Воображение в психологии: свойства и приемы, как развить

Получая и обрабатывая данные наших органов чувств, мы не просто познаем мир, но в меру своих способностей преобразуем его, причем не только в реальности, но и на уровне сознания. Изменение образной информации играет ключевую роль в творчестве, а еще без него невозможна никакая продуктивная деятельность. Это мысленное преобразование действительности и есть воображение – один из высших познавательных процессов, присущих только человеку.

Что такое воображение

По определению воображение в психологии — это процесс, при котором в подсознании появляются образы, тесно связанные с жизненным опытом, фантазией и образом мышления. Оно помогает представить последствия тех или иных поступков, а также обрисовать план действий в непонятной ситуации.

По мнение ученых, воображение — это один из видов деятельности головного мозга, при котором образовываются новые дополнительные нейронные связи. Также можно сказать, что это процесс преобразования реальности, создание связанных с ней образов, переработка получаемого практического, интеллектуального и чувственного опыта. Эти образы яркие, оригинальные и при этом правдивые.

Воображение можно назвать способом познания окружающего мира. Оно оставляет в нашем сознании отпечаток. Благодаря этому вы можете не только воспроизводить то, что произошло недавно, но и представлять то, что произойдет в будущем. У вас есть возможность представить несуществующие или отсутствующие предметы, мысленно воспользоваться ими в сознании.

Интересно, что воображение есть даже уже самых прагматичных, скептически настроенных людей. Они могут жить, руководствуясь логикой, железными принципами и правилами, но все равно будут мечтать или думать творчески.

Воображение и стремление к достижению

Первые три года жизни ребенок пребывает под воздействием непосредственных впечатлений от предметов, доступных восприятию. Затем формируется воображение — возможность мысленно видеть отсутствующие предметы и ситуации манипуляций с ними, преобразовывать их, желать или пугаться.

С этого момента возникают две тенденции. Одна — упорно овладевать предметами, представленными в воображении — получить вожделенную игрушку, поход в зоопарк, любимое занятие. Другая — отказаться от достижения и обойтись воображением. Равновесие их зависит от семейной среды и уже сложившихся качеств личности малыша.

Функции воображения

Значение воображения переоценить сложно. Как и любой другой психический процесс, оно имеет ряд функций:

  1. Познавательная. Это функция и мышления, и воображения. Способствует расширению кругозора, получению новой информации и знаний, составлению плана действий в незнакомой ситуации. Учит человека руководствоваться догадками, рассуждениями соображениями.
  2. Функция прогнозирования. Человек может представить, что последует за его действиями. Этот вид воображения участвует в формировании мечтаний и грез.
  3. Понимание. Проявляется в возможности предположить, что чувствует и переживает другой человек в той или иной ситуации, какие у него сейчас эмоции и ощущения. Этот тип воображения чем-то похож на эмпатию. Он позволяет заглянуть во внутренний мир собеседника и понять, что его волнует в данный момент.
  4. Защита. Когда человек проигрывает в уме какую-то ситуацию, возможный исход событий или последствия своих действий, он может предупредить неприятности, защитить себя от проблем.
  5. Саморазвитие. Эта функция воображения помогает фантазировать, придумывать что-то новое, творить.
  6. Воспоминания. В подсознании всплывают образы из прошлого.

Не у каждого человека есть все функции воображения. Их набор зависит от характера, поведения, личностных качеств.

История открытия и изучения

В отечественной психологии интерес к феномену возник наряду с изучением других функций психики. Основной вклад в процесс изучения внес Л. Выготский. Он посвятил воображению книгу, десятки статей — фундаментальное изложение находок, теорий относительно развития способности к представлению в онтогенезе.

Выготский уделял большое внимание развитию познавательных процессов в дошкольном возрасте. Ученый полагал, что этот период — критический

Способность к представлению в дошкольном возрасте он рассматривал как умение создавать целое из элементов.

Выготский отмечал сложность мыслительной деятельности, постепенность развития. По его теории, творческая деятельность зависит от приобретенного опыта. Ребенок через творчество выражает накопленные знания. На процесс накопления влияют разные факторы: интересы, потребности, желания. От скорости их удовлетворения зависит способность к самовыражению в детском, взрослом возрасте. Негативный опыт, приобретенный в детстве, влияет на взрослого индивида.

Виды воображения

Самые основные типы воображения человека — пассивное и активное. Каждое из них делится на подгруппы. Среди них произвольное, непроизвольное, творческое, репродуктивное воображение и т.д. Рассмотрим подробнее.

Пассивное

Такое воображение может иметь цель. Его можно регулировать и направлять, используя сознание и силу воли. Также оно бывает непроизвольным, то есть работающим на уровне подсознания.

Операции воображения имеют разную степень осознанности и неосознанности. Вы, наверное, тоже сталкивались с состоянием, когда мысли пролетают в голове одна за другой. Вместе с ними появляются какие-то образы и картинки. Они сменяют друг друга до тех пор, пока вас что-нибудь не заинтересует. В этот момент и включается осознанность. Вы начинаете контролировать процесс. Кроме того, вы осознаете грань между реальностью и вымышленным миром.

В случае с непроизвольной разновидностью воображения все происходит спонтанно, бесконтрольно. У вас не появляются образы и ассоциации.

К пассивному непроизвольному виду воображения в психологии относят сны и галлюцинации:

  1. Сны — результат работы здоровой психики. Это сочетание процессов торможения и возбуждения, протекающих в коре головного мозга. Во время торможения в игру вступает подсознание, в котором хранится огромное количество самой разной информации. Для примера вспомните детскую игрушку калейдоскоп. Так вот, образы и ассоциации из подсознания смешиваются, переплетаются между собой, вследствие чего и появляются красочные и порой необычные сны.
  2. Галлюцинации возникают в случае нарушения работы коры головного мозга. Часто они возникают при тяжелых заболеваниях, чрезмерном употреблении алкогольных напитков или наркотических веществ, при расстройствах психики. Бывает и так, что они являются следствием эмоционального перевозбуждения, состояния, когда человек не в силах себя контролировать.

Основное свойство обоих видов — невозможность их контролировать.

Пассивные произвольные виды воображения поддаются контролю. В большинстве своем они связаны с прогнозами на будущее. Человек прогнозирует вероятный, маловероятный и совсем невероятный исход событий. В этом случае фантазию можно не ограничивать.

Пассивное произвольное воображение имеет 2 формы:

  1. Мечтания — это не просто способ пофантазировать. Это возможность воссоздать образы будущего. И, что самое интересное, они вполне осуществимы. Главное свойство такого воображения в психологии — побуждение человека к активным действиям, к координации своих действий в направлении мечты.
  2. Грезы ничего общего с реальностью не имеют. Это иллюзия, плод воображения, то, что осуществить не получится.

Иногда сложно увидеть границу между мечтами и грезами. Для наглядности приведем пример. Представьте девушку, которая читает увлекательный роман. По сюжету в главную героиню влюбляется сразу три молодых человека. Если девушка хочет тоже оказаться в такой ситуации — это грезы. А если она хочет написать и издать такую же захватывающую историю — это осуществимая мечта.

Активное

Активное произвольное воображение является самым значимым в жизни человека. Оно применяется практически во всех сферах жизни. Помогает воссоздавать в реальности образы из подсознания.

Согласно классификации видов воображения, активное делится на 2 подвида: репродуктивное и творческое.

Воображение и творчество тесно связаны между собой. Творческое воображение считается высшей формой всех познавательных процессов. Оно помогает в создании как фантастических, так и вполне реальных образов. Взять хотя бы написание реалистичных пейзажей или литературных произведений. Такой тип воображения играет особую роль в науке, работе конструкторов и т. д. Можно даже сказать, что оно задействовано практически во всех сферах жизни.

Есть у творческого воображения и другая интересная особенность. Оно помогает вам видеть ситуацию с разных сторон, генерировать необычные идеи и принимать нестандартные решения.

В психологии воображение такого типа связывают с вдохновением, подсознанием, интуицией. Также разработана масса приемов творческого воображения, использование которых помогает повысить продуктивность, сделать свою деятельность более интересной, увлекательной.

Репродуктивное воображение по-другому называется воссоздающим. Оно используется, когда нужно воссоздать образы по уже готовому описанию, схеме или чертежу. Что же можно представить? Есть ряд примеров:

  • дом по составленному проекту;
  • рисунок, связанный по схеме;
  • героя, описание которого дано в книге;
  • торт или другое блюдо, которое будет приготовлено по рецепту.

Воссоздающее воображение имеет интересную характеристику. Все образы основаны на том, что человек уже знает. Взять, к примеру, вышеописанный проект дома. Понять его может только тот человек, который имеет специальные знания и умения.

Способы развития

В современном мире творческие люди очень востребованы. Поэтому существуют тренинги и семинары по развитию воображения.

Подобные упражнения рассчитаны не только на детей, но и на взрослых

Краткие рекомендации по формированию фантазии позволяют родителям помогать детям совершенствовать свои навыки. Для начала взрослые должны сформировать сенсорную среду, т.е. знакомить ребенка с разными предметами и явлениями. Малыш должен активно играть и разговаривать со сверстниками. Именно устная речь способствует появлению абстрактного мышления.

Важно! Нужно поддерживать любые творческие начинания: рисование, музицирование, лепку и т.п. Взрослые тоже могут развивать воображение

Для этого им стоит постоянно тренироваться. Например, придумывать новые свойства для уже существующего предмета или постараться придумать что-то с нуля

Взрослые тоже могут развивать воображение. Для этого им стоит постоянно тренироваться. Например, придумывать новые свойства для уже существующего предмета или постараться придумать что-то с нуля.

Зная точные характеристики воображения и особенности его проявления, любой человек может развить у себя этот вид психической деятельности. Дополнительно можно считать в уме, читать книги, смотреть фильмы и учиться анализировать окружающую среду.

Чем больше у человека чувственного опыта, тем выше вероятность появления фантазий. Могут помочь медитации и другие трансовые техники. Полезно каждодневно перед сном воссоздавать прошедший день. При регулярных занятиях получится добиться хороших результатов.

Создание образов

Человек создает образы в воображении несколькими способами:

  1. Агглютинация. Качества и части отдельных объектов объединяются в единое целое. Примеры: кентавр, сказочная избушка на курьих ножках, гидросамолет, аэросани.
  2. Акцентирование. Часть объекта делится на отдельные детали. Наглядный пример — карикатуры, в которых художник выделяет определенную черту.
  3. Гиперболизация. Предполагает уменьшение, увеличение или смещение отдельных частей выбранного объекта. Здесь тоже можно вспомнить сказки, например, о драконах с несколькими головами.

Еще один способ создания образов в воображении — типизация. Он считается самым сложным. Представьте любую картину. Созерцая ее, вы рисуете в подсознании образ, который передавал художник. Или возьмем, например, книгу. Автор описывает в ней черты главного героя. Благодаря этому вы можете представить, как он выглядит, мыслит, ведет себя. Вы будто переноситесь в окружающий его мир.

Что дает воображение человеку

Итак, мы выяснили, что такое воображение и какие функции оно играет. Но зачем оно нужно лично вам? Есть несколько пунктов:

  • помогает в общении с другими людьми;
  • дает возможность визуализировать цель;
  • способствует развитию творческих талантов;
  • участвует в принятии решений и создании новых идей;
  • помогает мысленно воссоздать образ предмета или явления, который вы никогда не видели.

Плюс ко всему, воображение используется при составлении прогнозов и плана действий на будущее. Оно нужно во всех сферах деятельности, в особенности в тех, которые нельзя полностью автоматизировать. Речь идет о дизайне, исследовательской работе.

А нужно ли воображение ребенку? Ответ однозначный: да. Без него невозможно полноценное развитие. Первые несколько лет жизни ребенок изучает мир вокруг него. И если по каким-либо причинам у него не работает в полную силу воображение, тормозится формирование важных способностей.

Развитое в детстве воображение в будущем поможет уже взрослому человеку стать креативным, развить в себе творческие навыки, научиться находить необычный выход из сложной ситуации. А это пригодится в жизни.

Как развить воображение

Психологи выделили ряд приемов для развития воображения.

У взрослых

Главное — быть готовыми к экспериментам, не стесняться и не бояться ошибок. Способов множество:

  1. Визуализация. Нужно в мыслях воспроизвести внешний вид предмета, местность или действие. Начинайте с простых заданий. Например, посмотрите на то, что лежит перед вами. После закройте глаза и представьте этот предмет в деталях.
  2. Чтение. Этот способ связан с предыдущим. Здесь также нужна визуализация. Только сделать ее намного сложнее. Вам придется запомнить сразу несколько героев, образов, пейзажей. А после этого просматривать их участие в сюжете. Все это поможет увидеть полную картину. И, кстати, чтение гораздо интереснее просмотра фильмов. В случае с чтением никто не ограничивает вашу фантазию и воображение.
  3. Ассоциации. Ассоциативное мышление есть у каждого взрослого человека. Скорее всего, при слове «зеленый» вы вспомните о траве и деревьях. А при слове «оранжевый» — об апельсине.
  4. Создание необычных зверей. Это отличный способ развития творческого воображения. Пусть это будет, например, котопес. Конечно, о нем не рассказывают в учебнике по биологии. Но вы весело поведете время. Это упражнение подходит и взрослым, и детям.
  5. Искусство. Недостаток воображения восполнят выставки или мастер-классы. Наблюдая за другими людьми, вы и сами легко создадите необычную идею или хотя бы получите вдохновение.
  6. «Коробка». Здесь придется брать пример с мультяшного персонажа — Губки Боба. Помните любимое занятие? Он садился в коробку и включал воображение. Нет, не подумайте, что вам нужно сделать то же самое. Хотя дети могут и попробовать. Зайдите в пустую комнату и мысленно оформите интерьер. Следующий раз сделайте перестановку и т. д. Так вы улучшите воображение и восприятие.

Еще один способ — ролевые игры. Вы управляете героем, соблюдая при этом определенные требования и условия. Игры бывают настольными и реальными. К последним относятся квесты.

У детей

С детьми немного легче. Они и так любят фантазировать, часто придумывают необычные истории и даже представляют рядом с собой воображаемых друзей.

Как же развить детское воображение?

  1. Читайте сказки, фантастические истории. Попробуйте дочитать, например, до середины. А после предложите малышу продолжить рассказ.
  2. Наблюдайте за окружающими людьми. Пусть ребенок подумает, как живет кто-то из тех, кто встретился на вашем пути. Если выйти на улицу не получается, воспользуйтесь фотографиями или обычными картинками. Так можно помочь развить воображение и дошкольника, и детей старшего возраста.
  3. Ходите вместе на выставки, посещайте музеи, кинотеатры.
  4. Занимайтесь совместным творчеством. Лепите из глины и пластилина, делайте аппликации, рисуйте, собирайте модели автомобилей и т.д.

Как и в случае со взрослыми, развитию воображения у детей способствуют ролевые игры с родителями или сверстниками.

Пассивное

Под пассивным (непроизвольным) воображением подразумевается такое возникновение образов, которое не требует от человека сознательных усилий.

При ослабленном сознательном контроле они возникают сами собой, без волевого усилия человека.

В истоке их возникновения не стоит логическая связь и осознание человеком реальной действительности.

Возникающие пассивные образы часто служат отражением его внутреннего состояния, страхов, стремлений, желаний, говорят о личностных потребностях индивидуума.

Непроизвольное воображение часто не подвергается логическому осмыслению, часто представляя собой совмещение абсолютно противоречивых образов.

Также нередко составляет сложность его вербализации после переживания, поскольку такие образы часто являются символическими, абстрактными и непонятными другим людям.

Управляется пассивное воображение двумя основными принципами:

  1. Каждый аффект стремится к сохранению, преувеличивая субъективную логическую ценность представлений. Таким образом у веселого человека чаще будут возникать позитивные образы, а у печального — наоборот, грустные.
  2. Человек стремится сохранить приятные переживания, а, значит, и приятные возникшие образы.

Часто пассивно возникшие образы не привязаны ко времени. Таким образом, наблюдающий их человек также теряет ощущение времени.

Подвиды

Пассивное воображение делится на два подвида:

  • непреднамеренное. Включает в себя галлюцинации, сновидения и грезы. Возникают сами по себе, без волевого участия человека;
  • преднамеренные — гипнотические состояния, вызванные другим человеком.

Описание

  1. Сновидения. На шкале произвольности они занимают самую дальнюю от осознанности позицию. Часто в сновидениях нам являются причудливые образы и странные сюжеты.
    Тем не менее, они имеют значение для регуляции психоэмоционального состояния человека, так как являются не только отголосками ранее услышанного и увиденного человеком, но и представляют собой очень глубоко переработанный психикой материал.
  2. Грезы. Грезы, как и мечты часто являются уходом от реальности с той разницей, что мечты направлены в будущее, а грезы замещают собой настоящее. К примеру, школьник, обиженный товарищами, может представлять, как он мстит обидчикам. В этом случае возникающие образы будут представлять собой альтернативную реальность, приносящую школьнику некоторое удовлетворение, но одновременно уводящие его от реального состояния дел.
  3. Гипнотически состояния. Чем глубже гипнотический транс, тем меньше внимания человек уделяет внешним раздражителям, тем меньше настоящая реальность значит для него. Также может изменяться субъективное ощущение времени, возникать отрицательные галлюцинации — когда человек не видит реальных предметов. Сохраняется только лишь связь с гипнотизером, наводящим транс. Гипнотический транс довольно часто используется в психотерапии.
  4. Галлюцинации. Галлюцинации обычно возникают у людей с врожденным физиологическим поражением головного мозга, в результате черепно-мозговых травм, вирусных инфекций, а также приема психотропных веществ. Часто воспринимаются, как подлинная реальность.

Пример из жизни

Я люблю читать. Воображение помогает с головой погрузиться в сюжет. Даже, казалось бы, нудные описания местности становятся на порядок интереснее. Я стараюсь увидеть пейзаж глазами автора, услышать звуки, почувствовать ветер или аромат цветов.

То же самое касается и героев. Стараюсь представлять не только их внешность, а следить за тем, как меняется их поведение и мышление в разных ситуациях. Благодаря этому после прочтения книги создается впечатление, что я побывала в этом книжном мире.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]