Беременность – чудесная пора. Новоиспеченные родители рисуют в своих мечтах ту светлую и беззаботную жизнь, которая будет наполнена лишь радостями и счастьем из-за маленького карапуза. Вот уж кто, но они точно – воспитают своего чадо самым лучшим, послушным и самостоятельным.
Закрывая глаза на все его приходи, немного позволяя чуть лишнего, ни родители, ни бабушки с дедушками не замечают, как подходят к важной дате крошки – 2 лет. Вот тут-то обычно и начинаются первые проблемы…
Проблема на самом деле одна. Только вот касается она всех аспектов жизни ребенка и его окружения. Некогда милый, покладистый и добрый малыш, временами превращается в «монстрика» и домашнего тирана. Ребенок перестает слушаться, на все вопросы о помощи обычно отвечает коротко, но ясно: «Я сам!»
Фото Michal Bar Haim on Unsplash
И это еще полбеды. Еще большая проблема заключается в том, что на фоне всего этого, родители малыша начинают ссориться из-за воспитания малыша. И иногда перекладывают ответственность за плохое воспитание друг на друга. Но что же происходит с ребенком? Недочеты в воспитании или нечто другое? Нужно разобраться!!!
Если обратиться к терминам психологии, то этот нелегкий возраст у малыша называется «Кризис двухлетнего возраста». Этот кризис обуславливается тем, что в один миг из милого карапузика ребенок может превратиться в упрямого и капризного. Психования и истерики – они станут «лучшими друзьями» ребенка на ближайшее время. Плохое настроение может наступать по несколько раз в день, чаще всего безосновательно.
Главная цель ребенка, демонстрирующего такое поведение – это заполучить желаемое любой ценой. И чем старше становится малыш, тем труднее переключить его внимание или отвлечь какими-то уловками. Теперь ребенок стоит до последнего, словно каменная стена.
Растерянность родителей
Когда наступает этот сложный и тяжелый для всех период, то родители теряются и не знают, как себя вести и как реагировать на все это. Даже если это не первый малыш в доме, все равно обстановка в семье накаляется. И членам семьи становится невыносимо жить при такой тяжелой атмосферы: нервный ребенок, постоянные истерики, натянутые взаимоотношения между домочадцами.
К сожалению, семья, которая столкнулась с такими проблемами, редкий раз ищет совета и помощи у специалиста. А чаще всего обращается за советами на всевозможные форумы и к своим знакомым. Советы таких вот знакомых бывают разные. И никто не застрахован получить «токсичный» совет. В таких случаях, люди советуют напуганным родителям «задать, как следует, чтобы знал на будущее».
Фото Unsplash
Но тут следует помнить, что такой метод не только не принесет хороших результатов, но и сломает доверительные отношения между малышом и родителя. Таким образом, прибегая к таким методам воспитания, родители заставляют малыша все больше нервничать. А у него все больше портиться поведения, и вот уже нервы родителей на пределе…
Дополнительные рекомендации
Если у ребенка начали часто случаться истерики, родителям нужно срочно предпринимать нужные действия. Что может помочь:
- корректировка режима дня;
- регулярные занятия спортом;
- профилактика физического и умственного переутомления;
- полноценный отдых на свежем воздухе;
- благоприятная атмосфера в семье, добрые и доверительные отношения с родителями;
- ребенок имеет право выбора и может проявлять самостоятельность.
Моменты, в которых малыш не имеет права выбора, должны знать все члены семьи. Исключений быть не должно. Требования родителей к ребенку должны быть твердыми и четко сформулированными.
Важно, чтобы ребенок рано или поздно понял, что правила, установленные в семье, нарушать нельзя. Никакие истерики и попытки добиться своего результата не принесут, а родители всегда твердо придерживаются правил и установленных ограничений.
Как проявляется кризис 2 лет
Кризис 2 лет, к сожалению, проявляется очень бурно. Ребенок начинает демонстрировать свое недовольство по любой мелочи, бросает вещи и игрушки на пол, и даже бьет родителей. Источниками скандалов и криков малыша могут стать (чаще всего) незначительные мелочи.
Например, малыш может бросить бутылочку с водой на пол, только потому, что она наполнена только наполовину. Либо ребенок хочется надеть на улицу теплые штаны или резиновые сапоги, не учитывая то, что на улице жарко. В таких случаях навряд ли помогут объяснения. И все истории, как правило, заканчиваются скандалами.
Большинство родителей признается, что их пугает не сама реакция малыша на отказы или истерики на пустом месте, а именно реакция окружающих людей. Чаще всего, если малыш закатит очередную истерику в людном и общественном месте, то найдет какой-нибудь «доброжелательный» человек, который начнет сыпать нравоучениями, толком не разобравшись в ситуации.
Фото Marcos Paulo Prado on Unsplash
Но речь сейчас не о посторонних людей, и не о невоспитанности отдельных личностей. Вернемся к ребенку. Когда такое «безобразное» поведение берет вверх, то родители начинают перебирать всевозможные случаи – на каком же этапе они упустили воспитание своего чада, и как повернуть назад, чтобы все исправить.
Но, как бы это иронично не звучало – на самом деле, вины родителей во всем происходящем нет. Сама причина всего этого – кризис. Его причина заключается в том, что ребенок начинает все активнее осваивать мир вокруг него. Ему это интересно и увлекательно. И он хочет все больше самостоятельности.
Но, в силу своего возраста, он еще не сможет совсем обойтись без помощи родителей. И тут происходит переломный момент. Сделать самому и отвергнуть помощь родителей, либо принять эту помощь, а значит, оставаться маленьким. Конечно, каждый ребенок хочет побыстрее вырасти. Именно это желание и стремление заложено в таком поведение двухлетнего ребенка. «Я сам!» — девиз этого нелегкого периода. И именно по этой фразе можно «распознать» начавшийся кризис.
Фото Unsplash
Когда ребенок был маленьким, он с радостью шел на ручки к маме или папе, кушал с ложечки, покорно лежал и ждал, пока его оденут и позволял проделывать с собой еще множество манипуляций. Теперь малыш начинает понимать, что есть «он», есть «мама» и «папа». Также, ребенок узнает рамки дозволенного, проще говоря – прощупывает почву.
В этом периоде родителям может показаться, что ребенок словно нарочно пытается вывести их из себя, пытается манипулировать или устанавливать власть над другими. Но это все далеко не так. Ребенок просто захотел быть капельку самостоятельнее. Он учится взаимодействовать с этим миром, еще таким пугающим и загадочным, но в то же время, таким интересным и увлекательным.
Главная задача взрослых в этот трудный период – быть терпеливыми, не поддаваться на провокации, и конечно же, позволить малышу быть немного самостоятельным. Нет точных дат, когда у ребенка начнется этот кризис. Есть только возраст, к которому «привязывают» этот кризис – 2 года. Он начинается примерно в это время. И продолжается вплоть до того момента, когда малышу не исполнится 3,5 года.
Родительские тактики и стратегии
Что предпринять родителям, чтобы не допустить истерики? Какова лучшая тактика поведения взрослых в ситуации, когда она уже началась?
1) Не допускайте истерик.
Взрыв эмоций легче не допустить, чем остановить. Старайтесь не доводить до истерик. Отслеживайте изменения в настроении (неудовлетворенность, раздражение, слезливость) и будьте готовы отвлечь ребенка от ситуации, которая потенциально может привести к негативной реакции с его стороны. Обратите его внимание на что-то очень красивое, скажите что-нибудь неожиданное. Будьте дипломатичны, смягчите тон, избегайте прямых указаний. Иногда бывает достаточно выразить сочувствие по поводу плохого настроения или состояния ребенка, чтобы предотвратить нежелательное проявление эмоций. Помогите малышу расслабиться: посадите на колени, обнимите, поговорите с ним, погладьте по голове. Подобная тактика работает только до истерики или в самом ее начале.
2) Разберитесь в причинах.
Подумайте, что вызвало приступ истерики: усталость, голод, нарушение договоренностей? Или ребенок добивался вашего внимания? Если вы будете знать истинную причину происходящего, вам будет проще понять, как действовать дальше: пора домой отдыхать, нужно перекусить или восстановить справедливость.
Если же ребенок воюет за ваше внимание — нужен более серьезный и комплексный подход, который потребует внесения корректив в общение с крохой. Если малышу приходится так изощренно обращать на себя внимание мамы и папы, очевидно, ему не хватает родительского участия и подтверждений незыблемости позиций любимого ребенка.
3) Используйте энергию в мирных целях.
Дети — сгустки энергии, которая может быть выплеснута по первому попавшемуся поводу. Направьте эту энергию в мирное русло: больше гуляйте, поддерживайте высокий уровень физической активности, занимайтесь спортом. Возраст от 1 до 4 лет — период овладения основными моторными навыками. Помогите ребенку научиться кататься на коньках, ездить на самокате, велосипеде, плавать, танцевать, играть в футбол или другие игры с мячом, бегать, прыгать и т. д. Не забывайте про творческое и интеллектуальное развитие: рисование, лепка, мозаика, пазлы, чтение, простой счет, конструкторы, головоломки — отличное времяпрепровождение в течение всего дня, особенно утром после пробуждения, днем, когда надо сделать перерыв в физической активности, и вечером, перед сном. Ребенок, который постоянно чем-то занят (конечно, разумно, с паузами), не сидит без дела и не умирает от скуки, просто не имеет сил и желания тратить энергию на истерики.
4) Общайтесь.
Будьте в хорошем контакте с ребенком: читайте, играйте, общайтесь, организуйте совместную деятельность и досуг, вовлекайте малыша в семейные дела, обсуждайте допустимые в том или ином возрасте темы из жизни взрослых, которые необходимы для понимания маленьким почемучкой вопросов мироустройства. Как работают магазины и аэропорты, почему отпуск дается только раз в году, какие бывают профессии, зачем люди учатся и ходят на работу, как и на что взрослые тратят заработанные деньги, как растут и производятся продукты, которые оказываются на нашем столе. Общаясь с крохой не только на детские темы, вы поддерживаете высокий уровень доверия и избегаете конфликта поколений. Вам всегда легко найти общий язык с ребенком, а ваш малыш не чувствует себя слишком маленьким, «не доросшим» до того, чтобы что-то понять и чему-то научиться. Это чрезвычайно важно и для самооценки, и для спокойного и уверенного социального развития ребенка.
5) Объяснитесь.
В ситуации конфликта интересов одного вашего «нет», «нельзя», «так надо» недостаточно. Если вы ожидаете от ребенка определенного поведения или выполнения тех или иных действий, прямо говорите об этом. Присядьте так, чтобы оказаться на уровне глаз малыша. Спокойно, но твердо и в доброжелательной манере объясните, что и почему от него сейчас ожидается: для прогулки на детской площадке необходимо надеть обувь, для совместной игры с другими детьми нужно прекратить отнимать чужие игрушки и т. д.
Иногда малыш может отказываться сотрудничать с вами, торговаться, давить на вас. В этом случае смените тему, скажите что-нибудь неожиданное, отвлеките его любым другим предметом, приглашением к игре или сменой локации.
Если ребенок не переключается, не начинайте сами упрашивать, торговаться и давить на него — это только подпитывает потребность во внимании, которая часто является причиной детских истерик.
6) Договаривайтесь.
Перед совместным походом в супермаркет объясните ребенку, какие покупки вы собираетесь сделать. Заполненная продуктами тележка — это не то, что мама захотела купить себе, это для всей семьи, в том числе и для него. Объясните, почему малыш не может требовать что-то персонально для себя, если не было предварительной договоренности о том, что он сам выбирает вид йогурта или цвет зубной щетки. В магазин детских товаров вы также идете с определенной целью, и громадная коробка с конструктором не альтернатива маленькому плюшевому мишке, который был первоначальной целью.
Объясните ребенку причину вашего отказа. Он должен усвоить, что желания не выполняются по первому требованию, что все серьезные покупки необходимо хорошо обдумывать, приурочивать к важному событию, что для этого нужно специально откладывать деньги. Хорошо, если дети с раннего возраста знают от родителей, что негативные эмоции в ответ на отказ разрушительны, не идут на пользу, а главное, не решают проблему.
7) Учите ребенка выражать недовольство цивилизованным способом.
Истерики случаются, потому что маленькие дети не владеют иными, более приемлемыми способами выразить свои чувства. Пусть ваш ребенок знает, что нет ничего плохого или странного в том, что периодически у него портится настроение, это бывает со всеми людьми. Научите его фразам, которыми он может описать свое состояние: «Я голоден», «Мне грустно», «Я злюсь», «Мне скучно». Хвалите малыша, когда он выражает словами то, что у него на душе.
Не реагируйте.
Конечно, игнорировать слезы ребенка нельзя. Но если вы убеждены, что перед вами именно истерика-манипуляция, когда ваш капризуля контролирует ситуацию и специально себя накручивает, чтобы получить желаемое, а «градус» только нарастает, можно попробовать притвориться, что вас эта сцена не задевает.
Если истерика уже началась, вы выразили сочувствие ребенку, попробовали с ним поговорить и теперь уверены, что его поведение не связано с объективными причинами (голод, усталость, боль), продолжайте заниматься своими делами и не реагируйте. Малыш поймет, что зрителей нет, и прибегать к истерике в целях добиться желаемого перестанет. В любом случае он должен получить ясный сигнал, что буйное выражение эмоций с его стороны не изменит вашего решения.
Психологи советуют в том случае, если ваше присутствие только подхлестывает истерику, связанную с манипуляцией, или если вы чувствуете, что начинаете выходить из себя, просто оставить ребенка одного. После того как малыш успокоится, можно сказать ему, что вы рады, что он смог справиться со своими чувствами, и хорошо их понимаете.
Есть мнение, что игнорировать ребенка во время истерики нельзя, что это может нанести ему травму. Это верно в отношении неконтролируемой истерики, когда малыш сам не знает, почему он так себя ведет. Но если речь о вещи, которую ребенок просит купить, родителю очень важно проявить упорство. Тем самым вы покажете, что «заставлять» другого человека выполнять желания — в данном случае с помощью психологического давления в форме истерики — нельзя. Так ребенок получит урок и поймет, что у людей есть границы, которые нарушать не нужно.
Советуем вам прочитать книгу психолога Юлии Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?», чтобы лучше понимать свое чадо и причины его поведения.
9) Главное — безопасность.
Тактика игнорирования возможна только в ситуациях, когда вы уверены, что ребенок в безопасности. Убедитесь, что ему ничего не угрожает: истерика может начаться и в магазине детских игрушек, и рядом с оживленной трассой. Отведите малыша подальше от источника потенциальной опасности, даже если для этого придется воспользоваться положением более сильного взрослого. Воздержитесь от проявления раздражения и агрессии: уверенно, но спокойно берете малыша в крепкие объятия и уводите в безопасное место.
10) Сохраняйте спокойствие.
Если ваш ребенок потерял контроль над собой, ему нужны вы с холодным и здравым рассудком. Сделайте глубокий вдох (лучше несколько) и постарайтесь сохранить самообладание. Учащенный пульс, прерывистое дыхание, испарина на лбу, потоотделение, ощущение фрустрации, досады, гнева, обиды и унижения (в присутствии посторонних лиц) — неполный перечень реакций, которые вы можете испытывать в ответ на детскую истерику. Не подавайте вида, оставайтесь невозмутимы. Если ребенок почувствует, что задел вас за живое, он будет дальше давить на ваше больное место. Не кричите в ответ, демонстрируйте то поведение, которое ожидаете от своего маленького бунтаря. Важно, чтобы алгоритм ваших реакций на истерику оставался неизменным.
11) Не подкупайте и не наказывайте.
Вы хотите порадовать малыша после того, как он был сильно расстроен, возможно, мучаетесь угрызениями совести, пытаетесь загладить вину и… совершаете грубую ошибку. Наградить ребенка игрушкой, аттракционами или какой-то редкой привилегией после бурной истерики означает закрепить нежелательное поведение. Малыш достаточно сообразителен, чтобы связать истерику утром с походом в магазин игрушек вечером.
Истерика — реакция ребенка, не научившегося контролировать свои эмоции, и это скорее его беда, а не вина. После того как эмоции малыша улеглись, ведите себя так, будто ничего не произошло, не напоминайте ему о случившемся. Никаких негативных последствий у истерик также быть не должно. Недопустимо наказывать ребенка за то, что он недостаточно владеет навыками самоконтроля и эффективного ведения переговоров.
Помните, что вы не одни оказываетесь в такой ситуации. Многие дети ведут себя подобным образом в раннем возрасте, пока не достигают того уровня речевого развития, который позволял бы вербализовать требования и аргументы. Они растут, попадают в разные жизненные ситуации, наблюдают за тем, как родители и другое ближайшее окружение справляются с социальными вызовами, и усваивают наиболее приемлемые для себя тактики и стратегии поведения.
Что делать родителям в кризис 2 лет
Как же вести себя родителям в те моменты, когда у малыша начинается истерика. Да и в целом – как вести себя в этот нелегкий период??? Лучшим способом будет то, что родители предоставят больше самостоятельности, чем раньше. Позволяйте ему лишнего (если это, конечно, не угрожает безопасности малыша). А также два правила:
Не давайте ребенку сразу все игрушки одновременно
Не следует делать открытым доступ у ребенка сразу ко всем игрушкам. Дело в том, что ребенок очень быстро потеряет интерес к ним. Если игрушек действительно очень много, то нужно сложить в коробку часть игрушек и на время спрятать ее. Через пару месяцев следует достать игрушки из коробки. А в коробку сложить те игрушки, которыми ребенок играл эти месяцы.
Фото Shitota Yuri on Unsplash
Придумывайте ребенку занятия и развлечения. Такое бывает, что истерики, возникающие на ровном месте – это результат того, что ребенку… попросту скучно! В силу возраста, малыш не всегда может придумать себе какую-нибудь игру или найти развлечения. Играя, следует отказаться от скучных нравоучений, и дать малышу полную свободу, конечно, в рамках вседозволенности.
Станьте партнером ребенку
Всегда нужно быть наготове, чтобы помочь малышу. Ведь сейчас ребенок – не что иное, как генератор новых идей. И очень часто случается так, что он сам не в силах выполнить свою идею, из-за ограниченных физических возможностях. Вот в таких случаях, не помощь ребенку и должны приходить мама или папа.
Но также тут важно помнить девиз этого чудного возраста: «Я сам!». А это значит, чтобы ребенок и дальше хотел играть со взрослыми, очень важно знать ту грань, где следует помочь ребенку, а где нужно дать немного побыть самостоятельным. Например, банку с водой до клумбы можно донести и маме. А вот полить из этой банки цветочек ребенок сможет самостоятельно.
!!!Важно!!! Следует помнить, что ребенок еще не научился правильно проявлять свои негативные эмоции. Ему быстрее проявить свою недовольство таким способом, чем объяснить родителям, что именно вызвало бурю негодования.
Если ребенок хочет поиграть с родителями, то следует предоставить ему эту возможность. А также удержаться от комментариев по типу «Ну только 10 минут, а потом сам!» Тогда малыш не сможет полностью отдаться игре, а будет ожидать – когда же закончится это время. Тут следует просто расслабиться и насладиться игрой с ребенком. А в конце предоставить ему получить такое удовольствие, от того, что он сам закончил игру.
На пути к взрослению
Дети растут, исследуют мир, приобретают новые навыки, постепенно привыкая к ситуациям, людям, отношениям, правилам. Чтобы научиться, как взрослые, справляться с ежедневными вызовами, им понадобятся годы терпеливого обучения.
Возраст от 2 до 5 лет — самый уязвимый в плане стабильности детской психики. Отсутствие необходимых речевых и социальных навыков накладывает известные ограничения на способность детей находить приемлемый, с точки зрения взрослых, выход из трудных ситуаций. Это нелегко в любом возрасте, а если ребенок, недостаточно опытный, не владеющий даром убеждения, не способный выразить свои чувства и желания, да еще и не всегда понимающий, чего от него ожидают, теряет контроль над своими эмоциями, — то удивляться тут тем более нечему, это скорее норма, чем ее нарушение. Как результат — вспышки гнева, капризы, истерики. Немного найдется семей, незнакомых с этим бедствием.
- Истерика — это состояние сильнейшего эмоционального возбуждения, которое выливается в потерю самоконтроля. У детей первых лет жизни признаками истерики могут быть крик, визг, плач, топанье ногами. Нередко можно видеть, как малыш начинает стучать кулаками, кидать предметы, валяться по полу, а иногда даже биться головой о стену, кусать себя и окружающих.
- Родители, уже знакомые с этим явлением, знают, что в состоянии истерики дети не могут воспринимать информацию, поступающую обычными способами (жесты, взгляды, мимика, речь), и все увещевания оказываются бесполезными. Иногда истерики становятся настолько частыми и сильными, что изматывают и ребенка и взрослых.
- Не верьте тому, кто говорит вам, что родители не могут повлиять на дурной детский темперамент. Терпение, воля, мудрость и эмоциональная стабильность самого́ взрослого — ваше главное оружие против детской истерики.
Каковы причины взрыва детских эмоций, как вести себя родителям, чтобы не допустить истерику, что делать, если она уже разразилась, и когда требуется помощь специалиста?
Как вести себя, если у малыша началась истерика
Как бы аккуратно родители не вели себя с ребенком, когда-нибудь у него все равно случиться истерика. Да не одна. И навряд ли ее можно будет избежать. Дети в таком возрасте часто подвержены истерики, приступам агрессии и злости.
Фото Unsplash
Родителей очень пугает поведение малыша. Также, если плач продолжается очень долго, малыша может стошнить. Маме и папе становится трудно наблюдать за такой картиной, сложа руки. Но следует успокоиться – большого вреда ребенок причинить сам себе не сможет. На помощь придут защитные рефлексы организма.
Симптомы
Наиболее частыми симптомами истерики у детей являются громкий плач и крик, который сопровождается напряжением мышечного тонуса всего тела.
Затем, на смену приходят импульсивные и хаотичные движения, ладони крепко сжаты в кулаки (стучит по стенам, столу, полу).
Если взрослый пытается физически воздействовать в этот момент на ребёнка, то в ответ получает удары, укусы, царапанье.
После этого резкие движения затихают. Ребёнок плачет. Слёз много. Мышцы расслабляются. Появляются признаки усталости.
К проявлениям истерики также относят: укусы зубами (к примеру, обивки мебели), удары головой о стену и пол, падения и «топотанье» ногами. Сильные приступы истерик могут приводить к судорогам и остановке дыхания.
После этого дети часто жалуется на головную боль, боль от ушибов, тошноту.
Диагностика
Родителям следует понимать, что истерики – это всего лишь один из признаков кризисных этапов развития ребёнка.
Часто, родитель самостоятельно (интуитивно) подбирает наиболее гармоничный путь помощи ребёнку при истерике.
В каком случае следует обратиться за помощью к специалистам:
- во время или после истерики у ребёнка наблюдается остановка или длительная задержка дыхания,
- он теряет сознание, подвержен резким перепадам настроения,
- наносит вред окружающим и / или себе,
- испытывает боли и тошноту,
- испытывает страхи и переживает ночные кошмары.
Кроме того, если истерики завершаются сильной усталостью ребёнка или резкой вялостью, то родителю не следует оставлять это без внимания и стоит проконсультироваться со специалистами (психологами, невропатологами, психотерапевтами и др.).
Помощь ребенку
Для начала, нужно пересмотреть распорядок дня и быт в целом. Это нужно для того, чтобы исключить нервных перегрузок и переутомления малыша. Ведь если ребенок будет сильно уставать, то истерики участятся.
Следует придерживаться некоторых правил, чтобы помочь малышу:
- Не нужно расставлять слишком жесткие рамки вокруг ребенка. Если часто делать наперекор требованиям малыша, то это усугубит ситуацию, и истерики только участятся.
- Не следует самим назначать успокоительные средства по отзывам из интернета или своих знакомых. За этим следует обратиться к врачу.
- Во время истерик обеспечьте малышу безопасность. Уберите все колющие и режущие предметы. Постарайтесь придерживать ребенка, чтобы он не травмировал себя.
- Не следует что-то доказывать и пытаться «приводить в себя» ребенка, находящегося в истерике. На малыша не подействует ничего, пока он не успокоиться самостоятельно. Пока ребенок бьется в истерике, не следует на него кричать или бить. Малыш может испугаться этих действий и начнет кричать еще громче.
- После окончания детских криков не следует первым начинать разговаривать с ребенком. Большинство детей думают, что мама или папа пошли ему на уступку, и истерика вероятнее всего начнется с удвоенной силой. В этом случае лучше дождаться, когда ребенок придет в себя и подойдет сам. Тогда нужно подарить малышу большую порцию любви и ласки. Также нужно вести себя таким образом, как будто ничего не было.
- Нужно дать понять малышу, что своим ужасным поведением он ничего не добьется. Даже когда малыш успокоится, не стоит позволять ему то, что он хотел добиться. Продолжите заниматься тем, чем и занимались, когда ребенок прекратит истерику. И не напоминайте о ней малышу.
Придерживаясь всех этих правил, вы поможете малышу исследовать мир и покажите ему рамки вседозволенности. Не стоит забывать главного – любая истерика когда-нибудь заканчивается. И когда это произойдет, маленькое чудище, которое каталось по полу, и орала до хрипоты в голосе окажется снова маленьким, крохотным малышом. И он, как никто другой, будет нуждаться в двойной порции любви и ласки. И в эти моменты следует дать ему это.
Возрастные особенности
В возрасте 2-х лет у ребенка активно формируются правила и нормы поведения. Малыши учатся самоутверждаться и пытаются уже быть самостоятельными. Именно в этом возрасте при условии правильного воспитания и соответствующего отношения взрослых к истерикам приступы быстро купируются и впоследствии не возвращаются. Однако бывают редкие исключения, например, когда ребенок находится под воздействием сильного стресса. В более взрослом возрасте остановить и предупредить истерику у ребенка уже гораздо сложнее.
2 года
Если до этого возраста ребенок мог просто плакать и капризничать, то теперь он может продемонстрировать родителям самую настоящую истерику, озадачив и напугав тем самым взрослых. Двухлетний малыш уже четко понимает значение слов «нет» и «нельзя» и стремится всячески протестовать против них. Однако по причине слабо развитого речевого аппарата ребенок не может воспользоваться убеждающей силой слова, поэтому приступы истерики в этом возрасте — способ донести до взрослых свои желания.
Чего категорически нельзя делать родителям двухлетнего ребенка, у которого случилась истерика:
- Ругаться и применять физическую силу — это спровоцирует развитие у ребенка комплексов, станет причиной психической травмы.
- Моментально удовлетворять любые желания и «хотелки» крохи — это сделает впоследствии ребенка слишком избалованным и капризным.
Лучшее, что могут сделать родители 2-х летнего ребенка, — продемонстрировать крохе свою заботу и любовь, обнять и поцеловать, а затем постараться отвлечь его внимание на что-то другое. К слову, в этом возрасте дети еще не могут управлять своим вниманием, поэтому помочь крохе забыть о причине его расстройств и поднять настроение легко и просто. Если подобные приемы не сработали — нужно игнорировать. Затем важно дать понять ребенку, что больше так делать нельзя. Даже если приступы повторятся, вскоре ребенок поймет бесполезность подобного поведения, истерики прекратятся.
Если в результате проделанной работы истерики не прекратились, родители должны насторожиться. Возможно, частые приступы — это следствие психосоматических проблем. Не исключено, что ребенок ощущает дискомфорт или попросту переутомляется. В таком случае желательно пересмотреть распорядок дня. Также рекомендуется пройти медицинское обследование.
3 года
«Кризис трех лет» — это понятие существует в психологии неспроста. В этом возрасте высок риск столкновения интересов ребенка и родителей. Крохе кажется, что он уже достаточно взрослый, поэтому сам все может и умеет. Регулярно натыкаясь на множественные ограничения и родительскую опеку, ребенок начинает протестовать. Даже самые спокойные и послушные дети могут в этом возрасте неожиданно для родителей начать впадать в истерики.
Приступы 3-х летнего ребенка имеют свои особенности:
- Случаются неожиданно из-за любого, даже самого незначительного, повода. Например, когда мама поправила шарфик или шапку.
- Истерики могут быть многочисленными (до 10 приступов в день).
- В этом возрасте истерический невроз может быть наиболее ярко выраженным, что очень пугает взрослых.
Наиболее эффективный способ избавиться от истерик у 3-х летнего ребенка — дать возможность ему самоутвердиться и быть самостоятельным. Родители должны давать право выбора своему крохе. Рекомендуется позволять ему самому выбирать, что он наденет, что будет кушать. В таком случае крохе больше не понадобиться самоутверждаться, так как он почувствует себя взрослым, поэтому истерики прекратятся.
4 года
У 4-х летних детей истерики осознанны и чаще имеют определенную цель. Их основная причина — неправильное воспитание. Дети в этом возрасте отличаются особой сообразительностью и наблюдательностью. Они быстро поймут, что добиться своего можно у более мягкого и сговорчивого члена семьи. Мама что-то не разрешила? Можно закатить истерику бабушке, которая сделает все ради внука, лишь бы он не катался по полу и не бился головой о стену. В таком случае всем родственникам рекомендуется четко обсудить, что можно позволять ребенку, а что — нельзя, и следовать установленным правилам.
Если ребенок в 4 года покладистый и сговорчивый, понимает слова «нет» и «нельзя», но все равно периодически устраивает истерики родственникам, причина может крыться в наличии психосоматических проблем. В таком случае необходимо вмешательство невролога.
Ели специалист в ходе обследования не смог выявить нарушений со стороны психосоматики, причину следует искать в другом. Так, истерики могут стать следствием неблагоприятных взаимоотношений со взрослыми. Не стоит упускать из виду наличие семейных проблем, таких как регулярные ссоры, развод родителей. Если истерика является причиной психологической травмы, необходима консультация невролога.
5-6 лет
5 лет — возраст ребенка, когда может случиться очередной возрастной кризис. Он может проявляться достаточно ярко. Чем характеризуется кризис:
- ребенок замкнут, часто плачет;
- склонен к частой смене настроения;
- старается во всем копировать родителей;
- возможны случаи беспричинных приступов злости и агрессии.
Все эти факторы — достаточно весомая почва для истерики. Даже незначительная причина может спровоцировать припадок.
Специалисты считают, что в этом возрасте частые истерики ребенка — следствие нехватки заботы и родительской любви. Возможно, избавиться от истерик проще, чем вы думаете. Достаточно чаще выбираться куда-то всей семьей на выходных, регулярно вместе ужинать, чаще проводить время с ребенком наедине.
Психологи настоятельно рекомендуют идти на прием к психотерапевту, если у ребенка 5-6 лет истерики случаются достаточно часто без видимых на то причин.
7 лет
Истерические приступы в этом возрасте являются следствием определенных ситуаций. Первая — ребенок категорически не хочет ходить в школу. На него сваливается много новых обязанностей, появляются требования со стороны родителей и учителей. Первые заставляют учить уроки, вторые — сидеть смирно в течение 40 минут и усваивать изучаемый материал. Усугубить ситуацию может появление новых знакомых. Основные причины истерик в этом возрасте:
- стресс и переутомление;
- неблагоприятная обстановка в классе;
- копирование ровесников;
- плохие взаимоотношение с учителем в школе.
Сложившуюся ситуацию в таком случае поможет решить беседа с учителем, а также школьным психологом.
Вторая причина — неблагоприятная обстановка в семье. В этом случае желательна консультация семейного психотерапевта.
8-9 лет
В этом возрасте дети уже четко понимают, что можно, а что нельзя. Родителей должно насторожить появление приступов в столь позднем возрасте. Причиной может стать наличие конфликтов с ровесниками, какая-либо несправедливость, истощение или нервный срыв.
Так как дети в этом возрасте уже должны хорошо уметь контролировать свои эмоции, то специалисты подобные приступы называют уже истерическим неврозом. Это клинический диагноз, который не должен оставаться без внимания. Если за короткий промежуток времени у ребенка случилось 2 и более истерики, важно незамедлительно записаться на прием к неврологу или психотерапевту.
Случаи истерики у ребенка, которые требуют консультации специалиста
Если даже при условии совершения родителями правильных действий в случае детской истерики приступы не прекращаются, причина может таиться в наличии стойких нарушений со стороны работы нервной системы. Психологические травмы также накладывают свой отпечаток на поведении ребенка. В этом случае родителям в одиночку не получиться справиться с проблемой — необходимо незамедлительное вмешательство профильных специалистов.
Когда нужно обратиться к неврологу или психотерапевту:
- Все предпринимаемые родителями меры, направленные на предупреждение и купирование истерики, оказываются неэффективными.
- Ребенок не может контролировать сильную агрессию, которая направлена на любого, кто оказывается рядом с ним в момент приступа.
- Истерики становятся ежедневными и длятся более 20 минут.
- Приступы происходят даже ночью, могут сопровождаться паническими атаками, заканчиваться рвотой, потерей сознания.
- В результате приступа ребенок наносит себе серьезные увечья.
Срочного вмешательства профильного специалиста требуют истерики, которые случаются в ночное время. Также родители должны насторожиться, если после приступа ребенок демонстрирует полную апатию в течение длительного времени, перестает на что-либо реагировать, становится вялым, а кожные покровы долгое время остаются бледными.
Когда обращаться к детскому психологу?
Само поведение ребенка – пугающее и ненормальное. Но есть определенная грань, которая отличает – когда все нормально, а когда стоит обратиться к детскому психологу. В первую очередь, нужно обратить внимание на сами истерики. Если они затягиваются надолго и становятся слишком частыми – то это будет первым звоночком, чтобы обратиться к специалисту.
Также, если родители больше склоняются к тому, что детский психолог нужен их ребенку, то тогда лучше будет записаться на прием еще и к неврологу. Он проведет обследование, и в случае необходимости, назначит малышу успокоительные препараты. В этом возрасте детям рекомендуются препараты на натуральной растительной основе.
Иногда причиной частых детских истерик выступают натянутые отношения между родителями. Даже если ребенок никогда не был свидетелем семейных разборок, то он все равно чувствует негативные отношения между папой и мамой, и по своему реагирует на них. Стоит попытаться наладить отношения друг с другом и привести в порядок свои мысли. Тогда малыш станет в разы спокойней.
Не стоит забывать, что ребенку в этот период значительно сложнее, чем взрослым. Для него вокруг столько нового и интересного. Он проверяет рамки дозволенного и исследует мир, попутно проверяя на прочность нервы родителей. Как бы то ни было – время идет быстро, и этот сложный, но необходимый для правильного развития возраст останется позади. А впереди будут ждать новые проблемы и заботы.
Причины детской истерики
По мере взросления у ребенка формируются желания и собственные предпочтения, которые зачастую не соответствуют требованиям взрослых. Это приводит к столкновению интересов ребенка и взрослых, что становится основной причиной детских истерик. Когда ребенок понимает, что добиться своего у него не получается, то закатывает истерику родителям в надежде, что такое поведение сможет повлиять на решение взрослых. Типичные ситуации, которые вызывают подобное состояние, могут быть спровоцированы как физиологическими, так и психологическими факторами. Последние, в свою очередь, могут быть со стороны ребенка, а также со стороны родителей.
Со стороны ребенка к психологическим факторам относятся:
- Желание привлечь внимание взрослых, которого зачастую ребенку очень не хватает.
- Неумение разговаривать в раннем возрасте, что становится причиной отсутствия возможности высказать свое недовольство вербальным способом.
- Наличие психотравм.
- Подражание окружающим.
- Истерика как способ выражения протеста.
- Желание во что бы то ни стало добиться своего.
- Упрямый характер.
- Тип нервной системы, характеризующийся неуравновешенностью.
Со стороны взрослых, которые окружают ребенка, к психологическим факторам относятся: неправильное воспитание, пренебрежение личным пространством ребенка, частые наказания, которые несоизмеримы поступку ребенка, гиперопека.
К физиологическим факторам относятся:
- Наличие заболеваний нервной системы.
- Отсутствие полноценного сна, неправильный режим дня.
- Чувство голода.
- Переутомление вследствие чрезмерных умственных и физических нагрузок.
Если родители твердо решили отучить своего ребенка от истерик, они должны сначала понять, какие причины провоцируют подобное состояние. Легче всего справиться с обычными капризами. Если причины истерического невроза кроются в неправильном воспитании ребенка, то сначала нужно полностью пересмотреть и при необходимости кардинально изменить систему воспитания.
Сложнее всего избавиться от истерик, если их причина кроется в проблемах со здоровьем и психосоматике. В последнем случае необходима консультация психотерапевта, а также невролога, которые при необходимости назначат соответствующий курс лечения.
БАДы недорого
Воспитание детей по определению не может быть легкой задачей. Родители понимают это буквально с первых дней жизни малыша. Но впервые сталкиваясь с детской истерикой, они могут почувствовать свое полное «педагогическое» бессилие.
И лишь немногие знают (или понимают на уровне интуиции), что от их поведения в такие моменты зависит то, как пойдет дальше развитие личности ребенка. Возьмет ли он этот «метод» на вооружение как эффективное средство манипуляции и достижения желаемого или научится вести осмысленный и спокойный диалог.
Бесплатная консультация прямо сейчас!
Онлайн консультация специалиста по Вашему вопросу!
Номер лицензии: ЛО-77-01-019036
Чтобы не было истерики, предупреждайте заранее
Много слез бывает, когда ребенок увлечен игрой, а взрослым надо по какой-то причине эту игру прервать. То ли обедать пора, то ли домой идти, то ли спать. Мгновенно прекратить игру бывает сложно, и здесь подойдет прием «Предупреждение».
Ребенка лучше предупредить заранее, дать время закончить, помочь довести сюжет игры до логического завершения. Чтобы пирамидка была собрана, паровозик успел закончить свой маршрут, все феечки благополучно вернулись в свои кроватки, а в поединке роботов определился победитель.
Нам ведь, взрослым, тоже бывает сложно резко переключиться с одного вида деятельности на другой. Необходимо какое-то время, чтобы поставить дело на паузу, доведя до логической точки. Дочитать главу, дописать письмо, досмотреть новостной сюжет, закончить уборку. Понятно, что если случится что-то экстренное, мы все бросим и побежим. Но это будет стресс.
Для ребенка резкое переключение на другую деятельность — это тоже стресс. На стресс он реагирует слезами. Если не случилось ничего экстренного, считаю возможным проявить уважение к деятельности ребенка, помочь завершить дело, которым он в данный момент занят.
Со старшими детьми этот прием тоже работает. Был период, когда я очень сильно раздражалась на то, что приходится долго ждать детей к столу, звать по нескольку раз. Прибегали обычно после ультиматума: «Если сейчас не придете — кормить не буду!».
Однажды в гостях у мамы я сама оказалась в роли такого ребенка. Мама позвала к столу, а мне было очень важно дописать главу, пока мысль не вылетела. Я так увлеклась процессом завершения, что очнулась только на вопросе: «Почти остыло. Тебе подогреть? Или уже в холодильник убрать?». С тех пор я стала с детьми договариваться, когда (во сколько) ужинаем, чтобы они к этому времени старались все дела завершить.