Психодрама – это метод психотерапии, при котором люди проживают свою боль через театральную игру. Эта техника помогает проработать травмы, разрешить конфликты, наладить отношения в семье, коллективе, другой группе. Кроме этого, психодрама помогает поставить точку в отношениях с тем человеком, который умер или с которым невозможно связаться.
Методика подходит для проработки травм прошлого, решения психопатологических проблем в настоящем и визуализации счастливого будущего. Давайте разберем подробнее, что такое психодрама в психологии, рассмотрим ее основные понятия.
Определение понятия метода
Автор методики психодрамы – американский психиатр и социальный психолог Я.Л. Морено. Метод психодрамы был основан в 20-х годах XX века. Если говорить об открытии кратко, то Морено вдохновился сюжетно-ролевыми играми детей, искренностью и открытостью участников. Название техники образовано от двух греческих слов: psyche, что переводится как «душа», и drama, что в переводе означает «действие».
Психодрама – это метод групповой психологической терапии, основанный на сюжетно-ролевой игре. Один человек – главный герой. Все остальные участники – исполнители, которые помогают главному действующему лицу решить проблему. Роли строго распределены ведущим (психолог). Главный герой играет самого себя, остальные люди копируют вербальные и невербальные особенности тех персонажей, которые им достались.
В психологии до сих пор нет единого определения понятия «психодрама». Однако все психологи сходятся во мнении, что эта методика позволяет человеку раскрыть творческий потенциал, лучше познакомиться со своим внутренним миром, развить и улучшить навыки взаимодействия с социумом, изменить свои убеждения, установки и отношение к происходящим событиям. Это является задачами психодрамы. Психодраматическое, эмоциональное прочувствование – вот что лежит в основе исцеления через психодраму.
Основатель психодрамы, Я.Л. Морено называл эту технику искусством. Психолог давал такое определение этому методу: «Психодрама – это метод, в котором истина души познается в действии». Главное в этой технике – игра, импровизация, действия. Для полноценного осознания своей проблемы нужно всесторонне прочувствовать ее, прожить. Проигрывание позволяет взглянуть на проблему с разных сторон, вспомнить и увидеть что-то важное, упущенное до этого момента. Психодрама помогает человеку заглянуть в себя и изменить свое мышление, поведение.
В психодраме участвуют 5 основных элементов:
- Протагонист. Это главный участник сессии. Он старается понять себя, остальные участники помогают ему в этом. Он играет самого себя. Цель – максимальное раскрытие истинного Я. Крайне важно, чтобы человек отбросил все запреты и маски, стал тем, кто он есть. То есть выходит, что ему, наоборот, нужно прекратить играть, расслабиться и дать волю чувствам, мыслям, эмоциям. Во время психодрамы можно делать все, что хочется.
- Директор (психолог, ведущий, терапевт). Он помогает воссоздать ситуацию и распределить роли, направляет, поддерживает, контролирует. Он не указывает, что и кому делать, всем заведует протагонист, но психолог помогает интерпретировать все происходящее. Кроме этого, психолог следит за сохранением безопасности и здоровья всех участников процесса, поддержанием коммуникативного и эмоционального взаимодействия.
- Другие Я. Следуют инструкциям ведущего и протагониста, помогают главному герою проиграть проблему. Другие изображают значимых персонажей из жизни протагониста.
- Зрители. Активные наблюдатели, слушатели. Они выражают свое отношение к происходящему, поддерживают или критикуют. В это время и сами зрители заряжаются эмоциями, а протагонист активнее раскрывается. В любой момент кто-то из зрителей может стать участником разыгравшейся драмы.
- Сцена. Само помещение, площадка, где разыгрывается действие. У Морено это была специальная, сложная, многоуровневая конструкция. Сейчас этому не уделяют особого внимания.
Лечение психодрамой уместно при психологических травмах. Но кроме этого психодрама подходит для работы со снами, фантазиями и для подготовки к предстоящим стрессовым событиям. Например, можно обыграть предстоящее выступление с отчетом на работе, воспроизвести удачное развитие и завершение ситуации. Это поможет унять стресс перед предстоящим реальным выступлением.
Интересно! Психодрама – это метод групповой и индивидуальной психотерапии. В последнем случае других людей можно заменить любыми предметами.
Чего ожидать на встрече?
Лучше ничего не ожидать. Занятия не похожи друг на друга. Игры не повторяются. Все рождается во время занятия
. Поэтому, если вы решились на психодраму, просто доверьтесь ведущему, окружающим вас людям, а главное – себе. Постарайтесь отбросить все маски, стеснения и предрассудки, и тогда вы получите максимальную пользу от занятия. Станете частью событий и сможете решить любую затруднительную ситуацию самым невообразимым для вас образом. Вам не дадут советов. Возможно даже не дадут до конца рассказать о всех чувствах и переживаниях. Вам дадут роль. И ваша задача просто не мешать себе.
Основные принципы
Спонтанность и креативность – главные принципы психодрамы как метода психотерапии. Только при таких условиях человек может полноценно раскрыться и исцелиться. А главные компоненты психодрамы по Морено – это теория ролей, теория спонтанности и социометрия.
Теория спонтанности
Под этим подразумевается полет творческой энергии. Она или подавляется человеком, или находит выражение в быстрой адаптации к новым условиям и новым реакциям в ответ на старые раздражители. Творчество – это поиск и создание чего-то нового, самовыражение. В широком смысле вся наша жизнь – творческий процесс.
Социометрия
Специальная техника, которая позволяет выявить симпатии и антипатии в группе, характер взаимоотношений между всеми участниками, микрогруппы внутри группы, явных и скрытых лидеров, изгоев, звезд и нейтралов. Результат социометрии – подробный психологический портрет группы (социограмма). Социометрия нужна при психодраме для того, чтобы ведущий грамотно распределили людей по группам.
Теория ролей
В условиях психодрамы роль – это привычные паттерны поведения участника. Это его вербальные и невербальные реакции в реальной жизни, его опыт, убеждения, мировоззрение. Мы постоянно меняем роли в зависимости от ситуаций и условий, в которых оказываемся.
Типы ролей:
- телесные (соматические), например, роль едока;
- психические, например, роль ревнивца, или весельчака;
- социальные, например, роль дочери, матери, жены;
- интегративные (не материальные), например, роль верующего или влюбленного человека.
Роли осваиваются параллельно развитию человека и именно в том порядке, в котором мы их описали. Отдельные роли повторяются так часто, что становятся каркасом личности.
Что такое психотерапевтическая группа и какие существуют ее разновидности?
Психотерапевтическая группа – это искусственно созданное объединение нескольких лиц, целью которого является психотерапевтическая поддержка и удовлетворение индивидуальных потребностей каждого участника. К основным признакам терапевтической группы относятся такие: • Осознание членов группы своей принадлежности к ней. • Установление межличностных отношений в группе. • Групповое давление, заставляющее каждого члена группы действовать соответственно ее негласным нормам и иерархии статусов. • Изменения взглядов, мышления и поведения в результате динамических процессов, происходящих в группе.
Далее я вкратце расскажу о разновидностях психотерапевтических групп на основании различных критериев (состава, целей, продолжительности функционирования, возраста и др.).
По количественному составу психотерапевтическая группа бывает: • Малая с численностью до 5-6 человек. В такой малочисленной группе терапия максимально приближается к индивидуальной, пациент получает больше внимания, что усиливает терапевтический эффект занятий. Но зато снижается эффект разнообразия взаимодействий, что затрудняет решение коммуникативных проблем. • Большая с количеством участников до 30 человек. В таком большом объединении неминуемо происходит формирование небольших группок со своими интересами, иерархией и своеобразными формами общения. Это существенно затрудняет работу модератора и приводит к снижению терапевтического эффекта, даже в случае работы двух специалистов – самого психотерапевта и его ассистента (ко-терапевта). • Оптимальная, которая состоит из 8-12 участников. Такой количественный состав обеспечивает качественную обратную связь между участниками и возникновение между ними эмоционально-психологической близости. По качественному составу психотерапевтические группы дифференцируют на такие: • Однородные (гомогенные) без существенных различий между членами группы. Это обеспечивает быстрое формирование сплоченной группы поддержки, достижение эффекта принятия и понимания, а также скорейшее получение позитивного терапевтического результата. Минусами однородных групп является то, что они не позволяют освоить все многообразие контактов с личностями иного склада, общение в группе бывает недостаточно глубоким. Обычно однородные объединения с похожими запросами создаются для быстрого разрешения конкретных проблемных ситуаций. • Неоднородные (гетерогенные), в которых участники группы имеют разную проблематику, взгляды и интересы. Неоднородный состав позволяет осознать, что конкретную ситуацию можно оценивать с разных точек зрения. Обратная связь с непохожими людьми позволяет пациенту более адекватно оценивать собственную роль и предназначение в обществе, корректировать свое восприятие мира, мышление и поведение. Работа психотерапевта в гетерогенной группе требует от него больших усилий и временных затрат, в самой группе увеличен уровень конфликтности, но зато именно такой формат наиболее эффективен для коррекции расстройств поведения. Критерием неоднородности или однородности служат такие признаки, как: • Демографические особенности (половая принадлежность, возраст, уровень образования). • Личностные характеристики (интересы и взгляды). • Клинический диагноз и общность симптоматики. Кроме того, по характеру функционирования и сменности состава группы дифференцируют на такие: • Закрытого типа с постоянным составом и оговоренным заранее количеством сессий. Пополнение группы новыми членами не предусмотрено, а выбывание участников возможно лишь по их желанию. • Открытые психотерапевтические группы также количественно не изменяются, но состав может обновляться. На место одних членов группы приходят другие, иногда даже меняется модератор, а сроки работы такой группы не ограничены. И еще один нюанс. Возможно, вы сталкивались в различных информационных источниках и на страницах отдельных сайтов с таким понятием, как психокоррекционная группа. Естественно, что у читателей возникает вопрос, это тоже самое, что и психотерапевтическая группа, или нечто особенное, преследующее иные цели. Хочу сказать, что психокоррекция является частью психотерапии и имеет прикладное значение только в РФ и странах постсоветского пространства. Считается, что нею могут заниматься только специалисты, имеющие медобразование и специализацию по психотерапии. На Западе психокоррекцией занимаются психологи и только в исправительных заведениях.
Современные отечественные тенденции осуществления активной практики психологами и психотерапевтами без медицинского образования привели к более четкому разграничению психотерапии и психокоррекции. Начнем с названия, если психотерапия означает лечение души, то коррекция – исправление. Психотерапия предполагает структурную трансформацию личности на основе глубокого анализа психических проблем и проникновение в бессознательную сферу психической деятельности человека. Терапевтический эффект достигается воздействием на психику и через психику пациента. Психокоррекция не направлена на изменение личности, а лишь помогает устранить непродуктивные формы поведения и взаимодействия в обществе, мешающие успешному саморазвитию личности и ее социальной адаптации. Практически психокоррекция адаптирует психику человека к быстро меняющимся условиям современной реальности, делает ее более гибкой и стрессоустойчивой. Соответственно и психокоррекционные группы имеют свои особенности и различные направления.
Среди них выделяют такие группы: • решения конкретных проблем; • организационного развития для менеджмента компаний; • обучения навыкам и умениям межличностных отношений и подготовки руководителей; • саморазвития и самосовершенствования; • терапевтические группы.
Кроме того, психокоррекционные группы дифференцируют на: • Авторитарного типа, т.е. сконцентрированные на руководителе (группы тренинга умений, так называемые Т-группы). • Сосредоточенные преимущественно на членах группы с формированием дружественного психологического климата и психологической поддержки (группы встреч). Психокоррекционные группы с полным правом могут вести психологи, имеющие базовое и высшее психологическое образование, а также участвующие в программах переподготовки.
Направления психодрамы
Современные направления психодрамы:
- Гипнодрама. Игра сочетается с погружением участников в гипнотический транс. При таких условиях подсознание включается в работу максимально, участники расслабляются и восстанавливаются, отдыхают психически и соматически.
- Биодрама. Люди изображают животных, на которых они похожи. Такая техника чаще применяется в работе с детьми, так как им проще говорит о себе через других персонажей, например, через животных.
- Социодрама. Внутри стабильной группы человек разыгрывает тот конфликт, участником которого он стал в другой группе.
- Куклодрама. Вместо людей используются куклы. Это направление чаще используют в работе с детьми.
- Импровизация. Нет сценария, все участники действуют свободно.
Интересно! Морено не оставил прямых инструкций и теоретических основ психодрамы. Психологам пришлось по крупинкам воссоздавать теорию по тем материалам, что сохранились. Поэтому встречается множество разновидностей этой техники, но принципы и структура сохранились.
Существуют ли противопоказания для групповой психотерапии?
Групповая психотерапия имеет свои показания и противопоказания, которые выявляются психотерапевтом на этапе первичного собеседования. Что касается показаний, то они охватывают широкий спектр психических расстройств – от неврозов и психосоматических расстройств до шизофрении. Некоторым людям групповая терапия категорически не рекомендуется. Это может быть связано как с индивидуальными психическими особенностями, так и с жизненными обстоятельствами. Включение в группу таких пациентов грозит в дальнейшем негативной динамикой, отсутствием прогресса и ухудшением эмоционального фона у всех участников групповых сессий. От показаний зависит выбор типа психотерапевтической группы и метода психотерапии. Например, для решения обычных житейских проблем подойдет разговорная терапия, для лечения фобий – КПТ, для коррекции поведения и характера – гештальт-терапия, для терапии зависимостей – эриксоновский гипноз.
Противопоказаниями для проведения групповой терапии являются такие состояния: • Низкий уровень интеллекта и снижение когнитивных функций. • Психозы, особенно сопровождающиеся бредом преследования и отношений, склонностью к физическому насилию и галлюцинациям. • Неизлечимые болезни и инфекции. • Психические расстройства в фазе декомпенсации. Относительными противопоказаниями является наличие у пациентов физических недостатков. Кроме того, не рекомендуется включать в состав одной группы лиц, связанных служебными, семейными и другими видами отношений в обыденной жизни. Поводом для исключения из группы могут стать такие обстоятельства: • Нарушение пациентом правил и несоблюдение расписания сессий. Кстати, оптимальный режим работы – 3-4 занятия в неделю длительностью 60-90 минут. • Психическая несовместимость с другими участниками группы и повышенная конфликтность. • Исчезновение у пациента мотивации к продолжению лечения.
Виды
Морено выделил следующие виды психодрамы (формы психодрамы):
- Психодрама, во главе которой стоит протагонист. Проигрывается боль одного из участников.
- Психодрама, которая сконцентрирована на группе. Разбирается проблема, касающаяся группы людей.
- Психодрама, сконцентрированная на теме. Обсуждается проблема, актуальная для всех присутствующих. Речь может идти как о внутренних конфликтах, так и о событиях внешнего мира, в том числе о новостях мирового масштаба.
Что касается сфер применения, то этот метод универсален. Особых названий, классификаций для этого нет. Психодрама подходит для работы с детьми, взрослыми, родителями, парами, коллективами, компаниями, государствами, странами и т.д. Психодрама подходит для консультирования и лечения во всех категориях проблем.
Типы взаимоотношений
Морено обозначил три типа взаимоотношений людей с позиции психодрамы (три типа связи):
- Перенос. Один человек присуждает другому такие негативные качества и поступки, которых у него на самом деле нет. Обычно это происходит не просто так, а на основе травм. Например, человек переносит жестокость матери на всех женщин, которые внешне чем-то похожи на нее.
- Вчувствование (в авторской терминологии). Человек воспринимает другого как отдельную и уникальную личность, старается понять его, взглянуть на ситуацию его глазами, почувствовать то, что чувствует тот человек.
- Теле. Под этим Морено подразумевал взаимопонимание людей или взаимоотчуждение.
Два последних типа имеют отношение к адекватному восприятию и самовосприятию. Умение сопереживать другому человеку и понимать его отношение к оппоненту – признак психического здоровья.
Немного о тревожных расстройствах
Общее, что есть у людей с тревожными расстройствами – это страх. Однако в речи «страх» может обозначать разные его виды. «Здоровый реальный страх» — как правило, является сигналом о реально существующей опасности и может быть преодолим, когда человек предпринимает какие-то действия, направленные во внешний мир. «Болезненные страхи» бывают более сильными, чем реальные, и не связаны с конкретной ситуацией. Они в сою очередь, подразделяются на «преувеличенные страхи» — когда в ситуации существует реальный страх, но у человека нет возможности с ним справиться и он чувствует себя слабым и беспомощным, а страх существующий в ситуации воспринимается как нечто более большее и сильное, с чем нет возможности справиться. Что называется «сделать из мухи слона».
«Вытесненные страхи при фобиях» представляют собой реакцию страха на событие в настоящем, но причины такой реакции находятся в прошлом человека и, как правило, не осознаются. В результате у человека нет возможности что-то сделать с этим страхом в настоящем, он продолжает бояться встречи с каким-то конкретным событием, имеющим отношение к прошлому.
«Панические атаки» изначально не связаны с конкретным объектом страха. Они возникают внезапно, сопровождаются различными телесными явлениями: учащением сердцебиения, болями в грудной клетке, которые ошибочно могут быть опознаны как боли в сердце, например. Начинает кружиться голова, ощущается нехватка воздуха. Человеку начинает казаться, что он полностью теряет контроль над собой, своим психическим благополучием, что он может умереть. Страх полностью охватывает человека, парализуя возможности с ним справиться. Люди с паническим расстройством часто говорят о том, что в таких ситуациях они нуждаются в присутствии рядом другого человека, который поможет им прийти в нормальное состояние. Человек не в состоянии осознать причину панической атаки и, как правило старается найти какое-то объяснение этому. Например, начинает считать, что его «сглазили», «навели порчу» и бегает по «народным целителям». И что удивительно, на некоторое время ему действительно становится лучше. Но, только на некоторое время.
«Вторичный страх панической атаки» — это дополнительные страхи, которые возникают на фоне панического расстройства. Сюда можно отнести, например, агорафобию – человек начинает бояться выходить из дома, начинает бояться мест скопления людей, находиться на улице одному. Социальные страхи – когда человек считает, что другие могут его осудить, насмехаться над ним, отвергнуть его в ситуации панической атаки. Жизнь человека все больше становится насыщена страхом, что начинает накладывать существенные ограничения на возможности удовлетворять важные потребности, человек чувствует себя лишенным возможности быть свободным от страха и ограничений.
В поведении человека появляются различные защитные реакции. Например, выходить из дома только в сопровождении другого человека; выключать или приглушать в помещении свет в темное время суток, когда яркий свет начинает вызывать тревогу и дискомфорт; перестает ездить в общественном транспорте или на автомобиле; постоянно носить солнцезащитные очки, чтобы яркий солнечный свет не вызывал тревогу или же выходить из дома после заката. Тем самым укрепляет и поддерживает наличие у себя панического расстройства.
Этапы практики психодрамы
Существуют три фазы психодрамы:
- Разогрев. На этом этапе ведущий предлагает участникам несколько упражнений на сплочение, знакомство, воссоздание доверительной атмосферы. Это важно для того, чтобы участники могли быть открытыми, говорили о личном. На этом же этапе выявляются темы для обсуждения.
- Действие. Непосредственная инсценировка выбранной проблемы. Ведущий назначает протагониста, помогает ему распределить другие роли.
- Шеринг. Анализ ситуации, активное обсуждение завершившейся игры. Протагонист рассказывает о том, какие выводы он сделал. Ведущий помогает интерпретировать то, что человек чувствует.
Участники выбирают одну из техник психодрамы: дублирование, зеркало или обмен ролями.
В первом случае другой человек становится отражением подсознания главного героя. Дублер проговаривает, изображает то, что подавлено в главном лице. Если дублер прав, то герой соглашается и повторяет это.
При использовании техники психодрамы «Зеркало» другой человек изображает главного героя, а тот смотрит на него, как на свое отражение. И то и другое помогает протагонисту разобраться в себе, лучше понять себя, посмотреть на себя со стороны.
Обмен ролями дает возможность посмотреть на ситуацию глазами другого человека. В любой момент главный герой меняется ролями с кем-то из участников и продолжает игру в его роли. Это помогает лучше понять другого человека.
Чем групповая психотерапия отличается от индивидуальной?
Различия имеют принципиальный характер и сводятся к следующим аспектам: • В индивидуальном формате основным методом воздействия является диалог психотерапевта и пациента, в групповой терапии основным инструментом является психотерапевтическая группа. Выбор лечебного направления зависит от особенностей психики человека, глубины и продолжительности психического расстройства. Это может быть психоанализ, гештальт-терапия, когнитивно-поведенческая терапия и др. • При индивидуальных сеансах пациент уверен в сохранении тайны его «исповеди», что помогает ему больше раскрыться, т.к. не каждый решится выносить свои проблемы на всеобщее обозрение. Кроме того, время и внимание специалиста принадлежит только одному конкретному человеку, а не «распыляется» по его мнению между участниками группы. Для эгоцентричных личностей это довольно значимый аргумент. Такие пациенты требуют только индивидуального подхода, другие же хотят узнать мнение о своей проблеме других людей, особенно со схожими жизненными ситуациями, третьи успешно поддаются лечению с использованием обеих методик. • Преимуществом групповой психотерапии является то, что с ее помощью намного легче решаются вопросы коммуникации в обществе. Во время занятий в группе расширяется круг общения, причем с самыми разными людьми, отрабатываются и проверяются новые навыки коммуникативного поведения, происходят изменения мышления в сторону повышения самооценки, уверенности в себе и свободы выражения эмоций. Не следует пренебрегать и меркантильными интересами, т.к. занятия в группе стоят значительно дешевле индивидуальных сеансов, а по эффективности практически им не уступают. Выбор формата психотерапии остается за пациентом, но при этом в его же интересах прислушиваться к рекомендациям своего психотерапевта.
Упражнения
Рассмотрим кратко несколько популярных упражнений с использованием психодрамы.
Магазин
Участники делятся на продавцов и покупателей. В дальнейшем, поделившись на пары или подгруппы, участники воспроизводят конфликты и находят выход из них. Используются разные темы, участники часто меняются ролями. Это упражнение помогает развить социальные и коммуникативные навыки. Каждый участник учится отстаивать свою позицию и достойно выходить из конфликтов, искать компромиссы.
Автобус
Все участники делятся на «зайцев» (безбилетники) и контролеров. Первые садятся во внутренний круг, вторые – во внешний. Безбилетники оправдываются, а контролеры пытаются пристыдить их, но в то же время войти в их положение. По окончанию действия участники обсуждают игру друг друга. Во время взаимодействия выявляются внутренние блоки, комплексы и проблемы людей, те особенности, которые мешают им взаимодействовать с обществом. Каждый участник учится отстаивать свое мнение, отказывать, сопротивляться, сохранять самообладание в неудобных ситуациях.
Семья
Протагонист распределяет роли в игре, свою роль тоже отводит кому-то и описывает, какую ситуацию из его семьи должны воспроизвести участники. Это упражнение дает возможность главному герою посмотреть на самого себя со стороны и иначе взглянуть на других членов семьи. После воспроизведения ситуации проводится обсуждение.