Раздвоение личности – это сравнительно редко встречаемое нарушение психики, которое соотносят к классу диссоциативных патологий. Вследствие данной патологии личность индивида разделяется, что формирует ощущение, будто в одном человеческом субъекте уживаются две личности. Согласно иной терминологии две совместно существующие в индивиде личности нарекают двумя эго-состояниями.
Как называется раздвоение личности? Описанный недуг еще именуют органическим диссоциативным или диссоциативным расстройством личностной идентичности, расщеплением личности, синдромом множественной личности.
Болезнь раздвоение личности характеризуется «переключением», вследствие которого в индивиде одна личность становится на замену другой. Эго-состояния могут иметь различную половую принадлежность, отличаться по национальности, типу темперамента, интеллектуальным способностям, убеждениям, находиться в разном возрастном периоде. Реагирование на одинаковые повседневные ситуации у двух сосуществующих личностей также различное. Каждое эго при этой патологии обладает индивидуальными паттернами восприятия и налаженным взаимодействием с социумом и средой. Активная на данный момент личность после так называемого «переключения» не помнит происходящее, когда было активным другое эго-состояние, что ведет к разрушению жизни индивида, страдающего расщеплением личности, возникновению серьезных нарушений психики. Нередко индивиды с данной патологией склонны к суициду и совершению различных действий преступной направленности.
Общие сведения
В психиатрии отдельное место занимают диссоциативные расстройства (лат. dissociare «отделяться от общности»), к которым относятся диссоциативная амнезия, диссоциативная фуга, диссоциативный ступор, транс и одержимость, а также расстройство множественной личности. Признаки, которые характеризуют диссоциативные и конверсионные расстройства (истерические): частичная или полная потеря интеграции между памятью, осознанием личности и контролем движений тела. В норме имеется сознательный контроль над памятью и ощущениями и одновременно над движениями. При диссоциативных расстройствах этот контроль значительно нарушен. Основная функция диссоциативных расстройств — изоляция негативных переживаний.
В психиатрии термин «расщепление личности» является устаревшим. Как называется раздвоение личности в настоящее время? Применяется термин «диссоциативное расстройство идентичности» или согласно классификации — расстройство множественной личности. Этот тип расстройства характеризуется наличием у одного человека более двух личностей (их называют альтер-личностями, или идентичностями), проявляющихся неодновременно. Такое состояние является постравматическим стрессовым расстройством и способом защиты, который помогает уйти от трудностей реальной жизни. Диссоциативное расстройство – это потеря контроля «Я» над субличностями, которые подконтрольны ему в нормальном состоянии.
Болезнь раздвоение личности в Википедии определяется как редкое психическое расстройство, при котором у пациента как бы возникает раскол, распад личности как целого и какая-то часть целостного выходит из-под контроля. Имеет место главный принцип — разделение и отчуждение. Целостная структура разрушается изнутри. Складывается впечатление, что в одном человеке существует несколько парциальных личностей (субличности или альтер-личности), которые в определённые моменты сменяют одна другую. Они не являются личностями в широком понимании — это искусственные части личности, помогающие справиться с дистрессом.
Википедия отмечает, что различные идентичности выражены в разной степени, одна из личностей является доминантной и обе не знают о существовании друг друга. Каждая из личностей характеризуется собственной памятью и поведением и не имеет доступа к воспоминаниям другой. Смена одной личности на другую происходит внезапно и непосредственно связана с событиями, травмирующими психику. Переход от одной идентичности к другой возможен на различные периоды — от нескольких минут до лет. Последующие смены тоже привязаны к стрессовым и драматическим событиям, а также возникают при лечебных сеансах релаксации или гипноза. Личность, превалирующая в данный период, полностью подчиняет поведение человека, и она разительно отличаются от личности хозяина.
Диссоциативное расстройство личности может проявиться в любом возрасте, начиная с детства до пожилого и старческого возраста, но наиболее часто в подростковом возрасте и у молодых лиц. С большим перевесом это расстройство встречается у женщин (соотношение 1:10). Есть данные, что расстройство может иметь наследственный характер: у близких родственников заболевшего имеется предрасположенность к этой патологии. Возможно это расстройство встречается и не редко, но случаи обращения больных к специалистам редкие. Это расстройство подлежит коррекции. Шизофрения также проявляется наличием множественных личностей и психиатрам важно разобраться и не навязать пациенту на всю жизнь ярлык этого заболевания.
Научные труды, дающие наиболее полные сведения о синдроме множественной личности
Синдром диссоциативной личности уже не один десяток лет занимает ведущее место в трудах множества ученых. Одно из первых описаний относится к 1791 году, когда врач из Штутгарта Э. Гмелин описал немку, которая под воздействием кровавых событий французской революции стала страдать синдромом множественной личности. Второе ее «Я» — это француженка, которая говорила на идеальном французском.
Особое место занимают книги китайских специалистов не только по исследованию синдрома, но и по способам его лечения.
В документах официально до середины 20 века специалистами зарегистрировано и подробно описано порядка 76 случаев диссоциативной личности.
Писатели также обратили пристальное внимание на тему синдрома множественной личности и посвятили ей свои произведения. Широкой публике рассказали о том, что такое синдром множественной личности, книги: «Три лика Евы» и «Сибил». Первая создана психиатрами К. Тигпеном и Х. Клекли в 1957 году. В книге рассказана история о диссоциативной личности их пациентки Евы Уайт. Вторая знаменитая книга «Сибил» вышла в свет в 1973 году. Ее героиня также страдала этим расстройством.
Термин «раздвоение личности» появился достаточно давно, поэтому симптомы этого расстройства уже обозначены и изучены. В современном мире это явление встречается все чаще, а все из-за бешеного ритма жизни, огромного количества и эмоциональной нагрузки.
Раздвоение личности – болезнь, которая выражается появлением в индивидууме второй личности. Попросту говоря, один человек может совершенно по-разному проявлять себя в одной и той же ситуации. Поведение зависит именно от того, какая половинка доминирует в этот момент. Бывают случаи, когда болезнь настолько усугубляется, что человек перестает помнить, что он делал некоторое время назад. Такое ощущение, будто он живет в разных, а точнее параллельных мирах, которые никогда не пересекаются.
Патогенез
Как получить раздвоение личности? Одним из механизмов, с помощью которого психика пытается справиться со стрессом и неконтролируемыми воспоминаниями, является диссоциация (отделение). Травма действует на психику ребенка, раскалывая ее на несколько автономных частичек, которые становятся почвой для субличностей в будущем. Диссоциация активизируется при соответствующих условиях и имеет сугубо бессознательную природу. Она играет охранительную роль и постепенно приобретает комплексный характер, а это влечет разрушение целостной структуры личности.
Диссоциация уберегает личность от травмы, расщепляя переживания на части. Субличности формируются от пяти до двадцати пяти лет и в среднем может формироваться от 6 до 16 субличностей. Чем раньше происходит повторная травматизация, тем больше риск того, что разовьется диссоциативное расстройство и сформируются личности. Альтер-личности берут на себя травматическое прошлое, поэтому они и формируются. Новая Альтер-личность освобождается от переживаний, формируется новая биография, новая история личности.
Расщепление происходит по бессознательному желанию человека как стремление отгородиться и изолироваться от негативных воспоминаний. Но не каждое тревожное событие способно спровоцировать «трещину» Я — триггер (пусковой механизм) должен быть очень серьезным. Различные эго-состояния в организме индивидуума изменчивые и существует одна личность — «хозяин». Важно подчеркнуть особенность: личность-хозяина и альтер-эго страдают диссоциативной амнезией, если кто-то из них «захватывает» сознание человека. Остальные части сознания «бездействуют». Иногда встречаются случаи, когда одна из частей, приходит к врачам за помощью.
Согласно второму механизму развития диссоциаций у ребенка при рождении отсутствует цельность личности, и она формируется под влиянием опыта и внешних факторов. При благоприятных условиях происходит интеграция личности в единое целое, а тяжелые травмы разграничивают формирование личности — возникают две независимые личности до и после психологической травмы. Также важным для психической эволюции является процесс дифференциации — благодаря ему вычленяется индивидуальное «Я» личности, а множественные парциальные личности переходят в сферу бессознательного и функционируют в сновидениях, в пограничных состояниях, в невротических и психотических расстройствах.
Случай, заслуживающий внимания
Наиболее значительным за всю историю психиатрии, таившим в себе тяжкий недуг раздвоение личности, считается человек, совмещающий существование более двух десятков субличностей. Чаще всего в научной и художественной литературе этот случай встречается под названием «24 личности Билли Миллигана».
Уильям Стэнли Миллиган 1955 года рождения в семидесятых годах минувшего века был подвержен судебному преследованию. Данный процесс проходил в США, штате Огайо. Биллу на тот момент было инкриминировано несколько изнасилований и ограблений. Однако специалистом психиатрической направленности был доказан следующий факт – все преступления были совершены человеком, не отвечающим за свои поступки. В бедняге уживалось двадцать четыре «альтер эго»! К тому же каждая из них действовала самостоятельно. Раздвоение личности у Миллигана никак им не осознавалось. Путешествуя от одного образа к другому, он и не подозревал о страшных деяниях, вытворяемых его «вторыми Я».
Можно сопоставить разум американца с неким общежитием, в котором проживало множество различных душ. Каждая из них имела свою отдельную «комнату», и, при этом, они никогда не встречались друг с другом. Субличности проявляли себя поочередно. Перед людьми в диалоге мог предстать Томми (механик и художник), а через пару мгновений в разговоре уже участвовал маленький мальчик Дэвид. Чтобы исследовать и пролечить раздвоение личности Билли, его подвергли принудительному лечению в одной из государственных лечебниц.
Классификация
Несмотря на то, что расстройство множественной личности включено в МКБ (код F44.81), в ряде стран врачами отрицается существование этого заболевания. В этом вопросе есть белые пятна, загадки, вопросы и тайны. О реальности или надуманности заболевания спорят все исследователи. Как в человеке живет несколько личностей? Возможно, это только игра фантазии, а не заболевание? Действительно, есть личности, которые так реагируют на неприятные события в своей жизни. Возможно, это активация личностей предыдущих воплощений, имеющих свой опыт, особенности сознания и свою историю?
Поскольку этой проблемой занимаются психоаналитики, психологи, и психотерапевты, не являющиеся экспертами в психопатологии, то по их описаниям трудно сделать статистические выводы. Существует только 350 историй болезни с диагнозом по МКБ-10 F.44.81. Нельзя отрицать и возможность внушенного психологами и психотерапевтами данного явления и культивирования этого феномена ими.
Тема часто фигурирует в художественных фильмах, но практически все описанные случаи раздвоения личности связаны с преступлениями, судебно-психиатрической экспертизой и избеганием от наказания. В судебно-психиатрической практике это чаще всего симуляция. Фильмы про расщепление личности: «Три лица Евы», «Дубликат» (2018, США), «Черный лебедь» (2010, США), «Миссис Хайд» (Франция 2017), «Я, снова Я и Ирэн» (2000, США), «Темное зеркало» (2018, США), «Френки и Элис» (2009, Канада), «Игра в прятки» (2005, США), «Сплит» (2016, США). Примеры расщепления личности показывают нам художественные и документальные произведения — книги Труди Чейз «Когда кролик воет», Флора Шрайбер «Сибилла», Анастасия Новых «АллатРа», Кребтри «Множественный человек», Дэниел Киз «Множественные умы Билли Миллигана» и «Таинственная история Билли Миллигана».
Последние две являются документальными: реальный пациент Билли Миллиган повествует в интервью автору о своих субличностях, записаны беседы автора с врачами, которые исследовали и лечили этого пациента. У дезинтегрированного Билли адаптивные возможности возрастали, несмотря на то, что были внутренние конфликты и борьба между отдельными субличностями. Интегрированный Билли значительно терял в общих адаптивных способностях. Случай Билли Миллигана создал прецедент освобождения от уголовной ответственности, свершившего преступление из-за расщепления личности. Этот факт явно демонстрирует установку — расщепленной личностью быть выгодней, нежели целостной.
На Западе это расстройство не считают заболеванием, а рассматривают как вариант нормы. Если состояние множественной личности не является дискомфортным для человека, не вызывает социальных последствий, то лечению не подлежит, а многие пациенты отказываются от интеграции субличностей в единое целое и не обращаются за помощью.
Более полезнымы будут видео психологов и психиатров: «Раздвоение личности» Вероника Степанова, «Диссоциативное расстройство идентичности» Евгения Чибикова. При этом многие психиатры признаются, что за всю свою практическую деятельность они ни разу не сталкивались с такими пациентами. Все же считается, что при множественной личности есть предрасположенность к этому с рождения и способность к самогипнозу. Чаще всего ребенок заброшен эмоционально, и он находит себе воображаемого друга и мысленно превращается в него (лошадь, человек-паук) — срабатывает механизм защиты от одиночества (теперь нас двое, и нам не скучно и не страшно). Сильная психотравма в детстве (как правило, сексуального характера) способствует появлению альтернативных личностей — спасителей, ангелов-хранителей или злобных и агрессивных.
Люди с раздвоением личности иногда критично относятся к себе и описывают свое состояние так: «Я вижу другую личность, но она берет верх надо мной, меня засасывает, и я и не могу контролировать этот процесс». Эти «я» разные и обладают разными качествами, склонностями и способностями. Человек с раздвоением личности часто выходит в соцсети и эти субличности «пишут» под разными именами и описывают картинки из своей жизни. Они имеют разный пол, возраст, национальность, стиль письма и изложения мыслей.
Многие психиатры не склонны выделять это расстройство в самостоятельную нозологию и рассматривают его как проявление истерического расстройства. Чтобы вырастить ребенка-истерика, нужно создать из него кумира ему все дозволено, он окружен вниканием, но во взрослом состоянии такого внимания не получает и делает все, чтобы привлечь его к себе. По мнению многих авторов, истерический психоз — психогенно обусловленное, функциональное расстройство, а не органическое.
Истерические (диссоциативные) психозы неоднородны по клиническим проявлениям. К истерическим психозам относятся: истерическое сумеречное помрачение сознания, пуэрилизм, псевдодеменция, синдром регресса личности, истерический ступор. В зависимости от тяжести в картине психоза могут сочетаться различные истерические расстройства, или одни истерические проявления последовательно трансформироваться в другие. Эти психогенные реакции формируются на фоне ситуаций утраты (смерть родственников, разрыв отношений) и трактуются как «реакция вытеснения» психической травмы.
Пуэрилизм, рассматривающийся как истерический психоз, проявляется истерическим сужением сознания и детскостью поведения у взрослых. Типичными являются детскость речи, движений, поведения, эмоциональных реакций. Больные шепелявят, говорят детскими интонациями, играют в куклы, бегают мелкими шажками, надуваю губы в ответ на обиду или топают ногами, обещают «хорошо себя вести». В целом происходит возврат психологического функционирования на детский уровень, вызванный психическими расстройствами (стресс, шизофрения).
Это расстройство может быть временным явлением (при стрессе) или стойким и необратимым (интеллектуальная регрессия при шизофрении у взрослых). В отличие от дурашливости при шизофрениии симптоматика при пуэрилизме более изменчива, разнообразна и имеет яркую эмоциональную окраску. Симптомы пуэрилизма сочетаются с другими истерическими проявлениями.
Факторы развития болезни
Определить точный перечень причин способствующих формированию множественных личностей не просто, поскольку положение вещей различается. Больший процент людей страдающих заболеванием имели одинаковые причины.
Детские потрясения дают нужный импульс в развитии расстройства. Такие потрясения характеризуются серьезным эмоциональным стрессом. В некоторых случаях причиной становится насильственное воздействие. Помимо выше сказанного, отклонения возникают ввиду обильного психического стресса, вызванного окружением. Наличие при этом физического воздействия не является определяющим.
Семейное насилие
Специалисты характеризуют расщепление личности как защиту психики человека. В результате такой защиты происходит изоляция от наносящих травму воспоминаний. Это приводит к формированию альтернативной личности.
Дети начальной школы наиболее уязвимы для развития заболевания. На данном этапе происходит развитие чувственных составляющих подрастающего организма. Расстройство происходит в результате сбоя в психике. Взрослые менее подвержены подобному воздействию.
По не официальной информации, в отделениях психиатрии находится 3% больных с диагнозом расщепление личности. Исследования показали, что предрасположенность женщин выше чем у мужчин. Однако, статистика не точная, поскольку выявить проблемы с психикой у мужчин тяжелее.
Причины
Причины, вызывающие синдром множественной личности:
- психическая травма на фоне физического, сексуального или эмоционального насилия, перенесенная в возрасте до пяти лет;
- стресс (например, разлука с матерью);
- потрясения;
- шоковая травма.
У пациентов с диссоциативным расстройством часто встречается продолжительное и тяжелое насилие и отсутствия заботы в детские годы. Некоторые пациенты не подвергались насилию, но имели сильные переживания. У детей, переживших жестокое обращение или стресс, не происходит интеграции воспоминаний, и жизненного опыта и они остаются разделенными. И у детей развивается адаптивная способность (уход в себя, отрыв от суровой среды, «отстраненность»), которая защищает психику. Каждый пережитый негативный опыт может спровоцировать развитие новой личности, в результате чего формируется множественная личность.
Но не каждый ребенок так реагирует на насилие. К диссоциативным механизмам реагирования способна только легко внушаемая личность с истерическими наклонностями. Это демонстративные люди, склонные к театральности, желающие быть в центре внимания и любящие производить впечатление на окружающих. Люди с этим расстройством имеют высокую чувствительность к гипнозу. Еще одним предрасполагающим фактором является органическая патология нервной системы (отклонения в энцефалограмме).
Используйте генераторы фальшивых имён
Владельцы многих сайтов любят, когда их пользователи заполняют максимум граф в профилях и сообщают как можно больше сведений о себе. Если мы хотим создать реалистичную личность, но сэкономить время, имеет смысл воспользоваться автоматическими генераторами фальшивых личностей.
Один из лучших сервисов такого рода — Fake Name Generator, который позволяет создавать личности с заданными характеристиками по национальности и месту проживания. Кстати, хотя в наборе опций существуют русские имена и фамилии, Российскую Федерацию, Украину или Беларусь в качестве страны проживания выбрать невозможно: очевидно, у авторов попросту недостаточно сведений по стандартам отображения различных типов данных для этих стран.
Сайт Fake Name Generator замечателен тем, что создаёт готовую виртуальную личность с массой самых различных данных, включая реалистично выглядящий адрес с индексом, телефонный номер, проходящий автоматизированные тесты на подлинность, род занятий, группу крови, реально работающий после активации e-mail, удовлетворяющие стандартам номера платёжных карт и социальной страховки, рост, вес, географические координаты, марку автомобиля и даже любимый цвет. Можно точно задать возраст и регион поддерживаемых службой стран.
Сервис Fake Name Generator прекрасно приспособлен для того, чтобы изучать и тестировать любые онлайновые сервисы, требующие подробной информации о пользователе, без ввода каких-либо реальных персональных данных.
Раздвоение личности: симптомы и признаки
Поставить точный Диагноз может только высококвалифицированный специалист, проанализировав признаки раздвоения личности. Такие признаки как неуравновешенность, плохой сон, потеря памяти, смена настроения не заметны для самого пациента, но врач принимает их во внимание. Если пациент «переключаются» с одного эго-состояния на другое, а в это время частота сердечных сокращений, ритм дыхания изменяются и становятся характерными для «вновь появившейся» личности. Это также не ускользает от внимания врача.
Симптомы раздвоения личности проявляются в разных формах:
- При одержимой форме личности заметны для окружающих. Пациенты действуют несвойственным им образом — в них вселился другой человек.
- В неодержимой форме субличности для других людей не очевидны, но пациенты испытывают чувство «удаленности» от себя, нереальности происходящего с ними, отстраненность в отношении к физическим и психическим процессам, происходящим с ними. Пациент чувствует себя наблюдателями собственной жизни со стороны и не имеют власти над этим и возможности что-то изменить (имеет место потеря самоорганизации). Может казаться, что тело не принадлежит ему или чувствовать себя маленьким ребенком или человеком противоположного пола. У пациентов неожиданно появляются мысли и эмоции, не свойственные им, и эти проявления заметны для родственников и знакомых. При этом могут меняться предпочтения в питании, одежде или их интересы. Причем предпочтения внезапно изменяются и снова возвращаются к прежнему состоянию. Такие пациенты сталкиваются с вторжениями субличностей в повседневную жизнь: на работе злая и недобрая личность внезапно заставляет кричать на сослуживца или начальника.
Вторым важным симптомом является амнезия, которая проявляется:
- пробелами в памяти относительно событий личной жизни и биографии;
- провалами в устойчивой памяти (человек теряет хорошо освоенные навыки пользователя компьютера);
- обнаружением того, что не помнит сделанного или сказанного.
Некоторые отрезки времени полностью исчезают из памяти, поскольку имеет место амнезия между отдельными личностями. Больной может обнаружить предметы в сумке или записи, но происхождение их не может определить. Пациенты оказываются в местах, не помня, как и зачем они туда попали. Больные при этом забывают и повседневные, и стрессовые события. Степень осознания своей амнезии разная и некоторые пытаются ее скрыть. Их амнезия заметна другим, поскольку не могут вспомнить того, что сказали, пообещали или сделали. Некоторые забывают свое имя.
Субличности сосуществуют между собой: могут конфликтовать и не конфликтовать между собой и с основной личностью. Неконфликтное сосуществование является мягким, не вызывает изменений, и больной не обращается к врачу.
При конфликтном сосуществовании у пациента возникает тревога, депрессия, булимия, анорексия, токсикомания, суицидальное поведение. Пациенты могут слышать голоса и ощущать визуальные, обонятельные, тактильные и вкусовые галлюцинации. Но эти галлюциногенные симптомы не такие как при шизофрении. Пациенты воспринимают эти голоса, как голоса альтернативной личности.
Переключение между ними проявляется в изменении голоса и выражении лица. Периодически пациент говорит о себе в третьем лице или во множественном числе. Переключение между личностями приводит к сумбурной жизни пациента. Данные симптомы причиняют значительный дискомфорт или затрудняют социальную и профессиональную деятельность.
Как развить в себе личность
Личность связана со свободой. Без свободы нет личности.
Николай Бердяев
Принято считать, что каждый человек – это личность, независимо от того, какими качествами и чертами характера он обладает. С этим сложно не согласиться, но к этому можно и нужно добавить, что личность, чтобы оставаться личностью, обязательно должна развиваться. Ведь личностью мы называем, прежде всего, уникального, особенного, интересного, не похожего на других людей человека, имеющего редкие способности и богатый внутренний мир. Но без развития, без работы над собой, человек далеко от других людей не уйдет, он будет таким же, как все. А если человек не будет отличаться от других людей, если не будет обладать особыми, присущими только ему качествами, тогда назвать его личностью мы сможем с очень большой натяжкой. Однако возникает вопрос – зачем каждому из нас отличаться от других людей, зачем становиться личностью, ради какой цели, ради какой выгоды? Вот об этом я и расскажу вам, уважаемые читатели, в этой статье. Я расскажу вам о том, как развить в себе личность и для чего ее следует развивать. Поверьте, польза от такого развития есть и очень большая.
Зачем развивать в себе личность
Чтобы понять, зачем человеку нужно развивать в себе личность, достаточно повнимательнее присмотреться к тому, что происходит в нашей жизни. Что в этом мире высоко ценится? Очевидно, что ценится в нем все то, в чем, во-первых, мы с вами нуждаемся, а во-вторых, то, чего мало. То, что в дефиците – ценно. Согласны? Причем, что интересно, иной раз то, чего мало, нам может быть не особо-то и нужно, но нас все равно к этому тянет. Мы любим все редкое и исключительное, поскольку сами хотим быть такими. А вот то, чего очень много, пусть даже это что-то весьма полезно для нас – мы не особо ценим, а иной раз совсем не ценим. Интересная черта человеческой личности, не так ли? Я как-нибудь объясню вам, почему мы так себя ведем. Пока же, вернемся к сути нашего вопроса. Так вот, как вам стать ценным, а вместе с тем и востребованным человеком, чтобы другие люди в вас нуждались, чтобы они уделяли вам внимание и любили вас? Для этого вам надо стать особенным, не таким как все. Вам нужно стать интереснее, полезнее, качественнее и даже скажем так – необычнее других людей. Достичь этого можно разными способами, можно поработать над своей оберткой, то есть, над своим внешним видом, а можно задаться задачей посложнее и посерьезнее – изменить, а вернее, развить свое внутреннее содержание. Это непростая работа, честно скажу. Но ее нужно делать, чтобы вас ценили, чтобы в вас нуждались, чтобы вас было сложно заменить и так далее. Не забывайте – что редко, то ценно. А что ценно, то любят и берегут.
Люди начнут проявлять к вам больше внимания, и вы будете пользоваться большим уважением, если сможете развить в себе редкие и полезные для людей качества, если станете интересной, яркой и даже немного таинственной личностью. Хорошая перспектива? В том то и дело, что хорошая. Ведь все мы хотим, чтобы нас ценили, любили, уважали, чтобы уделяли нам внимание, чтобы восхищались нами, чтобы в нас нуждались и так далее и тому подобное. Это приятно и полезно. Но давайте задумаемся над тем, за что нас ценить, любить, уважать? Ради чего другим людям уделять нам свое драгоценное внимание, ради каких выгод? Что в нас такого особенного? Какими нашими личностными качествами могут восхищаться окружающие нас люди? Вот об этом, друзья, каждый из нас должен хорошенько подумать самостоятельно. Многие из нас могут быть очень хорошего о себе мнения и думать, что других таких как они нет. И это хорошо – о себе нужно быть высокого мнения, вне всяких сомнений. Это повышает нашу самооценку. Но поверьте, другие люди могут думать иначе. Они могут видеть в нас совсем другого человека, не такого, какого видим мы. Насколько для нас это важно – другой вопрос. Мы живем в обществе, которое, хотим мы того или нет, должно нас принимать, а вернее – мы должны суметь стать его частью, потому что мы от этого общества зависим. Мы все друг от друга зависим. И дело здесь в том – какое место в обществе займет каждый из нас. Вот, чтобы это место было как можно лучше – человеку необходимо стать личностью не только для самого себя, но и для других людей. Давайте теперь выясним, что нам необходимо с собой делать, чтобы развить в себе личность.
Как развить в себе личность
Так вот, если вы согласны со всем вышесказанным, то полагаю, вам интересно узнать о том – как можно развить в себе личность. Друзья, если я скажу вам о том, что развитие личности – дело простое, я совру. А я не хочу врать. И не буду. Поэтому, нет – это непросто. И я считаю, что не к сожалению, а к счастью это непросто сделать. Ведь если бы развитие личности человека было простым делом, такого понятия как работа над собой, просто бы не существовало. Работа – не самое приятное слово, согласитесь. Оно у нас ассоциируется с напряжением, с нагрузкой, со стрессом, иногда и с болью, а никак не с удовольствием и радостью, если только вы не любите свою работу, как, например, я. Как бы то ни было, в любой работе есть свое удовольствие, есть своя радость, и те из вас, кто занимаются любимым делом об этом прекрасно знают. Работа над собой – это особенное удовольствие, которое мы испытываем, когда понимаем, какую пользу наши усилия нам приносят. Поэтому работать над собой, чтобы развить в себе личность – это приятно, интересно, весело. От этого можно ловить кайф. Поэтому не так страшно, что это непростая работа, главное понимать – насколько она интересна и полезна.
Что же нужно делать? Учиться, получать новые навыки, заниматься спортом, а также интересной и творческой деятельностью, делать свою жизнь и жизнь других людей лучше. Вот что вам нужно делать, чтобы развить в себе личность. Это ваша работа над своим телом и разумом, которая делает вас более совершенным человеком, и разумеется, отличным от других. Главный вопрос тут заключается не в том, что надо делать, а в том, как это делать. А о том, как это делать – как над собой работать, как себя развивать, написано огромное количество книг и статей. И каждая из этих книг и статей предлагает свой рецепт развития личности, хотя многие из них схожи между собой. Вот чем этот рецепт окажется точнее и эффективнее – тем быстрее вы сможете развить в себе такую личность, аналог которой будет невозможно найти. А качество вашей личности может и непременно должно быть таким, чтобы общество в целом или отдельно взятые люди ценили вас очень высоко. Для этого вы должны быть полезны людям, обществу, интересны и неповторимы. Что редко, то ценно, помните, да?
Я дам вам свой рецепт того, как можно развить в себе личность, чтобы вы и его имели в виду, решая, как именно вам следует над собой работать. Кто знает, может он самый лучший из всех существующих. Почему нет, я ведь этим вопросом, по сути, всю свою сознательную жизнь занимаюсь. Я считаю, друзья, что начинать нужно с психологии. Да, да, я понимаю, я уже не в первый раз об этом говорю, а точнее, пишу. И вы в свою очередь можете сказать, что опять этот кулик свое болото хвалит, словно ничего другого в мире не существует, кроме этой психологии. Конечно, существует, но, друзья, я хвалю то, что хвалю, а именно, такую науку, как психологию, не потому, что я ею занимаюсь, а потому, что она действительно многое нам дает – она позволяет нам развивать в себе ценные для нас самих и для других людей качества, благодаря тому, что указывает нам на них. Я сам поэтому и начал ее изучать, что увидел, насколько она ценна для человека, как с точки зрения познания им самого себя, так и с точки зрения познания других людей. Вы ведь не можете себя улучшить, не понимая, как именно вы устроены, верно? А как вы об этом узнаете? Ну, хорошо, есть биология, анатомия, медицина, антропология и масса других наук о человеке, изучающие его тело и разум. Их много, этих наук. Но если сузить взгляд на этот вопрос, то можно свести все к тем наукам, которые изучают тело человека и тем, которые изучают его душу и разум. А именно эти вещи нам и нужно развивать, чтобы сделать себя лучше. Вот, психология, в основном изучает душу и разум человека. А это, как вы можете, даже не столько знать, сколько чувствовать – очень важные элементы человеческого существа. А раз они важные, над ними нужно работать, чтобы развивать свою личность – нам ведь именно это нужно, так ведь?
Поэтому, когда я говорю, что надо учиться, чтобы развивать в себе личность, вы должны понимать, что именно вам нужно учить в первую очередь. Если вы хотите усовершенствовать, ну, скажем, какое-нибудь техническое устройство или придумать новое, вы можете начать изучать физику, математику, инженерию и так далее. Если у вас есть цель – придумать, ну, скажем, новое лекарство для человечества, вам следует начать изучать химию и биологию, другие науки, связанные с медициной. Ну а если вы хотите понять себя и других людей и хотите развить в себе самые лучшие, самые сильные, самые ценные качества, тогда, что же, как не психологию, я могу предложить вам для изучения. Вопрос здесь заключается в том – какой вы хотите стать личностью, за что вы хотите, чтобы вас ценили и уважали, за какие знания и умения? Чтобы в этом разобраться, присмотритесь повнимательнее к нашей жизни и ответьте себе на вопрос – какие люди в ней пользуются наибольшей популярностью, кого больше всего любят, ценят и уважают, и за что? А затем подумайте, как вам стать одним из таких людей – что для этого нужно изучать? Может вы не хотите идти моим путем, хорошо, я не настаиваю. Тогда выберете свой путь – найдите, придумайте, выберете свое призвание, как вам будет удобно. Учиться ведь все равно нужно, чтобы стать ценной личностью, и учиться для этого нужно хорошо, очень хорошо. А чтобы хорошо учиться – нужно иметь большое желание чего-то достичь. В чем вы хотите преуспеть, чего хотите добиться? Не спешите с ответом на этот вопрос, подумайте – это непростой выбор.
Вообще, чем больше вы будете всего уметь, чего не умеют, или умеют, но делают намного хуже вас другие люди, тем лучше. Ведь быть личностью – это не значит, допустим, иметь свое мнение, как это многим из нас сегодня внушают, так как оно вполне может оказаться неверным и даже абсурдным. Зачем тогда его иметь, если можно позаимствовать чужое, более правильное, более точное и гораздо более полезное для нас мнение? Быть личностью – это значит быть полезным человеком, полезным, как для себя, так и для других. Даже отличаясь от других людей и имея харизму, вы совсем необязательно будете личностью для других людей. Ведь не всякая личность ценна, даже если она уникальна. Человек может быть достаточно необычным, уникальным, интересным, но вместе с тем и вредным. Мы можем принимать такого человека, и даже отчасти восхищаться им, как личностью, но при этом, если он причиняет нам вред, а не пользу, то мы неизбежно будем желать того, чтобы этого человека не было в нашей жизни. Поэтому работать над собой, я считаю, нужно так, чтобы в конечном счете стать очень полезным для общества человеком и быть востребованным им. Это существенно упростит и улучшит нашу жизнь. Следовательно, подходить к своему развитию следует с позиции своих собственных интересов и интересов общества, в котором мы живем.
Давайте теперь поговорим о наших недостатках – они ведь есть у всех. Недостатки свои нам нужно, по возможности устранять, а при необходимости умело скрывать. Понимаете, человек с кучей недостатков не кажется уникальным. Тогда как образ идеального человека, которым можно восхищаться, на которого можно и нужно равняться, которого можно любить и ценить, живет в голове каждого из нас. Мы хотим видеть в ком-то идеального человека, в ком-то, помимо себя. Идеал не достижим? Возможно. Но стремиться к нему нужно, чтобы хотя бы казаться идеальным человеком, а значит и редким, а значит и ценным, а значит таким, которого нужно любить, ценить уважать, беречь. Идеальный человек – это вне всяких сомнений личность, даже если он идеален в головах всего нескольких людей, а то и вовсе в голове одного единственного, но очень ценного для него человека. Поэтому наши недостатки – это в такой-то мере, наши враги, с которыми мы должны постоянно бороться, повышая свой культурный и интеллектуальный уровень. Пусть другие люди ведут себя естественно, так, как им хочется. А вы ведите себя так, как надо, чтобы производить на людей, а заодно и на самого себя положительное впечатление. Вы начнете себя больше уважать, и люди станут вас больше уважать, если ваше поведение будет отвечать самым высоким требованиям. Поэтому обязательно развивайте в себе самодисциплину, ибо для развития личности – это необходимая работа. Не обстоятельства, не другие люди, должны контролировать ваше поведение, чтобы оно было приемлемым – вам это надо делать. Личность – это не объект, а субъект. Поэтому личность сама определяет нормы своего поведения, исходя из особенностей того общества, в котором эта личность живет.
И наконец, последнее, к чему вам необходимо выработать правильное отношение, чтобы развить в себе личность – это ответственность и самостоятельность. Об этом много сказано и написано, так много, что мне как-то прямо даже неудобно это повторять. Но, то ли сказано не так, то ли написано не то, или люди просто не прислушиваются к сказанному и написанному, но почему-то самостоятельных и ответственных людей в нашем обществе больше не становится. Поэтому грех не обсудить этот вопрос снова. Уверен, моя работа тоже сделает свой вклад в развитие отдельно взятых людей и общества в целом. Что же еще можно сказать об ответственности и самостоятельности? А сказать можно вот что: совершенно очевидно, во всяком случае для меня, что личность сама определяет свой жизненный путь, потому что она личность, а не статистическая единица и не что-то, что можно обобщить. Поэтому человек, желающий стать личностью – должен быть свободным в своей душе, в своей голове и в целом внутри себя, чтобы делать то, что может делать свободный человек – выбирать. Когда у вас есть выбор, а он у вас есть всегда, просто вы его не всегда можете видеть и не всегда хотите видеть, вы можете считать себя свободным человеком, но при условии, что вы сами сделаете свой выбор и будете нести за него полную ответственность. Так что истинная свобода находится внутри нас, и это единственная свобода, которую никто и никогда у нас без нашего согласия не отнимет. Но чтобы ее иметь, а точнее, чтобы ею пользоваться – необходимо самому нести ответственность за свою жизнь. Сложного в этом ничего нет, как нет и ничего страшного, но на такое вот отношение к жизни необходимо настроиться, поняв все преимущества, которые вы от такой жизни можете получить. А преимуществ от того, что вы будете ответственным и самостоятельным человеком, поверьте, очень много. И главное из этих преимуществ – это уже упомянутая мною свобода выбора. У вас всегда будет возможность выйти из любого абсолютно тупика, в котором вы можете по воле судьбы или из-за собственных решений оказаться, потому что у вас будет выбор – выбор того, как поступить. У несвободных в душе людей такого выбора нет, потому что за них все решают другие люди. А у вас он будет, если вы не откажетесь нести за себя и свою жизнь ответственность. В жизни у вас будет все – и успехи, и неудачи, и радость, и страдания, и победы, и поражения, и много чего еще, что будет вас радовать и расстраивать. Все это вам нужно принимать, как результат вашего выбора, ваших решений, вашей деятельности. Пусть даже это не так, пусть мы в немалой степени зависим от обстоятельств и других людей – нам, вам, друзья, не нужно на это ссылаться. Не убеждайте себя в том, что кто-то другой в вашей жизни играет более важную роль, чем вы сами, ибо это слабость, это зависимость, это несвобода, убивающая вашу личность.
Берите ответственность за все происходящее в вашей жизни на себя и для себя прежде всего. Не для других людей это делайте, для них вы можете какие угодно представления разыгрывать, а для себя. Будьте ответственным и самостоятельным для себя, чтобы быть свободным, ибо только свободный в душе человек может стать личностью, способной на то, на что не способно большинство других людей, перекладывающих ответственность за свою жизнь на все и на всех. Если вы будете перекладывать ответственность на других – вы отдадите им власть над собой, а значит, потеряете свободу, а значит и личностью не станете. А я считаю, что вы достойны того, чтобы ею стать! Вы уже личность, раз дочитали эту статью до конца, раз приложили необходимые усилия, чтобы начать двигаться в нужном направлении. Поэтому мне остается пожелать вам только одно – не сбивайтесь с выбранного пути, продолжайте движение, развивайте в себе личность – это работа на всю жизнь, но она, поверьте, очень щедро вознаграждается. Определите для себя цель, ради которой вам стоит делать эту работу и пусть она вдохновляет вас.
Анализы и диагностика
Диагностика этого состояния сложная. Она основывается на сборе анамнеза, опросе, иногда в сочетании с гипнозом.
Учитываются главные диагностические признаки:
- Существование двух и более личностей и только одна может захватывать контроль над человеком в определенный момент времени.
- Наличие у субличностей индивидуальных особенностей, предпочтений и воспоминаний.
- Человек забывает важную информацию, но это не связано с обычной забывчивостью.
- Вышеперечисленные симптомы не являются следствием органического поражения ЦНС и употребления психоактивных веществ.
При постановке диагноза исключается связь возникновенивозникновения симптомов с употреблением наркотиков и алкоголя. У детей часто встречаются проявления фантазии и игры с вымышленными друзьями. Продолжительные и неоднократные опросы рекомендуется проводить под воздействием гипноза или лекарственных препаратов (амитал-кофеиновое растормаживание), а между приемами больные должны вести дневник, который затем просматривает и анализирует врач. Медикаментозное растормаживание имеет диагностическое значение: у человека под действием медикаментов растормаживаются подкорковые структуры. Пребывая в расслабленном состоянии, пациент сообщает сведения, которые были недоступны из-за психогенной амнезии, вытеснения, сознательного сокрытия.
В состоянии гипноза врач получает доступ к другим личностям и пытается установить с ними прямой контакт. Со временем врач может составить схему личностей, а также их взаимосвязи. Это помогает больному лучше контролировать диссоциированные состояния. Также врач принимает ко вниманию возможность симуляции для личной выгоды (уход от ответственности и наказания).
Больным предлагается пройти тест на диссоциативное расстройство личности, который включает легкие вопросы, на которые сможет ответить любой человек. Тестов разработано очень много и их можно пройти все. Тест на раздвоение личности онлайн целесообразно пройти лицам, родственники которых имели такие расстройства. Знание имеющейся проблемы дает возможность предотвратить ее занятиями с психологом.
Качества в действии
Это очень просто: придумать себе персонаж, обладающий самыми привлекательными качествами. Главное – это стать таким, как он. Для этого необходимо проанализировать, что именно нужно для обретения этих черт характера. Напишите список того, что вам нужно сделать для того, чтобы «дотянуться» до своего героя, то есть составьте список ощутимых проявлений того или иного качества. Вернемся к примеру с музыкантом, который боится сцены. В этом случае нужно отрепетировать уверенную походку, установить зрительный контакт с людьми, находящимися в зале, а также почувствовать в себе силу и уверенность в том, что выступление будет одним из самых успешных.
Профилактика
Поскольку диссоциативное расстройство идентичности психическое заболевание, профилактических мер не существует. Но так как основной причиной является насилие над детьми, важно не допускать травмирующих ситуаций в детстве. Над выявлением и устранением насилия работают международные организации и социальные службы. Если сильный стресс и психологическая травма имели место у ребенка, важно своевременное обращение к специалисту, что станет профилактикой развития диссоциативных расстройств в дальнейшем.
Лечение
Нет никаких рекомендаций, как лечить ДРЛ. Врачи назначают определенное лечение в каждом конкретном случае.
Планы лечения зависят от состояний, которые возникают вместе с ДРЛ, и могут сочетать психотерапию с необходимыми лекарственными препаратами, чтобы помочь с симптомами.
Психотерапия
Психотерапия, или разговорная терапия, является основным методом лечения людей с ДРЛ. Такие методы, как когнитивно-поведенческая терапия, могут помочь человеку проработать и научиться принимать триггеры, вызывающие личностные сдвиги. При ДРЛ психотерапия направлена на то, чтобы помочь интегрировать личность человека и научиться справляться с посттравматическими переживаниями.
Другие виды терапии
Арт-терапия, двигательная терапия и релаксационные техники могут иметь место в лечении ДРЛ. Эти методы могут помочь людям соединить аспекты своего сознания в условиях низкого стресса.
Прогноз
В плане прогноза можно отметить: чем раньше начинается расстройство, тем хуже прогноз для человека в социальном плане. Выздоровление чаще всего не бывает полным. Нарушения при диссоциативном расстройстве личности варьируют в широких пределах — от легких до выраженных. Лечение может уменьшить нарушения, возникшие в социальной, профессиональной сфере и в отношениях. Некоторые пациенты медленно реагируют на проводимое лечение и нуждаются в длительном его проведении.
В связи с этим больных разделяют на группы:
- Больные симптомы у которых носят диссоциативный и посттравматический характер. У таких пациентов сохранена дееспособность, и они полностью выздоравливают в процессе лечения.
- Больные, имеющие кроме диссоциативных симптомов еще и другие расстройства: пищевого поведения, аффективные расстройства, расстройства личности, расстройства злоупотребления психоактивными веществами. Лечение у таких больных менее эффективно, а улучшение наступает медленно.
В обеих группах присутствует симптоматика психических расстройств (эмоциональная привязанность к обидчикам). В связи с чем приходится проводить более длительный курс, направленный не только на достижение целостности личности, но и устранение симптомов психических расстройств. Диссоциативное расстройство идентичности по сравнению с другими расстройствами личности, является наиболее тяжелым и имеет хронический характер течения. Это связано с тем, что каждая альтер-личность может иметь свои психические нарушения.
Множественные личности Билли Миллигана
Спустя 10 лет интенсивного лечения Билли Миллиган был выпущен из психиатрической клиники. Результатом лечения стало заключение врачей, в котором говорилось, что пациент полностью идентифицирует себя, а это значит, что он избавился от всех субличностей. После выхода из клиники Миллиган пропал для общения с прессой и обществом, достоверно не известно, оказало ли лечение настоящий результат, избавился ли он от всех 24 личностей и не вернулись ли они к нему с течением времени.
Список источников
- Брушлинский А.В. Психология субъекта. М., 2003. 272
- Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В., Загоруйко Е.Н. Идентичность в норме и патологии. Новосибирск, 2000. 255 с.
- Турбина Е.Г. Множественной персональности синдром // Кемеров В.Е., Керимов Т.Х. (ред.) Социальная философия. Екатеринбург, 2006. С. 205
- Никифорова П. Феномен множественной личности в науке и культуре. СПб., 2014. 20 с
- Патнем Фрэнк В. Диагностика и лечение расстройства множественной личности. Пер. с англ. — М.: Когито-Центр, 2004. — С. 10, 138-150.