Термин «мотив достижения» был введён в 1938 году американским психологом Г. А. Мюрреем, включившим его в список потребностей достижения. Исследуя мотивацию достижения успеха, Мюррей описывал эту потребность как стремление одерживать верх над трудностями любого характера, будь то люди, идеи или объекты. Максимально быстро и независимо одолевать любые препоны, соревноваться и побеждать, успешно использовать свои способности и таким образом повышать самоуважение.
Сегодня мы говорим, что мотивация достижения успеха – это один из видов мотивации деятельности человека, который выражается в стремлении к успеху, достижению важных целей, получению новых результатов.
Существует и ещё один вид мотивации деятельности: мотивация избегания. Избегая неудач, человек осознанно выбирает либо слишком легкие цели, либо слишком труднодостижимые, а иногда даже готов изменить конечную цель. Такая мотивация связана с неуверенностью в своих силах, страхом потерпеть поражение, высоким уровнем тревожности, низкой самооценкой.
Как правило, такой подход отражается и на снижении результатов при определении уровня интеллекта путём тестирования. Дети, следующие мотиву избегания, чрезмерно чувствительны к мнению как взрослых, так и сверстников, они нуждаются в поддержке и одобрении. Они не умеют правильно оценить свои силы, постоянно переживают, а стресс – благотворная почва для развития неврозов.
Скорость и успешность при решении продуктивных задач являются показателями общего интеллекта человека. Как доказывает практика, успешный результат напрямую связан с уровнем мотивации достижения успеха. Как мы уже сказали, характерные черты этой мотивации – интеллектуальная настойчивость, низкий уровень тревожности, желание выбирать среди задач непростые, требующие поразмышлять, подумать, преодолеть свой «барьер», разумная реакция не только на успех, но и на поражение, здоровый (высокий, но в разумных пределах) уровень притязаний. Оптимально, когда структура мотивации соответствует уровню развития интеллекта.
Однако, встречаются и два варианта рассогласованности внутри структуры мотивации достижения результата:
- При низком уровне интеллекта преобладание мотивации достижения успеха или даже отсутствие преобладающей тенденции.
- При высоком интеллектуальном уровне преобладание мотивации избегания или полное отсутствие преобладающей тенденции. В течение всей жизни человек формируют свою мотивационную систему. Её основы закладывается ещё до трёхлетнего возраста ребёнка, а затем развиваются в процессе разрешения разного рода конфликтов, и в этом формировании главную роль играет сначала мать, затем — другие важные в жизни ребёнка взрослые, потом – сверстники, и так далее. Воспитание и личный опыт – основы формирования мотивационной системы человека. Обращая внимание на ошибки, мы формируем у детей мотивацию избегания, а акцентируя внимание на успехах и достижениях, интересуясь их планами – мотивацию достижения успеха.
Как достичь здоровой мотивации для достижения цели у ребёнка
Дети дошкольного возраста, ориентированные на избегание неудачи, как и их родители, нуждаются во внимании и советах психолога, и эта работа будет направлена на:
- Упражнения, в том числе дыхательные, с целью снятия напряжения и тревожности. Это связано с тем, что тревожность сопровождается мышечным напряжением (лицо, шея, плечи и т.д.).
- Получение и введение в привычку новых поведенческих навыков, помогающих успокоиться, собраться с мыслями, справиться с тревогой, волнением и неуверенностью в сложных или травмирующих ситуациях, и позволяющих добиться успеха. В этом ключе хороши ролевые игры с участием взрослого, способного не только играть, но и обговорить игровую ситуацию и подвести ребёнка к тому, как пригодится полученный игровой опыт в похожей жизненной ситуации.
- Выявление специфических способностей, которые имеются у ребёнка, с тем чтобы их развивать и использовать поощрение.
- Упражнения, помогающие укрепить уверенность в своих силах и повысить самооценку и самоуважение.
- Соответствие требований взрослых возможностям ребёнка.
В основе здоровой мотивации для достижения цели, так необходимой ребёнку, лежит эмоциональная комфортность взаимоотношений в семье, благоприятная «погода в доме», это — «фундамент» гармоничного развития личности ребёнка. Как мотивация достижения, так и мотивация избегания формируются и развиваются прежде всего под влиянием семейного воспитания.
Резюме
Теория боязни потерь – гласит, что люди сильнее реагируют на потерю, а не на приобретение. Однако они не понимают, что боязнь потери — феномен желания избегания неудачи.
Люди, настроенные на будущие достижения, гораздо чувствительнее к приобретениям, чем к потерям.
Более эффективно влиять практически на все, что вы делаете можно благодаря работе с тем, что соответствует мотивации, использовать свои сильные стороны так, чтобы это было выгодно вам, компенсируя ими свои слабости.
Поделиться с друзьями
Что первично — уровень интеллекта или вид мотивации?
Вероятно, генетически первичен уровень интеллекта, так как он обуславливает лучшие показатели, уверенность в себе в процессе накопления позитивного опыта, большую уравновешенность и эмоциональную стабильность и, как результат, мотивацию достижения, а не избегания. Дети с невысоким уровнем интеллекта чаще сталкиваются с неудачами, их преследуют трудности, поэтому ожидание неудачи постепенно приводит к формированию страха снова пережить неудачу.
Если рассмотреть такую первичность интеллекта и вида мотивации в конкретной ситуации, то картина несколько иная: дети с мотивацией достижения успеха активно увлечены решением, а вот мотивированные избеганием испытывают страх, неуверенность в своих силах, переживают — и предсказуемо обречены на неудачу. Таким образом, можно говорить о функциональной системе, складывающейся из двух подсистем: мотивационной и способностной.
Дети с мотивацией для достижения цели меньше нуждаются во внешнем контроле или не нуждаются в нем совсем, так как у них имеется свой «внутренний контроль» за поведением. А дети, избегающие неудачи, нуждаются во внешнем регуляторе обратной связи, во внешнем контроле. Им также необходим эмоциональный контроль.
Изучение потребности Макклелландом
Теория достижений (или потребность в достижении) была в первую очередь продвинута американским психологом Дэвидом Макклелландом. Он провел большую часть своей жизни, разрабатывая идею, что три ключевые потребности приобретаются посредством обучения или опыта. Их нельзя изучить на каком-нибудь семинаре, но обучиться все-таки им можно, если практиковать в течение нескольких месяцев или года. Какие же эти три потребности:
- Потребность в достижении. Выбор ситуаций, когда успех зависит от производительности
- Потребность в принадлежности. По сути – находиться рядом с кем-то. Такой человек наслаждается взаимной дружбой с окружающими
- Потребность в силе. Те, у кого есть такая потребность, очень нуждаются в управлении событиями и вещами или влиянии на окружающих
Отличительные черты людей с разной мотивацией
Человек с мотивацией достижения результата более настойчив, терпелив, отличается целеустремлённостью, выбирает задачи средней или несколько завышенной сложности. В случае неудачи при решении он испытывает к заданию ещё больший интерес и, как правило, добивается хороших результатов.
Человек с мотивацией избегания, выбирая, как мы уже говорили, слишком легкие или слишком сложные задания, в случае неудачи теряет интерес к решению, а лучших результатов добивается, как правило, после успеха.
Для человека с мотивацией достижения результата хорошим стимулом является значимая цель, отодвинутая во времени. Это отличает его от человека с мотивом избегания.
Интересно, что свои успехи и поражения люди с различными мотивами воспринимают по-разному. Человек с мотивацией достижения успеха, как правило, считает, что всё дело в его способностях и старательности, если результат достигнут, и считает, что виной всему случайное стечение обстоятельств, если его постигает неудача. Не так обстоят дела у мотивированных на избегание неудачи: если у них получилось достичь результата – они считают, что это произошло скорее случайно, или просто по удачному стечению обстоятельств, или задача была слишком легкой, то есть ищут причину во внешних факторах, а если они терпят поражение, то склонны к критическому анализу своих способностей.
Будучи сильно выраженной, такая мотивация может быть разрушительна: она ведёт к низкой самооценке, стрессу, депрессивным состояниям, психологической зависимости. Однако в меру выраженный мотив избегания ведёт к объективному анализу и исправлению ошибок. А люди с сильно выраженной мотивацией достижения результата заняты только собой, и их самоуверенность может отталкивать других людей.
Мотивационное послание и влияние на покупки
Как, используя правильное мотивационное послание, влиять на покупки людей.
Соответствие заставит вас по-настоящему хотеть. Мотивационное соответствие в тот момент, когда мы смотрим рекламу, имеет влияние на наши намерения. Ощущая мотивационное соответствие от рекламы, мы чувствуем, что сильнее увлеклись продуктом и просто обязаны его купить.
5 из 5 потребителей предпочли соответствие. Согласование фрейминга рекламы с настроем аудитории или с мотивацией, которую должен поддерживать продукт, улучшает восприятия бренда. Вызвав у людей ощущение того, что один бренд более правильный, чем остальные, мы заставим их выбрать именно его.
Обращение к новой аудитории через соответствие. Предложения для «молодых и неуязвимых» должны подчёркивать выигрыш, преимущества и вознаграждение.
Обращение к разным культурам через соответствие. Реклама, создающая мотивационное соответствие для выросших в одном месте, не будет работать в другом.
Соответствие опустошает кошельки. Люди готовы израсходовать гораздо больше, если принимают решение в момент мотивационного соответствия.
Почему важна каждая из мотиваций
Мотивация достижения успеха позволяет лучше обозначить цели и познакомить с ними окружающих. Люди с такой мотивацией готовятся к выполнению предстоящей в будущем задачи заранее, планомерно и организованно. Их система действий просто не может не привести к достижению цели. Мотивация достижения успеха означает активность жизненной позиции, что помогает человеку преодолевать трудности и таким путём развиваться. Такая позиция делает жизнь более насыщенной и интересной. Мотивация достижения успеха – это устремление вперёд, но при этом важно ничего не упустить из опыта прошлого, чтобы извлечь пользу из неудач, осмыслить, проявить осторожность. В то же время, не стоит упускать возможности, а именно это и происходит, когда мы избегаем трудностей. Используя интеллект, важно проанализировать все возможные варианты развития событий и вероятности как удачи, так и неудачи – важен разумный баланс мотиваций.
Люди с мотивацией избегания хотят скорее не достичь цели, а избежать наказания или разочарования вследствие ошибок или бездействия. При таком подходе вместо планомерной подготовки человек, как правило, «тянет время», бездействует, а в самом конце делает рывок. К сожалению, на этом пути возможно и перенапряжение, и влияние непредвиденных факторов, да и время можно рассчитать недостаточно точно, а всё это – факторы срыва решения задачи. Есть, впрочем, и плюс: у таких людей обычно хорошо развито предварительное моделирование, прогнозирование возможных исходов и вариантов развития событий – и это в ряде случаев помогает им избежать неприятностей. У человека, имеющего мотивацию достижения результата, такой степени развития навыка избегания неприятностей нет.
Мотивация избегания помогает стабилизировать полученный опыт, ускользать от неприятностей, бездумно не рисковать, соблюдать осторожность и умеренность. Такая позиция только обогащает общую мотивационную структуру.
Хорошо, когда мотивационная система имеет гибкие мотивы, применяемые сообразно конкретной ситуации. Для счастья человеку нужна «золотая середина», гармоничное взаимодействие обеих мотиваций, входящих в мотивационную систему. Мотивируя себя достичь желанного результата, мы должны позаботиться о том, чтобы быть «во всеоружии». Память и внимание, мышление и восприятие необходимы для достижения любой цели, какую бы мы перед собой ни поставили. Развивать их можно в увлекательной игровой форме, с помощью ежедневных занятий на тренажёрах для мозга онлайн.
Желаем успехов в саморазвитии!
Стимулирование
Стимулирование предполагает создание наиболее эффективных условий работы. Поощрение может носить материальный или моральный характер. Естественных стимулов, побуждающих работника трудиться, недостаточно для эффективной деятельности. Особенность стимулирования работников — опора на нормативный уровень труда. Сотрудник осознает степень ответственности, цель, меры наказания. Потеря материального вознаграждения выражается частичной выплатой премий, полным лишением.
Дисциплина отчасти — метод принуждения, ограничения личностной свободы. Грань между принуждением и стимулированием условна – работник, обладающий развитой ответственностью дисциплинирован всегда. Сотрудник качественно, добросовестно выполняет порученные обязанности.
Система стимулирования как мотивация на успех
- Денежные стимулы. Заработок – распространенная цель работников.
- Социальные стимулы включают в себя:
- Достойные условия. Организация рабочего места, отсутствие посторонних звуков, умеренное освещение, эффективное распределение труда, отдыха;
- Возможность замены монотонной деятельности творческим процессом;
- Наличие свободного времени. Отдых способствует продуктивной работе;
- Хорошие отношения внутри коллектива. Авторитет личности руководителя, восприятие начальника лидером;
- Возможность карьерного роста.
3. Психологическое стимулирование ориентировано на принятие работника, как многогранной личности. Восприятие сотрудника механизмом, выполняющим набор действий, порождает негативные последствия – отсутствие желания работать, увольнение.
Как избавиться от страха неудачи
Это очень важный вопрос, который лучше постараться для себя прояснить как можно скорее. Нужно знать, как побороть это тягостное ощущение и не перестать верить в собственные перспективы. Человеку придется много работать над собой, менять отношение к жизни. Без этого шага невозможно вырасти, стать выше самой тревожащей ситуации. Итак, как преодолеть страх неудачи, какие действия необходимо предпринимать?
Постановка целей
Это первое, с чего стоит начать. Необходимо представлять себе, в каком направлении вы хотите двигаться, каких именно результатов собираетесь достичь. Лучше всего записывать свои желания на бумаге. Это даст необходимый толчок для того, чтобы реализовать их в действительности. Постановка целей помогает правильно организовать жизнь, своевременно расставить приоритеты.
Наработка практики
Задумавшись о том, как убрать всякую боязнь действовать, следует обязательно принять правильное решение. Здесь в любом случае понадобится непрестанная практика. Чем больше усилий будет приложено, тем лучшего результата можно будет достичь
Крайне важно не пасовать перед возникающими трудностями, а стараться их решать всеми доступными способами. Лишь постоянные действия могут изменить нашу жизнь в лучшую сторону
Принятие позитивных решений
Действовать необходимо так, чтобы результат действительно радовал. Принимайте решение с улыбкой на лице. Не бойтесь изменить жизнь настолько, что она станет приносить сюрпризы. Именно в этом случае возможно наступление внутреннего преображения, без которого никакой личностный рост не может состояться. Наша душа нуждается в изменениях, в том, чтобы обрести иной взгляд на привычное понимание вещей.
Таким образом, страх неудачи на самом деле сильно мешает жить. Человек не может радоваться повседневным событиям, находясь в плену своих иллюзорных представлений. Здесь нужна плодотворная работа со специалистом. Если вы нуждаетесь в помощи, не знаете, как избавиться от негативных мыслей, то обращайтесь за консультацией в центр психологии и реабилитации Ираклия Пожариского.
Недооценил свои возможности
Это — фильтр из убеждений, которые мы присвоили в процессе жизни и не подвергаем сомнениям. «Не берись, если не знаешь», «Ты неуклюжий», «Все равно не получится», «Мама (папа, бабушка — подставьте сами) лучше знает», «Поставь, а то разобьешь», «Так и знал, что у тебя не получится», «У Васи оценки лучше, а ты — бестолочь ленивая», «Сколько ни бейся — все равно не выйдет».
Такие убеждения в массе своей закладываются в детстве, когда еще трудно противопоставить собственный опыт тому, что вкладывается, как истина, снаружи. Иногда можно увидеть такую ситуацию: ребенок висит на турнике вниз головой и кричит маме, чтобы она посмотрела, как здорово у него получается, а мама ему кричит: «Немедленно слезай, а то упадешь!» У него уже получилось, он уже смог, но этот опыт вычеркивается, вместо него записываются стыд, вина и запрет на экспериментирование.
Внешний взгляд на себя — неловкого, недалекого, неумного — заменяет собственное мнение, становится пыльным стеклом, через которое человек смотрит на себя и свои желания. Вооружаемся самой сильной бытовой химией и устраиваем генеральную уборку!
Понадобится — возможность уединиться. Дополнительные опции — семейный фотоальбом, старые детские тетрадки (если они сохранились).
Инструкция — Ваше прошлое и настоящее пластичны. Вы сами решаете, какие события в них действительно важны, а какие — нет. Нет воспоминаний более важных и менее важных, но вы сами решаете, на какие из них опереться. Вспомните уникальные эпизоды из вашей жизни, когда вы были настойчивы, решительны и смелы (исследовали что-то, ходили в поход в лес и помогли другу спастись от пчел, добились признания в дворовой команде по футболу, спасли тонущего товарища, защитили от неприятностей друга и многое другое). Каждый человек — герой, если даст себе труд об этом помнить. Вспомните ситуации, в которых вам удалось добиться желаемого, в которых исполнялись ваши заветные желания, сбывались мечты
Каждый такой эпизод опишите одной фразой — емкой, глубокой и важной, которая станет вашим компасом и флагом. Например, «Я переплыл глубокую реку, сейчас река не глубже, чем тогда»
Разместите напоминания об этом эпизоде в своем пространстве — увеличьте и распечатайте фотодоказательства, повесьте на память об этом событии кулон, вложите в паспорт записку, нарисуйте картину по этому сюжету — используйте любые средства, чтобы сделать воспоминание ярким и стойким. Постройте из напоминаний об успехе опорную сеть и каждый раз, когда сомнения пытаются взять верх, откидывайтесь на нее, чтобы она спружинила и придала сил.
Причины страха неудачи
Ничего не возникает на пустом месте, без видимых оснований. Так и для данной фобии имеются свои причины. Если есть подобная проблема, в ней нужно постараться как можно скорее разобраться. Только глубокое погружение в собственный мир поможет преодолеть чувство безысходности и тоски.
Негативный опыт
Когда приходится сталкиваться с жестокими разочарованиями, уверенность в себе, безусловно, снижается. Негативный опыт порой влияет так сильно, что больше не хочется предпринимать никаких попыток по исправлению неудовлетворительной ситуации. Страх неудачи сковывает изнутри, ограничивает любые начинания. В результате человек боится действовать вообще, даже в том случае, когда это крайне необходимо. Прохождение через большое количество отрицательных впечатлений, безусловно, накладывает отпечаток на индивидуальное восприятие действительности. Человек становится недоверчивым, раздражительным, излишне подозрительным, даже угрюмым. Иногда бывает трудно поверить в то, что с вами могут произойти лучшие перемены. Люди так устроены, что всегда опираются на предыдущий опыт, каким бы он ни был. Если что-то в прошлом заставило усомниться в собственных возможностях, становится очень трудно поверить в то, что впереди ждет радость и счастье.
Неправильное воспитание
Если с детства родители всячески ограничивали нашу свободу, в дальнейшем будет очень трудно поверить в себя. Уверенность в себе – это такая вещь, которая накапливается годами. Неправильное воспитание может пошатнуть адекватную самооценку, сделать индивида замкнутым. Недоверчивость и необщительность тоже являются последствиями ошибок родителей. В результате появляется боязнь предпринять неправильные действия. Такой человек долго сомневается и прежде чем предпринять конкретные действия, со всеми советуется, много думает, анализирует.
Переоценил последствия неудачи
Часто мы даже не пытаемся рискнуть и взяться за что-то новое, важное и сложное, потому что ошибка кажется нам фатальной. Если не получится — случится что-то страшное! А что, собственно? Вы когда-нибудь заглядывали за свой страх? Вдруг там на самом деле ничего нет?
Понадобится — лист бумаги и карандаш
Инструкция — Вверху листа кратко опишите суть задачи, с которой вы боитесь не справиться. Поставьте под ней в середине листа стрелочку вниз. Задайте себе вопрос: «Что в действительности произойдет, если не получится?» Напишите под стрелочкой первый пришедший в голову ответ. Поставьте под ним стрелочку вниз. Задайте себе вопрос: «К чему это приведет?» Зафиксируйте ответ, под ним нарисуйте стрелку. Задавайте себе этот вопрос до тех пор, пока не дойдете до предельного ответа, из которого уже ничего не выводится. Если листок кончился, а ответы еще есть, приклейте к нему снизу еще столько листов, сколько будет необходимо, — так, чтобы все ответы были перед глазами и вам не нужно было переворачивать листы бумаги, чтобы прочитать продолжение. Отложите получившуюся последовательность в сторону на полчаса.
Вернувшись, прочтите свои ответы и задумайтесь: стоят ли эти последствия того, чтобы отказываться от попытки? Похожи ли они на реальность, или вы позволили страху увести вас на темную сторону бытия? Приводят ли такие ошибки именно к этим последствиям, или все немного преувеличено? Есть ли у вас возможность заранее подстраховаться против этих последствий? Не получилось ли так, что в ваши решения вмешиваются страхи, не имеющие отношения к задаче? Это ваши мишени, вас беспокоят именно они, а вовсе не страх ошибиться.
Переоценил трудность задачи
Этот «дефект» восприятия реальности можно преодолевать интеллектуальным путем. Нужно научиться внимательно разбирать ситуацию, раскладывать ее на части и анализировать. Строить график работ — «делить слона по частям». Даже многостраничный роман, который вы, может быть, не решаетесь написать, состоит из глав, а главы — из страниц.
Понадобится — свободное время, специализированные книги.
Инструкция — Изучайте методики и техники, которые заметите вокруг себя, расспрашивайте друзей и знакомых о том, как они справляются со своими задачами. Найдите тот способ, который подходит именно вам. Зачем? Чтобы вывести себя из того парализованного состояния, в которое вас вводит мысль «Я не справлюсь». Перед тем, как перепрыгнуть преграду, всегда нужно разбежаться. Если встать вплотную к ней и смотреть, какая она высокая, ничего не получится. Вопрос только в том, какая техника и тактика разбега подходит именно вам.