Понятие социальной адаптации
Социальная адаптация – это интегративный показатель состояния индивида, отображающий его способность и возможность осуществлять социальные функции, которым относятся:
- соответствующее восприятие окружающего мира и своего организма;
- адекватная система взаимоотношений с окружающими, способность к обучению, труду, организации отдыха;
- адаптивность поведения соответственно ролевым ожиданиям других людей.
Социальная адаптация – это процесс и результат активного приспособления личности к условиям новой социальной среды.
Содержание социальной адаптации: максимально возможное сближение ценностных ориентаций и целей группы и индивида, входящего в эту группу. Усвоение индивидом традиций, норм, культуры группы, внедрение в ролевую структуру группы.
Социально-психологическая адаптация сопровождается приспособлением личности к новым условиям, реализация его интересов, стремлений, потребностей. Войдя в новое социальное окружение личность становится его полноправным членом, развивает индивидуальность и самоутверждается.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Социально-психологическая адаптация сопровождается развитием социальных качеств поведения, общения, деятельности, принятых в социуме, благодаря которым индивид реализует свои потребности, стремления, интересы.
Лекция «Социальная адаптация и социальная дезадаптация — сущность и основные виды»
План:
1.Понятие «социальная адаптация» и ее сущностная характеристика.
2.Социальная дезадаптация: понятие, причины
Литература:
1.Социальная работа /Под ред В.И. Курбатова.-Р/ на Дону.,2000.-С.307-316
2.Социальная педагогика /Под ред В.А.Никитина.-М.,2000.-
3. Никончук А.С. Социальная адаптация и социализация личности в контексте социально-педагогической работы. / А.С. Никончук // СПР .-2005. № 3
4. Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными подростками :Учебное пособие /Е.И. Холостова . –М.:Издательско- торговая корпорация «Дашков и К», 2007
5.Словарь социального педагога и социального работника:/Под ред. И.И. Калачевой, Я.Л. Коломинского. – Мн.: БелЭн., 2001- 256 с.
6.Социальная адаптация подростков /авт.-сост. Л.В. Астапович. – МН.: Кришко- Принт, 2008
1 вопрос.
Понятие «социальная адаптация» используется в науке достаточно давно и широко. При этом, сфера применения понятия не ограничивается какой-либо одной, конкретной отраслью или направлением научного знания. Напротив, понятия«адаптация» и «адаптационный процесс» используются сегодня в биологии и социальной психологии, философии и кибернетике, социологии и экологии ит.п.
Можно утверждать, что проблемы адаптационных процессов – это проблемы комплексного исследования человека и окружающего его мира.
Начало этим исследованиям было положено биологическими науками, где адаптация рассматривается как процесс приспособления строения и функций организма к условиям существования и привыкание к ним.
В определённом смысле слова, процесс человеческой жизни можно свести к необходимости постоянно решать проблему «вживания» в новые системы социальных отношений, группы, системы ценностей и т.п. Это происходит, в первую очередь, в силу динамичного характера социальной жизни, приводящего к постоянным изменениям среды жизнедеятельности человека.
В самом общем виде понятие «социальная адаптация» можно определить следующим образом: это процесс взаимодействия субъекта
исоциальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников.
Социальная адаптация –
процесс приспособления личности или социальной группы к новой среде жизнедеятельности путем активного ее усвоения.
Социальная адаптация осуществляется в различных сферах жизнедеятельности человека
Социальная адаптация –
интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции:
адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма;
адекватная система отношений и общения с окружающими;
гибкость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.
Важнейшим элементом этого процесса является согласование самооценок, притязаний и возможностей субъекта с реалиями социальной среды. Это согласование включает в себя, во-первых, реальный уровень процесса — состояние среды и социального субъекта на данный момент времени, и, во- вторых, потенциальный уровень — возможности, тенденции и закономерности развития как социальной среды, так и социального субъекта.
Из вышесказанного следует что, процесс социальной адаптации – это взаимонаправленный процесс, т.е. предполагающий взаимное воздействие социальной среды и социального субъекта друг на друга.
В процессе социальной адаптации формируются:
приемлемые окружением навыки общения,
поведения и деятельности, дающие возможность личности самоутверждаться, реализовывать свои потребности
Социальная адаптация связана с другим процессом, связанным с освоением субъектом социальной среды, — процессом социализации.
Таким образом, понятия и процессы социальной адаптации и социализации взаимоопределяют и взаимодополняют друг друга. С одной стороны, социализация предполагает наличие у субъекта способности понять и усвоить изменяющиеся условия жизнедеятельности, с другой — социальная адаптация –представляет механизм и одну из форм социализации личности.
Вместе с тем, эти два процесса существенно отличаются друг от друга
Процесс социализации – это длительный, постепенный процесс эволюци-
онного характера, включающий узнавание, накопление и усвоение новых знаний, умений и навыков, процесс превращения социальных ценностей и норм во внутренние механизмы регуляции собственной деятельности (процесс интериоризации).
Процесс адаптации имеет более сжатые временные границы, это,
скорее, революционный процесс, в ходе которого необходимо в относительно короткие промежутки времени устранить или усвоить создавшиеся социальные изменения и проблемы.
В ходе социальной адаптации осваиваются и усваиваются не все, а относительно стабильные и значимые элементы социальной среды и наиболее типичные формы и способы решения социальных проблем.
Человек, группа или организация должны, в первую очередь, адаптироваться именно к таким условиям и использовать результаты этого процесса как основу или базу для углубления и конкретизации последующего процесса социальной адаптации.
1.1.
Виды адаптации
Полная социальная адаптация
человека включает:
Физиологическую
адаптацию.
Управленческая (организационная) адаптация
. Без управления невозможно предоставить человеку благоприятные условия (на работе, в быту), создать предпосылки для развития его социальной роли, влиять на него, обеспечивать деятельность, отвечающую интересам общества и личности.
Социальная адаптация — процесс управляемый. Управление им может осуществляться не только в русле воздействия социальных институтов на личность в ходе ее производственной, внепроизводственной, допроизводственной, постпроизводственной жизнедеятельности, но и в русле самоуправления.
Экономическая адаптация
. Это сложнейший процесс усвоения новых социально-экономических норм и принципов экономических отношений индивидов, субъектов.
Педагогическая адаптация
. Это приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров индивида.
В России около 45 миллионов детей и подростков оказались вне системы школьного образования; десятки тысяч превратились в бомжей; 20% имеют опыт употребления наркотических средств; 16% испытывают в школах физическое и 24% — психологическое насилие; до 76% детей школьного возраста имеют различные формы психических нарушении (среди дезадатированных школьников эта цифра возрастает до 95%); смертность от самоубийств среди подростков выросла за последние 5 лет на 60%, детско-подростковая преступность, особенно по тяжким и групповым преступлениям, растет быстрее, чем преступность взрослого населения.
Психологическая адаптация
. В психологии адаптацию рассматривают как процесс приспособления органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней нагрузки. Процесс психологической адаптации человека происходит непрерывно, поскольку постоянно изменяются социально-экономические условия жизни, политические и морально-этические ориентации, экологическая обстановка и т.д.
Профессиональная адаптация
— это приспособление индивида к новому виду профессиональной деятельности, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности. Успех профессиональной адаптации зависит от склонности адаптанта к конкретной профессиональной деятельности, совпадения общественной и личной мотивации труда и других причин.
1.2. Стадии социальной адаптации
Социальная адаптация – процесс, который представляет собой единство следующих стадий.
(проработать ист. 5. – Стр.6-7)
1.Адаптационный шок,
под которым понимается общее расстройство функций социального субъекта или системы, вследствие какого-либо потрясения социогенного характера, вызванного резким нарушением привычного взаимодействия с внешней средой. Это одна из наиболее болезненных стадий социальной адаптации, и период парализующего страха и бездействия и, одновременно, первичной, эмоциональной оценки и попытки самого первого осмысления сути происходящих изменений. Именно на этой стадии социальной адаптации субъект впервые сталкивается с необходимостью освоения новых элементов социальной среды и узнаёт их позитивные и негативные стороны.
На этой стадии происходит осознание личностью (социальной группой) того обстоятельства, что ее прежнее поведение не содействует достижению успеха и необходимо менять модель поведения с учетом требований новой социальной среды. Для смены поведенческих образцов необходима активная позиция личности.
Рассматриваемая стадия социальной адаптации представляет собой достаточно серьёзную опасность для социальных субъектов, социальный, психологический и физический потенциал которых недостаточен для преодоления возникающих трудностей. В ряде случаев, адаптационный шок может стать основой для разрушения человеческой личности или даже её физической гибели.
2.Мобилизация адаптационных ресурсов
. Здесь для субъектов, сумевших пережить стадию адаптационного шока, наступает этап глубокого осмысления ситуации и концентрации усилий на сознательном поиске выхода из неё.
Эта стадия связана с активным, сознательным поиском, выбором и
освоением на поведенческом уровне новых моделей жизнедеятельности. В этом случае субъект, опираясь на результаты первичного освоения новой социальной среды на предыдущей стадии социальной адаптации, получает возможность
выбрать и реализовать на практике наиболее подходящий для него способ поведения и деятельности, активизируя собственные способности и возможности.
Настоящая стадия социальной адаптации предполагает активизацию адаптационного потенциала субъекта
, под которым понимается совокупность свойств и ресурсов, которая имеется у человека или группы в
скрытом виде и активизируется и актуализируется в процессе социальной адаптации.
Элементы адаптационного потенциала — такие характеристики субъекта, как:
уровень образования и квалификации,
демографический и социальный статус,
социально-психологические характеристики и прочее.
Именно наличие у субъекта адаптационного потенциала и его характерные особенности определяют способность субъекта овладеть си-
туацией и освоится в ней.
3
.
Ответ на «вызов среды».
Это завершающая стадия процесса социальной адаптации. Её содержание представляет собой реализацию конкретной модели поведения и деятельности, которые выбираются субъектом с учётом собственных адаптивных ресурсов и возможностей, представлений о происходящем, а также основных характеристик социальной среды, в которой протекает процесс социальной адаптации.
При этом, необходимо помнить о том, что сделанный субъектом выбор не обязательном должен соответствовать требованиям среды. Субъект может
ошибиться в своём выборе, избрав модель поведения и деятельности, которая
соответствует его собственным целям, стремлениям и возможностям, но противоречит объективным закономерностям и тенденциям развития ситуации, в которой протекает процесс социальной адаптации. Это обстоятельство может впоследствии привести человека к серьёзным проблемам и трудностям.
Существуют и иные подходы к выделению стадий социальной адаптации. Ряд исследователей выделяют четыре качественные
стадии
социальной адаптации:
первая (начальная) стадия
, когда адаптирующийся индивид улавливает лишь правила поведения, но система ценностей социума внутренне им не признается;
вторая стадия
(терпимость), когда как социальная среда, так и индивид признают равноценность эталонов поведения в отношении друг друга;
третья стадия — приспособления, «аккомодации
» — связана с взаимными уступками: индивид признает и принимает систему ценностей среды, но и представители этой среды признают некоторые его ценности;
четвертая стадия —
полной адаптации, «ассимиляции», когда индивид отказывается от прежних образцов и ценностей и полностью принимает новые.
1.4. Механизмы социальной адаптации
Последовательная смена основных этапов социальной адаптации предполагает использование на каждом из них различных механизмов, каждый из которых отличается своеобразием и адаптивными возможностями, появляющимися у человека или группы и решающих с их помощью проблему адаптации к новым условиям своей жизнедеятельности
Механизмы социальной адаптации можно классифицировать по
разным основаниям:
по формам их принятия субъектом адаптации. Выделяются два основных механизма социальной адаптации: добровольный и вынужденный.
Добровольная адаптация представляет собой ситуацию, при которой новые условия жизнедеятельности, предлагаемые субъекту средой, не противоречат его системе ценностных ориентаций, убеждений и идеалов и открывает перед субъектом новые перспективы и возможности и, поэтому, принимается без сопротивления, если даже для этого необходимо предпринять определённые усилия. Например, возможность сделать хорошую служебную карьеру или получать высокую заработную плату может рассматриваться человеком как основание и необходимость для смены места работы и адаптации в новом коллективе, получения образования, переквалификации и т.п. Трудности, неизбежно возникающие в ходе освоения новой среды и новых условий жизнедеятельности, принимаются субъектом как «трудности роста», через которые надо пройти, для получения желаемого .
В условиях добровольной адаптации изменения социальной среды, к которым необходимо адаптироваться субъекту, во-первых, не мешают ему жить идействовать привычным, удобным и доступным для него способом.
Во-вторых, свойственные ранее субъекту ценностные установки, принципы и идеалы, изменяются в новых условиях жизнедеятельности без особого сопротивления и напряжения, так как он сам поверил или убедился в достоинствах и преимуществах нового, по сравнению со старым. В-третьих, требования, которые предъявляются субъекту социальной средой, в определённой степени корректируются таким образом, что становятся понятными и доступными ему.
Вынужденная адаптация, напротив, ситуация, при которой характеристики и свойства новой для субъекта среды жизнедеятельности, не соответствуют и противоречат его ценностно-нормативным установкам. Однако, при этом, субъект не может не принять эти характеристики .
То есть, в отличие от добровольной адаптации, вынужденная адаптация жёстко заставляет человека принять новые условия жизнедеятельности. Не сделав этого, он не сможет не только найти новую для себя социальную нишу и новые возможности самореализации, но и утратит имеющиеся.
Например, чтобы сохранить жизнь себе и
своим близким, возможность работать, учиться и т.д., человек может согла-
ситься принять самые жёсткие требования общества или власти, даже противоречащие его внутренним убеждениям.
по используемым в процессе адаптации средствам выделяются следующие механизмы социальной адаптации.
1.Психические механизмы
, направленные на формирование и развитие психики субъекта, воздействие на неё различных факторов социальной среды и приспособление психического склада индивида под требования среды. К этой группе механизмов социальной адаптации можно отнести механизмы психической защиты, психической травмы, психического и психологического внушения и т.п.
2.Социально-психологические механизмы
, предназначенные для приспо-
собления индивида к среде через её освоение различными способами.
Эта группа включает в себя:
когнитивные механизмы, т.е. приспособление к среде через её исследование, изучение и познание. К ним относятся механизмы воображения, мышления, познавательной деятельности.
эмоциональные механизмы, позволяющие субъекту приспособиться к среде через те эмоциональные состояния, которые она вызывает. В этом случае, эмоциональные переживания индивида в новой для него среде жизнедеятельности становятся основой для принятия им соответствующих решений относительно наиболее адекватных среде формах поведения и деятельности. К этим механизмам можно отнести отнести такие как страх, беспокойство, тревога, покой и т.п.
поведенческие механизмы, представляющие собой выбор и реализацию субъектом в новой для него ситуации определённой модели поведения и деятельности.
3.Социальные механизмы
. К ним относится:
механизм социальной деятельности, который можно рассматривать как универсальный механизм социальной адаптации. Именно в процессе социальной деятельности осуществляется собственно включение субъекта в новую систему социальных отношений, норм и ценностей. В рамках социальной деятельности субъект приобретает новые социальные статусы и роли, позволяющие ему войти в новую социальную среду.
механизм социального общения, позволяющий субъекту, во-первых, совершенствовать имеющиеся у него навыки общения и приобретать новые, во-вторых, расширять социальную среду собственной жизнедеятельности и усваивать новые социальные нормы и ценности.
Внешней формой проявления адаптационных процессов, позволяющей делать выводы о том, насколько успешно они протекают в каждом конкретном случае, является адаптационное поведение
, т.е. процесс взаимодействия субъекта и социальной среды, в ходе которого согласовываются взаимные требования и ожидания и реализуются определённые механизмы социальной адаптации.
Субъект может выбрать различные формы адаптационного поведения в процессе решения задач социальной адаптации.
К основным формам адаптационного поведения можно отнести:
конформизм или подчинение субъекта среде, когда он полностью выполняет новые требования, предъявляемые к нему;
инновация или обновление субъектом среды, когда освоение среды осуществляется субъектом через определённые изменения её отдельных сторон, свойств и характеристик;
внешняя благопристойность или ритуализм, при которой адаптация субъекта к среде происходит через внешнее следование требованиям, предъяемым к нему; при этом, собственные, внутренние мотивы и цели субъекта могут и не совпадать с аналогичными характеристиками его нового социального окружения;
«уход» субъекта от среды, его самоизоляция или ретритизм; такая форповедения избирается субъектом, чаще всего, при недостаточности его собственных социальных и личностных ресурсов для преодоления стадии адаптационного шока или когда собственные цели и интересы субъекта принципиально не совпадают и не могут совпасть с аналогичными характеристиками среды;
преобразование субъектом среды или мятеж, бунт, когда субъект стремится полностью преобразовать среду в соответствии со своими представлениями о ней.
В процессе социальной адаптации деятельность субъекта
может быть:
1. Адаптивной, когда он сам стремится приспособиться к среде (кон-
формизм, ритуализм и ретритизм) ;
2. Адаптирующей, при которой субъект стремится к самостоятельному изменению среды в соответствии со своими целями, задачами и потребностями. Наиболее эффективный результат социальной адаптации может быть достигнут в случае сочетания в поведении субъекта адаптивного и адаптирующего аспектов.
Процесс приспособления индивида к новой среде жизнедеятельности
предполагает выделение тех её сторон, свойств и характеристик, к которым необходимо адаптироваться, прежде всего, т.е. объекта социальной адаптации.
В зависимости от объекта социальной
адаптации, можно выделить некоторые ее виды.
1.Функциональная
, представляющая собой приспособление субъекта к новой социальной среде через освоение и выполнение новых социальных функций. Например, адаптация ребёнка к школе возможна, в том числе, и через освоение им функциональных обязанностей учащегося.
2.Организационная,
связанная с освоением и приспособлением субъекта к новым организационным структурам, к новой системе социальной или внутригрупповой стратификации. Примером подобной адаптации может служить освоение человеком иерархических отношений в новом для него коллективе. Например, на работе, воинской службе.
3.Ситуативная
, представляющая собой внешнее приспособление субъекта к новым условиям существования и жизнедеятельности. Данный вид социальной адаптации можно наблюдать, когда субъект начинает приспосабливаться к среде через выполнение некоторых её требований, правил и норм.
Человеку, живущему в реальном обществе приходится приспосабливаться к тем или иным процессам жизнедеятельности. Такая адаптированность требуется в:
сфере трудовых отношений;
личностно-бытовой сфере;
культурно-досуговой сфере.
Исходя из этого ученые выделяют три основных вида (уровня) социальной адаптации:
Производственную;
Бытовую;
Досуговую
Причиной адаптации может служить:
Изменение социального состояния и положения личности или группы лиц в связи с новой социальной ситуацией (поступление в школу, смена школы, потеря работы, выход на пенсию и т.д.).
Усложняющаяся социальная ситуация, иной статус личности ( группы лиц) – своеобразные критерии при классификации основных направлений социальной адаптации применительно к социально-педагогической деятельности.
Можно выделить следующие направления социальной адаптации в СПД:
Социальная адаптация к взрослой жизни детей-сирот – выпускников интернатных учреждений;
Адаптация детей-инвалидов к новым условиям жизни;
Адаптация лиц, подвергшихся насилию;
адаптация лиц, переживших катастрофы;
адаптация пенсионеров к новым условиям жизни;
адаптация детей к школе и т.д.
Организуя работу по социальной поддержке человека, группы или организации, столкнувшихся с необходимостью социальной адаптации к новым условиям существования и жизнедеятельности, необходимо учитывать, что этот процесс предполагает необходимость преодоления субъектом достаточно серьёзных барьеров.
К основным барьерам социальной адаптации в современном
обществе можно отнести:
социально-психологические (убеждения, принципы, привычки, стереотипы поведения и деятельности, присущие субъекту);
социальные (представляющие собой негативные характеристики соци-
альной среды, в которой протекает процесс адаптации);
социокультурные (ценностно-нормативные характеристики субъекта).
2 вопрос. Социальная дезадаптация: понятие, причины
Одним из направлений деятельности социального педагога является профилактика дезадаптивного поведения и СПР с дезадаптированными подростками.
Дезадаптация –
относительно кратковременное ситуативное состояние, являющееся следствием воздействия новых, непревычных раздражителей изменившейся среды и сигнализирующее о нарушении равновесия между психической деятельностью и требованиями среды.
Дезадаптацию
можно определить как затруднение, осложненное какими – либо факторами приспособления к меняющимся условиям, выражающееся в неадекватном реагировании и поведении личности.
Выделяют следующие типы дезадаптации:
1.
В учреждениях образования социальный педагог чаще всего сталкивается с так называемой
школьной дезадаптациеей
, которая как правило предшествует социальной.
Школьная дезадаптация —
это несоответствие психофизического и социопсихологического состояния ребенка требованиям школьного обучения, при котором овладение знаниями, умениями и навыками становится затруднительным, в крайних случаях – невозможным.
2.Социальная дезадаптация
в педагогическом аспекте — особый вид поведения несовершеннолетнего, который не соответствует основным принципам поведения признанным повсеместно обязательным для детей и подростков. Она проявляется:
в нарушении норм морали и права,
в асоциальном поведении,
в деформации системы ценностей, внутренней саморегуляции, социальных установок;
отчуждении от основных институтов социализации (семьи, школы);
резком ухудшении нервно- психического здоровья;
Увеличении подростковой алкоголизации, склонности к суициду.
Социальная дезадаптация –
более глубокая степень дезадаптация, чем школьная. Ей свойственны асоциальные проявления ( сквернословие, курение, употребление алкоголя, дерзкие выходки) и отчуждение от семьи и школы, что приводит:
к снижению или утере мотивации к учению, познавательной деятельности,
трудностям в профессиональном определении;
снижению уровня нравственных и ценностных представлений;
снижению способности адекватной самооценки.
В зависимости от степени глубины, деформации социализации можно выделить две стадии дезадаптации
:
1 стадия
социальной дезадаптации представлена педагогически запущенными учащимися
2 стадия
представлена социально запущенными подростками. Социальная запущенность характеризуется глубоким отчуждением от семьи и школы как основных институтов социализации. Формирование таких детей идет под влиянием асоциальных и криминогенных групп. Для детей характерно бродяжничество, безнадзорность, наркомания; они профессионально не ориентированы, к труду относятся негативно..
В литературе выделяют несколько факторов, влияющих на процесс дезадаптации подростков:
наследственность (психофизическая, социальная, социокультурная);
психолого- педагогический фактор ( дефекты школьного и семейного воспитания)
социальный фактор (социальные и социально- экономические условия функционирования общества);
деформация самого общества
социальная деятельность самого индивида, т.е. активно- избирательное отношение к нормам и ценностям своего окружения, его воздействию;
социальная депривация, переживаемая детьми и подростками;
личностные ценностные ориентации и способность к саморегулированию своего окружения.
Кроме социальной дезадаптации выделяют также:
2.. Патогенную дезадаптацию
– вызвана отклонениями, патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения нервной системы ( олигофрения, умственная отсталость и т.д.).
3. Психосоциальную дезадаптацию
вызвана половозрастными и индивидуально-психологическим особенностями ребенка, которые обуславливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующая индивидуального подхода и специальных психосоциальных и психолого-педагогических коррекционных программ.
В данном случае речь идет о некоторых личностных психологических особенностях, затрудняющих социальную адаптацию детей и подростков. К ним могут относиться:
различные черты характера;
неадекватное проявление самооценки; нарушение эмоционально-волевой и коммуникативной сферы
2.1. Направления работы с дезадаптированными детьми и подростками.
Основными направлениями социально-педагогической работы с дезадаптированными детьми и подростками являются:
ранняя диагностика детей «группы риска».
Здесь прежде всего нужно держать в поле внимания некоторые группы детей с повышенным риском развития дезадаптивных форм нарушения поведения:
—
гиперактивные дети:
—
дети, воспитывающиеся в семьях с разными уровнями социальной дезадаптации (неблагополучные);
—
дети, находящиеся под гиперапекой родителей;
—
дети с высокой наследственной отягащенность психическими и психосамотическими заболеваниями.
Консультативно-разъяснительная
работа с родителями; педагогами.
Активизация
воспитательных усилий среды, работа с контактными группами подростков, в том числе с семьей.
Организация коррекционно- реабилитационной
работы в зависимости от уровня дезадаптации.
Разработка и реализация целевых программ и технологий,
направленных на профилактику нарушений поведения
.
Создание коррекционных и реабилитационных программ
на основе психологической и педагогической диагностики.
Н.И. Никитина выделяет следующие направления работы социального педагога по профилактике дезадаптивного поведения:
Раннее выявление детей группы риска;
Консультативно- разъяснительная работа с родителями и педагогами;
Мобилизация воспитательного потенциала среды;
Работа с референтной группой;
Социально-педагогический патронаж дезадаптированного несовершеннолетнего;
Привлечение необходимых специалистов.
Взаимообусловленность социализации и социальной адаптации
Процессы социализации и социальной адаптации взаимосвязаны, они отображают единый процесс взаимодействия индивида и общества.
Определение 1
Социализация – это процесс активного воспроизведения личностью социального опыта, реализуемого в деятельности и общении, развитие личности под воздействием социума, социальных институтов и агентов социализации. Процесс социализации способствует развитию психологических механизмов взаимодействия индивида с окружающей средой, формирующихся в процессе адаптации.
В ходе социализации:
- индивид является объектом, который воспринимает, усваивает, нормы, традиции, роли, характерные данному обществу;
- происходит формирование, развитие и становление личности;
- обеспечивается нормальное функционирование личности в обществе;
- происходит адаптация индивида в обществе.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Социализация и социальная адаптация 440 ₽ Реферат Социализация и социальная адаптация 240 ₽ Контрольная работа Социализация и социальная адаптация 210 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Социальная адаптация – важный механизм социализации. Социальная трансформация — это изменение как внешних социальных отношений, так и внутреннего мира человека.
Необходимо учитывать неоднозначную, сложную природу адаптации, социально-политические средства, которые обеспечивают ее успешное протекание.
Замечание 1
Важным условием массовой адаптации выступает создание материально-экономических, социальных, организационных условий, предоставляющих возможность адаптироваться к переменам, использовать их положительные возможности, смягчить возникающие трудности. Макросоциальные и макроэкономические преобразования должны быть понятны населению. Часто для адаптации людей достаточно создать условия, способствующие извлечению выгоды из новой ситуации. Ощущение неприспособленности, неудовлетворенности к новым ситуациям может возникнуть вследствие недоступности социальных, материальных благ, из-за психологического дискомфорта, инерции сознания, непривычности новых форм жизни.
Социальная адаптация является устойчивой, если между мировоззренческими основами и частными адаптивными стратегиями разных социальных групп отсутствуют серьезные рассогласования.
Устойчивая адаптация к новым условиям на основе старых средств и целей маловероятна. При стихийном развитии приспособительных процессов в обществе возможно формирование только неустойчивой адаптации.
Социальная адаптация во многом зависит от характера взаимодействия общества и личности, что объясняется несовпадением природы психологических и социальных перемен. Основная причина запаздывания приспособительных реакций на возникающие ситуации – временные барьеры, препятствующие осуществлению адаптивных процессов.
Приспособительные процессы касаются мировоззренческих основ, изменение которых предполагает длительный период и сопровождается изменениями в ценностной базе личности.
Если в процессе жизнедеятельности личность с легкостью вырабатывает адаптивные стратегии, позволяющие эффективно взаимодействовать с разными социальными институтами и общностями, не вступая в конфликт с нормами, законами и традициями общества, сохраняя эмоциональную удовлетворенность и психологическую стабильность, можно говорить об адаптации, как о свершившемся факте.