Правила речевого общениястатья по русскому языку на тему

Речевой этикет — важная часть жизни любого сообщества. Он помогает поддерживать баланс между информативной и эмоциональной составляющей коммуникации, делает общение понятным и приемлемым для представителей разных культур и социальных групп. Нормы вербального поведения распространяются как на повседневную жизнь, так и на деловую сферу, предписывают сценарии общения для торжественных случаев и скорбных ситуаций.

Взаимосвязь культуры и речи

Культурный человек выделяется из общей массы манерами поведения, учтивостью, осведомленностью и коммуникабельностью. Подобная личность умеет вести себя в обществе, легко идет на контакт и может поддержать беседу.

Речь культурного человека отличается смысловой точностью, грамматической правильностью, выразительностью, богатством и разносторонностью словарного запаса и логической стройностью.

Такая речь называется нормированной – в своей устной форме она отвечает существующим в настоящее время нормам произношения, а в письменной форме – правилам пунктуации и орфографии.

Взаимосвязь культуры и речи здесь очевидна. Человек, который не имеет представление о морально-этических нормах, не сможет соблюдать речевой этикет, по следующим причинам:

  • отсутствие какого-либо образования и грамотности письма;
  • узкий кругозор;
  • отсутствие коммуникативного навыка;
  • обилие «сорных» слов в речи;
  • использование ненормативной лексики.

Важно! В некоторых случаях знание этикета не гарантирует достойного общения. Иногда это вопрос личностных качеств собеседника.

Основные правила и принципы

Речевым этикетом называют ряд норм и правил общения в социуме. Если говорить простым языком, то это умение вежливо и тактично общаться в любой ситуации.

На способ построения речи, используемые слова и выражения влияет ряд факторов: возраст собеседника, обстановка, политические и религиозные ограничения. Умение апеллировать всем этим позволяет выстраивать прочные доверительные отношения с коллегами, друзьями и семьёй.

По тому, как говорит человек, можно сделать о нем определенные выводы.

Речь является показателем образованности, социального статуса, начитанности и грамотности. За несколько веков её развития скопилась уйма правил, которые регламентируют социальный контакт. Озвучить и перечислить их полностью невозможно, но стоит выделить правила речевого этикета, которые считаются базовыми:

  1. Вежливость. Всегда приятно разговаривать с тем, кто не забывает о правилах приличия. Такому собеседнику хочется подсознательно соответствовать и отвечать на его «Доброе утро» улыбкой и аналогичной фразой. Вежливость выручает на работе, когда в одном коллективе сходятся неприятные друг другу люди. Так сохраняется здоровая рабочая атмосфера, и все сотрудники чувствуют себя комфортно.
  2. Следование социальным стандартам. Чтобы ощущать себя полноценной частью общества, необходимо придерживаться общепринятых норм поведения. В противном случае велик риск непринятия социумом и моральных травм.
  1. Соблюдение речевых формул. Культурная речь невозможна без структурирования. Перед началом разговора идет приветствие, а в конце обязательно должно присутствовать прощание.
  2. Умение избегать конфликтов. Здоровая дискуссия или культурный спор поддерживает у собеседников интерес к теме диалога, а откровенная ругать выходит за рамки приличного вида контакта. Умение вовремя сказать «извините» поможет сгладить накал страстей и вернуть вектор беседы в спокойное русло.
  3. Выделение уровня между говорящими. С близкими людьми взаимный контакт имеет более расслабленный характер, допустимы теплые слова и обращения: «Привет», «Очень рад тебя видеть». Собеседники менее тесного круга предпочитают ограничиваться официальной фразой «Добрый день».

Вежливость показывает уровень воспитанности человека, но чтобы занять достойное место в обществе, ее мало. Следует формировать правильные коммуникативные навыки, бороться с робостью, чтобы исправить ситуацию. Помогут в этом регулярная языковая практика, самообразование.

Формирование культуры общения

Общаться можно очень по-разному. В стенах кафедры государственного университета и, например, общественной столовой, звучит кардинально разная лексика, но правила речевого этикета в целом соблюдаются одни и те же.

Это происходит потому, что формирование культуры общения начинается ещё с младенчества. Дети, находящиеся в разных условиях, получают разное качество обучения поведению в обществе, но согласно одинаковым принципам (исключая маргинальные прослойки).

В минимальные стандарты культуры общения входит умение держать словесную дистанцию, отказываться от оскорблений и обсуждения недостатков вслух, недопустимость грубости и агрессии.

Чтобы успешно функционировать в обществе, молодой член общества должен научиться лояльности и минимальному уважению к окружающим.

Так как человечество больше не в племенном строе, уважение и доброжелательность высказывается с помощью речи и её выражениям — интонации, словам, жестикуляции.

Формирование культуры общения начинается с раннего возраста. Наряду с правилами поведения ребенку внушают и постулаты речевого этикета. Прямое и косвенное влияние на формирование речевой культуры оказывают:

  • семья;
  • ближайшее окружение;
  • учебное заведение.

Первый навык общения ребенок получает в семье. Едва начав говорить, он начинает копировать манеру речи домочадцев, используя при этом те же слова и интонации — речь ребенка становится отражением речи родителей и их задача донести до ребенка основы культуры общения.

В семьях, где воспитанию детей уделяется много внимания, дети с раннего возраста знают «волшебные слова» и их значение.

На втором этапе в процесс освоения речевых правил вмешиваются окружающие:

  • соседи;
  • случайные люди на улице;
  • друзья и их родители.

Круг общения ребенка становится шире, в речи появляются новые слова, меняется манера разговора. И то, какой она будет, теперь зависит не только от родителей.

Если ребенок проводит время среди воспитанных, культурных людей, значит, его речь станет богаче и ярче, но если окружающие незнакомы с культурой общения и «сорят» ненормативной лексикой, то ребенок непременно переймет некоторые обороты.

Детский сад, школа и другие учебные заведения учат читать и писать без орфографических и пунктуационных ошибок, а также правильно выражать мысли в устной и письменной форме.

Причем, необходимые знания ребенок получает из уроков русского языка и литературы, но и из других дисциплин. Весь учебный процесс направлен на формирование речевого этикета, а целью являются следующие моменты:

  • выработать общительность и общественную активность;
  • установить коммуникативные взаимоотношения с окружающими;
  • повысить академическую успеваемость
  • разить быструю адаптацию к разнообразной деятельности.

Непристойные и шокирующие слова и выражения.

Запреты на употребление непристойных и шокирующих слов и выражений могут сочетаться с рекомендациями или предписаниями заменять их эвфемизмами (см. также

ЭВФЕМИЗМ) Это касается собственно непристойных слов и выражений и тех, что слишком прямо называют предметы и явления, говорить о которых прямо в данной культуре не принято. Одни и те же выражения могут считаться запретными в одних коллективах и допустимыми в других. В одном и том же коллективе может считаться допустимым или по крайней мере простительным употребление бранных слов; однако строгость запрета резко возрастает в присутствии женщин, детей и пр.

Что такое речевой этикет?

Речевой этикет – это совокупность требований к содержанию, характеру, форме, порядку и уместности высказываний в той или иной ситуации.

Интересно почитать: Речевой этикет в Китае.

Это определенные правила речевого поведения, система специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, которые приняты обществом для взаимного контакта собеседников, его поддержания и прерывания в избранной тональности.

Речевой этикет предполагает использование определенных слов и выражений в различных ситуациях:

  • во время приветствия;
  • в момент прощания;
  • при просьбе;
  • во время обращения;
  • в момент извинения.

Нужные слова и фразы произносятся с определенной интонацией, что в совокупности с изречениями и характеризует вежливую речь.

Владение культурой речи помогает в становлении личности, завоевании авторитета, доверия и уважения. Соблюдая речевой этикет, человек чувствует себя уверенно и непринужденно в любой ситуации, а также избегает насмешек и неловкости в незнакомой обстановке.

Это совокупность правил, уникальная для разных рас и социальных групп в некоторых аспектах. Большинство правил речевого этикета считается негласным и в норме воспитывается в детях вместе со всеми прочими социальными навыками.

Например, нет нужды в объяснении причин, по которым нельзя повышать голос на другого человека — это нарушение личного пространства и грубость.

Так же очевидно то, что не вежлива фамильярность с человеком, более высоким по социальному статусу или просто не знакомым.

История возникновения речевого этикета берет истоки из иерархических правил, где старший автоматически возвышался над младшим, женщин выделяли в отдельную социальную группу, а разрыв между социальными классами был невероятно огромным.

Большинство правил речевого этикета человечество сохранило неизменным или немного изменённым.

Курсовая работа»Нормы речевого общения»

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..
1.Соблюдение норм речевого поведения как одно из важнейших условий успешного общения…………………………………………………………………………………………………..
1.1 Речевое поведение…………………………………………………………………………
1.2 Речевой этикет и его нормы………………………………………………………………
3. Продукт проекта…………………………………………………………………………….
4. Возможные риски…………………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………………………..
Список использованных источников…………………………………………………………
Приложение 1. Анкета для студентов по теме исследования
Приложение 2. Результаты анкетирования студентов

Введение

В настоящее время речевое поведение, являясь сложным явлением, затрагивающим в большой степени социальную строну жизни общества, входит в сферу исследовательских интересов таких дисциплин, как функциональная стилистка, культура речи, риторика и др. В настоящее время вопросы изучения речи и речевого поведения получают развитие с позиции лингвистической антропологии, и исследуются в рамках таких наук, как психолингвистика, социолингвистика, лингвокультурология и прагмалингвистика. Общий подход, объединяющий данные направления, заключается в том, что речевое поведение это специфическая разновидность человеческого поведения, которое складывается из речевых поступков и основывается на использовании языка, реализующегося в речи. Однако каждая наука выделяет в этом понятии стороны, релевантные и актуальные именно для ее задач.

Тема была неоднократно рассмотрена многими авторами, причем не только с точки зрения филологии, но и с точки зрения психологии и социологии. Я считаю, эта проблема еще недостаточно подробно исследована, однако нормы постоянно меняются, и единого мнения о них нет. Много книг посвящено нормам общения и речевому этикету, так как соблюдение или несоблюдение этих норм оказывают огромное влияние на положение человека в обществе.

Исходя из актуальности проблемы, нами сформулирована тема
исследования:
«Соблюдение норм речевого поведения как одно из важнейших условий успешного общения».

Проблема исследования:

Каковы пути соблюдения норм речевого поведения в успешном общении?

Цель исследования:

Теоретически обосновать нормы речевого поведения у студентов.

Объект исследования:

Активизация речевого поведения у студентов.

Предмет исследования:

Пути активизации речевого поведения у студентов.

В основе работы над исследованием нами была выдвинута гипотеза:

при условии соблюдении норм речевого этикета студенты могут повысить качество своей речи в определенной ситуации.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Раскрыть психолого-педагогический характер речевого поведения по проблеме исследования.

3. Рассмотреть нормы речевого этикета у студентов.

4. Разработать буклет по теме исследования

Методы исследования:

1.Теоретические (сравнительный анализ, анализ и синтез, мыслительный эксперимент)

2.Эмпирические (наблюдение, эксперимент, графические методы, анализ документа)

3.Статистические методы (изучение предмета, обобщение знаний)

Возможными рисками проекта

является выявление речевой агрессии среди студентов.

Исследовательский проект состоит из введения, двух параграфов, этапы работы над проектом, продукта, возможных рисков проекта, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Во введении

обосновывается актуальность темы исследования, определяется научный аппарат исследования.

В первом параграфе «Речевое поведение

» рассматривается понятия «речевого поведения» и «особенности речевого общения».

Во втором параграфе «Речевой этикет и его нормы»

анализируются нормы речевого этикета у студентов».

В заключении

изложены основные выводы по исследованию, намечены направления и перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.

В приложении

представлен образец анкетирования студентов педагогического колледжа.

Общий объем

индивидуального проекта составляет 25 страниц машинописного текста. Список использованных источников включает в себя 15 наименований

Глава 1. Речевое поведение

Речевое поведение человека сложное явление, оно связано с особенностями его воспитания, местом рождения и обучения, со средой, в которой он привычно общается, со всеми свойственными ему как личности и как представителю социальной группы, а также и национальной общности особенностями. Речевое поведение, как уже было сказано, стереотипно, привычно, поэтому оно выражается в стереотипных высказываниях, речевых клише, с одной стороны, и в каких-то сугубо индивидуальных речевых проявлениях данной личности — с другой. К этому надо добавить и неречевые (невербальные) средства коммуникации жесты, мимику, тональные и фонационные особенности. Иначе говоря, в речевом поведении проявляется языковая личность, принадлежащая данному времени, данной стране, данному региону, данной социальной (в том числе и профессиональной) группе, данной семье. Здесь много общего и много особенного. Человек, профессионально связанный с речевой деятельностью и привыкший к публичным выступлениям (например, лектор, журналист, диктор радио и телевидения, преподаватель), свободно чувствует себя в общении, его речевое поведение выдает в нем человека, владеющего речью, жестом, могущего концентрировать внимание слушателей. Напротив, не связанный с ”речевой” профессией, оказавшись перед микрофоном, ведет себя скованно, мимика его неестественна, он не знает, куда девать руки, мучительно ищет слова… А бывает и не так. Самобытная личность нередко находит способ интересно сообщить о себе и своих делах, не затрудняясь манерой речи и обнаруживая в своем поведении раскованность и смелость.

Анализ особенностей речевого общения в социальном взаимодействии связан с различением следующих уровней социальной коммуникации: общение людей как представителей тех или иных групп (национальных, возрастных, профессиональных, статусных и т.д.). При этом определяющим фактором речевого поведения двух или нескольких человек является их групповая принадлежность или ролевая позиция (например, руководитель — подчиненный, консультант — клиент, преподаватель— студент и т.д.); передача информации множеству лиц: прямая в случае публичной речи или опосредованная в случае средств массовой информации.

Прежде всего, следует отметить, что в социальном взаимодействии отчетливо выражен обслуживающий характер речевой деятельности; здесь речь всегда подчинена внеречевой цели, направлена на организацию совместной деятельности людей. Эта особенность предопределяет значительно более строгую (в сравнении с межличностным взаимодействием) регламентацию речевого поведения. Хотя нормы речевого поведения относятся к сфере молчаливых соглашений между членами общества, именно в сфере социально ориентированного общения их соблюдение сопровождается значительно более строгим контролем. Описанные условия получили название «принцип кооперации», т.е. требование к собеседникам действовать таким образом, который соответствовал бы принятой цели и направлению разговора.

Иными словами, в речевом поведении проявляется языковая личность, принадлежащая данному возрасту и времени, данной стране, данному региону, данной социальной (в том числе и профессиональной) группе, данной семье. Каждый человек находится во множестве ролевых и речевых ситуаций и постоянно ориентируется в обстановке общения, в своем партнере, в присутствующих третьих лицах. Он постоянно выбирает ту или иную речевую манеру, то или иное поведение.

В речевом поведении человека происходит постоянное «исполнение» присущих ему ролевых признаков и «проигрывание» переменных ситуативных ролей, ориентация в общем социальном положении в ролях адресата, оценка официальности или неофициальности обстановки общения и в личностных отношениях с партнером по общению, если, конечно, таковые есть, когда общаются с человеком знакомым. В общем виде такие статусные отношения можно обозначить следующим образом: начальник — подчиненный, воспитатель воспитанник, учитель ученик, родитель ребенок. Безграничное множество текстов рождается из ограниченного количества строевых единиц языка. Зависимости здесь самые разнообразные: мы можем обращаться письменно или устно, контактно или дистанционно, в форме диалога (полилога) или монолога, с помощью или без помощи опосредствующего аппарата, включаться в массовую коммуникацию или общаться межличностно, в обстановке официальной или дружеской, исполнять роль главы семьи или подчиненного ее члена, болтуна или молчуна, начальника, заведующего, коллеги, подчиненного, будучи при этом человеком определенного пола, возраста, с определенным образовательным уровнем, оказываясь то пассажиром, то покупателем, то пешеходом, то пациентом — и так до бесконечности. Здесь все зависит от того, кто, кому, о чем, когда, где, почему, зачем говорит.

Каждый из нас может по личным поступкам определить почти безошибочно степень их воспитанности, преобладания у них привычки думать или не думать об интересах окружающих. И в каждой эпохи свой стиль, у каждого общества свои правила поведения, но есть ценности общечеловеческие и именно на их основе развивается культура любого народа. Неотъемлемая часть культуры — этикет, складывающийся веками, уходящий своими корнями в сферу нравственности

Глава 2. Речевой этикет и его нормы

Одним из элементов речевой культуры является речевой этикет.

Речевой этикет — «национально специфичные правила речевого поведения, реализующиеся в системе устойчивых формул и выражений в принятых и предписываемых обществом ситуациях «вежливого» контакта с собеседником. Такими ситуациями являются: обращение к собеседнику и привлечение его внимания, приветствие, знакомство, прощание, извинение, благодарность и т.д.»

Вопросам речевого этикета посвящены труды многих современных лингвистов, методистов (А.А. Акишиной, Б.В. Бушелевой, В.Г. Костомарова, Л.II. Крысина, Т.А. Ладыженской, М.С. Соловейчик, Н.И. Формановской и других).

Наиболее точным определением речевого этикета является высказывание Натальи Ивановны Формановской: «Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности».

Основными функциями речевого этикета являются коммуникативная, контактоустанавливающая, призыва, привлечения внимания, функция вежливости и т. д. Этикет — это предписание, исходящее из того, что если человек хочет занимать определенное место в данном обществе, то он должен своим поведением (и речевым в том числе) оправдывать ожидания этого общества, Этикет помогает обойти острые углы, сгладить противоречия этикетными формулами или этикетным поведением.

Речевой этикет в узком смысле понимания этого термина используется в этикетных ситуациях общения при выполнении определенных этикетных действий, Эти действия могут иметь значение побуждения (просьба, совет, предложение, команда, приказ, требование), реагирования (реактивные речевые акты: согласие, несогласие, возражение, отказ, разрешение), социального контактирования в условиях установления контакта (извинение, благодарность, поздравление), его продолжения и завершения.

Н.И.Формановская связала формулы речевого этикета с «социальными поглаживаниями», т. е. некими одобрительны­ми действиями партнеров. При этом каждое этикетное речевое действие приравнивается к одному «поглаживанию». Напри­мер, приветствие — одно «поглаживание», вопрос о делах — второе «поглаживание», комплимент — третье «поглаживание» и т. д. Принцип гармонизации общения требует, чтобы комму­никанты обменялись одинаковым количеством «поглаживаний».

Этикетные формулы позволяют выразить мысль, просьбу намерение не только вежливо, но и с соблюдением нужной дис­танции. Этикет это спасательный круг в ситуациях общения с незнакомыми или малознакомыми — тогда, когда нужно най­ти общие темы, когда нужно снять напряжение и конфликт когда нужно смягчить отрицательную информацию, когда нуж­но установить определенную дистанцию, когда нужно перейти к другой теме и пр.

Речевой этикет, понимаемый в широком смысле, не огра­ничивается только речевыми формулами в этикетной рамке общения, а служит средством организации и поддержания неконфликтного общения на всем его протяжении. В этом плане главное назначение этикета — помочь людям не конфликтовать друг с другом, выполнять действия, в том числе и речевые, необходимые для вступления в контакт, его поддержания и выхода из контакта.

Этические нормы воплощают систему защиты нравственных ценностей в каждой культуре и регулируют формы их проявления в речи. Этические нормы предписывают необходимость соответствия речи моральным законам общества, а также внутреннему миру человека, его восприятию других людей, по­ниманию своего места в жизни и в данном обществе.

В основе законов этики лежит задача сплочения, объедине­ния членов данного общества, речь выполняет в этом плане важную социальную функцию, поэтому этические законы это основа культуры общения.

В основе коммуникативных норм лежат принципы коопера­ции, целесообразности, гармонизации и структурирования.

Коммуникативные нормы предписывают учитывать ситуацию общения и правильно ее оценивать; стремиться к комму­никативному сотрудничеству в процессе общения; правильно выбирать тональность общения, проявлять заинтересованность в предъявлении информации и в процессе обмена информацией.

Одним из важнейших качеств речи, построенной с соблюде­нием этических и коммуникативных норм, является вежливость как норма не только речевого, но и общекультурного характера.

Нормы речевого этикета предполагают умение выбирать точные, целесообразные, уместные и эффективные средства речевого этикета в конкретной ситуации общения.

Соблюдение норм речевого этикета в процессе общения сви­детельствует не только об умениях коммуникативного характе­ра, но и об уровне культуры общающихся в целом, ибо речевой этикет отражает уровень духовности человека, является пока­зателем его нравственного облика.

Таким образом, этические и коммуникативные нормы отра­жают уровень нравственности человека и общества в целом, подчеркивают степень сформированности у человека мораль­ных и этических принципов и в конечном счете являются пока­зателем уровня его общей культуры.

Как пишут исследователи, одной из основных тенденций ис­торического развития национального языка является тенден­ция к единству, которое обеспечивается общим признанием норм (фонетических, лексических, грамматических). «Всякое нарушение исторического требования чистоты речи есть неиз­бежное расшатывание языкового единства нации», — читаем в книге Б.Н. Головина «Как говорить правильно: Заметки о куль­туре русской речи»

Для соблюдения чистоты речи следует осторожно использо­вать канцеляризмы, штампы, избегать употребления жаргон­ных слов и выражений, диалектизмов, профессионализмов, уместно пользоваться иноязычной лексикой.

Засоряют речь и слова-паразиты, которые лишают выска­зывание выразительности, точности и силы воздействия, за­трудняют его восприятие.

Браные и вульгарные слова (сквернословие), грубость и не­вежливость речи свидетельствуют о неуважении говорящего (пишущего) к собеседнику, о проявлении агрессивности в про­цессе общения, что, как уже говорилось, ведет к нарушению этических норм, к речевому хулиганству, по выражению Б.Н. Головина.

Еще раз подчеркнем в связи с этим роль культуры общения, речевой культуры в воспитании таких моральных качеств, как вежливость, тактичность, умение учитывать настроение ад­ресата.

Какие же условия, способствующие эффективному обмену информацией и осуществлению коммуникативной цели, следует учитывать при организации речевой коммуникации? Специалисты к таким условиям относят потребность в общении, коммуникативную заинтересованность; настроенность на мир собеседника, близость мировоззрения говорящего; умение слушателя проникнуть в замысел говорящего; внешние обстоятельства посторонних, (физическое состояние), знание норм этикетного речевого общения и др.

Очень важно создать позитивный коммуникационный климат, помогающий установить контакт и взаимоотношение в процессе общения. По данным зарубежных ученых, количество передаваемой информации, ее точность увеличивается в атмосфере доверия и открытости между участниками общения.

Созданию такого климата способствует соблюдение участниками диалога принципа кооперации Г.П. Грайса и принципа вежливости Дж. Н. Лича, установление партнерских отношений, а также применение ряда психологических принципов общения, сформулированных в научной и методической литературе.

Таким образом, коммуникативные качества речи становятся ее достоинствами, если они успешно реализованы при созда­нии высказывания.

Следовательно, культура речи, культура общения, культура речевой деятельности обеспечиваются умением (а главное — желанием) сделать высказывание точным, логичным, доступ­ным, выразительным и т. п., что обусловлено богатством, разно­образием языковых и речевых средств, имеющимся в распоря­жении общающихся.

Этапы работы над проектом

1. Информационно-аналитический:

1) погружение в проект-анализ темы;

2) планирование работы над проектом, составление содержания;

3) подбор литературы;

4) составление введения, определение понятийного аппарата;

5) систематизация теоретического материала, с целью определения характеристик чтения. Методы: на данном этапе используется теоретический метод (анализ и синтез).

2.Организационно-исполнительский:

структуризация теоретического материала – составления буклета.

3. Контрольно-корректирующий:

1) Коррекция теоретического материала по теме «Соблюдение норм речевого поведения как одно из важнейших условий успешного общения»;

2) оформление буклета, распечатка;

3) презентация к буклету, защита проекта

Продукт проекта

Продуктом исследования

является буклет на тему «Речевой этикет, его правила и формулы», в котором описаны список правил речевого поведения.

Формулы речевого этикета — это определённые слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые для трёх стадий разговора:

§ начало разговора (приветствие/знакомство)

§ основная часть

§ заключительная часть разговора

Начало разговора и его завершение

Любой разговор, как правило, начинается с приветствия, оно может быть вербальным и невербальным. Очередность приветствия также имеет значение, младший первым приветствует старшего, мужчина — женщину, молодая девушка — взрослого мужчину, младший по должности — старшего.

В завершение разговора используют формулы прекращения общения, расставания. Эти формулы выражаются в виде пожеланий (всего хорошего, всего доброго, до свидания), надежд о дальнейших встречах (до завтра, надеюсь на скорую встречу, созвонимся), либо сомнений в дальнейших встречах (прощайте, не поминайте лихом).

Основная часть разговора

Вслед за приветствием начинается разговор. Речевой этикет предусматривает три основных типа ситуаций, в которых применяются различные речевые формулы общения: торжественная, скорбная и рабочая ситуации. Первые фразы, произнесенные после приветствия, называют зачином разговора. Нередки ситуации, когда основная часть разговора состоит только из зачина и следующего за ним окончания разговора.

Торжественная атмосфера, приближение важного события предполагают использование речевых оборотов в форме приглашения или поздравления. Обстановка при этом может быть как официальной, так и неофициальной, и от обстановки зависит, какие формулы речевого этикета будут использованы в разговоре.

Скорбная атмосфера в связи с событиями, приносящими горе, предполагает соболезнование, выраженное эмоционально, не дежурно или сухо. Помимо соболезнования, собеседник часто нуждается в утешении или сочувствии. Сочувствие и утешение могут иметь формы сопереживания, уверенности в благополучном исходе, сопровождаться советом.

В повседневности, рабочая обстановка также требует применения формул речевого этикета. Блестящее или, наоборот, ненадлежащее выполнение поручаемых заданий может стать поводом для вынесения благодарности или порицания. При выполнении распоряжений сотруднику может понадобиться совет, для чего будет необходимо обратиться с просьбой к коллеге. Также возникает необходимость одобрить чужое предложение, дать разрешение на выполнение или мотивированный отказ.

Просьба должна быть предельно вежливой по форме (но без заискивания) и понятной адресату, обращение с просьбой — деликатным. При обращении с просьбой желательной избегать отрицательной формы, использовать утвердительную. Совет надо давать некатегорично, обращение с советом будет побуждением к действию, если он дан в нейтральной, деликатной форме.

За выполнение просьбы, оказание услуги, полезный совет принято выражать собеседнику благодарность. Также важным элементом в речевом этикете является комплимент. Он может употребляться в начале, середине и по завершении разговора.

Возможные риски проекта

Возможные риски Пути устранения
Трудности в подборе материала Пользование интернетом, обращение к ресурсам библиотеки;
Трудности в систематизации и структуризации теоретического материала Узнать приёмы информации, переработки текста и уметь пользоваться
Трудности в оформлении Знать и соблюдать требования к содержанию;
Трудности в оформлении продукта Знать требования.

Заключение

Речевой этикет – это зеркало, отражающее уровень внутренней культуры человека. Необходимо учиться правилам речевого поведения. Проявление хорошего тона должно быть обычной нормой поведения. Культурному человеку необходимо не только знать и соблюдать нормы этикета. Умение подать себя и произвести хорошее впечатление позволит вам приобрести уверенность и свободно чувствовать себя в любом обществе. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Неукоснительное соблюдение речевого этикета в деловом общении оставляет благоприятное впечатление, поддерживает его положительную репутацию. Культурная речь – признак интеллигентности и воспитанности человека. Жаргонные словечки, грубые обороты – все это лишь демонстрирует отсутствие правильного воспитания.

Таким образом, проблема «Каковы пути соблюдения норм речевого поведения в успешном общении» решена.

Цель исследования «Теоретически обосновать нормы речевого поведения у студентов» достигнута.

Задачи для достижения цели реализованы.

Гипотеза «При условии соблюдении норм речевого этикета студенты могут повысить качество своей речи в определенной ситуации» подтверждена

В дальнейшем, данную тему следует продолжать исследовать, продолжать работу по продукту, углубленно изучить материал.

Список использованных источников

1. Введенская, Л.А. Культура и искусство речи. Современная риторика / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. – Ростов н/Д.: Феникс, 1998 г.

2. Голуб, И. Б. Русский язык и культура речи / И. Б. Голуб. – М.: Логос, 2003.

3. Введенская, Л.А., Культура речи / Л.А. Введенская, Н. П.

4. И.Б. Голуб Русский язык и культура речи. Москва «Логос», 2003.

5. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др. Под ред. В.Д. Черняк. — М.: Высшая школа: С-Пб., 2002.

6. Введенская Л.А. Культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2001.

7. Формановская, Наталья Ивановна. Речевой этикет и культура общения / Н. И. Формановская. — М. : Высш. шк., 1989.

8. Акишина, А.А. Русский речевой этикет [Текст] / А.А. Акишина, Н.И. Формановская — М.: Либроком, 2009. – 375 с.

9. Винокур, Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения [Текст] / Т.Г. Винокур — М.: Наука, 1993. – 511 с.

10. Тарасов, Е.Ф. Место речевого общения в коммуникативном акте. Национально-культурная специфика речевого поведения [Текст] / Е.Ф. Тарасов — М.: Наука, 1977. – 212 с.

11. Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете. — М.: Фонд Правовая культура, 1994.-175 c.

12. Максимова В.И., Русский язык и культура речи.— М., 2000. — 413 с.

13. Ширяев Е.Н. Что такое культура речи // Русская речь. — 1991. — № 4

14. Честара Дж. Деловой этикет. — М., 1997.

15. Колесов В.В. Культура речи. СПб: Лениздат, 1988.

16. Сборник статей «О культуре речи». М: Знание, 1981

17. Гольдин В.Е., Сиротинина О.Б. Речевая культура // Русский язык. Энциклопедия. — М., 1998.

18. Калинин А.В. Культура русского слова. М: МГУ. — 1984

19. https://revolution.allbest.ru/languages/00346923_0.html

20. https://cinref.ru/razdel/02200inostran_izik/10/306634.htm

21. https://www.bestreferat.ru/referat-163535.html

22. https://otherreferats.allbest.ru/languages/00561647_0.html

Приложение 1

Анкета по теме исследования

1.Знаешь ли ты, что такое речевой этикет? (да, нет)

2. Необходимо ли овладевать навыками речевого этикета? ( да, нет, затрудняюсь ответить)

3. Здороваешься ли ты с учителями, техническими работниками в колледже? (всегда, иногда, никогда)

4. По утрам говоришь ли ты своим родным и близким «Доброе утро»? (всегда, иногда, никогда)

5. Используешь ли ты в своей речи слова «спасибо», «благодарю»? (часто, иногда, никогда)

6. Используешь ли ты в своей речи слова «извините», «простите»? (часто, иногда, никогда)

7. Употребляешь ли ты в речи грубые, нецензурные слова? (часто, иногда, никогда)

Приложение 2

Результаты анкетирования студентов

Номер студента Номер вопроса
1 2 3 4 5 6 7
1 да да всегда всегда часто часто никогда
2 да да всегда иногда часто часто иногда
3 да да всегда всегда часто часто иногда
4 да да всегда иногда часто часто часто
5 да да всегда никогда часто часто часто
6 да да всегда всегда часто часто часто
7 да да иногда никогда иногда иногда часто
8 да да всегда иногда часто часто иногда
9 да да всегда всегда часто часто иногда
10 да да всегда иногда часто часто иногда
11 да да всегда никогда часто иногда иногда
12 да да иногда иногда иногда часто никогда
13 да да всегда иногда иногда часто часто
14 да да иногда всегда часто часто часто
15 да да иногда никогда иногда часто часто
16 да да иногда всегда иногда иногда часто
17 да да всегда иногда иногда иногда иногда
18 да да иногда никогда часто часто никогда

Основные правила речевого этикета

Речевой этикет предписывает личности определенные нормы общения, которые бывают обязательными и носящими характер рекомендаций.

К обязательным относятся следующие правила речи:

  • соблюдение правил и литературных норм в разговоре;
  • отсутствие ненормативной лексики;
  • недопущение бестактности, грубости и неуважения;
  • соблюдение обязательных этапов речи – начало разговора, основная часть беседы и заключение;
  • отсутствие ошибок и искажения терминологии.

Рекомендации речевого этикета предписывают:

  • говорить по существу, избегая пустых, бессмысленных слов.
  • вести беседу, учитывая уровень развития собеседника – изъясняться понятно для него;
  • не перебивать оппонента, выслушивать полностью;
  • быть вежливым и тактичным;
  • не переходить на личности во время спора;
  • соблюдать спокойную тональность.

Так как полностью структуризировать такое большое понятие не удастся — его принципами пользуется слишком много культур и социальных групп, есть только основные правила, приемлемые для большинства современных сообществ:

  1. Ровная, нейтральная интонация. Повышение голоса и его понижение — это отклонение от нормы в стандартной беседе. Собеседники должны хорошо слышать друг друга, но окружающие, если они есть, не должны испытывать от чужой беседы никаких неудобств.
  2. Приветствие и прощание. Каждая беседа обязательно должна начинаться с приветствия (его тип будет зависеть от ситуации) и прощания.
  3. Представление, если в беседе более двух человек и кто-то с кем-то не знаком. Очень невежливо начинать разговор с другими, не представившись. Тот, кто приводит в компанию новое лицо, обязан его представить. Если в диалоге между несколькими людьми нет знакомых, правило строго не соблюдается.

Главные принципы — спокойствие, исключение конфликтных ситуаций и доброжелательная (нейтральная) атмосфера. При деловой беседе или любой другой формальной встрече ярко выражать свои эмоции и отношение к окружающим строго не рекомендуется.

Повседневная речь

Повседневная языковая практика также выстроена на принципах поддержания социальной иерархии. Любой разговор начинается с приветствия, причем младший первым здоровается со старшим, мужчина — с женщиной, молодая девушка — со взрослым мужчиной, младший по должности — со старшим.

По форме приветствие классифицируется как:

  • указание времени (Доброе утро!);
  • пожелание здоровья (Здравствуйте!);
  • эмоция (Рад встрече!);
  • выражение уважения (Мое почтение!);
  • специфическая форма (Здравия желаю!).

Основная часть разговора может строиться по трем сценариям: рабочий, торжественный или скорбный. На тип ситуации указывают различные речевые формулы, произносимые собеседниками («Примите наши соболезнования», «Разрешите вас поздравить!», «Я бы вам посоветовал» и т. д.).

Заканчивать общение принято прощанием с пожеланием всего наилучшего.

Виды речевого этикета

Речь – это основной механизм вербальной коммуникации. Вербальное общение бывает внутренним, когда слова произносятся про себя, и внешне направленным – устным (диалог и монолог) и письменным.

Устная речь строится в виде диалога или монолога. В диалоге люди обмениваются между собой информацией, эмоциями или переживаниями. Монолог исходит от одного лица, но направлен на аудиторию или на себя.

Разговорная этика проявляется менее формально, нежели письменная. Здесь допускаются пропуски слов, замена фраз действием или жестом.

Письменная форма этики ограничена строгими рамками – стилистикой, правилами орфографии и пунктуации.

Так как это широкое понятие, нигде нет единого речевого этикета, идеально подходящего под все социальные требования. Конкретные люди или социальные группы видоизменяют правила под свои потребности, не изменяя главных принципов — так рождается классификация речевого этикета по видам:

  1. Официальный или деловой. Это тот этикет, который обычно подразумевается под этим словом обывателем. Применяется на мероприятиях, где гости не знакомы друг с другом, на выставках, в сфере обслуживания, на деловых переговорах.
  2. Повседневный. Наиболее простой для освоения и распространённый вид. Применение правил повседневного этикета не требует усилий, воспитанный и интегрированный в общество человек соблюдает большинство правил и норм речевого этикета в процессе общения автоматически. Применим в любой ситуации, где не подходит официальный этикет или более редкие формы речевого этикета.

Также под нестандартные ситуации, с которыми большинство людей не сталкивается, есть уникальные единицы речевого этикета.

Например, религиозный — он изучается внутри духовенства конфессий или просто в среде верующих и в светском обществе практически не применим. То же можно сказать относительно дипломатического этикета и военного.

В целом, речевое общение классифицируется по содержанию и бывает:

  • материальным — обмен продуктами деятельности;
  • когнитивным (познавательным) – обмен данными, опытом и знаниями;
  • кондиционным (эмоциональным) – обмен настроением;
  • мотивационным – обмен намерениями;
  • деятельностным – обмен умениями, вследствие совместной деятельности.

Виды речевого этикета подразделяются по техникам взаимодействия и задачам.

  1. Контакт масок. Это формальная коммуникация, без стремления узнать характер оппонента.
  2. Светское общение. Эта форма словесной связи беспредметна, так как люди в такие моменты разговаривают на общие темы, о чем положено говорить в этой ситуации.
  3. Формально-ролевой вид. Здесь важен регламент и содержание общения, а значение имеет социальный статус собеседника и его положение в обществе.
  4. Деловое общение. Это взаимодействие с целью обмена данными и сообщениями, которые требуются для достижения нужного результата.
  5. Межличностное общение. Этот вид речевого этикета еще называется интимно личностной коммуникацией, потому как заключается в раскрытии глубинных личностных качеств собеседника.
  6. Манипулятивное общение. Это общение направлено на получение пользы от оппонента.

Важно! Любая форма разговора подчиняется определенному регламенту, соблюдать который нужно неукоснительно.

Виды

Внешняя речь подразделяется на группы:

  1. Этикет устной речи включает массу разновидностей, начиная с разговорной на бытовом уровне. Сюда же входит деловой стиль общения, научная речь как способ диалога ученых, общественных деятелей, философов. Художественная речь выражается в преподавании, проявляется в театральных постановках. Публицистическая речь направлена на донесение информации, рассказе о событиях.
  2. Письменная — отображение устной речи в написании текста. Имеет значение в плане сохранения информации и передачи через поколения.
  3. Монологическая — монолог одного оратора, которого слушает большая аудитория. Придерживаются этикета речевого общения на конференциях, семинарах, в выступлениях коуч-тренеров.
  4. Диалогическая — диалог между людьми на определенную тему, которую знают и понимают оба собеседника. Диалоговая речь пестрит набором специфических выражений и технических терминов, касающихся данной темы. Окружающие, не знающие о чем идет речь, могут не понять суть беседы. Но оба собеседника выполняют все правила речевого этикета во время диалог, который касается только их.
  5. Внутренняя речь. Выявляется на основе уровня образования и самовоспитания. Это способность человека слушать, воспринимать и пропускать через себя полученную информацию. Возможность мыслить, анализировать ситуацию внутри себя, не прибегая к письменной и устной речи. Внутренняя речь является продолжение внешней, только в беззвучном режиме. Человек думает прежде, чем ответить на вопрос, сказать свое мнение, сопоставляет информацию внутри себя, чтобы грамотно ее преподать. Внутренняя речь зависит от развития интеллекта, на основе которого судят о развитии речи у человека. Любая мысль формируется с помощью внутренней речи, несмотря на то, что высказывает ее человек или оставляет при себе.

Функции речевого этикета

Речевой этикет имеет определенные функции, которые очень важны для человека.

  1. Установление контакта. Речевой этикет привлекает внимание собеседника, побуждает его к контакту и возможному знакомству.
  2. Поддержание контакта. В этом случае этическое общение способствует сохранению контакта без углубления в какую-либо тему разговора. Оно необходимо для составления впечатления о собеседнике и поддержания приятельской связи.
  3. Демонстрация уважения и позитива. В некоторой степени это основная функция речевого этикета, которая осуществляется словами приветствия и прощания, извинения, сочувствия, просьбы и т.д.
  4. Регуляция поведения. Соблюдение норм речи делает поведение людей предсказуемым и понятным для окружающих, а также проясняет социальную роль каждого из собеседников и определяет порядок действий в той или иной ситуации.
  5. Профилактика конфликтов. Речевой этикет способствует нормальному общению между людьми. Своевременное извинение и вежливость помогают избегать острых углов в разговоре, а если конфликт уже начался – выйти из него с наименьшими потерями.

Важно! Этикетное общение – это обязательное условие беседы с окружающими, которое гарантирует нормальные отношения между людьми. Оно наделяет человека положительными качествами и облегчает взаимодействие с обществом.

Основная функция — установление положительного контакта с другим человеком или группой. Изменения в русском речевом этикете последних лет — всего лишь отголоски ритуалов, созданных древними людьми в качестве универсальной константы общения.

Очень многие их части можно отследить и сейчас, например, в рукопожатиях, поклонах у азиатских национальностей, и улыбках.

Все эти незначительные на первый взгляд мини-ритуалы сопровождают человечество веками. Они помогают показать на сознательном и не сознательном уровнях, что собеседник уважаем и отношение к нему будет хорошим.

Этикетные нормы — это универсальный язык, на котором можно договориться с каждым.

Частые нарушения и ошибки

С ошибками в речевом поведении может столкнуться каждый. К наиболее частым из них относятся:

  1. Использование неуместных выражений, сквернословие, употребление ненормативной лексики.
  2. Нарушение ритуалов (не поздоровался, не поблагодарил, не извинился и пр.).
  3. Присутствие в речи жаргонизмов («ваще», «чумовой», «улет» и т. д.).
  4. Сарказм, приказной тон, грубость, невежество, отсутствие эмпатии по отношению к собеседнику.
  5. Упоминание о присутствующем человеке в третьем лице.

Таким образом, нормы речевого этикета применимы в любых ситуациях: от повседневной рутины до обмена опытом на международных конференциях или дипломатических переговорах. Основные правила предписывают использование при разговоре спокойного тона, дружелюбного настроя, общепринятой лексики и поддержание субординации между собеседниками.

Языковые и поведенческие средства

Речь — это в основном слова и другие звуки, конечно, но есть и другие средства выражения. Например, жесты и положение в пространстве относительно своего собеседника.

Всё это тоже очень важно и имеет значение как со светской стороны, так и в плане национальных особенностей, которые тоже учитываются.

Ярчайшим примером поведенческого средства можно считать жестикуляцию. Это совершенно нормальное явление — жесты используются человеком как дополняющие речь «усилители».

С помощью них выражаются эмоции, подаются сверхбыстрые сигналы. Насчёт жестикуляции есть достаточно жёсткие правила, в основном они заключаются в её сдерживании.

Нет ничего плохого в том, чтобы показать собеседнику ладонью на предмет разговора или жестом пригласить пройти в помещение, но размахивать руками и сокращать дистанцию с человеком без его согласия недопустимо.

Языковые и поведенческие средства неразрывно связаны, но первые существуют без вторых, а наоборот — нет.

В речевом этикете первыми помощниками являются языковые и поведенческие средства. К ним относятся:

  • умеренная жестикуляция и мимика;
  • дистанция общения;
  • выраженная доброжелательность и сдержанная эмоциональность;
  • демонстрация интереса;
  • избегание спорных ситуаций;
  • некатегоричность собственных высказываний;
  • исключение неодобрения;
  • исключение излишнего интереса к личным подробностям;
  • участие в общей беседе;
  • краткость и равномерность общения со всеми;
  • минимум информации о себе;
  • обсуждение нейтральных тем – дети, животные, погода, путешествия;
  • помощь собеседнику в щекотливой ситуации;
  • выражение несогласия молчанием, вопросом или переходом на другую тему;
  • умеренное использование юмора;
  • запрет на сарказм;
  • исключение грубых и просторечных выражений;
  • положительное настроение;
  • соблюдение временных рамок и периодичности общения.

Главные правила

Что такое речевой этикет в современном русском языке, известно каждому воспитанному человеку. Кратко список его правил выглядит так:

  1. Мимика и жестикуляции должны быть умеренными и понятными собеседнику.
  2. Недопустимо нарушать личные границы другого человека, сокращая дистанцию общения.
  3. Сдержанность в эмоциях не означает отсутствие доброжелательного настроя.
  4. В разговоре следует демонстрировать интерес к собеседнику и его точке зрения.
  5. Лучше избегать спорных ситуаций, но, если это невозможно, нужно исключить неодобрительные оценки оппонента и категоричность собственных высказываний. Несогласие лучше выразить молчанием, переводя разговор на другую тему.
  6. Не стоит навязчиво выспрашивать подробности личной жизни собеседника, если он избегает этих тем. Распространяться о себе также не следует.
  7. В беседе с несколькими участниками внимание должно быть равномерно распределено между всеми людьми. Лучшие темы — нейтральные: о животных, погоде, путешествиях.
  8. Юмор — как пряность, использовать его нужно аккуратно. Но легкая, всем понятная шутка поможет выйти из щекотливой ситуации. Юмор и сарказм — не одно и то же.
  9. Грубые слова и просторечия должны быть исключены.
  10. Периодичность и временные рамки общения должны быть приемлемы для всех участников общения.

Формулы речевого этикета

На любом этапе общение сопровождается формулами речевого этикета – штампами и устойчивыми выражениями.

Это слова вежливости, которые предусмотрены на все случаи жизни:

  • слова приветствия и прощания – «здравствуйте», «приветствую вас», «до встречи», «до свидания»;
  • извиняющие фразы – «извините», «прошу меня простить», «простите за…»;
  • обращение – «могу я к вам обратиться?»;
  • слова сочувствия – «соболезную», «искренне сочувствую»;
  • просящие фразы – «будьте так добры, передайте…»;
  • пригласительные слова – «буду рад вас видеть»;
  • комплименты и поощрения – «вы замечательный специалист»;
  • благодарность – «от всего сердца благодарю», «спасибо», «я вам очень признателен».

Данные формулы подсказывают как себя вести в какой-либо ситуации и облегчают общение.

Никаких ругательств

Культура речи и матерная лексика просто не совместимы — пожалуй, этот пункт даже не требует особых объяснений. Богатство нашего языка вполне позволяет обходиться без ругательств даже в редких случаях, а если употребление матерной ругани дошло у вас до уровня слов-паразитов и междометий, то это серьезный повод задуматься.

Очистить свою речь от нецензурной лексики сложно, но можно, а подход тот же, что и к словам-паразитам: внимание, терпение и контроль. Можете также придумать для себя систему наказаний и поощрений, соответственно, за использование подобных слов и отказ от них.

Речевой этикет и деловое общение

Деловое общение после повседневного является самым распространённым. Это логично — растёт уровень среднего предпринимательства, всё больше людей заняты на творческих профессиях или предпочитают работать на себя.

Придерживаться стандартных правил повседневного этикета на деловой встрече допустимо, но получить таким образом уважение от собеседника удастся только в том случае, если он сам придерживается подобного подхода в делах.

ВАЖНО! В зависимости от разных жизненных ситуаций деловой этикет тоже можно разделить на условные группы.

Правила для удачного официального общения

Главное — никакой фамильярности. Флирт между деловыми партнёрами также исключается. Собеседники должны найти идеальный баланс между вежливой отстранённостью и вежливой вовлечённостью. Первое не должно перейти в заносчивость, второе — в навязчивость.

Не стоит придерживаться картинного официоза. На деловой встрече вполне могут звучать уместные шутки и разговоры на отвлечённые темы. Переход на личное — табу, это грубо и может обидеть собеседника.

Пунктуальность, обязательность и честность. При создании первого впечатления не существует мелочей — не стоит опаздывать, грубить персоналу.

Деловое общение отличается тем, что в нем отсутствуют фрагменты, намекающие на личные темы. Это общение по существу – вежливое, учтивое и беспристрастное, но вместе с тем располагающее. Оно направлено на достижение взаимопонимания и контакт.

Официальное общение предусматривает следующие правила:

  • манеры и речь в соответствии с конкретной ситуацией;
  • предельная ясность речи – четкое произношение, ясность изложения;
  • достоверность информации;
  • корректность;
  • умеренность;
  • внимательность;
  • соблюдение дистанции.

Разновидности и их особенности

Этикет речи отличается в зависимости от области применения, пола, возраста и ситуативности. В соответствии с этими критериями выделяют несколько его видов.

Бытовой

К этой форме каждый привыкает с детства. Неосознанно родители прививают ребенку особенности общения, которые он потом использует в повседневной жизни.

Из названия понятно, что бытовая речь используется людьми в быту, когда они находятся в неформальной обстановке. Для нее характерны следующие черты:

  • частичное несоблюдение упомянутых правил;
  • неоднородная интонация;
  • употребление нелитературных слов, большого количества междометий и сокращений;
  • обращение к собеседнику на «ты».

ЧИТАТЬ Как записать парня в телефоне: оригинальные идеи

Она непосредственная и свободная от официоза. Большинство ее норм человек соблюдает автоматически.

Бытовой этикет речи подразумевает включение большого количества фразеологизмов и стилистически окрашенных экспрессивных выражений. Эмоциональность — выразительная черта повседневных контактов.

Деловой

Общение в деловом стиле занимает второе место после бытового, ведь растет количество предпринимателей и тех, кто предпочитает работать на себя.

Важный момент здесь — отсутствие фамильярности, флирта. Собеседникам стоит найти золотую середину между взаимной вежливостью, отстраненностью и вовлеченностью. Но не нужно строить театральный официоз, вполне уместно разбавить диалог шуткой или оригинальным остроумным высказыванием.

Единственное табу — переход на личности. Деловая речь подразумевает полное отсутствие личных тем. Это разговоры по существу, направленные на решение актуальных задач. Беспристрастность характерна для такой беседы. Допустима сухость. Разговор направлен на достижение взаимопонимания и установление выгодных контактов.

Педагогический

Разговорный этикет преподавателя близок по стилю к деловому, но является более мягким. Педагог должен выступать для учащихся образцом красивой, грамотной и этически верной речи. Его задача — установить доверительный контакт так, чтобы создать уютную атмосферу.

Преподаватель должен регулировать речевое поведение в зависимости от возраста своих подопечных, не «сюсюкать», но и не сыпать непонятными терминами. Нужно выражаться понятно, кратко и логично, быть идеальным ритором. Важно соблюдать нормы социальной дистанции: с детьми до 16 лет быть на «ты», со старшими учениками — на «вы».

Очень важны тембр голоса педагога, тон речи, манера общения с учащимися. С осторожностью стоит включать в речь оценочные суждения, отвечать на вопросы и использовать жестикуляцию.

Для учителя недопустимы критика, применение жаргона, категоричность, навешивание ярлыков и повышение голоса. Самодисциплина лежит в основе педагогического контакта с учениками.

Медицинский

Специфика этикета врача непосредственно связана с его деятельностью. Доктор должен в общении с пациентом руководствоваться не только правилами нормативных актов и законов, но и принципами гуманизма, сострадания, великодушия.

Речь медицинского работника должна быть спокойной, отстраненной, уверенной, грамотной. Он должен вызывать доверие к себе, своему мнению и профессии в целом.

Врачу необходимо учитывать во время диалога психологическое состояние пациента, уровень его образования и социальный статус. Недопустимо использование медицинских терминов без пояснений.

Вежливое обращение сочетается с уважением и соблюдением нормативной дистанции. Гибкость, тактичность, непредвзятость — явные черты речи сотрудника медицинской сферы.

Нельзя конфликтовать, перегружать реплики неуместными высказываниями, вводить собеседника в заблуждение, переходить на личности или упоминать посторонние, личные темы. Запрещено разглашать врачебную тайну и обсуждать профпригодность других врачей. Кроме того, доктору необходимо научиться не только внятно доносить пациенту информацию, но и внимательно слушать его самого.

Публицистический

Такая речь должна информировать или рассказывать о событиях. Она предполагает не диалог между двумя людьми, а обращение сразу к большому количеству людей, то есть к публике. Основные черты — эмоциональность, образность, логичность, призывность.

Задача публициста не только донести информацию, но и вызвать у аудитории отклик на нее. Допустимо сочетание художественного языка с экспрессивными просторечными выражениями, высказывание собственной оценки о происходящем, включение профессионального лексикона в переносном значении.

Публицист должен обязательно поприветствовать слушателей в сдержанной форме, а по окончании выступления поблагодарить их за внимание и попрощаться.

Речевой этикет публичных выступлений сочетает консервативные традиции с изменчивыми тенденциями языковых особенностей.

Сетевой

Сетевое взаимодействие разительно отличается от того, как мы привыкли разговаривать лицом к лицу. Интернет-этикет начал зарождаться, когда появились форумы и блоги, электронные доски объявлений и различные фан-клубы в интернете. Сегодня нормы взаимодействия между пользователями негласно регулируют социальные сети, ведь именно они стали пространством для ежедневных виртуальных контактов.

ЧИТАТЬ Если мужчина любит по-настоящему, как он себя ведет: психология сильного пола

Собеседник в сети оставляет за собой право отвечать не сразу и выходить из чата без предупреждения и объяснения причины. Значок «Онлайн» не гарантирует нахождение человека у монитора, а лишь сообщает об открытии страницы.

Если нет желания общаться, то письмо стоит оставить непрочитанным, чтобы у собеседника не сложилось впечатление, что его игнорируют. Время ответа не должно превышать сутки.

Ссылки и какие-то медиафайлы, посланные в диалоге, нужно сопроводить хотя бы минимальным комментарием, а ждать ответа на банальное «привет» некультурно.

Право добавления в друзья не должно осуждаться, даже если человек отказал в «дружбе». Чтобы не выглядеть навязчиво, не стоит оставлять лайки и комментарии на странице нового знакомого.

Люди, которые ежедневно обращаются к сетевой площадке для общения, негласно соблюдают эти правила. Они нигде не прописаны, но известны каждому интернет-пользователю.

Молодежный

Языковая модель молодого поколения продиктована особенностями возраста, предпочтениями и изменчивым эмоциональным состоянием подростков. Они выражаются не как нужно, а как удобно.

В молодежных речевых традициях осталось мало от классических разговорных норм. Сохранились лишь приветствие и прощание, но и это происходит в свободной форме, без соблюдения норм.

Стремление выделиться в сочетании с неуверенностью, иллюзиями и юношеским максимализмом делает контакты в среде подростков не только способом передачи информации, но и возможностью продемонстрировать превосходство над другими или, напротив, показать, что «я свой».

Обилие сленга, жаргона, вульгаризмов, экспрессивно окрашенных выражений, ненормативной лексики в речи молодежи стирает понятие этикета. Сохранены нормы «вопрос — ответ» и подчеркивание уровня собеседников.

Соблюдение правил красивой речи в подростковой среде зависит от воспитания и круга друзей ребенка.

Телефонный

Искусством правильно общаться по телефону обладает не каждый. Разумеется, если это болтовня с подружкой или задушевные разговоры с любимым, то соблюдение этикета — последнее, о чем думают люди. Однако во всех прочих случаях не стоит забывать о нормах телефонного разговора:

  1. Если человек звонит первым, то сначала нужно поздороваться и представиться, а потом переходить к сути. В конце следует попрощаться и закончить диалог.
  2. Важные вопросы лучше обсуждать до 2-х часов дня.
  3. Если звонок сорвался во время беседы, перезванивать повторно должен ее инициатор.
  4. Нельзя выражать недовольство из-за того, что на том конце провода слишком долго поднимали трубку.
  5. Более двух звонков, если это не опасная для здоровья или денег ситуация, делать нельзя.
  6. Невежливо просить собеседника «повисеть». Лучше извиниться и по окончании всех дел просто перезвонить.

Этапы делового общения

Как и любое общение, деловая беседа разбита на этапы:

  • приветствие – первым приветственное слово произносит младший по возрасту или рангу;
  • диалог, с соблюдением канонов и вежливости;
  • разрешение спорных ситуаций – умение обходить острые углы, конструктивный диалог;
  • повседневное взаимодействие – решение ежедневных вопросов;
  • невербальное общение – внимательность и радушие, выраженные в жестах и мимике;
  • прощание – заключительный этап общения, от которого зависит обоюдное впечатление.

Долой слова-паразиты

«Ну», «там», «вот», «типа», «короче», «в общем», «как бы», «то есть», «так сказать», «ээ-э», «мм-м» — нашли свои «любимые» слова и звуки? Список можно продолжать. Все эти элементы очень сильно засоряют нашу речь, делают ее грубой, рассеянной и непривлекательной.

Избавиться от них можно только путем наблюдения за своей речью и жесткого контроля над ней. Чаще всего слова-паразиты служат некими заполнителями пауз, когда человеку трудно облечь мысль в слова или быстро ее выразить, поэтому старайтесь говорить в спокойном темпе, не торопитесь, думайте над каждым словом — и совсем скоро вы отделаетесь от этой привычки.

Этикет деловых разговоров по телефону

Телефонные переговоры тоже имеют свой регламент:

  • начинаются они с приветствия и представления с названием организации и должности говорящего;
  • разговор должен быть лаконичным, по существу;
  • необходимо соблюдать последовательность беседы;
  • переговоры ведут вежливо, неторопливо, спокойным голосом;
  • дикция должна быть четкой;
  • после разговора требуется произнести слова прощания.

Важно! Прежде чем начать деловые переговоры, лучше написать суть вопроса на бумаге, чтобы в ходе разговора не перескакивать с одного момента на другой.

Речевой этикет разных социальных групп

Речевой этикет устанавливается внутри каждой социальной группы. Его особенности складываются в зависимости от следующих аспектов:

  • возраста;
  • половой принадлежности;
  • образования;
  • уровня воспитания;
  • профессионального направления;
  • уровня достатка;
  • иерархической принадлежности.

Стремление овладеть речевым этикетом – это залог развития личности и показатель воспитания.

Соблюдение норм и правил речи повышает культуру человека и общества в целом. Именно поэтому образовательный процесс уделяет этому вопросу максимум внимания.

Похожие записи:

  1. Этикет — понятие, направления, функции Понятие этикета в исследованиях педагогов. Формы этикета, Характерные особенности разных…
  2. Педагогические условия создания речевой среды в подготовительной группе детского сада Условия создания речевой среды в ДОУ. Приемы и методы организации…
  3. Понятие и структура языковой компетенции младших школьников Языковая компетенция должна формироваться уже в младшем школьном возрасте. При…
  4. Речевое развитие в младшем дошкольном возрасте Развитие речи в младшем дошкольном возрасте — особенности становления, поэтапное…

Речевые средства общения

Вербальное (знаковое) коммуникативное взаимодействие реализуется при помощи слов. Человеческая речь считается вербальным средством коммуникации. Проведенные исследования показывают, что современный «гомо сапиенс» за день произносит приблизительно 30 тысяч слов, а в час около трех тысяч. Слова образуют разнообразные речевые тексты, которые формируются в зависимости от целей коммуникантов, например, что-то сообщить или узнать, выразить отношение или побудить к чему-то. Такие тексты бывают устными или письменными. В них реализуются языковые системы, которые являют собой системы знаков и методов их сочетания. Языковые системы служат своеобразным инструментом, способствующим выражению мыслей, проявлению чувств и желаний субъектов. Они являются важнейшим средством вербального общения.

Язык как средство речевого общения имеет различные назначения. Он выступает в роли стержневого средства коммуникативного взаимодействия. Благодаря этому предназначению языковых систем люди обладают возможностью полноценно взаимодействовать в социуме в целом и с субъектами в отдельности. Такое назначение языковых систем считается их коммуникативной функцией. Кроме функции коммуникации язык как средство речевого общения обладает целым рядом других функций, таких как познавательная, аккумулятивная, конструктивная, эмоциональная, контактоустанавливающая и этническая.

Познавательная функция языка является выражением деятельности сознания человека. Ведь существенную часть информации о внешнем мире люди получают посредством языка.

Аккумулятивная функция предполагает накопление и сохранение опыта, хранение знаний для использования их в дальнейшей жизни. В будничной жизни людей выручает ведение дневников или записных книжек. А своеобразными «записными книжками», наследием всего человечества является всевозможные памятники письменности и литература.

Конструктивная функция заключается в формировании мыслей и различных суждений. С помощью языковых систем мысль как бы обретает материальную оболочку и звуковую форму. Выраженная при помощи слов, мысль становится четкой и понятной, прежде всего, для индивида, который ее высказал.

Эмоциональная функция являет собой один из инструментов выражения чувств и эмоциональных состояний. Данная функция реализуется посредством речи только при условии прямого выражения эмоционального отношения индивида к информации, которую он сообщает. При этом основную роль играет интонация.

Контактоустанавливающая функция выражается в установлении контакта между индивидами. Временами общение может быть бесцельным, а его информативность может равняться нулю, что означает подготовку почвы для дальнейшего продуктивного и доверительного общения.

Этническая функция лежит в объединении народа.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]