Изображая травму. История психодрамы: как ролевая игра стала одним из ключевых методов современной психотерапии

Психодрама – это метод психотерапии, при котором люди проживают свою боль через театральную игру. Эта техника помогает проработать травмы, разрешить конфликты, наладить отношения в семье, коллективе, другой группе. Кроме этого, психодрама помогает поставить точку в отношениях с тем человеком, который умер или с которым невозможно связаться.

Методика подходит для проработки травм прошлого, решения психопатологических проблем в настоящем и визуализации счастливого будущего. Давайте разберем подробнее, что такое психодрама в психологии, рассмотрим ее основные понятия.

Определение понятия метода

Автор методики психодрамы – американский психиатр и социальный психолог Я.Л. Морено. Метод психодрамы был основан в 20-х годах XX века. Если говорить об открытии кратко, то Морено вдохновился сюжетно-ролевыми играми детей, искренностью и открытостью участников. Название техники образовано от двух греческих слов: psyche, что переводится как «душа», и drama, что в переводе означает «действие».

Психодрама – это метод групповой психологической терапии, основанный на сюжетно-ролевой игре. Один человек – главный герой. Все остальные участники – исполнители, которые помогают главному действующему лицу решить проблему. Роли строго распределены ведущим (психолог). Главный герой играет самого себя, остальные люди копируют вербальные и невербальные особенности тех персонажей, которые им достались.

В психологии до сих пор нет единого определения понятия «психодрама». Однако все психологи сходятся во мнении, что эта методика позволяет человеку раскрыть творческий потенциал, лучше познакомиться со своим внутренним миром, развить и улучшить навыки взаимодействия с социумом, изменить свои убеждения, установки и отношение к происходящим событиям. Это является задачами психодрамы. Психодраматическое, эмоциональное прочувствование – вот что лежит в основе исцеления через психодраму.

Основатель психодрамы, Я.Л. Морено называл эту технику искусством. Психолог давал такое определение этому методу: «Психодрама – это метод, в котором истина души познается в действии». Главное в этой технике – игра, импровизация, действия. Для полноценного осознания своей проблемы нужно всесторонне прочувствовать ее, прожить. Проигрывание позволяет взглянуть на проблему с разных сторон, вспомнить и увидеть что-то важное, упущенное до этого момента. Психодрама помогает человеку заглянуть в себя и изменить свое мышление, поведение.

В психодраме участвуют 5 основных элементов:

  1. Протагонист. Это главный участник сессии. Он старается понять себя, остальные участники помогают ему в этом. Он играет самого себя. Цель – максимальное раскрытие истинного Я. Крайне важно, чтобы человек отбросил все запреты и маски, стал тем, кто он есть. То есть выходит, что ему, наоборот, нужно прекратить играть, расслабиться и дать волю чувствам, мыслям, эмоциям. Во время психодрамы можно делать все, что хочется.
  2. Директор (психолог, ведущий, терапевт). Он помогает воссоздать ситуацию и распределить роли, направляет, поддерживает, контролирует. Он не указывает, что и кому делать, всем заведует протагонист, но психолог помогает интерпретировать все происходящее. Кроме этого, психолог следит за сохранением безопасности и здоровья всех участников процесса, поддержанием коммуникативного и эмоционального взаимодействия.
  3. Другие Я. Следуют инструкциям ведущего и протагониста, помогают главному герою проиграть проблему. Другие изображают значимых персонажей из жизни протагониста.
  4. Зрители. Активные наблюдатели, слушатели. Они выражают свое отношение к происходящему, поддерживают или критикуют. В это время и сами зрители заряжаются эмоциями, а протагонист активнее раскрывается. В любой момент кто-то из зрителей может стать участником разыгравшейся драмы.
  5. Сцена. Само помещение, площадка, где разыгрывается действие. У Морено это была специальная, сложная, многоуровневая конструкция. Сейчас этому не уделяют особого внимания.

Лечение психодрамой уместно при психологических травмах. Но кроме этого психодрама подходит для работы со снами, фантазиями и для подготовки к предстоящим стрессовым событиям. Например, можно обыграть предстоящее выступление с отчетом на работе, воспроизвести удачное развитие и завершение ситуации. Это поможет унять стресс перед предстоящим реальным выступлением.

Интересно! Психодрама – это метод групповой и индивидуальной психотерапии. В последнем случае других людей можно заменить любыми предметами.

Чего ожидать на встрече?

Лучше ничего не ожидать. Занятия не похожи друг на друга. Игры не повторяются. Все рождается во время занятия
. Поэтому, если вы решились на психодраму, просто доверьтесь ведущему, окружающим вас людям, а главное – себе. Постарайтесь отбросить все маски, стеснения и предрассудки, и тогда вы получите максимальную пользу от занятия. Станете частью событий и сможете решить любую затруднительную ситуацию самым невообразимым для вас образом. Вам не дадут советов. Возможно даже не дадут до конца рассказать о всех чувствах и переживаниях. Вам дадут роль. И ваша задача просто не мешать себе.

Основные принципы

Спонтанность и креативность – главные принципы психодрамы как метода психотерапии. Только при таких условиях человек может полноценно раскрыться и исцелиться. А главные компоненты психодрамы по Морено – это теория ролей, теория спонтанности и социометрия.

Теория спонтанности

Под этим подразумевается полет творческой энергии. Она или подавляется человеком, или находит выражение в быстрой адаптации к новым условиям и новым реакциям в ответ на старые раздражители. Творчество – это поиск и создание чего-то нового, самовыражение. В широком смысле вся наша жизнь – творческий процесс.

Социометрия

Специальная техника, которая позволяет выявить симпатии и антипатии в группе, характер взаимоотношений между всеми участниками, микрогруппы внутри группы, явных и скрытых лидеров, изгоев, звезд и нейтралов. Результат социометрии – подробный психологический портрет группы (социограмма). Социометрия нужна при психодраме для того, чтобы ведущий грамотно распределили людей по группам.

Теория ролей

В условиях психодрамы роль – это привычные паттерны поведения участника. Это его вербальные и невербальные реакции в реальной жизни, его опыт, убеждения, мировоззрение. Мы постоянно меняем роли в зависимости от ситуаций и условий, в которых оказываемся.

Типы ролей:

  • телесные (соматические), например, роль едока;
  • психические, например, роль ревнивца, или весельчака;
  • социальные, например, роль дочери, матери, жены;
  • интегративные (не материальные), например, роль верующего или влюбленного человека.

Роли осваиваются параллельно развитию человека и именно в том порядке, в котором мы их описали. Отдельные роли повторяются так часто, что становятся каркасом личности.

Что такое психотерапевтическая группа и какие существуют ее разновидности?

Психотерапевтическая группа – это искусственно созданное объединение нескольких лиц, целью которого является психотерапевтическая поддержка и удовлетворение индивидуальных потребностей каждого участника. К основным признакам терапевтической группы относятся такие: • Осознание членов группы своей принадлежности к ней. • Установление межличностных отношений в группе. • Групповое давление, заставляющее каждого члена группы действовать соответственно ее негласным нормам и иерархии статусов. • Изменения взглядов, мышления и поведения в результате динамических процессов, происходящих в группе.

Далее я вкратце расскажу о разновидностях психотерапевтических групп на основании различных критериев (состава, целей, продолжительности функционирования, возраста и др.).

По количественному составу психотерапевтическая группа бывает: • Малая с численностью до 5-6 человек. В такой малочисленной группе терапия максимально приближается к индивидуальной, пациент получает больше внимания, что усиливает терапевтический эффект занятий. Но зато снижается эффект разнообразия взаимодействий, что затрудняет решение коммуникативных проблем. • Большая с количеством участников до 30 человек. В таком большом объединении неминуемо происходит формирование небольших группок со своими интересами, иерархией и своеобразными формами общения. Это существенно затрудняет работу модератора и приводит к снижению терапевтического эффекта, даже в случае работы двух специалистов – самого психотерапевта и его ассистента (ко-терапевта). • Оптимальная, которая состоит из 8-12 участников. Такой количественный состав обеспечивает качественную обратную связь между участниками и возникновение между ними эмоционально-психологической близости. По качественному составу психотерапевтические группы дифференцируют на такие: • Однородные (гомогенные) без существенных различий между членами группы. Это обеспечивает быстрое формирование сплоченной группы поддержки, достижение эффекта принятия и понимания, а также скорейшее получение позитивного терапевтического результата. Минусами однородных групп является то, что они не позволяют освоить все многообразие контактов с личностями иного склада, общение в группе бывает недостаточно глубоким. Обычно однородные объединения с похожими запросами создаются для быстрого разрешения конкретных проблемных ситуаций. • Неоднородные (гетерогенные), в которых участники группы имеют разную проблематику, взгляды и интересы. Неоднородный состав позволяет осознать, что конкретную ситуацию можно оценивать с разных точек зрения. Обратная связь с непохожими людьми позволяет пациенту более адекватно оценивать собственную роль и предназначение в обществе, корректировать свое восприятие мира, мышление и поведение. Работа психотерапевта в гетерогенной группе требует от него больших усилий и временных затрат, в самой группе увеличен уровень конфликтности, но зато именно такой формат наиболее эффективен для коррекции расстройств поведения. Критерием неоднородности или однородности служат такие признаки, как: • Демографические особенности (половая принадлежность, возраст, уровень образования). • Личностные характеристики (интересы и взгляды). • Клинический диагноз и общность симптоматики. Кроме того, по характеру функционирования и сменности состава группы дифференцируют на такие: • Закрытого типа с постоянным составом и оговоренным заранее количеством сессий. Пополнение группы новыми членами не предусмотрено, а выбывание участников возможно лишь по их желанию. • Открытые психотерапевтические группы также количественно не изменяются, но состав может обновляться. На место одних членов группы приходят другие, иногда даже меняется модератор, а сроки работы такой группы не ограничены. И еще один нюанс. Возможно, вы сталкивались в различных информационных источниках и на страницах отдельных сайтов с таким понятием, как психокоррекционная группа. Естественно, что у читателей возникает вопрос, это тоже самое, что и психотерапевтическая группа, или нечто особенное, преследующее иные цели. Хочу сказать, что психокоррекция является частью психотерапии и имеет прикладное значение только в РФ и странах постсоветского пространства. Считается, что нею могут заниматься только специалисты, имеющие медобразование и специализацию по психотерапии. На Западе психокоррекцией занимаются психологи и только в исправительных заведениях.

Современные отечественные тенденции осуществления активной практики психологами и психотерапевтами без медицинского образования привели к более четкому разграничению психотерапии и психокоррекции. Начнем с названия, если психотерапия означает лечение души, то коррекция – исправление. Психотерапия предполагает структурную трансформацию личности на основе глубокого анализа психических проблем и проникновение в бессознательную сферу психической деятельности человека. Терапевтический эффект достигается воздействием на психику и через психику пациента. Психокоррекция не направлена на изменение личности, а лишь помогает устранить непродуктивные формы поведения и взаимодействия в обществе, мешающие успешному саморазвитию личности и ее социальной адаптации. Практически психокоррекция адаптирует психику человека к быстро меняющимся условиям современной реальности, делает ее более гибкой и стрессоустойчивой. Соответственно и психокоррекционные группы имеют свои особенности и различные направления.

Среди них выделяют такие группы: • решения конкретных проблем; • организационного развития для менеджмента компаний; • обучения навыкам и умениям межличностных отношений и подготовки руководителей; • саморазвития и самосовершенствования; • терапевтические группы.

Кроме того, психокоррекционные группы дифференцируют на: • Авторитарного типа, т.е. сконцентрированные на руководителе (группы тренинга умений, так называемые Т-группы). • Сосредоточенные преимущественно на членах группы с формированием дружественного психологического климата и психологической поддержки (группы встреч). Психокоррекционные группы с полным правом могут вести психологи, имеющие базовое и высшее психологическое образование, а также участвующие в программах переподготовки.

Направления психодрамы

Современные направления психодрамы:

  1. Гипнодрама. Игра сочетается с погружением участников в гипнотический транс. При таких условиях подсознание включается в работу максимально, участники расслабляются и восстанавливаются, отдыхают психически и соматически.
  2. Биодрама. Люди изображают животных, на которых они похожи. Такая техника чаще применяется в работе с детьми, так как им проще говорит о себе через других персонажей, например, через животных.
  3. Социодрама. Внутри стабильной группы человек разыгрывает тот конфликт, участником которого он стал в другой группе.
  4. Куклодрама. Вместо людей используются куклы. Это направление чаще используют в работе с детьми.
  5. Импровизация. Нет сценария, все участники действуют свободно.

Интересно! Морено не оставил прямых инструкций и теоретических основ психодрамы. Психологам пришлось по крупинкам воссоздавать теорию по тем материалам, что сохранились. Поэтому встречается множество разновидностей этой техники, но принципы и структура сохранились.

Существуют ли противопоказания для групповой психотерапии?

Групповая психотерапия имеет свои показания и противопоказания, которые выявляются психотерапевтом на этапе первичного собеседования. Что касается показаний, то они охватывают широкий спектр психических расстройств – от неврозов и психосоматических расстройств до шизофрении. Некоторым людям групповая терапия категорически не рекомендуется. Это может быть связано как с индивидуальными психическими особенностями, так и с жизненными обстоятельствами. Включение в группу таких пациентов грозит в дальнейшем негативной динамикой, отсутствием прогресса и ухудшением эмоционального фона у всех участников групповых сессий. От показаний зависит выбор типа психотерапевтической группы и метода психотерапии. Например, для решения обычных житейских проблем подойдет разговорная терапия, для лечения фобий – КПТ, для коррекции поведения и характера – гештальт-терапия, для терапии зависимостей – эриксоновский гипноз.

Противопоказаниями для проведения групповой терапии являются такие состояния: • Низкий уровень интеллекта и снижение когнитивных функций. • Психозы, особенно сопровождающиеся бредом преследования и отношений, склонностью к физическому насилию и галлюцинациям. • Неизлечимые болезни и инфекции. • Психические расстройства в фазе декомпенсации. Относительными противопоказаниями является наличие у пациентов физических недостатков. Кроме того, не рекомендуется включать в состав одной группы лиц, связанных служебными, семейными и другими видами отношений в обыденной жизни. Поводом для исключения из группы могут стать такие обстоятельства: • Нарушение пациентом правил и несоблюдение расписания сессий. Кстати, оптимальный режим работы – 3-4 занятия в неделю длительностью 60-90 минут. • Психическая несовместимость с другими участниками группы и повышенная конфликтность. • Исчезновение у пациента мотивации к продолжению лечения.

Виды

Морено выделил следующие виды психодрамы (формы психодрамы):

  1. Психодрама, во главе которой стоит протагонист. Проигрывается боль одного из участников.
  2. Психодрама, которая сконцентрирована на группе. Разбирается проблема, касающаяся группы людей.
  3. Психодрама, сконцентрированная на теме. Обсуждается проблема, актуальная для всех присутствующих. Речь может идти как о внутренних конфликтах, так и о событиях внешнего мира, в том числе о новостях мирового масштаба.

Что касается сфер применения, то этот метод универсален. Особых названий, классификаций для этого нет. Психодрама подходит для работы с детьми, взрослыми, родителями, парами, коллективами, компаниями, государствами, странами и т.д. Психодрама подходит для консультирования и лечения во всех категориях проблем.

Типы взаимоотношений

Морено обозначил три типа взаимоотношений людей с позиции психодрамы (три типа связи):

  1. Перенос. Один человек присуждает другому такие негативные качества и поступки, которых у него на самом деле нет. Обычно это происходит не просто так, а на основе травм. Например, человек переносит жестокость матери на всех женщин, которые внешне чем-то похожи на нее.
  2. Вчувствование (в авторской терминологии). Человек воспринимает другого как отдельную и уникальную личность, старается понять его, взглянуть на ситуацию его глазами, почувствовать то, что чувствует тот человек.
  3. Теле. Под этим Морено подразумевал взаимопонимание людей или взаимоотчуждение.

Два последних типа имеют отношение к адекватному восприятию и самовосприятию. Умение сопереживать другому человеку и понимать его отношение к оппоненту – признак психического здоровья.

Немного о тревожных расстройствах

Общее, что есть у людей с тревожными расстройствами – это страх. Однако в речи «страх» может обозначать разные его виды. «Здоровый реальный страх» — как правило, является сигналом о реально существующей опасности и может быть преодолим, когда человек предпринимает какие-то действия, направленные во внешний мир. «Болезненные страхи» бывают более сильными, чем реальные, и не связаны с конкретной ситуацией. Они в сою очередь, подразделяются на «преувеличенные страхи» — когда в ситуации существует реальный страх, но у человека нет возможности с ним справиться и он чувствует себя слабым и беспомощным, а страх существующий в ситуации воспринимается как нечто более большее и сильное, с чем нет возможности справиться. Что называется «сделать из мухи слона».

«Вытесненные страхи при фобиях» представляют собой реакцию страха на событие в настоящем, но причины такой реакции находятся в прошлом человека и, как правило, не осознаются. В результате у человека нет возможности что-то сделать с этим страхом в настоящем, он продолжает бояться встречи с каким-то конкретным событием, имеющим отношение к прошлому.

«Панические атаки» изначально не связаны с конкретным объектом страха. Они возникают внезапно, сопровождаются различными телесными явлениями: учащением сердцебиения, болями в грудной клетке, которые ошибочно могут быть опознаны как боли в сердце, например. Начинает кружиться голова, ощущается нехватка воздуха. Человеку начинает казаться, что он полностью теряет контроль над собой, своим психическим благополучием, что он может умереть. Страх полностью охватывает человека, парализуя возможности с ним справиться. Люди с паническим расстройством часто говорят о том, что в таких ситуациях они нуждаются в присутствии рядом другого человека, который поможет им прийти в нормальное состояние. Человек не в состоянии осознать причину панической атаки и, как правило старается найти какое-то объяснение этому. Например, начинает считать, что его «сглазили», «навели порчу» и бегает по «народным целителям». И что удивительно, на некоторое время ему действительно становится лучше. Но, только на некоторое время.

«Вторичный страх панической атаки» — это дополнительные страхи, которые возникают на фоне панического расстройства. Сюда можно отнести, например, агорафобию – человек начинает бояться выходить из дома, начинает бояться мест скопления людей, находиться на улице одному. Социальные страхи – когда человек считает, что другие могут его осудить, насмехаться над ним, отвергнуть его в ситуации панической атаки. Жизнь человека все больше становится насыщена страхом, что начинает накладывать существенные ограничения на возможности удовлетворять важные потребности, человек чувствует себя лишенным возможности быть свободным от страха и ограничений.

В поведении человека появляются различные защитные реакции. Например, выходить из дома только в сопровождении другого человека; выключать или приглушать в помещении свет в темное время суток, когда яркий свет начинает вызывать тревогу и дискомфорт; перестает ездить в общественном транспорте или на автомобиле; постоянно носить солнцезащитные очки, чтобы яркий солнечный свет не вызывал тревогу или же выходить из дома после заката. Тем самым укрепляет и поддерживает наличие у себя панического расстройства.

Этапы практики психодрамы

Существуют три фазы психодрамы:

  1. Разогрев. На этом этапе ведущий предлагает участникам несколько упражнений на сплочение, знакомство, воссоздание доверительной атмосферы. Это важно для того, чтобы участники могли быть открытыми, говорили о личном. На этом же этапе выявляются темы для обсуждения.
  2. Действие. Непосредственная инсценировка выбранной проблемы. Ведущий назначает протагониста, помогает ему распределить другие роли.
  3. Шеринг. Анализ ситуации, активное обсуждение завершившейся игры. Протагонист рассказывает о том, какие выводы он сделал. Ведущий помогает интерпретировать то, что человек чувствует.

Участники выбирают одну из техник психодрамы: дублирование, зеркало или обмен ролями.

В первом случае другой человек становится отражением подсознания главного героя. Дублер проговаривает, изображает то, что подавлено в главном лице. Если дублер прав, то герой соглашается и повторяет это.

При использовании техники психодрамы «Зеркало» другой человек изображает главного героя, а тот смотрит на него, как на свое отражение. И то и другое помогает протагонисту разобраться в себе, лучше понять себя, посмотреть на себя со стороны.

Обмен ролями дает возможность посмотреть на ситуацию глазами другого человека. В любой момент главный герой меняется ролями с кем-то из участников и продолжает игру в его роли. Это помогает лучше понять другого человека.

Чем групповая психотерапия отличается от индивидуальной?

Различия имеют принципиальный характер и сводятся к следующим аспектам: • В индивидуальном формате основным методом воздействия является диалог психотерапевта и пациента, в групповой терапии основным инструментом является психотерапевтическая группа. Выбор лечебного направления зависит от особенностей психики человека, глубины и продолжительности психического расстройства. Это может быть психоанализ, гештальт-терапия, когнитивно-поведенческая терапия и др. • При индивидуальных сеансах пациент уверен в сохранении тайны его «исповеди», что помогает ему больше раскрыться, т.к. не каждый решится выносить свои проблемы на всеобщее обозрение. Кроме того, время и внимание специалиста принадлежит только одному конкретному человеку, а не «распыляется» по его мнению между участниками группы. Для эгоцентричных личностей это довольно значимый аргумент. Такие пациенты требуют только индивидуального подхода, другие же хотят узнать мнение о своей проблеме других людей, особенно со схожими жизненными ситуациями, третьи успешно поддаются лечению с использованием обеих методик. • Преимуществом групповой психотерапии является то, что с ее помощью намного легче решаются вопросы коммуникации в обществе. Во время занятий в группе расширяется круг общения, причем с самыми разными людьми, отрабатываются и проверяются новые навыки коммуникативного поведения, происходят изменения мышления в сторону повышения самооценки, уверенности в себе и свободы выражения эмоций. Не следует пренебрегать и меркантильными интересами, т.к. занятия в группе стоят значительно дешевле индивидуальных сеансов, а по эффективности практически им не уступают. Выбор формата психотерапии остается за пациентом, но при этом в его же интересах прислушиваться к рекомендациям своего психотерапевта.

Упражнения

Рассмотрим кратко несколько популярных упражнений с использованием психодрамы.

Магазин

Участники делятся на продавцов и покупателей. В дальнейшем, поделившись на пары или подгруппы, участники воспроизводят конфликты и находят выход из них. Используются разные темы, участники часто меняются ролями. Это упражнение помогает развить социальные и коммуникативные навыки. Каждый участник учится отстаивать свою позицию и достойно выходить из конфликтов, искать компромиссы.

Автобус

Все участники делятся на «зайцев» (безбилетники) и контролеров. Первые садятся во внутренний круг, вторые – во внешний. Безбилетники оправдываются, а контролеры пытаются пристыдить их, но в то же время войти в их положение. По окончанию действия участники обсуждают игру друг друга. Во время взаимодействия выявляются внутренние блоки, комплексы и проблемы людей, те особенности, которые мешают им взаимодействовать с обществом. Каждый участник учится отстаивать свое мнение, отказывать, сопротивляться, сохранять самообладание в неудобных ситуациях.

Семья

Протагонист распределяет роли в игре, свою роль тоже отводит кому-то и описывает, какую ситуацию из его семьи должны воспроизвести участники. Это упражнение дает возможность главному герою посмотреть на самого себя со стороны и иначе взглянуть на других членов семьи. После воспроизведения ситуации проводится обсуждение.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]