Формирование и развитие навыков нравственного поведения, мышления, нравственного выбора личности.

Нравственность – это стремление личности оценивать сознательные действия, состояния человека на основании совокупности осознанных норм поведения присущих конкретному индивиду. Выразительницею идей человека нравственно развитого есть совесть. Это глубинные законы порядочной жизни человека. Нравственность является представлением индивида о зле и добре, об умении грамотно оценивать обстановку и определять типичный стиль поведения в ней. Каждый индивид обладает собственными критериями нравственности. Она формирует определенный кодекс отношений с человеком и окружением в целом, основанный на взаимопонимании и гуманизме.

Качества нравственного поведения

Нравственное поведение предполагает то, что человек может иметь определенные качества. Рассмотрим их подробнее.

Жертвенность

Это готовность отодвигать личные потребности и нужды на второй план. В крайней форме жертвенность представляет собой готовность отдать жизнь ради спасения другого человека. Но это уже крайний случай. Выделяется две основные формы жертвенности:

  • Стимулируемая внешними факторами, например, моральными нравоучениями, рассказами о чужом самопожертвовании, героизме, а также другими методами воспитания. Для такой формы характерно наличие обоснованного чувства долга, а также чувства вины в случае его неисполнения.
  • Естественная форма жертвенности или самопожертвование характерны для близкородственных связей, где уступки ради кровного члена семьи прописаны на подсознательном уровне. Отсюда же берет начало естественный альтруизм. Частым проявлением является содействие и уступки старших членов семьи по отношению к собственным детям, внукам. Так, в условиях ограниченного провианта именно чада получают еду в первую очередь. Особенно силен этот механизм между матерью и ребенком, где верховенство интересов и нужд второго находится на уровне инстинкта.

Справедливость

Это соответствие каких-либо деяний нормам того свода правил, который человек для себя избирает, как нечто более высокое, чем его собственные желания. Выражается как в личном плане, так и по отношению к чужим действиям. С эмоциональной точки зрения нарушение справедливости самим собой вызывает чувство вины и желание ее загладить.

Если же справедливость нарушается кем-то, то эмоции варьируются от возмущения до гнева (в зависимости от тяжести поступка и реакции «нарушителя» на порицание). Камнем преткновения зачастую является различное представление о том, что правильно, а что неправильно, ведь в одной стране живут люди различных культур.

В такой ситуации особенно важно наличие взвешенного правового поля со стороны государства.

Предварительное осознание действий

Люди, живущие согласованно с какому-либо кодексу правил (независимо от природы их происхождения), перед принятием решения сверяют свое намерение с аналогичной нормой в том законе, который они считают правильным. Кто-то делает это непосредственно во время событий, а кто-то представляет различные ситуации, которые, возможно, будут иметь место. Каждый поступок всегда сверяется с нормой. В случае несоответствия норме, у нравственных людей превалирует закон.

Сочувствие

Ставя себя на место другого человека, легче понять не только его мотивы, но и то, как с его стороны выглядит ваше поведение по отношению к нему, а также, что он чувствует в этот момент. Таким образом, получается взгляд на ситуацию сразу с двух сторон. Это позволяет более полно оценить свой поступок. Сочувствие – одно из качеств ценимых в разные времена во множестве культур, религий и философских школ. Оно является одним из необходимых условий здорового общества.

Благотворительность

Является орудием сострадания, через которое человек, вникнув в проблемы другого (и имея возможность ему помочь), старается исправить сложившееся положение. Справляясь с проблемами других, нравственный индивидуум манифестирует собственное «Я» в одной из наиболее высоких форм.

Благоговение

Это чувство гипертрофированного уважения, восхищения и благодарности по отношению к традициям, великим делам, а также их авторам из предыдущих поколений. Через него человек растворяется в культуре общества и становится сопричастным к ее взглядам на мир. Благоговение служит цели удержания и поднятия планки морали в обществе, наставляя людей на свершение достойных дел. Оно внушает страх к низким поступкам под угрозой стать недостойным представителем своей культуры.

Средства и методы нравственного воспитания

Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов.

Средства нравственного воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп.

Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и другие средства можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Многочисленные исследования (Н. С. Карпинская, Л. Н. Стрелкова, А. М. Виноградова) показывают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам (В. А. Елисеева, Г. Н. Пантелеев). На ребенка производят сильное впечатление работы художников, если они изображают мир реалистично и понятно дошкольнику. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.

Средством нравственного воспитания дошкольников является природа. Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения (С. Н. Николаева, Л. Г. Нисканен, В. Г. Фокина, В. Д. Сыч).

Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания, но данное средство — деятельность как таковая — необходимо прежде всего при воспитании практики нравственного поведения. Особое место в этой группе средств отводится общению, если его вслед за психологами (М. И. Лисина, А. Г. Рузская) считать видом деятельности. Общение как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера,в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, т. е. она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.

Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать качество, или закрепляем, или уже перевоспитываем). Как известно, средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания.

В педагогике существует несколько подходов к классификации методов воспитания (Ю. К. Бабанский, Б. Т. Лихачев, И. П. Подласый — в общей и школьной педагогике; В. Г. Нечаева, В. И. Логинова — в дошкольной педагогике). Для классификации методов исследователи определяют какое-то одно основание. Так, академик Б. Т. Лихачев исходит из логики целостности педагогического процесса, а также логики его организации при решении задач нравственного воспитания и самовоспитания.

Согласно этому основанию он выделяет три группы методов: методы организации и самоорганизации воспитательного коллектива (коллективная перспектива, коллективная игра, соревнование, единые требования); методы доверительного взаимодействия (метод уважения, педагогическое требование, убеждение, обсуждение, конфликтные ситуации); методы воздействия (разъяснение, снятие напряжения, актуализация мечты, обращение к сознанию, к чувству, к воле и поступку). В. Г. Нечаева выделяет две группы методов нравственного воспитания дошкольников: организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности); формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок (беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций).

И к первой, и ко второй группе автор относит метод убеждения, положительный пример, поощрение и наказание. Классификация, предложенная В. И. Логиновой, выстроена на том же основании, что и у В. Г. Нечаевой, — на активизации механизма нравственного воспитания, — но она полнее. Автор предлагает объединить все методы в три группы.

Правила нравственного поведения

Таким образом, чтобы поведение было нравственным, общий свод правил можно выразить так:

  • Прежде чем совершить какой-либо поступок, подумайте о том, какими будут последствия, как он повлияет на других людей, не причинит ли он им вред. Обдумывайте свои действия заранее.
  • Взаимодействуя с другим лицом, думайте не только о своих интересах, но и об интересах сотоварища, коллеги, попутчика. Всегда кто-то совершает первый шаг и уступает первым. Хороший пример зачастую находит отклик, а при его отсутствии станет понятно, с кем ведется дело.

Золотое правило нравственности звучит так: «поступай так, как хочешь, чтобы поступили по отношению к тебе»

  • Обращайте внимание на проблемы окружающих, сочувствуйте им в тяжелое время, особенно одиноким людям и тем, кому не от кого ждать помощи.
  • Оказывайте посильную помощь тем, кто в ней нуждается. Даже небольшое участие со стороны других людей способно придать сил тому, кто оказался в трудной ситуации.
  • Старайтесь поступать, руководствуясь взвешенными решениями, обоснованными не чьими-то интересами. Смотрите на вещи абстрагировано (с нейтральной стороны), а также следите за тем, как поступают другие люди. Чтобы зло могло восторжествовать, достаточно бездействия хороших людей.
  • Относитесь с уважением к тем, кто был до вас и к их делам, если они были достойными. Старайтесь наследовать им. Тот, кто тянется к высокой планке, может и не выиграть олимпиады, но все же будет ее участником.

Формирование чувства ответственности должно происходить в раннем детстве. Безнравственное поведение неприемлемо для людей. Совесть – это регулятор поведения многих индивидуумов. В человеческом понимании духовность и нравственность должны быть в каждой личности. Основа этикета имеет критерии, которые определяют допустимые действия. Основные эталоны и образцы нравственного поведения должны быть в каждом человеке.

О том, что представляет собой нравственность и ее предназначение, смотрите в следующем видео.

Содержание

Появление и закрепление норм морали можно проследить с доисторических времен. Его эталоны и образцы зародились еще в далеком прошлом. Несмотря на то, что первобытный человек действовал, в первую очередь, из эгоистических побуждений, стремясь найти еду, захватить выгодные территории, выжить в нелегких природных условиях, уже тогда очевидным является стремление к социальному сотрудничеству.

Как результат – зарождение и утверждение гуманистической стратегии поведения, выработанной в результате активного межличностного сотрудничества с членами группы.

Что такое нравственность

Нравственность – это неотъемлемая характеристика личности, являющаяся когнитивной основой формирования нравственно здоровой личности: социально ориентированной, адекватно оценивающей обстановку, имеющей устоявшийся набор ценностей. В нынешнем обществе во всеобщем использовании бытует определение нравственности, как синонима понятия мораль. Этимологические особенности данного понятия показывают происхождение со слова «нрав» – характер. Впервые смысловое определение понятия нравственность было опубликовано в 1789 году – «Словарь Академии Российской».

Понятие нравственность объединяет в себе определенный набор качеств личности субъекта. Первостепенно это честность, доброта, сострадание, порядочность, трудолюбие, щедрость, эмпатия, надежность. Анализируя нравственность как личностное свойство, следует упомянуть, что каждый способен привнести и свои качества в это понятие. У людей, имеющих различные типы профессий, нравственность формирует и различную совокупность качеств. Солдат должен обязательно быть смелым, судья справедливый, учитель альтруистом. На основе сформировавшихся нравственных качеств формируются направления поведения субъекта в обществе. Субъективное отношение личности играет немалую роль при оценке ситуации в нравственном ключе. Кто-то воспринимает гражданский брак абсолютно естественно, для других он является как грех. Опираясь на религиозные исследования, следует признать, что понятие нравственность от своего значения сохранило очень мало истинного. Представления современного человека о нравственности искажено и выхолощено.

Нравственность является качеством сугубо индивидуальным, которое позволяет личности осознанно контролировать собственное психическое и эмоциональное состояние, олицетворяя собой духовно и социально сформировавшуюся личность. Нравственный человек способен определить золотую меру между эгоцентричной частью своего я и жертвенностью. Такой субъект способен сформировать социально-ориентированное, ценностно-определенное гражданское сознание и мировоззрение.

Нравственная личность, выбирая направления своих действий, поступает исключительно по своей совести, опираясь на сформированные личностные ценности и понятия. Для некоторых понятие нравственность это эквивалент «билета в рай» после смерти, а в жизни это нечто не особо влияющее на успешность субъекта и не несет никакой выгоды. Для такого типа людей нравственное поведение — это способ очистить душу от грехов, как бы прикрытие собственных неверных поступков. Человек существо беспрепятственное в выборе, имеет свой жизненный курс. Общество при этом имеет свое влияние, способно задавать собственные идеалы и ценности.

В действительности нравственность, как свойство необходимое для субъекта, является исключительно важным и для общества. Это как бы гарантия сохранения человечества как вида, иначе без норм и принципов нравственного поведения, человечество искоренит само себя. Произвол и постепенная деградация – последствия исчезновения нравственности как совокупности прицепов и ценностей общества как такового. Вероятнее всего и гибель определенной нации или этноса, если в ее главе стоит безнравственное правительство. Соответственно уровень жизненного комфорта людей зависит от развитой нравственности. Защищённым и благополучным является то общество, соблюдения ценностей и моральных принципов, уважение и альтруизм в котором, прежде всего.

Итак, нравственность это интериоризированные принципы и ценности, базируясь на которых человек направляет свое поведение, совершает поступки. Нравственность, являясь формой общественного знания и отношений, регулирует человеческие действия посредством принципов и норм. Непосредственно эти нормы основываются на точке зрения о безупречном, о категориях добра, справедливости и зла. Основываясь на гуманистических ценностях, нравственность позволяет субъекту быть человеком.

Особенности

Конечно, на заре зарождения мотивов, определяющих поведение индивида, являлись все же приземленные жизненные и материальные выгоды. Однако сообщество, а вслед за ним и нравы быстро прогрессировали, подталкивая любого из участников к полной адаптации в коллективе, построению долгосрочных гуманистических отношений.

Моральные нормы поведения закрепляются в сознании людей настолько, что являются уже не вынужденной тактикой выживания, а общепризнанными мотивами человеческого поведения, эмоциональной потребностью. Нормой становится:

  • морально-эмоциональное сочувствие к ближнему;
  • сострадание;
  • готовность всегда прийти на помощь попавшему в беду.

Человек, духовно и физически поддерживающий участников своего сообщества, и сам мог рассчитывать на такое же отношение, благодаря чему крепли общинные узы, а также повышалась устойчивость группы к различным негативным воздействиям.

Выводы

Каждый из нас обладает собственной, иерархически выстроенной системой ценностей, связывающей духовную составляющую личности с духовной культурой социума. Ценностные ориентиры выступают здесь в качестве важнейших составляющих структуры личности, они являются сложными и многоуровневыми интегральными образованиями.

В состав структуры личности входят различные уровни взаимодействия между индивидуальным и общественным в человеке, между его собственным будущим, настоящим и прошлым, а также формы сознания и познания индивидом окружающего мира. Следовательно, основой ценностных ориентиров человека является определенная ценностная система, состоящая, в том числе, и из нравственных ценностей, которые формировались в человеческом сознании в процессе знакомства личности с окружающим миром.

Кто такой – нравственный человек?

Чем же является нравственное поведение в современном высококонкурентном обществе? Вряд ли нужно рассматривать это понятие как полный отказ от себя и собственных интересов. Но можно утверждать наверняка, что грубого эгоизма, высокомерия и жадности высоконравственный человек точно лишен. Такой индивидуум ищет пользы другим, думает о благе для всего общества. Проявляя альтруизм, этот человек лишает манипуляторов возможности управлять собой.

Добрые поступки, человечное отношение спасают жизни в буквальном смысле. Горячая совесть и высокие идеалы не позволяют злу затушить веру в светлое будущее человечества, присутствующую у каждого из людей с рождения.

Глядя на высокоморального «хорошего» человека, многим может показаться, что это некий дар свыше. Однако имеется множество примеров, когда целенаправленная работа над собой, своим мировоззрением и ошибками приводила к выдающимся результатам.

Совесть и мораль нужно развивать. Отказ от низменных побуждений, следование высоким идеалам неизменно трансформируют человека.

Лекция 8. Нравственное формирование личности профессионала

Тип лекционного занятия: проблемная лекция.

Конспект лекции:

1. Нравственное воспитание личности.

Формирование нравственно совершенной личности было и остается одним из центральных направлений воспитания граждан, работников различных профессий. Вместе с тем в обществе есть профессии, для представителей которых нравственное воспитание имеет особое значение. К числу представителей подобных профессий относятся и сотрудники правоохранительных органов, для которых нормы морали, нравственные убеждения и чувство собственного достоинства профессионально значимы. Причем по мере гуманизации и демократизации общества роль моральных элементов в поведении и деятельности этих работников государственных органов неуклонно возрастает. Нравственное воспитание личного состава — необходимое условие и средство формирования и активизации морального фактора в деятельности правоохранительных органов. Планомерно, на научной основе и повсеместно осуществляемое нравственное воспитание не только формирует моральный облик сотрудников, но и создает ту необходимую морально-психологическую атмосферу, которая стимулирует высоконравственные поступки, регулирует поведение личного состава. Все это, а также ряд других причин обусловливает особый интерес к вопросам нравственного воспитания, его содержанию, организации, особенностям.

А. Сущность, особенности и задачи нравственного воспитания.

Нравственное воспитание всегда было объектом пристального внимания выдающихся мыслителей прошлых веков и современности. Много внимания нравственному становлению личности уделяли И. Кант и Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский, К.Д. Ушинский. В основе системы воспитания А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского, по существу, лежало именно нравственное развитие человека. Эти и многие другие мыслители, воспитатели и общественные деятели исходили из того, что воспитание личности происходит и как целенаправленный процесс, и как формирование ее под влиянием объективных условий жизни, и как самовоспитание.

Социальная среда накладывает заметный отпечаток на всю систему воспитания, на все его направления, но особую роль она играет в воспитании нравственном. Это обусловлено как особенностью самой морали, так и спецификой нравственного воспитания. Своеобразие последнего заключается в том, что оно не знает ни пространственных, ни временных границ: оно осуществляется повсеместно и постоянно. Фактически нет такого положения, когда бы человек не находился под моральным воздействием (благоприятным или неблагоприятным) окружающей среды, когда бы он сам не подвергал моральной оценке все то, что его окружа­ет. Недооценка влияния объективных условий труда и быта на личность заметно сказывается на эффективности нравственного воздействия различных субъектов воспитания.

Специфика нравственного воспитания заключается и в том, что оно осуществляется в значительной мере как бы исподволь, само по себе, без назиданий, менторства, морализирования, заучивания моральных истин, тогда как чтение нравоучений не только не способствует нравственному развитию, но зачастую вызывает обратную реакцию воспитуемых. Решающую роль в нравственном становлении сотрудников правоохранительных органов играют личный пример авторитетных людей, морально-психологический климат коллектива, весь уклад его жизнедеятельности. Вместе с тем важное место в нравственном воспитании занимает и моральное принуждение, которое проявляется как моральное осуждение сотрудника со стороны коллектива, командира, начальника либо как самопринуждение, самоосуждение.

Формирование нравственно совершенной личности — это непрерывный процесс по привитию человеку: а) этических знаний; б) моральных убеждений; в) нравственных качеств и чувств; г) моральных потребностей и привычек, которые можно рассматривать как задачи нравственного воспитания.

Исходным этапом нравственного воспитания является внесение этических знаний в сознание военнослужащих и сотрудников. В строгом смысле слова эта операция относится к обучению, а не воспитанию. Однако, как показывает опыт, чтобы сотрудник поступал высоконравственно, он должен знать, что есть нравственное и что — безнравственное, что — добро, а что — зло, что есть честь, а что — бесчестие. Не секрет, что порой человек совершает безнравственные поступки не по злому умыслу, а по незнанию, из-за низкой нравственности, этической культуры.

Этические знания — не только условие и предпосылка нрав­ственного воспитания, но и важный элемент духовной культуры человека. Сотрудники правоохранительных органов должны знать, как влияют их действия (или бездействие) на окружающих, предвидеть моральные последствия их поступков, помнить о морально-психологическом климате в служебном коллективе, в городе, поселке, где они несут службу, уметь силой морального авторитета, нравственного внушения влиять на сослуживцев и граждан. А это требует хорошего знания этической теории, овладев которой сотрудник приобретает не только духовное богатство, но и верного союзника в выполнении своих служебных задач.

Важной задачей нравственного воспитания является формирование у каждого сотрудника прочных моральных убеждений. Моральные убеждения (наряду с политическими, правовыми, эстетическими, религиозными или атеистическими) существенно влияют на все стороны деятельности и поведения человека, поскольку представляют собой те укоренившиеся в его сознании принципы, нормы, идеалы, категории этики, которым он считает необходимым следовать. Предопределяя линию поведения человека, его конкретные поступки, моральные убеждения они выступают в качестве мотивов, то есть показывают, во имя чего человек совершает те или иные действия либо проявляет бездействие; какие преследует цели (нравственные или безнравственные, с личной выгодой или с пользой для коллектива, общества и т.д. В силу этого моральные убеждения могут быть как положительно го содержания (высоконравственного), так и негативного (без нравственного, аморального). Есть моральные убеждения труженика, патриота, созидателя, защитника общественного строя правопорядка; но не будем забывать, что и ханжи, мещане, тунеядцы, карьеристы, обыватели, преступники тоже имеют определенные моральные убеждения, хотя и несовместимые с подлинной моралью, нравственными ценностями демократического общества, правового государства.

Одна из причин безнравственных, а порой и преступных действий части граждан заключается как раз в том, что аморальные акты жизнедеятельности этих людей находят оправдание в их извращенном представлении о нравственном и безнравственном, о справедливости и несправедливости, о добре и зле, о чести и бесчестии, о скромности и хамстве. Как показывает практика, разрушить моральные (по существу безнравственные) убеждения этих людей, создающие им известный моральный комфорт, там, где нравственного человека должна мучить совесть, необычайно трудно.

Человек, обладающий высокими моральными убеждениями, никогда не позволит себе проявить неуважение к людям, высокомерие, эгоизм и стяжательство, злоупотребление служебным положением, недостойное поведение в быту. Если он руководитель, то не позволит себе того, что считает непозволительным для под­чиненных. У такого сотрудника одна мораль, единые нравственные оценки как собственного поведения, так и окружающих.

Одна из главных задач нравственного воспитания — привитие сотруднику моральных качеств и чувств. Моральные качества сотрудника, выступающие как свойство его характера и раскрывающие наиболее типичные черты его поведения, являются важным элементом нравственной ценности личности. Поскольку основным содержанием моральных качеств служит соотношение общественного и личного в сознании и поведении людей, то их можно свести в три большие группы:

1. Качества, характеризующие отношение человека к обществу, к данной общественной системе в целом (патриотизм, преданность идеалам демократии, гуманизм, политическая бдительность, гражданское мужество, чувство хозяина своей страны, принципиальность, национальная гордость и др.).

2. Качества, отражающие отношение личности к другим людям и к самому себе (последние качества иногда выделяют в особую группу). А.С. Макаренко говорил, что нашим идеалом не может быть личность, которая выпячивает себя в виде прыща или пытается раствориться в придорожной пыли. Зрелая, высоконрав­ственная личность — это личность, сочетающая в себе коллективизм и личное достоинство, скромность и требовательность, доброжелательность и справедливость, человечность и самокритичность, вежливость и тактичность, искренность, верность, великодушие и ряд других черт.

3. Качества, связанные с отношением человека к собственности, труду, своей профессии. К ним относятся такие качества, как трудолюбие, бережливость, чувство профессиональной гордости, инициативность, настойчивость, исполнительность, дисциплинированность, целеустремленность, трудовая активность, стремление повышать профессиональные знания, навыки, мастерство и др.

Моральные качества (как и моральные убеждения) могут быть как положительными (добродетели), так и отрицательными (в последнем случае они называются аморальными, или пороками). У сотрудников особое негодование вызывают такие негативные качества, как предательство, цинизм, чванство, лицемерие, эгоизм, зависть, тунеядство, стяжательство, пьянство, зазнайство, высокомерие и некоторые другие. Ряд качеств в зависимости от направленности деятельности и поведения человека, его мотивов могут быть как нравственного, так и безнравственного содержания. К ним, в частности, относятся честолюбие и тщеславие.

Моральные качества имеют общезначимый характер. Вместе с тем определенные виды деятельности и некоторые профессии предъявляют особые требования к моральному облику работника. К их числу относятся профессии людей, обеспечивающих правопорядок. Для представителей этих профессий первостепенное значение имеют такие моральные качества, как политическая зрелость, высокая личная ответственность, мужество, самоотверженность, принципиальность и справедливость, бескорыстие, бдительность, гуманное отношение к человеку, и ряд других.

Формирование у сотрудников необходимых моральных качеств неотделимо от воспитания у них нравственных чувств. Эмоциональная сфера жизни людей, их настроения, мотивы и побуждения, моральные чувства выражают устойчивое отношение человека к различным общественным явлениям, другим людям, труду, к самому себе. Моральные чувства оказывают заметное влияние на общее развитие каждой личности. «Воспитать настоящий характер, — писал А.С. Макаренко, значит воспитать человеческое чувство. Я уверен, что если мы не воспитаем человеческого чувства как нужно, то, значит, мы ничего не воспитаем».

Формирование моральных чувств, охватывающее фактически всю жизнь человека, тесно связано с воспитанием у него нравственных привычек. По существу, это завершающий этап нравственного воспитания, его результат, проявляющийся в устойчивых нормах поведения человека на службе, в общественной жизни и быту, поскольку закрепленным можно считать только то, что вошло в культуру, в быт, в привычки.

Привычки упрощают и облегчают процесс деятельности и поведения человека, оптимизируют его общение с другими людьми, стандартизируют взаимоотношения людей в типичных ситуациях, позволяют предвидеть ход действий человека в той или иной ситуации. По словам А.С. Макаренко, нравственными мы называем не те действия и поступки, когда человек сел и подумал, как надо себя вести в данной ситуации, а те, когда он не может поступать иначе, вопреки его привычным нормам поведения. Нельзя, к примеру, считать в подлинном смысле слова нравственным поведение сотрудника, если он, прежде чем отдать честь, будет размышлять, ответит старший на его приветствие или нет, сделает замечание, если он не отдаст честь или пройдет мимо, знает его в лицо или нет. Точно так же нельзя признать нравственным поступок сотрудника, который прежде, чем уступить место женщине в транспорте, станет анализировать, сколько ей лет, тяжела ли ее ноша, насколько она устала, видит ли его сидящим, нет ли свободных мест. Это должно делаться автоматически, «по привычке».

Б. Система нравственного воспитания личного состава.

Сложность и значимость нравственного воспитания обусловливают разнообразие форм, средств, методов, направлений его осуществления, единство объективных и субъективных факторов воздействия на личность, критериев нравственности, образующих в своей совокупности систему этого вида воспитания.

По словам немецкого философа, педагога и психолога И.Ф. Гербарта (1776—1841), нравственное просвещение без нравственного воспитания — это средство без цели. Нравственное же воспитание без нравственного просвещения — цель, лишенная средства.

Чтобы этические знания стали личными убеждениями сотрудника, необходимо понимание им их научной обоснованности, практической целесообразности, общественной значимости, объективной необходимости. Этой цели служат широкая разъяснительная работа, личная убежденность тех, кто несет этические знания личному составу, набор аргументов, примеров из повседневной практики. Большой вред делу сформирования у сотрудников и воинов моральных убеждений наносят расхождения между словом и делом, когда руководитель, воспитатель говорит одно, а делает другое, призывает к тому, что сам не соблюдает или нарушает, одним запрещает те или иные действия, поступки, по отношению к другим допускает послабления, попустительство. Один из основных принципов нравственного воспитания: воспитатель (начальник, командир, наставник) не должен позволять себе того, что считает непозволительным для воспитуемых.

Коллектив и его руководитель не могут не замечать, когда сотрудник жертвует личным в интересах общественного, и оставлять без внимания поступки противоположного содержания. Такая практика способствует не только нравственному воспитанию сотрудников, но и сплочению коллектива, успешному решению служебных задач.

Некоторые из антиподов морали имеют место и среди отдельных сотрудников правоохранительных органов. Аморальные по свей сути служебные проступки и тем более должностные преступления, среди которых следует прежде всего указать на незаконные задержания и аресты, взяточничество, рукоприкладство и подлог, очковтирательство, «дедовщину», необоснованное применение спецсредств и злоупотребление служебным положением. Природа этих и иных проступков и преступлений различна, однако они всегда предопределяются низкой нравственной культурой сотрудников.

Воспитательная работа по предотвращению или локализации моральной деформации предполагает: во-первых, учет морально-психологических, политических и деловых качеств сотрудника, степень его субъективной предрасположенности к деформации; во-вторых, анализ основных факторов, вызывающих «профессиональную» деформацию у тех или иных категорий сотрудников или военнослужащих; в-третьих, учет состояния служебного кол­лектива (половозрастного состава, стабильности, показателей служебной деятельности, морально-психологической атмосферы и т.д.); в-четвертых, проведение комплекса мер воспитательного характера, создающих заслон на пути к нравственной деформации.

Среди этих мер важное место занимает целенаправленное и постоянное нравственное воспитание сотрудников, привитие им любви к своей профессии и чувства высокой личной ответственности за порученный участок работы, уважение к человеку и закону, непримиримости к любым проявлениям беззакония и аморальности, стремления честно и до конца выполнить служебный долг, не запятнать честь мундира.

Особого внимания заслуживают молодые сотрудники. Испытывая большие трудности морально-психологического характера, молодые люди нередко неадекватно воспринимают те или иные действия своих старших товарищей, средства и методы служебной деятельности, остро переживают ошибки, неудачи, вызванные отсутствием опыта, порой болезненно реагируют на замечания начальников, проявляют сомнения в правильности профессионального выбора. В этих условиях многое зависит от руководителя, наставника, воспитателя. Задача заключается в том, чтобы создать благоприятные условия для быстрой и качественной адаптации новичка, чтобы его авторитетами были достойные сотрудники.

Важным условием быстрой адаптации молодых сотрудников, предотвращения «профессиональной» деформации служит их вовлечение в активную общественную работу. Аппараты по работе с личным составом, общественные организации после выявления склонностей и интересов новичков предлагают им участие в художественной самодеятельности, других видах самодеятельного творчества, организуют и контролируют их досуг, заботятся об их профессиональном и нравственном становлении, о бытовых условиях жизни. Большую помощь в нравственном становлении молодых сотрудников могут оказать разрабатываемые на местах специальные памятки, инструкции, где излагаются вопросы профессиональной этики, нравственные требования к работникам, правила поведения на службе и в быту, даются рекомендации по самовоспитанию.

Нравственно совершенная личность — продукт воздействия на нее взаимосвязанных факторов: социальной среды, нравственного воспитания и самовоспитания, которые можно рассматривать как относительно самостоятельные способы формирования человека. Нравственное воспитание будет малоэффективным, бесследным либо даже с негативными последствиями, если не учитывать, в каких условиях живет и трудится сотрудник.

Социальная среда — постоянно действующий и объективный фактор, который не поддается быстрому изменению и воздействует на сотрудника как положительными ее гранями, так и отрицательными. Отсюда в воспитательной работе необходимо опираться на ее позитивные стороны, нейтрализуя, насколько это возможно, негативное влияние неблагоприятных условий. Среди неблагоприятных условий, оказывающих влияние на качество нравственного воспитания личного состава, могут быть, к примеру, низкие показатели служебной деятельности, трудности в продвижении по службе, неурядицы бытового характера, нездоровый моральный климат в коллективе, необъективное общественное мнение о деятельности данного органа, подразделения и ряд других. Недооценка этих условий при организации нравственного воспитания сотрудников недопустима.

Нравственное воспитание — научно управляемый процесс. Его эффективность во многом зависит от того, кто осуществляет воспитание, кто руководит им. Субъектами нравственного воспитания сотрудников выступают руководители, аппараты по работе с личным составом, общественные формирования (советы наставников, ветеранов и др.). Значительное нравственное влияние на работников оказывают семья, культурно-просветительные учреждения и учебные заведения, служебный коллектив.

Обычно человек находится под воздействием нескольких субъектов, институтов воспитания одновременно. Однако механизм и эффективность их влияния на воспитуемого различны: для одних решающую роль в нравственном развитии играет семья, для других — культурно-просветительные учреждения, для третьих — учебные заведения. Вместе с тем все сотрудники находятся под постоянным влиянием служебного коллектива. Воспитательная роль служебного коллектива обусловлена рядом факторов: сплоченностью, организованностью, дисциплиной коллектива; личностью его руководителя; деятельностью общественных формирований; укладом жизни коллектива, его традициями, обычаями; характером и содержанием решаемых задач; морально-психологическим климатом в коллективе; показателями служебной деятельности.

Моральное воздействие служебного коллектива обусловлено тем, что его требования сотрудник воспринимает, как требования его общества. Через оценку коллектива он познает себя как личность, как работника. Под влиянием коллектива сотрудник соизмеряет свои поступки с теми нормами, которые одобряются ли осуждаются мнением коллектива. Как существо общественное человек постоянно испытывает потребность в оценке его поведения и деятельности со стороны коллектива. Поэтому важно, чтобы оценка коллектива, во-первых, была объективной, адекватной слугам или проступкам сотрудника; во-вторых, была своевременной; в-третьих, не расходилась с мнением руководителя; в-четвертых, была официально доведена до сотрудника. Эта оценка должна быть одновременно и строгой, и доброжелательной.

Ничто не вредит так делу нравственного воспитания, как расхождение во мнении о том или ином сотруднике коллектива и его официального руководителя, неоднозначная (тем более противоположная) оценка одних и тех же поступков (проступков) различных работников, предвзятость, необъективность, несправедливость. Высоко ценя силу коллективного мнения, опытные руководители тогда наиболее полно используют дисциплинарную власть, когда ее применение (будь то поощрение или наказание) обосновано в глазах всего коллектива. Этим обеспечивается большой воспитательный эффект и моральный авторитет самого руководителя, воспитателя, авторитет его административных мер.

Особую роль в нравственном становлении личности играют руководители, начальники, командиры. Своеобразие нравственного воспитания заключается в том, что руководитель морально воздействует на подчиненных, по существу, постоянно, даже когда его нет на службе. Сотрудники и воины, как правило, совершают поступки, с учетом их оценки со стороны своего начальника, командира, стараясь не подвести авторитетного руководителя, заслужить его одобрение.

Система нравственного воспитания предполагает широкое применение разнообразных средств духовно-нравственного воздействия на сотрудников и военнослужащих.

Видное место в системе средств нравственного воспитания личного состава занимают: профессиональная деятельность, художественная литература и искусство, средства массовой информации, устная и наглядная агитация, уже упоминавшиеся вечера, читательские конференции, ритуалы, чествования достойных сотрудников. Работники должны видеть и знать, что честный, добросовестный труд приносит положительные плоды и не остается незамеченным, точно так же, как и «труд» лодырей, неумех, безответственных сотрудников и карьеристов, очковтирателей, нарушителей служебной дисциплины и законности не остается вне поля зрения коллектива и его руководителя.

2. Нравственное самовоспитание сотрудников.

А. Нравственное самовоспитание как фактор развития личности сотрудника правоохранительных органов.

Нравственное самовоспитание — это активный, сознательный, целеустремленный процесс формирования и развития сотрудником положительных и искоренения отрицательных качеств в соответствии с общественными потребностями, личными нрав­ственными идеалами и характером деятельности; это — постоянная, систематическая работа по выработке знаний, умений, навыков и привычек, соответствующих моральным требованиям к современному человеку, специалисту. Нравственное самовоспитание предполагает интеллектуальное, эмоциональное и волевое развитие личности, навыков самоконтроля, управления собственными мыслями, чувствами, действиями, умения предвидеть ближайшие и перспективные результаты своей деятельности.

В процессе самовоспитания сотрудник усваивает основные положения и принципы общечеловеческой морали и их проявление в сфере избранной профессии; превращает эти знания в социально значимые потребности, придает им личностный смысл, обретает уверенность в их истинности и жизненной необходимости; реализует моральные знания и убеждения в службе (учебе), общественной жизни и быту.

Между процессами нравственного самовоспитания и нравственного воспитания существует глубокая диалектическая взаимосвязь и взаимообусловленность. Они соотносятся между собой как внешнее и внутреннее. Воспитание — одно из важнейших условий, в которых происходит процесс формирования личности специалиста. Условия, как известно, играют большую роль в любом процессе, но источником развития являются все же внутренние противоречия. Внешнее (воспитание) органически причастно к становлению нового качества (человека), но только через внутреннее (самовоспитание). Человек есть объект-субъект, и это, необходимо учитывать в процессе формирования личности специалиста правоохранительных органов. Действительное воспитание никогда не может быть отделено от самовоспитания, а образование — от самообразования. Исходя из этого, следует, в частности, определять и задачи воспитания в правоохранительных учебных заведениях: они должны давать будущим специалистам умение вырабатывать самим нравственные устои, побуждать и развивать в них желание совершенствоваться. Действительное человеческое воспитание должно рассматриваться прежде всего как управление самовоспитанием. В этом — один из важнейших принципов формирования личности специалиста правоохранительных органов.

Б. Методы самопознания и нравственного самовоспитания.

В процессе самопознания и нравственного самовоспитания используются многочисленные методы и приемы. Ограничить их какими-либо жесткими рамками невозможно. Дело в том, что теоретически стройной системы таких методов и приемов не создано, а практика самопознания и самовоспитания настолько индивидуальна, что можно сказать: сколько людей, столько и систем; каждый осознает и воспитывает себя по-своему. Учитывая это и не претендуя на исчерпывающий обзор, рассмотрим сущность, познавательные и воспитательные достоинства некоторых наиболее важных методов и приемов самопознания и нравственного самовоспитания сотрудников.

К числу таких методов относится прежде всего самонаблюдение. Самонаблюдение носит преднамеренный, целенаправленный характер, включает в себя определенный замысел и систему приемов, но все же это только восприятие личностью самой себя, только чувственная опора для абстрактно-логического мышления о себе. Данные самонаблюдения — это лишь эмпирический материал, один из начальных моментов самопознания, форма проявления сущности. Результаты самонаблюдения необходимы для практических действий по самовоспитанию, а не являются самоцелью. Превращение самонаблюдения в самоцель выливается в бесплодное и вредное «самокопание».

Самонаблюдение как динамический процесс принимает форму самоконтроля. Самоконтроль предполагает наличие установки и критическое отношение к отклонениям от нее. Это — одна из важнейших функций самопознания личного состава правоохранительных органов и в то же время метод его самовоспитания. Следует отметить, что самоконтролирование необходимо распространять на всю духовную и практическую деятельность личного состава на службе и в быту. При этом эффективность самоконтроля возрастает вместе с ростом надежности самонаблюдения.

В своем развитии самонаблюдение достигает этапа осмысления результатов, и тогда оно перерастает во вторую — логическую ступень самопознания. Дальнейшее углубление знаний сотрудника о себе, проникновение им в собственную духовную сущность связаны с применением всего арсенала познавательных методов.

Результатом применения самоанализа и других методов самопознания (синтез, аналогия, сравнение) сотрудника выступает его самооценка, являющаяся одной из основных функций самопознания и предпосылок нравственного самовоспитания. Адекватность самооценки зависит от степени зрелости специалиста и развивается вместе с его развитием. Критериями оценки человеком самого себя выступают те требования, которые он предъявляет к другим. Основа самооценки — не чистая умозрительная рефлексия, а прежде всего анализ деятельности (учебы, службы).

В процессе нравственного самовоспитания применяется метод самопринуждения — особая функция воли, направленная на принуждение себя совершать определенные действия. При этом очень важно учитывать, что ценность и действенность самопринуждения повышается, когда оно вызывается внутренними побуждениями, готовится заранее. Наибольшего усилия воли требует ситуация, когда человек побуждает себя к действию, которое ему «не по душе». Одной из форм самопринуждения выступает осознанное подчинение себя другому лицу (командиру, товарищу) или обстоятельствам службы. Выполнение уставных положений, наставлений по службе, соблюдение всех требований воинской дисциплины — это тоже нравственное самовоспитание, которое происходит иногда с трудом, противоречиво.

Средством борьбы с вредными привычками, нездоровыми настроениями выступает самообладание. Самообладание — это способность «не терять» себя в минуты опасности, подавлять в себе страх, другие сильные отрицательные чувства, сохранять ясность ума и силы воли. Самообладание характеризуется: наличием моральных чувств высшего порядка (любовь к Родине, непоколебимый оптимизм, вера в правоту своего дела и т.п.); умением ориентироваться в сложной обстановке; наличием сильной воли. Опыт правоохранительной деятельности показывает, что проявления героизма и самопожертвования связаны именно с самообладанием. Самообладание обычно проявляется во внутреннем спокойствии. Это спокойствие, хладнокровие легче достигается рассудительным человеком, привыкшим взвешивать и обдумывать чем импульсивным, у которого побуждение к действию непосредственно переходит в исполнение. От сотрудников правоохранительных органов оперативная обстановка часто требует не меньшего самообладания, чем на войне, и развивать его следует смолоду.

Условия службы и обстоятельства жизни требуют и таких методов самовоспитания, как самоограничение и самоотказ, самообязательство, и др. Самообязательство, в частности, широко применяется в процессе учебы, в ходе подготовки к экзаменам и т.д. Высшей степенью обязательства и самообязательства является принятие Присяги. Провозглашая торжественную клятву, призывник берет на себя высокие обязанности защитника интересов Родины, заявляет о своей личной ответственности за священное дело. Этот торжественный акт оставляет в сознании человека глубокий след и навсегда сохраняется в памяти как одно из самых значительных событий в его жизни. Требования Присяги необходимо использовать в качестве побудителя самовоспитания не только молодых, но и опытных кадров правоохранительных органов.

При выполнении сложных задач, требующих больших волевых усилий, может применяться самоприказ. Самоприказ отдается во внутренней или внешней речевой форме. Воздействие самоприказа основано на силе словесного раздражителя. Использование этого метода предполагает основательную волевую подготовку и практику самовоспитания.

Прежде чем принуждать себя к выполнению тех или иных действий, у человека может появиться сомнение в их целесообразности. Здесь возникает потребность в самоубеждении. В процессе самоубеждения приводятся различные аргументы, подкрепляющие целесообразность предварительного решения, и только после этого начинается его выполнение. В итоге самоубеждения может появиться и решение об отказе от вредных привычек, поступков.

Большую роль в процессе нравственного самовоспитания призвано играть правильно поставленное самовнушение. Самовнушаемость — нормальное свойство человеческой психики. Основой ее является нейтрализация задерживающих механизмов и критической способности личности. Такая нейтрализация достигается благодаря командной роли второй сигнальной системы относительно первой.

Сила внушения и самовнушения может быть чрезвычайно большой. Боевые уставы и наставления не только берут на вооружение эту силу, но и возводят ее применение в ранг обязанностей командиров и начальников: командир обязан внушить всем подчиненным непоколебимую уверенность в успехе. И в повседневной службе начальник внушает подчиненному личному составу и себе самому, что в дисциплине, организованности и порядке нет и не может быть мелочей. При этом очень важно отбирать внушаемые идеи, остерегаться отрицательного самовнушения: «не могу», «невозможно» и т.д. Считать себя неспособным — это значит начинать быть таковым. И, наоборот, уверенность в успехе — это уже начало успеха.

Понятие нравственности с объективной точки зрения

Каково же объективное понятие нравственности? Как уже сказано выше, понятие добра и зла в современном мире искажено практически до неузнаваемости, и человек может творить зло, пребывая в полной иллюзии, что он высоконравственный человек и поступает правильно. Более того, порой люди причиняют вред самым своим близким людям и пребывают в иллюзии, что делают благо. Именно об этом сказано в цитате: «Благими намерениями вымощена дорога в ад». Порой люди, желающие совершить добро, причиняют больше зла, чем все злодеи мира, вместе взятые. Не будем вдаваться в подробности, лучше рассмотрим, как же поступать, так чтобы добро было объективным, а не субъективным. Вся Вселенная, все живые существа так или иначе стремятся к эволюции — сознательно или неосознанно. Поэтому добром с объективной точки зрения является то, что ведёт к эволюции. И если ребёнка нужно наказать и преподать ему урок, или даже дать ему подзатыльник, так сказать простимулировать Сахасрара-чакру для «микро-просветления», значит, нужно это сделать. Важно действовать не из чувства гнева, а из чувства сострадания, с полным пониманием того, что ваш поступок приведёт к эволюции и к тому, что ребёнок на всю жизнь усвоит полезный урок. И это будет благом. А то, что ведёт к деградации, является злом, даже если это выглядит красиво и благородно. Когда родители щедро одаривают ребёнка бесполезными подарками, балуют его и закармливают сладостями — всё это, конечно, весьма трогательно выглядит, только к какому результату это приведёт ребёнка? Вопрос риторический.

Таким образом, золотое правило нравственности «Делай другим то, что хотел бы получить сам» работает только в том случае, если у человека более-менее адекватное понимание о добре и зле, а также адекватные мотивации и стремления в жизни. И если человек стремится к самосовершенствованию, то очевидно, что он не стремится к развлечениям и наслаждениям, а значит, не будет это проявлять для других, чтобы не получить тоже самое для себя. Поэтому прежде чем применять в жизни золотое правило нравственности, следует основательно поразмыслить о понятии добра и зла и о том, что является полезным, а что вредным. Как следует поразмыслить.

Основы нравственности

Каковы же основы объективной нравственности? Одна из наиболее нравственных парадигм изложена мудрецом Патанджали в «Йога-сутрах». Практикам йоги предписывается утвердиться в нравственной дисциплине, прежде чем приступать к практикам. Что же предлагает нам мудрец Патанджали? Основных предписаний для гармоничной жизни существует всего пять. Но идеально исполнять хотя бы одно из них — задача непростая. Пять предписаний нравственности изложены в первой ступени «восьмиступенчатой системы Патанджали», так называемой Яме:

  • Ахимса — ненасилие. Ненасилие предписывается соблюдать на трёх уровнях: тела, речи и ума. И если на уровне тела соблюдать ахимсу более-мене несложно, то на уровне речи, а тем более на уровне ума — задача весьма непростая. Но именно на уровне ума и зарождается то зло, которое мы транслируем в мир.
  • Сатья — благожелательная правдивость. Человек, который говорит неправду, в первую очередь причиняет вред самому себе. Потому как ложь создаёт некую пелену иллюзии вокруг того, кто эту ложь произносит. И человек начинает жить неадекватно.
  • Астея — неприсвоение чужого. По закону сохранения энергии всё, что мы несправедливо себе присвоили, мы всё равно потеряем. Так есть ли смысл брать чужое, причиняя человеку страдание, если мы всё равно это потеряем?
  • Брахмачарья — воздержание от чувственных наслаждений. Любое чувственное наслаждение — это потеря энергии. И чем ниже и грубее удовольствие, тем больше энергии мы теряем. И если у человека есть в жизни какая-то цель или предназначение, которое он призван исполнить (а оно есть у каждого), то недопустимо тратить свою энергию на страсти и удовольствия, так как количество энергии у каждого человека ограничено.
  • Апариграха — нестяжательство. Помимо удовольствий и развлечений, нашу энергию также тратят и материальные блага. Поэтому накопление материальных благ ради самого накопления — просто глупость, которая будет тратить нашу энергию. Хорошо говорил Шантидэва в своём гениальном труде «Бодхичарья-аватара»: «Словно ограбленный, я уйду из этого мира». Так и есть. Всё материальное, что мы накапливаем, мы оставим здесь. И даже собственное тело нам не принадлежит, что уж говорить о материальных накоплениях. Поэтому тратить энергию на их накопление неразумно. Гораздо разумнее тратить её на совершение благих дел и изменение мира вокруг к лучшему. Так как в свою будущую жизнь мы сможем забрать опыт в практике, благодарности и благую карму. Следовательно, только это и следует накапливать.

Это пять базовых предписаний Патанждали для практиков йоги. Существуют также пять дополнительных. В отличие от первых пяти, которые предписывают воздерживаться от безнравственных поступков, вторые пять предписывают то, что следует в себе взращивать. Однако тот, кто сможет освоить хотя бы пять базовых нравственных предписаний, уже будет достойным и благородным человеком, и ему не грозит накопление негативной кармы. Но для этого овладеть этими принципами следует в совершенстве. В современном обществе это сделать далеко не просто, однако дорогу осилит идущий.

Используемые источники:

  • https://vplate.ru/etiket/nravstvennoe-povedenie/
  • https://wlooks.ru/etiket/nravstvennoe-povedenie/
  • https://ethicscenter.ru/nravstvennoe-povedenie.html
  • https://sociologicheskaya.academic.ru/875/поведение_нравственное
  • https://www.oum.ru/yoga/samorazvitie-i-samosovershenstvovanie/nravstvennost-osnova-garmonichnoy-zhizni/

Содержание и методика нравственного воспитания детей раннего дошкольного возраста

Успех в воспитании свободной личности, а именно такую личность мы и хотим получить, зависит от исходной методологической позиции, с которой мы смотрим на ребенка. Если спросить любого человека (будь то мать, отец, воспитатель или др., хочет ли он, чтобы мы воспитывали счастливого ребенка, вероятно, он сначала удивится, а потом ответит утвердительно. Никогда в нашей отечественной дошкольной педагогике не ставилась задача воспитания счастливого ребенка. А может быть, молодому воспитателю над этим стоит задуматься? Поразмышлять, как изменить взгляд на ребенка и на свою роль в его развитии. В американской педагогике есть такой принцип — «воспитывать счастливую личность». Человек должен быть потому, что он родился, что живет.Отечественная концепция: воспитывая ребенка,мы как бы выстраиваем для него перспективу: вот будешь слушаться старших, будешь хорошо учиться и т. д. — станешь счастливым человеком. А американцы все «перевернули»: ты родился счастливым человеком и поэтому можешь хорошо учиться, весело жить, у тебя все получится, тебе все по плечу. Какими же нравственными качествами должен обладать ребенок, чтобы чувствовать себя счастливым? И можно ли на самом деле посредством педагогических воздействий способствовать формированию счастливой личности? Можно выделить много качеств, которые составят образ счастливого ребенка. Счастливый ребенок уверен в себе, он легко и с удовольствием, открыто и доверчиво общается с людьми — взрослыми и детьми. Он оптимистичен, все воспринимает с радостью. Он любознателен и т. д. Но воспитать такого ребенка можно, если и родители, и воспитателипроникнутся глубоким уважением к личности малыша и научат его очень важному: чувству собственного достоинства и умению жить среди людей.

Содержание нравственного воспитания дошкольниковвключает следующие смысловые блоки:

воспитание гуманности как качества личности;

воспитание коллективизма;

— формирование начал гражданственности и патриотизма;

— формирование отношения к труду и трудолюбия.

Воспитание гуманности представляет собой формирование такого нравственного качества, которое подразумевает сочувствие, сопереживание, отзывчивость, эмпатию.

Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, природе, к самому себе. Исследования показывают, что подобное отношение может складываться у детей уже в дошкольном возрасте. В основе этого процесса лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя.

Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается с раннего детства. При систематической работе, направленной на воспитание гуманного отношения дошкольников к окружающим людям и природе, у детей формируется гуманизм как нравственное качество. Иначе говоря, гуманизм входит в структуру личности как качественная ее характеристика.

Следует подчеркнуть, что воспитание гуманных чувств и отношений — процесс сложный и противоречивый. Умения сочувствовать, сопереживать, сорадоваться, не завидовать, делать добро искренне и охотно — в дошкольном возрасте лишь закладываются.

Воспитание коллективизма как нравственного качества дошкольника основано на формировании положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений.

Главная и единственная функция детского коллектива — воспитывающая: дети включаются в деятельность, которая по своим целям, содержанию и формам организации направлена на формирование личности каждого из них.

Для воспитания коллективных взаимоотношений появление такого феномена, как дружба, имеет смыслообразуюшее значение. Дружба как наиболее близкая связь между детьми ускоряет процесс действенного осознания социальных взаимоотношений. Взаимопомощь и отзывчивость являются значимыми характеристиками коллективных взаимоотношений.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]