Что такое воображение
Замечание 1
Под «воображением» в психологии понимают процесс, благодаря которому человек способен создавать образы и идеи в своем сознании.
Воображение имеет большое значение для человеческой психики, так как играет важную роль в таких процессах как:
- моделирование
- планирование
- творческая деятельность
- память
Процесс воображения можно дифференцировать по результату, оно может быть: репродуктивным и продуктивным. Под репродуктивным понимают воображение, в процессе которого воссоздаются образы, которые уже есть в реальности. Под продуктивным воображением понимают процесс, в результате которого появляется нечто новое.
По степени целенаправленности процесс воображения может быть произвольным и непроизвольным. Произвольное воображение состоит из воссоздающего и творческого воображения, в то время как непроизвольное воображение является не преднамеренным и непредсказуемым.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Образы в свою очередь могут быть конкретными и абстрактными, так и воображение может быть конкретным и абстрактным.
Воображение выполняет ряд важнейших функций. Оно дает возможность человеку представлять окружающий мир в образах, дает возможность используя их решать задачи.
Воображение помогает регулировать эмоции, познавательные процессы и состояния человека. Воображение предоставляет возможность обдумывать, представлять в образах некий план действий. Оно также позволяет человеку выполнять планирование, программирование и оценивание деятельности.
Выделяют следующие механизмы воображения:
- агглютинация
- гиперболизация
- схематизация
- акцентирование
- типизация
Специфические характеристики воображения
- Воображение направлено на создание чего-то нового, это процесс, заключающийся в создании новых образов, представлений и идей. В связи с этим воображение позволяет человеку выходит за рамки личного опыта.
- Создаваемое в процессе воображения новое связано с тем, что уже было воспринято человеком. Элементы нового, созданного воображением, представляют собой уже известное, существующее в реальной действительности, но воображение преобразует взаимосвязи между реально существующими объектами и тем самым достигается эффект новизны.
- Воображение неразрывно связано с личностью человека; особенно тесная связь обнаруживается между воображением и направленностью личности. Существенную роль в определении направления, по которому идет развитие воображения, играет направленность личности – интересы, создающие связанные с ними специальные очаги эмоциональной восприимчивости. Деятельность воображения порождается преобразующим воздействием направленности на образы сознания, отражающие действительность.
Агглютинация как механизм воображения
Агглютинация — это процесс создания нового образа из частей других обозов. Этот процесс дает много информации о личности человека. Человеческая личность — это достаточно сложный механизм. Человек обладает интеллектуальными способностями, в сознании всегда идет мыслительный процесс. Все что существует в мире или создано природой, или создано благодаря человеку. Человек обладает удивительной способностью: он может создать нечто совершенно новое и уникальное.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Механизмы воображения 480 ₽ Реферат Механизмы воображения 280 ₽ Контрольная работа Механизмы воображения 220 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Много примеров агглютинации есть среди сказочных существ: кентавр — соединение верней части тела человека и нижней коня, русалка – верхняя часть принадлежи женщине, а снизу — хвост, избушка на курьих ножках и так далее.
Агглютинация представляет то, что происходит в ходе мыслительной деятельности каждого человека. Процесс агглютинации есть практически у всех людей, как у здоровых, так и у не здоровых. В особо сильной степени она присуща людям страдающим шизофренией.
Агглютинация считается автоматическим действием, мы можем только увидеть результат агглютинации, но не можем узреть сам процесс, так как он находится внутри сознания человека. Для того что процесс агглютинации состоялся, человеку необходим запас опыта. Но тем не менее агглютинация не является процессом произвольным, то есть человек не специально обращается к своему опыту, а бессознательно и спонтанно.
Как нам известно воображение человека обогащается за счет человеческого опыта, чем больше человек в своей жизни узнал, увидел тем более широка развита его фантазия, тем больше новых образов он сможет спродуцировать.
Агглютинация по своему происхождению не случайна, ее образы получается из того, что заложено глубоко у человека в подсознании. Сам процесс делится на две части:
- элементы не критикуются и не анализируются.
- компоненты должны влиять на мыслительное обобщение, чтобы построить целый образ.
Виды воображения
- Активное (произвольное) воображение – это осознанный, целенаправленный процесс, всегда направленный на выполнение творческой или личностной задачи. Участие волевых процессов в данном случае максимально: процесс активного воображения контролируется и направляется самим человеком. Активное воображение разделяется на активное воссоздающее и активное творческое воображение. Активное воссоздающее воображение заключается в представлении чего-либо, не воспринимаемого органами чувств непосредственно, а создаваемого в сознании в соответствии с описанием (например, в процессе слушания собеседника, чтения книг).
- В отличие от активного воссоздающего, процесс активного творческого воображения происходит без опоры на описание. Этот процесс осуществляется человеком самостоятельно (например, работа художника, писателя).
- Пассивное преднамеренное воображение– это такой вид воображения, продуктами которого являются мечты и грезы. Это создание образа желаемого будущего, которое может выступать в виде своеобразной формы психологической защиты, обеспечивающей временный уход от возникших проблем, что способствует определенной нейтрализации негативного психического состояния и обеспечению сохранности механизмов регуляции при снижении общей активности человека. То, в чем человек нуждается, но чего он не может достичь в реальной действительности, имея при этом сильную потребность, достигается в пассивном произвольном воображении с целью выхода из состояния фрустрации.
Гиперболизация как механизм воображения
Под термином «гиперболизация «понимают процесс преувеличения или преуменьшения объекта, или частей объекта. Иными словами, это фантазии на тему необычного существа, у которого появляются качественно новые свойства. Гиперболизация часто используется в сказках. Примерами гиперболизации являются великаны, гномы, Мальчик-с-пальчик, Гулливер, многорукий индийский бог, циклоп, Змей Горыныч, Карлик Нос, Дюймовок. Некоторые ученые считают процесс гиперболизации одной из разновидностей акцентирования.
Замечание 2
Так же некоторые ученые разделяют понятие гиперболизация и литота: гиперболизация – это преувеличение объекта, а литота — приуменьшение.
Схематизация как механизм воображения
Под «схематизацией» понимают процесс сглаживания различий, которые имеются у предметов, и поиск сходств. При этом происходит отсечение второстепенных элементов. Индивидуальные особенности при этом также игнорируются.
Примером схематизации может быть орнамент, созданный художником, в котором были использованы элементы растений.
Схемы — это ряд взаимосвязанных мыслей. Схематизация может быть представлена несколькими типами:
- конспектированием
- инфографикой
- иллюстрированный график
- алгоритмический график
- концептуальная схематизация
Схематизация
Категоризация Читать далее: Атрибуция
2. Схематизация
По мере категоризации личности, события или ситуации в процесс социализации включается схематизация – нахождение в опыте соответствующей схемы. Наиболее часто встречающееся определение схемы – знания о понятиях или типах стимулов, включающие их атрибуты и отношения между ними. Схемы представляют собой ряд взаимосвязанных мыслей, представлений, социальных установок и стереотипов, предоставляющих возможность быстрого распознания объектов при наличии ограниченных информационных ресурсов. В наиболее общем виде они представляют собой некоторые, основанные на индивидуальном опыте обобщенные представления в отношении объектов и ситуаций, применяемые к их быстрой оценке и прогнозированию возможного развития отношений. Когнитивные схемы организуют репрезентации людей по отношению конкретных аспектов их окружения, создают основания для ориентации и избрания оптимальной стратегии обращения. Схемы очень сходны с прототипами и часто используются взаимозаменяемо [29].
Во многих случаях, сталкиваясь с ситуацией или конкретным объектом, человек уже обладает некой схематизированной структурой представлений об объекте, ситуации и возможной логике развития событий. Более того, даже при очевидной для других неадекватности избранной схемы он упорно придерживается ее. Причем, человек буквально напичкан самыми разнообразными схемами, составляющими его алгоритмический оценочный и поведенческий багаж. Люди не снабжены всеми необходимыми атрибутами на каждый день. Каждый объект, а точнее представления о нем обладают элементом неопределенности, заполняемой наличными информационными ресурсами, представленными в имеющихся схемах. Ряд схем могут объединяться друг с другом в семантические сети. Чем более близки схемы друг по отношению к другу, тем более вероятна их одновременная активация, предоставляющая полезную информацию. Обладая способностью совершать выводы и делать обобщения на будущее, фиксируемые в опыте в виде схем люди получают дополнительные ресурсы оптимального функционирования. Последующая проверка правильности данной схемы приводит к увеличению вероятности ее будущего воспроизведения.
Янчук В.А. различает следующие типы схем: схемы личности; ролевые схемы; скрипты; схемы свободного содержания; схемы самости [29]. Для нашего понимания процессов формирования социальных стереотипов наиболее важно рассмотреть схемы личности и ролевые схемы.
Схемы личности – индивидуализированные структуры знаний о конкретных людях и их особенностях. По существу по отношению к любому знакомому, да и не знакомому человеку формируется некая имплицитная теория личности, которая представлена в опыте в виде схемы, отражающей субъективно наиболее существенные или значимые характеристики. Именно на этапе формирования этого представления о человеке и происходит насыщение схемы собственными суждениями, впоследствии укореняющимися в виде социальных стереотипов. Встречаясь с человеком, в большинстве случаев мы не осуществляем его детальное изучение, а как бы осуществляем поиск наиболее пригодной схемы и выступающей в дальнейшем в качестве ориентира для развития взаимоотношений. Детальность схемы во многом определяется степенью знакомства с человеком, его типичности и т.п. [29].
Ролевые схемы – структуры знаний о требованиях, предъявляемых к определенным социальным ролям. Каждый из нас обладает представлениями о том, что должен делать, каким должен быть человека, занимающий определенную позицию в обществе, т.е. выполняющий соответствующую социальную роль. Эти представления могут варьироваться от человека к человеку, от ситуации к ситуации, но, тем не менее, они определяют наши ожидания. На основе таких представлений и ожиданий и формируется социальный стереотип, в основе которого лежит установка, своеобразная предуготованность к определенного рода оценкам и интерпретациям [29].
Использование схем. Люди, ситуации и события могут обладать различными характеристиками, не всегда очевидными для выбора в качестве оснований для категоризации, а следовательно для выбора соответствующей схемы. В процессе выбора схем люди исходно предпочитают принятие скорее субтипов нежели уровня представленности в иерархии, а также более предпочтительное принятие стереотипов и социальных ролей по сравнению со схемами черт. Предпочтение может отдаваться так же более легко идентифицируемым и активизируемым схемам, основывающимся на индивидуально значимых индикаторах, например, цвету кожи, одежде, привлекательности, контекстуальной отличаемости (единственная женщина в компании мужчин) и т.п. Большую роль играет привычность использования схем к оценке человека [29].
Чем чаще схема используется, тем более верифицированной она субъективно воспринимается, формируя иллюзию валидности. Примером такого рода ригидности использования схем часто является практика людей, работающих в системе человек – человек в течение многих лет, в частности, педагогов. Опыт работы со многими классами и учениками приводит к типизации последних и последующей схематизации по крайней мере наиболее выделяющихся. В последствии же выработавшаяся схема начинает оказывать медвежью услугу педагогу, т.к. у него формируется представление о том, что он уже представляет, какое развитие взаимоотношений с данным учеником его ждет.
Приобретение, развитие и изменение схем. В соответствии с общей теорией схем они научаются или приобретаются из прямого или опосредованного опыта взаимодействия с социальным окружением. Именно через непосредственный опыт и происходит формирование основного репертуара схем.
Менее исследован процесс формирования схем. Большая часть из предложенных различными авторами процессов носит преимущественно гипотетический характер. Янчук В.А. приводит две классификации процессов, лежащих в основе формирования схем.
Р.Норман (R.Norman), выделяет следующие три процесса:
1. Наращивание – тип научения фактов, прослеживание которых приводит к их фиксации в памяти для последующего воспроизведения.
2. Настройка – сформировавшаяся схема переопределяется и адаптируется для более тесного увязывания с жизненным опытом.
3. Реструктурирование – процесс создания новых схем через их паттернированное обобщение.
Ротбарт (Rothbbart) предлагает следующие три процесса:
1. Бухгалтерия – медленный процесс изменения как реакция на новую очевидность.
2. Конверсия – изменение в случае достижения противоречиями старой схемы состояния критической массы, сопровождаемое радикальной трансформацией.
3. Субтипизация – изменение конфигурации схем, как реакция на опровержения, посредством выделения ряда субкатегорий [29].
Столь детальное рассмотрение проблематики схематизации обусловлено той популярностью, которую она приобрела в исследованиях 1980-90-х годов. В то же время, наряду с уже отмечавшимися достоинствами схематический подход обладает и рядом уязвимых черт. Тем не менее, его роль в формировании стереотипных представлений о социальной реальности бесспорна и исследования в данной проблемной области продолжают интенсивно развиваться и сегодня.
Категоризация Читать далее: Атрибуция
Информация о работе «Психологические механизмы формирования социальных стереотипов»
Раздел: Психология Количество знаков с пробелами: 68771 Количество таблиц: 1 Количество изображений: 0
Похожие работы
Социальные стереотипы поведения современной молодежи
132861
15
10
… и адаптированную к непростым современным рамкам поведения в новой экономической среде. Таким образом, были рассмотрены основные аспекты становления личности, и в частности, социальных стереотипов поведения современной молодежи, которые формируются под влиянием множества факторов, описанных выше. Сформировавшиеся стереотипы очень устойчивы и часто сохраняются на протяжении всей жизни человека, …
Социально-психологические механизмы формирования личности преступника
73558
2
1
… преступных сообществ. “Уже в самой деятельности преступной группы заложен предмет конфликтного столкновения. Ибо одновременное удовлетворение своекорыстных личностных интересов и потребностей проблематично”. В социально-психологическом плане конфликтная ситуация в преступной группе представляет собой возникающее в сфере общения резкое несоответствие мотивов и установок членов группы, ожиданий в …
Влияние процессов в сфере моды на социальное поведение студенчества
227261
8
0
… Данные авторского исследования также говорят о значительном влиянии СМИ с точки зрения самих студентов (табл. 2.6). Гипотеза 3. Усиление влияния процессов в сфере моды на социальное поведение студенчества связано с возрастающим влиянием СМИ и рекламы на поведение современной молодежи в условиях «общества потребления». Для того чтобы опровергнуть или подтвердить это гипотетическое заключение, …
Влияние стереотипов поведения на потребностно-мотивационную сферу потребителей
91774
6
4
… , что стереотипы поведения, формируют потребностно-мотивационную сферу отечественных потребителей. Эмпирическое исследование по теме: «влияние стереотипов поведения на потребностно-мотивационную сферу потребителей» проводилось нами в ресторане «Усадьба». Испытуемые выбирались из приходящих в ресторан гостей (N=52). Основная выборка испытуемых состояла из потребителей мужчин и женщин г. Калуги в …
Акцентирование как механизм воображения
Под понятием «акцентирование» понимают процесс подчеркивания определенных специфических черт объекта. При этом может происходить изменение пропорций объекта. Акцентирование иными словами называют заострением.
Примерами акцентирования могут быть карикатуры – вид искусства, который высмеивает идеи, пороки, явления, людей с применением стереотипов, шаржи – вид искусства похожий на карикатуру, но при этом нет задачи высмеять, делается лишь акцент на определенных специфических чертах.
Понятие акцентирование включает в себя понятия гиперболизация (преувеличение свойств объекта) и литота (приуменьшение свойств объекта).