Тип личности меланхолик: совместимость, характеристики и темпераменты

По характеру все люди разные. Он формируется на протяжении всей жизни человека: в процессе воспитания, социализации, формирования устойчивой системы ценностей. Его основу составляет врожденная особенность личности – темперамент. В психологии выделяются 4 типа темперамента: холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик. Характер меланхолика самый противоречивый и неоднозначный.

Как выглядит меланхолик

Кто такой меланхолик

Меланхолик – это впечатлительный человек с ранимой душой. Кто такой меланхолик? Это интроверт, ему свойственны постоянные переживания, тревожность, эмоциональные вспышки. Такие деятели науки и искусства, как Шопен, Декарт, Ньютон, Майкл Джексон, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, С.А. Есенин, были известными меланхоликами.

Важно! В психологии меланхолик – это тип темперамента, имеющий сходство с холерическим темпераментом. Как и холерики, это очень эмоциональные люди. Однако главное отличие этих двух типов темперамента в том, что меланхолик – это человек, который переживает, скрывая это от окружающих, в то время как вспыльчивые холерики эмоционируют публично, порой срываясь на окружающих.

Какие виды темперамента бывают?

Это разделение впервые произвел еще во II веке древнеримский медик, хирург и философ Клавдий Гален, сделав огромный вклад в анатомию и психологию. Разберем каждый темперамент и дадим подробную характеристику.

– Холерик

Эти люди своим поведением похожи на вулкан. Холерики часто могут быть вспыльчивыми и раздраженными. Им достаточно сложно контролировать свои эмоции, так как по любому, даже самому маленькому поводу они могут взорваться. Обычно они очень инициативные и энергичные люди, с огромным рвением исполняющие любую работу, но только ту, которая будет им по душе.

Потому что рутинная и монотонная работа быстро их утомляет, вследствие чего они теряют к ней хоть какой-либо интерес и становятся непродуктивными. Стоит отметить то, что холерики имеют склонность не доводить поставленные задачи до конца. Это может достаточно сильно мешать им в построении карьеры на «офисных работах», но они могут себя отлично проявлять в творческих профессиях — таких как художники, музыканты и т. д.

– Сангвиник

Этот тип личности характеризуется уравновешенной нервной системы. Такие люди любят вступать в контакт с другими, легко умеют приспосабливаться к новым условиям среды. Зачастую в компаниях находятся в центре всеобщего внимания, таких называют «душой компании». Отличаются выразительной мимикой и пантомимикой. Сангвиники, так же как и холерики эмоциональны, но их чувства не так глубоки и быстро проходят.

Более того, сангвиники находятся перманентно в хорошем настроении. Их отличительной чертой от холериков является больший самоконтроль и терпеливость. Очень продуктивны на работе, но самых значительных успехов от них можно добиться, когда сам процесс их увлекает. Так как они в большей мере нетерпеливы и невнимательны, только понравившаяся работа лишает их этих недостатков.

– Флегматик

Этот тип самый уравновешенный из всех. Такого человека очень сложно разозлить или взбесить, а если у вас это получилось, то они быстро успокаиваются и приходят в себя. Флегматики почти не реагируют на психоэмоциональные потрясения, не умеют искренне радоваться или сопереживать. Имеют низкую самооценку и часто занижают собственные достижения в лице окружающих.

– Меланхолик

Это именно те люди, с которыми сложно находить общий язык, да и в целом общаться. Меланхолики, в отличие от флегматиков, очень ранимы. Для них характерна тихая речь, робость, заторможенность движений, гиперболизация. Также, наверное, самый большой недостаток меланхоликов – это склонность к суицидальным мыслям и поступкам.

Известны случаи, когда меланхолики, не справившись с трудностями, кончали жизнь самоубийством. Таким людям сложно идти по карьерной лестнице. Так как любой стресс, будь то замечание директора или напряженность рабочего процесса, может сильно надавить на чувствительного человека и привести его к нервному срыву.

Отличительные черты меланхолического темперамента

Типы темперамента человека и их краткая характеристика

Распознать человека с этим типом душевной организации можно по следующим простым признакам:

  • Такой индивид переживает из-за любых неудач, легко расстраивается, однако ему несвойственно выплескивать негативные чувства на окружающих;
  • В коллективе его считают замкнутым, так как он стремится к одиночеству;
  • Такие люди очень впечатлительны и ранимы;
  • Им свойственна врожденная застенчивость;
  • Они склонны к постоянному самоанализу (при этом очень самокритичны);
  • Это медлительные, инертные люди, так как их нервная система слабая;
  • При тонко организованной психике у таких людей часто на высоком уровне развиты эстетический вкус, творческие способности;
  • Они прекрасно разбираются в искусстве;
  • Обладают способностью к эмпатии, их сопереживания искренни;
  • Они избегают брать на себя ответственность за общее дело, работая в команде, предпочитают быть не лидером, а исполнителем;
  • Обидчивые, но при этом отходчивые (это помогает им сохранить дружеские отношения с узким кругом людей).

Внимание! Не стоит думать, что все меланхолики одинаковы, что их основными характеристиками являются грусть, депрессия, уныние, склонность жаловаться на жизнь и страдать по реальному или вымышленному поводу.

Меланхолик характеристика мужчины и женщины

Нордический характер у человека — это какой

Описание меланхолика в поведении и деятельности сопряжено с полом.


Меланхоличная пара

Внимание! В поведении мужчин и женщин меланхолический темперамент может проявляться по-разному.

Мужчина-меланхолик

Мужчины-меланхолики выглядят интеллигентами с хорошим воспитанием и аристократическими манерами. Они серьезны, пунктуальны, тактичны, исполнительны. Кроме того, их положительной чертой является привычка сдерживать обещания.

В отношениях с противоположным полом такой джентльмен всегда внимателен, заботлив. Он долго ищет свою спутницу жизни. С одной стороны, ему нужна чуткая и нежная девушка, которая сможет понять его индивидуальные особенности, а с другой – в отношениях его избранница должна быть сильным лидером. Когда он находит ее, то хранит ей верность всю жизнь.

Дополнительная информация. Женщин этот типаж привлекает романтичностью нрава и умением организовывать красивые свидания. В то же время дама может отказать ему в ухаживании, обнаружив его низкую самооценку. Неуверенность в себе осложняет мужчине с этим типом темперамента как личную, так и профессиональную сферу жизни.

Характеристика женщины-меланхолика

Женщины-меланхолики отличаются от особ с другим типом темперамента излишней чувствительностью и ранимостью. Им чужды любые выяснения отношений. Необходимость объяснять или доказывать кому-то что-то утомляет их. Такие девушки не любят заводить новые знакомства, избегают шумных компаний и вечеринок. Их мужьями часто становятся друзья детства, одноклассники и одногруппники.

Женщина с меланхолическим темпераментом – это прекрасная хозяйка. Это означает, что она умеет создавать уют дома, вкусно готовит, любит чистоту и порядок.

Дополнительная информация. Несмотря на то, что девушка-меланхолик женственна и привлекательна для мужчин, ее отношения с противоположным полом складываются тяжело из-за комплекса неполноценности, обусловленного свойственным этому темпераменту низким уровнем самооценки.

Учебно-воспитательная работа с сангвиниками

Учебно-воспитательная работа с сангвиниками.

В отношении живых, общительных, энергичных сангвиников – нужно опираться на эти, характерные для них качества, пытаясь помочь им самоутвердиться среди сверстников, выработать свой индивидуальный стиль деятельности. Вместе с тем нужно учесть, что такие черты, как собранность, аккуратность, формируются у сангвиников с большим трудом, нежели у детей с другим темпераментом. Частая снисходительность к «мелким», на первый взгляд, нарушениям правил, порядка (не убрал учебники, разбросал карандаши, не повесил пальто на вешалку и т. д.), отсутствие контроля за поведением, действиями способствуют разрушению полезных привычек у сангвиников (затрудняет их формирование).

Общительность детей-сангвиников располагает к ним окружающих, однако часто за внешней формой поведения маскируются не очень привлекательные черты характера (прилипчивость, навязчивость). Податливость и пластичность нервной системы, способствующие легкому вхождению в новую обстановку и в новую деятельность, подчас оборачиваются отрицательной стороной: ребенок меняет одну игрушку за другой, имеет много товарищей, но ни одного друга, за все берется, но редко доводит начатое до конца. Поэтому одной из задач воспитания ребенка-сангвиника является формирование у него устойчивых привязанностей, интересов.

Сангвиник склонен к остроумию, быстро схватывает новое, легко переключает внимание. Работа, требующая быстрой реакции, больше всего подходит ему. Он быстро устает от однообразия. Как только деятельность теряет свою привлекательность, ребенок старается ее прекратить, переключиться на другое.

Во всех подобных ситуациях следует добиваться, чтобы начатое дело было закончено, обращать внимание на качество, не допускать поверхностного и небрежного выполнения задания. Плохо выполненную работу можно предложить сделать заново. Не следует допускать частой смены деятельности – привычка за все браться и не доводить до конца может стать свойством характера.

Очень важно с малых лет учить ребенка внимательно относиться к сверстникам, способствовать установлению прочных, глубоких взаимоотношений сангвиника со сверстниками, тому, чтобы новые его знакомства не вытесняли старые привязанности. Не следует ограничивать живость и активность сангвиника, однако полезно учить его сдерживать при необходимости свои порывы, считаться с притязаниями других.

Учебно-воспитательная работа с холериками.

В отношении холериков необходимо учитывать, что часто именно характерные для них активность, подвижность, напористость, эмоциональность, помогают им занять в «детском обществе» благоприятное положение. Поэтому целесообразно использовать любимые ими подвижные и спортивные игры при формировании «Я — концепции», оптимизации взаимоотношений этих детей со сверстниками.

Холерики легко возбудимы, как правило, очень энергичны. Сложность обучения и воспитания возбудимого ребенка нередко усугубляется неправильным отношением к нему взрослых, которые любой ценой пытаются препятствовать активности ребенка, сдерживают его подвижность. Не надо запрещать ему быть активным, не надо водить его за руку, читать нотации. Гораздо целесообразнее поддержать его полезное увлечение, стремиться так организовать жизнь, чтобы его активность находила полезное применение. Надо считаться с тем, что ребенок — холерик легко возбуждается, его трудно остановить, успокоить, уложить спать.

Ни в коем случае нельзя применять «сильные меры» воздействия – окрики, шлепки, угрозы. От этого возбуждение только усиливается. С возбудимым ребенком следует говорить спокойно, но требовательно, без уговоров. Так как у этих детей от природы слабый тормозной процесс, их не следует корить за чрезмерное возбуждение. Нужно помочь его обуздать, и здесь будут уместны шутки, юмор.

Как это ни кажется странным, «неутомимый» холерик нуждается в особо щадящем режиме. Целесообразно ограничить все, что возбуждает нервную систему, особенно во второй половине дня, перед сном.

Возбудимым детям полезны все виды занятий, помогающие развитию сообразительности, сосредоточенности: настольные игры, конструирование, выпиливание, рисование – словом, все то, что может увлечь и требует усидчивости. Очень хорошо, если ребенок имеет постоянное трудовое поручение, это дисциплинирует, воспитывает умение управлять собой.

Вместе с тем не нужно усердствовать в ограничении двигательной активности холериков (и сангвиников). Повышенная эмоциональность, реактивность, напористость холерика могут, в силу ему же присущих импульсивности, несдержанности, привести и к осложнению его взаимоотношений со сверстниками. Ребенку-холерику трудно следовать правилам общения: говорить спокойно, ждать своей очереди, уступать, считаться с чужими желаниями. Этому его следует терпеливо учить, применяя одобрение, напоминания, иногда замечания. От школьников-холериков учитель должен постоянно, мягко, но настойчиво требовать обдуманных, спокойных ответов, воспитывать у них сдержанность, ровное отношение к товарищам, взрослым. Во время выполнения учебного задания у холериков следует формировать умение последовательно, по определенному плану вести работу, необходимо от них требовать добросовестного отношения к работе в процессе всего выполнения задания. Но вместе с тем нельзя забывать об особой силе игрового общения, опоры на значимые для младших школьников мотивы деятельности. (игровые, соревновательные, самоутверждения и др.)

Важно оценить по достоинству и присущие таким детям решительность, смелость, энергичность, устойчивость их интересов, нередко проявляющуюся инициативность.

Учебно-воспитательная работа с флегматиками.

В процессе учебной работы школьнику-флегматику нередко мешает его медлительность. В тех случаях, когда необходимо быстро сообразить, быстро запомнить, быстро что-либо сделать, флегматик проявляет полную беспомощность.

Вместе с тем если уж он запоминает, то надолго и основательно. Педагог должен как можно чаще активизировать деятельность флегматичных учеников, бороться с равнодушием, излишним спокойствием и медлительностью, заставлять их работать в постоянном темпе, вызывать эмоциональное отношение к изучаемому, к процессу деятельности. Частой ошибкой при воспитании флегматиков является предъявление к ребенку требований без учета его природных особенностей, проявление недовольства нерасторопностью, неловкостью. Окрики, угрозы, подталкивания еще ни одному флегматику не помогли стать быстрым. Наоборот, такой сильный раздражитель, как окрик, оказывает тормозящее действие на ребенка, и, вместо того чтобы торопиться, он действует еще медленнее. Бывают случаи, когда ребенок вдруг проявляет нехарактерный для него темп деятельности, но быстрый темп требует от ребенка большого напряжения, а «запасы» этого напряжения невелики. Другой ошибкой взрослых является стремление отстранить малыша от всего, что требует усилий, немедленно прийти к нему на помощь. В таком случае ребенок никогда не станет подвижным, у него может развиться неуверенность в своих силах, стремление избегать всего того, что связано со словом «быстро».

Важно набраться терпения и с малых лет учить медлительного ребенка приемам одевания, умывания, ухода за вещами, разным видам домашнего труда и самообслуживания. Об ускорении темпа обучения можно думать только тогда, когда ребенок овладеет правильными приемами, а в начале главное – не торопить. Развивать активность, подвижность флегматиков надо постепенно, соблюдая посильность в наращивании темпа. Важно поощрять даже незначительное проявление расторопности, подвижности. Медлительным детям надо создавать такие условия, чтобы вялость, малоподвижность не превратились в леность, а ровность чувств – в их бедность и слабость. Не следует избегать ситуаций, требующих находчивости, расторопности, но важно и похвалить такого ребенка за проявление этих качеств. Можно призвать на помощь игры-соревнования, а иногда будильник или песочные часы – учить закончить дело до звонка. Дети с малоподвижной нервной системой предпочитают спокойные игры и занятия. Это важно учесть учителю, особенно в оптимизации межличностных отношений флегматика со сверстниками. В дидактических играх, конструктивной деятельности особенно заметными для окружающих становятся такие значимые для успеха качества флегматиков, как уравновешенность, терпимость, способность к длительному сосредоточению, невозмутимость, самообладание, старательность, аккуратность. На эти качества следует опереться и при оказании помощи флегматику в выработке у него индивидуального стиля деятельности.

В целях же преодоления возможных инертности, вялости следует включать флегматика и в такие виды деятельности, которые требуют от ребенка и двигательной активности – занятия гимнастикой, подвижные игры, походы, коллективный труд и др. В этих случаях от темпа, ритма работы ребенка зависит успех общего дела, и если он будет слишком медлительным, то может подвести товарищей. Но нельзя медлительных детей объединять в коллективном труде с теми, чей темп значительно выше. Это важно учитывать и при проведении спортивных игр и упражнений.

В силу высокой ригидности флегматики медленно привыкают к новым условиям жизни. Этим детям трудно привыкать к школе, к учителям, трудно приспосабливаться к новому режиму, новым требованиям, расставаться с родителями, знакомиться с новыми детьми… Флегматикам нужно помочь преодолеть эти трудности. Чтобы развить умение приспосабливаться к новым условиям, полезно давать ребенку поручения, требующие общения с детьми или со взрослыми. Подобного рода деятельность помогает развить и коммуникативные умения у интровертов.

Если ребенок приступил к делу, нельзя оставлять его одного, иначе период «раскачки» может затянуться. Ребенку-флегматику трудно не только начать дело, но и закончить его. Следует заранее предупредить его о необходимости закончить работу, но не прерывать его резко. Очень хорошо, если флегматик будет дружить с подвижным ребенком. Но надо следить, чтобы энергичный товарищ не брал всю инициативу в свои руки. Все это поможет превратить «тихоню»- флегматика в старательного, аккуратного, вдумчивого, трудолюбивого, значимого для сверстников и любимого ими товарища.

Учебно-воспитательная работа с меланхоликами.

Также преподаватель должен учитывать особенности учащихся-меланхоликов. В учебной работе меланхолики не способны переносить сильные и длительные напряжения, что объясняется быстрым переходом клеток из мозга в состояние охранительного торможения. У учащихся с меланхолическим темпераментом следует развивать общительность, чувство коллективизма, воспитывать чувство дружбы и товарищества. В обучении ребенка-меланхолика особенно важно соблюдать щадящий режим и принцип постепенности. Прежде всего следует ограничить шум, количество игрушек, сузить круг знакомств, ведь малыш не переносит сильных раздражителей. Но в то же время надо приучать ребенка не бояться шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку, уметь активно действовать с новой игрушкой. Круг знакомств тоже следует расширять постепенно, начав с одного спокойного сверстника. После того, как ребенок освоится, этот круг можно расширить. Дети со слабым типом нервной системы с огромным трудом входят в коллектив, нелегко отрываются от мамы, медленно привыкают к режиму, долго плачут, отказываются от занятий, не разговаривают со сверстниками. Первые дни пребывания такого ребенка в школе требуют огромного внимания со стороны учителя. Надо проявить внимание, чуткость, важно расположить ребенка к себе, вызвать доверие (в противном случае он будет долго страдать).

Дети со слабой нервной системой требуют бережного отношения: на них нельзя повышать голос, проявлять чрезмерную требовательность и строгость, наказывать – все эти меры вызовут слезы, замкнутость, повышенную тревожность и другие нежелательные реакции. Говорить с такими детьми следует мягко, но уверенно, не скупиться на ласку.

Меланхолики отличаются внушаемостью, поэтому нельзя подчеркивать их недостатки – это лишь закрепит их неуверенность в своих силах. Неоднозначным должно быть отношение к тревожности. После снятия адаптационного стресса тревожность может явиться условием, которое будет стимулировать активность, саморегуляцию деятельности ребенка. Детям — меланхоликам свойственна высокая чувствительность к допущенным ошибкам и в то же время высокий уровень самоконтроля. Это обеспечивает довольно высокую продуктивность и качество работы, высокую обучаемость. Надо учесть, что меланхолики – интроверты. Они чаще планируют свои действия без побуждения со стороны других людей. Очень важно помочь им найти друзей, преодолеть робость, неуверенность в себе, излишнюю тревожность. У меланхоликов необходимо развивать стремление к активности, умение преодолевать трудности. Следует поддерживать положительные эмоции этих детей.

Дети со слабой нервной системой требуют относительно частого отдыха. Успех в работе с меланхоликами предполагает и опору на ценные их качества – чувствительность к эмоциональным воздействиям, способность к сопереживаниям, эмпатии и др. Детям этого темперамента обычно легче проявить себя, самоутвердиться в художественной деятельности (музыкальной, изобразительной и др ). Важно учитывать это в процессе воспитательной и коррекционной работы.

Психолого-педагогические рекомендации для проведения урока с учетом особенностей темперамента младших школьников.

Знание черт темперамента детей позволяет правильнее понимать некоторые особенности их поведения, дает возможность варьировать нужным образом приемы воспитательных воздействий.

Прежде всего, нужно отметить, что очень важно умение учителя конкретизировать приемы организации внимания школьников с учетом индивидуальных особенностей их темперамента.

Уже в начале урока учитель должен организовать внимание школьников, создать готовность их к серьезной умственной работе.

Зная, что внимание сангвиника отличается подвижностью, учитель с первых минут урока должен стараться держать такого ученика в поле зрения и направлять его сосредоточенность на учебную работу. На парте не должно быть ничего постороннего.

Для переключения внимания школьников — холериков необходимо найти соответствующие данной ситуации приемы быстрого вовлечения в учебную работу.

Определенное знание здесь имеют обращения учителя к ученику с такими вопросами, как: «Что было задано на дом?», «Какие трудности были при подготовке к уроку?» ; привлечение школьников к раздаче классных тетрадей, к помощи учителю в подготовке к пользованию на уроке приборами, наглядными пособиями. Не стоит обращаться с такими детьми резко.

Для детей меланхолического темперамента показательно медленное сосредоточение внимания в начале урока. Устный опрос, контрольная работа, новый вид занятий– являются для них сильными раздражителями, вызывающими повышенное переживание.

Зная это, учитель должен стремиться отвлечь внимание школьника от его эмоционального состояния и направить его на учебную работу, чему будет способствовать создание в классе спокойной обстановки.

При изложении нового материала имеет значение быстрота сообразительности учащегося и стойкость его сосредоточенности. У школьников холерического темперамента при правильной организации учителем урока в большинстве случаев наблюдаем ярко выраженную устойчивость внимания. В организации внимания таких детей особенно важно увлечь работой, подчеркнуть важность изучаемого вопроса. Для поддержания сосредоточенности сангвиника следует привлекать их к ответу на вопросы по ранее известному материалу.

Учащиеся флегматического темперамента при слушании нового материала в случаях, когда требуется быстрота, сообразительность, не всегда успевают следить за ходом мысли учителя. В таких случаях следует излагать материал более размеренным темпом, стараться проверить усвоение нового. От индивидуального подхода к детям разных темпераментов во многом зависит и выполнение на уроке самостоятельных работ. У холерика не редко не хватает выдержки в преодолении встретившихся трудностей. Нужно побуждать ученика к проявлению уравновешенности в поведении, настойчивости и терпеливости в работе. Некоторые учащиеся сангвинистического темперамента часто отвлекаются от работы или выполняют ее слишком поспешно. Это приводит к ошибкам, которых можно было бы избежать. Таких школьников важно побуждать к самоконтролю в работе. Внимание школьника — меланхолика обычно неустойчиво, ребенок не уверен в своих знаниях, постоянно сомневается. Учителю следует с самого начала данного вида работы поддерживать в ребенке чувство уверенности в себе.

Во время устного вопроса и закрепления знаний также необходимо обращать внимание на эмоциональное состояние меланхоликов. У некоторых учителей не хватает выдержки ждать, пока ученик сосредоточится и начнет отвечать.

Уравновешенность особенно следует соблюдать при общении с детьми холерического темперамента. Причиной сильного возбуждения холерика во многих случаях является незнание или непонимание, какого — либо вопроса. Снижению возбудимости будет способствовать спокойное разъяснение учителем вопроса. Школьники же с сильным развитием флегматических черт обычно говорят медленно, вяло. Стремление учителя поторопить таких детей не всегда приводит к положительным результатам.

Активизации памяти и мышления учащихся сангвинистического темперамента в значительной степени помогает разнообразие приемов закрепления нового материала и опроса. Учителю необходимо обращать внимание и на тон, которым делается замечание. По отношению к школьникам — сангвиникам положительное значение имеет твердость в тоне замечания, на холерика имеют воздействие замечания, сделанные спокойным, но требовательным тоном. В тоне замечаний детям — меланхоликам должна быть мягкость и предупредительность. Резкий тон общения на таких детей действует тормозящим образом. Оценочные замечания нередко вызывают у них слезы. Осуществление учителем педагогически оправданного подхода к школьникам с различными типами темперамента – важная психологическая предпосылка успешности их учебных занятий и внеклассной деятельности.

Получить текст

Преимущества меланхолика

Роль темперамента и характера в профессиональном самоопределении человека

Для меланхолии свойственны как положительные, так и отрицательные характеристики. К положительным качествам этих особ можно отнести вдумчивость, развитую эмпатию и психологизм.


Вдумчивость

Вдумчивость

Вместо того, чтобы действовать наугад, меланхолики тщательно все взвешивают и обдумывают. В профессиональной деятельности эта привычка помогает им снизить риски. За счет склонности к постоянному анализу своих действий, обдуманных решений меланхолики всегда ценятся начальством.

Развитая эмпатия

Способность сопереживать чужому горю делает меланхолика отличным другом. Он прекрасно чувствует малейшие перемены в настроении друзей, умеет считывать их эмоциональное состояние по интонациям голоса. Друзья ценят его за умение поддержать, сказать в трудную минуту нужные слова. Кроме того, меланхолики умеют разделить с другом не только горе, но и радость.

Психологизм

Обладая тонкой чувствительной психикой, меланхолики не понаслышке знают, как легко неосторожное высказывание может ранить душу. Это значит, что меланхолик хорошо разбирается в психологии людей. Меланхоличный человек – это аккуратный собеседник, внимательный слушатель. Он не навязывает никому своего мнения и не спешит поучать окружающих.

Флегматик

Нивелируй влияние специфики эмоций — избыточную замедленность.

  1. Учти: эмоции, цейтнот и авторитет — аргументы для других. Флегматик должен помнить, что его поведение в экстремальной ситуации может оказаться для окружающих и непонятным, и даже неприемлемым. Действительно, при любой форме аргументации и нажима («Мы не успеем сдать работу», «Ты тормозишь работу всех остальных», «Руководитель фирмы недоволен твоим промедлением!») флегматик выполняет работу только так скоро, как привык, и делает только то, что ему сказали заранее, а лучше то, что было обозначено в инструкции. Это приводит коллег в ярость, тем более что даже в стрессовой ситуации подталкивать, угрожать или отстранять его бесполезно. Сознавая причины такой конфликтной ситуации, флегматик должен объяснить, что все понимает и будет терпеливо ждать объективной, лучше письменной аргументации («Будьте так добры — предоставьте документы, при получении которых — как только, так сразу! В противном случае я, к сожалению, ничего изменить не смогу»).
  2. Постигай навыки эмпатии и тактичного общения. Реагирующий слишком замедленно для того, чтобы чувствовать собеседника и проявлять в общении такт, флегматик нередко попадает впросак. Ему нужен профессиональный тренинг общения и даже некоторые привычные и опробованные схемы его организации.

Нивелируй влияние скорости динамики переключения.

  1. Обеспечь себе время, достаточное для усвоения информации. Когда другие сотрудники уже все поняли и приступают к работе, флегматик только начинает сознавать, что следует уточнить и какие вопросы задать, чтобы начать построение плана действий. Ему необходимо спокойно и взвешенно «переварить» аргументацию. Предотвращение вторжения подавления и сублимации, типичных для него форм защиты, требует достаточно длительного временного накопления и суммирования соответствующих сигналов, с тем, чтобы они превзошли личностный порог. Поэтому он сам должен резервировать себе время на четкое планирование и структурирование своих действий. Однако свое стремление действовать только после разработки намеченной программы не обязательно демонстрировать, так как подобная систематичность может представляться окружающим непомерной и раздражать.
  2. Представь себе новую задачу как развитие старой, займись построением, графа своих подзадач. Флегматик убежден, что в спешке невозможно придумать и сделать ничего существенного. Он считает, что задача долго должна произрастать изнутри и только потом ее можно воспринять как отвечающую серьезным внутренним запросам и способствующую вдохновению. При такой позиции он плохо переносит расставание с каждой предыдущей задачей и необходимость переключения на новую, требующую заново выстраивать все планирование. Но совсем другое дело, когда задача не принципиально другая, а родственная предыдущей и требует лишь некоторой корректировки планов. Поэтому для флегматика так полезно представить ситуацию как развитие или продолжение старой.
  3. Учитывай роль возраста партнеров по общению. К старости представители всех темпераментов несколько сдвигаются от холериков к флегматикам. В связи с возрастным замедлением реакций увеличивается и учитываемый при построении стратегий поведения интервал прошлого. Вследствие этого возникает возможность синтезировать события более длительных временных периодов, чем в юности. Пролонгируя больший интервал прошлого, даже пожилые холерики способны заглянуть в более далекое будущее. Поэтому, просчитывая возможное поведение личности, необходимо учитывать не только темперамент, но и возраст.

Недостатки меланхолика

Как и люди с любым другим типом темперамента, меланхолики имеют ряд недостатков и слабых черт характера. Основными из них являются обидчивость, ранимость, зависимость от чужого мнения.

Обидчивость

Такой индивид может обидеться на любую мелочь: резкий тон голоса, грубое слово, критику его работы. Обижаясь, они перестают разговаривать с окружающими, ведут себя демонстративно, ждут извинений. Однако такая модель поведения по определению считается инфантильной. Обидчивость не способствует установлению конструктивного взаимодействия, меланхоликов часто не понимают. Они раздражают окружающих.

Ранимость

Излишняя впечатлительность индивида порождает ранимость. У этих чувствительных натур всегда близко слезы. Они могут расплакаться не только при созерцании трогательной сцены в фильме или чтении романа, но и при высказывании начальством недовольства их работой. Ранимость взрослого меланхолика осложняет взаимодействие с ним коллег по работе. Из-за этой особенности их считают нытиками.


Ранимость

Зависимость от чужого мнения

Меланхолики – прекрасные исполнители, лидирующей позиции они стараются избегать. Это обусловлено тем, что они опасаются открыто высказывать свое мнение, предпочитают придерживаться мнения большинства. Они часто проявляют конформность. Это мешает им самостоятельно принимать решения. Им свойственно перекладывать ответственность на других в любом деле, даже в том, которое касается лично их проблемы.

Важно! Плюсы и минусы характера меланхолика не являются для него приговором. Человек может систематически работать над собой, искореняя у себя недостатки. Это можно делать самостоятельно или при одновременной работе с опытным профессиональным психологом.

Карьера

Человеку с данным типом темперамента проще занять должность подчиненного. Он предпочитает просто качественно делать свою работу. Самыми подходящими профессиями являются: художник, бухгалтер, программист, ученый, медбрат, психолог. Им нравится работа, связанная с аналитическим мышлением, с поиском смысла жизни (см. Как найти свое место в жизни).

Меланхолик достаточно тяжело переносит:

  • Огромную ответственность, риск, быстрый темп работы;
  • Напряженные отношения в коллективе, конфликтные ситуации, интриги (см. Подсидели на работе);
  • Долгий труд без перерывов (нужны передышки каждые 2-3 часа);
  • Постоянное сотрудничество (эффективность индивидуальной работы);
  • Переменчивость, отсутствие социальных страховок и фиксированной оплаты труда.

Важно осознавать, что подобный специалист будет крайне незаменим в ситуациях, которые связаны с раскрытием творческого потенциала, расчетов, прогнозирования, усвоения нового, проявлением эмпатии, помощи другим людям

Меланхолик в работе

Людям с меланхолическим типом темперамента категорически не подходят те сферы трудовой деятельности, где от сотрудника требуются быстрое реагирование, принятие самостоятельных решений. Им тяжело постоянно находиться в напряжении и сосредоточенно следить за приборами и аппаратами. Не подходят для меланхоличных людей профессии, требующие постоянного общения с разными клиентами, так как представители данного типа темперамента обладают низкой стрессоустойчивостью, от избыточного общения устают.

Такие сотрудники не любят командной работы. Участие в корпоративных мероприятиях им тоже в тягость. Для людей данного типа подойдет индивидуальный труд, предполагающий возможность работы в свободном графике: находясь на рабочем месте, чувствительные особы мечтают скорее прийти домой, в привычную уютную обстановку. Им подойдут фриланс и удаленная работа.

Важно! При выборе профессии личностям, склонным к меланхолии, следует обратить внимание на ту сферу труда, где акцент делается на качестве труда одного сотрудника.

Плюсы и минусы характера

На первый взгляд может показаться, что у меланхолического темперамента больше минусов:

  1. Замкнутость и сложности в общении с людьми. Меланхолики избегают шумных мероприятий, предпочитая одиночество. Они сильно себя недооценивают и с трудом могут раскрывать свои истинные чувства.
  2. Склонность к пессимизму и депрессиям. Они, конечно, не рождаются сразу пессимистами, но зачастую становятся ими после столкновений с жизненными трудностями и разными неприятностями. Взрослые меланхолики часто жалуются на судьбу и считают, что вечно проигрывают во всем.
  3. Отсутствие устойчивости к стрессам. Стрессоустойчивым меланхолика никак не назовешь. Любые мелкие неприятности он переживает как огромное горе. Поэтому нервная система меланхоличных людей быстро истощается. Постоянное перенапряжение может заблокировать их активность и не дать проявиться творческому потенциалу.
  4. У меланхолика повышенное чувство тревожности. Он все время находится в ожидании неприятностей.
  5. Меланхолики довольно медлительные, быстро устают, поэтому во время работы нуждаются в частых перерывах.
  6. Склонность оценивать людей по завышенным стандартам.

Тем не менее все слабые стороны данного типа могут легко компенсироваться его существенными достоинствами:

  1. Эмпатия и способность всем сердцем прочувствовать эмоции других людей. Меланхолик может выслушать переживания другого человека, искренне посочувствовать и даже предложить дельный совет.
  2. Развитое чувство эстетики и способность видеть прекрасное в самых неожиданных вещах.
  3. Мощный творческий потенциал и богатое воображение позволяют меланхолику создавать настоящие шедевры в искусстве.
  4. Умение глубоко анализировать, высокий интеллект и нестандартное мышление меланхолика помогают развиваться науке, делать важные открытия.
  5. Склонность к серьезным отношениям как в любви, так и в дружбе. Представители данного типа темперамента основательно выбирают свое окружение, поэтому у них ограниченный круг общения. При этом меланхолик будет самым преданным и надежным другом, который всегда держит свое слово и исполняет обещания, а также верным спутником жизни.

Меланхолик и отношения

В отношениях с противоположным полом меланхолики ценят искренность, доверие, взаимную заботу. Независимо от пола, партнер должен быть сильнее в эмоциональном плане. Он выступает для него щитом от негативного воздействия внешнего мира.


Меланхолик в отношениях

Внимание! Тем, кто строит отношения с меланхоликом, нужно быть готовым выслушивать его постоянные жалобы на коллег по работе, придирчивое начальство, низкую зарплату. Опечаленная душа не ждет, что возлюбленный решит все ее проблемы, ей просто нужно выговориться. Если внимательный партнер после жалоб обнимет, поцелует, скажет, что все будет хорошо, меланхолик на какое-то время станет счастливым.

Воспитание ребенка-меланхолика

Родители ребенка-меланхолика не должны переживать о том, что его ждет унылое одинокое существование в будущем. Для того чтобы помочь чаду социализироваться и добиться успеха в жизни, им нужно развивать его коммуникативные навыки, записать на кружки декоративно-прикладного направления.

Родители должны учить ребенка справляться с трудностями. В случае неудачи поддерживать его ободрительными высказываниями, делать акцент на его достижениях. Кроме того, родителям меланхоличного дитя нужно принять как должное: скорость выполнения им какого-либо дела всегда будет ниже, чем у сверстников с другим типом нервной системы. Не нужно торопить такого ребенка. Спешка негативно скажется на результате работы и эмоциональном состоянии ребенка.

Внимание! Главное в воспитании меланхолика – создать у него уверенность в том, что его любят таким, какой он есть. Такие дети нуждаются в частых поглаживаниях, объятиях, родительских поцелуях. Если родители будут верить в его способности, он сам тоже поверит в свои силы и добьется многого в жизни.

Меланхолик и другие типы темперамента

Труднее всего меланхолику найти общий язык с холериком, потому что холеричные особы не выбирают выражений, часто повышают голос, любят делать замечания, а меланхолика все это травмирует. Кроме того, холерики не могут удержаться от подшучивания над товарищем, а меланхолики не понимают шуток. Если бы холерики обращали бы больше внимания на эмоциональное состояние других, были бы тактичнее, умели бы извиняться, то отношения с такими людьми были бы ровнее и продолжительнее.


Меланхолик и холерик

Отношения меланхолика с людьми такого же типа душевной организации будут непродуктивными. Есть риск того, что эти люди утонут во взаимных обидах, унынии. Вместо конструктивного взаимодействия они будут сидеть по разным углам комнаты и дуться друг на друга.

Флегматик – не самый удачный вариант для отношений с меланхоликом, потому что последний будет уверен в том, что партнер к нему равнодушен. В таком союзе меланхолик не будет получать эмоциональной поддержки. Он будет страдать от холодности партнера. Меланхоличному человеку нужны постоянное словесное ободрение, восхищение его поступками, признания в любви, флегматики не склонны открыто демонстрировать чувства.

Для идеальных отношений меланхолику нужен веселый, зажигательный человек, который не позволит впадать в депрессию и уныние. Прекрасной партией станет сангвиник. Своей жизнерадостностью, позитивом и оптимистическим настроем сангвиник заражает любого (даже самого унылого) меланхолика. Кроме того, сангвиники любят устраивать приятные сюрпризы, в которых так нуждаются меланхолики.


Счастливы в отношениях

Таким образом, если кратко ответить, кто такой меланхолик, то это очень чувствительный и ранимый человек, который будет верным и преданным для тех, кто его действительно любит.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]