Что такое целеполагание и зачем оно нужно: методики + примеры из жизни

Как известно, любое действие человека непосредственно связано с тем, что он затрачивает определённое количество времени на его совершение. И если информация из первого урока научит вас определять и фиксировать свои временные затраты и разбираться в структуре распределения временного ресурса, то знания, которые вы получите отсюда, помогут вам научиться отделять то, на что нужно тратить своё время, от того, на что не нужно. Здесь речь пойдёт о процессе целеполагания: вы научитесь определять свои истинные цели и второстепенные задачи, а значит, сможете делать то, что позволит вам исключить бесполезную трату времени, и даже ваши минимальные усилия будут приносить вам максимальные результаты.

Что такое целеполагание

Что такое целеполагание простыми словами? Дадим определение понятию цели и целеполагания, охарактеризуем процесс.

Целеполагание – это осознанный выбор, постановка цели (главной задачи), выделение подзадач и поиск путей их достижения. Цель – это предмет, объект, состояние, для достижения которого человек прикладывает волевые усилия. В основе выбора и достижения целей лежат потребности личности. Они задают направление движения и определяют мотивацию. Если вы будете мечтать о «чем-нибудь» и думать, что вы получите это «как-нибудь» или сделаете «когда-нибудь», то вы никогда не добьетесь желаемого. Только конкретика и активные действия сделают вас счастливым человеком.

Целеполагание рассматривается в психологии, философии и обществознании. Его определяют как процесс выбора идей, средств, ресурсов и установления границ допустимых отклонений в реализации выбранной идеи. Это непрерывный процесс. Почему? Потому что еще в процессе достижения цели рождаются новые идеи.

Схема целеполагания включает в себя следующие блоки и уровни:

Важно! Говоря простыми словами, целеполагание – это сознательное определение человеком чего, когда и как он добьется. Это не только выбор цели, но и разработка пошагового плана ее достижения.

Для чего оно необходимо

Для чего необходимо целеполагание? Без способности к целеполаганию невозможно добиться успеха в жизни и отдельных ее сферах: работе, учебе, любви. Последовательное определение целей и их достижение помогает личности уверенно двигаться вперед, покорять новые вершины, повышать качество и уровень жизни. Успешный человек всегда знает, чего он хочет, и как ему этого добиться.

Тот, у кого нет своих целей, живет для других. Он становится ведомым, управляемым. Он отдает свое время и силы другим людям, способствуя достижению их целей. Те люди, которые умеют ставить цели, становятся лидерами. Они ведущие, а не ведомые.

Представим в виде таблицы общий сравнительный анализ осознанной и неосознанной организации процесса целеполагания по основным критериям:

Осознанное (эффективное, активное) целеполаганиеНеосознанное (бессознательное, неэффективное) целеполагание
Возможности для ростаПроблемы, препятствия, сложности
Осознанная мотивация и анализ возможностейНеосознанные мотивы и движение на уровне бессознательного
Представление идеального, но реалистичного будущегоПредставление идеального, но часто нереалистичного будущего
Поиск ресурсов и инструментов, развитие новых паттернов поведенияПовторение ошибок, действия по шаблону
Контролируемое достижение цели и успехЖизнь «по течению» и провал

Таким образом, целеполагание повышает общую эффективность жизни и продуктивность человека, помогает управлять временем и деятельностью, развивает осознанность и системное мышление. Кроме этого, оно помогает найти цель и смысл жизни, избавляет от страхов и тревог.

Важно! В психологии принято выделять два вида (типа) целеполагания: активное (осознанное) и пассивное (бессознательное).

Определение

Целеполагание – это осознанность своих действий для постановки целей и их достижения. В процессе полагания целей важно знать, куда ты движешься.

А вот тут важно разобраться, что же такое цели.

Цель – это реальный или идеальный предмет стремления человека, на который направлены действия или волевой процесс.

Понимаю, что определения могут грузить и тяжело восприниматься, но без них никуда. Итак, человек к чему-то стремится, а процесс целеполагания определяет, к чему, как и каким образом он это делает.

Чтобы проще было понять, можно еще сказать, что вы рисуете мысленную модель результата и прокладываете к нему шаги.

В каких сферах используется

Как мы уже упомянули, целеполагание востребовано во всех сферах жизни. Разберем несколько частных направлений, где умение ставить цели и достигать их является основой успеха:

  1. Педагогика и психология. У любого субъект-субъектного взаимодействия есть главная цель, подзадачи и средства их решения. Существуют сотни психологических и педагогических теорий, десятки обучающих и воспитательных программ, тысячи техник обучения, воспитания и коррекции. Без планирования здесь не обойтись.
  2. Спорт. Тренировки нужны спортсменам для того, чтобы ставить новые рекорды, все выше поднимать личную планку достижений. А это невозможно без целеполагания. Оно помогает поэтапно развивать навыки, выбирать все более сложные цели.
  3. Бизнес. Возможно, вы слышали цитату Стива Джобса о том, что работать нужно не 12 часов в день, а головой. Здесь как раз имеется в виду важность целеполагания, планирования и аналитики. С чего начинается бизнес? С целеполагания проекта, а точнее с разработки бизнес-плана. Сначала человек ставит перед собой цель, а потом думает, какие шаги ему нужно пройти, какие инструменты добыть и т.д.
  4. Саморазвитие. Избавление от вредных привычек и выработка позитивных привычек, изменение образа мышления, отказ от деструктивных установок, избавление от обид и проработка травм – это и многое другое требует умения ставить цели и достигать их.

Кроме этого, целеполагание используется на более высоких уровнях. Например, в политике и любых сферах, где речь идет о руководстве и управлении людьми. Знание принципов и основ целеполагания важно для объективного изучения социума и взаимодействия с ним. Важно знать закономерности функционирования общества, чтобы ставить цели и организовывать целеполагание. Обществознание – это сфера знаний, которая служит прототипом личного целеполагания.

Интересно! Не обойтись без целеполагания и в отношениях с друзьями или в сфере любви. Однако в этом случае речь идет не столько об индивидуальной работе, постановки и достижении личных целей, сколько о совместной работе, выборе и достижении общих целей.

Как правильно ставить цели

Чтобы цель работала, необходимо знать правила её постановки. Они прописаны в менеджменте и указываются на всех тренингах. Нарушение правил и основ постановки ведет к снижению эффективности.

Принцип построения

Существуют различные технологии и методы целеполагания, но основными принципами построения результатов являются:

  • точное конкретное обоснование;
  • указание даты, на которую цель должна быть исполнена;
  • формулировка — только в положительных терминах. Например, нужно говорить «хочу быть стройной» вместо «не хочу быть толстой»;
  • необходимо не использовать слов, которые могут снизить эффективность цели: должен, нужно. Эти термины являются антиподами к слову «Хочу». Поэтому во всех целях необходимо заменить слово «Надо» на «Хочу», «Должен» на «Могу позволить». Есть очень простое упражнение: необходимо выписать цели в различных областях жизни. Для удобства их можно поделить, например, дом, семья, работа, учёба, здоровье и так далее. В каждом пункте стоит написать цели в такой формулировке, в которой человек привык их формулировать. После этого необходимо просмотреть список, и изменить все слова. Такие цели будут работать более эффективно, поскольку с ними работает подсознание человека.
  • лучше не ставить перед собой неподъемные цели, а разбить большую на несколько подцелей. Например, мечта купить коттедж в центре города многим кажется неосуществимой. Однако, если двигаться к цели равномерно, медленными шагами, то она будет быстрее достигнута.

Стоит помнить, что нельзя сегодня зарабатывать 10 000 руб., а завтра пятьсот. Процесс эффективного целеполагания предполагает и смену мышления. Оно должно быть положительным. Большие суммы денег любят подготовленных людей. И конечно желаемый результат должен быть конкретным. Например, «Я хочу получить прибыль» и «Я хочу получить дополнительно 20000 руб. в этом месяце». Конечно, 2-я цель выглядит более конкретной, в ней присутствуют и цифры, и указание на дату.

Важно! Реализуя принцип целенаправленности целеполагание позволяет устанавливать точные цели с привязкой к конкретной деятельности без размена на прочие. Особенно это видно в обществознании, ведь целеполагание подразумевает получение первоначальных базовых знаний для постановки точных, конкретных целей.

Основы

Основа целеполагания – это мотивы и потребности личности. Рассмотрим оба элемента немного подробнее.

Потребность – это сильное влечение к чему-либо и желание обладать этим, ощущение внутреннего психологического или физического дискомфорта из-за нехватки чего-то. Потребности бывают базовыми (физиологическими) и духовными. Переход на новый, более высокий уровень возможен только после удовлетворения потребностей предыдущего уровня.

Всего принято выделять 6 уровней потребностей (по пирамиде А. Маслоу):

  • физиологические (пища, вода, сон, секс);
  • потребность в безопасности (защищенность, уверенность, стабильность, комфорт);
  • социальные потребности (общение, внимание, забота, поддержка);
  • потребность в уважении и признании (нужность, значимость);
  • творческие потребности (созидание, познание, открытие);
  • эстетические потребности (любовь, радость, гармония, красота);
  • духовные потребности (самореализация, самоактуализация, саморазвитие и другие «само»).

Все цели, которые мы выбираем, имеют отношение к этим потребностям.

Мотив – это внутренний импульс, побуждающий к действию. В качестве целей мы выбираем то, что не только значимо, актуально для нас именно сейчас, но и то, что побуждает к активности.

Мотивы бывают разных видов:

  • внутренние (самоудовлетворение) и внешние (похвала от других людей);
  • устойчивые (связаны с мировоззрением личности, ценностями, нуждами) и неустойчивые (связаны с окружающей средой);
  • положительные (в основе лежат позитивные чувства и эмоции) и отрицательные (в основе лежат негативные чувства и эмоции).

Иногда мотивы входят в противоречие друг с другом. Это усложняет целеполагание, но в то же время оно помогает разрешить конфликт мотивов. В процессе разработки плана и расстановки приоритетов личность понимает, что для нее все-таки важнее, какой мотив стоит оставить.

Отдельно стоит указать требования, предъявляемые к целям в целеполагании:

  • конкретность;
  • измеримость;
  • реальность;
  • достижимость;
  • гибкость;
  • проверяемость;
  • прозрачность;
  • однозначность.

Это тоже относится к основам системы целеполагания.

Методы целеполагания

Некоторые люди (особенно те, которые впервые слышат о целеполагании) не знают с чего начать. На самом деле все просто: в психологии уже придуманы универсальные способы целеполагания. Осталось воспользоваться ими.

Итак, разберем популярные методы целеполагания:

  1. SMART. Это аббревиатура английских названий пяти элементов: конкретика, измеримость, достижимость, актуальность, ограниченность во времени. То есть вы определяете, чего хотите добиться и за какой период, в чем измерите результат и за счет чего достигнете цели. А также вы анализируете, насколько эта цель соотносится с вашими истинными желаниями, потребностями в настоящий момент.
  2. Метод Брайана Трейси. Напишите 10 целей на год. Но сформулируйте предложения так, словно вы уже достигли этих целей. Прочувствуйте каждую их них и выберите одну, которая по-настоящему изменит вашу жизнь. Напишите ее на другом листе и проанализируйте только эту цель по технике SMART.
  3. Дерево целей. Последовательно, упорядоченно и наглядно на листе бумаге составьте «портрет» своей цели в виде дерева. То есть сначала запишите или схематично определите главную цель, от нее пропишите задачи второго уровня, от них – третьего, четвертого и т.д. При этом к каждой цели и подзадаче вы сразу приписываете необходимые для достижения ресурсы.
  4. Метод Г. Архангельского. Эта техника помогает в планировании, когда условия достижения цели периодически меняются. То есть метод помогает адаптироваться к изменившимся внешним условиям и несмотря ни на что идти к цели. Процесс целеполагания по технике Архангельского подразумевает определение рамок, за которые вы не выйдете для достижения целей. Это сферы, ценности, приоритеты, с которыми взаимодействует цель. Вам нужно сформулировать цель так, чтобы она не конфликтовала с вашими жизненными ценностями и убеждениями. После этого разбейте цель не на подзадачи, как в технике SMART, а на уровни сложности. Кроме этого, определите мягкие и жесткие задачи. Первые могут быть выполнены в течение определенного периода времени, а вторые – к строго обозначенному времени. И, конечно, определите период реализации главной цели.
  5. Колесо баланса. Нарисуйте круг и произвольно разбейте его линиями на сектора. Один сектор – одна сфера вашей жизни. Сами определите, сколько их будет, что это за сферы. Оцените свои достижения в каждой сфере по 10-бальной шкале. Соедините все отметки линиями и закрасьте получившуюся фигуру. Свободное поле в каждой сфере – зона для вашего роста, постановки целей.
  6. Интеллект-карты. На листе бумаги вы составляете схему или рисунок, где определяете главную цель, а уже на ее базе фиксируете цели второго, третьего и последующих уровней. Продолжайте деление на уровни до тех пор, пока не дойдете до задач, которые можно сделать прямо сейчас.

Это универсальные, самые популярные и простые техники. При желании вы можете найти и опробовать другие. Например, в книге Хайди Грант Хэлворсон «Психология достижений. Как добиваться поставленных целей» представлено много практических упражнений.

Виды целей

Целеполагание в ТОП-менеджменте — процедура выбора результата с параметрами возможных расхождений для достижения главной идеи. Также понимается как осмысление деятельности с практической точки зрения. Формирование возможных результатов и задач для их достижения путем выбора наиболее простых и быстрых средств с учетом имеющихся ресурсов.

Виды:

  • Внешние — учитывают состояние общества и среды, в условиях которых функционирует предприятие и внутренние цели. Благодаря им организация удовлетворяет свои потребности.
  • Простые и сложные.
  • Стратегические и тактические.
  • Краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.
  • Производственные и маркетинговые, административные и так далее.

В учебниках по менеджменту представлена обширная классификация, однако для управления достаточно знать лишь некоторые из целей. Так, если необходимо решить масштабную проблему, влияющую на организацию в целом, то применяется постановка стратегических целей, а, если требуется расписать достижение желаемого результата отдельно по этапам, — то тактических.

Чаще организации в своих бизнес-планах определяют среднесрочные и краткосрочные результаты, а долгосрочные — это целеполагание на 5 и более лет. В условиях современной нестабильной экономической ситуации очень трудно составить прогноз даже на один год, не говоря уже о более длительных сроках, поэтому прописываются менее срочные результаты.

Важно! Планирование личного и рабочего времени и целеполагание являются функциями управления. Оно необходимо, чтобы организация чётко представляла, куда и зачем она движется. Кроме того, постановку задач для достижения основных идей планирования и предполагает целеполагание.

Целеполагание предполагает, что каждый участник организации имеет определённые права и обязанности, сферу ответственности. Именно такое понимание позволяет подойти комплексно к целевому планированию, которое позволяет разрабатывать целые программы, направленные на достижение определенных результатов. Это упрощенная схема работы, с указанием основных результатов, которую необходимо донести до специалистов. Правописание задач планирования способствует более четкому выполнению работы.


Эффективное планирование

Этапы целеполагания

Разберем этапы и правила, или универсальный процесс целеполагания:

  1. Определение потребностей и мотивов. Выявите, что ценно и значимо для вас, что дает силы уверенно идти вперед. Поставьте перед собой одну конкретную цель.
  2. Выбор методик целеполагания. Можете попробовать все рассмотренные техники и взять себе на вооружение ту или те, которые максимально вам подходят.
  3. Переход к составлению пошагового плана достижения цели и его воплощению в жизнь.

Не забывайте всегда оставлять место для «маневров». Будьте готовы внести корректировки в план, держите в запасе несколько вспомогательных инструментов, выделяйте чуть больше времени, сил и финансов для реализации цели. Тогда никакие неудачи, сложности, непредвиденные обстоятельства не выбьют вас из колеи.

Распространенные ошибки в целеполагании

Обращаясь к целеполаганию, не совершайте чужих ошибок (проблемы целеполагания):

  1. Отсутствует конкретика. Либо сроки не определены, либо не установлены качественные, количественные характеристики измерения результата.
  2. Нереалистичные цели. Например, если человек ставит перед собой цель за неделю скинуть 10 кг, то, скорее всего, его ждет провал, а вместе с ним разочарование в себе и жизни в целом. А вот похудеть на 10 кг за два месяца — вполне реально. Ставьте реальные цели, не создавайте сами себе заведомо проигрышные условия.
  3. Не расставлены приоритеты. Хватаясь за все и сразу, человек, как правило, ничего не достигает. То же касается случаев, когда по ошибке несрочная и маловажная цель принимается за срочную и важную. Для расстановки приоритетов используйте матрицу Эйзенхауэра.
  4. Нет плана работы. Потратив час на разработку плана сейчас, вы сэкономите несколько часов в будущем. По плану работа идет быстрее и эффективнее.
  5. Нет контроля и анализа. Выявление и устранение ошибок, коррекция плана в связи с изменившимися условиями повышают эффективность всего процесса.

Технология целеполагания универсальна. Это похоже на формулу в математике – меняются только значения, то есть цели, ресурсы, мотивы, сроки.

Мой опыт целеполагания

В своей жизни я использую универсальный алгоритм целеполагания:

  1. Выбор главных целей.
  2. Определение ресурсов, которые нужны для их достижения. К этому относятся мои знания, способности, умения, возможности. На этом же этапе я разрабатываю план по добыче каких-то инструментов, если пока у меня их нет, но потенциально я могу ими обзавестись.
  3. Поиск мотивации, разработка системы поощрений и наказаний. Мне помогает ведение дневника (можно просто делать короткие пометки о том, что уже сделано). Удобно вернуться назад, посмотреть, сколько пройдено, и этим вдохновиться.
  4. Выявление частных проблем и подзадач. Это шаги на пути к достижению цели.
  5. Представление результата. Это же можно использовать как мотивацию. Представьте, как изменится ваша жизнь, что вы обретете, когда достигнете цели. Если вашу трансформацию можно как-то визуализировать на бумаге, то сделайте это. Например, если ваша цель – похудеть на 10 кг, то можно отредактировать свое фото в фотошопе и распечатать. Или если вы хотите вернуться к своему весу в прошлом, то можно держать на видном месте свою старую фотографию.
  6. Реализация планов. Это основной и самый долгий этап, на котором помогут мотивация и самоконтроль.

В своей жизни я руководствуюсь этим планом. Например, по нему я худела. Тогда пример алгоритма целеполагания выглядел так:

  • сначала я определила, на сколько и за какой период времени хочу похудеть;
  • потом определилась с планом коррекции (физическая активность и правильное питание);
  • эти элементы разделила на еще более мелкие задачи (например, какая именно активность, сколько раз в неделю);
  • определила инструменты контроля — в моем случае это была не столько цифра на весах, сколько объемы и субъективное восприятие своего отражения в зеркале, хотя и цифра на весах была в уме (без конкретики цели не ставятся);
  • и т.д.

Эффективность целеполагания зависит от того, насколько вы готовы контролировать процесс, признавать ошибки и работать над ними, корректировать стратегию в зависимости от меняющихся условий.

Развитие способности к целеполаганию подростков 15–17 лет

 В статье проведен теоретический анализ и актуальное состояние по проблеме развития способностей к целеполаганию у подростков 15–17 лет.

Ключевые слова: целеполагание, целеобразование, мотивация, интеллектуально-деятельностная активность субъекта, развитее способностей к целеполаганию

In article the theoretical analysis on a problem of abilities’ development to a masters’ goal-setting is carried out.

Keywords: goal-setting, targeting, motivation, intellectual activity of the subject, the development of goal-setting abilities

Актуальность статьи: в подростковом возрасте происходит интеллектуализация высших психических функций, в том числе и воли, что выражается в появлении способности ставить цели и подчинять им свое поведение. Приобретение способности к постановке целей делает возможным осознанное и ответственное участие человека в деятельности, воплощение в ней тех ценностей, которые важны для человека, как представителя культуры. Также требует внимания процесс становления у старших подростков способности к постановке целей с опорой на осознанные ценности и идеалы. Анализ литературы показывает, что навыки постановки целей у подростков развиты недостаточно. К формулированию цели они относятся скорее формально, как к некой необходимости, но вовсе не как к существенному элементу планирования. Основная особенность подростков заключается в том, что в этом возрасте перед ними возникают вопросы самоопределения, выбора сферы деятельности в будущем — профессии, определение человеком своего жизненного пути, поиск своего места в обществе, путей включения себя в жизнь социума. На основе системного и деятельностного подхода к анализу активности человека определено место целеполагания в структуре и процессе становления деятельности, а также в развитии сознания и личности в целом (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.); рассмотрены особенности целеполагания при формировании интеллектуальной активности и управлении познавательной деятельностью (Н. Б. Березанская, Р. Р. Бибрих, Д. Б. Богоявленская, О. К. Тихомиров и др.); изучена связь между целеполаганием и саморегуляцией деятельности (О. А. Конопкин, В. И. Моросанова, А. К. Осницкий и др.); раскрыта специфическая форма целеполагания в учебной деятельности — принятие учебной задачи (В. В. Давыдов, А. К. Маркова, Е. М. Машбиц, В. В. Репкин и др.). Сегодня исследования посвящены выявлению факторов, оказывающих влияние на формирование целеполагания подростков. К таким факторам относятся тип школы, этническая и культурная принадлежность семьи подростка, социальный статус и место проживания семьи (город/сельская местность), цели родителей, выраженность родительского контроля, пол подростка, возраст, уровень интеллекта, самоуважение, восприятие себя в качестве действующего лица, воспринимаемая подростком поддержка со стороны семьи и учителей [8. c 87.]

JI. C. Выготский считает, что в подростковом возрасте происходит интеллектуализация высших психических функций, в том числе и воли, что выражается в появлении способности ставить цели и подчинять им свое поведение. Приобретение способности к постановке целей делает возможным осознанное и ответственное участие человека в деятельности, воплощение в ней тех ценностей, которые важны для человека, как представителя культуры.

Способность к развитию целеполагания у подростков 15–17 лет даёт возможность осуществлять саморегуляцию деятельности и самоконтроль поведение личности.

В деятельностном подходе цель принято рассматривать, как образ будущего результата, имеющий побудительную силу из-за связи с мотивом (О. К. Тихомиров, А. Н. Леонтьев). Для постановки цели необходимо наличие у субъекта таких составляющих, как временные перспективы, сформированные культурные ценности и возможно какие-то личные основания для деятельности, об этом говорят и С. Л. Рубинштейн, Г. П. Щедровицкий, Н. Г. Алексеев, В. В. Давыдов, Ю. В. Громыко, Н. Н. Толстых, A. M. Прихожан, Ж. Нюттен.

О. К. Тихомиров считает, что развитие способности к целеполаганию увеличивается в условиях реальной деятельности, по этой причине важно исследовать возникновение и развитие целеполагания у подростков, участвующих в различных учебных, развивающих или дополнительных, относительно учёбы видах деятельности.[5, с 192.] Целью статьи является осуществление теоретического анализа и выяснение актуального состояние по проблеме развития способностей к целеполаганию у подростков 15–17 лет.

Практика показывает, что навыки постановки целей у подростков развиты недостаточно. К формулированию цели они относятся скорее формально, как к некой необходимости, но вовсе не как к существенному элементу планирования.

В исследовании вопроса о развитии способности к целеполаганию у подростков в качестве гипотезы выступило предположение о том, что способность к целеполаганию, явно или неявно включенная во все внешнеплановые и внутриплановые этапы интеллектуально-деятельностного компонента субъекта, может быть развита в процессе специальных технологий, тренингов, опирающихся на психологические механизмы саморазвития субъекта в учебной деятельности. Причем усилия в подготовке подростков следует сосредоточить в направлении развития способности к целеполаганию. Постановка целей не выступает для подростков, как специальная. Для них она является сложной, мыслительной задачей. В этой связи возникает вопрос о специальных психотехнических средствах развития навыков формулирования целей — тренингах и других упражнениях. [3.c 83].

Для выявления актуального состояния проблемы в качестве экспериментальной группы были выбраны школьники 9 класса средней школы № 10 г. Красноярска им. Овчинникова с углубленным изучением некоторых предметов. Класс, участвующий в эксперименте является средним классом, базовым, т. е. в нём учатся дети по стандартной программе, без погружения в какой-либо предмет, без углубленного изучения какого-либо профиля. Эксперимент, направленный на развитие способности к целеполаганию у подростков 15–17 лет, был начат в начале учебного года, и направлен на выявление актуальности проблемы и возможности развития способности к целеполаганию.

Для диагностирования способностей к целеполаганию у подростков были использованы строго формализированные методики-тестирование, и методики малоформализованные — мини-сочинение (проективный подход), беседа — это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. Данные виды методов были выбраны не случайно. В групповом тестировании имеется ряд преимуществ и недостатков, относительно других методов, например преимуществом является, то, что имеют определённую форму, обработка результатов объективна, тесты можно обрабатывать при помощи специальных программ на компьютере, т. е. легкость в обработке, конфиденциальность испытуемых, самым главным недостатком является исключительная субъективность испытуемых при ответе на вопросы, незнакомые с такой процедурой, могут показать более низкие результаты при групповом тестировании, чем при индивидуальном тестировании. По этой причине были выбраны и такие методы исследования, как малоформализованные методики. Мини-сочинение дает возможность сделать выводы независимо от субъективного мнения испытуемого, так же, как беседа, предполагается, что характер ответов обследуемого определяется особенностями его личности, которые «проецируются» в его ответах. Цель проективных методик относительно замаскирована, что уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести желательное о себе впечатление. Недостатками этих методов является отсутствие единой формы, отсутствие возможности обработки с помощью программ на компьютере, но только при использовании различных методик в проводимом исследовании могут дать более точный результат.

В ходе исследования подростки с интересом шли на контакт, во время беседы охотно делились своими впечатлениями о том, как добиваться цели, те, кто достиг положительного результата давали советы, тем, кто не смог добиться

Рассказ одного мальчика был особо показательным. Он рассказал о том, что его целью стало похудеть и нарастить мышечную массу. Этот подросток очень правильно подошёл к своей проблеме. Он разделил возникшие вопросы (подцели) на две категории: те, которые сам может решить и на те, в которых ему потребуется помощь. Родители его поддержали, мама организовала консультацию с диетологом, помогала соблюдать диету, и сама стала придерживаться этой диеты, чтобы ребёнку было легче. Папа помог выбрать спортзал, тренера, комплекс тренировок и сам, стал посещать тренажёрные зал, чтобы своим примером поддерживать сына. Со слов мальчика, ему это очень помогло. Самым сложным для него оказалось не планирование, не следование плану, а соблюдение диеты, очень хотелось кушать, особенно первое время, и не сорваться ему помогли не только родители, но и образ себя в будущем. Именно этот образ и был основным мотивом, основным стимулом и двигающей к цели силой. Этот рассказ стал для многих одноклассников примером того, как можно добиться поставленной цели, как можно преодолеть трудности на пути к цели. Второй подросток рассказал о том, как он смог занять первое место в соревнованиях по каратэ. Изначально он ходил на секцию просто потому, что его туда привели родители. Но за время тренировок появился дух соперничества, и после того, как однажды он случайно победил на соревновании, у него появился вкус победы. Захотелось побеждать, со временем это желание стало целью. Подросток стал серьёзнее относиться к тренировкам, стал посещать их не только из-за родителей, а потому, что у него появилась цель победить, а для этого нужно тренироваться. Конечно были рассказы и о том, что жизнь скучная и не интересная, цель одна- поскорее бы закончились уроки и можно было бы пойти гулять. У таких подростков как правило отсутствует чувство планирования, чувство времени, при вопросе «Сколько тебе требуется времени, что бы прейдя домой начать выполнять домашнее задание» они терялись, вспоминали свои действия до начала выполнения уроков, сколько они тратят времени на то, что бы раздеться, помыть руки, разогреть обед и т. д. Такие подростки не способны планировать, и даже если и планирую, строят цели, то не всегда следуют плану, как правило цели не добиваются, и на данный момент не видят своего места в будущем. Но таких детей оказалось в меньшинстве.

Исследование показало, что у большей части испытуемых способность к целеполаганию развиты на среднем и выше среднего уровня, вопреки ожиданиям так, как анализ литературы показывает, что навыки постановки целей у подростков развиты недостаточно.

Это можно объяснить тем, что исследование проводилось на базе СОШ № 10 им. Ю. Овчинникова с углубленным изучением отдельных предметов, в данной школе высококвалифицированный педагогический состав, с начальных классов детей мотивируют на успех, постоянно проводятся мероприятия, в которых подросток может реализовать себя, с начальной школы дети приобщаются к участию в различных олимпиадах, конференциях, конкурсах, как к внутришкольным, так и на других уровнях, до международных. Ведётся тесное сотрудничество педагогов и родителей, поощряется занятость подростков во внеурочное время в кружках, секциях, центрах дополнительного образования. В школе регулярно проводятся выездные мероприятия, направленные на развитие в детях положительных личностных качеств.

Для развития способности к целеполаганию у подростков 15–17 лет предлагается авторская программа, в задачи которой входит

1) развитие способности к целеполаганию:

2) умение планировать своё время с учётом ближних и дальних перспектив, с учётом важности задач;

3) способность к выявлению оптимальных путей в решении задач;

4) умение правильно устанавливать цели и достигать их.

Для решения этих задач предлагается следующий план мероприятий:

  1. Беседа, ознакомление с темой целеполагания, составляющие целеполагание и т. д.; (данное мероприятии знакомит подростков с существованием целеполагания в их жизнедеятельности, как субъектов).
  2. Конференция с выступлением подростков по данной теме;(конференция даёт возможность детям лично разобраться с основными понятиями целеполагания, сформировать своё отношение к необходимости владеть навыками целеполагания).
  3. Мероприятие «Минута славы» в рамках которого, подростки, достигшие в какой-либо сфере своей деятельности, будут делиться с другими детьми историей своего успеха. Рассказ будет строится по определенной схеме: как появилось данное увлечение, когда захотелось добиться успеха, мотив, какие трудности на пути к успеху возникали, или не возникали, почему, как преодолевались, были ли помощники, те кто поддерживал, рекомендации тем, кто в начале пути к достижению своих побед;(В процессе рассказа о достижении своего успеха, подросток проговаривает вслух процесс возникновения мотива, и формирование цели, пути её достижения ит.д., слушающие дети такую подачу информации от своих сверстников лучше воспримут и проще и быстрее поймут процесс формирования целеполагания. Данное упражнение по проговариванию формирования процесса целеполагания от нескольких разных детей закрепит навыки, полученные ребенком опытным путём и информация запомнится).
  4. Встреча с человеком, который пользуется уважение у детей данной группы, который достиг определённого уровня успеха, определённых достижений в своей жизни. Предполагается пригласить Казанову Татьяну Ивановну — председателя Горсовета Красноярска, которую дети знают, как директора их школы. В беседе Татьяна Ивановна на своём примере расскажет детям о важности целеполагания, ответит на возникшие у них вопросы. (Пример известного и уважаемого, авторитетного для подростков человека повысит мотивацию, целеполагание, самоконтроль, общую способность к самоуправлению).
  5. Тренинг «Целеполагание», рекомендованный для школьных психологов сайтом «ИНФОУРОК» (свидетельство СМИ «Проект «Инфоурок» Эл. ФС77–60625) (Тренинг поможет определить понятий цель и целеполагание, обучить правильной постановке целей, визуализировать и осознавать цели посредством методики «Лестница достижений», определить основные жизненные цели и ценности, расставить приоритеты).

Реализация плана мероприятий для развития способности к целеполаганию у подростков 15–17 лет должна дать положительный результат, удостовериться в котором можно проведя те же методы и способы диагностирования, что были проведены для выявления актуального состояния проблемы и основываясь на анализе и сравнение результатов сделать выводы о способности к развитию целеполаганию у подростков 15–17 лет и о качестве авторской программы, направленной на решение этой проблемы.

Литература:

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991- 299 с.
  2. Иванов, К. С. Практикум по целеполагания: методическое пособие, — Спб. — 2007. — 164 с.;
  3. Адизес И. К. Управление жизненным циклом корпорации. Пер. с англ. СПб.:Питер, 2007. — 384 с.
  4. Пейсахов Н. М., Шевцов М. Н. Практическая психология. — Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1991. — 121 с.
  5. Тихомиров О. К. Психология мышления. — М.:Изд-во Моск. ун-та,1984.-272 с.
  6. Борытко Н. М. Педагогическое целеполагание в воспитательной работе // Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается: Материалы ме-тодол. семинара пам. проф. В. С. Ильина. — Волгоград, 2001. — Вып. 5. — С. 104–110.
  7. Чунаева А. А. Категория цели в современной науке и ее методологическое значение. -Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1979. — 148 с.
  8. Ковальчук А. С. Основы имиджелогии и делового общения: Учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/’Д: Изд-во «Феникс»,
  9. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового возраста. 12-е изд. -СПб.:Питер, 2014. — 816 с.: ил.- (Серия «Мастера психологии»).
  10. Фрейд З. Будущее одной иллюзии//Сумерки богов. М.: Издательская группа АСТ, 2011г. 251 с.
  11. Методологические основы психологии: учебное пособие для вузов/Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. Изд.2-е, испр. и доп. — Красноярск,2014. — 232 с.
  12. Жемчугов А. М., Жемчугов М. К. Цель предприятия и стратегия ее достижения // «Менеджмент в России и за рубежом» № 3 за 2011 г. с.25–32.
  13. Воробьева И. Н. Эффективность развития способности к целеполаганию у менеджеров: автореф. дис…канд.наук: 19.00.13. — М.,2009. — 25с.
  14. Журнал «Ученые записки Казанского университета». Серия: Гуманитарные науки. Выпуск № 5–1/ том 151/2009. Авторы: Попов Л. М., Дмитриева И. А. Научная библиотека КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/eksperimentalnoe-issledovanie-razvitiya-sposobnosti-studentov-k-tselepolaganiyu#ixzz3VVh5GRG6
  15. AM Zhemchugov; The goal and goal setting in the theory of organization. / / Problems of Economics and Management, № 4, 2012 c.6–13.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]