Этапы развития психики в филогенезе: элементарная сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект


Низший уровень развития перцептивной психики

0

(0)

Перцептивная психика является высшей стадией развития психического отражения. Для неё характерно отражение предметных компонентов среды как целостных единиц, в то время как при элементарной сенсорной психике имело место отражение лишь отдельных их свойств. Предметное восприятие обязательно предполагает определённую степень обобщения, появление чувственных представлений. Для животных, достигших уровня перцептивной психики характерен активный поиск положительных раздражителей. На низшем уровне развития перцептивной психики находятся высшие беспозвоночные – головоногие моллюски и членистоногие (насекомые, ракообразные, паукообразные, многоножки и другие). Наибольшее распространение в природе получил класс насекомых, представленный самым большим количеством видов (4/5 всех известных видов), обитающих во всех климатических зонах на суше, в почве, в воде и в воздухе. Все эти животные имеют сложные, высоко дифференцированные сенсомоторные системы, эффективность работы которых обеспечивается высоким уровнем развития центральной нервной системы. Вообще для головоногих моллюсков и членистоногих характерна большая концентрация нервных элементов. Это повышает возможности управления отдельными системами органов и поднимает общий морфофизиологический уровень организма как целостной единицы. У членистоногих, как и у кольчатых червей, основу всей нервной системы составляют метамерно расположенные ганглии, связанные друг с другом межсегментарными нервными стволами. В связи с выраженной цефализацией в головном мозге членистоногих слившиеся ганглии образовали мощный головной мозг в виде сложно устроенного надглоточного узла, состоящего из трёх отделов. Сильнее остальных развит передний отдел, в котором находятся ассоциативные и координирующие центры. С этим отделом связана и пара очень крупных и сложно устроенных зрительных долей, иннервирующих сложные глаза. Наибольшее развитие переднего отдела головного мозга наблюдается у насекомых с особенно сложным поведением – у пчёл и муравьёв. Средний отдел головного мозга иннервирует усики, а задний отдел – область рта и, кроме того, тесно связан с симпатической нервной системой. У головоногих моллюсков нервная система организована по звёздчатому типу. Концентрация и слияние нервных ганглиев у них привели к образованию общей околопищеводной системе мозговых ганглиев, в которой выделяются своими размерами оптические ганглии, нередко превосходящие размерами сами церебральные узлы. Другой особенностью нервной системы высших головоногих моллюсков является большой диаметр (до миллиметра и больше) эффекторных нервов, что обеспечивает увеличение скорости проведения нервных импульсов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Насколько полезным был этот материал?

Оцените по пятибалльной шкале!

Средний рейтинг 0 / 5. Голосов: 0

Будьте первым, кто оценит этот материал.

А.Н.Леонтьев

СТАДИЯ ПЕРЦЕПТИВНОЙ ПСИХИКИ1

Следующая за стадией элементарной сенсорной психики, вторая ста­дия развития, может быть названа стадией перцептивной психики. Она характеризуется способностью отражения внешней объективной действи­тельности уже не в форме отдельных элементарных ощущений, вызывае­мых отдельными свойствами или их совокупностью, но в форме отраже­ния вещей.

Переход к этой стадии развития психики связан с изменением стро­ения деятельности животных, которое подготовляется еще на предшеству­ющей стадии.

Это изменение в строении деятельности заключается в том, что уже наметившееся раньше содержание ее, объективно относящееся не к само­му предмету, на который направлена деятельность животного, но к тем условиям, в которых этот предмет объективно дан в среде, теперь выделя­ется. Это содержание уже не связывается с тем, что побуждает деятель­ность в целом, но отвечает специальным воздействиям, которые его вы­зывают.

Так, например, если млекопитающее животное отделить от пищи пре­градой, то оно, конечно, будет обходить ее. Значит, как и в описанном выше поведении рыбы в условиях перегороженного аквариума, в деятельности этого животного мы можем выделить некоторое содержание, объективно относящееся не к самой пище, на которую она направлена, но к преграде, представляющей одно из тех внешних условий, в которых протекает данная деятельность. Однако между описанной деятельностью рыб и млекопитаю­щих животных существует большое различие. Оно выражается в том, что, в то время как у рыб при последующем убирании преграды это содержание деятельности (обходные движения) сохраняется и исчезает лишь постепен-

1Леонтьев А.Н.

Проблемы развития психики. 2-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. С. 240—248.

362 Тема 4.

Возникновение и развитие психики

но, высшие животные в этом случае обычно направляются прямо к пище. Значит, воздействие, на которое направлена деятельность этих животных, уже не сливается у них с воздействием со стороны преграды, оба выступа­ют для них раздельно друг от друга. От первого зависят направление и ко­нечный результат деятельности, от второго — то, как она осуществляется, т. е. способ ее осуществления, например путем обхода препятствия. Этот особый состав или сторону деятельности, отвечающую условиям, в которых дан побуждающий ее предмет, мы будем называть операцией.

Именно выделение в деятельности операций и указывает на то, что воздействующие на животного свойства, прежде как бы рядоположенные для него, начинают разделяться по группам: с одной стороны, выступают взаимосвязанные свойства, характеризующие тот предмет, на который на­правлена деятельность, а с другой стороны, выступают свойства предметов, определяющих самый способ деятельности, т.е. операцию. Если на стадии элементарной сенсорной психики дифференциация воздействующих свойств была связана с простым их объединением вокруг доминирующего раздражи­теля, то теперь впервые возникают процессы интеграции воздействующих свойств в единый целостный образ, их объединение как свойства одной и той же вещи. Окружающая действительность отражается теперь живот­ным в форме более или менее расчлененных образов отдельных вещей.

На разных уровнях стадии перцептивной психики стоит большинство существующих ныне позвоночных животных. Переход к этой стадии, по-видимому, связан с переходом позвоночных к наземному образу жизни.

Возникновение и развитие у животных перцептивной психики обус­ловлено рядом существенных анатомо-физиологических изменений. Глав­нейшее из них заключается в развитии и изменении роли дистантных (дей­ствующих на расстоянии) органов чувств, в первую очередь зрения. Их развитие выражается в том, что меняется как их значение в общей системе деятельности, так и форма их анатомических взаимосвязей с центральным нервным аппаратом. Если на предшествующей стадии развития дифферен­циация органов чувств приводила к выделению среди них доминирующих органов, то у позвоночных животных ведущие органы все более становятся органами, интегрирующими внешние воздействия. Это оказывается воз­можным благодаря одновременно происходящей перестройке центральной нервной системы с образованием переднего мозга, а затем и мозговой коры (впервые у рептилий). <…>

Одновременно развиваются и органы внешних движений — эти «ес­тественные орудия» животных, позволяющие осуществлять сложные опера­ции, требуемые жизнью в условиях наземной среды (бег, лазание, преследо­вание добычи, преодоление препятствий и т.п.). Двигательные функции животных так же все более кортикализуются (переходят в кору головного мозга), так что полное развитие операций у животных происходит уже в связи с развитием коры.

Леонтьев А.Н.

Стадия перцептивной психики 363

Таким образом, если у низших позвоночных их деятельность еще свя­зана преимущественно с нижележащими центрами (подкорковые ганглии), то в дальнейшем она становится все более зависящей от коры, изменения в строении которой и отражают собой все последующее ее развитие.

Выделение операций, характеризующее стадию перцептивной психи­ки, дает начало развитию новой формы закрепления опыта животных, зак­реплению в форме двигательных навыков, в узком смысле этого термина.

Иногда навыком называют любые связи, возникающие в индивиду­альном опыте. Однако при таком расширенном понимании навыка это понятие становится весьма расплывчатым, охватывающим огромный круг совершенно различных процессов, начиная от изменений реакций инфу­зорий и кончая сложными действиями человека. В противоположность такому ничем не оправданному расширению понятия навыка мы будем называть навыками лишь закрепленные операции.

Это определение навыка совпадает с пониманием навыков, впервые выдвинутым у нас В.П.Протопоповым, который экспериментально пока­зал, что двигательные навыки у животных формируются из двигательных элементов преодоления преграды, что содержание навыков определяется характером самой преграды, стимул же (т.е. основное побуждающее воз­действие) влияет на навык только динамически (на быстроту и прочность закрепления навыка) и на его содержании не отражается1.

Двигательные элементы, входящие в состав навыков животных, мо­гут иметь различный характер: это могут быть как движения видовые, врожденные, так и движения, приобретенные в предшествующем опыте; наконец, это могут быть движения, закрепленные в процессе тех случай­ных двигательных проб, которые совершает животное в процессе форми­рования данного навыка.

Ясно выраженные навыки в собственном смысле наблюдаются впер­вые лишь у животных, имеющих кору головного мозга. Поэтому фи­зиологической основой образования навыков следует считать механизм образования и закрепления систем именно кортикальных условных нерв­ных связей.

При переходе к стадии перцептивной психики качественно изменя­ется также и сенсорная форма закрепления опыта. У животных впервые возникают чувственные представления.

Вопрос о существовании у животных представлений до сих пор слу­жит предметом споров. Однако огромное число фактов убедительно сви­детельствует о том, что животные имеют представления. <…>

Таким образом, вместе с изменением строения деятельности жи­вотных и соответствующим изменением формы отражения ими действи­тельности происходит перестройка также и функции памяти. Прежде, на

1 См. Протопопов В.П.

Условные образования моторных навыков и их физиологи­ческая характеристика. Харьков; Киев, 1935.

364 Тема 4.

Возникновение и развитие психики

стадии элементарной сенсорной психики, эта функция выражалась в дви­гательной сфере животных в форме изменения под влиянием внешних воздействий движений, связанных с побуждающим животное воздействи­ем, а в сенсорной сфере — в закреплении связи отдельных воздействий. Теперь, на этой более высокой стадии развития мнемическая функция выступает в моторной сфере в форме двигательных навыков, а в сенсор­ной сфере — в форме примитивной образной памяти.

Еще большие изменения претерпевают при переходе к перцептив­ной психике процессы анализа и обобщения внешней среды, воздейству­ющей на животных.

Уже на первых ступенях развития психики можно наблюдать процес­сы дифференциации и объединения животными отдельных воздействий. Если, например, животное, прежде одинаково реагировавшее на два различ­ных звука, поставить в такие условия, что только один из этих звуков будет связан с биологически важным воздействием, то другой постепенно переста­ет вызывать у него какую бы то ни было реакцию. Происходит дифферен­циация этих звуков между собой; животное реагирует теперь избиратель­но. Наоборот, если с одним и тем же биологически важным воздействием связать целый ряд разных звуков, то животное будет одинаково отзывать­ся на любой из них — они приобретут для него одинаковый биологический смысл. Происходит их примитивное обобщение. Таким образом, в пределах стадии элементарной сенсорной психики наблюдаются процессы как диф­ференциации, так и обобщения животными отдельных воздействий, отдель­ных воздействующих свойств. При этом важно отметить, что эти процессы определяются не абстрактно взятым соотношением воздействий, но зави­сят от их роли в деятельности животного. Поэтому-то будут животные лег­ко дифференцировать между собой различные воздействия или нет и про­изойдет или не произойдет их обобщение, зависит не столько от степени их объективного сходства, сколько от их конкретной биологической роли. Так, например, пчелы легко дифференцируют формы, близкие к формам цветка, но затрудняются в выделении даже ясно различающихся отвлеченных форм (треугольник, квадрат и т.д.).

Это положение сохраняет свою силу и на дальнейших этапах раз­вития животного мира. Собаки, например, реагируют даже на ничтожные по силе запахи животного происхождения, но не реагируют на запах цве­тов, одеколона и т.п. (Пасси и Бине)1. Вообще если данный запах приоб­ретает для собаки биологический смысл, то она способна очень тонко раз­личать его; по данным специальных исследований собака различает в экспериментальных условиях запах органических кислот в ничтожном растворе — 1:1 000 000.

См. Henning H.

Geruchversuche am Hund // Zeitsch. fur Biol. 1921. Bd. 70.

Леонтьев А.Н.

Стадия перцептивной психики 365

Главное изменение в процессах дифференциации и обобщения при переходе к перцептивной психике выражается в том, что у животных воз­никают дифференциация и обобщение образов вещей. <…>

<…> Мы наблюдаем двоякие взаимосвязанные процессы: процессы переноса операции из одной конкретной ситуации в другую, объективно сходную с ней, и процессы формирования обобщенного образа вещи. Возни­кая вместе с формированием операции по отношению к данной вещи и на ее основе, обобщенный образ этой вещи позволяет в дальнейшем осуще­ствиться переносу операции в новую ситуацию; в этом процессе благодаря изменению предметных условий деятельности прежняя операция вступает в некоторое несоответствие с ними и поэтому необходимо видоизменяется, перестраивается. Соответственно перестраивается, уточняется и как бы вби­рает в себя новое содержание также и обобщенный образ данной вещи, что, в свою очередь, приводит к возможности дальнейшего переноса операции в новые предметные условия, требующие еще более полного и правильно обобщенного отражения их животными.

А.Н.Леонтьев СТАДИЯ ИНТЕЛЛЕКТА1

Психика большинства млекопитающих животных остается на ста­дии перцептивной психики, однако наиболее высокоорганизованные из них поднимаются еще на одну ступень развития.

Эту новую, высшую, ступень обычно называют стадией интеллекта (или «ручного мышления»).

Конечно, интеллект животных — это совсем не то же самое, что ра­зум человека; между ними существует, как мы увидим, огромное качествен­ное различие.

Стадия интеллекта характеризуется весьма сложной деятельностью и столь же сложными формами отражения действительности. Поэтому, прежде чем говорить об условиях перехода на стадию интеллекта, необ­ходимо описать деятельность животных, стоящих на этой стадии разви­тия в ее внешнем выражении.

Интеллектуальное поведение наиболее высокоразвитых животных — человекоподобных обезьян — было впервые систематически изучено в экс­периментах, поставленных Келером.

Эти эксперименты были построены по следующей схеме.

Обезьяна (шимпанзе) помещалась в клетку. Вне клетки, на таком расстоянии от нее, что рука обезьяны не могла непосредственно дотянуть­ся, помещалась приманка (банан, апельсин и др.). Внутри клетки лежала палка. Обезьяна, привлекаемая приманкой, могла приблизить ее к себе только при одном условии: если она воспользуется палкой. Как же ве­дет себя обезьяна в такой ситуации? Оказывается, что обезьяна прежде всего начинает с попыток схватить приманку непосредственно рукой. Эти попытки не приводят к успеху. Деятельность обезьяны на некоторое вре­мя как бы угасает. Животное отвлекается от приманки, прекращает свои попытки. Затем деятельность начинается вновь, но теперь она идет уже по другому пути. Не пытаясь непосредственно схватить плод рукой, обе-

1Леонтьев А.Н.

Проблемы развития психики. 2-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. С. 249—261.

Леонтьев А.И.

Стадия интеллекта 367

зьяна берет палку, протягивает ее по направлению к плоду, касается его, тянет палку назад, снова протягивает ее и снова тянет назад, в результате чего плод приближается и обезьяна его схватывает. Задача решена.

По тому же принципу были построены и другие многочисленные задачи, которые ставились перед человекоподобными обезьянами; для их решения также необходимо было применить такой способ деятельности, который не мог сформироваться в ходе решения данной задачи. Напри­мер, в вольере, где содержались животные, на верхней решетке подвеши­вались бананы, непосредственно овладеть которыми обезьяна не могла. Вблизи ставился пустой ящик. Единственно возможный способ достать в данной ситуации бананы заключается в том, чтобы подтащить ящик к месту, над которым висит приманка, и воспользоваться им как подстав­кой. Наблюдения показывают, что обезьяны и эту задачу решают без за­метного предварительного научения.

Итак, если на более низкой ступени развития операция формирова­лась медленно, путем многочисленных проб, в процессе которых удачные движения постепенно закреплялись, другие же, лишние движения, столь же постепенно затормаживались, отмирали, то в этом случае у обезьяны мы наблюдаем раньше период полного неуспеха — множество попыток, не приводящих к осуществлению деятельности, а затем как бы внезапное нахождение операции, которая почти сразу приводит к успеху. Это пер­вая характерная особенность интеллектуальной деятельности животных.

Вторая характерная ее особенность заключается в том, что если опыт повторить еще раз, то данная операция, несмотря на то что она была осуще­ствлена только один раз, воспроизводится, т.е. обезьяна решает подобную задачу уже без всяких предварительных проб.

Третья особенность данной деятельности состоит в том, что найден­ное решение задачи очень легко переносится обезьяной в другие условия, лишь сходные с теми, в которых впервые возникло данное решение. На­пример, если обезьяна решила задачу приближения плода с помощью пал­ки, то оказывается, что если теперь ее лишить палки, то она легко исполь­зует вместо нее какой-нибудь другой подходящий предмет. Если изменить положение плода по отношению к клетке, если вообще несколько изме­нить ситуацию, то животное все же сразу находит нужное решение. Ре­шение, т.е. операция, переносится в другую ситуацию и приспосабливает­ся к этой новой, несколько отличной от первой ситуации.

Среди многочисленных данных, добытых в экспериментальных иссле­дованиях человекоподобных обезьян, следует отметить одну группу фактов, которые представляют некоторое качественное своеобразие. Эти факты го­ворят о том, что человекоподобные обезьяны способны к объединению в единой деятельности двух различных операций.

Так, например, вне клетки, где находится животное, в некотором от­далении от нее кладут приманку. Несколько ближе к клетке, но все же вне пределов досягаемости животного, находится длинная палка. Другая

368 Тема 4.

Возникновение и развитие психики

палка, более короткая, которой

можно дотянуться до длинной палки, но нельзя достать до при­манки, положена в клетку. Зна-

ОООООООООООООООООООО чит, для того чтобы решить задачу,

обезьяна должна раньше взять бо-

________________________ „ лее короткую палку, достать ею

О длинную палку, а затем уже с по-

мощью длинной палки пододви­нуть к себе приманку (см. рис. 1). Рис. 1.

Схема двухфазной задачи Обычнообезьянысправляютсяс

подобными «двухфазными» задачами без особого труда. Итак, четвертая особенность интеллектуальной деятельности заключается в способности решения двухфазных задач. <…>

Келер считал, что главный признак, который отделяет поведение этих животных от поведения других представителей животного мира и который сближает его с поведением человека, заключается именно в том, что опера­ции формируются у них не постепенно, путем проб и ошибок, но возника­ют внезапно, независимо от предшествующего опыта, как бы по догадке1. Вторым, производным от первого признаком интеллектуального поведения он считал способность запоминания найденного решения «раз и навсегда» и его широкого переноса в другие, сходные с начальными условия. Что же касается факта решения обезьянами двухфазных задач, то Келер и идущие за ним авторы считают, что в его основе лежит сочетание обоих моментов: «догадки» животного и переноса найденного прежде решения. Таким об­разом, этот факт ими рассматривается как не имеющий принципиального значения.

С этой точки зрения, для того, чтобы понять все своеобразие интел­лектуальной деятельности обезьян, достаточно объяснить главный факт — факт внезапного нахождения животным способа решения первой исход­ной задачи.

Келер пытался объяснить этот факт тем, что человекоподобные обе­зьяны обладают способностью соотносить в восприятии отдельные выде­ляемые вещи друг с другом так, что они воспринимаются как образующие единую «целостную ситуацию».

Само же это свойство восприятия — его структурность — является, по мысли Келера, лишь частным случаем, выражающим общий «принциг структурности», якобы изначально лежащий не только в основе психик! животных и человека и в основе их жизнедеятельности, но и в ochobi всего физического мира.

С этой точки зрения «принцип структурности» может служить объяс нительным принципом, но сам далее необъясним и не требует объяснения

1 См. Келер В.

Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. М., 1930.

Леонтьев А.Н.

Стадия интеллекта 369

Разумеется, попытка раскрыть сущность интеллекта, исходя из этой идеа­листической «гештальттеории», оказалась несостоятельной. Совершенно ясно, что привлечение структурности восприятия для объяснения своеобра­зия поведения высших животных является недостаточным. Ведь с точки зрения сторонников «принципа структурности» структурное восприятие свойственно не только высшим обезьянам. Оно свойственно и гораздо ме­нее развитым животным; однако эти животные не обнаруживают интел­лектуального поведения.

Неудовлетворительным это объяснение оказалось и с другой сторо­ны. Подчеркивая внезапность интеллектуального решения и изолируя этот факт от содержания опыта животного, Келер не учел целый ряд об­стоятельств, характеризующих поведение обезьян в естественных услови­ях их жизни.

К. Бюлер, кажется, первым обратил внимание на то, что имеется не­что общее между приближением плода к себе с помощью палки и привле­чением к себе плода, растущего на дереве, с помощью ветки. Далее было обращено внимание на то, что обходные пути, наблюдаемые у человекооб­разных обезьян, тоже могут быть объяснены тем, что эти животные, живя в лесах и переходя с одного дерева на другое, должны постоянно предва­рительно «примериваться» к пути, так как иначе животное может оказать­ся в тупике того естественного лабиринта, который образуется деревьями. Поэтому не случайно, что обезьяны обнаруживают развитую способность решения задач на «обходные пути»1.

В позднейших работах психологов и физиологов мысль о том, что объяснение интеллектуального поведения обезьян следует искать прежде всего в его связи с их обычным видовым поведением в естественных условиях существования, стала высказываться еще более определенно.

С этой точки зрения интеллектуальное «решение» представляет со­бой не что иное, как применение в новых условиях филогенетически вы­работанного способа действия. Такой перенос способа действия отличает­ся от обычного переноса операций у других животных только тем, что он происходит в более широких границах.

Итак, согласно этому пониманию интеллектуального поведения обезь­ян, главные его признаки, выделенные Келером, должны быть соотнесены друг с другом в обратном порядке. Не факт переноса найденного решения следует объяснять особым его характером (внезапность), но, наоборот, сам факт внезапного решения экспериментальной задачи нужно понять как результат способности этих животных к широкому переносу операций.

Такое понимание интеллектуального поведения обезьян хорошо со­гласуется с некоторыми фактами и обладает тем достоинством, что оно не противопоставляет интеллект животного его индивидуальному или видо-

1 См. Бюлер К.

Основы психического развития. М., 1924.

24 Зак. 2652

370 Тема 4.

Возникновение и развитие психики

вому опыту, не отделяет интеллект от навыков. Однако это понимание интеллектуального поведения встречается и с серьезными затруднениями. Прежде всего ясно, что ни формирование операции, ни ее перенос в новые условия деятельности не могут служить отличительными признаками по­ведения высших обезьян, так как оба этих момента свойственны также животным, стоящим на более низкой стадии развития. Оба эти момента мы наблюдаем, хотя в менее яркой форме, также и у многих других жи­вотных — у млекопитающих, у птиц. Получается, что различие в деятель­ности и психике между этими животными и человекоподобными обезья­нами сводится к чисто количественному различию: более медленное или более быстрое формирование операции, более узкие или более широкие переносы. Но поведение человекоподобных обезьян отличается от поведе­ния низших млекопитающих и в качественном отношении. Употребле­ние средств и особый характер их операций достаточно ясно свидетель­ствуют об этом.

Далее, приведенное выше понимание интеллекта животных оставля­ет нераскрытым самое главное, а именно то, что же представляет собой наблюдаемый у обезьян широкий перенос действия и в чем заключается объяснение этого факта.

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно еще раз поменять местами указанные Келером особенности интеллектуального поведения животных и сделать исходным для анализа третий характерный факт, не имеющий, по мнению Келера, принципиального значения, — способность обезьян решать двухфазные задачи.

В двухфазных задачах особенно ясно обнаруживается двухфазность всякой

интеллектуальной деятельности животного. Нужно раньше дос­тать палку, потом достать плод. Нужно раньше оттолкнуть плод от себя, а затем обойти клетку и достать его с противоположной стороны. Само по себе доставание палки приводит к овладению палкой, а не привлекаю­щим животное плодом. Это — первая фаза. Вне связи со следующей фа­зой она лишена какого бы то ни было биологического смысла. Это есть фаза подготовления. Вторая фаза — употребление палки — является уже фазой осуществления деятельности в целом, направленной на удовлетво­рение данной биологической потребности животного. Таким образом, если с этой точки зрения подойти к решению обезьянами любой из тех задач, которые им давал Келер, то оказывается, что каждая из них требует двух­фазной деятельности: взять палку — приблизить к себе плод, отойти от приманки — овладеть приманкой, перевернуть ящик — достать плод и т.д.

Каково же содержание обеих этих фаз деятельности обезьяны? Пер­вая, подготовительная фаза побуждается, очевидно, не самим предметом, на который она направлена, например не самой палкой. Если обезьяна увидит палку в ситуации, которая требует не употребления палки, а, на­пример, обходного пути, то она, конечно, не будет пытаться взять ее. Зна-

Леонтьев А.Н.

Стадия интеллекта 371

чит, эта фаза деятельности связана у обезьяны не с палкой, но с объектив­ным отношением палки к плоду. Реакция на это отношение и есть не что иное, как подготовление дальнейшей, второй фазы деятельности — фазы осуществления.

Что же представляет собой эта вторая фаза? Она направлена уже на предмет, непосредственно побуждающий животное, и строится в зависимо­сти от определенных объективно-предметных условий. Она включает, сле­довательно, в себя ту или иную операцию, которая становится достаточно прочным навыком.

Таким образом, при переходе к третьей, высшей, стадии развития животных наблюдается новое усложнение в строении деятельности. Прежде слитая в единый процесс деятельность дифференцируется теперь на две фазы: фазу подготовления и фазу осуществления. Наличие фазы подготовления и составляет характерную черту интеллектуального пове­дения. Интеллект возникает, следовательно, впервые там, где возникает процесс подготовления возможности осуществить ту или иную операцию или навык.

Существенным признаком двухфазной деятельности является то, что новые условия вызывают у животного уже не просто пробующие движения, но пробы различных прежде выработавшихся способов, операций. Как, на­пример, ведет себя курица, если ее гнать из-за загородки? Пробуя выйти на­ружу, она слепо мечется из стороны в сторону, т.е. просто увеличивает свою двигательную активность, пока, наконец, случайное движение не приведет ее к успеху. Иначе ведут себя перед затруднением высшие животные. Они тоже делают пробы, но это не пробы различных движений, а прежде всего пробы различных операций, способов деятельности. Так, имея дело с запер­тым ящиком, обезьяна раньше пробует привычную операцию нажимания на рычаг; когда это ей не удается, она пытается грызть угол ящика; потом применяется новый способ: проникнуть в ящик через щель дверцы; затем следует попытка отгрызть рычаг, которая сменяется попыткой выдернуть его рукой; наконец, когда и это не удается, она применяет последний метод — пробует перевернуть ящик (Бойтендейк).

Эта особенность поведения обезьян, которая заключается в том, что они могут решать одну и ту же задачу многими способами, представляется нам важнейшим доказательством того, что у них, как и у других живот­ных, стоящих на той же стадии развития, операция перестает быть непод­вижно связанной с деятельностью, отвечающей определенной задаче, и для своего переноса не требует, чтобы новая задача была непосредственно сход­ной с прежней.

Рассмотрим теперь интеллектуальную деятельность со стороны от­ражения животными окружающей их действительности.

В своем внешнем выражении первая, основная, фаза интеллектуаль­ной деятельности направлена на подготовление второй ее фазы, т.е. объек­тивно определяется последующей деятельностью самого животного. Зна-

372 Тема 4.

Возникновение и развитие психики

чит ли это, однако, что животное имеет в виду свою последующую опера­цию, что оно способно представить ее себе? Такое предположение является ничем не обоснованным. Первая фаза отвечает объективному отношению между вещами. Это отношение вещей и должно быть отражено живот­ным. Значит, при переходе к интеллектуальной деятельности форма пси­хического отражения животными в действительности изменяется лишь в том, что возникает отражение не только отдельных вещей, но и их отно­шений (ситуаций).

Соответственно с этим меняется и характер переноса, а следователь­но, и характер обобщений животных. Теперь перенос операции является переносом не только по принципу сходства вещей (например, преграды), с которыми была связана данная операция, но и по принципу сходства от­ношений, связей вещей, которым она отвечает (например, ветка — плод). Животное обобщает теперь отношения и связи вещей. Эти обобщения жи­вотного, конечно, формируются так же, как и обобщенное отражение им вещей, т.е. в самом процессе деятельности.

Возникновение и развитие интеллекта животных имеет своей ана-томо-физиологической основой дальнейшее развитие коры головного моз­га и ее функций. Какие же основные изменения в коре мы наблюдаем на высших ступенях развития животного мира? То новое, что отличает мозг высших млекопитающих от мозга нижестоящих животных, — это отно­сительно гораздо большее место, занимаемое лобной корой, развитие ко­торой происходит за счет дифференциации ее префронтальных полей.

Как показывают экспериментальные исследования Джекобсена, эк­стирпация (удаление) передней части лобных долей у высших обезьян, ре­шавших до операции серию сложных задач, приводит к тому, что у них ста­новится невозможным решение именно двухфазных задач, в то время как уже установившаяся операция доставания приманки с помощью палки пол­ностью сохраняется. Так как подобный эффект не создается экстирпацией никаких других полей коры головного мозга, то можно полагать, что эти новые поля специфически связаны с осуществлением животными двухфаз­ной деятельности.

Исследование интеллекта высших обезьян показывает, что мышле­ние человека имеет свое реальное подготовление в мире животных, что и в этом отношении между человеком и его животными предками не су­ществует непроходимой пропасти. Однако, отмечая естественную преем­ственность в развитии психики животных и человека, отнюдь не следует преувеличивать их сходство, как это делают некоторые современные зоо­психологи, стремящиеся доказать своими опытами с обезьянами якобы извечность и природосообразность даже такого «интеллектуального пове­дения», как работа за плату и денежный обмен1.

1CM.Wolfe Y.B.

Effectivennes of Token Rewardes for Chimpanzees // Сотр. Psycho]. Monog. 1936. V. XII.

Леонтьев А.Н.

Стадия интеллекта 373

Неправильными являются также и попытки резко противопос­тавлять интеллектуальное поведение человекообразных обезьян пове­дению других высших млекопитающих. В настоящее время мы распо­лагаем многочисленными фактами, свидетельствующими о том, что двухфазная деятельность может быть обнаружена у многих высших жи­вотных, в том числе у собак, енотов и даже у кошек (правда, у последних, принадлежащих к животным-«поджидателям», — лишь в очень своеобраз­ном выражении).

Итак, интеллектуальное поведение, которое свойственно высшим мле­копитающим и которое достигает особенно высокого развития у человеко­образных обезьян, представляет собой ту верхнюю границу развития психи­ки, за которой начинается история развития психики уже совсем другого, нового типа, свойственная только человеку, — история развития человечес­кого сознания.

Трудовая деятельность и возникновение созна­ния. Сравнение психики животных и человека

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Основные психологические понятия темы Активность — всеобщее качество живой материи вступать во взаимодействие с окружающей средой. Бессознательное — совокупность психических процессов, не представленных в сознании человека, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание. Инстинкт — наследственно заложенные формы поведения. Интеллектуальное поведение — тип поведения, являющийся вершиной психического развития животных и выражающийся, прежде всего, в умении животного решать некоторые наглядно-действенные задачи.

Навык — автоматизированный способ выполнения действия, сформированный в процессе упражнения. Подсознательное — совокупность актуально не осознаваемых психических процессов и состояний, способных оказывать заметное влияние на поведение человека и содержание его сознания. Психика — свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействие предметов и явлений реального мира. Раздражимость — свойственная всей живой материи способность изменять физиологическое состояние под влиянием факторов внешних раздражителей. Рефлексия — способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. Сенсорный уровень сознания — уровень сознания, связанный с работой органов чувств. Сознание — высшая, свойственная только человеку, форма психического отражения объективной действительности, опосредованная общественно-исторической деятельностью людей. Тропизмы — изменения направления движения растений под влиянием биологически значимых раздражителей. Уровни развития психики живых организмов: раздражимость, чувствительность (ощущения), поведение высших животных (интеллектуальное, внешне обусловленное поведение), сознание человека (самодетерминированное поведение). Чувствительность — способность некоторых живых организмов воспринимать раздражители, обладающие сигнальной функцией по отношению к биологически значимым раздражениям.

Краткие материалы лекции

Сущность, функции психики. Психика представляет собой сложный и многогранный феномен. Проанализировав все существующие определения в психологии, можно выделить три ее основные характеристики. — Свойство живой высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность. — Высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовать свои побуждения и действовать на основе информации о нем. — Система процессов и состояний взаимоперехода объективных и субъективных атрибутов бытия живого существа. Итак, во-первых, возможность существования психики обусловлена наличием специфических органов — мозга и нервной системы. Во-вторых, живая материя, получая информацию об окружающем мире, способна создавать его психический образ (субъективный и нематериальный), который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира. В-третьих, получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой регуляции внутренней среды организма и формирования поведения, что дает возможность живым организмам относительно длительно существовать в постоянно изменяющейся среде обитания. В нашем мире существует огромное количество живых существ, обладающих определенными психическими способностями, но все они отличаются друг от друга по уровню развития психики: — Раздражимость — элементарная способность реагировать избирательно на воздействие внешней среды. Проявляется в реакции на биологически значимые факторы (свет, прикосновение и т.д.). — Чувствительность — общая способность к ощущениям — объективный критерий возникновения психики. Способность реагировать не только на биологически значимые, но и на биологически нейтральные раздражители до непосредственного контакта с ним. — Поведение — сложный комплекс реакций живого организма на воздействие внешней среды; адаптивное взаимодействие со средой, опосредованное психической и двигательной активностью. Самое сложное поведение наблюдается у человека, что обусловлено наличием сознания. — Сознание — высший уровень психического отражения и регуляции, предполагающий способность формировать мотивированное (осознанное), и целенаправленное поведение. Таким образом, можно выделить четыре уровня развития психики живых существ: раздражимость, чувствительность, поведение, сознание. Высшим уровнем развития психики — сознанием, обладает только человек. Стадии развития психики. По АН. Леонтьеву, существуют три основные стадии развития психики, для каждой стадии характерен специфический способ отражения организмом объективной действительности и соответствует своя особая форма взаимодействия со средой. А.Н. Леонтьев выделил три таких стадии: элементарная сенсорная психика, перцептивная психика и интеллект животных. Стадия элементарной сенсорной психики. Животные, находящиеся на этой стадии развития, способны отражать лишь отдельные свойства внешних воздействий (освещенность, температуру, плотность окружающей среды). На основе такого отражения организм способен ориентироваться в гомогенной (однородной) среде. На стадии элементарной сенсорной психики находятся простейшие, кишечнополостные и другие низшие беспозвоночные (низший уровень); кольчатые черви, моллюски (кроме головоногих) (высший уровень). Для животных низшего уровня характерна слабодифференцированная двигательная активность. Их движения направлены в сторону благоприятных условий среды (положительные таксисы) или же ухода от неблагоприятных (отрицательные таксисы). Например, простейшие уходят из зоны повышенной кислотности (отрицательный хемотаксис) или из зоны повышенной или пониженной температуры (термотаксисы). Сложность и целесообразность поведения животного находящегося на высшем уровне данной стадии может поражать, но эта программа поведения является целиком генетически фиксированной, врожденной. Это инстинкт — генетически фиксированная, наследуемая программа поведения. Индивидуальная изменчивость поведения животных, находящихся на данной стадии проявляется в форме неассоциативного научения, такого как привыкание (габитуация) — изменения реакции при повторном предъявлении раздражителя. Данная реакция не является ассоциативной, связь между конкретным раздражителем и поведением организма не фиксируется — изменяется степень реакции на любой раздражитель. Так пресноводная гидра, привыкшая к механической вибрации, перестает реагировать и на изменение освещенности. Элементарное ассоциативное научение возникает на высшей стадии сенсорной психики.

Стадия перцептивной психики. Переход живых организмов из гомогенной среды обитания в гетерогенную предметную среду приводит к необходимости отражения не только отдельных свойств, но и целостного образа предмета в его отделенно- сти от других предметов и явлений. Это приводит как к усложнению и дифференциации врожденных форм поведения, так и к радикальному усложнению способов модификации поведения. Животным, находящимся на данной стадии присущи крайне сложные и разнообразные программы поведения. Врожденные программы поведения уже начинают нуждаться в индивидуальной подстройке. Это может происходить как путем ассоциативного научения — индивидуального приобретения новых форм поведения в процессе жизнедеятельности, так и с помощью особых механизмов настройки врожденных поведенческих реакций, таких как аверсивное обусловливание, облигантное научение и импринтинг. Эти формы обеспечивают животным более гибкое приспособление к условиям среды Основой ассоциативного научения является формирование временной связи между двумя стимулами, один из которых первоначально был для животного безразличен, а второй — играл роль вознаграждения. Впервые в чистом виде подобное научение было выделено в экспериментах И.П. Павлова. При сочетании первоначально индифферентного стимула (условного сигнала) с раздражителем, вызывающим у животного определенную реакцию (например, слюноотделение или отдергивание конечности), приводит к тому, что этот нейтральный для организма стимул начинает вызывать такую же реакцию, то есть условный рефлекс. В качестве стимула для выработки новых поведенческих реакций может выступать активность самого животного. Подобное научение детально исследовано К. Ллойд-Морганом и Э. Торндайком (научение методом проб и ошибок). На высшем уровне данной стадии психического отражения у животных возникает обобщение условных реакций. На перцептивной стадии психического развития находятся членистоногие, головоногие моллюски, рыбы (низший уровень); высшие позвоночные: птицы и млекопитающие (высший уровень). Интеллект животных. Интеллектуальное поведение животных было впервые выявлено при решении двухфазных задач. Первые фазы решения не несут особого биологического смысла, поскольку овладение палкой непосредственно не приводит к удовлетворению пищевой потребности. Она имеет этот смысл только в связи с фазой употребления палки для подтягивания приманки. Лишь последняя фаза — непосредственно направлена на удовлетворение потребности в пище. Для того, чтобы животное могло осуществлять такую деятельность необходимо чтобы оно отражало объективное отношение между вещами. Этот уровень отражения и есть основная характеристика данной стадии. Интеллектуальное поведение характеризуется мгновенной перестройкой имеющихся связей и отношений между предметами и установлением новых адаптивных связей в новой, для животного, ситуации. Интеллектуальное поведение доступно не только приматам, но и хищникам и попугаям, которые составляют низший уровень данной стадии; на высшем уровне стадии интеллекта животных находятся высшие человекообразные обезьяны (горилла, орангутанг, шимпанзе), являющиеся ближайшими родственниками человека. Основной чертой поведения животных, находящихся на данной стадии является увеличение доли поведения, не связанного напрямую с питанием, таких как исследовательская активность и игра. Игровое поведение особо характерно для детенышей животных, однако и взрослые особи так же склонны к игровому поведению. Если у животных находящихся на перцептивной стадии выработка условных рефлексов может проводиться лишь на биологически значимый фактор (пищу и т.д.), то у животных находящихся на стадии интеллекта можно использовать в качестве вознаграждения и саму возможность проводить исследовательскую деятельность. К основным чертам интеллектуального поведения относятся орудийная деятельность животных и решение элементарных логических задач Итак, главные особенности психической деятельности животных: 1. Вся активность животных определяется биологическими мотивами. 2. Вся деятельность животных ограничена рамками наглядных, конкретных ситуаций. Они не способны к волевому произвольному поведению. 3. Основу поведения животных составляют наследственные видовые программы. Научение у них ограничено приобретением индивидуального опыта, благодаря которому видовые программы приспосабливаются к конкретным условиям существования организма. 4. У животных отсутствует закрепление, накопление и передача опыта поколений в форме предметов материальной культуры. Вместе с тем человеческая психика является закономерным результатом длительной эволюции. Все существенные особенности человеческой психики имеют свое основание в животном мире. Даже такая собственно человеческая активность как речь оказалось в зачаточных формах доступна высшим приматам. А в психике человека продолжают сохраняться и более примитивные уровни регуляции, такие как таксисы, инстинкты, рефлексы, однако эти формы регуляции поведения преобразованы качественно новым уровнем регуляции — сознанием. Проявления психики столь многогранны, что однозначно определить функции психики очень сложно. Психика играет важную роль в процессе взаимодействия человека и окружающей среды. С этой точки зрения можно выделить три основные функции психики: — отражение окружающей действительности; — регуляция поведения и деятельности; — осознание человеком своего места в окружающем мире. Все эти функции связаны между собой и являются элементами интегративной функции психики, которая заключается в обеспечении адаптации человека и других живых существ к условиям окружающей среды. Структура психики. Все психические явления в зависимости от содержания, длительности и особенностей можно разделить на три класса: — психические процессы; — психические состояния; — психические свойства личности. Психические процессы — это первичные регуляторы поведения человека, они обладают такими динамическими характеристиками, как длительность и устойчивость. Психические процессы могут быть разделены на три группы: — познавательные (ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь, внимание.); — эмоциональные (эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс); — волевые (принятие решений, преодоление трудностей, борьба мотивов, управление своим поведением); — иногда выделяют неосознаваемые процессы, которые протекают в бессознательном и не контролируются сознанием. Психические процессы взаимосвязаны между собой и выступают в качестве основных факторов для формирования психических состояний человека. Психические состояния характеризуют состояние психики в целом и обладают свойствами устойчивости, длительности, направленности и интенсивности. В то же время влияют на течение и результат психических процессов и могут способствовать деятельности или тормозить ее. К психическим состояниям относят такие явления как подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние. Психические свойства личности — наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека, характеризуются устойчивостью и постоянством. К ним, как правило, относят: темперамент, направленность, способности, характер. Итак, структура психики образована психическими процессами, состояниями и свойствами личности. Качественные особенности и уровень развития психических свойств, особенности протекания психических процессов и наиболее характерные для человека психические состояния определяют неповторимость и индивидуальность каждого человека.

Вопросы для самопроверки 1. В чем заключается сущность психики как основного предмета психологии. 2. Каковы основные функции психики? 3. Раскройте уровни развития психики. 4. Какие классы включены в структуру психики? 5. Раскройте сущность и особенности психических процессов в структуре психики. 6. Чем отличаются психические состояния? 7. Каковы особенности психических свойств личности? 8. Раскройте стадии развития психики по А.Н. Леонтьеву 9. В чем особенность психики животных

Практические задания Задание № 1. Подготовить тезисы к выступлению на семинаре «Гипотеза А.Н. Леонтьева о возникновении чувствительности» Задание №2. Подготовить научное сообщение на тему «Современный научный взгляд на поведение животных». Задание № 3. Составить конспект подходов к пониманию того, кому присуща психика (антропопсихизм, панпсихизм, биопсихизм, нейропсихизм, позиция А.Н. Леонтьева и К.К. Платнова)

Индивидуальные задания

Задание № 1. Н. Н. Ладыгина-Котс сопоставляла подражательное конструирование шимпанзе и трехлетнего ребенка и выявила интересные факты. Определите, какие из них относятся к поведению шимпанзе, а какие — к поведению ребенка? По каким признакам это можно установить? 1. Один из них мог составить фигуру из 2 — 3 частей только в том случае, если перед ним находилась фигура-образец, другой мог выполнять задание и в отсутствие образца, по памяти. 2. Типичная ошибка одного заключалась в том, что он ставил конусообразные фигуры на вершину, а не на основание. Но после их падения, ставил их как нужно. Другой такие ошибки делал редко. 3. Оба — и шимпанзе и ребенок — допускали ошибки в строительстве пятиэлементных башен, но если один мог самостоятельно исправлять ошибки, то другой это делал только с помощью экспериментатора. 4. Самые трудные задачи для одного — задачи типа конструирования моста, в которых горизонтальный элемент надо было положить на два вертикальных, для другого это были самые легкие задачи. Задание № 2. Выберите правильный вариант из предложенных ответов. 1. Для элементарного сенсорного уровня развития психики характерны следующие признаки: а) отражать предметы в целом; б) отражать связи и отношения между предметами; в) отражать отдельные свойства предметов; г) ставить цели и достигать их. 2. Признаком психической формы элементарного отражения в животном мире является: а) мыслительная деятельность; б) инстинкт; в) чувствительность; г) рефлекс. 3. Сочетание нервных процессов и органов тела человека, которое позволяет эффективно выполнять определенное задуманное действие, называют: а) рефлекторной деятельностью; б) динамическим стереотипом; в) акцептором результатов деятельности; г) функциональными системами психики. 4. Важнейшим условием развития сознания в онтогенезе является: а) развитие органов чувств; б) формирование прямохождения; в) общение с окружающими взрослыми; г) наследственные предпосылки. 5. Сознание как высшая форма психического отражения и высший уровень саморегуляции характеризуется: а) активностью; б) интенциональностью; в) критичностью; г) все ответы верны. Задание № 3. Определите, о каких составляющих сознания (чувственной ткани сознания, значениях или личностном смысле) идёт речь в следующих описаниях. Поясните свой ответ. 1 .Вижу, вижу яркие гроздья рябин. Вижу, вижу дом её номер один… 2.Один говорит другому: «Хотел приколоться, а получилось — обломался!» 3.«Что за прелесть эти сказки!» (А. С. Пушкин.) 4. «Ставлю тебе за ответ пятёрку!»

Темы докладов и рефератов 1. Психологические исследования высокоразвитых инстинктивных форм поведения животных. 2. Есть ли разум у животных? 3. Навыки и интеллект животных. 4. Развитие сознания человека в онтогенезе. 5. Проблема бессознательного в психологии. 6. Сны и их происхождение. 7. Измененные состояния сознания 8. Неосознаваемые процессы

Источник: Салаватулина Л.Р. Общая психология: практикум для самостоятельной работы студентов : учеб.-метод. пособие / Л.Р. Салаватулина. — Челябинск : Южно-Уральский центр РАО, 2022. — 257 с.

Психика человека как система, ее структура, компоненты и элементы

2.1. Психика и организм. Мозг и психика

Психика

(от др.-греч. душевный) – способность субъекта активно отображать объективную реальность, возникшая как результат взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром.

Основные функции психики:

  • отражение окружающего мира;
  • обеспечение целостности организма;
  • регуляция поведения.

Интегративная функция психики состоит в обеспечении адаптации организма к условиям окружающей среды.

Психика – результат сложной деятельности нервной системы, структурно-функциональной единицей которой является нейрон (нервная клетка).

Нейрон
(
от др.-греч. волокно
)
– электрически возбудимая ячейка, обрабатывающая и передающая информацию посредством электрических и химических сигналов.


Рис. 2.1.
Строение нейрона

Каждый нейрон состоит из тела клетки (или сомы

), которое содержит ядро клетки. Из клеточного тела нейрона вырастают
дендриты
(короткие ответвления, воспринимающие нервные импульсы, идущие к нейрону) и
аксон
(длинный тонкий трубчатый отросток, передающий нервные импульсы от нейрона).

Нейроны образуют химические или функциональные связи с другими нейронами, составляя нейронную сеть

(англ. biological neural network); точки сопряжения (контакта) нейронов сети называются
синапсами
.

Раздражение возбуждающих синапсов вызывает нервный импульс

, идущий вдоль аксона. Сигналы распространяются от одного нейрона к другому с помощью сложной электрохимической реакции. Передача сигналов от органов чувств к головному и спинному мозгу осуществляется
сенсорными нейронами
, а от головного и спинного мозга к мышцам и железам –
моторными нейронами
.

Нерв

– покрытый оболочкой пучок аксонов в периферической нервной системе, который является путем для электрохимических нервных импульсов, передающихся по каждому из аксонов к периферическим органам.

Нервная система

человека и млекопитающих состоит из
центральной нервной системы
(
головной
и
спинноймозг
) и
периферической нервной системы
(черепномозговые и спинномозговые нервы, нервные сплетения).

Периферическая нервная система

состоит из
соматической нервной системы
, которая передает сообщения к органам чувств, мышцам, кожному покрову и от них, и
вегетативной
(
автономной
)
нервной системы
, регулирующей деятельность внутренних органов, желез, кровеносных и лимфатических сосудов.

Головной мозг

– центр нервной системы, физиологические функции которого заключаются в централизованном управлении всеми остальными органами тела. Головной мозг состоит из центрального ствола, лимбической системы и большого мозга.


Рис. 2.2.
Основные отделы головного мозга (поперечный разрез)

К центральному стволу

относятся:

  • продолговатый мозг
    , в функции которого входят защитные рефлексы (кашель, чихание, глотание, рвота), жизненно-важные рефлексы (дыхание), регулирование сосудистого тонуса;
  • мозжечок
    , функции которого – координация движений, регуляция равновесия и мышечного тонуса, мышечная память;
  • таламус
    , отвечающий за перераспределение поступающей сенсорной информации (за исключением обоняния) к коре головного мозга;
  • гипоталамус
    , регулирующий все функции организма (кроме сердечного ритма, кровяного давления и спонтанных дыхательных движений), а также эмоции и поведение человека.

Ретикулярная формация

(от лат. rete – сеть) – структура, состоящая из более чем 100 небольших нейронных сетей ствола головного мозга и верхнего отдела спинного мозга, которая фильтрует поступающую сенсорную информацию и передает ее в лимбическую систему и кору большого мозга.

Находящаяся внутри таламуса лимбическая система

участвует в регуляции функций обоняния и внутренних органов, контролирует инстинктивные поведенческие реакции, эмоции, память, играет важную роль в обучении.

Большой мозг

(cerebrum) состоит из двух
мозговых полушарий
, покрытых извилистой
корой
, которая играет ключевую роль в осуществлении высших психических функций – памяти, внимания, восприятия, мышления, языка и сознания.

Левое полушарие

головного мозга специализируется на экспрессивной и импрессивной речи, чтении, письме, вербальной памяти, вербальном и абстрактном мышлении, ориентировано на прогнозирование,
правое
же отвечает за зрительно-пространственную ориентацию, невербальную память, конкретное образное мышление.

Вегетативная

(
автономная
)
нервная система
состоит из двух систем:

  • симпатической
    , которая мобилизует нервную систему организма в стрессовых ситуациях, усиливая обмен веществ и повышая возбуждаемость тканей;
  • парасимпатической
    , функции которой связаны с действиями, не требующими немедленной реакции (слюнотечение, слезотечение, мочеиспускание, пищеварение, дефекация).

Вегетативная нервная система играет важную роль в эмоциональных реакциях, потому что ее волокна опосредуют работу гладкой мускулатуры и желез. Железы внутренней секреции

(
эндокринные железы
) синтезируют и выделяют в кровоток гормоны, влияющие на эмоциональное состояние и мотивацию.

На психику человека оказывает влияние его наследственность

. Молекулярной единицей наследственности живого организма являются
гены
– участки ДНК и РНК, которые хранят информацию о создании и поддерживании клеток организма и передают генетические признаки потомству.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]