Когнитивно-поведенческий психотерапевт в Москве: помощь и поддержка в сложной ситуации

Что такое когнитивно-поведенческая терапия, на стыке каких направлений психотерапии она сформировалась, какие техники использует и какие психологические проблемы помогает разрешить? При лечении каких психических расстройств она эффективна, способна ли научить человека жить в гармонии с самим собой и реальным миром? Эти и другие вопросы по данному направлению психотерапии стали предметом обсуждения с Главным врачом медицинского , практикующим психиатром, психиатром-наркологом и психотерапевтом Владиславом Сиповичем.

Что представляет собой когнитивно-поведенческая терапия и в чем ее преимущества?

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) является довольно распространенным комплексным направлением психотерапии, объединившим два подхода к лечению психических расстройств – когнитивную и поведенческую психотерапию. Известна также под названием когнитивно-бихевиоральной психотерапии (СВТ). Ее отличительная особенность заключается в краткосрочности, акцентировании внимания на исправлении ошибок мышления и навыков поведения, адаптации эмоциональных и поведенческих реакций к потребностям клиента и достижению успеха в выполнении им социальных, профессиональных, семейных, творческих и других функций.

Когнитивная психотерапия расстройств личности основана на принципе признания того, что их основной причиной являются ошибки мышления в виде нелогичных, неадекватных и нецелесообразных убеждений, которым человек следует сознательно или бессознательно. Изменив неправильные стереотипы мышления на более функциональные и реалистичные можно полностью изменить мировоззрение человека на собственный внутренний мир и отношение к окружающей его действительности. Достигается это поощрением и закреплением позитивных мыслей и убеждений, а также отрицанием нежелательных, наносящих урон личности форм мышления.

Поведенческая терапия делает упор на исправление поведенческих навыков без глубокого погружения в сознание пациента и его образ мыслей. Научить человека правильно общаться с окружающими, избегать или безболезненно разрешать конфликтные ситуации, добиваться поставленных целей, обнаруживать и устранять вредные и нецелесообразные привычки и т.п. Когнитивно-поведенческая психотерапия объединяет и усиливает лечебные эффекты обоих подходов, использует их техники и добивается клинически подтвержденных успехов при лечении многих психических расстройств. Человека можно научить новой линии поведения в определенных ситуациях, но только изменив свой способ мышления, осознав губительность мыслей о собственной незначительности, ненужности и неумении жить человек сможет кардинально изменить свою судьбу. Только осмысленный подход к своему поведению эффективен в любых ситуациях, а не только в проигранных на сеансах поведенческой психотерапии. Но это не единственное достоинство КПТ. К ее преимуществам можно отнести также такие нюансы: • Конкретизация обстоятельств. Как в гештальт-терапии, в КПТ действует принцип «здесь и сейчас». Это означает, что предметом рассмотрения являются не прошлые психические травмы, а проблемы текущего времени, которые человек не способен разрешить самостоятельно. • Активная работа пациента, который не только обучается новым навыкам, но и отрабатывает их в конкретных ситуациях, чтобы использовать в дальнейшем без обращения за повторной помощью к психотерапевту (в чем разница между психологом и психотерапевтом). • Быстрый терапевтический эффект. Обычно достаточно 5-10 сеансов для достижения выраженного эффекта. • Доказанность действенности КПТ при лечении психических расстройств во множестве клинических испытаний, что и объясняет ее растущую популярность. Продолжительность КПТ определяется сугубо индивидуально и зависит от таких факторов: • Тяжести состояния пациента. • Поставленных задач. • Пожеланий самого пациента. Одним достаточно 6-8 сеансов, а другие испытывают потребность общения с когнитивным психотерапевтом в течение нескольких месяцев. И это говорит не о недостаточной эффективности, а скорее о комфортности самого процесса лечения для психики пациента. При этом не следует забывать, что конечной целью КПТ является подготовка человека к самостоятельному решению проблем различного характера, т.е. его «вооружение» необходимыми для личностного развития и жизненного успеха эмоциями, мыслями, способами поведения и общения. Каковы основные принципы КПТ и как они коррелируют с другими направлениями психотерапии? Как я уже упоминал, когнитивно-поведенческая терапия является комплексным направлением и поэтому творчески сочетает в себе принципы и техники двух ее составляющих – поведенческой и когнитивной психотерапии. Из поведенческой терапии были взяты ее базовые принципы, основанные на теории бихевиоризма (в переводе с англ. – поведение). Она предполагает, что поведение человека представляет собой совокупность безусловных и выработанных на их основе условных рефлексов, закрепленных или отвергнутых индивидуальной историей человека. Теоретические основы бихевиоризма были заложены русскими учеными Бехтеревым С.М. и Павловым И.П, которого считают своим учителем практически все известные последователи бихевиоризма на Западе. Именно принципы формирования и угасания условных рефлексов за счет их подкрепления или не подкрепления безусловными рефлексами лег в основу теории поведенческой психотерапии. Кроме того, принципиальное значение в бихевиоризме и когнитивно-поведенческой психологии соответственно имеет понятие шаблонов поведения, играющих ключевую роль в возникновении многих психических расстройств. Шаблоны поведения включают в себя при стрессовых ситуациях и определенные вегето-соматические и эндокринные реакции, объясняющие развитие психосоматических нарушений. Кроме того, принципиальное значение имеют следующие постулаты: • Использование лишь методов, доказавших свою эффективность в многочисленных экспериментах. • Относительность понятия нормы и психических отклонений. • Нацеленность на выработку оптимального и желательного поведения для каждого конкретного пациента. • Директивность психотерапевта, которая предполагает работу по заранее разработанной схеме с ответами на поставленные вопросы и выполнением рекомендованных упражнений с включением в домашние задания членов семьи. Методов поведенческой терапии существует множество, но в практике КПТ наиболее признаны и распространены такие: • Имитация желательного поведения реального человека, книжного или киногероя, придуманной символической модели. • Ролевой тренинг с обучением определенным навыкам поведения при различных проблемных обстоятельствах. Например, при общении с малознакомым человеком или в конфликтных ситуациях. Чаще всего пациент играет самого себя, но иногда эту роль выполняет психотерапевт или другой участник группы, что позволяет пациенту рассмотреть себя и свое поведение как бы со стороны и осознать свои ошибки. • Обратная связь, при которой проводится аппаратный мониторинг стрессового состояния пациента и при достижении состояния расслабления оно закрепляется положительными звуковыми (любимая мелодия, шум моря и т.п.) или зрительными образами. • Психологическая иммунизация, или стресс-прививочная терапия, основной целью которой является психологическая вакцинация (сенсибилизация) пациента для встречи со стрессовыми ситуациями различной степени сложности. Это позволяет перейти от состояния беспомощности к самоконтролю и умению успешно справляться со стрессовыми ситуациями без их разрушительных последствий для организма и психики. Что касается когнитивной терапии, то здесь все несколько сложнее. Чтобы понять ее основные принципы, вошедшие в КПТ нужно прежде всего рассмотреть цели и достоинства когнитивной терапии. Плюсы когнитивной терапии: • Наличие естественно-научной базы в виде психологической теории нормального развития, а также возникновения психических нарушений. • Психологические модели для каждой нозологической группы психических патологий. • Существование собственных специфических техник и этапов лечения. • Относительно короткий курс терапии, включающий 20-30 сеансов. • Гуманистическая направленность, ставящая во главу угла интересы пациента. Среди основных целей когнитивной терапии, перешедших в КПТ, можно выделить такие: • Помощь в решении социальных, профессиональных, семейных, карьерных, творческих и других проблем пациента. • Выявление и устранение причин психических патологий, в частности, исправление когнитивных ошибок, исключение нефункциональных убеждений и способов поведения. • Частичное или полное устранение симптоматики психических расстройств. • Уменьшение вероятности рецидивов. • Усиление лечебного действия фармакологических препаратов. Когнитивный психотерапевт в процессе лечения добивается практического решения таких задач: • Осознание пациентом влияния собственных мыслей на его поведение и эмоциональный фон. • Умение выявлять, наблюдать и оценивать так называемые автоматические мысли. Что это такое? Расскажу немного позже. • Замена ошибочных мыслительных установок на более рациональные и позитивные. • Выявление и нивелирование дезадаптивных убеждений как основы ошибочных мыслей и поведенческих реакций. Как видите, комплексное слияние поведенческой и когнитивной терапии в КПТ имеет вполне оправданный и логичный характер, т.к. их общей конечной целью является улучшенная социально-психологическая адаптация к условиям окружающего мира и достижение гармонии с самим собой и внешней средой.

Высшая школа «Среда обучения»


Сайт: https://psychology.sredaobuchenia.ru Стоимость: 70 000 р.
Рационально-Эмотивно-Поведенческая терапия Срок обучения: 6 месяцев (1 семестр), 250 ак. часов

Рационально-Эмотивно-Поведенческая терапия (РЭПТ) — направление в психотерапии и психологическом консультировании, предложенное Альбертом Эллисом. Метод существует и развивается с 1955 года, является наиболее признанным в рамках Когнитивно-Поведенческого направления в психологии и активно приходит в Россию.

Программа «Рационально-Эмотивно-Поведенческая терапия»:

  1. Базируется на самых современных протоколах и предлагает только актуальные знания
  2. Позволяет изучить «золотой стандарт» психотерапии, мировой тренд доказательной медицины
  3. Нацелена на повышение вашей востребованности на рынке психологических услуг — многие клиенты ищут именно специалистов Когнитивного-Поведенческого подхода
  4. Ориентирована на практику и содержит большое количество практических занятий, на которых под надзором ведущих психологов будут разбираться реальные психологические проблемы и случаи

Содержание программы 250 академических часов (176 — теория и практика; 74 — самостоятельная работа)

Практика занимает 50% процентов занятий и проходит в мини-группах под надзором практикующих психологов. С помощью анализа реальных проблем участников группы и разбора ошибок отрабатываются навыки, которые необходимы для начала работы с эмоциональными проблемами клиентов: диагностика, концептуализация, реструктуризация иррациональных убеждений.

Модуль 1. Введение в основы РЭПТ (46 ак. часов) Модуль 2. Общие стратегии терапии (46 ак. часов) Модуль 3. Диагностика и ABC концептуализация (46 ак. часов) Модуль 4. Терапевтические интервенции. Диспутирование и формирование эффективной реакции (65 ак. часов) Модуль 5. Целостность терапевтического процесса. Начало и конец терапии (47 ак. часов)

По итогам обучения на программе слушатели

  • Получат необходимые профессиональные знания и навыки в области Рационально-Эмотивно-Поведенческой терапии
  • Смогут начать применять РЭПТ-подход на практике: проводить первичную диагностику, договариваться с клиентом о целях терапии, выявлять и оспаривать иррациональные верования
  • Начнут использовать полученные навыки в личных целях: регулировать и реструктурировать собственные иррациональные верования и улучшать качество своей жизни

В чем все-таки суть когнитивно-поведенческой терапии?

Суть КПТ невозможно понять без ее базовых понятий, среди которых наиболее важными являются такие: • Схемы, представляющие собой глубинные психические установки, ответственные за отношение человека к себе и жизненным реалиям. Могут быть адаптивными и неадаптивными (весь мир – бардак, и нечего пытаться в нем разобраться), позитивными и негативными, идиосинкразическими (индивидуальными) или универсальными. • Автоматические мысли – умозаключения, формирующиеся в сознании настолько быстро, что не успевают полностью осмыслиться, но зато успевают оказать влияние на эмоции, принятие того или иного решения и на поведенческую реакцию индивида. Обычно это часто повторяющиеся мысли при общении с окружающими людьми – родителями, детьми, начальством, друзьями и коллегами. После автоматизации мозг уже привыкает не обдумывать мысли, а просто «достает» их из памяти вместе с вызванными ими ранее эмоциями и схемами действий. Если опыт автоматической мысли принес положительные результаты, то она может быть полезна при принятии быстрого решения, но если автоматическая мысль была изначально неправильной, то следование ей может только навредить. Именно поэтому выявление таких мыслей, их извлечение из подсознания и убедительная контраргументация позволяют переписать ошибочные мыслительные установки и соответственно изменить схемы поведения. • Когнитивные ошибки, или иначе искаженные мыслительные схемы, неверно отражающие существующую реальность. • Произвольные умозаключения – это выводы, сделанные без подтверждения фактами или при наличии фактов, противоречащих этому умозаключению. • Сверхобобщение. Имеет место тогда, когда по единичному эпизоду делаются всеобъемлющие умозаключения. • Преувеличение и преуменьшение своей роли и значения происходящих событий. Преувеличивая сложность ситуации, индивид преуменьшает свои возможности в ее разрешении. • Персонализация — наблюдается, когда пациента считает определенные внешние события как имеющие отношение к нему, когда на самом деле они к нему совершенно не касаются. • Максимализм — выдвижение чрезмерных требований к себе или окружающему миру в виде противоположных установок. Например, «если я не сколочу миллион, то я полное ничтожество», «если не буду знаменитым, то ну эту жизнь в болото» и т.п. • Долженствование — чрезмерно развитое чувство долга и ответственности, часто навязанное извне и не допускающее альтернативного поведения. Может серьезно отравить жизнь человека и помешать ему самореализоваться. Перед психотерапевтом стоит сложная задача определения преобладающего мотива, приведшего к психическому расстройству и нерациональному поведению, тем более, что их может быть несколько. Выяснить все это и разработать план лечения врач должен уже на первых сеансах, и задача пациента помочь ему в этом. Прежде всего пациенту во время подготовки к визиту желательно заранее продумать и сформировать для себя конечные цели лечения, т.е. чего бы он хотел добиться и/или от чего избавиться.

«Правое полушарие Интроверта»

Сайт: https://online.artforintrovert.ru Телефон Стоимость: 2890 р.

Видеокурс: Когнитивная психология6 блоков, 12 часов

На курсе мы:

  • Проследим историю развития когнитивного подхода
  • Увидим, как великие мыслители и ученые подготовили сначала поведенческую, а затем и когнитивную революцию в науке
  • Подробно рассмотрим, как наши когнитивные процессы запускают такие состояния, как депрессия, тревога, вина и заниженная самооценка
  • Большое внимание уделим практической работе: рассмотрим инструменты, которыми пользуются когнитивно-поведенческие психотерапевты в своей практике

Темы видеолекций:

  • История психотерапии от Сократа до КПТ
  • Когнитивные искажения и компенсаторные стратегии
  • Сам себе психотерапевт: как работает когнитивная самопомощь
  • Депрессия
  • Тревога и фобии
  • Вина, стыд и самооценка

Вы сразу получаете вечный доступ ко всем лекциям курса. В комплект входят конспекты для закрепления знаний и списки рекомендуемой литературы. После прохождения курса выдается сертификат.

Как проходят сеансы КПТ и какие техники при этом используются?

Лечение у когнитивного психотерапевта проходит в виде 1-2-хразовых сеансов в неделю, общее количество которых составляет 20-30 сеансов. Как я уже говорил, очень важно перед первым сеансом, чтобы пациент предварительно определился с целями психотерапии. Прежде всего он должен ответить на такие вопросы: • Что вас не устраивает в вашей жизни, характере, отношениях и что вы конкретно хотели бы изменить – отношения в семье, рабочем коллективе, с противоположным полом, а может вы хотите найти себя в новой социальной роли или вернуть творческий потенциал? • От каких вредных привычек или зависимостей вы хотели бы избавиться (например, от игромании)и какие полезные навыки хотели бы приобрести? Все эти проблемы необходимо еще на первом сеансе обговорить с психотерапевтом, который поможет их конкретизировать и выделить приоритетные. При этом он может предложить пациенту пройти ряд тестов для объективной оценки его психического и морального состояния, результаты которых путем сравнения можно использовать для контроля эффективности проводимой терапии, для определения ее тактики и выбора оптимальных техник КПТ в каждом конкретном случае. Выбор техник и методов КПТ огромен. Кроме заимствованных из поведенческой терапии, широко используются техники когнитивной терапии, а именно: 1. Для выявления автоматических мыслей: • Запись мыслей при выполнении нужных и невыполнении ненужных действий. Причем это должно происходить в порядке очередности возникновения мыслей, что позволит выявить их приоритетность в мотивации поступков пациента. Обычно первая пришедшая в голову мысль и будет самой важной. На ее коррекцию и должны быть направлены главные усилия когнитивного психотерапевта. • Когнитивная репетиция, связанная с мысленным проигрыванием негативных ситуаций и словесным озвучиванием появляющихся автоматических мыслей. Все результаты эксперимента записываются в отдельном дневнике мыслей, в котором также фиксируются и все мысли, возникающие у пациента в течение нескольких дней для выявления наиболее значимых. • Отстранение – своеобразное абстрагирование от собственной мысли и ее объективная оценка. Позволяет выделить и осознать самопроизвольность плохих мыслей, автоматических характер их возникновения, заложенный предыдущим негативным опытом, а также их неадаптивность, т.е. способность вызывать разрушительные отрицательные эмоции.

2. После выявления автоматических мыслей начинается самая сложная работа по их изменению и исправлению искажений. Для этого используются такие способы: • Аргументация и контраргументация с записыванием и многократным прочитыванием аргументов «за» и «против» при появлении автоматический мысли. При частом воспроизведение мозг человека запомнит полезные аргументы и удалит из быстрой памяти «вредные» мотивы. • Техника колонок. Представляет собой заполнение таблицы с несколькими колонками – в первой фиксируется проблема, во 2-й – сопровождающие ее чувства и эмоции, в 3-й – возникающие при этом автоматические мысли, в 4-й – аргументы «за» них, а в 5-й – «против». • Выявление плюсов и минусов проблемы в краткосрочной и долгосрочной перспективе. • Постановка экспериментов для проверки правильности суждений. Например, предложение оценить ситуацию без эмоций или представить, как бы отреагировали на нее другие люди. • Обсуждение прошедших событий с их свидетелями, особенно в ситуациях с пациентами, у которых память искажена или заменяется фантазиями, например, при шизофрении. Метод актуален также в случае неверного истолкования поведения и мотивов других людей. • Воображение. Особенно актуально для тревожных пациентов, у которых дезадаптация вызвана не столько автоматическими мыслями, сколько навязчивыми образами. Здесь применяются разнообразные техники, включая метафоры, стихи, притчи для большей доходчивости, команды самому себе «прекратить!», замена отрицательного образа на позитивный и др. • Замена эмоций и переоценка ценностей. • Обращение к опыту самого психотерапевта, статистическим данным, художественной литературе и т.п. 3. На следующем этапе фокусируются на выявлении логических ошибок и противоречий в суждениях. Здесь чаще всего применяются такие техники: • Градуальность, или шкалирование, когда исключается крайняя поляризация суждений с помощью шкалы, т.е. размещения их по степени объективного отражения реальности. • Реатрибуция – пересмотр меры ответственности пациента за свои действия в той или иной ситуации, что важно для правильной оценки собственного вклада и внешнего фактора в развитие событий. • Преувеличение – доведение до крайности или абсурда определенного убеждения пациента и таким образом побуждение к его переоценке.

4. Оценка вероятности наихудшего варианта развития событий позволяет сузить временные рамки проблемы и выявить ее истинное значение в жизни пациента: • Децентрирование, когда представления пациента о том, что он находится в центре всеобщего внимания и что весь мир нацелен против него, приводят к состоянию дискомфорта и провоцируют социопатические мысли. • Декатастрофизация. Применяется при различных тревожных расстройствах и заставляет пациента задуматься над реальной оценкой последствий тревожащих его событий. Например, если это все-таки случится, что будет – ваша карьера разрушится, или вы умрете, или ваши родные откажутся от вас, или все это будет длиться вечно? Ответы на эти вопросы позволят человеку понять преходящий характер проблемы, и автоматическая мысль о ее бесконечности просто исчезнет. Для закрепления положительного эффекта КПТ важно использовать такие упражнения, как: • Повторение – многократное проигрывание желаемого мышления и поведения на практике, причем с закреплением позитивных эмоций и мыслей. • Совместная с психотерапевтом разработка плана будущих действий, включающего условия и сроки выполнения, а также последовательности действий при возникновении экстремальных или непредвиденных ситуаций. И это далеко не полный перечень используемых в когнитивно-поведенческой терапии техник, которые объединяются в блоки по конкретным целям, этапам терапии, нозологическим формам психических расстройств, а также степени их выраженности. Можете представить себе, каким колоссальным арсеналом знаний, опыта и интуицией должен обладать когнитивный психотерапевт, чтобы подобрать для пациента оптимальную схему лечения и корректировать ее в зависимости от достижения или не достижения прогресса.

Институт Психотерапии и Клинической Психологии

Сайт: https://psyinst.moscow Телефон, +7 (499) 955-40-15 Стоимость: по запросу

Программа проф. переподготовки по когнитивно-поведенческим технологиям в психотерапии и консультировании6 мес. (480 ч.)

Программа адаптирована для России и идет в режиме «теория + тренинг + практикум», что позволяет вести разбор теоретического материала и сразу апробировать его практическое применение. Используются смоделированные стандартные ситуации, разборы сложных случаев из практики ведущего и случаев, предлагаемых участниками.

Структура программы:

  • Базовый модуль “Теоретические основы КБТ”
  • Модуль “Когнитивные технологии“
  • Модуль “Технологии когнитивного регулирования функциональных состояний“
  • Модуль “Поведенческие технологии“
  • Специализированный модуль – “Клиническая практика”
  • Специализированный модуль – “Майндфулнес“
  • Специализированный модуль – “Тренинги”
  • Итоговый модуль

По окончании программы выдается диплом установленного образца о проф. переподготовке с правом ведения профессиональной деятельности в сфере психологического консультирования.

При каких видах психических нарушений показана когнитивно-поведенческая терапия?

КПТ доказала свою успешность при лечении многих психических расстройств, в частности: • Депрессии. • Повышенной тревожности и даже генерализованных ее формах. • Панических атаках. • Ипохондрии. • Посттравматическом синдроме. • Фобиях различного генеза и характера. • Расстройствах пищевого поведения и крайнего их проявления в виде психогенной анорексии. • Страхе публичных выступлений. • Социопатических расстройствах. • Хронических болях. • Психологических проблемах в семье, у спортсменов, школьников, временно изолированных лиц и других категорий населения, в том числе дошкольников и пенсионеров. В комплексе с медикаментозной терапией КПТ доказала свою эффективность при лечении таких заболеваний как: • Различные виды зависимостей, в том числе алкогольной и наркотической. • Шизофрения и галлюцинации, сопровождающие ее. • Тяжелые депрессивные состояния. • Биполярное расстройство (раздвоения личности). • Психозы. • Соматические нарушения – гипертония, колит, синдром хронической усталости и др.

Сфера применения КПТ постоянно расширяется, а само направление завоевывает все большую популярность. Это объясняется прежде всего ее безопасностью для пациента, минимальным вмешательством в глубинные психические процессы и нацеленностью на адаптацию пациента к изменчивому современному миру. Самое же главное, чего позволяет достичь КПТ – это умение поддерживать свой эмоциональный и психический статус в любых, даже самых стрессовых и, казалось бы, катастрофических ситуациях.

Московский институт психоанализа

Сайт: https://inpsycho.ru Телефон Стоимость: 50 000 р.

Курс: Когнитивно-поведенческая психотерапияПовышение квалификации: 100 часов, онлайн-лекции и вебинары на платформе ZOOM

Структура программы включает:

  • Практико-ориентированные семинары
  • Групповую супервизию
  • Интервизию — 10 сессий между семинарами
  • Самостоятельную работу

По окончании курса сдается экзамен в виде супервизии. К экзамену допускаются слушатели, прошедшие семинарские занятия в объеме 60 академических часов, групповую интервизию в количестве 20 академических часов (10 занятий по 2 академических часа между семинарами).

По итогам обучения слушатели получают удостоверение о повышении квалификации.

Принцип действия

Терапия основана на совместной работе терапевта и пациента. Терапевт не учит пациента, как ему думать правильно, а вместе с ним разбирается в том, помогает ему привычный тип мышления или мешает. Залог успеха — активное участие пациента, которому предстоит не только работать на сеансах, но и выполнять домашние задания.

Если в начале терапия фокусируется лишь на симптомах и жалобах пациента, то затем постепенно она начинает затрагивать неосознаваемые области мышления — глубинные убеждения, а также события детства, которые повлияли на их формирование. Важен принцип обратной связи — терапевт постоянно проверяет, как пациент понимает происходящее в терапии, и обсуждает с ним возможные ошибки.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]