Внешняя и внутренняя мотивация – где искать потребность к развитию?
Жизнь идет, а куда? Человек идет по жизни в определенном направлении, и это направление отличается от обычного выживания. В каждом есть животное, управляемое инстинктами. Есть двигатели-мышцы, нервная система, обеспечивающая движение. Сделать действия человека осмысленными, а его – очеловеченным и разумным, взаимодействующим с себе подобными помогает мотивация.
Это движение от точки А до Б с определенной целью. Точка Б может быть желанной, потому что она престижна. В точку Б нужно попасть по внутреннему велению — «Я могу!». Одна точка – два мотива. Потому следует говорить про виды мотивации, источники их возникновения.
Что такое мотивация
Мотивация – это способ быстрого достижения цели, основанный на психофизиологическом процессе, который направляет поведение человека, способствует его активности и работоспособности. Она представляет совокупность мотивов.
Согласно Толковому словарю В. Даля, мотив с французского означает побудительную причину, повод. Мотивировать значит привести доводы, которые оправдывают действие или доказывают необходимость какого-либо поступка.
Простыми словами мотивация — это психологический толчок человеку, который побуждает добиваться установленных перед ним целей.
Основные характеристики
Феномен мотивации может быть описан через следующие характеристики:
- Вектор направленности.
- Организованность, последовательность действий.
- Устойчивость избранных целей.
- Напористость, активность.
По этим параметрам изучается мотивация каждой личности, что важно, например, в школе. Большое значение имеют эти характеристики и при выборе профессии. Менеджер по продажам, например, должен быть устойчиво ориентирован на высокий доход и активен в достижении цели.
20.12.2019
4 453
Топ-25 лучших мотивирующих и вдохновляющих фильмов о преодолении себя и жизненных трудностей
Пишите свой топ мотивирующих фильмов в комментариях!
Виды мотивации
Чтобы понять, как работает мотивация, давайте разберемся, какая она бывает.
Виды мотивации связаны между собой, часто они дополняют друг друга и способствуют более быстрому достижению своей цели.
Внутренняя и внешняя
Внутренняя мотивация формируется в самом человеке.
Что к ней относится:
- мечта, стремление к самореализации, творчеству;
- самоутверждение;
- любопытство;
- убежденность.
Например, вам интересно что-то мастерить, вы с удовольствием трудитесь в этом направлении и достигаете своей цели. Высокий результат будет достигнут благодаря тому, что вам нравится ваше занятие, поэтому выполнять вы его будете качественно, стремиться доделать свою работу быстрее, чтобы посмотреть и оценить результат труда.
Ключевым моментом во внутренней мотивации выступает чувство свободы выбора. Если вам придется мастерить не то, что вы хотите, а то, что необходимо (например, связанное с производственными обязанностями) ваша мотивация падает.
Внешняя мотивация – это факторы, появляющиеся извне. Например, обстоятельства, при которых вы чувствуете сильные положительные или отрицательные эмоции. Самым ярким примером внешней мотивации выступает материальное вознаграждение за свой труд, если он не вызывает у работника других положительных эмоций.
Еще примеры внешней мотивации:
- карьера;
- престижные вещи (машина, дом);
- возможность отправиться в путешествие.
Внешняя и внутренняя мотивации могут выступать единым стимулом для работы. Допустим вы желаете получить повышение по службе. С одной стороны, ваша потребность связана с внутренней мотивацией, а с другой у вас есть и внешняя – не удовлетворенность своим социальным положением. У вас появляется непримиримость, что вами командует менее профессиональный человек (на ваш взгляд), который ограничивает вашу свободу.
Положительная и отрицательная
Положительная, когда человек получает заряд положительных эмоций, которые помогают ему двигаться дальше к достижению своей цели.
Примеры положительной мотивации:
- похвала, публичное признание заслуг;
- материальное стимулирование;
- приятные общения.
Отрицательная мотивация – это избегание негативных переживаний. Она также может являться стимулом для ускорения работы. Однако это происходит только в случае сильных кратковременных стрессоров. Например, объявление выговора за несвоевременно выполненную работу. Может привести к тому, что работник больше не будет пропускать сроки. Однако при длительном и регулярном негативном воздействии человек будет чувствовать подавленность, что может привести его, наоборот, к депрессии.
Положительная мотивация работает лучше негативной. Если вы действительно хотите чего-то добиться, вы будете стараться достичь своей цели без страха перед наказанием.
Устойчивая и неустойчивая
Устойчивая мотивация есть у каждого. Это удовлетворение своих потребностей, например, утоление голода, жажды, физиологических нужд. Тут мотивация работает безотказно и не зависит от психологического или эмоционального состояния человека.
Неустойчивой необходима постоянная внешняя поддержка. Например, вы хотите похудеть. Вам кроме хотения потребуется поставить перед собой конкретную цель – сесть на диету, заняться спортом и т. д.
Если рассматривать устойчивую и неустойчивую мотивацию, их можно разделить на подвиды: когда человек стремится к установленной цели (мужская) или пытается избежать чего-то (женская).
Другие виды
Дополнительно мотивация бывает:
- Индивидуальная. Она поддерживает саморегуляцию человека: избегание боли, утоление жажды, поддержка температуры.
- Групповая. Мотивация, связанная с построением социальных связей: забота о потомстве, поддержание структуры общества.
- Познавательная. Это наше исследовательское поведение, стремление к познанию нового.
Внешняя мотивация против внутренней: какая сильнее?
Одна сторона мотивации поддерживает другую. Похвала, благодарность или отзыв клиента вызывают чувство собственного профессионализма, компетентности, что растит внутренние побуждения. Тогда ради одобрения извне хочется наращивать мастерство, эффективность, развиваться, как личность. Появляется влюбленность в работу, вдохновение деятельностью.
Взаимосвязь между внутренним и внешним показана в видах мотивации, выражающей стремление к успеху, популярности, признанию значимости, преодолению и самопреодолению (совершенствованию), призванию. Данные типы представлены в виде лестницы саморазвития человека. Они показывают, как ориентация на внешний успех создает людей, которые довольны своим делом.
Уровни мотивации
Мотивация имеет разные уровни. Один вытекает из другого, от нижних к верхним, причем все они взаимосвязаны и образуют пирамиду, на верхушке которой располагается цель.
Например, вы мотивированы обсудить проект с коллегой, чтобы лучше разобраться в поставленной задаче. Это вам необходимо, чтобы справиться с возникшими сложностями, т. к. вы заинтересованы в качественном результате работы.
Наиболее важными уровнями мотивации выступают мотивация на задачу и на проект.
Теория иерархии Маслоу
Как найти мотивацию? Нужно обладать определенными знаниями, чтобы ответить на данный вопрос. Для того чтобы собрать воедино многие представления о врожденных потребностях, американскому психологу пришлось проделать тщательный анализ характера человека, его изменения в зависимости от смены цели, изучить типы мотивации. Основные положения данной концепции гласят:
- человек всегда имеет потребность в чем-то, это не зависит от пола и возраста;
- сильно выраженные потребности, которые индивид испытывает в определенных ситуациях, могут быть объединены группы;
- расположение этих групп построено по иерархическому принципу;
- человек совершает действия благодаря неудовлетворенным потребностям;
- через некоторое время у человек вновь появляется неудовлетворенность, он желает получить большее;
- в обычном состоянии индивид чувствует несколько потребностей, они могут быть взаимосвязаны;
- сначала удовлетворяются желания, находящиеся в основании пирамиды Маслоу, затем начинают воздействовать верхние потребности;
- человек способен найти большое количество способов для удовлетворения высоких потребностей, нежели низких.
Позже американский психолог Абрахам Маслоу добавил еще несколько важных составляющих пирамиды. В своей работе «К психологии Бытия» автор выделил потребности роста, которые оказались трудны в описании. В эту книгу вошли такие интересные качества, как совершенство, желание быть выше других, справедливость, ответственность, красота, дружелюбие, завершенность. Автор подробно описал формы мотивации.
Маслоу считает, что во многих случаях именно потребности роста являются мощнейшим мотивом для достижения целей. Каждый человек может проверить достоверность этих слов на себе. Достаточно выписать самые значимые потребности, расположить их по иерархическому принципу: внизу — то, что удовлетворяется в первую очередь, наверху — то, ради чего приходиться изрядно трудиться.
По мнению Маслоу, стадию самореализации достигают лишь 2% населения, другие же вынуждены постоянно стремиться к совершенству. Мотивация к действию появляется у многих только в критических ситуациях.
Мотивация на проект
Уровень проекта является более высоким. Он позволяет с удовольствием работать даже над не интересными задачами ради успешного завершения проекта. Мотивация на проект связана с обратной связью, которая показывает, насколько цель близка. Тем самым даже неинтересная задача становится позитивным опытом. Если руководитель не обращает внимание, что выполненная задача приблизила к завершению проекта, сотрудник испытывает ощущение, что его просто эксплуатируют, т. к. он не видит результата своей работы. Даже если ему нравится собственная производительность, у него будет ощущение рутины. Поэтому проектная мотивация в форме обратной связи особенно важна в больших коллективах для того, чтобы сотрудники успешно справлялись с поставленными задачами.
История появления слова и особый подход
В древние времена слово «мотивация» не использовалось в русской речи. Чаще всего в общении люди пытались объяснить непонятное состояние, побуждающее выполнить ту или иную задачу. Это могло быть желание исполнить важное и опасное задание, которое бы принесло пользу семье и народу, а могло и вовсе склонять к преступной деятельности.
Что такое мотивация, как она влияет на жизнь человека? Понятие «мотивация» происходит от латинского слова «movere», что дословно можно перевести как движение, пробуждение. Его активно стали использовать для передачи собственных настроений только в начале XVIII века. Как ни странно, но знатные люди употребляли это понятие исключительно в устойчивом словосочетании «мотивировать себя», то есть побуждать к действию. Стоит отметить, что мотивация является функцией менеджмента, который довольно популярен на Западе. Ее используют для налаживания связей и управления.
Мотивация — что это такое? В современном мире люди довольно часто произносят понятие «мотивация», при этом до конца не осознавая истинную трактовку слова. Каково же понятие мотива и мотивации? На данный момент существует несколько определений:
- мотивация — осознанное влечение человека к выполнению определенной цели, которое может быть компенсировано как материальными, так и духовными ценностями;
- мотивация — проявление человеческого желания для достижения поставленной задачи, проявляется в изменении внутреннего и внешнего состояний;
- мотивация — это определение, затрагивающее духовные аспекты состояние человека, его способность ставить перед собой высокие цели;
- мотивация достижения — стремление достичь наилучшего результата, желание искать новые цели и задачи;
- мотивация — способность и желание удовлетворить материальные, биологические и духовные потребности;
- мотивация — стремление достичь результата, психофизиологический процесс, который управляет поведением, эмоциями, действиями человека.
Становится ясно, что мотивация — понятие сложное и крайне индивидуальное. Желание достичь успеха появляется у человека в различных ситуациях, и, соответственно, способы достижения результата будут отличаться. Основные элементы мотивации: цели, задачи, политика, методы, инструменты, программы.
Подробным изучением мотивации занимались лучшие умы всего мира. Можно выделить работы В.Г. Подмаркова, И.Ф. Беляева, Д.С. МакКлелланда, Дж. Аткинсона. Большинство психологов и философов отразили собранную информацию в теориях и представлениях, которые и сейчас помогают человеку переосмыслить жизнь. Функции мотивации, как правило, направлены на осуществление поставленных задач. Они придают всей системе целостность и стабильность.
Популярные теории мотивации
Направление изучения теории мотивации является популярным в психологии. Выдвижением и доказательствами теорий занимались ученые в разные века. Современная психология также применяет учения в нашей жизни и деятельности. После изучения основных концепций проще понять виды мотивации личности, проанализировать поведение человека в разных жизненных ситуациях.
В сфере теорий выделяются 2 основных направления: процессуальный и содержательный.
Теория иерархии Маслоу
Предполагает, что человеческие потребности сформированы в группы, которые объединены в соответствии со строгой иерархией. Изображается такая теория в виде пирамиды, где в основании расположены базовые нужды организма (сон, пища, отдых), на вершине достижение максимального развития личности, полное раскрытие ее природного потенциала, задатков и способностей.
Теория ERG Альдерфера
Психолог Йельского университета К. Альдерфер выделяет 3 группы мотивации:
- существование;
- связи;
- рост.
К ним можно отнести любые потребности человеческого организма. В отличие от Маслоу он признает возможность движения от низших уровней к высшим, разными способами. Психолог считает, что неудовлетворённость потребностей высшей ступени приводит к неудовлетворённости потребностей низшей ступени. В результате внимание человека переключается на потребности более низкого уровня.
Например, человек не удовлетворил свою потребность в личностном росте, поэтому у него активизировались потребности связи (самоутверждение). Это регрессия с верхней ступени на более низкую.
Теория ожиданий Врума
Канадский психолог В. Врум разработал теорию, основанную на трех типах связей:
- Затраты-результат. Результат работы должен оправдывать приложенные усилия.
- Результат-вознаграждение. Чем выше результат, тем больше должно быть вознаграждение.
- Вознаграждение-удовлетворение. Насколько человек доволен вознаграждением.
Согласно теории ожидания Врума одной активной потребности мало для эффективной работы. Не достаточно иметь просто желание и нечего не предпринимать, нужно его стараться исполнить.
Пример теории из практики: повышение продаж и выручки является основной задачей работников торговли. Мотиватором для роста продаж служит достойная оплата труда.
Теория постановки целей Эдвина Локка
Американский психолог Эдвин Локк разработал теорию постановки целей в 1968 году. Она объясняет, как будет действовать человек в конкретных рабочих ситуациях. Согласно его теории, мотивация к достижению поставленных целей будет определяться самими целями или простым фактом их предложения.
Цель – это то, к чему человек стремиться. Стремление выступает основным источником мотивации. Люди создают свои собственные цели, затем достигают их. По мнению Локка, лучшая цель – это доступная, реалистичная, возможная задача.
Теория равенства (справедливости) Адамса
Теория справедливости была разработана в 1960-1962 годах американским психологом Джоном Стейси Адамсом, после проведения исследований в . Она объясняет, почему в компаниях снижается эффективность работы.
По мнению психолога, это зависит от того, насколько сотрудники мотивированы к работе. Многие думают, что к ним относятся несправедливо, и занижают заработную плату. Другие же, наоборот, считают себя переоцененными и испытывают чувство вины. Производительность труда будет падать до тех пор, пока сотрудники не поймут, что размер вознаграждения напрямую зависит от приложенных ими усилий. И если кто-то получает большую зарплату, значит, он вложил больше сил и ресурсов.
Модель Портера-Лоулера
Теория Портера-Лоулера называется теорией справедливости и правды. Данная модель помогает понимать работнику, что результат работы напрямую зависит от его способностей. Так же важно, чтобы сотрудник понимал свою высокую ценность для компании. Психолог утверждал, сколько работник прилагает усилий, столько получает удовлетворенность от вознаграждения. Мотивация выступает способом побуждения к действию.
Модель мотивации Портера-Лоулера относят к процессуальным теориям, т. к. она помогает определить связь между производительностью труда сотрудников и системой вознаграждения и иных поощрений.
Теория Макклелланда
Теория основана на изучении влияния потребностей на мотивационные процессы в сознании личности. Мотивация способствует раскрытию человеческого потенциала, подталкивает к решительным действиям, заставляет идти к успеху. Теория включает потребность власти, успеха, принадлежности к определенному слою общества. Если условно разделить сотрудников по этим категориям, будет легко найти подход к каждому.
Теория мотивации Дэвида Макклелланда используют в процессе организации работы сотрудников для повышения эффективности труда.
Основная XY-теория МакГрегора
Мак-Грегор считал, что существует два вида управления персоналом, один из них основывается на «Теории Х», другой – на «Теории Y».
Теория Х состоит из следующих постулатов:
- люди ленивы по своей природе, при первой возможности всячески уклоняются от работы;
- человек не любит брать на себя ответственность, ему достаточно спокойно работать и получить зарплату;
- неизбежны контролирование, давление и угрозы наказанием, это заставляет человека трудиться более эффективно.
Утверждения теории Y:
- у человека нет врожденной неприязни к работе;
- успех доставляет удовольствие;
- благоприятные условия труда способствуют развитию самоконтроля и ответственности;
- люди способны творчески решать проблемы;
- достижение конкретной цели, поощряется вознаграждением.
Сочетание этих теорий позволяет апеллировать к разным желаниям и мотивам, подбирая способы мотивации для людей обеих категорий.
Современная теория Z Оучи
Теория Z предполагает, что сотрудникам необходимо общаться со своим работодателем и коллегами. Это обеспечивает высокий уровень поддержки со стороны руководства в виде создания безопасной и комфортной зоны рабочей среды, предоставляет работникам возможность развития и обучения.
Сотрудники ожидают от руководства взаимности и поддержки. Важно поддерживать баланс между работой и личной жизнью. Поэтому важны не только условия труда, но и семья, культура и традиции. Согласно теории Z, сотрудники уверены в том, что они могут правильно выполнять свою работу при надлежащей поддержке со стороны руководства.
Теории на основе специфической картины человека
Существуют 2 концепции на основе специфической картины человека: “Теория X и Y” Макгрегора и “Теория Z” Оучи. В них описываются виды трудовой мотивации.
XY теория Макгрегора
Это 2 теории, в которых автор сопоставляет стимулы сотрудника и поведение руководящего состава фирмы с 2 сторон.
Теория Х гласит, что:
- люди от природы ленивы и используют все возможности для прокрастинации;
- человек стремится уйти от ответственности, поэтому идет в наемные работники;
- он придерживается таких принципов, как стабильность и защищенность;
- сбрасывает с себя амбиции как балласт;
- полный контроль, нажим и угроза наказания подталкивают человека работать с большей отдачей.
Согласно теории Y:
- труд – неотъемлемая часть жизни человека;
- хорошие условия труда благоприятствуют развитию ответственности и контроля над своими действиями;
- творческий и интеллектуальный потенциал используются не в полном объеме;
- достигнув поставленной цели, человек получает поощрение.
Это 2 диаметрально противоположные теории, которые имеют право на жизнь.
Теория Z Оучи
В дополнение к предыдущим 2 теориям американский профессор Уильям Оучи разработал теорию Z. В ее основу легли коллективные принципы мотивирования, согласно которым на стимулирование сотрудников должны оказывать влияние ценности компании:
- совпадение целей работника и предприятия;
- правильная организация труда;
- преданность коллективу и совместным целям;
- солидарность;
- доверие.
Положительные стороны этой теории:
- Вектор внимания направлен на мотивацию всех сотрудников.
- Присутствие руководителей на фирме, их позитивное общение с подчиненными.
- Организация обучения без отрыва от производства.
- Предоставление возможности роста.
Недостатки теории:
- Завышенные требования к соискателям.
- Соблюдение сложившихся устоев, патриархат.
- Медленное продвижение по службе.
Популярные мотивы
Единого мотива для стимулирования всего коллектива или конкретного человека не существует. Даже в одном и том же случае мотивация у каждого может быть разной.
Рассмотрим самые действенные мотивы:
- Самоутверждение. Желание утвердить себя в обществе. Такой мотив свойственен для самолюбивых людей, которые стремятся быть признанными в обществе, достичь высокого статуса и признания.
- Идентификация. Желание быть похожим на другого человека, например, кумира, героя, отца. Мотив способствует к появлению стремления к совершенствованию и развитию. Такая мотивация хорошо работает у подростков, дает хороший стимул для изучения нового. Например, ребенок хочет быть таким же умным и сильным, как папа.
- Власть. Стремление к получению возможности влиять на людей, занять лидирующую позицию в коллективе или другой группе. Это один из главных мотивов для совершения поступательных действий, несмотря на трудности и прикладываемые усилия.
- Процессуально-содержательные мотивы. Когда человеку нравится выполняемая им работа. Например, при занятиях спортом человеку приятно проявлять свою физическую подготовку. Его удовлетворяет процесс игры, а не внешние факторы (такие, как победа, деньги, власть, самоутверждение и т. д.).
- Внешние мотивы. Это когда человек выполняет работу, от которой сам не получает удовлетворение, но он рассчитывает на хорошее вознаграждение. Например, человек увольняется с работы, приносящей ему удовлетворение, в связи с небольшим доходом. Чтобы обеспечить семью, он решает заняться рутинной (по его мнению) деятельностью, но приносящей хороший доход.
- Саморазвитие. Стремление к реализации собственных возможностей. Фундаментальный мотив для достижения результата. Чтобы двигаться вперед, нужно иметь смелость оставить прошлое, не держаться за былые достижения. Не бояться возможных рисков и неудач. С каждым новым шагом человек будет получать больше удовлетворения и радости.
- Достижение. Добиться высоких результатов деятельности. Мотив, который стимулирует молодых людей на получение максимальных результатов, даже, если необходимо прикладывать усилия. В качестве примера можно рассмотреть двух учеников с одинаковыми возможностями к изучению науки, но с разной мотивацией. Первый поставил перед собой высокую цель и старается достичь ее, выбирая нестандартные способы решения задач. Второй безразличен к своим успехам, не ставит высоких целей. Понятно, кто добьется в жизни большего успеха.
- Аффилиация. Это самоценность общения, когда человек старается поддерживать отношения с другими людьми и ему это нравится. Общение приносит ему удовлетворение, он стремиться понравится собеседнику и этим самосовершенствуется.
- Просоциальные мотивы. Они связаны с осознанием долга перед обществом, ответственностью перед людьми. Человеку необходимо жить проблемами и интересами группы людей. Ответственные люди более добросовестно выполняют работу. Они активны и считают, что от качества их труда зависит успех всей компании.
Самомотивация
Самомотивация – применение индивидуальных мотивационных методов, в основу которых положены личностные убеждения:
- желания и стремления;
- целенаправленность и последовательность;
- решимость действовать и постоянство.
Главным показателем правильной самомотивации выступает ситуация, когда при наличии больших помех извне человек не сдается и продолжает двигаться к своей цели.
Индивид выполняет осознанные действия, направленные на достижение желаемого результата.
Чтобы самостоятельно мотивировать себя, можно воспользоваться такими методами, как:
- аффирмации – подборка позитивных утверждений, воздействующих на подсознание индивида и приводящих к положительному эффекту;
- самовнушение – воздействие, имеющее под собой самостоятельное влияние человека на собственную психику, целью которого является создание новой поведенческой модели;
- биографии успешных людей – эффективный способ стимуляции, основанный на изучении жизненной истории великих личностей;
- формирование волевых навыков – выполнение действий, направленных на преодоление собственной лени, страхов и нежелания действовать;
- визуализация – эффективный метод, в основе которого лежит мысленное представление и эмоциональное переживание достигнутых целей.
Самовнушение
Самовнушение может быть эффективным лишь в том случае, если человек обладает способностями к этому: может воздействовать на свое подсознание и психику, вызвав нужную реакцию и достигнув положительного эффекта.
Биографии успешных людей
Использование этого способа подойдет как детям, так и взрослым. Человек видит полную картину: было желание, затем последовало действие, а потом – результат.
Визуализация
Визуализация – мощный метод достижения целей, т. к. мысли имеют свойство материализовываться. Важное условие его применения – наличие активных действий по достижению целей.
Советы психологов
- Начинайте с малого. Ставьте перед собой цель, которую вы можете достигнуть в ближайшем будущем. Если вы хотите похудеть, начните вставать пораньше для зарядки.
- Ставьте только одну цель. Идти к нескольким целям сложно, лучше сначала выполнить одну, потом браться за следующую. После того, как регулярно начали делать зарядку, перестаньте есть после 18-00.
- Давайте публичные обещания. Если вы сообщите о своем намерении окружающим, вам будет тяжелее отступиться от задуманного. Расскажите близким о своем намерении похудеть.
- Предвкушайте достижение цели. Думайте о том, как вам будет хорошо. Достаньте свой любимый наряд, который вам стал мал и повесьте его, чтобы чаще видеть.
Определение
Что такое мотивация? Чтобы иметь хоть малейшее представление о таком понятии, как мотивация, разберемся с его определением. По-латыни «muvere» (двигать) дает определение слову «мотив», которое является производной слова «мотивация».
Таким образом, можно дать несколько вариантов понятия этого слова:
- побуждение к действию;
- психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость.
- совокупность побуждающих факторов, определяющих активность человека.
Специалисты расходятся в своих мнениях о том, что такое мотивация. Одни считают, что это совокупность процессов, а для других совокупность мотивов определяет мотивацию. Мотивом служит материальный предмет, стремление к которому определяет смысл действий. Для людей это выражено в тревоге или переживаниях, что в дальнейшем может вызвать как положительные (в случае достижения предмета), так и отрицательные (при неудовлетворенности положением) эмоции.
Примером может послужить желание, вызванное голодом. Человек стремится добыть еду, для того чтобы удовлетворить свое желание. Положительные эмоции вызывает то, что цель близка, а отрицательные – если таковой возможности в ближайшее время не предвидится, в этом случае появляется неудовлетворенность.
Как поддержать мотивацию
Если у вас опустились руки, вам трудно идти по выбранному пути, не печальтесь, прислушайтесь к следующим советам:
- Остановитесь. Дайте себе небольшую передышку, расслабьтесь, даже, если вы считаете, что у вас много сил и вы готовые работать много. Есть риск перегореть.
- Просто начните. Начинайте достижение новой цели потихоньку, регулярно продвигаясь вперед небольшими шагами.
- Избавьтесь от негатива. Не допускайте мысль, что у вас ничего не получится.
- Научитесь мыслить позитивно. Верьте, что у вас все получится.
Развивающие упражнения для детей и взрослых
Где взять мотивацию? Эти интересные комплексы помогут поставить цель и смотивировать человека на выполнение поставленных задач:
Первый — идентификация с любимым животным. Ассоциируя себя с вымышленным персонажем или вполне реальным объектом, индивид может быстрее достичь личностного роста. Дело в том, что человек подсознательно берет положительные качества любимого героя, а вместе с тем и появляются новые цели. Животные — сильные и мудрые создания, которые являются главной частью окружающего мира. Отождествляясь с ними, индивид воспитывает в себе осторожность, настойчивость, целеустремленность.
Итак, для выполнения упражнения необходимо совершить следующие действия:
- выбрать одного любимого животного, расписать его положительные и отрицательные качества;
- постараться представить себя воображаемым существом, стараться идти к поставленной цели;
- чувствовать себя грозным львом или милым кроликом в течение 5 минут, пытаться преодолеть все трудности, с которыми встречается животное на своем пути.
После этого следует оценить свои чувства и переживания, проанализировать, какие задачи удалось реализовать, а какие оказались слишком трудными.
Комплекс второй — указать на ошибку и отметить улучшение. Что делать, если пропала мотивация, как вернуть ее? Стоит привести пример из жизни. Часто воспитатели в детских садах и учителя в школах делают замечания ребят по поводу выполнения различных задач. Указывают на ошибки в выполнении контрольной работы, а затем разбирают сложные задания. Зачем это делается? Так более взрослое поколение мотивирует ребят на выполнение тех же задач, но уже с более высоким качеством.
Упражнение на мотивацию следует выполнять несколько раз в неделю. Для начала стоит представить ситуацию, когда человек находится в шаге от поставленной цели. Ему следует расписать плюсы и минусы данного положения. Как правило, всегда больше недостатков, нежели положительных особенностей. Но это не повод расстраиваться, поскольку следующая попытка окажется лучше прежней:
- ошибок будет много, но они не будут настолько серьезны;
- трудностей на пути встретится немало, но важно то, чего человек уже сумел достичь;
- пусть не все проходит гладко и по плану, но это не повод сдаваться, ведь самое сложное уже позади.
Как замотивировать персонал
Для успешного бизнеса немаловажное значение имеет правильная мотивация сотрудников.
Для этого применяют следующие методы:
- Экономические – самые эффективные. Сюда входит повышение заработной платы, премий, других поощрительных выплат, вручение подарков
- Организационно-административные методы. Это не материальные выплаты, но дающие сотрудникам привилегии при работе в компании. Например, предоставление возможности бесплатного обучения, обустройство производственного быта, льготное медицинское обслуживание персонала, создание фирменного стиля компании.
- Социально-психологические методы. Сюда входят такие методы, как признание авторитета, доверие, поддержка и укрепление лояльности, проведение корпоративных мероприятий для дружелюбной и рабочей атмосферы.
Современная теория Z Оучи
Понятие мотивации отличается в культурах многих народов. Японские опыты в сфере психологии и медицины подтолкнули гениального американского психолога Уильяма Оучи к созданию собственной модели Z. За основу взят принцип коллективизма, когда человек представлен не как отдельно стоящий элемент, а как важная деталь всего механизма. И если он откажется от своей работы, то все устройство тотчас разрушится.
Для того чтобы воспользоваться теорией Z, необходимо понимать, что большинство сотрудников любят работать в коллективе, нежели справляться с тяжелым заданием в одиночку. Кроме того, работники твердо уверены в том, что работодатель позаботится о них, а они, в свою очередь, качественно выполнят работу. Модель Z будет активно развиваться, если компания пойдет навстречу желаниям сотрудников. Руководитель должен давать возможность работникам повышать квалификацию, получать повышение по карьерной лестнице.
Взаимопонимание и взаимоотдача — главные принципы мотивации, залог успешного бизнеса и отличное подспорье для стимуляции работников. Заинтересованные в повышенной оплате труда, получении наградных орденов и значков, премий и смене должности сотрудники укрепят позиции компании и выдвинут ее на лидирующие позиции.
Применимы в данном случае методы мотивации, затрагивающие персонал, учащихся и собственно самого человека. Во всех случаях необходимо акцентировать внимание на материальных поощрениях и соблюдении моральных норм. Так, например, студенты получают стипендию за успешную учебу, а персонал за качественную работу, сделанную в срок. Однако с самомотивацией дело обстоит немного сложнее. Всегда трудно начать, а именно найти причину, ради которой будут приложены все усилия. Тем не менее именно собственное желание способно кардинально изменить не только жизнь, но и самого человека.
Мотивация учащихся
Для мотивации ребенка на обучение, пользуйтесь следующими способами:
- Поощрение. Приветствуйте работу в классе, демонстрируйте лучшие результаты и передавайте положительные отзывы о детях их родителям.
- Создавайте нестандартные ситуации на уроках. У детей появится интерес.
- Заражайте учеников своими эмоциями. Покажите свой энтузиазм и помогите ученикам проникнуться им.
- Давайте каждому ученику возможность проявить себя.
Эти советы применимы не только к учителям, но и к родителям.
Ежедневные тренинги для себя и семьи
Мотивировать себя на выполнения задач можно в кругу близких людей, просить совета и узнавать, что думают о тебе другие люди. Такие способы мотивации помогают посмотреть на себя с другой стороны, увидеть, что делается неправильно, где совершается ошибка:
- Хвастун. Где найти мотивацию, как ее развить? Данный комплекс поможет изменить представления о собственной жизни. Упражнение направлено на развитие внутреннего мира, раскрытие творческого потенциала. Человеку необходимо представить себя главой какой-либо известной компании, в распоряжении у начальника имеются профессиональные работники. В первый раз руководитель должен порицать своих сотрудников, показывать свое преимущество, лишать работников заслуженной премии. Во втором случае начальнику следует благосклонно относиться к своему коллективу. Выслушивать их просьбы, идеи, награждать лучших сотрудников компании. Так, человек наглядно видит, что многое зависит от него самого. Результат действий напрямую зависит от отношения человека к самому процессу. Четкое понимание целей и способов их достижения является залогом успеха и самореализации.
- Анализ оправданий. Как часто человек находит вроде бы логичное объяснение ситуации, но при этом ничего не говорит о совершенных ошибках? Задача данного упражнения — это понять, что все зависит лишь от собственных сил, а не от выдуманных проблем. Упражнение работает как механизм мотивации, вовремя позволяет найти недостающую деталь, упущенное действие. Большинство причин неудач связаны с неверным мышлением, выбором неправильного пути. Человек сам виноват в том, что добиться желаемого не удалось. Но это не повод бросать все идеи и уходить в депрессию, это лишь отправная точка для новых свершений. Когда индивид начинает искать внешние причины провала, то этим он блокирует свои истинные побуждения и желания. Поиск иных причин может свидетельствовать о том, что человек:
- не умеет организовывать и контролировать себя;
- не умеет правильно расставлять приоритеты;
- не умеет систематически выполнять работу.
Для выполнения упражнения следует взять чистый листок бумаги и написать предложение, например: «Не выполнил данное задание, потому что…». Необходимо проанализировать оправдание и ответить на вопросы:
- Почему было выбрано именно это оправдание, есть ли этому альтернатива?
- Зависит ли это от внешних и внутренних факторов?
- Что мешает исправить данное положение?
На этом этапе следует подумать, какие меры можно предпринять для достижения цели. Главные инструменты мотивации: деньги, здоровье, связи.
Как определить мотивированного человека
Мотивированный человек собран, он четко понимает, чего он хочет и как этого можно достичь.
Признаки мотивированности:
- Проявление инициативы.
- Активность. Попытка повлиять на быстрое завершение дела.
- Действует сам, а не ждет, что кто-то сделает за него.
- Человек любит свое занятие.
- Уверенность. Он горд за взятую на себя ответственность.
В психологии
Психологи рассматривают процесс мотивации по следующим направлениям:
- Бихевиоризм, когда потребность возникает, если организм отклоняется от некой идеальной нормы.
- Психоанализ, когда мотив формируется бессознательными импульсами.
- Познавательная теория, когда мотивацией человека является его взгляд на мир.
- Гуманистическая теория, как реализация собственных потребностей, планов и идей.
В менеджменте
В управлении персоналом под признаком мотивации подразумевают стремление людей к труду на благо предприятия.
Теории мотивации делятся на содержательные – изучение человеческих потребностей и побуждающих действий и процессуальные – изучение факторов, которые оказывают влияние на степень мотивированности.
В экономике
С экономической точки зрения на производстве нужно создавать не только материальные мотивы стимулирования, но и нематериальные: социальные гарантии, комфортную обстановку, доверительную атмосферу.
Зачем она нужна
Мотивация – сложный психологический феномен, который выполняет важную функцию. А именно не дает человеку погибнуть на диване, превратиться в овощ. Она способствует развитию, помогает подниматься после падений, стремиться и достигать, видеть цель и двигаться к ней через препятствия. Ну а если этого нет, разберитесь, как найти цель в жизни, когда ничего не хочется.
Действие под влиянием мотива очень нужно каждому человеку. Без мотивации не будет организованности нашей жизни, мы не сможем упорядочить свои дела, будем распыляться на разные мелкие делишки и в конце концов, когда нам все надоест, безвольно упадем на диван и все.
Распространенные мифы о мотивации
Кроме реально работающих способов мотивации, можно встретить и различные теории, которые не всегда работают:
- Деньги являются основным мотиватором. Это работает не для всех.
- Прикладывайте все возможные усилия к достижению цели. Так можно быстро перегореть, так и не достигнув цели.
- Визуализируйте успех. Визуализация — бесполезный инструмент, если она не подкреплена действиями.
- Страх – хороший мотиватор. Это может быть хорошо для кратковременного достижения результата. В долгосрочной перспективе негативная мотивация однозначно плохой выбор.
- Записывайте цели. Простое фиксирование целей не дает должного эффекта.
Мотивы человеческого стремления к переменам
Как мотивировать людей и самого себя? Кто-то хочет подняться по карьерной лестнице и достичь высоких результатов в профессиональной деятельности, а кто-то желает найти вторую половинку и устроить уютное гнездышко. Классификация методов мотивации по общей теме, признаку и видам позволила выявить ключевые моменты, влияющие на формирование цели. Основные мотивы, побуждающие человека совершать определенные действия:
- самоутверждение;
- идентификация;
- власть;
- процессуально-содержательные мотивы;
- саморазвитие;
- достижения;
- аффилиация.
Каждый мотив играет важную роль и влияет на весь познавательный процесс. Рано или поздно человек получает реальную картинку, которую до этого времени мог лишь хранить в собственном воображении. Но каковы теории и концепции мотивации? Что думают об этом известные психологи и философы?
Существует 3 основные теории, которые определяют, на каком уровне находится человек. Это содержательные, процессуальные, специфические теории.
В основе содержательной базы лежат потребности человека. Они позволяют оценить состояние индивида, рассмотреть принцип его работы, проследить за ходом мысли. В такой теории особый уклон делается непосредственно на изучение структуры человеческого желания, его возможности и дальнейшие перспективы. Задача состоит в том, чтобы понять, что именно вызвало в человеке мотивацию, как функционирует данный процесс. Отличные работы на эту тему публиковали величайшие умы всех столетий. Это знаменитая теория иерархии потребностей Маслоу и теория приобретенных потребностей МакКлелланда, рассуждения и формы мотивации Альдерфера, мысли о двух факторах Герцберга.
Процессуальные теории прежде всего занимаются анализом тех усилий, которые были приложены человеком. Рассматриваются чувства, которые ощущает человек в конкретной ситуации или при выполнении какой-либо задачи. На сегодняшний день насчитывается более 50 интересных теорий, среди которых рассуждения и умозаключения Врума, Адамса, Портера-Уолтера, Локка.
Специфические концепции связаны с восприятием человеком внешнего мира, умением чувствовать и сочувствовать. За основу взята модель работника, который обладает уникальным набором мотивов, потребностей, эмоций.
FAQ
Достаточно ли одного способа побуждения для стимулирования работы команды?
Это зависит от величины поставленной цели. Если это небольшой проект, то достаточно. Для крупных компаний психологи советуют применять от 4-х методов, а лучше не менее 16.
Что значит управление мотивацией?
В любом коллективе периодически наблюдается спад мотивации и, как следствие, снижается эффективность труда работников. Руководство, умеющее управлять мотивацией, сможет быстро перейти на другие способы и применить дополнительные методы для стимулирования сотрудников.
Какую роль в мотивации играет геймификация?
Геймификация это инновационный способ мотивации сотрудников. Возможность проходить различные квесты, соревнования, составление рейтинговых таблиц, развивает у сотрудников здоровый азарт стать лучшим, победить и получить заслуженное вознаграждение.
Теория постановки целей Эдвина Локка
Ключевой вопрос теории — каковы цели мотивации, что побуждает ставить их? Автор довольно любопытных работ о действиях человека и о мотивах этих действий — американский психолог и философ Эдвин Локк. Часы упорных исследований привели ученого к весьма интересным мыслям. Психолог тщательно изучал формы и методы мотивации, которые до этого были написаны предшественниками. Собирал информацию о воздействиях внешних условий на цель.
Каковы этапы мотивации? Как человек ставит перед собой цель? Именно на эти вопросы психолог искал вразумительные ответы, в итоге создал теорию постановки целей. Главная идея заключается в том, что поведение человека зависит от тех задач, которые он себе поставил. Индивиду свойственно переживать, испытывать эмоциональные взлеты и падения. Любое изменение в настроениях непременно отражается на его целях.
Мотивация и мотивы совершенных действий зависят друг от друга. Выбранный человеком план задач всегда должен привести его к приятному результату. Используя концепцию Э. Локка, руководитель может поднять уровень активности в коллективе. Достаточно знать несколько главных принципов. Самое важное — поставить четкую и достигаемую цель. Не стоит придумывать что-то невообразимо сложное и пытаться как-то воплотить это в жизнь. При этом для достижения результата работникам придется сильно постараться. Как правило, в заданиях средней и высокой сложности люди стремятся показать всеи свои способности, раскрыть, возможно, скрытый потенциал. Дополнительный плюс в данной ситуации — это возможность сблизить людей в коллективе, общая цель позволяет забыть разногласия и начать действовать как сплоченная команда.
Работники должны быть в курсе всех успехов и продвижения по общему делу. Необоснованная скрытность и недовольство работой могут стать причиной грандиозного краха. При этом приветствуется, если сотрудники начинают активно делиться и внедрять свои идеи. В большинстве случаев именно такие мысли способствуют улучшению качества труда, поскольку появляются благоприятные условия. Кому как не рабочему знать, что ему нужно для успешной профессиональной деятельности? Может, нужно купить новое оборудование на завод или сделать ремонт в офисе? В данном случае большую роль играет повышение мотивации, которое происходит благодаря взаимопониманию коллег.
Если цели работников и начальства различаются, то следует прийти к общему соглашению. Главная задача руководителя — услышать возмущения людей и по возможности разрешить возникшие споры и разногласия. При этом за качественную работу начальник должен поощрить работника. Это могут быть как материальные средства, так и обычная похвала. Главное — понимать, в какой ситуации использовать положительные санкции по отношению к сотруднику.
Закрепление результатов и сохранение мотивации
Существует 6 основных способов, которые позволяют добиться желаемого. Каждый из них по-своему уникален и используется в связи с конкретными условиями. Самый важный принцип любой мотивации — это делать то, что нравится и приносит пользу. Только такие дела позволяют получить удовлетворение, они подкреплены внутренним стремлением, желанием осуществить задачу любым способом. Вот эти рекомендации:
- Сосредоточьтесь на конечном результате. Любое задание требует особого подхода и немалых усилий. Вместо того чтобы акцентировать внимание на трудностях, следует вспомнить о причине, ради которой и будет проделан весь путь.
- Думайте только о победе. Следует начать с выполнения легких задач, а затем получать удовольствие от результатов. Это, во-первых, поднимет настроение и поможет обрести уверенность, во-вторых, наполнит человека энергией для выполнения дальнейших действий.
- Сделайте любое сложное задание. После того как были успешно пройдены несколько легких задач, следует занять себя более трудным делом. Если откладывать сложную миссию на конец дня, то она плавно переедет на следующий день, неделю, месяц. Так, трудное дело станет практически невыполнимым.
- Делайте регулярные перерывы. Когда человек отдохнул и чувствует новый прилив сил, то ему намного проще начать выполнять любую задачу. Вместо того чтобы часами заниматься утомительной работой, следует расслабиться и немного отдохнуть. Это внесет организованности и поможет заниматься любимым делом, не отвлекаясь на посторонние вещи.
- Не загружайте себя лишними хлопотами. Многие люди часто загружены целями и задачами, они хотят быстро достичь многого, а в итоге не получают ничего. Стремление быть самым умным, красивым, сильным — это, конечно, хорошо, но не стоит ставить перед собой такие глобальные цели. Следует сконцентрироваться на какой-то одной конкретной задаче.
- Награждайте себя за успехи. Часто появляется мотивация достижения, которую необходимо самостоятельно стимулировать. Небольшие призы за каждый верно сделанный шаг стимулируют человека продолжать качественно работать.
Как повысить мотивацию? Все зависит от человека и его желания, оно должно исходить непосредственно из души. Мотивация человека — это прежде всего усидчивость, терпение, умение трудиться, способность к пониманию своих потребностей, умение контролировать ситуацию. Только те люди, которые обладают хорошей мотивацией, способны самореализоваться в жизни.