13 психологических эффектов, которые меняют представление о нашей психике

Жизнь человека очень сложна и многогранна. А если рассматривать её с чисто психологической точки зрения – тем более. Каждый человек обладает только ему присущими уникальными чертами и качествами, внутренними миром, душевной организацией и специфическими свойствами психики.

Люди ежедневно общаются с другими людьми и взаимодействуют с обществом, занимаются какой-либо деятельностью, выполняют определённые функции и достигают результатов. И нередко, наблюдая за процессом жизнедеятельности, можно заметить в жизни человека и общества некие закономерности – социально-психологические феномены, которые характеризуют особенности взаимоотношений людей между собой. Именно этим закономерностям и посвящён представленный материал.

В этой статье мы расскажем о том, что такое психологические эффекты и какое отражение они нашли в жизни человека и общества. Нами будут рассмотрены различные особенности воздействия психологических эффектов посредством межличностного общения и массовой коммуникации. А также мы узнаем о многих эффектах восприятия, проявляющихся в общении, процессе работы, игровой деятельности и других сферах жизни людей.

Итак, что же это за феномен – психологические эффекты?

Что такое психологические эффекты?

Психологические эффекты (социально-психологические эффекты) являются стабильными и легко обнаруживаемыми закономерностями, отражающими межличностные характеристики отношений людей в социуме и раскрывающими особенности тех процессов, которые отражают параметры их общения и взаимодействия. Проще говоря, психологические эффекты – это часто повторяющиеся явления, возникающие во время общения людей и взаимодействия человека с обществом.

Основываясь на психологических эффектах, многие специалисты строят свои теории и умозаключения, а обычные люди, даже не имея специальных знаний, могут делать свои выводы и выявлять интересные особенности в жизни человека, групп людей и общества в целом. Эти явления довольно часто наблюдаются в повседневности. Знания о психологических эффектах позволяют глубже понять природу человека и особенности его психики. А применение этих знаний на практике способствует саморазвитию, личностному росту, улучшению отношений с другими и повышению качества жизни.

Ниже мы приводим примеры самых известных и распространённых психологических эффектов:

  1. Эффект плацебо
  2. Эффект Веблена
  3. Эффект Зейгарник
  4. Холодное чтение
  5. Эффект Пигмалиона
  6. Эффект Барнума/эффект Форера
  7. Эффект аудитории
  8. Эффект последовательности
  9. Эффект Хоторна
  10. Эффект доктора Фокса
  11. Эффект первого впечатления
  12. Эффект очевидца
  13. Эффект ореола

1

Эффект плацебо

Вообще, термином «плацебо» называют какое-либо вещество, не обладающее лечебными свойствами, но используемое в качестве такового. А целебный эффект, вызываемый этим веществом, связан с верой пациента в то, что он принимает не «пустышку», а настоящее лекарство.

В психологии же эффект плацебо представляет собой прекрасный пример того, как то, что мы говорим людям, влияет на их восприятие. Ведь основан эффект плацебо на внушении. Человеку просто сообщают, что, например, какой-то препарат оказывает определённое воздействие, и он начинает этого воздействия ожидать. В итоге, в результате внушения, происходит и ожидаемый эффект.

Проверить, насколько приведённая информация соответствует действительности, вы можете на собственном опыте. Самый простой пример: наверняка у кого-то из ваших родных или друзей время от времени возникает головная боль, дискомфортные ощущения в желудке или что-нибудь подобное. Когда случится недуг, скажите человеку, что через минуту принесёте лекарство – растворённую в воде таблетку.

Пусть человек подождёт. Отойдите куда-нибудь, налейте стакан воды и потяните время, делая вид, что добавляете в воду лекарство. Потом дайте человеку выпить эту воду, ещё раз напомнив, что лекарство очень хорошее и совсем скоро состояние нормализуется. Вероятность того, что через небольшой промежуток времени этому человеку станет легче, составляет 80%, несмотря на то, что выпил он стакан обычной воды.

Узнать подробнее об эффекте плацебо вы можете здесь.

2

# 3. Парадокс выбора

Чем больше выбор, тем меньше вероятность, что мы будем им довольны.

Знакомо ли вам раскаяние покупателя? Купишь что-нибудь – а потом начинаешь жалеть: можно было купить дешевле, или другую модель, или через 2 недели со скидкой. Это действие «Парадокса выбора».

Даже если наше окончательное решение совершенно верное – мы можем быть остаться недовольны, если у нас слишком большой выбор.

Конечно, это бывало со всеми. Ужинаешь в ресторане – и потом думаешь, что надо было заказать другое блюдо. Покупаешь холодильник — и потом считаешь, что можно было взять и другую модель.

Когда выбор слишком велик — бывает сложно найти удовлетворение от решения.

Чтобы доказать этот парадокс, психологи Марк Леппер и Шина Айенгар провели знаменитый эксперимент с вареньем. В магазине для гурманов выставили образцы высококачественного варенья.

В первом тесте был выбор из 6 сортов; во втором — 24 сорта.

Результаты показали:

  • при меньшем выборе баночку варенья купили 30% людей;
  • при большем — только 3%.

Ставший известным эксперимент с вареньем плюс популярная книга и интервью психолога Барри Шварца на сайте TED сделали парадокс выбора одним из самых разрекламированных (и ругаемых) психологических феноменов.

Парадокс выбора можно объяснить простой логикой:

  • лишние усилия при трудном выборе снижают удовольствие;
  • избыток альтернатив уменьшает ценность покупки;
  • процесс выбора становится слишком утомительным;
  • плюс давит вина – а вдруг наше решение окажется не самым лучшим?

Практическое следствие

Простое решение парадокса выбора: давайте себе меньше возможностей.

Как пишет в своей книге Барри Шварц: Сосредоточьтесь на том, что делает вас счастливым, и делайте то, что придает смысл вашей жизни.

Эффект Веблена

Эффект Веблена – это необоснованный с экономической точки зрения повышенный спрос на товары высокой ценовой категории. Причём, чем выше поднимается цена, тем выше на товары спрос. Данный эффект характерен, в основном, для товаров, которые недоступны большинству людей из-за своей высокой цены. А это, в свою очередь, подчёркивает социальное положение владельцев таких вещей.

Эффект Веблена характерен, главным образом, для людей, которые ценят статус товаров, привержены какой-то конкретной марке или бренду. Иногда этому эффекту поддаются люди, переходящие на ступень выше по социальной лестнице (карьерный рост, более престижное место работы и т.п.). Также эффект Веблена это показатель того, что в психике подверженных ему людей доминируют мотивы стремления к роскоши и престижу.

Наглядно увидеть воздействие эффекта Веблена на психику человека вы можете, просто обратив внимание на окружающих вас людей. Более всего его влиянию подвержена молодёжь. В наше время существует огромнейшее количество различных фирм, брендов, торговых марок. И у каждой из них есть своя армия поклонников. Обратите внимание на то, что покупают молодые парни и девушки: обувь и одежду, которая совершенно проста на вид, но стоит довольно дорого. Или телефоны, стоящие многие тысячи рублей, хотя бюджетных аналогов им существует множество.

И, как правило, чем дороже будут новинки, тем больше людей захотят их приобрести. Но тут ничего не поделаешь, ведь это влияние моды. К тому же, в наше время, к сожалению, широко распространено заблуждение: чем дороже вещи у человека и чем их больше, тем значимее его персона. Хороший совет родителям: воспитывайте в своих детях здоровое отношение к материальным ценностям.

Больше информации об эффекте Веблена можно найти здесь.

3

Эффект Брюс

Когда беременные грызуны женского пола чувствуют запах незнакомого самца, они иногда могут прервать собственную беременность. Этот эффект, впервые изученный британским зоологом Хильдой Брюс, наблюдался у некоторых мышей, полёвок, леммингов, обезьян гелада и даже у львов. Некоторое время эффект изучался только на животных в неволе, впервые эффект в дикой природе стала изучать исследователь из Мичиганского Университета Эйла Робертс. Самый главный вопрос в обоих случаях – почему мать убивает собственного ребенка? Робертс 5 лет изучала гелад в Эфиопии и собрала данные о 110 особях женского пола из 21 различных групп.

После анализа образцов фекалий на гормоны, которые твердо подтверждают беременность, Робертс открыла, что там, где самец утвердил свое господство, захватив группу, значительное количество самок прервали свою беременность. В группах без доминантного самца рождаемость оказалась намного выше. Ответ кроется в тенденции доминантных самцов убивать маленьких гелад, они делают это потому, что самки снова смогут совокупляться только после того, как воспитают своих малышей и у самцов не хватает терпения. Обезьяны убивают своих не рожденных детенышей, потому что знают, что они все равно умрут, это экономит потраченное время матери, силы и средства.

Эффект Зейгарник

Эффект Зейгарник – это психологический феномен, который заключается в том, что люди склонны запоминать внезапно прерванные занятия и задания, лучше, чем те, которые успели завершить. Данные об этом эффекте были получены опытным путём: проводилось несколько экспериментов, участниками которых были школьники и студенты. Во время этих экспериментов испытуемые заканчивали одни задания и прерывали выполнение других. По окончании экспериментов подводились итоги, где результатом всегда был больший процент запомненных незавершённых заданий, чем завершённых.

Эффект Зейгарник вы можете испробовать даже на себе. Возьмитесь за выполнение какого-нибудь не очень простого для вас самостоятельно выбранного задания и доведите дело до конца. Сделайте небольшую паузу. Затем возьмите листок и ручку и запишите все детали процесса выполнения. После этого выберите для себя другое задание. Доведите его готовность до половины и прекратите выполнение.

После аналогичной паузы запишите все детали процесса. Вы заметите, что то, что вы закончить не успели, воссоздаётся в памяти гораздо легче и отчётливее, чем то, что вы закончили. Такой, так сказать, приём очень практично использовать для контроля выполнения каких-либо заданий и повышения эффективности. Если вы утомились, делая что-то, сделайте паузу, отдохните. После вы сможете продолжить с новыми силами, и в точности помня все детали того, что делали.

Интересные данные об эффекте Зейгарник можно найти по этой ссылке.

4

# 1. Эффект полного провала

Вы нравитесь другим больше, когда вы не совершенны.

Не бойтесь споткнуться или упасть перед вашим другом — это сделает вас только привлекательнее для него. Не бойтесь рассказать друзьям о своих неудачах — благодаря этому вы понравитесь им еще больше.

Ошибки делают вас привлекательнее под действием «эффекта полного провала».

Те, кто никогда не ошибаются, кажутся нам менее симпатичным, чем те, кто совершают промахи. Ошибки делают вас более человечным и привлекательным. А совершенство создает дистанцию и раздражающую ауру непобедимости. Побеждают те, у кого есть недостатки.

Эту теорию проверил психолог Эллиот Аронсон. Его испытуемые слушали записи людей, отвечавших на викторину. На некоторых записях было слышно, как некоторые участники роняли чашку кофе. Результаты показали, что самыми симпатичными назвали именно тех, кто пролил кофе.

Практическое применение:

Ошибаться – это нормально. Случайные ошибки не просто допустимы. Они могут быть очень полезны. Если они не критичны и не слишком ужасны — случайные промахи сделают вас привлекательнее в глазах окружающих.

Холодное чтение

Холодным чтением называют определённую совокупность приёмов, использующихся экстрасенсами, медиумами, гадалками, иллюзионистами и т.д. Холодное чтение используется для того, чтобы создать впечатление, что применяющий его знает о другом человеке много информации, несмотря на очень короткое знакомство. И практикующий действительно способен многое узнать.

Делается это с помощью анализа физических данных человека: пола, возраста, стиля одежды, расовой, религиозной и сексуальной принадлежности, места рождения, уровня образования и других данных. В основном, практикующие используют догадки: если высказанное предположение находит вербальное или не вербальное подтверждение, то продолжается «прощупывание» человека в том же направлении. Если же подтверждения нет, то догадки отбрасываются и находятся другие. Умелые практики холодного чтения могут оказывать на людей очень сильное впечатление и влияние.

Яркий пример холодного чтения это гадания на улице. Множество людей попадали в такие ситуации, когда на улице подходит человек и говорит, что может погадать, предсказать будущее, снять сглаз, порчу и т.п. Лишь на минуту остановившись, человек, к которому обратились, начинает выслушивать от совершенно постороннего человека детали своей биографии, описание каких-то моментов своей жизни, личных событий и прочего. Человек удивляется, начинает испытывать своеобразный трепет и благоговение перед «магом».

Нередко «чтецы» используют свои навыки холодного чтения с целью обмана и вымогательства. Поэтому если вдруг незнакомый человек начинает удивлять вас своими «магическими» способностями, не поддавайтесь на провокации и помните, что, скорее всего, этот человек очень хороший психолог и «читает» вас, как открытую книгу, а вся его «магия» лишь отточенный навык. Будьте бдительны.

Узнать подобнее о холодном чтении можно вот по этой ссылке.

5

Эффект Пигмалиона

Эффект Пигмалиона или эффект Розенталя – это уникальный психологический феномен, который заключается в том, что человек, убеждённый в достоверности какой-либо информации, подсознательно ведёт себя таким образом, чтобы эта информация подтвердилась. Так называемое «пророчество» определяет характер деятельности верящего в него человека. Эффект Пигмалиона, кстати, часто получает подтверждение в проверке паранормальных явлений: сторонники убеждаются в том, что эти явления есть, а противники – в том, что их нет.

Эффект Пигмалиона очень эффективен в применении. Вы можете испытать это, например, на своём ребёнке, который должен в ближайшее время попасть в новое окружение (новый класс, школа, спортивная секция и т.п.). Как правило, многие дети испытывают дискомфорт от того, что им предстоит общаться с незнакомыми людьми, думают о том, как их воспримут, боятся не понравиться и т.д.

Скажите ребёнку, что вы уже общались с теми людьми, с которыми ему предстоит встретиться, и они настроены в отношении него очень доброжелательно, позитивно, дружелюбно, и рассчитывают на такое же отношение в ответ. Оказавшись в новом окружении, но будучи настроенным на позитивный лад, ваш ребёнок будет непроизвольно вести себя, рассчитывая на то, что вы ему говорили. А это, в свою очередь, будет реализовывать ваше пророчество. В итоге, велика вероятность того, что отношения в новом коллективе будут приятными и доставят удовольствие и вашему ребёнку и тем, кто будет с ним общаться.

Подобности эффекта Пигмалиона вы найдёте здесь.

6

Предыстория

Большинство видов человеческой деятельности имеет коллективный характер и осуществлялся в различных группах. Социальными психологами были выявлены ряд условий, при которых издержки деятельности в группах может быть минимальным или вовсе отсутствовать. Для более качественного понимания групповой регуляции, нужно систематизировать знания о процессах и условиях групповой деятельности, что позволит более эффективно управлять процессами в группе, улучшать, интерсифицировать деятельность групп, увеличивать их производительность и т.д.

Люди по-разному реагируют на внимание к себе со стороны окружающих. Одних оно беспокоит, заставляет смущаться, краснеть, заикаться, путаться в словах и действиях, даже испытывать состояние удушья из-за того, что от волнения у них перехватывает горло

Другие наоборот радуются, ощущают прилив энергии и начинают чувствовать себя увереннее и спокойнее, если заметили, что вызывают интерес.

Подобные различия могут быть объяснены какими то устойчивыми особенностями личности, например самооценкой, типом темперамента и т.д. Но диспозиционных причин для понимания этого феномена недостаточно.

Один и тот же человек в некоторых ситуациях при наличии стороннего внимания теряет самоконтроль, попадает в замешательство, а в других, напротив, испытывает уверенность в себе, радостное возбуждение. Встречаются люди, которые во всех ситуациях ведут себя одинаково, например, смущаются. Напротив, есть люди, которые не склонны смущаться при внимании аудитории, хотя тут самоуверенность может быть напускной, а не реальной.

Одно от другого отличить не сложно. Если субъект внимания аудитории занимается каким то действием, например, читает лекцию, строит дом или занимается спортом, то при ощущении внимания аудитории у него появляется прилив сил, координация движений не нарушается, ощущается прилив бодрости и воодушевления, качество его деятельности или действия увеличивается.

Если за напускным спокойствием скрывается растерянность и неуверенность в себе, то фиксируются явные нарушение нормальных идеомоторных реакций, нарушение координации движений, на фоне неловкого желания скрыть проявления неуверенности. Одним из показателей неуверенности лектора является выступление «по бумажке», что говорит о профессиональной несостоятельности.

Отсюда ясно, что иногда присутствие других людей улучшает деятельность, а иногда ухудшает. Флойд Оллпорт, анализируя эти явления в 1920 г., назвал их «эффектами аудитории». Им же были введены термины для обозначения этих двух терминов: улучшение деятельности при наличии стороннего внимания получило название социальная фасилитация(социальное способствование), ухудшение деятельности при условии наличия внимания было названо социальным торможением(социальным сдерживанием). На сегодняшний день оба эти понятия являются общепринятыми.

Несмотря на то, что Оллпорт дал название этим терминам, но он не смог ответить на вопрос — почему и при каких условиях возникает социальная фасилитация и социальное торможение?

В 1965 г. появилось первое теоретические обоснование эффекту аудитории, его предложил Роберт Зайонц

Эффект Барнума/эффект Форера

Эффект Барнума (он же эффект Форера или эффект субъективного подтверждения) – ещё один уникальный феномен, смысл которого заключается в том, что люди верят в описания их личности, созданные, по их мнению, конкретно для них, но на самом деле имеют обобщённый характер и могут быть применены в отношении других людей. Эффект Барнума, наряду с холодным чтением, рассмотренным нами выше, нередко применяется различными мошенниками, позиционирующими себя в качестве астрологов, хиромантов, медиумов. Делается это ими с целью обмана.

В нашей повседневной жизни мы можем увидеть множество подтверждений эффекту Барнума. Так, например, вы можете заметить, что многие люди верят в достоверность гороскопов, астрологических прогнозов, описаний их личности в различных тестах и т.д. Попробуйте написать обобщённую характеристику нескольким своим коллегам по работе (всем одну и ту же), используя самые общие описания качеств личности, и дайте им почитать, сказав, что каждая характеристика для каждого из них написана индивидуально.

Большинство людей согласится с этим описанием «себя». Так что если кто-то вдруг говорит вам о вас же много интересных вещей, подумайте о том, что это, вероятнее всего, лишь набор общих фраз, и на вас пытаются оказать воздействие. Сами же вы можете использовать такой приём, чтобы располагать к себе людей, налаживать доверительные отношения, вызывать определённые эмоции и реакции. Но помните, что злоупотреблять этим не стоит.

Узнать больше об эффекте Барнума можно здесь.

7

Физические эффекты

6. Эффект Лейденфроста

Если вы когда-либо видели, как ведут себя капельки воды, попавшие на очень горячую сковороду, то вы наблюдали эффект Лейденфроста. Явление названо в честь немецкого врача Иоганна Готтлоба Лейденфроста (Johann Gottlob Leidenfrost) и датируется далеким 1796 годом.

Данный эффект – это физическое явление, которое происходит, когда жидкость попадает на поверхность, которая значительно горячее, чем температура кипения жидкости.

В этих условиях жидкость создает защитный слой пара, который ее окружает и защищает от быстрого кипения.

В случае с каплей воды на горячей сковороде, вода действительно, в конечном счете, кипит и испаряется, но делает это медленнее, чем если бы температура поверхности сковороды была бы выше точки кипения, но ниже точки Лейденфроста.

Этот эффект позволяет воде, при конкретных условиях, «подвисать» над поверхностями. Это также объясняет тот факт, почему мокрым пальцем можно удержать жидкий азот и не пораниться, или даже удержать жидкий азот во рту.

Но на самом деле, не стоит экспериментировать, это очень опасно.

5. Эффект диорамы

Эффект диорамы также известен как «иллюзия диорамы» и «псевдо – микро». При создании данного эффекта фотограф использует обычные, в натуральную величину объекты, однако он их обрабатывает таким образом, что они становятся похожими на миниатюрную копию.

Эту иллюзию часто называют тилт-шифт эффектом

или тилт-шифтингом. Можно использовать эту фотографическую технику и в цифровой фотографии, сделанной обычным образом, но при этом,
создав впечатление, будто вы работали со специальным объективом тилт-шифт.
Есть много способов создания «псевдо-микро». Но, по сути, все они сводятся к нескольким основным:

— Объект снимается сверху;

— Края фото сильно размываются;

— Увеличивается насыщенность цветов.

Безусловно, об этом процессе можно рассказать очень много. В сети большое количество учебников с пошаговым руководством.

4. Эффект обзора

Из всех известных, наблюдаемых, изучаемых психологических эффектов, эффект обзора наименее «общий», потому как только 534 человека в мире находились в условиях, при которых доступно к видимости данное явление.

Космонавты, находящиеся на орбите или на поверхности Луны, и впервые видящие Землю во всей ее полноте, сообщают о глубоком масштабном чувстве, которое и получило название «эффект обзора».

Его придумал писатель Фрэнк Уайт (Frank White), при этом сам эффект может быть очень трогательным, странным, вдохновляющим, эмоционально сложным, потому как видение Земли во всей ее полноте меняет взгляды и отношение человека к действительности.

Астронавты возвращаются домой с новым чувством общности, связанности, относительной бессмысленности культурных границ, а также с желанием заботиться об окружающей среде.

Эффект аудитории

Эффектом аудитории называют влияние, оказываемое на деятельность человека присутствием других людей. Это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Благодаря многочисленным исследованиям было замечено, что если человек выполняет лёгкую и знакомую ему работу, то присутствие других людей улучшает его результаты, т.к. стимулирует возникновение правильных реакций. Если же работа сложная и мало знакомая, то присутствие других людей результаты ухудшает, стимулируя неправильные реакции.

Вы можете заметить действие этого эффекта в своей повседневной жизни, просто обращая внимание на себя и окружающих. Спортсмены зачастую показывают лучшие результаты, если знают, что за ними наблюдают зрители. Работники, сталкивающиеся с новым видом деятельности, совершают больше ошибок, если на них смотрят другие люди (начальство, коллеги).

Подобные аналогии можно привести из любой сферы жизни. С помощью данного эффекта можно научиться оказывать влияние на людей и результаты их деятельности, просто наблюдая или не наблюдая за ними. Таким же образом вы можете воздействовать и на свою личную эффективность.

Познакомиться с эффектом аудитории более подробно вы можете здесь.

8

Ситуация со-деятельности

Другие люди могут выступать не только в роли безучастных наблюдателей за деятельностью того или иного индивида, но и сами быть вовлеченными в деятельность. Торговцы на рынке, параллельно торгуя товарами, разумеется, не останутся равнодушными к делам друг друга. Между ними будет конкуренция. Но они так же будут являться зрителями для друг друга, соответственно, их со-деятельность будет оказывать такое же действие как и присутствие пассивного зрителя, правда с учетом того что это действие будет усилено состязательными отношениями между двумя индивидам.

Конкуренция является одним из мощным побудителей для улучшения качества, совершенствования товаров или услуг ради того, что бы превзойти соперника. Именно благодаря конкуренции Запад достиг такого процветания в науке, экономике, промышленности и других областях. У конкуренции есть и свой минус: конкуренция способствует увеличению скорости деятельности взамен возможного падения качества и точности.

Значит со-деятельность может стать еще одним источником конфликта внимания. Ведь соперники сравнивают свои достижения, и при отставании одного от другого, отставший пытается в ущерб качеству догнать того, кто впереди, например, количественно.

Таким образом, со-деятельность, воспринимаемая как конкуренция, может стать еще одним источником конфликта внимания. Ведь соперники, наблюдая за деятельностью друг друга, обоюдно сравнивают свои результаты. Если один преуспевает больше другого, то второй, стремясь достичь таких же или даже лучших результатов, утеряет иной параметр.

Если же деятельность соперника ничем не отличается или даже хуже, то она может вообще не восприниматься как конкурирующая. В этом случае со-деятели оказывают друг на друга такое же влияние, как простые зрители.

Эффект последовательности

Воздействие эффекта последовательности проявляется в том, что люди могут различным образом реагировать на одни и те же условия, если менять последовательность выполнения заданий. Если, например, в ходе какого-либо эксперимента, исследователь меняет порядок его составляющих, то и адаптация испытуемого к этому эксперименту будет проходить хуже или лучше. По этой причине в психологии учёными принято проводить многие исследования по одной наиболее эффективной схеме.

В жизни людей эффект последовательности часто оказывает влияние на их деятельность. Продуктивность сотрудников организации может повыситься или понизиться, в зависимости от того, как построен распорядок их дня. Различные мероприятия, проводимые на работе начальством, могут привести к преждевременному утомлению или, наоборот, всплеску активности работников.

Спортсмен, тренирующийся по определённой программе, сможет повысить свою результативность, если будет варьировать составляющие процесса тренировки. Родители могут влиять на эмоционально и физическое состояние своих детей в течение дня, составив индивидуальный распорядок дня или разработав свой уникальный подход к процессу воспитания. Педагоги могут улучшить успеваемость учеников за счёт изменения обучающего процесса в плане перестановки отдельных его составляющих и т.д.

Более подробно прочитать об эффекте последовательности можно здесь.

9

Эффект принадлежности к группе

Эффект групповой принадлежности — это второй базовый групповой эффект. В истории социальной психологии разные ученые изучали этот эффект и называли его разными терминами.

В начале XX века в общественных науках доминировали теории инстинктов социального поведения. В 1908 году английский психолог М. Дауго среди прочих инстинктов выделяет чувство принадлежности к массе людей. Другой английский психолог, У. Троттер, в 1916 году пытался объяснить все психические явления стадным инстинктом, понимая его как нечто первичное, как тенденцию всех однородных животных объединяться. В то же время итальянский социолог В. Парето описал инстинкт постоянства как потребность в принадлежности к социальной группе.

Затем 3-й Фрейд в своей книге «Психология масс и анализ человеческого Я» вводит понятие «идентификация» и определяет ее как механизм эмоциональной привязанности к другим людям. В 1930-х годах Э. Мейо в своих Хоторнских исследованиях экспериментально подтвердил потребность людей в принадлежности к группе, которую он назвал чувством «общительности». Позже, в 1960-х годах, основатель гуманистической психологии А. Маслоу также выделил среди потребностей потребность в принадлежности к группе и считал, что принадлежность к группе является доминирующей целью индивида. Г. Мюррей обозначил эту потребность термином «аффилиация».

В конце 1970-х годов английские психологи Г. Теджфел и Дж. Тернер изучили процесс осознания индивидом своей принадлежности к группе и назвали его «групповой идентификацией». Они создали теорию социальной идентичности, основные положения которой сводятся к следующему:

  • индивид, который идентифицирует себя с группой, пытается оценить ее положительно, тем самым повышая статус группы и собственную самооценку;
  • Когнитивный компонент групповой идентификации состоит в осознании человеком своей принадлежности к группе и достигается путем сравнения своей группы с другими группами по набору значимых признаков. Таким образом, групповая идентичность основана на когнитивных процессах восприятия (категоризации) окружающего социального мира;
  • эмоциональный компонент групповой идентичности неотделим от когнитивного компонента. Эмоциональная сторона идентичности заключается в переживании принадлежности к группе в виде различных чувств — любви или ненависти, гордости или стыда;
  • Поведенческий компонент проявляется, когда человек начинает реагировать на других с позиции своей групповой принадлежности, а не с позиции индивида, с того момента, когда различия между его собственной группой и группой других становятся заметными и значимыми для него.

По сути, групповая идентичность — это диспозиционное образование, то есть установка на принадлежность к определенной группе. Как и любая другая установка, она состоит из трех компонентов — когнитивного, эмоционального и поведенческого — и регулирует поведение человека в группе.

Французский психолог С. Московичи выдвинул гипотезу, что человеческое сознание строится как идентификационная матрица, основанная на наборе групповых идентичностей. Основываясь на идеях С. Московичи, мы можем разделить групповые идентичности на три группы:

  • объективные естественные идентичности — личность, пол, возраст;
  • объективные социальные идентичности — национальность, религия, культура, субкультура, гражданство, профессия;
  • Субъективные идентичности — ролевые характеристики, самооценка личных качеств и достижений и т.д.

Эффект Хоторна

Эффект Хоторна это феномен, проявляющийся в том, что осознание человеком своего участия в каком-либо эксперименте приводит к искажённому, в основном, лучшему результату. Человек, принимающий участие в эксперименте и знающий об этом, начинает действовать более эффективно, сосредоточеннее и усердно, нежели в обычных условиях.

Потребность человека в ощущении своей причастности к какой-то особой «экспериментальной» группе вызывает изменение его поведения и, соответственно, влияет на результаты его деятельности. Эффектом Хоторна также часто называют явление, в котором любая инновация приводит к улучшению результатов, т.к. она вызывает у людей энтузиазм.

При помощи эффекта Хоторна можно повлиять на успеваемость учеников или производительность труда работников в организации. Вариантов может быть несколько. Во-первых, можно сообщить людям, что проводится некий важный эксперимент, на основании результатов которого будут сделаны улучшения в данной области. Во-вторых, можно просто ввести в процесс деятельности какое-либо новшество, вследствие чего люди будут выполнять свои функции с большим интересом, чем обычно.

Но есть и другая сторона этого вопроса: часто эксперименты проводятся с целью получения данных, наиболее соответствующих действительности. В этом случае осведомлённость людей о проведении эксперимента окажет искажающее воздействие на результаты. Во избежание этого нужно сделать так, чтобы участники эксперимента не знали о нём, либо не были осведомлены о том, что конкретно будет устанавливаться в ходе исследования.

Больше интересных деталей об эффекте Хоторна вы найдёте здесь.

10

Теория конфликта внимания

Спор Н. Коттрелла с Р. Зайонцем попытался разрешить в своей теории конфликта внимания Роберт Бэрон (Baron R., 1986). Он утверждает, что особи своего вида выступают раздражающим и отвлекающим фактором по многим причинам, включая и ту, которую называет Зайонц, присутствие других служит источником возбуждения. Но прежде, чем возбуждение начнется, присутствие других, будучи отвлекающим фактором, вызовет конфликт внимания у занятого своим делом индивида. И этот конфликт внимания уже приведет к возбуждению, и в зависимости от того, как индивиду удастся с ним справиться, возбуждение будет либо способствовать, либо препятствовать исполнению его деятельности.

Если индивид уделяет слишком много внимания присутствующим зрителям, то в результате социального торможения его деятельность вообще может прекратиться. Если же он вместо того основной фокус внимания переключит с аудитории, на собственно свою деятельность, то усиление возбуждения будет либо способствовать хорошо освоенной реакции, либо сдерживать реализацию плохо освоенной реакции.

Получается, что конфликт между вниманием к своей деятельности и вниманием к другим особям создает напряжение в когнитивном процессе, что вызывает возбуждение у индивида. Очевиден тот факт, что большинство людей хотят выглядеть наилучшим образом на глазах других

И при условии того, что человек делает простое действие, к которому он привык и хорошо освоил и делает его хорошо, вызванный в результате конфликта внимания процесс возбуждения, может способствовать улучшению деятельности.

Но при выполнении сложной задачи все обстоит иначе. Здесь Любая ошибка сопровождается фрустрацией, которая будет усиливаться из-за процесса возбуждения, вызванного присутствием наблюдателей. Это приводит к тревоге, панике, раздражению, и как следствие, к дезорганизации деятельности.

Важно отметить, что не только сторонние наблюдатели могут вызвать конфликт внимания, но и сам индивид способен быть для себя зрителем, оценщиком собственной деятельности и, таким образом, усилить конфликт, и следовательно возбуждение. Данное дополнение в развитие теории Р

Бэрона предложили Кэт Жимански и Стивен Харкинс

Брианом Малленом Роем Баумейстром было сделано еще одно дополнение к этой теории. В этом дополнении отмечается, что анализ собственных действий в процессе деятельности чреват конфликтом между точностью и скоростью действий. Когда при выполнении того или иного действия у индивида возникает конфликт внимания при наблюдении зрителей, индивид может сосредоточиться или на точности, или на скорости. Но предпочтение одному будет идти в ущерб другому, и произойдет ухудшение деятельности.

И все же теория конфликта внимания Р. Бэррона не может объяснить некоторые факты. Например, Александр Дюма мог писать свои романы в любом месте: дома, на палубе парохода, на прилавке магазина. При этом не было падения в продуктивности: не падала ни скорость, ни качество художественной деятельности. Он был столь увлечен работой, что его не отвлекали сторонние взгляды. Если учитывать тот факт, что написание романов — задача тяжелая, теория конфликта внимания все же не всеобъемлющая. Есть масса иных писателей, которые могли вести быструю и продуктивную работу лишь уединившись.

Эффект доктора Фокса

Эффект доктора Фокса заключается в том, что выразительность и импрессивность человека, предоставляющего информацию, может быть для воспринимающего гораздо важнее, чем сама информация, которую он преподносит. Талант рассказчика может завуалировать собой плохое качество, вымышленность, бесполезность и бессодержательность информации. Но в то же время человек, который эту информацию получил, будет уверен в том, что действительно узнал много нового и чему-то научился.

Люди, обладающие выдающимися актёрскими или ораторскими способностями, могут оказывать сильнейшее воздействие на людей своим талантом. Например, вы присутствуете на лекции или семинаре, и перед вами выступает человек, обладающий харизмой, эмоциональностью и умением замечательно рассказывать. При этом лектор совершенно не разбирается в теме, а информационная составляющая его речи находится на очень низком уровне.

После мероприятия вы всё равно будете находиться под исключительно положительным впечатлением, уверенные в том, что получили массу полезных знаний. Это ещё раз говорит нам, что, зачастую, имидж человека, особенности его личности и определённые свойства психики оказывают на нас гораздо большее влияние, чем то, что он говорит. А развитие и тренировка своих личных способностей рассказчика позволит вам поддерживать любой разговор и оказывать воздействие на людей, формируя о себе только положительное впечатление.

Узнать больше подробностей об эффекте доктора Фокса можно отсюда.

11

Особенности

  • Присутствие аудитории вызывает активацию всех внутренних сил организма, усиливается общий драйв и улучшается мотивационный аспект;
  • Наличие посторонних людей может формировать у человека предчувствие ситуации оценивания, что и усиливает активацию собственных имеющихся ресурсов;
  • Наличие наблюдателей может выступать и отвлекающим фактором. Так как отвлеченность внимания (разделение его на несколько аспектов: частично на работу, а частично на процесс наблюдения за реакциями и действиями окружающих).

Когнитивно-мотивационная модель: наличие аудитории, с одной стороны, формирует мысль о возможных последствиях в случае будущей неудачи (неодобрение, порицание и осуждение окружающих людей), а с другой – акцентирует внимание на позитивных последствиях при условии удачи (успех, одобрение и положительная оценка собственных способностей). Роберт Зайонц также установил, что повышенный уровень возбуждения у испытуемого способен существенно улучшать (ускорять) решение простых и знакомых для него задач, а выполнение сложных – такое возбуждение существенно ухудшает

Данную мысль подтверждает целый ряд исследований с участием более чем 25 тысяч испытуемых

Роберт Зайонц также установил, что повышенный уровень возбуждения у испытуемого способен существенно улучшать (ускорять) решение простых и знакомых для него задач, а выполнение сложных – такое возбуждение существенно ухудшает. Данную мысль подтверждает целый ряд исследований с участием более чем 25 тысяч испытуемых.

Эффект первого впечатления

Смысл эффекта первого впечатления заключается в том, что люди при знакомстве с другими людьми и их оценке часто придают значение впечатлению, которое у них возникает в первые минуты общения. Бывает даже так, что при дальнейшем общении все последующие впечатления и сведения представляются неверными и отбрасываются. Первое впечатление может быть сформировано преднамеренно или непреднамеренно. На первое впечатление влияют такие особенности человека, как его внешний вид, манера держаться и разговаривать, уверенность или неуверенность в себе, голос, взгляд и т.д.

При встрече с незнакомыми людьми обращайте внимание на то, как вы сами начинаете их оценивать: обращать внимание на особенности того, с кем общаетесь, эмоции, которые этот человек у вас вызывает. Наверняка вам знакома такая ситуация, когда при встречах с какими-то людьми, с которыми вы недавно познакомились, вы прокручиваете в памяти те «сведения», которые получили ещё при первой встрече. Если человек изначально вам понравился, то и относиться к нему впоследствии вы будете с симпатией.

Если же он вам не понравился, то и ваше отношение к нему будет соответствующим. Появившееся ранее ощущение позитива или негатива будет сохраняться даже в случае противоположного поведения этого человека в дальнейшем. Кстати говоря, создавать первое впечатление человек может научиться специально: для этого нужно просто готовиться к встречам с незнакомыми людьми, а в процессе общения следить за собой: речью, поведением, внешним видом и т.д.

Больше интересных особенностей эффекта первого впечатления вы можете найти здесь.

12

Самыми разными гранями своей психики люди реагируют на окружающих.Поэтому наиболее популярным является определение социальной психологии какнауки, которая пытается понять и объяснить, какое влияние оказывает на мысли,чувства и поведение индивидов действительное, воображаемое или предполагаемоеприсутствие других. Реакция человека на присутствие других проявляется в видевеера самых разнообразных эффектов.

Групповые эффекты

— это механизмы функционирования группы,посредством которых осуществляются групповые процессы и достигаются групповыесостояния. Они являются средствами, обеспечивающими интеграцию индивидуальныхдействий в совместной групповой деятельности и общении. Здесь мы рассмотрим 15основных групповых эффектов:

  1. Эффект социальной фасилитации (ингибации).
  2. Эффект «принадлежность к группе».
  3. Эффект Рингельмана.
  4. Эффект «синергии».
  5. Эффект «группомыслия».
  6. Эффект «конформизма».
  7. Эффект «моды» (подражания).
  8. Эффект «ореола».
  9. Эффект «группового фаворитизма».
  10. Эффект «группового эгоизма».
  11. Эффект «маятника».
  12. Эффект «волны».
  13. Эффект «пульсара».
  14. Эффект «бумеранга».
  15. Эффект «мы — они».

Эффект социальной фасилитации.

Эффект связан с усилением доминантныхреакций в присутствии других. Открыл этот эффект Норман Триплет в 1897 году.Эксперимент Триплета заключался в изучении результатов влияния ситуациисоревнования на изменение скорости велосипедиста и сравнении их с результатами,полученными в одиночной гонке. Триплет установил, что велогонщики показываютлучшее время, когда соревнуются друг с другом, а не с секундомером, и сделалвывод о том, что
присутствие других побуждает людей к более энергичнымдействиям.
Эффект присутствия других может как усиливать, так и снижать мотивациючеловека. Например, присутствие других снижает эффективность деятельностичеловека при заучивании бессмысленных слогов, при прохождении лабиринта и прирешении сложных примеров на умножение.

Повышенное социальное возбуждение способствует доминирующей реакции. Однакотогда, когда известен алгоритм решения и правильного ответа человек не видит,социальное возбуждение, т. е. бессознательная реакция на присутствие других,затрудняет умственные операции (анализ, синтез, установлениепричинно-следственных связей) и приводит к неправильному решению. Вниманиечеловека переключается с решения задачи на окружающих людей. При решении жепростых задач реакция является врожденной или хорошо усвоенной. Присутствиедругих людей оказывается сильнейшим стимулятором и способствует правильномурешению.

Социальный психолог Д. Майерс считает, что определяющими факторами такогорода реакций являются:

  • количество окружающих людей. Воздействие других возрастает с увеличением их количества. Человек гораздо сильнее возбуждается в окружении большого количества людей;
  • взаимоотношения симпатии или антипатии внутри группы;
  • значимость окружающих людей для человека;
  • степень пространственной близости между людьми. Социальное возбуждение тем сильнее, чем теснее друг к другу располагаются люди.

Эффект принадлежности к группе.

Английский психолог МакДугалл в 1908 г. в своей книге «Социальная психология» среди других инстинктов выделил чувство принадлежностик группе людей.

Английские психологи Г. Тежфел и Дж. Тернер в конце 70-х годов изучалипроцесс осознания индивидом принадлежности к группе, обозначив его термином«групповая идентификация». Они создали теорию социальной идентичности, основныеположения которой заключаются в следующем: человек, отождествляя себя скакой-либо группой, стремится оценить ее положительно, поднимая таким образомстатус группы и собственную самооценку.

Групповая идентичность является установкой на принадлежность к определеннойгруппе. Как и любая установка, она состоит из трех компонентов — когнитивного,эмоционального и поведенческого — и регулирует поведение человека в группе.

Когнитивный

компонент заключается в осознании человекомпринадлежности к группе и достигается путем сравнения своей группы с другимигруппами по ряду значимых признаков. Таким образом, в основе групповойидентичности лежат когнитивные процессы познания (категоризации) окружающегосоциального мира.

Эмоциональный

компонент неразрывно связан с когнитивным компонентом.Эмоциональная сторона идентичности заключается в переживании своейпринадлежности к группе в форме различных чувств — любви или ненависти,гордости или стыда.

Поведенческий

компонент проявляется тогда, когда человек начинаетреагировать на других людей с позиций своего группового членства, а не спозиций отдельной личности, с того момента, когда различия между своей и чужимигруппами становятся заметными и значимыми для него.

Эффект Рингельмана.
По мере увеличения количества членов, в группепроисходит уменьшение среднего индивидуального вклада в общегрупповую работу.
Открыл данный эффект ученик В. Меде Макс Рингельман. Он обнаружил, что коллективнаяработоспособность группы не превышает половины от суммы работоспособности еечленов, т. е. члены группы фактически менее мотивированы и прилагают меньшеусилий при выполнении совместных действий, чем при выполнении индивидуальныхдействий. М. Рингельман экспериментировал с поднятием тяжестей группой иотдельными людьми. Оказалось, что если продуктивность одного человека принятьза 100%, то двое вместе в среднем поднимут вес, который не в два раза больше, асоставляет лишь 93% суммарного веса, поднятого двумя отдельно работающимилюдьми. «Коэффициент полезного действия» группы из трех человек окажется равным85%, а из восьми человек — только 49%. Рингельман предложил формулу дляопределения среднего индивидуального вклада участников в группах разнойвеличины:

С = 100 — 7 * (К-1),

где С — средний индивидуальный вклад участников; К — количество членовгруппы.

Б. Латайне в 1979 году описал феномен невмешивающегося свидетеля. Проведясерию разнообразных экспериментов, он доказал, что само число свидетелейтрагического происшествия препятствует оказанию помощи со стороны кого-либо изних. Жертва несчастного случая с меньшей вероятностью дождется помощи, если заее страданиями наблюдает большое число людей. Обнаружена следующаязакономерность: вероятность получения помощи выше, если человек находится вмалой группе, и гораздо ниже, если он находится в окружении большого числалюдей.

Факторами социальной лени

являются:

  • наличие индивидуальной ответственности за результаты своего труда. Чем выше ответственность, тем ниже социальная лень;
  • групповая сплоченность и дружеские отношения. Люди в группах меньше бездельничают, если они друзья, а не чужие друг другу люди;
  • численность группы. Чем больше численность группы, тем выше социальная лень;
  • кросс-культурные различия. Члены коллективистических культур проявляют меньше социальной лени, чем члены индивидуалистических культур;
  • гендерные различия. Женщины в меньшей степени проявляют социальную лень, чем мужчины.

Эффект «синергии».

Это прибавочная интеллектуальная энергия, котораявозникает при объединении людей в целостную группу и выражается в групповомрезультате, который превышает сумму индивидуальных результатов, т. е. отвечаеттребованию 1+1>2. Этот групповой эффект изучал В. М. Бехтерев. В его работахи работах М. В. Ланге установлено, что
группа по успешности в работедействительно может превосходить индивидуальную успешность отдельных людей.
Это проявляется не только в интеллектуальной сфере, но и в повышениинаблюдательности людей в группе, точности их восприятия и оценок, объеме памятии внимания, эффективности решения сравнительно простых задач, не требующихсложного и согласованного взаимодействия. Однако при решении сложных задач,когда необходимы логика и последовательность, «особо одаренные люди», по терминологииБехтерева, могут превосходить среднегрупповые достижения.

Наиболее ярко эффект «синергии» проявляется при проведении «брейнсторминга»— «мозговой атаки», когда группе необходимо предложить много новых идей без ихкритического анализа и логического осмысления.

Эффект группомыслия.

Это способ мышления, приобретаемый людьми вситуации, когда
поиск согласия становится настолько доминирующим всплоченной группе, что начинает пересиливать реалистическую оценку возможныхальтернативных действий.
Открытие этого феномена и изобретение термина«группомыслие»
(groupthink)
, или«огруппление мышления», принадлежит американскому психологу Ирвингу Джанису.Эффект «группомыслия» возникает в ситуации, когда критерием истинности служитсплоченное мнение группы, которое противопоставляется мнению отдельногочеловека. В том случае, когда члены группы сталкиваются с угрозой разногласий,споров и конфликтов, они стараются уменьшить групповой когнитивный диссонанс иустранить возникшие при этом негативные чувства, пытаясь найти решение,устраивающее всех, даже если это решение не будет объективным и разумным сточки зрения каждого отдельного члена группы.

Обычно для группы, вовлеченной в подобную стратегию принятия решений, поискконсенсуса становится столь важен, что члены группы добровольно отказываются откаких-либо сомнений и возможностей взглянуть на задачу новым, оригинальным,нетрадиционным взглядом. Отдельные члены группы могут даже превратиться всвоеобразных «стражей мысли», быстро фиксирующих и жестко наказывающих любоеинакомыслие.

Таким образом, человек зависим от группы в своих контактах с окружающиммиром, в подавляющем большинстве случаев он склонен уступать группе. Дажесенсорная информация человека может быть искажена социальным давлением.

Эффект конформизма.

В 1956 году Соломон Эш применил термин«конформизм» и описал результаты своих экспериментов с подставной группой инаивным испытуемым. Группе из семи человек предложили участвовать в опыте поизучению восприятия длины отрезков. Необходимо было определить, какой из трехотрезков, нарисованных на плакате, соответствует эталонному. На первом этапеподставные испытуемые в одиночестве давали, как правило, верный ответ. Навтором этапе группа собиралась вместе и члены группы давали ложный ответ, чтобыло неизвестно наивному испытуемому. Своим категорическим мнением члены группыоказывали давление на мнение испытуемого. По данным Эша, 37% его испытуемыхприслушались к мнению группы и проявили конформизм. Изучение эффектаконформизма весьма популярно в социальной психологии. Выделяют несколькоусловий возникновения конформизма:

  • тип личности:
    люди с заниженной самооценкой больше подвержены групповому давлению, нежели люди с завышенной самооценкой;
  • численность группы:
    наибольшую степень конформизма люди проявляют тогда, когда сталкиваются с единодушным мнением трех и более человек;
  • состав группы:
    конформность повышается, если, во-первых, группа состоит из экспертов, во-вторых, члены группы являются значительными людьми для человека, в-третьих, члены группы принадлежат к одной социальной среде;
  • ловушка «группомыслия»
    среди людей;
  • сплоченность:
    чем больше степень сплоченности группы, тем больше у нее власти над своими членами;
  • статус, авторитет:
    люди, имеющие наибольший статус, обладают и наибольшим влиянием, им легче оказывать давление, им чаще подчиняются;
  • наличие союзника:
    если к человеку, отстаивающему свое мнение или сомневающемуся в единодушном мнении группы, присоединяется хотя бы один союзник, давший правильный ответ, то тенденция подчиняться давлению группы падает;
  • публичный ответ:
    более высокий уровень конформизма люди показывают тогда, когда они должны выступить перед окружающими, а не тогда, когда они записывают свои ответы в свои тетради. Высказав мнение публично, люди, как правило, продолжают его придерживаться.

Степень конформизма возрастает, если задание сложное или испытуемыйчувствует свою некомпетентность.

Д. Майерс называет три причины конформного поведения. Во-первых, настойчивоеи упрямое поведение других людей может убедить человека в ошибочности егопервоначального мнения. Во-вторых, член группы осознанно или неосознанностремится избежать наказания, порицания, осуждения, остракизма со стороныгруппы за несогласие и непослушание. В-третьих, неопределенность ситуации инеясность информации способствуют ориентации человека на мнения других людей,они становятся определенными и ясными источниками информации.

В групповом взаимодействии эффект конформизма играет существенную роль,поскольку является одним из механизмов принятия группового решения.

Эффект моды (подражания).

Подражание — один из основных механизмовгрупповой интеграции. В процессе группового взаимодействия члены группывырабатывают общие эталоны, стереотипы поведения, следование которымподчеркивает и укрепляет их членство в группе. Во внешнем выражении такаястереотипизация даже может вылиться в униформу (например форма военных, деловойкостюм бизнесмена, белый халат врача), которая показывает окружающим, к какойименно социальной группе принадлежит тот или иной человек, какими нормами,правилами и стереотипами регулируется его поведение. Люди более склонныследовать примеру похожего на них человека, чем непохожего.

Эффект подражания лежит в основе любого научения и способствует адаптациилюдей друг к другу, согласованности их действий, подготовленности к решениюгрупповой задачи. Он близок к эффекту конформизма. Однако если при конформизмегруппа так или иначе оказывает давление на своего члена, то при подражанииследование групповым требованиям является добровольным.

Эффект «ореола».

Это
влияние на содержание знаний, мнений, оценокличности специфической установки, имеющейся у одного человека по отношению кдругому.
Эффект «ореола», или «гало-эффект», — явление, возникающее привосприятии и оценке людьми друг друга в процессе общения.

Эффект ореола возникает в условиях:

  • дефицита времени.
    У человека нет времени, чтобы обстоятельно познакомиться с другим человеком и внимательно обдумать его личностные качества или ситуацию, в которую он попал;
  • перегруженность информацией.
    Человек настолько перегружен информацией о различных людях, что у него нет возможности и времени подумать детально о каждом в отдельности;
  • незначимость другого человека.
    Соответственно, возникает смутное, неопределенное представление о другом, его «ореол»;
  • стереотип восприятия.
    Возникает на основе обобщенного представления о большой группе людей, к которой данный человек по тем или иным параметрам принадлежит;
  • яркость, неординарность личности.
    Одна какая-то черта личности бросается в глаза окружающим и оттесняет на задний план все ее другие качества. Физическая привлекательность часто является именно такой характерной чертой.

В негативном смысле этот эффект проявляется в преуменьшении достоинствобъекта восприятия, что приводит к предубеждению в отношении к нему со сторонывоспринимающих людей. Предубеждение — это специфическая установка субъектов,основанная на информации об отрицательных качествах объекта. Такая информация,как правило, не проверяется на достоверность и надежность, а воспринимается наверу.

Эффект группового фаворитизма.

Это
тенденция каким-либо образомблагоприятствовать членам своей группы, в противовес членам другой группы.
Эффект группового фаворитизма базируется на эффекте «мы и они» и как быустанавливает «демаркационную линию» между теми людьми, которые по каким-либокритериям воспринимаются как «свои», и теми, которые по этим же критериямвоспринимаются как «чужие».

Вот некоторые закономерности действия механизма группового фаворитизма:

  • эффект группового фаворитизма сильнее проявляется в тех случаях, когда для группы очень значимы критерии сравнения по результатам деятельности и специфике взаимоотношений с другими группами, т. е. когда группы находятся в ситуации конкуренции друг с другом;
  • групповой фаворитизм проявляется сильнее в отношении тех групп, критерии сравнения с деятельностью которых не только значимы для группы, но и соответствуют ее собственным критериям, т. е. в этом случае появляется возможность четкой однозначной сравнимости групп;
  • членство в группе оказывается более важно, чем межличностное сходство: люди чаще предпочитают «своих», хотя и не похожих на них самих по личностным качествам, и отказывают в предпочтении «чужим», хотя и сходным с ними по взглядам, интересам, личностным особенностям;
  • члены группы склонны объяснять возможный успех своей группы внутригрупповыми факторами, а ее возможную неудачу — факторами внешнего порядка, т. е. если группа достигает успеха, то она приписывает этот результат самой себе (своему профессионализму, благоприятному социально-психологическому климату, деловым качествам руководителей и пр.), но если группу постигает неудача, то люди ищут виновных вне группы, пытаются переложить вину на другие группы.

Эффект группового эгоизма.

Это направленность групповых интересов,целей и норм поведения против интересов, целей и норм поведения отдельныхчленов группы или всего общества. Цели группы достигаются за счет ущемленияинтересов ее отдельных членов, в ущерб интересам общества. Групповой эгоизмпроявляется в том случае, когда цели, ценности группы, стабильность еесуществования становятся важнее отдельной личности, значимее целей общества.Тогда личность обычно приносится в жертву целостности группы, полностьюподчиняется ее требованиям и стандартам поведения. Эффект группового эгоизмаможет сыграть очень негативную роль в дальнейшей жизнедеятельности группы исудьбе ее отдельных членов.

Эффект «маятника».

Это
циклическое чередование групповыхэмоциональных состояний
стенического и астенического характера.Интенсивность проявления и временная протяженность эмоциональных состоянийопределяются значимыми для членов группы условиями и событиями их совместнойдеятельности.

Экспериментально-эмоциональные потенциалы группы изучены российскимпсихологом А. Н. Лутошкиным. Настроение зависит от некоторых факторов:

  • времени суток и дня недели:
    в конце рабочего дня и недели настроение работников ухудшается, поскольку накапливается усталость;
  • особенностей психологической структуры
    группы, лидерских процессов;
  • уровня дисциплины труда в группе:
    чем выше дисциплина труда, тем лучше настроение и эмоциональное состояние членов группы;
  • сложившейся системы взаимоотношений
    в группе, уровня конфликтности или сплоченности: чем выше уровень конфликтности, тем хуже настроение.

Эффект «волны».

Это
распространение в группе идей, целей, норм иценностей.
Новая идея зарождается в голове одного человека, он делится еюсо своим ближайшим окружением, которое обсуждает, корректирует, дополняет иразвивает предложенную идею. Затем идея распространяется и среди других членовгруппы, осуществляется ее групповая сценка и обсуждение. Как камешек, брошенныйв воду, идея распространяется и охватывает все большее число людей. Правда,волновой эффект возможен только тогда, когда новая идея отвечает потребностям иинтересам людей, а не противоречит им. В первом случае она понимается иразвивается людьми, служит стимулом их активности, а во втором волновой эффектзатухает.

Эффект «пульсара».

Это
изменение групповой активности взависимости от различных стимулов.
Групповая активность проходит цикл«оптимальная активность, необходимая для нормальной работы группы, — подъемактивности — спад активности — возвращение к оптимальному уровню активности».Этот цикл может зависеть как от внешних стимулов (например получения группойсрочного задания), так и от внутренних субъективных побудителей к деятельности(например стремления членов группы решать возникшую проблему). Эффект«пульсара», как проявление групповой активности, заключается в резком повышенииактивности в начале процесса деятельности, затем, когда задача решена, в спадеактивности, т. е. людям требуется отдых. Потом групповая активность возвращаетсяна оптимальный уровень, необходимый для нормальной, слаженной, бесперебойнойработы группы.

Эффект «бумеранга».

Эффект «бумеранга» впервые был зафиксирован вдеятельности средств массовой коммуникации. Он заключается в следующем:человек, воспринимающий информацию, не признает ее содержание или выводистинными и продолжает придерживаться ранее существовавшей установки иливырабатывает новое оценочное суждение по отношению к освещаемому событию, ноэто суждение или установка, как правило, оказываются противоположными тойустановке, которую пытались ему внушить через средства массовой коммуникации.Эффект «бумеранга» может возникнуть в случае противоречивости информации,недоверия к ее источнику, методам убеждения и пр.

Данный эффект проявляется также в непосредственном общении и взаимодействиилюдей. Часто агрессивные действия или слова одного человека, направленныепротив другого, в итоге оборачиваются против того, кто совершил эти действияили произнес эти слова. Например, в ситуации возникновения конфликта болеевероятно, что члены группы психологически будут на стороне спокойного,уравновешенного человека, чем на стороне его агрессивного противника.

Эффект «мы и они».

Это чувство принадлежности к определенной группелюдей (эффект «мы») и, соответственно, чувство отстраненности от других,размежевания с другими группами (эффект «они»).

Эффект принадлежности к группе включает два более частных эффекта — эффектсопричастности

и
эффект эмоциональной поддержки
. Первый выражается втом, что член группы ощущает себя сопричастным проблемам, делам, успехам инеудачам той группы, к которой он реально принадлежит или субъективнопричисляет себя. На основе эффекта сопричастности формируется чувствоответственности за результаты деятельности группы. Эффект эмоциональнойподдержки проявляется в том, что член группы ожидает эмоциональной поддержки,сочувствия, сопереживания, помощи со стороны остальных членов группы. Онпредполагает также не только эмоциональную, но и реальную поддержку действиямидругих членов группы. Если такая поддержка члену группы не оказывается, то унего разрушается чувство «мы» — принадлежности к группе, сопричастности ееделам — и возникает чувство «они», т. е. член группы, не получившийэмоциональной поддержки, способен воспринимать свою группу как группу чужаков,не разделяющих его интересы и заботы.

Эффект «мы» оказывается эффективным психологическим механизмомфункционирования группы. Гиперболизация чувства «мы» может привести группу кпереоценке своих возможностей и достоинств, к отрыву от других групп, к«групповому эгоизму». В то же время, недостаточное развитие чувства «мы»приводит к потере ценностно-ориентированного единства группы.

Юрий Платонов

Эффект очевидца

Эффект очевидца (он же эффект свидетеля или синдром Дженовезе) проявляется в том, что люди, которые оказались свидетелями каких-либо чрезвычайных ситуаций, не пытаются помочь тем, кто пострадал, оставаясь в стороне. Интересно то, что чем больше свидетелей, тем меньше вероятность, что кто-нибудь поможет, т.к. каждый из них считает, что помочь должен кто-то другой. А если очевидец один, то и вероятность его помощи существенно увеличивается.

Проявление эффекта очевидца наглядно иллюстрируют различные сводки новостей о происшествиях, где сообщается, что люди, ставшие очевидцами трагических событий, не оказали никакой помощи пострадавшим. Возможно, и вы сами могли наблюдать ситуации, когда, например, человеку стало плохо в людном месте, и он упал, а толпа зевак, находившаяся рядом, просто продолжала наблюдать.

Каждый мог помочь, но думал, что поможет кто-то другой. На самом деле, это проявление безразличия и бесчеловечности. Если вдруг вы станете очевидцем какого-то случая, не думайте, что помогут остальные, не оставайтесь безучастными, а поспешите на помощь пострадавшему. Быть может, вы спасёте чью-то жизнь. Не важно, как другие реагируют на ситуацию. Важно то, как отреагируете именно вы.

Интересная информация об эффекте очевидца находится по этой ссылке.

13

Эффект спящего

Эффект спящего – часто изучаемый, спорный психологический эффект, который показывает, как информация влияет на мнение человека. В основном, когда видишь рекламу с позитивным слоганом, с ней (и с рекламируемым продуктом) возникают позитивные ассоциации. Однако, через какое-то время эти позитивные ассоциация исчезают и, в конце концов, не остается вообще никаких ассоциаций с этой рекламой. Но при определенных условиях, например, если сообщение сопровождалось «репликой дисконтирования», позитивная ассоциация может остаться на более длительное время.

«Реплика дисконтирования» обычно подается в форме источника информации, который не вызывает доверия, либо сообщение идет с оговоркой, либо источник информации какой-то необычный. Когда вы видите негативную политическую рекламу, проплаченную оппонентом, вы сначала можете отнестись к сообщению с подозрением, а через какое-то время начнете верить. Исследования утверждают, что эффект спящего реальный, но трудноосуществимый в действительности, поэтому, чтобы он был эффективным нужно неукоснительно следовать строгому набору рекомендаций.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]