Социальная адаптация человека и ее значение для жизни в обществе


Особенности современной адаптации

Обучение в школе, переход из одного звена в другое и само поступление всегда требует от ребенка особых затрат. Но ситуация поступления в школу заслуживает особого рассмотрения, тем более за последние несколько лет она обрела новые особенности при сохранении устоявшихся.

  • Технический прогресс и информатизация общества, а также введение образовательных стандартов усложняют процесс адаптации.
  • Федеральные государственные образовательные стандарты требуют от первоклассников серьезных затрат (физических, моральных, психологических). Кроме привычных учебных знаний, умений и навыков ребенку необходимо достичь предметных, метапредметных и личностных результатов, соответствовать портрету выпускника начальной школы.
  • В одночасье первоклассник оказывается в новом статусе и роли, окружении, системе обязанностей и прав. На ребенка поступает нескончаемый поток новой информации.

Адаптация к школе является своего рода трудной жизненной ситуацией для ребенка и родителей. Вместе с тем именно первичная адаптация к школе оказывает влияние на весь дальнейший учебный, профессиональный и личностный путь индивида.

Как проходит социальная адаптация: основные стадии

Польским социологом Я. Щепаньским были определены такие стадии процесса адаптации:

  1. Освоение норм и правил поведения в обществе, но устоявшиеся в обществе ценности и традиции еще не принимаются индивидуум. Это объясняется тем, что он недостаточно знаком с новой средой, ее порядками, а также тем, что индивид сознательно не принимает и отрицает ее ценности.
  2. Этап терпимости. В это время происходит признание равноценности друг друга индивидом и средой.
  3. Вхождение индивида в новую среду. Он начинает приспосабливаться к ней, что выражается во взаимных уступках. Не только индивид признает ценности общества, которое его принимает, но и само общество принимает ценности и установки индивида.
  4. Индивид полностью адаптируется к условиям и требованиям новой среды или происходит ассимиляция. Осознанно меняются паттерны поведения и привычный образ жизни индивида, он принимает новые установки, действующие в обществе.

Что такое адаптация к школе

Проблема школьной адаптации находится на стыке ряда наук (психология, педагогика, социология, медицина). Говоря о школьной адаптации, мы будем рассматривать ее как психолого-педагогический феномен.

  • Само понятие адаптации относится к биологии и означает приспособление организма к изменяющимся окружающим условиям. По определению В. И. Долговой, адаптация – процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования.
  • Для человека это процесс усвоения норм и ценностей, сменившихся условий, обязанностей и требований.

Школьная адаптация – процесс принятия и усвоения ребенком социальной ситуации школьного обучения, своего нового статуса (школьник) и новых систем взаимодействия («ребенок – учитель», «ребенок – сверстник»); выработки новых средств поведения.

С точки зрения психологии школьную адаптацию можно охарактеризовать 4 специфическими критериями:

  • Освоение ребенком новой социальной ситуации в единстве ее компонентов.
  • Принятие новой социальной позиции и статуса, отражающегося во внутренней позиции школьника.
  • Освоение новых форм и средств социального взаимодействия в возникших системах «ученик – учитель», «ученик – ученик».
  • Дифференциация отношений «ребенок – взрослый», целенаправленная перестройка всего жизненного уклада ребенка (инициатор и управляющий – взрослый).

Период адаптации к школе может длиться от 2-3 месяцев до года. Поэтому именно первый класс считается самым сложным и важным.

Структура и виды адаптации

Адаптация к школе – системный процесс. Она подразделяется на социальную, физиологическую и психологическую адаптацию, каждая из которых проходит:

  • ориентировочную фазу (2-3 недели);
  • неустойчивое приспособление (2-3 недели);
  • относительно устойчивую адаптацию (от 5-6 недель до года).

На первой фазе напрягаются все системы организма, на второй – организм ищет оптимальные пути решения, на третьей – напряжение спадает, системы организма приходят в норму, вырабатываются устойчивые формы поведения.

Социальная адаптация

Предполагает умение:

  • слушать;
  • реагировать на учителя;
  • самостоятельно выполнять задания;
  • организовывать и анализировать их выполнение.

Вместе с этим важно умение налаживать контакты со сверстниками, адекватно оценивать себя и других.

Физиологическая адаптация

Предполагает напряжение организма от навалившихся нагрузок. Независимо от того, какой активностью и какой именно деятельностью занят ребенок в школе, его организм работает на пределе. Это опасно переутомлением.

Психологическая адаптация

Зависит от готовности ребенка к школе. Предполагает:

  • желание учиться и выполнять задания;
  • стремление к их успешному выполнению и пониманию.

Важна развитая способность к запоминанию и переработке информации. Подробнее об этом элементе можно прочитать в статье «Готов ли ребенок к школе: способы проверки, рекомендации родителям».

Влияние адаптации

Из описанного выше следует, что школьная адаптация влияет на весь организм и личность в целом. Можно выделить 3 основные сферы и характерные изменения в них при неблагополучной адаптации:

  1. Психическая (когнитивный компонент). При проблемах возникает внутренняя напряженность (тревожность) и стресс.
  2. Психофизиологическая (эмоциональный компонент). При проблемах возникает эмоциональная дезадаптация и физические проявления стресса.
  3. Психообщественная (поведенческий компонент). При проблемах отмечается невозможность образования новых коммуникативных связей.

Это можно отслеживать (таблица ниже).

Компоненты адаптацииКритерииПоказатели
КогнитивныйУровень развития самосознания, наличие умений, мнений, установок, стереотипов, взглядов, знаний о школеОсознание ребенком своих прав и обязанностей, наличие адекватных представлений о том, для чего нужна школа
ЭмоциональныйСамооценка, уровень притязанийАдекватная самооценка, высокий уровень притязаний
ПоведенческийПоведение ребенка в школе, взаимоотношения с другими людьмиСтремление соответствовать ролевым ожиданиям взрослых, сформированное представление о своей социальной роли, соответствующее поведение

Критерии и показатели адаптации ребенка к школе (по В. В. Гагай)

Признаки успешной адаптации к школе

  1. Удовлетворенность ребенка процессом обучения, овладение навыками учебной деятельности.
  2. Самостоятельная организация учебной деятельности, выполнения домашних заданий; адекватное поведение.
  3. Удовлетворенность отношениями с учителями и одноклассниками; установившийся контакт.

Фазы протекания адаптационного процесса

Реализация адаптационного процесса осуществляется поэтапно:

  • на первом этапе осуществляется деконструкция, разложение старой программы гомеостаза, в результате чего возникает сложная ситуация, в которой прежние поведенческие паттерны, деятельностные стереотипы и шаблоны утрачивают свою эффективность, а новые еще не созданы. На данной фазе актуализируются временные адаптационные механизмы, позволяющие преодолеть кризисную ситуацию;
  • на втором этапе осуществляется формирование новой стратегии, программы развертывания регуляционных механизмов;
  • третья фаза адаптации характеризуется стабилизацией адаптационных показателей, выработкой новых эффективных поведенческих стратегий.

Уровни адаптации

А. Л. Венгер выделил 3 уровня школьной адаптации (низкий, средний, высокий) и следующие компоненты школьной адаптации: отношение к школе, интерес к учебной деятельности, поведение, положение в классе (смотрите таблицу ниже).

Уровень адаптацииХарактеристика ученика
НизкийОтрицательное или индифферентное отношение к школе; отсутствует интерес к учебе; нередко нарушает дисциплину, игнорирует задания, нуждается в направлении и контроле родителей и учителя; не имеет друзей, знает некоторых одноклассников по именам
СреднийПоложительно относится к школе; легко справляется с основным материалом; соблюдает дисциплину, выполняет поручения; дружит с одноклассниками
ВысокийПоложительно относится к школе; усваивает быстро и легко даже дополнительный материал; проявляет инициативу в классных делах; лидер класса

Уровни школьной адаптации (А. Л. Венгер)

Из таблицы можно констатировать, что низкий уровень свидетельствует о дезадаптации ученика, средний – о легких проявлениях дезадаптации и рисках, высокий – об успешной адаптации первоклассника.

Факторы успеха адаптации

Успешность адаптации к школе зависит от ряда факторов. Выделяют внешние и внутренние факторы школьной адаптации.

  • К внешним относятся взаимоотношения с классом, учителем и семьей.
  • К внутренним – учебная мотивация, готовность к школе, здоровье и стрессоустойчивость ребенка.

Внешние и внутренние факторы взаимосвязаны. Нет единого мнения на тот счет, что является второстепенным и обуславливает остальные. До конца сей вопрос не изучен. Но многие психологи и педагоги (С. Н. Верейкина, Г. Ф. Ушамирская, С. И. Самыгин, Т. С. Копосова, М. С. Голубь, В. И. Долгова) сходятся во мнении, что первостепенна семья. От детско-родительских отношений зависит здоровье ребенка (физическое, психологическое и психическое), подготовка к школе, учебная мотивация и умение налаживать социальные контакты.

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

Родители и педагоги должны отнестись к поступлению ребенка в 1 класс очень ответственно, ведь психологическая адаптация — это сложный и трудоемкий процесс.

Рассмотрим общие советы психолога по адаптации к школе первоклассников, которые помогут освоиться в школе детям, не имеющим специфических проблем со здоровьем (физических и психических).

  • Похвала. В освоении своей новой роли ученика ребенок может совершать множество ошибок, которые очень болезненно воспринимаются. Поэтому нельзя ругать ребенка и показывать ему свое разочарование. В эти моменты ему как никогда нужна поддержка и одобрение. Хвалите первоклассника даже за самые скромные успехи и достижения.
  • Уникальность личности. Ни в коем случае нельзя сравнивать ребенка с остальными детьми. Самооценка у детей в этом возрасте неустойчива, любые травмирующие фразы могут сильно ее снизить. Вместе с этим теряется и мотивация к дальнейшей учебе. Если необходимо указать малышу на ошибки и возможности развития, то лучше сравнить его с самим собой, сделав акцент на улучшенных результатах.
  • Условность оценок. В первый год учебы не имеет смысла объективно оценивать результаты успеха ученика, они могут сильно меняться под действием ряда факторов. Главное, привить ему познавательный интерес и положительное отношение к учебной деятельности. Поэтому оценить детей можно лишь словесно и за успехи.
  • Развитие скрытого потенциала. Школа позволяет ребенку проявить себя в разных сферах, будь то спорт, танцы или творчество. Педагог совместно с родителями должен увидеть в нем потенциал и энергию, которую он сможет направить в нужное русло. Здесь важно совместить это с учебой так, чтобы хватало времени и на подготовку к урокам, и на отдых.
  • Поощрение. Дети хорошо чувствуют ложь, поэтому очень ценным для них станет искренняя похвала и доверительное общение. Родители не должны заменять эти вещи игрушками и сладостями, чтобы откупиться от детей и сэкономить свое время.

Роль семьи в адаптации

В. И. Долгова называет детско-родительские отношение главным фактором адаптации ребенка. Автор в своем исследовании по выявлению влияния стиля семейного воспитания на школьную адаптацию опиралась на 2 показателя успешности адаптации: тревожность и учебная мотивация. Результаты исследования показали следующее:

  • в семьях с типом «симбиоз» у детей наблюдается повышенная тревожность;
  • высокий контроль родителей способствует снижению учебной мотивации ребенка;
  • снижению тревожности способствует стиль «кооперация» и способность родителей принимать неудачи ребенка.

Лучшая позиция (стиль) в семье при адаптации первоклассника – признание ребенка активным субъектом семейных отношений; адекватный контроль в виде эмоционального принятия ребенка и объемных, четких, посильных, последовательных требований.

Дети из таких семей хорошо приспосабливаются к школе. Они:

  • активны (социально, физически и коммуникативно);
  • инициативны;
  • независимы;
  • эмпатийны и доброжелательны.

Однако реально преобладающим в большинстве семей является субъект-объектное отношение родителей к ребенку. Это вызывает проблемы с адаптацией и социализацией ребенка.

Послесловие

Школьная адаптация является кризисной ситуацией, так как ребенок оказывается в новых условиях без соответствующих «инструментов» и опыта подобных ситуаций. Обучение в первом классе совпадает с кризисом 7 лет. Это еще больше усложняет процесс адаптации. Период школьной адаптации можно назвать противоречивым периодом трансформации дошкольника в школьника.

При готовности ребенка к школе, поддержке семьи и педагога школьная адаптация может пройти за 2-3 месяца. В противном случае процесс может растянуться на год и сопровождаться проблемами или вылиться в дезадаптацию (неспособность ребенка психологически и физически принять новый уклад жизни).

Благоприятно на развитие ребенка и его адаптацию к любым условиям влияет демократический стиль воспитания. Детско-родительские отношения, в которых каждый член семьи выступает активным субъектом, интересуется делами других, поддерживает, сопричастен ко всему происходящему и ждет того же от других.

—>

Понятие адаптации (от латинского слова adapto-приспособляю) возникло в биологии и рассматривается в ней как приспособление строений и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Адаптация социальная рассматривается как приспособление индивида к условиям социальной среды, является одним из основных социально-психологических механизмов социализации личности, который включает в себя и принятие индивидом социальной роли.

Социальная адаптация включает:

  1. адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя;
  2. успешное общение и адекватные отношения с окружающими;
  3. способность к труду, обучению и организации досуга и отдыха;
  4. способность к самообслуживанию и самоорганизации;
  5. изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями.

Значение социальной адаптации возрастает в условиях кардинальной смены деятельности и социального окружения человека. У учащихся и первых, и пятых, и десятых классов меняется их социальное окружение (новый состав класса и/или учителей) и система деятельности (содержание новой ступени образования). Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной. Ребенок же переживает в таких условиях эмоциональный дискомфорт из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр. Такое состояние часто сопровождается внутренней напряженностью, иногда затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений. Достаточно длительное психическое напряжение может закончиться школьной дезадаптацией и ребенок становится тогда недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и уже не хочет идти в школу. Соматически ослабленные дети (а их количество увеличивается) являются наиболее подверженными возникновению дезадаптации.

Конечно же, адекватное восприятие ребенком своего школьного окружения, успешное установление отношений с одноклассниками и новыми учителями весьма затрудняются, если у него высок уровень личной и школьной тревожности. Таким образом, осложняется сам процесс учения, продуктивная работа на уроке становится проблематичной. Даже потенциальный отличник может превратиться в отстающего ученика.

Не менее важным становится процесс адаптации учащихся и для учителей, которые, мало зная своих учеников, могут ошибиться в оценке их возможностей, успешной индивидуализации и дифференциации обучения. Поэтому учителям необходимо вовремя корректировать собственную педагогическую позицию относительно класса и отдельных учеников.


ТолкованиеПереводУРОВЕНЬ АДАПТАЦИИ Нейтральное положение в сенсорном континууме; в специальном употреблении: уровень, к которому орган чувств адаптировался. Гарри Хелсоном на основе этого понятия была разработана целая теория сенсорно-контекстных воздействий. Эта теория утверждает, что нейтральные раздражители, к которым субъект уже адаптировался, создают фон, на котором воспринимаются новые стимулы. Так, например, прохладная вода может ощущаться теплой, если субъект перед тем адаптировался к довольно холодной воде. Хотя теория была разработана применительно к сенсорным процессам, она широко использовалась в областях, далеких от сенсорного континуума, особенно в исследованиях отношений и изменений в отношениях.

Толковый словарь по психологии. 2013.

Другие книги по запросу «УРОВЕНЬ АДАПТАЦИИ» >>Используемые источники:

  • https://studwood.ru/675093/psihologiya/urovni_vidy_protsessa_adaptatsii
  • https://psychologist.tips/849-psihologicheskie-osobennosti-adaptatsii-rebenka-k-shkole-vidy-i-urovni-adaptatsii.html
  • https://studopedia.ru/9_221824_ponyatie-i-osobennosti-adaptatsii.html
  • https://psychology_dictionary.academic.ru/8614/уровень_адаптации
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]