Культура общения – это сложное совокупное понятие, которое обуславливает качество и уровень совершенства общения. Культура общения считается неотделимой составляющей частью культуры личности. Она характеризует ценностные ориентиры и нормативные постулаты, нравственные модели общения, суть нравственных и психологических качеств субъектов коммуникативного взаимодействия, способы, инструменты, правила, приемы и формы коммуникаций.
Культура общения содержит в себе совокупность практических приемов, механизмов и правил. Культурность общения позволяет индивиду не переносить конфликтные ситуации в профессионально-деятельной сфере на эмоционально-личностную область межличностных взаимодействий, понять смысл и мотивацию поступков оппонента, снизить или полностью ликвидировать излишний эмоциональный всплеск в отношениях.
Что подразумевают под «общением»?
Общение – это очень сложный интеллектуальный процесс. Он включает в себя создание новых контактов и их развитие. Человек испытывает потребность в том, чтобы осуществлять совместную деятельность с другими людьми.
Совместная практическая деятельность, в свою очередь, подразумевает полноценный обмен информацией, разработку общей стратегии взаимодействия. Также важно уметь понимать других людей.
Общение – это то, через что мы влияем на других людей. Общение позволяет эффективно организовать совместную теоретическую и практическую виды деятельности.
С помощью общения человек способен развивать и поддерживать межличностные отношения. Это позволяет в свою очередь усваивать чужой опыт, накапливать знания и навыки. Общение играет большую роль в удовлетворении духовных потребностей. С помощью общения люди перенимают чужие убеждения и взгляды, усваивают новые для себя моральные аспекты и испытывают новые чувства.
Мы считаем, что когда речь идет об общении людей, то центральным понятием в этом виде деятельности должно быть понятие «культура общения».
Для того, чтобы лучше усвоить смысл этого термина, нужно разбить его на составляющие и обсудить первоначально каждое отдельное слово.
Функции
- Коммуникативная — ведущая функция речевого этикета для осуществления общения людей.
- Стилистическая — понятие о стиле языка и речи.
- Нормативная — о нормах языка и речи, недопустимой лексике, законах бытового и делового речевого этикета.
- Образцовая — шаблоны лучшей ораторской речи.
- Познавательная – через принципы речевого этикета познание окружающего мира.
- Накопительная — накопление знаний о культуре языка и речевом этикете с целью улучшения связи поколений.
«Культура» с точки зрения исследователей
Термин «культура» сегодня разными авторами характеризуется совершенно по-разному. В повседневной жизни под культурой часто понимают поведенческий образец, на который следовало бы равняться. Некоторые определяют культуру, как интеллигентность. Считается, что культура – это качество личности человека.
С точки зрения теории, культура – это особенность общества, которая отражает имеющийся уровень развития и определяет отношение людей к другим людям и к природе. Некоторые воспринимают культуру, как творческие способности отдельно взятого человека. Другие относят культуру к характеристики общества в целом.
Также существует точка зрения, что культура – это материальные и духовные ценности человека. Культура демонстрирует степень развитости общества в целом и данного конкретного человека. Культура определяет, как осуществляется творческая деятельность, как усваиваются новые знания, хранятся и передаются другим людям.
Согласно психологам культура – это довольно устойчивое свойство личности, которое включает в себя мировоззрение и аксиологию и демонстрирует отношение человека к другим людям и к окружающему миру.
Хотя культура часто воспринимается как свойство отдельного человека, культурные ценности, царящие в обществе характеризуют его состояние в целом. Частью культуры является мораль, которая есть не что иное, как норма, принятая обществом для построения отношений между отдельными его членами. Мораль должна быть объективной и иметь общественное значение.
Мораль общения
Существует также термин «мораль общения». У него есть синоним – «этика общения». Это все вместе взятые гуманистические нормы и ценности, которые затрагивают взаимоотношения между людьми.
Нормы этики основаны на том, что необходимо уважать достоинство свое собственное и достоинство окружающих людей, все люди равны, взаимоотношения между ними должны строиться на принципах человечности и справедливости. Главными мотивами, которые определяют поведения человека, являются его привычки, ценности, потребности и убеждения.
Что такое этикет?
Термин «этикет» мы понимаем, как набор правил, касающихся поведение, с помощью которого человек проявляет свое отношение к другим. Это затрагивает такие области, как манера вести разговор, способы приветствия, одежда и манеры человека. Если кто-то следует нормам этикета педантично, то это не делает человека высококультурным, ведь этикет – это не просто правила, которые должны проявляться внешне.
Истинная культура исходит из сердца человека и основана на том, как он на самом деле относится к окружающим себя людям.
Это же касается и детей. Их культура общения также должна быть основана на уважении взрослых и ровесников, доброжелательном к ним отношении. Также для ребенок должен обладать развитым словарным запасом, который бы позволял продуцировать нужные формы обращения. Сюда же включаются и навыки вежливого поведения в повседневной жизни и в общественных местах.
Культура общения и ее нормы
Согласно работам М.А. Чернышева культура общения – это существующие в обществе нормы взаимодействия людей. Эти нормы являются эталонными для общения внутри определенной социальной группы. В каждом народе существует своя собственная культура общения, которая отражается в национальном своеобразии.
Культуру общения можно сравнить со своеобразной печатью каждого народа. Ведь каждый народ имеет свою собственную неповторимую историю развития, сформированные веками национальные традиции и жизненный уклад.
Если рассматривать культуру общения в узком смысле, то это то, насколько человек усвоил навыки общения, принятые в обществе, в котором он находится.
Культура речи является неотъемлемой частью культуры общения. Согласно работам А.М. Горького, чистота речи – это главный способ сохранить культуру человека в целом. Для того, чтобы этого добиться, нужно воспитывать в людях речевую культуру. Дошкольник должен иметь достаточный лексический запас, уметь лаконично выражать свои мысли и чувства, говорить спокойно в любых обстоятельствах.
Различные ситуации
Рассмотрим обычные житейские ситуации, которые случаются с каждым, но далеко не все знают, как правильно надо себя вести. Чтобы не становится предметом для насмешек и получать ехидные замечания о плохом воспитании, обратите внимание на стандартные наборы предложений.
Поздравление и благодарность
Стандартными словами благодарности являются: спасибо и благодарю. Можно обходится ими или добавлять множество эпитетов. Главное — говорить искренне и не повторять одно и то же по десять раз. От этого качество сказанного теряется. Благодарность бывает с выражением эмоций — я тронут, так приятно, очень признателен.
Поздравление по правилам речевого этикета в официальной обстановке звучит так:
- Примите поздравление.
- От имени или по поручению поздравляем.
- Разрешите поздравить.
Во время личных семейных праздников или на юбилее принято говорить:
- Сердечно поздравляю.
- От все души хочу пожелать.
Приглашение и предложение
Согласно этикету общения приглашение на торжественные или семейные мероприятия различаются. На общественные мероприятия обязательно выдавать пригласительные в бумажной форме и подкреплять словами — приглашаем вас. На корпоративные вечера приглашение считается полуофициальным. Для этого достаточно собрать коллектив и сказать: «Приходите на празднование, которое состоится в названное время». Неофициальным является приглашение родственников и друзей по принципу — приходите ко мне на день рождения. Для не требуется личная встреча, достаточно позвонить по телефону.
Высказывать предложения и пожелания характерно для руководства своим подчиненным. Такие вещи должны происходить в корректной форме, без приказного тона. Например, я хочу посоветовать вам или хотел бы предложить.
Соболезнование, сочувствие и извинение
Речевой этикет предписывает поведение людей, когда надо поддержать человека в сложной ситуации. В случае похорон принято приносить соболезнования простыми словами. Выражая сочувствие, используются фразы, направленные на ободрение: я вас так понимаю, ничего страшного – со многими случается, вы правильно поступили, не расстраивайтесь. Извинение за проступок недопустимо по этикету и культуре общения приносить надменным тоном с одолжением.
Комплименты и похвала
Комплимент выражается стандартной фразой, которая подкрепляется дополнительными словами в зависимости от уровня владения речевым этикетом. Комплимент и похвала всегда идут рука об руку и воспринимаются одинаково. Типичные примеры фраз:
- Прекрасно выглядите.
- Вы хороший специалист.
- Вы такой остроумный.
- С вами приятно иметь дело.
Культура общения в дошкольном возрасте
Дошкольный возраст – это врем, когда дети усваивают основные грамматические особенности родного языка. Дети учатся продуцировать простейшие речевые высказывания. В этом возрасте уже нужно обучать детей обращаться ко взрослым по имени и отчеству, употребляя местоимение «Вы».
Уже в этом возрасте нужно работать над чистотой произношения, обучать детей разговаривать в спокойном темпе, не растягивая при этом слова, но и не говоря скороговоркой.
Когда воспитатель в рамках образовательных мероприятий организует различные совместные занятия, то дети стараются подстраивать свою речь, учитывая содержание материала, правила занятия и следят за своими словами. Однако важно приучать ребенка к культуре речи при обычном повседневном общении.
Ребенок должен обладать привычкой придерживаться этических норм при любом виде деятельности, в том числе и во время осуществления самостоятельной деятельности. Культура речи благоприятно сказывается на активность общения сверстников во время игры, помогает избегать многочисленных конфликтов.
Правильность речи
Правильность речи — это соблюдение языковых норм современного литературного языка. Говорящие и пишущие с точки зрения нормы оценивают речь как правильную (норма) или неправильную (ошибка).
Нормы в современном русском литературном языке бывают фонетические, лексико-фразеологические, словообразовательные, морфологические, синтаксические, стилистические.
Фонетические нормы — это нормы произношения звуков современного русского литературного языка (например, музей [з’], пустячный [шн], свитер [т], текст [т], и др.); постановки ударений в словах (например, звонишь (звонят, звонит), квартал, начать (начал, начала, начали), понять ( понял, поняла) и др.) и соблюдение правильной интонации.
Лексико-фразеологические нормы — это нормы употребления слов и фразеологизмов в свойственном им лексическом значении (например, дворовые: Новый дворовый назначен кучером у молодого барина; дворецкий: Дворецкий давал распоряжения остальным слугам) и нормы сочетания слов и фразеологизмов с другими словами в предложении (например: пожилой человек (не «пожилая лошадь»), карие глаза (не «карие чулки») и др.).
Нормы употребления и нормы сочетания слов и фразеологизмов изучаются в лексике и фразеологии и отражаются в словарях.
При употреблении слов, фразеологизмов наблюдаются следующие виды лексико-фразеологических ошибок:
- использование слов, фразеологизмов в несвойственном значении, например: «купить канонаду»; «бить баклуши топором»;
- использование не литературных слов (диалектных; несвойственных языку новообразований, например, «пожилая лошадь», «карие чулки», «съел демьянову уху».
Морфологические нормы — это нормы словоизменения при склонении именных частей речи, местоимения, причастия и при спряжении глаголов (например, горячий кофе, свежая мозоль, Дарвином (не: Дарвиным), пять пар чулок (сапог, ботинок, валенок) пять пар носков, пять апельсинов, баклажанов, гектаров, мандаринов, помидоров, рельсов, пять барж, кочерег, пять яблонь, саней, свечей, яблок, полотенец; готовимся к Восьмому марта и др.).
При ненормативном словоизменении возникают морфологические ошибки, например: «нет время», «красивше», «ляжь» и т.п.
Синтаксические нормы — это нормы построения синтаксических конструкций — словосочетаний и предложений. При ненормативном построении словосочетаний и предложений возникают синтаксические ошибки, например: «подъезжая к городу, между ними зашел деловой разговор».
Стилистические нормы — это владение умением использовать в том или ином функциональном стиле присущие ему языковые средства. Невладение умением употреблять языковые средства в соответствии с требованиями стиля приводит к стилистическим ошибкам, например: «Объявить благодарность кондукторше»; «Хорошенькие речонки протекают по русской равнине».
Структура общения
Культура общения – это структурная система, которая состоит из следующих элементов: коммуникация, интерактивность, перцептивность.
Если у человека сформирована культура общения, то он обладает целой системой нравственных убеждений, которые являются частью личности. Для того, чтобы эффективно реализовывать культуру общения, нужно владеть технологией выстраивания взаимоотношений в самых разных обстоятельствах. Качества, которые проявляет человек, его поведение – все это является показателем того, насколько хорошо сформирована у него культура общения.
Сегодня наука разделяет культуру общения на три главных составляющих: это нормативный компонент, коммуникативный компонент и компонент этический.
Если выделить среди этих трех наиболее важный, то им будет нормативный компонент. Он основывается на литературных нормах и способности использовать их в собственной речи. Однако не всегда нужно говорить правильно. Ведь также важно учитывать, для кого звучит речь и насколько этот человек осведомлен в теме и заинтересован ею.
Как развить красноречие
Любой человек, при желании, может научиться грамотно и красиво излагать свои мысли, увлекательно преподносить информацию, без боязни выступать перед большой аудиторией. Для того чтобы развить красноречие, нужно воспользоваться методами риторики:
- Речь перед большой аудиторией продумывается заранее. Нужно составить краткий план рассказа, потренироваться несколько раз перед зеркалом;
- Любое мнение, выдвигаемое оратором (рассказчиком) должно быть подтверждено с помощью логических аргументов (их так же нужно продумать заранее) либо примеров из жизни;
- Свои мысли нужно излагать последовательно, оставляя слушателям небольшое время чтобы задуматься над содержимым сказанного;
- Чтобы привлечь внимание аудитории нужно использовать разные интонации, выделять важные по смыслу мысли особым голосом;
- Слишком громкий тембр голоса быстро утомляет, рассеивает внимание, тихий — не дает возможности сконцентрироваться слушателям;
- Монотонной речи и слишком заумных, длинных фраз лучше избегать, они «усыпляют» внимание аудитории.
Методы общения
Язык человека использует огромный арсенал методов, которые позволяют находить наиболее подходящие слова, для того, чтобы объяснить суть обсуждаемого вопроса.
Нужно выбирать такие языковые средства, которые позволяют эффективно выполнить задачи, для которого организовано общение в данный момент. И то, насколько хорошо человек справляется с выбором этих средств, и является коммуникативным компонентом культуры общения.
Если говорить об эстетическом компоненте, то это то, насколько хорошо человек соблюдает нормы общественного поведения, проявляет ли он уважение и доброжелательность к окружающим людям, умеет ли вести себя тактично и деликатно.
Итак, под культурой общения в данной работе понимаются все вместе взятые знания и навыки, которые позволяют людям осуществлять целенаправленное взаимодействие, во время которого они адекватно выбирают и применяют подходящие средства общения, способны прогнозировать влияние продуцируемой речи на собеседника, способны понимать информацию, исходящую от других.
Сегодня наука разделяет культуру общения на три главных составляющих: это нормативный компонент, коммуникативный компонент и компонент этический.
Риторика
Успешное взаимодействие с обществом зависит от развития навыков и опыта общения. Высокое положение в социуме требует от человека умения красиво излагать свои мысли. Многие политики, общественные деятели, руководители предприятий смогли добиться вершин успеха благодаря своему красноречию, плодотворному общению с людьми. Трудно представить себе генерала, дипломата, президента, не умеющего грамотно говорить.
Риторика — это наука, обучающая искусству красивой и правильной речи. Она зародилась в период Античности, пользовалась большой популярностью среди древних греков, римлян. Ораторскому искусству обучали всех представителей мужского пола знатного происхождения, чтобы в будущем они могли стать успешными политиками, ораторами, военачальниками.
Сегодня умение убеждать, доказывать свою точку зрения, говорить перед большими аудиториями необходимо представителям любых общественных профессий: журналистам, учителям, телеведущим. Даже не имея природного таланта к красноречию можно обучиться этому благодаря методам науки риторики.