Измененное состояние сознания: что такое. виды, теория и практика


Хотите научиться управлять событиями в жизни? Заберите технологию изменения судьбы в дар прямо сейчас >>> Каждый инструмент даёт результаты и проверен на себе.

Уважаемый посетитель блога!
Я подготовил для тебя подарок — «Практики для Решения Проблем», который поможет тебе научиться получать ответы на свои вопросы и находить наилучший выход из создавшейся ситуации.
Забери подарок по этой ссылке >>>
Доброго времени суток дорогие друзья и посетители блога «Пространство внутренней силы»! Сегодня будем учиться входить в изменённое состояние сознания, или альфа состояние и научимся это делать за 10 секунд. Мой рекорд вхождения в альфа состояние 7 секунд, причём в глубокое состояние (2-3 секунды на расслабление, столько же на вхождение в обычную альфу и дальше пара секунд в глубокое состояние изменённого сознания).

Затем перейдём к практике тета состояния, хотя возможно, что вы попадёте в это состояние уже в первой технике.

Альфа состояние мозга позволяет быстро отдохнуть телу, войти в глубокую медитацию, получать ответы с подсознания, эффективно перепрограммировать деструктивные программы. В этом состоянии рекомендуется работать с визуализациями, аффирмациями и другими техниками.

Для начала вам нужно просто научиться входить в изменённое состояние сознания, а затем сократить это время до минимума (10-15 секунд или меньше). Я входил в это состояние за 7 секунд, когда был в спокойном состоянии.

Расскажу кратко о частотах мозга для тех, кто не знает о чём речь. Частота мозга, это волны с частотой примерно от 0,5 до 40 циклов в секунду или от 1,5 до 40 Гц. От этой частоты зависит, в каком состоянии мы находимся, бодрствующем, сонном или глубоком сне.

Чем ниже частота или меньше, тем состояние человека становится ближе ко сну. Чем частота выше, тем быстрее и активнее работает наш мозг.

Не нужно путать частоту мозга с частотой человека. Это совершенно разные системы.

Условно частоты мозга разбили на 5 частей. Мозг излучает гамма, бетта, альфа, тетта и дельта волны. Теперь познакомимся подробнее с каждой волной.

Гамма волны являются самыми быстрыми. Их частота 30-45 Гц. Эти волны генерируются мозгом в обоих полушариях. Сознание на этой частоте работает на максимуме. Считается, что эти волны начинают вырабатываться, когда человеку нужно одновременно работать с разными видами информации и при этом максимально быстро связывать их между собой. При уменьшении гамма волн, начинается снижение способностей к запоминанию.

Бетта волны генерируются левым полушарием мозга человека. Их частота от 14 до 30 Гц. Они отвечают за логическое мышление, концентрацию внимания, принятие решений. Бетта волны дают возможность активно действовать в социуме. Они ускоряют работу мозга, а также повышают обработку и усвоение информации. Также они усиливают общую энергетику тела, возбуждают нервную систему, убирают сонливость и обостряют чувства.

Альфа волны. Именно с ними сегодня мы и будем работать. Когда начинаете расслабляться с закрытыми глазами и при этом в сознании начинают появляться различные образы, начинает активно работать воображение, появляются альфа волны. Их частота от 7 до 14 Гц. Альфа волны генерируются правым полушарием мозга.

Когда взрослый человек находится в расслабленном и комфортном состоянии и при этом у него сохраняется сознательную активность — вырабатывается достаточное количество альфа волн. По сути, это состояние перед засыпанием.

На этой частоте человек может эффективно справляться с поставленными перед ним задачами. Альфа волны многократно усиливают способность воспринимать большой объём информации, развивают абстрактное мышление, помогают самоконтролю. Также на этой частоте хорошо убирать стресс, нервное напряжение и беспокойства.


Альфа волны помогают соединить сознание с подсознанием (или душой). На этой частоте вырабатываются так называемых гормоны радости, которые способствуют уменьшению боли и отвечают за позитивный взгляд на жизнь, счастье, радость и отдых.

Тета волны приводят организм в состояние глубокого расслабления. Это состояние дремоты, где могут быть сновидения. Их частота от 4 до 7 Гц. Если освоить сознательное вхождение в эту частоту и сознательное пребывание там, решение многих вопросов будет происходить намного легче. Это состояние я пока не освоил. На сегодняшний день мне достаточно альфы.

В тета ритме после тяжёлых нагрузок, организм может быстро восстановиться. На этой частоте появляется ощущение блаженства и умиротворённости. Тетта волны генерируются правым полушарием мозга. Они являются границей между сознанием и подсознанием.

Тета волны способствует проявлению паранормальных способностей. Они усиливают эмоции и чувства, также позволяют программировать и перепрограммировать подсознание, избавляться от негативного и ограничивающего мышления. Для людей занимающихся саморазвитием, освоение этой частоты может принести большую пользу.

Дельта волны. Этот ритм начинает работать во время глубокого сна. В дельта состоянии в организме интенсивно идут процессы самовостановления и самоисцеления. Дельты волны генерируются правым полушарием головного мозга. Их частота от 0,5 до 4 Гц.

Изменённое состояние сознания (ИСЗ) начинается с альфа частоты и на границе альфа и тетта волн.

Именно на этих частотах хорошо проводить перепрограммирование организма. Идеально было бы работать на тетта частотах, но это фактически сон и для этого требуются длительные тренировки.

Сейчас мы будем учиться входить в глубокое альфа состояние без компьютера и специальной музыки. В этом состоянии можно восстанавливаться буквально за 10-15 минут, находить решение проблем, получать ответы на волнующие вопросы на которые не удаётся получить ответ в обычном состоянии, производить перенастройку всего организма, перепрограммировать внутренние программы и убеждения, настраиваться на события.

Стремление к изменённому сознанию – попытка взглянуть на всё «с другой стороны»

«Выпью сто грамм, и на душе становится легче». Алкоголь — это тоже попытка изменить сознание, чтобы поискать иные способы решения проблемы, прийти к инсайду. Не всегда это получается, конечно. А вернее, практически никогда не получается. Но, факт остаётся фактом. Подавляющее большинство великих поэтов и художником злоупотребляли спиртным. Ведь алкоголь давал им возможность вдохновения. То есть изменял их сознание так, что удавалось найти нечто оригинальное для творчества. И как правило, любой злоупотребляющий человек заливает «серость и бренность» своего существования. А по большому счёту – материальность, конечность и структурированность мира.
Если мы не хотим полностью выключить сознание (что часто происходит при алкоголизме), а стремимся прийти к какой-то истине (то есть, что-то постичь), практики по изменению сознания заложены и в йоге, и в религиозных действах и обрядах. Но, для кого-то такие общепринятые версии не подходят. Они стремятся к быстрым трансовым состояниям. Быстрота достижения определённого изменения становится важным фактором: не надо годами постигать основы релаксации или медитации. Поэтому люди начинают пробовать гипноз и (или) лёгкие наркотики.

Давайте скажем прямо. В нашей стране производство и употребление наркотических веществ незаконно. Нет, конечно, можно совершить вояж, например, в Голландию. Но, в чужой стране, без сопровождения и поддержи, вы можете попасть в неприятности. Более того, даже если случится какой-то инсайт, вы не будете знать для чего он и что далее делать со всем этим.

Гипноз

Твои веки тяжелеют, ты хочешь спать, тело расслаблено. Примерно так работают гипнотизёры в кино. Обязательным атрибутом при этом является маятник в руках этого специалиста. Потом внушаемый объект со стеклянным взглядом встаёт и отправляется делать то, что приказал мастер.
В реальной жизни способности гипноза ограниченнее. Современный гипнотизёр, а точнее гипнотерапевт, занимается работой с подсознанием пациента в целях решения его душевных проблем. То есть это одна из разновидностей психотерапии. Процесс гипноза похож на введение в транс у древних племён (но не так громко и масштабно) с использованием определённых монотонных действий, ключевых слов и иногда подходящего звукового сопровождения. Пациента приводят в состояние абсолютного покоя, расслабленности, отвлечённости, а дальше гипнотерапевт взламывает операционную систему человека и входит в режим разработчика. Конечно же, всё не так серьёзно, но определённые манипуляции с сознанием доверчивого пациента он может произвести.

Но это если подопытный внушаем, расположен к гипнозу и верит в то, что ему это нужно и ему это поможет. Гипноз — это не универсальное терапевтическое приспособление для лечения. Скорее, это фокус для мозга, который человек, приходящий в восторг от кролика, вынутого из шляпы, воспримет всерьёз, поверит в «магию»; а любитель разоблачений всегда найдёт в этой шляпе двойное дно.

Если ты боишься, что после сеанса гипноза очнёшься на улице без одежды и осознаешь, что твои золотые зубы больше не твои, тогда можешь попробовать заняться самогипнозом. Банальная техника «расслабься и посчитай до десяти» — это тоже одна из разновидностей самогипноза, когда ты концентрируешь внимание на устном счёте, пока переживаешь пик нахлынувших эмоций. Ещё в этой технике помогают специальные фразы, с помощью которых ты «кодируешь» себя, производишь тонкую настройку. Но со стороны такие вещи выглядят пугающе. В некоторых случаях самогипноз используют для снятия боли. Недавно я читал в книге, как один из героев переживал послеоперационные муки: он давал себе установку, что справиться с болью «целиком» невозможно, но можно легко переживать каждую отдельную её секунду, то есть он делил боль на части и справлялся с ней таким образом. Что-то из этой серии мы испытывали на себе в детстве: «Ложечка за маму, ложечка за папу».

Завершение

А на сегодня всё, уважаемые читатели! Выбирайте для себя наиболее подходящий способ и приступайте к его реализации. Только позаботьтесь о собственной безопасности. Как вы могли понять, не всегда процесс ИСС проходит «гладко».

Успехов вам на пути к новой жизни!

Также, рекмендуем вам почитать статью, о сверхспособностях человека и умении их реализовать.

Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина

Читайте далее:

Методы и практики по расширению сознания

Что такое массовое сознание и основные методы современного манипулирования

ТОП 12 фильмов для изменения мышления о смысле жизни

Мнительность: причины возникновения и способы избавления от этого состояния

Основные способы и методы для возможности изменения качеств своего характера в лучшую сторону

6

Понравилась статья, подписывайтесь на самые интересные и полезные материалы по теме >>>

Дорогой посетитель! Я постоянно развиваю свои способности, экспериментирую с различными методиками и практиками. Если ты хочешь знать о этих экспериментах, подписывайся на новости блога. Я делюсь сокровенной информацией только с подписчиками.
Дорогие друзья, я подготовил для вас практическое пособие, в которое входят десятки самых эффективных техник и практик для:
развития мозга, чувствительности к энергиям, решения проблем связанных со здоровьем, получения навыка работы с энергией любви, снятия психологических проблем и освоения методов изменения судьбы.

Все практики проверены лично, и все они показали высокую эффективность!

Перейти на страницу практического пособия >>>

ПЕРВЫЙ РАЗ НА БЛОГЕ? НАЙДИ ИНТЕРЕСУЮЩУЮ ТЕБЯ ИНФОРМАЦИЮ ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ >>>

Научитесь управлять своей судьбой, исполнять мечты и добиваться целей за 30 дней.

Решаем проблемы с помощью альфа состояния мозга

В этом трансовом состоянии можно настраиваться на решение нужных проблем и просто наблюдать за мыслями и образами. После того, как вы научитесь входить в глубокое альфа состояние, вы можете освоить решение проблем через эту технику. Перед практикой настройтесь на решение нужной проблемы, иначе в самой альфе это можно не вспомнить и погружайтесь в альфу. Нашли решение проблемы, сразу выходите из этого состояния, иначе потом можете не вспомнить.

При помощи помощника можно делать большие вещи, вплоть до написания книг. Для решения простых в один ответ решений, достаточно войти в альфу и там наблюдать за происходящим. Получили ответ, вышли из альфы.

Если нужно получить большой объём информации, то его запомнить сложно. В этом случае, идеальным вариантом будет помощник. Вы получили в альфе фрагмент информации, произнесли её вслух и сразу же снова вошли в альфу. Помощник записал информацию.

Пришёл новый фрагмент информации, снова произнесли вслух, помощник опять записал и т.д. Таким образом, вы практически не будете выходить из этого трансового состояния и диктовать информацию помощнику. Конечно можно для этого использовать и диктофон.

Из альфа состояния выходить очень легко. Небольшое усилие воли и вы уже в бетта. При выходе из альфы постарайтесь вынести это прекрасное состояние, которое будет у вас.

Таким образом, вы будете становиться сильнее и счастливее, на вас всё меньше будут действовать стрессы и проблемы, вы будете становиться более уверенным человеком. Некоторые фрагменты текстов на этом блоге я подготавливал с помощью альфа состояния.

В первую неглубокую альфу, большинство людей попадает с первого раза. Как я уже писал в статье про нейронные связи, для создания новых навыков требуется 21 день. Рекомендую вам начать практиковать вхождение в изменённое состояние сознания 21 день. В идеале, это нужно делать 3 раза в день на протяжении 3 недель.

Когда я начал учиться входить в глубокое альфа состояние, то занимался 3 раза в день и настал день, когда я вошёл в глубокую альфу. Я это сразу почувствовал и ради интереса взглянул на календарь своих занятий. И что вы думаете? Это был 21 день занятий. Возможно это и совпадение, но какое-то оно получается закономерное.

Очень приятно делать эту практику перед сном. Конечно, не у всех есть возможность входить в это состояние 3 раза в день. Хотите освоить новую способность, ищите условия для занятий. Делайте эту практику хотя бы раз в день, но ежедневно. Когда вы закрепите этот навык, ежедневные занятия будут уже не нужны. Для того, чтобы войти в изменённое состояние сознания за 10 секунд, мне потребовалось около 2 месяцев ежедневных занятий.

Холотропное дыхание


Занятия йогой обычно начинаются с объяснения принципов правильного дыхания: ученикам рассказывают, как нужно вдыхать и выдыхать, чтобы очередная твоя смена позы не закончилась одышкой и красным лицом, воткнутым в пол. Техника холотропного дыхания же связана с его избытком.
В 60-е годы американские учёные были поглощены идеями изменённых состояний и влияния их на человека — то ли в целях создания суперсолдат, то ли в попытках сотворить новых Людей Икс. Итогом таких исследований стало изобретение ЛСД и прочих веществ, за которые им могут сказать спасибо современные рэйверы. Но после серии неудачных экспериментов (не было взрывов лабораторий или создания монстров — просто эксперименты не давали никаких результатов, кроме подопытных, гладивших ковёр) с веществами было покончено, и психолог Станислав Гроф придумал это самое холотропное дыхание, основываясь на истории дыхательных техник.

Этот метод строится на перенасыщении крови кислородом и гипервентиляции лёгких. Над тобой стоит инструктор и говорит тебе дышать быстро, а сейчас глубже, а сейчас быстро и глубоко. И ты так сильно надышался, что, по сути, отравляешься любимым кислородом. Продолжая следовать инструкциям тренера, ты от состояния перенасыщения переходишь к кислородному голоданию. И дальше начинаются «чудеса». Мозг, испытывая нехватку кислорода, теряет контроль над собой, а подсознание начинает набрасывать наиболее эмоциональные впечатления из прошлого. И твой «учитель» излечивает твоё больное сознание, пока ты задыхаешься. Неизвестно, насколько это действенно, но после процедуры тебе точно станет легче — в основном из-за того, что ты теперь можешь нормально дышать.

Кто-то после этих упражнений просто теряет сознание или испытывает головокружение, а некоторые буквально перерождаются и забывают о своих проблемах навсегда (возможно, эти те же люди, которые ждали столкновения с планетой Нибиру). Но всё может пойти по худшему сценарию: не трудно догадаться, что если клеткам, как и любому живому существу, не хватает кислорода, то в скором времени они могут умереть, а если отмирают клетки мозга, то очень скоро ты начнёшь пускать слюни, сидя за столом, или целыми днями будешь смотреть мультик про Дашу-путешественницу.

Техники, связанные с кислородным голоданием, используются и в других сферах жизни. Например, во время секса кому-то нравится, когда их душат (подробнее об этом и других жёстких любовных ласках можешь почитать в нашей статье). Ещё познакомиться с подобным изменённым сознанием ты мог в школе. Я помню, как у нас была распространена прогрессивная техника «собачьего кайфа», когда после нескольких приседаний тебя придушивал опытный специалист-старшеклассник и ты отключался или испытывал минуту бессознательного бреда. Я до сих пор не понимаю людей, которые тогда на это соглашались.

История

История использования ИСК

Измененные состояния сознания могли использоваться людьми еще 30 000 лет назад. Растения, изменяющие сознание, и / или чрезмерные танцы использовались для достижения экстатического или мистического состояния. Примерами раннего религиозного использования измененных состояний сознания являются обряды Диониса и Элевсинские мистерии , а также йога и медитация . Последователи различных шаманских традиций «входят в измененные состояния сознания, чтобы служить своему сообществу». Теренс Маккенна предположил, что использование психоделических грибов в доисторические времена привело к «эволюции человеческого языка и использования символов». Некоторые теоретики предполагают, что вещества, изменяющие сознание, такие как Сома , могли способствовать формированию некоторых из основных мировых религий.

Медитация в ее различных формах заново открывается современной психологией из-за ее терапевтического потенциала и ее способности «успокаивать активность ума». В психотерапии такие методы, как гипноз , медитация, поддерживают психологические процессы.

История науки и теоретического моделирования

Из-за бихевиористской парадигмы в психологии измененные состояния сознания были отклонены как область научных исследований в начале 20 века. Они были патологизированы и рассматривались просто как симптомы опьянения или одержимости демонами .

Их возвращение в психологию началось с интереса Вильяма Джеймса к различным измененным состояниям, таким как «мистические переживания и состояния, вызванные наркотиками». Исследования Джеймса в отношении субъективного опыта от первого лица способствовали переосмыслению самоанализа как ценного метода исследования в академическом сообществе.

Социальные изменения бурных 1960-х годов решительно привели к изменению научной точки зрения до такой степени, что интроспекция как научный метод и ИСС как действительные области опыта получили более широкое признание. Основы исследования были заложены различными учеными, такими как Абрахам Маслоу , Уолтер Н. Панке , Станислав Гроф и Чарльз Тарт. Они сосредоточились на кажущихся полезными аспектах ИСС, таких как их потенциал «способствовать творчеству или лечить зависимость». Скорее гнетущие состояния, такие как отстранение от травмы, игнорировались.

Результаты знаменитого эксперимента Панке в Страстную пятницу предполагают, что мистические переживания могут быть вызваны псилоцибином . Более поздние исследования Рика Доблина показали, что участники оценили этот опыт как «духовные вершины своей жизни».

В разгар роста субкультуры нью-эйдж Станислав Гроф и другие сформировали новую область трансперсональной психологии , которая подчеркнула «важность индивидуального человеческого опыта, достоверность мистического и духовного опыта , взаимосвязь себя с другими, миром и потенциалом. самопреобразования ».. Исследование Абрахама Маслоу пиковых переживаний как моментов «наивысшего счастья и удовлетворения» еще больше способствовало депатологизации измененных состояний.

Исследование Абрахама Маслоу пиковых переживаний как моментов «наивысшего счастья и удовлетворения» еще больше способствовало депатологизации измененных состояний.

Первое резюме существующей литературы было выполнено Чарльзом Т. Тартом в его книге « Измененные состояния сознания»

, что привело к более распространенному использованию этого термина. Тарт ввел ключевые термины «дискретное» и «базовое состояние сознания» и подумал об общей системе классификации ИСС. Он также призвал к «государственным специфическим наукам», в которых исследователи должны заниматься наукой о ИСС изнутри этих государств.

Как войти в альфа состояние — практика


три, три, три
Если вы не умеете расслабляться, сначала потренируйтесь с расслаблением до такой степени, чтобы делать это за несколько секунд. Я пишу не о глубоком расслаблении. Достаточно первичного общего расслабления.

После этого нужно полежать несколько секунд. Дальше делаете глубокий вдох и на выдохе произносите цифру 2 три раза (два, два, два). Всё то же самое. При цифре 2 вы расслабляете своё лицо, щёки, челюсть, затылок и веки

Обратите внимание на расслабление век. Дальше полежите несколько секунд или немного дольше, как вам захочется

Потом идёт единица. Также 3 раза произносим цифру 1, не забывая про образ единицы. Сейчас ничего не расслабляем, а просто концентрируемся на единичке.

Дальше лежим несколько секунд и начинаем второй отсчёт от 10 до 1. Теперь глубокие вдохи и выдохи делать не нужно. Всё делаем легко и расслаблено. Начинаем с десятки. Также мысленно произносим цифру 10 и представляем её. Через 2-3 вдоха на выдохе мысленно произносим слово «глубже» и мысленно как бы проваливаемся в глубину, во что-то приятное, как в подушку.

Окажем помощь!

Мы помогаем выявить причины проблем со здоровьем, судьбе и источники чужеродных внедрений в пространство человека, которые искажают мировосприятие и приносят неприятности в судьбе. Подробнее смотрите на этой страничке >>>

Дальше то же самое делаем с девяткой. Также мысленно произносим слово «глубже» и снова погружаемся в глубину. Так мы делаем со всеми цифрами.

Если на какой-то цифре вы начинаете сбиваться, забывать какой у вас счёт, значит вы уже в альфе.

Это может произойти на любой цифре. Как только это произошло, больше считать не нужно. Ощущайте это состояние. Активных мыслей быть не должно. Если появляются мысли, просто наблюдайте за ними как-бы со стороны и они уйдут. Большой поток мыслей выводит из состояния изменённого сознания.

Находитесь в этом состоянии столько, сколько захотите. Если время ограничено, можно поставить будильник с приятной мелодией.

В обычной альфе есть промежуток, когда вас охватывает любовь и счастье. Просто наблюдайте за этим состоянием и уходите глубже. Если хотите, можете остаться в этом состоянии, но его легко проскочить, оно скоротечно. У меня это состояние бывает в пределах нескольких секунд. Хотя этого состояния любви может и не быть, все мы разные.

Иногда 10-15 минут в глубокой альфе могут заменить 1-2 часа сна.

В измененных состояниях сознания, могут появляться различные образы. Наблюдайте за ними и при этом оставайтесь осознанными, чтобы не уснуть. Через некоторое время, наблюдая за образами, вас может осенить, вы можете что-то понять, что никогда не понимали, вам может прийти интересная мысль или идея, в вашей памяти может всплыть нужная информация, которую вы давно забыли.

Шаманские ритуалы

Про шаманов Амазонки мы немного узнали, но ещё помним, что в России тоже есть свои люди с бубнами и не только в ансамблях русской песни. Речь о шаманах Сибири и других отдалённых участков России. Сейчас у них даже есть свои организации и начальники. Спрос на просветление растёт, а значит, растёт и число волшебников, которые могут предложить свои услуги, чтобы на берегу озера среди безлюдных просторов потрясти у тебя над головой травками, поиздавать горловые звуки и выставить тебе счёт за оказанные услуги. Само собой, многие из них будут просто актёрами местного ТЮЗа с подходящей внешностью и навыками одурачивания.

Настоящим шаманам до проблем «белых людей» нет никакого дела. Вот олени болеют — это проблема, жена не может родить — ещё одна проблема, а стресс из-за отсутствия похвалы со стороны начальства — проблема меньшего порядка.

Но есть и профессиональные коммерческие шаманы, которые проводят ритуалы для желающих. Основная доля обращающихся к ним людей — это женщины, которые не могут забеременеть, люди, больные диабетом и раком, — так говорит Артур Цыбиков, заместитель Верховного шамана России. Не уверен, что бубен способен справиться с онкологическими заболеваниями, но эффект плацебо никто не отменял. Стоят эти серьёзные обряды порядка 15 тысяч рублей.

Какие-то из них проводятся для помощи, а другие — для достижения изменённого состояния. Но если в Южной Америке для этого используются дополнительные вещества, то традиции российских шаманов предполагают выход за границу этого мира через танцы, горловое пение и ритмичные звуки бубна. Шаман вторгается в чистое сознание человека, пока его мозг сосредоточен на монотонных звуках и движениях.

Но не всех шаманов устраивает обращение к ним граждан за помощью: кто-то видит проблему глубже и хочет повлиять на неё решительными действиями. Так, шаман из Якутии Александр Габышев выдвинулся в начале марта в сторону Москвы, чтобы «изгнать бесов из Кремля». Мне кажется, что этот тот самый сюжет для аниме, который мы заслужили.

Измененное состояние сознания — медицинский аспект

Человеческий головной мозг постоянно излучает энергетические импульсы. Это фиксируют аппараты. В течении длительных исследований было установлено, что эти импульсы являются колебаниями и постоянно меняют ритм. В разном состоянии сознания мозг излучает энергетические волны с разной частотой. Для простоты работы и исследований были введены обозначения и произведена дележка состояний.

Результат: — бета волны — 13-25 колебаний в сек (состояние бодрствования); — альфа волны — 7-13 колебаний в сек (состояние сна с сновидением); — тета волны — 4-7 колебаний в сек (состояние глубокого сна без сновидений или транса); — дельта волны — до 5 колебаний в сек (кома или мегатранс)

Замеры экстрасенсов за работой, йогов в медитации, людей, искусственно введенных в транс дали интересный результат. Оказалось, что: — человеку не обязательно спать, чтобы оказаться на альфа или тета-уровне; — дети до 7 — 10 лет всегда находятся на альфа уровне; — резкое замедление ритмов вызывается закрытием глаз.

Уильям Хьюит, знаменитый гипнотерапевт, исследовал и разрабатывал методы контроля состоянием мозга. Более того — выпустил книгу «Тайные возможности вашей психики», которая учит людей не наделенных паранормальными способностями как стать экстрасенсом. Первое, чему учит книга — сознательно замедлять биоритмы головного мозга, переходя при этом, как он сам выразился, на Основной Экстрасенсорный Уровень (ОЭУ). По собственному опыту скажу — это интересно. Измененное состояние сознания, спровоцированное этой техникой, повышает все способности (как естественные, так и паранормальные).

Для чего на практике нужно уметь достигать ОЭУ?

  • повышение КПД при работе с экстрасенсорными способностями;
  • работа с самопрограммированием;
  • формирование энергетической защиты;
  • быстрое достижение состояния глубокой релаксации;
  • работа на намерение через визуализацию;
  • при достаточном навыке — вход в состояния глубокого транса и сознательный выход из оного, и пр…

Основной Экстрасенсорный Уровень — это измененное состояние сознания в наиболее доступной и безопасной форме.

Психологическое лечения зависимости.

6.1. Реабилитация, социализация.

После того, как пациента “сняли” химического вещества, следует период реабилитации, целью которого будет возвращение организму способности обходится без наркотика и начать самостоятельно вырабатывать необходимые нейромедиаторы в достаточном количестве. Но это лишь соматические составляющая лечения. Помимо лечения организма нужно


обязательно лечить и психику. И этот процесс более трудоемкий, и не менее важный. Ведь если при помощи лекарственных препаратов вылечить организм, то нет гарантии, что человек не начнет снова принимать наркотик, чтобы спрятаться от реальности, с которой он так за всю жизнь и не выстроил отношений.

Задачей психотерапевта будет научить пациента видеть корни своих проблем, уметь брать на себя ответственность, выстраивать отношения с другими людьми. Говоря проще такого человека нужно социализировать и научить соблюдать и уважать собственные и чужие психологические границы.

Тут требуется достаточно глубокая и разносторонняя проработка психики.

Человеку нужно дать новое понимание мира, показать что он может найти свое в нем место.

Ведь у зависимого человека присутствует множество пресуппозиций, установок и запретов, которые он не может подвергнуть критике, такие как: непоколебимость авторитета родителей и их подхода к жизни, убежденность в том, что у кого много денег, тот несет зло, различные сексуальные запреты, религиозные установки, убежденность в том, что злиться, это плохо и прочее прочее.

Психотерапевту нужно находить и вычленять такие установки пациента для тщательной их проработки. Выяснить какую функцию несли такие установки, от чего защищали, какие качества характера подкрепляли.

Помимо этого не лишней будет проработка на телесно-психолоическом уровне. У человека с зависимостью будет очень много телесных зажимов, которые блокируют нормальное дыхание и, как следствие кровь недополучает кислорода а из-за этого, естественно, недополучает кислорода и мозг, что приводит к ещё большему психо-эмоциональному напряжению.

Для раскрытия мышечных зажимов полезно обучить клиента дыхательным упражнениям и методам глубокой мышечной релаксации. Это будет работать на понижение общего уровня тревожности, уменьшит страхи и подверженность стрессу.

Также полезно будет отправить клиента на массаж для повышения уровня телесной чувствительности.

Но главным во всей психотерапевтической работе будет обучение человека методам телесной и психологической саморегуляции и рефлексии. Чтобы человек начал понимать свои внутренние процессы и они перестали его пугать.

6.2. Зависимость сквозь призму семьи.

Чтобы преодолеть зависимость недостаточно желания родственников. Более того именно семейная система часто удерживает индивида в состоянии зависимости. Если больной выйдет из зависимости, весь семейный механизм должен быть готов к серьёзным изменениям, к которым члены семьи не всегда готовы. Изменение внутрисемейных порядков влечет за собой надобность изменить привычные способы взаимодействия друг с другом, что, как правило, семьями не очень хорошо воспринимается.

Им обычно кажется, что зависимый является зависимым исключительно по причине собственной слабости и неорганизованности внутреннего мира, и не допускают мысли, что он такой, потому что жил и воспитывался именно в этой конкретной семье и, что проблема с зависимостью одного из их членов, это проблема созданная их общими усилиями.

Именно поэтому очень важен мотивационные аспект лечения. Зависимый должен иметь ряд собственных, глубоко личных причин для избавления от зависимости.

Если он такими причинами не располагает, то необходимо поработать над этим и найти их.

В практике лечения зависимостей часто бывает так, что человек пролечившийся в клинике и удачно справившийся с проблемой зависимости, возвращаясь домой, снова начинает прибегать к саморазрушительным привычкам, так как оказывается в тех условия из-за которых и начал прибегать к способам ухода от реальности, которые и привели к зависимости.

В таких случаях в психотерапевтическое лечение должно входить изменение отношений индивида с семьей и выстраивание его независимости от нее. В случае удачи в этой области лечения, есть хорошая вероятность того, что человек больше не вернется к зависимости.

Как выбрать аппарат?

Для различной степени ИСС необходимы различные аппараты. Из наиболее известных на рынке можно вспомнить несколько модифицированных поколений аппарата «Новодриммер», приборы электросна или ксеноновых ингаляций. Но, как выбрать из всего этого? Ведь порою не всегда описанные эффекты нужны или вообще достигаются на самом деле. Например, тот же упомянутый «Новодриммер» всплывает в описании как аудиовизуальный наркотик, тогда как его несомненные плюсы при терапии несколько меньше освещены.

Как вообще понять, что попробовать и какие приборы подойдут? Какова их сила воздействия и какова она будет необходима для определённых проработок? Денис Бурхаев посвятил этой теме целый вебинар «Аппаратные методы ИСС». Так что, прежде чем приобретать какой-либо аппарат, безусловно, стоит хорошенько ознакомится с его инструкцией, результатами практической работы на нём и опытом практикующих психотерапевтов. Кроме того, его стоит попробовать. Где есть такая возможность? Прежде всего, в клиниках сомналогии, во-вторых – в специальных психотерапевтических .

Что касается минусов аппаратов, то это, скорее всего, дороговизна. Ведь практически все они сертифицированы как медицинские. Но, ещё раз напомним о том, что такие приборы легальны в нашей стране, позволяют контролировать процесс ИСС и достигать тех результатов, которые входят в ваши планы.

Расширение сознания, или Восемь путей для тюнинга ума


Головной мозг человека содержит около 86 миллиардов нервных клеток и потребляет до 25% всей потребляемой телом энергии. Механизм постепенного самопроизвольного расфокусирования внимания связан именно с энергозатратностью когнитивных процессов: в состоянии напряжённого внимания, особенно в ситуации ответственного выбора или дефицита времени, мозг потребляет значительно больше (превышение может составлять от 2—3 до 150—200%) энергии, чем в состоянии покоя.
Человеческий мозг — это самая сложная система обработки информации из всех, которые нам известны. Она имеет массу полезных конструктивных особенностей, но и слабых сторон, так же, как и откровенных глюков, в ней хватает. Проблема в том, что к пользователю эта система приходит без юзер-мануала. Чистейший «эз из» и «плаг-энд-плей». Получил? Пользуйся.

Но по любой ноунейм-системе из коробки без надписей всегда найдётся специалист. Пусть он, может быть, не знает досконально, как она устроена, но пару-тройку дельных советов по эксплуатации дать сможет. Есть такие специалисты и по работе мозга. Это, в основном, нейрофизиологи. Они десятилетиями исследуют эту непростую систему, и по результатам их исследований уже можно попробовать набросать небольшое обзорное пользовательское руководство.

Итак.

ВНИМАНИЕ

Улучшите вашу способность обращать внимание — и сможете улучшить всё, что угодно. Очень многое из того, что вообще делает мозг, начинается с внимания.

Имеет смысл постоянно, наблюдая внешний мир, отфильтровывать из него почти всё, сосредотачиваясь на том, что имеет отношение к текущему делу, на том, что мы вообще можем сделать. Также полезно заострять внимание на вещах, важных для обучения, релевантных для запоминания. Т.е., если вы улучшите свою способность обращать внимание, вы сможете улучшить очень многое в своей жизни.

Говоря упрощённо, мозг имеет две системы внимания. Первая, система «Снизу-вверх», привязана к нашей природной осведомлённости о том, какая новая информация, скорее всего, потенциально важна. Эта система реагирует на внезапные звуки, движущиеся объекты, ощущение прикосновения. Она бессознательная, быстрая и работает всегда (по меньшей мере, когда мы бодрствуем).

Вторая система — «Сверху-вниз» — формирует преднамеренное внимание, сфокусированное на том, о чём мы должны думать, причём думать достаточно долго и продуктивно, чтобы, например, не потерять работу. Эта форма внимания полезна для задач, требующих концентрации.

К сожалению, в этой системе есть баг — патологическая отвлекаемость. Т.е., это даже не баг, а, так сказать, фича, особенность устройства мозга. Поэтому применение системы «Сверху-вниз» требует усилий, система в целом склонна к непроизвольной потере фокуса. Также её работа может быть грубо прервана бессознательным вмешательством системы «Снизу-вверх».

Однако есть и хорошие новости. И главная из них в том, что некоторые параметры системы осознанного внимания можно отрегулировать. Простейшие настройки могут помочь не только дольше удержать систему «Сверху-вниз» от самопроизвольной расфокусировки, но и предотвратить отвлечения на появившийся в трее конвертик, сообщающий о свежем емейле, на вздрагивания мобильника с отключённым звуком и так далее.

Нилли Лави (Nilli Lavie), когнитивный нейробиолог из Университетского колледжа Лондона (University College London

) считает, что
для предотвращения отвлекаемости, нужно задавать мозгу больше работы. Исследования Лави показали, что контролировать систему «Сверху-вниз» проще не за счёт уменьшения входящих сигналов, а, напротив, за счёт их увеличения. Идея в том, что в один прекрасный момент мозг достигает пределов возможностей в плане обработки сенсорных сигналов и уже не может принять ничего, в том числе и отвлекающих факторов.
«Это срабатывает для обоих основных типов отвлечения, т.е. и от «блуждания ума», и от влияния внешних отвлекающих факторов», — говорит Лави. Что это значит на практике? Лави предлагает подумать о добавлении визуальных аспектов к выполняемой задаче, каких-то элементов, которые делают рабочий объект более привлекающим внимание, но при этом не усложняют саму задачу. Так неброская (например, фиолетовая) рамка вокруг документа, над которым вы работаете, делает акцент на нём, занимает какую-то часть вашего восприятия и может помочь не отвлечься на какой-либо фоновый шум.

Исследователи, работающие с детьми с СДВГ и/или с травмами головного мозга, сообщают, что когнитивные тренировки, особенно в сочетании с неинвазивной магнитной стимуляцией головного мозга также могут улучшить работу c заданиями, требующими устойчивого внимания (Frontiers in Human Neuroscience

, vol. 4, p 60).

Более широкие исследования ведутся прямо сейчас, и первые результаты показывают, что когнитивная гимнастика может помочь более или менее всем.

А пока мы ждём результатов, имеет смысл заняться медитацией. Обследование людей, занимающихся медитацией по многу лет, показало, что они имеют более толстые участки мозга, связанные с вниманием. В то же время другие исследования показали, что даже краткосрочные курсы медитации улучшают результаты тестов на внимание.

РАБОЧАЯ ПАМЯТЬ

Рабочая память — это рабочий блокнот вашего мозга, в ней содержится всё, в данный момент требует сосредоточенной, сфокусированной мысли. Но как держать внутренние мозговые карандаши для этого блокнота всегда остро отточенными?

Как и внимание, рабочая память является одним из важнейших для мозга механизмов, работающих на передовой линии его взаимодействия с действительностью. Всё, что вы знаете и помните, будь то событие, удивительный факт или рабочий навык, начало свой путь в хранилище долговременной памяти из блокнота рабочей памяти.

Но рабочая память — это не только посредник, мост к долгосрочному запоминанию. Это место, где информация хранится так, что ею можно манипулировать. Если вы делаете что-то трудоёмкое, для чего нужно сосредоточение, вы также используете рабочую память.

В 1970-х годах Алан Бэддели (Alan Baddeley) и Грэм Хитч (Graham Hitch) из Университета Йорка (Великобритания) предложили ставшую затем весьма популярной модель рабочей памяти. По мнению Алана Бэддели, рабочая память является частью долговременной памяти и включает в себя кратковременную память. Рабочая память содержит только ту информацию из долговременной памяти, которая находится в активной обработке. В рабочей памяти находятся зрительно-пространственный набросок, фонологическая петля, центральный управляющий элемент, координирующий когнитивные процессы (связывающий информацию, поступающую из разнообразных источников, и управляющий вниманием), эпизодический буфер и другие подсистемы. Эпизодическая подсистема рабочей памяти связывает информацию из вспомогательных систем рабочей памяти и из долговременной памяти в целостное эпизодическое образование.

Особое значение придавалось так называемой фонологической петле, состоящей из 1) кратковременного фонологического хранилища, накапливающего звуковую информацию или звуковые следы памяти, с быстрыми процессами затухания и 2) компонента артикуляционного повторения. Без артикуляционного повторения фонологическая информация в фонологической петле затухает в течение, примерно, двух секунд. Собственно, именно поэтому мы повторяем услышанный номер телефона, пока ищем, чем и во что его записать.

Эта модель, хотя и построена на практических наблюдениях, всё же является в изрядной степени умозрительной. Её слабость в том, что рабочая память, на самом деле, не занимает какого-то специального отдела мозга, который можно отдельно отсканировать, сопоставив его работу с процессами оперирования запоминаемой информацией. Многие нейрофизиологи полагают, что это не отдельная система, а просто та часть долговременной памяти, на которую мы в данный момент обращаем внимание.

Как бы там ни было, рабочая память входит в стандартную комплектацию поставки мозга человека, и у некоторых людей она работает лучше, чем у других. При этом хороший объём рабочей памяти является важнейшим предиктором академической успеваемости, например. Как же быть тем, у кого этот объём недостаточен?

Исследования показывают, что полезный объём рабочей памяти может быть увеличен при помощи упражнений (повторение, заучивание наизусть) и специального обучения (мнемоническим методикам и т.п.). На рынке есть целые пакеты учебных материалов, направленные на увеличение рабочей памяти. Правда, не совсем ясно, влияет ли большинство из них на что-либо, кроме как на работу памяти с проверочными тестами этих же материалов.

Изучающий рабочую память когнитивный микробиолог Джейсон Чейн (Jason Chein) из Университета Темпл в Филадельфии, Пенсильвания, говорит, что эффекты от её тренировки, как правило, чрезвычайно малы. Однако, учитывая, что рабочая память эксплуатируется нами постоянно, даже мизерный эффект может быть важен, т.к. малое добавление к ежедневной доле познания даёт существенный результат, если рассматривать его на сколько-нибудь протяжённом отрезке времени.

ЛОГИКА и РАЦИОНАЛЬНОСТЬ

Будьте логичными и рациональными. Логика — необходимый инструмент познания и разумного поведения. Этот инструмент не является для человека врождённым, многим он вообще даётся нелегко, однако если приложить усилия, можно научиться руководствоваться в суждениях и действиях чем-то более разумным, нежели сокращения прямой кишки.

Нам нравится думать о себе как рационально мыслящих существах, и мы вполне можем таковыми быть. Логика требует от нас, чтобы мы вели себя подобно процессору, пошагово выполняя операции над информацией в соответствии с определёнными правилами. Это, к сожалению, не является естественным поведением для большинства людей, и, даже после многих лет обучения мастерству рационального мышления, многим приходится бороться с собой, чтобы оставаться во всём на рациональных позициях. Исследования показывают, что, когда новая информация вступает в противоречие с существующими убеждениями, наши мозги готовы из черепа выскочить, лишь бы сохранить убеждения нетронутыми, а не пересмотреть их.

Есть распространённое мнение, согласно которому главным врагом рациональности является эмоциональность, однако это не совсем так: люди, имеющие повреждения префронтальной коры головного мозга, в основном отвечающей за эмоциональную сферу, постоянно борются с собой, чтобы принять хоть какие-то решения, особенно когда ни один из вариантов не имеет очевидных формализуемых преимуществ. Даже в ситуациях, когда бездействие также нельзя назвать рациональным выбором.

Однако сильные эмоции, особенно связанные с личными и социальными привязанностями, могут помешать принятию рациональных решений. Например: мы верим тем, кого любим, этого может быть достаточно для отключения механизма рациональной обработки информации.

Итак, как же противостоять вере, предубеждениям и сильным эмоциям, как увеличить собственную рациональность и способность к логическому мышлению? Ответ прост: практика. Так, недавние исследования показали, что через несколько месяцев методического обучения рациональному мышлению (в рамках юридической подготовки) у обучаемых увеличилось число связей между лобной и теменной долями, а также между полушариями мозга (Frontiers in Neuroanatomy

, vol 6, p 32). Правда, однако, состоит и в том, что без регулярной практики эти связи исчезают через несколько месяцев после окончания курса.

ОБУЧЕНИЕ

Думайте, как дети, чтобы учиться быстрее. Приобретение новых навыков может перестроить ваш мозг за несколько часов. Но чтобы закрепить эти новые схемы, может понадобиться вспомнить то время, когда вы ничего не знали.

Обучение — то, что ваш мозг делает самым естественным образом. Он делает это каждую минуту, начиная с того момента, когда вы родились. Это процесс, благодаря которому можно приобретать и хранить полезные (и бесполезные) навыки и информацию. Можно ли сделать этот процесс эффективнее?

Ответ заключается в том, что происходит на уровне физиологии, когда мы учимся: мозг обрабатывает информацию, в результате чего разрываются старые соединения нейронов, растут и укрепляются синапсы, которые соединяют нейроны по-новому. Исследования на крысах показали, что этот процесс, похожий на протяжку проводов, может быть весьма быстрым — за несколько часов навык, получающий подкрепление в виде пищевого вознаграждения, формирует новые нейронные связи. В некоторых частях мозга, в частности в гиппокампе, мозг даже выращивает новые клетки, когда активно учится.

Но как только цепь готова, её необходимо использовать. Это приводит к её укреплению. В целом укрепление сводится к миелинизации. Миелинизация делает нервную связь прочнее, ускоряет прохождение нервных импульсов и в целом увеличивает эффективность реализации полученного навыка.

Что же нужно делать, чтобы добиться миелинизации нервной связи? Ответ не станет сюрпризом для тех, кто учился в школе: сначала концентрировать внимание на предмете обучения, повторять запомненное, тренируя рабочую память, а затем, через какое-то время, активно пытаться вспомнить и воспроизвести выученное.

Процесс обучения сопровождает нас всю жизнь. Однако почему с возрастом учиться становится всё труднее? Вас, вероятно, обрадует сообщение, что физиологических причин для спада обучаемости нет (во всяком случае, до наступления деменции). Более того, в процессе приобретения новых знаний и навыков детьми и взрослыми больше общего, чем отличий. Дело же в том, что мы просто тратим на изучение нового материала меньше времени и отдаёмся обучению не с таким мощным энтузиазмом, как это делают дети.

Часть проблемы заключается также в том, что взрослые слишком много знают. Исследования кинесиолога Габриэле Вульф (Gabriele Wulf) из Университета Невады, Лас-Вегас, США, показали, что взрослые, узнавая новый физический навык, например, обучаясь удару по мячу для гольфа, сосредотачиваются на деталях движения (т.к. сам принцип удара по мячу или подобных движений им давно и хорошо знаком). Дети же просто экспериментируют, пытаясь послать мяч туда, куда они хотят, и в результате получают больший опыт, связанный с обучением данному конкретному навыку. Когда Вульф пыталась обучать взрослых так, как обучаются дети, они подхватывали навыки значительно быстрее.

Этот же механизм работает и при информационном обучении. Взрослые имеют огромные запасы коротких путей, которые позволяют пропускать многие детали. Но у нас всё ещё есть потенциал узнавать вещи так, как это делают дети. Надо лишь противостоять искушению срезать углы и мы, вероятно, узнаем намного больше.

Ещё один проверенный метод улучшить собственную обучаемость — вести активный образ жизни. Старение приводит к потере мозговой ткани. Не в последнюю очередь потому, как мало взрослые люди двигаются (например, танцуют, играют в спортивные игры) по сравнению с молодёжью. Однако совсем немного физической активности может вернуть мозг в число живых. Исследования показывают, что сорокаминутная гимнастика три раза в неделю в течение года приводит к увеличению гиппокампа, отдела мозга, играющего решающую роль в процессе перехода кратковременной памяти в долговременную (PNAS

, vol 108, p 3017). Также благодаря гимнастике улучшаются и процессы образования новых связей в мозге, о значении которых для обучения мы уже говорили.

ЗНАНИЯ

Расширяйте разум, используя силу знаний. Знание выходит за пределы собственно памяти, образуя богатую и детальную картину понимания мира. Знать можно очень много. Можно даже слишком.

Одной из наиболее полезных опций мозга является способность поглощать кусочки информации и устанавливать связи между ними. Знания — это действительно сила: чем больше вы знаете, тем лучше справляетесь с жизнью.

Но что такое знания? Как они хранятся, организуются и вспоминаются, когда это необходимо?

Знания, очевидно, опираются на память. В частности — тип памяти, в которой хранятся общие сведения об объектах, местах, фактах, людях. Этот тип известен как семантическая память. Это часть памяти, которая знает, что Париж — столица Франции, конституционной республики в Западной Европе, но это не та часть, где хранятся воспоминания о проведённом в Париже отпуске. Знание — это не столько то, какая информация хранится, сколько то, как она организована, систематизирована.

При виде собаки, например, у вас автоматически активируются другие биты информации о собаках: как они выглядят, пахнут, двигаются, какие бывают породы, знание о том, что это одомашненные волки, собачьи клички, вспоминаются собаки, которых вы лично знаете, ваши чувства по поводу собак и т.п.

Как мозгу даётся этот титанический подвиг, пока не вполне ясно. Недавнее предположение заключается в том, что в нём есть некий «хаб», который помечает своего рода тегами, категоризирует всё, что мы помним, с чем сталкиваемся, и это позволяет нам мысленно соединять связанные вещи.

В 2003 году Тим Роджерс (Tim Rogers), когнитивный психолог в Университете Висконсин-Мэдисон, предлагал в качестве такого хаба передние части височных долей мозга (Nature Reviews Neuroscience

, vol 4, p 310). В самом деле, у людей с семантической деменцией передние части височных долей пребывают, как правило, в плохом состоянии. Такие люди теряют знания о словах, названиях предметов, затрудняются в артикулировании обобщающих сведений о вещах, но при этом сохраняют двигательные навыки и автобиографические переживания. Эксперименты, проведённые с тех пор, подтверждают эту идею: когда передняя часть височной доли временно «нокаутирована» с помощью небольшого электромагнитного импульса, люди теряют способность называть предметы и перестают понимать значения слов.

Роджерс говорит, что без этой системы мы тратили бы огромное количество времени на простейшие действия, так как не понимали бы, как одни предметы могут быть связаны с другими. Например, умея делать коллаж при помощи клеящего карандаша, мы оказались бы в тупике, если бы нам предложили использовать для этого скотч, с клеящими свойствами которого мы сталкивались бы до того в другой ситуации: лента не похожа на карандаш внешне, нужно умение находить сходства по разным основаниям.

Хорошей новостью в этой части является то, что предела знанию, которое может уместиться в мозг, видимо, нет. По крайней мере, пока такой предел неизвестен. Для всякого нового знания всегда находится место.

Однако может внезапно оказаться, что вы знаете слишком много. Михаель Рамскар (Michael Ramscar) из Тюбингенского университета, Германия, считает, что любой, кто живёт достаточно долго, в конце концов должен ощутить это. И дело не в том, что когнитивные навыки слабеют с возрастом, а в том, что информации становится так много, что работа с ней, отфильтровывание из всего этого массива необходимого начинает занимать слишком много времени.

КРЕАТИВНОСТЬ

Креативьте по требованию. Великие идеи иногда приходят будто ниоткуда, сами, внезапно. Но у нас не всегда есть время, чтобы дожидаться этого прекрасного момента.

Джоан Роулинг рассказывает, что идея для Гарри Поттера пришла ей в голову, когда она ехала на очень медленном поезде. Мы все более или менее похожи, всем нам знакомы эти моменты, когда — «Ага!» — и случается озарение. Но почему оно случается? И можно ли сделать так, чтобы оно случалось тогда, когда нам это нужно?

Эксперименты, проводимые под руководством Джона Куиньоса (John Kounios), нейробиолога из Университета Дрекселя в Филадельфии, показывают, что причина, по которой не все мы авторы бестселлеров, вышедших миллионными тиражами, кроется в том, что некоторые мозги лучше настроены для творчества, чем другие. ЭЭГ, снятые в то время, когда испытуемым предлагалось думать «ни о чём», показали более высокие уровни активности височных долей правого полушария у тех, кто был склонен к решению проблем скорее при помощи инсайта, нежели при помощи последовательного логического поиска. И хотя последняя работа Куиньоса намекает на то, что эта особенность может передаваться по наследству и тут уж, какой мозг посчастливилось получить, с тем и живёшь, всё же есть несколько общих рекомендаций, как переключить свои когнитивные механизмы в творческий режим.

Как ни скучно звучит, но в первую очередь нужно заполучить в свои хранилища достаточно много информации, чтобы бессознательному было, с чем работать. Многолетние исследования бессознательного налили холодной воды на некогда модную идею, что знания могут дрейфовать в мозг без каких-либо сознательных усилий. Поэтому надо предельно сосредоточиться на деталях проблемы до тех пор, пока все касающиеся её исходные факты не расположатся уверенно на полках хранилища вашей памяти. И на этом этапе поможет всё, что помогает вам сосредоточиться. Кофеин? Да, например, кофеин.

А вот когда мозг полон рабочей информацией, надо постараться создать для себя более спокойный и позитивный настрой: сделать перерыв, заняться чем-то совершенно другим. Например, посмотреть видео с котиками. Исследования, в которых люди, перед тем, как предлагать идеи для решения некой проблемы, смотрели либо лёгкий комедийный фильм, либо триллер, показали, что расслабленное, весёлое настроение гораздо в большей степени способствует рождению новых идей, нежели напряжение и тревога (Psychological Science

, vol 21, p 1770). Это, конечно, далеко не всё, но это позволит слегка повернуть ручку настройки в нужную сторону. Исследования, проводившиеся в 2011 году, показали также, что
«жаворонкам» самые креативные идеи приходят, как правило, поздно вечером, «совам» же, как это ни парадоксально, — самым ранним утром (Thinking & Reasoning
, vol 17, p 387).

ИНТЕЛЛЕКТ

Нравится нам это или нет, немалая часть нашего интеллекта определена тем, что заложено в нас генетически.

Интеллект всегда было сложно выразить в цифрах. Хотя бы потому, что это не какая-то одна «вещь» — к обработке разных задач привлекаются разные его части в разной степени и различными способами. Однако, пусть это и так, давно уже баллы по самым различным тестам IQ показывают нам, что люди, выполняющие особенно хорошо некий один тип задач, как правило, довольно хорошо справляются и с другими. Те же, кто показывает слишком плохие результаты, показывают их, опять же, на всех типах тестов. Это может быть сведено в некую единую общую оценку интеллекта, которая довольно однозначно коррелирует с академическим успехом, доходом, здоровьем и продолжительностью жизни.

Т.е., высокий интеллект — это хорошо, а большая часть ответа на вопрос о том, откуда он берётся, исчерпывается словом «гены». Ещё в 1990 году исследования показали, что IQ однояйцевых близнецов, воспитывавшихся раздельно, более похожи друг на друга, чем IQ разнояйцевых близнецов, воспитывавшихся вместе (Science

, vol 250, p 223). С тех пор несколько конкретных генов связывались с IQ, однако очевидно, что все они имеют весьма крошечное влияние на его уровень. В целом же, вероятно, в формирование физиологической составляющей механизма, отвечающего за интеллект, так или иначе вовлечены тысячи генов.

При этом огромную роль играет и среда. По крайней мере, в детстве. В то время, когда мозг развивается, всё, от диеты до образования и стимулирования, играет огромную роль в развитии структур, необходимых для формирования интеллекта. Дети с плохой диетой и плохим образованием могут никогда так и не воспользоваться даже самым замечательным генетическим потенциалом.

Однако даже для образованных и сытых детей воздействие среды стирается с течением времени. По мере взросления тип и качество интеллекта всё более определяется генами и всё менее средой. По различным оценкам, интеллект задаётся наследственностью у взрослых на 60—80%, в то время как у детей — лишь на 30%. Хотим мы того или нет, с возрастом мы становимся всё более похожи на своих близких родственников.

Но, хоть интеллект и определён в такой большой степени генетическими задатками и условиями жизни в детстве, это не значит, что у взрослых он не развивается. Доказано, что способность к рассуждению, обучению, уточнению и разрушению старых и формированию новых структур поведения и мышления развивается на протяжении всей жизни. С возрастом её развитие замедляется, но не застывает. Поэтому, как бы там ни было, но с возрастом мы всегда становимся умнее. Конечно, тем умнее, чем активнее мы развиваем в себе все описанные выше структуры разума.

ВЫБОР ВРЕМЕНИ

Разум — зверь непостоянный. Иногда острый, как бритва, иногда мягкий и спутанный, как клубок шерсти. По крайней мере, отчасти эти изменения могут быть объяснены колебаниями циркадных ритмов. Что означает, в теории, что если решать правильную задачу в правильное время суток, работа будет протекать более гладко и продуктивно.

Однако точные сроки этих колебаний, во-первых, зависят от вашего персонального режима, во-вторых — различаются, по меньшей мере, часа на два для «сов» и «жаворонков». Потому общего универсального распорядка a la

«такую-то-задачу-всем-делать-во-столько-то» нет и не может быть. Тем не менее, есть некоторое количество общих рекомендаций, не зависящих от вашего конкретного естественного времени пробуждения.

Основная идея: не делать слишком много в первые пару часов после пробуждения. В зависимости от ваших индивидуальных особенностей, этот промежуток может колебаться от тридцати минут до четырёх часов, столько, в общем, сколько нужно, чтобы избавиться от инерции сна, стряхнуть утреннюю вялость. Впрочем, если вы хотите мыслить творчески и надеетесь на инсайт, вялость и расслабленность может этому даже способствовать (см. пункт 6. КРЕАТИВНОСТЬ).

Если тяжёлая работа не может ждать, есть, конечно, запасной вариант. Большинству он известен: хорошая доза кофеина поможет взбодриться и заняться более или менее работой (Perceptual and Motor Skills

, vol 116, p 280).

Ещё один совет: соотносите интенсивность умственных нагрузок с температурой тела. Уже известно, что все функции ума, от внимания, до словесного мышления, снижаются, когда внутренняя температура тела снижается. По этому показателю худшее время, чтобы делать что-либо с участием мышления (в наиболее общем случае) — между полуночью и шестью утра. Второй подобный спад, особенно у людей, у которых нет обеденного перерыва или он слишком мал (речь, опять же, о людях, придерживающихся наиболее стандартного распорядка дня), — с двух до четырёх часов дня. В целом, лучшее время для умственной работы — с середины утра до полудня и между четырьмя дня и десятью вечера.

Можно и взломать эту систему. Согласно наблюдениям, температура тела влияет на умственные способности независимо от времени дня. Так что горячий душ или зарядка могут сотворить чудо.

Реакция и координация рук и глаз растут постепенно в течение дня, достигая пика (опять же — в наиболее общем случае), примерно, к восьми вечера. Это, соответственно, лучшее время для, например, компьютерных игр или рисования тушью. Затем мозг ещё какое-то время сфокусирован и энергичен, но после тело остывает, мозг затормаживается, и мы уже не можем сделать ничего лучше, кроме как лечь спать.

Методики исследования ИСС

В начале 1980-х годы научным коллективом под руководством Адольфа Диттриха было проведено кросс-культурное исследование изменённых состояний сознания, для чего специально был сконструирован психодиагностический опросник выраженности ИСС, первоначально — на немецком языке, затем на английском с названием: Standardized Psychometric Assessment of Altered States of Consciousness

(1981), который был переведён на основные европейские языки. Факторизация шкал опросника позволила выделить три самостоятельных фактора, описывающих ИСС: первый связан с изменением зрительного восприятия, второй получил название «страх распада личности», а третий — связан с переживанием растворённости в окружающем мире и единении с природой и был назван «океаническое чувство».

Основные тезисы хедлайнера

Хедлайнером конференции и человеком, заявляющим тренды будущего года, традиционно является Андрей Чернышов (Chief Digital Officer, Densu Aegis Network Russia).

Андрей заявил тему своего доклада «Естественный отбор» и построил всю презентации на метафорах и ассоциациях развития рынка и естественного отбора в природе.

Как войти?

Обеспечьте себе уединение, закройте глаза, прислушайтесь к внутренней тишине

Расслабьте все мышцы, держите внутреннее внимание на приятных образах. Мысли так или иначе будут течь — не пытайтесь перекрыть их поток, просто наблюдайте за ними, беспристрастно и безоценочно. Из мыслительного потока выберете один образ, самый интересный и гармоничный для вас

Начните оборачивать его мыслеформами. Это подарит ощущение полного слияния ваших чувств с ноосферой. Осмотритесь и прочувствуйте ту внутреннюю реальность, которую создали. Если все правильно, то ваша концентрация плавно переместится в «параллельное» пространство. Следуйте за ней и постепенно приспосабливайтесь к текущим изменениям.

И помните: хотите изменить мир — начните изменять себя. Об измененных состояниях сознания много написал профессор Владимир Козлов. Есть любопытные труды у Чарльза Тарта.

А Викиум приготовил для вас замечательный курс «Критическое мышление» — он поможет вам развить навык независимого мнения, убережет от опрометчивых поступков и даст техники, способствующие исполнению целей и желаний даже без вхождения в измененное сознание. Вы научитесь ценить свое время и ресурсы, не будете поддаваться манипулированию и начнете жить собственной жизнью.

Как изменять состояние сознания?

Один из наиболее часто практикуемых методов — транс. Но не стоит думать, что это откуда-то из области сверхъестественного. Легкий транс вы испытываете почти ежедневно, например, когда зачинались увлекательной книгой; с головой погрузились в захватывающий фильм; овеяны любимой музыкой; «на автопилоте» совершаете действия, о которых не задумываетесь (идете по знакомому маршруту, ведете машину по пустому шоссе); занимаетесь творчеством, танцами, спортом; испытываете эйфорию от поездок, наслаждения шедеврами и пр.

Все эти ситуации объединяет одно: сознание концентрируется на одном образе или мысли и отключается от действительности. А вот глубокий транс уже достигается с помощью медитации или гипноза.

История эзотерика Сергея

Для начала хочу поведать вам реальную историю от лица эзотерика Сергея:

В 11 лет я упал на уроке физкультуры и больно ударился головой. Впоследствии меня преследовали сильные головные боли, головокружение, тошнота, нарушения сна. Врачи диагностировали сотрясение мозга, назначили большое количество медикаментов. С течением времени боли периодически повторялись, «сидеть на таблетках» я не хотел, вынужден был просто терпеть. В 18 лет, когда я стал интересоваться эзотерикой и духовными практиками, мне посчастливилось встретить опытного наставника. Он научил меня технике пересмотра прошедших событий в состоянии медитации для выявления и устранения причины случившегося.

В медитативном состоянии я начал вспоминать и как бы прокручивать наоборот события 7-летней давности. Я увидел, что при падении у меня не только неудачно подвернулась нога, но и другое явление. В тот момент к моей голове сверху протянулось что-то наподобие энергетического шнура. Распознать подобное в привычном состоянии сознания я не смог бы. Находясь в медитации, у меня получилось усилием воли и воображения оборвать связь с источником боли. Получается, что в состоянии измененного сознания я избавился от недуга, с которым медики не справились за 7 лет.

Сумеречное помрачение сознания

Сумеречное помрачение сознания считается одним из самых специфических симптомов в медицине вообще. Оно характеризуется полной потерей памяти на период утра и вечера (сумерек). У пациента сильно нарушена способность ориентироваться в пространстве, возможны сильные галлюцинации, которых больной боится, а также бессвязная речь и бормотание. К счастью, этот симптом достаточно редок и не сопровождается полным отключением сознания (в отличие, например, от эпилепсии).

Характерной чертой помрачения рассудка при соматических заболеваниях является то, что при них стирается часть воспоминаний. Сами помрачения кратковременны и протекают динамично, часто переходя от одного к другому и к нормальному состоянию.

Проявления измененного состояния сознания

Измененное состояние сознания характерно для всех людей. Процесс вхождения может возникать в двух случаях: спонтанно, во время погружения в сон или транс, и сознательно, под действием медитации или некоторых препаратов. К проявлениям измененного состояния относят:

  • изменение восприятия: сужение или расширение;
  • искажение времени, пространства и своего тела;
  • появление галлюцинаций;
  • переходы различных ощущений из одной формы в другую,например, когда цвета звучат, а звуки, наоборот, становятся цветными;
  • интуитивное восприятие, озарение;
  • продолжительно переживание сильных эмоций, таких как экстаз, эйфория или панический страх;
  • изменение степени внушаемости;
  • изменение порога чувствительности.

Замечание 1

Подобные признаки для человека не представляют вреда. Но только в том случае, если они не вызваны применением опасных средств — алкоголя, наркотиков, токсических веществ.

Подготовка к практике

Входить в альфа состояние можно сидя или лёжа, как вам будет удобнее. Если вы в расслабленном состоянии быстро засыпаете, эту технику лучше делать сидя. При первых тренировках перед вхождением в измененные состояния сознания, не нужно ставить какие-либо цели. Для начала вам нужно просто хорошо освоить в хождение в это состояние. Перед занятием убираем все раздражающие факторы: выключаем телефон, домофон, закрываем двери, чтобы не беспокоили родственники. Одежда должна быть свободной. Если посторонние звуки всё же присутствуют, оденьте наушники.

Хорошее время для этой техники перед сном, когда все в доме успокаиваются. Положение должно быть удобным, руки и ноги скрещивать нельзя.

Положительные и отрицательные моменты вхождения в ИСС

Измененные состояния сознания и способы вхождения в них оказывают благоприятное воздействие на человека только в случае их естественного проявления и положительного влияния на физическое и психическое здоровье. Состояние легкого транса от занятий спортом, творчеством или от соединения с природой позволяет избавиться от негативных переживаний и стрессового состояния. Таким образом происходит переключение внимания от неблагоприятных обстоятельств к иной сфере восприятия, где психика человека расслабляется.

Состояние измененного сознания посредством глубокого сна, медитации или гипноза дает людям возможность черпать информацию из своего подсознания. А мы с вами знаем, что подсознание человека напрямую взаимодействует с энергоинформационным полем нашей вселенной. Таким образом вы сами можете получить интересующую вас информацию, запрограммировать события своей жизни, и даже избавиться от недугов. В том случае, если человек пытается изменить свое сознание с помощью алкогольных или наркотических веществ, результат таких опытов будет трагичным. Вначале человек ощутит невероятное расширение сознания и увидит многогранность вселенной в самых ярких красках. Ему покажется, что он вознесся над «серой обыденностью», что уровень его интеллекта во много раз превосходит уровень «примитивных людишек».

Все это носит временный характер и заканчивается полным разложением личности. Покорнейше прошу прощения за подобное сравнение, но расширить свое сознание и постичь тайны мироздания посредством употребления «наркоты» — это все равно, что пытаться согреться в мороз, писая в штаны. Пару минут будет тепло, но потом … Применение наркотических веществ оправдано только в случае медикаментозного наркоза пациента во время хирургического вмешательства.

Типология состояний измененного сознания

Систематизация явлений измененного сознания позволила выделить три группы. Первая из них представлена искусственно вызываемыми измененными состояниями сознания. Их возникновение спровоцировано употреблением психоактивных веществ, которые могут содержаться в галлюциногенных грибах, дурмане, марихуане, а также воздействием некоторых процедур (сенсорная депривация, холотропное дыхание). Во вторую группу входят психотехнически вызванные состояния, которые возникают в процессе религиозных обрядов, аутогенной тренировки, гипнотического транса или медитативных действий. Третья группа представлена спонтанно возникающими состояниями в обычных условиях. Такими условиями может стать значительное напряжение, прослушивание музыки, спортивная игра.

Кинхин

Кинхин или медитация в ходьбе практикуется в школах дзен между длительными сессиями сидячих медитаций. Также кинхин можно практиковать как отдельное самостоятельное упражнение тем, кому сложно сидеть в неподвижной позе.

В зависимости от школы, скорость ходьбы в кинхин может различаться. Иногда за один дыхательный цикл делают полшага, иногда 10 шагов. Но суть медитации в ходьбе одна: максимально осознанные движения и полная концентрация внимания на дыхании и процессе ходьбы.

Встаньте прямо, ноги на ширине плеч, вес распределен равномерно. Расслабьте тело до такой степени, чтобы не было никакого лишнего напряжения, но при этом находиться в устойчивом положении. Сложите ладони на уровне груди Представьте, что вас тянут наверх за веревочку, привязанную к макушке. Это поможет выпрямить спину и шею. Направьте взгляд на землю в двух метрах от вас, не сосредотачиваюсь ни на чем конкретном. Расслабьте плечи, руки, лицо. Начните шагать очень медленно, один шаг во время одного дыхательного цикла

Все внимание сосредоточьте на дыхании и на движении тела. Также как в сидячей медитации, позвольте мыслям свободно течь, но основную часть внимания держите на дыхании

Когда будете готовы закончить практику, медленно остановитесь, поднимите глаза и пару минут походите в нормальном темпе.

Зависимость и физиологический аспект.

3.1. Процесс возникновения химической зависимости.

Каждый наркотик имитирует гормоны и нейромедиаторы, которые вырабатывает наш организм различными железами и другими органами. А наши нервные клетки (нейроны) воспринимают их, думая, что это продукт деятельности организма.

Каждый гормон и нейромедиатор, воспринимаясь нейроном вызывает в нем определенный тип возбуждения в виде передающегося другим нейронам электрического импульса. На нас это отражается в виде определенного психо-эмоционального состояния, под влиянием которого мы можем почувствовать позывы к активности, чувство расслабленности, мечтательности, задумчивости, блаженства, сексуального возбуждения или еще что-либо.

Для каждого вида нейромедиаторов в нейронах имеется свой вид воспринимающих рецепторов. Они подходят друг к друга, как ключик к своему замку. А наркотические вещества обманывают эти рецепторы и воспринимаются ими, как если бы они были выработаны организмом. Они имитируют настоящие, оригинальные нейромедиаторы действуя по принципу отмычки, которые применяются грабителями. При этом количество этого вещества, проникающего в нервную клетку регулируется не гомеостазом, а желаниями человека их употребляющего, что может легко привести к передозировке.

Спустя определённое время такого употребления. Организм привыкает к установившемуся порядку вещей и делает вывод: раз вещества в больших объемах поступают извне, то зачем мне их вырабатывать внутри себя, тратя на это свои собственные ресурсы. Организм обманывается думая, что экономит внутреннюю энергию, а на самом деле впадая во все более сильную зависимость от внешнего фактора.

Если такая зависимость выработалась, то прекращение употребления наркотических веществ приводит к так называемой ломке (абстинентному синдрому). Организм, привыкший к постоянному наличию в нём искусственных нейромедиаторов, обнаруживает, что эти вещества поступать перестали, а сам он их вырабатывать в нужных количествах уже разучился. И в зависимости от того какие виды нейромедиаторов были заменены наркотиками и на какую функцию организма они влияли такой и будет абстинентный синдром.

3.2. Абстинентный синдром при химической зависимости.

Абстинентный синдром при химической зависимости самый тяжелый, так как в организме из-за употребления веществ происходит перестройка на физиологическом уровне. Железы и другие органы перестают вырабатывать в нужных количествах необходимые гормоны и нейромедиаторы.

Из за гормональных изменений меняется психо-эмоциональное наполнение индивида. Когда в организме нет наркотика, тело испытывает нехватку химических веществ. Это может проявляться в виде депрессии, уныния, агрессии, страха или тревоги. Так же могут появляться ощущения слабости, головные боли, а также боли в других частях тела, в зависимости от принимаемого наркотика и стажа его употребления.

Чтобы прекратить эти невыносимые ощущения, человек чувствует непреодолимую потребность ввести в тело наркотик.

В моменты абстинентного синдрома, человек утрачивает всякую критику. Им начинает руководить желание получить заветную дозу наркотика, чтобы ослабить ощущения сильнейшего дискомфорта, хотя на начальных стадиях привыкания к наркотику, его употребление могло происходить просто ради получения удовольствия в виде новых ощущений.

3.3. Абстинентный синдром при психологической зависимости.

При психологических видах зависимости, таких как шопоголизм, игромания, обжорство, влюбленность и т.д. химической перестройки, как таковой не происходит. Человек просто находит для себя способ прятаться от дискомфортных ощущений присутствующих в его жизни.

Выбор способа ухода от реальности может происходит по-разному. Многое зависит от окружения, воспитания и культуры, в которой растет человек.

Если человека лишить возможности уйти в процесс, который помогает ему забыться, то его так же, как и при химической зависимости может накрыть депрессия, страх, тревога, раздражительность или агрессия.

Это происходит от того, что человек постоянно избегая решения своих проблем, так к этому привыкает, что не знает, как можно действовать по-другому. У него просто нет нужного навыка, который помог бы ему ответственно относится к своей жизни и своевременно решать проблемы.

А с годами количество проблем растет и постоянно меняющаяся жизнь предъявляет все новые и новые требования. Ведь, как говорится: “Даже для того , чтобы оставаться на месте, нужно постоянно двигаться вперед”.

Признаки

В момент проживания состояния изменённого сознания, в дальнейшем ИСС, человек испытывает нарушения:

в ощущении времени и хронологии событий

Он просто теряет ориентацию в пространстве, когда минута может показаться часом, а час пролетит как секунда. К примеру, многие люди, которые стали участниками какой-либо катастрофы, находясь в шоке, не могут даже примерно указать, сколько времени провели на месте происшествия. Или в процессе родов женщина теряет счёт часам, проведённых в схватках и потугах.

в мышлении

Ведущим становится архаическое мышление, которое было свойственно нашим предкам. Оно лишено конкретики, возможности адекватно воспринимать реальность, порой путая с собственными образами и идеями.

в способности контролировать себя и своё поведение

Появляется страх перед бессилием и беспомощностью. Человек ощущает, что больше не подвластен собственной воле, он слаб и уязвим. Некоторые же испытывают противоположные ощущения от утраты контроля.

в образе тела

Может давать о себе знать деперсонализация, то есть утрата собственного «я», личность будто сливается с пространством, находясь в едином процессе. Иногда происходит разделение души и тела, или кажется, что, допустим, руки или ноги увеличились в размерах, отделились и прочее.

в чувствах

Испытывают такие чувства, которые невозможно выразить, обозначить какими-то словами. Они настолько субъективные и уникальные, что не имеют названия.

в восприятии

Появляются галлюцинации, иногда наблюдается синестезия, то есть изменения в сенсорных ощущениях, когда человек не только видит какой-то цвет, но и слышит его, чувствует на вкус. Также происходят настолько мощные перемены в обработке информации, что кажется, будто познал смысл бытия или заново родился на свет.

Зачем это необходимо делать?

Как уже говорилось, состояния имеют сильное влияние на нашу жизнь. Они буквально определяют её. И кстати, от них зависит наша память. Вы вспомните даже мельчайшие подробности какого-либо радостного события, когда вновь испытаете радость.

Если вы читали о таком направлении в психологии, как нейролингвистическое программирование, то знаете о технике якорения. Она представляет собой создание прочной условно-рефлекторной связи.

То есть, с помощью этой техники можно создать переживание, которое возникнет в качестве реакции на раздражитель. Например, «заякорив» партнёра на ощущение нежности с помощью прикосновения к плечу, он каждый раз будет её испытывать, стоит только вам повторить движения.

Точно также можно самостоятельно у себя заменить негативное переживание на позитивное. Согласитесь, когда в голове мысли только о том, как всё плохо и что другим больше повезло – вряд ли что-то хорошее будет случаться с таким человеком. А даже если и будет, он рискует его попросту не заметить.

Вот почему так важно вносить корректировки в сознание, мышление и способы поведения. Чтобы они не только помогали, но и не создавали дополнительных препятствий на пути реализации потребностей и желаний.

Только тогда возможно изменить отношение к жизни и её качество. Насытив непосредственно теми эмоциями и событиями, которых хочется.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]