Душа всегда существовала, говорит квантовая наука и теория биоцентризма.


Душа как предмет психологии

Сама эта фраза выглядит, согласитесь, довольно-таки деревянно. Может быть, лучше перефразировать эту мысль таким образом: психология как наука о душе?.. И действительно: считать душу неким предметом чего бы там ни было — странная затея. Научная категория и некая не вполне определенная эзотерическая субстанция… — не самые, пожалуй, сочетаемые вещи.

И тем не менее. Невозможно попытаться что-либо понять, не дав этому явлению то или иное определение: так уж работает наш мыслительный процесс — и с этим ничего не поделать. Поэтому — давайте-ка заглянем в психологический словарь, а точнее — в словарь психологических терминов. В первую очередь, он трактует словосочетание душа в психологии как:

Понятие, отражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику человека и животных.

То есть, связка души с нашей психикой здесь, как видим, уже присутствует. Далее, вопрос, что такое душа с точки зрения психологии — находит свое отражение и в последующих трактовках, таких, например, как:

Душа — это нематериальное, независимое от тела животворящее и познающее начало.

Причем, если говорить о повседневном употреблении этого слова, то оно больше соответствует понятию внутреннего мира человека, ну, и слово душевность, которое так же тут встречается, говорит о доброте и присутствии у человека других подобных качеств.

Возможна ли реинкарнация

Нет научного доказательства перевоплощения после смерти души в другое тело. Многие относят веру в переселение к псевдонаучному заблуждению. Исследуя детей, которые имели воспоминания о прошлой жизни, было выдвинуто такие общие характеристики случаев:

  • рассказы ребенка начинаются в возрасте 2-3 года и заканчиваются после 7 лет — дальше он их уже не помнит;
  • случаи чаще фиксируют в странах, где веруют в реинкарнацию;
  • описания касаются недавних событий и местностей, в которых живет малыш, а не отдаленных регионов.

Но существует и другая точка зрения, согласно которой реинкарнация возможна. Было проведено множество сеансов регрессивного гипноза. Воспоминания пациентов сопоставляли с реальными событиями. Эксперимент проводят не только для детей, но и для взрослых. Зафиксировано множество совпадений рассказов с реальностью.

Душа — предмет философского изучения

Впервые о понятии душа задумались философы древней Греции. Собственно, их представления об этом явились провозвестниками первых научных взглядов и представлений о мире и человеке. Этими философами были всем известные мыслители Сократ (470-399г. до н.э.), Платон (427-347г. до н.э.) и Аристотель (384-322г. до н.э.).

Так, Сократ одним из первых разграничил понятия души и тела, провозгласив то, что душа невещественна и нематериальна.

Платон определил в человеческой душе три ее начала:

  • первое —вожделеющее начало неразумное, которым обладает любое живое существо, включая растения и животных;
  • второе — начало разумное, противодействующее стремлениям первого начала;
  • и третье — это, так называемый, яростный дух: составляющая часть психики человека, приводящая его в процессе борьбы поисков справедливости в раздраженное состояние.

Определение психологии как науки о душе был дано Аристотелем

Он написал целый объемный трактат, состоящий из трех книг, и назвал его коротко: «О душе». Здесь он определяет это понятие как явление и разделяет объекты одушевленные (somata empshycha) и неодушевленные (somata apshych). К одушевленным относятся растения, животные и люди. Но, в отличие от первых, душа человека имеет привилегию возможности разумно мыслить.

Аристотель считал, что каждая сущность представлена в единстве материи и формы.

То есть, душа, если рассматривать ситуацию, согласно его учения, есть, как ни странно, — некая форма живого органического тела. Хотя, возвращаясь к определению философом и ученым привилегии души как умения мыслить — здесь имеется в виду не просто душа, а душа разумная. Вот она-то как раз и есть та самая идеальная, отделимая от тела субстанция, и сущность ее — Божественная.

И после смерти тела она не умирает вместе с ним, а возвращается в бестелесный и невесомый эфир окружающего нас пространства.

Клиническая смерть

Существует множество сведений людей, которые пребывали на грани жизни и смерти — в состоянии клинической смерти. Они утверждают, что видели свет в конце тоннеля, испытывали необъяснимое чувство умиротворения, могли наблюдать за своим физическим телом со стороны.

Научное опровержение некоторых фактов

Многие профессора в разных областях имеют свое представление о происходящем, которые можно выделить в тезисы.

  1. Видения могут быть спровоцированы неправильной работой мозга, когда человек находится в состоянии между жизнью и смертью. Такая реакция также бывает в результате употребления определенного вида наркотиков — тогда мозг принимает за реальность сумму импульсов чувственной информации. Он не может правильно их истолковать. Получаемые сигналы воспринимаются как новый опыт, а избыток информации — в виде яркого потока света.
  2. Неправильная трактовка мозгом пространственных ориентиров вместе с нехваткой кислорода, бывающей при таких состояниях, вызывает ощущение парения.
  3. Чувство эйфории появляется из-за выброса эндорфинов в кровь — это ответ травмированного мозга. Они и провоцируют появление состояния безмятежности.

Эти факты могут также объяснять галлюцинации, когда люди рассказывают об общении с духами, ангелами и Богом. Пропущенные через сознание, они выдаются за реальные события.

Неоспоримые аргументы

Исследователи феномена не все могут объяснить с научной точки зрения. Для примера, тот факт, что в состоянии клинической смерти подопытные знали, что происходит в другом помещении или в иной точке мира.

Немецкими учеными и психологами были проведены исследования на протяжении 4 лет. Экспериментам поддались тысячи людей, которые пребывали в состоянии клинической смерти. Их подбирали разными по вероисповеданию для чистоты испытания.

После возвращения в наш мир все рассказывали о своих ощущениях. Они утверждали, что покидали свою телесную оболочку, испытывали огромную благодать и спокойствие. Сведения также касались образов яркого света. По завершении исследований руководитель группы Аккерман сделал вывод, что вечная душа существует. Есть также другая жизнь.

В институте психиатрии в Лондоне также исследовали людей, у которых останавливалось сердце. Они потом смогли рассказать, что происходило в палате, о чем говорил персонал, когда они были без сознания.

Наука о психике или учение о душе?


Как и все, связанное с древней Грецией, учение о душе также нашло свое отражение в древнегреческой мифологии. Одним из классических ее образцов в этом плане можно считать миф об Эроте и Психее: история, повествующая об истинной любви, которая и становится, в этом случае, примером и образцом высшей реализации души человеческой.

Суть этой истории в двух словах такова: молодой бог Эрот, бывший сыном богини Афродиты, полюбил красавицу Психею, которая была обычной женщиной не божественного происхождения. Естественно, такая ситуация не могла вызвать у матери Эрота радости: она не хотела, чтобы ее сын связал свою судьбу с женщиной из рода простых смертных.

Афродита делала все возможное, чтобы не дать влюбленным соединиться. Она заставляла Психею проходить через самые сложные испытания. Но та любила Эрота столь сильно и так хотела с ним встретиться, что растопила тем самым сердца греческих богов, сделав их, в конце концов, своими союзниками. И главное, — великий Зевс, являвшийся для греков верховным божеством, превратил, в итоге, Психею также в богиню, что сделало бессмертной и ее. Это позволило влюбленным соединиться навеки.

С тех самых пор, обретя бессмертие, Психея и стала олицетворением символа души, что ищет свой идеал, невзирая ни на какие преграды и препятствия.

Говоря же о самом слове психология, стоит вспомнить, что пришло оно к нам также из Греции: от греческих слов “psyche” (душа) и “logos” (учение, наука). Хотя само это слово впервые было использовано лишь в XVIII веке в трактате Христиана Вольфа, философа из Германии.

Обретение счастья

Психологические болезни называют болезнями духа. Психоэмоциональное состояние тесно связано с нравственными ориентирами, самоощущением. У здоровых людей позитивное отношение к окружающим. Они готовы помочь, стремятся к развитию. Для них ощущение счастья нормально, естественно. Таких людей характеризуют фразой: «В здоровом теле — здоровый дух».

У некоторых индивидов отношение негативное. Они считают, что проблемы, трудности — результат невезения. Бояться принимать решения, отвечать за поступки. Плохо переносят стресс, склонны к развитию депрессии, серьезных психологических заболеваний, страдают душевными болезнями.

Душа как элемент религиозной идеологии

Не секрет, что история представлений о психике — и, как следствие, — психологии человека берет свое начало в первобытных религиях и верованиях. В этой связи душа всегда была для людей чем-то неземным, таинственным и непознанным. И представления о ней основывались на тех знаниях и их версиях, которые в те времена существовали. По крайней мере, было очевидно, что пока человек был жив — душа в нем присутствовала. В то время как наступавшие сон или смерть говорили о том, что душа в эти моменты его покидает.

Пришедшая на смену этому этапу человеческого развития Античность принесла с собою появление новых веяний, культур, развитие науки и философии. Все это, естественно, вызвало необходимость более основательно разобраться с тем, что есть психика человека как таковая и насколько она связана с понятием души. Именно в эту эпоху (YII-YI века до н.э. — XYII век н.э.) и началось формирование учения о душе и психологии как науке, а также появляется и метод исследования психики как таковой.

Материализм и идеализм

Выделяют две противоположные точки зрения о природе сознания:

  • согласно материализму — это содержание головного мозга, определенная система объединения нервных клеток, порождение биохимических процессов;
  • по идеализму — это эго, нематериальная субстанция, неумирающая энергия.

Полагать, что Я — это набор клеток, ошибочно. Они в организме человека постоянно обновляются — старые гибнут, новые возрождаются. Некоторые меняются ежедневно. Поэтому Я не может являться совокупностью клеток, иначе за 80 лет жизнь проживал бы не один человек, а десять разных в одном теле.

Но известно, что нервные клетки не возобновляются. Возникает задача, не является ли сознание их совокупностью. В этом случае человек бы терял частичку своего Я каждый день. Возникает противоречие.

Полагать, что сознание — это мозговая деятельность, также ошибочно. Хотя многие думают, что внешний мир воспринимает этот орган, и он решает, что делать и как поступить, такое утверждение неверно.

Сейчас мозг хорошо изучен — его функции, блоки. Для исследований используется специализированная аппаратура, но нигде в результатах нет сведений о связи мозга с сознанием. Хотя материалисты и неоднократно пытались доказать это.

Психология — наука о душе и сознании или душа и психика

Один из важнейших этапов развития человеческой исследовательской мысли ознаменован в истории души и психологии таким именем как Рене Декарт (1596-1650гг). Этот человек развил свое учение о душе и сознании и вывел свой критерий истины, связанный с этими понятиями.

Суть его заключалась в том, что под человеческой психикой понимался теперь особый его внутренний мир, который был открыт для самонаблюдения и имел в себе некое особое духовное бытие, что противопоставлялось всему материальному и внешнему. В этой их абсолютной разнородности и состояло главное отличие философии Р. Декарта от всех предшествующих ему учений.

Аура

О существовании ауры долгое время вели споры. И сейчас есть противники теории. Приверженцы теории же говорят о ней, как о некой составляющей души. Под аурой подразумевают реальное биополе в виде светящихся разноцветных лучей. Существуют приборы, которые могут их уловить. Интенсивность цвета, направление, плотность ауры зависит от эмоционального и физического состояния человека.

Поведение личности может укрепить биополе человека. Вслед за этим улучшится и здоровье. Стоит следить за своими поступками, потому что разрушить ауру также можно. Мыслить нужно правильно.

Существует понятие «фантомные боли». У человека, для примера, ампутируют руку, а он испытывает в том месте, где она была, болевые ощущения. Многие считают, что сохраняется аура отсутствующей конечности, что вызывает неприятные чувства.

Освоение деятельности: умения, навыки, привычки

Умение — это успешный способ выполнения деятельно­сти.

Навыки — это частично автоматизированные действия, которые образуются в результате упражнений.

Виды навыков: ходьба, бег, письмо, мыслительные, сенсорные, навыки поведения и др.

Привычка— это потребность произвести соответствующее действие.

Виды привычек: профессиональные, моральные, гигиенические, эстети-ческие, учебные, куль­турного поведения и др. Полез­ные и вредные привычки.

Тема 1.4. Человек как индивид

Понятия «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность».

Навыки — это частично автоматизированные действия, которые образуются в результате упражнений. Виды навыков: ходьба, бег, письмо, мыслительные, сенсорные, навыки поведения и… Привычка- это потребность произвести соответствующее действие.

Темперамент как характеристика индивидных свойств человека

Темперамент — свойство лич­ности, придающее своеобразную окраску всей деятельно­сти и поведению людей.

Темперамент — это индивидуальные особенности чело­века, которые определяют динамику его психической де­ятельности и поведения.

Тер­мин «темперамент» в переводе с латинского означает «над­лежащее соотношение частей».

Свойства темперамента:активность и эмоциональность.

Теории темперамента

Психологическая характеристика людей разных типов темперамента

Сангвиник — быстрый, подвижный, отклика­ется эмоционально на все впечатления; чувства ярки, но неус­тойчивы и легко сменяются противоположными чув­ствами. Сангвиник быстро устанавливает социальный контакт. Он почти всегда — инициатор в общении, немедленно от­кликается на желание общаться со стороны другого чело­века, но его отношение к людям может быть изменчивым и непостоянным. Он как рыба в воде чувствует себя в боль­шой компании незнакомых людей, а новая, необычная обстановка его только возбуждает

Флегматик— медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя; чувства его почти никак не проявляются вовне. В отношениях с другими людьми они спокойны, устойчивы в своих эмоциях. Но в опреде­ленных условиях может развиться безразличие к труду, к окружающей жизни, безволие. Социальные контакты флегматик устанавливает медленно, свои чувства прояв­ляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повод всту­пить с ним в знакомство. Зато он устойчив и постоянен в своем отношении к человеку. Он любит находиться в уз­ком кругу старых знакомых, в привычной обстановке.

Холерик— быстрый, порывистый, с сильны­ми, загорающимися чувствами, которые ярко отражают­ся в выразительной мимике, жестах, речи. Он часто склонен к бурным эмоциональным вспышкам. У холериков наблюдаются быстрая смена настроений, неуравновешен­ность. С увлечением начиная дело, холерик быстро остывает, интерес к работе пропадает, и он без воодушевления про­должает, а иногда и бросает ее. В общении люди холерического темперамента бывают трудны.

Меланхолик — эмоционально откликается далеко не на все. У него небольшое разнообразие эмоциональных пере­живаний, но эти переживания отличаются значительной глубиной, силой и длительностью. Он откликается не на все, но уж когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает вовне свои чувства. В привычной, спокойной обста­новке люди этого типа работают очень продуктивно, от­личаются глубиной, содержательностью своего эмоцио­нально-нравственного поведения и отношения к окружа­ющим людям. Меланхолики очень обидчивы, тяжело переносят неудачи, обиды. Они расположены к замкнуто­сти, одиночеству, чувствуют себя неловко в новой, не­привычной обстановке, часто смущаются.

В большин­стве случаев — сочетание особенностей одного темперамента с чертами другого. Тип темперамента не может быть «хорошим» и «плохим».

Флегматик- медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя; чувства его почти никак не… Холерик- быстрый, порывистый, с сильны­ми, загорающимися чувствами, которые… Меланхолик — эмоционально откликается далеко не на все. У него небольшое разнообразие эмоциональных пере­живаний, но…

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]