- 13 Сентября, 2018
- Детская психология
- Юлия Шамшурина
Воспитание десятилетки — задача не из простых. Часто родители склонны впадать в две крайности: либо слишком много требовать от ребенка, либо слишком мало. Как же научиться здраво оценивать возможности своего чада? Для этого разработаны специальные усредненные требования, ориентируясь на которые и нужно воспитывать дочку такого возраста. Давайте же узнаем, что должна уметь девочка в 10 лет согласно ним, а также какой уровень физического развития для нее считается нормой.
Эта манящая и пугающая цифра «10»
Едва успевают потухнуть свечи на праздничном торте, как родители десятилетней дочери начинают замечать в ней разительные перемены. И это не только начало полового созревания, появление груди и других вторичных половых признаков, но и изменения в характере.
В таком возрасте девочки часто становятся вспыльчивыми, начинают бунтовать и скрывать что-то от своих родителей. Почему так? Дело в том, что не только тело вчерашней малышки постепенно из детского превращается в девичье, но и психика. Гормональная система испытывает огромные нагрузки и сама девочка не всегда осознает, что с ней происходит. Она даже может не понимать, прочему начинает более тонко реагировать на все, плакать без видимых причин или проявлять немотивированную агрессию.
Как правило, именно в 10 лет (это усредненные показатели, может произойти как раньше, так и позже) ребенок начинает осознавать себя как отдельную личность. Дочка замечает, что ей могут нравиться те вещи, от которых родители не в восторге. Да и сами мама с папой уже не кажутся всезнающими и непогрешимыми. Происходит своеобразное развенчание родительского культа и это сложно пережить обеим сторонам. Девочке может быть сложно принять, что папа с мамой не так хороши, умны, богаты, заботливы как другие родители. В то же время, самим им бывает не просто смириться с возрастающей самостоятельностью малышки.
В этом возрасте их задача — использовать все средства, чтобы помочь десятилетней дочери принять изменения, происходящие с ее телом и психикой. Кроме того, важно начать прививать девочке осознание того, что с новыми правами и возможностями (которые приносит этот возраст) приходит и новая ответственность. Уравновешенность этих обеих чаш весов — залог формирования самостоятельной и самодостаточной личности, чего желает для своего чада каждый заботливый родитель.
До 18 лет: меняйтесь и разговаривайте
Но на деле родители редко спохватываются так рано – чаще мы сталкиваемся с необходимостью перестраивать отношения уже с подростком. И это происходит не в двенадцать-тринадцать лет, пока он еще сильно зависим от нас, а в шестнадцать-семнадцать, когда молодой человек готов сжигать мосты, и добрые отношения становятся важнее вам, чем ему. В такой ситуации простая смена поведения скорее насторожит его, чем приведет к положительным изменениям.
Здесь уже важно начинать разговаривать. Говорить о ваших чувствах, о готовности понимать и слышать
И не только говорить, но и доказывать реальными поступками свою новую позицию.
При этом всё равно важно оставаться в этой ситуации родителем, который опытнее и мудрее. В подростковый период как никогда важно иметь тыл дома, поддержку и грамотный совет
Сын или дочь всё ещё нуждаются в сильном родителе, они пока не могут идти по жизни самостоятельно, хотя внутренне и готовы к этому.
Бывает, что ситуация зашла в тупик, любое общение крайне эмоционально накалено, и долгие разговоры с исследованием позиций сторон оказываются просто невозможными. В этом случае родителю потребуется много мужества и терпения.
Также надо быть готовым к тому, что первый шаг делает родитель, который старше и сильнее. Ведь инициатива в детско-родительских отношениях всегда на стороне родителя, именно он определяет их тон в любом возрасте.
Половое воспитание
Если по каким-то причинам до достижения десятилетнего возраста так и не произошел разговор «про это» следует срочно исправлять упущение. Заметив изменения своего тела, ребенок все равно узнает, что с ним происходит. Но от того кем, как и при каких условиях будет преподнесена эта информация зависит правильное принятие ее. Так что, отбросив ложный глупый стыд, стоит мягко поговорить с дочерью о ее постепенном превращении в женщину.
Лучше всего, чтобы этот разговор произошел между девочкой и мамой. Если таковой нет, то с какой-то другой женщиной (бабушкой, тетей, няней, старшей сестрой, мачехой и т.п.). Главное, чтобы малышка доверяла ей и ее мнению.
Помимо рассказа стоит дать посмотреть девочке какой-либо обучающий фильм/мультфильм о половом созревании. Благо сегодня есть из чего выбрать как среди зарубежной, так и отечественной кинопродукции.
При желании можно дать почитать соответствующую литературу. Тем более что подобные издания адаптированы для разного возраста. Так что не сложно подобрать специализированные книги для девочек 10 лет, где доступно рассказано о происходящем с ними и о предстоящих изменениях.
Как правило, первые месячные проявляются лет в 11-13. Однако в редких случаях они могут настать и у десятилетних. Поэтому стоит доступно объяснить дочери что это и как нужно себя вести в такие дни. Учитывая то, что «красные» дни могут начаться внезапно, вне дома или в поездке, заранее стоит обсудить с девочкой правила гигиены и выбрать соответствующие средства. Эта подготовка поможет ей самой справиться с проблемой, если мамы не будет рядом в момент начала первых месячных.
Разговор о половом созревании и сексе включает в себя также беседу о контрацепции. Ее тоже желательно провести в десятилетнем возрасте. Хотя подростки, как правило, начинают свою половую жизнь лет в 13-17, точно сказать, когда это произойдет, никто не может. Поэтому для формирования правильной культуры секса и профилактики ранней беременности стоит рассказать дочери об азах контрацепции. А спустя 2-3 года можно будет затеять более серьезный разговор на эту тему.
Еще раз стоит подчеркнуть, что беседа о половом созревании очень важна в этом возрасте. Нормальное физическое, интеллектуальное и психическое развитие девочки в 10 лет включает в себя понимание происходящего с ней и причин этого. Тем более что с этого возраста вчерашние малышки, чей предел мечтаний — кукла, часто начинают проявлять интерес к мальчикам, как правило, старше их. И если их не научить правильно расценивать и реагировать на подобные чувства и следующие за ними желания, а просто изречь что-то вроде: «секс — зло» или «ты еще слишком маленькая и ничего не понимаешь во всем этом» — ребенок может начать чрезмерно интересоваться данным вопросом. Хотя бы просто из чувства протеста и стремления доказать собственную взрослость.
Диагностика
Ребенок 10 лет, психологическая диагностика которого обязательно проводится по запланированному графику в образовательных учреждениях, должен правильно относиться к процессу обучения. Существует целый комплекс диагностических тестов, которые определяют наличие мотивации к обучению и указывают на пробелы или возможные ошибки. Кроме того, психологи оценивают свойства личности, а также анализируют межличностные отношения в коллективе подростков.
Мотивации к обучению
Одной из самых востребованных методик является диагностика мотивации обучения. Целью распространенной диагностики становится оценка познавательной активности и мотивации достижений. Кроме того, обработка результатов позволяет обнаружить возможные негативные чувства, возникающие по отношению к обучению. Это такие чувства, как тревожность или гнев.
Характеристика диагностики:
- возрастной диапазон от 9 до 14 лет;
- форма: письменный опрос;
- оценка по шкале от 1 до 4 баллов;
- опросник из 40 вопросов;
- ограничено время работы.
После обработки результатов баллы суммируются, рассчитываются по специальной формуле.
Диагностика мотивации обучения — одна из востребованных психологических диагностик, в которой участвует учащийся в школе ребенок 10-11 лет
В результате выставляется уровень мотивации обучения:
- Первый уровень. Это продуктивная мотивация с выраженным познавательным вовлечением.
- Второй уровень. Продуктивная мотивация с позитивным отношением к учителю. Второй уровень выражает общепринятую социальную норму.
- Третий уровень. Средний показатель, которому свойственно снижение мотивации познания.
- Четвертый уровень. Сниженная мотивация с элементами отрицания процесса обучения.
- Пятый уровень. Это резко отрицательное отношение к обучению.
Познавательного развития
Одним из вариантов характеристики познавательного развития стала классическая методика комплексной оценки внимания ребенка. Методика включает в себя выполнение заданий на специальном бланке. Участнику исследования предлагают соотнести друг с другом числа, которые выставлены напротив запутанных линий.
Взрослый оценивает логику мышления, правильность данных ответов, а также рассчитывает время, затраченное на выполнение всего задания. Во время работы должны быть зафиксированы все остановки испытуемого. Продуктивность оценивают в баллах, с их помощью высчитывают проценты. Хорошими показателями, отвечающими стандартам, считают результаты от 70 до 98 %.
Свойств личности
Одним из самых интересных диагностик является исследование типа личности младшего школьника.
Психологическая диагностика детей в возрасте 10 лет включает методику «Пиктограмма» (автор Лурия). Это вариант исследования памяти и последующего анализа характеристики ассоциаций. Испытуемому предлагают изобразить на листе бумаги с помощью карандаша возникшую с озвученными словами ассоциацию. Слово или выражение зачитывается вслух. Рисунок, изображенный на листе, должен помочь испытуемому запомнить его.
Исследователи оценивают результаты по специальному каталогу образцов. Для анализа используют разные приемы: сопоставляют размеры каждого рисунка, определяют четкость линий, приводят ассоциативный ряд. Эта методика показана для проведения у детей от 6 до 11 лет. С ее помощью психологи выделяют личностные особенности и находят различные проблемы.
Межличностных отношений
Ребенок 10 лет, психологическая диагностика которого включает анализ межличностных отношений, относится к категории младших школьников.
С помощью специальных тестов психологи определяют следующие свойства:
- коммуникативные действия школьников;
- коммуникативно-речевые действия;
- социометрический статус учащихся.
Для диагностики используют различные варианты. Ниже приведен самый распространенный метод, используемый в социометрии. Этот тест проводится для определенной группы или целого класса. Каждому из детей нужно назвать фамилии или имена тех, кого он выбирает в предложенной ситуации. Школьникам предлагают определить, с кем он пошел бы в кино, кого бы он предпочел в качестве соседа на контрольной работе и так далее.
После обработки данных, где определяют положение каждого участника опроса, составляется карта групповой дифференциации. Она позволяет понять, как протекает внеурочное общение детей. Психологи выделяют лидеров, предпочитаемых, а также изолируемых детей. С каждой группой работают отдельно по мере необходимости.
Показатели групповой сплоченности по методу Сишора – прием, основанный на изучении психологического климата в коллективе. Групповую сплоченность определяют с помощью анализа ответов на 5 вопросов. Вопросы озвучивают заранее, дают время на обдумывание. Ответ на каждый вопрос оценивается определенным количеством баллов. Максимальная сумма баллов – 19, минимальный порог составляет 5 баллов. Подобная методика относится к категории социометрических индексных тестов и позволяет понять, насколько комфортным остается климат внутри группы.
Физиологическое развитие
Данный возраст весьма обманчив. Часто бывает, что девочки внешне напоминают подростков, а по интеллектуальному и психологическому развитию могут оставаться еще детьми. Из-за этого родители часто переживают, не отстает ли их чадо или, наоборот, растет слишком быстро.
Чтобы разобраться в этом, стоит сопоставить развитие дочери, со средними нормами, которые характерны для ее возраста.
Первым делом стоит знать, сколько должна весить девочка в 10 лет. Этот параметр особенно важен, так как недостающий или избыточный вес могут стать симптомами серьезных заболеваний. Например, глистов или сахарного диабета.
Нормой считается, когда десятилетка весит в пределах 27,7 — 34,9 кг. Если отклонения от этих показателей составляют 0,5-1 кг, не стоит паниковать. Это можно списать на индивидуальные особенности развития ребенка. Если больше, то стоит показаться врачу. Не нужно сразу пугаться и настраиваться на негатив. Лишние/недостающие килограммы могут быть просто последствием проведенных каникул у чрезмерно хлебосольной бабушки в деревне или слишком активных занятий спортом.
Узнав, сколько должна весить девочка в 10 лет, стоит обратить внимание на рост. В среднем он должен колебаться от 134,3 до 142,9 см. Нормальное отклонение — 5-7 см в любую сторону.
Еще один физический параметр, на который обращают внимание — размер окружности головы. Он должен составлять 51,5 — 54,1 см.
В остальном все индивидуально. Размер груди, талии и бедер в таком возрасте напрямую зависит от начала полового созревания и скорости его развития. В десятилетнем возрасте у дочери может начать расти грудь, волосы под мышками и в паху. Однако эти признаки могут и не проявиться именно сейчас, а дать о себе знать в 11, 12 или 13 лет.
Подводя итоги…
Фраза, которую я упоминаю постоянно – любите своих детей. Такими, какие они и есть. И помогайте им развиваться и становиться лучше. Ничего нового и сверхъестественного я не открываю, а лишь говорю о том, о чем почему-то многие забывают или на что просто не обращают должного внимания.Общайтесь со своим ребенком открыто, рассказывайте о том, какими в его возрасте были вы – доверие в отношениях и ваша любовь так много значат для него! Следите за тем, как меняется ребенок, его характер, ценности и поддерживайте, направляйте его энергию в нужное русло
И все будет хорошо.10-11 лет – важное время в жизни каждого ребенка, от того, как пройдет этот период, зависит то, каким он будет в подростковом возрасте. Не упустите момент и будьте счастливы!
Интеллектуальное и психическое развитие
Данный возраст является одним из рубежных. Считается, что именно в этот период начинается интеллектуальное взросление ребенка. Однако, как и в случае с половым, оно может немного задержаться.
Довольно часто от девочки в 10 лет ожидают, что она будет читать более сложную литературу, выходящую за пределы школьной программы, а также иметь представление о будущей профессии. Но все эти требования не всегда здравы. Да, многие десятилетки и правда, кажется, начинают размышлять как взрослые. Обладатели незаурядных способностей в этом возрасте, они могут читать Ницше в оригинале и рассуждать о судьбах мира. Однако их знания не имеют под собой фактического жизненного опыта. Они не осмыслены и не прочувствованы. Так что на практике — это все равно, что выученный наизусть стих, не более того. Причем сами девочки могут даже не понимать, что не являются взрослыми, а попросту играют в них.
Задача родителей — проявить такт и твердость. В первом случае — не критиковать без нужды зазнавшихся дочерей, которые всерьез способны начать поучать жизни папу, маму и даже дедушку с бабушкой. Во втором — ставить на место девочку, если ее «игры» выходят за пределы разумного.
Для этой категории ранних да умных самое главное — научить дочь здраво оценивать себя. Одним из самых простых способов являются тесты для девочек 10 лет. Они могут быть нацелены как на проверку интеллектуальных способностей или знаний в определенных областях (школьная программа, литература, музыка, естественные науки), так и на анализ характера, уровня сформированности социальных навыков (умение общаться со сверстниками и взрослыми).
Подобные тесты для девочек 10 лет можно найти в специализированной литературе или попросить у школьного психолога. Кстати, с ним неплохо бы обсудить и их результаты. Хотя на постсоветском пространстве традиция обращения к подобному специалисту еще только формируется, не стоит пренебрегать ею. Тем более что иногда он способен заметить и помочь исправить те огрехи в психологическом развитии ребенка, которые сами родители не видят.
Другой крайностью для девочек этого возраста является «запоздалое взросление», которое по ошибке принимают за отставание в развитии. Суть его в том, что ребенку комфортно оставаться в таком положении, как он есть. Не желая ничего менять и брать на себя дополнительную ответственность, девочка намеренно «саботирует» свое интеллектуальное развитие. Причем не всегда осознанно.
При кажущейся безобидности данная проблема может иметь серьезные последствия. Ведь, «отказавшись взрослеть», десятилетка позже оказывается неприспособленной к жизни и нагонять упущенное ей придется в ускоренном темпе, что может привести ко многим психическим расстройствам, а также депрессии.
Как правило, просто разговоры при подобном «саботаже» малоэффективны. Поэтому лучше всего потихоньку формировать у девочки практические навыки, характерные для ее возраста. Поначалу это может вызвать сопротивление. Его удастся преодолеть постепенно, увеличивая зону ее личной ответственности (круг обязанностей).
Тревожные признаки для родителей
Будьте внимательны к своим детям, зачастую они кричат о помощи, сами того не замечая. Обращайте внимание на:
- Самоповреждения. Дети могут грызть ногти, кутикулу, наносить порезы на коже, увлечься опасными видами развлечений. Всё это свидетельствует о внутренней боли, которую ребёнок переживает и пытается хоть немного заглушить с помощью боли физической.
- Вредные привычки. Если ребёнок «покурил за гаражами» с друзьями и показал свою взрослость, это, конечно, плохо, но не страшно. Но если вы замечаете, что ребёнок употребляет алкоголь, курит или употребляет наркотики не с целью социализироваться, срочно обратитесь за помощью к специалистам
- Отсутствие какого-либо увлечения. Если нет хобби у ребёнка, который в силу возраста должен быть активен и бодр, а вместо этого пребывает в апатии и весь день проводит в квартире, — это также серьёзный повод поискать причину такого упадка сил.
- Демонстративная неуспеваемость. Дети могут начать специально получать плохие отметки и замечания от учителей, чтобы обратить на себя внимание родителей. Ведь негативная реакция — это тоже реакция. Начните уделять детям позитивное внимание, и вы заметите, как необходимость в плохих отметках пройдёт сама собой.
- Одиночество. У ребёнка нет друзей, он практически всё время один. Обратите на это внимание — как правило, проблема не в одноклассниках. Скорее всего, ребёнку не хватает навыков выстраивания дружеских отношений. Это довольно легко поддаётся коррекции. Если же в основе одиночества лежит травля, немедленно ставьте в известность администрацию школы и начинайте активные действия по спасению ребёнка.
- Отсутствие эмпатии. Если вы заметили, что ваш ребёнок проявляет жестокость по отношению к животным или младшим детям, что он не выказывает сочувствия и эмпатии к окружающим, обратитесь к специалистам. Всё это — признаки более серьёзных психических расстройств, в том числе шизофрении.
Книги для девочек 10 лет
Чтение — один из наиболее доступных способов познать мир для ребенка в таком возрасте. В отличие от просмотра фильмов/мультфильмов данный процесс приносит больше пользы.
К десятилетнему возрасту девочка уже должна научиться выбирать себе книги в библиотеке для внеклассного чтения. При этом родители должны дополнять ее выбор с учетом интересов и слабостей.
Помимо того, что требует школьная программа, а также желаний самого ребенка, есть книги, которые стоит прочитать каждой десятилетке.
- Литература для расширения кругозора. Это энциклопедии и издания, рассказывающие о других странах и их отличительных особенностях.
- Книги об уходе за собой. К этой категории можно отнести и литературу о половом созревании и сексе.
- Издания, посвященные домашнему хозяйству. Конечно, заставлять девочку 10 лет перечитывать «Домоводство» 1964 г. от корки до корки глупо. Однако найти адаптированную литературу на эту тему не сложно. Даже если дочери не придется шить, вязать, готовить, стирать, гладить и т.п., иметь минимальное представление обо всем этом необходимо. К примеру, в советские времена была распространена книга Софьи Могилевской «Девочки, книга для вас», по которой наши мамы, бабушки и прабабушки осваивали азы домашнего хозяйства. Она до сих пор издается с небольшими дополнениями, и даже с учетом современных реалий не утратила актуальности.
Игрушки для десятилеток
Даже умудренные опытом взрослые иногда любят во что-нибудь поиграть. А уж для девочки 10 лет игрушки — это вполне естественно.
Однако в этом возрасте их направленность должна постепенно меняться. Они уже больше служат для приобретения практических навыков.
Это не означает, что как только дочери стукнуло 10, отберем любимую куклу и всучим взамен миниатюрную швейную машинку. Нет, этот переход должен происходить постепенно. Те же игры с куклой следует немного перенаправить. К примеру, заинтересовать крошку созданием для любимицы занимательного украшения, нового наряда или даже стильной прически.
В любом случае часть игрушек для девочек 10 лет по-прежнему должны служить для развлечения. Однако большинство должны составлять различные наборы для проведения опытов, создания украшений, одежды, игрушек и т. п.
Влияние мамы на правильное воспитание девочки
В самые первые годы жизни ребёнка самым близким человеком для него обычно является мама. Она сидит с ним дома, пока отец ходит на работу и обеспечивает семью. По мере взросления мальчики сближаются с папой, а девочки остаются наиболее близки к матери. Мама для девочки – самый первый и главный идеал женской красоты и вообще женственности. Неудивительно, что девочка хочет быть во всём похожей на маму. От матери дочка учится разным женским «премудростям» — таким как уборка и готовка, стирка, создание красивых вещей, обращение с мужчинами.
Гигиенические наборы для десятилеток
Так называемую детскую косметику часто относят к игрушкам. В действительности для девочки в 10 лет это уже не развлечение, а необходимость.
Существует немало фирм, специализирующихся на производстве косметики для юных принцесс. Причем это как отечественные, так и зарубежные производители. Выбирая набор, стоит внимательно изучить составляющие — ведь на кону здоровье ребенка. Его организм в стадии развития чрезмерно восприимчив к различным токсическим веществам.
Как правило, детская косметика продается уже в наборах. Если помада, лак или тени кажутся неподходящими для девочки такого возраста, стоит подобрать комплект без них. Важно не забывать, что в этом возрасте многие малышки начинают потеть, поэтому наличие дезодоранта или туалетной воды необходимо. Впрочем, как и собственный гель для душа/мыло.
Крем для десятилеток не обязателен. А вот гигиеническая помада зимой — да. Особенно если дочка склонна облизывать губы.
Компьютер: друг или враг
Довольно часто доводится слушать фразу: «Все зло — от компьютеров». Основываясь на подобном мнении, многие родители запрещают своим чадам пользоваться этим девайсом.
Как бы мы ни относились к этому прибору, следует признать, что он прочно вошел в наш быт и без него не обходится ни одна сфера деятельности. Таким образом, компьютерная грамотность является важной составляющей жизни современного человека.
К десятилетнему возрасту девочку стоит приучить к мысли, что подобный прибор — не зло и не добро. Он лишь инструмент в руках пользователя, и именно от него зависит, пользу или вред он принесет.
Что девочка в 10 лет должна уметь делать на компьютере?
- Пользоваться текстовым редактором. Уметь печатать с учетом правил постановки пунктуационных знаков и абзацев, а также исправлять ошибки.
- Иметь базовые навыки создания презентаций (подбор и вставка картинок, комментарии к ним).
- Обладать умениями пользоваться поисковиками. Быть способной отыскать нужную книгу, фильм, мультфильм, статью.
- Уметь пользовать гугл- или любым другим онлайн-словарем/переводчиком.
- Иметь представление о компьютерной и сетевой безопасности (не давать пароли никому, не сообщать личных данных незнакомцам или знакомым только по онлайн переписке и т.п.). Проверять все посторонние подключенные девайсы и скачанные программы на вирусы.
Несмотря на кажущуюся самостоятельность и даже ответственность, не стоит разрешать пользоваться компьютером сколько душе угодно. Дело в том, что даже взрослые часто не могут часами оторваться от сего прибора, так что ждать сознательности от ребенка в высшей степени наивно. Пользоваться компьютером (планшетом, телефоном) стоит разрешать не более 2-х часов в сутки с перерывами через каждые 30-40 минут. Все это должно происходить только после того как уроки и домашние обязанности сделаны.
Еще один важный вопрос, который волнует родителей: «Какой компьютер для девочки 10 лет стоит выбрать?». В данном вопросе все индивидуально. Однако ообесли есть где поставить компьютер, лучше выбрать его, а не ноутбук или планшет. Этот девайс в будущем проще чинить и усовершенствовать. Кроме того, он более долговечен и функционален.
Что касается планшета, то если у ребенка уже есть довольно мощный телефон и компьютер, то этот прибор будет явно лишним.
В любом случае помните, что десятилетка все еще ребенок и все подобные взрослые приспособления воспринимаются ею как игрушки. Так что без здравого ненавязчивого контроля не обойтись.
Обязанности подростка в семье
Для того, чтобы обязанности подростка в семье не стали источником множества конфликтов, нужно придерживаться следующих правил:
- Договоритесь с ребенком о том, что он будет полностью отвечать за чистоту и порядок в собственной комнате. Сам следит за чистотой, сам принимает решение, когда и как сделать уборку, сам её осуществляет. Договариваясь с подростком, не забудьте обозначить рамки этих «когда» и «как».
- Старайтесь делать уборку вместе (каждый прибирает «свою» территорию).
- Постарайтесь не приказывать, намного эффективнее дружеское взаимодействие.
- Не стесняйтесь просить о помощи. Пусть он почувствует, что помогает вам, как взрослый взрослому.
- Когда это необходимо, мягко, но настойчиво напоминайте ребенку о его обязанностях. Иногда подросток просто забывает об обещаниях.
- Создавайте дружескую атмосферу. Пусть ребенок знает, что, к примеру, совместное приготовление пищи будет дополнено дружескими беседами.
К подростковому возрасту ребенок проявляет такую склонность к поддержанию чистоты, которая была заложена в него еще с детства, поэтому резко изменить ситуацию не получится. Тут нужно терпение и понимание. Если вы будете пытаться договариваться с ребенком, то постепенно он пойдет вам навстречу.
Финансы
Умение распоряжаться собственными средствами — это то, что должна уметь девочка в 10 лет. Во всяком случае, такой возраст — самое время начинать учиться этому. С этого периода стоит выдавать дочери еженедельно небольшую сумму карманных денег. Также ей уже можно поручать самой покупать себе канцтовары, пополнять мобильный телефон.
Когда у нее начнет все это получатся, пора отправлять ее в магазин за покупками со списком. Поначалу он должен содержать не более 2-3 пунктов. Дальше — больше.
К списку того, что должна уметь девочка в 10 лет, стоит добавить привычку проверять чеки после покупки и сдачу, не отходя от кассы или находясь в поле зрения камер. Еще десятилетке стоит усвоить, что продавцы тоже могут ошибаться. Поэтому, если ее обсчитали или пробили не тот товар, следует сразу же обратиться к виновнику ошибки или охраннику. Ребенок должен усвоить, что являясь покупателем, он имеет права и должен быть готов их защищать, а не сносить молча несправедливость.
Если девочка справляется со всем вышеперечисленным, ее пора отправлять оплачивать коммунальные платежи. Естественно, расчеты по ним ей самой делать еще рано. Однако показать, как они производятся уже можно.
Помощь по дому
Прежде чем рассмотреть, что делать девочкам в 10 лет дома, стоит напомнить родителям, что их чада не рабы или бесплатная рабочая сила. Так что свалить на них все обязанности по дому, а потом удивляться плохим оценкам в школе — непорядочно.
Естественно, в этом возрасте дочка уже должна уметь обслуживать себя сама. То есть чистить обувь, сортировать и раскладывать свою одежду, а также определять нужно ли ее отправить в стирку. В сферу ее ответственности входит пришивание пуговиц и прочий мелкий ремонт.
Касаемо работы по дому, то к 10 годам чадо следует обучить мыть посуду, делать чай/кофе, разогревать еду на плите и в микроволновке, чистить овощи, сортировать и выносить мусор.
Также десятилетка в обязательном порядке должна принимать участие в уборке дома. Она может пылесосить, мыть полы и стекла, вытирать пыль.
Если у семьи есть дача/огород, девочке в 10 лет уже пора помогать и там. Копать ей еще рано, но собирать урожай и поливать, полоть сорняки и прочие мелочи она вполне в состоянии.
Иногда десятилетки могут и больше: печь пироги, закатывать варенье и стирать не в машинке, а своими руками. Если девочка все это умеет столь рано — отлично. Если нет — не стоит торопить события.
Как правильно воспитывать девочку: общие советы
Считается, что воспитание девочки – более деликатный процесс, чем воспитание мальчика. Ведь женский пол – более слабый, ранимый, чувствительный, девочки и женщины более доверяются чувствам и эмоциям, чем разуму.
Наверное, не нужно подробно объяснять, почему такое мнение изначально является предвзятым. Даже не во всех традиционных культурах женщина была второстепенным, слабым и зависимым существом: были и существуют народы, у которых слабыми и «неполноценными» считаются мужчины, а женщины, наоборот, представляют главную «ударную силу». Таковы, к примеру, туареги (народ в Северной Африке), которые при таком общественном устройстве умудряются даже исповедовать ислам. Даже в некоторых арабских странах во всех сферах, от семейной до государственной, ощущается явное превосходство женщин.
В современном обществе, по крайней мере в пределах развитых стран, между мужским и женским полом по большей части царит полное равноправие. Женщины работают чиновниками, полицейскими, участвуют в силовых видах спорта – изначально это «мужские» профессии. А мужчины могут заниматься стиркой, приготовлением пищи, воспитанием детей; среди программистов в наше время подавляющее большинство – мужчины, хотя с самого начала эта профессия считалась типично женской.
Как же в таком обществе осуществляется воспитание девочки? На это современные психологи говорят, что воспитание ребёнка делится на две части – общую и специальную. Общая часть подразумевает вещи, одинаковые для детей обоих полов: это, в частности, воспитание любознательного, думающего ребёнка, ответственного за свои поступки и слова, соблюдающего правила личной гигиены. А вот специальная часть – это такая, которая учитывает половые особенности ребёнка; в этой части воспитание девочки и воспитание мальчика будут заметно различаться по содержанию.
Что касается «общей» части, то здесь прежде всего необходимо дать ребёнку возможность проявлять себя. В воспитании не должно быть строгих запретов, ребёнка следует оберегать только от таких ситуаций, которые могут принести вред его здоровью. Вместе с тем многие считают, что девочки более послушны, чем мальчики, с ними проще договориться, их легче убедить делать то, что хотят родители. Это довольно спорное утверждение, ведь существует много девочек, которые проявляют своеволие не менее усердно, чем мальчики. Но всё равно в таких случаях принято говорить, что у девочки «явно мальчишеское» поведение. Ошибку здесь совершают родители, которые пытаются перевоспитать свою дочь, сделать её более покладистой, тихой и смирной – такой, какой и должна быть «настоящая девочка». Другими словами, такие родители считают, что сама природа совершила ошибку, а «образ девочки», созданный суеверными людьми в глубокой древности, является истиной в последней инстанции. Девочка должна проявлять свою личность, какой бы нестандартной она не казалась.
Кроме того, важно ещё в раннем возрасте приобщать ребёнка к труду. Это не только пресловутая работа по дому (уборка, мытьё посуды и др.), но и увлечения, хобби. Традиционно для девочек было характерно увлечение рукоделием; в наше время оно призвано развивать эстетическое чувство, а изначально такое увлечение имело практическую ценность: то, что свяжет и сошьёт девушка, может быть единственной одеждой для неё, её мужа и детей. Другое увлечение – кулинария. К слову, многие отмечают, что сегодня всё меньше девочек с детства имеют подобные увлечения: в практическом смысле это уже не нужно, а для самовыражения и «создания красоты» существуют более современные и актуальные виды искусства.
Важно также позаботиться о физическом развитии и здоровье девочки. Многие матери слишком жалеют своих дочерей и держат их в тепле, оберегают от «чрезмерных» нагрузок. Последствиями такого воспитания являются лишний вес, слабая иммунная система, неразвитая фигура, неловкость. Умные матери с самого начала закаляют своих дочерей. Особое внимание должно уделяться спорту, видов которого для девочек существует много: это гимнастика, ролики, фигурное катание, теннис, бег и др. При этом для девочки важно развивать не физическую силу, а красивую фигуру, гибкость и грацию. Если выбирать «мужские» виды спорта, то внешность девочки приобретёт определённые мужские черты, а это может понравиться не всем представителям «сильного пола». Но опять-таки – последнее слово должно оставаться только за девочкой; если она выбирает плавание или бокс – не следует её отговаривать или осуждать.
Девочка должна быть красивой. Конечно, если она сама этого хочет. Быть красивыми, конечно, хотят многие девочки, и родители должны постоянно говорить им, какие они красивые. Однако красота не появляется сама собой, её нужно создавать и поддерживать. В связи с этим родители должны помочь выработать у девочки определённые полезные привычки: умываться по утрам и вечерам, чистить зубы, утром убирать постель. Также девочка должна понимать, что ходить по дому в ночной рубашке некрасиво.
Следует научить девочку обходиться с косметикой. Очень желательно, если приобщение к ней состоится не ранее двенадцатилетнего возраста. Девочка должна уяснить, что косметику не нужно наносить плотными слоями – она должна лишь подчёркивать естественную красоту лица. Правильно подобранная и нанесённая косметика – это целое искусство.
Помимо косметики, следует обучить девочку искусству подбора подходящей одежды. Она должна уметь подбирать красивый фасон и удачное сочетание цветов. Умение одеваться необходимо не только в смысле создания красоты: оно убережёт девочку от совершения импульсивных покупок одежды.
Настоящая «маленькая леди» должна знать правила этикета – поведения за столом, в общественных местах, в транспорте. Впрочем, в современном мире этикет – понятие спорное; может случиться так, что «хорошие манеры», взятые из старых учебников и пособий, будут сегодня выглядеть неуместно.
Уход за младшими детьми
Десятилетки уже в состоянии помогать маме или другим родственникам ухаживать за малышами. Например: сменить памперс, погулять с коляской во дворе, приготовить смесь и покормить с бутылочки. Однако эта помощь не должна становиться чрезмерно обременительной. Девочка — еще сама ребенок, и ей нужно личное время. А делать из нее бесплатную безотказную няньку — только вредить ей.
В случае с более взрослыми детьми, 3-7 лет, десятилетка вполне может водить и забирать их из детсада (если он находится недалеко), а также играть с ними на улице, помогать с уроками. И опять-таки, подобная помощь не должна отнимать личное время (2-4 часа) и возможность полноценно высыпаться, питаться, учиться и т. п.
Домашние животные
В завершение рассмотрения того, что должна делать девочка в 10 лет, стоит поговорить о питомцах. В этом возрасте малышка уже в состоянии полноценно самостоятельно заботиться о домашнем животном. Это не только кормление и уборка, но и выгул, а также дрессировка. Касаемо последнего, тут иногда нужна помощь взрослого или профессионала. В остальном десятилетка должна понять, что если она хочет завести зверька, то это будет ее полная личная ответственность.
Роль родителей в данном случае — покупать корм и наполнитель, сопровождать ребенка с животным к ветеринару. Если девочка не выполняет свои обязанности, несмотря на неоднократные напоминания, стоит мягко но уверенно объяснить ей, что животное могут у нее забрать. Если и это не повлияет, то придется выполнить угрозу, даже если это окажется непросто. Десятилетний возраст вполне достаточный для того, чтобы усвоить заповедь незабвенного Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Переходный возраст
Дорогие родители, вы стоите в самом начале сложного пути сквозь тернистый подростковый период. От того, как вы сделаете первые шаги, будет зависеть вся дальнейшая дорога. Будете ли вы идти вместе с ребёнком, или вам придётся наблюдать за ним со стороны, зависит только от того, какие отношения вы выстроите на этом этапе. Станьте соратниками и опорой для своих детей, и они ответят вам тем же!