей и их использовании в организационных целях, во втором — о привлечении (или переманивании) на предприятие уже подготовленных и проявивших себя лидеров.
Существует несколько способов выявления лидерских способностей. Это тестирование и другие психологические методы, особенно широко применяемые к молодым претендентам на руководящие должности, а также изучение биографии и трудового стажа, подбор уже как-то проявивших себя людей и т.д.
. Развитие лидерства — целенаправленное формирование и углубление соответствующих качеств и навыков. Речь идет о возможности в большей или меньшей степени формировать и развивать лидерские способности путем обучения и самообучения, мотивирования, тренингов и практического опыта.
Для развития лидерства используется ряд процедур [6, с. 124]:
выработка личной мотивированности, устойчивого желания быть лидером, уверенности в себе, готовности принимать решения и брать на себя ответственность, последовательности и упорства в реализации общих целей, сознания собственной силы, веры в достижение цели, энтузиазма и т.п.
развитие индивидуальных интеллектуальных и нравственных лидерских качеств. К таким качествам относятся прежде всего профессиональная компетентность; порядочность (честность, соблюдение общепринятых нравственных норм), без которой, как правило, трудно, а то и вовсе невозможно завоевать авторитет; развитый интеллект, который проявляется в аналитичности, быстроте понимания сути проблемы, гибкости ума, предусмотрительности, умении планировать и ставить цели и т.д.;
обеспечение социальной компетентности лидера и его доброжелательности в отношениях с членами группы. Это предполагает культуру общения, умение ясно и четко выражать мысли, корректно выслушивать сотрудников, делать замечания, давать советы, внимательность, уважение достоинства других людей, умение понимать их, проникаться их заботами и проблемами, оказывать им поддержку и т.п.;
приобретение умения и навыков быстро и правильно оценивать ситуацию, знать и учитывать особенности, интересы, запросы и ожидания всех членов группы.
. Тесная увязка и интеграция индивидуальных целей и интересов членов группы с организационными целями, реализация потребностей, представительство и защита интересов как отдельных членов группы, так и коллектива в целом. Это устраняет почву для возникновения деструктивных групп и лидеров, деятельность которых наносит ущерб организации, а также повышает авторитет руководителя в глазах сотрудников и значимость делового лидерства по отношению к эмоциональному лидерству [11, с. 512].
. Сочетание в деятельности руководителя формального и неформального лидерства. Подчиненные всегда желают видеть в руководителе не только начальника или лишенного эмоций технократа, но и человека, обладающего лучшими нравственными качествами, заботящегося не только об эффективности организации и о себе лично, но и о сотрудниках. Живое общение с людьми, уважение в них личностей, внимание к каждому человеку, учет индивидуальных особенностей и наклонностей, личный пример в отношениях к людям и к делу, мотивирование сотрудников, «заражение» окружающих увлеченностью, энтузиазмом и т.п. — все это позволяет руководителю совмещать роли формального и неформального лидера и повышает эффективность руководства [11, с. 513].
. Организационная интеграция лидеров, обеспечение конструктивной направленности их деятельности и устранение деструктивного лидерства. В силу различных причин (индивидуальных способностей, занятости производственными задачами, большого количества подчиненных и др.) даже в первичных организациях далеко не каждый руководитель способен одновременно выполнять все функции неформального лидерства. Очень часто это просто физически невозможно. Интеграция лидеров предполагают обеспечение лояльности существующих руководителей, отбор наиболее способных работников, мотивированных на реализацию целей организации, поощрение их профессионально-должностного роста, налаживание добрых отношений и сотрудничества со стихийно сложившимися группами и их лидерами, формализация, если это возможно и целесообразно, лидерства [11, с. 513].
Таким образом, управление — это структурирование организации, обеспечение ее квалифицированным персоналом, мониторинг деятельности; лидерство выходит за рамки этих функций, вдохновляя людей на достижение поставленных целей. Великие лидеры сосредотачивают внимание коллектива на достижении идеального будущего организации, помогая сотрудникам преодолевать все препятствия, которые лежат на их пути. Профессиональное долголетие лидера и продолжительность каждого из этапов его лидерства зависят от многих социально-психологических факторов, но можно сознательно уберечься от столь печального развития ситуации: постоянно самосовершенствоваться, развивая собственную компетентность, самоконтроль и самокритичность или поощрять творческую атмосферу и командный дух в организации.
Заключение
Таким образом, в данной работе рассмотрено понятие лидерства в современной науке. Нами выяснено, что проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой, лидерство — это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей.
Эффективное руководство необходимо любой организации, для этого руководитель должен обладать набором определенных навыков и способностей. Руководитель должен направлять усилия группы и личности на выполнение общих задач и находить выходы из разных ситуаций. Лидерство как тип отношений управления отлично от собственно управления и строится больше на отношении типа «лидер — последователь», чем «начальник — подчиненный». Не любой менеджер использует лидерство в своем поведении. Продуктивный менеджер не обязательно является эффективным лидером, и наоборот. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства [8, с. 54].
Лидерство — важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Богатство сторон, аспектов лидерства определяет многообразие его типологии. Типология лидерства может быть разной в зависимости от основания, по которому разводится понятие [10, с. 80].
Для развития индивида как личности группа представляется незаменимой. Становление лидера и развитие группы это непрерывный и не разъединяемый процесс. Сам по себе «лидер» — это статус человека в группе. Статус определенного человека можно изменить. В ходе межличностных отношений, с момента образования группы, определяется статус каждого человека и вместе с тем определяется влияние человека на эту группу. Новые подходы концентрируют свое внимание на способности лидера создать новое видение решения проблемы и, используя свою харизму, передать ее значение последователям таким образом, чтобы это вдохновило и вызвало у них энтузиазм к осуществлению действий по достижению целей. Поэтому любому управленцу для успешного осуществления своих функций нужно уметь вести за собой подчиненных, проявляя себя как лидера в организации.
Библиографический список
1.Беляцкий, Н.П. Менеджмент. Основы лидерства [Текст]: учебное пособие / Н.П. Беляцкий. — Минск, 2002. — 250 с.
2.Бендас, Г.В. Психология лидерства [Текст]: учебное пособие / Г.В. Бендас. — Санкт-Петербург: Питер, 2009. — 448 с.
.Виханский, О. С Наумов, А.И. Менеджмент [Текст]: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. — Москва: ИНФРА-М, 2012. — 5-е изд., стер. (ГРИФ). — 576 с.
.Данилова, Н.И. Лидерство как социальная технология развития организационной культуры [Текст]: автореф. дис…. канд. соц. наук / Н.И. Данилова. — Санкт-Петербург, 2009. — 24 с.
.Друкер, П.Ф. Менеджмент: задачи, обязанности, практика [Текст]: учебник / П.Ф. Друкер. — Москва: Вильямс, 2008. — 589 с.
.Друкер, П.Ф. Эффективное управление предприятием [Текст]: учебное пособие / П.Ф. Друкер. — Москва: Вильямс, 2010. — 224 с.
.Евтихов, О. Стратегии и приемы лидерства. Теория и практика [Текст]: учебное пособие / О. Евтихов. — Москва: Речь, 2007. — 240 с.
.Кочетков, В.Н. Основы теории управления [Текст]: учебное пособие / В.Н. Кочетков. — Москва: Феникс, 2012. — Серия: Высшее образование. — 350 с.
.Кретов, Б.И. Типология лидерства [Текст] / Б.И. Кретов // Социально-гуманитарные знания, 2004. — №3. — С. 16-22.
10.Кричевский, Р.Л. Если вы руководитель [Текст]: учебник / Р.Л. Кричевский. — Москва: ИНФРА-М, 2006. — 180 с.
.Кричевский, Р.Л. Психология лидерства [Текст]: учебник / Р.Л. Кричевский. — Москва: Статус, 2007. — 554 с.
.Тейлор, Ф.У. Принципы научного менеджмента [Текст] / Ф.У. Тейлор. — Москва: Прогресс, 1991. — 343 с.
Теги: Лидерство в организации Реферат Менеджмент
Типы лидерства
Среди типов можно выделить вожака, лидера в узком смысле и ситуативного лидера:
- Вожак действует внушением. Он активен, силен, физически развит, здоров, стремится к успеху, уверен в себе, отличается способностью к адаптации, умен, имеет развитое творческое начало и интуицию, тактичен, контактен и легок в общении.
- Лидер обладает меньшим авторитетом, чем вожак. Он тоже убеждает и внушает, но еще и побуждает методом «делай как я».
- Ситуативный лидер выдвигается в конкретной ситуации за счет своих сильных способностей, необходимых в данный момент.
По отношению коллектива к лидеру принято выделять такие типы:
- «Один из нас». Он ничем не выделяется среди группы, но ей воспринимается как первый среди равных.
- «Лучший из нас». Практически по всем качествам выделяется из группы, выступает образцом.
- «Хороший человек». Ценится и выделяется коллективом за свои нравственные качества.
- «Служитель». Рассматривается как посредник, представитель интересов.
Один и тот же лидер может по-разному восприниматься участниками коллектива, то есть относится сразу к нескольким типам. Вообще лидеры есть в любой группе, как официальные, так и неофициальные, как деструктивные, так и конструктивные. Например, известный всем еще со школы пример старост (формальный лидер) и хулиганов (неформальный лидер) класса.