Психология подросткового возраста детей от 10 до 15 лет


Возраст от 15 до 18 лет может сыграть важную роль в том, чтобы помочь подростку повзрослеть и приобрести навыки, необходимые для того, чтобы стать взрослым ответственным человеком.

Однако есть большая вероятность, что ваш 15-летний ребенок подумает, что теперь он готов покорить мир. И он может настаивать на том, что уже все знает. Этот всезнайка с намеком на бунт может быть нормальным явлением для 15-летних.

Понимание развития вашего подростка может иметь важное значение для успешного воспитания детей в подростковом возрасте .

Психологическое развитие подростков

Большинство проблем подростков являются следствием полового созревания, которое может провоцировать различные отклонения психофизиологического и психического характера. Из-за этого подростки страдают от следующих проблем:

  • эмоциональной неустойчивости;
  • повышенной возбудимости;
  • беспричинной тревожности;
  • перепадов настроения;
  • депрессии;
  • конфликтности.

Вероятно обострение патологических проявлений, связанных с возникновением психических недугов. Ученые считают, что вероятность развития шизофрении у подростков увеличивается в несколько раз.

Но переходный возраст имеет и положительные стороны. Ребенок становится более самостоятельным и независимым. Его сфера деятельности постепенно увеличивается. Он начинает сознательно к себе относиться и отстаивает свои права перед другими людьми.

Что это такое?

Еще в начале прошлого столетия слово «подросток» почти не употреблялось, люди обычно говорили «отрок». Однако после революции это слово старались не произносить из-за того, что от него веяло ушедшим прошлым. Сейчас же «отрок» ассоциируется с религией, речами священников, а в обиходе употребляется «подросток» и английский синоним «тинейджер».

Научное понятие «подростковый возраст» появилось в конце XIX столетия. Случилось это во многом из-за проявления интереса к проблемам юности со стороны писателей, философов, мыслителей того времени. Например, Достоевский в своем романе «Подросток» описывает характерные для юности проблемы ничуть не хуже, чем это делают психологи.

Что же это такое? Согласно научному определению, это специфический возрастной период в жизни человека. Он является переходным между детством и взрослой жизнью. Соответственно, и характеризуется множеством изменений, происходящих как в физиологии, так и в сознании человека.

Возникновение чувства взрослости и реакция эмансипации

Изучая особенности развития этого чувства, Эльконин Д. Б. выделил два типа «взрослости»:

  1. Объективная. Ребенок действительно готов жить во взрослом обществе.
  2. Субъективная). Подросток просто чувствует себя взрослым.

Разновидности объективной взрослости:

  1. Социально-моральная. Проявляется эмансипацией, участием в семейных делах.
  2. Интеллектуальная. Подросток занимается саморазвитием и самообразованием.
  3. Романтическая. Проявляется в романтических взаимоотношениях с противоположным полом.
  4. Внешняя. Подросток пытается иметь «взрослую» внешность,поведение. Ребенок следит за модой, может начать курить и использовать нецензурную лексику в общении.

Признаки субъективной взрослости:

  • стремление подростка, чтобы его воспринимали за взрослого;
  • ограждение определенных жизненных сфер от других, недовольство при попытке других проверить его работу на качество;
  • индивидуальное поведение и личные мысли, отстаиваемые перед другими.

Испытывая взрослость, дети:

  • критически относятся к старшим;
  • разочаровываются в мире взрослых;
  • боятся окружающего мира;
  • чувствуют одиночество после осознания своего внутреннего мира и плохих отношений с близкими;
  • ожидают, что взрослые будут к ним относиться, как к равным.

Чтобы этот период прошел как можно легче, специалисты в психологии подросткового возраста советуют родителям более лояльно относиться к чувству взрослости ребенка.

Содержание:

  • Возрастные особенности в 14-15 лет Развитие девочек
  • Особенности развития мальчиков
  • Сколько должен спать и есть ребёнок в четырнадцать лет?
  • Обязанности в семье и права ребёнка в 14 лет
  • Психология ребёнка в 14 лет
      Эмоциональное развитие
  • Осознание себя как личности
  • Интересы
  • Отношения с окружающими
  • Половое развитие
  • Воспитание четырнадцатилеток: возможные проблемы
      Вредные привычки
  • Не хотим учиться?
  • Реакция группирования с одногодками

    Подростки на инстинктивном уровне группируются с ровесниками. Подростковые группы бывают:

    1. Однополые (чаще всего, мужские). В таких группах присутствует постоянный лидер, у каждого члена есть своя жестко фиксированная роль. Лидер удерживает свою позицию с помощью сильного, но не очень умного помощника. Однополые группы часто имеют «свою территорию», редко принимают новичков, пользуются своим «языком».
    2. Смешанные. Лидер выбирается согласно требуемой ситуации. Члены группы могут постоянно меняться. От участников ничего не требуют.

    В закрытых подростковых заведениях (интернатах, спортлагерях) группирование проявляется очень сильно. Это может спровоцировать «подрыв» установленного режима.

    Что происходит в психологии тинейджеров? Главные особенности

    Психологические особенности подростков неразрывно связаны с изменениями, происходящими в их теле и сознании. Это крайне противоречивое время, наполненное быстро происходящими переменами, с которыми вчерашние дети не всегда могут справиться.

    Главные особенности психологии в этом возрасте соотносятся со взрослостью. Это тенденция к ней и ее чувство. Принято считать, что для тинейджеров младшего возраста характерно наличие тенденции к взрослению. Для тех, кто постарше, соответственно, свойственно чувство, ощущение собственной взрослости.

    Именно от того, что ощущает подросток, и зависит его поведение, манера разговаривать, поступки.

    Возникновение интереса к противоположному полу

    10–17 лет — пубертатный период развития ребенка. В это же время начинается половое созревание. Из-за физиологических изменений подросток начинает испытывать новые эмоции и чувства. Он начинает думать о своей половой принадлежности. Ребенок пытается выразить свою мужскую или женскую индивидуальность — это естественный процесс. Родителям в это время нужно дать сыну или дочке немного свободы в самовыражении — это существенно снизит вероятность конфликтов.

    Интерес к противоположному полу наблюдается уже в 10–14 лет. Проявляется это повышенным вниманием к своему внешнему виду и желании выделиться. Родители уже могут рассказать ребенку о важности личной гигиены и физических упражнениях.

    В таком возрасте подростки испытывают первую любовь. Девушки и юноши от дружеских отношений переходят к романтическим. Многие начинают жить половой жизнью. Родителям крайне важно объяснить, что ранняя половая жизнь может быть опасной.

    Советы родителям

    Родители часто думают, что переходный возраст должен протекать с минимальным вмешательством с их стороны, доказывая это тем, что иначе ребёнок не сможет развить собственную точку зрения на окружающий его мир и подготовиться к жизни в нём. Это утверждение крайне опасно для ваших детей и вас самих. Если вы хотите, чтобы они выросли полноценными личностями, благодарными за хорошее воспитание. Вмешательство родителей в процесс становления подростка, как личности – необходимо, главное не переступать границы обоюдного доверия.

    1. Общение с отцом. В пубертатный период для мальчика очень важную роль играет отец. Именно папа обладает необходимым авторитетом и опытом, чтобы объяснить мальчику, что происходит с ним на данном этапе и почему это важно. Таким образом, общаясь с отцом, мальчик не только будет увереннее себя чувствовать в процессе всех изменений, происходящих с ним, но и будет перенимать социальную модель отца, мудрого человека, который всегда может обсудить с сыном любую проблему.

    2. Найдите ребёнку хобби. Этим стоит заняться ещё до наступления пубертатного возраста, чтобы в ключевые моменты физического и психологического развития у мальчика всегда была возможность выместить излишек энергии в благоприятное русло, а не в криминал или зависимость от компьютера или наркотиков. Правильно и своевременно выбранная спортивная секция поможет вашему ребёнку не только вести более здоровый образ жизни, но и сформирует его тело и дух таким образом, что он будет вам благодарен ещё долгое время.
    3. Вовремя определите уровень свобод для мальчика. Одним из ключевых параметров становления настоящего мужчины является сила воли и умение самостоятельно принимать решения. Если вы вовремя разграничите для себя те области жизни, в которые вы не будете вмешиваться, и предоставите ребёнку возможность самому решать те или иные задачи, то вы поможете ему в развитии вышеперечисленных мужских качеств. Например, выдавая карманные деньги ребёнку, решите, будете ли вы контролировать то, куда он их тратит, или не будете. Обговорите семьей, может ли ваш ребёнок приводить домой гостей и на каких условиях и т.д. Главное – не забывайте, что доверие очень легко разрушить, и обещая ребёнку что-либо, вы тем самым заключаете с ним доверительное соглашение, которое обязуетесь выполнять. Нарушая его, не удивляйтесь, что отношение ребёнка к вам меняется в худшую сторону.

    Развитие самопознания

    Подросток начинает интересоваться собой, своими способностями, оценивает и сравнивает себя с другими, пытается понять свои чувства. Учитывая развитие самосознания, и пытаясь занять более выгодное положение среди ровесников, подросток стремится к самовоспитанию. Он хочет иметь больше положительных качеств, чем негативных. Но небольшой жизненный опыт и несформированное мировоззрение провоцируют развитие у подростка противоречий между желанием самовоспитания и неумением его реализовать.

    Ребенок осознает себя как личность за 2 этапа. Вначале он понимает, что отличается от своих сверстников и принадлежит к взрослому миру. Он может:

    • подражать взрослым,
    • быть зависимым от сверстников.

    На новом этапе подросток:

    • понимает, что он уже не является ребенком;
    • постепенно понимает свои личностные особенности;
    • меньше зависит от сверстников.

    Последний пункт крайне важен. Если сверстники заставят подростка что-то сделать против его желания, он сможет им отказать.

    Важное место в развитии подросткового самосознания занимает представление о своем телесном образе, а также сравнение себя с общепринятыми стандартами женственности или мужества. На фоне этого мальчики могут заниматься силовыми тренировками, а девочки— гимнастикой, танцами.

    В мотивационном аспекте и поведении подростка проявляются противоположные стремления:

    1. Быть не таким, как все, особенно при общении с родителями.
    2. Подражать группе ровесников и соответствовать модным тенденциям.

    Самосознание и формирование Я-образа тесно связаны с созданием образа Другого. В большинстве случаев этим «Другим» становится сверстник, общение с которым крайне важно для взрослеющего ребенка. Данная особенность может специфически проявляться:

    1. Когнитивно-простой подросток, который поверхностно анализирует внутренний мир, отождествляет себя с ровесниками и акцентирует сходство между собой и ними.
    2. Когнитивно-сложный подросток пытается понять суть человека, идентифицирует себя только с определенными сверстниками и подчеркивает свое отличительные черты.

    Отождествление себя с ровесниками является нормальным явлением и помогает формировать «Я-образ» каждого подростка. В возрасте 13–14 лет этот образ теряет устойчивость и целостность. Ребенок это крайне остро чувствует. Чтобы прекратить копировать поведение окружающих людей, взрослый человек использует самопознание и самоанализ, а у подростка эти качества еще развиваются. Из-за этого ребенок испытывает сильный стресс, который приводит к следующим проблемам:

    • неадекватному поведению;
    • снижению самооценки;
    • нестабильному развитию «Я-образа».

    Взрослые обязаны помочь подростку пережить этот сложный момент, создать ему оптимальные условия для правильного самопознания.

    Другие вехи

    Для многих подростков 15 лет — это возраст, в котором они получают водительское образование . Получение разрешения на обучение может быть большим делом. И, конечно же, это большая ответственность.

    Убедитесь, что ваш подросток готов соблюдать правила дорожного движения, прежде чем позволять ему управлять транспортным средством. Если он не может нести ответственность, когда дело доходит до работы по дому или домашнего задания, он может показать вам, что еще не готов взять на себя ответственность за вождение автомобиля.

    Не все 15-летние готовы водить машину. Так что хорошо подумайте, достаточно ли эмоционально и социально зрел ваш ребенок, чтобы сесть за руль.

    Как подросток относится к своей внешности

    В момент полового созревания и усиленной гормональной активности подростки крайне агрессивно реагируют на любые критические замечания по поводу своей внешности. Обидные для них слова могут стать причиной временных подростковых комплексов, которые часто проявляются и во взрослой жизни. Родительский долг — защитить ребенка от таких проблем самостоятельно или с помощью квалифицированного психолога.

    Игнорирование проблемы влияния внешнего вида подростка на его психическое здоровье может быть крайне плачевным. Такие дети пристращаются к спиртосодержащим напиткам и наркотическим веществам, вступают в интимный контакт с различными партнерами и используют многие другие аморальные приемы для самоутверждения среди других.

    «Обиженные» дети становятся проблемными. Они могут закрыться от всего мира и вести асоциальную жизнь или наоборот, закатывают истерики и скандалят с взрослыми. Главная задача этих действий — самоутвердиться и получить признание от взрослых.

    Ребенок, который испытывает комплексы из-за своей внешности, будет:

    • носить одежду мешковатого типа;
    • прикрывать рот в процессе смеха;
    • скрывать лицо под волосами;
    • отводить взгляд от собеседника;
    • иметь «недостижимый» идеал красоты;
    • сомневаться в своих силах;
    • считать себя не достойным любви;
    • испытывать трудности с самовыражением перед незнакомыми людьми;
    • избегать фотокамер или часто фотографироваться.

    Первые помощники в избавлении от недовольства собственной внешностью— родители. Они обязаны поддерживать своих детей в момент возрастных изменений, прислушиваться к их мнению при решении семейных проблем.

    Девочки больше переживают по поводу своей внешности, чем мальчики, поэтому мамам нужно помочь дочкам подобрать новые стиль, красивую прическу, косметику. Если это не помогает, можно воспользоваться помощью психолога— он поможет поднять самооценку.

    Вы родились в 2006 или 2007

    2006 — 29 марта. На территории России можно было наблюдать первое в XXI полное затмение солнца. 24 августа. Ученые лишили Плутон статуса планеты. Данное решение было принято на съезде Международного союза астрономов в Праге, Чехия.

    2007 — Генетики обнаружили в организме человека модификации, отвечающие за развитие тех или иных заболеваний. Появилась возможность после анализа ДНК выявить предрасположенность к определенным болезням.

    2008 — 17 февраля. Независимость от Сербии провозгласило Косово. 8 августа. Начались военные действия в Южной Осетии. 4 ноября. В США состоялись президентские выборы. Во главе государства стал первый в истории государства чернокожий президент – Барак Обама.

    2009 — 17 августа. Произошла катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС. Жертвами стали сотни людей. Причиной неполадок стала сери недоработок и сбой в перераспределении электроэнергии в энергосистеме.

    2010 — 18 марта. Российский математик Григорий Перельман доказал гипотезу Пуанкаре, которая считалась одной из неразрешимых Проблем тысячелетия. За это Математический институт Клэя присудил ему премию – 1 млн. долларов, от которой он отказался. 10 апреля. Над Смоленском произошла авиакатастрофа, в которой погибли Лех Качиньский – президент Польши, его супруга Мария Качиньская, высшее военное командование, польские политики, в также религиозные и общественные деятели (всего 97 человек). Создана первая живая клетка, собственная ДНК в которой была заменена на ДНК, созданную искусственным путем. Человечество получило новые инструменты для развития технологий искусственного выращивания органов.

    2011 — 11 марта. В Японии, у северо-восточного побережья, произошло землетрясение, магнитуда которого достигла 8,9. В результате землетрясения возникло разрушительное цунами, вследствие чего погибло свыше 15 тысяч человек, несколько тысяч считаются пропавшими без вести. 2 мая. Был убит Усама бен Ладен – террорист «№1» в мире, лидер «Аль-Каиды», который, в частности, считается ответственным за теракт «11 сентября». 7 сентября. Под Ярославлем произошла авиакатастрофа международного чартерного рейса. На борту самолета находилась команда хоккейного клуба «Локомотив», которая летела в Минск. Погибло 44 человека, выжил один. 31 октября. В Калининграде родился семимиллиардный житель Земли.

    2012 — 21 февраля. В Москве в Храме Христа Спасителя произошел скандальный панк-молебен группы PussyRiot, три участницы которых были задержаны милицией. 1 декабря. Россия возглавила Большую двадцатку (G20) – форум представителей стран с наиболее развитой экономикой: Австралия, Япония, Аргентина, ЮАР, Бразилия, Южная Корея, Великобритания, Франция, Германия, Турция, Индия, США, Индонезия, Саудовская Аравия, Италия, Мексика, Канада, Китай.

    2013 — 15 февраля. На Урале упал метеорит – самое большое небесное тело, столкнувшееся с поверхностью Земли после Тунгусского метеорита. Из-за «челябинского» метеорита (он взорвался в окрестностях Челябинска) пострадало 1613 человек. 15 февраля. На минимальном расстоянии от планеты Земля (27 000 км) пролетел астероид 2012 DA14. За всю историю астрономии это было самое близкое расстояние. 13 марта. В пустыне Атакама, Чили, начинает работать самый мощный телескоп на планете.

    2014 — 7-23 февраля. В Сочи прошли XXII зимние Олимпийские игры. 18 марта. Путин В. В. подписал договор о принятии в состав России Крымского полуострова и Севастополя. Данный договор начинает действовать с момента ратификации Федеральным собранием – 21 марта. 26 октября. Введено постоянное зимнее время

    2015 — 7 января. Состоялся теракт в офисе сатирического журнала «Шарли Эбдо» в Париже, основанный на ранее размещенной в журнале карикатуры на Пророка Мохаммеда. Погибло 12 человек, ранено было 11 человек.

    Характерные комплексы подросткового возраста

    Психологи выделяют несколько разновидностей комплексов, которые мучают подростков:

    1. Неполноценности. Встречается почти у 80 процентов детей, при этом некоторые и сами не понимают, что страдают от такого. Подростки остро чувствуют свою ущербность на фоне ровесников.
    2. Финансовый. Зависит от финансового достатка семьи, зарплаты мамы/папы. Ребенок не понимает, что не все родители могут иметь большие деньги. Особенно комплекс обостряется, если в его окружении есть дети с обеспеченных семей, которые хвастаются дорогими вещами.
    3. Отличника/отличницы. Развивается в школе. Часто развитие комплекса провоцируют родители и педагоги. Ребенок начинает ставить себе высокие планки и если не достигает их, становится агрессивным и замкнутым.
    4. Безответной любви. Когда парень или девушка не получают взаимности от объекта воздыхания, они начинают копаться в себе, пытаясь найти в себе причину сложившейся ситуации. Часто результатом этого процесса является «открытие» новых недостатков.

    Эти комплексы являются типичными для подросткового возраста, но каждый ребенок переживает их индивидуально. Главная задача родителей — поддерживать со своим чадом доверительные отношения и пытаться в каждой ситуации находить положительные моменты.

    Чтобы правильно воспитать подростка и не испортить с ним отношения, родителям и педагогам следует понимать, что перед ними не просто ребенок, а личность. Взрослым важно учитывать темперамент ребенка, его половую принадлежность, интеллектуальные способности, физические возможности и характер. Родители и педагоги обязаны помочь подростку найти социально-приемлемые пути самовыражения и средства самоутверждения.

    Последствия

    Если подростку, глубоко переживающему яркие проявления кризиса 13 лет, не помочь, это может негативно отразиться на здоровье и личностном развитии. Самые частые осложнения:

    • эмоциональные и поведенческие расстройства;
    • неврозы (диагностируются чаще всего у девочек);
    • формирование акцентуаций, психопатии и патологические влечения (наблюдаются обычно у мальчиков);
    • депрессия;
    • замкнутость вплоть до аутизма;
    • обсессивно-компульсивное расстройство;
    • развитие устойчивых мнительных, истероидных черт характера;
    • участие в неформальных группировках, что приводит к подростковой преступности и бродяжничеству;
    • суицид.

    Так что серьёзные опасности для здоровья и личностного развития всё-таки существуют, и задача родителей — всеми способами их избежать. Те же, кому преодоление кризиса 13 лет даётся нелегко, должны чаще вспоминать слова американской писательницы Миньон Маклофлин: «Ребёнок, с которым труднее всего управиться, — именно тот, которым впоследствии мы больше всего гордимся».

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]