Виды насилия:
- Физическое — телесные наказания, причинение боли.
- Эмоциональное — от открытой травли и буллинга до родительских манипуляций, которые даже не осознаются как насилие (унижение, сравнение, гиперопека).
- Сексуальное.
- Запущенность — бездействие, ненадлежащее исполнение своих обязанностей родителями или опекунами. Ребенка не трогают, но лишают безопасности и удовлетворения базовых потребностей: гигиена, комфорт, питание и т.д.
Миф:
насилие может существовать лишь в неблагополучной семье, угроза исходит только от асоциальных, маргинальных людей.Реальность:
насилие в отношении детей существует во многих семьях, в разных странах, и совершенно не зависит от культурного уровня, этнической принадлежности, образования и дохода взрослых.
Миф:
насилие — это что-то страшное, но очень далекое: неблагополучные районы, заброшенные места, городские зоны, где почти не бывает людей.Реальность:
насилие совершается там, где, наоборот, должна обеспечиваться безопасность: семья, школа, приют или детский дом.
Суть и причины насилия
Семья – первый социальный институт для ребенка. Это место, в котором он всегда должен чувствовать себя в безопасности, но иногда случается наоборот: семья оказывается самым опасным местом для ребенка.
Насилие – применение силовых методов или психологических атак на слабых и беззащитных людей (детей). Но насилием может быть и бездействие, создающее угрозу физическому и психическому здоровью ребенка. Вдвойне опасно, если насилие и семья представляют собой одно и то же.
Зарождение этого явления принято относить к XIX веку, когда началась индустриализация общества, а детей стали эксплуатировать, отправлять на работу, лишать учебы и перспектив. Тогда же начали появляться первые общественные организации по защите детей от насилия и эксплуатации.
В XX веке появились новые подходы к изучению проблемы насилия и жестокого обращения с детьми. Были составлены первые классификации. Тогда насилие подразделяли на педиатрическое, психиатрическое и правовое.
К основным причинам насилия относится:
- подобный опыт в жизни супругов (модель, стереотип поведения);
- личный опыт в виде подавления в детстве, авторитетного стиля воспитания со стороны матери (в будущем отражается насилием над женщинами, как попытками разорвать связь с матерью);
- влияние социально-экономической неблагоприятной обстановки, безработица, низкое социальное положение;
- неудовлетворенность собой и жизнью;
- психопатологии;
- девиации и аддикции;
- страх;
- неадекватное самоутверждение и достижение власти, вызванные низкой самооценкой и низким самоуважением;
- нежеланный ребенок в семье.
Причина насилия, естественно, кроется в психике родителя. Необходимость найти это и проработать – одна из задач психотерапевта при работе с семьей (работа ведется не только с ребенком). У любой агрессии, насилия всегда есть субъективный мотив. Другой вопрос, что он не всегда осознается самим агрессором.
Иногда насилие – попытки стабилизировать состояние семьи как системы, например, при борьбе за порядок или власть. Тогда нужно работать именно с семьей как системой и устранять причины ее дисфункции. В противном случае насилие станет либо хроническим, либо эпизодическим.
Насилие над детьми как психотравма обладает рядом особенностей:
- не всегда дети осознают суть происходящего;
- если осознают суть, то не всегда осознают истинные последствия для их физического и психического здоровья;
- события могут забыться (детский мозг устроен так, чтобы быстро вытесняет негатив), но дать о себе знать во взрослой жизни;
- о насилии дети чаще рассказывают сверстникам, а не другому члену семьи (если вообще рассказывают).
Что делать и куда обращаться за помощью
К насилию над ребёнком нельзя оставаться равнодушным. Это касается не только членов семьи, но и окружающих людей, которые замечают, что с ребёнком творится что-то неладное. При первых же тревожных звоночках следует обращаться за помощью в следующие органы:
- местные органы опеки и попечительства, в обязанность которых входит контролировать условия проживания, обучения и воспитания детей, а также представлять интересы несовершеннолетних в суде;
- прокуратура — государственный орган, который защищает права несовершеннолетних в суде, а также может подавать иски в суд о лишении родительских прав;
- местный отдел полиции.
Виды насилия
Насилие бывает прямым и косвенным, единичным или систематическим, актуальным или прошедшим. Но важнее других выглядит классификация по содержанию насилия:
- Физическое насилие. Это любые физические насильственные действия в отношении ребенка до 18 лет, в том числе варианты наказания (шлепки, толкание, хватание и другое).
- Пренебрежение обязанностями. Под этим подразумевается несоблюдение родительских обязанностей, игнорирование потребностей ребенка, ненадлежащий уход за ребенком.
- Сексуальное насилие. Использование ребенка до 18 лет с целью получения сексуального удовольствия. Любой эротический контакт с ребенком или его эксплуатация (порнография).
- Психологическое насилие. Унижения, оскорбления, высмеивание и другие унижающие личностное достоинство модели поведения.
Сексуальное насилие включает в себя несколько форм:
- Развратные действия. Любые действия со стороны взрослого человека, способные вызвать возбуждение у ребенка до 14 лет и сформировать неадекватное отношение к сексуальным отношениям. Действия могут носить физический (телесный) характер или интеллектуальный (демонстрация материалов).
- Педофилия. Сексуальное преследование ребенка до 14 лет.
- Порнография. Любые формы демонстрации сексуальных отношений (книги, фильмы, журналы).
- Принуждения к сексуальным действиям. Не физическое, а психическое воздействие на ребенка, постепенно вынуждающее его вступить в какие-либо сексуальные отношения. Давить можно статусом взрослого, шантажом.
Жестокое обращение с детьми – обобщенное название любого насилия. Это фактическое причинение вреда ребенку:
- через оскорбления и некорректные наказания;
- неадекватные требования и жесткий контроль;
- запреты.
Жестоким обращением можно назвать физические действия (побои), убийство, вред из-за неоказания помощи, пренебрежение ребенком и его потребностями, вред психике, дефицит защиты и заботы.
Влияние насилия в семье на психологическое развитие подростков
Ключевые слова: насилие, психическое насилие, социальное насилие, физическое насилие, подростки, посттравматическое стрессовое расстройство, травматизация.
Насилие над детьми в России сегодня является распространенным социальным явлением. В нашей стране самая большая угроза для детей их собственные семьи. Только за первые три месяца 2015 года, по данным Следственного комитета России, количество подростков, пострадавших от домашнего насилия, выросла в полтора раза по сравнению со всем прошлым годом. Семейное насилие в России носит системный характер, который выражается в том, что те, кто сегодня позволяет себе акты насилия в отношении детей, сами испытывали их в детстве. К примеру, опрос родителей показал, что 65,7 % из них в детстве ставили в угол, в том числе в неудобных позах, на горох; 45,7 % респондентов подвергали телесным наказаниям (били ремнем, тяжелыми предметами с нанесением увечий); запугивали (45,7 %); наказывали лишением общения (58,4 %). Защита прав и достоинств маленького ребёнка. Координация усилий семьи и детского сада [1, с. 2].
И сегодня детям приходится испытывать различные формы домашнего принуждения и риски подверженности насильственным действиям, в которых преобладают грубость и сквернословие (40 %), психологическое давление (28 %), физическое насилие (18 %). 6 % детей испытывали в семье сексуальное насилие. Лишь 22 % респондентов отметили, что им не приходилось испытывать насилие, т. е. насилию в той или иной форме подвергались 78 % детей.
Таким образом, данные статистики показывают распространенность и остроту проблемы насилия в семье в России. [10, с. 166]
Современные исследователи дают различные определения терминов насилия и жестокого обращения с детьми, обобщая которые можно сделать вывод, что насилие — это различные виды поведения — от вербальных и эмоциональных оскорблений, применения физической силы до убийства и изнасилования.
Следует отметить, что насилие как феномен социальной действительности и предмет научного исследования весьма труден для изучения в силу ряда причин объективного и субъективного характера.
Существует неопределенность в понимании насилия. Например, определение насилия над детьми, предложенное Всемирной организацией здравоохранения в 2003 г., слишком многословно и обширно. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) насилие — преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, группы лиц или общины, результатом которого являются (либо имеется высокая степень вероятности этого) телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб. А насилие над детьми — это жестокое обращение с ними, которое может выражаться в форме физического, сексуального, эмоционального насилия или отсутствия заботы [4, с. 188].
По сути, в этом определении отмечено все, что мешает ребенку полностью реализовать свой жизненный и личностный потенциал. Сюда относятся и применение физической силы в отношении ребенка, и действия игнорирования и отказа ребенку в удовлетворении его ведущих жизненных потребностей. При этом нужно сказать, что данные действия очень различны по своей природе и воздействия на ребенка, и по-разному им переживаются.
Так же в ряде документов понятие насилия относится к числу понятий, не требующих специального пояснения. Так, в части 1 статьи 19 Конвенции ООН о правах ребенка сказано, что государства-участники должны принять все необходимые меры, в том числе и законодательные, для защиты ребенка от всех форм физического и психического насилия, оскорбления или злоупотребления, грубого обращения или эксплуатации. Однако при этом не раскрывается содержание понятий «насилие», «злоупотребление», «оскорбление», «эксплуатация» [15, с. 243].
Подобная неопределенность затрудняет изучение проблемы насилия над ребенком и существенно ограничивает возможности оказания ему междисциплинарной помощи.
Для проведения исследований по проблеме насилия над детьми мы предлагаем придерживаться следующих определений понятий.
Насилие над ребенком — это физическое, психологическое, социальное воздействие на человека (ребенка) со стороны другого человека (ребенка или взрослого), семьи, группы или государства, вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающую его физическому или психологическому здоровью и целостности [3, с. 183].
Одним из видов насилия является домашнее насилие, которое можно рассматривать как комплексный вид насилия. Это повторяющийся с увеличением частоты цикл физического, словесного, эмоционального, духовного и экономического унижения, запугивания ради поддержания контроля над жертвой. Семейное насилие — явление достаточно распространенное во всем мире и во всех слоях населения. О насилии в семье говорят в тех случаях, когда факты грубого и жестокого обращения не единичные, не случайные и ситуативные, а регулярные, систематические и постоянно повторяются. При всем разнообразии видов насилия — именно для семейного насилия характерно то, что оно приобретает всеобщий, генерализованный характер. Не бывает семейного насильника, который бы ущемлял свою жертву или жертв в чем-то одном [9, с. 165].
В отношении ребенка выделяются четыре основные формы:
физическое,
сексуальное,
психическое,
социальное [5].
К. И. Чудакова указывает, что физическое насилие — это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку, которое может причинить ущерб его здоровью, нарушить его дальнейшее развитие и в крайнем случае лишить его жизни [18, с. 162]. К физическому насилию также относится приобщение ребенка к употреблению наркотиков, алкоголя, отравляющих веществ или «медицинских» препаратов, которые вызывают одурманивание.
Сексуальное насилие — это когда ребенка вовлекают с его согласия и без такового в сексуальные действия, а также в проституцию и порнобизнес. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок еще не способен предвидеть все негативные последствия таких действий.
Психическое насилие — это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, а также предъявление ребенку требований, которые не соответствуют его возрастным возможностям, и могут тормозить его дальнейшее развитие личности и привести к формированию психологических комплексов.
Социальное насилие — происходит тогда, когда пренебрегают интересами и нуждами ребенка. О нем не заботятся и не удовлетворяют его основные потребности (питание, одежда, жилье, образование, медицинская помощь). В результате у ребенка может нарушиться эмоциональное состояние, появляется угроза здоровью и нормальному развитию.
Насилие в отношении ребенка относится к сфере профессионального интереса психологии, юриспруденции и социальной работы. Ребенок, переживший насилие, будет нуждаться в помощи специалиста. Насилие, которое ребёнок пережил, может быть скрытой причиной трудностей, с которыми клиент обращается к специалисту, а также, если вовремя не обратиться за помощью, это может негативно сказаться на дальнейшем его развитии [11, с. 164].
Специфика травмирующего влияния насилия на психику ребенка заключается в том, что насильником является член семьи ребенка, совершающий жестокое действие по отношению к конкретному ребенку с целью нанесения вреда именно ему. Поэтому ребенок, подвергшийся насилию, становится жертвой в самом полном смысле этого слова. Т. М. Журавлева, Т. Я. Сафонова, Е. И. Цымбал, X. Вильфинг, Г. Паренс описывают основные виды и последствия жестокого обращения с детьми, анализируют особенности оказания психологической и правовой помощи таким детям.
Уязвимость подростков к насилию объясняется их физической, психической и социальной незрелостью, а также зависимым, подчиненным положением по отношению к взрослым, будь то родители, опекуны или воспитатели. В психолого-педагогической литературе накоплен достаточный опыт исследований по данной проблеме [12, с. 183].
Следовательно, без понимания того, какое воздействие насилие оказывает на психику человека, ребенка, оказание помощи довольно большой категории клиентов может быть затруднена [17, с. 67]. Особенности проживания подростками насилия затрагиваются такими авторами как А. Гуггенбюль, Э. Дюркгейм, A. H. Buss, D. Olweus и А. Н. Дрожевец, который освещает тему насилия в семье в попытке ответить на вопрос, каковы механизмы совладения с кризисом используются людьми в попытке самостоятельно преодолеть его последствия.
В. В. Королев отмечает, что насилие, которое пережил ребенок в семье, может оказать огромное влияние на все дальнейшее развитие ребенка, и затронуть не только эмоциональную, но и интеллектуальную и поведенческие сферы. Если ребенок растет в неблагоприятных для него психологических условиях, то он сильно отстает в росте от своих сверстников и имеет задержку психологического развития [7, с. 293].
У ребенка, подвергшегося насилию в семье, может развиваться «комплекс неполноценности», он склонен к уединениям, фантазиям, а также к агрессии и антисоциальному поведению. При этом агрессия может быть направлена как против других, так и против себя.
О. А. Кравцова указывает, что подростки, являющиеся очевидцами домашнего насилия, подвергаются повышенному риску приобретения таких эмоциональных и поведенческих проблем как тревожность, страх, депрессия, плохая учёба, низкая самооценка, ночные кошмары, физическое недомогание [8, с. 241].
Практически все подростки по мнению Л. С. Андреевой и В. А. Попова, пострадавшие от физического насилия и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь [6, с. 65].
Различные способы помощи, реабилитации и поддержки подростков, переживших насилие в семье, затрагивают такие авторы как В. Г. Ромек, В. А. Конторович, Е. И. Крукович, А. Г. Осухова, Н. О. Зиновьева, Н. Ф. Михайлова, Л. Р. Аптикиева, В. Н. Куракина.
Жестокое отношение к ребенку, его отвержение в грубой или явной форме и последствия такого отношения живут в виде психотравматических переживаний и трансформируются сначала в комплекс жертвы, а затем агрессию или аутоагрессию.
Согласно исследованиям Е. Н. Волковой, у большинства детей, живущих в семьях, в которых применяются тяжелые физические наказания, эмоциональное или иные виды насилия, имеются признаки задержки физического и нервно-психического развития. У них ухудшается память: процессы запоминания и сохранения затруднены, резко возрастает избирательность в запоминании. Внимание становится рассеянным, обедняется речь, часто появляется заикание. Дети значительно хуже успевают в школе, труднее протекают процессы школьной адаптации [13, с. 13]. Е. В. Бурмистрова, А. Б. Орлов, Н. Ю. Синягина, Т. Ю. Райфшнайдер рассматривают данный вопрос с точки зрения предупреждения кризисных ситуаций в образовательной среде.
С. Б. Николаева отмечает, что независимо от вида и характера насилия у детей могут наблюдаться различные заболевания, которые относятся к психосоматическим: ожирение или, наоборот, резкая потеря веса, что обусловлено нарушениями аппетита. При физическом насилии у детей развиваются такие нервно-психические заболевания, как тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), некоторые дети повторно поступают в отделения неотложной помощи по поводу случайных травм, отравлений [14, с. 341].
В исследовании Т. Я. Сафоновой, Е. И. Цымбал отмечается, что подростки, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных [16, с. 82].
У заброшенных, эмоционально депривированных подростков, как указывает Н. О. Шведова стремление любым путём привлечь к себе внимание иногда проявляется в виде вызывающего, эксцентричного поведения [19, с. 67].
По мнению С. Б. Николаевой, наиболее универсальной и тяжелой реакцией на любое насилие является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению психологических нарушений, связанных с насилием, Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда. Н. В. Тарабрина, Е. Д. Соколова, Е. О. Лазебная, М. E. Зеленова, И. Г. Малкина-Пых, рассматривают насилие в семье с позиции кризисной психологии, а именно последующее переживание насилия, как посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), т. е. состояние, возникающее как затяжная или отставленная реакция на ситуации, сопряженные с насилием, угрозой жизни, катастрофами и т. д.
Для нее характерны постоянная убежденность в собственной неполноценности, в том, что «ты хуже всех» [14, с. 200].
Вследствие этого ребенку трудно добиться уважения окружающих, успеха, общение его со сверстниками затруднено [6, с. 87].
Среди этих подростков, даже во взрослом состоянии, отмечается высокая частота депрессий [14, с. 202].
Это проявляется в приступах беспокойства, безотчетной тоски, чувство одиночества, в нарушениях сна. В старшем возрасте, у подростков, могут наблюдаться попытки покончить с собой или завершенные самоубийства [10, с. 136].
Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что насилие как преднамеренное применение физической силы или власти, является не только значительной социальной проблемой, но и вопросом, требующим профессионального внимания психологов и социальных работников.
Переживания последствий у подростков, подвергшихся насилию в семье, приводят к серьезным трудностям социализации, развития, сохранения психологического здоровья. Как показывают результаты исследований, у данной группы подростков нарушены связи со взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, в связи с низкой самооценкой, также сужена временная перспектива, меняется смысловые связи, что приводит к угрозе здоровью и нормальному развитию. Решение своих проблем подростки — жертвы, как правило физического, социального и психологического насилия — часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это часто сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия.
Психологическую помощь и реабилитацию подростков, переживших насилие в семье, на наш взгляд, необходимо осуществлять через работу с будущим, построением жизненных перспектив, позволяющих выделить новые смысловые связи с другими, миром.
Литература:
- Алексеева, Л. С. О насилии над детьми в семье / Л. С. Алексеева // Социологические исследования. — 2003. — № 4. — С.78–85.
- Андреева, Л. С. Особенности личностного развития детей, подвергшихся жестокому обращению в замещающих семьях / Л. С. Андреева, В. А. Попов // Молодой ученый. — 2013. — № 4. — С. 508–509.
- Волкова, Е. Н. Психология субъектности педагога / Е. Н. Волкова. — Н. Новгород, 2001. — 236 с.
- Всемирная Организация Здравоохранения. Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире. Всемирная организация здравоохранения. / Под редакцией: Этьенна Г. Круга, Линды Л. Дальберг, Джеймса А. Мерси, Энтони Б. Зви и Рафаэля Лозано. — Женева: «Весь Мир», 2003. — 372 с.
- Дети и насилие: Материалы международного семинара «Права ребенка: проблемы насилия над детьми». 02 дек. 2013 г. / МН.: МТС-Пресс, 2013. 428 с.
- Ениколопов, С. Н. Теории сексуального насилия / С. Н. Еникопов, О. А. Кравцова. — Прикладная психология, 2003. — 78 с.
- Королев, В. В. Насилие против сотрудников органов внутренних дел и организованная преступность / С. Н. Королев // Организованный терроризм и организованная преступность. — 2002. — № 1. —С. 195–200.
- Кравцова, О. А. Сексуальное насилие как психологическая травма: дис…. канд. психол. наук: 19.00.01 / О. А. Кравцова. — Москва, 2000. — 193 c.
- Малкина-Пых, И. Г. Гендерная терапия. Справочник практического психолога / И. Г. Малкина-Пых. — М.: Эксмо, 2006. — 371 с.
- Маслова Т. Р. Наказание детей / Т. Р. Маслова, М. Л. Смагина // Социологические исследования. — 2011. — № 7. — С. 154–161.
- Мугаджирова А. М. Медико-социальные проблемы женщин и детей, подвергшихся насилию в семье / А. М. Мугаджирова, Г. Н. Дамаданова // Известия ДГПУ. — 2013. — С. 45–52.
- Насилие в семье: особенности психологической реабилитации, учебное пособие / Н. М. Платонов, Ю. П. Платонова.; отв. ред. Н. М. Платонов. — СПб.: Речь, 2004. 154 с.
- Насилие и жестокое обращение с детьми: источники, причины, последствия, решения: Коллективная монография / под ред. Е. Н. Волковой. — Н. Новгород, 2011. 248 с.
- Николаева С. Б. Насилие над детьми в семье / С. Б. Николаева // Региональная Политика. Экономика. — 1999. — № 5. — С.79–80.
- Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления / Под ред. Е. Н. Волковой. — СПб.: Питер, 2008. 240 с.
- Сафонова Т. Я. Жестокое обращение с детьми и его последствия / Т. Я. Сафонова, Е. И. Цымбал // Жестокое обращение с детьми: сущность, причины, социально-правовая защита. —1993. — С. 168–174
- Технологии социальной работы с различными группами населения: учебное пособие / отв. ред.П. Д. Павленка. — М.: ИНФРА-М, 2009. 272 с.
- Чудакова К. И. Психосоциальная работа с детьми, подвергшимися насилию. / К. И. Чудакова // VII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум». — URL: https://www.scienceforum.ru/2015/1095/10351 (дата обращения: 10.02.2016).
- Шведова Н. О. О насилии в отношении женщин / Н. О. Шведова // Насилие и социальные изменения. — 2000 — № 2–3 — С.38–53.
- Olweus D. Aggression and peer a ceptance in a dolescent boys: Twoshort-term long it udialstu dieso fratings / D. Olweus/ — Child Developmtnt, 2007. 341 p.
Признаки насилия
Насилие со стороны заподозрить непросто, что обусловлено:
- закрытостью семьи как системы;
- взаимозависимыми отношениями агрессора и жертвы;
- недостатком информации;
- запуганностью и недоверием со стороны жертвы.
В основном все сводится к тому, что семья, где царит насилие – закрытая система. Но кое-что может намекнуть о насилии над ребенком:
- крики, хлопки, шлепки, ругань, явно слышимая за стеной (многие квартиры разделены тонкими стенами, а насилие далеко не всегда протекает бесшумно);
- следы побоев на ребенке;
- неопрятный внешний вид ребенка, одежда не по погоде.
К признакам физического насилия относится:
- повреждения органов тела и нарушения органов чувств;
- малоподвижность, вялость, задержка физического и психического развития;
- тревожность и агрессивность в отношении других людей или животных;
- стеснительность, пассивность, страх перед взрослыми;
- избегание дома, боязнь тактильных контактов;
- общение с детьми младшего возраста.
К признакам психологического насилия относится:
- психотравма и (или) посттравматический стрессовый синдром;
- у детей до среднего школьного возраста – задержка в физическом и речевом развитии;
- у подростков – потеря смысла и цели жизни, дезориентация, мысли о суициде;
- импульсивность, злость, манипулятивные расстройства (сосание пальца, вырывание волос);
- покорность и податливость;
- страхи и проблемы со сном;
- депрессия и заторможенность;
- девиации;
- болезни.
Признаки сексуального насилия над ребенком:
- несоответствующая возрасту или странная осведомленность ребенка в сексуальных вопросах или действиях;
- сексуальные приставания со стороны ребенка к другим детям или взрослым;
- жалобы на какие-то проблемы со здоровьем, особенно в области половых органов;
- тревога при плаче других детей;
- нервный тик, покачивание, сосание пальца.
Общие признаки насилия:
- неумение ребенка сосредоточиться;
- нарушения памяти;
- ненависть к себе, отсутствие самоуважения, низкая самооценка;
- пессимизм;
- недоверие в отношении всего мира, особенно взрослых людей;
- приступы гнева или агрессии;
- хроническое чувство страха, стыда, вины;
- отстраненность от социума;
- депрессия;
- ангедония.
По закону Российской Федерации ребенок сам может обратиться в органы опеки за защитой, а с 14 лет – в суд, но редко какой ребенок решится на это. Насилие, как правило, сопровождается запугиванием, а также страхом и привыканием жертвы.
Каждый случай насилия (жестокость и интенсивность) оценивается в индивидуальном порядке. Учитывается индивидуальная чувствительность ребенка, возраст и характер отношений между ним и взрослым.
Сложнее всего заподозрить психологическое насилие или насилие над душой ребенка. Это многогранная категория:
- нехватка любви и внимания;
- угрозы и насмешки;
- неадекватные и чрезмерные требования;
- любое поведение родителей, вызывающее страх у ребенка;
- запреты;
- психологическое давление;
- гиперопека;
- манипуляции;
- любые побуждения «из любви», наносящие вред здоровью ребенка.
Из-за этого отмечается заниженная самооценка, неуверенность в себе, утрачивается чувство собственного достоинства. При гиперопеке развивается чувство беспомощности и полной зависимости от родителей. Оторванность от семьи, социальное или физическое сиротство ребенка навсегда оставляет след в виде чувства эмоциональной незащищенности. Не факт, что последствия сразу проявят себя, это может возникнуть спустя годы.
Болезни
Одним из последствий насилия над детьми в семье могут быть разные травмы: переломы, ушибы, повреждения внутренних органов, ожоги. В результате ребенок может стать инвалидом или лишиться жизни.
К последствиям сексуального насилия относятся повреждения половых органов, болезни, передающиеся половым путем (СПИД, гонорея, сифилис, различные инфекции).
Перечисленные формы насилия часто сопровождаются эмоциональным и психологическим давлением, что может стать причиной проблем с психикой и нервной системой. У таких детей наблюдаются нервные тики, заикание.
Ослабленный постоянными стрессами организм восприимчив к разным инфекционным и бактериальным заболеваниям. Дети, подвергнувшиеся насилию, часто болеют аллергией, недержанием мочи и кала, дыхательными патологиями. Во взрослом возрасте они чаще болеют раком.
Последствия насилия
Переживший насилие ребенок или подросток чувствует страх, замешательство, стыд, бессилие. Часто винит себя и воспринимает как соучастника и первопричину случившегося. Иногда причиной считает свое поведение или положение в семье. Среди других последствий значится снижение доверия и круга общения.
Многие реакции зависят от возраста ребенка:
- Дети до 3 лет. Среди популярных реакций: страх, смешанные чувства, агрессия, потеря аппетита.
- Дошкольники. Отмечается тревога, боязливость, чувство вины и стыда, смешанность чувств, отвращение, чувство беспомощности.
- Младшие школьники. Наблюдается неопределенность школьника в семейных ролях, двойственное отношение к взрослым людям, страх, стыд, отвращение, недоверие ко всему миру.
- Младшие подростки. К предыдущим последствиям добавляется депрессия, чувственная опустошенность (нет никаких ощущений и чувств).
- Старшие подростки. Характерно отвращение, стыд, чувство вины, двойственность чувств в отношении взрослых, девиантное поведение, ощущение ненужности.
Особенно опасно сексуальное насилие, которое во взрослой жизни проявляется:
- психосоматическими заболеваниями;
- непринятием своего тела;
- зависимым поведением;
- проблемами в сексуальных отношениях;
- повторным насилием (мужчины, подвергшиеся насилию, сами его совершают; женщины, подвергшиеся насилию, снова оказываются в роли жертвы).
По мере взросления ребенка также может отмечаться ответное насилие, потеря самоуважения, психические расстройства и попытки суицида.
Любое насилие во взрослой жизни оставляет такие следы:
- нарушение Я-концепции;
- чувство вины;
- депрессия;
- сексуальные дисфункции;
- проблемы в межличностных отношениях.
Нарушение физических и психических границ в результате насилия влияет на всю дальнейшую жизнь и поведение человека. А пережитый опыт воспроизводится снова и снова.
Вообще в семье можно выделить 3 сферы насилия: родителей над детьми, взрослых над взрослыми, кого-либо из членов семьи над стариками. И каждая из этих форм опасна для ребенка. Если насилию подвергается не непосредственно он, а, например, мать, то возможны:
- психоэмоциональные и психосоматические расстройства;
- школьная дезадаптация;
- проблемы в социальной адаптации.
Семьи с насилием всегда относятся к группе риска, так как такая атмосфера не подходит для воспитания ребенка. Выросшие в насилии дети, как правило, позже сами становятся жертвой или агрессором (95 %).
Почему взрослые не замечают?
Изображение: Pexels, Kat Smith
- Многие взрослые воспринимают формы эмоционального и физического насилия в черте дома как некую культурную норму: «Нас били, и ничего, выросли же хорошими людьми. Вот и я из тебя человека сделаю».
- Воспринимают буллинг в школе как норму. «Травля — это нормально, это школа жизни. Так закаляется характер!»
- Нормализация эмоционального или семейного физического (наказания ремнем и т.д.) насилия в целом: «Такова жизнь, нужно просто потерпеть», «Жизнь — боль. Зато станешь у меня настоящим мужиком!»
- Боятся плохих последствий для обидчика — члена семьи. Например, мама выгораживает папу, который бьет ребенка, ведь «отец — человек сам по себе хороший, это жизнь к нему не благосклонна».
- Ощущают свое бессилие, поэтому не способны повлиять на ситуацию, что приводит к кризису эмпатии и оправданию агрессора.
- Родитель некомпетентен в роли воспитателя (применение «традиционных методов воспитания»), кризис родительской роли, отрицание проблемы. «Я без отдыха пашу на работе, чтобы у тебя все было». В результате деньги есть, а внимания нет.
- Взрослые не всегда готовы думать и говорить на определенные темы, чувствуют свою беспомощность в вопросах полового воспитания. Ребенок жалуется на то, что его кто-то потискал, шлепнул, погладил, а взрослые отвечают: «Ничего страшного, не выдумывай, и не надо себя накручивать».
- Недоверие специалистам, нежелание выносить сор из избы. «То, что происходит в семье, никого не касается. Не нужны нам психологи и педагоги, сами справимся».
- Нежелание вмешиваться («чужая семья — потемки» и т.п.).
- Неправильное восприятие особенностей «подросткового возраста». Открытый манифест «помоги мне», когда ребенок наносит себе вред, выкладывает тревожные посты, начинает употреблять и т.д.
Диагностика насилия
Выявить насилие сложно еще и потому, что сами родители не всегда воспринимают свои действия как насильственные. Они воспитывают своего ребенка, да, методом кнута без пряника, но это воспитание. Или методом кнута и пряника, тогда ребенок воспринимает избиения как должное за его провинности и потому еще меньше вероятность, что он кому-то расскажет.
Осложняет ситуацию и еще один момент. По сути любое насилие сопряжено с психическим. Потому работать приходится сразу с несколькими формами насилия.
Физическое насилие
Диагностические признаки насилия, которые можно отметить во время беседы с родителями:
- нервное поведение;
- фантастическое описание происхождения травм ребенка;
- обвинение других людей или самого ребенка;
- множественные противоречия в истории получения травм;
- обвинение ребенка во лжи;
- неадекватная оценка, ожидания и требования, не соответствующие возрасту или уровню развития ребенка.
Усилить подозрение должен факт частых нахождений ребенка в травмпункте, повторяющихся похожих травм, большого временного промежутка между травмами и обращением в больницу.
Проблема в том, что заметить невербальные и вербальные признаки вранья и изворотливости родителей можно только в условиях тесного наблюдения и общения. Доступна ли такая ситуация всем неравнодушным? Нет. Соседа и на порог дома не пустят. Добиться такой встречи с родителями могут только социальные работники. Задача свидетелей и очевидцев – поспособствовать этой встрече.
Диагностические реакции в процессе беседы с детьми:
- тревожность;
- нежелание и страх перед встречей с родителями;
- убежденность ребенка в оправданности наказаний;
- страх, что социальные работники (защитники) встанут на сторону родителей после беседы и выяснят, что наказания оправданы плохим поведением ребенка;
- плач при любой неудаче;
- склонность к дракам;
- вздрагивание при малейшем движении руки рядом.
Иногда действительно бывает так, что ребенок придумывает рассказ о насилии, что может быть вызвано потребностью во внимании и сочувствии, конфликтами с друзьями или в семье, богатой фантазией. Но тогда эмоциональные и поведенческие реакции ребенка будут противоречить содержанию рассказа. Не отмечается в таких случаях страх перед родителями и иные признаки и последствия насилия, но заметно удовольствие ребенка от того, что его слушают, и увлеченность рассказом.
Нельзя расценивать описанные признаки отдельно от контекста и истории семьи, но существует ряд диагностических маркеров, которые ясно дают понять о физическом насилии:
- синяки, укусы, ожоги, рубцы;
- следы удушья;
- любые повреждения, остающиеся без внятного и корректного объяснения со стороны родителей;
- низкая самооценка ребенка;
- нежелание и страх возвращаться домой;
- мешковатая одежда, скрывающая побои;
- самообвинение в провокациях в сторону насильника;
- ребенок воспринимает побои как семейный порядок и норму;
- волнение, плач, испуг при криках, скандалах.
Сексуальное насилие
Сложность диагностики сексуального насилия в том, что одни члены семьи могут покрывать других, даже если известно о преступлении.
Подростки реагируют серьезнее, так как понимают, что именно с ними случилось. Как правило, они меняют весь стиль жизни и одежды, окружение. Здоровые чувства типа сочувствия и симпатии превращаются в агрессию или слепую подчиненность (человеку, делу). У детей доподросткового возраста отмечаются классические признаки.
К диагностическим маркерам сексуального насилия над ребенком в семье относится:
- не по возрасту хорошая осведомленность в вопросах сексуальных отношений;
- синяки, зуд, кровь в области половых органов;
- сексуальные поведенческие извращения;
- резкие изменения в поведении ребенка;
- смена походки, неудобство при ходьбе и сидении;
- пищевые расстройства;
- отвращение к себе;
- ночные кошмары и нарушения сна;
- суицидальные наклонности и депрессия;
- потакательство, уступчивость в отношении взрослых;
- девиантное поведение.
Пренебрежение нуждами ребенка
Самый часто встречающийся вариант насилия и наименее осознаваемый родителями. Даже в благополучных, казалось бы, семьях можно найти его элементы, например, недостаток любви и внимания из-за занятости на работе.
Поэтому этот вид самый неоднозначный в плане диагностики. Судить о пренебрежении принято при очевидных и злостных нарушениях: ребенок голодает, плохо одет, грязный, не получает медицинской помощи или образования, оказывается оставленным один и подвергнут опасности.
Лишенные дети отличаются неразборчивостью в построении отношений и попытками привлечь внимание. К другим диагностическим маркерам относится:
- педагогическая запущенность (малый словарный запас, проблемы с речью);
- отставание в физическом развитии;
- неприятный запах, грязь и голод;
- подавленность, пассивность и пугливость;
- скупость эмоций и бедность реакций на доброту, похвалу;
- чувство ненужности и убеждение «Я – не хороший, ничего не заслуживаю, и никогда не буду заслуживать».
Психологическое насилие
Решающая роль в диагностике отводится поведению взрослых. Психологическое насилие можно заподозрить, если родители:
- не спешат утешить ребенка, пообщаться с ним, обнять;
- сверхкритично относятся к ребенку;
- ругают, оскорбляют, унижают;
- негативно характеризуют ребенка;
- вымещают на нем злобу на кого-то из родственников (ассоциируют ребенка с ним);
- открыто признаются в нелюбви;
- винят его в своих неудачах.
Со стороны ребенка о психологическом насилии намекнут:
- неуверенность и низкая самооценка;
- задержка речи и восприятия;
- напряжение от ожидания наказания;
- неразвитое логическое мышление;
- неуважение и недоверие к взрослым;
- наигранная зрелость или независимость как реакция защиты;
- суицидальные наклонности.
Что делать, если есть подозрения? Первые шаги на пути к восстановлению
Если вы узнали о насильственных действиях по отношению к ребенку, негодование и гнев в его адрес запрещены! Поговорите с ним осторожно, деликатно, чтобы он не закрылся и нашел в себе силы рассказать, что произошло.
Ужас, который вы продемонстрируете, подросток может перенести на себя. Отвращение близкого человека будет означать для него только одно — он отвратителен, бессилен, виновен в том, что допустил такое.
Успокаивайте, подбадривайте ребенка, чтобы он понял: вы ни в чем его не обвиняете. Дайте мягкую обратную связь: подчеркните, что это могло случиться с каждым, «Я понимаю, как тебе плохо, но вместе мы справимся». Испытывать такие чувства — адекватная реакция психики.
Дайте подростку шанс выговориться, не перебивайте его, не ограничивайте по времени. Скажите ребенку о ваших действиях. Если планируете обратиться к психологу, социальному педагогу или в правоохранительные органы, не скрывайте это от него.
Преподавателю, который выявил факт насилия (или подозревает о нем), лучше сразу проинформировать в устной и письменной форме руководителя образовательного учреждения.
Реабилитация
Устранение насилия всегда требует комплексной работы психолога с родителями и детьми. Наиболее эффективными методами являются:
- психотерапия;
- индивидуальные и групповые консультации;
- тренинги.
Взаимодействуя с ребенком, нужно сначала добиться расположения и доверия с его стороны. Для этого нельзя акцентировать внимание на ситуации, то есть говорить «Не бойся», «Не переживай». Главный метод работы с ребенком – консультационная беседа. Но проводить ее может только квалифицированный специалист.
Насилие – всегда стрессовая ситуация для ребенка, влекущая за собой психотравму. Соответственно, работа должна быть направлена на устранение психотравмы и посттравматического стрессового расстройства, если оно наблюдается. Лучший метод – психотерапия.
Что делать родителям?
«Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми» Оскар Уайльд. Замечательные, умные, здоровые и развитые во всех смыслах этого слова дети вырастают только в любви. Ребенка надо любить не за то, что он аккуратный, спокойный, красивый, покладистый и так далее, а за то, что он есть! Конечно, без наказания нет воспитания, но надо правильно и грамотно направлять свою кровинку по жизни. Предупреждать об опасностях, разговаривать на все темы, которые его волнуют, а не ссылаться на занятость. Делиться собственными впечатлениями и мнением, подсказывать, как поступать в той или иной ситуации. Позволять ему совершать собственные ошибки, иначе характер не разовьется, не затыкать рот и, тем более не орать и не давить авторитетом. Это не значит быть на равных и потакать во всех прихотях. Это значит признавать достоинство и значимость маленького человека, уважать его и принимать таким, какой он есть, слегка и ненавязчиво корректировать некоторые недостатки, которые, вероятно, помешают ему в дальнейшей жизни.
Профилактика насилия
Основные направления профилактики: просвещение и информирование. Они должны проводиться в отношении детей, родителей, работников детских учреждений и вообще всех граждан. Важно говорить:
- о том, что такое насилие;
- о его видах;
- что делать, если вы стали свидетелем или жертвой насилия;
- какова ответственность за насилие;
- куда можно сообщить о насилии (организации, телефоны).
Не стоит говорить в контексте «как не стать жертвой насилия», так как это сразу дает установку на самообвинение. Как говорилось в статье, жертвы и так склонны искать причину в себе, но это не так.
Проблемы с социализацией
Пережившие насилие дети испытывают огромные трудности в социальной адаптации, им тяжело находить общий язык со сверстниками. Часто имеют проблемы с алкоголем и наркотиками, с помощью которых они находят успокоение. Девочки склонны к занятию проституцией, у мальчиков нарушается половая ориентация.
Таким детям тяжело создавать собственные семьи. Часто они переносят пережитое на собственных детей, становясь агрессорами. Потому цикл насилия в семье продолжается из поколения в поколение.