Кто такое асоциальный человек
Асоциальный человек – это тот, кто умышленно нарушает установленные в обществе моральные правила и нормы. Действия такого индивида ориентированы на удовлетворение своих потребностей. Синонимом асоциального поведения является социальное равнодушие гражданина, поэтому у личности асоциального типа мотивация к взаимодействию с окружающими снижена или отсутствует вовсе.
По мнению политиков, асоциальные люди отстают в социальном развитии, не могут добиться успеха в той или иной сфере. Однако при необходимости он ведет себя как социализированный гражданин (если в таком поведении для него есть какая-то выгода).
Асоциальность нельзя приравнивать к преступности, так как криминального звена в поведении асоциальных людей нет. Таких людей можно сравнить с дезадаптантами, так как им хочется изолироваться от общества, этим и объясняется их своеобразное ассоциативное поведение.
Может ли такое поведение быть положительным
Людей с асоциальным типом личности в современном обществе не поощряют. Однако, в некоторых религиях и религиозных традициях такое поведение может считаться положительным.
Асоциальность – это приближенность человека к богу, к которой он стремится, отказываясь от обычной земной жизни. Таких людей принято называть блаженными, юродивыми.
Асоциальность поощряется в христианстве, католицизме, буддизме. Именно в контексте приближенности к богу. Эти религии учат помогать другим людям, а не отворачиваться от общества.
А как вы думаете, может ли асоциальность сослужить человеку хорошую службу? Поделитесь своим мнением в комментариях.
Пример асоциальности у гениальных людей в видео. Почему они одиноки?
Характеристики асоциальной личности
Асоциальный образ состоит из следующих характеристик:
- низкий уровень ответственности;
- низкий морально-нравственный уровень, антиобщественные поступки;
- слабое развитие эмоционально-волевой сферы, эмоциональная черствость;
- слабое развитие произвольного внимания;
- трудности в вербализации своих чувств и переживаний;
- отсутствие совестливости;
- эгоистичность;
- патологическая самооценка (заниженная или завышенная);
- склонность применять манипуляцию в общении;
- склонность ко лжи;
- агрессивность, конфликтность;
- импульсивность;
- частые перемены настроения без видимых на то причин;
- харизматичность;
- лицемерие;
- замкнутость;
- социопатия;
- нарушение пищевого поведения;
- бессонница;
- стремление заниматься каким-нибудь видом деятельности в одиночестве;
- социальные контакты человека сведены к минимуму;
- круг друзей человека, ведущего асоциальный образ жизни, очень узкий;
- отсутствие желания произвести приятное впечатление на ту или иную группу людей;
- склонность к общению с людьми, имеющими отклонения от нормы (наркоманами, алкоголиками).
Круг общения асоциала
Асоциального человека нельзя считать антисоциальным субъектом, ведь он не ставит цели причинить вред окружающим.
Возможные причины
Взросление в неблагополучной семье может приводить к развитию асоциального поведения
Асоциальное поведение не зарождаются на пустом месте, оно является последствием воздействия определенных факторов, которые могут иметь педагогические, медицинские или социальные корни.
К медицинским причинам относят:
Проявления асоциальности
Признаки асоциальности могут обнаружиться в разное время. Чаще всего примеры такого поведения встречаются в подростковом возрасте, но иногда асоциальная личность заявляет о себе уже в детстве. Также асоциальные явления могут стать следствием тех или иных перемен в жизни взрослого человека.
В детском возрасте
Асоциальными проявлениями в детском возрасте считают:
- агрессивность и раздражительность ребенка;
- склонность ребенка закатывать истерики;
- девиации в поведении, стремление противостоять требованиям взрослых и общества;
- склонность ребенка обманывать сверстников и родителей;
- снижение познавательного интереса и учебной мотивации;
- отсутствие друзей и желания общаться;
- конфликтность, грубость в общении, драчливость;
- побеги из дома, бродяжничество, общение ребенка с преступными группировками;
- склонность к воровству;
- склонность к шантажу и манипулированию;
- садистские наклонности;
- жестокое обращение с животными.
Чтобы негативные признаки не перешли в антиобщественный образ жизни, уже в дошкольном и младшем школьном возрасте нужно начинать психолого-педагогическую коррекцию.
Асоциальная девочка
В подростковом возрасте
В психологии подростков признаки асоциального поведения представлены шире, чем в любом другом возрасте. Это:
- низкий социально-психологический статус подростка в коллективе сверстников;
- слабое развитие коммуникативных навыков;
- принадлежность к тем или иным субкультурам;
- музыкальная фанатичность;
- любовь к риску, совершение необдуманных поступков;
- отсутствие доверия и искренности в общении с родителями;
- конфликтное общение с родственниками, отстаивание своих интересов в грубой форме;
- пренебрежение авторитетом родителей;
- отказ от выполнения минимального набора обязанностей по дому;
- слабое развитие познавательного интереса и учебной мотивации, прогулы школьных занятий;
- взаимодействие с криминальными авторитетами и антиобщественными ассоциациями;
- совершение противозаконных действий (мелкое хулиганство, воровство, разбойные нападения, насильственные действия);
- аутоагрессия, самоповреждающее поведение (через физическую боль подросток пытается справиться с душевными переживаниями);
- суицидальные попытки;
- ощущение безнаказанности;
- бродяжничество, беспризорность;
- беспорядочные сексуальные контакты, склонность к сексуальным извращениям;
- конформизм.
У взрослых
У взрослых асоциальные элементы в поведении проявляются следующим образом:
- эгоистичность;
- стремление самореализоваться и самоутвердиться за счет других людей;
- отсутствие способности переживать стыд и вину;
- отсутствие порядка в жизни (частые переезды, отсутствие эмоциональных привязанностей к близким, смена мест работы и сферы труда);
- отказ от брака и продолжения рода;
- отказ от алиментных обязательств и своевременного погашения долгов по кредитам;
- отсутствие мотивации к труду, отказ от трудоустройства или некачественное выполнение своих должностных обязанностей;
- привычка опаздывать;
- неуважительное отношение к окружающим, агрессивность, конфликтность;
- игнорирование морально-нравственных устоев общества, аморальное поведение;
Отношение асоциала к успешным людям
- совершение мелких противоправных действий;
- ассоциативный характер переживания эмоций (радость и горе выражаются одинаково).
Признаки у взрослых
Антиобщественное поведение у взрослых людей может быть продолжением детских привычек или порождаться ментальной болезнью, алкоголем или наркотиками. Такие люди раскрепощены, они не знают, что такое стыд, и не понимают, зачем соответствовать общественным нормам, а именно: подчиняться законам, хранить верность жене или мужу, придерживаться правил этики, работать, заботиться о детях. Частое развитие событий – они оказываются на улице.
Асоциальность – это универсальное явление. Встречаются группы состоятельных людей, выбравших нетипичные жизнь и способы получения дохода. Это творцы порноиндустрии, наркодилеры, вымогатели, элитные проститутки, владельцы притонов и подобные элементы.
Существует и положительная направленность девиации. Речь идет о гениях, чьи поступки и образ жизни значимо отличаются от поведения других людей. Как правило, окружающие озадачены происходящим: отказ от комфорта, придирчивость, времяпрепровождение в одиночестве, эпатаж и капризность. Например, Альберт Эйнштейн, Клод Моне, Иосиф Бродский.
Виды асоциального поведения
Психологи предлагают классификацию асоциального поведения, основанную на степени выраженности отклонений от нормы:
- Интроверсия – легкая форма асоциальности, в основе которой лежит слабо выраженная потребность в общении. Такие люди тяготятся обществом людей, любят находиться наедине с собой. Однако эта черта индивидуальности не оказывает негативного влияния на их отношение к труду. Социальные нормы и правила они стараются не нарушать.
- Аморальное поведение, которое сводится к игнорированию морально-нравственных устоев общества. К этому виду относится тунеядство, проституция, сквернословие, попрошайничество, бродяжничество.
- Различные аддикции – зависимые формы поведения с целью избегания реальности. К ним относятся трудоголизм, игромания, наркомания, алкоголизм, токсикомания, анорексия, булимия, сексуальная зависимость, принадлежность человека к той или иной религиозной секте. Лечение аддикций длительный процесс. Даже если человеку удалось вылечиться от одной зависимости, велика вероятность развития у него другой зависимости.
- Противоправные действия. К этому виду асоциальной модели поведения относят мелкое хулиганство, разбойные нападения ради забавы без причинения тяжких телесных повреждений.
- Делинквентное (преступное поведение), основанное на совершении противоправных действий в отношении третьих лиц с целью собственного морального удовлетворения. За такие деяния предусмотрена уголовная ответственность.
- Шизофрения – крайняя форма асоциальности, характеризующаяся отсутствием конструктивного социального взаимодействия, эмоциональной холодностью.
Определение и формы
Преступные действия также относятся к асоциальному поведению
Асоциальный человек — это индивид, имеющий извращенное (отсутствующее или слабо развитое чувство ответственности), оперирующий низкими моральными ценностями, не проявляющий никакого интереса к другим членам общества.
Асоциальное поведение — это такое, которое противоречит общепринятой морали, социальным нормам.
Асоциальный — это далеко не всегда негативное понятие. Так, например, интровертов тоже можно называть асоциальными, потому как они не принимают активное участие в жизни общества. И если их можно рассматривать, как самое минимальное проявление подобного поведения, то максимальным является шизофреническое поведение, которому характерно отсутствие сопереживания, невозможность взаимодействия с другими людьми.
Различают четыре формы асоциального поведения: аморальная, аддиктивная, преступная и противоправная.
- Аддиктивное поведение — это такое, которое характеризуется потребностью ухода от жизненных проблем. Человек зацикливается на себе, избегает общения с окружающим миром, уходя с головой в какую-то зависимость. Зачастую это игровая, компьютерная, алкогольная или наркотическая, но также может иметь место религиозный фанатизм или трудоголизм. Зачастую аддиктивная асоциальность проявляется у подростков и людей до 25 лет.
- Аморальная форма — наличие поведения, которое неприемлемо в обществе с точки зрения нравственности. Сюда относят проституцию, попрошайничество, нежелание работать и учиться.
- Противоправная форма включает в себя регулярное совершение асоциальных действий, которые нарушают нормы современного социума. Сюда относят драки, хулиганство, вандализм, кражи.
- Преступное асоциальное поведение — это однократное или постоянное совершение действий, за которыми следует уголовная ответственность. Сюда относят мошенничество, кражи с взломом, бандитизм, изнасилование, убийство.
Причины асоциального поведения
Причины формирования асоциальности можно разделить на 4 группы:
Психологические | Социальные | Педагогические | Медицинские |
|
|
|
|
Большее влияние на формирование асоциальности имеют педагогические и социальные факторы. Медицинские и психологические факторы лишь создают предпосылки к развитию деструктивной модели поведения.
Асоциальные подростки
Чаще всего асоциалы — это подростки. Они гордятся своими действиями и безнаказанностью, ищут участия или создают собственные бунтарские группы. Поддержка сверстников провоцирует убежденность в собственной особенности.
Популярными выражениями являются: вызывающий формат общения со старшими людьми, отказ выполнять школьные и домашние обязанности, грубость. С ростом уровня агрессии меняются и формы проявления: кражи, драки и другая преступная деятельность, побеги из дома, сексуальные связи.
Антиобщественное поведение необязательно присуще только детям из неблагополучных семей. Факторов много:
- семейные проблемы;
- влияние товарищей;
- романтическое восприятие образа бунтаря;
- строгость родителей или опекунов;
- физические проблемы из-за болезней;
- личностная деградация, спровоцированная плохим воспитанием и примером, нищетой;
- психологические зависимости;
- религиозные культы;
- желание самоутвердиться и отсутствие других способов;
- фанатизм, подражание антиобщественному поведению кумира;
- влияние субкультуры.
Нередко девиантное поведение – результат поступков другого человека: физических наказаний дома или насилия. Часто подростки сосредоточивают агрессию не только на других, но и на себе. Они наносят себе царапины, порезы и ожоги. С помощью физической боли такие люди пытаются сбалансировать душевные страдания. Суицид – крайнее проявление аутоагрессии. Необходимо вовремя помочь ребенку (своему или чужому) в таких случаях.
Плюсы и минусы асоциальности
Ошибочно полагать, что асоциальность – это однозначно негативное явление. У этой черты индивидуальности могут быть и плюсы.
возможность человека быть не таким, как все;
многие гениальные поступки и открытия сделаны асоциалами;
возможность реализовать свой творческий потенциал;
отдаленность человека от шумных тусовок, тяга к одиночеству способствуют самопознанию, изучению философских вопросов.
неразвитая эмпатия;
осуждение такого образа жизни со стороны окружающих;
ведение нездорового образа жизни;
асоциалы часто выбирают себе незаконные способы заработка
Что такое асоциальность?
Асоциальность – качество личности, подразумевающее поведение, которое не соответствует правилам общественного поведения, моральным установкам. Асоциальных людей нельзя назвать нарушителями закона. Для них обычно характерны равнодушие, изолированность от общественности, собственная система ценностей и приоритетов, идущая в разрез с установленными правилами. Асоциальный человек не хочет вступать во взаимодействие с другими людьми. Он редко устанавливает социальные контакты.
С учетом слабой чувствительности у подобной личности обычно возникает агрессия в случае попытки навязать ей социальные нормы. Асоциальный человек считает, что допустимо агрессивно реагировать на различные раздражители. Для достижения намеченных целей он готов прибегнуть к манипуляциям, соврать, сыграть любые роли. Асоциальное поведение человека подразумевает адаптацию лишь в определенных случаях, когда это ему выгодно.
Асоциальность нельзя однозначно назвать негативным понятием. Например, интроверты можно причислить к асоциальным, так как они избегают участия в общественной жизни, предпочитают одиночество. Но такие личности, как правило, не представляют общественной опасности, а лишь абстрагируются от общественной жизни.
Диагностика и лечение
Диагностикой патологии занимаются психиатры, психотерапевты и клинические психологи. Основными методами диагностической работы являются:
- беседа с индивидом, сбор анамнеза;
- беседа специалиста с членами семьи обратившегося человека;
- осмотр пациента;
- оценка речевых паттернов;
- использование психодиагностических методик, направленных на изучение эмоционально-волевой сферы, тревожности, акцентуаций характера;
- использование проективных методик для выявления вытесненных эмоций клиента.
На основании комплексной диагностики специалист выбирает наиболее подходящий вид психокоррекции и терапии.
Как общаться с асоциалом
Психологи советуют ограничить общение с асоциалами, так как велика вероятность приобщения к такому образу жизни. Асоциалы могут провоцировать конфликты с помощью оскорблений и резких высказываний. В такие моменты важно дистанцироваться, прекратить общение.
Если человек чувствует в себе ресурс, он может попытаться вытащить асоциала из трясины, помочь ему жить полноценной жизнью. Но в ходе такой работы важно сохранять свои границы и не вступать в созависимые отношения. Лучше всего убедить асоциала в необходимости визита к психологу.
Ася Рахович
Психолог со стажем более 8 лет. Консультант по вопросам межличностных и супружеских отношений, поиску себя.
Задать вопрос
Что означает асоциальный образ жизни?
Привычный всем социальный образ жизни — это некий набор действий, которые человек совершает всю жизнь:
- получает образование,
- работает,
- общается со знакомыми,
- создает семью,
- воспитывает детей.
Противоположный ему образ жизни – это поведение, которое противоречит социальным нормам. Те, кто ведет такой образ жизнь, сознательно или несознательно противопоставляют себя обществу, живут вопреки установленным нормам и канонам.
Часто такой быт – деструктивный по отношению к окружающим и из-за этого к асоциальным личностям в обществе сформировалось негативное отношение. Сформировалось мнение, что те:
- кто не работает, обеспечивает себя незаконными способами;
- кто не общается с окружающими, делает это из-за психических причин;
- кто не создает семью и не воспитывает детей, делает это из-за проблем с насилием со своей стороны.
Это так, но не всегда. Такие проявления чаще характерны для мизантропов – тех, у кого развита ненависть к окружающим. Им также присущ асоциальный образ жизни, но развивается он на фоне иного мировоззрения.
Причины противоположного социальному образу жизни часто не зависят от воли человека. Его развитию могут способствовать:
- отсутствие средств к существованию,
- отсутствие дома,
- проблемы в отношениях с родными,
- развитие зависимостей от азартных игр, алкоголя или наркотиков.
В любом из этих случаев человек нуждается в поддержке. Но из-за негативного отношения со стороны общества он ее не получает, все больше погружаясь в проблемы без возможности преодолеть их.
Шансов вернуться к нормальной жизни у человека мало, формируется стойкий образ жизни, который все больше противоречит установленным нормам.
Как избавиться от асоциальности
Чтобы избавиться от деструктивной модели поведения, нужно:
- Учиться общаться. Можно записаться на тренинг развития коммуникативных навыков. Работа в группе поможет асоциалу отработать конструктивные техники сотрудничества. В результате психокоррекционных занятий человек научится получать удовольствие от общения.
- Для успешного исправления деструктивных установок индивида ему необходимо включаться в коллективную деятельность. Только в условиях коллективной работы человек научится чувствовать свою значимость для достижения общей цели.
- Полезно общение с незнакомыми людьми. Это развивает эмоциональный интеллект.
- Асоциалу нужно привести в норму свою самооценку. Людям с заниженной самооценкой нужно научиться хвалить себя за достигнутые цели. Если же самооценка завышена, важно научиться критически к себе относиться, замечать свои недостатки и работать над их устранением.
- Важно сформировать вокруг себя позитивное социальное окружение. Для этого полезно начать заниматься спортом или каким-нибудь творчеством, так как эти занятия предполагают групповую форму организации и общение.
Всегда ли это плохо?
Если говорить о классическом научном понимании этого термина, асоциальность не является пороком. Более того, в некоторых условиях это даже благо. Достаточно вспомнить о монахах и отшельниках, добровольно отказывающихся от активного взаимодействия с остальной частью общества. В некоторых религиях асоциальный образ жизни свидетельствует о духовном просветлении человека, уходе от мирского, в результате чего он приобретает совершенно иное мироощущение, а иногда и некий дар. Нечто подобное практикуется и сегодня в некоторых течениях христианства, буддизме и т. д. Но подобный пример — это, скорее, исключение и не имеет ничего общего с тем, что значит асоциальный образ жизни вне каких-либо религиозных практик.
Профилактика асоциальности
О профилактических мерах важно помнить всем родителям. Чтобы предупредить развитие асоциальности у ребенка, нужно:
- Транслировать образцы позитивного социального взаимодействия, создавать условия для успешной социализации малыша. Общение с ребенком должно быть спокойным, уважительным.
- Приучать ребенка жить по плану, соблюдать режим дня, выполнять все намеченные дела. У ребенка школьного возраста должны быть обязанности по дому, за выполнение которых он сам несет ответственность. Это является основой формирования моральных ценностей и установок личности.
- Уделять много внимания ребенку, его потребностям в общении с родителями. Способствует эмоциональному благополучию совместный досуг членов семьи, соблюдение семейных традиций. Это необходимое условие формирования доверительных отношений между детьми и родителями.
- Для гармоничного развития личности детям полезны занятия в кружках и секциях. Выбирая секцию, нужно учитывать пожелания ребенка и его интересы.
- В случае возникновения конфликтных ситуаций со сверстниками или учителями, родители должны помочь ребенку разобраться в них, защитить его интересы, сохранив объективность.
- Если какие-то индивидуальные особенности ребенка беспокоят родителей, нужно обратиться за помощью к психологу. Чем раньше будет начата коррекционная работа, тем выше вероятность ее эффективности.
Любую психологическую проблему легче предупредить, чем потом бороться с ней.
Рекомендации психологов
В воспитании здорового ребенка помогут знания о том, что такое асоциальный человек, и соответствующих признаков в поведении. Психологи советуют придерживаться пяти правил в воспитании здоровой личности:
- Открытое общение. Проблемы ребенка должны обсуждаться дома и решаться спокойно. Дети должны быть уверены в поддержке и понимании.
- Заслуженная похвала. Поощрение должно быть заслуженным, иначе развивается эгоизм, а в будущем – проблемы с социальной адаптацией и формирование отклонений.
- Положительный пример. Атмосфера дома, любовь супругов и уважение вырабатывают детскую адекватную самооценку, от которой зависит поведение в социуме.
- Исправление. Нужно спокойно объяснять ребенку, что и почему является неприемлемым: привычки, поступки и черты характера.
- Совместные занятия. Даже самым занятым родителям следует находить время для семейных развлечений, отдыха и праздников.