Обновлено 24 июля 2022 979 Автор: Дмитрий Петров
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Иногда мы видим, как ребёнок идёт из школы и бросает мимо урны фантик от конфеты.
Или кто-то очень громко разговаривает в общественном транспорте и всем вокруг слышно, что у него за драма случилась с девушкой.
А бывает так, что человеку сложно общаться с другими, не может сказать хотя бы: «Привет».
Это всё примеры того, как кто-то не прошёл полностью и не освоил все этапы социализации. Что это такое, какая тут имеется последовательность, на какие виды социализация подразделяется – давайте разбираться.
Социализация — это обучение человека соблюдению социальных норм
Социализация – это процесс усвоения социальных норм, морали, правил, ценностей отдельной личностью для того, чтобы она стала полноценной ячейкой общества с возможностью взаимодействовать с такими же другими ячейками.
Социальные нормы — это меры должного (желаемого) поведения индивида, регулирующие отношения между людьми (делающие их приемлемыми). Нормы устанавливаются общими для всех с характерными правилами поведения и регулируют общественные отношения между людьми.
Возникают социальные нормы со временем в результате воли и сознательной деятельности людей. При этом они всегда соответствуют типу культуры и характеру социализации общества (у разных народов разные правила хорошего тона).
Важно понимать, что социальные нормы делятся на:
- Обязательные — например, записанные в законах, которые требуют их исполнения и предусматривают наказание за несоблюдение.
- Необязательные (неписанные) — это нормы этикета, обычаи, традиции, ритуалы, религиозные нормы и нормы морали.
Социализация включает в себя приобретение навыков из таких сфер как:
- социальная;
- физическая;
- интеллектуальная.
Социализация – это двухсторонний процесс. С одной стороны – это передача информации, опыта и правил от общества (что это такое?). С другой – восприятие и усвоение их человеком. Успешность процесса зависит как от «учителей» (социальных агентов), так и от «ученика».
Есть люди, паразитирующие на социальных нормах, заставляя других их соблюдать, но абсолютно не следуют им сами (только делают вид). Это социопаты, о которых мы уже говорили.
Древние люди
Древние люди (палеоантропы) использовали разнообразные каменные и костяные орудия труда (ножи, многогранные наконечники и др.). Жили они группами. Антропологи считают, что общались они с помощью жестов и зарождающейся членораздельной речи. К этой категории человекообразных существ относят неандертальцев. Они обитали среди современных людей. Считается, что последние неандертальцы вымерли примерно $40-50 $тысяч лет назад. Но некоторые ученые считают, что они могли сохраниться в труднодоступных горных районах Азии, в Сибири («снежный человек»).
Как, где и когда проходит процесс социализации
Важную роль играют не только врождённая характеристика личности, но и та среда, которая выстроилась вокруг: родители, дальние родственники, друзья, одноклассники, одногруппники, люди с одним кругом интересов, коллеги по работе.
Формирование личности зависит от их:
- типа мышления;
- уровня развития;
- воспитания;
- эстетических взглядов;
- моральности;
- традиций;
- увлечений.
Для того чтобы вам узнать, какие моральные ценности имеются у другого человека, он необязательно должен прочитать вам целую лекцию о том, какие у него позиции в жизни и отношение к разным ее аспектам.
Люди ведь реагируют на какие-то вещи не только вербально. Есть разные способы выражения эмоций, одобрения или презрения. Так мы узнаём их отношение к нам и нашим поступкам даже без слов, перенимаем что-то, если это значащая для нас личность – социализируемся.
Поэтому так важно общаться с разными людьми для расширения мировосприятия.
Не стоит забывать о том, что процесс становления в социуме происходит не только в детстве, но и продолжается на протяжении всей жизни. Всё новые и новые ситуации дают новый опыт.
Новые условия воздействуют на человека, при которых он обретает новые знания и навыки. Также взрослые способны переосмысливать те нормы морали, которым раньше следовали. Например, они избавляются от своих наивных детских взглядов на мир.
Если посмотреть на социализацию в более широком смысле, то мы увидим, что она, по сути, помогает сохранить социум. Последний постоянно пополняется новыми членами, которых нужно воспитывать, давать базовые знания, учить правилам общежития. Только в таких условиях возможно его успешное функционирование.
Из этого можно сделать вывод, что социализация преследует 2 цели:
- Научить индивида взаимодействовать с социумом.
- Пополнить новой ячейкой общество, чтобы оно продолжало и дальше процветать.
Социальное развитие личности
Фазы формирования личности в обществе:
- Становление человека как личности в обществе;
- Противоречие и невозможность подчеркнуть индивидуальность личности;
- Принятие обществом индивидуальных особенностей личности.
Далее рассмотрим каждую фазу подробнее.
Переход из одной фазы в другую возможен только при условии стабильного протекания жизни в социуме.
Другими словами, если социальная среда всегда находится на одном постоянном уровне, а субъекты общества не оказывают агрессивное воздействие на личность, тогда она имеет все предпосылки для прохождения каждой из трех стандартных фаз.
Агенты социализации, социальные статусы и роли
Агенты социализации — это те люди и институты (организации), которые формируют наши нормы.
- В детстве — это семья, образовательные учреждения, церковь, неформальные объединения.
- Во взрослой жизни к этому еще добавляются: трудовой коллектив, СМИ, государство, политические партии и другие институты (науки, бизнеса и т.д)
Итак, на протяжении всей жизни индивид впитывает социальные нормы, формирует свой социальный статус и осваивает определенные социальные роли, которые ему приходится на себя примерять. Что это такое? Давайте посмотрим.
Социальный статут — это место, занимаемое человеком в обществе (ячейка), которое определяет круг его прав и обязанностей.
Мы всегда занимаем какое-то положение в обществе, которое зависит от нашего семейного положения, возраста, работы, дохода, образования, профессии.
- Некоторые статусы мы получаем вне зависимости от нашего желания. Это предписанные статусы — например, сын, дочь, мужчина, женщина и т.п.
- Другие статусы называются достигаемые — например, муж или жена, дворник или президент и т.д.
Социальная роль — это модель поведения, которая ориентирована на определенный социальный статус.
Например, у вас родился ребенок и вы получили новый статус — мать или отец. В связи с этим у вас появляется необходимость играть новую для себя социальную роль родителя, чтобы соответствовать новому статусу. Отличие от статуса в том, что он есть, а роль можно исполнять или не исполнять.
Как деятельность влияет на формирование личности?
В процессе деятельности
происходит всестороннее и целостное
развитие личности
человека, формируется его отношение к окружающему миру. … Трудовая активность стимулирует быстрое и успешное формирование духовного и нравственного мира
личности
, определяет готовность много и успешно трудиться.
Интересные материалы:
Как долго варить бобы? Как долго варить грибы перед жаркой? Как долго варить перепелиные яйца? Как долго варить раков? Как долго варится горох в супе? Как долго восстанавливаются ресницы? Как долить масло в коробку автомат? Как должен лежать матрас на кровати? Как должны сидеть брюки чинос? Как должны сидеть брюки?
Факторы и виды социализации
Мы уже познакомились с теми условиями, которые влияют на формирование личности, поэтому нужно только систематизировать эти знания и дополнить.
Факторы, влияющие на социализацию:
- Микро – те условия и люди, которые непосредственно влияют на формирование личности (родственники, воспитание в кругу семью, друзья, работа).
- Мезо – локация, где проживает особь (район, город).
- Макро – понятие влияния на индивида в больших масштабах (правительство, планета, вселенная).
Классификация видов социализации в зависимости от возраста и развития человека:
- Первичная – от рождения до взрослого периода (25-30 лет).
- Вторичная – это разрыв старых шаблонов. Человек переосмысливает все те нормы, которые были восприняты в детстве и юношеском возрасте. Формируются новые личные правила и взгляды. Этот вид социализации длится до конца жизни.
Виды становления личности за другой характеристикой:
- Гендерная – в зависимости от пола. Девочек воспитывают и учат по одному принципу, мальчиков – по другому.
- Групповая – в зависимости от той социальной группы, в которой особь проводит больше своего времени (родители, круг знакомых, коллеги).
- Организационная – относится к социализации в коллективе (на учёбе, работе).
ПЕРВЫЕ ШАГИ К ЧЕЛОВЕКУ. ПРИМАТЫ
Благодаря естественному отбору мы развили в себе способность к сопротивлению; мы не уступаем ни одной бактерии без упорной борьбы
Герберт Уэллс
Вымирание динозавров положило начало кайнозойской эре. Мелкие насекомоядные существа за короткий срок породили множество новых видов. Так появились прародители приматов, пращуров человека разумного. Считается, что они произошли от отряда плезиадаписовых. Эти звери больше походили на грызунов, чем на обезьян, но были приспособлены к жизни на деревьях.
Первым из настоящих приматов был архицебус, живший около 55 миллионов лет назад. Эта маленькая обезьянка размером 7 сантиметров весила всего 20-30 граммов. Архицебус питался насекомыми. Длинный хвост и хватательные конечности делали его хорошо приспособленным к жизни на деревьях. Этот древесный зверек породил две ветви приматов. Одна привела к долгопятам — маленьким ночным насекомоядным обезьянкам, другая — к обезьянообразным, к которым относится большинство современных обезьян и человек.
Первая из обезьянообразных — эосимия, жившая около 45 миллионов лет назад. Ее размер не превышал размера человеческой ладони.
Около 30 миллионов лет назад на Земле произошло похолодание, сопровождавшееся очередным массовым вымиранием. Приматам удалось выжить лишь в областях с жарким климатом. В это же время часть обезьян мигрировала в Южную Америку и разделилась на широконосых и узконосых. Ученым удалось обнаружить нескольких предков современных обезьян (саадания, проконсул и дриопитек) и человека.
- Саадания. Этот общий предок человекообразных обезьян и мартышек обитал на Земле 28-29 миллионов лет назад. Увы, по найденным фрагментам скелета полный внешний вид существа восстановить сложно. Однако ученые выяснили, что обезьяна была уже достаточно крупной — весом около 15-20 килограммов.
- Проконсул. Этот древнейший представитель человекообразных обезьян жил в Африке около 20 миллионов лет назад. Первобытные приматы обитали в тропиках и были вегетарианцами. Весили проконсулы до 40 килограммов.
- Дриопитеки. Эти приматы жили около 9-12 миллионов лет назад. Они все так же обитали на деревьях, питались фруктами и мягкими листьями. Они стали предками человека, горилл и шимпанзе. Дриопитеки вырастали до 60 сантиметров и вели стадный образ жизни.
Примерно 10 миллионов лет назад на Земле вновь похолодало, а климат стал суше. Площадь лесов сократилась, а обширные пространства заняли саванны. Дриопитекам, населявшим эти места, поневоле пришлось слезть с деревьев и перейти к жизни на открытых пространствах. Около 6-7 миллионов лет назад появился сахелантроп — первое прямоходящее существо, жившее в Африке.
Примерно 4,4 миллиона лет назад возникли ардипитеки. Они были прямоходящими существами, жили по большей мере в лесу и были всеядными. Средний рост ардипитека достигал 120 сантиметров, а вес — 50 килограммов.
Следующим звеном эволюции, ведущим к человеку, стали австралопитеки. Они имели рост от одного до полутора метров и вес до 55 килограммов. Около 3 миллионов лет назад австралопитеки разделились на несколько ветвей, одна из которых привела к людям, а другая впоследствии вымерла.
Сходство между ДНК обезьяны и человека составляет около 90%.
Воспитание, как средство к становлению индивидуальности
Воспитание признается основным фактором формирования личности. Во время воспитательного процесса дети активно взаимодействуют с ровесниками, взрослыми людьми и окружающей средой, по-другому – социализируются в обществе.
Составляющие компоненты воспитания
- Ребенок – объект воспитания. В период социализации у него развиваются субъективные ценности, устанавливается определенное видение, мировоззрение, появляются привычки, знания, прикладные навыки.
Обратите внимание! Часто просматривается тенденция копирования поведения взрослых, отдельных индивидов, так как обучающийся находится под постоянным влиянием более старших людей и окружающей среды. Поэтому взрослые обязательно должны показывать пример корректного поведения!
- Взрослые – являются инициаторами воспитательного действия, но одновременно сами подвергаются воспитанию в различных жизненных ситуациях социума.
- Общество – коллектив создает условия для самоутверждения, самосовершенствования, удовлетворения эстетических, нравственных потребностей.
- Социальная среда – влияет на качество воспитательного процесса в рамках общества, дома, школы.
Социальное воспитание как социальный институт
Понятие становления личности
Процесс становления личности, который берет начало с первых месяцев рождения, продолжается почти непрерывно всю жизнь. Индивид набирается опыта в общении, учится приспосабливаться под ситуацию, осознает свою уникальность и пытается показать ее другим. Со временем появляется необходимость выделиться среди толпы.
Обратите внимание! Нередко необходимость выделиться в обществе и быть полезным для него происходит на уровне противоречия.
Позднее индивид желает быть полезным для окружающих, привнести свой вклад в развитие общества. Все это формирование личности, которое характеризуется разными этапами, фазами. Описывая, как формируется личность, современные источники информации придерживаются давно укоренившихся определений данных этапов и фаз становления личности. Они включают в себя информацию о том, как ведет себя индивид практически с рождения, и какое воздействие имеют разнообразные факторы на его личностное развитие.
Роль семьи в воспитании
Воспитание в семье играет главную роль в формировании подрастающего поколения. Здесь происходит подготовка к взрослой жизни. В чём заключается значение внутрисемейного формирования личности, и какое должно быть поведение у родителей, чтобы их педагогическое влияние обладало успехом? Семья — это организованная структура, все действия в ней должны быть скоординированы. Воспитание детей должно выполнять определенные функции:
- Обучение ребенка.
- Прививание любовь к творчеству и искусству.
- Закладывание основ, одобряемые обществом, нравственное развитие чувств.
- Формирование его личности.
- Обеспечение условий для физического развития ребенка.
Под физическим развитием не подразумевается только утренняя гимнастика или выполнение несколько раз в неделю физических упражнений. Физическое воспитание сказывается положительно на детском здоровье, сюда относится привитие в раннем возрасте двигательных навыков, например, ходьбы без поддержки, сидение и приобщение к здоровому образу жизни.
Дети должны проявлять любовь к физкультуре и спорту с раннего детства. Это рекомендуется делать, привнося развлекательный элемент при совместных занятиях. Потому что игра считается ведущей деятельностью дошкольника. Когда ребёнок подрастёт, для него показательным примером будут родители. Совместные занятия спортом укрепят здоровье и повысят родственную сплоченность.
Коррекция культуры поведения
Культура поведения — это совокупность норм и правил, которых должны придерживаться все люди, живя в обществе. Родители учат дошкольника правильно себя вести с малых лет. При этом взрослыми выполняются следующие действия:
- Обучают правилам личной гигиены.
- Рассказывается ребёнку, как нужно правильно разговаривать.
- Изучают новые слова.
- Мама и папа прививают любовь к чтению книг.
- Учат правилам этикета и доброжелательного общения.
- Происходит обучение правильному поведению с другими людьми: воспитателями, учителями, другими детьми и родственниками.
Фактически у ребенка формируется культура деятельности, речи и общения, а также навыки личной гигиены. Семья закладывает основы нравственного поведения. С малых лет многие дети знают, что хорошо или плохо. Это происходит благодаря близким родственникам и родителям.