Тест Струпа. Методика словесно-цветовой интерференции

Пробовали ли вы когда-нибудь смотреть на картинку одного цвета, а называть другой? Если пробовали, то, скорее всего, знаете, что это довольно-таки непросто, ну а если не пробовали, то попробуйте – наверняка будете немало удивлены результатом. Ещё сложнее читать слова, означающие один цвет, но написанные другим, или же называть тот цвет, которым написано слово, а не само слово. Попробуйте сами (в форме игры позаниматься с тестом Струпа можно в нашем бесплатном курсе развития мышления «Нейробика»):

  • КРАСНЫЙ
  • ЖЁЛТЫЙ
  • СИНИЙ
  • ЗЕЛЁНЫЙ
  • БЕЛЫЙ
  • ФИОЛЕТОВЫЙ
  • РОЗОВЫЙ
  • ЧЁРНЫЙ
  • ОРАНЖЕВЫЙ
  • ЗОЛОТИСТЫЙ

Дело в том, что отвлечься от значений слов трудно, учитывая то, что с самого детства мы учимся воспринимать информацию конкретным образом. Кстати говоря, провести небольшой словесно-цветовой опыт с восприятием мы решили далеко не случайно, а первые это и вовсе было сделано очень давно.

Эффект Струпа


Джон Ридли Струп (John Ridley Stroop; 21 марта 1897 года – 1 сентября 1973 года) – американский психолог, преподаватель психологии и богословия. Работал в области экспериментальной психологии, изучал познавательные процессы, в первую очередь внимание. Его статья «Исследование интерференции в серии вербальных реакций» является одной из самых цитируемых публикаций «Journal of Experimental Psychology», а различные модификации созданного им теста Струпа широко используются и в XXI веке. При этом называть только Струпа автором теста – неправильно. Им разработан классический вариант, известный сегодня. Но идея использования словесно-цветовых сочетаний относится еще к разработкам немецкого психолога и физиолога Вильгельма Вундта и его ученика, американского психолога Джеймса Кеттела. Кеттел впоследствии станет родоначальником методов тестирования, одним из первых специалистов по психометрии и психодиагностике.

Как раз об этом классическом тесте мы и поговорим. Стандартное исполнение подразумевало предложение испытуемым трёх карт:

  • На первой карточке были написаны названия цветов: жёлтого, синего, красного и других; сами же слова были написаны чёрным цветом.
  • На второй карточке были разноцветные квадраты без текстового содержимого: жёлтый квадрат, красный квадрат, синий квадрат и другие.
  • На третьей карточке был изображён так называемый словесно-цветовой микс, в котором слова не совпадали с цветами, которыми они написаны. К примеру, «синий» был написан жёлтым цветом, «красный» — зелёным и т.д. В миксе не было никакой закономерности, т.е. любому слову мог соответствовать любой цвет.

Исходя из этого, перед испытуемым выдвигались четыре варианта заданий:

  • Прочесть слова, написанные на первой карточке;
  • Назвать все цвета квадратов, изображённых на второй карточке;
  • Прочесть слова на третьей карточке, при условии, что цвет чернил должен игнорироваться;
  • Назвать цвета слов, написанных на третьей карточке, при условии, что смысл слов должен игнорироваться.

Во время проведения эксперимента исследователи заметили, что самым трудным для тестируемых оказывалось именно четвёртое задание, а вот третье вызывало минимум затруднений.

Материал и методы

Обследованы 12 здоровых добровольцев, из них 10 женщин, медиана возраста 57 лет [1-й и 3-й квартили 55,5; 59,5]. Всем испытуемым проводилось две фМРТ с блоковым дизайном с интервалом не менее 48 ч. Каждое задание состояло из попеременно предъявляемых 4 активных блоков и 4 блоков покоя длительностью по 30 с каждый (суммарно 8 блоков). В первом исследовании периоды покоя — фиксация взгляда на кресте, выводимом в центре экрана, — чередовались с периодами задания теста Струпа, при котором на экран пациента проецировались изображения с названием цвета. Цвет шрифта совпадал либо не совпадал со значением слова (1,5 с/изображение), чередование изображений носило случайный характер. Перед пациентом ставилась задача реагировать про себя словом «да», если цвет шрифта совпадал со значением. Во втором исследовании с фМРТ периоды покоя, во время которых испытуемый спокойно лежал в томографе с закрытыми глазами, чередовались с периодами счета. После голосовой команды испытуемый выстраивал про себя числовой ряд от 1 и далее, пропуская числа, кратные 3. В обоих случаях перед исследованием проводился тренинг выполнения задания.

Нейровизуализационное обследование проводилось на магнитно-резонансном томографе Siemens MAGNETOM Verio 3 Тл и включало исследование головного мозга в режимах Т2-спинового эхо в аксиальной проекции для оценки вещества мозга: время повторения (TR — time repetition) 4000 мс, время эхо (TE — time echo) 118 мс, толщина среза 5 мм, межсрезовый интервал 1,5 мм; продолжительность 2 мин 2 с; Т2​*​-градиентное эхо в аксиальной проекции для получения данных функциональной МРТ (TR 3000 мс, TE 30 мс; толщина среза 3,0 мм; продолжительность 4 мин 08 с); 3D Т1_mpr в сагиттальной проекции для получения изотропных анатомических данных с целью последующего наложения на них функциональных данных (TR 1900 мс, TE 2,5 мс; толщина среза 1,0 мм; межсрезовый интервал 1 мм; продолжительность 4 мин 16 с).

Все испытуемые подписали информированное согласие на проведение обследования. Протокол исследования был одобрен локальным этическим комитетом ФГБНУ НЦН.

Для обработки данных фМРТ использовались пакеты программ SPM8 (https://www.fil.ion.ucl.ac.uk/spm) и CONN17. а [26] на базе MATLAB 2013a (8.1.0.604).

Применялся стандартный протокол предобработки данных отдельно для каждого испытуемого для каждого теста: коррекция движений, корегистрация функциональных и анатомических данных, нормализация данных относительно стандартного пространства координат MNI (Montreal Neurological Institute) [27] и сглаживание [28] с последующим групповым анализом.

Статистические параметрические карты были сформированы на основании повоксельного сравнения при помощи общей линейной модели [29]. Для каждого обследуемого были получены данные о зонах активации в виде цветных карт, наложенных на анатомические данные, а также в цифровом формате с указанием уровня статистической значимости зоны активации, ее объема и координат центра кластера в стереотаксическом пространстве MNI [27]. Последующий анализ группы проводился с применением одновыборочного критерия Стьюдента (one-samplet-test) c порогом статистической значимости p

≤0,05 без коррекции на множественные сравнения, T>4,5. Для сравнительного анализа активации при применении разных парадигм применялся двухвыборочный критерий Стьюдента для зависимых выборок (paired t-test) c порогом статистической значимости
p
≤0,05 без коррекции на множественные сравнения, T>4,5. В дальнейшем для локализации зон интереса по полям Бродмана, просмотра и представления полученных данных использовался xjView 9.0 (Human Neuroimaging Lab, Baylor College of Medicine) на базе SPM8.

Для исследования функциональных связей в программе CONN 17. a проводился корреляционный анализ Пирсона с последующим применением трансформации Фишера для каждого испытуемого, а затем групповой анализ также посредством одновыборочного критерия Стьюдента (one-samplet-test) с порогом статистической значимости р

<0,005 с коррекцией на множественные сравнения (эффект множественных сравнений был оценен по частоте ложных обнаружений FDR (False Discovery Rate).

Наложение информации

Феномен, характеризующийся тем, что один тип информации накладывается на другой, называется в науке термином «интерференция». Но более интересно то, что на первом месте для восприятия человека находится именно текст, а не цветовая составляющая, чем, собственно, и объясняются сложности с тем, чтобы назвать цвет.

И здесь начинает действовать та самая ловушка, которую всем мы знаем как когнитивное искажение. Другими словами, в сам процесс произнесения человеком текстовых данных включается их значение, тем самым инициируя «сбой системы» и искажая человеческое восприятие. Естественно, в конечном счёте, задание человеком выполняется, и он преодолевает возникшие перед ним трудности, однако это требует некоторых ментальных усилий и времени.

Что дает?

Первоначально, тест Струпа активно использовался для диагностирования проблем с вниманием, депрессивными расстройствами и болезнью Паркинсона. Мы включили задачу Струпа в нашу систему детских тренировок благодаря доказанной реабилитационной практике и эффективности при развитии познавательных способностей. Регулярные тренировки и результаты по итогам их завершения помогут определить динамику развития детской когнитивной сферы. Ребенок научится лучше концентрировать внимание не на абстрактном восприятии, а смотреть «в суть» проблемы, искать фактическое, а не теоретическое значение. Улучшение произвольного внимание повысит продуктивность в обучении, гарантирует принятие оптимальных решений в различных ситуациях.

В чём же суть?

Речь представляет собой одно из самых великих «открытий» человечества. Учёные полагают, что именно этот факт является определяющим, когда мы говорим о выделении человеческого мозга из животного мира, ведь он самым прямым образом взаимосвязан с сознанием и мышлением.

После того как появилась устная речь, появилась письменная, и они, следует полагать, являются двумя сторонами одной «медали». Если говорить более конкретно, то формированием и распознаванием речи управляют конкретные отделы головного мозга, которые не совпадают с теми отделами, что ответственны за распознавание цветов. И именно на данной стадии, когда человек произносит цвет, он и сталкивается с наиболее серьёзными препятствиями в эксперименте, ведь его уже на «автомате» тянет прочитать и произнести то, что написано.

Сфера использования

Используется не только в качестве тренажёра, но и помогает диагностировать наличие стресса у личности. Его нередко даже задействуют для выявления депрессивных состояний и болезни Паркинсона.

Сложности концентрации внимания чаще всего возникают из-за нарушений в эмоциональной сфере. Что вполне логично, если личность что-то тревожит, она будет сконцентрирована на своей проблеме и внутренних переживаниях. События, происходящие вовне, отступают на второй план.

И даже при попытке включиться в выполнение работы, мысли, более приоритетные в данный момент, будут снижать эффективность действий. Вот попробуйте самостоятельно провести эксперимент. Вооружитесь секундомером и запишите время, за которое вы справитесь с любым набором разноцветных слов, указанных неверно. После чего повторите действия, только в момент, когда вы устали или испытываете сильные эмоциональные переживания. Результат будет значительно отличаться.

А знаете, для чего он ещё активно применялся этот эффект? Раньше контрразведка в Америке с помощью этого теста обнаруживала шпионов из СССР. Как бы они ни старались скрыть свою истинную биографию, изображая незнание русского языка, эффект Струпа давал о себе знать, выдавая лжецов.

Процедура исследования немного изменялась. Текст был написан с помощью английского алфавита, с одним нюансом – сами слова были русскими. Советские шпионы неосознанно справлялись с задачей достаточно быстро, особенно в сравнении с подозреваемыми американцами, которые совершенно не понимали смысл того, что написано на листе, называя лишь предоставленные цвета.

Изменение условий

Несмотря на всё вышеизложенное, представленный эффект можно наблюдать только тогда, когда под «цветными» словами людям предлагаются лишь названия цветов, причём на знакомом для них языке.

Так что же будет, если изменить условия эксперимента и предложить его участникам произнести цвета других слов, т.е. не названий цветов? А будет вот что – они совершенно легко, без каких бы то ни было затруднений выполнят задание.

Так, чтобы «запутать» человека и вызвать тот самый когнитивный диссонанс, применяя наложение информации, экспериментатор должен вызвать у него одновременно два цветовых образа, первый из которых должен активизировать память посредством значения слова и актуализировать образ цвета при помощи написанного понятия, а второй образ создаётся уже непосредственно самим цветом. Т.е. если по какой-либо из причин человек перестанет воспринимать смысл написанного, или же слово просто не создаст у него цветового образа, «запутывания» добиться не удастся и, следовательно, эффекта Струпа не возникнет.

Методика словесно-цветовой интерференции

Методика также известна как Тест Струпа (Stroop Test), Задача Струпа (Stroop Task).Тест предназначен для диагностики когнитивного стиля гибкость/ригидность когнитивного контроля. Когнитивный стиль характеризует степень субъективной трудности в смене способов переработки информации в ситуации когнитивного конфликта. Ригидный контроль свидетельствует о трудностях в переходе от вербальных функций к сенсорно перцептивным в силу низкой степени их автоматизации, тогда как гибкий — об относительной легкости такого перехода в силу высокой степени их автоматизации.
Тест Струпа в своем классическом варианте включал в себя три стимульные карты:

  1. карту слов, напечатанных черной краской;
  2. карту цветов (в форме квадратов);
  3. карту слов, напечатанных шрифтом несоответствующих значениям цветов.

При этом использовались 5 цветов и слов: «красный», «синий», «зеленый», «коричневый» и «фиолетовый». Слова и цвета на белых картах были представлены в виде матрицы, состоящей из 10 строк и 10 столбцов. Каждый из 5ти цветов (или слов) встречался дважды в каждой строке и в каждом столбце, однако они не повторялись подряд и не образовывали каких-либо закономерных последовательностей. Слова с несоответствующими шрифту значениями были напечатаны одинаковое количество раз краской каждого из 4х остальных цветов (напр., слово “красный” было напечатано одинаковое количество раз краской синего, зеленого, коричневого и фиолетового цветов).

В соответствии с этим стимульным материалом испытуемым предлагались следующие задания:

  1. чтение названий цветов, напечатанных черным шрифтом (ЧНЦч);
  2. называние цветов (НЦ);
  3. чтение названий цветов, где цвет шрифта отличается от значения слова (ЧНЦо);
  4. называние цвета слова, где цвет шрифта отличается от значения слова (НЦСо).

Инструкция: испытуемый должен называть вслух цвета шрифта или читать слова на карте построчно слева направо по возможности быстро и без ошибок. В случае возникновения ошибки испытуемый исправлял ее самостоятельно, если замечал, или после указания экспериментатора.

Показателем эффективности выполнения задания служило среднее значение (по группе испытуемых) времени воспроизведения вслух всех стимулов карты (которых было обычно 100): t(ЧНЦч), t(НЦ), t(ЧНЦо) и t(НЦСо).

12 стр., 5976 слов

Дидактические возможности информационно–коммуникационных технологий …

… выразительное (экспрессия), передающее определенное чувство и вызывающее соответствующие эмоции (триединство цвета). Цвет на изображение накладывается естественно, поэтому таково выразительные характеристики, как теплый ( … литературы выявить и обосновать необходимость выявления особенностей знакомства дошкольников с цветом. Гипотеза – если выявить дидактические возможности ИКТ, то это будет …

Была обнаружена значительная интерференция, оказываемая несоответствующими значениями слов на называние цветов шрифта этих слов (t(НЦСо)>>t(НЦ)) — она носит теперь название эффекта Струпа

(Stroop Effect).

Интерференционное влияние цветов шрифта на чтение слов, напротив, было незначительным (t(ЧНЦо)—t(ЧНЦч)).

Струп также отмечал, что многодневная тренировка называния цветов шрифта слов снижает интерференционное влияние значения слова на цвет шрифта в соответствии с кривой обучения, однако увеличивает интерференционное влияние цвета шрифта на значение слова.

Как синхронизировать разные области мозга?

Но есть ли возможность сделать так, чтобы отделы головного мозга, соперничающие друг с другом при выполнении задания, работали сообща?

В некотором смысле на этот вопрос можно ответить положительно. Дело в том, что если множество раз проделывать четвёртое задание эксперимента, т.е. называть цвета, которые не соответствуют словам, скорость правильного его выполнения увеличится.

Тем не менее, есть информация о том, что по истечении некоторого периода времени цвет начинает преобладать и забирать всё внимание человека на себя, что оказывает воздействие на скорость выполнения противоположного – третьего задания. Но волноваться по этому поводу не стоит, т.к., опять же, через некоторое время баланс восстанавливается, и человек становится способен с каждым разом переключаться всё быстрее.

Значение и применение эффекта Струпа

Довольно много времени прошло после того как впервые был проведён эксперимент Струпа, и исследователи имели прекрасную возможность рассмотреть его под совершенно разными углами. Они сравнивали результаты проходивших данный тест людей разных психических и физиологических состояний, возрастов и полов, вследствие чего смогли обнаружить определённые закономерности.

Мы же не станем приводить довольно объёмные результаты изысканий учёных или же их разные интерпретации, т.к. этому можно посвятить целую научную работу. Но всё же считаем нужным заметить, что эффект Струпа оказался феноменом очень неоднозначным, т.к. задействует немалое количество когнитивных механизмов.

Огромное внимание уделяется учёными уровню автоматизации некоторых простейших процессов, таких, к примеру, как прочтение слов. Вполне вероятно, что человек даже не вникает в суть текста, когда делает ошибку и произносит слово вместо того чтобы произнести цвет. Получается, что для максимально объективного описания эффекта Струпа все когнитивные процессы должны быть рассмотрены в комплексе, а это задача не из лёгких.

Учитывая также многомерность рассматриваемого нами эффекта, сфера, в которой он может применяться, довольно обширна. В настоящее время он взят за основу во множестве тренажёров и тестов, ставящих перед собой самые разные цели и направленных на решение задач различного характера. Например, в определённых ситуациях тренажёры и тесты могут быть направлены на отслеживание психофизического состояния испытуемых, а в других ситуациях – на отслеживание относительной степени их внимания.

С ростом популярности игр для мозга эффект Струпа стал использоваться в качестве основы для тренажёров развития когнитивной мобильности. Специалисты, использующие его, помогают людям учиться быстрее переключаться с выполнения одних функций на выполнение других, задействуя в порядке очерёдности разные отделы головного мозга, благодаря чему повышается его адаптивность и обеспечивается более эффективное выполнение задач разного характера. Кроме того, решение задач теста требует внимательности и включает память. Правда, в данном отношении все не так просто, ведь доказательств положительного влияния подобных тренировок на способности мозга здорового человека пока не так много. Но если вы стремитесь к развитию познавательных процессов, то как один из вариантов упражнения на основе теста Струпа можно рассмотреть. Они включены в наш бесплатный курс «Нейробика: тренировка и развитие мозга», присоединяйтесь.

Модифицированный онлайн-тест Струпа

Для тех, кто хочет проверить, отражается ли на нем эффект Струпа и как именно, мы составили соответствующий тест. Наш вариант отличается от оригинального эксперимента и модифицирован таким образом, чтобы быть показательным при прохождении его онлайн. Как и все наши тесты, он бесплатен и доступен для прохождения без регистрации.

Тест состоит из двух частей

и в общей сложности включает
30 вопросов
. Инструкция для обеих частей теста Струпа одинакова: постарайтесь давать ответы как можно быстрее.
Первая часть
(10 вопросов) – контрольная, для разминки. Заранее скажем, что здесь фактический и прочитанный цвета будут совпадать. Во
второй части
(20 вопросов) используется эффект Струпа. Сравните точность и время прохождения обеих частей.

Часть 1

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]