Тревожность в современном обществе: определение, значение и влияние данного феномена на поведение людей

Тревога — это отрицательно окрашенное настроение с чувством беспокойства, напряжения и страха. В умеренных количествах такие эмоции полезны: помогают мобилизовать силы и найти выход из экстремальных ситуаций. Но для беспокойства должны быть основания и в норме оно длится ограниченный период времени.

Если человек постоянно испытывает чувство тревоги и беспокойства без причины, это может говорить о наличии расстройства психики. При отсутствии помощи постоянное напряжение изнашивает нервную систему и организм в целом, что приводит к срыву механизмов адаптации и развитию хронических заболеваний.

Если вы замечаете, что продолжительное время не можете расслабиться, то стоит задуматься о визите к специалисту.

В патологических случаях состояние тревоги и беспокойства без причины проявляются как психическими, так и физическими признаками.

Психические симптомы:

  • постоянное чувство страха и волнение без причины,
  • плохая концентрация и внимание,
  • нарушения сна,
  • эмоциональная лабильность, раздражительность, плаксивость,
  • неспособность расслабиться и полноценно включиться в повседневные дела или общение,
  • потребность в заверении других людей о том, что все в порядке. При этом облегчения слова поддержки не приносят.

Физические симптомы:

  • учащенное дыхание и сердцебиение,
  • головные боли, боли в животе и в области сердца,
  • повышенная потливость,
  • нарушения пищевого поведения: усиленный аппетит или его потеря,
  • слабость,
  • дрожь, озноб,
  • нарушения стула: учащенные позывы, запоры,
  • ощущение нехватки воздуха,
  • тошнота,
  • мышечные спазмы и боли.

Беспричинная тревога и беспокойство время от времени усиливаются или сглаживаются. Обострения часто сопровождают стресс: конфликты, важные мероприятия, болезни. В норме человек быстро оправляется после разрешения ситуации, но при расстройстве негативные эмоции не проходят.

Интенсивность тревоги варьируется от легкой до тяжелой. Крайняя степень — это паника. Если долго игнорировать тревожное состояние без причины, то к нему могут присоединиться панические атаки. Они настигают неожиданно и порой без достаточно веской причины, но после этого эпизода человек начинает избегать ситуаций, похожих на ту, в которой это произошло: общественный транспорт, лифт или просто скопление людей. Это сильно снижает качество жизни и может привести к социальной отгороженности.

Симптомы

Тревога проявляется тремя группами признаков:

  1. Психологические: ощущение страха, внутреннее напряжение и беспокойство, в выраженных случаях — паника, навязчивые мысли тревожного содержания.
  2. Физиологические вегетативные реакции: покраснение или побледнение кожи, сухость слизистых, сердцебиения и одышка, ощущения давления в груди или животе, «волны по всему телу», колебания артериального давления и др.
  3. Поведенческие: застывание и оцепенение, беспокойное метание и неусидчивость, попытки сбежать, отсутствие нормального сна.

Первые две группы — обязательно присутствуют, последняя (поведенческая) — может отсутствовать при несильно выраженной тревоге.

Чувство тревоги с ощущениями тяжести в грудной клетке или в области сердца говорят о тревожно-депрессивном состоянии. Наиболее выражены такие жалобы в утренний период, к вечеру могут стихать. Наличие таких жалоб говорит о сильном перевозбуждении нервной системы, а не о наличии болезни легких или сердца.

Тревожность. Понятие о тревоге и тревожности. Виды тревожности.статья по психологии

Тревожность. Понятие о тревоге и тревожности. Виды тревожности.

В психологии можно встретить разные определения понятия тревожности, хотя большинство сходятся в признании необходимости рассматривать его многопланово – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику. Одно из определений (А. М. Прихожан) указывает, что тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности.

Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента. По определению Р. С. Немова, «тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях». Таким образом, понятием «тревожность» обозначается как устойчивое личностное качество человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску. Тревога — переживания эмоционального дискомфорта, внутренним волнением, беспокойством, связанные с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности, которое может произойти, а может, и нет. Тревога нередко рассматривается в качестве эмоциональной реакции тревожного ожидания опасности и в качестве реакции на возможную неудачу, воображаемую угрозу. Следовательно, состояние тревожности часто бывает обусловлено не только самой действительной ситуацией, но и тем какой она представляется человеку, каким личностным смыслом и значением он наделяет эту ситуацию. Для одного ситуация является вполне обычной, не вызывающей состояние эмоциональной напряженности, для другого та же самая ситуация является источником сильных душевных, духовных и эмоциональных переживаний.

Подростки наиболее тревожны в отношениях с одноклассниками и родителями и наименее тревожны – с посторонними взрослыми и учителями. Старшие школьники обнаруживают самый высокий уровень тревоги во всех сферах общения, но особенно резко у них возрастает тревожность в общении с родителями и теми взрослыми, от которых они в какой – то степени зависят. Доказано существование двух различных разновидностей тревожности: личностной и ситуационной. Под личностной тревожностью понимается индивидуальная черта личности человека, отражающая его предрасположенность к эмоционально отрицательным реакциям на различные жизненные ситуации, несущие в себе угрозу для его «Я» (самооценки, уровня притязаний, отношения к себе и т.п.) в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Личностная тревожность — это стабильная склонность человека реагировать на подобные социальные ситуации повышением тревоги и беспокойства. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Человек, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма. Ситуационная тревожность можно определить, как временное, устойчивое только в определенных жизненных ситуациях состояние тревожности, порождаемое такими ситуациями и, как правило, не возникающее в иных ситуациях. Это состояние возникает как привычная эмоциональная и поведенческая реакция на подобного рода ситуации. Ими могут быть переговоры с официальными лицами, разговоры по телефону, экзаменационные испытания, общение с незнакомыми людьми противоположного пола или иного, чем данный человек, возраста. Ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникает у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформированности самосознания.

Причины тревожности

На первом месте среди причин возникновения тревожности — неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности.

Тревожность оказывает существенное влияние и на самооценку подростка. Повышенный уровень тревожности у подростка может свидетельствовать о его недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям. Это порождает общую установку на неуверенность в себе. В силу ряда возрастных особенностей подростковый возраст часто называют «возрастом тревог». Подростки тревожатся по поводу своей внешности, по поводу проблем в школе, взаимоотношений с родителями, учителями, сверстниками. И непонимание со стороны взрослых только усиливает неприятные ощущения. Выделяют такой специфический вид тревожности, как «семейная тревога». Под «семейной тревогой» понимаются состояния нередко плохо осознаваемой и плохо локализуемой тревоги у обоих или одного из членов семьи. Характерным признаком данного типа тревоги является то, что она проявляется сомнениями, страхами, опасениями, касающимися, прежде всего семьи. Это страхи в отношении здоровья членов семьи, их отлучек, поздних возвращений, в отношении стычек, конфликтов, возникающих в семье. В основе «семейной тревоги», как правило, лежит плохо осознаваемая неуверенность индивида в каком-то очень для него важном аспекте семейной жизни. Это может быть неуверенность в чувствах других членов семьи, в родительской любви, неуверенность в себе; например, подросток вытесняет чувство, которое может проявиться в семейных отношениях и которое не соответствует его представлению о себе. Важными аспектами этого состояния являются также чувство беспомощности, ощущение неспособности вмешаться в ход событий в семье, направить его в нужном направлении. Считается что, есть влияние тревожности родителей на тревожность детей через подражание, воздействие на условия жизни ребенка, (например, ограничение контактов со сверстниками, чрезмерная опека и т. п.). Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей — желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий. Взрослые, недовольные падающей продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив установки и оценки родителей. Близкие взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка. Не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий. Также существует демонстративность – особенность личности, связанной с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными». Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. («Лучше пусть ругают, чем не замечают»). Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема — постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка — недостаток похвалы. Другой вариант — «уход от реальности». Наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодаря своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.

Представленная информация позволяет избежать конфликты и другие поведенческие и коммуникативные недоразумения. Увиденные вовремя проблемы с тревожностью, позволяют сохранить здоровье всем участникам жизненных событий.

Как избавиться

Если тревога не является симптомом болезни, то от нее не нужно избавляться. Она, являясь нормальным защитным механизмом, сама уйдет, как только минует стресс или опасность. В случаях когда тревога выходит из-под контроля, становится симптомом заболевания, то потребуется лечение. Лечением болезненной тревоги занимается врач психотерапевт или психиатр.

Самый распространенный универсальный способ быстро снять тревогу это физические упражнения. Нагрузка на мышцы позволяет переключить перевозбужденные структуры мозга. Упражнения из нескольких приседаний, отжиманий или бег до появления чувства физической усталости быстро и безопасно убирают ощущение тревоги. Также эффективны водные процедуры: холодный душ, теплая ванная.

Опасность чувства тревоги

При заболеваниях психики тревога выходит из-под контроля, может становиться неадекватной — возникать в ситуациях, когда нет никакой реальной внешней опасности. В таких случаях тревога сама становиться причиной и механизмом развития болезней: психосоматических состояний, тревожных и депрессивных расстройств, эндогенных и органических заболеваний.

Также необходимо знать что во время тревоги снижена способность рационально мыслить и адекватно анализировать поступающую информацию. Именно поэтому все психологи рекомендуют никогда не принимать радикальных решений на «пике тревоги».

Общая характеристика

Беспокойство выражается расплывчатым смутным страхом по отношению к возможным будущим событиям. Часто оно возникает без причины, то есть в ситуациях, когда реальная опасность отсутствует. Человек предчувствует беду, но не знает, как избежать или преодолеть ее. Внутреннее напряжение частично снижается двигательной активностью, поэтому беспокойные люди не могут усидеть на месте, ходят по комнате, грызут ногти, бесцельно по нескольку раз включают экран мобильного телефона, совершают другие кажущиеся бессмысленными действия.
Ожидание беды заставляет сконцентрироваться на поиске способов решения или избегания будущих проблем. Появляется рассеянность, некоторая отрешенность от реальности. Мышление становится избирательным: человек обращает внимание на события, связанные с беспокоящей ситуацией, игнорирует все остальные. Таким способом он подтверждает, что его переживания оправданы. Иногда чувство беспокойства усиливается до состояния тревожности, развиваются расстройства восприятия времени, пространства, людей, действий.

Субъективно беспокойство ощущается как тревога – комбинация страха, печали, стыда, чувства вины без причины. Во время наиболее острых переживаний начинают осознаваться физиологические изменения: учащенное сердцебиение, усиленная потливость, тошнота, головокружения, головные боли. Если нет понимания связи между беспокойством и физическим недомоганием, человек ищет причину дискомфорта, обращаясь к врачам соматического профиля – к терапевтам, неврологам, кардиологам.

Мышление беспокойного человека направлено из прошлого в будущее – из воспоминаний извлекается неблагоприятное или опасное событие, а затем прогнозируется нечто аналогичное. При этом предыдущий опыт может быть старым либо только что произошедшим, личным либо чьим-то чужим. Например, после выговора начальника дискомфорт нарастает каждый раз по приходу на рабочее место, так как существует вероятность встретить руководителя. Аналогичным образом беспокойное состояние может развиться перед полетом на самолете, если до этого был просмотрен фильм об авиакатастрофе.

Говоря о беспокойстве без причины, стоит заметить, что причина, как правило, есть, но она не осознается или оценивается окружающими как несущественная. Ключевая функция беспокойства – побуждение к действиям, повышающим вероятность благоприятного исхода событий, предотвращение потенциально опасного поведения. Биологической основой этого переживания является мобилизация психофизиологических процессов для преодоления возможной травмирующей ситуации. Негативный эффект беспокойства – чувство страха, препятствующее эффективной деятельности.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]