Классный час » Современные представления о нравственности. Нравственность и культура поведения личности, чужая боль.»классный час (8 класс) по теме


Что такое нравственность?

Нравственность – это простыми словами комплекс положительных характеристик индивида. Это его оценка и отношение к жизни, к окружающим и даже сам образ жизни. Понятие «нравственность» широко по значению. Оно включает в себя сразу несколько категорий, о которых мы поговорим ниже.

Нравственный человек – это тот, кто живёт по совести, осознаёт ценность каждого человека, руководствуется моральными законами. Он верен традициям своего народа, семьи, страны.

Нравственность в психологии – это прежде всего, оценка человека самого себя, собственных поступков, мыслей, образа жизни. Индивид живёт по собственным правилам. Они главный критерий при выборе или принятии решения. Если личности комфортно, она не испытывает мук совести, не переступает через себя, значит, она ведёт себя в соответствии с выбранной позицией.

Нравственность может быть утрачена в процессе жизни. Тогда о человеке говорят, что он поступает безнравственно, вопреки человеческим законам. При этом необходимо понимать, что законы государственного уровня могут и не приниматься индивидом и даже не исполняться. При этом он будет оставаться глубоко нравственным человеком, живущим по совести, справедливости.

Истинно верующие люди, которые придерживаются канонов Библии, считаются глубоко нравственными людьми. Они придерживаются заповедей. Это критерий для них, основной жизненный ориентир.

Учёные полагают, что первые признаки нравственности зародились ещё в первобытном обществе. Тогда человек осознал, что не может руководствоваться только животными инстинктами. Он должен заботиться ещё и об окружающих его людях, помогать им, поддерживать, контролировать свои эмоции и порывы.

Нравственность требует от личности воли и характера. Если ребёнок отбирает конфету у того, кто слабее, уже можно говорить о низкой степени нравственности.

Родители всегда в ответе за поступки своих детей. Если ребёнок ведёт себя безнравственно по отношению к старикам, животным, культурным или иным общепризнанным ценностям, ответственны те, кто подаёт пример, прежде всего, семья.

Текст книги «Этика: Шпаргалка»

9. ЭТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ СЧАСТЬЯ

Счастье

– состояние длительного удовлетворения от пережитого наслаждения и полноты жизни. Оно сопровождает каждый момент человеческой жизни человека как проявления высшей ценности. Поэтому оно тесно связано с судьбой человека. Именно в смысле цели всех устремлений человека счастье понималось в эпоху античности.

Эвдемонизм

– этическое направление, рассматривающее счастье как мотив и цель всех стремлений человека. Приверженцы эвдемонизма считали счастливым того человека, чьи физические и духовные способности могли беспрепятственно развиваться. Представителями эвдемонизма в разное время были Сократ, Эпикур, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц, Л. Фейербах, Г. Спенсер и др. Основы учения о счастье были заложены и развиты античными школами эпохи эллинизма: стоиками, эпикурейцами и скептиками.

Счастье

– бесстрастие и аскетический образ жизни, сопровождающийся отречением от земных чувств. В этом состоит суть понимания природы счастья
стоиками.
Основным принципом счастливой жизни, по их мнению, должна стать апатия. Апатия – независимость от чувств и страстей. Поэтому счастливый образ жизни – удел мудреца. Он всегда предан разуму, а его высказывания правильны и беспристрастны.

Счастье

– свобода от страстей и бесстрашие перед смертью и смертельными муками. Таков был идеал счастливой жизни
скептиков.
Он основывался на принципе атараксии. Атараксия – нравственный принцип, согласно которому счастье заключается в душевном спокойствии и безмятежности. Путь к счастью лежит через следование другому принципу – принципу эпохе.
Эпохе
– воздержанность от суждений, за которой следовала бестревожность.

Счастье

– стремление к наслаждениям и удовольствиям. Таково понимание счастья
эпикурейцами,
которые выделяли два вида счастья:

1) высочайшее счастье, принадлежащее богам, его невозможно приумножить;

2) счастье, достижимое для человека и допускающее умножение.

Эпикурейцы видели не в каждом наслаждении залог будущего счастья человека, но только в тех из них, которые соответствуют его разумной природе. Счастье невозможно для человека, который живет неразумно, так как разум – высшее благо для человека. Нравственный смысл счастья состоит в стремлении человека к радости, наслаждениям и удовольствиям, но только к тем, которые не наносят ущерба его духовному и физическому здоровью. Счастье ведомо человеческими желаниями, но не все они нравственно оправданы и часто достигаются в ущерб самому человеку и окружающим его людям. В ином случае стремление к счастью оборачивается несчастьем. Несчастье

– черта характера человека, которая ведет к ошибкам, проступкам, невзгодам, болезням или потерям близких людей. Погоня за наслаждениями не гарантирует счастья и, наоборот, самоотречение является более близким путем к нему. В конечном итоге счастье является результатом добродетельной и согласующейся с нравственными ценностями жизни.

10. СПРАВЕДЛИВОСТЬ КАК РЕГУЛЯТИВНЫЙ ПРИНЦИП ОБЩЕСТВЕННЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Справедливость

– принцип, регулирующий взаимоотношения между людьми как членами общества по поводу распределения общественных ценностей, которыми являются свобода, благоприятные возможности, доходы, знаки престижа и уважения.

Аристотель,

а вместе с ним вся этическая мысль различают два вида справедливости:

1) распределительная справедливость

– распределение почестей, имущества и других материальных благ между членами общества по достоинству и пропорционально заслугам;

2) справедливость, связанная с обменом,

– уравнивание сторон, которые участвуют в обмене, независимо от их достоинств.

В обоих случаях подразумевается согласие между членами общества относительно принципов их жизни. Эти принципы могут изменяться, но понимание справедливости зависит от того, какие правила установились в данном обществе. Их нарушение воспринимается как несправедливость.

Справедливость

– принцип индивидуального поведения, который устанавливает предел произволу. Она требует соблюдения прав другого человека, непосягательства на личность и ее собственность. Главным требованием справедливости является уважение прав и достоинств людей. Она ориентирует человека на соблюдение им обязательств перед другими людьми. Обязательства могут быть представлены в виде юридических законов, конституционных прав, нравственных представлений.

Различие между справедливостью и несправедливостью устанавливается индивидуально для каждого индивида. Этот вопрос подробно обсуждается в диалоге Платона «Горгий». Справедливость

рассматривается как равенство людей друг перед другом, выражающееся в совершении поступков, не нарушающих права и свободы других людей. Быть справедливым или нести наказание за несправедливость расценивается как счастье для человека, потому что тот, кто поступает несправедливо и остается безнаказанным, служит злу и даже не имеет представления о том, что является истинным благом. Неся наказание, человек избавляется от испорченности, омрачающей душу. В этом смысле лучше терпеть несправедливость, чем причинять ее другим людям.
Несправедливость
– величайшее зло и для того, кто ее совершает, потому что не только делает его нравственно хуже, но и лишает возможности исправить собственные нравственные ошибки. По этой же причине несправедливость не может быть оправдана ни законом, ни обычаем.

11. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ АНАЛОГИ МОРАЛИ В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ

Теория английского естествоиспытателя Ч. Дарвина (1809–1882) об эволюционном происхождении видов путем естественного отбора привела к разработке нового подхода к проблеме зарождения морали и нравственности. Дарвин объясняет происхождение нравственного чувства из чувств общительности, которые существуют инстинктивно или врожденны уже у низших животных. Инстинкт общительности

– чувство, которое доставляет удовольствие от пребывания в обществе подобных себе индивидов и испытываемого сочувствия или симпатии по отношению к ним.
Сочувствие
– чувство товарищества и взаимного испытания одинаковых впечатлений. В разной степени развитый интеллект побуждает животных и также человека стыдиться и испытывать неудовлетворенность по причине того, что общественный инстинкт уступил у них другим инстинктам. Причиной усиления общественного инстинкта и взаимной симпатии становится привычка. Из проведенных над жизнью животных наблюдений стало очевидным, что они способны сочувствовать не только в удовольствиях, но и в беде. Отсюда формируется представление о существовании у животных взаимопомощи как основы нравственности. Несмотря на потребность человека в развитии собственной индивидуальности и незначительность влияния на его жизнь общественных инстинктов, он представляет собой общительное существо. Способность сочувствовать своим сородичам сохранилась в подсознании человека и поддерживается разумом, опытом и желанием одобрения со стороны других людей.

Дарвин пришел к выводу об общественном инстинкте как об источнике развития всех нравственных начал. Его развитию немало способствовал естественный отбор вследствие его полезности для сохранения и развития вида. Естественный отбор входит в противоречия с инстинктом самосохранения и инстинктом привязанности родителей к своему потомству и одерживает верх. Однако это не препятствует взаимосвязи и взаимному развитию этих инстинктов. В человеческом обществе сила общественного инстинкта проявляется с наибольшей очевидностью вследствие способности людей испытывать чувство вины. Так, человек, который уступил естественному инстинкту самосохранения и не пожертвовал своей жизнью ради спасения другого человека, испытывает муки совести.

Нравственная совесть

– чувство, свидетельствующее о наших прошлых проступках, воспоминание о которых заставляет испытывать чувство неудовольствия. Совесть является результатом борьбы, в которой не менее прочный и не менее постоянный личный инстинкт уступает более постоянному общественному инстинкту. Дарвин, знавший природу, обосновал довод о том, что общественный инстинкт сильнее личного инстинкта самосохранения. Это объясняется тем, что он поддерживается естественным отбором, и те виды, в которых он ослабевал, безжалостно истреблялись. Взаимная помощь внутри вида стала главной причиной его прогрессивного развития.

12. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УЧЕНИЯ О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ПРИРОДЕ МОРАЛИ

В истории этики можно выделить три основных подхода к происхождению и природе морали.

1. Религиозная этика

утверждает в качестве источника появления нравственных ценностей – норм, принципов, идеалов, основных этических категорий и способности человека следовать им – Божество. Бог оказывается необходимой инстанцией, которая придает морали ее всеобщий, абсолютный и неизменный характер и духовное значение. Божественное происхождение морали объясняется тем, что люди в силу своей телесной и чувственной природы не могут самостоятельно обуздать желания и страсти и обращаются к помощи Бога. Вера в Бога помогает следовать моральным принципам и выработать представления об истинной человечности. Вместе с тем человек является высшим творением Бога, и в нем присутствует Божественное начало, или склонность следовать моральным нормам.

2. Натуралистическая этика

выводит нравственные требования и нормы из природы в целом и природы человека в отдельности. Однако найти критерии нравственности в природе невозможно без помощи разума, так как человеку свойственны и пороки, и добродетели. Разум позволяет определить меру и ценность того, что ведет человека к добру, а что к злу. В Новое время рассуждения о нравственной природе человека расходятся. Так, Т Гоббс видел в естественной природе человека только зло, которое следует обуздать общественным договором и законами. Ж. – Ж. Руссо и Г. Гроций, напротив, видели именно в естественной природе человека залог нравственности и общественного порядка. Прочное естественнонаучное обоснование этика получила после создания Ч. Дарвином теории эволюционного развития человека и природы в их органической взаимосвязи. В природе путем естественного отбора по принципу биологической целесообразности порождается многообразие природы, в том числе и человек с его нравственными способностями. В процессах приспособления к изменившимся условиям и естественного отбора выживают особи, обладающие биологически и нравственно полезными свойствами. Они передают свои навыки последующим поколениям. Нравственность обрела биологическую ценность и целесообразность.

3. Социально-историческая этика

в вопросе о возникновении и формировании морали исходит из решающей роли труда и общественного производства. Трудовая деятельность привела к возникновению у человека речи и сознания, что способствовало очеловечиванию первобытного общества. Объединение людей в единое сообщество происходит на основах разделения труда и обмена его результатами. В процессе труда человек преобразует собственную природу и создает условия для творческой деятельности и развития. Социально-историческая этика рассматривает мораль как продукт общественного развития, основой которого являются общественные потребности и интересы.

13. МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ И ИЕРАРХИЯ ЦЕННОСТЕЙ

Моральное сознание

– совокупность моральных понятий и ценностей, характерных для определенной исторической эпохи. Оно характеризуется способностью все сделать объектом морального суждения и оценки, выражает общеисторическую потребность в признании личности в ее конкретном историческом проявлении и основывается на нравственном идеале личности.
Нравственный идеал
– воплощение идеи морально безупречного человека, сочетающего в себе моральные добродетели и выступающего образцом для подражания. В моральном сознании личности нравственный идеал предстает как критическое отрицание несовершенной действительности и духовное ее преодоление. Он создает условия духовного развития личности на основе объединения моральных норм как высоких целей. Благодаря этому возможны правильная оценка моральных ценностей и обоснованность обращения к ним личности в своей деятельности.
Нравственный идеал
– результат общей моральной идеализации, которая выражает критическую неудовлетворенность действительностью и нежелание морали примириться с ее несовершенством. Моральная идеализация находит выражение в стремлении морального сознания к лучшему, идеальному типу взаимоотношений между людьми. Поэтому нравственный идеал задает ценностную ориентацию поступкам людей, выражающую исходную позицию человека, которой он придерживается на протяжении всей своей жизни. Ценностная ориентация личности обусловлена системой ценностей.
Ценность
– все, что признается наиболее значимым индивидом или обществом.
Система нравственных ценностей
включает следующие понятия:
1) добро
– все положительно оцениваемое моральным сознанием при соотнесении с принципами гуманности;
2) нравственный долг
– принятие человеком нравственных требований и ценностей в качестве личной задачи. Нравственный долг ориентирует человека на интересы группы, но они не всегда совпадают с его личными интересами и не всегда соответствуют моральным нормам;
3) совесть
– способность человека нести моральные обязательства, контролировать и оценивать свое поведение. Руководствуясь собственной совестью, человек берет на себя ответственность за собственные представления о добре и зле, справедливости и долге;
4) достоинство
– выражение представлений о ценности человека как о нравственной личности. Оно выражает требование уважительного и доброжелательного отношения к человеку, признание его свободы в самоопределении и равенства в правах;
5) честь
– признание и уважение человека в связи с его заслугами. Честь основывается на порядочности человека и соблюдении им прав других людей;
6) справедливость
– выражение принципа долженствования в человеческих взаимоотношениях, который соответствует назначению человека. Человек, придерживающийся нравственных норм, способен достигнуть счастья;
7) счастье
– осознание образа жизни человека, приносящего ему удовлетворение;
8) смысл жизни
– признание значимости человеческой жизни и определение ее целей.

14. ПРИРОДА, ОСОБЕННОСТИ И КРИТЕРИИ МОРАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ

Моральная оценка

– одобрение или осуждение моральным сознанием явлений общественной и индивидуальной жизни. Моральная оценка позволяет установить соответствие общественных отношений и человеческой жизни требованиям морали. Вынося моральную оценку, человек подчас действует неосознанно, руководствуясь эмоциями, чувствами, интуицией, субъективным жизненным опытом или пристрастиями. Однако и в этих действиях он основывается на общих моральных ценностях, которые были им освоены ранее.
Моральная оценка
– осознанное ценностное отношение человека к действительности и установление ее нравственного смысла.

При анализе моральной оценки выделяют следующие ее элементы:

1) субъект моральной оценки

– индивид или группа людей, которые обладают устойчивым общественным мнением, коллективным суждением по общественно значимым вопросам. Субъект высказывает суждения и активно воздействует на индивидуальную и общественную жизнь;

2) объект моральной оценки

– все явления человеческой жизни, подвергаемые моральному осмыслению. Мораль задает гуманистический характер оцениваемым объектам. Поэтому объектом моральной оценки являются моральная деятельность и поступки человека, а также сферы экономики, политики, права и духовной культуры общества.

Моральная оценка оказывает косвенное воздействие на систему общественных отношений, формирует отношение людей к общественным событиям и изменяет их деятельность. Моральная оценка касается также моральных требований и ценностей в силу самосознания личности и принятия ею самостоятельных решений.

Характер и форма моральной оценки

– реакция одобрения или осуждения индивида на происходящие явления общественной жизни. Она выражается в виде поощрительных или неодобрительных действий, симпатии и поддержки, неудовольствия или критики. Моральная оценка выражается в оценочных суждениях, таких, как честный, порядочный, мужественный, скромный, лицемерный, равнодушный, щедрый или гостеприимный.
Основание моральной оценки
– ценности и формы выражения моральных требований, которые устанавливаются по отношению к мотивам и установкам поведения, качеств характера, поступков человека, его жизненной позиции и общественной жизни в целом. К ним относятся нормы и принципы морали, моральные идеалы, понятия добра, справедливости, чести, достоинства и долга.
Критерии моральной оценки
– понятия, которые характеризуют моральную ценность индивидуальной и общественной жизни. Человек проявляет свои нравственные характеристики по отношению к другим людям, с которыми он вступает во взаимоотношения в обществе. Поэтому высшим и абсолютным критерием моральной оценки является общественно-историческая необходимость развития ценностей человеческой жизни, признания и обеспечения прав и свобод личности.

15. МОРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, МОРАЛЬНЫЙ ПОСТУПОК И ОТНОШЕНИЯ

Моральная деятельность

– показатель общественной значимости деятельности человека. Она проявляется в оказании гуманитарной помощи, в нравственном проповедничестве, моральном воспитании личности и любви к людям. На нее распространяются нравственные требования, и поэтому она подлежит нравственной оценке. Нравственная деятельность складывается из поступков, которые имеют собственную структуру.
Моральный поступок
– общественно значимое поведение человека, совершаемое сознательно и согласно личным мотивациям. Для моральной оценки поступка, т. е. установления его морального качества, важна ценностно-содержательная характеристика действия. Оценка охватывает поступок в его целостности и учитывает условия его совершения. Поэтому важно знать, как складывается моральная оценка поступка. Нравственная ценность поступка повышается по мере возрастания препятствия к его совершению и успешности в его преодолении. Поступок заслуживает высокой оценки в том случае, если для его совершения от человека потребовались максимальное приложение воли, умение и настойчивость. Поступок складывается из его мотивации, намерения и цели действия, средств для ее достижения и полученного результата.
Намерения и цель
выражают представления человека о предмете его поступка и формируют способ его совершения и результат. Основанием морального поступка является мотив.
Нравственный мотив
– личностное побуждение индивида к совершению поступка. Оно формируется под влиянием общества, но осознается личностью как часть собственного сознания, которое выражается в желании внести свой посильный вклад в обеспечение благополучного разрешения конфликта и в стремлении помочь втянутым в него сторонам. Нравственный мотив составляют идеальное желание и стремление человека к моральному поступку.

Содержание морального поступка

– действия индивида, средства, условия, обстоятельства достижения нравственных целей и их результатов.
Результат морального поступка
– показатель нравственной ценности поступка для общества и его пользы для духовного развития личности.

Нравственные отношения

– совокупность общественных отношений, мотивом которых являются моральные ценности и цели. В отличие от иных общественных отношений нравственные отношения выражаются в форме ценностей и образуют основу общественных отношений, которые входят во все общественные сферы – экономику, политику и культуру. Они несут в себе морально-ценное содержание и определяют поведение людей. В моральных отношениях человек занимает активную позицию, так как они возникают как результат его деятельности, и пассивную, так как он обязан освоить систему принятых в обществе нравственных норм и ценностей. Нравственные отношения формируют понимание человеком общественного блага – условия солидарности людей.

16. ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФУНКЦИЙ МОРАЛИ

Мораль

– внутренний регулятор поведения человека, настраивающий его на соблюдение принципов человечности. Поэтому назначение морали состоит в духовном освоении действительности. Она необходима как надежное средство ориентации человека в сфере общественных отношений и ценностей, помогает регулировать поведение человека и всю систему общественных отношений в целях поддержания сотрудничества и сплоченности общества.
Назначение морали
находит конкретное выражение в ее функциях:

1) регулятивная функция

– способность морали гармонизировать общественные отношения и формировать морально зрелую личность соответственно моральным ценностям и требованиям. Ценности и требования морали выступают в качестве способа осознания обществом своих потребностей и необходимости совершенствоваться. Общество представляет свои интересы с позиции долга, так как индивидуальные интересы ближе человеку, а общественные воспринимаются в качестве перспективы. Успех выполнения моралью своей регулятивной функции зависит от способности человека принимать общественные требования как свои личные мотивы поведения. Эта задача упрощается, если в обществе устанавливается относительное равновесие интересов и потребности человека признаны и гарантированы обществом. В этом важную роль играет высокий духовный уровень развития человека, помогающий ему правильно воспринять нравственный долг;

2) оценочно-императивная функция

морали выражается в отражении действительности с точки зрения долга. Мораль устанавливает и оценивает соответствие поступков человека принципам моральных ценностей и определяет нравственные качества поступка;

3) воспитательно-гуманистическая функция

морали – приобщение человека к системе моральных ценностей, духовных идеалов и развитие в нем моральных чувств, которые выражаются в способности сопереживать, сочувствовать и милосердствовать. Эти чувства определяют сущностную черту человека – человечность;

4) познавательная функция

морали – способность морали отражать действительность с точки зрения нравственного долженствования и принципов человечности. Мораль как познавательная сфера ориентирует человека на будущее и предъявляет к нему требования долженствования, которые, как кажется, невозможно выполнить в действительной общественной ситуации;

5) идеологическая функция

морали – способность морали усиливать политические позиции одной стороны и ослаблять позиции другой. Это осуществляется посредством представления о целесообразности действий, гуманности и справедливости одной из сторон и критики своекорыстных и расчетливых действий другой стороны.

Все функции морали взаимосвязаны и пересекаются. Регулирование обществом возможно при условии выработки требований и ценностей морали, оценочного отношения и воспитания в человеке потребности в духовном совершенствовании.

Какие понятия относятся к категориям нравственности?

Этика, мораль и нравственность – взаимосвязанные понятия. Если человек не руководствуется правилами, принятыми в обществе, нельзя говорить о нравственности. Этика – это вежливость, такт, интеллигентность, уважительное отношение к другим людям. Нравственный человек должен быть знаком хотя бы с базовыми основами этики.

Кроме того, поведение должно быть нормой, обыкновением. Конечно, поначалу личность может и заставлять себя действовать так, как велят правила. Но позже они закрепятся. Поэтому детей и приучают с раннего возраста здороваться, говорить слова благодарности, уважать старших, ценить труд.

Аристотель говорил о том, что этика – это умение сдерживать порывы души. Человек не может руководствоваться порывами, выражать злость, агрессию, ненависть, если он нравственная личность.

Вообще, слово «этика» греческого происхождения. Это синоним нравственности в славянском понимании. Понятие «мораль» появилось позже. Так перевёл слово «этика» Цицерон. Он также обозначал им свойства и характер личности. Этому вопросу посвящено множество статей.

Рекомендуем: чем отличается мораль от нравственности?

Психологи говорят, что все три слова синонимичны, и не исключают друг друга. Если мы говорим о высокоморальном человеке, мы подразумеваем личность нравственную, воспитанную, живущую по правилам этики.

Вообще, говорить о нравственности можно только с учётом всех социальных норм, которых должен придерживаться человек. Это его моральные обязанности. Наказания за несоблюдение не последует. Никто не получит реальный срок, например, за то, что он не уважает старших, не поддерживает отношений с родственниками. Но такая личность столкнётся с муками совести и осуждением общества. Это и есть санкции за нарушение общепринятых правил.

Чем отличается мораль от нравственности?

Многие утверждают, что мораль и нравственность – это синонимы, но это заблуждение. Моралью принято считать систему, установленную обществом, регламентирующую взаимоотношения людей. Нравственность же, подразумевает следование своим принципам, которые могут отличаться от установок общества. Другими словами, моральные качества дает человеку общество, а нравственные устанавливает характер и личная психология.

МоральНравственность
Специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизниПринципы реального практического поведения людей, в которых строгость высокоморальных норм значительно смягчена, то есть, в данное понятие вкладывается более «житейское», «приземленное» значение
Что должно быть, к чему должен стремиться человек (мир должного)Реально практикуемые нормы, с которыми человек сталкивается в повседневной общественной жизни (мир сущего)

Правила нравственности

Основы нравственности на самом деле очень просты. Вежливость, уважительное отношение друг к другу стоят на первом месте. Добавьте сюда чувство такта, деликатность и вы получите характеристику нравственного человека.

Золотое правило нравственности гласит: поступай с окружающими так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.

Существует притча о мудреце. Именно в ней раскрываются правила нравственности. Напомним содержание предания.

К мудрецу обратился один из его учеников. Он сказал: «О, мудрейший! Ты так много знаешь о добре и о справедливости, ты призываешь людей быть честными и добрыми друг к другу. Ты утверждаешь, что только так можно добиться чистоты души. А не можешь ли ты объединить все требования? Как должны относиться люди к друг другу?». И мудрец ответил: «Взаимностью».

То есть все мы должны относиться к окружающим так, как хотели бы, чтобы и они относились к нам. Если вы не навещаете престарелых родителей, отказываетесь им помогать и помещаете отца и мать в дом престарелых, то не ждите от своих детей иного поведения.

Основные правила нравственности озвучены в притчах. Их описывал Л. Толстой в рассказах для детей. Эти произведения изучаются детьми в младших школах, отрывки зачитываются в детских садах с воспитательной целью.

Если вы задумались о собственной нравственности, рекомендую перечитать притчи и воспользоваться народной мудростью. Тогда вы сможете определить ценности для себя и уважать эти же ценности у окружающих людей.

Функции морали

ФункцияСодержание
Мировоззренческая– мораль формирует ценностные ориентации: нормы, оценки, запреты, которые выполняются индивидами в обществе.
Познавательная– даёт индивиду информацию о культурной среде того или иного общества.
Регулятивная– мораль регулирует повседневную жизни людей: в общении, быту, на работе. Накладывает санкции и поддерживает правила поведения. Силой выступает общественное мнение.
Оценочная– явления и процессы в мире рассматриваются через гуманистический подход. Позволяет различать добро и зло и производные понятия (справедливость, честность). Нравственная оценка выражается в похвале, порицаниях, согласии и т.д.
Воспитательная– обеспечивает передачу ценностей и норм от поколения в поколение.
Мотивационная– человеческое поведение мотивируется нравственными принципами, побуждая что-то делать или не делать.
Контролирующая– контроль индивида самого себя, на основе осуждения окружающих или совести.
Координационная– взаимодействие людей в различных обстоятельствах.
Интегрирующая– единстве общества и целостности внутреннего мира человека.

Примеры нравственности

Рассмотрим примеры нравственности из жизни. Стоит сказать о том, что каждый человек в той или иной ситуации сталкивается с нравственным выбором.

Он руководствуется собственной позицией. Например, ребёнок заходит в школу и сталкивается с педагогом. Он сам решает, как ему поступить: пройти мимо и сделать вид, что не заметил учителя или же поздороваться. Это простейший пример проявления нравственности.

Такие ситуации случаются в повседневной жизни ежеминутно. Мы решаем, пропустить ли в очереди старушку, помочь ли женщине с коляской, пройти ли мимо вандалов, уничтожающих Вечный огонь.

Перед выбором стоят мужчины, столкнувшиеся с беременностью девушки. Перед нравственным выбором оказывается и женщина, родившая, к примеру, больного ребёнка. Она может посвятить свою жизнь уходу за инвалидом или оставить его в доме малютке. Её выбор повлияет на судьбу этого ребёнка. Каждый человек волен поступать так, как советует ему его сердце. Наказания за это не следует.

Хочется привести и ещё один пример из жизни взрослых. Супруги дают обещание быть рядом друг с другом в минуты радости и горя. К сожалению, не все способны выполнить обет. Мужчины оставляют жён с маленькими детьми, женщины уходят к более обеспеченным и успешным мужчинам. Здесь много вариантов. Но каждый должен помнить, что окончательное решение принимает человек. И на его выбор не может повлиять мнение окружающих или обстоятельства.

Надеюсь, что теперь и вы сможете привести собственный пример нравственного поступка из жизни.

Нравственность и здоровый образ жизни

Как нравственность влияет на здоровье человека? Мы знаем, что личность под воздействием химических веществ не может считаться адекватной.

Человек в алкогольном или наркотическом опьянении неспособен вести себя нравственно. Он уничтожает себя, искореняет принципы нравственности. Из этого мы можем сделать вывод о том, что нравственность и здоровье – взаимосвязаны.

Но нравственность человека не обуславливается физическим здоровьем. Даже инвалиды способны оставаться глубоко нравственными людьми. Если тяжелобольной человек изводит близких своими выходками, говорить о его нравственности не приходится. Но и осуждать его мы не можем в силу заболевания.

Нужно понимать, что отказываясь от вредных привычек, мы повышаем собственную степень нравственности. Никто не знает, какие последствия даст очередная порция алкоголя. Думайте об окружающих, не будьте плохим примером, а значит, сохраняйте нравственность.

Нравственный человек не станет курить сигарету перед школой или в общественном месте. Он всегда думает о тех, кому станет служить примером или послужит причиной нездоровья. Таким образом, здоровый образ жизни уже обнаруживает в себе признаки нравственности.

Нравственность и путешествия

Как путешествия способствуют развитию нравственности? Мы уже говорили о том, что нравственный человек – это воспитанная личность. Путешествуя, мы расширяем свой кругозор, знакомимся с традициями разных стран, учимся уважать обычаи, религию, культуру иностранцев.

В поездках не стоит забывать о том, что мы гости в чужой стране. Никогда не смейтесь над традициями, нельзя насмехаться над тем, что ценно для той или иной народности.

Нравственный человек не позволит себе зайти в мечеть, допустим, с непокрытой головой или портить памятники культуры и исторические ценности. Он будет соблюдать чистоту в номере гостиницы и в зонах отдыха.

Тем самым он показывает не только свою нравственность. Он проявляет уважение и к собственной Родине, не порочит репутацию нации.

Нравственность в бизнесе

Сейчас стали модными рассуждения на тему, совместимы ли бизнес и нравственность. Интересно, что общество разделилось на два лагеря. Некоторые люди уверены: безнравственное поведение свойственно всем бизнесменам. Они не выполняют обещаний, завышают цены, обманывают конкурентов и партнёров, наживаются на людях.

Но находятся и те, кто соблюдает нормы нравственности. Для таких бизнесменов важны условия договора, они ведут бизнес честно, не ущемляют права других.

Иногда они действуют себя в убыток. Но, тем не менее, это нравственные люди, которые смогли сохранить человеческий облик в условиях жёсткой конкуренции. Они не стали рабами денег.

Политика и нравственность

Критерии нравственности политиков выражаются в мерах, которые предпринимаются ради населения страны. Если власти заботятся о стариках, выплачивают достойные пенсии, беспокоятся о том, чтобы все люди могли получить бесплатное медицинское обслуживание, к примеру, то можно говорить о нравственности власти.

Нравственные взгляды политиков всегда видны простому народу, тем, кто избрал власть. Вообще, человек, наделённый властью, должен действовать в интересах населения страны.

Принципы нравственности не позволят такому политику принимать законы, которые ущемляют права населения. Он будет делать всё, что в его силах, чтобы помочь всем социальным классам. Общая ситуация в нашей стране заставляет многих граждан задуматься о нравственности политиков.

Нравственность и духовность

Высокая нравственность отмечается у верующих людей. Духовно развитые люди всегда остаются глубоко нравственными. Они руководствуются неписаными правилами. Живут, чтобы сделать мир совершеннее. Здесь мы не будем говорить о тех, кто только притворяется верующим, духовным. Такой человек, прикрывается заповедями ради собственной наживы.

Приведём простой пример, который понятен каждому гражданину. Мы знаем, что многие священнослужители ездят в роскошных машинах, живут в богатейших особняках, в то время как их прихожане жертвуют храмам последние деньги. Трудно назвать таких священников нравственными людьми.

В то же время среди духовенства находятся и те, кто готов разделить последний кусок хлеба с нищим. Духовность и нравственность – совместимые понятия. Безнравственный человек не может быть духовным.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]