Сиблинги — это… Определение понятия, особенности

  • 19 Ноября, 2018
  • Детская психология
  • Юлия Абдулбарова

Вы могли встретиться с таким понятием, изучая психологическую или антропологическую литературу. Возникает вопрос: кто такие сиблинги? Ответ на него чрезвычайно прост: под термином подразумеваются братья и сестры. В статье мы разберем, почему он был введен, какие сиблинги бывают, как строятся между ними отношения в семье, какие конфликты возможны.

Применение термина в науке

В психологии сиблинги — это те же братья и сестры. С этим понятием связано много научных терминов данной сферы:

  • Сиблинговое соперничество или конкуренция.
  • Сиблинг-конфликт.
  • Статус сиблинга.
  • Подсистема сиблингов и проч.

Что такое сиблинговая система? Имеется ввиду система отношений между братьями и сестрами в какой-либо семье.

Подобный термин имеет место быть и в генетике. Так называются потомки одной пары родителей как человека, так и животного. Однако здесь их чаще называют сибсами.

Мой опыт работы с сиблингами в школе

Сиблинги, которые учатся вместе в одном классе, — не самое частое явление. Сложность работы с такими детьми зависит, прежде всего, от их воспитания и характера.

Если оба или один из братьев или сестер растут капризными, требовательными и не приученными уважать взрослых, то они могут вести себя в школе так же как дома. Учителю придется решать спорные ситуации, когда у одного из сиблингов лучше раздаточный материал, место за партой или порция в столовой.

Особое внимание стоит обратить на сиблингов, которые соперничают даже тогда, когда сталкиваются с общими трудностями, например, не могут наладить контакт с одноклассниками. Об этом нужно обязательно сообщить родителям и психологу. При необходимости он проведет диагностику привязанности сиблингов и проанализирует их межличностные отношения.

Самое главное, чем может помочь учитель — организовать профилактическую беседу с родителями и психологом, который объяснит, сиблинги — что это значит и какие есть особенности воспитания и общения с ними.

В остальных же случаях стоит предоставить детям возможность самим решать свои проблемы. Если острых ситуаций в семье не возникает или они сразу решаются, то и в школе сиблинги свое соперничество не проявляют.

Какими они могут быть?

Сиблинги — это братья и сестры. В науке выделяются несколько их категорий:

  • Полнородные сиблинги. Имеют общих родителей.
  • Неполнородные сиблинги. Общий родитель только один — мать или отец. Тут дополнительно выделятся единоутробные — имеющие общую маму, и единокровные — те, у которых один и тот же отец. По отношению к категории неполнородных сиблингов иногда используется схожий термин — «полусиблинг».

Сиблинги — это категории родственников, которые также могут различаться и по полу и возрасту, и по относительным полу и возрасту. Это в какой-то мере зависит от национальных традиций.

К примеру, у славянских народов сиблинги — это братья (мальчики) и сестры (девочки). Ранее они также различались по очередности рождения — были первенцы (перваки), а также втораки, третьяки, четвертаки и т. д.

В современности порядок рождения детей в семье остается важным, к примеру, у качинов. Тут будут кам, наунг, ла, ту и т. д. У китайцев актуально разделение сиблингов по относительному возрасту. Ди — это младший брат, а сюн — старший.

У квакиутль встречается разделение сиблингов по относительному полу. Что это значит? Сиблинг одного пола с определенным субъектом называется виху-якс. Если это человек противоположного пола — вивауквах.

Что НЕ следует делать родителю в случае сиблингового конфликта

  • Вставать на сторону любого из сиблингов.
  • Оценивать поведение ребёнка (ты поступаешь плохо, ты ведёшь себя неправильно и т.п.).
  • Заострять внимание на мелких склоках.
  • Игнорировать физический и эмоциональный буллинг.
  • Предлагать различные действия по регуляции конфликта, не выслушивая самих детей.
  • Рассказывать про семейную ситуацию посторонним людям или школьным педагогам, родственникам.
  • Ожидать от детей, что они обязательно вырастут друзьями (поэтому нельзя ругаться, вы же «братья»).

Формирование характера

Сиблинги — это братья и сестры. В обществе есть мнение, что порядок их рождения оказывает определенное влияние на личность детей. Например, первенцы — чаще всего лидеры, ответственные люди. Самые младшие дети — любимчики семьи, поэтому порой вырастают эгоистичными натурами. Но это всего лишь житейские наблюдения, которые не подтверждены научными фактами. Исследователи до сих пор не определились на какие особенности характера имеет влияние порядок рождения детей.

Но это не значит, что сиблинги не влияют на личности друг друга. Для братьев и сестер близкого возраста часто бывает характерна дезидентификация. Сиблинги стараются быть непохожими друг на друга, сознательно или неосознанно. Они развивают собственную идентичность, различные черты характера, выбирают различные хобби и увлечения. К примеру, если старшая сестра увлечена музыкой, то младший брат будет стараться найти себя в совершенной иной сфере. Скажем, в спорте.

То же самое и о чертах характера. Если один ребенок любит спокойный образ жизни, домашнее времяпровождение, то второй растет сорвиголовой, любителем приключений. И любопытный факт. Дезидентификация между старшими и младшими детьми характерна для семей, где два ребенка. В многодетных семействах она наблюдается между сиблингами одного пола.

Глубинная юнгианская психотерапия

Теории служат не только моделью работы психики, но и картами, указывающими на то, что должно быть отмечено: что важно, а что случайно; что является сигналом, а что шумом. Даже лучшие из теорий не свободны от бессознательной тенденции исключать данные, выходящие за ее рамки. Если же ведущая нас теория отсутствует, мы не обращаем внимания на то, чего не умеем видеть. В результате, во многих историях болезни вообще не сообщается о статусе сиблинга. В своей клинической практике я постоянно удивлялся тому, как часто пациенты, говоря о предыдущих методах лечения, избегают конфликта сиблингов. Женщина среднего возраста объясняла: «Я хотела бы поговорить с моим аналитиком о проблеме, возникшей в отношениях с братом. Но он настаивал, что реальная проблема состояла в моих сексуальных фантазиях о родителях.» Другая женщина рассказывала, как она раньше консультировалась у терапевта: «мы никогда не обсуждали того факта, что у меня есть близнец или моих проблематичных отношений с этим близнецом и все же … то, что я была одной из близнецов, оказало влияние на все другие отношения в моей жизни, и является центральной отправной точкой в разработке каких-либо неразрешенных конфликтов». Я задался вопросом, являются ли эти примеры результатом пренебрежения, контр-предвзятости или эти аналитики выработали такое отношение, основываясь на своих ранах, полученных в собственном сиблинговом опыте.

В книге «Примитивный предел опыта» (ThePrimitiveEdgeofExperience) Томас Огден продемонстрировал в качестве иллюстрации клиническую историю двадцатитрехлетней выпускницы колледжа, у которой отношения с братом складывались, как если бы это был «просто еще один арендатор в пансионате.» Эта пациентка проходила курс лечения у Огдена, и все же, как ни странно, он никогда концептуально не отмечал ее отсутствие эмоциональной связи с ним в контексте переноса отношений с родным братом. Более того, он признался, что «часто забывал, что у пациентки был брат». Представьте, что аналитик забывает о том, что у пациента была мать! Когда терапевт делает записи о порядке рождения или динамики сиблингов, ему не хватает теории, определяющей роль, которую братья и сестры могут играть в психической жизни.

Знаменитый отчет Дональда Винникотта о лечении маленькой девочки по имени Габриель, известный как «Пигля «, служит примером. Дело касается эмоционального шока малыша при рождении младшей сестры. После более чем полутора лет лечения, мать написала Винникотту: «В момент рождения [сестры] Сюзанны мои опасения были очень сильными — забыла ли я вам сказать, что у меня есть брат? Его рождение меня очень возмущало, а родился он, когда я была точно того же возраста, что и Габриэль, когда родилась Сюзанна.» Винникотт пренебрег возможностью спросить мать есть ли у нее братья и сестры, хотя в настоящее время широко распространено мнение, что родители могут неосознанно повторять собственные проблемные сиблинговые переживания в отношениях со своими детьми. Винникотт не делает никаких замечаний по поводу драматического откровения матери, которое также не повлияло и на лечение.

Винникотт по праву считается одним из самых плодотворных мыслителей, но он, кажется, не может думать о сиблингах, даже когда Пигля настаивает на том, чтобы ее называли по имени ее младшей сестры. По прошествии времени, нам представляется, что Сюзанна, вероятно, сыграла для Пигли роль «теневого сиблинга». Теневой сиблинг получает проекцию всего, что является нежелательным или неприемлемым для самого человека. Ему и завидуют и ненавидят за те же самые качества.

Следовательно, теневой сиблинг — противоположность идеального брата, компенсаторно негативный и бессознательный образ. Эти теневые образы могут оказывать интенсивное, но скрытое влияние на отношения с фактическим сиблингом, когда они не отличаются от реальных.

В другом месте, Винникотт действительно обращал внимание на то, как рождение младшего брата или сестры может дать ребенку старшего возраста возможность получить опыт, с помощью которого ненависть к сиблингу может со временем будет преобразована в братскую любовь (а также в понимание того, что родители по-прежнему любят друг друга). Это вполне может быть правдой, но обратите внимание, что Винникотт концептуализирует опыт сиблинга исключительно с точки зрения первенца.

Такое превращение ненависти в любовь, кажется, безусловно, относится и к Пигле-Габриели, чья мать написала в конце лечения: «Габриель очень близка к Сюзанне, держит ее на ручках с большой осторожностью, обхаживает ее, часто бывает посредником между ней и нами. Мы поражены тем, насколько часто она переубеждает ее, отвлекая внимание какой-то выдумкой, а не путем прямого нападения. Хотя иногда она взрывается и беспомощно поддается ревности, а Сюзанна не может ничего понять. На днях, в разгар ожесточенной борьбы, она вдруг поцеловала Сюзанну и сказала: «Но ты мне все равно нравишься.» У Сюзанны совсем другие реакции: она то и дело смотрит на Габриель, горячо и беспощадно стремясь уничтожить ее превосходство».

Исследования показывают, что опыт Габриель довольно типичен. Начальное разочарование (обычно выражаемое как агрессия, направленная в сторону матери и реже — к ребенку) постепенно переходит в прочное общение.

Подобная культурная фантазия способствует возникновению глубокому чувству близости, происходящему от соединения родственности и эроса, в лице одного, хорошо знакомого человека. Мифология всего мира описывает множество примеров браков между сестрой и братом. Наиболее известны Зевс и Гера в греческой мифологии, Исида и Осирис в египетской, Идзанами и Идзанаги в японской традиции или Фуси и Нува в Китае. Жан Кокто в классическом «Избалованном ребенке» (Les Enfants Terribles) представляет невинный случай детского инцеста, заканчивающийся очень плохо. Архетипический образ возлюбленного брата/сестры также оказывается центральным для древнеегипетской любовной поэзии: «Я нашел моего брата в моей постели. // Мое сердце радуется сверх всякой меры. Рот моей сестры — это бутон розы // Ее грудь – благовония». Песнь Песней дает поэтическое выражение этой уникальной близости: «Ах, почему ты не мой брат, вскормленный у груди матери моей!» (Песнь Песней 8:01 ; JB ), а взамен «Моя сестра, моя обетованная невеста, ты похитила мое сердце» (Песнь Песней 4:09 ;. JB) Стихи дают символическое выражение этого «внутреннего брака» с идеальным сиблингом.

Пожалуй, в наиболее острой форме эта традиция касается истории Адама и Евы. В большинстве английских версий Библии Адам, первый мужчина, созданный до Евы, которая затем была сконструирована из его tzela . Еврейское слово «tzela» обычно переводится как «ребро», но в равной степени может означать «бок/сторона». В самом деле, в еврейском тексте Библии слово «tzela» появляется тридцать девять раз и в подавляющем большинстве случаев это означает «сторона». Если мы будем следовать древнееврейской традиции, которая прочитывает tzela Адама как «сторону», то Адам был не мужчиной. Он сначала был создан как андрогинный сиамский близнец, в котором половинки мужчины и женщины были соединены вместе – с двух сторон. Эта интерпретация разрешает очевидное противоречие во второй истории сотворения в книге Бытия 5:1-2: в которой четко говорится: мужчиной и женщиной сотворил их. Точка зрения бисексуального, неразделенного состояния отражает юнгианский взгляд на психику, как содержащую одновременно женское и мужское начала в первоначальном единстве, до разделения сознания на противоположности. Роковая божественная хирургия разделила мужскую и женскую половины. В результате, Адам и Ева, брат и сестра смогли развернуться, выйти из тени и впервые увидеть друг друга, лицом к лицу. Напряженность в отношениях между известным и неизвестным, питательная среда любви, трогательно выражается во вскрике Адама, когда он распознал Еву: «На этот раз, это она! Кость от костей моих плоть от плоти моей» (2:23). Этот мощная традиция сиамских близнецов ясно указывает, что в соответствии с иудейской версией творения, естественное, изначальное состояние человечества – это когда брат и сестра становятся мужем и женой.

Когда внутренняя ситуация не является сознательной, снаружи она кажется перстом судьбы. К.Г. Юнг

Юнг о братьях и сестрах

Юнг действительно понимал психологическую важность архетипов братьев и сестер. В «Ответе Иову» (AnswertoJob), он писал: «У Яхве был один хороший сын и один неудачный. Каин и Авель, Иаков и Исав, соответствуют этим прототипам, и так, во все времена и во всех частях мира, существует мотив враждебных братьев, которые в бесчисленных современных вариантах до сих пор вызывают разногласия в современных семьях и доставляют работу психотерапевту».

Эмма Юнг прочитала две лекции на тему «мотив брата» в клубе психологии в Цюрихе, которые были потеряны (печальная синхрония). Юнгианская психология по большей части черпает вдохновение в мифологии и сказках, где предостаточно рассказов о сиблингах и напряженности. Например, в сказках братьев Гримм младший сын, который на первый взгляд кажется презираемым простаком, выступает как победоносный герой в 92 % случаев. Символически он интерпретируется как представляющий недооцененный, подавляемый аспект личности. Эдвард Эдингер, автор книги «Библия и психика: символизм индивидуации в Ветхом Завете» (TheBibleandthePsyche: IndividuationSymbolismintheOldTestament), писал, что близнецы Иаков и Исав представляют существующее в психике разделение между «эго и тенью и эго и Я». Сиблинги во снах и фантазиях также понимаются как символы различных частей личности, обычно анимы, анимуса, или тени. Марио Якоби действительно обсуждал различие между внешней и внутренней сестрой в связи со сном. Джон Биби, который положил начало первым чтениям памяти Эрнеста Фая (Fay Lectures), пишет о своем архетипическом сиблинговом контрпереносе как «переносе на брата, такого же страдальца, позволяющем наслаждаться отсрочкой от трудностей взросления, и как модели для анимуса, соотносимого с некоторыми творческими аспектами личности… переживания Самости … [как]’ органа принятия». Юнг и юнгианцы поняли мифическую силу, стоящую за архетипами сестры и брата. Но что лежит в основе понятий «быть сестрой» и «иметь брата»? В чем сама суть архетипического опыта сестер и братьев?

William-Adolphe_Bouguereau_(1825-1905). Две сестры (1901)…Практически каждая биологическая система показывающая тесную связь между генетически близкими родственниками, неизбежно содержит сдвиг в равновесии между стимулами для эгоизма и для альтруизма.

Глава 2 Архетип сиблинга: континуум сотрудничества-соревнования

Как психолога и антрополога, меня часто поражает контраст отношения к братьям и сестрам в каждой из дисциплин. Психология и особенно глубинная психология делает акцент на сознательном и бессознательном конфликтах в контексте «соперничества между детьми», «развенчания» или даже смещения супружеских конфликтов в сторону того, что называется эдиповыми родственными треугольниками. С другой стороны, в антропологии, братья рассматриваются гораздо более положительно в качестве основного социального «клея», на котором удерживаются целостность общества. В некоторых местах объединение братьев и сестер представляет собой основную метафору устройства общества. Глядя на картину в целом, можно констатировать: братья и сестры, независимо от того, сколько они борются между собой, обязательно должны объединиться для отражения внешней угрозы. Как говорит арабская пословица: «Я — против моего брата, мой брат и я — против моего двоюродного брата, мой двоюродный брат, брат и я — против всего мира».

Юнг учил, что каждый архетип имеет два противоположных полюса. Великая Мать представляет все любящее и плодородное начало Матери-Земли, а также пожирающего, разрушающего, регрессивного дракона: и Мать Марию и Медузу. Кроме того, мы можем рассматривать архетип брата/сестры как имеющей противоположные полюса. На отрицательном полюсе континуума находится соперничество, ненависть и убийственная ярость, основанная на хроническом конфликте доминирования и иерархии, изображенном во многих сказках братьев Гримм, в историях Ромула и Рема, Сета и Осириса или трех сестер в «Короле Лире» Шекспира. Биологи-эволюционисты отметили условия, когда братоубийство ожидаемо: ​​»Когда для потомков одного поколения недостаточно имеющихся ресурсов для выживания (или есть вероятность недостаточности ресурса), соперничество между детьми может стать фатальным …» В животном мире, убийственная агрессивность братьев и сестер иллюстрируется стаей гиен, которую возглавляет самка, выбранная за ее способность безжалостно убивать собственную сестру-близнеца. Даже Медея, прежде чем убить своих детей, убила брата.

Сходное братоубийство описано в Книге Судей, глава 9, где Авимелех убивает семьдесят своих братьев по пути к установлению жестокой диктатуры. Точно так же, турецкий султан Магомет II, содержал всех царских братьев и сестер в клетках, пока не был произведен на свет наследник, после чего все братья были задушены с помощью специального шелкового шнура. Мой брат — мой убийца.

Анна Квиндлен дает острое определение отношений с братом, одержимым ненавистью: «Наиболее яркой эмоцией моего детства, которую я могу пробудить даже сейчас, была ненависть к брату Бобу. Правда, слово «ненависть», простое и мощное, как удар в живот, даже близко не отражает чувство, которое я помню… Виртуальный спектр отрицательных эмоций — презрение, отвращение, пренебрежение — вот, какой я помню мою жизнь с братом … Есть нечто настолько чистое и бескомпромиссное в этом чувстве, как вкус лимона или укол шипом. На самом деле, становится почти приятным, когда думаешь об этом, в моем современном мире, где я научилась срезать острые края опыта, быть двойственной, двусмысленной, идти на компромисс. Я ненавидела его. О, как я его ненавидела. Я могу уже рассказать эту историю, потому что теперь я люблю своего брата, так же яростно, как я когда-то ненавидела его».

На положительном полюсе проявляется глубокая солидарность, близость и единство с любимым родным человеком, показанные в историях о Гензель и Гретель, Аполлоне и Артемиде, Касторе и Поллуксе, Исиде и Осирисе, близнецах у Шекспира в «Двенадцатой ночи». В той же саванне, как и у гиен, так и у их вечных соперников, есть истинное сестринство. Прайды львов организованы вокруг группы сестер (и других родственниц); самцы львы могут приходить и уходить, но прайд продолжает действовать как кооператив, жизнеспособное сестринство львиц. Я думаю, наша жизнь как братьев и сестер разыгрываются в этом «континууме сотрудничества-конкуренции». Мы, вероятно, сможем узнать больше о лояльности и конкуренции со стороны наших сестер и братьев, чем от кого-либо еще. Как высказалась одна сестра: «Я не понимаю, как люди учатся жить в мире, если у них не было братьев и сестер … Все, что я узнала о переговорах, территориальности, сосуществовании, неприязни, врожденных различиях и любви вопреки знанию, все это я узнала от них четырех: Боба, Майка, Кевина и Терезы​​. Они во многом были моей вселенной, даже в большей степени, чем мои родители.»

Типология отношений между сиблингами

Существует несколько теоретических обоснований для обсуждения качества родственных отношений. Одна из классификаций основана на том, какие отношения существуют между сиблингами: интимные (глубоко посвященные «лучшие друзья»); близкие по духу (теплая забота, но иногда выражается раздражение или они конкурентные «хорошие друзья»); лояльные («кровь — не вода» – предлагать помощь, когда это необходимо); апатичные («никогда не близки, даже в детстве»); враждебные (держат дистанцию ​​с глубокими чувствами гнева и обиды). В своей новаторской книге «Сиблинговые связи» (TheSiblingBond) Банк и Кан разработали более подробную типологию «Модели идентификации и отношений между братьями и сестрами». Эта структура основана на степени идентификации (близкой, частичной, далекой) и типах отношений. Они различают восемь основных моделей в континууме сотрудничества-соперничества, начиная от полного слияния до невыразимой враждебности:

Сплавленные близнецы: «Мы – как единое целое, мы одинаковые. Между нами нет никакой разницы».

Размытое слияние: «Я не уверен, кто я. Может быть, я могу быть таким, как ты».

Поклонение идеальному герою: «Я так тобой восхищаюсь, что я хочу стать таким, как ты».

Взаимозависимость, преданное принятие: «Мы с тобой похожи во многих отношениях. Мы всегда должны и заботиться друг о друге, несмотря на наши различия «.

Динамическая независимость, конструктивная диалектика: «Мы похожи, но разные. Это является сложной задачей и создает возможности роста для нас обоих».

Враждебная зависимость, деструктивная диалектика: «Мы во многом отличаемся. Мы не особо похожи друг на друга, но мы нужны друг другу в любом случае».

Жесткая дифференцированность, поляризованный отказ: «Ты так отличаешься от меня. Я не хочу зависеть от тебя и я никогда не хочу стать таким, как ты».

Отречение, де — идентификация: «Мы полностью отличаемся друг от друга. Я в тебе не нуждаюсь, ты мне не нравишься и мне все равно, если я никогда не увижу тебя снова».

Современный израильский автор Бенджамин Таммуз описывает крайний случай теневого брата, иллюстрирующий сплавленных близнецов: Я всегда хотел всего того же, что и мой брат, и всю мою жизнь я ему завидовал и пытался ему подражать… Существовал ли я вообще? Возможно ли, что я был всего лишь мечтой о моем брате?

Ранние отношения Льва Толстого с его братом, Сергеем могут служить примером размытого слияния. Толстой писал: «Я копировал его. Я любил его.Я хотел быть им.»

Величайшая трагедия заключается в том, что слишком часто братья и сестры занимают разные эмоциональные позиции по отношению к друг другу. Один может быть примером идеализации, в то время как другой де-идентификации, другой — враждебной зависимости, а его сиблинг это время пытается с ним объединиться. Братья и сестры часто оказываются вовлечены в сложный и ранящий танец близости. Только если братья и сестры являются взаимозависимыми или динамически независимыми, они могут достичь счастливого равновесия. Сиблинговые отношения далеки от статических и могут изменяться динамично. Как мы увидим в следующей главе, Каин движется от начальной взаимной зависимости, верного принятия до враждебный зависимости, а затем к поляризованному отказу и, наконец, отрекается, оказавшись в де-идентификационных отношениях с его братом, Авелем.

Наши семьи как дома; вы получаете комнату, которая еще не занята.

Семейные ниши, поляризованная идентичность и развенчание.

Сестры и братья делятся большим количеством общего, чем любые другие человеческие существа — как с точки зрения генетического наследия, так и домашней обстановки. У них есть много сходного и в природе, и в воспитании. Можно было бы ожидать, что сиблинги будут чрезвычайно похожими. Тем не менее, генетики бихевиористы обнаружили, что братья и сестры похожи между собой не более, чем чужие люди. «Почему дети в одной семье так отличаются друг от друга?»

На мой взгляд, наиболее убедительный ответ на этот вопрос вытекает из работы Франка Сэллоуэя «Рожденные бунтовать: порядок рождения, семейная динамика и творческая жизнь» (Frank Sulloway’s BorntoRebel: BirthOrder, FamilyDynamicsandCreativeLives). Сэллоуэй объясняет поразительные различия между братьями и сестрами, используя аналогию с экологическими нишами в эволюционной биологии, например, подобно зябликам у Дарвина.

Братья и сестры одновременно живут и не живут в одной семье. Первенец в семье имеет возможность выбрать любую нишу и большинство из них выбирают нишу, типичную для первенцев. Второй ребенок входит в семью, когда, по крайней мере, одна ниша уже занята, и он должен искать другую доступную нишу. Если ниша первенца занята, ему придется искать в другом месте. Если по причинам темперамента, инвалидности или болезни, старший сиблинг не занимает нишу первенца, эта ниша становится доступной тому, кто родился позже, который теперь может развивать «командные» характеристики типичного первенца. Отношения между сиблингами будут в значительной степени определяться относительным положением оккупированных ниш в семейной системе. Каждый брат также получает различный набор родителей, которые отличаются по возрасту, опыту, богатству или счастью в момент рождения каждого ребенка. Перефразируя Гераклита: «Вы никогда не можете войти дважды в одну и ту же семью.»

Когда ниши являются взаимоисключающими, каждый сиблинг, разрабатывает «поляризованную идентичность» к другому. Если один плохой, то другой будет хороший; если одна сестра считается красивой, то другая станет прилежной, возможно, чтобы скрыть тот факт, что она чувствует себя некрасивой; если он любимец у матери, то другой будет любимцем отца или ничьим любимцем. Каждый сиблинг формируется в тени другого: личность одного становится негативной идентичностью другого. Бессознательно такое поляризованное тождество принимает вид: «Я не то, что ты есть». Поляризация будет самой экстремальный для «братьев и сестер с высоким уровнем доступа», аналогичных по возрасту и полу, которые имеют наибольшую потребность дифференцироваться друг от друга.

Ниша первенцев размещает их ближе к родительским ценностям, к тому чтобы воплотить и проводить родительские ожидания и, следовательно, к более высоким достижениям. Сэллоуэй объясняет, почему первенцы, более вероятно, проявляют гнев и мстительность:

У первенцев есть больше оснований ревновать своих братьев и сестер, чем у тех, кто родился позже. Каждый первенец начинает жизнь со стопроцентного родительского вклада. Тех, кто родился позже, с самого начала разделяют между собой родительский вклад. Таким образом, снижение родительской заботы в связи с новым родным братом или сестрой никогда не причиняет той же степени страдания от появления нового ребенка. Родители могут попытаться воспрепятствовать ревности, и первенцы часто могут подавить в себе это чувство. Тем не менее, когда родители не видят, проявление ярости первенца может быть эффективным способом запугивания младших братьев и сестер … Братья и сестры, к огорчению своих родителей, часто одержимы вопросами распределительной справедливости («Кто получил больше?») как способа проведения повторных оценок родительских инвестиций.

Поскольку они отождествляются с установленным порядком, первенцы, как правило, более консервативны, более склонны утверждать свою власть, и менее открыты для новых впечатлений. Младшие дети приходят в семью с другими детьми, и поэтому, как правило, имеют лучшие социальные и межличностные навыки. Они более открыты для опыта, путешествий, новых идей и революционных идеологий, которые подразумевают свержение установленного порядка. Младшие дети могут позволить себе роскошь не взрослеть, когда рождается другой ребенок. В то же время, существует опасность того, что они никогда не будут взрослеть или не преодолеют свою идентичность как «ребенка» в глазах старших братьев и сестер.

В отличие от Сэллоуэя, Альфред Адлер утверждал, что при определенных условиях младший ребенок с сильным стремлением к власти, способный проявить себя, может оказаться самым успешным сиблингом. Такие младшие сверхуспевающие дети могут добиться успеха только тогда, когда ниша первенца, традиционно ориентированная на достижения, не достаточно хорошо занята, как это было в случае самого успешного «​​младшего брата» в Писании царя Давида. Прелюдия к его знаменитой битве с Голиафом (I Царств 17:12-58) предоставляет классический обмен динамики между старшим и младшим братьями. Илия, первенец, неожиданно видит Давида на поле боя и говорит: «Зачем ты пришел сюда? Он сказал. «На чье попечение ты оставил тех немногих овец там в пустыне? Я знаю твою дерзость и твое ​​злое сердце; Ты пришел посмотреть на сражение. «Давид ответил: «Что я сделал? Я даже говорить не имею права? «(I Sam 17:28-9, JB).

Старший брат властный и унижает другого, в то время как младший борется за признание и статус. В библейской сиблинговой психологии, один из центральных конфликтов возникает между фиксированной иерархией сиблингов («Я первый и не забывай об этом!») и гибким сиблинговым равенством («Мы, братья и сестры все равны и мы вместе»). В целом, первенцы получают наибольшую отдачу от иерархии; позже рожденные склонны настаивать на сиблинговом равенстве, или даже свергнуть установленный порядок в семье. Худшие случаи сиблингового насилия возникают вокруг конфликта между иерархией и равенством родных братьев. Если равенство не будет достигнуто, проблема может стать неразрешимой. Хорошим примером является исследование Сэллоуэем биографий пионеров от науки, которое показало, что первенцы, такие как Ньютон и Лейбниц, горько и бесконечно боролись за приоритет, в то время как более поздние дети, такие как Дарвин и Уоллес, почти всегда спокойно шли на компромисс.

Старшие братья и сестры не могут быть единственными обладателями бурных фантазий. Моисей, как и Давид после него, еще один пример успешного младшего брата. В своем сублимированном желании свергнуть установленный египетский порядок, основанный на наследственном праве, Моисей в прямом смысле слова реализует мстительные фантазии младшего брата, когда (с Божьей помощью) все египетские первенцы умирают в десятой и заключительной эпидемии чумы. Символично, это Десятая казнь демонстрирует месть младшего ребенка, обращенную не только на старшего брата, но на сам принцип первородства, в котором старший сын пользовался наибольшим благоприятствованием только из-за их очередности рождения.

Идея ниш также помогает объяснить сиблинговую психологию единственного ребенка. Единственный ребенок воплощает родительские ожидания для обоих полов, и таким образом, символически должен восприниматься и как «сын», и как «дочь». Такой ребенок занимает несколько ниш в одно то же время. В результате такой ребенок, скорее всего, будет отображать как мужские, так и женские характеристики. Единственные дети могут быть одинокими: им не с кем поделиться внутренним миром детства, извлечь уроки из очередности или усмирением агрессии, но это не всегда так. На другом конце жизненного цикла, единственный ребенок в семье часто испытывает трудности при ухаживании за престарелыми родителями, ему не с кем делить это бремя. Но с точки зрения Юнга, ключевым элементом является то, что в отсутствие реальных братьев и сестер, они могут компенсировать и развивать более глубокие отношения со своими внутренними сиблингами, воображаемыми товарищами, которых они встречают в игре, мечтах, активном воображении и т.д. Единственные дети, у которых есть сильная связь с этими внутренними сиблингами никогда не будут чувствовать себя действительно одинокими. Единственные дети, которые не могут воображать себе этого, испытывают экзистенциальное одиночество в мире без братьев и сестер и с чрезмерной привязанностью к родителям. Некоторые из самых мощных снов, которые я когда-либо слышал, были те, в которых присутствует брат или сестра единственного ребенка. Томас Мур рассказывает сон о женщине, собирающейся замуж. Ее брат намеревался разрушить свадьбу, потому что был в нее влюблен. При этом, во внешнем мире у нее не было брата. Хелен Браммер, английский юнгианский аналитик, в настоящее время работающая в Торонто, говорит о том, как эти «ночные братья и сестры» занимают свое место в нашей психической семье. Она также задается вопросом, несут ли братья такую ​​же эмоциональную значимость для женщин как сестры для мужчин.

Ниши могут также помочь объяснить последствия гендерного влияния старших братьев и сестер на младших. Мальчик со старшим братом (братьями) имеет тенденцию быть более «мужественным» (а также, скорее всего, стать геем); девочка со старшей сестрой (сестрами) имеет тенденцию быть более женственной.

В метафорическом смысле братья и сестры часто делят психологическое пространство, которое они разделяют в семейной среде. Как мы увидим, это разделение может принимать различные формы, некоторые более разрушительные, некоторые более доброкачественные. В греческой мифологии Зевс силой, но успешно делит мир со своими братьями Посейдоном и Аидом. Каждый брат является абсолютным правителем своей области, будь то Олимп, океаны или подземный мир. Когда психологическое пространство делится по принципу или/или, («все, что твое, — не мое»), то брат или сестра становится тенью сиблинга, как упоминалось выше. Теневые сестры или теневые братья делят мир между собой, а затем запрещают другому войти в их психологическую территорию. Разделение мира и позволение другим войти на свою психологическую территорию ставит сиблингов в бессознательную зависимость друг от друга во имя конечного ощущения целостности. Теневому брату завидуют и его ненавидят за те качества, в которых отказываешь себе. Результатом такой поляризации является то, что некоторые атрибуты, личные качества и характеристики объявлены «вне пределов» и «вне границ» у других братьев и сестер. Поскольку братская идентичность основана на поляризации, вход в их царство воспринимается как своего рода символическое вторжение или даже, объявление психической войны. «Если я умная сестра, я никогда не могу быть красивой. Пытаясь быть красивой, я вынуждена вторгаться на территорию моей сестры. Если я никогда не вторгаюсь на ее психическую территорию, я никогда не столкнусь с красивой стороной себя, и я проживу жизнь, отрезанная от нее, так же, как моя сестра никогда не соединиться с ее собственным интеллектом». Жить в рамках поляризованных идентичностей — жить в мире фрагментации.

Статья дана в сокращении, полностью она тут.

Коррекция вкусовых привычек

Несмотря на такое явление, как дезидентификация, братьям и сестрам примерно одного возраста свойственно копировать образ жизни, вкусовые привычки друг друга.

Например, экономистами из университета Дьюка было обнаружено, что в семьях, где старший брат или сестра страдают ожирением, риск располнеть у младшего ребенка увеличивается в 5 раз. При этом не имеет значения, есть ли какие-то отклонения веса у родителей. Это подтверждает факт, что сиблингам свойственно копировать вкусовые привычки друг друга.

Но имеет значение и разница в возрасте. Можно взять в пример тот же анализ проблемы излишнего веса у детей. В ходе исследований рабочей группы Университета штата Мичиган (США) во главе с профессором, педиатром Джулией Люминг был выяснен любопытный факт. Если у ребенка до достижения им 5-ти лет появился сиблинг, то это снижает в несколько раз шанс, что у него будут проблемы с лишним весом. Объяснение простое: дети одного возраста растут друг с другом более подвижными, так как у них 24 часа в сутки есть товарищ для игр.

Когда ребенок болен

Кризисная ситуация, связанная с длительной и тяжелой болезнью одного из членов семьи, не только мешает нормальному функционированию семьи, но и меняет структуру семейной системы. Даже в крепких, дружных семьях появление связки «больной ребенок – ухаживающий родитель» вносит дисбаланс. Но чтобы лечение было успешным, такая связка должна быть крепкой. Как в этой ситуации сохранить крепкие связи с остальными членами семьи?

Такая вынужденная перестройка расшатывает всю систему. Ухаживающего родителя часто не хватает на другие функции, мама, занятая лечением, уделяет меньше внимания другим детям. Хорошо если материнские функции подхватит папа, но это, к сожалению, в российских семьях случается нечасто, чаще папа сам страдает от дефицита внимания супруги и избытка проблем.

Но папа – взрослый и способен выдержать груз ситуации, а вот ребенка, который внезапно оказался «на обочине» семьи, она может сломать. Чувствовать себя нелюбимым, не нужным, а именно так воспринимает себя здоровый сиблинг в этой ситуации – очень тяжело.

Не имея возможности разделить с кем-то свои переживания, ребенок может пытаться привлечь к себе внимание разными способами вплоть до девиантного поведения, но каждый раз слышит: «Подожди! Сейчас не до тебя!»

«Меня больше не любят», «Я – плохой», – так ощущают эту ситуацию дети. При перегруппировке семейных сил и ресурсов здоровый сиблинг оказывается в положении аутсайдера, родителей на него просто не хватает.

Первые друзья и учителя

Сиблингами называют родных братьев и сестер. Они становятся для друг друга первыми учителями, друзьями, помогают разбираться в сложных жизненных ситуациях. Их ежедневное общение с первых дней — это отличная практика успешной коммуникации с людьми вообще. Прочные дружеские связи между сиблингами становятся залогом хороших отношений со сверстниками в школе и даже во взрослой жизни.

Отлично ладящие братья и сестры»делятся» своими друзьями и знакомыми, формируют общие компании. А наличие понимающего, эмоционально восприимчивого брата или сестры способствует формированию когнитивных способностей.

Канадскими психологами вместе с тем проведено интересное исследование в феврале 2014 года (результаты опубликованы в журнале Pediatrics). Было выяснено, что у детей в многодетных семьях гораздо более низкий словарный запас, нежели чем у сверстников. Объясняется это просто: родители физически не успевают растолковать каждое новое слово ребенку, отвечать на все его вопросы. Но если при этом в многодетной семье были когнитивно чувствительные братья и сестры, ситуация изменялась в лучшую сторону. Сиблинги занимались с младшими «почемучками», учили их новым словам.

Основа основ

Как бы банально это ни звучало, но дружба между детьми или её отсутствие – это то основное и самое важное, что должно волновать родителей сиблингов, если они хотят жить счастливо и хотя бы относительно спокойно.

Когда родился наш второй сын, я на прогулке с детьми случайно познакомилась с молодой бабушкой, которая одновременно была мамой четверых детей. Меня очень волновал вопрос, как это, когда детей больше одного, и как строятся взаимоотношения между ними. И я спросила эту чрезвычайно приятную женщину:

— А ваши дети дружат?

Когда она ответила утвердительно, я развила мысль:

— А как вы этого добились?

Она задумалась, помолчала недолго и потом сказала:

— Я всегда была очень этим озабочена и делала всё возможное, чтобы мои дети были дружны. А вот мой брат, у которого трое детей, считал, что дружба между ними возникнет сама собой. Он ошибся: его дети так и не стали друзьями.

Мы долго разговаривали тогда. И через весь разговор проходила красной нитью одна мысль: дружба детей – это дело рук родителей.

С того дня я много думала об этом и ещё больше читала. И на основе собственного опыта и размышлений многих специалистов сделала несколько выводов, которые, как мне кажется, могут помочь и другим родителям сиблингов.

Спасение брака

Удивительная статистика: мужчины и женщины, родившиеся в больших семьях, меньше разводятся. Тому подтверждение: грандиозное исследование ученых Университета штата Огайо, которое длилось 40 лет. Исследователи выявили конкретные цифры: каждый сиблинг увеличивает вероятность сохранения брака на 2 %.

Психологами такой интересный факт объясняется просто: когда в семье несколько детей, они с ранних лет учатся находить общий язык друг с другом, что делает их более гибкими и толерантными в будущих собственных семейных отношениях.

Сиблинги делают вас счастливее

Наблюдения за семьями, где выстроены бесконфликтные и теплые отношения между братом и сестрой, неизменно показывают одно: сиблинги не страдают от одиночества и депрессии, у них адекватная самооценка. Они находят помощь и утешение не только у родителей, но и у друг друга, притом с самых ранних лет. Такая взаимоподдержка помогает сиблингам менее болезненно переживать тяжелые жизненные испытания, включая и смерть родителей.

Тому доказательство — исследования шведских ученых. Они опросили 80 посетителей Геронтологического центра в Лунде. Было выяснено, что люди, находящие свои взаимоотношения с братьями и сестрами благополучными, являются и в целом удовлетворенными своей жизнью.

Леплю себя из пластилина

В летних реабилитационных лагерях, где дети с онкологическими заболеваниями отдыхают вместе со своими братьями и сестрами (ежегодно АНО «Дети» проводит 2 лагерные смены, зимнюю 10-дневную и летнюю 21-дневную), психолог применял для работы с ними диагностические проективные методики – рисование, лепку из пластилина, игровые тесты.

Во время выполнения одного из заданий психолог просил детей представить и нарисовать себя розовым кустом и рассказать, что это за растение. Этот тест говорит о восприятии ребенком самого себя и окружения. Андрей, сестра которого умерла от онкологического заболевания, рассказал, что его куст роз растет в загазованном городе, в котором нет кислорода, много заводов, а люди – мутанты. Поэтому куст без листьев, а розы на нем маленькие и голубые, за кустом никто не ухаживает.

Удивительно, что чахлыми, засыхающими и безрадостными были все кусты роз здоровых сиблингов, а работы переболевших детей были совершенно иными – усыпанные яркими цветами, политые и ухоженные.

Не менее интересным оказалось сравнение образа «Я» детей с онкологическим заболеванием в ремиссии и их сиблингов. Психолог дал детям задание слепить из пластилина свой собственный мир (методика «Сотворение мира» по Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой), а потом из этого мира вылепить человечка. Самая важная часть задания – сделать подарки своему новорожденному пластилиновому человечку.

Дети дарили, кто что, – черты характера, волосы, одежду и пр. А потом, посмотрев на своих человечков, восклицали: «Да, ведь это же я!»

Семен, 17 лет, (онкологическое заболевание в ремиссии) описал своего человечка так: «В голове у него огонь, много идей, на ногах стоит крепко, я подарил ему дар нести людям радость». Сестра Семена, Нина, 14 лет так описала своего пластилинового человечка: «Это девочка, балансирующая на шаре. Я подарила ей подставку, чтобы она стала более устойчивой в этом мире, и лампу, чтобы было не страшно в темноте».

11-летий Николай, (онкологическое заболевание в ремиссии) подарил своему человечку гитару и умение играть: «Музыка связана для меня с такими стихиями, как огонь и земля, музыкой можно говорить». Человечек, сделанный братом Николая, 10-летним Денисом, совсем другой. «Я подарил ему волосы, улыбку и столб, чтобы он не падал, а когда злится, мог бить в него. Обычно, когда люди злятся, их зашкаливает, это – ограничивающий столб», – рассказал Денис.

Работая с детьми в реабилитационном лагере с помощью проекционных методик, психологи обнаружили большое сходство образа «Я» у сиблингов разного возраста из различных семей: девочка, балансирующая на шаре, «неустойчивый» инопланетянин, двуликий человек, прислонившийся к столбу, нежный цветок, с трудом проросший из груды камней. Образ неуверенного в себе, неустойчивого в этом мире, вынужденного рассчитывать только на свои силы одинокого маленького человека.

Негативные моменты.

Термин «сиблинг». Что это? Так в научном мире называют братьев и сестер. Но не секрет, что отношения между ними не всегда благополучно. Нередко и неприятие сиблинга, доходящее порой до открытой вражды.

Поэтому психологи советуют обратить внимание родителей на следующие моменты:

  • Самая оптимальная разница в возрасте сиблингов — 3-4 года. В этот период старший ребенок успевает преодолеть «кризис трех лет», «отделить» себя от родителей, а организм мамы — восстановиться после родов.
  • Пол детей. Как показывает практика, больше всего конфликтные отношения наблюдаются между сиблингами одного пола.
  • «Любимчики». Не стоит выделять какого-либо из своих детей, если вы не хотите постоянных конфликтов между сиблингами, а то и открытой ненависти друг к другу. Постарайтесь уделять вниманием всем детям в равной степени.
  • Личное пространство. У каждого ребенка в семье должна быть если не своя комната, то собственный уголок, где будут храниться его «сокровища» и личные вещи, где он может отдохнуть от игр и уединиться со своими мыслями. Дети очень болезненно переживают, когда их сиблинги берут личные вещи. Это схоже с эмоциями по поводу насилия или ограбления у взрослого.
  • Родитель-арбитр. При стычках между детьми не занимайте сторону одного из них. Выступайте эдаким арбитром — помогите им разобраться в причинах конфликта и вместе найти путь к примирению.

Сиблинги — это братья и сестры. Они оказывают влияние на становление личности друг друга — как позитивное, так и негативное.

Поведение ребенка при рождении брата или сестры

Новый ребенок в семье всегда становится для первого стрессом, особенно это касается детей в возрасте от 3 до 5 лет. Часто можно наблюдать, как меняется его поведение: сопровождается агрессией или начинается регрессивный период в развитии. Например, трехлетний ребенок, отвыкший от соски, может начать снова ее требовать или отказываться говорить уже выученные слова и фразы.

Таким способом старшие дети пытаются показать родителям, что они нуждаются в большей любви, ласке и внимании к себе.

Специалисты рекомендуют в это время не напоминать малышу, что он уже большой, и не требовать от него соответствующего поведения. Эмоциональное состояние ребенка само придет в норму тогда, когда он привыкнет к братику или сестричке и своей новой роли.

Если же негативные последствия не проходят в течение 2-3 месяцев, то родителям рекомендуется обратиться за помощью к детскому психологу или педиатру. Особенно важно принять такие меры, если старший ребенок пытается нанести вред младшему.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]