Конец молчанию. Психотерапевт — о том, как проработать травму с помощью письма

В 1986 году в Техасском университете провели эксперимент. Профессор и заведующий кафедрой психологического факультета Джеймс Пеннебейкер попросил студентов вспомнить личные переживания, которые связаны со стрессом или психологической травмой. Затем он разделил курс на 3 группы и дал каждой задание:

  • первой группе нужно было писать о том, что происходит в жизни сейчас;
  • второй — описать подробности травмирующего события;
  • третьей — написать о своих чувствах и эмоциях и о том, как это событие повлияло на теперешнюю жизнь.

В течение четырех дней каждый студент выделял 15 минут, чтобы писать. За время эксперимента многие поделились своими тайнами, о которых раньше никому не рассказывали.

Оказалось, что метод свободного письма благоприятно влияет на иммунитет за счет снижения уровня хронического стресса.

В пенсильванском Университете Карнеги — Меллона тоже провели подобный эксперимент. На этот раз студентов разделили на 2 группы и попросили выполнить сложное задание, с которым большинство не справились. Тех, кто не справился, резко раскритиковали. После этого первой группе предложили написать о том, что они чувствуют, а второй не дали такой возможности. У первых уже через несколько минут пульс стабилизировался, они отпустили ситуацию, а вторые еще долго приходили в себя.

Эти эксперименты наглядно показывают, как полезно бывает писать о том, что нас волнует. В этой статье мы поговорим о том, как сделать письмо максимально эффективным для исцеления от психологической травмы.

Техника безопасности

Метод письма подходит не всем, и это нормально. Но если вам нравится писать и вы замечаете, что вам становится легче после того, как вы оформите мысли в слова, скорее всего, это ваш рабочий инструмент.

Вы можете любить писать, но быть не готовыми к самостоятельной работе. Так бывает, когда переживания слишком болезненны или защитные механизмы психики не дают прикасаться к самому важному.

Тогда нужно проживать процесс исцеления рядом с кем-то другим. Лучше всего, если это будет психотерапевт, который поможет вам пережить ваши сильные эмоции. Очень важно не брать для самостоятельной проработки слишком болезненные ситуации. Начните с малого — то есть с того, что актуально для вас сейчас и вызывает неприятные (но переносимые) чувства.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ЛИЦ С ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИМИ СТРЕССОВЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ

Вохмянина
М.М.
БУЗ Воронежской области «Воронежский областной клинический наркологический диспансер »
Россия, г. Воронеж
Хабарова Т.Ю.

к.псих.н, доцент кафедры психиатрии и неврологии ИДПО

ФГБОУ ВО ВГМУ им. НН. Бурденко Минздрава Р.Ф.

Аннотация.

Статья посвящена понятию посттравматического расстройства (ПТРС), особенностях протекания ПТСР у взрослых и детей, основные направления психотерапии.

Ключевые слова:

Посттравматическое стрессовое расстройство, триггер, психологическая реабилитация.

Актуальность проблемы.

Личность, как объект жизненного процесса подвергается воздействию различных событий жизни как позитивных, так и негативных. Не и исключены и такие, как травматические события или ситуации, после которых психологические ресурсы исчерпываются и ему необходима помощь.

Посттравматическое стрессовое расстройство

(ПТСР) – нарушение нормальной работы психики в результате единичной или повторяющейся психотравмирующей ситуации. В числе обстоятельств, провоцирующих развитие ПТСР – участие в военных действиях, сексуальное насилие, тяжелые физические травмы, пребывание в опасных для жизни ситуациях, обусловленных природными или техногенными катастрофами и т. п. ПТСР характеризуется повышенной тревожностью и навязчивыми воспоминаниями о травмирующем событии при настойчивом избегании мыслей, чувств, разговоров и ситуаций, так или иначе связанных с травмой [1].

Посттравматическое стрессовое расстройство у детей

Как уже говорилось, риск развития ПТСР у детей гораздо выше, чем у взрослых – детская психика гораздо восприимчивее и чувствительнее к травматическим ситуациям, которые откладывают свой отпечаток на всю оставшуюся жизнь.

Аналогично взрослым, дети стараются избегать триггеров, при встрече с которым у них наблюдаются эмоциональные переживания, проявляющиеся криками, плачем, неадекватным поведением, особенно в ночное время суток. Характерным признаком детского ПТСР является стремление пережить травмирующую ситуацию повторно, что находит отражение в играх, рисунках и поведении. Такие дети часто занимают лидерскую агрессивную позицию со сверстниками.

Ребенок становится замкнутым, раздражительным, развивается серьезная привязанность к «маминой юбке». Возможно развитие регрессии в умственном развитии маленького пациента – ребенок будто отказывается назад: исчезают навыки самообслуживания, обедняется лексикон.

В случае хронического ПТСР, у детей с годами развивается отставание умственного и физического развития, непоправимое формирование черт характера, определяющих асоциальное поведение, развитие разных зависимостей.

При возникновении следующих симптомов посттравматического стрессового расстройства у детей необходима срочная помощь специалиста – родители не всегда могут быть в курсе, что их ребенок подвергается травмирующему событию:

· частые ночные кошмары, энурез,

· нарушения аппетита,

· однотипные игры или рисунки странного, постоянно повторяющегося содержания,

· слишком яркая и долговременная реакция на бытовые раздражители,

· исчезновение ранее полученных жизненных навыков, возращение к поведению, характерному более младшему возрасту,

· неожиданное появление боязни расставания с матерью,

· категорический отказ от детского сада, школы,

· резкое снижение успеваемости, жалобы педагогов на агрессивное поведение ребенка,

· потеря интереса к занятиям, которые ранее доставляли удовлетворение,

· вялость, сонливость в дневное время, старание избежать контакта со сверстниками и незнакомыми людьми,

· участившиеся бытовые несчастные случаи с ребенком.

Психотерапевтическая работа с пациентами с ПТСР по современным представлениям должна быть направлена:

· создание новой когнитивной модели жизнедеятельности;

· аффективную переработку и переоценку травматического опыт;

· восстановление ощущения целостности собственной личности;

· восстановление способности дальнейшего существования в мире.

Когнитивно-поведенческая терапия при работе с детьми и подростками с ПТСР

При психотерапевтической работе с детьми и подростками во всем мире золотым стандартом, является когнитивно –поведенческая психотерапия ориентированная на работу с психологической травмой.

Цель когнитивно-поведенческой психотерапии:

· Снижение отрицательных эмоциональных и поведенческих реакций, которые могут носить реактивный характер в следствии перенесенных психологических травм.

· Обеспечит поддержку, и обучить навыкам эффективного совладения с эмоциональным дистрессом, депрессивными эпизодами у родителей.

· Обучить родителей навыкам оптимального реагирования на проблемы детей и поддержки своих детей. [3]

Песочная терапия при работе с детьми и подростками с ПТСР

Преимущество песочной терапии, состоит в том, что она позволяет клиенту воссоздать в песке различные аспекты проблемы, используя символические объекты, которыми можно манипулировать и которые можно легко изменять. Разыгрывая ситуацию в психологической песочнице ребенок, подросток, взрослый имеет возможность посмотреть на нее со стороны. Этот процесс игры «продвигает» клиента от ощущения «пострадавшего» к тому, чтобы чувствовать себя «создателем» своей жизни.[2]

Вывод

В ситуациях, когда стресс не переживается естественно, формируется отставленная по времени реакция на фрустрирующую ситуацию, т.е посттравматическое расстройство, или травма. Травматический опыт формируется человека, если в стрессовой ситуации он оказался беспомощным, не сумел справиться с ситуацией, не получил поддержку и помощь извне.

Литература:

1.

Ениколопов С.Н Психотерапия при психотравматических стрессовых расстройствах// Российский психиатрический журнал.1998,№3 с.50-56

2.Зинкевич- Евстигнеева Т.Д, Грабенко Т.М Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии.- СПб.: Издательство « Речь, 2005.- 340:ил.

3. Куташов В.А., Хабарова Т.Ю., Ульянова О.В. Организация процедуры исследования медико-социально-психологических и неврологических характеристик больных с аффективными расстройствами // «Системный анализ и управление в биомедицинских системах». 2015. Том 14, №3. С. 588-592.

4. Мелехин А.И Игровая когнитивно-поведенческая терапия// Современное содержание дошкольного образования: вариантность, инициатива, устойчивое развитие. Иркутск МЦПТИ « Микс», 2016. С 68-71.

Psychological rehabilitation of persons with post-traumatic stress disorders

M.M. Vokhmyanina «Voronezh Regional Clinical Narcological Dispensary» Voronezh Region, Voronezh, Russia

T.Yu. Khabarova к.псих.н, the senior lecturer of chair of psychiatry and neurology IDPО FGBOU in VSMU them. NN. Burdenko RF Ministry of Health.

Abstract

The article is devoted to the concept of posttraumatic disorder (PTS), peculiarities of PTSD in adults and children, the main directions of psychotherapy.

Key words:

Post-traumatic stress disorder, trigger, psychological rehabilitation.

References:

1.Enikolopov SN Psychotherapy for psychotraumatic stress disorders / / Russian Psychiatric Magazine.1998, №3 p.50-56

2.Zinkevich-Evstigneeva TD, Grabenko TM Miracles on the sand. Workshop on sand therapy. — SPb .: Publishing House «Rech, 2005.- 340: ill.

3. Kutashov VA, Khabarova T.Yu., Ulyanova O.V. Organization of the procedure for the study of medico-socio-psychological and neurological characteristics of patients with affective disorders // «System analysis and management in biomedical systems.» 2015. Volume 14, №3. Pp. 588-592.

4. Melekhin AI Game cognitive-behavioral therapy // Contemporary content of preschool education: variant, initiative, sustainable development. Irkutsk ICTSTI «Mix», 2016. From 68-71.

Как устроена психологическая травма

Прежде чем прорабатывать травму, разберемся, как она устроена.

Травма

— это вред, нанесенный психическому здоровью человека в результате интенсивного воздействия неблагоприятных факторов среды или стрессовых воздействий на его психику. Часто она связана с физической травмой, угрожавшей жизни, либо нарушающей ощущение безопасности.

Травма — это прерванный процесс горевания. Мы так сильно хотим, чтобы всё было как прежде, что вытесняем травмирующее событие и переживание о нем. Это часто происходит автоматически и неосознанно. Мы стараемся не касаться больной темы: избегаем разговоров, стараемся не вспоминать, а если вспоминаем, не погружаемся в чувства. Выходит, что травма таким образом защищает нашу психику от непереносимого.

В то же время такая защита влияет на нашу жизнь: чтобы держать свои переживания взаперти, нужно прикладывать много сил. Это угрожает нашему телу напряжением, истощением и тревогой. Кроме того, если мы не думаем о травмирующем событии, это не значит, что его не было. О нем могут напоминать различные ситуации, которые ассоциативно приводят туда, куда непереносимо смотреть. Таким образом, мы вновь и вновь не по своей воле погружаемся в сильные переживания, связанные с прошлым. Это может выражаться в кошмарных снах, в чрезмерных реакциях на происходящее, во вспышках гнева или слез.

Процесс исцеления начинается тогда, когда наши ресурсы перенаправляются с защиты на переработку ситуации. То есть когда мы набираемся смелости смотреть на то, что произошло, и проживать свои чувства, связанные с этими событиями.

Это важно делать в безопасной обстановке. Поэтому письмо хорошо помогает справиться с проживанием: оно обеспечивает безопасность, помогает выразить эмоции и присвоить свой опыт. Если для вербальной проработки нам нужен человек рядом, чтобы мы могли оставаться в контакте со своими эмоциями, то письмо позволяет удерживать внимание на переживаниях за счет возвращения к тексту.

Понятие и механизм психологической травмы

Еще Зигмунд Фрейд в 1920 году писал о том, что травма – это неожиданное чрезмерное воздействие, из-за чрезмерности, при течении которой полное функционирование психического аппарата оказываются бессильными и Ego становится беспомощным. Личность сталкивается с ситуациями, которые ей сложно пережить. Они выходят за пределы обычной жизни и оказывают сильное влияние на психику.

Любая травма – это незавершенное и не переработанное нашей психикой действие. Например, психологическая травма у ребенка оказывает влияние на его последующее развитие. То, как психологические травмы детства отразятся на паттернах поведения уже взрослого человека, остается под большим вопросом. Насколько в моменты, когда ребенок это переживал. у него была психологическая поддержка, достаточно ли у него было ресурсов для этого? Нанести психологическую травму можно совершенно случайно. Кроме того, важно заметить, что одно и то же событие для одного человека является травматичным и сложно переживаемым, а для другого нет. Это зависит от индивидуальных особенностей личности. В первую очередь зависит от адаптационных ресурсов организма и психики человека.

После наступления психологической травмы происходит мобилизация организма в целом. Все ресурсы, которые доступны на данный момент, направляются на преодоление того, что происходит. Точнее сказать, проживания. Человек, попав в экстремальную для него ситуацию, испытывает множество противоречивых эмоций. А значит, нет возможности их переработать. Речь идет о том, что любая блокировка переживаемых чувств не дает возможности им высвободиться, прижиться, и может быть вытеснена на подсознательный уровень. Кроме того, ситуации психологических травм могут быть причиной развития психосоматических заболеваний. Это происходит, если человек держит все в себе достаточно долго, отрицает происходящее. При этом не происходит психологической разрядки.

Травма воспринимается личностью как то, что такого не должно происходить, выходит за рамки привычной реальности, к которой человек адаптирован.

Если говорить о травмах развития, то важно отметить, что человек встречается с противодействием или неблагоприятным влиянием окружающей среды. В данном случае ребенок становится ограниченным в использовании его ресурсов. Например, если произошло что-то неприятное, что ребенок сложно пережил, то, попадая в следующий раз в похожую ситуацию, он будет более напряженным, осторожным. Есть высокая вероятность того, что ребенок будет воспринимать новую ситуацию, в которую попал, определенным образом. Это событие будет похоже на то, в котором ребенок испытал ряд непереносимых эмоций. Они очень похожи на те, что переживались раньше. Можно говорить о том, что после перенесения травмы личность становится более приспособленной в мире. Это обусловлено приобретенным и пережитым опытом.

Что еще поможет

Техника рескриптинга

Письмо хорошо тем, что с помощью него можно не только излагать то, что произошло. Писательство позволяет трансформировать события. Вы можете переписать событие так, как вам вздумается: изменить концовку, добавить себе сил или помощников, переписать свою реакцию. Мозгу всё равно, как происходило всё на самом деле, ему важно, как вы это восприняли. А с этим восприятием можно работать. Вот как использовать технику рескриптинга.

Выберите ситуацию, которую хотели бы проработать. Пусть это будет то, что не вызывает слишком болезненные чувства (например, опыт насилия или недавней потери лучше прорабатывать вместе с психотерапевтом).

Представьте человека, который смог бы дать вам сейчас то, что было необходимо тогда. Например, мама, которая бы выслушала, друг, который бы защитил. Не обязательно это должен быть реальный человек, можно взять героя фильма или придумать его самостоятельно.

Найдите подходящий образ безопасности. Важно знать, какие у вас есть опоры и к чему вы можете обратиться, если в процессе практики что-то пойдет не так. Образом безопасности может быть комфортное место, куда вы можете прийти физически (или в своем воображении) или какой-то значимый предмет поддержки, к которому вы можете прикоснуться, чтобы почувствовать себя защищенным.

Представьте ситуацию так, как она происходила в реальности. В любой момент вы можете в своем воображении нажать кнопку «Стоп», и сцена остановится. Как только происходящее замрет, вы сможете его трансформировать. Например, позвать на помощь защитника и увидеть, как он приходит и меняет ситуацию в вашу пользу.

Уточните, все ли ваши потребности были удовлетворены. Оцениваем, как себя чувствует ваш персонаж в воображаемой вами ситуации в результате проигрывания альтернативного сценария. Остался ли он доволен, нужно ли ему что-то еще? Можно добавить помогающих действий. Например, защитник, справившись с угрозой, подошел к вам, обнял и предложил позаботиться о вас.

Сделайте для себя в реальности что-то из действий защитника. Например, заварите себе вкусный горячий чай, укутайте себя в плед и полежите, обращаясь к себе со словами заботы, как защитник из вашей истории.

С помощью такого рескриптинга можно искусственно создать альтернативный опыт прошлого — и таким образом повлиять на ваше самоощущение в настоящем и на ваши отношения с другими людьми.

Ведение дневника

Выделите полчаса времени каждый день и пишите всё, что приходит в голову. Или ведите заметки в телефоне по мере необходимости. Выносить этот текст на широкую публику не стоит, но можно использовать фрагменты в дальнейшем, например для написания книги.

Возвращение в место, где всё случилось

Часто бывает, что мы помним травмирующее событие и даже можем рассказать о нем другим, но всё равно наши эмоции оказываются нам недоступны. Мы превращаем воспоминания в сухой рассказ и не можем погрузиться в чувства. В таком случае письмо поможет донести до других сам факт события и даже его подробности — но помочь в проживании травматичного опыта оно уже не способно.

Чтобы пробудить тело и эмоциональную сферу, можно вернуться в те места, где происходил болезненный опыт. Но перед тем, как отправиться туда, важно продумать технику безопасности.

Вспомните, что вам обычно помогает справиться с сильными эмоциями, и составьте список приемов — например, заранее выпишите в заметки имена людей, к которым вы сможете обратиться, если вам понадобиться помощь, и их телефоны.

Вернуться в место, где всё случилось, можно мысленно, закрыв глаза. Можно пересмотреть фотографии из тех времен или открыть гугл-карты.

Сильнейшей практикой может стать реальное возвращение в место событий. Встретившись со своими переживаниями, постарайтесь не игнорировать их, а проживать: плакать, злиться, если хочется. Если вы находитесь в жилом помещении, выпустить пар помогут подушки или мягкая мебель (их можно бить или бросать для выражения физической агрессии). Если позволяет пространство, кричите; чтобы не смущать людей поблизости, можно использовать подушку — она поглощает звук.

Для выражения чувств письмо станет отличным инструментом. Оно поддерживает диссоциацию, которая нужна для чувства безопасности — когда вы описываете ситуацию, всё как будто происходит не с вами, а с человеком из письма, — при этом текст оставляет вас в контакте с переживаниями.

Если эмоции настолько интенсивны, что справиться с ними самостоятельно не получается, обратитесь за помощью к специалисту.

Автор-проводник

Чтобы поддержать себя в процессе проработки своего опыта, поищите сопровождающих. Это может быть друг, с которым вы будете систематически встречаться, рассказывать ему о проделанной работе и о трудностях, с которыми вы столкнулись в процессе письма. А может быть автор, чьи работы вас вдохновляют и являются ориентиром. Чтение его книг может подсказать, как и куда дальше двигаться.

Блог

Сегодня я поделюсь с Вами своим психотерапевтическим опытом — расскажу о тех этапах, которые необходимо пройти, чтобы психологически выздороветь.

Для наглядности разберем пример посттравматического стрессового расстройства.

Клиент – бывший участник боевых действий в Чечне.

Жалобы — высокая тревога, страхи.

Тревога и страх в настоящем – это не прожитый страх в прошлом.

То есть была ситуация, в которой было страшно, но человек не прожил этот страх.

Он отвлекся на настоящее, успокоился медитациями и изо всех сил попытался все забыть.

Так НЕВОЗМОЖНО «забыть» боль. Только нам показалось, что мы справились и все позади как похожая на 1% ситуация (звук вертолета) возвращает нас в прошлое. Волна дикого страха, отчаянья прокатывается по всему телу. Мозг нам сообщает – вспомни это прошлое, побудь в нем, проживи эти эмоции.

Но мы неправильно интерпретируем свои реакции и снова изо всех сил пытаемся успокоиться. Если никакие приемы не помогают – «садимся» на таблетки.

ВОЗМОЖНО «забыть» прошлое только через проживание ВСЕХ болезненных эмоций, которые сопровождали событие.

Признаки, что мы ПРОЖИЛИ страх – это отсутствие необоснованных тревожных состояний в настоящем – раз. И два – при вспоминании события прошлого нам не страшно. Такое впечатление, что мы просто смотрим фильм, причем уже 20-й раз подряд. Логика есть – эмоций нет.

Вернемся к нашему клиенту.

Итак, терапия включает в себя 5 этапов работы (смотрите картинку на обложке статьи):

1. СТРАХ. Первый этап работы заключается проживании эмоции страха, которая возникает, когда мы погружаемся в прошлое. Я вспоминаю произошедшее и мне хочется так сжаться, чтобы исчезнуть, я чувствую как холодеют ноги и руки. Когда мы правильно «отжимаем» страх, он снижается и мы начинаем чувствовать вторую эмоцию –

2.БОЛЬ. «Как же так…, почему это произошло, это так несправедливо…»

Мы правильно «отжимаем» БОЛЬ и переходим к третьему этапу –

3. ЗЛОСТЬ. «Я ненавижу! Ненавижу тех подростков, которые меня избивали и которым я хотел доказать, участием в военных действиях, что я что-то из себя представляю!»

Мы правильно «отжимаем» ЗЛОСТЬ и снова чувствуем

4. БОЛЬ. Остатки слез.

И только после всего этого эмоционального коктейля приходит –

5. ИСТИННОЕ ПРИНЯТИЕ ПРОШЛОГО – «Что с них взять, их родители алкоголики, унижали своих детей. То, что дети получали, то и сеяли вокруг. Больные люди. Мне просто не повезло – я оказался не в том месте, не в то время».

Глядя на эти этапы психотерапевтической работы, напрашивается следующая метафора.

Помните истории про храмы?

Моют стены – один слой смыли, второй, а под третьим находят изображения святых.

Так же и здесь – мы «стираем» 1. страх, 2.боль, 3.злость, 4.боль и обнаруживаем за всем этим 5.любовь и принятие.

К слову сказать, когда мы самостоятельно пытаемся справиться с травмой прошлого, мы стремимся напрямую из пункта А (1.страх) попасть в пункт В (5.принятие).

Это НЕВОЗМОЖНО без полного проживания 1.СТРАХА, 2.БОЛИ, 3.ЗЛОСТИ, 4.БОЛИ.

Отдельный акцент хочу сделать на пятом этапе работы — «Принятие». Я считаю его по истине чудесным:

С какой бы болью, обидой мы не работали — мы всегда в итоге приходим к принятию и любви. Удивительно, и многие мне не поверят, но даже когда мы работаем с насилием — клиент в конце работы приходит к принятию поведения насильника, он сообщает — «Что с него взять, у него мама кошек в окно выбрасывала».

Друзья! Благодаря достижениям психологии абсолютно реально простить за «счастливое» детство родителей, за предательство бывшего, понять почему они себя так вели по отношению к нам и принять их такими какие они есть!

Надеюсь, я вдохновила Вас на работу с психологом! Это труд, но это благодарный труд!

Искренне Ваша, #психологАннаЯковлева

P.S. Добро пожаловать на личные и скайп-встречи!
Теги: психотерапия быть здоровым управление эмоциями ПТСР

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]