Тест является синонимом слова «чашка» и происходит из старофранцузского языка. Сосуды из обожженной глины, которые использовали алхимики для своих опытов, назывались «тесты».
В русском языке это слово имело два значения:
- Религиозная клятва, испытательная присяга, которую давал человек, вступающий в общественную должность, доказывая, таким образом, что он не тайный католик;
- Второе значение – это плоский плавильный сосуд, который использовался для выделения олова из золота или серебра.
Как психологический термин «тест» появился в конце XIX века. Термин тест используется наряду с термином методика и в 1970-е годы, когда проходило становление советской психодиагностики, термин имел негативное значение, обозначая его «буржуазное происхождение». В то время все тесты были переименованы в методики. В наше время нет оснований отказываться от этого термина-понятия, с которым связана вся история психодиагностики.
Вполне понятно, что как любому инструменту познания, тесту присущи свои особенности. В зависимости от конкретных обстоятельств исследования особенности тестов могут рассматриваться в качестве его достоинств или недостатков.
Эффективность использования тестов будет зависеть от учета многих факторов:
- Теоретическая концепция, являющаяся базой того или иного теста;
- Область его применения;
- Комплекс сведений, обусловленных стандартными требованиями к психологическим тестам и психометрическим характеристикам.
Надо сказать, что известные представления о «простоте» и доступности тестов совсем не соответствуют действительности. Тест, являясь средством исследования сложнейших психических явлений, никак не может толковаться упрощенно как предложение задания и регистрация его решения. Только при условии опоры на общепсихологические знания, компетентность в области теории и практики соответствующих исследований, возможно научное использование тестов. Помимо этого важно следовать этическим нормам психодиагностики.
Таким образом, психологический тест – это стандартизированное задание. Его результаты говорят о психофизиологических и личностных характеристиках, знаниях, умениях, навыках испытуемого. Психологические тесты имеют свои сферы приложения:
- Диагностика психических состояний и свойств личности;
- Диагностика межличностных и семейных отношений;
- Диагностика профессионального подбора кадров.
Тесты на умственные способности
Эта группа методик позволяет оценить качество и скорость когнитивных процессов, протекающих в вашем мозге: памяти, восприятия, внимания, мышления. Чем лучше результаты, тем эффективнее любая ваша деятельность. Однако не стоит воспринимать их как константу. Все функции мозга поддаются тренировке. Низкие показатели сегодня могут стать очень высокими через месяц.
Пройдите тесты и отметьте функции, которые хотели бы подтянуть, начните усердно заниматься. Спустя время повторите диагностику и зафиксируйте результаты.
- Тест Айзенка на IQ
Классическая методика, которая используется для измерения коэффициента интеллекта. Вопреки расхожему мнению, она не определяет качество знаний и эрудицию, а фиксирует умение человека находить закономерности, видеть логические связи, оперировать абстрактными понятиями и т. п. Вам будет предложено ответить на 40 вопросов за 30 минут.
- Прогрессивные матрицы Рейвена
Еще один тест, направленный на оценку интеллектуального развития. В отличие от предыдущего все задания здесь однотипные и простые. Испытуемому предъявляются изображения с пропущенными фрагментами и 5-6 вариантов этих самых фрагментов. Нужно выбрать верный.
- Тест на логическое мышление
Интересная и забавная методика, которая оценивает вашу способность мыслить логически. На экране будут появляться странные утверждения. Например: “Некоторые яблоки являются собаками. Все собаки одноглазые”. Под ними вы найдете несколько логических выводов, из которых нужно выбрать верные. Всего вас ждет 12 таких заданий. Выполнить их нужно за 8 минут.
- Тест на инженерное мышление Беннета
Его еще называют тестом на техническую понятливость. Помогает выявить людей с инженерным складом ума. Вас ждут 70 вопросов про шестеренки, зубчатые колеса, грузы и т. п. В большинстве из них нужно рассчитать траекторию движения. На прохождение отводится 30 минут.
- Тестирование памяти по системе “Образ – Число”
Эта методика не только измеряет ваши навыки запоминания информации, но и тренирует их. На экране будут появляться картинки с цифрами, ваша задача – запомнить, какой картинке какая цифра соответствует.
- Тест на эмоциональный интеллект по Холлу
Эмоциональный интеллект помогает нам ориентироваться в своих и чужих эмоциях. Он лежит в основе большинства метанавыков, без которых сегодня невозможна продуктивная и успешная жизнь.
Тест помогает оценить эмоциональный интеллект по таким 5 параметрам, как эмоциональная осведомленность, управление эмоциями, самомотивация, эмпатия, влияние на эмоции других людей. Он состоит из 30 утверждений, с которыми вам нужно согласиться или нет.
Это отнюдь не единственная методика. Остальные можно найти в нашей расширенной подборке тестов на эмоциональный интеллект.
Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга
Начать развиваться
- Тест когнитивных способностей
Оценить работу сразу всех когнитивных функций вам поможет методика на платформе Викиум. По результатам выполнения вы получите подробное описание своего когнитивного профиля, включающего такие характеристики, как уровень концентрации внимания, наглядно-образного мышления, работы кратковременной и долговременной памяти, вербальной и невербальной логики.
А также вы узнаете некоторые личностные особенности, влияющие на работоспособность и эффективность деятельности, свои сильные и слабые стороны. Тест платный и стоит 990 руб. На его прохождение потребуется примерно полчаса.
Характеристики психологических тестов
Применяемые в наше время тесты, как в научных исследованиях, так и в практическом консультировании, очень разнообразны. Несмотря на это разнообразие к ним предъявляются одни и те же требования или, говоря другими словами, психологические тесты имеют основные характеристики – валидность, надежность, стандартность. Остановимся на этих характеристиках:
- Стандартность. Любая тестовая методика обязательно проходит стандартизацию, по её итогам полученные данные должны соответствовать закону нормального распределения или норме социокультурного характера. В соответствии с этими нормами формируются диапазоны значений, которые говорят о силе выраженности исследуемого признака;
- Второй характеристикой тестов является их надежность или свойство теста при повторном измерении давать близкие результаты. Если методика надежна, то должна давать сходные результаты, независимо от пола экспериментатора, времени года. Сама методика должна сводить к минимуму все фоновые факторы, что и определяет её надежность;
- Такая характеристика как валидность показывает соответствие результатов теста той характеристике, для которой он предназначен. Валидность может быть внутренней и внешней. Внешняя валидность может быть проверена положительной корреляцией с объективными достижениями, результаты по тесту интеллекта можно сопоставить с академической успеваемостью. В отношении внутренней валидности гораздо сложнее. В данном случае речь идет о теоретической связи – насколько реально внутренняя модель моделирует заявленный аспект. При наличии аналогичных «проверенных» методик уже проще, потому что возможно обойтись корреляцией с уже известным методом. Внутренняя валидность находится путем долгой экспериментальной и интеллектуальной работы.
Психологическое тестирование в наше время используется в различных сферах общественной практики. Успех или неуспех в конкретных ситуациях определяют интеллектуальные, эмоциональные, личностные особенности человека. Психологические процедуры в виде тестов дают возможность быстро и довольно точно определить, какими качествами обладает конкретный человек. Информация, полученная таким способом, позволяет понять многое из того, что случилось в его судьбе, прогнозировать вероятные будущие достижения и успешно обойти многие препятствия на пути к личной цели.
Тесты на определение индивидуальных особенностей
Все мы разные. Каждый со своими особенностями, достоинствами и недостатками. Кто-то любит тишину и уединение, а для кого-то это наказание. Кто-то предпочитает двигаться к цели маленькими, но регулярными шагами, а кто-то несется к ней со всех ног. И это, безусловно, хорошо.
Человеку желательно знать свои особенности. В этом случае он сможет учесть их при планировании деятельности и прогнозировании результата. Некоторые из этих особенностей врожденные и нашему влиянию неподвластны. Но есть и те, что успешно поддаются корректировке.
- Тест на темперамент по Айзенку
Пожалуй, самая распространенная типология в психологии – это деление на темпераменты. Это основа основ, на которой держатся другие психологические классификации. Впервые темпераменты выделил еще Аристотель, соотнеся совокупность черт человека с преобладающей в организме жидкостью.
На сегодняшний день известно, что темперамент отражает свойства нервной системы и, соответственно, является врожденной и неизменной характеристикой. Пройдя тест, вы узнаете, кто вы: сангвиник, холерик, флегматик или меланхолик. Методика представляет собой опросник из 48 вопросов.
Делитесь в комментариях, какой у вас темперамент. Посмотрим, кого из 4 типов больше. Начну с себя: я меланхолик.
- Тест MMPI на составление портрета личности
Если у вас есть сильный интерес к собственной персоне и несколько часов свободного времени, рекомендую вам пройти этот тест. Он поможет составить максимально точный и детальный портрет вашей личности, включающий такие показатели, как ведущие потребности, мотивационная направленность, защитные механизмы, наличие сексуальных проблем, склонность к алкоголизму и другие. Всего в нем 566 вопросов, на которые нужно ответить “да”, “нет” или “не знаю”.
- Тест на определение психологического возраста
Чем ближе ваш психологический возраст к биологическому, тем вы адекватнее и лучше адаптированы к реальности. Слишком юный психологический возраст может свидетельствовать об инфантильности, а завышенный – о неудовлетворенности жизнью.
Ознакомьтесь с нашей подборкой тестов на психологический возраст. В ней вы найдете подробное описание методик и несколько вариантов на выбор.
- Тест на тип восприятия
Этот тест поможет вам определить свою ведущую репрезентативную систему. Все мы воспринимаем мир с помощью 5 органов чувств, но у разных людей преобладают разные чувства. Наверняка вы слышали про визуалов, аудиалов и кинестетиков. Первые концентрируются на зрительных образах, вторые больше внимания уделяют звуковым стимулам, а третьи – тактильным. Методика поможет определить, к кому из них вы относитесь.
- Тест на самооценку
Самооценка – очень важный компонент личности. От нее напрямую зависит успешность человека в жизни и субъективное ощущение счастья. Методика поможет определить, насколько ваша самооценка адекватна. Вам предстоит ответить на 32 вопроса, большинство из которых основаны на самоанализе. Помните: от вашей искренности зависит достоверность результатов.
- Тест Маслоу на измерение актуальных потребностей
Тест направлен на оценку актуальности для испытуемого основных потребностей: физиологических, потребности в безопасности, потребности в общении, потребности в признании, потребности в самоактуализации. За основу взята знаменитая пирамида А. Маслоу.
- Цветовой тест Люшера
Очень интересный и удивительно точный тест. Он позволяет оценить сразу несколько параметров: общий эмоциональный фон, самооценку, уровень возбудимости, ожидания к окружающим, источники тревожности и многое другое. Основное преимущество методики в том, что она проективная, т. е. испытуемый не может знать, как его ответ повлияет на результаты. Ответы приходят из бессознательного, минуя фильтры сознания. В каждом вопросе вам предстоит выбрать наиболее или наименее симпатичный цвет из представленных.
Тест Люшера – один из моих любимых. Он помог мне встретиться лицом к лицу с внутренними проблемами, которые я долго и упорно отрицала.
Группы проективных методик.
Впервые выделены Франком.
I. Конститутивные методики (методики структурирования).
Предъявление беспорядочного неструктурированного материала. Испытуемому надо придать ему субъективный смысл, что-то в нем надо увидеть.
Например:
- методика чернильных пятен Роршаха.
- тест трехмерной апперцепции (у нас не используется)
Создан — американцами в 1947 году. Стимульный материал — 28 стандартных объемных разной формы предметов.
Два этапа обследования:
- из всех выбрать те, которые он хотел бы использовать для составления какого-то рассказа. Предметы выбираются наощупь.
- испытуемый ориентируется на кинестетические внутренние ощущения, на тактильные ощущения.
II. Конструктивные методики (методики конструирования).
- В них требуется из определенных деталей создать осмысленное целое, что-то собрать, что осуществляется в соответствии с собственным опытом, вкусом, личностными особенностями.
- По отдельным фрагментам рассказа создать весь рассказ. Пример: в 1939 году — тест Мира (Ловенфейд). Стимульный материал: 232 модели разных объектов, которые распределены по 15 категориям (животные, люди…). Модели небольшие, из дерева или металла, имеют яркую окраску. Испытуемый должен создать свой малый мир (время не ограничивается).
В качестве критерия оценки используется:
- количество людей
- количество категорий
- какие модели выбраны первыми
- оценивается занятое пространство, учитываются формы конструкции
- большую информацию дает наблюдение за деятельностью испытуемого.
В зависимости от подходов (практический, эстетический, логический…) оценивают тип личности, ее направленности.
Составь картину-историю (в 1947 году Шнейдман).
Стимульный материал: 21 таблица, на которых изображен фон (спальня, пейзаж, жилая комната) и 67 фигурок, соответствующих фону.
Картины фона предъявляются по одной, испытуемый должен подобрать соответствующие фигурки, расставить их и рассказать историю о созданной им ситуации.
III. Интерпретативные методики
Нужно истолковать что-либо: ситуации, истории.
- ТАТ — тематический апперцептивный тест
- Методика рисуночной фрустрации Розенцвейга
- Методика Сонди (1939 года), 48 стандартных карточек с портретами психически больных людей по 8-ми заболеваниям:
- садизм
- эпилепсия
- истерия
- кататония
- шизофрения
- депрессия
- мания
- гомосексуализм
Они разделены на 6 серий, каждый раз 8 портретов по одному на заболевание.
Надо выбрать по два наиболее понравившихся и два наименее (каждую серию повторяли 6 раз).
Если выбраны 4 и более портретов с одним заболеванием, то данная диагностическая область является значимой для испытуемого.
Выбор портретов определялся потребностями у испытуемого, отсутствие выбора — удовлетворенность потребности.
Негативные выборы — подавленные, вытесненные потребности; позитивные выборы — признаваемые потребности.
Генетический детерминизм — существование родового бессознательного.
IV. Катактические методики
Осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях.
Пример: психодрама. Разработана Джекобом Морено в 1946 году. В виде импровизированного театрального представления, в котором участвуют специально подготовленные лица — вспомогательные «Я», которые создают специальные стимульные условия.
Разыгрываются определенные ситуации, если они созвучны переживаниям испытуемого, то происходит процесс проекции его личности и вследствие игрового катарсиса наступает терапевтический эффект.
Катарсис — эффективное отреагирование.
Методика тест кукол (у нас не используется).
Вольтман, Гауорт — 50-е годы 20 века. Предназначен для детей до 10 лет, стимульный материал — куклы.
Разыграть с куклами различные сцены, в которых он участвует в социуме (соперничество с братьями, сестрами…)
V. Экспрессивные методики.
Рисование на свободную или заданную тему.
«Дом-дерево-человек», «Несуществующее животное», «Кинетический рисунок семьи».
Миокинетическая методика Мира и Лопеца — в 1940 году, состоит из 7 субтестов, в каждом используется таблица, где начерчены линии разной конфигурации. Параллели, кружки, лестницы, цепи, зигзаги…
Надо карандашом несколько раз обводить линии, затем выполнить ту же работу вслепую правой и левой рукой. Сначала в горизонтальной плоскости, затем в вертикальной.
Главные показатели оценивают длину линии и характер их отклонения (при обведении вслепую).
Интерпретация основана на том, что любое психическое проявление сопряжено с мышечным движением.
Доминирующая половина тела более развита, и в большей степени контролируется сознанием. Моторные проявления доминирующей половины тела обнаруживают актуальные установки человека. Противоположная половина тела связана с инстинктивными установками.
В зависимости от рода отклонений вывод о проявлениях установок человека. Если отклонение вверх — высокая степень возбуждения и т.д.
VI. Импрессивные методики.
Предпочтение одних стимулов, наиболее желательных другим.
Цветовая методика Люшера (создана в 1948 году), стимульный материал — вырезанные квадраты определенного размера разных цветов. Всего 73 квадрата, 25 разных цветов и оттенков (чаще неполный — 8 квадратов, 4 основных цвета: синий, зеленый, красный и желтый; 4 дополнительный цвета: фиолетовый, коричневый, черный и серый).
На белом фоне выкладываются все 8 квадратов, надо выбрать наиболее приятный по цвету квадрат, по отношению к оставшимся.
Образуется ряд квадратов по степени привлекательности.
Первые 2 цвета явно предпочитаемые, 3 и 4 цвет тоже предпочитаемые, 5 и 6 — нейтральные цвета, 7 и 8 — вызывающие антипатию цвета.
Интерпретация основана на символике цветов: красный — стремление к власти, зеленый — упорство, упрямство. Первые 2 выбора определяют цели и способы их достижения у испытуемого, 2 последних — подавленные потребности.
В практических целях крайне редко используется, так как диагносцируется психическое состояние испытуемого.
Крайне важное значение приобретают оттенки цветов.
VII. Аддитивные методики.
Методики на завершение предложения, рассказа, истории. Примеры: используется для диагностики ценностей, установок, тревожности, страхов, мотивов испытуемого.
Тесты на социальные навыки
От умения эффективно взаимодействовать с людьми напрямую зависит успешность человека во всех сферах и счастье в межличностных отношениях. Следующие методики помогут вам объективно оценить свои коммуникативные навыки и уровень эмпатии.
- Тест межличностных отношений Лири
Тест направлен на выявление присущих человеку моделей поведения в межличностных отношениях. Он оценивает характеристики человека по двум шкалам: “доминирование – подчинение” и “дружелюбие – враждебность”. На основе сочетания этих характеристик испытуемого определяют в одну из 8 категорий. Вас ждут 128 вопросов, на которые нужно ответить “да” или “нет”.
- Оценка уровня общительности В. Ф. Ряховского
Методика измеряет уровень коммуникабельности. Вы узнаете, насколько легко и комфортно для вас взаимодействие с другими людьми, нет ли серьезных проблем в этой области. В нем всего 16 вопросов, так что прохождение займет не более 5 минут.
- Тест коммуникативных качеств
Если вы хотите получить более развернутые характеристики своих коммуникативных качеств, предлагаю воспользоваться расширенным опросником. Его часто используют при приеме на работу, чтобы оценить способности человека трудиться в коллективе. Тест состоит из 100 вопросов, которые позволяют диагностировать 9 личностных характеристик, влияющих на качество общения.
- Опросник эмоциональной эмпатии
Эмпатия позволяет нам правильно интерпретировать эмоции и чувства других людей, сопереживать им, предугадывать их состояния и желания. Человек, обладающий высоким уровнем уровнем эмпатии, получает серьезное конкурентное преимущество. Опросник поможет оценить ваш уровень эмпатии и начать работать над ним в случае необходимости.
- Тест описания поведения в конфликтной ситуации Томаса
Люди по-разному реагируют на конфликтные ситуации. Американский психолог Кеннет Томас выделил 5 основных моделей поведения в конфликтах: соперничество, приспособление, компромисс, избегание, сотрудничество. Некоторые из них являются продуктивными, а некоторые – нет. Методика поможет выявить доминирующую у вас модель и при необходимости скорректировать ее.
Проективные методы.
Проективные методы — это группа специфических методик, направленных для измерения личности. Эти методики направлены на раскрытие содержания внутреннего мира личности.
Специфические особенности методик.
Карл Юнг открыл первым феномен, лежащий в основе проективных методик. Можно посредством косвенного воздействия на значимые области переживания испытуемого вызывать изменения в экспериментальной деятельности.
Выполняя что-либо, любой человек проявляет свое отношение к этому. Его высказывания, восприятие, двигательные акты являются проекцией его личности.
Термин «проекция» впервые применен Лоренсом Франком для обозначения группы методик в 1939 году.
Он описал основные принципы проективной диагностики.
В 1896 году Фрейд ввел термин «проекция» — приписывание другим людям социально неприемлимых влечений и желаний, в которых человек отказывает себе.
В начале 20 века Фрейд использует «проекцию» в другом смысле — символический перенос во вне — внутреннего мира человека. Наблюдая процесс экстериоризации тревожности, страха.
Проекция потом стала пониматься как нормальный естественный психический процесс, участвующий в восприятии здорового человека.
Тесты на пограничные расстройства и психические отклонения
Отследить психологическое неблагополучие и развивающиеся отклонения вам помогут специальные диагностические методики. Их результаты не стоит воспринимать как диагнозы, тем более заниматься самолечением. Если какой-то показатель вас тревожит, обратитесь к специалисту. Не забудьте сообщить о пройденных тестах и полученных результатах.
- Тест на уровень тревожности Спилбергера-Ханина
С помощью этой методики можно диагностировать как ситуативную тревожность, так и личностную тревожность, которая является довольно устойчивой характеристикой. Высокие показатели свидетельствуют о склонности воспринимать многие объективно безобидные явления как угрожающие. Повышенный уровень тревожности негативно сказывается на психическом состоянии и качестве жизни, поэтому необходимо работать над приведением его в норму.
- Шкала депрессии Бека
Если вас мучают перепады настроения, упадок сил и апатия, обязательно пройдите этот тест. Он поможет выявить депрессию даже на ранних стадиях и определить ее выраженность. Опросник состоит из утверждений, среди которых вам нужно выбрать относящиеся к вам.
Для более серьезной диагностики загляните в нашу подборку тестов на депрессию.
- Экспресс-диагностика невроза
Невроз – нарушение работы психики, которое характеризуется перевозбуждением нервной системы, снижением работоспособности, навязчивыми состояниями и чрезмерной тревожностью. Крайне трудно поддается лечению в запущенной стадии, зато успешно корректируется в самом начале болезни. Поэтому важно не упустить этот момент и вовремя обратиться к специалисту.
- Тест на шизофрению
Шизофрения – серьезное психическое заболевание, которое затрудняет существование человека в обществе и зачастую требует изоляции. Самому его обнаружить очень сложно, так как нарушается адекватность восприятия. С помощью теста можно проверить наличие симптомов шизофрении у близких, задав им 53 вопроса из опросника.
- Тест на синдром хронической усталости
Синдром хронической усталости не является психическим отклонением, но вполне может стать его причиной. Нервная система очень быстро истощается при перегрузках и дает сбои. Проверьте с помощью методики, не пора ли вам серьезно задуматься об отдыхе.
- Индекс агрессивности Басса-Дарки
Повышенная агрессивность часто является следствием нерешенных внутренних конфликтов. Если ничего с ней не делать, рано или поздно она может привести к аффекту и стать причиной деструктивного поведения. Тест помогает определить уровень агрессивности. Вам предстоит согласиться или опровергнуть представленные утверждения, которых всего 30.
- Тест Сонди на выявление психологических отклонений
Подытожим нашу невеселую подборку интересным психоаналитическим тестом. Он помогает выявить акцентуации характера, т. е. сильно выраженные, заостренные характеристики, которые часто становятся основой для развития всевозможных отклонений. Методика проективная. Вам не придется напрямую отвечать на вопросы. Испытуемым демонстрируются серии черно-белых портретов людей. Нужно выбрать 2 наиболее приятных и 2 наиболее неприятных портрета.
Я-структурный тест Аммона, 220 вопросов
Немецкий психиатр и психоаналитик Гюнтер Аммон — один из создателей и лидеров динамической психиатрии. Его тест выявляет множество деталей о личности, типизируя каждую из характеристик по трем видам. Например, Аммон различает следующие виды агрессии:
- конструктивная — целенаправленная активность, способность сохранять отношения и волевым образом решать задачи, активно строить собственную жизнь,
- деструктивная — неверно направленная, разрушительная для себя и окружающих, разрывающая отношения, обесценивающая других,
- дефицитарная — уход в себя, отсутствие активности, безучастность, избегание соперничества и конструктивного спора, душевная пустота (согласно Аммону, это тоже агрессия).
Тревога или страх, оставаясь в конструктивных пределах, помогают адекватно воспринимать ситуацию и реалистично оценивать опасность. Деструктивный страх переполняет психику и парализует. Дефицитарный — свидетельствует о том, что защитная функция психики и регулирование поведения более не служат пациенту добрую службу.
Гюнтер Аммон выделяет также конструктивный нарциссизм (адекватное позитивное отношение к себе, признание своих слабостей), деструктивный (нереалистично высокая самооценка, неспособность принимать критику) и дефицитарный (отсутствие контакта с самим собой, ведомость, зависимость от мнения других, отказ от собственных интересов и потребностей).
Тесты для детей и подростков
В этой категории я собрала самые интересные и полезные методики для подрастающего поколения. Подростки могут пройти их самостоятельно, маленькие дети – с помощью родителей.
- Тест “Дом, дерево, человек”
Очень популярная у психологов проективная методика. С помощью нее можно провести глубокий анализ личности испытуемого. Подходит для любого возраста, но особенно часто используется для тестирования детей. Испытуемому предлагается нарисовать на листе A4 дом, дерево и человека. После этого нужно ответить на 158 вопросов по поводу готового рисунка.
- Тест на определение предпочтительного стиля обучения Хани-Мамфорда
Методика поможет выявить самые эффективные способы обучения для вашего ребенка. От правильного подхода к выбору обучающего стиля зависит скорость и качество усвоения материала. Желательно, чтобы ребенок прошел его до поступления в школу. Это даст вам возможность помочь ему быстрее пройти адаптацию.
- Диагностика психического напряжения и невротических тенденций у детей и подростков
Этот тест нужно проходить родителям. В нем 45 вопросов, касающихся поведения и самочувствия ребенка, на которые нужно ответить “да” или “нет”. Он позволяет оценить выраженность таких расстройств, как вегетативные дисфункции, нарушение аппетита, сна и поведения, депрессивные и астенические расстройства, фобии и страхи.
- Тест для школьников на межличностные отношения
Методика помогает определить отношение детей в возрасте 10–16 лет к себе и к другим людям. Очень важно, чтобы у ребенка в этом возрасте сформировалась способность принимать не только человеческие достоинства, но и недостатки, проявлять терпимость к чужим слабостям и ошибкам. Это залог эффективного межличностного взаимодействия.
- Тест на определение профориентации
Ближе к окончанию школы ребенок начинает задумываться о выборе профессии. Выбор этот очень непростой и важный. Чтобы работа приносила удовольствие и была максимально успешной, нужно учесть индивидуальные особенности. Для этого и создана методика. Она помогает определить, с чем у человека лучше всего получается взаимодействовать в процессе деятельности: с людьми, природой, техникой, знаковыми системами или художественными образами.
Опросники.
Опросники — это такой вид методик, в которых задания даются в виде вопросов или утверждений. Для получения информации со слов самого испытуемого.
Особенности использования опросников.
- Опросники похожи на проективные методики, так как не оцениваются ответы по критерию правильности. Баллы начисляются за совпадение с ключом, а не за правильность.
- Опросники похожи на тесты: четкая инструкция, которая детерминирует способ выполнения задания, желательно ясное содержание вопросов или утверждений.
- Опросники — разновидность самонаблюдения, косвенной самооценки.
Опросники предназначены для получения информации о личностных особенностях со слов испытуемого.
Ответить — проявить умение рефлексии, самонаблюдения, самоанализа, чем обладают не все люди.
Опросники не используются для диагностики маленьких детей дошкольного возраста, только с 8 лет.
Выделяются:
- опросники-анкеты — для получения информации об испытуемом, не имеющая личностного характера (биографические данные, для оценки особенностей когнитивной сферы).
- личностные опросники — дают информацию о личности:
- типологические, которые позволяют выяснить степень совпадения личности испытуемого с тем или иным типом личности.
- опросники отдельных черт личности — для диагностики отдельных черт характера: многофакторные (о многих чертах), например Кеттела (14-, 12-, 16-тифакторные)
- однофакторные
- двухфакторные
В 50-е годы отрицалась возможность использования личностных опросников.
В 60-е годы — начинают использовать.
К 60-70-м годам начинают переводить известные зарубежные опросники (применяют без проверки надежности).
80-е годы — проверка на надежность и валидность на наших испытуемых.
80-90е годы — появление отечественных опросников в большом количестве.
Требования к тестам
- Тест должен иметь указание на теоретическую основу или на фамилию автора;
- Должен быть проверен на определенном контингенте испытуемых;
- Должны быть заданы стандарты и указано, для кого этот стандарт;
- Должна быть пометка, нуждается ли тест в профессиональном использовании или возможно применение непрофессионалами;
- Должны удовлетворять следующим критериям:
- Стандартизация (условия проведения, контингент, правила обработки результатов, интерпретация);
- Надежность (получение тех же результатов при повторном проведении);
- Валидность (способность теста измерять именно то, для измерения чего он предназначен).