Определения морально-этических понятийматериал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Нравственность — это мораль в её исторической форме. Принцип нравственности – стремление к высшим ее формам, которые остаются базовыми и неизменными во времени ценностями. Мораль всегда обращена к свободной личности, которая способна воспринимать закон не как внешнее принуждение, но как внутреннюю потребность человека. Философия рассматривает этические учения как фундамент для системы взглядов на общество. Именно от этих основ получили начало фундаментальные исследования и школы по социологии и философии.

Наука о нравственности

Существует наука о формах морали и нравственности, которая называется этика. Предметом её изучения выступает мораль в её исторических формах. Система категорий этики ограничивает предметную область этой сферы познания.

В качестве науки, особой дисциплины этика восходит к древнегреческому мыслителю Аристотелю.


Его произведения по этике стали основополагающей системой знания и определили предмет этой науки. Этика – это наука о морали. На основе термина «этос», что означает привычное местообитание, а позже приобрело значение «привычка», «нрав», «обычай», древнегреческий мыслитель выделил тот особый срез человеческой реальности, который составляет предметную область науки.

По аналогии Цицероном, с прямой ссылкой на Аристотеля, было образовано слово «моральный», а от него существительное «мораль», ставшее эквивалентом термина «этика». Таким образом сформировались основные понятия и категории этики. Они стали базовыми в развитии этой области гуманитарного знания.

Категории этики

Так возникли предпосылки системы научного познания о принципах нравственности и базовые понятия – мораль и этика. Категории этики не ограничиваются этими двумя терминами. Говорить о том, что существует научная область знания, возможно лишь в том случае, когда есть предмет и система категорий, ограничивающая объем научного познания от смежных областей науки. Этика как наука имеет свой предмет и инструментарий исследования — систему категорий. Основные категории этики:

  • Мораль и нравственность.
  • Добро и зло.
  • Благо.
  • Справедливость.
  • Равенство.
  • Достоинство.
  • Долг.
  • Смысл жизни.
  • Любовь.

Система категорий этики ограничивает область научного поиска от смежных областей гуманитарного цикла. Этические учения ведущих мыслителей в истории человеческой мысли и современности являются базой для формирования подходов в философских школах и направлениях. Именно благодаря этическим воззрениям философов сформировались известные учения.

Общая характеристика

Понятие морали часто отождествляют с понятием “нравственность”. Они определяют систему норм поведения и общения, ценностей, оценочных суждений человека.

В ходе истории ученые оценивают мораль как:

  • Систему норм
    , ценностей и принципов, которые вменяют человеку с рождения.
  • Отдельную сферу
    индивидуального выстраивания личности.
  • Мораль включает следующие составляющие:

  • принципы;
  • идеалы;
  • смысл жизни;
  • критерии духовности;
  • нравственные качества личности.


Рис. 1. Составляющие морали
Для морали характерны два признака:

  • Устойчивость
    — нормы могут сохраняться очень долгое время в обществе. Они передаются поколениями до тех пор, пока не происходят значительные перемены, которые предлагают новые ценности.
  • Изменчивость
    — нормы меняются с ходом истории, так как общество постепенно меняется и должно приспосабливаться к новой реальности. Новые слои общества со своей моралью становятся больше и сильнее, распространяя свои нормы до тех пор, пока они не становятся общепринятыми.
  • Важно! Моральное сознание становится основой, на базе которой формируется отношение личности к себе и окружающему миру. Оно выстраивает шкалу оценки добра и зла, убеждений, других людей.

    Мораль и нравственность

    Нравственность – это историческая форма морали. Моральные заповеди – вневременные категории. Они известны как принципы нравственной жизни. Христианские заповеди «не убий», «не прелюбодействуй», «не кради», «не злись», «на завидуй» — не что иное, как запечатлённые в религии формы нравственного поведения.

    Всем известное высказывание «о времена, о нравы!» — это свидетельство изменчивости исторических форм морали. Именно поэтому возникает проблема в отношениях поколений «отцов и детей», конфликт разных форм нравственного поведения.

    Например, в советский период эпохи абсолютно безнравственным считались любые формы спекуляции – получение прибыли за счет перепродажи товаров. Люди подвергались уголовному преследованию за факты занятия деятельностью, которая в настоящее время легитимирована законом «О предпринимательстве».

    Для эпохи средневековья высшей степенью безнравственности являлась попытка естественнонаучного познания природы вещей. История сохранила печальную картину средневековья как символ «мракобесия». Любая форма отказа от слепой веры подвергалась гонениям и была под строгим запретом.

    Нравственность – это принятая каким–либо обществом форма поведения в определенный исторический период и признанная нормой для этого сообщества. В случае отказа от принятия норм индивид подвергается отчуждению, порицанию обществом в различных формах.

    Таким образом, то, что в определенных временных условиях выступает как зло, может превратится в добро в другой временной парадигме. Зло и добро – основные нравственные категории этики.

    Как написать курсовую работу по логопедии

    07.09.2010 257570

    Данные методические рекомендации составлены с целью помочь студентам получить представления о содержании и структуре курсовых работ по логопедии.

    Логопедия (от греч. lógos — слово, речь и paideía — воспитание, обучение) — это отрасль педагогической науки, которая изучает аномалии развития речи при нормальном слухе, исследует проявления, природу и механизмы нарушений речи, разрабатывает научные основы их преодоления и предупреждения средствами специального обучения и воспитания.

    Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности.

    Объект изучения — человек, страдающий нарушением речи.

    Основной задачей логопедии как науки является изучение, предупреждение и устранение различных видов нарушений речи.

    Курсовая работа по логопедии представляет собой научно-экспериментальное исследование студента. Этот вид учебной деятельности, предусмотренный образовательно-профессиональной программой и учебным планом, способствуют приобретению навыков работы с литературой, анализа и обобщения литературных источников с целью определения круга недостаточно изученных проблем, определения содержания и методов экспериментального исследования, навыков обработки и качественного анализа полученных результатов. Необходимость выполнения курсовой работы по логопедии обусловлена актуализацией знаний, касающихся содержания, организации, принципов, методов и приемов логопедической работы.

    Как правило, за время обучения студенты должны написать две курсовые работы — теоретическую и практическую.

    Первая курсовая работа должна быть посвящена анализу и обобщению общей и специальной литературы по выбранной теме. На основании данного анализа следует обосновать и разработать методику констатирующего (диагностического) эксперимента.

    Во второй курсовой работе необходимо привести анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, а также определить направления и содержание логопедической работы, подобрать адекватные методы и приемы коррекции.

    Итак, представим общие требования к содержанию и оформлению курсовой работы по логопедии.

    Начальным и самым важным этапом работы над курсовым проектом является выбор темы, которая либо предлагается научным руководителем, либо выбирается студентом самостоятельно из перечня тем, созвучных направлениям научных исследований кафедры.

    Каждая тема может быть модифицирована, рассмотрена в разных аспектах, но с учетом теоретического и практического подхода. Выбрав тему, студенту необходимо детально продумать ее конкретное содержание, направления работы, практический материал и др., что должно найти свое отражение как в формулировке темы, так и в дальнейшем построении исследования. Следует напомнить, что выбранная тема может иметь не только сугубо теоретическую направленность, например: «Дизартрия. Характеристика дефекта», «Классификация дисграфий», но и учитывать практическое значение рассматриваемой проблемы, например: «Логопедическая работа по коррекции речи при дизартрии». Также следует учитывать, что при формулировании темы следует избегать чрезмерной детализации, например: «Формирование просодических компонентов речи у дошкольников шестого года жизни, посещающих дошкольное учреждение для детей с тяжелыми нарушениями речи».

    Курсовая работа включает в себя такие обязательные части как: введение, три главы, заключение, список литературы и приложение.

    Текст курсовой работы начинается с титульного листа. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

    Затем дается содержание работы, в котором формулируются названия глав, параграфов, разделов в точном соответствии с содержанием дипломной работы. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

    В тексте каждая последующая глава и параграф начинаются с новой страницы. В конце каждой главы обобщаются материалы и формулируются выводы.

    Во введении раскрывается актуальность рассматриваемой проблемы в целом и изучаемой темы в частности, определяются проблема, предмет, объект, цель исследования. В соответствии с целью и гипотезой должны быть определены задачи и комплекс методов исследования, направленных на реализацию поставленных задач.

    Актуальность темы заключается в отражении современного уровня педагогической науки и практики, отвечать требованиям новизны и полезности.

    Определяя проблему исследования, важно указать, реализацию каких практических задач обучения и воспитания лиц с речевой патологией она поможет осуществить.

    Под объектом исследования понимаются те или иные аспекты педагогической действительности, воспринимаемые через систему теоретических и практических знаний. Конечная цель любого исследования — совершенствование этого объекта.

    Предмет исследования это какая-то часть, свойство, элемент объекта, т.е. предмет исследования всегда указывает на конкретную сторону объекта, которая подлежит изучению и о которой исследователь хочет получить новое знание. Предмет – это часть объекта.

    Можно привести пример формулировки объекта, предмета и проблемы исследования:

    – Объект исследования — речевая деятельность детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи.

    – Предмет исследования — особенности интонационного оформления речи детей с фонетико-фонематическим нарушением речи.

    – Проблема исследования — определение эффективных направлений логопедической работы по формированию интонационной выразительности речи в системе коррекционного воздействия.

    Цель исследования способствует конкретизации изучаемого объекта. Цель любого исследования — решение определенной проблемы. Цель конкретизируется в задачах с учетом предмета исследования.

    Задачи исследования формулируются в определенной последовательности, что определяет логику исследования. Задачи исследования ставятся на основе теоретического анализа проблемы и оценки состояния ее решения в практике.

    Первая глава представляет собой анализ литературных источников, где рассматривается состояние данной проблемы в историческом и современном аспектах, представлены важнейшие теоретические положения, составившие основу исследования.

    При написании первой главы следует обратить внимание на то, что текст курсовой работы должен быть выдержан в научном стиле. При изложении научного материала необходимо соблюдать такие требования, как:

    – Конкретность – обзор только тех источников, которые необходимы для раскрытия только данной темы или решения только данной проблемы;

    – Четкость – которая характеризуется смысловой связностью и цельностью отдельных частей текста;

    – Логичность – которая предусматривает определенную структуру изложения материала;

    – Аргументированность – доказательность мыслей (почему так, а не иначе);

    – Точность формулировок, исключающая многозначное толкование высказываний авторов.

    Литературный обзор состояния изучаемой проблемы не должен сводиться к последовательному изложению литературных источников. Он должен представлять обобщенную характеристику литературы: выделять основные направления (течение, концепции, точки зрения), подробно анализировать и оценивать наиболее фундаментальные работы представителей этих направлений.

    При написании работы студент должен корректно использовать литературные материалы, делать ссылки на авторов и источники, откуда заимствуются результаты научных исследований. Отсутствие необходимых ссылок снижает оценку за курсовую работу.

    Как правило, в курсовых работах по логопедии ссылки на литературные источники оформляются следующим образом: в квадратных скобках ставится номер цитируемого источника в общем списке литературы. Например: Общее недоразвитие речи – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики [17].

    При использовании цитат, в квадратных скобках, помимо указания номера источника, указывается номер страницы, с которой взята эта выдержка, например: Речевой ритм опирается на физиологическую и интеллектуальную основу, поскольку, во-первых, непосредственно связан с ритмом дыхания. Во-вторых, являясь элементом, выполняющим коммуникативную функцию, «соотносится со смыслом, т.е. управляется интеллектуально» [23, С.40].

    Однако курсовая работа не должна носить сугубо реферативный характер, поэтому не следует злоупотреблять необоснованным обилием цитат. Цитирование должно быть логически оправданным, убедительным и применяться лишь тогда, когда это действительно необходимо.

    Во второй главе, посвященной экспериментальному исследованию, следует описать организацию и представить программу констатирующего эксперимента. Методика обследования, как правило, состоит из описания нескольких серий заданий, с подробным указанием инструкций, наглядного и лексического материала, процедуры выполнения заданий участниками эксперимента, критериев балльной оценки. В данной главе также приводится качественный и количественный анализ полученных результатов.

    При анализе результатов эксперимента необходимо использовать систему балльной оценки. Примеры разнообразных критериев количественно-качественной оценки представлены в следующих работах:

    – Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М.: Аркти, 2002. — 144 с.

    – Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. — М.: Аркти, 2000. — 56 с.

    – Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М.: Академия, 2000. — 232 с.

    Для того чтобы наглядно представить результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, рекомендуется использовать таблицы, графики, диаграммы и др. Гистограммы могут использоваться самые разные – столбчатые, цилиндрические, плоскостные, объемные и т.п. Пример оформления таблиц, рисунков, гистограмм можно посмотреть здесь.

    В третьей главе дается обоснование предлагаемых методов и приемов, раскрывается содержание основных этапов коррекционной работы.

    Заключение содержит обобщение изложенного материала и основные выводы, сформулированные автором.

    В списке литературы должно быть обозначено не менее 25 источников. В список включаются библиографические сведения об использованных при подготовке работы источниках. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

    В приложении можно представить громоздкие таблицы или иллюстрации, протоколы обследования, записи наблюдений, продукты деятельности (рисунки, письменные работы детей), конспекты логопедических занятий и т.п.

    Объем одной курсовой работы должен быть не меньше 30 страниц машинописного текста.

    В целом, курсовые работы по логопедии являются основой будущей дипломной работы, в которой может быть продолжено изучение начатой проблемы, но с позиций другого подхода или сравнительного анализа изучаемых нарушений у разновозрастных категорий лиц с различными видами речевых расстройств.

    О содержании и оформлении дипломных работ по логопедии можно ознакомиться здесь.

    Литература:

    1. Как написать курсовую работу по логопедии: Методические рекомендации. Учебно-методическое пособие / Сост. Артемова Е.Э., Тишина Л.А. / Под ред. Орловой О.С. – М.: МГОПУ, 2008. — 35 с.

    2. Научно-исследовательская работа студентов в системе высшего профессионального педагогического образования (по специальности 031800 — Логопедия). Методические рекомендации к выполнению дипломной работы / Сост. Л.В. Лопатина, В.И. Липакова, Г.Г. Голубева. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — 140 с.

    Добро и зло

    Категории «благо» и «добро», как правило, наделяют тождественным содержанием. Однако это не соответствует их социальной природе.


    Благо – характеристика социологическая. Добро – этическая. Благо выступает таковым в той мере, в которой удовлетворяет человеческие потребности. Добро несет в себе сугубо этическое содержание.

    Категории этики добро и зло определяют степень нравственности в поведении людей и общества. Поэтому имеет смысл рассматривать их в неразрывном единстве с историческим континуумом. Кратко ограничить эти категории можно по уровню соответствия идеалам общества. Либо несоответствия (зло) им. Добро имеет созидательное начало, зло несет смысл разрушения.

    Практическим содержанием наделены категории профессиональной этики, которые отражают ценности цеховых культур и норм.

    Профессиональная этика

    Этический кодекс, положенный в качестве принципа осуществления профессиональной деятельности, связан с областями, которые непосредственно затрагивают интересы, ценности конкретных людей. Прежде всего, к ним относятся гуманитарные сферы профессиональной деятельности:

    • Медицина.
    • Юриспрудениция.
    • Образование.

    Этический кодекс врача имеет предписание со времен римского права: не навреди! Клятва Гиппократа содержит перечень сакральных заповедей, которые обязан соблюдать участник профессионального сообщества.

    Трудно говорить о более гуманной профессиональной сфере, чем медицина. Поскольку она защищает самое главное право человека – право на жизнь. Врачебная этика содержит принципы гуманного отношения к человеку, затрагивает многие проблемы, такие как врачебная тайна, отношение к безнадежно больным людям, ответственность и долг. Служение людям в этой сфере требует от представителей безукоризненного соблюдения моральных принципов.

    Тот же принцип положен в основу этических кодексов юристов, педагогов.


    Категории педагогической этики определяют нормы поведения по отношению к воспитанникам таким образом, чтобы не только слова, но и поступки, действия являли собой образец для подражания.

    Дети и подростки особенно чувствительны к несправедливости, к нарушению их свобод и прав. Но они еще не могут в полной мере отстаивать свои интересы, поэтому особенно важно суметь не нарушить их веру в справедливость общества.

    Справедливость, уважение личности, принцип соблюдения морали – это не просто категории педагогической этики, но регулирующий принцип поведения людей, которые причастны к делу воспитания подрастающего поколения.

    Добровольное подчинение принципам корпоративной этики служит элементом менеджмента многих организаций и предприятий. Умение договориться и соблюдать принципы этического поведения – отличительное свойство человеческого сообщества.

    Высокие моральные принципы

    Нет таких норм и принципов, которые не подвержены изменениям. Со временем то, что казалось недопустимым, может легко стать нормой. Меняются общество, нравы, мировоззрения, а с ними меняется и отношение к тем или иным поступкам. Однако в обществе всегда есть высокие моральные принципы, на которые не способно влиять время. Такие нормы становятся эталоном нравственности, к которому следует стремиться.

    Высокие моральные принципы условно разделены на три группы:

    1. Внутренние убеждения полностью совпадают с нормами поведения окружающего общества.
    2. Правильные поступки не подвергаются сомнению, но не всегда возможно их выполнение (например, кинуться вдогонку за вором, укравшим у девушки сумку).
    3. Выполнение этих принципов может привести к уголовной ответственности, когда они противоречат законодательству.

    Справедливость и равенство

    Под лозунгом равенства и справедливости всегда свершались протесты населения…. Если вспомнить историю, то все революции стали следствием нарушения этих норм общества.


    Это говорит о том, что такие категории этики, как справедливость и равенство – принцип организации безконфликтного общества.

    Справедливость требует от человека и общества соблюдение нравственности, обусловленной общественным договором – законом, конституцией, правом, морали и этики. Поэтому важно понимать, что категории этики, о которых идет речь, не пустые слова. Они имеют такой уровень ценности, который гарантирует цивилизованный путь развития общества.

    Равенство всегда означало право каждого человека на равные возможности самореализации в обществе. Достижение принципа равенства возможно только гипотетически. Поскольку различие форм существования людей, обществ, государств, социальных групп так велико, что требуется еще длительный путь к восхождению на уровень равных возможностей для людей в этом мире.

    Функции морали

    Мораль считается наиболее цивилизованной степенью социальной регуляции. Ее основное назначение – являться формой духовного освоения действительности, способом ориентации в мире ценностей и социальных отношений. Это назначение морали раскрывается в ее функциях:

    1. Регулятивная. Мораль разрабатывает систему ценностных ориентаций: правил, норм, запретов, идеалов, оценок. Они являются частью общественного сознания и регулируют отношения в обществе, в каждодневной деятельности. Например, в семье, на работе, в политике, внутри социальной группы.
    2. Оценочная. Императивная функция морали проявляется в ее повелительном характере. Мораль отражает явления действительности так, как они должны быть. Также она включает в себя процедуру оценивания, то есть соответствия поведения человека моральным требованиям. Эти требования основаны на гуманистическом подходе к миру и содержат в себе такие понятия, как добро и зло, справедливость и несправедливость, благородство и низость. Формы моральной оценки: критика, неодобрение, порицание, согласие, похвала.
    3. Воспитательная. Обобщает нравственный опыт социума, тем самым передает его следующим поколениям. Вырабатывает нравственные идеалы, умело сочетая приоритеты личности и общества.
    4. Мотивационная. Общественная мораль становится основой нравственности человека, влияет на мотивацию его поведения. Является причиной действий личности в той или иной ситуации.
    5. Контролирующая. Контроль может осуществлять и общество, и сам человек, его совесть. Осуждение или одобрение социальной группы служит одним из рычагов, влияющих на поступки личности. Причем эта функция распространяется и на самоконтроль, на мысли человека, на его выбор. Совершая неблагонравный поступок, человек рискует получить осуждение общества и лишиться дружеских связей.
    6. Координационная. Согласовывает действия участников общения, делая их поступки предсказуемыми. Таким образом, координационная функция обеспечивает бесконфликтность сосуществования людей. При условии, что всеми членами общества принимаются его принципы, служащие ориентирами в поведении.
    7. Интегрирующая. Дает возможность людям находиться в одной системе ценностей, но при этом создавать прочные социальные группы, в которых действует принцип взаимопомощи. Гуманистические идеалы морали в данной функции преобразовываются в конкретные действия.

    Долг, достоинство, честь

    Эти категории этики прямо закреплены в конституционных нормах самого значимого государственного документа.

    Долг — прямая обязанность человека по исполнению обязательств перед обществом и людьми. Долг перед родителями и детьми, долг перед Родиной по выполнению воинских обязанностей — согласимся, что каждый человек в силу своего нравственного воспитания должен воспринимать эти правила поведения не как внешние нормы, но принципы морального поведения. Однако не всегда это так, и в случае нарушения этих норм предусмотрены санкции в отношении нарушавшего.

    Достоинство — мера самооценки собственной значимости в социуме и она защищается конституционно. Это цена за вклад в общественное развитие. Право каждого человека на признание его значимости — это важная норма справедливого общества.

    Честь — термин очень емкий по своему содержанию. Объем понятия намного превышает тот, который объемлет совокупность индивидуальных качеств и возможностей отдельного человека. Часто в нем кроется принадлежность к обще


    ственно важным социальным институтам и сообществам. Честь офицера, мундира – в этих терминах заключается личная ответственность человека за право принадлежать определенной системе общечеловеческих ценностей. Достоинство, честь, долг – это одновременно и категории профессиональной этики тех сфер жизнедеятельности человека, которые имеют назначением защиту жизни, здоровья и безопасности людей.

    Краткий словарь нравственных понятий

    Благодарность – чувство признательности за оказанное внимание, за бескорыстную помощь; готовность ответить взаимным благодеянием, «отплатить добром за добро».

    Бездушие – о человеке, лишенном чуткости, отзывчивости, способном быть жестоким; кого не трогают горести и радости других. Противоположно чуткости, отзывчивости, участию, вниманию.

    Безжалостность – неспособность к состраданию и жалости; бессердечный, беспощадный, немилосердный; «каменное сердце».

    Безразличие – состояние полного равнодушия, незаинтересованности, безучастное отношение к происходящему или к человеку; холодность, бесчувствие. Противоположно участию, заинтересованности.

    Бескорыстный– добрый поступок того, кто не стремится к личной выгоде и способен заботиться о других больше, чем о себе; когда нет стремления к приобретению наград за добрые дела; бессребреник.

    Бесстрашие – положительная черта характера, выражающаяся не столько в отсутствии страха, сколько в способности его преодоления; отвага, смелость.

    Бестактность – отрицательная черта характера, проявляющаяся в отсутствии чуткости, сердечности, чувства меры в отношении с окружающими людьми. Противоположно тактичности, корректности.

    Благодеяние – проявляется в заботе и сострадании, направленных на благо людей; доброжелательность и щедрость, понимание проблем другого человека и участие в его судьбе.

    Благожелательность– благосклонность, благорасположение, доброжелательность, дружелюбие, сочувствие, приветливость.

    Благородство – способность подняться над эгоистическими побуждениями и действовать бескорыстно в интересах других людей; великодушие (величие души), самоотверженность, высокая нравственность, честность, рыцарство.

    Вежливость – проявление учтивости и уважения в обращении с людьми; внимательность, доброжелательность, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, деликатность, такт. Противоположно грубости, хамству, высокомерию и пренебрежительности.

    Великодушие – благородство, когда гуманность превосходит меру общепринятых норм; самопожертвование ради интересов других; отказ от требования наказать совершившего поступок или причинившего ущерб; гуманное отношение к побежденному.

    Верность – стойкость в отношениях и исполнении своих обязанностей, долга, неизменность в чувствах. Верные любят своих близких, преданы и надежны в семье.

    Взаимопомощь – взаимная помощь, поддержка, оказываемая друг другу, и отношения, основанные на общих интересах и целях.

    Взаимопонимание– согласие, взаимное понимание, разумение, тесный контакт. У тех, кто понимает друг друга, есть единодушие во мнениях и поступках.

    Высокомерие– преувеличенно высокое мнение о себе и пренебрежительное отношение к другим; спесивость, кичливость, заносчивость, себялюбие, надменность, гордыня.

    Гордость – слишком высокая оценка человеком своих или чужих достижений и заслуг; самоутверждение, самомнение, самоуверенность, чванство, высокомерие, гордыня – непомерная гордость.

    Деликатность– тактичность, предупредительность, мягкость, душевная тонкость, чуткость, вежливость, любезность, обходительность.

    Дипломатичный –политичный, отличающийся тонкостью, ловкостью, расчетливостью.

    Доброжелательность– желание добра другим, расположение, участие, благожелательность; проявляется в дружеском расположении, участии, в сочувственных словах, в дружелюбной манере общения.

    Доброта – стремление делать добро; заботливость, предупредительность, способность к сочувствию, без чего доброта немыслима.

    Друг – человек, близкий по духу, по убеждениям, на которого можно во всем положиться; товарищ, близкий по роду деятельности, занятий; приятель, с которым сложились хорошие, но не очень близкие отношения.

    Дружба – бескорыстные отношения, которые основаны на взаимном расположении и доверии, на уважении и любви, на общих взглядах и интересах; друзья всегда готовы прийти на помощь.

    Зависть – чувство неприязни к другому лицу по отношению к его счастью, благополучию, успеху, нравственному, культурному уровню или материальному превосходству; основана на эгоизме, себялюбии.

    Индивидуальность – неповторимое своеобразие отдельного человека, уникальное воплощение в его личности наследственного и приобретенного в течение жизни; совокупность только ему присущих мыслей, чувств, интересов, привычек, настроений, способностей, интеллекта.

    Интеллигентность – личностные качества человека; сочетание благородства души и трудоспособности ума, интеллекта и терпимости характера, надежности слов и правдивости поступков; совокупность интереса к искусству, и литературе, уважения к культуре и нравственным цельностям.

    Искренность – открытость, прямодушие, честность, неподдельность, душевность, прямота, правдивость; искренний человек не притворяется и не скрывает своего истинного отношения к окружающему.

    Корысть – стремление к наживе и обогащению; корыстолюбие, меркантильность, стремление из всего извлечь для себя материальную выгоду.

    Культура– уровень достижений человеческого общества в определенную эпоху у какого-либо народа, класса; культурный – цивилизованный, развитой.

    Лень – бездействие, праздность, инерция, отсутствие желания работать, трудиться. Противоположно активной деятельности.

    Любовь – высшее чувство сердечной привязанности, самое чистое чувство, которое рождает желание творить добро, быть милосердным.

    Милосердие – деятельное соучастие в судьбе другого; готовность бескорыстно помогать нуждающимся; милость, сострадательная любовь.

    Мужество – сочетание в человеке смелости, выдержки, настойчивости и решительности; воплощение твердости характера, верности идеалу и самому себе при столкновении с опасностью, несправедливостью.

    Нежность – теплота и мягкость, тонкость и хрупкость в отношениях. Поступки, выражающие нежные чувства, ласковые слова.

    Общительность – потребность и способность человека к общению, контактам с другими людьми, установлению с ними взаимопонимания; стремление к инициативе.

    Оптимизм – бодрое и радостное мироощущение; жизнерадостность, жизнелюбие, жизнеутверждение.

    Ответственность – способность личности понимать соответствие результатов своих действий поставленным целям, принятым в обществе нормам.

    Отзывчивость – сердечность, доброта, сочувствие, участливость, сострадательность, чуткость; отзывчивый человек душевный, добросердечный, внимательный, человечный.

    Патриотизм– чувство любви к своему Отечеству; готовность подчинять свои личные интересы интересам страны; верно служить и защищать ее.

    Пессимизм– безнадежность, неверие в будущее.

    Правдивость – качество человека говорить истину, не скрывать от людей и самого себя действительное положение дел.

    Преданность – верность, неизменность, приверженность, неизменность, идейность. Противоположно неверности, измене, предательству.

    Предательство – вероломство, измена, дезертирство, коварство. Противоположно верности, преданности.

    Равнодушие – отсутствие участия, интереса к окружающему, происходящему, безразличие, безучастность, индифферентность.

    Радость – чувство большого удовольствия и душевного удовлетворения, хорошее, праздничное настроение, веселье, жизнерадостность.

    Радушие – сердечное отношение в сочетании с гостеприимством, с готовностью помочь, оказать услугу, приветливость, хлебосольство, радушный прием.

    Раскаяние – чувство вины за совершенный ошибочный или дурной поступок и желание искупить его; убеждение в ошибочности, безнравственности или преступности совершенных действий, чувство вины и угрызения совести.

    Родина – страна, в которой человек родился и живет, Отечество, Отчизна, родная сторона, родная земля; история страны, её культура, язык.

    Самоотверженно– беззаветно, подвижнически, забывая о себе, не жалея сил и жизни, жертвуя своими интересами, собой для блага других.

    Самостоятельность – независимость, самодостаточность; свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи.

    Скромность– простота в обращении, критическое отношение к себе, уважение к другим, нежелание подчеркивать свои заслуги. Она проявляется во всем поведении человека, в его одежде, манерах, речи, в стиле жизни.

    Слабохарактерность – отсутствие стойкости, твердости в характере; слабоволие, бесхарактерность, слабодушие, мягкотелость.

    Смелость – способность человека преодолеть в себе чувство страха, неуверенности в успехе, опасения перед трудностями и неблагоприятными для него последствиями.

    Снисходительность – мягкое и терпимое отношение к промахам, ошибкам других; терпимость, толерантность.

    Совесть – врожденное нравственное чутье; сознание и чувство ответственности человека за свое поведение, побуждающие человека к истине и добру, отвращающее от зла и лжи.

    Сострадание– чувство жалости, вызванное чьим-либо несчастьем, тяжелой судьбой. Это, например, страдание к сиротам. Рядом с состраданием находятся такие понятия, как милосердие, сочувствие, сердоболие, жалость, сожаление.

    Сочувствие– понимание чувств другого человека; неравнодушие, соболезнование; способность относиться с участием, состраданием к чьему-либо переживанию, беде; разделять чужое горе.

    Спасать – помогать, служить защитой, выручать, ограждать, оберегать, предохранять, сохранять; идти на выручку, вызволять.

    Справедливость – соответствие человеческих отношений, законов, порядков морально-этическим, правовым нормам и требованиям.

    Страх – чувство сильной тревоги, беспокойства, душевного смятения перед какой-то опасностью; ужас, боязнь, трепет.

    Тактичность – соблюдение меры в общении и принятых правил вежливости; исключение действий и слов, которые могут быть неприятными собеседнику; проявление внимания по отношению к окружающим людям; корректность.

    Терпение – терпеливость, в противовес горячности, способность сохранять выдержку и самообладание.

    Трудолюбие– необходимое условие любой трудовой деятельности; усердие, старание и прилежание.

    Уважение– чувство, основанное на признании чьих-либо достоинств, заслуг; почтение – глубокое уважение, обычно к лицу, старшему по возрасту, по положению, знаниям; пиетет – высшая степень уважения, почтения.

    Участливость– добрая черта характера, в первую очередь отзывчивость, жалостливость. Человек с таким душевными качествами внимателен к людям, сердечен и добр. Он принимает активное участие в судьбе сирот, имеет сострадательность к больным и слабым.

    Храбрость – черта характера, проявляющаяся в способности личности преодолевать чувство страха в ситуации опасности и рисковать собой ради достижения цели.

    Честность– правдивость, прямодушие, благородство, чистосердечность, искренность, порядочность, кристальность, чистота, добропорядочность, незапятнанность.

    Честолюбивый– стремящийся добиться высокого положения, приобрести известность, славу; тщеславный – стремящийся к славе, к почестям ради них самих.

    Честь– достоинство, репутация; почет, уважение; знаки внимания, оказываемые кому-либо.

    Щедрость – отсутствие скупости, материальное пожертвование, благотворение, оказание помощи; великодушие, душевная щедрость, желание бескорыстно делиться идеями, с радостью передавать другим свои творческие, научные и другие достижения.

    Эгоизм– свойство личности, черта характера, проявляющаяся в себялюбии, предпочтении своих личных интересов интересам других людей. Основывается на мотивах себялюбия и своекорыстии.

    Эрудиция – проявление широты ума, опирающееся на большой объем знаний по данному вопросу и обеспечиваемое памятью.

    Смысл жизни и любовь

    Понятия, которые содержат высшие моральные ценности человеческой жизни, значимы для каждого человека. Это ориентиры позитивной и осмысленной деятельности во благо как самой личности, так и других людей.

    Смысл жизни, следуя логике естественного процесса, состоит в продлении рода. Как этическая категория это рефлексивный процесс осознания человеком цели своего существования, его миссии на земле.


    Можно ли жить без цели? Естественно, в качестве биологического существа человек предопределен в своем назначении. Этика это не исследует. Биологические индивиды являются предметом изучения естественнонаучных дисциплин.

    Высшей добродетелью со времен античности провозглашено служение людям. Это назначение, нравственный принцип человека. Осмысление своей жизни – это определенный уровень интеллектуального развития личности. Замечено, что ученые, полностью подчинившие свою жизнь служению человечеству, составляют самую многочисленную прослойку долгожителей. Это объясняется очень просто. Служение человечеству настолько наполняет жизнь отдельного человека смыслом, что сама форма ограничения жизни во времени подчиняется этой высшей цели и продлевает срок пребывания человека в этом мире.

    Любовь – великая ценность. Известный афоризм гласит, что только влюбленный имеет право называться человеком. Это нравственно-эстетическое напряжение человека, которое невозможно сравнить по степени эмоциональности ни с одним из чувств.

    Совесть

    Это понятие имеет исключительно морально-нравственную основу. Любопытно, но аналоги его в иностранных языках найти сложно. Чаще это имеет смысл «самосознание». Истоки термина «совесть» кроются в христианском учении, согласно которому это качество – дар Бога, путеводитель праведного пути для человека.

    Этот термин входит в понятия и категории этики и неразрывно связан с пониманием содержания таких нравственных постулатов, как долг, честь, ответственность человека. Гармоничная личность –это человек с чистой совестью, когда он осознает праведность своей жизни. Совесть – это духовная свобода и право на выбор, основанный на моральном долге.

    Нравственность современного общества и мораль

    Как уже говорилось ранее, мораль и нравственность едины по сущности, но отличаются по исторической форме проявления.


    Часто говорят, что современное общество безнравственно. Это утверждение правомерно для любой исторической формы развития человека. Идеал – моральное и гармоничное общество — остается целью развития. Оно недостижимо по определению. Поскольку жизнь — это всегда ограниченное временем и пространством развитие по достижению идеала.

    Нарушение норм морали может привести к самоуничтожению общества как исторической формы. С другой стороны, существует и позитивная тенденция, основанная на принципе самосохранения. У человечества достаточно сильный потенциал рациональности, для того чтобы оградить себя от этих крайних форм саморазрушения.

    Основные категории этики являются предметом научного исследования. Но их теоретический анализ служит основанием для формирования практических взглядов на нравственные формы поведения человека, общества и государства.

    Вседозволенность

    Моральные принципы и вседозволенность – это вещи кардинально противоположные. В античные времена нравственность не просто отличалась от ныне существующей.

    Правильней сказать – её не было вообще. Полное её отсутствие рано или поздно приводит общество к гибели. Только благодаря постепенно складывающимся нравственным ценностям человеческое общество смогло пройти через аморальную античную эпоху.

    Вседозволенность перерастает в хаос, который уничтожает цивилизацию. Правила морали должны быть в человеке всегда. Это позволяет не превращаться в диких животных, а оставаться существами разумными.

    В современном мире распространение получило вульгарно упрощенное восприятие мира. Людей бросает в крайности. Результатом таких перепадов становится распространение кардинально противоположных настроений в людях и в обществе.

    Например, богатство – бедность, анархия – диктатура, переедание – голодовка и т.д.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]