Мастер-класс «Сказкотерапия для взрослых» на семинаре


Что представляет собой метод?

Сказкотерапия — метод психологического воздействия на человека, который способствует развитию личности, творческих способностей человека, коррекции индивидуальных проблем, а также снятию напряжения, из-за накопления которого появляются психосоматические расстройства.

Многие люди считают, что сказкотерапия применяется при работе с детьми, но это не так. Ее можно назвать «детской» только потому, что она оказывает воздействие на детское начало человека, на его внутреннего ребенка.

Чтобы взрослый человек согласился на сказкотерапию, психолог должен установить близкий контакт с клиентом. В основном этим навыком на высоком уровне обладают опытные психологи с большим стажем работы в области психологического консультирования.

В таком случае пациент не будет стесняться и результат работы в этом направлении будет положительным. Поэтому перед тем, как психолог начнет работать со сказкотерапией, ему нужно научиться устанавливать контакт.

Основным инструментом этого метода является сказка или притча. События сказки у человека вызывают эмоции, а герои и их отношения пациентом проецируются на свою собственную жизнь.

Человеку часто кажется, что эта ситуация очень схожа с той, которая происходит у него.

Благодаря сказке пациент может решить свои проблемы. Сказкотерапия применяется при индивидуальной и групповой работе.

Преимущество сказкотерапии во втором виде работы заключается в том, что человек от других участников группы получает новые способы решения той или иной проблемы, которые ранее не открывались перед ним.

Чтобы клиент положительно отнесся к этому способы работы с его проблемой, сначала терапевт ее включает ненароком.

Это связано с тем, что многие взрослые люди категорически отказываются от этого вида работы, считая сказки бессмысленными.

Работать со сказкой можно несколькими способами:

  1. Анализ и обсуждение сказочной ситуации.
  2. Рассказывать сказку как одному человеку, так и нескольким.
  3. Рассказывать сказку, а потом придумать к ней продолжение, а последний рассказчик должен обязательно завершить историю.
  4. Групповое придумывание сказки.
  5. Рассказ сказки от первых лиц (героев) с предварительным их распределением между участниками группы.
  6. Переписывание сказок.
  7. Постановка сказки с помощью кукол или как спектакля.
  8. Рисование сказок, т.е. во время прочтения пациента просят изображать то, что он представляет.

Сказкотерапия позволяет сформировать свежий взгляд на ситуацию и отобразить внутренний конфликт пациента.

Сказкотерапия как методика включает в себя две стадии: осознавание ситуации, в которой находится клиент и терапия, т.е. решение проблемы клиента.

Сказочные изменения

На следующий сеанс Настя пришла сияющая. В новом платье, в новых туфельках и с толстой тетрадкой.

Сказала Юле, что папа одобрил её решение пойти учиться, и она уже начала готовиться к вступительным экзаменам. Правда, поступать она решила на заочное отделение, но папа всё равно обрадовался.

По такому случаю они сходили в магазин, а потом пили лимонад и ели пирожные в кафе. Оказывается, папа Насти давно хотел, чтобы дочь одевалась соответственно её возрасту, а не маминому.

— А что же с маминой одеждой? — Я постирала её, погладила, аккуратно упаковала и убрала в шкаф. Я поняла, что мне не обязательно её носить, чтобы помнить о маме.

Потом Настя показала тетрадку. Там были записаны рецепты. На одной страничке “Мамин” рецепт блюда, на другой “Настин”.

Девушка вошла во вкус и начала пробовать готовить что-то новое. Нашла время на парикмахерскую, пока сушилось бельё после стирки, и подровняла волосы.

— У мамы они были длинные? — Нет у нее была короткая стрижка и всегда аккуратная укладка. Мама и папа всегда хотели чтобы и я коротко стриглась. Но я люблю длинные волосы! — Русалочка, — улыбнулась Юля.

В ответ Настя попросила её открыть тетрадку с середины. Там было её домашнее задание, которое, наконец, было сделано.

Для чего применяется?

Сказкотерапия применяется для коррекции:

  1. Эмоционально-волевой сферы: борьба со страхами, тревожностью, агрессивностью, заниженной самооценкой.
  2. Внутриличностных и межличностных конфликтов.
  3. Взаимоотношений как между супругами, так детьми и родителями.
  4. Психосоматических заболеваний (ишемическая болезнь сердца, патологии желудочно-кишечного тракта).
  5. Взаимоотношений в коллективах.
  6. Психических заболеваний (депрессия, панические атаки, тревожно-фобические расстройства).

Кроме этого, благодаря сказкотерапии можно подготовить человека к напряженным стрессовым ситуациям. После проработки возможных проблем и их решений человеку будет легче перенести проблему.

Если человеку в результате анализа сказки не удается определить выход из проблемы, то он в любом случае может выстроить более правильную стратегию поведения для предотвращения повторного возникновения такой же ситуации в дальнейшем.

Сказкотерапия позволяет развить творческие способности человека.

Благодаря этому он становится более раскрепощенным с окружающими его людьми.

Очень часто сказкотерапия проводится и с пожилыми людьми, особенно теми, кто оказался в пансионате.

По этому поводу было проведено множество исследований и был подтвержден положительный эффект: пациенты становятся более жизнерадостными и обретают силы на дальнейшее существование.

Общей целью сказкотерапии является коррекция поведения и избавление от страхов, которые заложены в бессознательном.

При работе со взрослыми людьми сказкотерапия применяется для определения характера человека и раскрытия его сущности. Это можно сделать с помощью прочтения и обсуждения уже существующей сказки. Т.е. в этом случае можно говорить о диагностической функции сказкотерапии.

Однако сказкотерапия позволяет вернуть веру человека в положительный исход проблемы. Если пациент сопротивляется при работе с психологом и не открывается до конца, то применяют сказку, чтобы эта энергия была направлена на размышление человека.

Золушка, принцесса…


Например, вы никак не можете наладить личную жизнь, познакомиться с мужчиной.

Спросите себя, а что вы сами для этого делаете. Спящая красавица и Ассоль терпеливо ждали, что прекрасный принц придет и избавит от всяких бед и проблем. Так и лучшие годы можно провести в ожидании, когда кто-то придет и все за вас сделает.

А может вы, как русалочка Андерсена просто растворяетесь в своем возлюбленном, полностью подчиняя ему свое время, силы. А он уходит от вас к явной стерве, которую пленяли в детстве проделки маленькой разбойницы или лисы Алисы.

Конечно же, не всегда сюжеты сказок перетекают во взрослую жизнь. Часто воплощается лишь кусочек, какой-то отрывок в котором вы невольно застреваете.

Например вы как Золушка трудитесь не покладая рук в ожидании чуда. Вы стараетесь быть хорошей, стараться для других. А принца на горизонте все нет и нет.

А откуда ему взяться если вы сами еще не стали принцессой. Возможно, вы просто пока не дотягиваете до его представлений о прекрасном идеале. Так станьте ей, ведь Золушка то стала принцессой хотя бы и на время.

Эта популярная сказка обыгрывается во многих жизненных сценариях. Сколько прекрасных принцесс выйдя замуж за принца, становятся потом приложением к домашнему хозяйству уже в ближайшее время.

Если вы подсознательно приняли на себя образ страдалицы, то не удивляйтесь, что все ваши мужчины со временем начинают помыкать вами, становясь этакими энергетическими вампирами.


Конечно, иногда стоит вспомнить любимые книги и вдохновиться на подвиги на ниве домашнего уюта, если в мойке высится гора грязной посуды, а вы срослись с ноутбуком и не можете вспомнить, когда делали уборку в последний раз.

Люди не играют роли постоянно. Влияние сказочных историй на подсознание не столь велико.

Просто иногда, при определенных жизненных ситуациях, эти программы начинают активизироваться, и не только в отношениях с любимыми. Они могут влиять на успехи в карьере, на отношения с друзьями, коллегами и близкими, даже на отношение к деньгам. Но иногда они дают вам силы пережить непростые ситуации.

Цели

В сказкотерапии используется несколько видов сказок, которые подходят для взрослых и отличаются друг от друга своей целью воздействия на клиента:

  1. Психокоррекционная, целью которой является коррекция определенной психологической проблемы, т.е. нахождение выхода из проблемной ситуации.
  2. Психотерапевтическая, затрагивающая отношения человека с окружающей средой и самим собой, а также воздействующая на психику человека и содержащая мудрость (притчи, сказания).
  3. Медитативная сказка, которая способствует снятию напряжения человека после перенесенных стрессовых ситуаций. Ее можно использовать и после тяжелого рабочего дня.
    Важным моментом является то, что рассказчик должен иметь определенный тембр голоса, чтобы человек смог полностью погрузиться в сказку.

Ирина Баданова, практикующий психолог – о сказкотерапии

Здравствуйте, друзья!

Мозг человека состоит из двух полушарий. Левое отвечает за логику, а правое за эмоционально-образную сферу. В современном мире люди привыкли пользоваться почти исключительно левым полушарием, игнорируя правое.

Это дает преимущество в обучении и выполнении прикладных задач, но сильно обедняет нашу повседневную жизнь, лишает ее цвета и света, уплощает чувства, лишает возможности получать удовольствие и от процесса, и от результата, найти нестандартный выход из сложной ситуации, установить насыщенные эмоциональные отношения с близкими.

Сказкотерапия – очень живой и приятный метод, который позволяет найти прямую дорогу к неосознанным потребностям и ресурсам, минуя многие психологические барьеры. Герои сказок не ощущают себя таковыми, они не знают, что ими интересуются люди из другого мира.

Только представьте себе, что Ваша жизнь тоже для кого-то может быть сказочной историей. Кто Вы? Заколдованная принцесса, Баба Яга, Иван-Царевич или Серый Волк? Дракон о трех головах или мышка-норушка? Вы ходите искать счастья за три моря или охраняете сокровища? Совершаете подвиг ради спасения суженого или ждете избавления? Вы ведете отряд на бой, разгадываете загадку или томитесь в темнице? Владеете волшебным предметом, или Вы сами и есть предмет, волшебный или необычный?

Как у Андерсена, даже простая спичка может рассказать историю жизни и смерти. Через сказочный образ можно многое о себе понять. Какой я, в чем я нуждаюсь. Какие у меня есть сильные и слабые стороны. Что меня привело в это место, в эту ситуацию. На что я надеюсь, и могу ли получить это в реальной жизни.

Сказкотерапия не только углубляет наши знания о себе, но и может помочь увидеть ситуацию под другим углом, найти неожиданное и изящное решение. Есть множество примеров, когда сказка помогала пережить самые сложные моменты в жизни. Идентификация с любимым персонажем позволяет примерить на себя самые лучшие его качества. И этим не грех пользоваться и взрослым, и детям, недаром среди взрослых людей так популярны маскарады, реконструкторские бои, косплеи и им подобное.

Было время, когда каждый из нас воспринимал мир как чудо. Конечно, речь идет о детстве. Затем мы пережили разочарование, расставание со сказочным миром, как герои “Хроник Нарнии”, которые стоят перед дверью в мир реальный. Но раз за разом они возвращаются в сказочную страну, чтобы найти ресурс для продолжения обычной жизни, чтобы найти самих себя.

Психология приглашает посетить этот удивительный мир детства, мир сказки, где есть место для встречи с сокровенным и возможность потрудиться и получить щедрую награду. В добрый путь, дорогие друзья, ветер сквозит сквозь щелочку, дверь приоткрыта, захотите ли Вы войти?

Принципы

Практикующими психологами выделяются несколько принципов сказкотерапии:

  1. Донесение информации о жизненных ценностях.
  2. Принцип жизненной силы. Он заключается в том, что пациент, обращаясь к психологу, страдает от недостатка жизненной силы, и именно поэтому он не может самостоятельно изменить свою жизнь. С помощью сказки клиент может восстановить свою силу, т.е. накопить внутренние ресурсы.
  3. Многогранность, характеризующаяся тем, что психолог рассматривает сказку с разных сторон. Благодаря этому принципу пациент начинает смотреть на какую-то проблемную ситуацию с разных точек зрения.
  4. Связь между психической и социальной реальностью.

Перепишите установки детства. Напишите свою историю

Чтобы не повторять заезженные сценарии, нужно их переписать.

Что впрочем, и делают многие режиссеры и мультипликаторы. Русалочка Уолта Диснея не имеет ничего общего с андерсеновской русалочкой. Так и вы как заправский программист можете написать любой сценарий своей жизни. Как известно, мысль материальна. Прокручивайте в голове свою новую историю. Делайте шаги по осуществлению своих планов. Развейте прошлые иллюзии. Может быть, принц он совсем рядом, стоит внимательнее присмотреться к тем, кто вас окружает.

Примеры сказок для взрослых и пожилых людей

Психологи для проведения сказкотерапии предлагают использовать народные сказки, которые позволяют передать клиенту жизненный опыт.

Примерами психологических сказок как для взрослых, так и для пожилых людей могут служить:

  • «Курочка ряба»;
  • «Колобок»;
  • «По щучьему велению»;
  • «Сказка о молодильных яблоках и живой воде».

Кроме этого, можно использовать и авторские художественные сказки, такие как «Русалочка» (Г.-Х. Андерсен), «Рождество зверей» (М.-Л. Вер).

В некоторых пособиях для практических психологов по сказкотерапии приводятся и другие примеры в зависимости от проблемы и возраста человека.

В пособии Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой «Практикум по сказкотерапии» в приложении можно увидеть сказку для пожилых людей, которые имеют проблемы со взрослыми людьми, которая называется «Старая королева».

Можно найти большое количество психологических сказок на просторах интернета. Их также можно использовать для работы с пациентами.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]