Интеллект в психологии и не только рассматривается в качестве комплекса способностей умственного и психического характера. В общем случае его определение следующее: это ум, качестве психики, выражающееся в способностях к познанию, к осознанию чего-либо, к обучению, запоминанию. Функции интеллекта основаны на опыте и его качестве. Интеллектуальный человек – такой, которые способен понимать, применять не только стандартные, но и нестандартные идеи. Он может использовать знания для управления окружающим миром.
Больше о том, что собой представляет ум, вы сможете узнать из статьи. Также мы показываем методы развития и даем ответ на вопрос, как определить собственный IQ (коэффициент интеллекта).
История изучения: основные и важные точки зрения
Говоря об исторических вехах понятия «интеллект», следует отметить наработки некоторых исследователей и ученых. Есть множество теорий, подходов и школ, однако считать какую-либо или какой-либо единственно верным нецелесообразно без погружения в теорию.
Примечательным в истории изучения видится опыт создателей специальных тестов для оценки IQ – Дж. Кеттелла и Л. Термена. Но основная заслуга их не в том, что они создали информативные методики выявления интеллектуальных способностей. Они стали одними из первых, кому удалось обосновать отсутствие зависимости развития интеллекта от условий, в которых протекает становление личности. Позже все их доказательства были разрушены, а работы признаны несостоятельными.
В некотором смысле противоположная точка зрения была высказана А. Бине и Т. Симоном. Они в своих работах рассматривают ум в качестве комплекса способностей, основанных на опыте, как совокупность достижений в умственном развитии.
Примечательной следует считать работу, которую проделал Д. Векслер. Он смог показать, что разумное поведение всякого человека базируется в первую очередь на влиянии интеллектуальных факторов.
С точки зрения детской психологии важным является вклад, который внес в изучение и анализ проблемы В. Штерн. Он смог доказать, что на развитие умственных способностей детей влияет качество отношений с окружающими людьми. Не только со взрослыми, но и с ровесниками, например, в детском саду или в школе.
Представим точки зрения других исследователей, деятелей, не связанных с наукой, их взгляды и подходы к определению анализируемого понятия:
- Фома Аквинский рассматривал божественный ум как сущность, «частями» существующую в каждом из людей. Он полагал, что человеческие умственные способности ограничены только сферой разума, который способствует созерцанию, постижению чего-либо;
- Л. С. Готтфредсон рассматривала интеллект в качестве уникальной умственной способности. Она говорила, что в нее включены способности к планированию, решению разных задач, к мышлению, к обучению и учению;
- Ф. Н. Ильясов рассматривает показатель IQ как выражение способности материальной системы (человек для него – материальное существо) к самостоятельному обучению, к построению разных программ и алгоритмов деятельности.
Отметить следует также мнение Ч. Спирмана. Ему удалось доказать то, что все умственные способности связаны и имеют статическую связь. Он обосновал это тем, что если человек способен к решению одной условной группы сложных и нестандартных задач, то он без труда сможет решать и другие, даже если потребуется усилие.
Так, можно говорить, что история изучения понятия является многовековой. Проблемой занимались и ученые в древности (Фома Аквинский, XIII в.), и ученые XIX-XX вв. (Ч. Спирман и другие). Есть и множество современных исследователей, продолжающих работу, начатую столетия назад.
Заслуживает ли тема, по вашему мнению, пристального внимания?
Да! Столько всего неизведанного… И сфера интеллекта – часть этого неизведанного.
100%
Нет. Есть куда более важные и насущные проблемы. Сначала нужно разобраться с ними.
0%
Не могу сказать. Не осознаю важности таких исследований.
0%
Проголосовало: 4
Основные функции интеллекта
Выделим 4 основные функции и привяжем их к реальным примерам из жизни. Это нужно для упрощения понимания сути и содержания отдельных функций. Вот они:
- Содействие занятию определенных положений в разных общностях, а также принятию ролей и статусов. Без развитого интеллекта ни один человек не может адекватно действительности принимать на себя те или иные обязанности. Пример – принятие мужчиной роли отца после рождения ребенка. Если IQ недостаточно высок, сопутствующие отцовству задачи будут решаться неудовлетворительно.
- Получение знаний, освоение навыков, развитие. Здесь все точно так, как и в случае с первым пунктом. Покажем все на примере: интеллектуально развитый человек способен обучаться, может самостоятельно искать информацию, обрабатывать и систематизировать ее. Все иначе, если дело касается людей со слабым умом.
- Проявление талантов и реализация потенциала. От качества умственных способностей зависит то, насколько полно конкретный человек раскрывает собственные таланты и реализует потенциал. Пример: высокоинтеллектуальная личность принимает решение освоить новую сферу деятельности. Ей это дается легко. Недостаток же ума в данной ситуации приведет либо к сложностям в деле, либо к абсолютной неспособности личности использовать собственные ресурсы во имя достижения цели.
- Самореализация. Это почти то же, что и пункт третий. Но здесь справедливее говорить о качестве способностей и «крепости» порывов конкретного человека в части решения задач, стоящих на пути его развития, в том числе личностного. Простой пример: ученик средней школы ставит перед собой задачу закончить год «отлично», то есть получать одни пятерки. Если его IQ достаточен, все будет хорошо. В ином случае будут проблемы.
Так, можно говорить, что без развитого интеллекта любая деятельность, любая мысль – то, что не будет иметь продуктивного результата или воплощения. Ни мысли, ни поступки не могут быть эффективным и результативными без развитого интеллекта.
Какая функция вам кажется наиболее значимой?
Первая. Мне кажется, что роли и статусы нужно воспринимать адекватно их значимости.
0%
Вторая. Без знаний и развития ни один из нас не смог бы существовать в мире, в котором мы живем.
100%
Третья. Талантливые люди делают мир лучше.
0%
Четвертая. Считаю самореализацию очень важной.
0%
Проголосовало: 2
«Эффективные» показатели оценки интеллектуального результата.
Увлечение измеряемыми показателями приводит к трагикомичным ситуациям, например, когда работу бухгалтера измеряют количеством обработанных документов, службу охраны труда количеством несчастных случаев, произошедших на производстве, а дизайнеров количеством сделанных рекламных макетов, без внимания к качеству. На мой взгляд, человеческую деятельность оценить исключительно на основе количественных (измеряемых) показателей невозможно. А если речь заходит об оценке творческой и интеллектуальной деятельности, сделать это без «качественных» и «субъективных» показателей невозможно тем более. Качественными и субъективными показателями в нашем понимании являются: план задач (проверяемые показатели – рис. 2), из которых сформирован план работы сотрудника на период, и стандарты деятельности (оцениваемые показатели – рис. 3), определяемые степень соответствия внутренним регламентам, требованиям и ограничениям. Другими словами мы дополняем KPI-управление набором качественных (проверяемых и оцениваемых) показателей.
Рисунок 2. Пример плана задач
Некоторые указывают на то, что при этом растет степень субъективизма, от которой так хотелось уйти руководителю. На это хочется возразить – неужели в KPI-управлении субъективизм отсутствует? На мой взгляд, там его не меньше: выбор самих KPI, определение плановых значений, способа расчета показателя, выбор доступных приемов достижения результата – все определяется человеком.
В интеллектуальной деятельности субъективной составляющей уделяется больше внимания, и роль руководителя в подведении итогов, несомненно, выше. Качественные показатели (если это применимо), должны быть дополнены количественными и измеримыми. Тогда оценка деятельности будет комплексной и справедливой. Очевидно, что на руководителя, который задействован в определении качественных показателей (задач и стандартов) ложится дополнительная нагрузка. Но по практике можно сказать, что формированием плана задач с успехом справляется и сам сотрудник, а для оценки по стандартам, требования можно детально описать в регламенте, а к подведению итогов привлечь внутренних экспертов.
Рисунок 3. Пример оценки по стандартам системного администратора
При внедрении системы целевого управления в веб-студии, с которой мы сотрудничали, с некоторых пор результативность разработчиков стала оцениваться с помощью набора качественных показателей. По словам руководителя веб-студии Дмитрия Маслова, «с этих пор все кардинально поменялось: все те же люди, те же программисты, которые в прошлом срывали сроки, стали успевать выполнять все приоритетные задачи в итерацию планирования».
Виды интеллекта в психологии
Есть одна примечательная классификация. Это классификация интеллекта по Гарднеру. Он сторонник концепции множественности интеллекта.
Ученый смог выделить следующие 9 видов:
- Визуально-пространственный. Это о ярком воображении, о способности фантазировать и ориентироваться в любых ситуациях.
- Лингвистический. Это о любви к чтению, общению. У людей с таким видом интеллекта развиты таланты в части подготовки сочинений, способности к изучению иностранных языков.
- Музыкальный. В таком случае развиты следующие сферы: восприятие музыки и ритма; способность к пению и овладению музыкальными инструментами; чувство стихов и такта. С таким видом интеллекта чаще всего встречаются люди, имеющие успехи в преподавании музыки, в дирижерском мастерстве.
- Межличностный. Это о способности выстраивать коммуникации, о понимании настроения людей, о продуктивности при условии работы в команде. Нередко люди с такими способностями становятся лидерами, психологами, дипломатами.
- Внутриличностный. В данном случае все противоположно тому, что написано в пункте четвертом. Однако высокая способность к рефлексии у людей с таким доминирующим видом ума делает из них отличных писателей, философов и не только.
- Натуралистический. Это о высоком интересе к окружающему миру. Это о тяге к биологии, химии, физике. Часто натуралисты – это экспериментаторы, геологи, экологи.
- Телесно-кинетический. Он свойственен людям, которые способны передавать эмоции «телесными средствами». Высокая координация, развитая моторика, тяга к спорту и постоянная активность – все это о них.
- Логико-математический. Данный вид сопровождается способностями оперативно анализировать данные, визуализировать их, рассуждать логично и быстро запоминать информацию. Люди с ним часто становятся математиками, программистами, инженерами.
- Экзистенциальный. Есть мнение, что данный вид является характерным для людей априори. Он выражается в способности мыслить.
Изначально Гарднер выделял только 8 типов. Им не был выделен внутриличностный тип. Однако по мере своей деятельности психолог решил пересмотреть классификацию под давлением коллег и дополнили ее. Нами представлена более поздняя версия, хотя и принято чаще всего говорить, что на самом деле Гарднер – автор классификации из восьми видов интеллекта. Это не совсем верно.
Есть две примечательные группы интеллектуальных способностей, выделенных учеными с опорой на критерии «способность понимать поведение людей» и «способность понимания эмоций, чувств».
Эмоциональный интеллект
Его принято рассматривать в качестве совокупности знаний и навыков, способностей личности в части того, чтобы распознавать чувства, управлять эмоциями. Если эмоциональная сфера развита достаточно, человек будет способным к пониманию намерений, мотиваций. И своих, и чужих. Принято говорить об эмоциональном интеллекте как о гибком навыке, то есть он поддается развитию и формированию.
Есть мнение, что от уровня развития эмоциональной сферы интеллектуальных способностей зависит то, насколько будет та или иная личность успешна в жизни и в карьере.
Если данный вид ума развит слабо, если в данном направлении наблюдается низкий уровень IQ, человеку будут свойственны такие качества:
- раздражительность;
- конфликтность;
- нерешительность.
Можно говорить, таким образом, что если страдает эмоциональный компонент общего IQ, то человек испытывает трудности с коммуникациями с другими людьми, является нерешительным. Однако эту своего рода недостаточность можно компенсировать, либо развив в себе соответствующие навыки, либо «прокачав» социальные компоненты интеллекта.
Социальный интеллект
От того, насколько он развит, зависят способности взаимодействия в социуме, поведение личности. Интеллектуальный социально человек способен правильно понимать людей. Он обладает навыками, в некотором смысле приобретенными, в части межличностного взаимодействия, а также в части социальной адаптации.
Для людей, у которых данный вид способностей интеллектуального спектра развит хорошо, характерны такие качества:
- быстрота составления суждений об окружающих;
- развитость аналитических навыков;
- глубина понимания вещей, предметов и явлений, людей.
Принято полагать, что если у человека одинаково и хорошо развиты эмоциональная и социальная сферы интеллекта, то он почти, что гений. Но это достаточно спорное утверждение. Добиться успехов и быть эффективной личностью, способной к саморазвитию – не значит обладать выдающимися показателями IQ.
Как вы считаете, какой из показанных психологических видов характерен для вас?
Мне кажется, что эмоциональный. Описание подходит.
0%
Считаю, что социальный. Я быстро и легко «раскусываю» людей, обладаю хорошими аналитическими навыками и глубоко проникаю в то, что мне интересно.
66.67%
Думаю, что в моем случае все примерно на одном уровне.
0%
Затрудняюсь с ответом.
33.33%
Проголосовало: 3
Уровни интеллектуальной активности
Принято выделять 3 интеллектуальных уровня, которые, кстати, рассматривались и рассматриваются многими учеными, посвятившими себя разработкам в части определения показателя IQ.
Каждый представленный далее интеллектуальный уровень характеризуется уникальными особенностями. Опишем их:
- Стимульно-продуктивный уровень. В таком случае умственная активность зависит от того, насколько сильно влияют на личность внешние факторы. Речь именно о стимулах и продуктивности реакций на них. На таком уровне справедливо говорить о всяком акте умственной деятельности как об ограниченном изначально полученными представлениями о чем-либо. Человек при этом способен решать разного рода задачи, но связности и последовательности в этих решениях почти нет: все осуществляется шаблонно, иногда машинально.
- Эвристический. Здесь дело касается спонтанности в познании, что обеспечивает чаще результативность освоения и понимания разных закономерностей. На таком уровне личность получает способности в части составления общих представлений из разрозненных проблем и явлений. Она сама при этом начинает выявлять разные закономерности и находить им объяснения.
- Креативный. Данный уровень является высшим. Здесь личность становится аналитиком, способным решать даже самые сложные проблемные задачи. Здесь она ценой усилий или же без них легко «докапывается» до сути всех вещей, предметов и явлений.
Признаки высокого интеллекта
Считается, что наиболее очевидные признаки того, что с интеллектом у человека все в полном порядке, следующие:
- отточенные профессиональные умения, способность осваивать без усилий новые навыки. Если говорить только о профессиональной сфере, применять понятие «интеллектуальный» нецелесообразно: профессионалом в том или ином деле может стать даже такой человек, который не обладает выдающимся умом. Это о машинальности, о запоминании. Это о закономерности, благодаря которой длительные занятия чем-либо почти всегда приводят к как минимум хорошим результатам. Такие качества способствуют тому, что любая адаптация для человека – это всегда исключительно легкая адаптация;
- способность концентрировать внимание на важном, переключать его на необходимые вещи и удерживать на них. Невнимательность и рассеянность же при этом рассматриваются в качестве признаков того, что с IQ человека что-то не так;
- развитый самоконтроль. При этом личность может контролировать не только собственные действия и поступки, но и в некоторой степени влиять на эмоции, чувства, поведение окружающих людей;
- адекватное действительности чувство юмора. Речь не о том, что человек ценит и поощряет только интеллектуальный, например, юмор. Речь исключительно о том, что он осознает, буквально ощущает и чувствует грань уместности. В данном случае человеку могут одинаково нравиться и «черные» шутки, и те, которые требуют умственного напряжения для понимания. Но в любой ситуации он в первую очередь на машинальном уровне оценивает уместность. Если тот или иной акт юмора не является уместным, не будет смеха. Будет только порицание, пусть и молчаливое.
Какой параметр говорит об «отсталости»?
Таких параметров несколько. Конечно, целесообразнее использовать тесты и опираться на мнения исследователей, однако можно выделить следующую группу сигналов того, что IQ находится на недостаточном уровне. Вовсе не обязательно, что на низком. Речь исключительно о недостаточности развития как такового.
Вот симптомы:
- внушаемость. Объяснить ее можно тем, что человек попросту не является способным к тому, чтобы идти, как говорится, своей дорогой. Ему проще слушать других, поступать так, как поступают другие. Ему проще идти «по накатанной»;
- ведомость. Это почти то же, что и внушаемость, но в контексте деятельности и принятия решений. Даже если личность решает для себя, что тот или иной путь будет для нее единственно верным, к примеру, ее можно выбить из колеи, поставив в пример поступок или мнение другого «авторитетного» человека;
- бедный словарный запас. Скудность словарного запаса часто привязывают к проблемам с запоминанием и обучаемостью. Это один из сигналов низких интеллектуальных способностей. Простейший пример, характерный для невыдающейся молодежи – использование и обилие в речи слов и фраз: «ну»; «типа»; «как бы» и так далее. В худших случаях молодые люди на 10 слов используют 5 значимых. Все остальное – просто словесный мусор.
- склонность мыслить узко. Это, например, о неспособности смотреть на привычные вещи под непривычным углом.
Какие признаки вы смогли обнаружить у себя?
Только хорошие. Испытываю гордость. Ура!
50%
Печально признавать, но негативные. Надо бы подтянуть знания и способности.
25%
И те, и те. Запутался (запуталась).
0%
Не могу сказать. Веду себя и проявляю качества с опорой на контекст конкретных ситуаций.
25%
Проголосовало: 4
Система трех уровней
Первый уровень образует набор функциональных механизмов когнитивных способностей. Это естественный, невербальный интеллект. Эффективность функционирования естественного уровня интеллекта по сравнению с другими, обусловленная характеристиками ЛОР субъекта, складывается из двух основных показателей:
- степень выраженности индивидуальных когнитивных способностей;
- степень связности связей между ними.
В чистом виде трудно выделить работу именно этого уровня, можно лишь говорить об определенном преобладании или тенденции к преобладанию в тех или иных случаях естественной основы интеллекта, например, когда формируется одновременный образ окружающей действительности, т.е. смотрение, слушание, соизмерение, сравнение тонов, полутонов, оттенков и т.д. (в описании этапов формирования сенсорного образа это первый и второй этапы: нахождение объекта и его различение, выделение в объекте определенных признаков, т.е. вплоть до перцептивных актов), когда субъект запоминает и воспроизводит непосредственно и непроизвольно, а также когда возникает мышление «до слов», догадка, внезапное озарение, мгновенное понимание, т.е. инсайт, творчество. Более того, это непроизвольная, непроизвольная работа вторичных образов, то есть поворот, опрокидывание или трансформация старых образов и возникновение новых образов без сознательного контроля над этим процессом. Наконец, это бессознательное воображение умственной деятельности над чем-либо. Более того, именно на этом уровне следует искать истоки интуиции.
Естественный уровень умственной активности трудно контролировать. Естественный интеллект проявляется в юморе, неожиданных метафорах, новых идеях, поездах мысли и т.д. Качественное своеобразие природного интеллекта в планах поведения и деятельности проявляется по-разному: от проницательности дизайнера до мгновенного постижения гармонии, смысла, индивидуальности или дисгармонии художественного образа, образа художника и т.д.
Второй уровень интеллектуальной деятельности обусловлен возникновением системы действующих механизмов познавательных способностей. Эффективность этого уровня интеллектуальной деятельности будет различаться в зависимости от того, в какой форме субъект вплетает информацию в свой опыт: в виде понятий, образов, ассоциаций, с помощью конкретных примеров и т.д. Таким образом, второй уровень интеллекта представляет собой единство оперативных механизмов и системы представлений, которыми обладает данный субъект. Продуктивность второго уровня интеллектуальной деятельности (вербальный, понятийный, логический интеллект) определяется следующими показателями
- Разнообразие способов обработки информации;
- степень владения этими или любыми другими функциями;
- Широта и глубина репрезентативного образа личности (образа мира личности), т.е. степень организованности знаний субъекта
- Тип доминирующего уровня обработки информации: концептуальный, ассоциативный, образный, визуальный и т.д;
- Удельный вес «участия понятий» в процессе представления новой информации личностью.
Третий уровень интеллекта — это регуляция умственной деятельности. Каждый известный способ обработки информации имеет свою структуру, которую можно описать системой действий: Постановка целей, ориентация, принятие решений, предвидение, планирование, контроль, оценка и коррекция. Именно внутреннее регулирование составляет основу регулирования деятельности. Внутренняя регуляция обеспечивается внешней регуляцией: потребностями, мотивами, чувством долга, Я-концепцией, волевыми качествами и эмоциональными реакциями.
Какие факторы влияют на умственные способности?
На них оказывают влияние в той или иной мере такие факторы: наследственность; развитость мышления; питание, в том числе питание матери во время беременности; таланты воспитания родителей и другие.
Вот конкретные примеры:
- генетика (наследственность). Есть множество исследований, подтверждающих тот факт, что мужчины и женщины с высокими показателями IQ выращивают таких же детей;
- влияние внешних факторов. Это, к примеру, применяемые родителями человека в его детстве методы воспитания, доступность образования и так далее;
- влияние сверстников и друзей.
Говорить однозначно о факторах, влияющих на интеллект, нецелесообразно. Многое зависит от индивидуальных черт и характеристиках конкретных людей, об их подверженности чему-либо.
Интересный и обоснованный научно факт: есть различия в умственных способностях, обусловленные половозрастными характеристиками.
Гендерные различия
Говоря о них, следует в первую очередь развеять популярный миф, касающийся того, что мужчины умнее женщин. Это не так. Но есть различия, доказанные множеством исследований, которые в тезисном виде можно показать так:
- девочки активнее развиваются с точки зрения становления интеллекта до 15 лет, в то время как мальчики до момента достижения этого возраста часто демонстрируют некоторые признаки неспособности к взрослению и развитию;
- больше всего ученых мужского пола действует в сферах, связанных с точными науками, женщины же, являющиеся выдающимися исследовательницами, трудятся в гуманитарных направлениях.
Возрастные различия
Говорить о том, что фундамент интеллекта – это возраст, нецелесообразно. Пик познания чего-либо в среднем у разных людей приходится на примерно одинаковые возрастные периоды. Вот конкретные примеры:
- IQ стремительно повышается до восемнадцати лет. Переходные периоды тормозят его.
- В примерно 20 лет развитие интеллекта начинает замедляться.
- Максимум раскрытия арифметического и логического потенциала приходится на возраст в примерно 30 лет.
- После пятидесяти некоторые люди начинают смотреть вопросы психологии, ранее казавшиеся им сложными, как на полностью понятные и простые.
Можно говорить, что все возрастные различия, которые были показаны, обусловлены именно тем, в каком возрасте находится человек.
Выводы.
Если подводить итоги, основные приемы управления коллективом, создающим интеллектуальный продукт, можно свести к следующему:
a. Выявляйте и принимайте на работу внутренне мотивированных сотрудников. Учите и развивайте их профессиональные навыки.
b. Формируйте амбициозные цели, распределяйте эти цели между командой, аккуратно и внимательно отслеживайте степень достижения цели каждым в отдельности. Используйте качественные показатели для оценки, стремитесь отказываться от количественных.
c. Изучайте причины успехов и неудач. Отмечайте выдающиеся успехи.
d. Не стремитесь стимулировать активность и эффективность сотрудников финансовым вознаграждением. Дайте возможность сотрудникам сравнивать свои результаты с предыдущими.
e. Изучайте изменение мотивов сотрудников и исключайте демотивирующие факторы.
f. Всегда боритесь с посредственностью – увольняйте тех, кто не способен регулярно создавать результат с высоким качеством.
Как повысить IQ?
Методы развития простые и очевидные. Вот 9 рекомендаций:
- Тренируйте мозг и память. Хорошие примеры: решение математических задач, запоминание номеров телефонов знакомых и набор их без обращения к телефонной книге.
- Следите за питанием. С едой в наш организм поступают необходимые вещества. От некоторых зависит работа мозга. Если питание некачественное, вероятность проблем с умственной активностью будет высокой.
- Не перенапрягайтесь. Режим бодрствования и сна должен быть сбалансированным, должен подходить вам.
- Читайте книги. О полезности чтения говорить не стоит.
- Найдите интеллектуальное хобби или увлечение. Плюс – возможность делать интересные для себя вещи и «прокачивать» IQ.
- Осваивайте новое. Пример – изучение «симпатичного» иностранного языка.
- Смотрите познавательные фильмы. Комедии и боевики, триллеры – все это здорово, но в вашей недельной «афише» всегда должен быть какой-либо фильм, снятый, например, National Geographic.
- Попробуйте начать изучать то, что давно хотели. Может, в детстве вам нравились темы, касающиеся космоса? Тогда вперед к «звездам».
- Не давайте рутине «пожирать» себя. Меняйте привычки, делайте перестановки дома, ходите на работу разными дорогами.
Как повысить интеллектуальные способности ребенка?
Вот рекомендации, которые помогут развить детей:
- приучайте их к правильному питанию и регулярному выполнению физических упражнений;
- следите за тем, чтобы режим учебы, занятий и отдыха был сбалансированным. Умственное и физическое утомление негативно влияет на развитие неокрепшего организма;
- приучайте детей к чтению. Совсем не обязательно, чтобы их интересовали только книги из школьной программы;
- предлагайте во время совместного досуга интеллектуальные игры типа «Монополии», шахмат;
- запишите ребенка на курсы иностранного языка;
- предлагайте совместное решение разных интеллектуальных задачек, прохождение тестов на определение IQ.
Если все представленные советы во время практической реализации будут сочетаться с любовью и заботой о ребенке, он станет очень умным. И со временем все то, чему вы учили чадо, войдет в сферу его привычек.
Как повысить интеллект у взрослого человека?
Прочтите раздел «Как повысить IQ». Там представлены хорошие рекомендации. Вы сможете повысить показатель, если будете стремиться к тому, чтобы следовать им.
Мотивация и удовлетворенность.
Миф 4. Мотивация и эффективность растет у лояльных сотрудников.
Распространенное заблуждение, свойственно некоторым руководителям: лояльность влияет на мотивацию. На поддержание лояльности тратятся значительные HR-бюджеты: проведение корпоративных праздников, создание комфортных офисов, премий на «Новый год» и «8 марта». На деле, удовлетворенный, лояльный сотрудник (тот, которого работа в компании устраивает, и он не собирается ее покидать) не обязательно будет стремиться к выполнению своей работы наиболее эффективно. Впрочем, верен и обратный тезис: наиболее способные и эффективные сотрудники далеко не всегда лояльны компании.
Одно из самых значимых исследований 20-го века в области мотивации –двухфакторная модель Герцберга (теория мотивации-гигиены). Согласно этой концепции факторы, обусловливающие степень мотивации сотрудника, не совпадают с факторами, приводящими к неудовлетворенности и демотивации. Факторы, способствующие высокой мотивации, непосредственно связаны с самой работой: интересный характер и содержание самой работы, наличие профессионального роста, возможность добиться успеха, признания, уровень ответственности. Вторая группа факторов является внешней по отношению к работе. Эти факторы не могут обеспечить роста мотивации, но могут быть источниками неудовлетворенности: это заработная плата, политика управления компанией, личные отношения, статус и безопасность. Сильное влияние этих факторов ведет к демотивации и увольнению сотрудников.
Вывод, который напрашивается: оплата сама по себе, не является мотивирующим фактором, однако несправедливая система оплаты может привести к демотивации. При этом чувство удовлетворения, возникающее от увеличения зарплаты, не является длительным.
Небольшая ИТ-компания, ориентированная на работу с крупными проектами разработки и внедрения программного обеспечения, намеренно предлагает новым сотрудникам систему вознаграждения, состоящую из высокого оклада без премии. Чтобы пройти испытательный срок, необходимо показать не только высокий уровень квалификации, но и результативности. Со временем, если сотрудник не растет, или, наоборот, показывает отрицательную динамику – его могут не взять на следующий проект или предложить вернуться к вопросу оценки его «рыночной стоимости» как специалиста.
«Нужно совсем отказаться премирования по результатам?» — спросят менеджеры. Написанное выше не означает, что руководителю следует отказываться от регулирования вознаграждения, наоборот – необходимо создавать справедливую систему оценки деятельности и вознаграждения.
Коэффициент интеллекта: методы определения
Есть несколько интересных способов определения коэффициента. Это тесты. Нам видятся примечательными следующие 5:
- Тест Айзенка. Позволяет определить нейропсихическую лабильность, экстраверсию и интроверсию с позиции интеллектуального развития.
- Тест структуры интеллекта Амтхауэра. Методика применяется для определения того, какой является структура интеллектуальных способностей личности. Подходит для детей и взрослых.
- Тест прогрессивных матриц Равена. Используется психологами и не только для выявления степени умственного развития, а также для оценки логической деятельности личностей.
- Тест Векслера. Наиболее распространен в англоязычных странах, применяется для исследований умственной сферы людей.
- Тест Беннета. Это методика выявления механической понятливости, применяется множеством западных работодателей для оценки качеств потенциальных сотрудников.
Часто задаваемые вопросы
Далее представлены ответы на вопросы, связанные с рассмотренной темой.
Чем отличается интеллект от ума?
Есть две точки зрения. Согласно первой понятия тождественны. Однако есть и такое мнение, согласно которому ум – это мышление в одной плоскости. Интеллект же при этом рассматривается в качестве совокупности качеств и способностей, включает и мышление, и память, и воображение. Мы считаем верной первую позицию и рекомендуем рассматривать понятия без отрыва друг от друга.
Чем интеллект отличается от эрудиции?
Посмотрите ответ на предыдущий вопрос. В общем смысле понятия тождественны, однако есть не всегда справедливое деление «компетенций»: интеллектуальной сфере приписывают только обработку информации, а сфере эрудиции способность воспроизводить, усваивать знания и навыки.
Что такое искусственный интеллект в широком смысле этого понятия?
Это «очеловечивание» компьютера в части привития ему способности мыслить. Искусственным он именно потому и называется. В общем смысле ИИ – это способность компьютера к обучению и решению задач, к действиям.
Какой уровень IQ у знаменитостей?
Самый яркий пример – Билл Гейтс. Его IQ равен 180. Сергей Шнуров же, для сравнения, обладает IQ, который равен 135. Вот не совсем выдающийся пример: согласно оценкам экспертов, Дана Борисова обладает IQ в 35 баллов. Чуть дальше «ушла» Ольга Бузова. Ее результат – 45 баллов.
Какой должен быть IQ у нормального человека?
Нормой принято считать 90-115 баллов.
Какой IQ у самого умного человека?
Это математик Теренс Тао. Он работает в одном из университетов Соединенных Штатов. Результат – 230 баллов.