Воображение – это процесс создания новых образов будущего, основанный на предыдущем опыте и творческом мышлении. Оно играет важную роль в создании образов, которые не принимались человеком в действительности, влияет на силу эмоций и чувств и является важным фактором в развитии человеческое личности.
“ «Воображение – необходимый и неотъемлемый момент мышления, так как в мышление всегда включены процессы прогнозирования и предвосхищения». Л.С. Выготский
Оно имеет свойство развиваться под влиянием расширения кругозора, накопления опыта, образов и информации. Развитию воображения уделяется внимание с самого детства, на него направлены многие детские игры, упражнения в дошкольных и средних учебных заведениях.
Еще одно свойство воображения – оно не постоянно, периоды спада чередуются с подъемом, так называемым вдохновением, но научно доказано, что вдохновение и свежие идеи чаще приходят к нам именно в процессе работы, после определенного количества усилий.
Классификации
По степени активности:
- Активное (стимулирует к реализации созданных образов, активизирует творческую деятельность, иногда требует больших усилий, если создание образов необходимо для трудовой деятельности, например, как у писателей, сценаристов, декораторов).
- Пассивное (не побуждает человека к активным действиям, а только порождает в его сознании образы, которыми он удовлетворяется, не реализовав их, либо они в принципе не реализуемые).
По видам:
- Продуктивное (создает новые элементы, так называемые продукты фантазии, то что ранее не существовало).
- Репродуктивное (воображение на основании существующих явлений и объектов).
- Мечты (процесс воображения, нацеленный на реальное будущее).
- Галлюцинации (образы, которые создает измененное сознание).
- Сновидения.
По связи с прошлым опытом:
- Воссоздающее (воображение, которое основывается на опыте).
- Творческое (создание новых образов с минимальной опорой на опыт)
Основные понятия
Воображение — орудие не только творческого человека.
Оно ценно для представителя любой профессии, поскольку позволяет мыслить креативно и выходить за рамки стандартных представлений.
Фантазия дает возможность не только творить с нуля, но и без ошибок представлять образы, схемы в процессе чтения научной и художественной литературы, решать задачи, напрямую связанные с задействованием наглядно-образного мышления, планировать дальнейшую деятельность, эффективнее запоминать информацию.
Активное (то, которое работает произвольно) воображение подразделяется на:
- Воссоздающее. Это умение человека воссоздавать в своей голове образы, модели, схемы на основе описания, которое обычно подается либо в устном, либо в письменном виде.
К примеру, воссоздающее воображение активно задействуется во время чтения художественных книг: читатель детально представляет себе персонажей, обстановку, действия, интонации и так далее. - Творческое. Это способность создавать оригинальные образы, концепты, схемы. Безусловно, любой творческий человек опирается на уже существующие концепты, правила, идеи, создавая что-то свое, но при этом продукт работы его фантазии будет отличаться в той или иной мере от всего, что существовало ранее.
Приемы или, иначе говоря, операции воображения напрямую связаны с творческим воображением.
Творческое воображение во многом работает на основе схемы «анализ-синтез»: вначале образы, существующие в памяти человека, анализируются, определяются их характеристики и взаимосвязь; после происходит процесс расщепления с целью сконструировать из полученного материала нечто новое.
Операции воображения — это методы, при помощи которых фантазия осуществляет процесс анализа и синтеза.
Основные операции воображения — это агглютинация, гиперболизация, придача, типизация, акцентирование, перенос, аналогия.
Приемы творческого воображения
- Агглютинация (создания нового образа из двух или более уже существующих, например, сказочная «Избушка на курьих ножках» появилась как сочетание «избы» и «курицы»).
- Аналогия (образ строится на основании существующего, но с преувеличенными, либо преуменьшенными характеристиками, например, былинные богатыри, которые обладали сказочной силой и могли сражаться с врагом один на один).
- Типизация (единичное изображение типичного, существующего образа, например, картины художников-пейзажистов).
- Ассоциация (создание целостного образа на основании мелких единиц уже существующих образов).
- Олицетворение (создание одушевленного образа на основание элементов неодушевленных. Чаще всего используется в мифах и сказках).
Творческое воображение может быть научным, художественным, технологическим – одним словом, применяться практически во всех сферах жизнедеятельности человека. Важно различать творческое воображение и мечты, так как оно относится к активному виду и направлено в дальнейшем на реализацию созданных образов, а мечты – это пассивный вид, они могут не мотивировать человека к действиям.
Гиперболизация как механизм воображения
Под термином «гиперболизация «понимают процесс преувеличения или преуменьшения объекта, или частей объекта. Иными словами, это фантазии на тему необычного существа, у которого появляются качественно новые свойства. Гиперболизация часто используется в сказках. Примерами гиперболизации являются великаны, гномы, Мальчик-с-пальчик, Гулливер, многорукий индийский бог, циклоп, Змей Горыныч, Карлик Нос, Дюймовок. Некоторые ученые считают процесс гиперболизации одной из разновидностей акцентирования.
Замечание 2
Так же некоторые ученые разделяют понятие гиперболизация и литота: гиперболизация – это преувеличение объекта, а литота — приуменьшение.
Методы развития творческого воображения
Существует множество конкретных упражнений для развития творческого воображения, но стоит отметить, что основным фактором является накопление и расширение опыта – научного, творческого, технического. Чем больше в сознании человека информации и образов, тем активнее будет работать его воображение, опираясь на них, синтезируя и рождая новые.
Накопление опыта может проходить самыми простыми способами – чтение книг разных жанров (особенно полезны фантастика, детективы, поэзия), посещение музеев, театров, просмотр фильмов, путешествия, общение с разными людьми, освоение новых навыков.
Помимо расширения кругозора важно развивать наблюдательность – обращайте внимание на мелкие детали окружающего вас мира, старайтесь их запоминать, например, мелкие детали на фасаде исторического здания, вывески магазинов, объявления, внешний вид прохожих. Нам кажется, что мы не запоминаем эти детали, но они остаются в нашем подсознании и при необходимости, всплывают во время творческого процесса, помогая ему.
Индивидуальные особенности воображения
Иногда кажется, что некоторые люди рождены со способностью к творческому воображению, настолько быстро и легко у них рождаются новые проекты, оригинальные идеи, нестандартные решения. А другие даже сказку своему ребенку придумать не в состоянии, не говоря уже о каком-то открытии или создании произведения искусства. В чем здесь дело?
Способность к воображению присуща всем людям от рождения, она связана с особенностями высшей нервной деятельности, со спецификой обмена информацией между нервными клетками головного мозга. Однако проявляется эта способность по-разному. И при развитии воображения следует учитывать индивидуальные особенности этого психического процесса.
Сила воображения
Это одна из самых важных и заметных характеристик процесса рождения образов. Причем у некоторых людей фантазии настолько живые, что могут соперничать с реальными объектами. Особенно такая живость образов воображения характерна для детей.
Дело в том, что сила воображения связана с рациональным контролем и ограничивается им. Чем более развито рациональное, логическое мышление, а следовательно, и рассудочное отношение к собственным фантазиям и выдумкам, тем слабее воображение, его образы более тусклые, размытые и приземленные.
У детей рациональная сфера сознания пока еще не слишком развита, поэтому воображение у них более сильное и живое. Но у детей другая проблема – недостаток информации для творчества и навыков осознанного фантазирования.
Правда, нельзя сказать, что рациональный контроль только мешает свободе воображения. Его ограничение тоже необходимо. При слабости логического, рационального мышления может возникнуть такое психическое явление, как визионерство, когда человек не в состоянии отличить продукты своего воображения от реальных объектов и ситуаций.
- Чаще всего визионерство встречается у детей, в силу особенностей их мышления. Можно вспомнить такой пример визионерства, как образ вымышленного друга (Карлсон, который живет на крыше).
- У взрослых визионерство встречается намного реже, но все же в психологии и психиатрии описаны подобные случаи, например, у экзальтированных верующих или у людей, находящихся в состоянии аффекта.
Но это все же исключение. А при развитии воображения у взрослых следует обратить внимание на формирование способности осознанного сдерживания рационального контроля, временного отключение логики. Для этого существуют разнообразные методики, связанные с активизацией нестандартного, нешаблонного мышления.
Легкость рождения образов
Воображение – это во многом спонтанный процесс, связанный с активностью подсознания и свободным ассоциативным мышлением. Поэтому у некоторых людей новые образы, сюжеты и идеи рождаются легко и почти непроизвольно, вызванные стихийными ассоциациями. Такие люди в причудливо изогнутой коряге увидят сказочное чудище, а из случайно услышанного разговора создадут сюжет целого романа. Они постоянно замечают что-то удивительное, необычное в совершенно обычном мире.
Восклицая: «Смотри, эти трещины на асфальте напоминают морду льва!» — они рискуют быть непонятыми и даже высмеянными. А ведь у них есть очень важное и полезное качество: спонтанное творческое мышление и легкость воображения. А другие только пренебрежительно хмыкают, потому что в коряге они видят банальную гнилушку, а в трещинах на асфальте – небрежность коммунальщиков.
Легкость рождения образов во многом зависит от скорости мышления и способности к созданию ассоциаций. Вообще ассоциативное мышление – важное качество для воображения и творчества, и его стоит развивать.
Образное мышление
Это одно из трех основных видов мышления. Наряду с наглядно-действенным и абстрактно-логическим, оно играет важную роль в психике человека. Но для воображения, оперирующего образами, уровень его развития и активности имеет принципиальное значение.
Преобладающее в дошкольном возрасте образное мышление у взрослых часто подавляется, сдерживается абстрактно-логическим. Это снижает и яркость образов, и силу воображения. Но как известно, за операции с образами отвечает правое полушарие головного мозга, тогда как за операции с понятиями, знаками и логическое мышление – левое. И есть люди, которых называют правополушарными за повышенную активность этого полушария мозга. У таких личностей нет проблем с образным мышлением и воображением. А вот левополушарным стоит позаботиться о развитии такого важного познавательного процесса.
Эмоциональная насыщенность образов
Воображение и эмоциональная сфера тесно связаны, и у людей с яркими, сильными эмоциями, как правило, более продуктивное воображение. Поэтому многие известные художники, писатели, артисты отличались повышенной экзальтированностью.
- Эмоции с одной стороны делают продукты воображения живыми, «реалистичными».
- А с другой – связь с эмоциями гарантирует удовольствие человека от результатов своего творчества.
Индивидуальные особенности воображения во многом связаны с врожденными характеристиками нашей психики. Но несмотря на это, их можно развить. Главное — учитывать специфику познавательных процессов и эмоций человека.
Упражнения на развитие воображения
- Придумать название и описание картине. Для этого упражнения желательно пойти в музей современного изобразительного искусства или найти галерею художников-сюрреалистов в интернете. Главное условие – картина не должна быть реалистичной и очевидной по содержанию. Изучайте ее взглядом и записывайте, либо проговаривайте варианты названий и сюжета. Для этой тренировки хорошо подойдут картины Сальвадора Дали или Пабло Пикассо.
- Разгадывание визуальных загадок или друдлов. Это лаконичные изображения, которые можно трактовать по-разному, правильного ответа содержанию нет, все образы, которые создает ваше изображение будут верными и чем их больше, тем лучше.
- Придумывание биографии прохожим на улице или пассажирам в транспорте. Старайтесь, описывая жизнь человека, продумать как можно больше деталей: кто у него семья, какой институт он заканчивал, где работает и так далее.
- Буриме или коллективное сочинение стихов. Это не только веселая популярная игра, но и эффективное упражнения для развития творческого потенциала. Принцип игры: первый участник пишет на листке несколько рифмующихся строчек, заворачивает лист, так, чтобы было видно только последнюю строчку и передает следующему участнику, который на основании этой строчки так же придумывает стих, заворачивает лист и передает дальше. В конце лист разворачивается и, сочиненная общим трудом «поэма» зачитывается одним из игроков.
Чтобы результат получился интересным, лучше избегать банальных рифм, не использовать однокоренные слова и местоимения. Чем неожиданнее будет рифма – тем лучше. Можно играть в буриме заранее обговорив правила (например, размер стиха и содержание), а можно просто придумывать смешные стишки без определенной направленности.
- Крокодил. Эта всем известная игра для шумных компаний является идеальным тренажером для творческого воображения. Правила упражнения просты и всем знакомы – один участник сообщает другому на ухо слово (это может быть существительное, устойчивое сочетание, глагол или прилагательное, можно в начале установить правила, что, к примеру, используются только существительные или только глаголы) и тот должен только при помощи жестов объяснить это слово остальным участникам.
- Активити. Так же является не только упражнением, но и популярной игрой и имеет множество разновидностей. Классическим вариантом является набор карточек разной сложности, в которых игрокам нужно нарисовать, показать или описать словесно написанное на них слово.
Еще больше упражнений на развитие творческого воображения и фантазии можно найти на сайте: .
Схематизация как механизм воображения
Под «схематизацией» понимают процесс сглаживания различий, которые имеются у предметов, и поиск сходств. При этом происходит отсечение второстепенных элементов. Индивидуальные особенности при этом также игнорируются.
Примером схематизации может быть орнамент, созданный художником, в котором были использованы элементы растений.
Схемы — это ряд взаимосвязанных мыслей. Схематизация может быть представлена несколькими типами:
- конспектированием
- инфографикой
- иллюстрированный график
- алгоритмический график
- концептуальная схематизация