Кто такие асоциальные люди и плохо ли это — как общаться с такими личностями


Кто такое асоциальный человек

Асоциальный человек – это тот, кто умышленно нарушает установленные в обществе моральные правила и нормы. Действия такого индивида ориентированы на удовлетворение своих потребностей. Синонимом асоциального поведения является социальное равнодушие гражданина, поэтому у личности асоциального типа мотивация к взаимодействию с окружающими снижена или отсутствует вовсе.

По мнению политиков, асоциальные люди отстают в социальном развитии, не могут добиться успеха в той или иной сфере. Однако при необходимости он ведет себя как социализированный гражданин (если в таком поведении для него есть какая-то выгода).

Асоциальность нельзя приравнивать к преступности, так как криминального звена в поведении асоциальных людей нет. Таких людей можно сравнить с дезадаптантами, так как им хочется изолироваться от общества, этим и объясняется их своеобразное ассоциативное поведение.

Может ли такое поведение быть положительным

Людей с асоциальным типом личности в современном обществе не поощряют. Однако, в некоторых религиях и религиозных традициях такое поведение может считаться положительным.

Асоциальность – это приближенность человека к богу, к которой он стремится, отказываясь от обычной земной жизни. Таких людей принято называть блаженными, юродивыми.

Асоциальность поощряется в христианстве, католицизме, буддизме. Именно в контексте приближенности к богу. Эти религии учат помогать другим людям, а не отворачиваться от общества.

А как вы думаете, может ли асоциальность сослужить человеку хорошую службу? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Пример асоциальности у гениальных людей в видео. Почему они одиноки?

Характеристики асоциальной личности

Асоциальный образ состоит из следующих характеристик:

  • низкий уровень ответственности;
  • низкий морально-нравственный уровень, антиобщественные поступки;
  • слабое развитие эмоционально-волевой сферы, эмоциональная черствость;
  • слабое развитие произвольного внимания;
  • трудности в вербализации своих чувств и переживаний;
  • отсутствие совестливости;
  • эгоистичность;
  • патологическая самооценка (заниженная или завышенная);
  • склонность применять манипуляцию в общении;
  • склонность ко лжи;
  • агрессивность, конфликтность;
  • импульсивность;
  • частые перемены настроения без видимых на то причин;
  • харизматичность;
  • лицемерие;
  • замкнутость;
  • социопатия;
  • нарушение пищевого поведения;
  • бессонница;
  • стремление заниматься каким-нибудь видом деятельности в одиночестве;
  • социальные контакты человека сведены к минимуму;
  • круг друзей человека, ведущего асоциальный образ жизни, очень узкий;
  • отсутствие желания произвести приятное впечатление на ту или иную группу людей;
  • склонность к общению с людьми, имеющими отклонения от нормы (наркоманами, алкоголиками).


Круг общения асоциала

Асоциального человека нельзя считать антисоциальным субъектом, ведь он не ставит цели причинить вред окружающим.

Возможные причины

Взросление в неблагополучной семье может приводить к развитию асоциального поведения

Асоциальное поведение не зарождаются на пустом месте, оно является последствием воздействия определенных факторов, которые могут иметь педагогические, медицинские или социальные корни.

К медицинским причинам относят:

Проявления асоциальности

Признаки асоциальности могут обнаружиться в разное время. Чаще всего примеры такого поведения встречаются в подростковом возрасте, но иногда асоциальная личность заявляет о себе уже в детстве. Также асоциальные явления могут стать следствием тех или иных перемен в жизни взрослого человека.

В детском возрасте

Асоциальными проявлениями в детском возрасте считают:

  • агрессивность и раздражительность ребенка;
  • склонность ребенка закатывать истерики;
  • девиации в поведении, стремление противостоять требованиям взрослых и общества;
  • склонность ребенка обманывать сверстников и родителей;
  • снижение познавательного интереса и учебной мотивации;
  • отсутствие друзей и желания общаться;
  • конфликтность, грубость в общении, драчливость;
  • побеги из дома, бродяжничество, общение ребенка с преступными группировками;
  • склонность к воровству;
  • склонность к шантажу и манипулированию;
  • садистские наклонности;
  • жестокое обращение с животными.

Чтобы негативные признаки не перешли в антиобщественный образ жизни, уже в дошкольном и младшем школьном возрасте нужно начинать психолого-педагогическую коррекцию.


Асоциальная девочка

В подростковом возрасте

В психологии подростков признаки асоциального поведения представлены шире, чем в любом другом возрасте. Это:

  • низкий социально-психологический статус подростка в коллективе сверстников;
  • слабое развитие коммуникативных навыков;
  • принадлежность к тем или иным субкультурам;
  • музыкальная фанатичность;
  • любовь к риску, совершение необдуманных поступков;
  • отсутствие доверия и искренности в общении с родителями;
  • конфликтное общение с родственниками, отстаивание своих интересов в грубой форме;
  • пренебрежение авторитетом родителей;
  • отказ от выполнения минимального набора обязанностей по дому;
  • слабое развитие познавательного интереса и учебной мотивации, прогулы школьных занятий;
  • взаимодействие с криминальными авторитетами и антиобщественными ассоциациями;
  • совершение противозаконных действий (мелкое хулиганство, воровство, разбойные нападения, насильственные действия);
  • аутоагрессия, самоповреждающее поведение (через физическую боль подросток пытается справиться с душевными переживаниями);
  • суицидальные попытки;
  • ощущение безнаказанности;
  • бродяжничество, беспризорность;
  • беспорядочные сексуальные контакты, склонность к сексуальным извращениям;
  • конформизм.

У взрослых

У взрослых асоциальные элементы в поведении проявляются следующим образом:

  • эгоистичность;
  • стремление самореализоваться и самоутвердиться за счет других людей;
  • отсутствие способности переживать стыд и вину;
  • отсутствие порядка в жизни (частые переезды, отсутствие эмоциональных привязанностей к близким, смена мест работы и сферы труда);
  • отказ от брака и продолжения рода;
  • отказ от алиментных обязательств и своевременного погашения долгов по кредитам;
  • отсутствие мотивации к труду, отказ от трудоустройства или некачественное выполнение своих должностных обязанностей;
  • привычка опаздывать;
  • неуважительное отношение к окружающим, агрессивность, конфликтность;
  • игнорирование морально-нравственных устоев общества, аморальное поведение;


Отношение асоциала к успешным людям

  • совершение мелких противоправных действий;
  • ассоциативный характер переживания эмоций (радость и горе выражаются одинаково).

Признаки у взрослых

Антиобщественное поведение у взрослых людей может быть продолжением детских привычек или порождаться ментальной болезнью, алкоголем или наркотиками. Такие люди раскрепощены, они не знают, что такое стыд, и не понимают, зачем соответствовать общественным нормам, а именно: подчиняться законам, хранить верность жене или мужу, придерживаться правил этики, работать, заботиться о детях. Частое развитие событий – они оказываются на улице.

Асоциальность – это универсальное явление. Встречаются группы состоятельных людей, выбравших нетипичные жизнь и способы получения дохода. Это творцы порноиндустрии, наркодилеры, вымогатели, элитные проститутки, владельцы притонов и подобные элементы.

Существует и положительная направленность девиации. Речь идет о гениях, чьи поступки и образ жизни значимо отличаются от поведения других людей. Как правило, окружающие озадачены происходящим: отказ от комфорта, придирчивость, времяпрепровождение в одиночестве, эпатаж и капризность. Например, Альберт Эйнштейн, Клод Моне, Иосиф Бродский.

Виды асоциального поведения

Психологи предлагают классификацию асоциального поведения, основанную на степени выраженности отклонений от нормы:

  1. Интроверсия – легкая форма асоциальности, в основе которой лежит слабо выраженная потребность в общении. Такие люди тяготятся обществом людей, любят находиться наедине с собой. Однако эта черта индивидуальности не оказывает негативного влияния на их отношение к труду. Социальные нормы и правила они стараются не нарушать.
  2. Аморальное поведение, которое сводится к игнорированию морально-нравственных устоев общества. К этому виду относится тунеядство, проституция, сквернословие, попрошайничество, бродяжничество.
  3. Различные аддикции – зависимые формы поведения с целью избегания реальности. К ним относятся трудоголизм, игромания, наркомания, алкоголизм, токсикомания, анорексия, булимия, сексуальная зависимость, принадлежность человека к той или иной религиозной секте. Лечение аддикций длительный процесс. Даже если человеку удалось вылечиться от одной зависимости, велика вероятность развития у него другой зависимости.
  4. Противоправные действия. К этому виду асоциальной модели поведения относят мелкое хулиганство, разбойные нападения ради забавы без причинения тяжких телесных повреждений.
  5. Делинквентное (преступное поведение), основанное на совершении противоправных действий в отношении третьих лиц с целью собственного морального удовлетворения. За такие деяния предусмотрена уголовная ответственность.
  6. Шизофрения – крайняя форма асоциальности, характеризующаяся отсутствием конструктивного социального взаимодействия, эмоциональной холодностью.

Определение и формы


Преступные действия также относятся к асоциальному поведению
Асоциальный человек — это индивид, имеющий извращенное (отсутствующее или слабо развитое чувство ответственности), оперирующий низкими моральными ценностями, не проявляющий никакого интереса к другим членам общества.

Асоциальное поведение — это такое, которое противоречит общепринятой морали, социальным нормам.

Асоциальный — это далеко не всегда негативное понятие. Так, например, интровертов тоже можно называть асоциальными, потому как они не принимают активное участие в жизни общества. И если их можно рассматривать, как самое минимальное проявление подобного поведения, то максимальным является шизофреническое поведение, которому характерно отсутствие сопереживания, невозможность взаимодействия с другими людьми.

Различают четыре формы асоциального поведения: аморальная, аддиктивная, преступная и противоправная.

  1. Аддиктивное поведение — это такое, которое характеризуется потребностью ухода от жизненных проблем. Человек зацикливается на себе, избегает общения с окружающим миром, уходя с головой в какую-то зависимость. Зачастую это игровая, компьютерная, алкогольная или наркотическая, но также может иметь место религиозный фанатизм или трудоголизм. Зачастую аддиктивная асоциальность проявляется у подростков и людей до 25 лет.
  2. Аморальная форма — наличие поведения, которое неприемлемо в обществе с точки зрения нравственности. Сюда относят проституцию, попрошайничество, нежелание работать и учиться.
  3. Противоправная форма включает в себя регулярное совершение асоциальных действий, которые нарушают нормы современного социума. Сюда относят драки, хулиганство, вандализм, кражи.
  4. Преступное асоциальное поведение — это однократное или постоянное совершение действий, за которыми следует уголовная ответственность. Сюда относят мошенничество, кражи с взломом, бандитизм, изнасилование, убийство.

Причины асоциального поведения

Причины формирования асоциальности можно разделить на 4 группы:

ПсихологическиеСоциальныеПедагогическиеМедицинские
  • симпатия к бунтарской модели поведения;
  • деградация личности;
  • замкнутость;
  • неуверенность в себе;
  • фанатизм;
  • зависть к успешным людям;
  • инфантильность;
  • импульсивность;
  • внутриличностные комплексы.
  • употребление спиртных напитков, психоактивных веществ;
  • морально-нравственный уровень общества, в котором живет человек;
  • принадлежность к определенной субкультуре;
  • проблемы в семье;
  • негативное влияние социального окружения.
  • нищета, социальное неравенство;
  • психотравмы и акты насилия в детстве;
  • школьный буллинг;
  • отсутствие у индивида иных способов самовыражения и самоутверждения;
  • религиозность.
  • безнадзорность и беспризорность;
  • излишняя строгость родителей;
  • игнорирование потребностей ребенка;
  • несправедливые наказания;
  • стремление родителей удовлетворить все капризы малыша;
  • завышенные требования родителей;
  • авторитарный стиль воспитания;
  • гиперопека;
  • попустительский стиль воспитания;
  • копирование асоциального образа жизни родителей;
  • вседозволенность.
  • психические отклонения;
  • психосоматика;
  • психиатрические диагнозы (паранойя, шизофрения);
  • перенесение инфекционных заболеваний в перинатальный период;
  • СДВГ в анамнезе;
  • органические поражения мозга;
  • физические дефекты.

Большее влияние на формирование асоциальности имеют педагогические и социальные факторы. Медицинские и психологические факторы лишь создают предпосылки к развитию деструктивной модели поведения.

Асоциальные подростки

Чаще всего асоциалы — это подростки. Они гордятся своими действиями и безнаказанностью, ищут участия или создают собственные бунтарские группы. Поддержка сверстников провоцирует убежденность в собственной особенности.

Популярными выражениями являются: вызывающий формат общения со старшими людьми, отказ выполнять школьные и домашние обязанности, грубость. С ростом уровня агрессии меняются и формы проявления: кражи, драки и другая преступная деятельность, побеги из дома, сексуальные связи.

Антиобщественное поведение необязательно присуще только детям из неблагополучных семей. Факторов много:

  • семейные проблемы;
  • влияние товарищей;
  • романтическое восприятие образа бунтаря;
  • строгость родителей или опекунов;
  • физические проблемы из-за болезней;
  • личностная деградация, спровоцированная плохим воспитанием и примером, нищетой;
  • психологические зависимости;
  • религиозные культы;
  • желание самоутвердиться и отсутствие других способов;
  • фанатизм, подражание антиобщественному поведению кумира;
  • влияние субкультуры.

Нередко девиантное поведение – результат поступков другого человека: физических наказаний дома или насилия. Часто подростки сосредоточивают агрессию не только на других, но и на себе. Они наносят себе царапины, порезы и ожоги. С помощью физической боли такие люди пытаются сбалансировать душевные страдания. Суицид – крайнее проявление аутоагрессии. Необходимо вовремя помочь ребенку (своему или чужому) в таких случаях.

Плюсы и минусы асоциальности

Ошибочно полагать, что асоциальность – это однозначно негативное явление. У этой черты индивидуальности могут быть и плюсы.

возможность человека быть не таким, как все;

многие гениальные поступки и открытия сделаны асоциалами;

возможность реализовать свой творческий потенциал;

отдаленность человека от шумных тусовок, тяга к одиночеству способствуют самопознанию, изучению философских вопросов.

неразвитая эмпатия;

осуждение такого образа жизни со стороны окружающих;

ведение нездорового образа жизни;

асоциалы часто выбирают себе незаконные способы заработка

Что такое асоциальность?

Асоциальность – качество личности, подразумевающее поведение, которое не соответствует правилам общественного поведения, моральным установкам. Асоциальных людей нельзя назвать нарушителями закона. Для них обычно характерны равнодушие, изолированность от общественности, собственная система ценностей и приоритетов, идущая в разрез с установленными правилами. Асоциальный человек не хочет вступать во взаимодействие с другими людьми. Он редко устанавливает социальные контакты.

С учетом слабой чувствительности у подобной личности обычно возникает агрессия в случае попытки навязать ей социальные нормы. Асоциальный человек считает, что допустимо агрессивно реагировать на различные раздражители. Для достижения намеченных целей он готов прибегнуть к манипуляциям, соврать, сыграть любые роли. Асоциальное поведение человека подразумевает адаптацию лишь в определенных случаях, когда это ему выгодно.

Асоциальность нельзя однозначно назвать негативным понятием. Например, интроверты можно причислить к асоциальным, так как они избегают участия в общественной жизни, предпочитают одиночество. Но такие личности, как правило, не представляют общественной опасности, а лишь абстрагируются от общественной жизни.

Диагностика и лечение

Диагностикой патологии занимаются психиатры, психотерапевты и клинические психологи. Основными методами диагностической работы являются:

  • беседа с индивидом, сбор анамнеза;
  • беседа специалиста с членами семьи обратившегося человека;
  • осмотр пациента;
  • оценка речевых паттернов;
  • использование психодиагностических методик, направленных на изучение эмоционально-волевой сферы, тревожности, акцентуаций характера;
  • использование проективных методик для выявления вытесненных эмоций клиента.

На основании комплексной диагностики специалист выбирает наиболее подходящий вид психокоррекции и терапии.

Как общаться с асоциалом

Психологи советуют ограничить общение с асоциалами, так как велика вероятность приобщения к такому образу жизни. Асоциалы могут провоцировать конфликты с помощью оскорблений и резких высказываний. В такие моменты важно дистанцироваться, прекратить общение.

Если человек чувствует в себе ресурс, он может попытаться вытащить асоциала из трясины, помочь ему жить полноценной жизнью. Но в ходе такой работы важно сохранять свои границы и не вступать в созависимые отношения. Лучше всего убедить асоциала в необходимости визита к психологу.

Ася Рахович

Психолог со стажем более 8 лет. Консультант по вопросам межличностных и супружеских отношений, поиску себя.

Задать вопрос

Что означает асоциальный образ жизни?

Привычный всем социальный образ жизни — это некий набор действий, которые человек совершает всю жизнь:

  • получает образование,
  • работает,
  • общается со знакомыми,
  • создает семью,
  • воспитывает детей.

Противоположный ему образ жизни – это поведение, которое противоречит социальным нормам. Те, кто ведет такой образ жизнь, сознательно или несознательно противопоставляют себя обществу, живут вопреки установленным нормам и канонам.

Часто такой быт – деструктивный по отношению к окружающим и из-за этого к асоциальным личностям в обществе сформировалось негативное отношение. Сформировалось мнение, что те:

  • кто не работает, обеспечивает себя незаконными способами;
  • кто не общается с окружающими, делает это из-за психических причин;
  • кто не создает семью и не воспитывает детей, делает это из-за проблем с насилием со своей стороны.

Это так, но не всегда. Такие проявления чаще характерны для мизантропов – тех, у кого развита ненависть к окружающим. Им также присущ асоциальный образ жизни, но развивается он на фоне иного мировоззрения.

Причины противоположного социальному образу жизни часто не зависят от воли человека. Его развитию могут способствовать:

  • отсутствие средств к существованию,
  • отсутствие дома,
  • проблемы в отношениях с родными,
  • развитие зависимостей от азартных игр, алкоголя или наркотиков.

В любом из этих случаев человек нуждается в поддержке. Но из-за негативного отношения со стороны общества он ее не получает, все больше погружаясь в проблемы без возможности преодолеть их.

Шансов вернуться к нормальной жизни у человека мало, формируется стойкий образ жизни, который все больше противоречит установленным нормам.

Как избавиться от асоциальности

Чтобы избавиться от деструктивной модели поведения, нужно:

  1. Учиться общаться. Можно записаться на тренинг развития коммуникативных навыков. Работа в группе поможет асоциалу отработать конструктивные техники сотрудничества. В результате психокоррекционных занятий человек научится получать удовольствие от общения.
  2. Для успешного исправления деструктивных установок индивида ему необходимо включаться в коллективную деятельность. Только в условиях коллективной работы человек научится чувствовать свою значимость для достижения общей цели.
  3. Полезно общение с незнакомыми людьми. Это развивает эмоциональный интеллект.
  4. Асоциалу нужно привести в норму свою самооценку. Людям с заниженной самооценкой нужно научиться хвалить себя за достигнутые цели. Если же самооценка завышена, важно научиться критически к себе относиться, замечать свои недостатки и работать над их устранением.
  5. Важно сформировать вокруг себя позитивное социальное окружение. Для этого полезно начать заниматься спортом или каким-нибудь творчеством, так как эти занятия предполагают групповую форму организации и общение.

Всегда ли это плохо?

Если говорить о классическом научном понимании этого термина, асоциальность не является пороком. Более того, в некоторых условиях это даже благо. Достаточно вспомнить о монахах и отшельниках, добровольно отказывающихся от активного взаимодействия с остальной частью общества. В некоторых религиях асоциальный образ жизни свидетельствует о духовном просветлении человека, уходе от мирского, в результате чего он приобретает совершенно иное мироощущение, а иногда и некий дар. Нечто подобное практикуется и сегодня в некоторых течениях христианства, буддизме и т. д. Но подобный пример — это, скорее, исключение и не имеет ничего общего с тем, что значит асоциальный образ жизни вне каких-либо религиозных практик.

Профилактика асоциальности

О профилактических мерах важно помнить всем родителям. Чтобы предупредить развитие асоциальности у ребенка, нужно:

  1. Транслировать образцы позитивного социального взаимодействия, создавать условия для успешной социализации малыша. Общение с ребенком должно быть спокойным, уважительным.
  2. Приучать ребенка жить по плану, соблюдать режим дня, выполнять все намеченные дела. У ребенка школьного возраста должны быть обязанности по дому, за выполнение которых он сам несет ответственность. Это является основой формирования моральных ценностей и установок личности.
  3. Уделять много внимания ребенку, его потребностям в общении с родителями. Способствует эмоциональному благополучию совместный досуг членов семьи, соблюдение семейных традиций. Это необходимое условие формирования доверительных отношений между детьми и родителями.
  4. Для гармоничного развития личности детям полезны занятия в кружках и секциях. Выбирая секцию, нужно учитывать пожелания ребенка и его интересы.
  5. В случае возникновения конфликтных ситуаций со сверстниками или учителями, родители должны помочь ребенку разобраться в них, защитить его интересы, сохранив объективность.
  6. Если какие-то индивидуальные особенности ребенка беспокоят родителей, нужно обратиться за помощью к психологу. Чем раньше будет начата коррекционная работа, тем выше вероятность ее эффективности.

Любую психологическую проблему легче предупредить, чем потом бороться с ней.

Рекомендации психологов

В воспитании здорового ребенка помогут знания о том, что такое асоциальный человек, и соответствующих признаков в поведении. Психологи советуют придерживаться пяти правил в воспитании здоровой личности:

  1. Открытое общение. Проблемы ребенка должны обсуждаться дома и решаться спокойно. Дети должны быть уверены в поддержке и понимании.
  2. Заслуженная похвала. Поощрение должно быть заслуженным, иначе развивается эгоизм, а в будущем – проблемы с социальной адаптацией и формирование отклонений.
  3. Положительный пример. Атмосфера дома, любовь супругов и уважение вырабатывают детскую адекватную самооценку, от которой зависит поведение в социуме.
  4. Исправление. Нужно спокойно объяснять ребенку, что и почему является неприемлемым: привычки, поступки и черты характера.
  5. Совместные занятия. Даже самым занятым родителям следует находить время для семейных развлечений, отдыха и праздников.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]