Дебрифинг — это психологическая беседа с человеком, пережившим экстремальную ситуацию или психологическую травму

Дебрифинг — это одноразовая специфическая беседа психологической направленности с субъектом, пережившим психологическую травму или экстремальную ситуацию. Чаще всего целью такой беседы является минимизация психологического вреда, нанесенного жертве, путем выслушивания точки зрения пострадавшего и разъяснения ему, что конкретно с ним произошло.

Дебрифинг — это процесс обучения, который помогает всем участникам рассуждать о прошлом пережитом опыте, делать открытия полезные для себя, раскрывать новые увлекательные идеи и делиться с другими участниками. Дебрифинг – это своеобразная методика работы групповой с травмой психики.

Различия между обратной связью и дебрифингом (по Тиму Расселу)

В книге Тим Рассела «Эффективная обратная связь» автор разделяет понятие обратной связи и дебрифинга. Он исходит из того, что в тренинге мы затрагиваем 4 аспекта: изучаем теорию, отрабатываем навыки, работаем с установками, а также помогаем вырабатывать суждения, которые влияют на способность принимать решения на основе изученного.
Обратная связь может быть применена для оценки правильности/неправильности знаний и навыков. Без нее невозможен прогресс, так как она дает информацию, что делать по-другому и какие ошибки допустил участник.

Дебрифинг может нам помочь при работе с установками и выработке суждений. Поскольку эта область не может быть оценена как правильная или неправильная, дебрифинг с помощью вопросов позволяет собрать разные мнения и расширить кругозор и рамки мышления учащихся.

Каждый человек имеет свой допустимый объем восприятия обратной связи. Учащихся можно разделить на 3 типа: «наперсток», «стакан», «ведро». По определенным сигналам (высказываниям участников, невербальным проявлениям и пр.) можно понять, с кем тренер имеет дело и в зависимости от этого принять решение, когда необходимо закончить давать обратную связь и перейти к дебрифингу.

Каждому участнику должно быть уделено равное время для обсуждения его работы. Однако время между обратной связью и дебрифингом может быть поделено неравномерно. Для «наперстка», например, акцент будет сделан на дебрифинг, так как объем восприятия возможной обратной связи у него меньше.

Если объем обратной связи достигает предела, критика перестает восприниматься и у участника тренинга включается защитная реакция.

Защитная реакция – важный элемент для сохранения самоуважения участника в глазах группы. И тренер должен с уважением и понимаем относиться к данной потребности любого учащегося.

Защитная реакция может быть трех типов: на первом этапе в качестве объяснения неудачи привлекаются внешние факторы (ограничение времени, видео-камера, присутствие наблюдателей и пр), на втором – ссылаются на нечеткие инструкции, нереалистичность ситуации, плохую организацию процесса, на третьем этапе — напрямую обвиняют тренера в непрофессионализме, становятся в оппозицию.

Чтобы не провоцировать участника переходить на следующую стадию защиты, нужно принять его объяснения и аккуратно перевести обратную связь в дебрифинг.

Дебрифинг позволяет сместить акцент с конкретного участника и обсуждения его успешности на дискуссию с группой об общих моментах по затронутой теме. В этом случае участник, получивший обратную связь, ощущает себя в большей безопасности и готов с большим энтузиазмом ее принять.

Дебрифинг в психологии

Специалисты в психологии часто используют дебрифинг в отношении участников, которые совместно присутствовали в какой-то катастрофе или происшествии. Как уже указывалось, беседа с участниками проводится не ранее 48 часов после случившегося, чтобы люди могли переноситься воспоминаниями в прошлое, нормально реагировать на него, включать логическое и аналитическое мышление.

Если же дебрифинг происходит спустя длительное время после случившегося, специалист может столкнуться с тем, что участники не смогут вспомнить деталей, начнут искажать факты, путаться в показаниях. Это естественно для психики человека, которая делает все, чтобы травмирующие воспоминания забывались или угнетались, искажались, сохраняя баланс. В таком случае применяются видеоролики, где продемонстрированы кадры о событии.

Человек хорошо себя чувствует, когда его чувства и переживания никто не высмеивает. Специалист создает именно такую обстановку, когда конфиденциальность и безопасность создают спокойные ощущения. При этом человеку становится лучше, когда он замечает у других подобные своим переживания. Если дебрифинг проводится в группе людей, с которыми произошли схожие события или они все были участниками одной катастрофы, тогда их переживания во многом перекликаются.

Человек чувствует поддержку и внутреннее расслабление за счет того, что его окружают люди, которые могут не только посочувствовать, но и сами переживают такие же эмоции, как и он.

Целью дебрифинга является снижение уровня стрессовых переживаний, которые возникли в неприятной ситуации. Снижается внутреннее напряжение, переживания и страдания. Это возможно через проработку впечатлений и чувств субъекта, восприятие другой точки зрения в отношении того, что случилось и в чем заключался смысл происходящего. Также здесь прорабатываются различные комплексы ненормальности, которые могли возникнуть у жертвы.

Конечно, рассматриваемая методика не способна гарантировать избавление человека от негативных последствий ситуации. Однако дебрифинг помогает максимально снизить последствия произошедшего, чтобы человек смог определиться с дальнейшими действиями. Зацикленность на собственных переживаниях зачастую не позволяет человеку увидеть, что с ним происходит. Дебрифинг словно отрезвляет, позволяя человеку сделать выбор.

Дебрифинг считается эффективным в различных стрессовых ситуациях, где психологическое напряжение являлось максимальным. Данной технике обучают специалистов, которые четко придерживаются процедуры.

Дебрифинг используется во многих областях, где человек может «застревать». Это обучение видения других решений, а не одного единственного. Это смена ролей, где люди ставят себя на места оппонентов, чтобы увидеть ситуацию с другой стороны.

Парадокс дебрифинга

Несмотря на то что ученые доказали бесполезность этого метода, многие пострадавшие после данной процедуры утверждали, что им стало лучше. Они искренне были убеждены, что скорая помощь была эффективной.

На самом деле есть тип психологически устойчивых людей, которые сами способны пережить травму без развития ПТСР. Поэтому присутствие их на процедуре дебрифинга или отсутствие большой роли не играет, они сами вскоре полностью выздоравливают.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Сущность психологического дебрифинга и его этапы

Определение 1

Психологический дебрифинг – это способ беседы с человеком, который пережил психологическую травму.

Целью психологического дебрифинга является предотвращение развития посттравматического стрессового расстройства и других негативных последствий.

Определение 2

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) — это расстройство, развивающееся у некоторых людей, которые пережили шокирующее, страшное или опасное событие.

Для человека естественно бояться во время и после травмирующей ситуации. Страх запускает многие процессы в организме, чтобы помочь защититься от опасности или избежать ее. Выбор «сражайся или беги» является типичной реакцией, предназначенной для защиты человека от вреда. После травмы почти каждый испытает ряд реакций, но большинство людей естественным образом избавляются от начальных симптомов. Те, кто продолжает испытывать проблемы, могут быть диагностированы как пациенты с ПТСР. Люди, страдающие ПТСР, могут испытывать стресс или страх, даже если им не угрожает опасность.

Большинство процедур психологического дебрифинга включают один сеанс, который может длиться от одного до трех часов, в дни, следующие сразу за травмирующим событием. Время и способ лечения зависят от квалификации персонала, проводящего психологический дебрифинг. Часто он проводится в группах.

Эффект дебрифинга, как правило, проявляется вскоре после его проведения, среднесрочный и долгосрочный эффект этого способа воздействия на реакцию на травму вызывает большие сомнения. Высказывается предположение, что психологический дебрифинг может мешать процессам естественного восстановления после травмирующего события. Это верно как для одной сессии, так и для нескольких сеансов. Однако по состоянию на 2022 год Американская психологическая ассоциация положительно оценила психологический дебрифинг, поскольку отсутствие поддержки (исследований и лечения) потенциально вредно.

Психологический дебрифинг — это не то же самое, что краткосрочная когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), назначаемая при остром стрессовом расстройстве, которая проводится приблизительно через 2 недели после травмы и длится от четырех до пяти сеансов.

Люди, пережившие катастрофические события, часто получают лечение, называемое психологическим дебрифингом, с целью предотвращения посттравматического стрессового расстройства. С ними проводится иинтервью (беседа), которое предназначено для того, чтобы люди могли непосредственно противостоять событию и делиться своими чувствами с консультантом. Это поможет им структурировать свои воспоминания о событии.

Иными словами, психологический дебрифинг — это программа вмешательства в кризисных ситуациях, которая используется для оказания первоначальной психологической помощи. Обычно он проводится на групповом сеансе в период между 24 и 72 часами после бедствия.

Смысл такого метода состоит в том, чтобы «рассказывать о том, что произошло», с чувством пересмотра или изучения опыта или действий с целью достижения порядка в голове и придания смысла в отношении того, о чем сообщалось. Это структурированный процесс, который также оценивает вклад различных участников в определение успеха или неудачи операции. Процессы могут включать получение объяснения, информации и ситуативных напоминаний о контексте, а также предоставление отчетов о показателях эффективности и возможностях дальнейшего изучения результатов исследования, расследования или оценки эффективности после завершения участия.

Этапы психологического дебрифинга

Каждый сеанс психологического дебрифинга состоит из семи этапов:

  1. установление правил;
  2. выявление фактов, чтобы установить, что произошло;
  3. обсуждение мыслей о том, что произошло; (
  4. обсуждение эмоций, связанных с тем, что произошло;
  5. выявление признаков и симптомов дистресса;
  6. изучение посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) и стратегий преодоления трудностей;
  7. повторное обсуждение любых других вопросов и предоставления любых дополнительных услуг

Цель этого типа опроса, как уже отмечалось ранее, состоит в том, чтобы не дать развиться ПТСР.

Понятия дебрифинга

-Большой Оксфордский словарь английского языка определяет дебрифинг как “опрос или освидетельствование возвратившегося после выполнения задания человека для того, чтобы получить от него информацию”. Термин “психологический дебрифинг” означает кризисное вмешательство, предназначенное для того, чтобы ослабить и предупредить вызванную психической травмой стрессовую реакцию у нормальных людей, которые находятся в чрезвычайной стрессовой ситуации

Цель психологического дебрифинга — предупредить развитие стойких последствий эмоциональной травмы путем создания возможности для сознательной оценки на когнитивном уровне и эмоциональной переработки травматического события.

Психологический дебрифинг стресса критических инцидентов (психологический дебрифинг), т. е. организованное обсуждение стрес­са, совместно пережитого военнослужащими при решении задач боевой деятель­ности.

Целью дебрифинга ставится минимизация и купирование психических стра­даний военнослужащих.

Дебри́финг; психологический дебри́финг — одноразовая слабоструктурированная психологическая беседа с человеком, пережившим экстремальную ситуацию или психологическую травму. В большинстве случаев, целью дебрифинга является уменьшение нанесенного жертве психологического ущерба путём объяснения человеку что с ним произошло и выслушивания его точки зрения.

«Дебрифинг» (англ. debriefing) было заимствовано американскими психологами из военной терминологии, где оно обозначало процедуру обратную «брифингу» (англ. briefing — «инструктаж»), нечто вроде «разбора полётов». В ходе дебрифинга военный докладывает о деталях выполнения задания и получает инструкции, какая из полученной им информации может быть обнародована, а что должно оставаться секретным. Дополнительной задачей такого «разбора полётов» является сглаживание психологического стресса и помощь солдату в возвращении к его обязанностям. В российской военной терминологии термин «дебрифинг» не применяется

Дебрифинг стресса критических инцидентов

Цель ДСКИ — минимизировать нежелательные психологические последствия и предупредить развитие посттравматических стрессовых расстройств (см. Постравматическое стрессовое расстройство). Эта цель достигается путем обмена впечатлениями и эмоциями («вентиляции»); когнитивной организации опыта; уменьшения тревоги и напряженности; понимания универсального характера индивидуальных реакций, достигаемого в процессе интенсивного обмена чувствами в группе; мобилизации ресурсов для взаимной поддержки, усиления групповой солидарности и сплоченности; подготовки участников к правильному восприятию своего последующего состояния и использованию различных стратегий психологической помощи.

ДСКИ проводится ведущим, который может иметь помощника. Процесс дебрифинга обычно включает 5-7 обязательных фаз, через которые проходит группа численностью до 8-12 человек.

А. Вводная: представление ведущего, разъяснение целей, задач и правил, снятие тревоги у участников по поводу необычности процедуры. Основными правилами, которых придерживаются как ведущие, так и участники, являются: а) не заставлять никого из группы говорить или обсуждать то, чего они не захотят; б) соблюдать конфиденциальность: то, что происходит или обсуждается в группе, предназначено только для группы и не выносится вовне; в) не допускать критических суждений в отношении другого: никто не должен рассматривать происходящее как «разбор» или «трибунал» — для них найдется другое место; г) каждый может говорить лишь о своих переживаниях, поступках (от первого лица), а не о чужих; д) участники предупреждаются о том, что могут вновь пережить отрицательные чувства, что естественно, т.к. речь идет о весьма болезненных вещах. Однако, задача ДСКИ как раз и состоит в том, чтобы научиться справляться с реальными негативными эмоциональными состояниями;

Б. Факты: каждый рассказывает о том, что происходило с ним: что он видел, где находился и что делал. Восстанавливается полная картина происшествия и хронология событий. Согласие относительно фактов способствует когнитивной организации опыта. Выражения эмоций на этой фазе допускать не следует.

В. Мысли, эмоции, чувства: ведущий просит перейти от описания событий к рассказу о внутренних психологических реакциях на них

Очень важно припомнить самые первые впечатления, пронесшиеся в голове мысли, импульсивные поступки и эмоциональные реакции. Несмотря на то, что рассказы могут приобретать весьма драматический характер, нельзя допускать, чтобы доминировали чувства кого-либо из участников

Каждый должен получить возможность высказаться и постараться выразить свои переживания.

Г. Симптомы: обсуждаются актуальные эмоциональные, когнитивные и соматические проявления ПТСР, отмечаемые участниками изменения в восприятии своего «Я» и поведении. Каждый участник получает возможность лучше разобраться в своем состоянии, отмечая и те симптомы, о которых, в силу различных причин, он не высказался.

Д. Образование (информирование): разъяснение участникам природы постстрессовых состояний как «нормальных реакций на экстремальную ситуацию»; обсуждение вариантов и способов преодоления имеющих место и возможных в будущем отрицательных психологических последствий.

Е. «Закрытие прошлого» и новое начало: подводится своеобразный итог под тем, что было пережито. Прошлое нельзя просто забыть, оно требует активного к себе отношения с тем, чтобы найти в себе силы для новой жизни. Ритуалы «закрытия прошлого» выработаны в культуре (поминовения, годовщины, посещения мест, связанных с событиями и пр.), однако они предполагают и собственное творческое участие: например, многие из переживших катастрофу посвящают себя тому, чтобы помочь избежать новых катастроф или уменьшить их последствия, используют свой опыт при оказании помощи, участвуют в деятельности добровольных спасательных бригад и т.п. Формально процедура ДСКИ завершается вопросами участников к ведущим, советами, как себя вести в будущем. Окончание ДСКИ всегда специально акцентируется («подводится черта»). Ведущий разъясняет, что в случаях, если состояние не улучшится в ближайшие шесть недель или начнет внезапно ухудшаться, если появятся затруднения при выполнении привычной работы или понизится работоспособность следует немедленно обратиться за помощью к специалисту.

Литература: Колодзин Б. Как жить после психической травмы. — М., 1992; Черепанова Е.М. Саморегуляция и самопомощь при работе в экстремальных условиях . — М., 1995.

Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА . Под общей редакцией профессора А. М. Столяренко . 2003 .

источник

ПРЕДИСЛОВИЕ

Чрезвычайные ситуации получают в современных социально-политических условиях все более широкое распространение. Все чаще дети и взрослые попадают в условия техногенных катастроф, стихийных бедствий, подвергаются насилию, становятся заложниками. Поэтому интерес к психологии экстремальных ситуаций в современном мире неуклонно растет, как среди политиков, социологов, философов, так и среди практических психологов. Психология экстремальных ситуаций составляет к настоящему времени один из важнейших разделов прикладной психологии, который включает в себя как диагностику психических состояний человека, переживающего или пережившего чрезвычайные обстоятельства, так и направления, методы, техники, приемы психологической помощи: психологической коррекции, консультирования и психотерапии.

Значительное внимание уделяется в психологической литературе выявлению, психологическому анализу и классификации разнообразных психических феноменов, возникающих у жертв экстремальных происшествий. В частности, психологические феномены, возникающие в условиях воздействия чрезвычайных факторов, описываются в литературе под названием посттравматического стрессового синдрома, или посттравматического стрессового расстройства, Исследуются разнообразные негативные психические состояния, возникающие вследствие воздействия экстремальных факторов: стресс, фрустрация, кризис, депривация, конфликт. Эти состояния характеризуются доминированием острых или хронических негативных эмоциональных переживаний: тревоги, страха, депрессии, агрессии, раздражительности, дисфории. Возникающие в этих состояниях аффекты могут достигать такой степени интенсивности, что они оказывают дезорганизующее воздействие на интеллектуально-мнестическую деятельность человека, затрудняя процесс адаптации к происходящим событиям. Интенсивные эмоциональные переживания, такие, как страх, паника, ужас, отчаяние, могут затруднять адекватное восприятие действительности, правильную оценку ситуации, мешая принятию решений и нахождению адекватного выхода из стрессовой ситуации. Эти явления, отражающие феноменологию психического функционирования человека в кризисе, оказываются в центре внимания как врачей-психиатров и психотерапевтов, так и психологов, оказывающих психологическую помощь людям, пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.

В значительной части случаев последствиями травматического стресса, связанного с переживанием экстремальных жизненных ситуаций, являются такие формы аддиктивного поведения, как алкоголизм, наркомания, токсикомания, злоупотребление лекарственными препаратами. Алкоголь или наркотик могут использоваться в качестве релаксирую-щих средств, позволяющих снять или частично нивелировать острый дискомфорт, напряжение, растерянность, страх. Чрезмерный стресс может влиять и на витальные (жизненные) функции, такие, как сексуальное поведение или питание. Таким образом, последствиями травматического стресса являются не только длительные или острые эмоционально-негативные состояния, затрудняющие жизнедеятельность человека, но также и нарушения поведения, представляющие уже сферу интересов врачей-психиатров. Между тем подобные нарушения поведения имеют психологические причины, связанные с недостаточностью личностных ресурсов для преодоления стресса либо с чрезмерностью и избыточностью дезадаптирующих воздействий в чрезвычайных обстоятельствах.

Существуют жизненные ситуации, знакомые каждому, которые являются настолько травматичными, что требуют помощи со стороны, поскольку сам человек справиться с переживанием стресса не может. Например, ситуация смерти, потери близкого человека, разрыва отношений – когда личностных ресурсов может оказаться недостаточно. Чтобы справиться с чрезвычайным стрессовым воздействием, люди, переживающие утрату, часто начинают злоупотреблять алкоголем, лекарственными препаратами. Вследствие хронического напряжения у них могут возникнуть также и разнообразные психосоматические расстройства. Психологи активно исследуют причины возникновения так называемых психосоматических заболеваний, при которых наибольшее значение имеют именно психологические факторы. Такие соматические страдания, как язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, неспецифический язвенный колит, гипертония или ишемическая болезнь сердца, – часто возникают вследствие чрезвычайных обстоятельств на фоне длительных и интенсивных состояний гнева, ярости, злости или страха, отчаяния, депрессии и печали. Таким образом, лица, пережившие стресс, могут оказаться пациентами врача.

Психология экстремальных ситуаций имеет как свой теоретический аспект, связанный с изучением особенностей психического функционирования в кризисе, так и практическое приложение, которое определяется необходимостью оказывать психологическую помощь пострадавшим в критических ситуациях людям. Подобная психологическая помощь необходима для предотвращения нарушений поведения и профилактики психосоматических расстройств. Она предполагает нормализацию психического состояния с нивелированием негативных переживаний, которые оказывают столь разрушительное воздействие как на психические, так и на соматические функции человека. Основной задачей психологической помощи является актуализация адаптивных и компенсаторных ресурсов личности, мобилизация психологического потенциала для преодоления негативных последствий чрезвычайных обстоятельств. Следствием эффективной психологической помощи пострадавшим является оптимизация психического состояния и поведения человека в экстремальных ситуациях.

В справочнике практического психолога, посвященном экстремальным ситуациям, который предлагается вашему вниманию, раскрываются как теоретические аспекты, позволяющие понять специфику этих ситуаций, их значение для человека, так и практические, прикладные аспекты: автор предлагает конкретные способы преодоления травматического стресса, конкретные формы поведения, позволяющие справиться с чрезвычайными ситуациями. Тут также приводятся конкретные рекомендации, которые могут быть полезны не только практическим психологам, но также и всем лицам, оказывающим помощь пострадавшим: врачам, спасателям, военным, пожарным.

Соловьева С.Л.,

доктор психологических наук, профессор,

заведующая кафедрой психологии и педагогики Санкт-Петербургской

государственной Медицинской академии им. И.И. Мечникова

Дебрифинг стресса критических моментов

В 1983 году Д. Митчел разработал структуру дебрифинга стресса критических моментов. Она направлена на работу с людьми, которые участвовали в одной катастрофической ситуации. Не всегда это являются лица, случайно участвовавшие в ситуации. Порой речь идет о сотрудниках, чья работа связана с экстренными ситуациями.

Главной целью дебрифинга стресса критических моментов является снижение психологического напряжения, а также предотвращение развития ПТСР и его симптомов. Это становится возможным, когда дебрифинг проводится в группах, где люди делятся своими ощущениями и переживаниями, рассказывают о своем опыте, а также слушают других участников, которые пребывали в той же самой ситуации. Это помогает сплотиться, найти поддержку и понимание со стороны других людей. Сами участники начинают сострадать и анализировать более трезво ситуацию, которая каждым раскрывается в новом свете.

Дебрифинг проводится ведущим и его помощником. Этапы могут составлять от 5 до 7. Максимальное количество участников – до 12 человек.

Рассмотрим структуру дебрифинга:

  1. Проработка чувств:
  • Вводная часть: знакомство, ознакомление с правилами.
  • Фаза фактов: каждый участник излагает те факты, которые связаны с чрезвычайной ситуацией.
  • Фаза мыслей: каждый участник делится своими переживаниями и суждениями, которые с ним происходили в тот или иной момент, когда он находился в ЧС.
  • Фаза реагирования: каждый участник искренне делится своими чувствами, которые его охватывали в момент ЧС и после произошедшего.
  1. Обсуждение симптомов и получение поддержки:
  • Фаза симптомов: участники говорят о тех симптомах, которые проявились у них после кризисной ситуации. Иногда они все выписываются на одном листе бумаге.
  • Подготовительная фаза. Ведущий с помощником анализирует реакции участников.
  1. Активизация ресурсов, предоставление информации. Фаза реадаптации: идет обсуждение того, что может быть в будущем с симптомами участников. Что они могут предпринять, чтобы предотвратить негативное развитие событий?

В момент дебрифинга в комнате находятся только участники ЧС, ведущий и его помощники. Все остальные лица считаются лишними. Время проведения дебрифинга составляет около 2,5 часов без перерывов. Это делается потому, что за все время проводится глубокая проработка чувств и переживаний, что не требует разрыва.

Требования к ведущему:

  1. Навыки коллективной работы.
  2. Знакомство с проблемами, связанными с тревожностью, утратой, травмами.
  3. Уверенность в себе.
  4. Эмоциональная уравновешенность и умение контролировать личные эмоции.

Что такое многоуровневый дебрифинг?

Структура и масштабы данного психологического вмешательства могут изменяться в зависимости от глобальности происшествия. Если это техногенные катастрофы, стихийные бедствия, массовые теракты, то применяется многоуровневый дебрифинг.

Первый уровень — это работа психологов, медиков, работников МЧС с пострадавшими.

Второй уровень — это работа психологов с теми специалистами, которые оказывали помощь на месте событий. Ведь работа в эпицентре — это сильная эмоциональная нагрузка.

Особенности беседы с жертвами ЧС

Беседа с пострадавшими проводится в первые 2 суток после случившегося, так как в этот период большой процент вероятности предотвращения психологических проблем.

Максимально заметный эффект дебрифинг имеет в первые сутки, когда человек не успел поспать и употребить транквилизаторы. Если данную беседу приходится отложить, то специалисты замечают, что случившиеся события уже перешли в постоянную память. Поэтому задача психологов — не допустить консолидации следов памяти, минимизировать любые негативные психические проявления после пережитого стресса.

Сценарий дебрифинга

Каждая беседа должна иметь сценарий, он будет дополнительной опорой для психолога, которому тоже приходится работать в экстремальных условиях.

Дебрифинг часто проводится в форме тренинга, когда участники садятся по кругу, но в данном случае предпочитают не оставлять пустого пространства в центре, ведь это не совсем привычная обстановка может восприниматься участниками как угроза. Чтобы сделать условия максимально комфортными, используют круглый стол.

Дебрифинг состоит из трех основных частей:

1. Репродукция случившегося.

2. Анализ симптомов и реакций.

3. Мобилизация психологического состояния здоровья.

Кроме того, весь процесс разделен на фазы:

  1. Знакомство. Как и в обычном тренинге, участники должны назвать имя и рассказать какую-то информацию о себе.
  2. Изложение фактов. На этом этапе пострадавшие повествуют, что именно им пришлось пережить. Как они поняли, что приближается беда, их дальнейшие действия.
  3. Фаза впечатлений. Участники делятся своими переживаниями, мыслями, эмоциями. Если разговор заходит в тупик, тренер обязан подогреть его вопросами: «Что вы думали о случившемся?», «Как вы оценивали ситуацию вокруг себя?»
  4. Фаза чувств. Самый длинный и важный этап. Многие пострадавшие испытывают не знакомые им ранее эмоции, отчего они кажутся дикими, странными, постыдными. Каждый считает, что такой переворот сознания происходит только с ним, но в ходе разговора понимает, что все переживают аналогичные чувства. Зарождается взаимоподдержка и эмоциональная связь. Этот ключевой момент дебрифинга зависит в первую очередь от тренера, который обязан подтолкнуть участников к искренности.
  5. Фаза симптомов. Ее можно не выделять как отдельную, часто она входит в предыдущую.
  6. Ведущий и его помощники (тоже психологи) должны обработать информацию о чувствах участников, дать наставление на будущее, рассказать о возможных психологических проявлениях.
  7. Обучение сглаживанию в будущем негативных психологических проявлений. На этом этапе есть возможность договориться еще об одной встрече.

Примечания

  1. 12Голицына, Наталья.
    [www.svoboda.org/content/article/27115994.html Операция Pimlico] Британский шпион Олег Гордиевский вспоминает обстоятельства своего побега из Москвы в Лондон — ровно тридцать лет спустя (рус.). Радио «Свобода» (9 июля 2015). Проверено 4 августа 2015. [archive.is/P89q1 Архивировано из первоисточника 4 августа 2015].
  2. [handle.dtic.mil/100.2/ADA300953 Дебрифинг по итогам военных действий: что каждый руководитель должен знать] На английском, проверено 31 августа, 2010.
  3. 123
    [anthropology.ru/ru/texts/reshet/behaviour.html Особенности состояния, поведения и деятельности людей в экстремальных ситуациях с витальной угрозой] (стихийные бедствия, техногенные катастрофы, теракты). М. М. Решетников.
  4. [www.julianhermida.com/algoma/stockholm.pdf Factors Influencing the Development of the Hostage Identification Syndrome.] James T. Turner. Political Psychology, Vol.6, No.4, 1985, pp.705—711
  5. [www.bmj.com/cgi/content/full/325/7361/426?ck=nck ABC of psychological medicine: Trauma — Mayou and Farmer 325 (7361): 426 — BMJ]
  6. Lilienfeld, S. O. (2007). Psychological treatments that cause harm. Perspectives on Psychological Science
    ,
    2
    , 53-70.
  7. Aronson, E., Wilson, T. D., Brewer, M. B. (1998). Experimentation in social psychology. In D. T. Gilbert, S. T. Fiske, & G. Lindzey (Eds.), The handbook of social psychology
    . New York, NY: McGraw Hill.
  8. [www.bps.org.uk/downloadfile.cfm?file_uuid=1B299392-7E96-C67F-D4A092C173979F33&ext=pdf Psychological Debriefing, from the British Psychological Society]. Проверено 31 августа 2010.

Дебрифинг в психологии

Дебрифингом в психологии называют методику проведения бесед с людьми, которые совместно пережили трагическое событие или катастрофу. Он относится к мерам неотложной психологической помощи и должен проводиться непосредственно после того, как случилось событие. Оптимальным временем для проведения дебрифинга считается 48 часов после того, как случилось трагическое событие или стрессовая ситуация. Так как через 48 часов закончится период специфических реакций, а сами участники событий окажутся в состоянии, при котором возвращается возможность рефлексии и способность к самоанализу. В случае, когда пройдет достаточно много времени с момента события, воспоминания станут более туманными и расплывчатыми. Тогда используют видеофильмы или видеозаписи о происшедшем событии.

Процесс дебрифинга включает в себя реагирование в безопасных и конфиденциальных условиях. Данный процесс дает возможность разделить впечатления, чувства, реакции, которые связаны с событием, с другими участниками. Благодаря тому, что участники событий встречают у других людей похожие чувства и реакции, им становится легче пережить то, что произошло. Также снижается ощущение ненормальности и уникальности своих реакций, внутреннее напряжение. Люди получают в группе поддержку от других ее участников. Действия тренеров в таком процессе лежат в том, чтобы мобилизовать и сосредоточить внутренние резервы переживших трагедию, и в подготовке к появлению реакций или симптомов, связанных с посттравматическими стрессовыми симптомами или расстройствами.

Целью дебрифинга является минимизация любых психологических проявлений после перенесенного стресса. А общей целью коллективного обсуждения является снижение психологических переживаний, страданий и напряженности. Для того чтобы достигнуть данных целей необходимо: проработать впечатления, чувства и реакции, объяснить структуру и смысл событий, которые случились и реакции на них, минимизировать групповое и индивидуальное напряжение, снизить ощущение ненормальности и уникальности индивидуальных реакций.

Дебрифинг не может предохранить от всех последствий травмы или от их возможного проявления. Однако с его помощью можно препятствовать развитию таких последствий и их усилению. Данный процесс способен помочь понять причины состояния и осознать свои действия, которые следует предпринять для облегчения последствий. Поэтому одноразовая специфическая беседа считается и методом психологического антикризисного вмешательства, и профилактикой.

Также этот метод считается одной из наиболее распространенных процедур для проведения групповой профилактики профессиональных стрессов работников экстремального профиля (например, для сотрудников МЧС).

Для наиболее оптимального и эффективного снижения нежелательных последствий профессиональных стрессов нужно обязательное следование строгой процедуре этой специфической беседы.

Существуют и другие сферы применения дебрифинга. Так, например, дебрифинг в рекламе может применяться для того, чтобы предоставить возможность участникам обсудить и обдумать все преимущества и недостатки, потенциальные варианты решения таких задач, которые не подразумевают единственного правильного решения. Он широко используется в качестве способа обучения персонала в общем, а не только во время проведения социальных и психологических тренингов.

Также данный метод может использоваться и для оценивания эффективности и оптимальности обучения. Во время данной процедуры участники и ведущие тренинга меняются своими ролями. При этом возникает обратная связь, которая идет от участников к тем, кто ведет одноразовую специфическую беседу, а непосредственно темой дебрифинга является эффекты тренинга, процесс тренинга и его результат. Социальные и психологические тренинги представляют собой своеобразный диалог, при котором обратная связь имеет ключевое место.

Дебрифинг и развитие обратной связи заключается в равенстве психологических позиций всех участников процесса, установке на партнерство, принятии партнера по коммуникации, в инициировании работы по самопознанию, образовании нового понимания предмета коммуникации в качестве результата диалога.

Есть ли смысл в дебрифинге?

Итак, дебрифинг — это профилактика возникновения посттравматического стрессового расстройства или снижение вероятности возникновения ПТСР.

Слово «вероятность» сразу настраивает на скептическое отношение к данному методу. Во-первых, все превентивные меры практически в любом деле, а особенно психологическом, не видны. Никаким образом нельзя измерить пользу от профилактических мероприятий и доказать, помогли они или нет.

Единственный способ проверить действенность этого метода — сравнение результатов, полученных в контрольной и экспериментальной группах. Но никак нельзя доказать, что было бы в противном случае конкретно с этими испытуемыми, так как не существует параллельной реальности.

Однозначно, есть люди, которым дебрифинг помог, есть те, на ком никак не отразился, а есть и жертвы.

Какова основная суть дебрифинга? Вербализировать все свои переживания, выговориться, выпустить пар. Но кто сказал, что данный метод одинаково полезен для всех?

Есть экстраверты, процесс вербализации им помогает, а есть интроверты, которым легче все обдумать молча, а любое озвучивание только усугубляет проблему в их мозге. Очень странно, что ведущие психологи не учли индивидуальных особенностей личности.

Дебрифинг в психологии

Специалисты в психологии часто используют дебрифинг в отношении участников, которые совместно присутствовали в какой-то катастрофе или происшествии. Как уже указывалось, беседа с участниками проводится не ранее 48 часов после случившегося, чтобы люди могли переноситься воспоминаниями в прошлое, нормально реагировать на него, включать логическое и аналитическое мышление.

Если же дебрифинг происходит спустя длительное время после случившегося, специалист может столкнуться с тем, что участники не смогут вспомнить деталей, начнут искажать факты, путаться в показаниях. Это естественно для психики человека, которая делает все, чтобы травмирующие воспоминания забывались или угнетались, искажались, сохраняя баланс. В таком случае применяются видеоролики, где продемонстрированы кадры о событии.

Человек хорошо себя чувствует, когда его чувства и переживания никто не высмеивает. Специалист создает именно такую обстановку, когда конфиденциальность и безопасность создают спокойные ощущения. При этом человеку становится лучше, когда он замечает у других подобные своим переживания. Если дебрифинг проводится в группе людей, с которыми произошли схожие события или они все были участниками одной катастрофы, тогда их переживания во многом перекликаются.

Человек чувствует поддержку и внутреннее расслабление за счет того, что его окружают люди, которые могут не только посочувствовать, но и сами переживают такие же эмоции, как и он.

Целью дебрифинга является снижение уровня стрессовых переживаний, которые возникли в неприятной ситуации. Снижается внутреннее напряжение, переживания и страдания. Это возможно через проработку впечатлений и чувств субъекта, восприятие другой точки зрения в отношении того, что случилось и в чем заключался смысл происходящего. Также здесь прорабатываются различные комплексы ненормальности, которые могли возникнуть у жертвы.

Конечно, рассматриваемая методика не способна гарантировать избавление человека от негативных последствий ситуации. Однако дебрифинг помогает максимально снизить последствия произошедшего, чтобы человек смог определиться с дальнейшими действиями. Зацикленность на собственных переживаниях зачастую не позволяет человеку увидеть, что с ним происходит. Дебрифинг словно отрезвляет, позволяя человеку сделать выбор.

Дебрифинг считается эффективным в различных стрессовых ситуациях, где психологическое напряжение являлось максимальным. Данной технике обучают специалистов, которые четко придерживаются процедуры.

Дебрифинг используется во многих областях, где человек может «застревать». Это обучение видения других решений, а не одного единственного. Это смена ролей, где люди ставят себя на места оппонентов, чтобы увидеть ситуацию с другой стороны.

Итог

Стрессовые ситуации всегда оставляют травму в душе человека. Не всегда индивид может справиться с эмоциями, которые сильно задевают, страшат, беспокоят, тревожат. Если он не получит внешней психологической поддержки, это может перейти в психотравму, которая теперь будет беспокоить каждый раз, когда будет возникать триггер.

Дебрифинг помогает устранить негативные эмоции, чтобы они не переросли в психотравму. Если работа проводится в коллективе, тогда избавление от иррациональных эмоций пройдет быстрее.

ПТСР

Посттравматическое стрессовое расстройство – тяжелое психическое состояние, причиной которого может послужить психотравмирующая ситуация.

Психическая травма может привести к пограничному состоянию. Стоит разделять психическую и психологическую травмы.

Психическая более глобальна, может иметь постоянный характер и передаваться по наследству. Психологическая – временная, человек после такой травмы относительно быстро восстанавливается, сохраняется адекватность и умение приспособиться во внешней среде.

Стрессовое расстройство характеризуется постоянным возвращением мысленно к травмирующему событию. В один из таких приступов могут возникнуть мысли о самоубийстве, так как душевные муки могут быть несовместимы с жизнью.

Пострадавший старается не возвращаться в те места, которые провоцируют воспоминания, не общаться с людьми, связанными с трагическими событиями, избегать любых разговоров на эту тему.

Первое время у человека появляется тревога, связанная с повторением событий, он постоянно находится в волнительном тонусе, что может спровоцировать соматические расстройства и болезни.

Для лечения ПТСР используют совокупность медикаментозных и психотерапевтических методов.

Суть аналитической беседы

Некоторые психологические исследования могут быть потенциально опасными для человека. Экспериментатор иногда использует техники, которые граничат с моралью. Испытуемый часто не информируется о многих нюансах исследований, дабы их показатели были максимально правдивы, естественны и объективны.

Так как психология – наука неосязаемая, кажется, что эксперименты с психикой – это баловство. На самом деле последствия могут быть невероятно фатальными и глобальными. Если медицинские опыты в случае провала имеют явные последствия, то психологические максимально латентны, скрыты.

Были случаи в экспериментальной психологии, когда мальчика воспитывали как девочку. Причиной стало якобы повреждение органа во время обрезания, на самом деле это был эксперимент Джона Мани, который хотел доказать, что гендерная принадлежность – это результат воспитания, а не природы.

В результате жизнь юноши-девушки была сломана, его брат-близнец находился в постоянной депрессии, родители, которые согласились на этот шаг, имели попытки суицида. Пытался покончить жизнь самоубийством и главный герой эксперимента, который завершил начатое в 38 лет.

Во избежание сломанных судеб, после эксперимента проводится краткая беседа между участником и исследователем, которая помогает убедиться, что испытуемый не пострадал.

Дебрифинг проводится только после потенциально опасных экспериментов, в которых есть подвох, умолчание или обман.

Виды дебрифинга

В психологии данная процедура имеет два вида: аналитический и кризисный дебрифинг.

Первый — это беседа между экспериментатором и испытуемым. Цель аналитического дебрифинга — убедиться, что участник эксперимента не пострадал и не травмирован психологически.

Метод кризисного используется в качестве первой помощи после стрессовых ситуаций. Такой вид дебрифинга направлен на максимальное снижение риска развития ПТСР.

Дебрифинг в тренинге

Любой тренинг является бессмысленным без обсуждения его результатов, т.е. без дебрифинга. Он заключается в обучении, которое помогает размышлять о прошедших пережитых ситуациях или опыте, обнаружить новые идеи и открытия. Существует несколько периодов процесса дебрифинга: период переживания опыта, разделения такого опыта, интерпретации, обобщения, приложения, процессуальный период.

Дословно дебрифинг переводится как опрос после того, как выполнено задание. Дебрифинг в тренинге – это анализ и разбор опыта, который был приобретен участниками в процессе выполнения задания или упражнения в ходе тренинга. Целями дебрифинга могут быть: вывод всех участников тренинга из анализируемых или разыгранных ролей, снижение эмоционального напряжения, полученного после выполнения упражнений, анализ того, почему именно события складывались так, а не иначе, выявление возникших установок, чувству и перемен, соотношение игрового опыта с реальными жизненными ситуациями; анализ эффективности действий участников и наметка возможных «зон роста», наметка новых тем для размышлений и подготовка к следующему тренингу, установка взаимосвязей с предшествующими и последующими тренингами.

Дебрифинг – это обязательная ключевая фаза упражнений. Без качественного дебрифинга тренинг будет простым набором упражнений и игр. Практической пользы от тренинга не будет.

Технически дебрифинг являет собой целый ряд определенных вопросов, которые задает участникам процесса ведущий или тренер после того, как выполнение упражнения закончено. Такие вопросы должны составляться, учитывая цели и тематику упражнений. Существуют тренинги, в которых одинаковые упражнения могут применяться с разными целями.

Дебрифинг в рекламе является подведением результатов и итогов тренинга. Дебрифинг и развитие обратной связи заключается в сборе замечаний и информации: что было интересного и эффективного в ходе тренинга, что было не эффективным. Затем тренер обобщает изученное, и создает мотивацию для дальнейшего самостоятельного более глубокого изучения.

Дебрифинг как часть тренинга

В том случае, когда дебрифинг является групповой терапией стресса, его основная цель заключается в обсуждении впечатлений и переживаний, с целью смягчения влияния травмирующего психику фактора. Если же дебрифинг используется в качестве тренинга, то обсуждения затрагивают лишь усвоение изученного материала, его закрепления. Это обусловлено тем, что ни одна форма обучение не является совершенной, без последующего обсуждения ее результатов.

Дословно термин «дебрифинг» можно перевести как «опрос после выполнения задачи». Его суть заключается в том, что участники должны обсудить между собой тот опыт, который они приобрели во время пройденного ими недавно тренинига.

Если тренинг заключался в выполнении какого-то определенного задания, в котором участники получали свои индивидуальные роли, то дебрифинг может ставить перед собой целью выведения всей группы из этих ролей, снижение эмоционального напряжения, обсуждение переживаний. Также затрагивается полученный опыт, то есть группа может обсудить всю последовательность произошедших во время тренинга событий, поделиться своими взглядами на происходящее, понять, почему действие развивалось именно так, как это случилось.

По своей технике дебрифинг как часть тренинга заключается в постановке группе наводящих вопросов, которые помогут им лучше понять и закрепить полученный опыт, а также выявить возможные ошибки и отметить для себя последующие «зоны роста». Таким образом, дебрифинг является необходимой для любого тренинга ключевой фазой, без которой упражнения могут превратиться в простой набор тренировок и игр, совершенно непонятных большинству участников.

перейти

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]