Эпоха большой нелюбви. Что такое социальные чувства и в чем их сила

Более 20 лет назад Андрей Макаревич пророчески спел про наступление «эпохи большой нелюбви». Буду рад, если кто-нибудь опровергнет этот тезис, но по моим ощущениям, этой самой «нелюбви» в обществе становится всё больше.

Социологи говорят о временах радикального индивидуализма, когда главной социальной ценностью становится возможность абсолютно свободного самовыражения. Абсолютно свободного – значит, ничем не ограниченного. Это не просто свобода прокричать на весь мир: «Я так чувствую!», «Я так понимаю», – но и потребовать от окружающих согласия со своим мнением независимо от его точности, объективности, этичности и т. п.

Людской суд

Если же окружающие отказываются это сделать, значит, надо их заставить согласиться! А как это сделать «не по любви»? Например, через суд. А ещё проще через людской суд. Кто громче крик поднимет, кто «больше жертва», за того и заступятся сотни и тысячи анонимов в социальных сетях.

Только в отличие от суда официального, никто доказательства собирать и проверять не будет. Достаточно эмоций: чтобы «жертву» было жалко, и чтобы её «обидчик» вызывал отвращение и возмущение.

Это очень напоминает скорый суд во времена революций и переворотов. Главным фактором принятия решений там было «классовое чутьё»: «Если этот человек не такой, как мы, если думает иначе, если не согласен с нашей революционной идеей, то расстрелять на месте!». Сегодня расстрелы заменила травля в интернете и прочие прелести «культуры отмены», так что прогресс цивилизации налицо. Но я бы сильно не радовался, потому что изменилась лишь техническая оснащенность, а по поведению мы мало чем отличаемся от агрессивных обезьян, изгоняющих из стаи «белую ворону».

Жертвой быть выгодно

Сторонников свободы самовыражения, готовых поведать всему свету «как они чувствуют», обычно мало волнуют чувства другой стороны, которая как бы обязана их чувства признать и уважить. И ещё они умалчивают тот факт, что простого самовыражения (скажем так, выплеска своих переживаний «в никуда», чтобы просто полегчало) им обычно недостаточно.

Разыгрывается простая двухходовая манипуляция: если вы признали мои чувства, то вы должны мне… (и далее список требований). И вообще, роль жертвы, независимо от того, существуют ли для неё хоть какие-то объективные основания, крайне удобна для того, чтобы заставить окружающих чувствовать вину и переложить на их плечи свои эгоистические интересы. В психотерапии это называется «вторичная выгода», погуглите ради любопытства.

На поверку выходит, что за «радикальным индивидуализмом» скрывается агрессивный и манипулятивный эгоизм. Один мой хороший знакомый назвал такую позицию «центропупизмом» – когда человек не просто считает себя, свои чувства, мнения и потребности , но ещё и требует от окружающих соответствующего признания не только на словах, но и на деле. Но в итоге мы получаем общество, где каждый пытается заставить/принудить каждого «меня уважать». Не по любви, а потому что хуже будет…

Природа эмоций

  1. Интеллектуалистический подход. Органические проявления эмоций выступает в роли следствия психических явления.
  2. Теория И.Ф. Гербарта. Ученый утверждает, что наиболее важным психологическим фактом является представление, соответственно, чувства – это есть связь между существующими представлениями; их можно рассматривать как реакцию на конфликт между представлениями.
  3. Позиция В. Вундта. Эмоции представляют собой определенные изменения, которые характеризуют влияние чувств на течение самих представлений.

Можно ли как-то изменить ситуацию?

Или будем всё больше существовать по принципу «человек человеку волк»? В упомянутой песне есть такие слова: «Я очень ценю тепло отношений / В эпоху большой нелюбви». Возможно, добавить это самое «тепло отношений» помогут социальные чувства. Они довольно разнообразны, упомяну лишь про три из них: благодарность, сопереживание и гордость.

Идея очень проста: прежде чем предъявить адресату свои чувства/мнения/требования, задайте себе несколько вопросов:

1. За что я благодарен этому человеку/этим людям?Важен не формальный ответ с приложенным списком конкретных фактов. Важно найти в себе положительный эмоциональный отклик, хотя бы незначительный. Речь ведь именно про чувство благодарности: что хорошее, сильное, прекрасное, доброе есть в вас благодаря или вопреки этим людям?

И ещё важный штрих… Обязательно спросите себя, за что я могу быть благодарен этим людям в будущем? И как я могу выразить им свою благодарность?

2. Что чувствует этот человек/эти люди?Могут ли они чувствовать то же самое, что и я? Каким образом я хочу (или не хочу) изменить их чувства? Что будет, если мне удастся заставить их чувствовать… (то, что мне хотелось бы)? Как это изменит наши отношения в долгосрочной перспективе? Какой эмоциональный отклик вызовет это в более широкой системе отношений? (Или можно сформулировать так: какую эмоциональную энергию я отправляю в мир? Она разрушает или созидает?

3. Могу ли я гордиться/уважать/восхищаться – нет, не собой! – а этим человеком/людьми? Я не обязан ценить и уважать их «целиком и полностью», но ведь что-то уникально хорошее в них есть?! Могу ли я гордиться/уважать/восхищаться – собой! – а именно тем, как я веду себя или планирую поступить в данной ситуации? Можем ли мы – все участники данной ситуации, дорогие для нас люди (друзья, дети и внуки, моральные авторитеты и т.п.) – гордиться/уважать/восхищаться тем, как мы ведём себя и как поступаем в данной ситуации?

В заключение скажу, что прекрасно понимаю, что рецептик слабенький… Закоренелые эгоисты с плохо развитой эмпатией вряд ли поймут, про что эти вопросы и зачем они им нужны. Но, возможно, хоть кому-нибудь пригодятся. Чтобы пережить «эпоху большой нелюбви».

Рекомендации

  1. Шломо Харели; Брайан Паркинсон. «Что социального в социальных эмоциях?» (PDF). research.haifa.ac.il
    . Получено 6 января 2022.
  2. Стефани Бернетт; Джеффри Берд; Хорхе Молл; Крис Фрит; Сара-Джейн Блейкмор (Сентябрь 2009 г.). «Развитие в подростковом возрасте нейронной обработки социальных эмоций». Журнал когнитивной неврологии
    .
    21
    (9): 1736–50. Дои:10.1162 / jocn.2009.21121. ЧВК 4541723. PMID 18823226.
  3. Льюис, Майкл. Стыд: обнаженная личность
    . Нью-Йорк: Free Press ;, 1992. 19. Печать.
  4. Инелдер Б. и Пиаже Дж. (1958). Развитие логического мышления с детства до подросткового возраста. Нью-Йорк, США: Основные книги.
  5. Wainryb, C .; Shaw, L.A .; Майану, К. (1998). «Терпимость и нетерпимость: суждения детей и подростков об инакомыслии, высказываниях, людях и поведении». Развитие ребенка
    .
    69
    (6): 1541–1555. Дои:10.1111 / j.1467-8624.1998.tb06176.x.
  6. Зан-Вакслер C, Робинсон Дж. 1995. Сочувствие и вина: ранние истоки чувства ответственности. В Самосознательных эмоциях под ред. JP Tangney, KW Fischer, стр. 143–73. Нью-Йорк: Гилфорд
  7. Stipek, Deborah J; Дж. Хайди Гралински; Клэр Б. Копп (ноябрь 1990 г.). «Развитие Я-концепции в раннем детстве». Развивающая психология
    .
    26
    (6): 972–977. Дои:10.1037/0012-1649.26.6.972.
  8. ^ аб
    Харрис, П.Л .; Olthof, K .; Terwogt, M. M .; Хардман, К. С. (сентябрь 1987 г.). «Детское знание ситуаций, вызывающих эмоции».
    Международный журнал поведенческого развития
    . 3.
    10
    (3): 319–343. Дои:10.1177/016502548701000304.
  9. Cwir, D .; Carr, P. B .; Уолтон, Г. М .; Спенсер, С. Дж. (2011). «Ваше сердце заставляет мое сердце двигаться: сигналы социальной связи вызывают общие эмоции и физиологические состояния среди незнакомцев». Журнал экспериментальной социальной психологии
    .
    47
    (3): 661–664. Дои:10.1016 / j.jesp.2011.01.009.
  10. ^ абc
    Айзенберг, Нэнси (февраль 2000 г.). «Эмоции, правила и нравственное развитие».
    Ежегодный обзор психологии
    .
    51
    (1): 665–697. Дои:10.1146 / annurev.psych.51.1.665. PMID 10751984.
  11. ^ аб
    Sanfey, A. G .; Джеймс К. Риллинг1; Джессика А. Аронсон; Ли Э. Нистром1; Джонатан Д. Коэн (13 июня 2003 г.). «Нейронная основа принятия экономических решений в игре ультиматум».
    Наука
    .
    300
    (5626): 1755–1758. Bibcode:2003Sci … 300.1755S. Дои:10.1126 / science.1082976. PMID 12805551.
  12. Zeman, J .; Cassano, M .; Perry-Parrish, C .; Стегалл, С. (2006). «Регулирование эмоций у детей и подростков». Журнал развития и поведенческой педиатрии
    .
    27
    (2): 155–168. Дои:10.1097/00004703-200604000-00014. PMID 16682883.
  13. Элкинд, Дэвид; Боуэн, Роберт (1 января 1979 г.). «Воображаемое поведение аудитории у детей и подростков». Развивающая психология
    .
    15
    (1): 38–44. Дои:10.1037/0012-1649.15.1.38.
  14. Blakemore, S.J .; den Ouden, H .; Choudhury, S .; Фрит, К. (1 июня 2007 г.). «Развитие нейронной схемы для размышлений о намерениях у подростков». Социальная когнитивная и аффективная нейробиология
    .
    2
    (2): 130–139. Дои:10.1093 / сканирование / nsm009. ЧВК 1948845. PMID 17710201.
  15. МОРИГУЧИ, ЙОШИЯ; ОХНИСИ, ТАКАСИ; МОРИ, ТАКЭЮКИ; МАЦУДА, ХИРОШИ; KOMAKI, GEN (1 августа 2007 г.). «Изменения активности мозга в нейронных субстратах для теории разума в детстве и юности». Психиатрия и клинические неврологии
    .
    61
    (4): 355–363. Дои:10.1111 / j.1440-1819.2007.01687.x. PMID 17610659.
  16. ^ аб
    Бернетт, S; Bird, G; Молл, Дж; Фрит, С; Блейкмор, SJ (сентябрь 2009 г.). «Развитие в подростковом возрасте нейронной обработки социальных эмоций».
    Журнал когнитивной неврологии
    .
    21
    (9): 1736–50. Дои:10.1162 / jocn.2009.21121. ЧВК 4541723. PMID 18823226.
  17. Фрит, К. Д. (29 апреля 2007 г.). «Социальный мозг?». Философские труды Королевского общества B: биологические науки
    .
    362
    (1480): 671–678. Дои:10.1098 / rstb.2006.2003. ЧВК 1919402. PMID 17255010.
  18. Zahn, R .; Moll, J .; Krueger, F .; Huey, E.D .; Гарридо, Дж .; Графман, Дж. (10 апреля 2007 г.). «Социальные концепции представлены в верхней передней височной коре». Труды Национальной академии наук
    .
    104
    (15): 6430–6435. Bibcode:2007PNAS..104.6430Z. Дои:10.1073 / pnas.0607061104. ЧВК 1851074. PMID 17404215.
  19. ^ аб
    МакКейб, К. (25 сентября 2001 г.). «Функциональное визуализационное исследование сотрудничества при взаимном обмене между двумя людьми».
    Труды Национальной академии наук
    .
    98
    (20): 11832–11835. Bibcode:2001ПНАС … 9811832М. Дои:10.1073 / pnas.211415698. ЧВК 58817. PMID 11562505.
  20. Канеман, Даниэль (декабрь 2003 г.). «Карты ограниченной рациональности: психология для поведенческой экономики». Американский экономический обзор
    .
    93
    (5): 1449–1475. CiteSeerX 10.1.1.194.6554. Дои:10.1257/000282803322655392. JSTOR 3132137.
  21. Канеман, Даниэль; Джек Л. Кнетч; Ричард Х. Талер (зима 1991 г.). «Аномалии: эффект пожертвований, неприятие потерь и предвзятость». Журнал экономических перспектив
    .
    5
    (1): 193–206. Дои:10.1257 / jep.5.1.193. JSTOR 1942711.
  22. Эллсберг, Даниэль (ноябрь 1961 г.). «Риск, двусмысленность и дикие аксиомы» (PDF). Ежеквартальный журнал экономики
    .
    75
    (4): 643–669. Дои:10.2307/1884324. JSTOR 1884324.
  23. Камерер, Колин Ф. (2003). Эксперименты по теории поведенческих игр в стратегическом взаимодействии
    . Нью-Йорк [u.a.]: Рассел Сейдж [u.a.] ISBN 978-0-691-09039-9 .
  24. Эйзенбергер, Н. И. (10 октября 2003 г.). «Вредит ли отказ? Исследование социальной изоляции с помощью фМРТ». Наука
    .
    302
    (5643): 290–292. Bibcode:2003Наука … 302..290E. Дои:10.1126 / science.1089134. PMID 14551436.
  25. О’Догерти, Дж. (16 апреля 2004 г.). «Диссоциативные роли брюшного и дорсального полосатого тела в инструментальном кондиционировании». Наука
    .
    304
    (5669): 452–454. Bibcode:2004Наука … 304..452O. Дои:10.1126 / science.1094285. HDL:21.11116 / 0000-0001-A0A8-C. PMID 15087550.
  26. де Кервен, Д. Ж.-Ф. (27 августа 2004 г.). «Нейронная основа альтруистического наказания». Наука
    .
    305
    (5688): 1254–1258. Bibcode:2004Научный … 305.1254D. Дои:10.1126 / science.1100735. PMID 15333831.
  27. Фергюсон Т.Дж., Стегге Х. 1998. Измерение вины у детей: роза под любым другим названием все еще имеет шипы. В вине и детях, изд. Дж. Байби, стр. 19–74. Сан-Диего: академический
  28. ^ аб
    Тангни, Джун П. (1 января 1991 г.). «Моральный аффект: хорошее, плохое и уродливое».
    Журнал личности и социальной психологии
    .
    61
    (4): 598–607. Дои:10.1037/0022-3514.61.4.598. PMID 1960652.
  29. Айзенберг, Нэнси; Fabes, Ричард А .; Мерфи, Бриджит; Карбон, Марисс; и другие. (1 января 1994 г.). «Отношения эмоциональности и регуляции к диспозиционной и ситуативной реакции, связанной с эмпатией». Журнал личности и социальной психологии
    .
    66
    (4): 776–797. Дои:10.1037/0022-3514.66.4.776.
  30. Вайнер, Бернард (2006). Социальная мотивация, справедливость и моральные эмоции: атрибутивный подход
    . Махва, Нью-Джерси [u.a.]: Lawrence Erlbaum Associates. ISBN 978-0-8058-5526-5 .
  31. Вайнер, Бернард (1 января 1985 г.). «Атрибуционная теория мотивации достижения и эмоций». Психологический обзор
    .
    92
    (4): 548–573. Дои:10.1037 / 0033-295X.92.4.548. PMID 3903815.
  32. Вайнер, Бернард; Perry, Raymond P .; Магнуссон, Джейми (1 января 1988 г.). «Атрибуционный анализ реакций на стигмы». Журнал личности и социальной психологии
    .
    55
    (5): 738–748. Дои:10.1037/0022-3514.55.5.738.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]