Проблема побуждения и регуляции деятельности: понятия потребности, мотива, мотивации. Связь мотивации с деятельностью. Внешняя и внутренняя мотивация.


Что это такое — мотивация

Начнем сразу же с примера: допустим, вам хочется купить машину (шубу, совершить кругосветное путешествие и т. д., выберите нужное). Отдавая себе отчет, что богатого американского дедушки, готового оставить вам наследство, у вас нет, вы понимаете, что единственный способ – это заработать нужное количество денег.

Вы находите себе подработку помимо основной работы, стараетесь забраться вверх по служебной лестнице на основном месте трудоустройства, чтобы вам увеличили зарплату. То есть вы прикладываете усилия, направленные в определенном векторе, причем делаете не от случая к случаю, а упорно и планомерно.

Мотивом же, побуждающим вас на трудовые подвиги, становится вожделенный автомобиль (или иная труднодостижимая цель). Следовательно, вы мотивируете себя на доблестный труд для решения поставленной задачи.

Мотивация – это процесс психологического порядка, побуждающий человека совершать какие-либо действия для достижения определенной цели.

Википедия дает такое определение мотивации:

Причем этот процесс может быть осознанным, как в приведенном выше примере, или же на уровне подсознания. Пример такой мотивации: вы хотите пить и идете к источнику воды (к крану на кухне, к роднику в лесу, в магазин). При этом вы не настраиваете себя сознательно на совершение пути к воде, это решение вы принимаете на уровне подсознания.

Ученые, занимающиеся исследованиями в сфере психологии, не сходятся в едином мнении на определение мотивации.

Одни утверждают, что мотивация – это побуждение к деятельности + непосредственно деятельность, другие говорят, что мотивация – это лишь совокупность мотивов, являющихся катализаторами деятельности человека.

Не будем углубляться в научные глубины, разберемся в теориях мотивации на бытовых примерах.

Мотивация к полноценной жизни

По мнению многих из нас, ключевые причины неуспешности людей – недостаток волевых качеств или времени. С


экспертной точки зрения такие причины лишь незначительно влияют на достижение успеха, главное – у них нет достойных мотиваций, а также стремлений жить по-новому, лучше.

Существует «формула» для мотиваций, которая должна включать следующие составляющие:

  • процесс должен приносить человеку наслаждение – предполагает выбор своего дела и умом, и сердцем. Эта деятельность может включать эксперименты, но главное – нужно получить от нее моральное удовлетворение. Идет речь о такой работе, которая нравится, а не только обеспечивает материальное благополучие;
  • нужны достойные результаты деятельности – это еще одна сторона этого вопроса. Можно наслаждаться процессом, но не получать достойного вознаграждения. Это вызывает разочарование, и такие работники могут просто «выгореть» и потерять интерес к работе. Жизнь может превратиться в процесс выживания. Таким образом, быть удовлетворенным плодами своей работы является значимой частью гармоничного существования. И естественно, результат труда мотивирует на дальнейшие достижения, новые цели;
  • заветная мечта, цель – еще один элемент формулы, которая обеспечивает счастливую полноценную жизнь. Без этого нельзя достичь гармонии и выполнить свое предназначение, которое имеет каждый человек. В виде такой цели может быть обучение других людей, производство очень нужного лекарства или продукта, строительство важной магистрали, создание шедевров изобразительного искусства и т.д. Эти цели вносят нужные перемены в существование мира. И в свою очередь мотивируют к действиям, самовыражению. И каждый из нас должен помнить, что делая любимую работу, занимаясь любимым делом, мы каждый день проживаем не просто так. Мы меняем мир к лучшему, работаем на благо себя и других.

Таким образом, имея все три составляющих этой формулы, мы способны на самом деле на многое.

Типы мотиваций

Существуют следующие типы мотиваций:

  • люмпенизированный – где низкий уровень ответственности, вознаграждения, результативности работы, невысокая квалификация без желания к ее повышению, отсутствие проявления инициативы, активности и затраты минимальных усилий на выполнение цели;
  • инструментальный – предполагает, что главной ценностью выступает награда за выполненную работу. Материальное вознаграждение может быть в денежном выражении либо в виде материальных благ. То есть работниками преследуется главная цель – получить средства для существования, а моральное удовлетворение для них не играет значимой роли;
  • профессиональный – предполагает получение шанса реализоваться, продемонстрировать навыки, опыт и теоретические, а также свою заинтересованность к выполнению содержательной работы, проявлению себя в качестве настоящего специалиста своего дела. Работнику важно мнение окружающих о его квалификации и компетентности в определенных вопросах. Им важно проявление достойного уважения к их труду со стороны других людей;
  • патриотический – где есть преданное отношение человека к тому, чем занимается, коллегам по работе, общественным интересам, своей родине. То есть присутствуют в таком случае высокие моральные, идеологические, религиозные соображения. Работнику ценен результат коллективного труда, однако с должным признанием его участия, которое может выражаться вознаграждением, оценкой нематериального характера;
  • хозяйский – предполагает выполнение функционала на максимуме отдачи, но без настаивания на высоком уровне содержательности работы либо высоком вознаграждении. В большинстве случаев работник на добровольных началах берут бремя ответственности на свои плечи, причем не хотят, чтобы их контролировали. Для них важно быть свободными в своих решениях и действиях.

Читайте нашу статью «Дыхательные практики: характерные черты основных техник».

Зачем нужно мотивировать человека?

Естественной потребностью в благополучии, которая заложена в каждом из нас, является мотивация. Есть стремление к росту, развитию, функционированию на полную силу. Значимость имеет, процветание, самовыражение, познание себя и признание другими людьми своей компетентности. И эти стремления проявляются практически с самого рождения. Однако успех и процветание особенно в профессиональной деятельности не может прийти само по себе.

Личностный рост и социальное взаимодействие не всегда являются гарантией положительного результата в этой ситуации. Успешное достижение поставленных целей в работе требует подпитки и бережного отношения. Нашему делу, работе под силу, как помогать процветать, так и создавать препятствия на пути благополучия.

Существует мнение, что стандартная мотивация теряет свою эффективность, больше подавляя заложенный в сотрудниках потенциал. Если обратиться к фактам, то выяснится, что стандартные методы мотивации чаще подавляют, чем поощряют заложенный в сотрудниках потенциал. Поэтому вопрос новых видов мотивирования остается открытым.

Мотивация — это гормональный процесс

Мотивация – это психофизиологический процесс. Что это значит? Психоэмоциональные реакции человека неразрывно связаны с физиологией. Гормон дофамин, вырабатываемый нашим организмом, также называется гормоном удовольствия. Сделал что-то → получил удовольствие.

Это происходит на подсознательном уровне – гормон вырабатывается в момент поощрения. Его действие на организм напоминает дрессировку: встал на задние лапки – возьми кусочек сахара.

Процесс мотивации также «завязан» на воздействии дофамина на центральную нервную систему. Как бы мы себя ни мотивировали, но если в организме мало дофамина, успеха будет добиться очень сложно.

Уровень гормона дофамина можно повысить 2 способами:

  1. Правильным питанием (мясо, рыба, зеленые овощи, клубника).
  2. Формированием оптимальной системы мотивации: «от простого – к сложному». Сначала нужно ставить перед собой мелкие цели и достигать их, и только затем добиваться чего-то более значимого.

Внутренняя мотивация

Маленький ребенок постоянно что-то пробует или исследует. Ему это действительно важно и интересно. Человек работает не за зарплату, а из-за любимого дела. Это примеры внутренней мотивации. Как уже говорилось, она не зависит от внешних факторов и окружения. Само содержание деятельности побуждает человека заниматься этим.

Что можно использовать в качестве внутренней мотивации? Возможность личностного роста, ощущение нужности, самоутверждение, реализацию идей, творчества, потребность в общении, исполнение мечты.

Внутренняя мотивация работника – это когда он рассматривает свой труд как оплачиваемое хобби. Пожалуй, если не все, то многие люди хотели бы к такому стремиться.

Намного эффективнее использовать оба вида мотивации. Главное – поддерживать баланс и равновесие между ними.

Основные виды мотивации

Классификация этого процесса очень разнообразна. Американский психолог А. Маслоу в своем труде, изданном в 1954 году, классифицировал все виды мотивации, руководящие человеком, по степени их значимости.

Наглядно он представил их в виде пирамиды потребностей, где в основании – основополагающие мотивы, а выше – по убыванию значимости в жизни человека.

Условно можно выделить несколько укрупненных видов мотивов, побуждающих к действию.

  1. Внешние и внутренние:
  2. внешние – находятся вне сферы деятельности. К таковым относятся: чувство долга, ответственность перед обществом (что это?) или человеком, стремление к получению одобрения.
    Пример: студенту дали общественное поручение, он стремится его выполнить максимально хорошо, руководствуясь чувством долга, для того чтобы не подвести своих товарищей;
  3. внутренние – связаны непосредственно с объектом деятельности, определяются заинтересованностью индивида в процессе и результате конкретной деятельности.
    Пример: спортсмен стремится выиграть соревнования, он усердно тренируется, поэтому на пути к достижению цели заинтересован в повышении эффективности тренировок.

    Стоит отметить, что мотивация в спорте важна не меньше, чем наличие сверхвыдающихся спортивных способностей. Человек со средними физическими данными и с мощнейшей мотивацией добьется на спортивном поприще больше, чем гениальный спортсмен без достойной мотивации на победу.

    В видео показан пример внешней и внутренней мотивации к похудению (худеть не потому, что «надо», а потому, что «хочу»:

  • Действующие и потенциальные:
      действующие– определяющие поведение человека в настоящий момент;
  • потенциальные – могут стать действующими в любой момент времени под воздействием обстоятельств.

    Пример: начальник пообещал своему сотруднику повышение, если тот выполнит определенный этап работы досрочно. У сотрудника мотив престижа (повышение трудового статуса) переходит из разряда потенциальных мотивационных мотивов в разряд актуальных (действующих).

  • Внешняя мотивация

    Сотрудникам пообещали премию, они начали работать быстрее. Установили штрафы и правила, люди стали на них ориентироваться, нравится им это или нет. Внезапно появившаяся грозовая туча заставляет быстрее бежать домой. Преступник направил на вас пистолет и потребовал деньги – вы без промедления отдадите свой кошелек.

    Все это примеры внешней мотивации. Как уже говорилось, она побуждает к действию посредством сложившихся обстоятельств или стимулов. По-другому можно сказать, что это достижения в окружающем социуме. Конечно, намного эффективнее внутренняя мотивация деятельности. Однако такой вид воздействия на отдельных людей влияет лучше.

    Итак, какие же способы подойдут в качестве внешней мотивации? Карьерный рост, большая зарплата, престижные вещи (квартира, дом, машина), статус, возможность путешествовать, признание.

    Внешняя мотивация может постоянно изменяться. Вчера нужно было зарабатывать, чтобы прокормить семью, а завтра деньги понадобятся на новую квартиру, машину или образование детей. Самый наглядный и классический пример такой мотивации – это сказка о золотой рыбке и рыбаке.

    Какие мотивы могут заставить человека действовать

    Существует множество мотивов, которые способны стать основой для побуждения человека к действию. Далее рассмотрим наиболее распространенные из них.

    Подражание кумиру

    Многие люди, особенно в молодом возрасте, выбирают себе объект для подражания. Таким объектом может быть родственник, медийное лицо, в том числе – поп- или рок-звезда.

    Человек, идентифицирующий себя с другой личностью (мы не рассматриваем патологию психического здоровья), стремится развиваться, достичь уровня своего кумира. Это положительный момент данного вида мотивации, таким образом молодой человек становится своим в определенном социуме.

    Но существует и обратная сторона: порой человек пытается скопировать и негативные стороны личности своего кумира, хотя они зачастую лишь часть придуманного имиджа.

    Мотивация на успех (самоутверждение)

    Это наиболее позитивный мотив для достижения победы. Благодаря мотивации на успех мы стремимся стать лучше, познать новое, достичь определенных целей. «Я должен стать лучшим!» — такая доктрина (что это такое?) становится приоритетной у спортсмена перед стартом.

    «Я должен написать лучший реферат!» — этим руководствуется студент. В приведенных примерах мотив самоутверждения выступает на первый план.

    Карьера, власть — очень частый мотив к действию

    С древних времен власть является одним из самых мощных мотивов для преодоления множества препятствий.

    Проблема в том, что если данный аспект становится приоритетным, то все остальное отходит на второй план. Такой человек, добившись главенствующего положения, непременно наносит ущерб социуму, лидером которого он стал.

    Например, для сотрудника, с большим трудом добившегося должности начальника отдела, ставшего руководителем десятков человек, приоритетом его дальнейшей деятельности станет удержание полученной власти в своих руках. Между тем непосредственные задачи, решаемые вверенным ему коллективом, будут казаться ему не столь значительными. В результате пострадает результативность общей работы.

    Саморазвитие

    Данный повод к действию актуализируется у людей не всегда, часто на первый план выступает иная мотивация. Люди по своей природе инертны, поэтому основными мотивами для движения вперед становятся те, которые направлены на повышение качества личного жизнеобеспечения.

    Так, человек, поставивший цель заработать деньги на покупку квартиры, будет все свое время посвящать работе. Он не станет в этот период учить английский, чтобы прочитать Шекспира в оригинале, ведь мотив саморазвития у него в данный момент находится на последних позициях в списке жизненных целей. Чтобы актуализировать желание саморазвития, необходим какой-то внешний толчок, привлечение иных мотивирующих факторов.

    О необходимости внешнего толчка для запуска мотивации саморазвития следует помнить людям, связанным с воспитанием и наставничеством. Бесполезно говорить двоечнику Иванову, что результаты учения понадобятся ему в жизни. Пока у горе-ученика не появятся иные мотивирующие факторы (кроме саморазвития), ждать от него хорошей учебы не стоит.

    Общественная (просоциальная) мотивация

    Все люди в той или иной степени социальны, потому что живут в обществе, трудятся в коллективе. Невозможно жить в обществе и быть оторванным от него, все мы (хотим мы того или нет) подчиняемся общим нормам и правилам. Если же у человека просоциальные мотивы являются приоритетными, то такой индивидуум обладает максимально развитым чувством долга, ответственностью перед другими членами общества.

    В качестве лайфхака (это что?) для кадровиков госструктур: если бы при назначении на должности чиновников проводили психологическую экспертизу на выявление приоритетного мотивирующего фактора, то контингент наших руководителей был бы сплошь «белым и пушистым», а о коррупции забыли бы навсегда.

    Негативная мотивация (страх)

    «Не съешь суп, конфетку не получишь», — простейший пример негативной мотивации. В данном случае мотивом является страх наказания, а это мощнейший катализатор для совершения каких-либо действий. Важным моментом негативной мотивации является уверенность в том, что наказание неизбежно.

    Владельцы корпораций давно это поняли и стимулируют своих сотрудников трудиться больше и лучше именно страхом. По их лекалам еще со школы людей учат влезать в кредиты и ипотеки. В результате человек сверхмотивирован на удержании имеющегося рабочего места, ибо, в противном случае, он потеряет все.

    Другой пример. Как только двоечнику родители пригрозят лишением прогулок, компьютерных игрушек и т. д. за плохую учебу, так он тут же начнет выполнять домашние задания и получать заслуженные хорошие оценки. Но стоит родителям ослабить внимание и не напоминать про санкции, он тут же скатывается на свои любимые «двойки».

    В зависимости от ситуации наказание может быть в форме словесного осуждения, материальных штрафов, общественной изоляции, физического воздействия, лишения свободы. Так, одни люди не воруют, потому что они так воспитаны, а другие – потому что за воровство может быть вменено уголовное наказание. Мотивация разная – результат один.

    Исследования в области поведенческих наук продемонстрировали несостоятельность чисто экономического подхода. Руководители узнали, что мотивация, т.е. создание внутреннего побуждения к действиям, является результатом сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются. В настоящее время мы понимаем, что для того, чтобы мотивировать своих работников эффективно, руководителю следует определить, каковы же на самом деле эти потребности, и обеспечить способ для работников удовлетворять эти потребности через хорошую работу.  [c.75]
    В основе объяснения этого положения в широком смысле слова лежит теория мотивации. Мотивацию определяют как силу, побуждающую к действию. Мотив — это внутреннее побуждение, импульс или намерения, которые заставляют человека делать что-либо или поступать определенным образом.  [c.441]

    Содержательные основываются на том, что существуют внутренние побуждения, которые заставляют человека действовать.  [c.122]

    Начнем с признания того очевидного факта, что экономическая активность людей осуществляется во имя реализации потребностей — получения различных благ экономических и неэкономических, материальных и нематериальных. Осознание потребностей порождает мотивацию — внутреннее побуждение к действию. С точки зрения современной экономической теории хозяйственное действие мотивировано интересами. Это означает, что при возникновении стимула в виде натурального или денежного блага человек просчитывает возможные последствия предполагаемого действия. Оцениваются прежде всего два фактора относительная полезность получаемого блага и величина издержек, необходимых для получения данного блага. При этом считается, что интерес хозяйствующего субъекта заключается в максимизации полезности или(и) минимизации издержек для получения блага или набора благ.  [c.56]

    Труд — это процесс, характеризующийся затратами времени и энергии человека, направленными на преобразование ресурсов природы в материальные, социальные, интеллектуальные, эстетические и духовные блага. Такая деятельность может осуществляться либо по принуждению (административному, экономическому), либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому.  [c.131]

    Содержательные теории мотивации основываются на идентификации внутренних побуждений, называемых потребностями, которые заставляют людей действовать вполне определенным образом. В то же время не существует единой идентификации потребностей, признаваемой всеми.  [c.112]

    Всякая экономическая деятельность людей осуществляется, в конечном счете, во имя реализации их потребностей, которые можно определить как необходимость и возможность приобретения, сохранения и использования различных благ — экономических и неэкономических, материальных и нематериальных. Если некое благо оказывается значимым, желаемым для человека, то оно превращается в стимул, т.е. актуализированную потребность. Когда же импульс стремления к этому объекту проходит через сознание человека, стимул перерастает в мотив — внутреннее побуждение к действию.  [c.25]

    В то время как низшие потребности выступают в качестве прямого, безусловного побуждения, т.е. «толкают» поведение без посредника-мотива (попробуйте не дышать, тут никакого особого внутреннего побуждения не требуется), потребности высших уровней имеют множество вариантов реализации, поэтому в данном случае не обойтись, например, без понятия идеала. Здесь даже определение почти совпадает идеал — это представление (может быть недостижимое) о будущем, побуждающем активность личности.  [c.108]

    При 10—21 баллах Ваше желание стать менеджером в большей степени продиктовано рекламой и модой, чем внутренними побуждениями, но если ваше намерение твердо, то для того, чтобы стать хорошим менеджером. Вам потребуется существенная социально-психологическая подготовка.  [c.251]

    Мотивация заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с планом. Ранее считалось, что мотивирование — это предложение соответствующего денежного вознаграждения в обмен за прилагаемые усилия. В современных условиях мотивация рассматривается в контексте создания внутреннего побуждения к действиям. Она является результатом сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются. Для того чтобы мотивировать, руководителю следует определить, каковы на самом деле эти потребности, обеспечить работнику способ удовлетворять потребности путем хорошей работы.  [c.58]

    Трудовая мотивация — это состояние внутреннего побуждения к трудовой деятельности для достижения личных целей работника и организации.  [c.102]

    С помощью изучения совокупности внешних и внутренних побуждений к работе можно ответить на вопрос, почему так, а не иначе поступает данный человек.  [c.112]

    Системный подход к трудовому потенциалу работника рассматривает и оценивает профессионализм с учетом значения того, что движет человека в профессии, из каких ценностных ориентации он исходит, ради чего он занимается данным делом, какие свои внутренние ресурсы добровольно и по внутреннему побуждению вкладывает в свой труд.  [c.69]

    Среди примеров активного трудового поведения есть смысл выделять инициативное поведение, в основе которого лежит действие по внутреннему побуждению стремление к усвоению опыта, достижений, новаторских приемов и методов труда коллег. Инициативный человек является зачинателем, а потому прилежен, систематически совершенствуется, перенимает передовой опыт и совершенные приемы труда. Постепенно такой работник начинает приобретать преимущество даже перед более способными, творчески работающими коллегами, если последние пренебрегают стремлением к новым формам деятельности. Инициативное поведение сопряжено со многими трудностями, которые приходится преодолевать первопроходцу и одновременно от многого отвыкать.  [c.120]

    Деятельность — специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Деятельность характеризуется понятиями мотивов, целей, предметов, структуры, средств. Мотив — совокупность внутренних побуждений к активности, основанных, в основном, на  [c.69]

    Различают внутреннюю (побуждение к деятельности определяется личными целями субъекта — потребностями, интересами, ценностями) и внешнюю мотивацию (побуждение к деятельности определяется целями, заданными извне, путем принуждения, договора об обмене результата деятельности работника на блага, психологического воздействия для формирования тех же целей, что и у предпринимателя). Внешнюю мотивацию целесообразно назвать мотивированием (стимулированием).  [c.70]

    В новой ситуации для руководителя необходимо уметь проводить квалифицированный анализ психологического аспекта экономических и организационных, а не только социально-бытовых проблем. Притом желательно, чтобы качества руководителя воспринимались окружающими как естественное проявление его натуры, характера. Когда обязательные для него правила общения с подчиненными соблюдаются не по внутреннему побуждению, а под давлением обстоятельств, то это прекрасно чувствуют окружающие, и никакой декорум не в состоянии возместить недостаток искренности с его стороны.  [c.129]

    Предприятия всех форм собственности должны сами испытывать сильные внутренние побуждения к научно-техническому прогрессу. Следует помнить о ведущей роли самого производства, его потребностей в техническом перевооружении предприятий и повышении их эффективности.  [c.24]

    В состоянии равновесия рынок сбалансирован. Ни у продавцов, ни у покупателей нет внутренних побуждений к его нарушению. Напротив, при любой другой цене, отличной от цены равновесия, рынок не сбалансирован. У покупателей или у продавцов появляется желание изменить ситуацию на рынке.  [c.21]

    В состоянии равновесия рынок является сбалансированным. Ни у продавцов, ни у покупателей нет внутренних побуждений к его нарушению. Напротив, при любой другой цене, отличающейся от цены равновесия, рынок оказывается несбалансированным. У покупателей или у продавцов появляется желание изменить ситуацию на рынке. Здесь возможны два случая  [c.22]

    Этап мотивации предназначен для выражения мотивов, внутренних побуждений личности и осуществлению служебных (производственных) обязанностей.  [c.217]

    Предпосылки формирования внутренних побуждений к инициативному творческому труду  [c.231]

    Воспоминания Хрущева о его первых встречах с китайцами подтверждают и иллюстрируют ограниченность его кругозора, а также его примитивные, стереотипные представления о Востоке. Да и Мао было нелегко смириться с ролью благодарного младшего партнера, особенно когда его советским ментором стал непредсказуемый Хрущев. Последний явно перебарщивал в демонстрации своего великодушия. Кроме того, Хрущев позволял себе принимать такие решения, которые в советском руководстве еще никто не принимал. Его поведение было противоречивым, иррациональным и самоубийственным. Он никогда не делал того, что диктовала ситуация, позволяла или внушала культура, а руководствовался лишь внутренними побуждениями .  [c.93]

    Весьма полезно, если качества руководителя воспринимаются окружающими как естественное проявление его натуры. Когда руководитель соблюдает обязательные для него правила обращения с подчиненными не по внутреннему побуждению, а под давлением обстоятельств, то это прекрасно чувствуют окружающие, и никакой декорум не в состоянии возместить недостаток искренности с его стороны.  [c.116]

    Потребность в чтении—сложное общественно-личностное явление, которое объективно представляет собой общественную необходимость, а субъективно переживается человеком в качестве внутренних побуждений.  [c.70]

    Формирующиеся читательские интересы могут осознаваться людьми раньше, чем потребности в чтении, и служить промежуточной стадией в процессе превращения общественных потребностей в личные. При этом читательские интересы бывают истинные, когда они соответствуют объективной необходимости в чтении, и ложные, если противоречат ей. Ложные интересы характеризуются тем, что внутренние побуждения людей к чтению являются искаженным отражением действительных потребностей социальной группы. Скажем, группа читателей увлекается низкопробным детективным чтивом, в то время как объективно этой группе необходимо чтение общественно-политической или научно-популярной литературы. Особенно важно различать истинные и ложные интересы при социально-психологическом анализе чтения масс. Например, в капиталистических странах ложные читательские интересы раздуваются с помощью прессы и потока низкопробной литературы, в которых смакуются подробности преступлений.  [c.75]

    Что мы делаем, чтобы скрыть свои внутренние побуждения и потребности Мы пытаемся создать свой образ как человека, который чувствует себя прекрасно, не имеет проблем, держит себя в руках и, разумеется, умеет если не все, то многое. Нам хочется выглядеть независимыми и самостоятельными. Но посмотрим, во что это выливается.  [c.369]

    Отчуждение труда сводилось Марксом к четырём осн. характеристикам 1) имеет место отчуждение продукта труда рабочего от него самого, …отношение рабочего к продукту труда, как к предмету чуждому и над ним властвующему…, отношение к чувственному внешнему миру, к предметам природы, как к миру чуждому, ему враждебно противостоящему (там же, с. 91) 2) труд рабочего не является добровольным, совершаемым но внутреннему побуждению он представляет собой отчуждённый труд, к-рый выступает как вынужденный, принудительный труд (см. там же, с. 90) 3) совокупные обществ, силы, так же как и силы природы, отделяются от рабочего н противостоят ему, в результате чего его жизнедеятельность превращается …только лишь в средство для поддержания своего существования (там же, с. 93). В этом проявляется чрезвычайное обеднение человеческой сущности, подавление потребностей рабочего (см. там же, с. 133) 4) имеет место атомизация общества, отчуждение людей друг от друга — как следствие того, что каждый из них отчуждён от своей человеческой сущности.  [c.554]

    Мотивированная деятельность — это обусловленные внутренними побуждениями действия человека, направленные на достижение собственных целей, реализацию своих интересов. В такого рода деятельности работник сам определяет форму и меру своих действий, в зависимости от внутренних побуждений и условий внешней среды.  [c.64]

    СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ основываются на идентификации тех внутренних побуждений (называемых потребностями), которые заставляют людей действовать так, а не иначе. В этой связи будут описаны работы Абрахама Маслоу, Дэвида МакКлелланда и Фредерика Герцберга. Более современные ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ основываются в первую очередь на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания. Основные процессуальные теории, которые мы будем рассматривать, — это теория ожидания, теория справедливости и модель мотивации Портера-Лоулера.  [c.362]

    АПАТИЯ (от греч. apatheia — бесстрастие) — 1) безразличное, безучастное отношение к окружающему состояние, при котором снижены или полностью утрачены внутренние побуждения, интересы, эмоциональные реакции 2) одно из основных понятий этики стоицизма, полная свобода души от страстей и аффектов.  [c.413]

    Содержательные теории мотивации основываются на идентификации внутренних побуждений, называемых потребностями, которые заставляют людей действовать так, а не иначе. Этому посвящены работы А. Маслоу, Д. Мак-Клелланда и Ф. Герцберга.  [c.211]

    МОТИВАЦИЯ (от греч. motif, от лат. moveo — двигаю) — внешнее или внутреннее побуждение экономического субъекта к деятельности во имя достижения каких-либо целей, наличие интереса к такой деятельности и способы его инициирования, побуждения.  [c.186]

    Интегрированные (комбинация ценностей, порождаемых мотивацией извне и изнутри). Это своего рода украшение, верхняя надстройка над иерархической пирамидой классификации ВАЛС представляет собой небольшую группу людей, получивших название интегрированных. Эта та редкая категория людей, которым удается совмещать несовместимое, объединять все ценности в своем жизненном укладе. Они как бы сочетают силу людей, побуждаемых извне, с утонченностью и чувствительностью тех, чей образ жизни базируется на внутреннем побуждении.  [c.222]

    Частичное же разрешение не искореняет причины конфликта. Оно, какправило, выражает только внешнее изменение конфликтного поведения при сохранении внутреннего побуждения к продолжению противоборства. Сдерживающими факторами вы ступают либо волевые, идущие от разума аргументы, либо санкция сторонней силы, воздействующей на участников конфликта. Предпринимаемые меры направляются на то, чтобы убедить или заставить конфликтующие стороны прекратить враждебные действия, исключить чье-либо поражение, указать на средства, способствующие взаимопониманию.  [c.227]

    Экономический мир Ф. Перру покоится на неравенстве какосновог лагающем принципе хозяйственной жизни. Он считает, что в социальь экономической системе современного капиталистического общества р никаких внутренних побуждений, которые толкали бы эту систему к усг  [c.90]

    Влияние мотивирующих факторов на человека

    Мотивация – это мощнейший инструмент для достижения определенных целей во всех сферах человеческого бытия. Хотите чего-то достичь? Найдите правильный мотив, который будет двигать вас вперед.

    Например, прекрасная мотивация для похудения – оздоровление, зависть подружек (да, даже такой мотив бывает очень действенен), получение новых подписчиков в инстаграм, повышенное внимание молодых людей.

    Хотите, чтобы ваши подчиненные выполнили работу раньше намеченного срока? Мотивация персонала обещанием премии (поощрения, назначения на ответственную должность) наиболее эффективна.

    Действенные мотивации в различные периоды его жизни меняются: актуальные ранее мотивы становятся потенциальными и наоборот.

    Пошел человечек в первый класс, ему не очень-то хочется учиться, но родители заставляют ходить в школу, проверяют уроки и т. д. Налицо негативная мотивация. Повзрослев, школьник понимает, что без отлично сданного ЕГЭ ему не поступить в МГУ и не стать, к примеру, дипломатом. Тотчас актуализируется иная мотивация, и добросовестная учеба становится смыслом жизни на ближайшие годы.

    Самомотивация – двигатель прогресса

    Для осмысленного движения важно знать, откуда и куда идти, а также иметь огромное желание. То есть необходима самомотивация. Как ее добиться? Выполняйте приемы и правила, список которых приведен ниже:

    • Ставьте перед собой только выполнимые цели. Только так будет желание их достигать.
    • Большие цели разбивайте на маленькие задачи.
    • Заведите дневник достижений.
    • Постоянно поощряйте себя вознаграждением за выполненные задания.
    • Старайтесь использовать как можно меньше критики в свой адрес.
    • Ищите единомышленников в своем деле.
    • Попробуйте соревноваться с другими и стать лучшим.
    • Окружайте себя только позитивными и целеустремленными людьми.
    • Читайте книги и смотрите фильмы, которые вас мотивируют.

    Попробуйте воплотить в жизнь если не все, то хотя бы несколько пунктов, и у вас обязательно появится желание взяться за дело! Помните, что важно в балансе использовать положительные и отрицательные факторы, внутреннюю и внешнюю мотивацию, чтобы добиться хорошего результата.

    Как усилить действие мотивации

    Как правило, на поведение человека одновременно оказывают влияние несколько мотивов. И чем их больше, тем выше вероятность, что цель будет достигнута.

    Пример: два спортсмена одинакового уровня готовятся к ответственным соревнованиям. Один из них мечтает выиграть и получить призовой фонд. Другой же, помимо денег, хочет принести дополнительные очки своей команде и доказать, что он лучший в этом виде спорта.

    С уверенностью можно сказать, что выиграет второй спортсмен, потому что при одинаковых исходных условиях он имеет больший мотивационный уровень.

    Существует всего 2 способа повышения уровня мотивации:

    1. Увеличение количества мотивов, побуждающих действовать.
    2. Актуализация мотивирующих факторов под конкретную ситуацию.

    Ну, и еще можно прислушаться к советам, которые даются в этом видео:

    Мотивация других

    Люди, которых мотивирует стремление вверх, не обращают внимания на комфорт. Ими движет осуществление личных интересов и целей организации. Сотрудники, которых подгоняет наказание, не будут выполнять то, что лишает зоны комфорта.

    При этом очень важно учитывать внешние положительные факторы. Это деньги, надежность, условия и безопасность. Не меньшую роль играют внутренние положительные факторы. Это достижения, рост, полномочия, признание и ответственность. Только правильное сочетание этих факторов даст удовлетворенность трудом. При их отсутствии работа становится ненавистной и невыносимой. В этом плане побуждение студентов или школьников ничем не отличается. Важно, чтобы преобладала внутренняя учебная мотивация.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]