Виды мотивации: внутренние ключи и внешние стимулы

Внешняя и внутренняя мотивация – где искать потребность к развитию?

Жизнь идет, а куда? Человек идет по жизни в определенном направлении, и это направление отличается от обычного выживания. В каждом есть животное, управляемое инстинктами. Есть двигатели-мышцы, нервная система, обеспечивающая движение. Сделать действия человека осмысленными, а его – очеловеченным и разумным, взаимодействующим с себе подобными помогает мотивация.

Это движение от точки А до Б с определенной целью. Точка Б может быть желанной, потому что она престижна. В точку Б нужно попасть по внутреннему велению — «Я могу!». Одна точка – два мотива. Потому следует говорить про виды мотивации, источники их возникновения.

Что такое мотивация

Психология рассматривает мотивацию с позиции потребности в чем-то. Нужда, ощущение дискомфорта, связанного с ней, целиком и полностью зависит от ситуации – окружающей среды, настроения. Состояние «вчера хотел, а сегодня не очень» вряд ли побуждает к действию.

Мотивация – это мысль о том, как было бы хорошо, если бы. Фактически, это мечта, но не каждая мечта мотивирует подняться с дивана. Это мечта, которая заставляет ее добиваться. Превращает человека в ученого, создавшего гипотезу собственного удовлетворения в случае достижения определенных условия.

Любой настоящий ученый начинает продумывать план действий, проводить эксперименты, идти к цели шаг за шагом.

Точкой отсчета в побуждении становится внутренний дискомфорт, несоответствие реального и желаемого. Мотивация – это то, что заставляет соотнести два фактора:

  • могу или не могу (возможности);
  • хочу или не хочу (намерения).

Возможности человека зависят от способностей, вооруженности средствами и знаниями — компетенций. Именно так мотивация способна стимулировать внутреннее развитие способностей, обучение, чтобы привести к цели. Однако отсутствие одного из элементов приведет к тому, что волевое усилие не сформируется, и безволие приведет к разочарованию, стрессу.

Мотивация в международной деятельности

Для руководящих работников, осуществляющих международную деятельность, важно наличие и развитие компетенций. Ими называют способности человека к использованию наблюдений и логических умозаключений с целью разобраться в различных возникающих ситуациях и жестах, а также для соответствующего реагирования на них. В структуру компетенций входят три ключевых элемента, находящихся в постоянном взаимодействии:

  • когнитивный;
  • эмоциональный;
  • физический.

Сущность когнитивной составляющей заключается во взаимопонимании и обучаемости. Эмоциональный компонент состоит из самомотивации, а также ощущения уверенности в себе и своих силах, стремления не пасовать перед возникшими трудностями и еще больше работать, чтобы преодолеть их и достичь лучших результатов. Физический элемент отражается в способности изменять речь и язык жестов. Понимание и эффективное использование трех составляющих компетенций невозможно без наличия гармонического сосуществования тела, головы, сердца. Высококомпетентный руководитель способен воспринимать и реализовывать новые идеи, методы, подходы. Так, менеджеры, работающие в условиях международного рынка, легче и быстрее приспосабливаются к новым условиям в тех случаях, когда они обладают умением понять других, отличных от них самих людей, поставить себя на их место, сотрудничать с ними. Существование единой концепции мотивации и применение одних и тех же мотивационных теорий, разработанных видными зарубежными исследователями, не делает одинаковыми системы мотивации труда в России и других государствах. Существует масса разительных отличий. Наиболее успешными в плане стимулирования работников являются Япония и США. Недостатки отечественной системы мотивации следует определять, изучая зарубежный практический опыт.

Основные характеристики

Мотивация состоит из двух частей:

  • внутренняя психологическая установка человека на действие или бездействие;
  • способности к эффективному соотнесению возможностей и способностей для реализации цели.

Она приходит к человеку в виде специфических переживаний, которые связаны с положительными эмоциями от достижения предмета или реализации идеи. Но мотив осознается только тогда, когда он совпадает с идеалами и культурными ценностями человека и общества в данный момент времени.

Мотив имеет несколько характеристик:

  • дает энергию для активности;
  • направляет действия на достижения цели;
  • обуславливает избирательность внимания;
  • готовит к типичным сценариям реакции.

Мотив также обязательно включает саму деятельность по достижению цели. Мотивация, это не только, насколько сильно человек желает добиться цели, а то, сколько усилий он готов приложить для этого.

Список использованной литературы

  1. Базарова, Т.Ю. Управление персоналом / Т.Ю. Базарова. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 107 с.
  2. Теория управления: Учебник / Под общ. Ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. – М.: Изд-во РАГС, 2005. – 558с., 3000 экз. (В пер)
  3. Не повторять ошибок: (Советы руководителю)/ Сост. И. В. Липсиц. – М.: Экономика, — 2006.- 312 с.
  4. Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу «Менеджмент». – М.: Гордарика, 2007.
  5. Управление персоналом /под ред. В.А. Спивак 2007
  6. Пугачев В.П. Управление персоналом организации: Учебник. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 279 с. – (Серия «Управление персоналом»).
  7. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 511с. – (Серия «Золотой фонд российских учебников».)
  8. Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом.- М, 2007
  9. Михалева Е.П. Менеджмент: конспект лекций. – М.: Юрайт-Издат, 2007.- 175с.
  10. Бурлаков Г.Р. Мотивационный климат организации — М.: ИНФРА-М.,2002.,
  11. Глобальная сеть Интернет
  • Мастер делового администрирования (Управление адаптацией)
  • Реферата: Alfresco
  • Как настроиться на рабочий лад. Обзор эффективных техник самомотивации
  • Как настроиться на рабочий лад. Обзор эффективных техник самомотивации (Как приступить к работе с утра)
  • Детерминанты поведения в различных культурах (Понятие «детерминанта личности»)
  • How can technology improve our learning process? (По дисциплине «Практический курс первого иностранного язык»).
  • ТРИХОМОНИАЗ
  • Реферат (Принцип относительности Галилея)
  • Особенности этикета руководителя
  • ТИПЫ ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ. АЛГОРИТМЫ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ
  • Структурные подразделения организации. Определение. Функции. Руководство (Спортивного менеджмента)
  • Структурные подразделения организации. Определение. Функции. Руководство (Факультет Спортивного менеджмента).

Виды мотивации


Человек идет к чему-то или уходит от чего-то. В первом случае – это позитивная мотивация — движение «к цели», во втором – негативная – «от неудовлетворенности (страха/бедности/плохой самооценке). Но обычно позитивные и негативные мотивы сочетаются: если я брошу курить, стану здоровее, смогу заняться спортом и зарабатывать больше. «Брошу» в контексте курильщика – отрицательная установка, но конечная цель – положительная. Мотивация заставляет становиться лучше!
Внешняя мотивация – это призыв к действию, которое может приносить деньги, одобрение, продвижение по службе. Заниматься интересным делом для удовлетворения, самореализации – это внутренняя мотивация. Внешняя — может быть обусловлена мотивом изнутри – взглядом на ситуацию, внутренним состоянием человека. В итоге – внешняя и внутренняя мотивация имеют стертые границы. Мотив – то, что затрагивает сознание человека, зависит от его картины миры. Потому потребность в движении обязательно включает характеристики внутренних и внешних мотивов: предпринимая действия, человек меняет мир вокруг и отношение к нему.

«Внутренняя мотивация» — это термин, который ввел Р. Вудвортс: человек рождается с целью осваивать мир посредством поведения – эффективного взаимодействия с окружающими объектами. Другие разновидности внутренней мотивации рассмотрены Р. Уайтом, как поиск «чувства эффективности», когда человек действует ради потребности в эффективности, компетентности и мастерстве.

Классификация мотивации по другим факторам

В психологии людей разделают в зависимости от мотивации к успеху или стремлению избегать неудачи, что определяется разработанными тестами. Однако люди, мотивируемые на успех, в случае неудачи – ищут виноватых. Люди, которые стремятся избегать неудач, наоборот причину неудачи ищут в себе, потому всегда готовы изыскивать резервы для повышения эффективности деятельности.

Процессуальное направление

К нему относится так называемая теория ожиданий, разработанная В. Врумом. Согласно ей мотивацию можно представить как совокупность ожидаемого результата работы, планируемого вознаграждения и степени ценности деятельности.

Еще одна теория – теория справедливости Аткинсона. По ней мотивация носит субъективный характер, когда работники сравнивают собственную награду с наградой для других людей, занимающихся подобной деятельностью. Сопоставив свое и чужое вознаграждение, человек дает оценку справедливости этому, которая, в результате, влияет на эффективность и качество последующей работы.

Существует также и комбинированный вариант мотивационной теории на основе составляющих теорий справедливости и ожиданий (авторы – Л. Портер и Э. Лоулер). Здесь степень прилагаемых к труду усилий зависит от размера (ценности) награды, а также чувства уверенности в справедливом вознаграждении за осуществляемую работу.

Внешняя мотивация против внутренней: какая сильнее?

Одна сторона мотивации поддерживает другую. Похвала, благодарность или отзыв клиента вызывают чувство собственного профессионализма, компетентности, что растит внутренние побуждения. Тогда ради одобрения извне хочется наращивать мастерство, эффективность, развиваться, как личность. Появляется влюбленность в работу, вдохновение деятельностью.

Взаимосвязь между внутренним и внешним показана в видах мотивации, выражающей стремление к успеху, популярности, признанию значимости, преодолению и самопреодолению (совершенствованию), призванию. Данные типы представлены в виде лестницы саморазвития человека. Они показывают, как ориентация на внешний успех создает людей, которые довольны своим делом.

Глава 3. Система мотивации из практики работы организации, в которой работает слушатель

В нашей компании помимо традиционной материальной мотивации сотрудников в виде заработной платы, мы используем не материальную мотивацию. Это выражается в вовлечении сотрудников в процессы компании, обсуждение и постановки планов, способов их реализации, что позволяет почувствовать сотрудникам их значимость и ценность для компании. Выслушиваем и применяем на практике предложения, улучшающие существующие рабочие процессы, каждый сотрудник может выразить мнение по работе своего коллеги или соседнего отдела. Также мы довольно лояльно относимся к рабочему графику сотрудников, разрешая покидать рабочее место в течение рабочего дня, если возникает личная необходимость, без потери заработной платы. Устраиваем небольшие торжества в честь успешных сделок или перевыполнения показателей. Применяя выше перечисленные методы, мы получаем довольного и мотивированного сотрудника, готового на новые свершения.

Факторы, определяющие уровень мотивации

Сила мотивации состоит из факторов, ее составляющих:

  1. внутренний мотив – потребность в действии, развитии, переменах формирует причину движения.Цель или желаемый предмет (результат действия) – должен быть настолько значимым, чтобы влиять на картину мира, захватить сознание и внимание.
  2. Возможности удовлетворения потребности – иногда они гораздо меньше, чем обстоятельства, которые приходится преодолевать. Потому важна трезвая оценка слабых и сильных сторон.
  3. Способность к планированию – план необязательно должен быть на бумаге, а только в голове. Чтобы выполнить действие, нужно обладать знаниями, инструкциями по его свершению. Нехватка знаний может быть причиной низкого уровня мотивированность.
  4. Самоконтроль и выполнение плана – зависит от того, чем приходится пожертвовать ради достижения цели. Недостаточное вознаграждение способно разочаровать – потому мотивированность всегда состоит из внутренних и внешних факторов.

Вектор приложения усилий, направление – важно то, чтобы человека привлекали внешние стороны процесса или результата.Именно внутренний мотив – потребность в действии, развитии, переменах формирует причину движения.

Мотивационные теории

Теории мотивации позволяют проводить анализ факторов, которые оказывают прямое влияние на мотивацию, как комплексное понятие. В основном предмет их изучения фиксируется на анализе человеческих потребностей и влиянии этих потребностей на мотив (мотивацию).

Долгое и тщательное изучение основных потребностей индивида позволило выделить три основных направления теорий:

  1. Содержательные теории мотивации. Они изучают потребности, которые мотивируют индивида к ведению той или иной деятельности, структуру таких потребностей, определение из первичности и вторичности, алгоритм их удовлетворения.

    Для содержательных теорий важны цели, к которым стремится человек. Сюда входят теория иерархии потребностей Маслоу, теория Альдерфера, теория МакКлелланда и теория двух факторов Герцберга.

  2. Процессуальные теории мотивации. В этой теоретической категории упор делается на объяснении процесса выбора той или иной линии поведения, ведущей к достижению цели или исполнению желания.

    Здесь важно то, как именно индивид распределяет свои силы для достижения желаемого, какой вид поведения он выбирает. Сюда входят теория Адамса, теория Лока, теория Портера-Лоулера.

  3. Теории, в основе которых лежит специфическая картина человека. Уже из названия этой категории понятно, что в основе данных теорий лежит специфический образ индивида, его мотивы, собственные потребности (чаще всего используется в организации рабочего процесса).

    Сюда входят теория Оучи и теория МакГрегора.

Связь теории А. Маслоу и мотивации

Сейчас существует большое количество различных мотивационных теорий, однако в качестве базы для большинства из них берётся «Теория потребностей» А. Маслоу.

Основная идея этой теории состоит в том, что каждый индивид имеет определённую иерархию потребностей. И некоторые потребности можно удовлетворить только после того, как удовлетворятся базовые нужды.

Ступени иерархии Маслоу:

  1. Базовые потребности (физиологические). Это основа основ, т.е. все стремления связаны с выживанием: утоление голода, жажды, стремление к отдыху и т.д;
  2. Стремление к безопасности и уверенности в завтрашнем дне. Для человека крайне важно обезопасить себя от внешнего мира, быть уверенным, что завтра у него будет всё хорошо, и он сможет жить полноценной жизнью;
  3. Социальная ступень. Это взаимоотношения индивида с социумом, желание быть частью группы, находить поддержку и общение;
  4. Самоуважение. Тесно связана с предыдущей ступенью. Включает в себя стремление производить впечатление на окружающих, желание заслужить уважение и почтение со стороны значимых для индивида людей;
  5. Стремление к познанию. Желание узнавать что-то новое, изучать, уметь;
  6. Эстетические потребности. Потребность в гармонии, порядке, красоте;
  7. Самореализация. Самая сложная ступень, венчающая пирамиду. Это стремление к реализации собственного потенциала, желание вдохновлять других, что-то делать для мира. Этого уровня достигает около 15% людей.

Методы(способы) мотивации

Способы побуждений зависят от объекта приложения усилий. Термин мотивация используют, чтобы заставить человека действовать определенным образом. Если говорить точнее, то мотивированность – повышает эффективность деятельности человека в любой сфере. Методы воздействия зависят от области применения.

Мотивация персонала

Мотивацией персонала называют меры, принимаемые для роста эффективности труда. В зависимости от целей и принципов руководства в организации используют:

  • материальные стимулы;
  • организационно-административные (штрафы, регламент, принуждение, отрицательные стимулы);
  • социально-психологические (обращены на внутреннее побуждение – причастность к чему-либо).

Выбор мотивационного метода в менеджменте зависит от мастерства руководителя, умения находить индивидуальный подход к подчиненным.

Мотивация учащихся


Педагоги обязательно учитывают возрастные особенности внимания, мышления и памяти, чтобы организовать познавательную активность детей различного возраста. Чаще всего используют классичес

  • словесные – яркий, эмоциональный рассказ;
  • наглядные и практические пособия – карточки с заданиями, лабораторные занятия, которые открывают в детях желание экспериментировать;
  • репродуктивные и поисковые – методы проблемных ситуаций, направленные на развитие творческого потенциала;
  • самостоятельная работа – подготовка рефератов от группы или ученика, проведение наблюдений, которые связывают теорию с практикой.

Самомотивация

В основе самомотивации лежит внешнее и внутреннее побуждение к познавательной деятельности. Человек становится активным только тогда, когда направление деятельности совпадает с вектором развития личности.

Работа не вдохновляет, потому что – скучная, рутинная, надоела. Работа, как деятельность, в таких случаях не является самоцелью. Результат – это материальное поощрение.

Нужно вспомнить, что работа дает возможность для чего-то больше, служит финансовым источником. Что нужно? Найти деятельность, которая дает энергию для действия и выполнения рутинных обязанностей. Использовать негативное побуждение, в том числе. Искать себя в других сферах, где результат деятельности будет совпадать с внутренним мотивом.

Аффирмации

Аффирмации используют для того, чтобы перезаписать негативные установки. Вместо «У меня ничего не получится», говорить: «Я с легкостью пробую новое. Мне нравится пробовать все новое».

Вместо «Я боюсь криков начальника», повторить: «Я выслушивают любую критику спокойно. Воспринимаю только конструктивные предложения».

Самовнушение

Самовнушение – это метод вынужденной улыбки, которая запускает химические реакции в мозге. Разумеется, после бессонной ночи нет смысла говорить «Я полон сил!», а нужно просто выспаться. Установки должны быть конкретными и реальными. Перед важным разговором: «Я уверен в себе, я спокоен». Во время ссоры «Меня трудно вывести из себя». В период сомнений – «Я готов работать и действовать».

Биографии известных личностей

Время историй настало. Сейчас каждый с помощью социальных сетей может создать собственную легенду и найти поклонников, которые будут мотивировать. Ф. М. Достоевский изложил в романе «Игрок» историю собственной зависимости и превратил крах в триумф. Превратить слабые стороны в сильные – отыскать возможности – под силу каждому. Нужен тщательный анализ, изучение аналогий.

Визуализация


Метод сонастройки с целью. Это не магический прием, подчиняющий повороты судьбы, а тот самый оазис, который заставляет идти вперед, чтобы напиться. Не стоит думать, что мысли о шикарном офисе сделают его таковым без труда. Мечта заставляет сердце биться сильнее, вырабатывает эндорфины, стимулирует мозговую деятельность.

Поиск целей и самомотивация

Что мотивирует людей? Всем известно, что для стимулирования и побуждения должна быть поставлена конкретная цель. Она должна быть ясной и точной, без малейших подвохов. Но часто найти эту самую цель бывает не так просто, а еще сложнее описать и охарактеризовать ее. Как создать мотивацию? Что нужно делать для этого?

Для того чтобы постараться найти ту самую задачу, понадобится ежедневно выполнять несколько комплексов упражнений, направленных на развитие внутреннего мира индивида, раскрытие его творческого потенциала.

Психологи рекомендуют ежемесячно проводить обучающие тренинги для сотрудников компании, стараясь привлечь их к определенной цели. Это может быть улучшение качества работы, увеличение количества производимых товаров, повышение квалификации работников. Инструменты мотивации: премии, похвала, отпуск, награждения.

В школах и детских садах часто проводят интерактивные занятия, направленные на побуждение ребят к успешному выполнению домашней работы, стремлению получать похвалу и хорошие отметки.

Как сохранить мотивацию? В повседневной жизни человек сам может выполнять комплекс мотивирующих упражнений, достаточно лишь найти свободное время и уютное для размышлений место. Это может быть прекрасный парк с роскошными елями и соснами, а может быть какое-то тихое и спокойное место в самой квартире.

Есть также и такое понятие, как мотивация достижения — это разновидность побуждения, связанная с желанием добиваться успехов и миновать преграды. Впервые это определение было выведено в 1930-х годах ученым Г. Мюрреем. Сейчас же мотивация достижения ассоциируется с получением каких-либо положительных эмоций. Это может быть успех в школе или повышение на работе, удачная покупка или приезд родственников.

Сферы применения понятия

Мотивация – понятие широкое, но в целом отражает причины поведения человека. В различных научных сферах человек — это объект исследований различного направления. Потому рассматриваются разные виды мотивации. В психологии – носитель сознания, в экономике – это субъект экономической деятельности с потребностями, а в менеджменте – сотрудник, деятельность которого подчинена целям компании. Педагоги мотивируют, повышая активность познавательной деятельности у школьников, студентов. Термин используют в маркетинге, когда человек, обладающими потребностями, мотивами и суждениями, принимает решение о покупке товара.

В психологии

Психология ищет ответы на два вопросы:

  • Чем поведение человека отличается от животного?
  • Как можно регулировать поведение для решения задач обучения, воспитания, управления активностью?

Потому в широком смысле слова мотивация включает:

  • психологические и физиологические особенности человека;
  • факторы внешней среды, влияющие на поведение.

В узком смысле слова – это психологические изменения, которые формируют, направляют и поддерживают поведение человека. Это причины, которые объясняют, почему человек поступил именно так в конкретной ситуации. Почему? С какой целью? Ради чего?

Психология мотивация изучает три аспекта:

  • биологические и физиологические механизмы, связанные с удовлетворением базовых потребностей;
  • поведенческие или непсихологические стимулы из внутренней и внешней среды – условные рефлексы;
  • психологические – рассматриваются психологические факторы (бессознательное, внутренние и внешние стимулы, социальные факторы, гуманистические – сознание человека).

Существуют различные направления психологии, которые изучали аспекты поведения.

В менеджменте

В менеджменте мотивацией называют процесс стимулирования одного или нескольких людей к деятельности, которая направлена на цели предприятия. Это способ эффективного выполнения работы.

Рассматриваемые в менеджменте виды мотивации опираются на структурирование потребностей людей. Маслоу выделил пять групп потребностей, которые существенно отличаются в зависимости от уровня развития страны, культуры, социума. МакКлелланд ввел следующие разновидности потребностей: власти, успеха и принадлежности. Герцберг предложил учитывать факторы, влияющие на удовлетворение потребности в процессе работы. Условия труда, его оплата, отношения в коллективе – гигиенические факторы – то, что может вызывать неудовлетворенность, но их улучшение не приведет к удовлетворению потребности. Мотивирующими факторами Герцберг называет ощущение успеха при карьерном росте, расширении возможностей, признании со стороны коллег и начальства.

По теории ожидания мотивированность возникает, если человек уверен в том, что его усилия помогут добиться цели и получить вознаграждение. Теория справедливости утверждает, что человек субъективно сопоставляет размер вознаграждение и усилия. Побуждение возникает, когда труд переоценен, и это дает стимул для приложения больших усилий.

В экономике

Экономические интересы общества зависят от материального положения людей, классовых различий. Каждый человек имеет повседневные интересы, которые также влияют на поведение в труде и отношение к работе.

Интересы отражаются в мотивах трудовой деятельности. Это сознательное внутреннее побуждение к труду для удовлетворения потребностей. Мотив предопределяет поведение человек, выбор деятельности, наращивание знаний и умений для достижения целей. Мотивацией является совокупность связанных мотивов.

В экономике выделяют мотивационное ядро: мотивы призвания, обеспеченности и престижа – самореализации, богатства, социального статуса. Степень удовлетворенности этих мотивов влияет на то, как человек оценивает условия труда и формирует отношение к нему.

Для усиления мотивов руководство использует материальные и нематериальные стимулы – доска почета, благодарность или премии в денежной форме. На стыке удовлетворения потребностей, развития мотивов и стимулов рождается система мотивации в экономической деятельности.

Глава 2. Нетрадиционные способы стимулирования труда

Оплата проездных билетов, медицинские страховки, обеды в офис – стандартный компенсационный пакет с небольшими вариациями обеспечивают сотрудникам большинство компаний.

Умение воодушевлять и искренне благодарить людей за проделанную работу – не менее важное качество, чем талант администратора. Авторы учебников по менеджменту предлагают множество эффективных методов поощрения персонала, но каждый руководитель решает эту творческую задачу по-своему, дополняя стандартные механизмы мотивации собственными ноу-хау.

Основатель The Walt Disney Company Уолт Дисней учился этому всю жизнь. Он постоянно придумывал оригинальные способы мотивации сотрудников. Прекрасно понимая, что текучесть кадров наиболее высока там, где люди не считают работу престижной, он не только стремился улучшить имидж подразделений, но и тщательно подходил к выбору их названий. Так, при Диснее прачечные в отелях, самые грязные и тяжелые места работы, на территории принадлежащих компании парков развлечений были переименованы в текстильные службы (textile services). Это поставило их в один ряд с такими престижными подразделениями компании, как отдел маркетинга или клиентская служба, оставив при этом единственным подразделением, куда было легко попасть. Неудивительно, что вскоре прачечные стали одним из наиболее популярных мест для людей, начинающих карьеру в компании.

В 1990-е годы объем работ текстильной службы резко возрос, а популярность снова упала. Тогда, чтобы избежать массовых увольнений, менеджмент компании объявил, что будет поощрять любые предложения сотрудников этого подразделения, направленные на улучшение качества работы и условий труда. Привлекательность предложения превысила тяжесть работы. Сотрудники сервиса получили привилегию обсуждать планы развития своих служб и участвовать в подготовке бюджета. Текучесть кадров вновь вошла в норму.

Практика доказывает: творческий подход к стимулированию персонала не только возможен, но и оправдан. Несмотря на внешнюю спонтанность, подобные эксперименты действительно вдохновляют персонал на трудовые подвиги ничуть не меньше, чем традиционные элементы системы мотивации. Кроме того, опыт российских компаний показывает, что нестандартные решения – отличный инструмент сплочения команды.

Поощрение работников за успешно выполненную работу – один из лучших способов поддержания хорошей мотивации и заинтересованности в высоких результатах труда.

Чтобы отблагодарить персонал, не стоит придумывать грандиозные мероприятия, реализация которых отнимет у вас массу времени, или ограничиваться премиями. Существует по меньшей мере еще десять способов отблагодарить сотрудников.

1. Публично отмечайте заслуги работников: их профессионализм и надежность заслуживают похвал

2. Благодарите сотрудников лично: отправьте сотруднику e-mail со словами похвалы, сказав, как высоко вы его цените.

3. Делайте неожиданные и ни к чему не обязывающие подарки

4. Предоставляйте отличившимся свободное время: поход на рыбалку в середине недели взбодрит и воодушевит энтузиаста лучше премии

5. Поручайте хорошо зарекомендовавшим себя сотрудникам ответственные, интересные задачи и проекты

6. Предоставьте лучшим сотрудникам свободный график

7. Время от времени устраивайте встречи «без галстуков»

8. Предоставьте сотрудникам свободу в выборе того, как именно они будут достигать своих целей

9. Внимательно выслушивайте предложения персонала и вовлекайте лучших сотрудников в постановку задач

10. Делитесь с коллективом своими планами

Компенсация отпуска Менеджеры по персоналу отмечают, что многие работники не используют законные каникулы полностью, зачастую игнорируют свое право на отдых, определенное Трудовым кодексом. Вместо положенных 28 дней отпуска люди привыкли отдыхать в среднем две-три недели в год.

В том, что традиционными способами заставить сотрудников отдыхать довольно сложно, убедились и в . Чтобы помочь людям оторваться от суровых трудовых будней, компания более двух лет предоставляет отдельным категориям сотрудников специальный «отпускной бонус». Получает его тот, кто найдет в себе силы взять отпуск и отсутствовать на работе положенные 28 дней.

«Мы платим компенсацию, когда получаем от сотрудника доказательства,– он должен предъявить путевку и билеты, подтверждающие, что этот человек именно едет в отпуск отдыхать, а не остается в городе»,– рассказывает директор управления по работе с персоналом Вера Елисеева. Право на компенсацию имеют руководители с ненормированным рабочим днем. «Им, как известно, свойственно работать по 12 часов в сутки и без отпусков. А если не мы, то кто же позаботится о здоровье и отдыхе самых нужных сотрудников?»– говорит Вера Елисеева. [11]

Кстати, по данным ВЦИОМ, почти половина населения страны проводит отпуск дома, где «заниматься делами», и отдыхать «по-настоящему» не намерена. Доказать мотивационный эффект подобного материального стимулирования отпускной активности довольно сложно, но бесспорно одно: отвлечь трудоголика от работы ничуть не легче, чем, например, вовлечь в рабочий процесс сотрудника, страдающего абсентизмом – болезненным стремлением отсутствовать на рабочем месте.

Премии за «неболение»

Прививки от гриппа, премии за отказ от курения, льготное медицинское обслуживание и скидки на приобретение карт фитнес-центров – все эти льготы помогают компаниям поддержать здоровье сотрудников, однако далеко не всегда сводят количество больничных листов к минимуму.

Чтобы уменьшить количество потерянных из-за болезни человеко-часов, сеть магазинов «Седьмой континент» ввела премию за заботу о собственном здоровье. Компания поощряет тех, кто не болеет, денежным вознаграждением. Четыре месяца назад около двух тысяч сотрудников «Седьмого континента», которые в течение двух лет ни разу не брали больничный и отпуск за свой счет, впервые получили за это премию в размере 14 тыс. руб. Всего же на эти цели компания потратила свыше 20 млн руб. [11]

Ужин за счет компании поощрять передовиков производства можно по-разному. Одни вводят премии за выдающиеся достижения, другие – по результатам работы за год. А в компании Nayada (дизайн, проектирование и отделка офисных и торговых помещений) решили время от времени благодарить сотрудников просто так, вроде бы без повода.

В Nayada действует принцип: «Не человек для номинации, а номинация для человека». Поняв, кого и за что компания хочет наградить, руководство придумывает соответствующее торжественное звание. По словам директора по персоналу Nayada Юлии Пасс, большинство номинаций персональные и их названия практически не повторяются: «В числе последних призов – премии за самую быструю продажу в истории компании, за привлечение ключевого клиента, за виртуозность в работе, за душевное отношение к делу, за освоение новой продукции»,– говорит Юлия Пасс[11]

Выбирают номинанта сообща. Результаты публикуют в корпоративной газете, а победителя награждают призом. Согласно концепции, вознаграждение сотрудник также может выбрать на свое усмотрение – в разумных пределах, конечно. Например, работники московского офиса вольны выбирать между походом в ресторан, посещением салона красоты или покупками в магазинах-партнерах ,– говорит Юлия Пасс[11]

Корпоративный яхтинг

Год назад в HR-службу поступило необычное предложение. Инициативная группа, которую возглавили несколько профессиональных серфингистов и яхтсменов, попросила расширить социальный пакет. К тому времени компания уже оплачивала всем желающим занятия в фитнес-клубе, а любителям горных лыж и сноуборда компенсировала половину стоимости сезонного абонемента. Любители же водных видов спорта пока оставались не у дел.

Ставка на спортивные игры была давним коньком . А когда поступило это рацпредложение, в HR-отделе как раз размышляли о том, какими бы летними видами спорта разнообразить спортивный пакет. Долго думать не потребовалось: «Крок» купил абонемент в речной клуб.

Со временем стало понятно, что любителей яхтинга становится все больше, за год интерес к водным видам спорта уже проявили около сотни из восьмисот сотрудников компании. Фирма, соответственно, предоставила им бесплатные уроки, профессиональных тренеров и 50-процентную скидку на выходы на спортивных крейсерских яхтах.

Подготовка была поставлена на широкую ногу. Несколько человек даже получили сертификаты шкипера международного образца. Вершиной эйфории стало приобретение компанией собственной яхты.

«Обнаружив такой интерес к морскому делу, мы поняли, что это отличный инструмент мотивации. Мы даже сформировали собственную профессиональную команду, которая регулярно тренируется и недавно приняла участие в гонках»,– говорит заместитель генерального директора по работе с персоналом Марина Козырицкая.

Останавливаться на достигнутом там не собираются. Коллекцию видов спорта, взятых на вооружение компанией, может пополнить каждый сотрудник, инициировав новую программу. Главное – чтобы энтузиаст нашел среди коллег нескольких соратников, с которыми ему предстоит тренироваться.

Игра в кенги.

Несколько лет назад предприниматель Валерий Митякин побывал в Австралии. Отправляясь в страну кенгуру, он и не подозревал, что эта поездка изменит его жизнь. Однажды, воспользовавшись приглашением друзей, Митякин посетил фабрику по производству детских игровых площадок из специального резинового покрытия. Изучив эту продукцию, Валерий пришел в восторг. Материал, из которого изготавливались игровые площадки, был эластичным, крепким, красочным. После возвращения в Москву Митякин решил создать аналогичный бизнес. В 2001 году он открыл фабрику, где по австралийской технологии тоже производились площадки. А чтобы отдать дань стране, где его посетило вдохновение, поместил на логотип символ Австралии, кенгуру.

Через четыре года франчайзинговая сеть насчитывала уже 33 филиала в России, на Украине и в Прибалтике. И руководство всерьез задумалось о мотивации сотрудников. Сначала в компании ввели премии по результатам работы за год. Но такая отдаленная перспектива получения бонуса не произвела впечатления на работников. Тогда в «Мастерфайбре» ввели дополнительное еженедельное поощрение.

Теперь каждый четверг сотрудники распределяют особый премиальный фонд. Формируется он из корпоративной валюты «кенга», получившей такое название от символа компании. Каждый работник получает $10 в кенга-эквиваленте и отмечает лучшего с его точки зрения сотрудника, отправив свой взнос в его копилку (оставлять «призовые» себе нельзя). «Критерий – наибольший вклад в процветание фирмы»,– поясняет Валерий Митякин.

Внутрикорпоративную валюту можно обналичить. А можно обменять на абонемент в бассейн или отправиться на обучение за счет компании. А тому, кто получил больше всех кенг, выдается супертрофей, «золотая кенга». Набрав 50 золотых наград, каждый сотрудник может обменять их на поездку в Австралию, на духовную родину «Мастерфайбра».

Зачем нужна мотивация


Кому она нужна? Мотивация – это инструкция к поведению. Когда человек чего-то хочет, то мозг самостоятельно находит подсказки для достижения успеха. Парень добивается внимания девушки, ребенок находит подарки от Деда Мороза, женщина худеет после родов. Они мотивированы, потому что точно знают, чего хотят. Поиском мотивации занимаются те, кто в цели не уверен. Человек, который получает деньги за работу для выживания, будет ползти на работу. Его эго будет кричать о том, что лучше поспать, но за поспать захочется поесть, а еда покупается за деньги. И опять нужно работать!
Мотивация – это борьба с собственными привычками, устоями. Потому тренеры-мотиваторы предупреждают — готовьтесь менять жизнь полностью. Примерять чужой опыт на себя — мотивироваться чужим успехом. Вот и раскрывается грань между тем, как работает внешняя и внутренняя мотивация – разница между навязанной целью и целеустремленностью.

Основная XY-теория МакГрегора

Автор данной научной книги и подробных размышлений — известный американский психолог Дуглас МакГрегор. Над своей работой ученый трудился несколько лет. Он подробно изучал поведение людей, пытался найти связь между желанием и возможностью. Теория МакГрегора содержит два ключевых аспекта:

  • авторитарное пособие работникам X;
  • демократическое пособие работникам Y.

Эти теории совершенно различны, каждому присущи определенные модели поведения и мотивы. Так, размышления по поводу X теории предполагают, что изначально все население страны лениво и безвольно. Они пытаются избежать умственного и физического труда, поэтому должны находиться под тщательным руководством более активных и умелых работников. В данном случае можно сделать вывод о том, что побудить человека к действиям можно лишь с помощью поощрений и наград. Например, человек, трудящийся на заводе, совершенно не заинтересован в дальнейшем повышении по карьерной лестнице и улучшении качества работы, ему нравится быть ведомым. Руководителям необходимо создать условия, которые позволили бы работнику проявить все свои таланты, позаботиться о благоприятном месте работы.

Принципы мотивации по теории Y состоят из представлений о том, что изначально все люди активны и амбициозны. У них развиты способности, они готовы бороться с трудностями, идти до конца. Такие работники могут взять инициативу в свои руки, они понимают, что такое ответственность и самоконтроль. Им не страшно доверить любое дело, поскольку они полностью удовлетворены своими обязанностями и получают от этого удовольствие. Отсюда следует сделать вывод, что среднестатистический работник при наличии благоприятных условий способен мотивировать себя для достижения поставленной цели. Стимулировать работу сотрудников руководителям намного легче, чем в первом случае, ведь работники готовы сами проявлять интерес к выполняемой работе.

Не стоит забывать, что главное условие челоческого побуждения — это свободное пространство, возможность побыть наедине с самим собой, чтобы лучше понять себя, проанализировать ошибки и принять судьбоносные решения. Теорию XY может применить на себе любой человек, она позволит смотивировать на достижение результата, подскажет верный путь и отобразит возможные исходы.

Практические советы

Мотивация нужна тем, кто хочет заставить человека выполнять требования, подчиняться. Потому управляют детьми, подчиненными, потребителями – покупателями товаров и услуг. Даже стремление обладать стройным телом- навязанный мотив. Чтобы не нуждаться в мотивации, нужно:

  • определить вид деятельности, который нравится;
  • обозначить цель, которую можно достичь в этой деятельности;
  • иметь в результате достижения цели удовлетворение финансовой и внутренней цели – благодарность, самооценка, признание мастерства.

Именно тогда в мотивации не будет потребности. Цель деятельности мотивирует сама.

Особенности российской организационной мотивации

На современном этапе развития отечественный бизнес нельзя назвать эффективным с точки зрения мотивации. Стимулирование труда в России невозможно осуществить без знания специфических черт национального менталитета. Среди них можно выделить коллективизм, желание быть признанным, потребность в принадлежности к кому-либо и в совместном труде. Фундаментом российского бизнеса служат отношения, что кардинально отличает его от западной культуры. Особенностью национального менталитета является неоднозначная во многих случаях реакция на прямые мотиваторы. В результате, нередко продуманные и рациональные стимулы приводят к мотивации нерационального характера.

Заведите для своей цели дневник

После того как вы поставили цель и начали совершать действия для ее достижения, в какой-то момент может показаться, что вы не справитесь. Вот тут и поможет дневник (график ваших успехов). Мало того, что такой план сам по себе является полезной мотивацией, так по нему еще и невероятно удобно отследить результаты и проанализировать причины возможных неудач.

Разделите свое основное желание на несколько дополнительных задач, дополните каждую подзадачу даже самыми мельчайшими деталями. Это поможет обмануть свою нерешительность и страх, скрыв от самого себя глобальность вашей мечты. Конечно, при необходимости информацию в таком дневнике можно менять или дополнять.

Приведем пример. Допустим, вы хотите построить большой дом в пригороде для своей семьи. Тогда ваш план будет выглядеть примерно так:

  1. Изучить преимущества и недостатки разных локаций.
  2. Найти участок для строительства.
  3. Придумать дизайн-проект будущего жилья.
  4. Нанять строителей и заключить с ними договор.
  5. Постоянно следить за ходом строительства дома.
  6. Оплатить труд строителям.
  7. Купить и расставить мебель и технику.
  8. Устроить новоселье для друзей и родных.

Такой план из мелких задач помогает достичь главной цели поэтапно.

Практики для мотивации и достижения цели

Хуже того, что по этому принципу, не уделять себе внимание, строится вся жизнь. И имя проблеме – незнание. Отсутствие знаний ведет к нелюбви к себе, непринятия себя как ценности, достойной того, чтобы есть лучшее, заниматься лучшим, видеть лучшее, ощущать лучшее и так далее.

Как видите, корни проблемы лени витиеваты и уползают весьма глубоко. На курсе обучения эзотерике мы восполняем пробелы в знаниях и приходит это самое понимание себя, любви к себеи не только это.

Но, если вернуться к нашему примеру людей «особой касты». (Хотя, конечно же, этот термин взят просто для «красного словца» и ни к какой касте они не принадлежат, вы это понимаете). То и умиротворённых радостных «лежебок» и счастливых «энерджайзеров» объединяет одно — знания того, как устроен мир и как можно при помощи мыслей творить чудеса. Это тоже все на курсе есть.

Эти люди любят себя и считают себя непререкаемой ценностью, именно поэтому они своими благостными мыслеформами о себе же, создают события, которые обуславливают им наличие той жизни, которую они хотели бы вести

«Лежебоки» любят себя и именно поэтому не испытывают чувства вины по поводу своего стремления к праздности. Они не осуждают себя и принимают себя такими, какие они есть. В результате они транслируют в Мир энергию благости, которая возвращаясь, питает материю. Окружая «лежебок» условиями, подходящими для их ещё большего уровня комфорта. Появляется мотивация в жизни и достижение цели.

Определите свою цель

Начинать работу над собой следует, исходя из своих желаний. Самое популярное наше желание – стать успешными, но добиться успеха – слишком абстрактная цель, ведь каждый человек определяет это слово по-своему. Поэтому нужно представлять, чего конкретно вы хотите, чего именно недостает вам для счастья. И, разумеется, понимать, что мечты должны быть реальными, сопоставимыми с вашими возможностями. Возглавить Газпром – прекрасная мечта, но со стопроцентной вероятностью она так и останется мечтой. Похудеть на 20 килограмм за один месяц при желании можно, но при этом вы навредите здоровью.

Важный момент: ставьте перед собой только ваши собственные цели, в противном случае есть риск пойти чужим путем и добиваться тех желаний, которые вам лично не нужны.

Подумайте, чего вам не хватает для того, чтобы достичь желаемого. Это может быть как дополнительное образование, так и какой-то конкретный узкий навык (например, знание иностранного языка или психологии, умение общаться или создание нового имиджа). Многие уже на этом этапе ощущают трудности и останавливаются. Но без изменений себя, своего образа жизни и без активных действий целей достигнуть не удастся. Это нужно твердо уяснить.

Как мотивировать себя на работу?

У таких людей обязательно несуетная работа, деятельность, не предполагающая каких-то изнуряющих активных действий. И если те и имеют место быть, то редко и ненадолго, и то, это является той приемлемой стоимостью, которую «лежебока» готов платить. И в которой находит пользу, чтобы держать себя в тонусе.

Другим же и этого не нужно и их работа, что называется, «не бей лежачего», однако обязательно приятна, обязательно приносит доход, ощущение востребованности и моральное удовлетворение. У них всегда мотивация в жизни и достижение цели.

Быт их обустроен по принципу комфорта, в котором уж точно есть время для любимого времяпрепровождения, приятного приёма пищи, для занятий хобби и так далее. Лень в их жизни не присутствует в той форме, в которой мы привыкли её воспринимать.


Неспешность, нега, праздное течение жизни, предпочтение покоя и нежелание суетности – это естественный осознаваемый выбор, считаемый жизненно важным и от того полностью позволяемый себе на всех уровнях сознания.

Как мотивировать себя на успех?

Хотите такую жизнь? В которой всегда есть мотивация в жизни и достижение цели? Чтоб ваши мысли могли материализовываться? Тогда смотрите видео ниже. Сегодня я вам дарю водное видео из моего курса, вы сможете воплотить свою мечту. Смотрите прямо сейчас.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]