«Либидо» — одно из главных понятий, введенных в мировой лексикон отцом-основателем психоанализа Зигмундом Фрейдом. У этого слова за время его существования в культурном поле появилось множество значений и трактовок. В современной психологии его используют как синоним сексуального влечения, но на самой заре психоанализа все было гораздо сложнее. Рассказываем, как менялась роль либидо и что с ним предлагают делать сейчас.
Внимание! «Взрослый» контент, предназначенный для лиц, достигших 18 лет
Как Фрейд представлял себе устройство психики?
Основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд не систематизировал свое учение о человеке. У него была собственная схема, но он предпочитал демонстрировать ее в действии, описывая случаи из практики.
Одна из лучших систематизаций теории Фрейда представлена в книге «Словарь по психоанализу» Жана Лапланша и Жана-Бертрана Понталиса. Они показали, что Фрейд пользовался двумя топиками (то есть схемами), под которыми и понимается учение об устройстве психики.
В первой топике речь шла о том, что у психики есть две основные инстанции: нижняя — бессознательное, верхняя — сознательное. Между ними существует инстанция цензуры, также бессознательная. Бессознательное имеет природу энергии, это резервуар напряжений (или влечений).
Влечения стремятся вырваться наружу и захватить власть, но цензура — ее природа довольно загадочна — ставит им преграду и заставляет влечения выходить наружу окольными путями.
Во второй топике психика состоит уже из трех уровней, которые определяются знаменитыми терминами «Оно», «Я» и «Сверх-Я» (их также называют «Ид», «Эго» и «Суперэго»). «Оно» — это бессознательное, и его природа все та же: вытесненные влечения. На верхнем уровне Фрейд расположил «Сверх-Я» — тоже скорее бессознательную, чем сознательную инстанцию. Она формируется под воздействием воспитания и представляет собой интериоризированные образы родителей — это не просто воспитание и система запретов, но и идентификация себя с родителями, а также формирование собственного идеала «Я».
Таким образом, во второй топике действуют уже две разнонаправленные инстанции — «Оно» и «Сверх-Я», а между ними находится не имеющая энергии прослойка «Я». Функция «Я» — управлять энергетическими потоками, реагировать на давление сверху и снизу. «Я» ничего не может, но при этом оно сознательно. В этой схеме «Я» еще более очевидно, чем раньше, представляется вторичным и производным относительно бессознательного.
Интересно, что трехчастная топика напоминает картину души, нарисованную Платоном: он описывал ее как колесницу с двумя конями, черным и белым, и возницей, который ими управляет. У Фрейда мы тоже видим два двигателя — условно черный и условно белый — и «Я» в качестве возницы (отметим, что Фрейд не давал «Оно» и «Сверх-Я» этической оценки).
Кстати, теория Фрейда об инстанциях психического аппарата — это первая в философии разработанная теория, согласно которой психика состоит из частей и не является чем-то цельным. До Фрейда господствовало представление о том, что душа едина (так считали, например, Платон и Декарт). Но с появлением понятия бессознательного говорить о частях стало легко. Эта идея получила развитие в современной аналитической философии сознания: например, философ Дэниел Деннет говорит, что у сознания нет никакого организующего центра и его части находятся в состоянии самоорганизации (Фрейд таких далеко идущих выводов не делал).
Определение
В переводе с латинского термин libido означает “желание, страсть, стремление”. Обычно словом “либидо” обозначают сексуальное влечение в общем или к конкретному человеку. Однако изначально это понятие было гораздо шире.
Ввел его Зигмунд Фрейд во время работы над своей концепцией психоанализа. Либидо по Фрейду – особый вид жизненной энергии, который лежит в основе не только сексуального влечения, но и любви: любви межполовой, к родителям, к детям и любой другой. Источником этой энергии Фрейд считал Ид (бессознательное человека).
Важную роль в жизни человека играет способность сублимировать эту энергию, то есть переносить из сексуальной сферы в другие: в творчество, работу, спорт. От того, насколько человек справляется с этой задачей, зависит его успешность и благополучие.
Ученик Зигмунда Фрейда Карл Густав Юнг рассматривал либидо как энергию в целом, не привязывая это понятие к сексуальности. Он отмечал ее сходство с энергией Ци в восточных учениях и видел в ней даже некую мистическую составляющую.
Что такое вытеснение и откуда берутся сны?
Новые подходы к изучению бессознательного Фрейд сформулировал в работе «Толкование сновидений» 1900 года. В ней он пришел к выводу, что бессознательное состоит из вытесненных влечений, и значительно расширил идею вытеснения. Фрейд считал, что вытесняется не только то, что мучает (как в случае с травмой), но и то, что человек не хочет или не может в себе признать: агрессия, зависть, стремление к конкуренции, чувство превосходства над другими.
В анализе сновидений Фрейд исходил из того, что видеть во сне нечто нейтральное человеку неинтересно и незачем: сновидения возникают из-за того, что подспудные желания накапливаются в психике и требуют выхода. Когда они удовлетворяются в виде сновидений, человек успокаивается — это явление в психоанализе называется фантазийной реализацией.
Однако непосредственного удовлетворения желаний во сне не происходит: первичный импульс преобразуется в такой образ, который окажется приемлемым.
Процесс преобразования идет с помощью смещения, сгущения и символизации.
Смещением Фрейд называл прием подстановки одного объекта или образа вместо другого по принципу сходства: например, пациенту снится дядя Иосиф, а имеется в виду коллега Иосиф. Сгущение — это способность сновидения представить в одном образе несколько вытесненных. Символизация — появление во сне образа, лишенного сексуального смысла, вместо сексуального образа; это именно то, что давно стало расхожим мемом про фрейдизм: если снится длинный предмет, то это мужской половой орган, и так далее.
Спасать, спасаться или не трогать?
Либидо представляет собой довольно хрупкую структуру. На скорость сборки головоломки и успех может повлиять все что угодно: стресс, сдача годового отчета, обсуждение условий льготной ипотеки, недоверие и страх расставания с партнером или перелом ноги. В качестве реакции на стресс либидо может колебаться как в сторону повышения, так и в сторону снижения.
В силу стереотипов, которые закладывает общество и массовая культура в отношении сексуального поведения, многие люди могут быть недовольны своим типом влечения и считать, что его нужно изменить. Иногда эти попытки могут привести к еще большим проблемам, чем было на этапе «до». Вот пара советов, что сделать, если вы не уверены, что все так, как надо.
Обратиться к специалисту
Психолог и сексолог помогут разобраться, с чем связаны проблемы с влечением и есть ли они. Как мы уже говорили, проблема может быть психологического характера, связана с травмой или хроническим стрессом. Эксперт поможет вам пережить ее. Если же проблема лежит в физиологической плоскости, вас направят к эндокринологу для составления медикаментозной терапии. Помните, что гормональные препараты для коррекции либидо должен назначить врач.
Как связаны либидо, эдипов комплекс и страх кастрации?
Начиная с «Трех очерков по теории сексуальности» (1905) Фрейд переходит к трактовке бессознательного как вытесненного либидо. В этой же работе он вводит понятие инфантильной сексуальности — утверждение о том, что нечто подобное сексуальности свойственно человеку не только после полового созревания, но с самого рождения (к слову, эта идея была встречена медицинским сообществом в штыки).
Может быть интересно:
Анархизм + психоанализ = эротическая революция. Кого и как любили представители немецкой богемы
Инфантильная сексуальность, конечно, не похожа на взрослую и связана с отношениями матери и младенца. Первая — оральная — стадия развития либидо проживается в период, когда младенец сосет грудь и хочет безраздельно обладать матерью. Затем ребенок учится регулировать функции организма и контролировать свои испражнения (анальная стадия) — в этот период закладываются основы самостоятельности и упрямства. Третья стадия сексуального развития — генитальная, наступающая в подростковом возрасте. Между анальной и генитальной стадиями сексуального развития проходит несколько лет — в это время интерес ребенка переносится с собственного тела на окружающий мир.
Понятие эдипова комплекса Фрейд ввел позже, но по сути уже в «Трех очерках» он полностью подготовил почву для этой идеи, поскольку ключевыми для нее также являются отношения матери и ребенка.
Мать — всегда первый объект, к которому ребенок испытывает влечение.
Ее восприятие ребенком меняется: вначале это только материнская грудь, но с течением времени формируется целостный образ.
Фрейд рисует весьма убедительную схему взросления мальчика. В детстве он испытывает влечение к матери и хочет, чтобы мать была все время с ним, принадлежала только ему. Но в возрасте одного-двух лет мальчик начинает испытывать ревность к отцу, который заявляет свои права на мать.
Примерно в этом же возрасте мальчик открывает, что у женщин нет пениса. Это открытие приводит его в ужас: если у кого-то нет пениса, значит, он тоже может его лишиться. Страх кастрации соединяется с ревностью к отцу и влечением к матери — и превращается в страх перед отцом.
Согласно теории Фрейда, при нормальном развитии ребенка эдипов комплекс должен перейти в стадию идентификации, когда ребенок в целом продолжает хотеть того же самого (жениться на матери), но теперь выражает это в виде желания вырасти и стать похожим на отца.
Кстати, Фрейд считал, что во время психоанализа пациент испытывает к врачу весь комплекс чувств, которые в детстве испытывал к отцу, — это может быть и влюбленность, и враждебность. Встретив психоаналитика, человек как бы вспоминает и переживает чувства из детства. Это явление Фрейд назвал переносом. У психоаналитика в ответ на перенос возникают встречные чувства к пациенту — это явление известно как контрперенос. В результате пациент и психоаналитик становятся небезразличны друг другу.
Либидо в сексологии
Так как в современной сексологии либидо трактуется как сексуальное влечение, мы сосредоточим основное внимание именно на этом аспекте.
Либидо – психофизиологическое явление. Сила сексуального желания определяется в первую очередь действием половых гормонов. У женщин это прогестерон и эстрогены, у мужчин – тестостерон. Но огромное влияние на половое влечение оказывают и психологические факторы.
Существуют специфические различия между либидо мужчин и женщин, причем они довольно существенные. Поэтому рассматривать их мы будем отдельно. Разберем, от чего зависит выраженность либидо, какие факторы на него влияют.
Что Фрейд думал о влечении к познанию и при чем тут сублимация?
Фрейд никогда не писал о гносеологии и теории познания, так как интереса к философии у него не было. Более того, согласно теории психоанализа никакого специального влечения к познанию у человека нет — есть либидо, нашедшее себе некий объект. Фрейд вводит понятие сублимации. Так он называет перенос энергии либидо в несексуальные области — прежде всего в область творчества и познания.
Тем не менее учение Фрейда внесло вклад в развитие идей, определивших облик гносеологии в ХХ веке, — например, в теорию объектных отношений, которая была сформулирована учеником Фрейда Карлом Абрахамом. В основе этой теории лежит тезис о том, что первично влечение, а объект вторичен.
В психоанализе процессы познания у ребенка понимаются следующим образом: в самом субъекте (то есть у ребенка) действует некое влечение, а вокруг существуют различные, изначально нейтральные объекты. Они получают «нагрузку» в результате переливания энергии из источника в субъекте. Получив энергию извне, объект становится заряженным, «нагруженным», интересным, небезразличным, нужным. Любопытно, что c точки зрения психоанализа эти качества все равно не являются свойствами объекта, поскольку остаются связанными с действием субъекта. Так что можно сказать, что психоаналитическая теория взаимодействия субъекта и мира — субъективистская.
Фрейд начинает с того, что младенец не осознает разницы между «Я» и миром. У него нет определенного чувства собственного тела, нет схемы тела.
Новорожденный младенец еще не может самостоятельно двигаться, поэтому у него нет обратной связи между движениями и ощущениями тела, которая характерна для взрослого человека. Все, что у него есть, — это ощущения удовольствия и неудовольствия. Его естественное стремление — поместить все, что доставляет удовольствие, внутрь себя, а все, что причиняет неудобства, сделать внешним (позже это станет важным и для взрослых в наших типичных когнитивных искажениях).
Младенец занят конструированием своего окружающего мира. Ему надо отделить мир от себя, и поначалу он делает это очень неточно. Естественно, весь мир создается и полагается им вокруг его собственных влечений. Главное влечение младенца — удовлетворение голода, главный объект — грудь. Грудь воспринимается как добрая волшебница, которая появляется тогда, когда младенец этого захочет. Ему кажется, что он может управлять ею через «всемогущество мыслей» — Фрейд приписывал его младенцам (и первобытным людям). Все остальные объекты мира тоже создаются субъектом-младенцем только через какое-то отношение к его собственным влечениям.
Судя по всему, Фрейд несколько преувеличил субъективность создаваемого таким образом мира. Например, из его теории следует, что младенец не будет обращать внимания на погремушки над кроваткой и на лицо матери, поскольку они не удовлетворяют его влечений. Но наблюдения за младенцами показывают, что это не так: дети охотно фокусируют взгляд на погремушках, улыбаются матери, и вообще у любого человека — особенно у того, который чуть старше новорожденного — есть бескорыстный, не имеющий отношения к потребностям интерес к миру. Подобие такого интереса есть даже у животных, этологи называют его поисковым поведением.
Ключик к счастью
Сейчас «либидо» используется как синоним сексуального влечения. Им описывается желание и способность человека заниматься сексом. Если Фрейд считал либидо физиологической потребностью наравне с голодом, то на сегодняшний день оно является частью мотивационной системы человека.
И, конечно, это не эфемерная энергия, курсирующая по телу. Либидо — это целый набор половых (и не только) гормонов, которые отвечают за сексуальное поведение человека, а также реакции мозга, которые отвечают за считывание сексуально релевантных сигналов.
Принцип действия либидо проще всего сравнить с собиранием кубика Рубика. Чтобы головоломка считалась решенной, нужно, чтобы совпали все цвета на каждой грани. Либидо действует так же, нужно, чтобы все факторы сошлись:
Сексуально релевантные сигналы считаны Мозг выбирает из множества сигналов, которые он получает, те, что ассоциируются с сексом. Это могут быть прикосновения партнера, поцелуи, движения или внешний вид, которые вы воспримете как сексуальные.
Гормоны высвобождены В кровь попадает целый коктейль из гормонов гипофиза, половых гормонов и нейромедиаторов, которые приводят организм в готовность к активным действиям.
Обстоятельства одобрены мозгом Есть такая вещь, как нонконкордантность, о ней подробно рассказывает Эмили Нагоски в книге «Как хочет женщина». Это ситуация, когда генитальный ответ, сигнализирующий о возбуждении человека, не совпадает с тем, что он на самом деле думает. У мужчин по результатам исследований совпадение генитального ответа с возбуждением «в мозгу» составляет 50%, а у женщин — только 10%.
Кому-то этот процесс сборки головоломки дается легче, кому-то сложнее. Во многом он зависит от сексуального темперамента — особенностей, которые накладывает окружающая культура на сексуальное поведение человека.
Что такое проекция и рационализация?
Понятия проекции и рационализации тоже связаны с гносеологией и теорией познания. И проекция, и рационализация свидетельствуют о том, что мы часто видим такие причины своих чувств и поступков, которые не имеют ничего общего с настоящими причинами.
В околопсихоаналитической речи под проекцией понимается склонность людей приписывать другим качества, которые есть у них самих. Но Фрейд понимал проекцию более широко и глубоко. С его точки зрения, проекция близка понятию нагрузки — это склонность человека видеть причины своих чувств во внешних объектах, в то время как мы сами нагружаем объекты собственными отношениями.
Например, человек проснулся отчего-то в дурном настроении, и ему кажется, что в этом виноваты жена, ребенок, собака. А в другой день он просыпается и у него все в порядке — и вот уже и жена любимая, и ребенок умница, и собака замечательная.
Другой пример: мы ощущаем враждебность к какому-то человеку по неизвестным нам, бессознательным причинам, но поскольку мы испытываем потребность как-то объяснить себе возникшее чувство, нам начинает казаться, что этот человек сам относится к нам неприязненно, а мы лишь отвечаем ему. Так мы бессознательно помещаем в окружающий мир причины наших чувств. (К слову, проекция — эффективный инструмент для понимания бреда при параноидной форме шизофрении. Это тот случай, когда первичным нарушением, по всей видимости, является патологический аффект, острое переживание страха или настороженности, вероятно, из-за биохимических нарушений в работе мозга. Однако человек должен как-то себе объяснить свое состояние: раз страх — значит, происходит что-то опасное. Так рождается бред преследования.)
Рационализация — это склонность человека объяснять свои поступки внутренней мотивацией, а не внешними причинами.
Допустим, человеку под гипнозом сделали отсроченное внушение, сказав: «Через пять минут после того, как ты проснешься, ты подпрыгнешь и хлопнешь в ладоши». Человек просыпается и через пять минут подпрыгивает, хлопает в ладоши и восклицает что-то вроде: «Вспомнил, куда положил ключи!» Человек подпрыгнул из-за внушения, но не знает об этом и поэтому чувствует необходимость объяснить себе свой поступок (причину человек придумывает, разумеется, бессознательно).
Сублимация сексуальной энергии
Сексуальное либидо – энергия, направленная на удовлетворение сексуальных потребностей. Если по каким-то причинам удовлетворение инстинкта невозможно, человек подсознательно начинает сублимировать сексуальное либидо – перенаправляет ее в другое русло, трансформирует в энергию другого уровня.
Сублимировать энергию можно в энергичных видах спорта (бег, борьба, футбол, бокс), в различных проявлениях искусства (музыке, живописи, скульптуре). Многие люди при проблемах с половой жизнью с головой уходят в работу, находя в этом способ подавить и перенаправить свою сексуальную энергию в русло бизнеса и добиваясь больших успехов.
Сексуальное влечение является естественным, направляясь и на здоровье, и на духовное развитие, и на социально-личностные отношения. Невозможность полноценного удовлетворения может вызвать в человеке агрессию, грубость, девиантное поведение. Во избежание таких последствий, нужно научиться сублимировать энергию в безопасное и полезное русло.
С какой бы стороны ни рассматривалось либидо (половое влечение, нацеленность на конкретные задачи в жизни или любовь к окружающим), его правильное развитие ведет к духовному и личностному росту, успехам в карьере и семейной жизни. При выраженных психозах, невротических состояниях и депрессиях многие психологи находят корень проблемы именно в нарушении развития этого инстинкта. Только квалифицированный специалист сможет оказать помощь в возникшей проблеме, научить человека контролировать свои инстинкты и направлять энергию в нужное русло, для достижения высокого уровня саморазвития, социальной, личной и половой жизни.
Автор статьи: Ермакова Марина Леонидовна, практический психолог, специалист по возрастной психологии
Что такое принцип удовольствия и принцип реальности и при чем здесь фантазия?
Согласно принципу удовольствия любое желание должно быть удовлетворено немедленно. Соблюдению этого принципа служит фантазия. С точки зрения Фрейда, фантазия — это бессознательный механизм, который запускается влечением. Ни в коем случае не следует полагать, что человек сам решает, о чем ему фантазировать. Фантазия, как и влечения, вещь физиологически обусловленная и принудительная.
Принцип реальности связан с тем, что со временем ребенок осознает возможность удовлетворять желания не только фантазийно, но и реально. Однако для этого ему надо преодолеть некие трудности, а значит, пожертвовать немедленным удовлетворением желания. Так ребенок постепенно учится действовать в реальности.
У взрослых принцип реальности вытесняет принцип удовольствия. Как следствие, принцип удовольствия уходит в фантазии, влечения стимулируют фантазийные способы их удовлетворения, а сознательное «Я», полностью проникнутое принципом реальности, использует фантазмы в качестве материала для выбора целей.
Пример: допустим, человек испытывает голод. Эта потребность зарождается на физиологическом уровне, однако затем фантазия начинает перебирать возможные способы удовлетворения голода: пойти в дорогой ресторан, в простое кафе, в буфет, домой, сварить суп, сделать бутерброд.
С точки зрения фантазии, подчеркивает Фрейд, все варианты равнозначны, потому что у нее нет представления о препятствиях. Учет препятствий — дело принципа реальности. Принцип реальности должен отсеять те варианты, которые покажутся неприемлемыми (например, пойти в дорогой ресторан или сделать вредный бутерброд). Уже на сознательном уровне «Я» может некоторое время колебаться между несколькими приемлемыми вариантами, но затем оно принимает решение и переводит его на уровень программы действий.
Дуализм влечений
Противопоставление сексуальных влечений и влечений Я (влечений к самосохранению). Фрейд описывает это явление на примере кормления младенца, пример орального, сексуального влечения. Когда младенец голодный он начинает кричать, ему дают грудь, младенец начинает жадно есть и потихоньку насыщается, происходит разрядка. Он удовлетворяет свое влечение к самосохранению, утоляет свой голод. В момент кормления младенец также испытывает удовольствие от процесса сосания. Получается, что само удовольствие процесса отделяется от удовлетворения влечения к самосохранению, от голода. Таким образом из влечения к самосохранению выделяется оральное сексуальное влечение.
Зачем Фрейду понадобился Танатос и как он объясняет влечение к смерти?
В следующей важной теоретической работе — книге «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) — Фрейду пришлось пересмотреть часть положений своей теории.
Необходимость реформировать теорию появилась в связи с последствиями Первой мировой войны. Военные неврозы, возникавшие у ветеранов боевых действий, было невозможно объяснить через нарушения организации либидо, которыми объясняли обычные неврозы.
Мысли Фрейда получили новый стимул, когда он увидел игру полуторагодовалого ребенка: тот бросал катушку, за нитку привязанную к руке. Когда катушка исчезала из поля зрения ребенка, он кричал: «Там!», а притянув катушку к себе, констатировал: «Здесь». Фрейд увидел в этой игре тренировку общего умения лишаться и привыкать к отсутствию объекта, а в катушке — символ сокровища, от матери до собственной жизни.
С помощью этой аналогии Фрейд объяснил происхождение военных неврозов у людей, вернувшихся с Первой мировой: по его мнению, у них была недостаточно натренирована способность переживать боль. Эти люди не были морально готовы к перенесенным ужасам и к смерти на войне.
В этой же теории Фрейд добавляет к списку влечений еще одно — влечение к покою. Его Фрейд связывал с влечением к смерти, или Танатосом. Как и либидо (или Эрос), Танатос может быть направлен на себя или вовне — это нирвана и агрессия соответственно. Танатос, направленный на себя, неразрывно связан с Эросом, направленным на себя (или любовью к себе), а Танатос, направленный вовне, связан с Эросом, направленным вовне (с любовью к внешнему объекту). По сути, учение о Танатосе стало продолжением идеи нарциссизма, под которым Фрейд понимал любовь к себе (работу либидо, направленного на Я-объект).
Идея нарциссизма вообще соприкасается с важнейшими философскими учениями, недаром Фрейд употребляет для нее также выражение «принцип нирваны» с отсылкой к буддизму. Очень важное для человека на протяжении всей взрослой жизни умение — положительно относиться к бытию, ценить его само по себе. К сожалению, очень часто это умение человек обретает лишь в зрелом возрасте, когда и бытия-то осталось немного, а иногда вовсе не обретает его.
Половой инстинкт у мужчин
Либидо у мужчины – половое влечение, которое движет им на подсознательном уровне. Многие путают понятие либидо и потенция, хотя первое означает влечение к женщине на уровне инстинкта, независимо от того, может ли мужчина совершить половой акт или нет. Потенция же означает возможность совершить этот акт физически.
Как правило, в юношеском и молодом возрасте либидо у мужчин повышено. Половое влечение заставляет мужчину заводить романы, удовлетворяя потребность в сексе как с можно большим количеством партнерш. Нередки случаи распадения семей из-за частых измен супруга, у которого повышено либидо, а жена не готова удовлетворить похоть мужа во всех ее проявлениях.
С годами уровень либидо может снижаться, причины могут быть как психологическими, так гормональными, стрессовыми и прочими. Обычно дефицит андрогенов проявляется к 45 годам, а вот уровень тестостерона начинает снижаться уже после 25 лет.
Проблемы снижения либидо, которые стали причиной разлада в семье, решаются в зависимости от спровоцировавших их факторов. Это может быть гормональный сбой, неправильное питание, частые стрессы и усталость, алкоголизм, либо психологические причины. Повысить либидо у мужчины можно вылечив конкретное заболевание и наладив психологическую обстановку в семье.
Как Фрейд объяснял запрет на инцест и какие у него были отношения с матерью?
В более поздних работах Фрейд обратился к анализу общества и культуры — о них он писал в книгах «Тотем и табу» (1913), «Психология масс и анализ человеческого Я» (1921), «Недовольство культурой» (1930).
Книгу «Тотем и табу» можно отнести к жанру «психоаналитической фантастики», за которую Фрейда справедливо критиковали. В работе встречаются весьма экстравагантные идеи, которые легко поставить под сомнение, — например, предположение о том, что общечеловеческое чувство вины по отношению к родителям во многих культурах происходит из-за того, что в первобытные времена группа братьев якобы совершила ритуальное убийство своего отца. С этим же Фрейд связывает стойкость определенных табу в культуре.
Впрочем, главная тема этой книги — избегание инцеста. Фрейд истолковывает с этой позиции традиции экзогамии, добавляя к обычной для себя теме инцеста детей и родителей еще и тему избегания инцеста между мужчиной и его тещей.
Основанные на либидо отношения между родителями и детьми — не такая уж экстравагантная фантазия Фрейда, как может показаться людям, далеким от психоанализа.
К сожалению, перенос либидо матери на ребенка — довольно частое явление. Приведем такой пример. Когда человек влюблен, ему кажется, что предмет его любви лучше всех, и объект описывается словами в превосходных степенях. Когда молодой человек влюбляется в девушку, ему кажется, что она красивее всех, замечательнее всех, — это естественно, так как объектом либидо является девушка. Что же касается девушки, то она нередко спокойно относится к избраннику и может видеть его недостатки. Но когда девушка смотрит на своего ребенка, ей кажется, что он самый лучший, самый красивый и умный, — она переоценивает не партнера, а ребенка. Девушка объективно относится к партнеру, но субъективно — к ребенку, так что объектом ее либидо является ребенок.
Позже об этой особенности отношений матери и ребенка рассуждал Лакан, говоря о том, как важно, чтобы в эти отношения вмешивался отец. Современная психотерапия тоже придерживается идеи о нежелательности слишком близких отношений с матерью. И поскольку форма классической семьи с обоими родителями переживает кризис, психотерапевтам рано или поздно придется разрабатывать учение о том, как наилучшим образом воспитывать детей без отцов, предотвращая либидинозные переносы матерей.
Кстати, известно, что мать Фрейда относилась к нему с восторгом, что сыграло большую роль в раннем становлении его характера. Его характер сложился сильным. Но если бы Фрейд от природы был более слабым, мать могла бы подчинить его себе.
Ненависть
Как отношение к объекту ненависть древнее любви, она соответствует первоначальному отторжению раздражающего внешнего мира со стороны нарциссического Я. И Фрейд и Мелани Кляйн утверждали, что объект рождается в ненависти. Что это значит? Пока объект присутствует рядом с младенцем, как-будто он не замечает ее как объект. И если говорить словами Дональда Винникотта – мать является средой. Но как только мать уходит и бросает своего младенца, в этот момент младенец обнаруживает ее как объект. Поэтому объект рождается в ненависти. Как выражение вызванное объектами реакции неудовольствия ненависть постоянно находится в тесной связи с влечениями Я к самосохранению, и поэтому влечения Я и сексуальные влечения могут вступить в противоречие, которое повторяет противоречие между ненавистью и любовью. Если влечения Я властвуют над сексуальной функцией, как например на ступени анально-садистической организации, то они придают свойства ненависти также и цели влечений. Ненависть это оппозиция любви.
Что Фрейд думал о существовании запретов в обществе?
В последующих работах Фрейд продолжил развивать общественные аспекты своей теории, двигаясь от семьи к теме социума. В книге «Психология масс» он ставит вопросы о механизмах взаимного заражения в толпе.
С точки зрения Фрейда, толпа не может иметь разума, она не взвешивает доводы за и против, а также способна на колоссальные свершения и такие же колоссальные разрушения. Отдельный человек в толпе теряет способность к критическому мышлению и становится всего лишь несамостоятельной клеточкой целостного организма, который во много раз сильнее и неразумнее каждого человека. В толпе человек как бы теряет голову и тоже становится намного сильнее и намного неразумнее себя обычного.
В этой части Фрейд повторил идеи, сформулированные Гюставом Лебоном в книге «Психология толп». Однако свою задачу Фрейд видел в том, чтобы пойти дальше и описать состояние человека в толпе с точки зрения психоанализа и теории о «Сверх-Я» — инстанции совести, формирующейся в результате интериоризации образа отца.
В нормальном состоянии человек живет под грузом совести и страдает от этого. В то же время именно совесть дает человеку возможность остановиться и подумать прежде, чем действовать; именно умение взвешивать за и против дает человеку возможность действовать свободно и автономно.
В толпе происходит отказ человека от интериоризованного «Сверх-Я» — он как бы возвращается в состояние ребенка и делегирует свое «Сверх-Я» тому, кто в толпе принимает на себя роль «отца» (лидеру, командиру, вождю).
Под эту теорию Фрейд, будучи крайним антиклерикалом, пытался подвести и церковь, но столкнулся с трудностями теоретического характера; все-таки церковь не толпа, охваченная энтузиазмом. Тем не менее Фрейд видел в церкви начало массовости и говорил о том, что форму «Сверх-Я» в ней принимает на себя священник или фигура Бога.
Репрезентант (-тор) влечения
- Репрезентация — психическое выражение эндосоматических возбуждений. Эндосоматическое это возбуждение, которое существует внутри тела, на психическом уровне создает репрезентацию;
- Аффект [квант аффекта] — качественное выражение количества энергии влечения и её разновидностей;
- Эмоционально-аффективное состояние (немецкая психология) — приятное или неприятное, смутное или отчетливое состояние, проявляющееся в общей душевной тональности или в сильной энергетической разрядке.