Локус контроля: почему мы перекладываем вину на обстоятельства и как перестать это делать

Локус контроля – это определенное свойство индивида объяснять свои удачи или неудачи в деятельности внешними обстоятельствами (экстернальность, внешний локус контроля), либо же внутренними факторами (интернальность, внутренний локус контроля). Данный термин введен Дж. Роттером в 1954 году.

Локус контроля – это устойчивая личностная характеристика, которая слабо поддается изменениям, однако окончательно формируется в процессах ее социализации. С целью определения локус контроля, разработан целый ряд методик и специализированный вопросник, который позволяет выявить закономерность между другими свойствами личности.

Интернальность и экстернальность

«Локус» в переводе с латыни означает «место». Внешнее место контроля (но так не говорят, отдавая предпочтение понятиям «внешний локус» или «экстернальность») подразумевает, что человек ставит всё, что с ним случается, в зависимость от обстоятельств. Они предопределены заранее, и изменить их невозможно.

Внутренний локус или интернальность предполагает что, образно говоря, сам человек – кузнец своего счастья. Судьба – это не то, что обязательно случится, а результат осознанных действий, принятых решений и череды выборов. И правильные они или нет – воля не случая, а человека.

Разница между этими двумя отношениями отлично видна на практике. Например, люди с внешним локусом в своих бедах делают виноватыми кого угодно, только не себя. Маленькая зарплата, плохая работа – виновато правительство, страна, социальные условия. Интерналы же склонны винить себя: плохо живу потому, что выбрал не ту специальность, ума не хватает большего достичь и т.д. Этот пример, мы привели специально, чтобы показать проблему не в пространстве «хорошо-плохо», а такой, какой она действительно является. Внешний и внутренний локусы сами по себе не могут быть явлением полностью негативным или позитивным. В отличие от продиктованных ими привычек и отношения к окружающей действительности.

Так что не спешите осуждать или восхищаться. Роттер создал специальный опросник для определения локуса контроля и провёл ряд экспериментов. У подавляющего большинства людей этот показатель находится примерно посредине – внешний и внутренний локусы развиты в соотношении 50/50.

Отсутствие чёткой выраженности – характеристика человеческой природы. Наша способность мыслить рано или поздно взбунтуется, если постоянно плыть по течению. Но и быть полностью независимыми от обстоятельств и других людей мы, как бы этого не хотелось социопатам, не можем. Исходя из такого положения вещей, целью для любого человека, который стремится к полноценной жизни, становится сохранение пресловутого баланса.

Что такое локус контроля

У всех есть знакомые фаталисты в традиционном понимании этого слова. Или, по крайней мере, те, кто верит в астрологию, гороскопы, предзнаменования и т.д. Для них предопределённость бытия – не фраза из учебника по философии, а реальный способ объяснения тех или иных событий в жизни. Например, начальству на работе не понравился отчёт – здесь свою роль сыграло то, что Луна находится в третьем доме. Из-за кризиса грядут сокращения? Ну, что поделаешь, уволят – значит, такая судьба.

В этих примерах краски сгущены специально, чтобы сыграть на контрасте с теми, кто, наоборот, всю ответственность за свою жизнь берёт на себя. В победах и поражениях таких людей только их и ничья больше заслуга. Они не видят или отрицают чрезмерное влияние внешних факторов на ход событий, напрямую их касающихся.

По сути, вот мы и описали те два типа людей, которые предопределяет понятие «локус контроля». Если же следовать научной терминологии, то это – свойство личности, проявляющееся в оценке своей способности влиять на ход событий. Сама оценка, как вы уже убедились, может быть двух видов: вера в судьбу или вера в выбор (это если поэтично, более «сухо» – ниже).

Впервые этим свойством заинтересовался американский учёный в области социальной психологии, один из наиболее влиятельных теоретиков социального научения, Джулиан Роттер. Он же предложил и сам термин в 1954 г. Позже эстафету изучения данного явления приняли его последователи и ученики, среди которых известный психолог, исследователь психологии мотивации и природы эмоций Бернард Вайнер. Сегодня им также интересуются учёные, особенно из сферы клинической, педагогической и психологии здоровья. Локус контроля остаётся актуальной темой и в силу того, что является одной из составляющих частей, влияющих на самооценку человека.

Механизм формирования

На формирование того или иного типа локуса контроля, его эволюцию влияет целый ряд факторов: индивидуальные особенности человека, условия воспитания, состояние общества, в котором он живет, исторический момент и многое другое. Под их влиянием у индивида формируется одна из установок: «От меня ничего не зависит» (пассивная позиция), «Все в жизни зависит только от меня» (активная позиция хозяина судьбы).

В 1954 году Роттер предположил, что выбор позиции связан с тем, как часто индивид сталкивался с похвалой и наказанием. Если в ответ на свои действия он получал негативную реакцию, испытывал неприятные эмоции, ощущал негативные последствия, или действия не приносили ожидаемого результата, то у него сформируется убеждение «я ничего не решаю».

Таким образом, большую роль в формировании локуса контроля играет воспитание. У детей из авторитарных семей, с непоследовательным родительским поведением формируется внешний тип контроля. Они с раннего детства привыкли подчиняться, плыть по течению. У детей из семей с демократическим стилем воспитания, последовательным поведением родителей формируется внутренний тип ответственности.

Воспитание, состояние общества, эпоха влияют на тип ответственности. Однако важно помнить, что локус контроля формируется и меняется всю жизнь. В любой момент субъект, если захочет, сможет изменить свою судьбу.

Психология локуса контроля

Такое свойство как локус контроля является одной из основных и значимых характеристик, которые связывают между собой внутренние переживания человека, его действия, и чувство ответственности за их свершение.

Специфическая психология локуса контроля заключается в том, что субъект стремится искать и причислять ответственность за то или иное событие различным внешним или же внутренним субъективным факторам, собственным стараниям.

Грубо говоря, локус контроля представляет собой специфическую черту характера индивидуума, которая полностью отражает степень его склонности к наделению результатов своей деятельности определенной атрибутикой.

Собственный успех и достижения он может определять, как результат своих личных усилий или же, наоборот, стечением обстоятельств, чьим-то вмешательством, последствием определенных внешних факторов, событий.

Неудача же может быть для него, например, результатом собственных недочетов, недоработок, несовершенства. При этом стоит отметить, что данная характеристика практически не поддается сознательному изменению, формируясь в процессе адаптации к условиям социума, и зависит от сопутствующих условий. Это также объясняет тот факт, что параметры локуса (экстернальность и интернальность) не являются врожденными характеристиками.

При этом стоит отметить, что никогда не наблюдается крайней степени экстернальности или интернальности у одного человека. Скорее, эти параметры проявляются в различной степени выраженности одновременно, образуя своеобразный смешанный тип.

Таким образом один и тот же субъект, в зависимости от происходящего с ним, может «списывать» ответственность за произошедшее либо на себя, либо на различные внешние факторы и атрибуты. Данный «смешанный» тип также образует собой основу специфического феномена, именуемого «предрасположенностью к собственному Я».

История создания

Теория социального научения Роттера появилась в середине 1950-х годов и за 20 лет окончательно сформировалась. Она возникла в контексте американской науки, направленной на позитивное знание. Правда, большое влияние на выбор ценностных оснований оказала адлеровская психология, ориентированная на социальные детерминанты поведения. Так, например, появились аксиомы: психология должна исследовать индивида в контексте значимого для него окружающего мира (аксиома 1); личностные конструкты не могут быть редуцированы к конструктам других наук (аксиома 2). Но сильнее оказалось воздействие психологии Э. Толмена, ориентированной на естественнонаучный подход. Это отразилось в следующих аксиомах: поведение целенаправленно и зависит от подкрепления (аксиома 6); целеориентация определяется антиципацией, основанной на опыте уже имеющихся действий (аксиома 7). При этом необихевиористкая традиция проявляется в теории социального научения и как некоторый эталон научности, предписывающий строгую формализацию исходных понятий. Поэтому, переходя от методологических постулатов к построению теоретической модели, Роттер старается выводить сложные, «молекулярные» формы поведения, на которые нацелена социальная или клиническая психология, из элементарно простых, «молярных», воспроизводимых в регламентированных условиях эксперимента.

Основная задача теории Роттера — прогноз поведения в ситуации выбора из четко определенных альтернатив. В соответствии с первым концептом теории в ситуации выбора будет реализовываться то действие, «поведенческий потенциал» которого выше. Сам «поведенческий потенциал» предстает как интеграция двух составляющих: субъективной вероятности подкрепления после действия, или «ожидания», и субъективной «ценности» этого подкрепления.

Затем, пытаясь дать анализ этих составляющих и переходя к рассмотрению «ценности», Роттер выходит на уровень «молекулярных» форм поведения. «Ценность» результата действия выражается в интеграции «ценности» самого действия и «ценности» сопутствующих ему следствий.

Но автор теории социального научения делает акцент на развертывании понятия «ожидания», что дает следующую формализацию: субъективна вероятность наступления события в определенной ситуации предстает как сумма «специфического ожидания», обусловленного опытом взаимодействия с аналогичными ситуациями, и «генерализованного ожидания», основанного на опыте решения более широкого круга задач. При этом роль «генералированного ожидания» в новой ситуации будет решающей; в типичной же ситуации, наоборот, реализуется «специфическое ожидание», сформированное опытом взаимодействия с данным типом ситуаций.

Роттер не вводит понятий, которые создавали бы контекст для понятий «ценности» и «ожидания», например: «динамика мотивационно-потребностной сферы» или «Я-концепция». Это приводит к тому, что ряд эмпирических данных начинает вступать в противоречие с его теорией. В частности, «ценности» и «ожидания», рассматриваемые им как независимые, в действительности оказываются взаимосвязанными: при неуспехе «ценность» цели снижается из-за ассоциации с неприятными эмоциями. X. Хекхаузен видит в этом принципиальные ограничения внеситуативных (генерализованных) конструктов в целом по сравнению с ситуационно-специфическими , что вызывает у нас некоторые сомнения. Возможное решение рассматриваемого вопроса заключается в том, чтобы дать описание «генерализации» как качественного процесса, происходящего вместе с развитием личностных структур. Для Роттера же генерализация — линейный, количественный процесс, в котором происходит обобщение ряда опытов, поэтому данное понятие остается у него чисто описательным, не имеющим экспериментального обоснования и не выходящим на механизмы создания Я-концепции.

Локус контроля Дж. Роттера, диагностика

Шкала Роттера двухполюсная (на одном полюсе находятся интерналы, на другом – экстерналы), позволяет диагностировать уровень внутреннего локуса: степень самостоятельности людей, ответственности и активности в достижении целей.

Определение собственного локуса контроля служит основой для совершенствования, самоанализа, понимания сильных и слабых сторон, изменения отношения к происходящим событиям – мощного толчка к личностному росту и развитию. Преобладание экстернальных особенностей сообщает о необходимости научиться нести ответственность, отмечать собственный вклад, кроме внешних воздействий.

Склонным к интернальности людям важно понять, что невозможно удержать под контролем абсолютно все. В мире не существует человека, который все знает и умеет

Фото Джулиана Роттера

Локус контроля личности

Локус контроля – это склонность людей возлагать ответственность за собственную деятельность на внешние или внутренние факторы. Формируется в процессе социализации людей и не существует в чистом виде.

Понятие, что такое локус в психологии, введено американским психологом Джулианом Роттером в середине 60-х годов XX века. В основе формулировки лежат обобщенные убеждения индивида относительно причин событий в его жизни и ответственности за результаты.

Роттер обнаружил континуум, где крайними точками выступают люди с ярко выраженными внешними или внутренними стратегиями атрибуции (приписыванием). Остальные индивиды находятся в промежуточных позициях между крайними полюсами.

Интересно. В процессе эволюции у женщин развивается экстернальность, мужчинам присуще более высокое самоотношение.

Что такое локус контроля

В психологии локус контроля (когнитивная ориентация) – это свойство личности, при котором индивид приписывает свои неудачи и победы только внешним или только внутренним факторам. То есть в первом случае он ищет причины во внешнем мире: враги строят козни, черная полоса или, наоборот, везение и случайность (в случае побед). Во втором случае индивид всегда ищет причины внутри себя. Только он отвечает за все, что случается в его жизни.

Термин «локус контроля» принадлежит Джулиану Роттеру. Альтернативное название феномена – локус контроля Роттера. Это в психологии отражение представлений индивида о том, насколько он управляет собственной судьбой, насколько влияет на жизненные события. Локус в переводе с латинского означает «место».

Виды

Каким бывает локус контроля? В зависимости от того, как объясняет человек свои достижения, различают два вида локуса контроля личности:

Внешний локус контроля. Другое его название — экстернальный локус контроля. В данном случае индивидуум зависим от внешних обстоятельств. Именно им он приписывает собственный успех или неудачу — это может быть влияние других людей или определенной ситуации, при которой затруднительно или, напротив, достаточно легко осуществить задуманное — однако именно внешние факторы определяют готовность человека к действию и являются доминирующими в его мотивации к поступкам.

Внутренний локус контроля. Также известен, как интернальный локус контроля

При этом индивидуум берет ответственность за причины провала или успеха на себя, считает, что именно его действия и личностные качества повлияли на исход той или иной важной для него ситуации. Определяющими в данном случае становятся внутренние человеческие факторы.

Интересные эксперименты

Такой локус контроля личности дает возможность человеку отстоять и защитить свои интересы, начиная от повседневных бытовых случаев и до участия в политических акциях. Для иллюстрации приведем результаты еще одного эксперимента Дж. Роттера.

Респондентами стали студенты колледжа, которые были активными участниками в разных движениях, борясь за гражданские права. Результаты были ожидаемые, ведь среди этих людей большинство имело интернальный локус контроля.

Интересным является эксперимент о вреде курения. Участникам на пачках предоставили информацию о негативных последствиях сигарет (проводилось исследование в 60-х годах ХХ века). Интреналы после такого сообщения пробовали бросить курить, а вот экстерналы расслабились и пустили все на самотек – будь что будет. Личности с внешним локусом контроля рассчитывали на помощь от врачей, волшебных таблеток, судьбы, но сами ничего не делали, чтобы изменить свое состояние.

Обработка результатов

Обработка результатов проводится в несколько этапов:

1. С помощью ключа подсчитываются «сырые» баллы по каждой шкале:

Цифра, соответствующая выбору, определяет количество баллов, полученных за каждый ответ. При этом баллы за ответы на вопросы со знаком «+» суммируются со своим знаком, а на вопросы со знаком «–» — с обратным знаком.

Ключ

Шкала«+»«–»Σ
Ио2; 4; 11; 12; 13; 15; 16; 17;, 19; 20; 22; 25; 27; 29; 31; 32; 34; 36; 37; 39; 42; 441, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 30, 33, 35, 38, 40, 41, 43
Ид12; 15; 27; 32; 36; 371; 5; 6; 14; 26; 43
Ин2; 4; 20; 31; 42; 447; 24; 33; 38; 40; 41
Ис2; 16; 20; 32; 377; 14; 26; 28; 41
Ип19; 22; 25; 31; 421; 9; 10; 24; 30
Им4; 276; 38
Из13; 343; 23

2.«Сырые» баллы переводятся (Σ) в стены.

Таблица перевода «сырых» баллов в стандартные оценки

Стены«Сырые» баллы
Ио интервалИд интервалИн интервалИс интервалИп интервалИм интервалИз интервал
отдоотдоотдоотдоотдоотдоотдо
1-132-14-36-11-36-8-3012-30-5-12-7-12-6
2-13-3-10-7-7-4-11-8-4-1-6-5-5-4
3-2-6-3-3-7-53-4-3-3-2
41021-2114-4-147-2-1-1
5223225573811112
63344698114612152434
745561014121571016195656
8576815181619111320237878
969791922202314172427910910
1080132233624361830283011121112

3. Полученные оценки в стенах заносятся в таблицу:

Типы людей и локус контроля

Хотя в реальности достаточно редко встречаются личности, которым присущ исключительно экстернальный или интернальный, то есть смещенный локус контроля, в зависимости от этого можно выделить два следующих типа людей:

Экстрерналы

Данный тип людей склонен ожидать внешней стимуляции своих действий.

Они зависимы от обстоятельств и окружающих их людей, нуждаются в одобрении и поддержке с их стороны, однако их же могут обвинять и в том, что не могут достичь решения своих проблем. Также сами они не склонны оказывать поддержку.

Экстерналы, как правило, эмоционально неустойчивы, склонны менять свое решение. Они могут слепо следовать чужим советам, более доверчивы и зависимы от чужого мнения.

Тем не менее, экстернальный тип людей легче приспосабливается к изменениям, быстрее адаптируется в новых условиях.

Интерналы

Этот тип людей отличаются целеустремленностью и усердием, принципиальностью и рискованностью.

Все свои достижения и неудачи они приписывают только себе и своим качествам.

Они эмоционально устойчивы, склонны подстраивать ситуации и изменять их для своей выгоды, а также подавлять мнение окружающих, хотя сами не выносят манипуляции или вмешательства в свои планы.

Люди интернального типа больше проявляют заботу о собственном здоровье, склонны к активной борьбе за свой комфорт и хорошее самочувствие.

Самооценка интерналов и экстерналов также существенно отличается — если первые склонны считать себя общительными и добрыми, более решительными и независимыми, то последние часто заявляют о своей несостоятельности, неуверенности в собственных силах и эгоистичности.

Каковы основные виды и функции воли в психологии? Узнайте об этом из нашей статьи.

Диагностика и методики измерения

В отечественной психологии наиболее распространены следующие методики измерения локуса контроля:

  1. Шкала локуса контроля Дж. Роттера. Данный способ был разработан Роттером в 1966 году и впервые опубликован на русском языке в 1984 году Е. Бажиным. Он представляет собой 29 позиций с различными высказываниями — «а» и «б» по каждой позиции, определяющих принадлежность человека к экстенальному или интернальному типу. В зависимости от предпочитаемых высказываний тестируемый человек набирает баллы по крайним позициям шкалы интернальности или экстернальности. Однако максимально возможное количество набранных по каждой шкале баллов не превышает 23, поскольку 6 вопросов являются «фоновыми».
  2. Опросник УСК (уровень субъективного контроля) Е. Ф. Бажина в соавторстве с Е. А. Голынкиной и А. М. Эткиндом. Данный опросник состоит из 44 пунктов. В него были добавлены субшкалы, касающиеся областей достижения успеха, ситуаций неудач, отношению к здоровью, профессиональных и семейных отношений.
  3. ОСЛК (опросник субъективной локализации контроля) С. Р. Пантилеева и В. В. Столина. Он состоит из 32 пунктов, 26 из которых являются работающими, а 6 — фоновыми. Имеет одномерную шкалу, измеряющую направленность локус контроля личности.

Как самостоятельно определить свой тип локуса

В определении локуса помогают несколько показателей шкалы управления:

1.»Интернальность» общая (ИО). Чем выше процент шкалы, тем больше убежденность человека в том, что важные события в жизни — проекция на результат его действий. Можно самостоятельно управлять событиями и чувствовать свою ответственность за отдельные события, или жизнь в целом. Если показатель низкий, то это свидетельствует о затруднительном проявлении связи действий и значимых событий жизни. У такой личности уверенность в способности контролировать развитие событий низкая, он полагает, что это случайное явление или внешнее воздействие других людей.

2.»Интернальность» достижений (ИД). У тех, у кого высокий уровень достижений, полагает, что всего, что достигнуто в жизни обязан только самому себе. Люди с низким уровнем полагают, что это результат жизненного везения, счастливого случая.

3.»Интернальность» неудач (ИН). Высокий показатель говорит о склонности к самообвинению в неудачах, неприятностях и страданиях. Низкий связан с предпочтением приписывать заслуги событиям, людям или результату невезения.

4.»Интернальность» семейных отношениях (ИС). Высокий показатель характерен для человека, считающего себя ответственным за собственные семейные события. Низкий — указывает на отрешение от проблем и заключен в снятии ответственности с себя за родных или семью.

5.»Интернальность» производственных отношений (ИП). При высоком показателе личность собственные достижения считает важнейшим фактором в формировании коллективной деятельности или отношений в коллективе, в своем профессиональном продвижении и т. п. При низком — говорит о мнительности и зависимости от внешних обстоятельств — влияние руководства, коллег, везения, неудачи.

6.Межличностная интернальность (ИМ). Высокий показатель проявляется в способности вызывать взаимоуважение и симпатию и т. д. Низкий — у категории людей неспособных активно включаться в круг общения.

7.»Интернальность» в сфере здоровья и уровне болезни (ИЗ). Высокий результат говорит о большей степени внимания к своему здоровью: если он болен, то винит себя и полагает, что и свое выздоровление будет зависеть от его предпринятых решений и действий. При низком — считает здоровье или болезнь результатом страхового случая и надеется на то, что выздоровление целиком зависит от результативности действий других людей, прежде всего врачей.

Теоретические основы

Для методики когнитивной ориентации имеет значение то, что у экстерналов мотивация более слабая, нежели у интерналов, и отсюда — склонность к конформизму и зависимости. Отмечается положительная корреляция между интернальностью и определением смысла жизни: чем больше субъект верит, что все в его жизни зависит от его личных усилий и способностей, тем чаще он находит в собственной жизни смысл и лучше видит ее цели.

Для сторонников бихевиоральной теории и исследователей поведения интересно то, что анализ структуры локуса контроля позволяет открыть направленность к совершению действия индивидом, прогнозирование условий, способствующих или мешающих этому, зависимость поведения от подкреплений.

В работе с асоциальными группами методика может быть использована для выявления тревожных, дезадаптированных подростков с экстернальным локусом контроля. Это поможет своевременно оказать им помощь, пока состояние затянувшегося стресса не привело их к совершению противоправных деяний или суицидальных попыток. Имеются данные о большей склонности экстерналов к обману и совершению аморальных поступков. Рассматривается также связь между уровнем субъективного контроля и поведением подростков и молодежи в криминогенных и посткриминогенных ситуациях.

В психологии управления может быть использованы отличия между интеральными и экстернальными личностями, они могут оказаться существенными с точки зрения их профессиональной деятельности. Так, например, экстерналы характеризуются большей подверженностью манипуляциям, они более уступчивы и чувствительны к мнению и оценкам других. В целом, экстернальные личности оказываются хорошими исполнителями, эффективно работающими под контролем других людей. Интерналы, в отличие от экстерналов, продуктивнее трудятся не в команде, а в одиночестве. Они более активны в поиске информации. Кроме того, интернальные личности лучше справляются с работой, требующей проявления инициативы. Они более решительны, уверены в себе, принципиальны в межличностных отношениях, не боятся рисковать. Исследования показывают, что интернальные руководители способны успешно осуществлять директивное руководство. Интернальные и экстернальные личности различаются и другими особенностями, например, самооценкой. Люди с интернальным локусом контроля думают о себе как о добрых, общительных, дружелюбных, решительных, невозмутимых, честных, самостоятельных личностях. А люди с экстернальным локусом контроля считают себя несамостоятельными, раздражительными, зависимыми, эгоистичными, нерешительными, неуверенными в себе, враждебными окружению.

Выделение личностной характеристики, описывающей то, в какой степени человек ощущает себя активным субъектом собственной деятельности, а в какой — пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств, обосновано существующими эмпирическими исследованиями и может способствовать дальнейшему изучению широкого круга проблем общей и в особенности прикладной психологии личности, тем более предметом психологического анализа все чаще становятся различные формы произвольной активности индивида, его обыденное сознание, типы объяснения окружающего мира, мировоззренческие установки, отношение человека к своей судьбе.

Разработаны варианты этого теста для взрослых, школьников и даже для дошкольников. Также есть версия для национальных меньшинств. Все эти варианты при своем создании проходили тщательную психометрическую проверку. Для оригинальной версии проверка надежности проводилась методом расщепления теста и методом повторного его выполнения через 2 месяца. Эта проверка показала, что тест достаточно надежен. То же самое можно сказать и о его валидности.

Итак, согласно исследованиям, люди с преобладанием интернального локуса контроля более уверены в себе, спокойны, позитивны, у них легче складываются межличностные отношения, они более независимы. Людей с экстернальным локусом контроля отличает повышенная тревожность, меньшая терпимость по отношению к другим и меньшая популярность и конформность.

Как развивать внутренний локус контроля

Идеальным вариантом для каждой личности будет равномерное развитие как внутреннего, так и внешнего локусов. Отсюда появляется стремление измениться, стать лучше. Изменение локуса контроля может происходить только под наблюдением психотерапевта,который разработает программы, специально предназначенные для повышения самооценки.

Для достижения внутреннего равновесия без помощи психотерапевтов необходимо:

  • контролировать и не переносить свою ответственность на других
  • отвечать за свои поступки и понимать степень ответственности
  • признавать свои неудачи, вину и самостоятельно назначить себе наказание

Если же преобладает внутренний локус, то следует изменить намерения:

  1. Нет необходимости брать всё и сразу, следует давать взамен. Например, взаимовыгодные сделки.
  2. Будьте наблюдательны. В действиях и реакции окружающих можно найти равнозначные решения действий. Должна быть связь между поступком человека и реакцией на нее.
  3. Будьте корректным в своем поведении и общении.

Если же вы ведомы (возможно, рабочим коллективом или знакомыми), измените себя:

  • Будьте уверенны в себе, в своих поступках, словах и действиях.
  • Будьте маловосприимчивыми к мнению группы
  • Показывайте свое мнение
  • Внимательно слушайте чужое мнение
  • Держите себя в руках
  • Как можно меньше негатива к окружающим.
  • Своя точка зрения о получаемой информации.

Помните, что:

  1. Гармоничное существование должна быть достижимым и вполне близким, к текущему состоянию.
  2. Человек должен ставить реальные цели в процессе движения к главной цели.
  3. Ежедневный труд поможет достичь гармонию.
  4. Воспитание и самовоспитание – взаимный процесс, нередко бесконечный.

Зачем это знать

Какой практический смысл можно извлечь из данного знания? Действительно, на первый взгляд может показаться, что теория познавательна и интересна, но не более того. На самом же деле, определение своего локуса контроля и пересмотр отношения к происходящему с вами – мощный инструмент для саморазвития.

Поверхностный анализ можно провести даже не обращаясь за помощью к упомянутым опросникам и сделанным на их основе тестам в Интернете. Просто постарайтесь взглянуть на себя со стороны и оценить ваше отношение к тому, что происходило в ближайшее время. Например, вы получили двойку по тесту или на вас накричал начальник за плохо сделанную работу. Какими были ваши последующие действия? Вы добросовестно выучили всё и исправили ошибки в работе, потому что в случившемся ваша вина? Или, проклиная учителя и босса за предвзятость и несправедливость, сделали то, что нужно, «из-под палки», лишь бы вас оставили в покое? Конечно, такие варианты не взаимоисключают друг друга, но в других случаях имеют не такое явное отношение к локусу контроля.

Таким образом, подобрав правильную череду вопросов и честно себе на них ответив, вы получите готовую карту, способную указать, в каком направлении вам дальше двигаться и какие навыки и качества своего характера развивать, а от каких избавиться. Выраженная экстернальность свидетельствует о том, что вам нужно научиться брать ответственность на себя, быть увереннее и проактивнее. Установите наблюдение за собой и во всём, что происходит, учитесь видеть и свой след, а не только стечение обстоятельств.

Подобные вопросы должны себе задать и интерналы. Их реакцией на смещение локуса должен стать отказ контролировать вещи, которые в контроле не нуждаются. Стоит признать, что абсолютно всё предвидеть, а, тем более, повлиять, невозможно. Поэтому корить себя каждый раз, когда что-то идёт не так – затея глупая и сулящая депрессию. Ищите гармонию!

Тест на локус контроля

Цель методики – определить характерную направленность личности на внешние (экстерналы) или внутренние (интерналы) стимулы. Инструкция – в тесте предложено 44 кратких утверждения. Необходимо представить описанные ситуации и выбрать ответ: «+» («да»), «–» («нет»).

Кто виноват в успехах и неудачах по жизни?

Нужны отрицательные или положительные ответы на такие утверждения:

  1. Карьерный рост – подарок судьбы, а не усилия человека.
  2. Разводы происходят между людьми, не готовыми идти на уступки друг к другу.
  3. Заболевание – дело случая, если суждено болеть, то никуда не деться.
  4. Причина одиночества – отсутствие интереса и дружелюбия к окружающим.
  5. Исполнение желаний зависит от везения.
  6. Нет смысла стараться для получения симпатии окружающих.
  7. Благосостояние влияет на семейное счастье не меньше отношений супругов.
  8. Я мало влияю на происходящее.
  9. Эффективность руководства заключается в контроле действий подчиненных, а не надежде на самостоятельность.
  10. Оценки в школе зависят от настроения педагога, а не собственных усилий.
  11. Я верю в реализацию собственных планов.
  12. Удача – результат долгих стараний.
  13. Правильный образ жизни помогает здоровью больше, нежели таблетки и врачи.
  14. Если люди не совместимы, их старания для создания совместной жизни будут напрасными.
  15. Мои хорошие поступки высоко оцениваются окружающими.
  16. Поведение детей – результат родительского воспитания.
  17. Случай или судьба не имеет весомого значения в жизни.
  18. Я не загадываю наперед, поскольку многое в жизни зависит не от меня, а от обстоятельств.
  19. Моя успеваемость в школе зависела от собственных стараний и готовности.
  20. В семейных ссорах я чувствую себя виноватым.
  21. Жизнь людей определяется стечением обстоятельств.
  22. Я предпочитаю руководство, позволяющее самостоятельно решать вопросы.
  23. Образ жизни не влияет на возможные недуги.
  24. Неудачное стечение обстоятельств мешает успеху.
  25. За плохое управление компанией ответственны работники.
  26. Я не могу поменять сложившиеся отношения в семье.
  27. При желании я расположу к себе любого человека.
  28. На подрастающее поколение влияют различные обстоятельства, усилия родных в воспитании бесполезны.
  29. В происходящем виноват я сам.
  30. Иногда сложно характеризовать решения руководства в той или иной ситуации.
  31. Человек, не добившийся успехов на работе, проявил недостаточно усилий.
  32. Я добиваюсь от семьи, чего хочу.
  33. В моих неудачах виноваты другие люди.
  34. Ребенка удастся уберечь от простуды, если позаботиться о профилактике.
  35. С наступлением «черной полосы» я жду, пока проблемы решатся своим чередом, не пытаюсь ничего изменить.
  36. Успех – результат упорного труда, мало зависит от судьбы.
  37. От меня зависит счастье моей семьи.
  38. Не понимаю, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.
  39. Я принимаю решения и действую самостоятельно, не полагаясь на случай и помощь посторонних.
  40. Заслуги людей часто остаются непризнанными, несмотря на усердия.
  41. Иногда невозможно найти выход из семейной ситуации даже при сильном желании.
  42. Талантливые люди, не реализовавшие собственные способности, должны винить только себя.
  43. Многие успехи достигаются с помощью посторонних.
  44. Большинство неудач спровоцировано ленью, малое количество – зависит от везения.

Тестирование работников организации на локус контроля

Для определения собственного локуса контроля необходимо подсчитать количество ответов по отдельной шкале, каждое совпадение равно одному баллу по ней. Например, совпало 4 положительных и 6 отрицательных ответов, общая сумма составила 10 баллов.

Шкала общей интернальности:

  • «+» 2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 32, 34, 36, 37, 39, 42, 44;
  • «–» 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 31, 33, 38, 40, 41, 43.

Обработка результатов:

  • 0-11 баллов – экстернал;
  • 12-32 балла – смешанный тип (в зависимости от обстоятельств, человек ведет себя как интернальный или экстернальный тип);
  • 33-44 балла – интернал.

Про алгоритм подсчета количества баллов, исходя из данных ответов, подробную информацию можно найти в сети интернет. Локус это в психологии не диагноз, а относительно стабильная величина, способная меняться на протяжении жизни под воздействием различных факторов: экономических, правовых, социальных. Если человек вырос в любящей семье, родители привили привычку отвечать за себя, высока вероятность развития внутреннего локуса контроля. У воспитанников авторитарных, строгих, непредсказуемых родителей – внешнего. Приобрести внутренний локус или, наоборот, освободиться от нездорового самоконтроля люди способны самостоятельно на протяжении жизни.

Методика изучения

Еще в 1966 году Джулиан Роттер разработал методику, позволяющую оценить локус контроля человека. Многие психологи пытались видоизменить тест. Сегодня чаще всего используется классический вариант и модификация О. П. Елисеева «Когнитивная ориентация».

Шкала «Локус контроля»

Помогает выяснить, кем является человек — интерналом или экстерналом. Также показывает, насколько он готов видеть себя, оценивать свою роль, успехи и промахи в той или иной сфере.

Тест-опросник шкалы локуса контроля Дж. Роттера содержит 44 вопроса. Нужно либо согласиться с утверждением, либо опровергнуть его.

  1. Построение карьеры зависит от удачливости, а не от стараний самого человека.
  2. Разводы — следствие того, что партнеры или не хотят, или не умеют идти на компромисс.
  3. Болеют все. Это нельзя предотвратить или предсказать.
  4. Холодные, бесчувственные люди всегда одиноки.
  5. Я смогу реализовать все свои желания, если мне будет сопутствовать удача.
  6. Симпатию завоевать невозможно. Ты человеку нравишься или нет.
  7. Брак зависит от денег и влияния родителей так же, как и от самих супругов.
  8. Я часто думаю о том, что ничего не могу изменить в своей же жизни.
  9. Компания будет развиваться, если все решения принимает руководитель, не полагаясь при этом на мнение подчиненных.
  10. Когда я учился в школе, моя успеваемость зависела не от меня, а от внешних факторов, в том числе и настроения учителя.
  11. Я уверен, что смогу осуществить задуманное.
  12. Что смогу добиться желаемого, осуществить все свои планы.
  13. Лучше вести здоровый образ жизни, чем ходить по врачам и пить таблетки.
  14. Если партнеры не сошлись характерами, нужно расходиться. Здесь ничего не изменишь.
  15. Мои усилия и вложения в дело всегда оценивают по достоинству.
  16. То, каким будет будущее у детей, зависит от того, как их воспитывали родители.
  17. Счастливых и несчастливых случаев не существует, равно как и судьбы.
  18. В этой жизни от меня мало что зависит, поэтому я не строю планы.
  19. Во время обучения в школе мои оценки зависели от моей же подготовки к уроку.
  20. При ссорах в семье считаю виноватым себя, а не партнера.
  21. Большая часть окружающих меня людей плывет по течению, сдается судьбе.
  22. Мне нравится, когда сотрудники наравне с руководителем могут принимать решения.
  23. Мои болезни не являются следствием моего образа жизни.
  24. Промахи и провалы — результат неудачного стечения обстоятельств.
  25. Плохой руководитель — вина сотрудников.
  26. Я думаю, что не в силах изменить отношения в семье.
  27. Стоит только захотеть, и я смогу завоевать симпатию абсолютно любого человека.
  28. Будущая жизнь ребенка зависит не столько от воспитания, сколько от влияния каких-либо внешних факторов.
  29. Ответственность за все, что со мной происходит, лежит исключительно на мне.
  30. Часто я не понимаю, почему руководитель поступил так, а не иначе.
  31. Люди, которые не могут построить карьеру, сами в этом виноваты.
  32. Я умею добиваться от окружающих, в том числе и членов семьи, того, что мне нужно.
  33. В моих неудачах виноваты окружающие.
  34. Тщательный уход за ребенком — защита от многих болезней.
  35. Если мне сложно, я жду, пока проблемы решатся сами по себе.
  36. Успех — это не везение и не стечение обстоятельств. Это долгая, упорная работа над собой.
  37. То, насколько счастливой будет моя семья, зависит только от меня самого.
  38. Я искренне не понимаю, почему кому-то нравлюсь, а кому-то нет.
  39. Я никогда и никого не прошу о помощи. Всегда рассчитываю на свои силы.
  40. Часто вклад человека в то или иное дело остается недооцененным.
  41. Зачастую семейные проблемы решить нельзя, даже если сильно захотеть этого.
  42. Ответственность за нераскрытый потенциал и неразвитые способности лежит на самом человеке.
  43. Большинство моих побед — заслуга окружающих.
  44. Практически во всех своих неудачах виноват я, моя лень или отсутствие знаний.

Внешний экстернальный фактор

Внешний (экстернальный) фактор помогает определить степень активности индивидуума, его независимости и самостоятельности, а еще является одной из важнейших черт личности. Этот тип находится у тех, кто всю меру ответственности за все происходящее вокруг возлагают не на себя, а на окружающих или сложившиеся обстоятельства.

Экстерналы излишне реагируют на все непредвиденные обстоятельства, воспринимая обстоятельства с настороженностью или даже испугом

При планировании большое внимание уделяют прошлому, в планы помещают воспоминания из прошлого. Само планирование у таких индивидуумов условно, ведь жизнь может внести свои коррективы

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]