Что такое субкультура — её роль в обществе, список субкультур

Во все времена люди объединялись в обособленные группы с общими увлечениями и интересами. Часто их взгляды выходили за рамки традиционных общественных норм.

Массовая культура ориентируется на большинство и удовлетворяет самые популярные запросы. Субкультуры стали выходом для людей, не разделяющих общепринятые парадигмы.

История и современность

В середине XX века появились первые молодежные неформальные объединения, в их основе лежали музыкальные предпочтения. Развитие рок-н-ролла, новые его направления привели к появлению таких видов субкультур, как битники, хиппи, рокеры, панки, готы и другие. В том или ином виде эти движения сохранили свою актуальность.

В XXI веке основу неформальных движений составляют не только музыкальные вкусы, а и различные виды искусства, спортивные увлечения, интернет-культура.

Если несколько десятилетий назад принадлежность к одному-единственному течению было однозначной, то сейчас фрагментарное вхождение то в одно, то в другое неформальное общество не вызывает неприятия и конфликтов в молодежной среде.

Среди современных видов субкультур выделяют следующие направления:

  • музыкальное;
  • спортивное;
  • арт;
  • индустриальное;
  • интернет-культурное.

Суть термина

Субкультура

– это понятие, произошедшее от латинских слов «sub» (под) и «cultura» (культура), и применяющееся в социологии и культурологии. Речь идет о части общества, отличающегося от подавляющего большинства своим мировоззрением и поведением. Носители субкультур могут отличаться от остальных людей системой ценностей, внешним видом и прочими аспектами.

Молодежные субкультуры имеют несколько разновидностей, и формируются на демографической, национальной, географической, профессиональной и иных основах.

Чаще всего та или иная субкультура «помечает» своих приверженцев определенными шаблонами в поведении, особенностями внешнего вида (одежда, прически), лексиконом и другими отличительными характеристиками.

Арт-субкультура

Под арт-субкультурой понимают неформальные движения, связанные с творческим самовыражением, хобби. Это и граффити, и андеграундное искусство, и ролевые игры, и аниме.

Граффити – самый узнаваемый вид арт-субкультуры. Под ним понимают надписи и рисунки на стенах зданий, подъездов, станций метрополитена. Современное граффити-движение зародилось в Нью-Йорке.

Многие уличные художники в своих работах отражают острые социальные или политические темы, кто-то создает настоящие шедевры на стенах домов, а популярные в последние годы 3D-картины на улицах городов поражают своей реалистичностью.

Граффити как вид субкультуры довольно популярен среди российской молодежи. В середине двухтысячных в Санкт-Петербурге проходил международный фестиваль этого направления.

Рекомендации

Цитаты

  1. «Что такое субкультура? — теории, определения и примеры — видео и стенограмма урока». Study.com. Получено 2017-09-08.
  2. Йоки, Стив (2010). Субкультура
    . Самуэль Френч. ISBN 978-0-573-69798-2 . OCLC 555690341.
  3. https://oxforddoxaries.com/us/definition/american_english/subculture
  4. Миддлтон 1990
  5. Хебдиге, Дик (1979). «Субкультура: смысл стиля» (PDF).
  6. Торнтон 1995
  7. ^ аб
    Гельдер 2007
  8. Хорошо, Гэри Алан; Клейнман, Шерил (1979). «Переосмысление субкультуры: интеракционистский анализ». Американский журнал социологии
    .
    85
    (1): 1–20. Дои:10.1086/226971. ISSN 0002-9602. JSTOR 2778065. S2CID 144955053.
  9. Берзано Л., Генова С., Образ жизни и субкультуры. История и новая перспектива, Routledge, Лондон, 2015 (часть II)
  10. Нвалози, Чидзиоке Дж. (2015). «Переосмысление субкультур и теории субкультур в исследовании преступности среди молодежи _ теоретический дискурс» (PDF).
  11. Newburn, T. & Proquest, 2022. Criminology Third., Ann Arbor, Mich.]: ProQuest. стр.210
  12. Dellwing, M .; Kotarba, J .; Пино, Н. (22.10.2014). Смерть и воскрешение девиантности: современные идеи и исследования
    . Springer. ISBN 9781137303806 .
  13. Хебдиге 1981
  14. Анхейер, Гельмут К., Стефан Топлер и Реджина Лист, ред., Международная энциклопедия гражданского общества
    , (Springer, 2010)
  15. ^ аб
    Холл, Стюарт, Тони Джефферсон, Сопротивление посредством ритуалов: молодежные субкультуры в послевоенной Британии (Routledge, 1993).
  16. Хауз, Дэвид. Межкультурное потребление: глобальные рынки, местные реалии.
    Нью-Йорк: Рутледж, 1996. Печать.
  17. Гольдштейн-Гидони, Офра. « в Израиле: Культурное присвоение
    в неколониальном контексте «.
    Этнос: журнал антропологии
    68.3 (2003): 365. Print.
  18. Блэр, М. Элизабет, «Коммерциализация молодежи рэп-музыки» Субкультура
    . «Journal of Popular Culture 27.3 (1993): 21-33. Print.
  19. Левин, Филипп, Дж. Патрик Уильямс. «Переосмысление панка через Идеология
    и подлинность ».
    Материалы конференции — Американская социологическая ассоциация
    . Ежегодное собрание 2007 г., 2007 г.
  20. Дик Хебдиж стр.106-12
  21. Frehse, Fraya (февраль 2006 г.). «As realidades que as ‘tribos urbanas’ criam» [Реалии, которые создают «городские племена»]. Revista Brasileira de Ciências Sociais
    (на португальском).
    21
    (60). Дои:10.1590 / S0102-69092006000100012.
  22. Маффезоли, Мишель (1996-02-27). Время племен: упадок индивидуализма в массовом обществе
    . ISBN 080398474X .
  23. «‘Процветание городских племен в современном обществе ». Получено 2017-09-08.
  24. Маффесоли 1996
  25. Уоттерс 2003
  26. ^ аб
    Хайме Хови,
    Сексуальные субкультуры
    запись в Ф. Мальти-Дугласе,
    Энциклопедия пола и пола
    , Vol. 4, Gale, 2007, стр. 1372-1373.
  27. ^ аб
    Хайме Хови,
    Сексуальные субкультуры
    запись в Ф. Мальти-Дугласе,
    Энциклопедия пола и пола
    , Vol. 4, Гейл, 2007, стр. 1374
  28. Лоран Франсуа @lilzeon (25.05.2013). «Субкультуры: большие возможности социальных брендов для создания ценности». Социальные сети сегодня. Получено 2017-10-19.
  29. Субкультуры и социальные сети: дифференциация масс
  30. «Нападения на готов, панков и эмо — это преступления на почве ненависти.'». Новости канала 4
    . 4 апреля 2013 г.. Получено 24 июн 2022.
  31. Седжвик, Марк (4 апреля 2013 г.). «Как определяются готы и эмо?». Новости BBC
    . Получено 24 июн 2022.

Источники

  • Канте, Ричард К. (март 2009 г.). Геи и формы современной культуры США
    . Лондон, Англия: Ashgate Publishing. ISBN 978-0-7546-7230-2 .
  • Гелдер, Кен (2007). Субкультуры: история культуры и социальная практика
    (Рутледж, март 2007 г .; мягкая обложка ISBN 0-415-37952-0)
  • Хебдиге, Дик (1979). Субкультура: значение стиля
    (Рутледж, 10 марта 1981 г .; мягкая обложка ISBN 0-415-03949-5). Цитируется по Negus, Keith (1996).
    Популярная музыка в теории: введение
    . Издательство Уэслианского университета. ISBN 0-8195-6310-2.
  • Хук, Рупа (2006) «За пределами субкультуры» (Routledge, 2006; мягкая обложка ISBN 0-415-27815-5. Твердая обложка ISBN 0-415-27814-7)
  • Маффезоли, Мишель (1996). Время племен: упадок индивидуализма в массовом обществе
    . (Лондон: Sage Publications. ISBN 0-8039-8474-X)
  • Маккей, Джордж (1996) Бессмысленные акты красоты: культуры сопротивления с шестидесятых годов
    . (Лондон: Verso. ISBN 1-85984-028-0.)
  • Маккей, Джордж (2005) Круговое дыхание: культурная политика джаза в Великобритании.
    Дарем, Северная Каролина: Издательство Университета Дьюка. ISBN 0-8223-3573-5.
  • Рисман, Дэвид (1950). «Слушать популярную музыку», American Quarterly
    , 2, с. 359-71. Цитируется в Миддлтон, Ричард (1990/2002).
    Изучение популярной музыки
    , п. 155. Филадельфия: Издательство Открытого университета. ISBN 0-335-15275-9.
  • Торнтон, Сара (1995). Клубные культуры: музыка, медиа и субкультурная столица
    . Кембридж: Polity Press. Цитируется по Negus, Keith (1996).
    Популярная музыка в теории: введение
    . Издательство Уэслианского университета. ISBN 0-8195-6310-2.
  • Уоттерс, Итан (2003). Городские племена: поколение переопределяет дружбу, семью и приверженность
    . ISBN 1-58234-264-4.
  • Холл, Стюарт, Тони Джефферсон (1993). Сопротивление через ритуалы: молодежные субкультуры в послевоенной Британии
    . Рутледж, 1993.
  • Блэр, М. Элизабет (декабрь 1993 г.). «Коммерциализация молодежной субкультуры рэп-музыки». Журнал популярной культуры
    .
    27
    (3): 21–33. Дои:10.1111 / j.0022-3840.1993.00021.x. ProQuest 195356599.
  • Гольдштейн-Гидони, Офра. « в Израиле: Культурное присвоение
    в неколониальном контексте «.
    Этнос: журнал антропологии
    68.3 (2003): 365. Print.
  • Левин, Филипп, Дж. Патрик Уильямс. «Переосмысление панка через Идеология
    и подлинность ».
    Материалы конференции — Американская социологическая ассоциация
    . Материалы конференции 2007 г., 2007 г.
  • Хауз, Дэвид. Межкультурное потребление: глобальные рынки, местные реалии
    . Нью-Йорк: Рутледж, 1996. Печать.
  • Хорошо, Гэри Алан; Клейнман, Шерил (июль 1979 г.). «Переосмысление субкультуры: интеракционистский анализ». Американский журнал социологии
    .
    85
    (1): 1–20. Дои:10.1086/226971. S2CID 144955053.
  • Франсуа, Л. (25 мая 2013 г.). Субкультуры: большие возможности социальных брендов для создания ценности. Получено 24 ноября 2014 г. из https://www.socialmediatoday.com/content/subcultures-big-opportunity-social-brands-generate-value
  • Хантингтон, С. (24 марта 2014 г.). Субкультуры и социальные сети: массовая дифференциация. Получено 24 ноября 2014 г. из https://socialmediadata.com/subcultures-and-social-media-mass-differentiation/
  • Робардс, Брэди; Беннет, Энди (1 апреля 2011 г.). «MyTribe: пост-субкультурные проявления принадлежности на сайтах социальных сетей». Социология
    .
    45
    (2): 303–317. Дои:10.1177/0038038510394025. HDL:10072/39970. S2CID 146711846.
  • Беляев, И. А. Культура, субкультура, контркультура / И. А. Беляев, Н. А. Беляева // Духовность и государственность. Сборник научных статей. Выпуск 3; под ред. И. А. Беляева. — Оренбург: Филиал УрАГС в г. Алматы. Оренбурге, 2002. — С. 5-18.
  • Берзано, Л., Генова, К. (2015). Образ жизни и субкультуры. История и новая перспектива. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Рутледж.

Ролевики – жители двух миров

Ролевики или исторические реконструкторы – еще одно направление арт-субкультуры.

В основе ролевого движения лежит увлечение фэнтези или историей. Каждый участник ролевой игры перевоплощается в определенного персонажа и действует согласно сценарию. В основе игры могут лежать как исторические события, так и сюжеты произведений в стиле фэнтези.

Участники стараются как можно более достоверно повторить бытовые условия, костюмы, ремесла, сражения конкретной эпохи. Популярны у ролевиков викинги, Древняя Русь или средневековые рыцарские сражения.

Отдельным направлением ролевого движения являются толкинисты – фанаты Дж.Р. Толкина. Участники этой субкультуры перевоплощаются в персонажей его книг: эльфов, орков, гномов, хоббитов, разыгрывая сюжеты из вселенной, придуманной писателем.

В обычной жизни участники ролевого движения могут и не выделяться из толпы, но многие предпочитают необычные украшения и одежду, стилистически приближенную к костюмам персонажа, многие заводят аккаунты в социальных сетях от имени своего героя.

Ролевые игры – вид эскапизма, способ уйти от реальности. Для кого-то это отдых от повседневной рутины, для кого-то — альтернативная и более предпочтительная реальность. Среди ролевиков можно встретить и подростков, и людей старше.

Анимешники и косплееры

Еще один вид субкультуры молодежи – отаку. В его основе любовь к японской анимации и манге (японский комикс). Участники этого движения не только пассивно смотрят мультфильмы, но и создают свои собственные, устраивают фестивали и конкурсы косплея.

Косплей – перевоплощение в конкретного персонажа аниме, манги, фильма или компьютерной игры. Это не только достоверный костюм и прическа, многие с помощью арт-макияжа стараются добиться полного сходства с выбранным героем.

Представителей этого вида субкультуры можно узнать по ярким волосам, атрибутике с любимыми персонажами. Но опять же, далеко не все копируют внешний вид любимых героев в повседневной жизни.

Для движения отаку в России характерен специфический сленг, основанный на употреблении слов японского языка. Это могут быть как расхожие фразы – «аригато» – «спасибо», «сайонара» – «до свидания», так и специфичные: «каваий»– «мило», «прелестно», или «ня» — выражающее огромный спектр эмоций.

Возрастной состав анимешников разнообразный – это и 15-летние подростки, и люди 20-30 лет.

Городские племена

«Городское племя» перенаправляется сюда. Для электронного музыканта см. Городское Племя.

В 1985 году французский социолог Мишель Маффезоли ввел термин городское племя

. Широкое распространение он получил после публикации его
Le temps des tribus: le déclin de l’individualisme dans les sociétés postmodernes
(1988).[21] Восемь лет спустя эта книга была опубликована в объединенное Королевство в качестве
Время племен: упадок индивидуализма в массовом обществе
.[22]

Согласно Маффесоли, городские племена — это микрогруппы людей, которые имеют общие интересы в городских районах. Члены этих относительно небольших групп, как правило, имеют схожие мировоззрения, стили одежды и модели поведения.[23] Их социальные взаимодействия в основном неофициальный и эмоционально нагруженный, отличный от поздний капитализмс корпоративный-буржуазия культур, основанных на беспристрастной логике. Маффесоли утверждает, что панки являются типичным примером «городского племени».[24]

Через пять лет после первого английского перевода Le temps des tribus

, писатель Итан Уоттерс утверждает, что придумал то же самое неологизм в
Журнал New York Times
статья. Позже эта идея была развита в его книге.
Городские племена: поколение переопределяет дружбу, семью и приверженность
. Согласно Уоттерсу, городские племена — это группы никогда неженат в возрасте от 25 до 45 лет, которые собираются в группы по общим интересам и наслаждаются городской Стиль жизни, который предлагает альтернативу традиционным семья конструкции.[25]

Музыкальные субкультуры

В понятии субкультуры виды неразрывно связаны с развитием музыкальных жанров. Первым музыкальным течением считаются любители рок-н-ролла 50-х годов XX века – рокабилли. Яркие и дерзкие, они бросали вызов общественным устоям, отвоевывая свое право на самовыражение.

С развитием рок-музыки в 60-е появились хиппи, выступающие за мир без войн, за любовь к природе и гармонию с ней. «Дети цветов» предпочитали жить коммунами, носили длинные волосы, баловались легкими наркотиками и изучали восточную философию. Самопознание и раскрытие своих ментальных способностей, любовь к природе и отказ от насилия составляют основу субкультуры хиппи.

В 70-е годы разнообразие жанров рок-музыки подарило миру панков, металлистов. В 80-е появились готы. В 90-х годах XX века развитие электронной музыки привело к появлению рейверов.

Общим для различных музыкальных субкультур является любовь к определенному жанру, внешний вид, копирующий популярных музыкантов, философия и ценности, присущие конкретному жанру музыки.

Панки – анархисты, бросающие вызов общественным устоям

В середине 70-х годов XX века зародилось панк-движение. Его участники противопоставляли себя обществу, выражали недовольство политическим строем.

Флагманы панк-рока – Sex Pistols, The Stooges (Игги Поп), Ramones. Для музыки характерно грязное гитарное звучание, провокационные тексты и эпатажное, на грани и даже за гранью приличия поведение музыкантов на сцене.

Игги Поп – один из ярких представителей панк-сцены — во многом заложил манеру поведения музыкантов этого жанра.

Панк как субкультура декларирует полную личную свободу, отказ от общепринятых правил, стремление полагаться на собственные силы и не поддаваться влиянию.

Нигилизм, нонконформизм и эпатаж – черты, определяющие представителей панк-движения.

Узнать панка можно по рваным джинсам, обилию металлических украшений, булавок, заклепок, цепей, волосам, окрашенным в яркий цвет, ирокезу или выбритым вискам, кожаной куртке-косухе.

Несмотря на то что панк-движение зародилось в далекие 70-е, оно остается актуальным и в современных реалиях. Протест против социальной несправедливости, призыв к личной свободе – то, что делает панк востребованным у молодежи.

Отношения с основной культурой

Картофельные чипсы пакеты с хип-хоп субкультурный дизайн в случае коммерческого слияния культур
Определить определенные субкультуры может быть сложно, потому что их стиль (особенно одежда и музыка) может быть принят массовой культурой в коммерческих целях. Компании часто стремятся извлечь выгоду из подрывной привлекательности субкультур в поисках Круто

, который остается ценным при продаже любого товара.[16] Этот процесс культурное присвоение может часто приводить к смерти или развитию субкультуры, поскольку ее члены перенимают новые стили, которые кажутся чуждыми господствующему обществу.[17]

Музыкальные субкультуры особенно уязвимы для этого процесса; что может считаться субкультурой на каком-то этапе своей истории — например, джаз, гот, панк, хип-хоп и рейв культуры — может представлять мейнстримный вкус за короткий период времени.[18] Некоторые субкультуры отвергают или видоизменяют важность стиля, подчеркивая членство через принятие идеология которые могут быть гораздо более устойчивыми к коммерческой эксплуатации.[19] В панк-субкультураХарактерный (и поначалу шокирующий) стиль одежды был принят модными компаниями массового рынка, как только эта субкультура стала предметом интереса средств массовой информации. Дик Хебдиге утверждает, что панк-субкультура придерживается тех же «радикальных эстетических практик», что и Дадаизм и сюрреализм:

Подобно «готовым предметам» Дюшана — произведенным объектам, которые квалифицируются как искусство, потому что он назвал их таковыми, самые непримечательные и неподходящие предметы — булавка, пластиковая прищепка для одежды, телевизионный компонент, лезвие бритвы, тампон — можно было принести. внутри области панк (не) моды … Объекты, заимствованные из самых грязных контекстов, нашли свое место в ансамблях панков; Цепи для унитазов были задрапированы изящными дугами на сундуках в пластиковых контейнерах для мусора. Английские булавки были вырваны из их бытового « служебного » контекста и носились как ужасные украшения через щеку, ухо или губу … фрагменты школьной формы (белые бри нейлоновые рубашки, школьные галстуки) были символически осквернены (рубашки были покрыты граффити). , или поддельная кровь; галстуки оставлены расстегнутыми) и наложены на кожаные стоки или шокирующие розовые мохеровые топы.[20]

Готика – эстетизация смерти

В 80-х годах XX века на волне пост-панка появляется новое музыкальное направление — готик-рок. Оно дает начало и новому виду субкультуры.

Готы не так яро протестуют против социальной несправедливости, они уходят от несовершенного мира, погружаясь в мистическую романтику и эстетизацию смерти. Их можно сравнить с приверженцами декаданса литературно-художественного направления на рубеже XIX-XX веков.

Меланхоличные, одетые, как правило, во все черное, готы видят прекрасное там, где обыватели его не замечают. Кладбища и старинные соборы, гротескная, наполненная мистическим смыслом графика, стихи, воспевающие упадок, триллеры и фильмы в жанре хоррор – неполный список увлечений представителей этого вида субкультуры.

Готы отличаются утонченным вкусом и высоким уровнем эстетических потребностей. Их можно назвать снобами в рок-музыке.

Черная одежда викторианской эпохи или более современные луки из латекса и кожи, макияж, основа которого — выбеленное лицо, на котором ярко выделяются накрашенные черным глаза и губы, – отличительные черты гота.

Готик-рок претерпевал изменения, разветвляясь на несколько направлений, так и вся субкультура менялась и расширялась вместе с музыкальным жанром. От классических The Sisters Of Mercy, Bauhaus, The Cure к London After Midnight, Dead Can Dance, Clan of Xymox, Lacrimosa.

В таких странах, как Великобритания, Германия, США, в странах Латинской Америки готика сохраняет популярность на протяжении нескольких десятилетий, в России пик популярности этой субкультуры пришелся на 2007-2012 годы.

Виды субкультур

В списке субкультур имеется несколько видов:

По музыкальным предпочтениям

Представители отдельных субкультур зачастую отдают предпочтение разной музыке. Готам нравится – готик-метал, маталлистам — хэви-метал и его виды, панкам – панк-рок, растаманам – регги, эмо – пост-хардкор и так далее.

Спортивные субкультуры

Одна из известнейших спортивных субкультур – паркур. Термин обозначает виртуозное искусство перемещения и огибание препятствий в пространстве. Ключевая идея паркура: «границы отсутствуют, есть только препятствия». Паркур стал особо популярен после выхода картин «Тринадцатый район», «Ямакаси».

Футбольные болельщики также причисляются к ряду особой спортивной субкультуры. Более организованной группой они стали на рубеже 70-80 годов ХХ века.

По стилю

В числе субкультур, выделяющихся по стилю обычно отмечают: Visual kei, милитари, тедди-боев, кибер-готов, модов, стиляг, фриков. Все они имеют собственные отличительные признаки в имидже.

По общественным убеждениям

В списке субкультур есть и выделяющиеся по общественным убеждениям: битники, SHARP-скинхеды, RASH-скинхеды, стрейт-эджеры, анархо-панки, яппи, неформалы, нью-эйндж, хаппи.

По хобби

Люди, которых объединяет общее специфическое хобби и сопутствующая атрибутика тоже причисляют себя к одной из субкультур. Речь может идти о таких сообществах: байкеры, реконструкторы, геймеры, бибои, ролевики и так далее.

По хулиганскому поведению

Больше всего опасений у обычных граждан вызывают представители именно этих субкультур, схожих хулиганским и вызывающим поведением: ультрас, высокоорганизованные любера, руд-бои, футбольные дебоширы, и гопники.

По другим признакам

Существует немало молодежных субкультур, объединенных иными увлечениями. В их числе отаку – люди, обожающие и хорошо разбирающиеся в аниме и различной манги. Также довольно примечательны фурри, являющиеся поклонниками антропоморфных существ и причисляющие себя к фурри-фэндому.

Индустриальные субкультуры

Индустриальная субкультура, виды и их характеристики ее рассмотрены ниже.

К индустриальным субкультурам относят:

  • диггеров;
  • сталкеров.

Диггеры – исследователи подземных военных или гражданских сооружений, заброшенных или действующих. Это могут быть как бомбоубежища, так и заброшенные бункеры, недоступные для пассажиров станции метро.

Для этой субкультуры характерен свой собственный сленг, понять который непосвященному будет сложно.

Сталкеры предпочитают исследовать всевозможные заброшенные объекты как гражданские, так и военные, города-призраки. Объектом их интереса могут стать и действующие промзоны, которые закрыты для посещения граждан.

Сталкеров привлекают индустриальные пейзажи, особая атмосфера заброшенных сооружений. Многие совмещают увлечение сталкингом с фотографией или графическим изобразительным искусством.

Представителей этой субкультуры отличает особая скрытность, большинство не афиширует точные координаты объектов, которые посещают, стараются не размещать личные фото на объектах в сети.

Интернет-субкультура

Распространение интернета привело к появлению таких субкультур, как «падонки» и блогосфера.

Появление такого интернет-явления, как «падонки», связано с сайтом «Удафф.ру». Именно его основатель первым начал продвигать общение в интернете с помощью специально исковерканных, написанных с ошибками слов. Такие выражения, как «аффтар жжот», быстро распространились на просторах Рунета.

Для «падонков» характерно не только нарушение норм русского языка, но и особо циничное отношение ко всему происходящему, высмеивание и обесценивание даже значимых событий.

Блогосфера как направление интернет-субкультуры объединяет людей, ведущих различные блоги. Это могут быть и каналы на «Ютуб», и дневники в ЖЖ, отчасти паблики и сообщества в социальных сетях. Блогеры касаются самых разных тем: кто-то освещает новинки кино и музыки, литературы, кто-то пишет о политике, кто-то ведет бьюти-блог.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]