Что такое тренинг
Прежде чем разобрать основные цели тренинга, нужно остановиться на понятии. Тренинг – это метод активного обучения, в ходе которого происходит развитие знание, навыков, умений, социальных установок.
Тренинг
Существует огромное разнообразие таких занятий, среди них тренинги для педагогов и воспитателей, сотрудников организаций, социально-психологические и коммуникативные тренинги.
Есть несколько понимания процесса тренинга:
- Это своеобразная форма дрессировки, во время которой происходит формирование нужных типов поведения, они закрепляются положительным подкреплением, а негативные установки и типы поведения – стираются.
- Это тренировка, во время которой люди отрабатывают необходимые им на данном жизненном этапе навыки и умения.
- Это активное общение людей, во время которых они делятся знаниями, умениями друг с другом.
- Это создание условий, при которых участники раскрываются, самостоятельно ищут пути решения своих психологических проблем.
Иногда тренинг определяют в виде способа перепрограммирования имеющейся у человека модели управления его деятельностью и поведением.
Подписывайтесь на наш аккаунт
Принципы тренинга
Проведение тренинга требует обязательного соблюдения нескольких принципов:
- Принцип моделирования. Воспроизведение ситуаций, где участники проявляют позитивные или негативные элементы в поведении.
- Принцип «здесь и сейчас». Обсуждаются и удостаиваются внимания только события, относящиеся к тренингу. Все второстепенные разговоры пресекаются (иногда человек начинает говорить на отстраненные темы в целях самозащиты).
- Принцип обратной связи. Обязательный опрос и учет мнений и состояний участников, анализ, рефлексия, обсуждение, внесение предложений.
- Принцип новизны. Многообразие и постоянная смена тренинговых упражнений и игр, регулярная смена партнеров по играм в рамках тренинга.
- Принцип диагностики. Ведущий ни на секунду не должен прекращать наблюдение за состоянием группы и каждого из ее участников.
- Исследовательский принцип. Ведущий направляет группу, а участники сами находят ответы на вопросы и решение задач.
- Принцип активности. В работе должен быть задействован каждый участник.
- Принцип целеполагания. Цели определяются ведущим заранее, но в процессе работы он обязан при необходимости их моделировать.
- Принцип доверительности и конфиденциальности. Информация с занятий не выносится во внешний мир, что позволяет участникам быть честными и открытыми.
- Принцип персонификации. В процессе тренинга запрещаются безличные высказывания. Все реплики имеют адресата (от кого, кому).
- Принцип экспликации чувств. В форме обратной связи описываются свои переживания и чувства партнера.
- «Один говорит – все слушают».
История возникновения
Появление тренингов было отмечено много тысяч лет назад, просто они имели несколько иной вид, нежели имеют в современном мире. Возникновение первых тренингов в знакомом нам виде, принято относить к тому периоду, когда работал социальный психолог Курт Левин.
В 1946 году им и его сподвижниками и были организованы первые группы для проведения тренингов. Их основной целью было увеличение компетентности в общении. В ходе работы, психологи отметили, что анализ переживаний внутри группы приносит им большую пользу.
После анализа успехов работе Курта Левина, в США была создана Национальная лаборатория тренингов. На базе этой лаборатории была создана группа по тренингу базовых умений. Здесь обучение проходил управленческий персонал, в том числе политические лидеры и менеджеры. Они обучались умению взаимодействовать, руководить, своевременно и правильно разрешать возникающие конфликты, укреплять степень сплоченности группы.
В 1954 году стали появляться первые группы, где тренинг проходил с целью выявления жизненных ценностей, усиления самоидентичности человека. Такие тренинги получили название групп сензитивности.
В 60-е годы 20 века развивается движение тренинга социальных и жизненных умений. Оно опиралось в своей работе на традиции, заложенные Карлом Роджерсом в своей гуманистической психологии. Этот вид тренинга применяли для профессиональной подготовки педагогов, менеджеров, консультантов. Работа была направлена на получение ими психологической поддержки, ускорение всестороннего развития. В группах работали над навыками разрешения проблем, эмоциональным самоконтролем, финансовой самозащитой, умение управлять и развиваться и другими важными моментами.
В 70-е годы 20 века М. Форверг в Лейпцигском и Йенском университетах разработал методы социально-психологических тренингов. Он предполагал работу с проведение ролевых игр, где были элементы драматизации, позволяющие сформировать правильные коммуникативные навыки. Концепция, разработанная профессором Форвергом начала активно применяться для подготовки руководящего звена предприятий промышленного производства.
История возникновения
Проведение тренинга
Как правило, выбирается ведущий. Обычно это психолог, если мы говорим о тренинге как профессиональном методе коррекции. Сама группа располагается в форме круга.
Дискуссия
Главное отличие социально-психологического метода от других тренингов – в его содержание всегда входит дискуссия, цель которой – интенсивно и продуктивно решать групповые задачи. В ходе дискуссии участники:
- аргументами и логикой воздействуют на мнения, позиции и установки других участников;
- через сопоставление разных и даже противоположных точек зрения учатся понимать и уважать других и себя;
- учатся видеть проблему с разных сторон;
- предотвращать и разрешать конфликты;
- работать в группе, принимать и возлагать ответственность;
- удовлетворяют потребность в признании и самореализации.
Дискуссию можно строить на фоне проблемы, рассказа, реального случая из жизни какого-то участника. Реализуется дискуссия в три этапа: подготовительный (организационный), основной (свободное или программированное ведение, либо компромиссная форма) и заключительный.
Эффективность и успешность дискуссии во многом зависит от личности ведущего:
- умение общаться в официальной и неофициальной обстановке;
- качества лидера;
- умение ориентироваться в конфликтах и решать их;
- аналитические умения: сбор и анализ информации, ее поиск, оценка и сравнение;
- способность планировать и рационально расходовать время;
- умение оценивать и анализировать свои решения;
- способность находить выход из нестандартных ситуаций.
Игры
Кроме дискуссии тренинг включает ролевые игры. Признаки ролевой игры: управляющая модель, роли с разными целями и взаимодействием между собой, общие цели игры, множество решений и альтернативных сценариев развязки, групповое или индивидуальное оценивание игры, эмоциональное напряжение (управляемое).
Почему именно ролевые игры так популярны в психологическом тренинге? Они имеют ряд особенностей:
- снимают все оковы с участников (чаще роль далека от реальной жизни);
- условны;
- способствуют раскованности;
- развивают креативность;
- позволяют экспериментировать с моделями поведения без последствий;
- расширяют индивидуальный опыт и стратегии поведения, обучают более успешным моделям.
Ролевые игры выявляют ошибки в общении и поведении, помогают их анализировать. Вместе с этим корректируется эмоциональное состояние участника и накапливается опыт конструктивного ведения бесед. Кроме того, выявляются неэффективные и тормозящие личностное развитие стереотипы поведения.
Ролевые игры бывают двух типов: спонтанные (импровизация) и сюжетные (по сценарию). Спонтанные игры не требуют подготовки, они развивают творческий потенциал участников и ориентированы на актуальные в настоящую минуту проблемы (могут быть придуманы прямо во время тренинга).
Сюжетные игры решают популярные проблемы и задачи общего плана, которые ведущий ставит до тренинга. Как правило, это более сложные игры. Они не подходят для обучения новым моделям поведения.
Пример ролевой игры: участникам нужно представить, что они находятся на пресс-конференции. Выбирается ведущий. Каждый участник пишет три вопроса касаемо ценностей, на которые он хочет и может ответить. Далее ведущий произвольно указывает, кому обменяться листами. В итоге в парах один человек задает вопросы, другой отвечает, но происходит это на глазах группы. Как «журналист», так и группа имеет право задать один вопрос от себя, но опрашиваемый не обязан на него отвечать.
Упражнения
Среди упражнений используется несколько типов:
- Развлекательные. Снимают напряжение и высвобождают эмоции, не требуют предварительной разминки, не несут смысловой нагрузки, сокращают дистанцию в общении участников, способствуют непринужденному общению, подходят любому типу аудитории.
- Разминочные. Снимают стереотипы и привычки повседневного общения, создают непринужденную атмосферу, изменяют средовые стереотипы общения и поведения.
- Танцевально-песенные. Снимают скованность и зажатость, страх заявить о себе и выделиться, сплачивают группу и повышают активность, выявляют лидеров и показывают структуру группы, индивидуально-личностные особенности участников.
- Развитие эмпатии. Название говорит само за себя о целях. Без эмпатии продуктивное и здоровое взаимодействие невозможно.
- Релаксация. Проводится для расслабления группы, в любое время, когда ведущий фиксирует групповую усталость. Эти же упражнения позволяют лучше узнать самого себя. Они особенно нравятся подросткам. Подходят любые упражнения на анализ собственных ощущений и расслабление.
- На развитие невербального языка, без которого немыслимы социальные контакты. Упражнения предполагают контакты глазами, тактильное взаимодействие, общение через мимику и пантомимику. Эти языки нужно знать и уметь применять уместно в каждой ситуации.
Пример развлекательного упражнения. Все участники расположены по кругу, ведущий пускает мяч (произвольно бросает). Задача того, кто мяч получит, закончить фразу «Никто из вас не знает, что я…». Мяч можно кидать несколько раз одному и тому же участнику, но каждый член группы должен обязательно оказаться вовлеченным.
Пример разминочного упражнения. «Дефиле». Участники поодиночке или парами (тройками) должны выходить в центр круга и оригинально идти – так, чтобы на них обязательно обратили внимание.
Пример танцевально-песенного упражнения. «Хор». Участники разбиваются на группы, каждой дается лист с заданием. Задача – исполнить написанную песню указанным мотивом и (или) в сопровождении определенных действий. Например, «Маленькой елочке» на мотив «Катюши» и двигаясь влево-вправо.
Упражнение на развитие эмпатии. «Представление о группе». На листе ватмана каждый участник зарисовывает свою ассоциацию с группой. Можно несколько раз подойти к листу, но за один подход нарисовать только один образ (ассоциацию). Все обсуждения проводятся после упражнения и имеют характер обмена чувствами и впечатлениями.
Пример упражнения на невербальное общение. Из расположения по кругу участники подходят друг к другу и здороваются любым невербальным способом (оба участника предлагают свой вариант). Потом каждый участник из пары переходит к новому партнеру и начинает с приветствия, с которым перед этим обратились к нему. Если приветствия совпадают, то на момент перехода для следующего партнера нужно придумать что-то новое.
Хочу добавить еще несколько слов об упражнениях на развитие невербального языка. Несловесное поведение труднее контролировать, потому упражнения «без слов» представляют особую ценность в психогимнастике. Они учат выражать отношение к ситуации, себе, человеку без слов. Невербально мы получаем больше 70 % информации, а что еще важнее – правдивой информации.
Эти упражнения устраняют неуверенность, снимают скованность, но важно учитывать настроение группы и чувства конкретного участника. Не стоит сразу давать «тяжелые» упражнения с большим контактом, чем рукопожатие. Именно этот вид упражнений требует особого мастерства и осторожности ведущего. Например, запланировал ведущий одно из таких упражнений, но на занятии видит, что группа совершенно не готова для него – значит, нужно тут же сориентироваться и подобрать другое. Как и в медицине, действует правило «Не навреди».
Другие методы
Ролевые игры и дискуссия – базовые методы социально-психологического тренинга. Кроме них используются деловые игры, невербальные методики и анализ видеозаписи.
Виды тренингов
Существует много разновидностей тренингов, которые могут применяться в той или иной области, сфере жизни, среди разных субъектов. Давайте подробнее рассмотрим каждую разновидность тренинга.
Психотерапевтические
В эту категорию традиционно относят тренинги, на которых происходит личностный рост человека.
Психотерапевтические тренинги делятся на такие типы:
- Развитие личности – во время занятий у субъектов тренинга растете самооценка, происходит работа над самоконтролем, управлением собственными эмоциями, выработкой уверенности в собственном «я», мотивацией и другими проблемами.
- Психотерапия – эти тренинги предназначены для людей, которые находятся в трудной жизненной ситуации. На них тренер помогает разобраться, как нужно грамотно реагировать на сложившиеся жизненные обстоятельства, как жить и испытывать минимальные эмоциональные потрясения.
- Работа с конкретным состоянием – здесь идет работа по преодолению внутренних барьеров, фобий, страхов, которые могут мешать достичь гармонии и счастья в собственной жизни.
- Исследование – эти тренинги проводятся для того, чтобы человек учился познавать, искал и находил собственное «я».
Коммуникативные
Коммуникативные бизнес-тренинги или социально-психологические мероприятия используются для развития у людей навыков общения.
Разновидности коммуникативных тренингов:
- Повышение собственной уверенности во время ведения диалога.
- Получение навыка спокойного знакомства с новыми людьми.
- Работа над стеснением во время общения.
- Получение навыков деловой коммуникации.
- Обучение искусству обольщения и флирта.
- Занятия для учителей, воспитателей.
- Работа по социальной адаптации школьников, подростков, студентов.
- Обучение умению говорить «нет» и многое другое.
Виды тренинга
Бизнес-тренинги
Бизнес-тренинги проводятся для повышения эффективности коллектива. Они могут быть реализованы с участием собственного или приглашенного специалиста-тренера.
Занятия с тренером могут иметь разные направления:
- увеличение личной эффективности;
- менеджмент;
- маркетинг;
- управление продажами;
- работа с тайм-менеджментом;
- обучение постановке и достижению целей;
- управление эмоциями;
- обучение умению ведению переговоров и другое.
Психологические
Психологические тренинги предполагают работу над внутренним состоянием человека, повышение уровня его комфорта во время тех или иных ситуаций.
Виды психологических тренингов:
- Коммуникативные: направлены на улучшение поведенческих навыков.
- Личностного роста: улучшают те свойства личности, которые способствуют ее активному и комфортному взаимодействию с собой и окружающим миром, повышают личную эффективность.
- Бизнес-тренинги: проводятся для преодоления проблем в коллективе, с целью величания умения эффективной продажи различных товаров, ведения переговоров, повышения продуктивности работы в команде.
Тематический
Существуют тематические типы тренингов. Они проводятся по заданной цели, направлены на разрешение конкретной проблемы. Это навыковое мероприятие. Его целью является освоение нового материала, обучение основам разрешения однотипных задач.
Тематический тренинг позволяет человеку накопить индивидуальный опыт во время работы с конкретным типом заданий, во время повторения уже изученной информации. Этот вид тренинга наиболее эффективен, он не требует постоянного присутствия наставника.
Тематический тренинг шире всего распространен в стенах учебных заведений, где подростки сдают экзамен. В ходе такого тренинга репетитор разбирает со школьником новый для него материал. После школьник самостоятельно решает задания по изученной теме, разбирает с репетитором возникающие у него ошибки и вопросы.
Онлайн тренинг
Не всегда есть возможность проводить практический тренинг в обычном режиме. В этом случае можно воспользоваться онлайн тренингом. Такая работа производится посредством современных средств связи. Таким образом проводятся бесплатные тренинги и их платные разновидности.
Функциональный
Функциональный тренинг предполагает проведение комплекса упражнений, которые максимально приближены к движениям повседневной жизни человека. Это тренировка не психологических и мыслительных функций человека, а его физических навыков.
Такой комплекс упражнений развивает физические качества человека, его двигательные способности. Он способствует развитию координации, пластичности, увеличению работоспособности.
Бизнес тренинг
Тренинг личностного роста
Тренинг личностного роста – это тренировки группового или индивидуального вида, в ходе которых происходит совершенствование личностных качеств человека.
Психологические упражнения, ориентированные на развитие личностного роста, помогают человеку менять нежелательные черты своего характера, увеличивать приоритет положительных черт. Они освобождают от отрицательного мышления, комплексов.
Во время такого тренинга происходит модификация мировоззрения человека. Изменяются стереотипы его деятельности и поведения, освобождая путь для того, чтобы он стал удачливым и счастливым.
Цели тренинга личностного роста:
- познание и осознание собственного личностного потенциала;
- формирование самопознания;
- снижение психологических барьеров;
- устранение чувства неискренности и многое другое.
Тренинги личностного роста могут иметь несколько видов:
- Развитие личности: человек вырабатывает в себе сильные черты, усваивает навыки уверенного поведения, учится самоконтролю.
- Психотерапевтический тренинг: основной целью имеют усовершенствование качества жизни, усвоение способов поведения в личностных или жизненных трудностях.
- Тренинг состояний: помогает преодолевать трудности, состояние страха, внутренние барьеры.
- Тренинг исследования: помогает разобраться в личных ограничениях, получить эмоциональный опыт, который нужен для осознания чего-либо.
- Трансформационный тренинг: ориентирован на глубинные человеческие убеждения, состояние и ценности индивида.
Социально-психологический
Социально-психологический тренинг – это активный метод группового воздействия, во время которого происходит совершенствование и развитие установок, знаний, навыков общения между личностями. Сюда можно отнести тренинги для детей и взрослых, занятия для разных групп и профессий.
Задачи социально-психологического тренинга:
- овладение знаниями психологического вида;
- формирование необходимых для общения навыков и умений;
- формирование, развитие, коррекция установок, конторы необходимы для успешного общения в обществе;
- развитие полного, адекватного познания себя самого и окружающих людей;
- развитие, коррекция системы отношений конкретной личности.
Выделяют такие разновидности социально-психологического тренинга:
- Жизненных умений: учит бороться с трудными ситуациями, возникающими в жизни, правильно реагировать на них и уметь искать выход.
- Социальных перцепций: учат понимать свое психическое состояние, узнавать состояние своего партнера по его жестам, мимике, положению тела и особенностям речи.
- Интерактивный: учат тонкостям взаимодействия людей, умению правильно вести дискуссию.
- Семейный: необходим для коррекции семейных отношений, для работы над собственным и чужим восприятием.
Практический
Практический тренинг рассчитан на людей, которые хотят быстро и эффективно работать над собой. На таком тренинге разбираются конкретные жизненные ситуации, здесь широко используется метод ситуационного анализа. Участники тренинга анализируют сложившуюся ситуацию, разбираются в сути проблемы, предлагают свои варианты ее разрешения. После, совместно с тренером, они выбирают лучшие варианты.
Практический тренинг часто применяется внутри организации. когда у коллектива возникает необходимость в разрешении какой-либо проблемы или решении задачи, достижении цели.
Деловой
Деловой или бизнес-тренинг впервые возник в России в начале 90-х годов 20 века. Пик его популярности пришелся на начало 21 века. Деловой тренинг используется для того, чтобы наладить слаженную работу внутри коллектива. Он улучшает взаимопонимание между руководством и подчиненными, развивает профессиональные навыки внутри коллектива, увеличивает прибыль компании.
Деловой тренинг может использоваться в работе с рядовыми сотрудниками и топ менеджерами.
Деловой тренинг учит:
- техникам эффективного управления;
- проведению переговоров с партнерами;
- искусству продаж;
- самопрезентации;
- конкретным производственным навыкам.
Деловой тренинг чаще всего проводится непосредственно в организации. Для этой цели могут приглашаться сторонние тренеры, иногда такой вид тренинга проводит штатный специалист.
Деловой тренинг
Групповой
Групповой вид занятий – это очень эмоциональный тренинг. В ходе такого обучения участвуют больше двух человек. В его ходе люди пополняют существующий багаж знаний, развивают умения, навыки в области коммуникации.
Групповые тренинги делят на две категории:
- Тренинг направлен на совершенствование социальных умений – это ведение беседы, разрешение конфликтов.
- Тренинг оттачивает умение грамотно анализировать ситуации – учит адекватному самоанализу, анализу собеседника, группы людей, участвующих в дискуссии.
В группе могут применяться разные техники и методы тренинга:
- дискуссия;
- моделирование;
- игра;
- медитация;
- увеличение сенсорной чувствительности.
Развивающий
Тренинг для взрослых и учителей, детей может иметь развивающее направление. Развивающий тренинг – это такое занятие, в ходе которого люди приобретают новые навыки, учатся принципам работе в конкретном коллективе.
БЕСПЛАТНАЯ консультация
Что можно получить на тренинге
Разберем, зачем люди ходят на тренинги и что эти тренинги им дают.
Хорошие теоретические знания
Целью тренинга может быть получение теоретических знаний о чем-либо. Но эта «теория» не должна быть такой же, как в книгах или учебниках. Она должна быть, например, объяснена на таких примерах, которые навсегда останутся в памяти, или «опробована» на чем-то практическом, что позволит применять эту теорию в реальной жизни.
Практические навыки
Как правило, люди все-таки приходят на тренинги не за теорией, а за практическими навыками. Допустим, они хотят научиться оказывать первую помощь, научиться ремонтировать автомобили. Или использовать Яндекс-Метрику для анализа веб-сайтов.
Тренинги должны формировать именно навыки, а не умения. То есть помогать доводить какое-то умение до автоматизма, чтобы человек мог легко его применять на работе или в жизни.
Мотивация
Мне доводилось посещать несколько тренингов по сетевому маркетингу, потому что мои родители работают в сетевом бизнесе. Я всегда буду помнить тот заряд мотивации, который получаешь на этих тренингах.
Преподаватели там – всегда целеустремленные и замотивированные люди. Они общаются с участниками тренинга так, что коренным образом «меняют» их сознание, заряжают желанием действовать, менять свою жизнь.
Знакомства
На тренингах всегда можно найти единомышленников. Можно встретить там людей, у которых такая же система ценностей, как у вас, такие же мечты и планы.
Для бизнесменов подобные знакомства особенно выгодны. Тренинги позволяют бизнесменам и предпринимателям находить себе партнеров по бизнесу, находить тех, с кем можно будет впоследствии обсудить какие-то проблемы, у кого можно будет спросить совета.
Критика
На тренинге вы выслушаете то, что скажет вам преподаватель или другие участники. Сможете посмотреть на себя, свои идеи и планы со стороны.
Критика на тренингах – конструктивная. Преподаватель не захочет унизить вас или как-то оскорбить. Ему платят за то, чтобы он обеспечивал личностный рост каждого из участников.
Поэтому для любого участника тренинга послушать критику в свой адрес в рамках обучения будет очень полезно.
Сертификаты
Это «бумажное» подтверждение того, что вы прошли тренинг. Сертификаты нужны для вашего портфолио. Они продемонстрируют вашим будущим работодателям, что вы стремитесь к саморазвитию, готовы уделять время посещению тренингов и постоянно обучаться чему-то новому.
Тренинги по возрастам
Существуют разные виды тренингов, отличающихся по возрасту и половой принадлежности, групповой принадлежности людей, в них участвующих.
Для детей
Тренинги для школьников, для детей и для подростков всегда пользуются популярностью. Это связано с тем, что детская личность находится на том этапе, когда она активно впитывает все новое, что многократно увеличивает эффективность тренингов.
Детский тренинг предполагает применение психокоррекционных и психотерапевтических приемов. В ходе его реализации дети учатся лучше понимать себя, своих сверстников и окружающих людей, Они избавляются от страхов, барьеров, комплексов, свободнее идут на контакт с другими людьми, непринужденно заводят знакомства, находят новых друзей.
Детские психологические тренинги помогают знакомствам, созданию доверительной обстановки в коллективе.
Для взрослых
Основные тренинги, которые мы уже рассмотрели выше, используются для взрослых людей. Это личностные тренинги, узкоспециальные практические занятия. Такие тренинги могут быть групповыми или индивидуальными, очень часто они направлены на преодоление трудностей в общении между людьми.
К примеру, тренинг жизненных умений – помогает разобраться в себе, оценить свои способности, расставить приоритеты, увидеть личные возможности.
Для педагогов
Для педагогов часто организуют специальные тренинги, которые имеют своей основной целью сплочение педагогического коллектива, обучение навыкам воспитательной работы. Такие занятия увеличивают степень эмоциональной устойчивости, развивают коммуникативные навыки, повышают уровень уверенности в себе, увеличивают градус доброжелательности в коллективе.
Тренинг
Для родителей
Тренинг для родителей имеет огромное значение. Такое занятие позволяет наладить отношение с собственным ребенком, понять и принять его личные потребности.
Задачи тренинга для родителей:
- расширить возможности понимания своего ребенка;
- улучшить рефлексию взаимоотношений;
- выработать полезные навыки взаимодействия с детьми;
- активизировать систему коммуникаций в семье.
Тренинг нужен родителям, чтобы они получили уверенность в том, что правильно воспитывают своих детей, чтобы признали существование детских ценностей, стали компетентными в разных вопросах.
Для женщин
Тренинги для женщин – это психологические занятия, в ходе которых женщины получают знания, касающиеся отношений с противоположным полом, детьми, подругами. Это многолетний опыт, сжатый по времени, сконцентрированный и обработанный в лучшей структуре, который женщины получают во время занятий.
Для мужчин
Тренинги по психологии для мужчин не предполагают вмешательства в сознание человека. Во время таких занятий, представители сильного пола, получают инструкцию, которая поможет в достижении целей, побороть безразличие, избавиться от отчаяния.
Для сотрудников
Коммуникативные тренинги для сотрудников очень важны для полноценной работы всего предприятия. Вложения в персонал – это всегда выгодно и эффективно, ведь это главный ресурс компании.
Тренинги для сотрудников имеют несколько важных особенностей:
- интенсивность – занятия идут насыщенно, по заранее спланированной программе;
- оперативность – работа идет в течение нескольких дней, за которые персонал получает все необходимые знания;
- интерактивность – занятия идут в группах, что увеличивает коммуникативные навыки ее членов;
- нацеленность – тренинги могут использоваться для обучения конкретной категории работников специальным знаниям.
Тренинги для сотрудников могут проводиться штатным или внештатным специалистом. Приглашение стороннего тренера предпочтительнее, потому что он имеет высокую квалификацию, опыт преподавания, использует программы, которые уже опробовал на практике. Взгляд стороннего тренера позволяет получить эффективное обучение, потому что он не скован традициями и привычками предприятия. Единственным минусом привлечения стороннего специалиста будет необходимость дополнительных расходов на оплату его услуг.
Тренинг для сотрудников
Для школьников
Групповой или индивидуальный тренинг для школьников – это лучший способ разобраться в возникающих проблемах, наладить психологический микроклимат внутри коллектива, помочь детям адаптироваться к новым условиям.
Педагоги психологи используют разные тренинги в работе с детьми, что позволяет вырабатывать у подопечных определенные качества, способы мышления, модели поведения, корректировать их психоэмоциональное состояние.
Тренинги для школьников проходят в виде увлекательных игр, упражнений, в ходе которых идет практическое обучение. Это помогает детям раскрываться, раскрепощаться, коллективно взаимодействовать.
Для дошкольников
Тренинги для дошкольников проходят в виде обучающей игры. Они направлены на развитие социально-эмоционального интеллекта ребенка, решают задачи диагностического, коррекционного, обучающего характера.
Тренинги дошкольников проводятся для детей, которые нормально развиваются и для детей с так называемыми «пограничными нарушениями». Психологи используют в работе с дошкольниками комбинирование разных техник и методик, они активно задействуют разные виды модальности, используют аудио и видео записи.
Применение социально психологического тренинга
Комплекс проблем, затрагиваемых при изучении «прикладных аспектов тренинга», является своеобразной «горячей точкой» и заслуживает более обстоятельного рассмотрения.
«С точки зрения задач и разнообразных вариантов его использования в настоящее время тренинг в первую очередь призван обслуживать определенные сферы практики: менеджмент, образование, медицинские обслуживание, брак и семья и др.» . Причем, с одной стороны, тренинг выступает как составная часть систем обучения (он входит, например, в университетские программы факультетов социальных наук, широко представлен в программах подготовки менеджеров и т.д.). С другой стороны, групповой тренинг стал одной из форм работы в системе психологических и социальных служб (например, служб семейного консультирования и служб занятости). Конкретные запросы практики к специалистам в области тренинга на Западе касаются и работы с менеджерами в системе городского управления с целью повышения его эффективности; и подготовки дипломатических работников, направленной на совершенствование управления персоналом посольств; и помощи преподавателям в работе с иностранными студентами; и подготовки студентов, избранных в управление колледжем; и совершенствования взаимоотношений между обслуживающим персоналом и врачами в психиатрических лечебницах и многое другое .
Среди наиболее общих принципов использования прикладного тренинга М. Лакин называет понятие так называемых «помогающих» профессий («helping professions»). Все профессии, объединяемые в этот класс, содержат в себе такие элементы, как развитие понимания и навыков межличностного общения у людей, выступающих в качестве объекта помощи .
Описывая схему взаимодействия «помогающего» с тем, кому оказывается помощь, А. Бламберг и Р. Голембиевски отмечают, что во всех видах деятельности, объединяемых понятием «helping», присутствует общий момент это попытка воздействовать на того, кому оказывается помощь, и, следовательно, произвести в нем определенные изменения . Однако различные группы людей нуждаются в различного рода опыте, и в этом смысле конкретные программы тренинга, безусловно, совершенно различны в различных ситуациях.
.. 593 594 595 ..
Проблемы
Проблемы тренингов встречаются с той же вероятностью, что и у других мероприятий. Самой распространенной проблемой в этой сфере является нехватка специалистов, которые владеют всеми необходимыми методиками и разработками. Причем, здесь требуются не западные методики, а те, что адаптированы для русских людей. Популяризованные американские методики не адаптированы к реалиям российской действительности, рыночной структуры. Поэтому тренерам часто приходится адаптировать западные методики под наши реалии, вносить свои изменения. выработанные опытным путем. Такие методики не всегда приводят к желаемому результату, а разработка собственных способов работы требует времени и ресурсов.
Помимо этого, некоторые клиенты после прошедшего тренинга, предпочитают отказаться от того, чему его научили, и действовать дальше по собственному (подчас неверному) усмотрению.
Кроме этого, услуги консультантов последнее время активно обесцениваются. На рынке появляется множество организаций, оказывающих услуги в области психологического консультирования, причем не всегда квалифицированных. В связи с этим, снижается цена на тренинги, что не способствует увеличению их качественной составляющей.
Функции
«Здравствуйте, вас приветствует известная канадская компания…»
Наверное, многие слышали подобные мажорные слова от обаятельного молодца с голливудской улыбкой и искренней радостью в глазах. Обычно такая встреча происходила где-нибудь у метро или на привокзальной площади. Продавец радостно объявлял прохожему, что тому выпала редкая удача принять участие в рекламной акции известной канадской (американской, австралийской) компании. Обычно под напором его солнечного обаяния атакованный гражданин редко проявлял намерение критически оценивать предлагаемые ему вещи.
Даже неспециалисту понятно: для того, чтобы подобные типажи могли успешно «впаривать» сомнительного качества фонарики и утюги из своих хоккейных сумок москвичам и (главным образом) гостям столицы, они вначале должны быть кем-то прекрасно натренированы. Попробуйте задержаться и понаблюдать, как ловко подобные коробейники играют на человеческих слабостях, предлагая в нагрузку к «эксклюзивному пылесосу» за полцены подарок в виде «первоклассного» массажера для ягодиц. Навязчиво всовывая потенциальному покупателю яркие коробки в руки, уличные продавцы верно рассчитывают на то, что у многих из нас «хватательный» рефлекс развит гораздо сильнее, чем «отдавательный». При этом молодых людей совсем не заботит, что проданный ими прибор скорей всего сломается уже завтра. Главное — уболтать очередного клиента и сделать свою дневную прибыль. Кто же натаскивает подобных «коммивояжеров»? Все те же бизнес-тренеры. Обычно в фирмах, набирающих людей для подобной работы, стоит на вооружении давно обкатанная система постоянного тиражирования новых кадров. Создается слаженная структура: на специальные тренинги направляют только самых талантливых, которые в свою очередь на правах «сержантов» (или «бригадиров») будут обучать стажирующихся у них новичков — «солдатов».
Впрочем, не стоит думать, что мода на бизнес, свободный от моральных ограничений, процветает только в стихийном мире уличной торговли. И вполне солидные компании зачастую воспитывают у менеджеров хищные инстинкты. Сегодня слишком многие отечественные предприниматели, прошедшие школу первых лет «дикого капитализма», убеждены, что конкурентную борьбу нужно вести по законам полномасштабного боя, в котором пленных не берут, а раненых добивают. К сожалению, спрос диктует предложение. Достаточно почитать в Интернете рекламные объявления всевозможных тренингов («Атакующий сбыт», «Психокарате», «Психология влияния: версия контрразведчика»), чтобы убедиться: спрос на инструкторов по стратегии и тактике ведения боевых действий против конкурентов и клиентов чрезвычайно высок. Остается только надеется, что с утверждением в деловых кругах такого основополагающего понятия, как деловая этика, в моду войдут более цивилизованные правила игры.
Этапы
Каждая консультация со специалистом включает в себя несколько этапов тренинга. Без них процесс работы с тренером не будет эффективным. Давайте рассмотрим их подробнее. Сначала идет вступительная стадия.
- Первым этапом является вступление. Здесь тренер и участники знакомятся друг с другом. Очень важно, чтобы первый этап не затянулся больше, чем на полчаса. Тренер приветствует всех участников, кратко знакомится с ними, озвучивает главную цель встречи.
- Далее идет знакомство: происходит формирование рабочей группы из числа участников. Тренер на этом этапе работает над созданием дружелюбной атмосферы в группе.
- На третьем этапе согласовываются цели и задачи тренинга. Здесь участники могут высказать свои пожелания относительно того, чего они хотели бы достичь. Ведущий тренинга обозначает собственную цель, после чего происходит ее сопоставление с теми целями, которые есть у участников группы.
- На четвертом этапе формируются правила. Каждый участник знакомится с ними. Тренер обозначает принципы работы.
- Пятым этапом идет рефлексия. Этот этап нужен, когда одновременно идут несколько циклов, когда требуется проверить степень усвоения пройденного материала.
- На шестом этапе идет разминка. Она настраивает всех участников на продуктивную работу, знакомит их с задачами, позволяет привыкнуть к коллективу.
В ходе основной стадии, проходят такие этапы:
- Все участники знакомятся с теорией. При возникновении вопросов, тренер объясняет непонятные моменты.
- Начинается практика, во время которой участники выполняют запланированные упражнения. Важно, чтобы им были понятны цели заданий. Тренер не должен помогать участникам в их работе, но должен давать обратную связь и детальные инструкции.
- На завершающем этапе формируются договоренности между тренером и участниками мероприятия. Убираются недовольства от отдельных моментов занятия. Оценивается полученная информация.
Цели тренинга
Для начала разберемся с самим понятием
Термин «тренинг» происходит от английского слова train, training — обучение, тренировка, дрессировка. В прикладной психологии под данным понятием понимают единую систему упражнений по перепрограммированию внутренних установок, а следовательно, и поведенческих навыков человека. При этом важна сама атмосфера занятий, так называемая концентрированная среда, в которой люди максимально раскрываются и начинают по-новому воспринимать себя и окружающих. Тренинг — совершенно особая форма обучения, которая отличается от традиционной тем, что в процессе деловых игр-заданий задействуется весь личный опыт и потенциал участников. Они очень быстро обретают способности, которые при естественном жизненном развитии приходят с опытом прожитых лет и совершенных ошибок.
Знающий тренер, когда это необходимо, провоцирует острые моменты, вызывающие порой у некоторых участников потрясение и шок. На занятиях используют и такие сильнодействующие приемы, как исповедь или откровенное обсуждение всеми членами группы, что конкретно им импонирует и не нравится в том или ином человеке. Кстати, во многих телевизионных реалити-шоу активно используют отдельные элементы психотренинговых методик. Только создатели передач гонятся за высокими рейтингами, а психологи-тренеры в обычных «группах личностного роста» преследуют цели исключительно благородные. Например, в процессе таких нелицеприятных откровений партнеров по тренингу участник-бизнесмен может осознать, что мешает ему каждый раз создать доверительные отношения с потенциальными деловыми партнерами на переговорах.
На высококлассных тренингах большое внимание уделяют подбору участников. В группу обычно не включают людей с постоянно «надетой» непробиваемой психологической кольчугой-защитой (им лучше для начала поработать с психотерапевтом индивидуально), ходячую психическую аномалию, ярко выраженных скептиков — всех тех, кто может помешать погружению в атмосферу серьезной игры. Это как на занятиях в секции по изучению восточного единоборства: согласитесь, вам вряд ли понравится, если спарринг-партнером у вас будет опасный психопат или легкомысленный болтун, мешающий сосредоточиться на указаниях сэнсэя.
Эффективный тренинг похож на винегрет, в который «нарезают» все самое действенное, что на данный момент изобретено различными психологическими школами и направлениями. В подобных программах используют и элементы нейролингвистического программирования (НЛП), и психодраму, и различные авторские методики. Все это позволяет за короткий срок добиться целей, о которых человек раньше даже и мечтать не смел: например, стать намного смелей в общении с незнакомыми людьми или хорошенькими девушками — чем не достойная цель для застенчивого банковского клерка?
Цели тренинга
Независимо от того, о каком виде тренинга идет речь, существуют общие цели:
- приобретение новых знаний, навыков общения в группе других личностей;
- развитие тех установок, что определяют поведение человека в социуме;
- совершенствование перцептивных способностей;
- коррекция системы межличностных отношений для каждого участника тренинга;
- получение навыков видеть и проводить анализ проявлений человеческого характера – вербальных и невербальных;
- улучшение субъективного самочувствия человека, укрепление психического здоровья индивида.
Кому нужны тренинги
Тренинги подойдут всем, кто хочет повысить свой профессионализм в определенной сфере или освоить новый навык. Особенно полезными такие занятия будут в случаях, когда человек:
- не уверен в собственных силах и возможностях;
- некоммуникабелен;
- хочет увеличить свой доход;
- имеет определенные страхи;
- хочет развить свой творческий потенциал;
- страдает от приступов агрессии, регулярно становится участником конфликтов.
Функции тренингов
Тренинги выполняют ряд функций:
- Диагностическая: тренер и участники мероприятия определяют модели поведения, своего реагирования на те или иные ситуации. Они изучают личностные качества друг друга, слабые и сильные стороны.
- Преобразующая: происходит закладка основ внутренней работы каждого индивида.
- Корректирующая: ставится акцент на слабые стороны взаимодействия, изучаются способы изменения этих сторон, формирования социально-эффективных вариантов поведения.
- Профилактическая: участники готовятся к конкретным ситуациям, пробуют эффективные методики поведения, моделируют ситуации.
- Адаптационная: участники вырабатывают навыки применения полученных знаний, навыков и умений.
Функции тренинга
Каким должен быть хороший тренер
Тренер — это мозговой центр мероприятия, имеющий множество задач. Именно от него зависит, насколько хорошо тот или иной ученик усвоит материал.
В числе основных задач тренера — умение:
- «тормошить» пассивных участников, тактично одергивать слишком активных;
- способствовать поднятию духа учеников;
- уделять достаточно внимания всем участникам тренинга;
- объяснять материал доступным и легким языком, при необходимости помогать ученикам.
Методы
Тренинг предполагает активное обучение человека. В ходе этого процесса используются специальные методы:
- Ролевые игры: используются для отработки того, что только изучено, оценки уровня участников.
- Мозговой штурм: помогает подобрать конкретные варианты решения задачи или проблемы.
- Решение кейсов: тренировка конкретного материал, который участники получили во время занятий.
- Групповые обсуждения: позволяют людям высказаться, понять позиции друг друга, дискутировать, используя только что изученные приемы.
- Общегрупповая игра: используется для отработки комплекса приемов, поведения группы к постановке выводов,
- Мини-лекция: передача информации от тренера к участникам группы.
- Просмотр видео материалов: дает участникам информацию в доступном виде.
- Съемки на видео, анализ поведения после просмотра: полезная методика, позволяющая наглядно проанализировать нужные моменты.
Зачем он нужен
Для чего же нужен тренинг? Развивающий или любой другой тренинг нужен для активного обучения человека или людей, освоения ими новых знаний, получения навыков и умений, социальных установок.
Такой формат обучения дает человеку многое:
- Знакомство с новыми людьми, укрепление существующих взаимосвязей.
- Получение особого вида навыков, которые нельзя приобрести в ходе самостоятельного изучения темы.
- Получение обратной связи с акцентом на сильных и слабых сторонах, с конкретными рекомендациями.
- Нахождение решений даже тех задач, что ранее казались неразрешимыми.
Личность ведущего
Не каждый человек имеет право проводить тренинг. Во-первых, необходимо пройти специальное обучение, а во-вторых, нужны определенные индивидуально-личностные особенности. Ведущий во время тренинга выполняет 5 ролей:
- (инструктор, режиссер);
- психоаналитик (со здоровым дистанцированием и лично нейтральным отношением к участникам);
- руководитель-комментатор (психологическое профессиональное сопровождение);
- руководитель-посредник (управляет процессом, но не несет ответственности за течение);
- один из участников группы (равное положение с остальными участниками, человек со своими особенностями и жизненными проблемами).
Ведущий выбирает , который во многом зависит от выбранной ранее роли. Как и у руководства в широком смысле, возможны 3 стиля: демократический, авторитарный и попустительский. Иногда необходим авторитарный стиль (когда участники становятся дезориентированными и пребывают в стрессе, атмосфера напряженная, требуется строгое соблюдение плана занятий для стабилизации и нормализации обстановки), но в остальных случаях оптимален демократический стиль. Возможно использование авторитарного стиля на первых занятиях (участники еще не избавлены от оков привычек и нуждаются в управлении) с постепенным переходом к демократическому. Иногда существует необходимость менять стиль несколько раз в течение одного занятия.
Стиль руководства не зависит от самого курса или школы (учреждения), где преподают. Он зависит только от ведущего.
Личностный портрет успешного ведущего:
- ориентация на клиента (участников), желание и возможность помочь;
- гибкость и терпимость, отвлеченность от личных мнений и чувств;
- открытость к другим мнениям;
- способность создать благоприятную и комфортную атмосферу, восприимчивость;
- способность быть открытым, несмотря на профессионализм, проявлять истинные эмоции;
- энтузиазм и оптимизм, творческий потенциал, вера в способности каждого участника к изменениям, обучению и развитию;
- сдержанность и самообладание, уравновешенность, развитый самоконтроль;
- уверенность в себе, любовь и позитивное отношение к себе, развитое (знание потребностей и , сильных и слабых сторон), адекватная самооценка;
- развитое и интуиция;
- высокий , образованность и специальное образование, дающее право на проведение тренингов.
Ведущий тренинга должен совмещать в себе творческого, чувственного и нестандартного человека с квалифицированным специалистом, профессионалом.
Обучают тренеров в высших учебных заведениях и некоммерческих тренинговых школах. Ведущий должен четко видеть цели, которые хочет достичь и иметь большой выбор профессиональных методов и средств их достижения, уметь быстро реагировать и импровизировать.
Как проходят тренинги
Качественный тренинг может быть как индивидуальным, так и групповым. Массовые занятия более эффективны, если в них задействованы от тридцати до пятидесяти человек.
Как правило, тренер работает с помощниками, которых может быть два-три.
Основная структура занятия:
- Участники знакомятся с теоретической частью информации.
- Тренер демонстрирует на практике то, что показал в теории.
- Участники отрабатывают на практике полученные знания, чаще всего, действуя в группах.
- Участники обсуждают пройденный материал, делятся впечатлениями.
Психотерапевтический тренинг
Психотерапевтические тренинги оказывают глубокое влияние на внутренний мир человека и направлены они на изменения в сознании личности. Они призваны путём преобразования стереотипов поведения, способа создания поля реальности помочь преодолеть внутренние кризисы, способствовать личностному росту. Направления деятельности психотерапевтических групп совпадает с основными методиками психотерапии: танцевально-двигательной терапией, психодраматической, гештальт, телесноориентированной и многим другим.
Оценка эффективности тренинга
Во время оценивания результативности тренинга можно просчитать ценность программы для конкретного человека, сотрудников предприятия, организации в целом.
Оценка тренинга производится на четырех уровнях
- Уровень реакций. Здесь фиксируются собственные оценки, суждения и мнения участников мероприятия. Для этой цели используются методы обратной связи, они позволяют получить полезную информацию, помогают высказаться участникам. Может применяться анкетирование, которые не требуют особых временных затрат, имеет низкую стоимость. Иногда участники ведут дневники, пишут эссе, обсуждают итоги занятия. В ходе работы часто создаются коллажи из фотографий, сделанных в ходе тренинга.
- Уровень усвоения. Здесь происходит оценка совершенствования знаний людей после окончания обучения. Здесь определяется уровень развития умений, изменений людских установок, которые они могут применять в дальнейшей жизни.
- Уровень поведения. Здесь происходит оценка того, насколько часто участники используют приобретенные ими на тренинге знания в рабочей или жизненной ситуации. Такая оценка может проходить путем формальных методов, когда рабочие сдают квалификационные экзамены или проходят аттестацию. Оценка может проводиться и неформальным путем, она включает структурированное наблюдение, ведение рабочего дневника.
- Уровень результатов. Оценка того, получилось ли в результате тренинга повысить производительность труда на предприятии, понизить издержки, освоить изготовление новой продукции, внедрить инновационные технологии. Что касается личностных тренингов, здесь оценивается решение проблем, достижение целей, выполнение задач.
Все эти уровни дают определенные реакции, по ним можно отследить эффективность прошедших занятий.
Уровень реакций:
- Позитивные формы: увеличение самооценки, чувство, что время было проведено с пользой, желание дальнейшего развития, понижение уровня тревожности.
- Негативные формы: снижение самооценки. чувство, что время было потрачено зря, снижение дальнейшего желания к развитию, увеличение уровня тревожности.
Уровень усвоения:
- Позитивные формы: новые знания и умения закрепились, предпринимаются самостоятельные попытки по их применению в реальности, опыт систематизируется.
- Негативные формы: наличие убежденности в том, что старые знания были лучше, непринятие новых навыков и умений, сохранение старого опыта, как единственно верного, наличие когнитивного диссонанса.
Уровень поведения:
- Позитивные формы: применение полученных моделей поведения в жизни, закрепление полученных навыков и их использование на бессознательном уровне.
- Негативные формы: возврат к старым моделям и навыкам, увеличение тревожности при использовании новых умений.
Уровень результата:
- Позитивные формы: увеличение коэффициента полезного действия, снижение сроков выполнения привычных заданий, улучшение рабочего микроклимата, увеличение лояльности к организации.
- Негативные формы: понижение коэффициента полезного действия, ухудшение обстановки в коллективе, отсутствие изменения в скорости выполнения дел, понижение уровня лояльности к предприятию.
Тренинг
Отличия от других форм обучения
Кратко мы с вами уже коснулись особенностей тренингов и выяснили, что главной их задачей является получение полезных навыков и умений. Давайте узнаем, чем отличается эта форма обучения от других похожих. Ведь их часто путают, оплачивая одно, а по факту получая совсем другое.
Особенности форм обучения:
- Лекции. Они на все 100 % состоят из теории. Вы сидите в аудитории за партой либо в зрительном зале и смотрите на монитор или экран для проектора, слушаете лектора и следите за визуальным сопровождением.
- Семинары. Здесь вы также получаете теоретическую информацию, которая потом подкрепляется оживленной дискуссией и обменом опыта между участниками встречи.
- Курсы. Очень схожая с тренингами форма обучения, но растянутая по времени. Если на тренинге вы можете овладеть ораторским искусством за 3 дня, проводя в аудитории по 7 часов в день, то курс может растянуться на 3 месяца, а занятия будут проходить пару раз в неделю. Объем информации и практики тот же, но на тренинге вы получаете все сразу, а на курсе постепенно.
- Коучинги. Это персональный тренинг для 1-2 участников, где каждый получает индивидуальные рекомендации и постоянную обратную связь от тренера. Если коучинг организуется для большего числа участников, он перестает быть коучингом и становится тренингом.
- Мастер-классы. Облегченная версия тренинга. Длятся всего 1–2 часа. На них участники тоже получают полезные практические навыки. Ведущий показывает, а участники повторяют.
Более подробно о том, что такое мастер-класс, можно почитать в нашей отдельной статье.
Помимо перечисленных отличий тренинг отличается еще и тем, что каждый участник непременно должен быть вовлечен в процесс. Вы можете слушать лекцию или проходить семинар, но оставаться незамеченным в группе. Тренинг же предполагает обязательное участие каждого во всех заданиях. Поэтому и число учеников, как правило, не превышает 15 человек.
На курсе может быть хоть 200 человек. Его программа тоже подразумевает практику, но ее выполнение – это уже сфера ответственности каждого. Выполнять задания или нет – ваше личное дело.
Если вам нравится постоянно получать новые знания и умения, думаю, вам придется по душе набирающая популярность тенденция обучения длиною в жизнь. Более подробно о том, как создать систему постоянного обучения, вы можете узнать на нашем блоге.
Посттренинг
Под посттреннингом понимают способ поддержки людей, сотрудников после того, как обучение уже закончено, Это помогает людям использовать полученные знания на практике в своей повседневной жизни или работе.
Вообще, считается, что посттреннинг – это первый этап процесса увеличения эффективности исполнения.
В структуре посттреннинга выделяют такие элементы:
- Диагностика: имеет целью измерение результативности обучения, определение горизонтов дальнейшего увеличения эффективности исполнителя.
- Перенос навыка: процедуры, облегчающие использование тех навыков, что человек приобрел во время тренинга.
- Тренинговые сессии: небольшие по продолжительности, специализированные программы. В ходе их реализации совершенствуются полученные навыки, решаются проблемные ситуации, которые могут возникать в дальнейшем.
Курсы по тренингам
В настоящее время известно множество школ, работающих, в том числе, и в онлайн формате, которые проводятся тренинги. Это всевозможные школы, институты, работают в этой сфере и отдельные консультанты.
Чтобы выбрать для себя действительно нужный тренинг, необходим взвешенный подход.
Для этого требуется:
- расставить приоритеты и понять, зачем именно вам нужны эти занятия;
- конкретизировать, чему вы хотите обучиться;
- подобрать удобную методику обучения;
- познакомиться с тренером, его идеями, почувствовать, что они вам откликаются;
- учесть личные предпочтения и особенности.
Как узнать, что тренинг будет полезен для вас:
- Вы его выбрали осознанно: вы понимаете, что проблема есть и тренинг поможет в ее решении в ближайшее время.
- Вы понимаете, какие знания получите, не возлагаете на занятия ложных надежд.
- Вам подходит темп, методика, по которой будет идти обучение.
- Тренер нравится вам, присутствует доверие к его знаниям, его успехи вас восхищают.
- Вы готовы работать для того, чтобы тренинг принес свои результаты.
Тренинг
Как выбрать тренинг?
На современном рынке находится огромное количество тренеров, каждый из которых предлагает свои занятия, утверждая, что именно они принесут вам максимальную пользу. Как же сделать правильный выбор и не ошибиться?
Для принятия решения вам нужно пройти несколько важных этапов.
1 этап: собрать информацию про занятия, уточнив программу, наличие профессионального опыта у тренера, изучив репутацию обучающей компании.
2 этап: подобрать программу тренинга. О ее высоком качестве говорит совпадение темы и содержания, сбалансированность, прохождение до четырех блоков в течение дня, соответствие методов и задач.
3 этап: проанализировать резюме тренера. У него должен быть стаж работы в качестве тренера, базовое и дополнительное образование, несколько специализация (но не больше четырех). У грамотного специалиста всегда есть список клиентов, повторные заказы от них, есть грамотно оформленный сайт, наполненной полезной информации.
Тренер должен:
- обладать навыками презентации;
- быстро создавать контакт с группой;
- работать с динамично изменяющейся группой;
- грамотно проводить внутригрупповую диагностику;
- четко и убедительно доносить свои мысли;
- отличаться стрессоустойчивостью;
- иметь чувство юмора;
- владеть тем материалом, которым он делится с клиентами, в совершенстве.
4 этап: получить информацию о тренере, список его книг или публикаций (при наличии), награды, публикации в блогах и социальных сетях, участие в конференциях, выставках.
5 этап: если тренер работает с провайдером, уточнить год основания такой компании, ее специализацию, наличие и уровень наполненности сайта, квалификацию персонала, качество оснащенности конференц зала.
6 этап: лично познакомиться с тренером, оценить, как он строит беседу (она не должна начинаться с презентации), как оценивает эффективность программы, что говорит о конкурентах.
7 этап: оценить стоимость обучения: рассчитать стоимость часа обучения для разных тренеров, если нужную тему предлагают несколько специалистов, уточнить дополнительные услуги, входящие в стоимость занятий.
Несколько ценных советов:
- выбирайте компании с многолетним опытом и положительными отзывами;
- заранее познакомьтесь со спикером;
- составляйте договор с прописанием целей, дат, программ, посттреннигового сопровождения, ответственности сторон;
- выясните наличие и вид обратной связи;
- проанализируйте, как компания готовится к проведению занятий;
- остерегайтесь компаний, которые гарантируют получение стопроцентного результата.
Как понять, что тренинг будет эффективным:
- в нем есть место практическим упражнениям;
- полученные навыки закрепляются в совместной работе с тренером;
- проводится отработка возражений.
Как выбрать подходящий тренинг
Чтобы занятия действительно приносили пользу, необходимо сначала определиться с целями. Что вы хотите? Какую задачу вы планируете решить с помощью тренинга? Просмотрите описание или презентацию программы. Она должна описывать конкретные решения, которые получит каждый участник, и эти решения должны совпадать с вашими запросами.
Приведу небольшой чек-лист, который поможет определиться с выбором:
- Обратите внимание на личность тренера. Чаще всего аудитория идет именно на выдающееся имя организатора. Но громкое раскрученное имя – это еще не все. Тренер должен обладать реальными заслугами и опытом в своей области. Вместе с тем он должен импонировать вам энергетически. Бывает, что специалист хороший, но совершенно не подходит по темпераменту.
- Берите программу, оплату которой вы реально можете потянуть. Равный по стоимости вашей полугодовой зарплате тренинг вряд ли окупится, а использовать кредит – решение не самое разумное. Бесплатный тренинг тоже не принесет пользы. Во-первых, помним про сыр в мышеловке, а во-вторых, человек никогда не ценит то, что досталось ему даром. Знания и умения не являются исключением.
- Не стоит сильно полагаться на рекомендации знакомых и отзывы в интернете. Каждый тренинг, как и каждый его участник, – это уникальный опыт. Вы можете получить совсем другие результаты, нежели те, кто уже принимал участие в занятиях.
Тренеры и организаторы также заинтересованы в повышении качества своих обучающих программ. Если вам интересно, рекомендую прочесть о методах и моделях оценки эффективности тренингов.
Вопросы и ответы
Что такое психологический тренинг?
Это занятия, которые позволяют изменить психологическое состояние человека, избавить его от зажимов, комплексов.
Какие виды тренингов существуют?
Сегодня рынок предлагает разнообразие тренингов. Одни из них рассчитаны на индивидуальную работу с тренером, на других консультант работает с группой лиц в организации. Существуют мероприятия, рассчитанные на мужчин или женщин, школьников и студентов.
Кому необходим тренинг?
В первую очередь, занятия понадобятся тем, кто хочет улучшить свое взаимодействие с другими людьми, которые хотят научиться эффективному общению, понимают, что оно является основой успешности в жизни и работе.
Какой результат получит участник тренинга?
Участник сможет побороть личные барьеры и комплексы, научится общению с людьми. Если говорить о тренингах для персонала предприятия, то участники группы научатся взаимодействовать, придут к умению разрешать конфликты, делить обязанности и эффективно сотрудничать.
Как учат на тренинге?
В ходе занятий тренер использует разнообразные методики и техники. Часть работы идет в форме игр, мозговых штурмов, других вариаций работы. Кроме того, тренер делится с участниками группы теории, которую они отрабатывают на практике.
Я Афродита, а еще я козерог
Когда я впервые встретила информацию о тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана, меня посетил скепсис – это как же, я смогу избавиться от своих-то проблем без длительных личных консультаций и душераздирающих упражнений? Это невозможно. А потом я прочла маленькую статью с кратким описанием свойств одного из векторов и была поражена – так ясно и полно мне саму меня еще никто не показывал. Когда чуть позже дома я включила бесплатную лекцию этого психологического тренинга, я удивилась реакции своих родных – они смущенно посмеивались, потому что тоже узнавали себя.
И тогда я поняла, что это не очередная типология людей, это практическая психология на каждый день. Знания, оформленные в систему, работают на вас как хорошо отлаженный механизм.
От обратного приведу пример антисистемного мышления:
«Я люблю поговорить, потому что я экстраверт, еще я люблю носить красивые платья, потому что по архетипу я Афродита, по типологии цвета я красная, так что со мной не соскучишься, а еще я упрямая, ну, потому что козерог». Эта гротескная зарисовка на тему «каша в голове», на самом деле, взята из жизни. После каждого из тренингов у человека обычно остается одна-две установки, которые красивыми терминами «оправдывают» состояние человека. Например, ты всегда грустный и необщительный? Так ты интроверт, смирись. А что такое интроверт, почему я такой и что мне теперь с этим делать? Ответов не положено.