Интеллект: виды, уровни, способы определения и развития

Интеллект в психологии и не только рассматривается в качестве комплекса способностей умственного и психического характера. В общем случае его определение следующее: это ум, качестве психики, выражающееся в способностях к познанию, к осознанию чего-либо, к обучению, запоминанию. Функции интеллекта основаны на опыте и его качестве. Интеллектуальный человек – такой, которые способен понимать, применять не только стандартные, но и нестандартные идеи. Он может использовать знания для управления окружающим миром.

Больше о том, что собой представляет ум, вы сможете узнать из статьи. Также мы показываем методы развития и даем ответ на вопрос, как определить собственный IQ (коэффициент интеллекта).

История изучения: основные и важные точки зрения

Говоря об исторических вехах понятия «интеллект», следует отметить наработки некоторых исследователей и ученых. Есть множество теорий, подходов и школ, однако считать какую-либо или какой-либо единственно верным нецелесообразно без погружения в теорию.

Примечательным в истории изучения видится опыт создателей специальных тестов для оценки IQ – Дж. Кеттелла и Л. Термена. Но основная заслуга их не в том, что они создали информативные методики выявления интеллектуальных способностей. Они стали одними из первых, кому удалось обосновать отсутствие зависимости развития интеллекта от условий, в которых протекает становление личности. Позже все их доказательства были разрушены, а работы признаны несостоятельными.

В некотором смысле противоположная точка зрения была высказана А. Бине и Т. Симоном. Они в своих работах рассматривают ум в качестве комплекса способностей, основанных на опыте, как совокупность достижений в умственном развитии.

Примечательной следует считать работу, которую проделал Д. Векслер. Он смог показать, что разумное поведение всякого человека базируется в первую очередь на влиянии интеллектуальных факторов.

С точки зрения детской психологии важным является вклад, который внес в изучение и анализ проблемы В. Штерн. Он смог доказать, что на развитие умственных способностей детей влияет качество отношений с окружающими людьми. Не только со взрослыми, но и с ровесниками, например, в детском саду или в школе.

Представим точки зрения других исследователей, деятелей, не связанных с наукой, их взгляды и подходы к определению анализируемого понятия:

  • Фома Аквинский рассматривал божественный ум как сущность, «частями» существующую в каждом из людей. Он полагал, что человеческие умственные способности ограничены только сферой разума, который способствует созерцанию, постижению чего-либо;
  • Л. С. Готтфредсон рассматривала интеллект в качестве уникальной умственной способности. Она говорила, что в нее включены способности к планированию, решению разных задач, к мышлению, к обучению и учению;
  • Ф. Н. Ильясов рассматривает показатель IQ как выражение способности материальной системы (человек для него – материальное существо) к самостоятельному обучению, к построению разных программ и алгоритмов деятельности.

Отметить следует также мнение Ч. Спирмана. Ему удалось доказать то, что все умственные способности связаны и имеют статическую связь. Он обосновал это тем, что если человек способен к решению одной условной группы сложных и нестандартных задач, то он без труда сможет решать и другие, даже если потребуется усилие.

Так, можно говорить, что история изучения понятия является многовековой. Проблемой занимались и ученые в древности (Фома Аквинский, XIII в.), и ученые XIX-XX вв. (Ч. Спирман и другие). Есть и множество современных исследователей, продолжающих работу, начатую столетия назад.

Заслуживает ли тема, по вашему мнению, пристального внимания?

Да! Столько всего неизведанного… И сфера интеллекта – часть этого неизведанного.

100%

Нет. Есть куда более важные и насущные проблемы. Сначала нужно разобраться с ними.

0%

Не могу сказать. Не осознаю важности таких исследований.

0%

Проголосовало: 4

Основные функции интеллекта

Выделим 4 основные функции и привяжем их к реальным примерам из жизни. Это нужно для упрощения понимания сути и содержания отдельных функций. Вот они:

  1. Содействие занятию определенных положений в разных общностях, а также принятию ролей и статусов. Без развитого интеллекта ни один человек не может адекватно действительности принимать на себя те или иные обязанности. Пример – принятие мужчиной роли отца после рождения ребенка. Если IQ недостаточно высок, сопутствующие отцовству задачи будут решаться неудовлетворительно.
  2. Получение знаний, освоение навыков, развитие. Здесь все точно так, как и в случае с первым пунктом. Покажем все на примере: интеллектуально развитый человек способен обучаться, может самостоятельно искать информацию, обрабатывать и систематизировать ее. Все иначе, если дело касается людей со слабым умом.
  3. Проявление талантов и реализация потенциала. От качества умственных способностей зависит то, насколько полно конкретный человек раскрывает собственные таланты и реализует потенциал. Пример: высокоинтеллектуальная личность принимает решение освоить новую сферу деятельности. Ей это дается легко. Недостаток же ума в данной ситуации приведет либо к сложностям в деле, либо к абсолютной неспособности личности использовать собственные ресурсы во имя достижения цели.
  4. Самореализация. Это почти то же, что и пункт третий. Но здесь справедливее говорить о качестве способностей и «крепости» порывов конкретного человека в части решения задач, стоящих на пути его развития, в том числе личностного. Простой пример: ученик средней школы ставит перед собой задачу закончить год «отлично», то есть получать одни пятерки. Если его IQ достаточен, все будет хорошо. В ином случае будут проблемы.

Так, можно говорить, что без развитого интеллекта любая деятельность, любая мысль – то, что не будет иметь продуктивного результата или воплощения. Ни мысли, ни поступки не могут быть эффективным и результативными без развитого интеллекта.

Какая функция вам кажется наиболее значимой?

Первая. Мне кажется, что роли и статусы нужно воспринимать адекватно их значимости.

0%

Вторая. Без знаний и развития ни один из нас не смог бы существовать в мире, в котором мы живем.

100%

Третья. Талантливые люди делают мир лучше.

0%

Четвертая. Считаю самореализацию очень важной.

0%

Проголосовало: 2

«Эффективные» показатели оценки интеллектуального результата.

Увлечение измеряемыми показателями приводит к трагикомичным ситуациям, например, когда работу бухгалтера измеряют количеством обработанных документов, службу охраны труда количеством несчастных случаев, произошедших на производстве, а дизайнеров количеством сделанных рекламных макетов, без внимания к качеству. На мой взгляд, человеческую деятельность оценить исключительно на основе количественных (измеряемых) показателей невозможно. А если речь заходит об оценке творческой и интеллектуальной деятельности, сделать это без «качественных» и «субъективных» показателей невозможно тем более. Качественными и субъективными показателями в нашем понимании являются: план задач (проверяемые показатели – рис. 2), из которых сформирован план работы сотрудника на период, и стандарты деятельности (оцениваемые показатели – рис. 3), определяемые степень соответствия внутренним регламентам, требованиям и ограничениям. Другими словами мы дополняем KPI-управление набором качественных (проверяемых и оцениваемых) показателей.

Рисунок 2. Пример плана задач

Некоторые указывают на то, что при этом растет степень субъективизма, от которой так хотелось уйти руководителю. На это хочется возразить – неужели в KPI-управлении субъективизм отсутствует? На мой взгляд, там его не меньше: выбор самих KPI, определение плановых значений, способа расчета показателя, выбор доступных приемов достижения результата – все определяется человеком.

В интеллектуальной деятельности субъективной составляющей уделяется больше внимания, и роль руководителя в подведении итогов, несомненно, выше. Качественные показатели (если это применимо), должны быть дополнены количественными и измеримыми. Тогда оценка деятельности будет комплексной и справедливой. Очевидно, что на руководителя, который задействован в определении качественных показателей (задач и стандартов) ложится дополнительная нагрузка. Но по практике можно сказать, что формированием плана задач с успехом справляется и сам сотрудник, а для оценки по стандартам, требования можно детально описать в регламенте, а к подведению итогов привлечь внутренних экспертов.

Рисунок 3. Пример оценки по стандартам системного администратора

При внедрении системы целевого управления в веб-студии, с которой мы сотрудничали, с некоторых пор результативность разработчиков стала оцениваться с помощью набора качественных показателей. По словам руководителя веб-студии Дмитрия Маслова, «с этих пор все кардинально поменялось: все те же люди, те же программисты, которые в прошлом срывали сроки, стали успевать выполнять все приоритетные задачи в итерацию планирования».

Виды интеллекта в психологии

Есть одна примечательная классификация. Это классификация интеллекта по Гарднеру. Он сторонник концепции множественности интеллекта.

Ученый смог выделить следующие 9 видов:

  1. Визуально-пространственный. Это о ярком воображении, о способности фантазировать и ориентироваться в любых ситуациях.
  2. Лингвистический. Это о любви к чтению, общению. У людей с таким видом интеллекта развиты таланты в части подготовки сочинений, способности к изучению иностранных языков.
  3. Музыкальный. В таком случае развиты следующие сферы: восприятие музыки и ритма; способность к пению и овладению музыкальными инструментами; чувство стихов и такта. С таким видом интеллекта чаще всего встречаются люди, имеющие успехи в преподавании музыки, в дирижерском мастерстве.
  4. Межличностный. Это о способности выстраивать коммуникации, о понимании настроения людей, о продуктивности при условии работы в команде. Нередко люди с такими способностями становятся лидерами, психологами, дипломатами.
  5. Внутриличностный. В данном случае все противоположно тому, что написано в пункте четвертом. Однако высокая способность к рефлексии у людей с таким доминирующим видом ума делает из них отличных писателей, философов и не только.
  6. Натуралистический. Это о высоком интересе к окружающему миру. Это о тяге к биологии, химии, физике. Часто натуралисты – это экспериментаторы, геологи, экологи.
  7. Телесно-кинетический. Он свойственен людям, которые способны передавать эмоции «телесными средствами». Высокая координация, развитая моторика, тяга к спорту и постоянная активность – все это о них.
  8. Логико-математический. Данный вид сопровождается способностями оперативно анализировать данные, визуализировать их, рассуждать логично и быстро запоминать информацию. Люди с ним часто становятся математиками, программистами, инженерами.
  9. Экзистенциальный. Есть мнение, что данный вид является характерным для людей априори. Он выражается в способности мыслить.

Изначально Гарднер выделял только 8 типов. Им не был выделен внутриличностный тип. Однако по мере своей деятельности психолог решил пересмотреть классификацию под давлением коллег и дополнили ее. Нами представлена более поздняя версия, хотя и принято чаще всего говорить, что на самом деле Гарднер – автор классификации из восьми видов интеллекта. Это не совсем верно.

Есть две примечательные группы интеллектуальных способностей, выделенных учеными с опорой на критерии «способность понимать поведение людей» и «способность понимания эмоций, чувств».

Эмоциональный интеллект

Его принято рассматривать в качестве совокупности знаний и навыков, способностей личности в части того, чтобы распознавать чувства, управлять эмоциями. Если эмоциональная сфера развита достаточно, человек будет способным к пониманию намерений, мотиваций. И своих, и чужих. Принято говорить об эмоциональном интеллекте как о гибком навыке, то есть он поддается развитию и формированию.

Есть мнение, что от уровня развития эмоциональной сферы интеллектуальных способностей зависит то, насколько будет та или иная личность успешна в жизни и в карьере.

Если данный вид ума развит слабо, если в данном направлении наблюдается низкий уровень IQ, человеку будут свойственны такие качества:

  • раздражительность;
  • конфликтность;
  • нерешительность.

Можно говорить, таким образом, что если страдает эмоциональный компонент общего IQ, то человек испытывает трудности с коммуникациями с другими людьми, является нерешительным. Однако эту своего рода недостаточность можно компенсировать, либо развив в себе соответствующие навыки, либо «прокачав» социальные компоненты интеллекта.

Социальный интеллект

От того, насколько он развит, зависят способности взаимодействия в социуме, поведение личности. Интеллектуальный социально человек способен правильно понимать людей. Он обладает навыками, в некотором смысле приобретенными, в части межличностного взаимодействия, а также в части социальной адаптации.

Для людей, у которых данный вид способностей интеллектуального спектра развит хорошо, характерны такие качества:

  • быстрота составления суждений об окружающих;
  • развитость аналитических навыков;
  • глубина понимания вещей, предметов и явлений, людей.

Принято полагать, что если у человека одинаково и хорошо развиты эмоциональная и социальная сферы интеллекта, то он почти, что гений. Но это достаточно спорное утверждение. Добиться успехов и быть эффективной личностью, способной к саморазвитию – не значит обладать выдающимися показателями IQ.

Как вы считаете, какой из показанных психологических видов характерен для вас?

Мне кажется, что эмоциональный. Описание подходит.

0%

Считаю, что социальный. Я быстро и легко «раскусываю» людей, обладаю хорошими аналитическими навыками и глубоко проникаю в то, что мне интересно.

66.67%

Думаю, что в моем случае все примерно на одном уровне.

0%

Затрудняюсь с ответом.

33.33%

Проголосовало: 3

Уровни интеллектуальной активности

Принято выделять 3 интеллектуальных уровня, которые, кстати, рассматривались и рассматриваются многими учеными, посвятившими себя разработкам в части определения показателя IQ.

Каждый представленный далее интеллектуальный уровень характеризуется уникальными особенностями. Опишем их:

  1. Стимульно-продуктивный уровень. В таком случае умственная активность зависит от того, насколько сильно влияют на личность внешние факторы. Речь именно о стимулах и продуктивности реакций на них. На таком уровне справедливо говорить о всяком акте умственной деятельности как об ограниченном изначально полученными представлениями о чем-либо. Человек при этом способен решать разного рода задачи, но связности и последовательности в этих решениях почти нет: все осуществляется шаблонно, иногда машинально.
  2. Эвристический. Здесь дело касается спонтанности в познании, что обеспечивает чаще результативность освоения и понимания разных закономерностей. На таком уровне личность получает способности в части составления общих представлений из разрозненных проблем и явлений. Она сама при этом начинает выявлять разные закономерности и находить им объяснения.
  3. Креативный. Данный уровень является высшим. Здесь личность становится аналитиком, способным решать даже самые сложные проблемные задачи. Здесь она ценой усилий или же без них легко «докапывается» до сути всех вещей, предметов и явлений.

Признаки высокого интеллекта

Считается, что наиболее очевидные признаки того, что с интеллектом у человека все в полном порядке, следующие:

  • отточенные профессиональные умения, способность осваивать без усилий новые навыки. Если говорить только о профессиональной сфере, применять понятие «интеллектуальный» нецелесообразно: профессионалом в том или ином деле может стать даже такой человек, который не обладает выдающимся умом. Это о машинальности, о запоминании. Это о закономерности, благодаря которой длительные занятия чем-либо почти всегда приводят к как минимум хорошим результатам. Такие качества способствуют тому, что любая адаптация для человека – это всегда исключительно легкая адаптация;
  • способность концентрировать внимание на важном, переключать его на необходимые вещи и удерживать на них. Невнимательность и рассеянность же при этом рассматриваются в качестве признаков того, что с IQ человека что-то не так;
  • развитый самоконтроль. При этом личность может контролировать не только собственные действия и поступки, но и в некоторой степени влиять на эмоции, чувства, поведение окружающих людей;
  • адекватное действительности чувство юмора. Речь не о том, что человек ценит и поощряет только интеллектуальный, например, юмор. Речь исключительно о том, что он осознает, буквально ощущает и чувствует грань уместности. В данном случае человеку могут одинаково нравиться и «черные» шутки, и те, которые требуют умственного напряжения для понимания. Но в любой ситуации он в первую очередь на машинальном уровне оценивает уместность. Если тот или иной акт юмора не является уместным, не будет смеха. Будет только порицание, пусть и молчаливое.

Какой параметр говорит об «отсталости»?

Таких параметров несколько. Конечно, целесообразнее использовать тесты и опираться на мнения исследователей, однако можно выделить следующую группу сигналов того, что IQ находится на недостаточном уровне. Вовсе не обязательно, что на низком. Речь исключительно о недостаточности развития как такового.

Вот симптомы:

  • внушаемость. Объяснить ее можно тем, что человек попросту не является способным к тому, чтобы идти, как говорится, своей дорогой. Ему проще слушать других, поступать так, как поступают другие. Ему проще идти «по накатанной»;
  • ведомость. Это почти то же, что и внушаемость, но в контексте деятельности и принятия решений. Даже если личность решает для себя, что тот или иной путь будет для нее единственно верным, к примеру, ее можно выбить из колеи, поставив в пример поступок или мнение другого «авторитетного» человека;
  • бедный словарный запас. Скудность словарного запаса часто привязывают к проблемам с запоминанием и обучаемостью. Это один из сигналов низких интеллектуальных способностей. Простейший пример, характерный для невыдающейся молодежи – использование и обилие в речи слов и фраз: «ну»; «типа»; «как бы» и так далее. В худших случаях молодые люди на 10 слов используют 5 значимых. Все остальное – просто словесный мусор.
  • склонность мыслить узко. Это, например, о неспособности смотреть на привычные вещи под непривычным углом.

Какие признаки вы смогли обнаружить у себя?

Только хорошие. Испытываю гордость. Ура!

50%

Печально признавать, но негативные. Надо бы подтянуть знания и способности.

25%

И те, и те. Запутался (запуталась).

0%

Не могу сказать. Веду себя и проявляю качества с опорой на контекст конкретных ситуаций.

25%

Проголосовало: 4

Система трех уровней

Первый уровень образует набор функциональных механизмов когнитивных способностей. Это естественный, невербальный интеллект. Эффективность функционирования естественного уровня интеллекта по сравнению с другими, обусловленная характеристиками ЛОР субъекта, складывается из двух основных показателей:

  • степень выраженности индивидуальных когнитивных способностей;
  • степень связности связей между ними.

В чистом виде трудно выделить работу именно этого уровня, можно лишь говорить об определенном преобладании или тенденции к преобладанию в тех или иных случаях естественной основы интеллекта, например, когда формируется одновременный образ окружающей действительности, т.е. смотрение, слушание, соизмерение, сравнение тонов, полутонов, оттенков и т.д. (в описании этапов формирования сенсорного образа это первый и второй этапы: нахождение объекта и его различение, выделение в объекте определенных признаков, т.е. вплоть до перцептивных актов), когда субъект запоминает и воспроизводит непосредственно и непроизвольно, а также когда возникает мышление «до слов», догадка, внезапное озарение, мгновенное понимание, т.е. инсайт, творчество. Более того, это непроизвольная, непроизвольная работа вторичных образов, то есть поворот, опрокидывание или трансформация старых образов и возникновение новых образов без сознательного контроля над этим процессом. Наконец, это бессознательное воображение умственной деятельности над чем-либо. Более того, именно на этом уровне следует искать истоки интуиции.

Естественный уровень умственной активности трудно контролировать. Естественный интеллект проявляется в юморе, неожиданных метафорах, новых идеях, поездах мысли и т.д. Качественное своеобразие природного интеллекта в планах поведения и деятельности проявляется по-разному: от проницательности дизайнера до мгновенного постижения гармонии, смысла, индивидуальности или дисгармонии художественного образа, образа художника и т.д.

Второй уровень интеллектуальной деятельности обусловлен возникновением системы действующих механизмов познавательных способностей. Эффективность этого уровня интеллектуальной деятельности будет различаться в зависимости от того, в какой форме субъект вплетает информацию в свой опыт: в виде понятий, образов, ассоциаций, с помощью конкретных примеров и т.д. Таким образом, второй уровень интеллекта представляет собой единство оперативных механизмов и системы представлений, которыми обладает данный субъект. Продуктивность второго уровня интеллектуальной деятельности (вербальный, понятийный, логический интеллект) определяется следующими показателями

  • Разнообразие способов обработки информации;
  • степень владения этими или любыми другими функциями;
  • Широта и глубина репрезентативного образа личности (образа мира личности), т.е. степень организованности знаний субъекта
  • Тип доминирующего уровня обработки информации: концептуальный, ассоциативный, образный, визуальный и т.д;
  • Удельный вес «участия понятий» в процессе представления новой информации личностью.

Третий уровень интеллекта — это регуляция умственной деятельности. Каждый известный способ обработки информации имеет свою структуру, которую можно описать системой действий: Постановка целей, ориентация, принятие решений, предвидение, планирование, контроль, оценка и коррекция. Именно внутреннее регулирование составляет основу регулирования деятельности. Внутренняя регуляция обеспечивается внешней регуляцией: потребностями, мотивами, чувством долга, Я-концепцией, волевыми качествами и эмоциональными реакциями.

Какие факторы влияют на умственные способности?

На них оказывают влияние в той или иной мере такие факторы: наследственность; развитость мышления; питание, в том числе питание матери во время беременности; таланты воспитания родителей и другие.

Вот конкретные примеры:

  • генетика (наследственность). Есть множество исследований, подтверждающих тот факт, что мужчины и женщины с высокими показателями IQ выращивают таких же детей;
  • влияние внешних факторов. Это, к примеру, применяемые родителями человека в его детстве методы воспитания, доступность образования и так далее;
  • влияние сверстников и друзей.

Говорить однозначно о факторах, влияющих на интеллект, нецелесообразно. Многое зависит от индивидуальных черт и характеристиках конкретных людей, об их подверженности чему-либо.

Интересный и обоснованный научно факт: есть различия в умственных способностях, обусловленные половозрастными характеристиками.

Гендерные различия

Говоря о них, следует в первую очередь развеять популярный миф, касающийся того, что мужчины умнее женщин. Это не так. Но есть различия, доказанные множеством исследований, которые в тезисном виде можно показать так:

  • девочки активнее развиваются с точки зрения становления интеллекта до 15 лет, в то время как мальчики до момента достижения этого возраста часто демонстрируют некоторые признаки неспособности к взрослению и развитию;
  • больше всего ученых мужского пола действует в сферах, связанных с точными науками, женщины же, являющиеся выдающимися исследовательницами, трудятся в гуманитарных направлениях.

Возрастные различия

Говорить о том, что фундамент интеллекта – это возраст, нецелесообразно. Пик познания чего-либо в среднем у разных людей приходится на примерно одинаковые возрастные периоды. Вот конкретные примеры:

  1. IQ стремительно повышается до восемнадцати лет. Переходные периоды тормозят его.
  2. В примерно 20 лет развитие интеллекта начинает замедляться.
  3. Максимум раскрытия арифметического и логического потенциала приходится на возраст в примерно 30 лет.
  4. После пятидесяти некоторые люди начинают смотреть вопросы психологии, ранее казавшиеся им сложными, как на полностью понятные и простые.

Можно говорить, что все возрастные различия, которые были показаны, обусловлены именно тем, в каком возрасте находится человек.

Выводы.

Если подводить итоги, основные приемы управления коллективом, создающим интеллектуальный продукт, можно свести к следующему:

a. Выявляйте и принимайте на работу внутренне мотивированных сотрудников. Учите и развивайте их профессиональные навыки.

b. Формируйте амбициозные цели, распределяйте эти цели между командой, аккуратно и внимательно отслеживайте степень достижения цели каждым в отдельности. Используйте качественные показатели для оценки, стремитесь отказываться от количественных.

c. Изучайте причины успехов и неудач. Отмечайте выдающиеся успехи.

d. Не стремитесь стимулировать активность и эффективность сотрудников финансовым вознаграждением. Дайте возможность сотрудникам сравнивать свои результаты с предыдущими.

e. Изучайте изменение мотивов сотрудников и исключайте демотивирующие факторы.

f. Всегда боритесь с посредственностью – увольняйте тех, кто не способен регулярно создавать результат с высоким качеством.

Как повысить IQ?

Методы развития простые и очевидные. Вот 9 рекомендаций:

  1. Тренируйте мозг и память. Хорошие примеры: решение математических задач, запоминание номеров телефонов знакомых и набор их без обращения к телефонной книге.
  2. Следите за питанием. С едой в наш организм поступают необходимые вещества. От некоторых зависит работа мозга. Если питание некачественное, вероятность проблем с умственной активностью будет высокой.
  3. Не перенапрягайтесь. Режим бодрствования и сна должен быть сбалансированным, должен подходить вам.
  4. Читайте книги. О полезности чтения говорить не стоит.
  5. Найдите интеллектуальное хобби или увлечение. Плюс – возможность делать интересные для себя вещи и «прокачивать» IQ.
  6. Осваивайте новое. Пример – изучение «симпатичного» иностранного языка.
  7. Смотрите познавательные фильмы. Комедии и боевики, триллеры – все это здорово, но в вашей недельной «афише» всегда должен быть какой-либо фильм, снятый, например, National Geographic.
  8. Попробуйте начать изучать то, что давно хотели. Может, в детстве вам нравились темы, касающиеся космоса? Тогда вперед к «звездам».
  9. Не давайте рутине «пожирать» себя. Меняйте привычки, делайте перестановки дома, ходите на работу разными дорогами.

Как повысить интеллектуальные способности ребенка?

Вот рекомендации, которые помогут развить детей:

  • приучайте их к правильному питанию и регулярному выполнению физических упражнений;
  • следите за тем, чтобы режим учебы, занятий и отдыха был сбалансированным. Умственное и физическое утомление негативно влияет на развитие неокрепшего организма;
  • приучайте детей к чтению. Совсем не обязательно, чтобы их интересовали только книги из школьной программы;
  • предлагайте во время совместного досуга интеллектуальные игры типа «Монополии», шахмат;
  • запишите ребенка на курсы иностранного языка;
  • предлагайте совместное решение разных интеллектуальных задачек, прохождение тестов на определение IQ.

Если все представленные советы во время практической реализации будут сочетаться с любовью и заботой о ребенке, он станет очень умным. И со временем все то, чему вы учили чадо, войдет в сферу его привычек.

Как повысить интеллект у взрослого человека?

Прочтите раздел «Как повысить IQ». Там представлены хорошие рекомендации. Вы сможете повысить показатель, если будете стремиться к тому, чтобы следовать им.

Мотивация и удовлетворенность.

Миф 4. Мотивация и эффективность растет у лояльных сотрудников.

Распространенное заблуждение, свойственно некоторым руководителям: лояльность влияет на мотивацию. На поддержание лояльности тратятся значительные HR-бюджеты: проведение корпоративных праздников, создание комфортных офисов, премий на «Новый год» и «8 марта». На деле, удовлетворенный, лояльный сотрудник (тот, которого работа в компании устраивает, и он не собирается ее покидать) не обязательно будет стремиться к выполнению своей работы наиболее эффективно. Впрочем, верен и обратный тезис: наиболее способные и эффективные сотрудники далеко не всегда лояльны компании.

Одно из самых значимых исследований 20-го века в области мотивации –двухфакторная модель Герцберга (теория мотивации-гигиены). Согласно этой концепции факторы, обусловливающие степень мотивации сотрудника, не совпадают с факторами, приводящими к неудовлетворенности и демотивации. Факторы, способствующие высокой мотивации, непосредственно связаны с самой работой: интересный характер и содержание самой работы, наличие профессионального роста, возможность добиться успеха, признания, уровень ответственности. Вторая группа факторов является внешней по отношению к работе. Эти факторы не могут обеспечить роста мотивации, но могут быть источниками неудовлетворенности: это заработная плата, политика управления компанией, личные отношения, статус и безопасность. Сильное влияние этих факторов ведет к демотивации и увольнению сотрудников.

Вывод, который напрашивается: оплата сама по себе, не является мотивирующим фактором, однако несправедливая система оплаты может привести к демотивации. При этом чувство удовлетворения, возникающее от увеличения зарплаты, не является длительным.

Небольшая ИТ-компания, ориентированная на работу с крупными проектами разработки и внедрения программного обеспечения, намеренно предлагает новым сотрудникам систему вознаграждения, состоящую из высокого оклада без премии. Чтобы пройти испытательный срок, необходимо показать не только высокий уровень квалификации, но и результативности. Со временем, если сотрудник не растет, или, наоборот, показывает отрицательную динамику – его могут не взять на следующий проект или предложить вернуться к вопросу оценки его «рыночной стоимости» как специалиста.

«Нужно совсем отказаться премирования по результатам?» — спросят менеджеры. Написанное выше не означает, что руководителю следует отказываться от регулирования вознаграждения, наоборот – необходимо создавать справедливую систему оценки деятельности и вознаграждения.

Коэффициент интеллекта: методы определения

Есть несколько интересных способов определения коэффициента. Это тесты. Нам видятся примечательными следующие 5:

  1. Тест Айзенка. Позволяет определить нейропсихическую лабильность, экстраверсию и интроверсию с позиции интеллектуального развития.
  2. Тест структуры интеллекта Амтхауэра. Методика применяется для определения того, какой является структура интеллектуальных способностей личности. Подходит для детей и взрослых.
  3. Тест прогрессивных матриц Равена. Используется психологами и не только для выявления степени умственного развития, а также для оценки логической деятельности личностей.
  4. Тест Векслера. Наиболее распространен в англоязычных странах, применяется для исследований умственной сферы людей.
  5. Тест Беннета. Это методика выявления механической понятливости, применяется множеством западных работодателей для оценки качеств потенциальных сотрудников.

Часто задаваемые вопросы

Далее представлены ответы на вопросы, связанные с рассмотренной темой.

Чем отличается интеллект от ума?

Есть две точки зрения. Согласно первой понятия тождественны. Однако есть и такое мнение, согласно которому ум – это мышление в одной плоскости. Интеллект же при этом рассматривается в качестве совокупности качеств и способностей, включает и мышление, и память, и воображение. Мы считаем верной первую позицию и рекомендуем рассматривать понятия без отрыва друг от друга.

Чем интеллект отличается от эрудиции?

Посмотрите ответ на предыдущий вопрос. В общем смысле понятия тождественны, однако есть не всегда справедливое деление «компетенций»: интеллектуальной сфере приписывают только обработку информации, а сфере эрудиции способность воспроизводить, усваивать знания и навыки.

Что такое искусственный интеллект в широком смысле этого понятия?

Это «очеловечивание» компьютера в части привития ему способности мыслить. Искусственным он именно потому и называется. В общем смысле ИИ – это способность компьютера к обучению и решению задач, к действиям.

Какой уровень IQ у знаменитостей?

Самый яркий пример – Билл Гейтс. Его IQ равен 180. Сергей Шнуров же, для сравнения, обладает IQ, который равен 135. Вот не совсем выдающийся пример: согласно оценкам экспертов, Дана Борисова обладает IQ в 35 баллов. Чуть дальше «ушла» Ольга Бузова. Ее результат – 45 баллов.

Какой должен быть IQ у нормального человека?

Нормой принято считать 90-115 баллов.

Какой IQ у самого умного человека?

Это математик Теренс Тао. Он работает в одном из университетов Соединенных Штатов. Результат – 230 баллов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]