В свое время психоанализ стал своего рода революцией в психологии. Господствовавшая точка зрения о том, что все действия человека являются результатом деятельности его сознания, уступила место теории, где человеческие поступки — это результат борьбы подавляемых стремлений и превалирующих идеалов, а сознание лишь часть психики, а не ее суть. Эта идея заставила психологов пересмотреть свои взгляды и обратить свое внимание туда, где хранятся все человеческие страсти — в бессознательное.
Вместо введения
Говоря о психоанализе необходимо сказать, что он подразделяется на классический и современный. Когда мы говорим о первом, мы прежде всего имеем в виду теорию, разработанную австрийским психологом Зигмундом Фрейдом (1856 — 1939). Именно он впервые употребил данный термин для обозначение нового метода изучения и лечения психических расстройств.
В дальнейшем благодаря его ученикам и последователям теория развивалась, разрасталась и обрастала новыми идеями. Развитию психоанализа способствовали Альфред Адлер и К. Г. Юнг, а позднее неофрейдисты Эрих Фромм, Карен Хорни, Гарри Стек Салливан, Жак Лакан и др. Их деятельность привела к тому, что современный психоанализ трудно представить в виде единой теории. Он проявляет себя скорее в совокупности различных направлений и практических подходов к решению проблемы сущности человеческой психики.
Основные положения психоаналитической философии З. Фрейда
Зигмунд Фрейд — австрийский психолог, невропатолог, психиатр, ему свойственно изучение явлений бессознательного, их природы, форм и способов проявления.
В статье Моя жизнь и психоанализ Зигмунд Фрейд писал: Я родился 6 мая 1856 года во Фрайберге в Моравии, небольшом городке на территории современной Чехословакии. Мои родители были евреями, и я сам остаюсь евреем. Среди психологов ХХ века доктор Зигмунд Фрейд занимает особое место. Его основная работа Толкование снов была опубликована в 1899 году. С тех пор различные научные авторитеты в психологии поднялись, сменяя друг друга. Но ни один из них до сих пор не вызывает такого непреходящего интереса, как Фрейд и его учение. Объясняется это тем, что его работы, изменившие облик психологии в ХХ веке, осветили фундаментальные вопросы устройства внутреннего мира личности, ее мотивов и чувств, конфликтов между ее желаниями и чувством долга., причины психических срывов, иллюзорные представления человека о себе и других.
Известно, что основным регулятором поведения человека является сознание. Фрейд обнаружил, что за пеленой сознания скрывается глубокий, кипящий слой мощных стремлений, импульсов, желаний, не распознаваемых личностью. Как лечащий врач он столкнулся с тем, что эти бессознательные переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже стать причиной нервно-психических заболеваний. Это побудило его искать способы избавить своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и скрытыми, слепыми, бессознательными мотивами. Так родился фрейдистский метод исцеления души, названный психоанализом. Теория Фрейда во многих странах прочно вошла в учебники по психологии, психотерапии, психиатрии. Он повлиял на другие гуманитарные науки — социологию, педагогику, антропологию, этнографию, философию, а также искусство и литературу, а фрейдистская методология познания социальных явлений, требующая раскрытия лежащих в основе бессознательных механизмов, подавленных желаний, широко использовалась последователи Фрейда и выросли в своего рода философию. Психоаналитическая философия, эмпирической базой которой является психоанализ, продолжает и углубляет иррационалистические тенденции Философии жизни, с ее позиций стремится объяснить личные, культурные и социальные явления.
Революция в естествознании потребовала мировоззренческой интерпретации научных открытий, и это дало новый импульс интересу Фрейда к философии. В 1874-1875 гг. прослушал цикл лекций немецкого философа-идеалиста Ф. Брентано (1833-1917). Его учение о психических действиях как направленных действиях души, его полемика с английским психиатром Дж. Моделом по проблемам бессознательного вызвали у Фрейда живой интерес.
Увлечение позитивистской философией было довольно распространенным явлением среди естествоиспытателей того времени и объяснялось известной близостью позитивизма, то есть того его крыла, которое восходит к естественнонаучному материализму. Влияние позитивизма на формирование его взглядов было существенно скорректировано характером его научных интересов. Он не верил в метафизику, противопоставляя ее мировоззрению, основанному на системе знаний о мире. Он был убежден в единстве и универсальности законов природы. Однако материализм Фрейда носил ограниченный характер, то есть был спонтанным, несформированным. Эта бесформенность, отсутствие серьезной теоретической и познавательной подготовки, плохое знание диалектики привели к тому, что, будучи материалистом внизу, то есть при объяснении природных явлений, Фрейд оставался идеалистом наверху, то есть когда решение социальных и эпистемологических проблем. Он подчеркивал фундаментальное расхождение материализма со всем широким движением позитивизма. Идеологическая эволюция Фрейда полностью подтвердила это. Оставив через полтора десятилетия скальпель и микроскоп, Фрейд по существу расстался с материализмом, хотя никогда не отказывался от убеждений своей юности. Настал момент, когда он начинает самостоятельную научную деятельность.
Возвращаясь к классическому психоанализу
Зигмунд Фрейд по праву считается основателем данного направления психологии, однако следует упомянуть, что отдельные элементы того, что мы сейчас называем психоанализом, появлялись и ранее, в работах разных философов.
Например, Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) был первым кто четко сформулировал концепцию бессознательного, введя понятие «бессознательной психики». Он считал, что вселенная состоит из множества монад — нематериальных субстанций, способных к восприятию действительности. При этом человек, точнее его душа — это тоже монада, обладающая высоким уровнем восприятия, достигающего уровня сознания. При этом, он не отождествлял сознание с психикой, так как считал, что в душе имеются и такие восприятия, которые она не осознает (деятельность «малых перцепций»).
Идеи Г. Лейбница о бессознательном получили дальнейшее развитие в работах Г. Гельмгольца, Ч. Дарвина, большой вклад в систематизировании идеи о бессознательном внес немецкий психолог В. Вундт.
Значительно изменил и расширил идеи о бессознательном и Зигмунд Фрейд. В своих работах он объясняет процесс формирования бессознательного в результате вытеснения из сознания нежелательных по каким-либо причинам элементов.
Помимо разделения психики на области сознательного и бессознательного, он также ввел понятие о трех психических инстанциях — структурах психики, преобладающих в той или иной областях. Эти структуры он назвал «Я», «Оно» и «Сверх-Я».
Эти и некоторые другие идеи легли в основу теории психоанализа, поэтому о них и пойдет речь дальше.
История создания
Психоаналитический метод был разработан Фрейдом на основе экспериментов венского доктора Йозефа Брейера. Этот врач лечил пациентку, страдающую тяжелым видом истерии. Для того чтобы понять причины глубоких душевных потрясений, Брейер решил применить гипноз. Именно этот метод заставил пациентку рассказать о тех обстоятельствах, которые предшествовали болезни. Как стало понятно, большинство симптомов истерии стало следствием аффективных переживаний, которые девушка испытала, дежуря у постели любимого тяжелобольного отца. Доктор заставил свою пациентку не только вспомнить этот период. Во время проводимых им сеансов девушка еще раз пережила свои аффективные состояния. В результате все симптомы недуга исчезли. Брейер назвал созданный им метод лечения катарсисом, что в переводе с греческого означает «очищение».
Исходя из подобных экспериментов, Фрейд высказал предположение о том, что область психического вовсе не сводится к сознательному. Нередко истинные мотивы поведения человека находятся далеко за пределами его сознания. В дальнейшем Фрейд стал сам применять катарсический метод. Делал он это даже не в гипнотическом состоянии больного, а в нормальном. Результаты подобных исследований убедительно доказали, что психика людей обладает разносторонней и сложной структурой.
До Фрейда некоторые клинические признаки истерии врачи не могли объяснить с точки зрения физиологических факторов. Ведь у пациентов одна из частей тела полностью теряла чувствительность, а области, находящиеся с ними по соседству, по-прежнему продолжали ощущать различные раздражители. К тому же до создания Фрейдом теории о «Я», «Оно» и «Сверх-Я» невозможно было объяснить то поведение людей, которое имело место в состоянии гипноза. Именно поэтому ученый и высказал предположение о том, что только часть процессов, происходящих в психике, является реакцией ЦНС.
Сознание и Бессознательное
Разделение психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа Зигмунд Фрейд
Сознание не является основой психики, а только лишь ее частью. Почему же мы не можем сказать, что сознательное — это и есть психика? Вот простое объяснение, которое дает Фрейд.
Долго держать что-либо в сознании невозможно. Психический элемент (например представление), который присутствует в сознании в данный момент, через какое-то время уступает место другим психическим элементам. Однако в определенных, легко осуществимых условиях, это представление может снова появиться в сознании, причем не из-за нового восприятия, которое и привело к осознанию данного представления в первый раз, а благодаря воспоминанию [2].
Объясним на примере
Вот вы все утро гуляли по лесу и собирали грибы. Вернувшись, вы уже забыли про лес, ваше сознание занято другими делами, которые были запланированы на этот день. Но вот день закончен, вы ложитесь спать, и стоит вам закрыть глаза, в сознании всплывает картина природы, леса, по которому вы гуляли, и грибов, которые вы собирали.
Таким образом, все то время пока в нашем сознании происходили другие психические процессы ранее осознаваемое представление было вне сознания, то есть являлось бессознательным. Это то бессознательное, которое по мнению Фрейда, является латентным бессознательным (предсознательным). Помимо этого, он выделяет также вытесненное бессознательное. В отличие от первого, это бессознательное образуется в процессе вытеснения, сущность которого заключается в том, чтобы не допустить представление до сознания.
Наиболее подробно различие между этими двумя бессознательными, которые выделяет Фрейд, описывается им в работе «Бред и сны в «Градиве» В. Иенсена».
Все вытесненное бессознательно; но мы не можем утверждать в отношении всего бессознательного, что оно вытеснено. … «Бессознательное» – чисто описательный, в некоторых отношениях неопределенный, так сказать, статичный термин; «вытесненное» – динамическое слово, которое принимает в расчет игру психических сил и свидетельствует, что есть стремление проявить все психические воздействия, среди них и стремление стать осознанным, но есть и противоположная сила, сопротивление, способное сдержать часть подобных психических действий, среди них и действие по осознанию. Признаком вытесненного остается то, что, несмотря на свою мощь, оно не способно стать осознанным. Зигмунд Фрейд
В процессе дальнейшей психоаналитической работы, выяснилось что данных подразделений недостаточно, и тогда Фрейд выделил три составляющие психики: «Оно», «Я» и «Сверх-Я».
Предсознательное
Эту сферу порой называют доступной памятью. В нее включен весь опыт человека, который в данный момент времени не используется индивидом. Тем не менее необходимая информация всегда может без труда вернуться в сознание. Происходит это либо спонтанно, либо в результате небольших усилий.
Под предсознательным в своей теории о «Я», «Оно» и «Сверх-Я» Фрейд понимал часть психики, которая по своему описанию является бессознательной. Однако при направлении человеком внимания на нее эта область становится потенциально осознаваемой. К сфере предсознательного, в частности, относят свободные ассоциации, которые применяются специалистами в практике психоанализа.
«Оно», «Я» и«Сверх-Я»
«Оно» представляет собой полностью бессознательную часть психики, в которой остаются все вытесненные влечения индивида. Это неизведанная, недоступная часть личности, в которой нет никаких моральных установок, нравственных оценок, понятий добра и зла.
«Оно» — это то, что является основой личности любого ребенка. Им движут первичные биологические потребности, желания, эмоции. Поэтому дети, особенно в возрасте до 5-6 лет, в большинстве своем, эгоистичны и капризны. Со временем от родителей ребенок узнает, что правильно, а что нет. Формируется его система ценностей, норм, правил поведения. Уже будучи в школе, ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, соблюдать религиозные, моральные и правовые нормы, действующие в обществе. Это влияние родителей и социальной сферы жизни общества и обуславливает формирование «Сверх-Я».
«Сверх-Я» является подавляющим элементом. Являясь полной противоположностью «Оно», «Сверх-Я» олицетворяет совесть, идеалы, социальные нормы и все то, что ограничивает индивида, делает его цивилизованным и позволяет жить в человеческом обществе.
По своей природе «Сверх-Я» ближе к «Оно» чем к «Я», просто потому, что также бессознательно, только в отличие от «Оно», которое является своего рода наследственным, «Сверх-Я» — приобретенное бессознательное [7].
И «Оно» и «Сверх-Я» проявляют себя через третью психическую инстанцию — «Я».
«Я» — это уже сфера сознательного. Оно выступает посредником между «Оно» и «Сверх-Я».
Функциональная важность «Я» выражается в том, что в нормальных случаях оно владеет подступами к подвижности. В своем отношении к «Оно» оно похоже на всадника, который должен обуздать превосходящего его по силе коня; разница в том, что всадник пытается сделать это собственными силами, а «Я» – заимствованными. Если всадник не хочет расстаться с конем, то ему не остается ничего другого, как вести коня туда, куда конь хочет; так и «Я» превращает волю «Оно» в действие, как будто бы это была его собственная воля. Зигмунд Фрейд
Таким образом, олицетворяя здравый смысл и благоразумие, оно контролирует психические процессы происходящие в сознании.
Но из-за своей роли «Я» постоянно испытывает давление и со стороны «Оно» и со стороны «Сверх-Я».
Чрезвычайное влияние любого из них ведет к негативным последствиям. Например в случае, когда ребенка воспитывают в строгости, постоянно наказывают и заставляют чувствовать вину за его поведение, постепенно давление родителей сменяется давлением «Сверх-Я». Наказание извне заменяется на наказание изнутри. Становясь взрослым, такой человек часто впадает в депрессию, чувствует вину и испытывает муки совести. При этом «Сверх-Я» становится настолько тираническим, что человек винит себя не просто за прошлые деяния, которые он считает недостойными, но даже за недостойные мысли. Таким образом, вина и укоры совести такого человека часто обусловлены не объективной оценкой своих поступков, а сформировавшимся представлением человека о том, что он этого заслуживает, что он виноват и т.д.
Примеров того, что бывает с людьми, у которых наибольшим влиянием обладает «Оно», еще больше. Не нужно рассказывать о людях, которые игнорируют общественные ценности, нарушают правила и не считаются с чувствами других.
Таким образом, нарушение баланса между тремя основными составляющими психики приносит личности страдания, а порой приводит и к нарушениям психики, возникновению неврозов. Препятствовать этому пытается «Я». И основным методом является процесс вытеснения.
«Сверх-Я»
«Сверх-Я» (Суперэго) – это такая насадка на «Я» (эго) – «филиал» глобальной общественной морали в голове индивида. Зарождается на более поздних этапах созревания личности на почве более-менее сформированного «Я».
«Сверх-Я» состоит из подавляющих «Оно» убеждений о том, как «надо» и «правильно». Таким образом сиюминутные животные желания «Оно» вступают в конфликт с идеалами «Сверх-Я».
Первые зачатки самоконтроля у ребенка – это признак зарождающегося «Сверх-Я». Полагаю, что надеяться вырастить просветленного отпрыска бесполезно. Судя по всему, прохождение через комплексы и неврозы – это неизбежный этап душевного взросления.
«Сверх-Я» растет на почве родительского наказания (за непослушание) и поощрения (за повиновение). Так в нас зарождается чувство вины и гордость. Мы приучаемся испытывать вину за бесконтрольность своего «Оно» и гордость за соответствие идеалам «Сверх-Я».
Примерно отсюда коренятся все проблемы чувства собственной важности и неуверенности в себе. Это наш вечный страх облажаться, непрерывная гонка за «лучшим» и бесконечные утверждения своего места в жизни.
«Сверх-Я» со своими требованиями ненасытно, потому что – это не резервуар, заполнив который, можно успокоиться, а безостановочно работающий механизм, высасывающий личную силу. Он побуждает нас без конца перепроверять происходящую реальность от страха перед возможной виной и в надежде на поощрение гордости.
«Сверх-Я» по собственным локальным меркам принуждает к реализации идеальной жизни. Особо плотно подсаживаются на его идеалы самые благородные из нашего общества. Наглядные примеры можно найти в русской классической литературе – их там множество почти в любом романе.
«Сверх-Я» создает для нас хорошее и плохое, благое и грешное. В зависимости от мировоззрения, «Сверх-Я» может окрашивать себя в образы божественного и возвышенного, а «Оно» облачать в покровы демонического и невежественного. В этом ракурсе вся тьма внешнего мира – лишь проекция нашего собственного подавленного животного начала.
«Я» (Эго) в этой связке мечется в поиске примиряющего компромисса между «Оно» и «Сверх-Я». «Я» планирует и откладывает, блюдет правила и ритуалы, маскируя животные желания благочестивой маской. То есть мы боремся за честь, подавляем, маскируем или же воплощаем первобытные повадки «Оно» в пристойном, удобоваримом виде, чтобы словить бонусов от «Сверх-Я» (Суперэго).
Вытеснение
Учение о вытеснении – фундамент, на котором зиждется все здание психоанализа, … Зигмунд Фрейд
Вытеснение является одним из ключевых понятий в психоанализе, обозначающий процесс, в результате которого «Я» удерживает в бессознательном влечения, мысли, стремления, не допуская их к сознанию.
Процесс вытеснения возникает, когда влечение по каким-либо причинам неприемлемо для индивида. Удовлетворение этого влечения однозначно вызвало бы наслаждение, но вместе с тем и неприятное чувство, в виде вины, отвращения и др. Это связано с тем, что данное влечение по каким-либо причинам не одобряется человеком, не вписывается в его картину мира.
И на первый взгляд, кажется, что вытеснив влечение, мы избавляемся от него, но в действительности оно продолжает существовать в бессознательном. Сдерживаемые вне сознания вытесненные влечения являются источником различных неврозов по той простой причине, что вытесненное производит беспрерывное давление в направлении сознания, и поэтому приходится оказывать такое же постоянное ответное давление на вытесненное, чтобы продолжать удерживать его в бессознательном. Это противостояние требует постоянной концентрации. Тем не менее, стремление может видоизменяться, порождать другие состояния и процессы, которые несмотря на постоянное вытеснение, могут проникнуть в сознание.
Это приводит нас к выводу, что процесс вытеснения является необходимым защитным механизмом, обеспечивающим относительное постоянство психологической системы каждого отдельного индивида.
«Сверх-Я», или «супер-эго»
Superego – это своеобразная надстройка над сознанием, которая формируется при жизни человека под влиянием социальных норм, требований, запретов – табу. С одной стороны, «супер-эго» позволяет нам различать добро и зло, хорошее и плохое, осознавать нравственные принципы и идеалы. Но с другой стороны, по мнению Фрейда, «сверх-Я» ограничивает свободу человека, загоняя его в рамки общепринятых норм. Моральные запреты препятствуют удовлетворению естественных потребностей и проявлению столь же естественной агрессивности. Это приводит к различным проблемам психического характера, например, неврозам.
Чтобы избежать критической ситуации, сознание человека, его «Я» изобретает различные способы компенсации или сублимации – преобразования энергии запретных желаний во что-то более приемлемое для социума.
Вместо вывода
Рассмотренные выше идеи помогают понять сущность психоанализа и его роль в развитии психологии. И несмотря на то, что в настоящее время, психоанализ не пользуется такой популярностью как раньше и часто критикуется, нельзя отрицать тот факт, что он оказал влияние на всю Западную культуру. Ни одно другое направление в психологии не приобретало такую популярность, какую приобрел психоанализ. Изначально создаваемый как метод диагностики и излечения истерии он стал общефилософским учением, попытавшимся дать объяснение структуры человеческой психики, определить сущность и значение глубинных и неизученных психологических процессов бессознательного.
«Эго» — «Я»
Для обозначения уровня сознания в психоанализе используется латинское понятие ego – «Я». Если «ид» — животное начало, то «эго» — разумная часть психики. Это все то, что мы осознаем, чем можем управлять и осмысленно регулировать. Как это ни странно покажется на первый взгляд, объем «эго» не слишком велик по сравнению с «ид», сфера осознанного значительно меньше области бессознательного.
Хоть анализу этого уровня сам З. Фрейд уделял меньше внимания, его функции определить несложно. К ним относятся следующие:
- оценка реальной ситуации;
- анализ осмысленной информации, полученной сознанием из внешних и внутренних источников;
- принятие решений;
- контроль за их исполнением;
- частичное осмысление желаний и преобразование их в действия или перемещение на уровень бессознательного (вымещение);
- рационализация (объяснение) действий и поступков.
По сути дела, «Я» является посредником в борьбе «оно» и «сверх-Я». Этот уровень психики постоянно ищет компромисс между естественными потребностями и требованиями общества.