Зачем это знать
Какой практический смысл можно извлечь из данного знания? Действительно, на первый взгляд может показаться, что теория познавательна и интересна, но не более того. На самом же деле, определение своего локуса контроля и пересмотр отношения к происходящему с вами – мощный инструмент для саморазвития.
Поверхностный анализ можно провести даже не обращаясь за помощью к упомянутым опросникам и сделанным на их основе тестам в Интернете. Просто постарайтесь взглянуть на себя со стороны и оценить ваше отношение к тому, что происходило в ближайшее время. Например, вы получили двойку по тесту или на вас накричал начальник за плохо сделанную работу. Какими были ваши последующие действия? Вы добросовестно выучили всё и исправили ошибки в работе, потому что в случившемся ваша вина? Или, проклиная учителя и босса за предвзятость и несправедливость, сделали то, что нужно, «из-под палки», лишь бы вас оставили в покое? Конечно, такие варианты не взаимоисключают друг друга, но в других случаях имеют не такое явное отношение к локусу контроля.
Таким образом, подобрав правильную череду вопросов и честно себе на них ответив, вы получите готовую карту, способную указать, в каком направлении вам дальше двигаться и какие навыки и качества своего характера развивать, а от каких избавиться. Выраженная экстернальность свидетельствует о том, что вам нужно научиться брать ответственность на себя, быть увереннее и проактивнее. Установите наблюдение за собой и во всём, что происходит, учитесь видеть и свой след, а не только стечение обстоятельств.
Подобные вопросы должны себе задать и интерналы. Их реакцией на смещение локуса должен стать отказ контролировать вещи, которые в контроле не нуждаются. Стоит признать, что абсолютно всё предвидеть, а, тем более, повлиять, невозможно. Поэтому корить себя каждый раз, когда что-то идёт не так – затея глупая и сулящая депрессию. Ищите гармонию!
Зрелость личности
Внутренний локус контроля в психологии — это свойство зрелого человека. Ему не интересно, что о нем думают другие люди. Он дает объективную, а не субъективную оценку своим способностям, возможностям. Но в этом случае сложно не впадать в крайности.
Чтобы придерживаться золотой середины, ставьте те цели, которые точно сможете достичь. Не пытайтесь изменить неподвластные вам обстоятельства. Иначе вы гарантированно испытаете разочарование, депрессию, апатию. И еще один совет — анализируйте окружающую обстановку. Если видите нестабильность, не стройте далеко идущие планы.
Что такое локус контроля?
У всех есть знакомые фаталисты в традиционном понимании этого слова. Или, по крайней мере, те, кто верит в астрологию, гороскопы, предзнаменования и т.д. Для них предопределённость бытия – не фраза из учебника по философии, а реальный способ объяснения тех или иных событий в жизни. Например, начальству на работе не понравился отчёт – здесь свою роль сыграло то, что Луна находится в третьем доме. Из-за кризиса грядут сокращения? Ну, что поделаешь, уволят – значит, такая судьба.
В этих примерах краски сгущены специально, чтобы сыграть на контрасте с теми, кто, наоборот, всю ответственность за свою жизнь берёт на себя. В победах и поражениях таких людей только их и ничья больше заслуга. Они не видят или отрицают чрезмерное влияние внешних факторов на ход событий, напрямую их касающихся.
По сути, вот мы и описали те два типа людей, которые предопределяет понятие «локус контроля». Если же следовать научной терминологии, то это – свойство личности, проявляющееся в оценке своей способности влиять на ход событий. Сама оценка, как вы уже убедились, может быть двух видов: вера в судьбу или вера в выбор (это если поэтично, более «сухо» – ниже).
Впервые этим свойством заинтересовался американский учёный в области социальной психологии, один из наиболее влиятельных теоретиков социального научения, Джулиан Роттер. Он же предложил и сам термин в 1954 г. Позже эстафету изучения данного явления приняли его последователи и ученики, среди которых известный психолог, исследователь психологии мотивации и природы эмоций Бернард Вайнер. Сегодня им также интересуются учёные, особенно из сферы клинической, педагогической и психологии здоровья. Локус контроля остаётся актуальной темой и в силу того, что является одной из составляющих частей, влияющих на самооценку человека.
Определение локуса контроля Роттера
Что такое локус контроля? Это такое свойство личности, при котором человек объясняет свои успехи и провалы влиянием внешних или внутренних факторов. В переводе с французского locus —местоположение, а contrôle — проверка. В психологии понятие локуса контроля говорит о том, что люди причину всего происходящего ищут либо в окружающей среде (черная полоса, судьба, происки недоброжелателей), либо в своем внутреннем мире. Так они оправдывают все свои действия.
Термин введен в науку Джулианом Роттером. Именно поэтому феномен носит название локуса контроля Роттера. Также его называют когнитивной ориентацией. Он показывает, управляет ли индивид своей собственной жизнью или полагается на обстоятельства.
Диагностика и методики измерения
В отечественной психологии наиболее распространены следующие методики измерения локуса контроля:
- Шкала локуса контроля Дж. Роттера. Данный способ был разработан Роттером в 1966 году и впервые опубликован на русском языке в 1984 году Е. Бажиным. Он представляет собой 29 позиций с различными высказываниями — «а» и «б» по каждой позиции, определяющих принадлежность человека к экстенальному или интернальному типу. В зависимости от предпочитаемых высказываний тестируемый человек набирает баллы по крайним позициям шкалы интернальности или экстернальности. Однако максимально возможное количество набранных по каждой шкале баллов не превышает 23, поскольку 6 вопросов являются «фоновыми».
- Опросник УСК (уровень субъективного контроля) Е. Ф. Бажина в соавторстве с Е. А. Голынкиной и А. М. Эткиндом. Данный опросник состоит из 44 пунктов. В него были добавлены субшкалы, касающиеся областей достижения успеха, ситуаций неудач, отношению к здоровью, профессиональных и семейных отношений.
- ОСЛК (опросник субъективной локализации контроля) С. Р. Пантилеева и В. В. Столина. Он состоит из 32 пунктов, 26 из которых являются работающими, а 6 — фоновыми. Имеет одномерную шкалу, измеряющую направленность локус контроля личности.
Описание методики
Методика УСК
(уровень субъективного контроля) получила наибольшее распространение в нашей стране, авторами которой являются Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, Л. М. Эткинд.
В основе данной методики лежит концепция локуса контроля Дж. Роттера. Однако у Роттера локус контроля считается универсальным по отношению к любым типам ситуаций: локус контроля одинаков и в сфере достижений, и в сфере неудач. При разработке методики УСК авторы исходили из того, что иногда возможны не только однонаправленные сочетания локуса контроля в различных по типу ситуациях. Это положение имеет и эмпирические подтверждения. В связи с этим разработчики теста предложили выделить в методике диагностики локуса контроля субшкалы: контроль в ситуациях достижения, в ситуациях неудачи, в области производственных и семейных отношений, в области здоровья.
Всего опросник УСК состоит из 44 пунктов.
В целях повышения достоверности результатов опросник сбалансирован по следующим параметрам:
1) по интернальности-экстернальности
— половина из пунктов опросника сформулирована таким образом, что положительный ответ на них дадут люди с интернальным УСК, а другая половина сформулирована так, что положительный ответ на нее дадут люди с экстернальным УСК;
2) по эмоциональному знаку
— равное количество пунктов опросника описывают эмоционально позитивные и эмоционально негативные ситуации;
3) по направлению атрибуций — равное количество пунктов сформулировано в первом и третьем лице.
В отличие от шкалы Роттера в опросник включены пункты, измеряющие интернальность-экстернальность в межличностных и семейных отношениях. Для медико-психологических исследований в него включены пункты, измеряющие УСК. в отношении болезни и здоровья.
Для увеличения спектра возможных применений опросника он сконструирован в двух вариантах, различающихся форматом ответов испытуемых.
Вариант А
, предназначенный для исследовательских целей, требует ответа по 6-балльной шкале «-3, -2, -1, +1, +2, +3», в которой ответ «+3» означает «полностью согласен», «-3» — «совершенно не согласен» с данным пунктом.
Вариант Б
, предназначенный для клинической психодиагностики, требует ответов по бинарной шкале «согласен — не согласен».
Как показали исследования, проведенные на нормальных испытуемых — студентах, ответы на все пункты опросника имеют достаточный разброс: ни одна из половин шкалы не выбиралась реже, чем на 15% случаев. Результаты заполнения опросника отдельным испытуемым преобразуются в стандартную систему единиц—стенов и могут быть наглядно представлены в виде профиля субъективного контроля.
Показатели опросника УСК организованы в соответствии с принципом иерархической структуры системы регуляции деятельности таким образом, что включают в себя обобщенный показатель индивидуального УСК, инвариантный к частым ситуациям деятельности, два показателя среднего уровня общности, дифференцированные по эмоциональному знаку этих ситуаций, и ряд ситуационно-специфических показателей. Процедура проведения Инструкция
Внимательно прочитайте каждое из утверждений, приведенных ниже и отметьте на бланке ответов:
- -3 – не согласен полностью
- -2 – не согласен частично
- -1 – скорее не согласен, чем согласен
- +1 – скорее согласен, чем не согласен
- +2 – согласен частично
- +3 – согласен полностью
История создания
Теория социального научения Роттера появилась в середине 1950-х годов и за 20 лет окончательно сформировалась. Она возникла в контексте американской науки, направленной на позитивное знание. Правда, большое влияние на выбор ценностных оснований оказала адлеровская психология, ориентированная на социальные детерминанты поведения. Так, например, появились аксиомы: психология должна исследовать индивида в контексте значимого для него окружающего мира (аксиома 1); личностные конструкты не могут быть редуцированы к конструктам других наук (аксиома 2). Но сильнее оказалось воздействие психологии Э. Толмена, ориентированной на естественнонаучный подход. Это отразилось в следующих аксиомах: поведение целенаправленно и зависит от подкрепления (аксиома 6); целеориентация определяется антиципацией, основанной на опыте уже имеющихся действий (аксиома 7). При этом необихевиористкая традиция проявляется в теории социального научения и как некоторый эталон научности, предписывающий строгую формализацию исходных понятий. Поэтому, переходя от методологических постулатов к построению теоретической модели, Роттер старается выводить сложные, «молекулярные» формы поведения, на которые нацелена социальная или клиническая психология, из элементарно простых, «молярных», воспроизводимых в регламентированных условиях эксперимента.
Основная задача теории Роттера — прогноз поведения в ситуации выбора из четко определенных альтернатив. В соответствии с первым концептом теории в ситуации выбора будет реализовываться то действие, «поведенческий потенциал» которого выше. Сам «поведенческий потенциал» предстает как интеграция двух составляющих: субъективной вероятности подкрепления после действия, или «ожидания», и субъективной «ценности» этого подкрепления.
Затем, пытаясь дать анализ этих составляющих и переходя к рассмотрению «ценности», Роттер выходит на уровень «молекулярных» форм поведения. «Ценность» результата действия выражается в интеграции «ценности» самого действия и «ценности» сопутствующих ему следствий.
Но автор теории социального научения делает акцент на развертывании понятия «ожидания», что дает следующую формализацию: субъективна вероятность наступления события в определенной ситуации предстает как сумма «специфического ожидания», обусловленного опытом взаимодействия с аналогичными ситуациями, и «генерализованного ожидания», основанного на опыте решения более широкого круга задач. При этом роль «генералированного ожидания» в новой ситуации будет решающей; в типичной же ситуации, наоборот, реализуется «специфическое ожидание», сформированное опытом взаимодействия с данным типом ситуаций.
Роттер не вводит понятий, которые создавали бы контекст для понятий «ценности» и «ожидания», например: «динамика мотивационно-потребностной сферы» или «Я-концепция». Это приводит к тому, что ряд эмпирических данных начинает вступать в противоречие с его теорией. В частности, «ценности» и «ожидания», рассматриваемые им как независимые, в действительности оказываются взаимосвязанными: при неуспехе «ценность» цели снижается из-за ассоциации с неприятными эмоциями. X. Хекхаузен видит в этом принципиальные ограничения внеситуативных (генерализованных) конструктов в целом по сравнению с ситуационно-специфическими , что вызывает у нас некоторые сомнения. Возможное решение рассматриваемого вопроса заключается в том, чтобы дать описание «генерализации» как качественного процесса, происходящего вместе с развитием личностных структур. Для Роттера же генерализация — линейный, количественный процесс, в котором происходит обобщение ряда опытов, поэтому данное понятие остается у него чисто описательным, не имеющим экспериментального обоснования и не выходящим на механизмы создания Я-концепции.
Методика изучения
Еще в 1966 году Джулиан Роттер разработал методику, позволяющую оценить локус контроля человека. Многие психологи пытались видоизменить тест. Сегодня чаще всего используется классический вариант и модификация О. П. Елисеева «Когнитивная ориентация».
Шкала «Локус контроля»
Помогает выяснить, кем является человек — интерналом или экстерналом. Также показывает, насколько он готов видеть себя, оценивать свою роль, успехи и промахи в той или иной сфере.
Тест-опросник шкалы локуса контроля Дж. Роттера содержит 44 вопроса. Нужно либо согласиться с утверждением, либо опровергнуть его.
- Построение карьеры зависит от удачливости, а не от стараний самого человека.
- Разводы — следствие того, что партнеры или не хотят, или не умеют идти на компромисс.
- Болеют все. Это нельзя предотвратить или предсказать.
- Холодные, бесчувственные люди всегда одиноки.
- Я смогу реализовать все свои желания, если мне будет сопутствовать удача.
- Симпатию завоевать невозможно. Ты человеку нравишься или нет.
- Брак зависит от денег и влияния родителей так же, как и от самих супругов.
- Я часто думаю о том, что ничего не могу изменить в своей же жизни.
- Компания будет развиваться, если все решения принимает руководитель, не полагаясь при этом на мнение подчиненных.
- Когда я учился в школе, моя успеваемость зависела не от меня, а от внешних факторов, в том числе и настроения учителя.
- Я уверен, что смогу осуществить задуманное.
- Что смогу добиться желаемого, осуществить все свои планы.
- Лучше вести здоровый образ жизни, чем ходить по врачам и пить таблетки.
- Если партнеры не сошлись характерами, нужно расходиться. Здесь ничего не изменишь.
- Мои усилия и вложения в дело всегда оценивают по достоинству.
- То, каким будет будущее у детей, зависит от того, как их воспитывали родители.
- Счастливых и несчастливых случаев не существует, равно как и судьбы.
- В этой жизни от меня мало что зависит, поэтому я не строю планы.
- Во время обучения в школе мои оценки зависели от моей же подготовки к уроку.
- При ссорах в семье считаю виноватым себя, а не партнера.
- Большая часть окружающих меня людей плывет по течению, сдается судьбе.
- Мне нравится, когда сотрудники наравне с руководителем могут принимать решения.
- Мои болезни не являются следствием моего образа жизни.
- Промахи и провалы — результат неудачного стечения обстоятельств.
- Плохой руководитель — вина сотрудников.
- Я думаю, что не в силах изменить отношения в семье.
- Стоит только захотеть, и я смогу завоевать симпатию абсолютно любого человека.
- Будущая жизнь ребенка зависит не столько от воспитания, сколько от влияния каких-либо внешних факторов.
- Ответственность за все, что со мной происходит, лежит исключительно на мне.
- Часто я не понимаю, почему руководитель поступил так, а не иначе.
- Люди, которые не могут построить карьеру, сами в этом виноваты.
- Я умею добиваться от окружающих, в том числе и членов семьи, того, что мне нужно.
- В моих неудачах виноваты окружающие.
- Тщательный уход за ребенком — защита от многих болезней.
- Если мне сложно, я жду, пока проблемы решатся сами по себе.
- Успех — это не везение и не стечение обстоятельств. Это долгая, упорная работа над собой.
- То, насколько счастливой будет моя семья, зависит только от меня самого.
- Я искренне не понимаю, почему кому-то нравлюсь, а кому-то нет.
- Я никогда и никого не прошу о помощи. Всегда рассчитываю на свои силы.
- Часто вклад человека в то или иное дело остается недооцененным.
- Зачастую семейные проблемы решить нельзя, даже если сильно захотеть этого.
- Ответственность за нераскрытый потенциал и неразвитые способности лежит на самом человеке.
- Большинство моих побед — заслуга окружающих.
- Практически во всех своих неудачах виноват я, моя лень или отсутствие знаний.
Виды локус контроля
Как сказано выше, локус контроля делится на внешний и внутренний. Каждый из них имеет свои особенности.
Внешний (экстернальный)
По-другому внешний локус контроля по-другому называется экстернальным. Это состояние, когда человек во всем винит внешние условия. Он считает, что его жизнь заранее кем-то или чем-то предопределена. Поэтому его поступки не изменят ни настоящее, ни будущее. Если у него получилось успешно справиться с задачей — так сложились обстоятельства. А если преследуют неудачи — во всем виноваты звезды.
Человек с внешним локусом контроля не хочет нести ответственность за свои действия. Он перекладывает ее на что угодно. Это могут быть окружающие люди, вселенная, какие-то абстрактные силы и многое другое. Виновники происходящего есть всегда. Такие личности называются экстерналами.
Внутренний (интернальный)
В отличие от внешнего локуса контроля, внутренний или интернальный побуждает людей быть уверенными, что контроль над жизнью принадлежит только им. Если что-то не получается, интерналы ищут причину в себе, а не в обстоятельствах. Они оценивают свое внутреннее состояние, способности. Если они хвалят, то только себя. Себя же они делают объектами критики.
Такой вид локуса контроля Дж. Роттера в психологии называется средним. Человек понимает, что существуют факторы, от влияния которых избавиться он не в силах. И он принимает их. Но при этом ведет достаточно активный образ жизни, не боится брать ответственность, принимать решения. Как говорят, если жизнь дала лимоны, сделайте из них лимонад.
Внимание! На 100% чистых интерналов или экстерналов не существует. В человеке сочетаются оба типа локуса контроля.
В процессе эволюции, по мнению ученых, у женщин лучше развилась экстернальность. Для мужчин же характерен интернальный локус контроля.
Виды
Каким бывает локус контроля? В зависимости от того, как объясняет человек свои достижения, различают два вида локуса контроля личности:
Внешний локус контроля. Другое его название — экстернальный локус контроля. В данном случае индивидуум зависим от внешних обстоятельств. Именно им он приписывает собственный успех или неудачу — это может быть влияние других людей или определенной ситуации, при которой затруднительно или, напротив, достаточно легко осуществить задуманное — однако именно внешние факторы определяют готовность человека к действию и являются доминирующими в его мотивации к поступкам.
Внутренний локус контроля. Также известен, как интернальный локус контроля
При этом индивидуум берет ответственность за причины провала или успеха на себя, считает, что именно его действия и личностные качества повлияли на исход той или иной важной для него ситуации. Определяющими в данном случае становятся внутренние человеческие факторы.
Формирование локуса контроля
На развитие локуса контроля Роттера влияет несколько факторов:
- особенности личности того или иного человека;
- воспитание;
- исторический момент;
- общество.
В зависимости от них человек развивает в себе пассивную или активную позицию к жизни. В первом случае он считает, что от него ничего не зависит. А во втором, что он все-таки может что-то изменить.
По мнению Джулиана Роттера, какая будет позиция, во многом зависит от того, как часто человека наказывали или хвалили в детстве. Это предположение он выдвинул в 1954 году. Итак, если после совершения каких-либо поступков индивид слышал лишь упреки и унижения, в его сознании появится установка: «Я ничего не могу сделать, у меня нет контроля над происходящим». То же самое происходит, если действия не приносят ожидаемого результата.
Получается, что воспитание играет одну из главных ролей в формировании того или иного типа локуса контроля. Есть 2 примера:
- Ребенок, растущий в авторитарной семье, в которой мама и папа воспитывают его непоследовательно, развивают в себе внешний контроль. Плыть по течению для него — привычка.
- Дети, чьи родители были последовательными в процессе воспитания, всегда возлагают ответственность за свои поступки на себя.
И хотя локус контроля формируется начиная с детства, его можно изменить. Точно так же можно поменять судьбу.
Мир Психологии
ЛОКУС КОНТРОЛЯ
Локус контроля
(англ. locus of control) — термин амер. психолога Джулиана Роттера (Rotter, 1966) для обозначения способов (стратегий), посредством которых люди приписывают (атрибутируют) причинность и ответственность за результаты своей и чужой деятельности. Предполагается, что у разных людей есть склонность (предпочтение) к определенному типу приписывания причинности и ответственности. Иначе говоря, люди могут сильно отличаться тем, какие атрибуции они дают своим и/или чужим успехам и неудачам.
Выделяют 2 полярных способа приписывания причинности и ответственности (Локус контроля). В одном случае причинность и ответственность приписывается самой действующей личности (ее усилиям, способностям, желаниям) — эта стратегия называется «интернальной» («интернальный Локус контроля», «субъективный Л. к.»), в др. случае «ответственность возлагается» на факторы, независящие от личности — внешние обстоятельства, случайности, везение, мистический фактор судьбы, фатальное действие наследственности и т.д.; второй способ называется «экстернальным Л. к.».
По степени склонности к этим 2 Л. к. людей классифицируют на интерналов и экстерналов. Точнее говоря, так называются личности, получающие крайние показатели по шкале интернальности. Не следует смешивать термины «интерналы» и «экстерналы» с созвучными терминами «интроверты» и «экстраверты».
В отечественной литературе термин «Локус контроля» часто заменяется на «локус субъективного контроля», а модифицированный опросник Роттера именуется «Опросник уровня субъективного контроля» (сокр. «Опросник УСК»). (Б. М.)
Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского
Локус контроля (от лат. locus — место, местоположение и франц. contrуle — проверка) — качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный или внешний локус контроль) либо собственным способностям и усилиям (интернальный или внутренний Локус контроля).
Понятие Локус контроля предложено американским психологом Д. Роттером. Локус контроля является устойчивым свойством индивида, формирующимся в процессе его социализации. Для определения Локус контроля создан вопросник и разработан комплекс методик, позволяющий выявить закономерную связь между Л. к. и другими личностными характеристиками. Показано, что люди, обладающие внутренним Л. к., более уверены в себе, последовательны и настойчивы в достижении поставленной цели, склонны к самоанализу, уравновешенны, общительны, доброжелательны и независимы. Склонность к внешнему Л. к., напротив, проявляется наряду с такими чертами, как неуверенность в своих способностях, неуравновешенность, стремление отложить реализацию своих намерений на неопределенный срок, тревожность, подозрительность, конформность и агрессивность. Экспериментально показано, что внутренний Л. к. является социально одобряемой ценностью (идеальному Я (см. Я-идеал) всегда приписывается внутренний Л. к.).
Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук
нет значения и толкования слова
Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.
нет значения и толкования слова
Оксфордский толковый словарь по психологии
Локус контроля — общий термин, который в социальной психологии употребляется для обозначения воспринимаемого источника управления собственным поведением. Он оценивается согласно измерению – от высокого интернального до высокого экстернального. Интерналами называются те люди, у которых наблюдается тенденция принимать ответственность за свои собственные действия и взгляды на себя, как на имеющих контроль над собственными судьбами, а экстерналами являются те, кто склонны рассматривать источник управления как постоянно находящийся в другом месте и приписывать успех или неудачу внешним силам.
Обратите внимание, что реальность здесь не измеряется; вопрос не в том, происходит ли реальный контроль от экзогенных или эндогенных источников, а в том, как индивид воспринимает это. См
теория атрибуции, шкала интернальности-экстернальности.
предметная область термина
ИНТЕРНАЛЬНЫЙ ЛОКУС КОНТРОЛЯ — особенность человека, когда он принимает ответственность за события своей жизни на себя и их причины видит в своем поведении и своих личностных характеристиках.
ЭКСТЕРНАЛЬНЫЙ ЛОКУС КОНТРОЛЯ — особенность человека, когда он ответственность за события своей жизни и свои личностные характеристики приписывает внешним факторам среды, окружающим людям, «судьбе».
назад в раздел
:словарь терминов
/глоссарий / таблица
Локус контроля — психологический фактор, характеризующий тот или иной тип личности. Представляет собой склонность человека приписывать ответственность за происходящие в жизни события и результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный, внешний локус контроля) либо собственным способностям и усилиям (интернальный, внутренний локус контроля).
Людей с внешним локусом контроля, склонных объяснять последствия своих поступков влиянием обстоятельств, принято называть экстерналами, поскольку ответственность за свою деятельность они приписывают исключительно внешним условиям. Противоположный тип — интерналы. Люди этого типа считают ответственными за результаты своей деятельности только самих себя. Даже если обстоятельства неблагоприятны, интернал не станет оправдывать себя за ошибки или неудачи. Люди, обладающие внутренним локусом контроля, более уверены в себе, последовательны и настойчивы в достижении поставленной цели, уравновешены, доброжелательны и независимы. Склонность к внешнему локусу контроля, напротив, проявляется в неуверенности, неуравновешенности, тревожности, подозрительности, конформности и агрессивности. Казалось бы, позиция экстерналов удобнее и должна обеспечивать им более благоприятное положение в социальном окружении. Однако многочисленные психологические наблюдения и эксперименты обнаружили устойчивую закономерность: интерналы чаще достигают успеха в творческой и профессиональной деятельности, менее тревожны и агрессивны, способны более стойко защищать свои принципы, чем экстерналы. Интерналы менее подозрительны во взаимоотношениях, чаще вызывают доверие, добиваясь своих целей. «Чистых» интерналов или экстерналов практически не существует. В каждом человеке есть доля уверенности в своих силах и способностях, и доля психологической зависимости от обстоятельств.
Шкалы: экстернальность, интернальность
Цель тестирования: выявление локуса контроля респондентов.
Инструкция к тесту
Прочтите каждое высказывание в паре и решите, с каким из них вы согласны в большей степени. На бланке ответов обведите кружком одну из букв – «а» или «б».
Стимульный материал:
№ | Вариант «а» | Вариант «б» |
1 | Дети попадают в беду потому, что родители слишком часто их наказывают. | В наше время неприятности происходят с детьми чаще всего потому, что родители слишком мягко относятся к ним. |
2 | Многие неудачи происходят от невезения. | Неудачи людей являются результатом их собственных ошибок. |
3 | Одна из главных причин, почему совершаются аморальные поступки, состоит в том, что окружающие мирятся с ними. | Аморальные поступки будут происходить всегда, независимо от того, насколько усердно окружающие пытаются их предотвратить. |
4 | В конце концов к людям приходит заслуженное признание. | К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными. |
5 | Мнение, что преподаватели несправедливы к учащимся, неверно. | Многие учащиеся не понимают, что их отметки могут зависеть от случайных обстоятельств. |
6 | Успех руководителя во многом зависит от удачного стечения обстоятельств. | Способные люди, которые не стали руководителями, сами не использовали свои возможности. |
7 | Как бы вы ни старались, некоторые люди все равно не будут симпатизировать вам. | Тот, кто не сумел завоевать симпатии окружающих, просто не умеет ладить с другими. |
8 | Наследственность играет главную роль в формировании характера и поведения человека. | Только жизненный опыт определяет характер и поведение. |
9 | Я часто замечал справедливость поговорки: «Чему быть – того не миновать». | По-моему, лучше принять решение и действовать, чем надеяться на судьбу. ! |
10 | Для хорошего специалиста даже проверка с пристрастием не представляет затруднений. | Даже хорошо подготовленный специалист обычно не выдерживает проверки с пристрастием. |
11 | Успех является результатом усердной работы и мало зависит от везения. | Чтобы добиться успеха, нужно не упустить удобный случай. |
12 | Каждый гражданин может оказывать влияние на важные ; государственные решения. | Обществом управляют люди, которые выдвинуты на общественные посты, а рядовой человек мало что может сделать. |
13 | Когда я строю планы, то я вообще убежден, что смогу осуществить их. | Не всегда благоразумно планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства. |
14 | Есть люди, о которых можно смело сказать, что они нехорошие. | В каждом человеке есть что-то хорошее. |
15 | Осуществление моих желаний не связано с везением. | Когда не знают как быть, подбрасывают монету. По-моему, в жизни можно часто прибегать к этому. |
16 | Руководителем нередко становятся благодаря счастливому стечению обстоятельств. | Чтобы стать руководителем, нужно уметь управлять людьми. Везение здесь ни при чем. |
17 | Большинство из нас не могут влиять сколько-нибудь серьезно на мировые события. | Принимая активное участие в общественной жизни, люди могут управлять событиями в мире. |
18 | Большинство людей не понимают, насколько их жизнь зависит от случайных обстоятельств. | На самом деле такая вещь, как везение, не существует. |
19 | Всегда нужно уметь признавать свои ошибки. | Как правило, лучше не подчеркивать своих ошибок. |
20 | Трудно узнать, действительно ли вы нравитесь человеку или нет. | Число ваших друзей зависит от того, насколько вы располагаете к себе других. |
21 | В конце концов неприятности, которые случаются с нами, уравновешиваются приятными событиями. | Большинство неудач являются результатом отсутствия способностей, незнания, лени или всех трех причин вместе взятых. |
22 | Если приложить достаточно усилий, то формализм и бездушие можно искоренить. | Есть вещи, с которыми трудно бороться, поэтому формализм и бездушие не искоренить. |
23 | Иногда трудно понять, на чем основываются руководители, когда они выдвигают человека на поощрение. | Поощрения зависят от того, насколько усердно человек трудится. |
24 | Хороший руководитель ожидает от подчиненных, чтобы они сами решали, что они должны делать. | Хороший руководитель ясно дает понять, в чем состоит работа каждого подчиненного. |
25 | Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной. | Не верю, что случай или судьба могут играть важную роль в моей жизни. |
26 | Люди одиноки из-за того, что не проявляют дружелюбия к окружающим. | Бесполезно слишком стараться расположить к себе людей: если ты им нравишься, то нравишься. |
27 | Характер человека зависит главным образом от его силы воли, | Характер человека формируется в основном в коллективе. |
28 | То, что со мной случается – это дело моих собственных рук. | Иногда я чувствую, что моя жизнь развивается в направлении, не зависящем от моей силы воли. |
29 | Я часто не могу понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе. | В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают. |
Обработка и интерпретация результатов теста
Ключ к тесту • Экстернальность: 2а, 3б, 4б, 5б, 6а, 7а, 9а, 10б, 11б, 12б, 13б, 15б, 16а, 17а, 18а, 20а, 21а, 22б, 23а, 25а, 26б, 28б, 29а. • Интернальность: 2б, 3а, 4а, 5а, 6б, 7б, 9б, 10а, 11а, 12а, 13а, 15а, 16б, 17б, 18б, 20б, 21б, 22а, 23б, 25б, 26а, 28а, 29б. Общая и максимальная сумма баллов по интернальности и экстернальности составляет 23, поскольку 6 из 29 вопросов являются фоновыми. О направленности локуса контроля следует судить по относительному превышению результатов одного измерения над другим. Интерпретация результатов теста В практике психодиагностики по локусу контроля судят о когнитивном стиле, проявляющемся в сфере обучения, в том числе и профессионального. Поскольку когнитивные компоненты психики присутствуют во всех ее явлениях, то представления о локусе контроля распространяются и на характеристики личности в ее деятельности. Для экстерналов свойственно внешне направленное защитное поведение, в качестве атрибуции ситуации они предпочитают иметь шанс на успех. В общем плане это указывает на то, что любая ситуация экстерналу желательна как внешне стимулируемая, причем в случаях успеха происходит демонстрация способностей. Экстернал убежден, что его неудачи являются результатом невезения, случайностей, отрицательного влияния других людей. Одобрение и поддержка таким людям весьма необходимы, иначе они работают все хуже. Однако особой признательности за сочувствие от экстерналов не приходится ожидать. Интерналы имеют атрибуцией ситуации чаще всего убеждение в неслучайности их успехов или неудач, зависящих от компетентности, целеустремленности, уровня способностей и являющихся закономерным результатом целенаправленной деятельности и самодеятельности. В структурировании процесса целеобразования и его стратегий ведущей мотивацией для интерналов является поиск эго-идентичности, независимо и ортогонально по отношению к экстравертированности или интровертированности. Вследствие большей когнитивной активности интерналы имеют более широкие временные перспективы, охватывающие значительное множество событий как будущего, так и прошлого. При этом их поведение направлено на последовательное достижение успеха путем развития навыков и более глубокой обработки информации, постановки все возрастающих по своей сложности задач. Потребность в достижении, таким образом, имеет тенденцию к повышению, связанную с увеличением значений личностной и реактивной тревожности, что является предпосылкой для возможной большей фрустрированности и меньшей стрессоустойчивости в случаях серьезных неудач. Однако в целом в реальном, внешне наблюдаемом поведении интерналы производят впечатление достаточно уверенных в себе людей, тем более что в жизни они чаще занимают более высокое общественное положение, чем экстерналы, – как считают Дж.Дигман, Р.Кеттелл и Дж.Роттер. Для экстерналов обнаруживается связь с эмоциональной нестабильностью и практическим, неопосредствованным мышлением, для интерналов отмечается эмоциональная стабильность и склонность к теоретическому мышлению, абстрагированию и синтезу представлений. В целом в соответствии с отношением параметров активности и реактивности (и в связи с мотивацией достижения и отношения) вектор экстернальности-интернальности совпадает с вектором рефлексии.
Тест локус контроля
Контроль является одним из сравнительно совершенных устройств регуляции когнитивных психических процессов. Он обуславливает отношения субъектов со средой таким образом, что учитываются и объективные качества стимуляции и потребности индивида.
Наблюдения и эксперименты, сделанные Роттером, предоставили ему возможность сделать предположение, что определенным людям свойственно устойчивое чувство того, что все, что с ними случается, обуславливается внешними обстоятельствами, а другие думают, что все, что с ними происходит, является итогом их персональных способностей и усилий. Вследствие чего он предложил назвать такую установку – локусом контроля.
Методика локус контроля, представленная Роттером, включает в себя 29 пар суждений. Он исходил из того, что локус может меняться и имеет зависимость от областей жизни субъекта. Поэтому пункты опросника соответствуют нескольким областям, таким как ситуации, приводящие к аффектам, академическое признание, общее мировоззрение, социальная и политическая активность, общественное уважение, доминирование.
В результате обработки получается две позиции: интернальность и экстернальность. Таким образом, в одном поле находятся субъекты, верящие в собственную способность и в потенциал контролирования над жизненными событиями, т.е. внутренний локус контроля. В другом поле находятся субъекты, убежденные в том, что все жизненные наказания и награды являются следствием внешних условий, таких как судьба, случай, т.е. внешний локус контроля.
Шкала интернальности – экстернальности была выработана для измерения персональных различий в понимании того, находятся ли удачи или неудачи под внешним или внутренним контролем. Разработанная Роттером шкала предназначена для оценивания контроля индивидом своих собственных действий. По сравнительному превышению итоговых подсчетов одного параметра над другим можно судить об устремленности локуса контроля. Однако шкала, предложенная Роттером, предлагает только один параметр компонента ожидания.
Поэтому данная шкала стимулировала в последующем многочисленные исследования и выработку новых измерений. Некоторые предлагали использовать для уточнения составных частей шкалы факторный анализ. Так, например, показана надобность различать в качестве параметров экстернальности контроль со стороны случайностей или других людей, а также способных и неспособных к защитным реакциям экстерналов. Неспособные на защитное реагирование экстерналы могут брать на себя больше персональной ответственности за свои действия, чем способные.
Также исследования показали, что интерналы более склонны понимать себя как способных к контролю над происходящими событиями. Наряду с этим экстерналы, более склонны к объяснению произошедшего удачей, судьбой, случаем или другими внешними обстоятельствами. Интерналы считаются более уверенными в себе, чем люди-экстерналы.
Однако подход Роттера не может объяснить, почему один индивид видит причины успешности или неудачи в себе самом, а другие – во внешних факторах.
Локус контроля личности
Одной из самых значимых интегральных параметров самосознания, которые связывают переживание «Я», готовность к активности, чувство ответственности, является свойство личности, имеющее название локус контроля.
Психология локус контроля заключается в склонности индивида причислять ответственность за те события, которые с ним происходят, или внутренним факторам, собственным усилиям, или внешним условиям, обстоятельствам.
Локус контроля – это такая личностная характеристика, которая отражает склонность и предрасположенность индивида к атрибутированию ответственности за собственную успешность и неуспехи активности или внешними условиями, силами, или самому себе и своим усилиям, просчетам, рассматривать их как собственные достижения либо как результаты собственных недоработок. При этом такая психологическая характеристика личности является довольно устойчивой, плохо поддающимся трансформациям личностным свойством. Однако данная характеристика не является врожденной и окончательно образуется в процессе социального развития. Поэтому экстернальность и интернальность не являются неизменными и врожденными чертами личности.
Психология локус контроля заключается в склонности индивида причислять ответственность за те события, которые с ним происходят, или внутренним факторам, собственным усилиям, или внешним условиям, обстоятельствам.
Не бывает сто процентных интерналов, также как и экстерналов. Те или иные черты экстернальности могут пересекаться с чертами интернальности и получать смешанный тип. Т.е. человек в тех или иных ситуациях может брать контроль на себя, как интернальный тип, а в других – отдавать контроль влиянию случайностей, как экстерналы. Именно эта, так называемая «спутанность» экстернальности и интернальности свойственна большинству индивидов. Она лежит в основе такого неоднократно зафиксированного экспериментальным путем феномена, как предрасположение в сторону собственного «Я».
Сущностью данного феномена является то, что субъекты предрасположены видеть основания своей успешности в своих собственных способностях, качествах личности, устремленных усилий, т.е. применяют внутренний локус контроля. Также они могут приписывать свой неуспех действию внешних условий, обстоятельств, т.е. прибегать к внешнему локусу контроля. Это может наблюдаться даже при таких условиях, когда социальная стоимость просчета очень мала. Таким образом, большей части людей присуща в той или иной мере экстернальность и интернальность, а рубеж меж ними будет подвижным, т.е. в одних ситуациях будет главенствовать экстернальный, а в других интернальный локус контроля. Помимо этого, благодаря множеству нынешних исследований и экспериментов существует возможность утверждать, что превалирование экстернальности или интернальности определено социальным научением.
Так исследования по изучению связи отношения к своему здоровью и локуса контроля, проводимые Р. Ло, показали, что интерналы в большей степени, чем экстерналы, понимают о том, что возможно послужит причиной возникновения заболеваний, поэтому они больше заботятся о собственном благополучии и здоровье. Это связано с тем, что интерналы, получали родительское поощрение в тех случаях, когда следили за собственным здоровьем: систематически чистили зубы, придерживались определенной диеты, регулярно проходили осмотр у врачей.
Таким образом, получается, что существует потенциальная вероятность смещения локуса контроля благодаря социальному переучиванию. Поэтому, А. Бандура, полагал, что повышение самоэффективности неразрывно связано с локусом контроля.
Рассмотрим, какими чертами обладают базовые локус-контрольные личности. Люди склонные к интернальной модели характеризуются значительно большей успешностью в жизни, большей уверенностью в себе, целеустремленностью, независимостью, уравновешенностью, доброжелательностью и контактностью. Они по своей сути моралисты, т.е. стараются неукоснительно следовать правилам, установленным в конкретном социуме, отличаются доверчивостью, утонченностью, сердечностью, силой воли, богатым воображением. Могут принимать рискованные решения.
Экстерналы являются полнейшими антиподами интерналов. Они характеризуются неуверенностью, неуравновешенностью, подозрительностью, беспокойством, агрессией. Их поступки основываются на догматизме, авторитарности.
Люди, у которых доминирует внешний локус контроля, чаще реагируют на непредсказуемые события с испугом и настороженностью. А личности с более выраженным внутренним локусом контроля воспринимают такую же ситуацию более адекватно, с юмором. Экстерналы склонны оборачиваться к прошлым ситуациям, интерналы, наоборот, целенаправленно стремятся в будущее.
Субъекты с выраженным внешним локусом адаптируются и подстраиваются под мнения групп, стараясь удовлетворить не свои нужды. Интерналы способны оценивать ситуацию более холодно и выдержано, более трезво, они не боятся выражать свои мысли и точку зрения, даже, если она не совпадает с мнением окружающих.
Итак, можно сделать вывод, что люди, у которых превалирует внутренний локус контроля, отличаются внимательностью к сведениям и окружающим, поэтому способны более правильно строить свое поведение; практически невосприимчивы к попыткам прессинга на них, их мнение и действия; способностью стремиться к улучшению себя и своего окружения, способностью давать адекватную оценку своему поведению, склонностям и недостаткам. Таким образом, можно сделать вывод, что внутренний локус контроля сопровождает зрелых личностей, а внешний – наоборот, мешает процессам личностного созревания и роста.
Чаще всего, индивиды с доминирующим внутренним локусом контроля хорошо учились в школе, бросают вредные привычки, в машине пристегиваются, зарабатывают достаточное количество средств, сами решают любые проблемы, могут отказаться от секундных удовольствий для достижения стратегических результатов.
Чувство собственной эффективности и компетентности напрямую взаимосвязано с тем, как индивид объясняет причины своих неудач и неуспеха. Так, например, многие ученики в школах считают себя жертвами. За свои плохие отметки они возлагают ответственность на учителей, и другие обстоятельства, условия, которые от них не зависят. Однако, если с такими учениками, дополнительно позаниматься, чтобы они освоили прогрессивную установку – уверовали в то, что направленные усилия, самодисциплина, знания смогут изменить ситуацию в сторону улучшения оценок. Ведь преуспевающие люди оценивают неудачу, как случайность и толчок к изменению поведения.
Для гармоничного развития личности в индивиде должны быть развиты одинаково внешний и внутренний локусы контроля. На развитие и становление локуса изначально оказывает влияние семейное воспитание.
Как выявить этот тип?
Существует множество тестов, позволяющих определить соционику личности. С этой личностью сложнее, так как таких людей крайне мало. Описанные в этом подразделе советы имеют несколько шутливую форму:
- Едва научившись говорить, ребенок произносит слово «физика». Им он заменяет классическую маму. Если ваш малыш именно такой, он может иметь тип личности INTP.
- Вместо «Красной Шапочки» малыш просит почитать ему учебник по математике? Точно – растет будущий Эйнштейн.
- В школьные годы способен вывести из равновесия учителя химии, задавая ему такие вопросы, ответы на которые он не знает.
Шутки шутками, а согласно описанию Майерс Бриггс, тип личности INTP можно называть ученым, мыслителем или архитектором.
Обработка результатов
Обработка результатов проводится в несколько этапов:
1. С помощью ключа подсчитываются «сырые» баллы по каждой шкале:
Цифра, соответствующая выбору, определяет количество баллов, полученных за каждый ответ. При этом баллы за ответы на вопросы со знаком «+» суммируются со своим знаком, а на вопросы со знаком «–» — с обратным знаком.
Ключ
Шкала | «+» | «–» | Σ |
Ио | 2; 4; 11; 12; 13; 15; 16; 17;, 19; 20; 22; 25; 27; 29; 31; 32; 34; 36; 37; 39; 42; 44 | 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 30, 33, 35, 38, 40, 41, 43 | |
Ид | 12; 15; 27; 32; 36; 37 | 1; 5; 6; 14; 26; 43 | |
Ин | 2; 4; 20; 31; 42; 44 | 7; 24; 33; 38; 40; 41 | |
Ис | 2; 16; 20; 32; 37 | 7; 14; 26; 28; 41 | |
Ип | 19; 22; 25; 31; 42 | 1; 9; 10; 24; 30 | |
Им | 4; 27 | 6; 38 | |
Из | 13; 34 | 3; 23 |
2.«Сырые» баллы переводятся (Σ) в стены.
Таблица перевода «сырых» баллов в стандартные оценки
Стены | «Сырые» баллы | |||||||||||||
Ио интервал | Ид интервал | Ин интервал | Ис интервал | Ип интервал | Им интервал | Из интервал | ||||||||
от | до | от | до | от | до | от | до | от | до | от | до | от | до | |
1 | -132 | -14 | -36 | -11 | -36 | -8 | -30 | 12 | -30 | -5 | -12 | -7 | -12 | -6 |
2 | -13 | -3 | -10 | -7 | -7 | -4 | -11 | -8 | -4 | -1 | -6 | -5 | -5 | -4 |
3 | -2 | -6 | -3 | -3 | -7 | -5 | 3 | -4 | -3 | -3 | -2 | |||
4 | 10 | 21 | -2 | 1 | 1 | 4 | -4 | -1 | 4 | 7 | -2 | -1 | -1 | |
5 | 22 | 32 | 2 | 5 | 5 | 7 | 3 | 8 | 11 | 1 | 1 | 2 | ||
6 | 33 | 44 | 6 | 9 | 8 | 11 | 4 | 6 | 12 | 15 | 2 | 4 | 3 | 4 |
7 | 45 | 56 | 10 | 14 | 12 | 15 | 7 | 10 | 16 | 19 | 5 | 6 | 5 | 6 |
8 | 57 | 68 | 15 | 18 | 16 | 19 | 11 | 13 | 20 | 23 | 7 | 8 | 7 | 8 |
9 | 69 | 79 | 19 | 22 | 20 | 23 | 14 | 17 | 24 | 27 | 9 | 10 | 9 | 10 |
10 | 80 | 132 | 23 | 36 | 24 | 36 | 18 | 30 | 28 | 30 | 11 | 12 | 11 | 12 |
3. Полученные оценки в стенах заносятся в таблицу:
Интересные эксперименты
Такой локус контроля личности дает возможность человеку отстоять и защитить свои интересы, начиная от повседневных бытовых случаев и до участия в политических акциях. Для иллюстрации приведем результаты еще одного эксперимента Дж. Роттера.
Респондентами стали студенты колледжа, которые были активными участниками в разных движениях, борясь за гражданские права. Результаты были ожидаемые, ведь среди этих людей большинство имело интернальный локус контроля.
Интересным является эксперимент о вреде курения. Участникам на пачках предоставили информацию о негативных последствиях сигарет (проводилось исследование в 60-х годах ХХ века). Интреналы после такого сообщения пробовали бросить курить, а вот экстерналы расслабились и пустили все на самотек – будь что будет. Личности с внешним локусом контроля рассчитывали на помощь от врачей, волшебных таблеток, судьбы, но сами ничего не делали, чтобы изменить свое состояние.
Типы людей
По мнению психологов, самооценка человека находится в тесной зависимости от его локус контроля. Тот, кто постоянно внутренне себя контролирует, умеет объективно оценивать свои способности и возможности. У него правильное осознание себя как личности. Итак, интерналы и экстерналы. Чем они отличаются друг от друга?
Характеристики интерналов:
- берут ответственность за любое свое действие;
- не зависят от мнения окружающих;
- ценят себя, самодостаточны;
- обладают внутренней гармонией;
- имеют устойчивую психику;
- работают на результат.
Люди с интернальным локусом контроля обычно счастливы, успешны, здоровы. Они относятся к другим доброжелательно. Смотрят на мир через призму позитива.
Те, у кого внешний локус контроля, обладают такими чертами:
- не видят своих ошибок;
- не умеют анализировать промахи и исправлять их;
- постоянно испытывают беспомощность;
- зависят от мнения посторонних людей;
- отличаются неустойчивой психикой;
- прекращают действия при первых неудачах.
Постоянный спутник экстерналов — чувство полной безнадежности. Они не счастливы, испытывают слабость и недомогание, не получают радости от своей жизни. Такие люди проявляют агрессию, подозрительность, тревожность.
Главные отличия экстерналов и интерналов можно вынести в таблицу.
Интернальный локус контроля | Экстернальный локус контроля |
Смотрят в будущее | Постоянно возвращаются в прошлое |
Расценивают трудности как дополнительный жизненный опыт, видят в них возможность измениться, стать лучше | Боятся неудач, сторонятся чего-то нового, неизведанного |
В любых обстоятельствах придерживаются собственного мнения | Не способны отстаивать свои взгляды |
Ставят цели, обладают навыками планирования | Безответственны, тянут с решением задач до последнего, не любят планировать |
Много времени уделяют работе, ради нее готовы жертвовать развлечениями и отдыхом | Живут одним днем |
Знают, что будущее будет ярким, насыщенным хорошими событиями, яркими красками | Видят свое будущее неинтересным |
Для интерналов время летит очень быстро, ведь они увлечены своим делом | Время тянется |
Ценят каждую минуту | Не умеют себя организовывать, правильно распоряжаться временем |
Уважают себя как личность. Жду для себя только хорошего, удачи, побед, любви | Не уверены в себе, считают, что в будущем ничего хорошего не получат |
Стоит отметить, что у людей с внешним локусом контроля чаще, чем у других, развиваются психические и соматические патологии. Их жизнь не имеет ни цели, ни смысла.
Тест на локус контроля
Цель методики – определить характерную направленность личности на внешние (экстерналы) или внутренние (интерналы) стимулы. Инструкция – в тесте предложено 44 кратких утверждения. Необходимо представить описанные ситуации и выбрать ответ: «+» («да»), «–» («нет»).
Кто виноват в успехах и неудачах по жизни?
Нужны отрицательные или положительные ответы на такие утверждения:
- Карьерный рост – подарок судьбы, а не усилия человека.
- Разводы происходят между людьми, не готовыми идти на уступки друг к другу.
- Заболевание – дело случая, если суждено болеть, то никуда не деться.
- Причина одиночества – отсутствие интереса и дружелюбия к окружающим.
- Исполнение желаний зависит от везения.
- Нет смысла стараться для получения симпатии окружающих.
- Благосостояние влияет на семейное счастье не меньше отношений супругов.
- Я мало влияю на происходящее.
- Эффективность руководства заключается в контроле действий подчиненных, а не надежде на самостоятельность.
- Оценки в школе зависят от настроения педагога, а не собственных усилий.
- Я верю в реализацию собственных планов.
- Удача – результат долгих стараний.
- Правильный образ жизни помогает здоровью больше, нежели таблетки и врачи.
- Если люди не совместимы, их старания для создания совместной жизни будут напрасными.
- Мои хорошие поступки высоко оцениваются окружающими.
- Поведение детей – результат родительского воспитания.
- Случай или судьба не имеет весомого значения в жизни.
- Я не загадываю наперед, поскольку многое в жизни зависит не от меня, а от обстоятельств.
- Моя успеваемость в школе зависела от собственных стараний и готовности.
- В семейных ссорах я чувствую себя виноватым.
- Жизнь людей определяется стечением обстоятельств.
- Я предпочитаю руководство, позволяющее самостоятельно решать вопросы.
- Образ жизни не влияет на возможные недуги.
- Неудачное стечение обстоятельств мешает успеху.
- За плохое управление компанией ответственны работники.
- Я не могу поменять сложившиеся отношения в семье.
- При желании я расположу к себе любого человека.
- На подрастающее поколение влияют различные обстоятельства, усилия родных в воспитании бесполезны.
- В происходящем виноват я сам.
- Иногда сложно характеризовать решения руководства в той или иной ситуации.
- Человек, не добившийся успехов на работе, проявил недостаточно усилий.
- Я добиваюсь от семьи, чего хочу.
- В моих неудачах виноваты другие люди.
- Ребенка удастся уберечь от простуды, если позаботиться о профилактике.
- С наступлением «черной полосы» я жду, пока проблемы решатся своим чередом, не пытаюсь ничего изменить.
- Успех – результат упорного труда, мало зависит от судьбы.
- От меня зависит счастье моей семьи.
- Не понимаю, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.
- Я принимаю решения и действую самостоятельно, не полагаясь на случай и помощь посторонних.
- Заслуги людей часто остаются непризнанными, несмотря на усердия.
- Иногда невозможно найти выход из семейной ситуации даже при сильном желании.
- Талантливые люди, не реализовавшие собственные способности, должны винить только себя.
- Многие успехи достигаются с помощью посторонних.
- Большинство неудач спровоцировано ленью, малое количество – зависит от везения.
Тестирование работников организации на локус контроля
Для определения собственного локуса контроля необходимо подсчитать количество ответов по отдельной шкале, каждое совпадение равно одному баллу по ней. Например, совпало 4 положительных и 6 отрицательных ответов, общая сумма составила 10 баллов.
Шкала общей интернальности:
- «+» 2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 32, 34, 36, 37, 39, 42, 44;
- «–» 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 31, 33, 38, 40, 41, 43.
Обработка результатов:
- 0-11 баллов – экстернал;
- 12-32 балла – смешанный тип (в зависимости от обстоятельств, человек ведет себя как интернальный или экстернальный тип);
- 33-44 балла – интернал.
Про алгоритм подсчета количества баллов, исходя из данных ответов, подробную информацию можно найти в сети интернет. Локус это в психологии не диагноз, а относительно стабильная величина, способная меняться на протяжении жизни под воздействием различных факторов: экономических, правовых, социальных. Если человек вырос в любящей семье, родители привили привычку отвечать за себя, высока вероятность развития внутреннего локуса контроля. У воспитанников авторитарных, строгих, непредсказуемых родителей – внешнего. Приобрести внутренний локус или, наоборот, освободиться от нездорового самоконтроля люди способны самостоятельно на протяжении жизни.
Методика определения локуса контроля (Дж.Роттер)
метки:
Человек, Результат, Неудача, Успех, Интернал, Обработка, Шкала, Количество
Инструкция к тесту
Вам будет представлен ряд утверждений. Ваша задача — согласиться с ними или отвергнуть. Если вы согласны, т.е. «да», — ставите цифру «2», если не согласны, т.е. «нет», — ставите цифру «0». Если для вас невозможно выбрать ни «да», ни «нет», — ставьте цифру «1». Избегайте ответов «не уверен». Работайте последовательно.
ТЕСТ
№ | Вариант «а» | Вариант «б» |
1 | Дети попадают в беду потому, что родители слишком часто их наказывают. | В наше время неприятности происходят с детьми чаще всего потому, что родители слишком мягко относятся к ним. |
2 | Многие неудачи происходят от невезения. | Неудачи людей являются результатом их собственных ошибок. |
3 | Одна из главных причин, почему совершаются аморальные поступки, состоит в том, что окружающие мирятся с ними. | Аморальные поступки будут происходить всегда, независимо от того, насколько усердно окружающие пытаются их предотвратить. |
4 | В конце концов к людям приходит заслуженное признание. | К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными. |
5 | Мнение, что преподаватели несправедливы к учащимся, неверно. | Многие учащиеся не понимают, что их отметки могут зависеть от случайных обстоятельств. |
6 | Успех руководителя во многом зависит от удачного стечения обстоятельств. | Способные люди, которые не стали руководителями, сами не использовали свои возможности. |
7 | Как бы вы ни старались, некоторые люди все равно не будут симпатизировать вам. | Тот, кто не сумел завоевать симпатии окружающих, просто не умеет ладить с другими. |
8 | Наследственность играет главную роль в формировании характера и поведения человека. | Только жизненный опыт определяет характер и поведение. |
9 | Я часто замечал справедливость поговорки: «Чему быть – того не миновать». | По-моему, лучше принять решение и действовать, чем надеяться на судьбу. |
10 | Для хорошего специалиста даже проверка с пристрастием не представляет затруднений. | Даже хорошо подготовленный специалист обычно не выдерживает проверки с пристрастием. |
11 | Успех является результатом усердной работы и мало зависит от везения. | Чтобы добиться успеха, нужно не упустить удобный случай. |
12 | Каждый гражданин может оказывать влияние на важные ; государственные решения. | Обществом управляют люди, которые выдвинуты на общественные посты, а рядовой человек мало что может сделать. |
13 | Когда я строю планы, то я вообще убежден, что смогу осуществить их. | Не всегда благоразумно планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства. |
14 | Есть люди, о которых можно смело сказать, что они нехорошие. | В каждом человеке есть что-то хорошее. |
15 | Осуществление моих желаний не связано с везением. | Когда не знают как быть, подбрасывают монету. По-моему, в жизни можно часто прибегать к этому. |
16 | Руководителем нередко становятся благодаря счастливому стечению обстоятельств. | Чтобы стать руководителем, нужно уметь управлять людьми. Везение здесь ни при чем. |
17 | Большинство из нас не могут влиять сколько-нибудь серьезно на мировые события. | Принимая активное участие в общественной жизни, люди могут управлять событиями в мире. |
18 | Большинство людей не понимают, насколько их жизнь зависит от случайных обстоятельств. | На самом деле такая вещь, как везение, не существует. |
19 | Всегда нужно уметь признавать свои ошибки. | Как правило, лучше не подчеркивать своих ошибок. |
20 | Трудно узнать, действительно ли вы нравитесь человеку или нет. | Число ваших друзей зависит от того, насколько вы располагаете к себе других. |
21 | В конце концов неприятности, которые случаются с нами, уравновешиваются приятными событиями. | Большинство неудач являются результатом отсутствия способностей, незнания, лени или всех трех причин вместе взятых. |
22 | Если приложить достаточно усилий, то формализм и бездушие можно искоренить. | Есть вещи, с которыми трудно бороться, поэтому формализм и бездушие не искоренить. |
23 | Иногда трудно понять, на чем основываются руководители, когда они выдвигают человека на поощрение. | Поощрения зависят от того, насколько усердно человек трудится. |
24 | Хороший руководитель ожидает от подчиненных, чтобы они сами решали, что они должны делать. | Хороший руководитель ясно дает понять, в чем состоит работа каждого подчиненного. |
25 | Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной. | Не верю, что случай или судьба могут играть важную роль в моей жизни. |
26 | Люди одиноки из-за того, что не проявляют дружелюбия к окружающим. | Бесполезно слишком стараться расположить к себе людей: если ты им нравишься, то нравишься. |
27 | Характер человека зависит главным образом от его силы воли, | Характер человека формируется в основном в коллективе. |
28 | То, что со мной случается – это дело моих собственных рук. | Иногда я чувствую, что моя жизнь развивается в направлении, не зависящем от моей силы воли. |
29 | Я часто не могу понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе. | В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают. |
Бланк ответов
1 | а б | 9 | а б | 17 | а б | 25 | а б |
2 | а б | 10 | а б | 18 | а б | 26 | а б |
3 | а б | 11 | а б | 19 | а б | 27 | а б |
4 | а б | 12 | а б | 20 | а б | 28 | а б |
5 | а б | 13 | а б | 21 | а б | 29 | а б |
6 | а б | 14 | а б | 22 | а б | 30 | а б |
7 | а б | 15 | а б | 23 | а б | 31 | а б |
8 | а б | 16 | а б | 24 | а б | 32 | а б |
ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА
Ключ к тесту
• Экстернальность: 2а, 3б, 4б, 5б, 6а, 7а, 9а, 10б, 11б, 12б, 13б, 15б, 16а, 17а, 18а, 20а, 21а, 22б,23а,25а,26б, 28б, 29а. • Интернальность: 2б, 3а, 4а, 5а, 6б, 7б, 9б, 10а, 11а, 12а, 13а, 15а, 16б, 17б, 18б, 20б, 21б, 22а, 23б, 25б, 26а, 28а, 29б. • Нейтральная шкала:
1а, 1б, 8а, 8б, 14а, 14б, 19а, 19б, 24а, 24б, 27а, 27б.
Последовательность обработки:
1. По каждой шкале подсчитывается количество баллов.
2. По каждой из шкал возможно получение локус-контроля от 0 до 46.
3. По каждой из шкал подсчитывается % выраженности той или иной ориентации по формулам:
Э (экстернальность) = х/46*100
И (интернальность) = х/46*100, где
46 — максимальное количество баллов по каждой шкале
х — количество баллов, полученных по каждой шкале
Делаются выводы об относительной выраженности интернальной или экстернальной ориентации:
Слабая выраженность — 34% и ниже
Средняя — 34%-66%
Высокая — 67% и выше
О направленности локуса контроля следует судить по относительному превышению результатов одного измерения над другим.
Интерпретация результатов теста
В практике психодиагностики по локусу контроля судят о когнитивном стиле, проявляющемся в сфере обучения, в том числе и профессионального. Поскольку когнитивные компоненты психики присутствуют во всех ее явлениях, то представления о локусе контроля распространяются и на характеристики личности в ее деятельности.
Для экстерналов свойственно внешне направленное защитное поведение, в качестве атрибуции ситуации они предпочитают иметь шанс на успех. В общем плане это указывает на то, что любая ситуация экстерналу желательна как внешне стимулируемая, причем в случаях успеха происходит демонстрация способностей.
Экстернал убежден, что его неудачи являются результатом невезения, случайностей, отрицательного влияния других людей. Одобрение и поддержка таким людям весьма необходимы, иначе они работают все хуже. Однако особой признательности за сочувствие от экстерналов не приходится ожидать.
Интерналы имеют атрибуцией ситуации чаще всего убеждение в неслучайности их успехов или неудач, зависящих от компетентности, целеустремленности, уровня способностей и являющихся закономерным результатом целенаправленной деятельности и самодеятельности.
В структурировании процесса целеобразования и его стратегий ведущей мотивацией для интерналов является поиск эго-идентичности, независимо и ортогонально по отношению к экстравертированности или интровертированности. Вследствие большей когнитивной активности интерналы имеют более широкие временные перспективы, охватывающие значительное множество событий как будущего, так и прошлого. При этом их поведение направлено на последовательное достижение успеха путем развития навыков и более глубокой обработки информации, постановки все возрастающих по своей сложности задач. Потребность в достижении, таким образом, имеет тенденцию к повышению, связанную с увеличением значений личностной и реактивной тревожности, что является предпосылкой для возможной большей фрустрированности и меньшей стрессоустойчивости в случаях серьезных неудач. Однако в целом в реальном, внешне наблюдаемом поведении интерналы производят впечатление достаточно уверенных в себе людей, тем более что в жизни они чаще занимают более высокое общественное положение, чем экстерналы, – как считают Дж.Дигман, Р.Кеттелл и Дж.Роттер.
Для экстерналов обнаруживается связь с эмоциональной нестабильностью и практическим, неопосредствованным мышлением, для интерналов отмечается эмоциональная стабильность и склонность к теоретическому мышлению, абстрагированию и синтезу представлений.
В целом в соответствии с отношением параметров активности и реактивности (и в связи с мотивацией достижения и отношения) вектор экстернальности-интернальности совпадает с вектором рефлексии.
Примеры похожих учебных работ
Оценка показателей субъективного контроля на основании опросника УСК по шкалам (по ключу)
… стороной. -3 21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств. +2 22. Я … результаты собственных усилий, так и влияние внешних факторов. Уровень субъективного контроля … экстернальности наблюдаются только по шкалам семейных и межличностных …
Текущий и итоговый контроль результатов изучения дисциплины. 2.5.1. Представить конспект …
… школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира. 18.Локус контроля – качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты совей деятельности внешним силам либо собственным способностям и усилиям. …
Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека
… адресность праздника. От возраста участников зависит многое: — время начала … и подтверждения ценностей коллективной жизни; индивид может по-разному относится … институтом, позволяющим исправлять недостатки людей посредством их публичного осмеяния. …
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
… Тонкого Мира черпает человек необходимые ему для жизни энергии. Из Тонкого … человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так и психического, зависит … шкалу напряжения и утончения». Только подумайте, насколько сложен организм человека …
«Бесплатный человек» или обесценивание себя
… личность приобрела в результате общения со значимыми людьми или общественными институтами. В результате, человек искажает как внешний, … реакции обусловлены боязнью взять ответственность за свою жизнь, принять себя, свои особенности и столкнуться с …
Виды и формы контроля при обучении говорению
… и класса в целом. Результаты контроля являются кроме того определенным … лексические, грамматические навыки. В большинстве методов обучения говорения является … речевое поведение одного партнера зависит от речевого поведения другого …
Развитие локуса
На самом деле, в человеке должны быть равным образом развиты, как внешний, так и внутренний локусы, дабы достичь гармонии в человеческой личности. И на развитие этого самого локуса контроля в первую очередь влияет воспитание человека в семье. Что вполне естественно, ведь какие-то особые личностные качества начинают прививать уже с самого юного возраста. Родителям нужно понимать, что наказания должны быть действительно заслужены, а не получены из-за плохого настроения мамы (папы). Не стоит забывать и о поощрениях (кстати, сила поощрений может разбудить в ребенке желание делать что-то правильно, чтобы заслужить еще поощрений). Хвалите ребенка, если он действительно старается. Хвалите просто так. Но ни в коем случае не поощряйте и не хвалите провинившегося ребенка. Дайте ему время осмыслить свою ошибку и прочувствовать вину. Ребенок должен научиться понимать, обдумывать свои действия, тем самым учась адекватно вести себя в обществе. Распределяя правильно меры пресечения и похвалы можно с успехом воспитать человека, обладающего нормой как внутреннего, так и внешнего контроля. Конечно, родители могут внушить ребенку, что он ни в чем не виноват, что это «дверь сама его ударила», но нужно понимать, что все должно иметь золотую середину. Приписывая очевидную вину другим людям либо предметам, человек лишает себя некоторой существенной доли ответственности и в будущем вполне способен перестать понимать взаимосвязь между поступком и последствием. А это уже тянет на необходимость обращаться к психологам. К примеру, подумайте, не выйдет ли боком вашему ребенку (а вполне возможно, что и вам), если вы все время будете говорить ему «Не плач, ты ведь не виноват!», даже если наверняка знаете, что ребенок плачет, чтобы его пожалели и не наказывали. За все нужно платить, и за свои ошибки, и проступки. И ребенок должен учиться это понимать с самого раннего возраста. Другое дело – поддержать ребенка, когда он действительно не виновен в происходящем. Наверное, многие сталкивались с проблемой избалованных детей. Чаще всего из деток, которым разрешалось все и ни за что они не наказывались, вырастают слишком самоуверенные и наглые взрослые, способные совершать такие действия, о последствиях которых нужно жалеть. Но такие люди не всегда и жалеют, просто потому, что не считают себя виновными. «Так сложились обстоятельства». То есть постепенно ребенок привыкает, что своими криками и истериками добивается всего, что захочет. Эту способность он переносит и во взрослую жизнь. С такими людьми очень сложно найти общий язык. Они, как правило, грубы и слишком самоуверенны. А самое главное – они не ценят чужой труд и совершенно не стремятся прикладывать какие-либо свои усилия к достижению своих целей. За них, по их версии, все сделают другие. В то же время, казалось бы, нужно воспитывать в человеке чувство ответственности за свои действия. Но опять-таки, в меру. Винить себя всегда и во всем – ведь тоже не выход. Если применять исключительно такой метод в воспитании ребенка, есть большущая вероятность того, что вырастет «затюканный», вечно всего опасающийся гражданин. К примеру, в детстве мальчику запрещали гулять во дворе с ребятами, все время кричали дома: «Не бери это! Не стой как вкопанный! Отойди! Не мешай! Не надо трогать!» и т.п. Ребенок, привыкая к чувству опасности, закрылся в себе, у него нет друзей, нет своих собственных желаний (потому как желать ему тоже нельзя), нет уверенности в своих действиях. Все, что он ни сделает, скорее всего (по его мнению), будет неправильно. Из этого мальчика, если все так и будет продолжаться, вырастет крайне застенчивый, неуверенный и почти наверняка очень одинокий мужчина. Профессиональные воспитатели часто упоминают о необходимости взвешивать родителям свои просьбы и приказы. Ребенок воспринимает их гораздо точнее и эффективнее при небольшом, порционном и, главное, обоснованном количестве. Уже давно доказано бесспорное влияние следующих факторов на воспитание в человеке того или иного вида локуса контроля. Во-первых, если человек воспитывался и получал целостный опыт (задания и поучения родителей были согласованны между собой и учитывали интересы самого ребенка), то уровень внутреннего локуса заметно приближался к норме. Кстати, на уровень внутреннего контроля также влияет и то, каким ребенком в семье вы являетесь. Единственный ребенок – эгоистичен, как говорят многие, но все опять-таки зависит от поведения родителей. Дети же первенцы также обладают умеренным уровнем локуса внутреннего, т.к. с детства несли хоть какую-то ответственность за младших братьев и сестер.
Основные концепции
…
Локус контроля
Одним из центральных понятий теории социального научения является личностная переменная, названная Роттером локус контроля
(
locus of control
)
— обобщенные ожидания
человека относительно того, в какой степени
подкрепления
зависят от его собственного поведения (интернальный локус), а в какой — контролируются силами извне (экстернальный локус контроля). С точки зрения Роттера, подкрепления не отпечатываются автоматически в образцы поведения, но поведение формируется благодаря способности людей видеть причинную связь между своими действиями и появлением подкреплений (Rotter, 1954; Rotter & Hochreich, 1975). Люди стараются достичь своих целей, потому что имеют
обобщенное ожидание
, что такие старания будут иметь успех. Люди, которым свойственно верить в то, что они могут управлять своей судьбой (имеющие интернальный локус контроля), во многих (но не во всех) ситуациях ведут себя иначе, чем люди с экстернальным локусом, обычно считающие, что их судьба зависит от удачи, случая или власть имущих.
В пятидесятых — начале шестидесятых годов Роттер и его ученики Э. Джерри Фарес (E. Jerry Phares) и Уильям Джеймс (William H. James) начали планомерное изучение того, как человек оценивает свой контроль внешних подкреплений. Толчком к этому послужил тот факт, что, согласно наблюдениям, многие люди не начинают чувствовать себя более способными управлять событиями своей жизни даже после достижения успеха, другие же не снижают уровень своих ожиданий после множественных неудач (Rotter, 1990, 1993; Zuroff & Rotter, 1985). Иными словами, некоторые люди склонны объяснять успешный результат удачей или случайностью, тогда как другие сохраняют ощущение контроля окружающей среды, даже если их поведение несколько раз остается невознагражденным. Это представляется особенно верным в ситуациях, которые люди рассматривают как двусмысленные или новые для себя (Rotter, 1992), а также когда они не уверены точно, чему обязаны успехом — своим умелым действиям или случаю. Роттер (1990) предполагает, что как ситуация, так и сама личность влияют на ощущение человеком контроля в отношении своей жизни. Таким образом, человек с обобщенным ожиданием успеха в одной ситуации, в другой может чувствовать себя малоспособным управлять событиями.
Одним из самых значительных достижений Роттера в изучении локуса контроля
стало создание Шкалы внутреннего и внешнего контроля (Internal-External Control Scale), предназначенной для определения, в какой степени люди осознают связь между собственными действиями и их последствиями в окружающем мире. Шкала содержит 29 пар утверждений, в каждом случае испытуемый должен выбрать то из них, которое кажется ему наиболее правильным. Из 29 пунктов шкалы 23 значимых, в которых одно из утверждений указывает на преобладание внутреннего контроля, а другое — внешнего, и 6 пар «пустых», предназначенных замаскировать цель тестирования. Шкала настроена так, что ее показания увеличиваются с увеличением внешнего контроля, таким образом, 23 — наивысший возможный показатель внешнего контроля, а 0 — внутреннего. В табл. 23.1 приведено в качестве примера несколько пунктов Шкалы внутреннего и внешнего контроля. Внешнее или внутреннее направление каждого из утверждений очевидно, однако Роттер (1990) сообщал, что результаты имеют лишь очень небольшую корреляцию с результатами тестирования по шкале социально приемлемого поведения.
Люди, показывающие высокий уровень внутреннего контроля, иными словами говоря, имеющие интернальный локус контроля
, обычно уверены, что источник управления находятся внутри них самих и что они могут осуществлять высокий уровень личного контроля в большинстве ситуаций. Люди с
экстернальным локусом
, показывающие высокий уровень внешнего контроля, верят, что их жизнью в большой степени управляют внешние силы, такие как случай, судьба или поведение других людей.
Понятие локуса контроля
оказалось очень мощным инструментом для теоретической психологии, однако концепция внутреннего и внешнего контроля не всегда понимается правильно. Хотя Роттер (1975) уже указывал на несколько распространенных ошибок, касающихся интерпретации
локуса контроля
, многие продолжают неправильно понимать эту концепцию и применять данные, полученные при использовании шкалы. Самыми распространенными на сегодняшний день являются следующие четыре заблуждения:
— Уровень контроля якобы определяет поведение. На самом деле уровень контроля над окружающей средой, который дает шкала, следует рассматривать не как причину действий человека, а как индикаторы его обобщенных ожиданий
. Таким образом, для определения поведенческого потенциала показания шкалы должны использоваться совместно с
ценностью подкреплений
.
— С помощью локуса контроля
будто бы можно предсказать поведение в конкретных ситуациях. Здесь снова надо подчеркнуть, что концепция внутреннего и внешнего контроля относится только к
обобщенным
ожиданиям и показывает, в какой степени человек обычно считает себя способным управлять своей жизнью.
— Результаты измерений по Шкале внутреннего и внешнего контроля якобы разделяют людей на два четко различных типа — внутренне и внешне управляемых. Роттер (1975, 1990) всегда настаивал, что обобщенные ожидания указывают направление
обобщения и что в некоторой конкретной ситуации человек с обычно высоким ощущением внутреннего контроля также может считать случай или поведение власть имущих ответственными за результаты своих действий.
— Высокий уровень внутреннего контроля указывает на социально желательные черты, а высокий уровень внешнего контроля — на социально нежелательные характеристики. В действительности крайние значения с любой стороны нежелательны. Слишком высокий уровень внешнего контроля может быть связан с апатией и отчаянием, когда человек считает, что не имеет никакой власти над своей жизнью, в то время как чересчур высокий уровень внутреннего контроля может означать, что человек принимает на себя ответственность за все, что с ним происходит, — несчастные случаи, неудачи в бизнесе, шалости своих детей и так далее. Возможно, наиболее здоровым и желательным является уровень, приблизительно средний между этими крайними значениями с некоторым уклоном в сторону внутреннего контроля.
О популярности Шкалы внутреннего и внешнего контроля Роттера говорит тот факт, что с момента создания в 1966 году она упоминалась более чем в семи тысячах научных публикаций. А концепция локуса контроля
пристально изучается не только психологами, но и представителями других общественных наук.
Табл. 24.1. Образцы вопросов из «Шкалы внутреннего и внешнего контроля» Роттера
1. А. Много неприятных вещей в человеческой жизни происходит в результате невезения.
Б. Неудачи — результат собственных ошибок.
2. А. Одна из главных причин существования войн — это то, что люди мало интересуются политикой.
Б. Войны будут всегда, независимо от того, насколько люди будут стараться предотвратить их.
3. А. В конечном итоге каждый из нас получает то, что он заслуживает.
Б. К сожалению, человека часто не могут оценить по достоинству, независимо от того, как он старается.
4. А. Средний гражданин может влиять на решения правительства.
Б. Мир управляется немногими, имеющими власть, и простой человек мало что может с этим поделать.
5. А. То, что преподаватели ведут себя нечестно по отношению к студентам, — чепуха.
Б. Большинство студентов не представляют себе, насколько их оценки зависят от случайностей.
6. А. Независимо от ваших усилий некоторые люди просто не любят вас.
Б. Люди, которые не умеют понравиться другим, просто не понимают, как надо вести себя с окружающими.
(Источник: J. В. Rotter, «Generalized Expectancies for Internal Versus External Control of Reinforcement» Psychological Monograph, 80 (общий номер 608), 1966. Copyright © 1966 Американской психологической ассоциации (American Psychological Association).)
—
При возникновении неудачи, человек обычно либо винит себя в случившемся, осознавая ошибку и понимая, что в следующий раз необходимо будет действовать иначе. Либо обвиняет всех подряд, вплоть до погоды или затмения луны. Поэтому психологи обычно разделяют экстернальный тип, то есть ориентированный на внешние обстоятельства, и интернальный – умеющий брать ответственность за свою жизнь и её качество на себя. Можете посмотреть статью «Что такое локус контроля и как определить внешний он или внутренний». Там предоставлена более подробная информация. А сейчас давайте проверим, к какому типу относитесь Вы? Пройдите наш тест на локус контроль, что бы определить какой он у вас.